Банши

Часть серии о |
Культура Ирландии |
---|
![]() |
История |
Люди |
Мифология и фольклор |
Религия |
Искусство |
Банши ˈʃiːðʲe ( / ˈ b æ n ʃ iː / BAN -shee ; современное ирландское bean sí , от древнеирландского : ben síde [bʲen ] , «женщина сказочного кургана » или «женщина-фея») — женский дух на ирландском языке. фольклор, который возвещает смерть члена семьи, [ 1 ] обычно криком, воем, визгом или причитанием . Ее имя связано с мифологически важными курганами или «курганами», усеивающими ирландскую известны как сидэ (единственное число сид ). сельскую местность, которые на древнеирландском языке [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]Иногда у нее длинные струящиеся волосы, которые можно увидеть расчесывающими, причем в некоторых легендах указывается, что она может только усердно расчесывать волосы. На ней серый плащ поверх зеленого платья, а глаза у нее красные от постоянных слез. [ 3 ] Она может быть одета в белое, иметь рыжие волосы и ужасный цвет лица, согласно свидетельству Энн, леди Фэншоу, в ее мемуарах . [ 4 ] Леди Уайльд в своих книгах приводит и другие:
Размер банши — еще одна физическая особенность, которая различается в зависимости от региона. Хотя зафиксированы некоторые свидетельства того, что она стояла неестественно высокой, в большинстве рассказов, описывающих ее рост, рост банши указывается как низкий, где-то между одним футом и четырьмя футами. Ее исключительный невысокий рост часто сочетается с описанием ее как старухи, хотя это также может быть призвано подчеркнуть ее статус сказочного существа. [ 5 ]
Иногда банши принимает облик какой-нибудь сладко поющей девственницы из семейства, которая умерла молодой и получила от невидимых сил миссию стать предвестником грядущей гибели для своих смертных сородичей. Или ее можно увидеть ночью как закутанную женщину, скрючившуюся под деревьями и скорбящую с закрытым лицом; или пролетая при лунном свете, горько плача: и крик этого духа скорбен среди всех других звуков на земле и предвещает верную смерть какому-либо члену семьи, когда бы он ни был услышан в ночной тишине. [ 6 ]
В ирландско-английском словаре Джона О'Брайена статья «Сит-Брог» гласит:
«отсюда bean-síghe , множественное число mná-síghe , феи или женщины-феи, которые, как легковерно полагают простые люди, так сильно влияют на определенные семьи, что слышно, как они поют скорбные причитания около своих домов по ночам, когда бы ни случилось какое-либо из семейные труды во время болезни, которая закончится смертью, но считается, что ни одна семья, не принадлежащая к древнему и благородному роду, не удостоится этой волшебной привилегии». [ 7 ]
Кулинария
[ редактировать ]
В Ирландии и некоторых частях Шотландии традиционной частью траура является плачущая женщина ( bean chaointe ), которая плачет — по-ирландски : caoineadh («плачущий»), произносится [ˈkɯiːnʲə] на ирландских диалектах Мюнстера и южного Голуэя , [ˈkɯiːnʲuː] в Коннахте (кроме южного Голуэя ) и (особенно запад) Ольстер и [ˈkɯːnʲuw] в Ольстере , особенно в традиционных диалектах севера и востока Ольстера, включая Лаут . Эта страстная женщина в некоторых случаях может оказаться профессионалом, а лучшие из них будут пользоваться большим спросом.
Ирландская легенда рассказывает о плаче, которое поет женщина-фея или банши. Она пела ее, когда умирал или собирался умереть член семьи, даже если человек умер далеко и известие о его смерти еще не пришло. В таких случаях ее плач станет первым предупреждением семьи о смерти. [ 8 ] [ 9 ] Банши также является предсказателем смерти. Если кто-то собирается попасть в ситуацию, из которой маловероятно, что он выйдет живым, она предупредит людей криком или воем, в результате чего появится банши, также известная как плачущая женщина. Банши также ассоциировалась с каретой смерти : говорили, что она либо вызывала ее своим плачем, либо путешествовала вместе с ней. [ 10 ]
Когда одновременно появляются несколько банши, это указывает на смерть кого-то великого или святого. [ 11 ] В сказках иногда рассказывалось, что женщина, хотя и называлась феей, была призраком, часто конкретной убитой женщины или матери, умершей при родах . [ 3 ]
В некоторых частях Ленстера ее называют bean chaointe (проницательная женщина), чей вопль может быть настолько пронзительным, что разбивает стекло . В шотландском фольклоре подобное существо известно как bean nihe или Ban nigheachain (маленькая прачка) или nigheag na h-àth (маленькая прачка у брода), и его можно увидеть стирающим окровавленную одежду или доспехи тех, кто вот-вот умрет. В валлийском фольклоре подобное существо известно как цихират . [ 12 ]
Счета достигают еще в 1380 году публикации Cathreim Toirdhealbhaigh ( Триумфы Торлоу ) Шона Мак Крейта . [ 13 ] Упоминания о банши можно встретить и в нормандской литературе того времени. [ 13 ]
Связанные семьи
[ редактировать ]Некоторые источники предполагают, что банши оплакивают только потомков «чистого милетского племени» Ирландии. [ 14 ] [ 15 ] Первоначальное поверье, по-видимому, связывало фольклор с рядом древних ирландских семей. [ 16 ] [ 17 ] Согласно этой традиции, банши не будет скорбеть или навещать кого-то саксонского или нормандского происхождения или приехавшего в Ирландию позже. [ 15 ] [ 18 ] [ 19 ] Большинство, но не все, фамилий, связанных с банши, имеют Ó или Mc/Mac. префикс [ 20 ] - то есть фамилии гойдельского происхождения , указывающие на семью, уроженку островных кельтских земель, а не на семьи норвежцев, англосаксов или норманнов.
Есть некоторые исключения из этого предания, [ 21 ] в том числе то, что банши может оплакивать человека, «одаренного музыкой и песней». [ 22 ] Например, есть сообщения о том, что Джеральдинцы услышали банши – поскольку они, по общему мнению, стали « более ирландцами, чем сами ирландцы » – и что Банши Банворта , связанная с преподобным Чарльзом Банвортом (имя англосаксонского происхождения), ознаменовал смерть ирландца, покровителя музыкантов. [ нужна ссылка ]
По традиции, в некоторых семьях была своя банши. [ 17 ] банши Уа Бриайн по имени Айбелл была правителем 25 других банши, которые всегда были при ней. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Британская энциклопедия , Кельтский фольклор: Банши. . Проверено 11 июня 2020 г.
- ^ Словарь ирландского языка : Сид, Сит : «волшебный холм или курган» и Бен
- ^ Перейти обратно: а б Бриггс, Кэтрин (1976). Энциклопедия фей . Книги Пантеона. стр. 14–16. ISBN 0394409183 .
- ^ Фэншоу, Герберт Чарльз (1907). Мемуары Энн, леди Фэншоу . Лондон: Джон Лейн. п. 58.
- ^ Чаплин, Кэтлин (2013). «Смертельный удар». Обзор Новой Англии , том. 34, нет. 1. С. 135–157. JSTOR 24243011 .
- ^ Уайльд, Джейн (1887). Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии (Том 1). Бостон: Тикнор и Ко, стр. 259–60.
- ^ О'Брайен, Джон (1768). Гэльский саксофонно-английский словарь . Николя-Франсис Валлер, Париж.
- ^ Кох, Джон Т. (1 января 2006 г.). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АБВ КЛИО. п. 189. ИСБН 9781851094400 . OCLC 644410117 .
[Его возникновение] наиболее сильно связано со старой семьей или родовым домом и землей, даже если член семьи умирает за границей. Говорят, что крик, связанный преимущественно с приближающейся смертью, испытывают члены семьи, и особенно местное сообщество, а не умирающий человек. Смерть считается неизбежной, как только крик будет услышан.
- ^ Лисахт, Патрисия; Брайант, Клифтон Д.; Пек, Деннис Л. (15 июля 2009 г.). Энциклопедия смерти и человеческого опыта . МУДРЕЦ. п. 97. ИСБН 9781412951784 . OCLC 755062222 .
Говорят, что большинство проявлений банши происходит в Ирландии, обычно недалеко от дома умирающего человека. Но в некоторых сообщениях говорится об объявлении в Ирландии о смерти ирландцев за границей... Именно те, кто обеспокоен смертью на уровне семьи и сообщества, обычно слышат банши, а не умирающего человека.
- ^ «тренер смерти» . Оксфордский справочник . Проверено 29 января 2024 г.
- ^ Йейтс, ВБ «Сказки и народные сказки ирландского крестьянства» в Бусс, Клэр; Йейтс, ВБ; Грегори, леди (1986) Сокровищница ирландских мифов, легенд и фольклора . Нью-Йорк: Книги Грамерси. п. 108. ISBN 978-0-517-48904-8
- ^ Оуэн, Элиас (1887). Валлийский фольклор: Сборник сказок и легенд Северного Уэльса . Фелинфах: Лланерх. п. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с Уэстропп, Тос. Дж. (июнь 1910 г.). «Фольклорный обзор графства Клэр» . Фольклор . 21 (2): 180–199. дои : 10.1080/0015587X.1910.9719928 . JSTOR 1254686 .
- ^ Скотт, Уолтер (1 января 1836 г.). Письма о демонологии и колдовстве . Харпер и братья. п. 296 .
Письма сэра Уолтера Скотта о демонологии Банши.
- ^ Перейти обратно: а б Лондонский журнал: и еженедельные отчеты о литературе, науке и искусстве . Г. Викерс. 1847.
Банши разрешено только семьям чисто милетского происхождения и никогда не приписывается какому-либо потомку [..] саксов, последовавших за знаменем графа Стронгбоу.
- ^ Монаган, Патрисия (18 декабря 2009 г.). Энциклопедия богинь и героинь [2 тома]: [2 тома] . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-0-313-34990-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Крокер, Томас Крофтон (1838). Сказочные легенды и традиции юга Ирландии. [Томас Крофтон Крокер.] . Джон Мюррей; Томас Тегг и сын. п. 260.
Банши, или женщина-демон, [была] привязана к некоторым древним ирландским семьям.
- ^ Скотт, Уолтер (1831). Письма о демонологии и колдовстве: адресованы Дж. Г. Локхарту, эсквайру . Джон Мюррей.
- ^ Валланси, Чарльз (1786). Collectanea de Rebus Hibernicus . Т. Юинг. п. 461.
но считается, что ни одна семья, не принадлежащая к древнему и благородному происхождению (не восточного происхождения, как он должен был сказать), не удостоена этой волшебной привилегии.
- ^ Кэшман, Рэй (30 августа 2016 г.). Паки Джим: фольклор и мировоззрение на ирландской границе . Университет Висконсина Pres. п. 145. ИСБН 9780299308902 .
Банши всегда тяготеет к Макам и Ос, людям со старыми кельтскими именами.
- ^ О'Салливан, монах (1899). «Древняя история Королевства Керри» (PDF) . Журнал Историко-археологического общества Корка . 5 (44): 224–234. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. - через JCHAS.
Только «кровь» может иметь банши. У деловых людей в наши дни есть что-то столь же хорошее, как «кровь» - у них есть «мозги» и «медь», с помощью которых они могут конкурировать и входить в старейшие семьи [..] Однако ничто [..] не может заменить «Голубую кровь». "
- ^ Уайльд, леди (1887). Древние легенды, мистические чары и суеверия Ирландии . Тикнор и компания. п. 259.
Этот дух [банши] посещает только определенные семьи исторического происхождения или людей, одаренных музыкой и пением.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сорлин, Эвелин (1991). Крики жизни, крики смерти: Феи судьбы в кельтских странах (на французском языке). Academia Scientiarum Fenica. ISBN 978-951-41-0650-7 .
- Лисахт, Патрисия (1986). Банши: ирландская вестница смерти . Робертс Райнхарт. ISBN 978-1-57098-138-8 .
- Эванс-Венц, Уолтер Йилинг (1977). Фея-Вера в кельтских странах, ее психологическое происхождение и природа . К. Смайт. ОСЛК 257400792 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.