Jump to content

Антоний Великий

(Перенаправлено с Антониуса )


Антоний Великий
Святой Антоний Великий, Михаил Дамаскинос , 16 век.
Почтенная и богоносная
Отец монашества
Отец всех монахов
Рожденный 12 января 251
Кома , провинция Египта , Римская империя
Умер 17 января 356 г. (356-01-17) (105 лет)
Гора Колзим , провинция Египет, Римская империя.
Почитается в Восточная Православная Церковь
Ассирийская церковь Востока
Восточные православные церкви
Католическая церковь
Англиканское сообщество
Лютеранство (ELCA)
канонизирован Предварительная Конгрегация
Главный храм Монастырь Святого Антония , Египет
Сен-Антуан-л'Аббай , Франция
Праздник 17 января ( Восточная Православная Церковь , Римско-Католическая Церковь , Англиканская община ), Лютеранство (ELCA)
22 тоби ( коптский календарь )
Атрибуты колокол; свинья; книга; Тау Кросс [ 1 ] [ 2 ] Крест Тау с подвеской-колокольчиком [ 3 ]
Покровительство Животные, кожные заболевания, фермеры, мясники, бедняки, изготовители корзин, кисти, могильщики, [ 4 ] Папская церковная академия, Рим [ 5 ]

Антоний Великий ( греческий : Ἀντώνιος Antṓnios ; арабский : القديس أنطونيوس الكبير ; латынь : Антоний ; коптский : Ⲁⲃⲃⲁ Ⲁⲛⲧⲱⲛⲓ ; ок. 2 января 251 — 17 января 356) — христианский монах из Египта, почитаемый после смерти как святой. , он отличается От других святых с именем Антоний , таких как Антоний Падуанский различными эпитетами: Антоний Египетский , Антоний Игумен , Антоний Пустынный , Антоний Анахоретик , Антоний Пустынник и Антоний Фивский . За его значение среди отцов-пустынников и для всего позднего христианского монашества он также известен как Отец всех монахов . Его праздник отмечается 17 января среди православных и католических церквей и 22 тоби по коптскому календарю .

Биография жизни Антония, написанная Афанасием Александрийским, помогла распространить концепцию христианского монашества , особенно в Западной Европе, посредством ее латинских переводов. Его часто ошибочно считают первым христианским монахом, но, как ясно показывают его биография и другие источники, до него было много подвижников. Однако Антоний был одним из первых, кто ушел в пустыню (около 270 г. н. э.), что, по-видимому, способствовало его известности. [ 6 ] Рассказы о том, как Антоний пережил сверхъестественное искушение во время своего пребывания в Восточной пустыне Египта, вдохновили на изображение его искушений в изобразительном искусстве и литературе.

Антония применяют против инфекционных заболеваний, особенно кожных. В прошлом многие подобные недуги, в том числе эрготизм , рожа и опоясывающий лишай , назывались огнем Святого Антония .

Жизнь Антония

[ редактировать ]

Большая часть того, что известно об Энтони, взята из « Жизни Антония» . Написано на греческом языке ок. 360 Афанасия Александрийского , он изображает Антония как неграмотного и святого человека, который своим существованием в первозданном ландшафте имеет абсолютную связь с божественной истиной, которая всегда находится в гармонии с истиной Афанасия-биографа. [ 6 ]

Продолжение жанра светской греческой биографии . [ 7 ] это стало его самой читаемой работой. [ 8 ] Незадолго до 374 года его перевел на латынь Евагрий Антиохийский . Латинский перевод помог « Житию» стать одним из самых известных литературных произведений в христианском мире, и этот статус он сохранял в средние века . [ 9 ]

Переведенный на несколько языков, он стал своего рода «бестселлером» своего времени и сыграл важную роль в распространении аскетического идеала в восточном и западном христианстве. Позже оно послужило источником вдохновения для христианских монашествующих как на Востоке, так и на Западе. [ 10 ] и помог распространить концепцию христианского монашества, особенно в Западной Европе, через его латинские переводы.

Много историй рассказывается об Антонии и в « Изречениях отцов-пустынников» .

Антоний, вероятно, говорил только на своем родном языке, коптском , но его изречения были распространены в греческом переводе. Он сам диктовал письма на коптском языке, семь из которых сохранились. [ 11 ]

Ранние годы

[ редактировать ]

Антоний родился в Коме в Нижнем Египте в семье богатых землевладельцев. Когда ему было около 20 лет, его родители умерли и оставили его на попечение незамужней сестры. Вскоре после этого он решил последовать евангельскому увещеванию в Евангелии от Матфея 19:21: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай, что имеешь, и раздай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах». Энтони раздал часть земель своей семьи своим соседям, продал оставшуюся собственность и пожертвовал средства бедным. [ 12 ] Затем он ушел жить аскетической жизнью, [ 12 ] поместил свою сестру в группу христианских девственниц . [ 13 ]

Отшельник

[ редактировать ]
Коптская икона Святого Антония.

В течение следующих пятнадцати лет Энтони оставался в этом районе. [ 14 ] первые годы провел в качестве ученика другого местного отшельника . [ 4 ] Существуют различные легенды о том, что он работал свинопасом . в этот период [ 15 ]

Согласно « Искушению святого Антония» (1878) Фелисьена Ропса :

Антония иногда считают первым монахом, [ 14 ] и первым, кто начал одиночное опустынивание, [ 16 ] но до него были и другие. Уже существовали аскетические отшельники ( Therapeutae ), а свободно организованные общежительные общины были описаны еврейским философом Филоном Александрийским в I веке нашей эры как давно обосновавшиеся в суровых условиях озера Мареотида и в других менее доступных регионах. Филон полагал, что «этот класс людей можно встретить во многих местах, поскольку и Греция, и варварские страны хотят наслаждаться всем, что совершенно хорошо». [ 17 ] Христианские аскеты, такие как Фекла, также уходили в изолированные места на окраинах городов. Энтони примечателен тем, что решил превзойти эту традицию и отправился в пустыню. Он уехал в щелочную Нитрийскую пустыню (позже место расположения известных монастырей Нитрия , Келлия и Скетида ) на краю Западной пустыни примерно в 95 км (59 миль) к западу от Александрии . Он оставался там 13 лет. [ 4 ]

Антоний придерживался очень строгой аскетической диеты. Он ел только хлеб, соль и воду и никогда не ел мяса и вина. [ 18 ] Он ел максимум один раз в день, а иногда голодал по два-четыре дня. [ 19 ] [ 20 ]

По мнению Афанасия , диавол боролся с Антонием, поражая его скукой, ленью и женскими призраками, которые он преодолевал силой молитвы, давая тему христианскому искусству . После этого он перебрался в одну из могил недалеко от родного села. Именно там в Житии зафиксированы те странные столкновения с демонами в образе диких зверей, которые наносили ему удары, а иногда и оставляли его почти мертвым. [ 21 ]

После пятнадцати лет этой жизни, в возрасте тридцати пяти лет, Антоний решил уйти из мужского жилища и удалиться в абсолютном одиночестве. Он отправился в пустыню на гору у Нила, называемую Писпир (ныне Дер-эль-Мемун), напротив Арсинои . [ 14 ] в строго закрытом старом заброшенном римском форте. Там он прожил около 20 лет [ 4 ] Еду ему бросали через стену. Время от времени его посещали паломники, которых он отказывался видеть; но постепенно несколько потенциальных учеников обосновались в пещерах и хижинах вокруг горы. Так образовалась колония подвижников, которые умоляли Антония выйти и быть их наставником в духовной жизни. В конце концов он уступил их назойливости и около 305 года вышел из своего убежища. К всеобщему удивлению, он оказался не истощенным, а здоровым душой и телом. [ 21 ]

Картина Святого Антония, часть картины «Посещение святого Николая и святого Антония-аббата» Пьеро ди Козимо , ок. 1480 г.

В течение пяти или шести лет он посвятил себя обучению и организации большого сообщества монахов, выросшего вокруг него; но затем он снова удалился во внутреннюю пустыню, лежащую между Нилом и Красным морем, недалеко от берега которой он поселился на горе ( гора Кользим ), где до сих пор стоит монастырь, носящий его имя, Дер Мар Антониос . Здесь он провел последние сорок пять лет своей жизни в уединении, не таком строгом, как Писпир, ибо свободно виделся с теми, кто приходил к нему в гости, и довольно часто пересекал пустыню в Писпир. Во время гонений Диоклетиана около 311 года Антоний отправился в Александрию и заметно посещал заключенных. [ 21 ]

Отец монахов

[ редактировать ]
Четыре рассказа об Антонии Великом Витале да Болонья , ок. 1340 год , Национальная пинакотека Болоньи.

Антоний не был первым подвижником или отшельником, но его по праву можно назвать «Отцом монашества» в христианстве. [ 12 ] [ 22 ] [ 23 ] поскольку он организовал своих учеников в общину, а позже, после распространения агиографии Афанасия, стал источником вдохновения для создания подобных общин по всему Египту и в других местах. Макарий Великий был учеником Антония. Посетители преодолевали большие расстояния, чтобы увидеть знаменитого святого человека. Говорят, что Антоний разговаривал с людьми духовного склада, оставив Макарию задачу обращения к более мирским посетителям. Позже Макарий основал монашескую общину в Скетской пустыни. [ 24 ]

Слава об Антонии распространилась и дошла до императора Константина , который написал ему с просьбой о молитвах. Братья были довольны письмом императора, но Антоний не испугался и написал в ответ, увещевая императора и его сыновей не уважать этот мир, а помнить о будущем. [ 11 ]

Истории о встрече Антония и Павла из Фив , о вороне , принесшем им хлеб, об Антонии, посланном за плащом, данным ему «епископом Афанасием», чтобы похоронить тело Павла, и о смерти Павла перед его возвращением. знакомые легенды из жизни . Однако вера в существование Павла, похоже, существовала совершенно независимо от Жития . [ 25 ]

В 338 году он временно покинул пустыню, чтобы посетить Александрию, чтобы помочь опровергнуть учение Ария . [ 4 ]

Последние дни

[ редактировать ]

Когда Антоний почувствовал приближение своей смерти, он повелел своим ученикам отдать его посох Макарию Египетскому отдать , а один тулуп Афанасию Александрийскому , а другой — Серапиону Тмуидскому , своему ученику. [ 26 ] Антоний был похоронен, согласно его указанию, в могиле рядом с его кельей. [ 11 ]

Мучения святого Антония , копия молодого Микеланджело с гравюры Мартина Шонгауэра ок. 1487 – ок. 1489 . Масло, темпера на панели. Одно из многих художественных изображений испытаний святого Антония в пустыне.

Искушение

[ редактировать ]

Рассказы об Антонии, пережившем сверхъестественное искушение во время его пребывания в Восточной пустыне Египта, вдохновили на часто повторяемую тему искушения святого Антония в западном искусстве и литературе. [ 27 ]

Говорят, что Антоний столкнулся с рядом сверхъестественных искушений во время своего паломничества в пустыню. Первым о искушении сообщил его современник Афанасий Александрийский . Возможно, эти события, как и картины, полны богатых метафор или, в случае с животными пустыни, возможно, видений или снов. Однако внимание к этим историям по-настоящему началось только в средние века , когда психология личности стала вызывать больший интерес. [ 4 ]

Некоторые истории, вошедшие в биографию Энтони, сейчас увековечены в основном в картинах, где дают возможность художникам изобразить их более мрачные или причудливые интерпретации. Многие художники, в том числе Мартин Шонгауэр , Иероним Босх , Йоос ван Крэсбек, Доротея Таннинг , Макс Эрнст , Леонора Кэррингтон и Сальвадор Дали , изобразили эти случаи из жизни Антония; в прозе сказка была пересказана и приукрашена Гюставом Флобером в «Искушении святого Антония» . [ 28 ]

Сатир и кентавр

[ редактировать ]
Встреча святого Антония и святого Павла Фивского , магистра Оссерванцы , 15 век, на фоне кентавра

Антоний путешествовал по пустыне, чтобы найти Павла из Фив , который, согласно его сну, был лучшим отшельником, чем он. [ 29 ] У Энтони сложилось впечатление, что он был первым человеком, когда-либо жившим в пустыне; однако из-за сна Энтони был призван в пустыню, чтобы найти своего «лучшего», Пола. По пути туда он столкнулся с двумя существами в облике кентавра и сатира . Хотя летописцы иногда постулировали, что они могли быть живыми существами, западная теология считает их демонами . [ 29 ]

Путешествуя по пустыне, Энтони впервые нашел кентавра, «существо смешанной формы, полулошадь-получеловек», которого он спросил о направлении. Существо пыталось говорить на непонятном языке, но в конце концов указало рукой в ​​нужную сторону, а затем убежало и исчезло из поля зрения. [ 29 ] Его интерпретировали как демона, пытающегося напугать его, или, альтернативно, как существо, порожденное пустыней. [ 30 ]

Следующим Энтони нашел сатира, «манекен с крючковатой мордой, рогатым лбом и конечностями, похожими на козлиные лапы». Это существо было мирным и предлагало ему плоды, а когда Антоний спросил, кто он такой, сатир ответил: «Я смертное существо и один из тех обитателей пустыни, которым язычники, введенные в заблуждение различными видами заблуждений, поклоняются под имена фавнов , сатиров и инкубов , я послан представлять мое племя. Мы молим вас от нашего имени, чтобы вымолить благосклонность вашего и нашего Господа, который, как мы узнали, однажды пришел, чтобы спасти мир, и «чей». звук распространился по всей земле». Услышав это, Антоний возрадовался и возрадовался славе Христовой. Он осудил город Александрию за то, что он поклоняется чудовищам вместо Бога, в то время как такие звери, как сатир, говорят о Христе. [ 29 ]

Серебро и золото

[ редактировать ]

В другой раз Антоний путешествовал по пустыне и нашел на своем пути блюдо с серебряными монетами. [ 31 ]

Демоны в пещере

[ редактировать ]

Подвижник, Антоний ушел жить в гробницы подальше от села. Однако в пещере было так много демонов, что слуге Антония пришлось вынести его, потому что они забили его до смерти. Когда отшельники собрались у трупа Антония, чтобы оплакать его смерть, Антоний ожил. Он потребовал, чтобы слуги отвели его обратно в ту пещеру, где его избили демоны. Добравшись туда, он позвал демонов, и они вернулись в виде диких зверей, чтобы разорвать его на куски. Внезапно вспыхнул яркий свет, и демоны убежали. Антоний знал, что свет, должно быть, исходил от Бога, и спросил Бога, где он был раньше, когда на него напали демоны. Бог ответил: «Я был здесь, но я хотел бы увидеть и остаться, чтобы увидеть твою битву, и поскольку ты в основном сражался и хорошо поддерживал свою битву, Я сделаю так, чтобы твое имя распространилось по всему миру». [ 32 ]

Почитание

[ редактировать ]
Паломнические знамена из храма в Варфхейзене

Энтони был тайно похоронен на вершине горы, где он решил жить. Сообщается, что его останки были обнаружены в 361 году и перенесены в Александрию . Некоторое время спустя они были перевезены из Александрии в Константинополь , чтобы избежать разрушений, учиненных вторгшимися сарацинами . В одиннадцатом веке византийский император подарил их французскому графу Жослену. Жослен перевел их в Ла-Мотт-Сен-Дидье, позже переименованный. [ 4 ] Там Джоселин взялся построить церковь для размещения останков, но умер еще до того, как церковь была начата. Здание было наконец построено в 1297 году и стало центром почитания и паломничества, известным как Сен-Антуан-л'Аббай .

Антонию приписывают помощь в ряде чудесных исцелений, в первую очередь от эрготизма , который стал известен как «Огонь святого Антония». Два местных дворянина выразили благодарность за его помощь в их выздоровлении от болезни. Затем в его честь они основали Больницу Братьев Св. Антония , которая специализировалась на уходе за жертвами кожных заболеваний. [ 4 ]

Он особенно почитается Орденом Святого Павла Первого Отшельника за его тесную связь со святым Павлом Фивским , в честь которого они получили свое имя. В « Житии святого Павла Первого отшельника » святого Иеронима записано, что именно святой Антоний нашел святого Павла в конце его жизни и без которого сомнительно, чтобы он был известен. [ 33 ]

Сен-Антуан-л'Аббе , Изер , Франция

Почитание Антония на Востоке более сдержано. Икон и картин с его изображением сравнительно немного. Однако его считают «первым хозяином пустыни и вершиной святых монахов», и существуют монашеские общины маронитской, халдейской и православной церквей, которые заявляют, что следуют его монашескому правилу. [ 4 ] В средние века Антоний, наряду с Квирином Нойским , Корнелием и Губертом , почитался как один из Четырех святых маршалов ( Vier Marschälle Gottes ) в Рейнской области . [ 34 ]

Энтони вспоминают в англиканской общине на Малом фестивале 17 января. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]

Хотя сам Антоний не организовал и не создал монастырь, вокруг него выросла община, основанная на его примере аскетической и изолированной жизни. Биография Афанасия помогла пропагандировать идеалы Антония. Афанасий пишет: «Для монахов жизнь Антония является достаточным примером подвижничества . [ 4 ] Его история повлияла на обращение Августина Гиппонского. [ 38 ] [ 39 ] и Иоанн Златоуст . [ 40 ]

Коптская литература

[ редактировать ]

Примерами чисто коптской литературы являются произведения Антония и Пахомия , говоривших только по-коптски, а также проповеди и проповеди архимандрита Шенуда , предпочитавшего писать только по-коптски. Самыми ранними оригинальными произведениями на коптском языке были письма Антония. В III и IV веках многие священнослужители и монахи писали на коптском языке. [ 41 ]

Переводы

[ редактировать ]
  • Святой Антоний Великий . САГОМ Пресс. 2019. ISBN  978-1-9456-9901-6 .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Джек Тресиддер, изд. (2005). Полный словарь символов . Сан-Франциско: Книги хроники. ISBN  0-8118-4767-5 .
  2. ^ Корнуэлл, Хилари; Джеймс Корнуэлл (2009). Святые, знаки и символы (3-е изд.). Гаррисберг: Издательство Morehouse. ISBN  978-0-8192-2345-6 .
  3. ^ Лихтенштейн, Княжеские коллекции , каталог Метрополитен-музея, Нью-Йорк, стр. 276 [1]
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Майкл Уолш, изд. (1991). Жития святых Батлера (краткое, исправленное и обновленное, 1-е изд. HarperCollins). Сан-Франциско: ХарперСанФранциско. ISBN  0-06-069299-5 .
  5. ^ «Папская духовная академия, Исторические заметки (1701–2001)» . Папская церковная академия (на итальянском языке). Ватикан, Римская курия . Проверено 17 января 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б Эндсё, Даг Ойстейн (2008). Первозданные пейзажи, Нетленные тела . Нью-Йорк: Издательство Питера Лэнга. ISBN  978-1-4331-0181-6 .
  7. ^ «Спутник Эшгейта по византийской агиографии. Том I: Периоды и места. Спутники Эшгейта по исследованиям - Классический обзор Брин Мора» . Классический обзор Брин Мора .
  8. ^ «Афанасий Александрийский: Житие С. Антония [Житие святого Антония] (написано между 356 и 362 годами)» . Фордэмский университет . Проверено 14 июля 2016 г.
  9. ^ Макгинн, Бернхарт (12 декабря 2006 г.). Основные сочинения христианского мистицизма . Современная библиотека. ISBN   0-8129-7421-2 .
  10. ^ «Афанасий» . Христианская история | Изучите историю христианства и церкви . Проверено 14 марта 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б с « Святой Антоний Египетский», «Жития святых» , Inc. , John J. Crawley & Co.
  12. ^ Jump up to: а б с ЭБ (1878) .
  13. ^ Афанасий (1998). Жизнь Антония . Том. 3. Кэролайн Уайт, пер. Лондон: Книги Пингвина. п. 10. ISBN  0-8146-2377-8 .
  14. ^ Jump up to: а б с ЭБ (1911) .
  15. ^ Сакс, Боря. «Как святой Антоний принес в мир огонь» . Проверено 4 января 2013 г.
  16. ^ «Несколько слов о жизни и творчестве святителя Антония Великого» . ортодоксальная мысль.sovietpedia.com . Архивировано из оригинала 25 марта 2017 года . Проверено 24 марта 2017 г.
  17. ^ Филон. De Vita Contemplativa [ англ.: Созерцательная жизнь ]. .
  18. ^ Уоттерсон, Барбара. (1989). Коптский Египет . Шотландская академическая пресса. п. 57. ISBN   978-0707305561 «Его еда состояла из хлеба, соли и воды: к мясу и вину он вообще не прикасался. Он спал на циновке, а иногда и на голой земле; никогда не мылся и не очищал свое тело маслом и стригилом».
  19. ^ Смедли, Эдвард; Роуз, Хью Джеймс; Роуз, Генри Джон. (1845). Энциклопедия Метрополитана . Том 20. Лондон. п. 228. «Он никогда не вкушал пищи до захода солнца, а иногда постился в течение двух или даже четырех дней; его диета была самой простой: хлеб, соль и вода, его постель была соломенной, а часто и голой землей».
  20. ^ Безвредно, Уильям. (2004). Христиане пустыни: введение в литературу раннего монашества . Издательство Оксфордского университета. стр. 61–62. ISBN   0-19-516222-6
  21. ^ Jump up to: а б с Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Батлер, Катберт (1907). « Святой Антоний ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  22. ^ «Британника, Святой Антоний» .
  23. ^ «Святой Антоний, отец монахов» . Коптик.нет.
  24. ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Хили, Патрик Джозеф (1913). « Макарий Египтянин (или «Макарий Старший») ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 16. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  25. ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Бахус, Фрэнсис Джозеф (1911). « Святой Павел Пустынник ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  26. ^ Кросс, Флорида, изд. (1957) Оксфордский словарь христианской церкви . Оксфордский университет, с. 1242
  27. ^ Алан Шестак; Гравюры Северной Европы пятнадцатого века ; нет. 37, 1967, Национальная галерея искусств, Вашингтон (Каталог), LCCN   67-29080.
  28. ^ Леклерк, Иван. «Гюстав Флобер – критические исследования – Священная поэма по Флоберу: бред чувств в «Искушении святого Антония» . flaubert.univ-rouen.fr . Архивировано из оригинала 13 августа 2018 года . Проверено 4 сентября 2017 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д Жития отцов , Книга 1а – Собрано у Иеронима. Ч. VI
  30. ^ Бахус, Франциск. «Католическая энциклопедия: Святой Павел Пустынник» . Компания Роберта Эпплтона . Проверено 4 января 2013 г.
  31. ^ «Преподобный и богоносный отец Антоний Великий» . oca.org . Проверено 11 декабря 2017 г.
  32. ^ «Золотая легенда: Жизнь Антония Египетского» . Архивировано из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 4 января 2013 г.
  33. ^ «Литургический календарь» . Австралийская провинция Ордена Святого Павла Первого Отшельника . 29 августа 2022 г. Проверено 29 августа 2022 г.
  34. ^ «Квирин фон Ром» [английский: Квирин Римский ] (на немецком языке) . Проверено 25 апреля 2012 г.
  35. ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
  36. ^ «Для всех святых / Для всех святых - ресурс для празднований календаря / Ресурсы для поклонения / Каракия / ANZPB-HKMOA / Ресурсы / Главная страница - Англиканская церковь в Аотеароа, Новая Зеландия и Полинезия» . www.anglican.org.nz . Проверено 27 марта 2021 г.
  37. ^ «Антоний Египетский, монашествующий, 356 год» . Епископальная церковь . Проверено 19 июля 2022 г.
  38. ^ Признания - Книга VIII, главы 1–6.
  39. ^ О христианской доктрине - Предисловие, раздел 4.
  40. Проповеди Иоанна Златоуста/Проповедь 8 стих 7 на Евангелие от Матфея.
  41. ^ «Коптская литература» . Проверено 4 января 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19e7ce313af0fbce2b76ead610bc00b0__1723533720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/b0/19e7ce313af0fbce2b76ead610bc00b0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anthony the Great - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)