Гран При Иордании
![]() | Тон или стиль этой статьи могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Август 2022 г. ) |
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на индонезийском языке . (Март 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
![]() | |
База | Сильверстоун , Нортгемптоншир , Англия |
---|---|
Основатель(и) | Эдди Джордан |
Известный персонал | Гэри Андерсон Адриан Берджесс Майк Гаскойн Джон Айли Сэм Майкл Роб Смедли Марк Галлахер |
Известные драйверы | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Следующее имя | Мидленд F1 Гонки |
Формулы-1 Карьера в чемпионате мира | |
Первая запись | Гран-при США 1991 года. |
Заявленные гонки | 250 |
Двигатели | Форд , Ямаха , Харт , Пежо , Муген-Хонда , Хонда , Тойота |
Конструкторы Чемпионаты | 0 (лучший результат: 3-е, 1999 г. ) |
Водителей Чемпионаты | 0 (лучший результат: 3-е место, 1999 г. , Френтцен ) |
Победы в гонках | 4 |
Подиумы | 19 |
Поул-позиции | 2 |
Самые быстрые круги | 2 |
Последняя запись | Гран-при Китая 2005 года. |
Гран-при Иордании был конструкторской гонкой Формулы-1 , которая участвовала в соревнованиях с 1991 по 2005 год. Команда была названа в честь ирландского бизнесмена и основателя Эдди Джордана и базировалась в Сильверстоуне , Великобритания , но участвовала в гонках с ирландской лицензией . [ 1 ]
В начале 2005 года команда была продана Midland Group . [ 2 ] который последний сезон выступал под именем «Джордан», прежде чем переименовать команду в MF1 Racing в сезоне 2006 года . Позже в том же году он был продан голландскому производителю автомобилей Spyker стал Spyker F1 , который в 2007 году . [ 3 ] а затем снова продан, чтобы стать Force India в 2008 году . В 2018 году в результате финансового краха команды Force India и ее последующего выкупа консорциумом во главе с Лоуренсом Строллом заявка команды в FIA не была передана, и первоначальная заявка на Гран-при Иордании подошла к концу. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]
Эдди Джордан некоторое время работал автогонщиком в конце 1970-х, прежде чем основал Eddie Jordan Racing . в начале 1980-х [ 5 ] Впервые команда получила известность в 1983 года чемпионате британской Формулы-3 , когда в поединке между бывшим пилотом-испытателем Jordan [ нужна ссылка ] Айртон Сенна и пилот Jordan-Ralt Мартин Брандл . Брандл уступил бразильцу в последнем туре чемпионата. Команда перешла в Международную Формулу 3000 в 1988 году , выиграв свою первую гонку в этой категории с Джонни Гербертом за рулем. В 1989 году Джордан выиграл чемпионат пилотов F3000 вместе с будущей звездой Формулы-1 Жаном Алези . Команда также управляла будущими гонщиками Формулы-1, такими как Мартин Доннелли и Эдди Ирвин , в F3000.
Формула-1
[ редактировать ]Начало
[ редактировать ]
Успех Джордана в более низких формулах вдохновил на создание программы Формулы-1 на сезон 1991 года и изменение названия на Гран-при Иордании. Первым гонщиком, протестировавшим автомобиль Jordan F1, был Джон Уотсон . Джордан нанял итальянского ветерана Андреа де Сезариса и бельгийца Бертрана Гашо для участия в гонках на своих первых автомобилях, оснащенных двигателем Ford . Команда дебютировала очень уверенно, заняв 5-е место в Кубке конструкторов, а де Сезарис финишировал 9-м в чемпионате пилотов. Де Сезарис бежал вторым на протяжении большей части Гран-при Бельгии и фактически обгонял лидера Айртона Сенну, пока машина не вышла из строя на последних кругах. Гашо был отправлен в тюрьму в середине сезона за нападение на таксиста, и на Гран-при Бельгии его заменил Михаэль Шумахер . Команда получила 150 000 долларов от Mercedes-Benz в обмен на то, что они подарили своей молодой звезде немецких спортивных автомобилей опыт участия в гонках Гран-при. [ 6 ] Несмотря на принципиальное согласие Джордана с Mercedes оставить Шумахера на оставшуюся часть сезона, немецкий гонщик подписал контракт с Benetton - Ford на следующую гонку. Джордан подал в британский суд ходатайство о запрете Шумахеру выступать за Benetton, но проиграл дело, поскольку они еще не подписали контракт. [ 7 ] Отстраненный пилот Benetton Роберто Морено и будущий Champ Car обладатель титула Алессандро Занарди впоследствии заняли вторую машину. Успех Джордану достался буквально дорогой ценой. команда была вынуждена перейти на более дешевые Yamaha двигатели В сезоне 1992 года . Под управлением Маурисио Гугельмина и Стефано Модены команда боролась изо всех сил и не смогла набрать ни одного очка до последней гонки сезона.
В 1993 году произошли дальнейшие изменения: команда сменила поставщика двигателей, на этот раз на Hart . И снова сезон начался с двумя новыми гонщиками, Иваном Капелли и бразильским новичком Рубенсом Баррикелло . Капелли ушел после двух гонок, и еще пять гонщиков объединились с Баррикелло во время кампании 1993 года. Джордан добился лишь умеренного улучшения, набрав три очка. Признаки стабильности начали проявляться ближе к концу сезона, когда к Баррикелло присоединился Эдди Ирвин , бывший пилот Jordan в F3000. Ирвин финишировал шестым и заработал очко в своей дебютной гонке Формулы-1 в Сузуке , незабываемо обойдя пилота McLaren Айртона Сенну , чтобы обогнать Дэймона Хилла . После окончания гонки разгневанный Сенна, разъяренный тем, что он считал небезопасным гонкой Ирвина в плохих погодных условиях, ворвался в гараж Джордана и ударил Ирвина по лицу после того, как Ирвин толкнул его в горячей дискуссии. [ 8 ]

Баррикелло и Ирвин вернулись в сезон 1994 года , как и «Харт Двигатели», но Ирвин плохо начал сезон, заработав дисквалификацию на три гонки за безрассудное вождение. Баррикелло принес команде первое место в тройке лучших в Японии на Гран-при Тихого океана, но чуть не погиб во время следующей гонки в Сан-Марино в пугающей квалификационной аварии. Команда преодолела эти трудности и вернулась в исходную форму, повторив пятое место в Кубке конструкторов с 28 очками. [ 9 ] заметное достижение малобюджетной команды с двигателем, спроектированным и изготовленным Дарреллом О'Брайеном / Hart Engineering. Баррикелло заработал первую поул-позицию Джордана после азартной игры во время мокрой квалификации в Бельгии и финишировал шестым в чемпионате пилотов с 19 очками.
Джордан перешел на полноценную мощность Peugeot в 1995 году после одного сезона с командой McLaren, которая перешла на заводские Mercedes-Benz двигатели . Во время Гран-при Канады в том же году и Баррикелло, и Ирвин финишировали на подиуме, заняв второе и третье места соответственно. Это был кульминационный момент непримечательного, но относительно стабильного года для Джордана, поскольку они остались в середине турнирной таблицы и заняли 6-е место в чемпионате.

Когда Ирвин ушел в 1996 году , чтобы стать товарищем по команде Михаэля Шумахера в Ferrari, Джордан заменил его ветераном Мартином Брандлом , бывшим победителем Ле-Мана и чемпионом мира по спортивным автомобилям. Команде не удалось подняться на подиум, но обоим гонщикам удалось занять ряд четвертых мест, а команда заняла еще одно 5-е место среди конструкторов. В 1996 году команда также приняла ярко-желтую цветовую схему, которая стала их торговой маркой.
Восхождение конца 1990-х
[ редактировать ]
В 1997 году оба гонщика ушли из прошлого года. Баррикелло уехал на недавно сформированный Гран-при Стюарта , а Брандл стал комментатором Формулы-1 на ITV . Джордан заменил их итальянцем Джанкарло Физикеллой , который выступал за Minardi в прошлом году, и молодым Ральфом Шумахером , братом Михаэля. И снова команда финишировала пятой в чемпионате, а Физикелла дважды поднимался на подиум. В Хоккенхайме Физикелла лидировал в гонке, но проиграл Герхарду Бергеру перед тем, как сойти с дистанции, когда радиатор его машины был пробит. Другим ярким достижением итальянца стал результат самого быстрого круга на Гран-при Испании. Самый неудачный сезон произошел в Аргентине, когда Ральф Шумахер победил своего итальянского товарища по команде во время гонки, что было смягчено первым подиумом Ральфа.
В 1998 году команда заключила свой самый крупный контракт, когда бывший чемпион мира Дэймон Хилл , выпускник программы Jordan F3000 , заменил Физикеллу. Команда также заменила свои Peugeot, доставшиеся Просту , на моторы Mugen Honda . К середине сезона Джордан не смог набрать ни одного очка из-за проблем с надежностью. В этот момент они подписали Майка Гаскойна из Тиррелла, чтобы укрепить техническую команду, а давний технический директор Гэри Андерсон подал в отставку через несколько месяцев. [ 10 ] [ 11 ] К концу сезона ситуация значительно улучшилась, и на залитом дождем Гран-при Бельгии в том году , в котором финишировали только шесть машин, Хилл принес Джордану свою первую победу в Формуле-1, которая также стала 22-й победой Хилла на Гран-при в карьере. Ральф Шумахер подсластил победу, финишировав вторым. Однако позже выяснилось, что это был командный приказ: Шумахеру было приказано не обгонять Хилла. Возмущенный этим, его брат Майкл сказал Джордану, что Ральф никогда больше не будет выступать за команду, и впоследствии выкупил контракт брата за 2 миллиона фунтов. Это удовлетворило Джордана из-за скандала и манеры перехода Майкла из Джордана в Бенеттон еще в 1991 году. . [ 12 ] Хилл финишировал 6-м в зачете пилотов, а Ральф - 10-м. Последний круг и последний поворот Хилла на Хайнце-Харальде Френтцене в Сузуке позволили ему финишировать четвертым, а также принесли Джордану четвертое место в Кубке конструкторов 1998 года (это было смягчено слухами о том, что Френтцен "подарил" место Хилл, немец подтвердил переезд в Иорданию в 1999 году после бурной карьеры в «Уильямсе»).

Поскольку Френтцен и Ральф Шумахер поменялись командами в 1999 году (Френтцен в «Джордане», а Ральф в «Уильямсе» ), сезон оказался кошмаром для Хилла, который должен был уйти в отставку в конце сезона. Однако сезон Френтцена оказался чрезвычайно успешным: немец одержал две победы и поул-позицию. Некоторое время Френтцен лелеял мысли о титуле чемпиона мира, но неудача и большая скорость McLaren и Ferrari положили конец его надеждам. Френтцен финишировал третьим в чемпионате пилотов, а команда также заняла третье место среди конструкторов. 1999 год должен был стать лучшим сезоном для команды.
Отклонить
[ редактировать ]
В 2000 году Хилла заменил Ярно Трулли , только что проработавший пару лет в Просте и Минарди . Его скорость в квалификации особенно впечатляла, но он не смог подняться на подиум. Френтцену не удалось повторить успех 1999 года, и команда вернулась на 6-е место в Кубке конструкторов. Команда была на пути к крупным очкам в Монако , но вмешалась неудача: Трулли опережал будущего победителя Дэвида Култхарда, пока у него не вышла из строя коробка передач, а Френтцен, идущий на втором месте, врезался в стену на Сент-Девоте за восемь кругов до финиша.
Оба гонщика вернулись на старт 2001 года , и Джордан переключился на заводские двигатели Honda , которые уже поставлялись конкурирующей команде BAR после того, как Муген покинул спорт в конце 2000 года. Это привело к битве за право использовать двигатели Honda в долгосрочной перспективе. . Френтцен был уволен из команды в середине сезона, возможным объяснением этого стала серия разногласий с боссом команды Эдди Джорданом. Сам Джордан сказал, что он отказался от Френтцена, чтобы пригласить Такуму Сато на 2002 год, пытаясь удовлетворить Honda. Френтцена заменил тест-пилот Рикардо Зонта на Гран-при Германии , но после этого его место занял Жан Алези , на заключительном этапе своей карьеры в Формуле-1. Среди всей этой суматохи Трулли четыре раза финишировал по очкам, а в Кубке конструкторов команда в пятый раз финишировала 5-й, опередив соперников BAR.

Джордан реорганизовался в 2002 году : в команду вернулся Физикелла, а к команде присоединился Такума Сато , во многом благодаря влиянию Хонды. Из-за падения спонсорских денег команда опустилась ниже в иерархии турнирной таблицы. Физикелла часто хорошо квалифицировался, заняв шестое место на стартовой решетке в Монреале и пятое место на стартовой решетке в Будапеште . Однако по результатам итальянцу пришлось довольствоваться тройкой пятых мест и шестым местом из Венгрии. Сато подавал надежды, но на домашней гонке набрал всего два очка . Несмотря на падение формы, Джордан все же сумел занять шестое место в чемпионате, опередив на две позиции главных соперников BAR.
Вернуться к Форду
[ редактировать ]В 2003 году Хонда покинула Jordan, чтобы сконцентрироваться на партнерстве с BAR . Джордану пришлось довольствоваться двигателями Ford Cosworth , и сезон не считался успешным. Несмотря на то, что Джордан обыграл только Minardi и занял 9-е место в турнирной таблице, Джордан победил в 2003 году. Это произошло при странных обстоятельствах на Гран-при Бразилии , на который повлиял дождь. После крупной аварии на старте/финише гонка была отмечена красным флажком и остановлена. После некоторой первоначальной путаницы Джанкарло Физикелла изначально был признан финишировавшим вторым после Кими Райкконена , который поднялся на верхнюю ступеньку подиума. Однако несколько дней спустя расследование FIA привело к тому, что Физикелла был официально объявлен победителем своей первой гонки Формулы-1. Таким образом, Физикелла не смог отпраздновать свою первую в карьере победу на верхней ступеньке подиума, хотя он и Райкконен обменялись трофеями своих пилотов на импровизированной церемонии на следующей гонке в Сан-Марино , в то время как McLaren из Рон Деннис передал кубок конструкторов. трофей Эдди Джордан . Если не считать случайной победы, ни Физикелла, ни его товарищ по команде-новичок Ральф Фирман не смогли добиться каких-либо успехов на своих EJ13 . После того, как Фирман получил травму на тренировке Гран-при Венгрии, Джордан выставил на поле первого венгерского гонщика Формулы-1 Жолта Баумгартнера . Фирман вернулся на два последних турнира, но не смог набрать очки, которые он выиграл в Испании. Физикелла набрал всего два очка помимо своей победы и, недовольный формой команды, перешёл в Sauber .
В июне 2003 года Джордан подал в суд на компанию мобильной связи Vodafone на 150 миллионов фунтов стерлингов, утверждая, что компания заключила устный контракт на трехлетнее спонсорство, а затем вместо этого передала его Ferrari . Два месяца спустя Джордан отозвал иск, согласившись оплатить расходы Vodafone. Это был двойной финансовый удар, от которого команда так и не оправилась. Судья резко критиковал Эдди Джордана , назвав обвинения против Vodafone «безосновательными и ложными». [ 13 ]

В 2004 году Джордан испытывал финансовые трудности, и их будущее положение было под вопросом. В состав команды выставили немца Ника Хайдфельда , ранее выступавшего за Sauber и Проста, и итальянского новичка Джорджио Пантано . Экс-чемпион F3000 Хайдфельд подавал надежды, но не смог добиться хороших результатов из-за плохой начальной скорости машины. Сезон Пантано был осложнен проблемами со спонсорством. Он пропустил Канаду из-за отсутствия финансирования, и Тимо Глок его заменил . Глоку удалось набрать два очка в своем дебюте, финишировав чуть впереди Хайдфельда, хотя они были заработаны после того, как две машины Toyota и Williams были дисквалифицированы из-за неисправности тормозных каналов. Позже в этом сезоне Глок навсегда заменил Пантано. Как и в предыдущем сезоне , команда финишировала впереди только Minardi, находящейся внизу турнирной таблицы конструкторов.
Продажа двигателей клиентам Midland Group и Toyota.
[ редактировать ]После Форда решения выставить Cosworth на продажу Джордан остался без контракта на производство двигателей на 2005 год . Однако в короткие сроки Toyota согласилась поставить Иордании двигатели RVX-05, идентичные тем, которые стоят на заводских автомобилях Toyota, на условиях платной аренды, а не бесплатно. В 2005 году после встречи конструкторов в Хитроу Берни Экклстоун представил Алекса Шнайдера Эдди Джордану. Шесть недель спустя Эдди Джордан продал команду Midland Group за 60 миллионов долларов. День заключения сделки был подписан. Эдди сидел в офисе Яна Филлипса и плакал. [ 14 ]

Название Jordan было сохранено в сезоне 2005 года , а оно было изменено на Midland MF1 Racing в сезоне 2006 года . На протяжении 2005 года журналисты задавались вопросом, надолго ли Мидленд останется в Формуле-1. В течение всего сезона ходили слухи о том, что команда выставлена на продажу и что бывший гонщик Эдди Ирвин был заинтересован в ее покупке. В этом году также дебютировали два новых гонщика-новичка, Нараин Картикеян и Тьяго Монтейру . 2005 год лишь подтвердил статус Джордана в конце стартовой сетки. Последний подиум пришелся на весьма противоречивую гонку в Индианаполисе , где Монтейро лидировал с Джорданом со счетом 3–4 после того, как большинство соперников не стартовали. Монтейру удалось отлично занять восьмое место в Спа во влажных условиях, что принесло команде последнее очко. Финальная гонка для команды завершилась скромно: Монтейро финишировал 11-м, а Картикеян эффектно вылетел из гонки.
Роль в развитии таланта водителя
[ редактировать ]Гран-при Иордании стал известен тем, что стал дебютом для ряда гонщиков, которые впоследствии сделали значительную карьеру в Формуле-1 и в других автогонках. Это произошло как из-за опыта Эдди Джордана в управлении карьерой гонщиков (в первую очередь Жана Алези ) до того, как он присоединился к своей команде в Формуле-1, так и из-за постоянной потребности команды в финансировании, которое новые гонщики часто приносили через личное спонсорство. В число наиболее успешных гонщиков, начавших свою карьеру в Формуле-1 с Джорданом, входят многократный чемпион мира Михаэль Шумахер (1991), чемпионата автогоночных команд чемпион (CART) Алекс Занарди (1991), победители гонок Формулы-1 Рубенс Баррикелло (1993), Эдди Ирвайн (1993) и Ральф Шумахер (1997) и Indy 500 победитель Такума Сато (2002). Сплоченная и непринужденная атмосфера в команде также позволила гонщикам, не оправдавшим ожиданий других команд, проявить себя с лучшей стороны. В частности, Хайнц-Харальд Френтцен выиграл две гонки, чтобы побороться за звание чемпиона мира 1999 года, чего ему не удалось сделать в гораздо более конкурентоспособной гонке. Williams Команда в 1997 году. Андреа де Сезарис реабилитировал свою репутацию из «разбойника» и стал надежным гонщиком в течение сезона с командой в 1991 году, а Ярно Трулли , Джанкарло Физикелла и Ник Хайдфельд использовали свое время на Гран-при Иордании, чтобы продемонстрировать потенциал и быть принятым на работу в более крупные команды.
Помимо того, что Михаэль и Ральф Шумахеры дебютировали в Формуле-1, Джордан извлек выгоду из растущего интереса Германии к Формуле-1 в 1990-х и начале 2000-х годов, когда другие известные немецкие гонщики той эпохи (Френтцен, Хайдфельд и Тимо Глок ) выступали за команда и Deutsche Post World Net были главным спонсором команды с 2000 по 2003 год.
Спонсорство
[ редактировать ]В 1991 году команду спонсировал бренд безалкогольных напитков 7 Up , но, несмотря на умеренно успешный первый сезон команды и заявление Эдди Джордана, команда «более чем выполнила свою часть сделки», [ 15 ] спонсорство было заменено южноафриканской энергетической компанией Sasol до 1994 года, а Barclay дополнял ее до 1993 года. В первый год работы команды с двигателями Peugeot поставщик топлива Total титульным спонсором в 1995 году был .
С 1996 по 2005 год Benson & Hedges была основным спонсором Jordan. На гонках, где действовал запрет на рекламу сигарет, название заменялось на «Bitten & Hisses» (в 1997 году , когда талисманом Джордана была змея Свистящего Сида) или имена гонщиков команды Джанкарло Физикеллы и Ральфа Шумахера с дополнительными талисманом был безымянный шершень). 'S', "Buzzin Hornets" (а с 1998 по 2000 год ), «Bitten Heroes» (в течение 2001 года , когда талисманом команды была акула), а с 2002 по 2005 год — «Be On Edge» ( BE NS ON & H EDGE S). В первый год работы спонсора команда окрасила свои машины в золотой цвет сигаретной пачки, а затем перешла на желтый цвет.
В 2002 году титульное спонсорство перешло к компании по доставке DHL , а затем снова перешло к Benson & Hedges (которая оставалась основным спонсором в 2002 году). На Гран-при США 2004 и 2005 годов Sobranie вместо этого рекламировалась ; команда (вместе со Scuderia Ferrari ) ранее использовала нетабачные ливреи на предыдущих Гран-при США из-за требований Генерального соглашения по табачным изделиям США , поскольку положение в мировом соглашении ограничивало Philip Morris USA (которая владеет торговой маркой Benson & Hedges в США) и одному спонсору - команде Penske , участвующей в американских гонках на открытых колесах. [ 16 ]
EJ-10
[ редактировать ]EJ-10 — энергетический напиток , продаваемый командой Формулы-1 Иордании. Энергетический напиток широко рекламировался как не содержащий кофеина и таурина, чтобы избежать резкого падения уровня сахара , а также как обладающий фруктовым вкусом и дающий энергию на срок до 90 минут. Он продавался в ярко-желтых флаконах емкостью 250 и 380 мл, украшенных так, чтобы напоминать об иорданских Формулы-1 . автомобилях [ 17 ] Гран-при Иордании использовал дизайнерское агентство Sutherland Hawes для создания и продажи энергетического напитка. [ 18 ] На пике своей популярности EJ-10 был доступен по всему миру, включая Ирландию , Германию , Колумбию , Эквадор , Саудовскую Аравию и Мексику . [ 19 ] [ 20 ]
В 2002 году бутылки EJ-10 емкостью 380 мл были отозваны в Ирландии после того, как было обнаружено, что они содержат неприемлемый уровень бензола . [ 21 ]
V-10 является ответвлением EJ-10; он сохраняет основную формулу, но добавляет водку . [ 22 ]
Хонда Цивик Джордан
[ редактировать ]В ознаменование успешной кампании команды 1999 года, оснащенной двигателями Mugen-Honda, Honda продала Honda Civic в Великобритании 500 моделей ограниченной серии под названием Civic Jordan. Основанные на модели хэтчбека EK4 VTi-S, автомобили были окрашены в желтый цвет Sunlight Yellow, имели желто-черный кожаный салон, наклейки Jordan по бокам и сзади автомобиля, а также вшитые в сиденья и коврики пола, а также обвес. частично на основе японской модели Type-R. За исключением таблички с подписью Эдди Джордана на центральной консоли автомобиля, команда не участвовала в разработке автомобиля, который в остальном аналогичен стандартной модели VTi.
Книги
[ редактировать ]Было опубликовано несколько книг, дающих всестороннее представление о Гран-при Иордании. Наиболее полной оказалась книга «Гонка без конца» 1994 года. В этой книге, написанной Морисом Хэмилтоном, опытным профессионалом Формулы-1, рассказывается о событиях и опыте Гран-при Иордании в сезоне 1993 года. [ 23 ]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]
- ^ itv.com/f1 – День, когда EJ победил их всех
- ^ «Иордания подтверждает поглощение Мидленда» . www.autosport.com . 24 января 2005 г. Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ Фаднис, DHNS, Вивек. «Взлет и падение команды Force India F1 Виджая Мальи» . Декан Вестник . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ «Форс Индия разрешила оставить себе призовые» . Колеса . Проверено 4 сентября 2018 г.
- ^ Джордан, Эдди (2007). Независимый мужчина . Книги Ориона. ISBN 978-0-7528-8950-4 .
- ^ Коллингс, Тимоти (2004). Клуб Пираньи . Девственные книги. п. 17. ISBN 0-7535-0965-2 .
- ^ Коллингс, Тимоти (2007). Клуб Пираньи . Девственные книги. Глава 1 «Добро пожаловать в клуб пираний». ISBN 978-1-85227-907-3 .
- ^ «Айртон Сенна Сузука 1993» . Themagicofsenna.com . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ «Турнирное положение» . Formula 1® — Официальный сайт F1® . Проверено 4 января 2023 г.
- ^ «Гаскойн переходит в Иорданию» . atlasf1.com . Проверено 06 февраля 2018 г.
- ^ «Гэри Андерсон покидает Jordan GP» . Motorsport.com . Архивировано из оригинала 07 февраля 2018 г. Проверено 06 февраля 2018 г.
- ^ Джордж, Дхрув (07.06.2020). «Как 2 миллиона фунтов помогли Михаэлю Шумахеру спасти своего брата Ральфа» . По сути Спорт . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ «Судья критикует иск Джордана» . Новости Би-би-си. 04 августа 2003 г. Проверено 4 октября 2010 г.
- ^ Саймон Тейлор (ноябрь 2013 г.). «Обед с Яном Филлипсом» . Журнал автоспорта . Проверено 19 августа 2021 г.
- ^ «Остается... Андреа де Сезарис, который, как ожидается, переподписает контракт» . Сандей Индепендент (Дублин) . 3 ноября 1991 года . Проверено 9 июля 2020 г. - из Архива британской газеты .
- ^ Ваджа, Габор. «Феррари, спонсор Иордании, столкнулся с Пенске на USGP, сама политика фирмы» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2020 года . Проверено 16 мая 2020 г.
- ^ Веб-сайт Mattoni Drink, архивировано 23 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Веб-сайт Сазерленда Хоуза. Архивировано 24 февраля 2012 г. на Wayback Machine.
- ^ Веб-сайт Telegraph.co.uk
- ^ Веб-сайт новостей Tribune [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Управление по безопасности пищевых продуктов Ирландии. Архивировано 17 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Ведомство интеллектуальной собственности Великобритании
- ^ Морис., Гамильтон (1994). Гонка без конца: гранд, стоящий за гламурной командой SASOL Jordan Grand Prix . Спаркфорд: Патрик Стивенс. ISBN 1852605006 . ОСЛК 30914440 .