Китайский календарь
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Китайский календарь | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | лунный календарь | ||
Упрощенный китайский | лунный календарь | ||
|
Часть серии о |
История науки и техники в Китае |
---|
Традиционный китайский календарь ( традиционный китайский : 農曆 ; упрощенный китайский : 农历 ; букв. «сельскохозяйственный календарь»; неофициально традиционный китайский : 陰曆 ; упрощенный китайский : 阴历 ; букв. « лунный календарь ») представляет собой лунно-солнечный календарь , сочетающий в себе солнечный и лунный календарь. и другие циклы для различных социальных и сельскохозяйственных целей. Совсем недавно в Китае и китайских общинах григорианский календарь был принят и адаптирован различными способами и, как правило, является основой для стандартных гражданских целей, хотя также включает традиционные лунно-солнечные праздники. Кроме того, существует множество типов и подтипов китайского календаря, частично отражающих развитие астрономических наблюдений и часового искусства , имеющее более чем тысячелетнюю историю. Основной современной формой является официальная версия материкового Китая , основанная на григорианском календаре , хотя версии диаспоры также известны в других регионах Китая и культурах, находящихся под китайским влиянием; однако некоторые аспекты традиционного лунно-солнечного календаря остаются популярными, в том числе объединение двенадцати животных Китайский Зодиак по месяцам и годам.
В традиционном календаре использовались , основанной на шестидесятилетнем цикле ганчжи системы математически повторяющиеся циклы Небесных Стеблей и Земных Ветвей . Вместе с астрономическими, часовыми и фенологическими наблюдениями определения, измерения и предсказания лет, месяцев и дней были уточнены до точного стандарта. Астрономические явления и расчеты особенно подчеркивали усилия по математическому соотнесению солнечных и лунных циклов с точки зрения Земли, которые, однако, как известно, требуют некоторой степени числового приближения или компромиссов.
Логика различных изменений китайского календаря была основана на таких соображениях, как техническая форма математики и астрономии, философских и политических соображениях, и возникающие в результате различия между разными календарями весьма заметны. Различные подобные календарные системы также известны из различных регионов или этнических групп Центральной Азии, Южной Азии и других этнических регионов. Действительно, китайский календарь в наши дни оказал влияние и находится под влиянием большинства частей мира. Одной из особенно популярных особенностей является китайский зодиак . Китайский календарь и часовое дело включают в себя множество многогранных методов вычисления лет, эр, месяцев, дней и часов (в современном часовом искусстве секунды даже разбиваются на очень мелкие части с использованием атомарных методов).
Эпохи являются одной из важных особенностей календарных систем. Эпоха — это конкретный момент времени, который календарная система может использовать в качестве начальной точки отсчета времени, позволяя последовательно нумеровать годы от выбранного начального года, даты или времени. В китайской календарной системе примеры включают инаугурацию Хуанди или рождение Конфуция. Кроме того, у многих династий были свои собственные системы датирования, которые могли включать эпохи правления, основанные на инаугурации династии, возведении на престол конкретного монарха, или эпохи, произвольно обозначенные по политическим или другим соображениям, таким как желание удачи. . Названия эпох полезны для определения дат таких артефактов, как керамика, которые часто традиционно датировались названием эпохи в процессе производства.
Исторические вариации лунно-солнечного календаря являются особенностями китайской календарной системы. Тема китайского календаря включает в себя различные традиционные виды китайского календаря. Как это обычно бывает с календарными системами, китайские календари, как правило, сосредоточены на основных календарных функциях, таких как определение лет, месяцев и дней в соответствии с астрономическими явлениями и вычислениями, с особым упором на корреляцию наблюдаемых солнечных и лунных циклов. на Земле — попытка, которая, как известно, математически требует некоторой степени приближения. Одной из основных особенностей некоторых традиционных календарных систем в Китае (и других странах) была идея шестидесятилетнего цикла . Китайский лунно-солнечный календарь претерпел несколько существенных изменений с течением времени и истории. Многие исторические вариации китайского календаря связаны с политическими изменениями, такими как династическая преемственность. Солнечные и сельскохозяйственные календари имеют в Китае долгую историю. В Китае были известны чисто лунные календарные системы; однако чисто лунные календари, как правило, имели ограниченную полезность и не получили широкого признания фермерами, которым в сельскохозяйственных целях необходимо было сосредоточиться на предсказуемости сезонов для посадки и сбора урожая, и поэтому требовался календарь, полезный для сельского хозяйства. Для целей ведения сельского хозяйства и отслеживания времен года особенно полезны были китайские солнечные или лунно-солнечные календари. Таким образом, со временем издание многоцелевых и сельскохозяйственных альманахов стало в Китае давней традицией.
Помимо циклов Солнца и Луны, в календари были включены и другие астрономические явления, например, планеты и созвездия (или особняки) астеризмов вдоль эклиптики.
Многие китайские праздники и другие области как в древности, так и в наше время определялись традиционным лунно-солнечным календарем или соображениями, основанными на лунно-солнечном календаре; и которые теперь обычно сочетаются с более современными календарными соображениями. Традиции лунно-солнечного календаря остаются очень популярными, а григорианский календарь используется в качестве стандартной основы для гражданских календарей.
Этимология
[ редактировать ]Название календаря на китайском языке : 曆 ; пиньинь : lì , был представлен в более ранних вариантах форм символов (歷, 厤) и в конечном итоге произошел от древней формы (秝). Древняя форма иероглифа состоит из двух стеблей риса (禾), расположенных параллельно. Этот персонаж представляет порядок в пространстве, а также порядок во времени. [ 1 ] Поскольку его значение стало сложным, был создан современный специальный иероглиф (曆), отражающий значение календаря.
Поддержание правильности календарей было важной задачей для поддержания авторитета правителей и воспринималось как способ измерения способностей правителя. Например, кто-то, кого считают компетентным правителем, предвидит наступление времен года и соответствующим образом подготовится. Это понимание было также актуально для предсказания аномалий Земли и небесных тел , таких как лунные и солнечные затмения . Существенная связь между авторитетом и хронометрированием помогает объяснить, почему в истории Китая существует 102 календаря, пытающихся предсказать правильное движение Солнца, Луны и звезд и отмечающих хорошее и плохое время. Каждый календарь называется XX曆 и записывается в специальный раздел календаря в учебниках истории разных эпох. Последним в имперскую эпоху был 時憲曆. Правитель выпускал альманах перед началом каждого года. Существовали частные издатели альманахов, обычно нелегальные, когда правитель терял контроль над некоторыми территориями.
Различные названия современного китайского календаря возникли в результате борьбы между введением григорианского календаря правительством и сохранением обычаев общественностью в эпоху Китайской Республики . [ 2 ] Правительство хотело отменить китайский календарь, чтобы заставить всех использовать григорианский календарь, и даже отменило Лунный Новый год, но столкнулось с серьезным сопротивлением. Публике нужен был астрономический китайский календарь, чтобы заниматься делами в нужное время, например, заниматься сельским хозяйством и рыбалкой; Кроме того, на основе календаря основан широкий спектр фестивалей и обычаев. В конце концов правительство пошло на компромисс и в 1947 году переименовало его в сельскохозяйственный календарь. [ 3 ] обесценивание календаря до чисто сельскохозяйственного использования.
Китайский календарь | Григорианский календарь |
---|---|
Календарь Тан, Хуали, китайский календарь | Западный календарь, Западный календарь, Западный календарь |
старый календарь, старый календарь, древний календарь, старый календарь | новый календарь, новый календарь |
лунный календарь | солнечный календарь |
традиционный календарь | |
лунный календарь, крестьянский календарь, сельскохозяйственный календарь | |
Календарь первой династии | |
Календарь Желтого Императора, Календарь Желтого Императора | |
公曆, общедоступный календарь, а именно универсальный календарь или общий календарь | |
национальный календарь, национальный календарь | |
皇曆, Имперский календарь (устаревший) |
После окончания имперской эпохи появилось несколько альманахов, основанных на алгоритме последнего императорского календаря с долготой Пекина . Такие альманахи назывались «универсальной книгой» 通書 или кантонским названием 通勝, транскрибируемым как Тунг Шинг . А позже эти альманахи перешли на новый расчет, основанный на местоположении обсерватории Пурпурная гора с долготой 120° восточной долготы.
Эпохи
[ редактировать ]Эпоха — это момент времени, выбранный в качестве начала определенной календарной эры , служащий, таким образом, точкой отсчета, от которой отсчитываются последующие время или даты. Использование эпох в китайской календарной системе позволяет указать хронологическую отправную точку, с которой начинается точка непрерывной нумерации последующих дат. Использовались разные эпохи. Точно так же иногда использовалась номенклатура, подобная номенклатуре христианской эпохи: [ 4 ]
Эра | Китайское имя | Начинать | 1 год | 2024 год нашей эры — это год... |
---|---|---|---|---|
Год Желтого Императора (Хуанди) | Хроники Желтого Императора | Желтый Император (YE) начал царствовать | 2697 г. до н.э. или 2698 г. до н.э. | 4721 или 4722 |
Яо год | Хроники Тан Яо | Император Яо начал царствовать | 2156 г. до н.э. | 4180 |
Год Гоге | республиканский год | Регентства Гунхэ Начало | 841 г. до н.э. | 2865 |
Год Конфуция | Хроника Конфуция | Конфуция год рождения | 551 г. до н. э. | 2575 |
Год Единства | единая хронология | Цинь Шихуан начал царствовать | 221 г. до н.э. | 2245 |
Ни одна исходная дата не является общепринятой. Самым популярным является григорианский календарь ( 公曆 ; 公历 ; gōnglì ; «общий календарь»).
В 17 веке миссионеры-иезуиты пытались определить эпохальный год китайского календаря. В своей книге Sinicae historiae decas prima (опубликованной в Мюнхене в 1658 году) Мартино Мартини (1614–1661) датировал восхождение Желтого императора 2697 годом до нашей эры и начал китайский календарь с правления Фуси (которое, по мнению Мартини, началось в 2952 г. до н. э.). Филиппа Куплета 1686 года В хронологической таблице китайских монархов ( Tabula Chronologica Monarchiae Sinicae ) указана та же дата для Желтого Императора. Даты иезуитов вызвали интерес в Европе, где их использовали для сравнения с библейской хронологией. [ нужна ссылка ] Современная китайская хронология в целом принимает даты Мартини, за исключением того, что она обычно относит правление Желтого Императора к 2698 году до нашей эры и опускает его предшественников Фуси и Шэннуна как «слишком легендарных, чтобы включать их». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Публикации начали использовать предполагаемую дату рождения Желтого императора как первый год ханьского календаря в 1903 году, при этом газеты и журналы предлагали другие даты. Провинция Цзянсу посчитала 1905 год как 4396 год (используя первый год 2491 года до н.э. и подразумевая, что 2024 год н.э. равен 4515 году), а газета Мин Пао ( 明報 ) посчитала 1905 год как 4603 (используя первый год 2698 года до н.э. и подразумевая, что 2024 г. н.э. — 4722). [ нужна ссылка ] Лю Шипей ( Liu Shipei , 1884–1919) создал Календарь Желтого Императора ( 黄帝ERA, 黄帝帝 или Хроники Сюаньюань ), в котором первый год соответствует рождению императора (который он определил как 2711 год до н. э., подразумевая, что 2024 год нашей эры — это 4735 год). . [ 5 ] Нет никаких свидетельств того, что этот календарь использовался до 20 века. [ 6 ] Лю подсчитал, что международная экспедиция 1900 года, посланная Альянсом восьми наций для подавления боксерского восстания, вошла в Пекин в 4611-м году Желтого Императора.
Позже даосы приняли Желтый императорский календарь и назвали его Календарем Дао ( 道曆 ).
2 января 1912 года Сунь Ятсен объявил об изменениях в официальном календаре и эпохе. 1 января было 14 шииюэ 4609 года Хуанди, если предположить, что это был первый год 2698 года до н.э., то есть 2024 год нашей эры станет 4722 годом. Многие зарубежные китайские общины, такие как китайский квартал Сан-Франциско, приняли это изменение. [ 7 ]
В современном китайском стандартном календаре используется эпоха григорианского календаря, которая приходится на 1 января 1 года нашей эры.
Типы календарей
[ редактировать ]лунно-солнечный
[ редактировать ]Лунно-солнечные календари предусматривают корреляцию циклов Солнца (солнечного) и Луны (лунного).
Солнечная и сельскохозяйственная
[ редактировать ]Солнечный календарь (также называемый Тун Шинг , Желтый календарь или Императорский календарь , оба отсылают к Желтому императору ) отслеживает времена года, когда Земля и Солнце движутся в солнечной системе относительно друг друга. Чисто солнечный календарь может быть полезен при планировании времени сельскохозяйственной деятельности, такой как посадка и сбор урожая. Солнечные календари, как правило, используют астрономически наблюдаемые точки отсчета, такие как равноденствия и солнцестояния, события, которые можно приблизительно предсказать, используя фундаментальные методы наблюдения и базовый математический анализ.
Современный китайский календарь и часовое дело
[ редактировать ]Тема китайского календаря также включает в себя вариации современного китайского календаря, находящиеся под влиянием григорианского календаря . Вариации включают методологии Китайской Народной Республики и Тайваня .
Современные календари
[ редактировать ]В Китае современный календарь определяется китайским национальным стандартом GB/T 33661–2017. [ 8 ] «Расчет и опубликование китайского календаря», выпущенное Управлением по стандартизации Китая 12 мая 2017 г.
Влияние григорианского календаря
[ редактировать ]Хотя в современном Китае используется григорианский календарь регулируются традиционным китайским календарем , праздники, такие как Китайский Новый год и Фестиваль фонарей , как в Китае, так и в зарубежных китайских общинах. Он также предоставляет традиционную китайскую номенклатуру дат в течение года, которую люди используют для выбора благоприятных дней для свадьбы , похорон, переезда или открытия бизнеса. [ 9 ] Вечерняя государственная программа новостей «Синьвэнь Ляньбо» в Китайской Народной Республике продолжает объявлять месяцы и даты как по григорианскому, так и по традиционному лунно-солнечному календарю.
История
[ редактировать ]Китайская календарная система имеет долгую историю, традиционно связанную с определенными династическими периодами . Были разработаны различные отдельные типы календарей с разными названиями. С точки зрения исторического развития, некоторые календарные вариации связаны с династическими изменениями по всему спектру, начиная с доисторического/мифологического времени и заканчивая хорошо подтвержденными историческими династическими периодами. Многие люди были связаны с разработкой китайского календаря, в том числе исследователи базовой астрономии; и, кроме того, развитие инструментов наблюдения имеют историческое значение. Влияние Индии, ислама и иезуитов также стало значительным.
Фенология
[ редактировать ]Ранние календарные системы часто были тесно связаны с природными явлениями. Фенология — это изучение периодических событий в биологических жизненных циклах и того, как на них влияют сезонные и межгодовые изменения климата , а также факторы среды обитания (например, высота над уровнем моря ). [ 10 ] Сезон сливовых дождей ( 梅雨 ), сезон дождей в конце весны и начале лета, начинается в первый день бунг после Манчжуна ( 芒種 ) и заканчивается в первый день Вэй после Сяошу ( 小暑 ). Три Фу ( 三伏 ; санфу ) — это три периода жаркой погоды, отсчитываемые от первого дня гэн после летнего солнцестояния. Первое фу ( 初伏 ; чуфу ) длится 10 дней. Мид- фу ( 中伏 ; чжунфу ) длится 10 или 20 дней. Последнее фу ( 末伏 ; мофу ) приходится на 10 дней от первого дня гэн после начала осени. [ 11 ] Холодные дни Шуцзю ( 數九 ; shǔjǐu ; «счет до девяти») — это 81 день после зимнего солнцестояния (разделенный на девять наборов по девять дней) и считаются самыми холодными днями в году. Каждая девятидневная единица известна по порядку в наборе, за которым следует «девять» ( 九 ). [ 12 ] В традиционной китайской культуре «девять» представляет бесконечность, которая также является числом «Ян». Согласно одному поверию, девятикратное накопление «Ян» постепенно уменьшает «Инь», и, наконец, погода становится теплой. [ 13 ]
Названия месяцев
[ редактировать ]Лунные месяцы первоначально назывались по природным явлениям. Текущие соглашения об именах используют цифры в качестве названий месяцев. Каждый месяц также связан с одной из двенадцати Земных Ветвей .
Номер месяца | Начинается в григорианскую дату | Фенологическое название | Земной Ветви Название | Современное название |
---|---|---|---|---|
1 | с 21 января по 20 февраля * | 陬月 ; дзуюэ ; «угловой месяц». квадрат Пегаса месяца | месяц инь ; иньюэ ; «месяц тигра» | Новый год ; чжэнъюэ ; «первый месяц»; |
2 | с 20 февраля по 21 марта * | 杏月 ; синьюэ ; « абрикосовый месяц» | кролика ' месяц ' | февраль ; èryue 'второй месяц'; |
3 | с 21 марта по 20 апреля * | персиковый месяц ; táoyuè « персиковый месяц»; | ченюэ ; ченюэ ; «месяц дракона» | март ; саньюэ ; «третий месяц»; |
4 | с 20 апреля по 21 мая * | сливовый месяц ; мейюэ ' сливовый месяц'; | 巳月 ; сиюэ ; «змеиный месяц» | апрель ; сиюэ ; «четвертый месяц»; |
5 | с 21 мая по 21 июня * | гранатовый ' месяц ; '' | у месяц ; wǔyuè 'месяц лошади'; | май ; wٔyuè «пятый месяц» |
6 | с 21 июня по 23 июля * | месяц лотоса ; хейюэ ' лотоса месяц '; | не месяц ; wèiyuè 'месяц козла'; | июнь ; liùyuè ; «шестой месяц»; |
7 | с 23 июля по 23 августа * | Лан Юэ ; Лан Юэ « ; месяц ; орхидей» | Шэнь Юэ ; шенюэ ; «месяц обезьяны»; | июль ; qīyuè ; «седьмой месяц» |
8 | с 23 августа по 23 сентября * | лавр ; гуйюэ ' османтуса месяц '; | You месяц ; yْuyuè 'месяц петуха'; | август ; байуэ ; «восьмой месяц»; |
9 | с 23 сентября по 23 октября * | 菊月 ; жуюэ ; « месяц хризантем » | 戌月 ; xūyuè 'месяц собаки'; | сентябрь ; jiyuè 'девятый месяц'; |
10 | с 23 октября по 22 ноября * | месяц росы ; лююэ ' росы месяц '; | 海月 ; хаиюэ «месяц свиньи»; | октябрь ; шиюэ ; «десятый месяц» |
11 | с 22 ноября по 22 декабря * | зимний месяц ; dōngyuè ; «зимний месяц»; 歭月 ; jiāyuè « тростника месяц »; | 子月 цзюэ « крысиный месяц»; | ноябрь месяц» или месяц ; зимний ; « одиннадцатый |
12 | с 22 декабря по 21 января * | ледяной месяц ; bīngyuè 'ледяной месяц'; | Месяц Чжоуэ « ; месяц быка»; | декабрь месяц» или месяц ; двенадцатый » « « двенадцатый |
- Даты по григорианскому календарю являются приблизительными, и их следует использовать с осторожностью. Многие годы имеют вставные месяцы.
Китайская астрономия
[ редактировать ]Китайский календарь был разработкой, включающей многочисленные наблюдения и расчеты видимых движений Солнца, Луны, планет и звезд, наблюдаемых с Земли.
Китайские астрономы
[ редактировать ]Многие китайские астрономы внесли свой вклад в разработку китайского календаря. Многие из них принадлежали к классу ученых или ши ( китайский : 士 ; пиньинь : ши ), в том числе писатели-историки, такие как Сыма Цянь .
Известные китайские астрономы, внесшие вклад в разработку календаря, включают Ган Де , Ши Шен и Цзу Чунчжи.
Технология
[ редактировать ]Ранние технологические разработки, способствующие развитию календаря, включают развитие гномона . Более поздние технологические разработки, полезные для календарной системы, включают наименование, нумерацию и картографирование неба, разработку аналоговых вычислительных устройств, таких как армиллярная сфера и водяные часы, а также создание обсерваторий.
Названия китайского календаря
[ редактировать ]Древние шесть календарей
[ редактировать ]Известно, что с периода Воюющих царств (завершившегося в 221 г. до н. э.) начали развиваться шесть особенно важных календарных систем. Позже, в ходе дальнейшего исторического пути, были также разработаны современные названия шести древних календарей, которые можно перевести на английский язык как Хуанди, Инь, Чжоу, Ся, Чжуаньсюй и Лу. [ 14 ]
Варианты календаря
[ редактировать ]Существуют различные китайские термины для обозначения вариаций календаря, в том числе:
- Календарь Нонли ( традиционный китайский : лунный календарь; упрощенный китайский : лунный календарь; пиньинь : нонгли ; букв. «Сельскохозяйственный календарь»)
- Календарь Цзюли ( традиционный китайский : 舊曆; упрощенный китайский : 旧历; пиньинь : jiùlì ; Джютпин : Gau6 Lik6 ; букв. «прежний календарь»)
- Календарь Лаоли ( традиционный китайский : 老曆; упрощенный китайский : 老历; пиньинь : lǎolì ; букв. «старый календарь»)
- Календарь Чжунли ( традиционный китайский : 中曆; упрощенный китайский : 中历; пиньинь : zhōnglì ; Джютпин : zung1 lik6 ; букв. «Китайский календарь»)
- Календарь Хуали ( традиционный китайский : 華曆; упрощенный китайский : 华历; пиньинь : huálì ; Джютпин : waa4 lik6 ; букв. «Китайский календарь»)
Солнечные календари
[ редактировать ]Традиционный китайский календарь был разработан между 771 и 476 годами до нашей эры, в период весны и осени династии Восточная Чжоу . Солнечные календари использовались до периода династии Чжоу вместе с основной шестидесятилетней системой.
Календарь пяти стихий
[ редактировать ]Одной из версий солнечного календаря является календарь пяти элементов ( 五行曆 ; 五行历 ), который происходит от У Син . 365-дневный год был разделен на пять фаз по 73 дня, каждая из которых соответствовала элементу У Син первого дня. Фаза началась с дня управляющего элемента ( 行御 ), за которым следовали шесть 12-дневных недель. Каждый этап состоял из двух трехнедельных месяцев, в результате чего каждый год длился десять месяцев. Годы начинались в день цзицзы ( 甲子 ) (и 72-дневную фазу дерева), за которым следовали день бонцзу ( 丙子 ) и 72-дневная фаза огня; день узу 戊子 ( ) и 72-дневная земная фаза; день гэнцзу ) , ( 庚子 ) и 72-дневная металлическая фаза, а также день рэнцзу ( 壬子 за которым следует водная фаза. [ 15 ] Остальные дни отслеживались с помощью карты Желтой реки ( He Tu ).
Календарь на четыре четверти
[ редактировать ]Другая версия - календарь на четыре четверти ( 四時八節曆 ; 四时八节历 ; «четыре секции», «календарь восьми сезонов» или 四分曆 ; 四分历 ). Недели длились десять дней, причем один месяц состоял из трех недель. В году было 12 месяцев, с десятидневной неделей, добавленной летом, чтобы не отставать от тропического года. 10 Небесных Стволов и 12 Земных Ветвей . Для обозначения дней использовались [ 16 ]
Сбалансированный календарь
[ редактировать ]Третья версия — сбалансированный календарь ( 調曆 ; 调历 ). Год составлял 365,25 дней, а месяц — 29,5 дней. Через каждые 16 месяцев добавлялось полмесяца. Согласно записям оракула , календарь династии Шан ( ок. 1600 – ок. 1046 до н. э.) представлял собой сбалансированный календарь с 12–14 месяцами в году; месяцем после зимнего солнцестояния был Чжэнъюэ . [ 17 ]
Лунно-солнечные календари династий
[ редактировать ]Шесть древних календарей
[ редактировать ]Современные исторические знания и записи ограничены для более ранних календарей. Эти календари известны как шесть древних календарей ( Древние шесть календарей ; Древние шесть календарей ) или календари с четвертным остатком ( календарь четырех точек ; Календарь четырех точек ; sìfēnlì ), поскольку все рассчитывают год как Продолжительность 365 + 1 ⁄ дня . Месяцы начинаются со дня новолуния, а в году 12 или 13 месяцев. К концу года добавляются вставные месяцы (13-й месяц). Календари Цян и Дай — это современные версии календаря Чжуансюй, используемые горными народами.
Династия Чжоу
[ редактировать ]Первым лунно-солнечным календарем был календарь Чжоу ( 周曆 ; 周历 ), введенный при династии Чжоу (1046 г. до н.э. – 256 г. до н.э.). Этот календарь устанавливает начало года в день новолуния перед зимним солнцестоянием.
Конкурирующие календари Воюющих государств
[ редактировать ]Несколько конкурирующих лунно-солнечных календарей были также введены, когда Чжоу перешел в состав Воюющих царств, особенно государствами, боровшимися с контролем Чжоу в период Воюющих царств (вероятно, 475 г. до н.э. - 221 г. до н.э.). В штате Лу был выпущен собственный календарь Лу ( 魯曆 ; 鲁历 ). Цзинь выпустил календарь Ся ( 夏曆 ; 夏历 ). [ 18 ] год начинается в день новолуния, ближайшего к мартовскому равноденствию . Цинь издал календарь Чжуаньсюй ( 顓頊曆 ; 颛顼历 ), в котором год начинался в день новолуния, ближайшего к зимнему солнцестоянию . календарь Сун Иньский ; ( 殷曆 殷 历 ) начинал свой год в день новолуния после зимнего солнцестояния.
Цинь и ранние династии Хань
[ редактировать ]После того, как Цинь Шихуан календарь Цинь ( 秦曆 ; 秦历 объединил Китай под властью династии Цинь в 221 г. до н.э., был введен ). Он следовал большинству правил, регулирующих календарь Чжуаньсюй, но порядок месяцев был таким же, как в календаре Ся; год начинался с 10-го месяца и заканчивался 9-м месяцем, аналогично григорианскому календарю, начинающемуся в октябре и заканчивающемуся в сентябре. Вставной месяц, известный как второй Цзююэ ( 後九月 ; 后九月 ; «позже Цзююэ »), помещался в конец года. Календарь Цинь использовался во времена династии Хань.
Календарь Тайчу династии Хань
[ редактировать ]Император У Хань р. 141–87 гг. До н.э. ввели реформы в седьмую из одиннадцати названных эпох своего правления, Тайчу ( китайский : 太初 ; пиньинь : Тайчу ; букв. «Великое начало»), 104 г. до н.э. – 101 г. до н.э. Его Календарь Тайчу ( Календарь Тайчу ; « Календарь Великого начала ») определял солнечный год как 365 + 385/1539 дней (365;06:00: 14,035 ), а лунный месяц имел 29 + 43 ⁄ 81 дня (29;12:44:44,444). С 19-летний цикл, использованный для 7 дополнительных месяцев, был взят как точный, а не как приблизительный.
В этом календаре введены 24 солнечных термина , делящие год на 24 равные части по 15° каждая. Солнечные условия были парными, с 12 объединенными периодами, известными как климатические условия. Первый солнечный период этого периода был известен как преклимат (节气), а второй — средний климат (中气). Месяцы были названы в честь среднего климата, к которому они были наиболее близки, а месяц без среднего климата был вставным месяцем. [ 19 ]
Календарь Тайчу заложил основу для традиционных календарей, а более поздние календари дополнили базовую формулу.
Календарь Дамин Северной и Южной династий
[ редактировать ]Календарь Дамин ( 大明理 ; 大明календарь ; «самый яркий календарь»), созданный во времена Северной и Южной династий Цзу Чунчжи (429 г. н.э. – 500 г. н.э.), ввел равноденствия.
Календарь Уинь Юань династии Тан
[ редактировать ]Использование сизигии для определения лунного месяца было впервые описано в династии Тан календаре Войинь Юань (五寅元典 ; 五寅元典 ; «календарь эпохи земного тигра»).
Календарь Шуши династии Юань
[ редактировать ]Календарь династии Юань Шуши ( календарь времени ; календарь времени ; «календарь предоставления сезона») использовал сферическую тригонометрию для определения продолжительности тропического года . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Календарь имел продолжительность года 365,2425 дней, что идентично григорианскому календарю . [ 23 ]
Хотя китайский календарь потерял свое место в качестве официального календаря страны в начале 20 века, [ 24 ] его использование продолжалось. В календаре Китайской Республики, опубликованном правительством Бэйян Китайской Республики, помимо григорианского календаря по-прежнему указаны даты китайского календаря. В 1929 году националистическое правительство попыталось запретить традиционный китайский календарь. В куоминском календаре, опубликованном правительством, больше не указаны даты китайского календаря. Однако китайцы привыкли к традиционному календарю, и многие традиционные обычаи были основаны на китайском календаре. Запрет провалился и был снят в 1934 году. [ 25 ] Последним китайским календарем было « Новое издание Ванняньли , исправленное издание», изданное Пекинской обсерваторией Пурпурной горы, Китайская Народная Республика. [ 26 ]
Шисяньский календарь
[ редактировать ]С 1645 по 1913 год развивался Шисянь или Чунчжэнь. Во времена поздней династии Мин китайский император в 1629 году назначил Сюй Гуанци руководителем реформы шисянского календаря . При содействии иезуитов он перевел западные астрономические работы и представил новые концепции, такие как концепции Николая Коперника , Иоганна Кеплера , Галилео Галилея и Тихо Браге ; однако новый календарь не был выпущен до конца династии. В начале династии Цин календарь , Иоганн Адам Шаль фон Белл который был отредактирован под руководством Сюй Гуанци представил императору Шуньчжи . [ 27 ] Правительство Цин выпустило его как Шисяньский (сезонный) календарь. В этом календаре солнечные термы составляют 15° каждый вдоль эклиптики , и его можно использовать в качестве солнечного календаря . Однако продолжительность климатического периода вблизи перигелия составляет менее 30 дней и могут быть два среднеклиматических периода. Календарь Шисянь изменил правило промежуточного климата: «определять месяц последовательно, за исключением вставочного месяца». [ 28 ] Настоящий традиционный календарь соответствует календарю Шисянь, за исключением:
- Базовым является китайское стандартное время, а не местное время Пекина.
- Используются (современные) астрономические данные, а не математические расчеты.
Предложения
[ редактировать ]Чтобы оптимизировать китайский календарь, астрономы предложили ряд изменений. Гао Пинцзы ( 高平子 ; 1888–1970), китайский астроном, соучредитель обсерватории «Пурпурная гора» , предложил рассчитывать числа месяцев до новолуния, а солнечные сроки округлять до дня. Поскольку вставной месяц определяется первым месяцем без среднего климата, а среднее климатическое время варьируется в зависимости от часового пояса, страны, которые приняли календарь, но рассчитывают свое собственное время, могут отличаться от времени в Китае. [ 29 ]
Часовое искусство
[ редактировать ]Часовое искусство, или хронометрия, относится к измерению времени. В контексте китайского календаря часовое дело включает в себя определение и математическое измерение терминов или элементов, таких как наблюдаемые астрономические движения или события, связанные с днями, месяцами, годами, часами и так далее. Эти измерения основаны на объективных наблюдаемых явлениях. Календарная точность основана на точности и точности измерений.
Китайский календарь лунно-солнечный , схожий с индуистским , еврейским и древневавилонским календарями. В этом случае календарь частично основан на объективных наблюдаемых явлениях, а частично на математическом анализе для корреляции наблюдаемых явлений. Лунно-солнечные календари в первую очередь пытаются соотнести солнечные и лунные циклы, но другие соображения могут быть сельскохозяйственными, сезонными, фенологическими, религиозными или даже политическими.
Основные часовые определения включают в себя то, что дни начинаются и заканчиваются в полночь, а месяцы начинаются в день новолуния . Годы начинаются во второе (или третье) новолуние после зимнего солнцестояния . Солнечные условия определяют начало, середину и конец каждого месяца. Шестидесятилетний цикл , включающий небесные стебли ( китайский : 干 ; пиньинь : ган ) и земные ветви ( китайский : 支 ; пиньинь : чжи ), используется для идентификации рядом с каждым годом и месяцем, включая вставочные месяцы или високосные месяцы. Месяцы также обозначаются как длинные ( китайский : 大 ; букв. «большой» для месяцев с 30 днями) или короткие ( китайский : 小 ; букв. «маленький» для месяцев с 29 днями). Есть и другие элементы традиционного китайского календаря.
День
[ редактировать ]Дни ориентированы на Солнце в зависимости от деления солнечного года. День ( 日 ; rì ) как традиционно, так и в настоящее время считается временем от одной полуночи до следующей. Традиционно дни (включая ночную часть) делились на 12 двойных часов, а в наше время 24-часовая система стала более стандартной.
Месяц
[ редактировать ]Месяцы ориентированы на Луну . Месяц ( 月 ; юэ ), время от одного новолуния до другого. Эти синодические месяцы составляют около Продолжительность 29 + 17 ⁄ 32 дней. Сюда входит дата ( 日期 ; rìqī ), когда тот или иной день приходится на месяц. Дни нумеруются последовательно от 1 до 29 (или 30). А календарный месяц ( 日曆月 ; rìlì yuè ) — это когда месяц приходится на год. Некоторые месяцы могут повторяться.
Год
[ редактировать ]Год ( 年 ; ниан ) основан на времени одного оборота Земли вокруг Солнца, округленном до целых дней. Традиционно год отсчитывается от первого дня весны (луно-солнечный год) или зимнего солнцестояния (солнечный год). Год — это астрономически около 365 + 31 / 128 дней. Сюда входит календарный ( 日曆 ; rìlì ) год, когда авторитетно определено, в какой день заканчивается один год и начинается другой. новолуние Год обычно начинается в ближайшее к Личуню , в первый день весны. [ 7 ] Обычно это второе, а иногда и третье новолуние после зимнего солнцестояния. Календарный год длится 353–355 или 383–385 дней. Также включает Зодиак , 1/12 года ° , или 30 эклиптики . Зодиакальный год примерно 30 + 7 / 16 дней.
Солнечные условия
[ редактировать ]Солнечный термин ( солнечный термин ; цзеци ), 1 ⁄ 24 года, или 15° на эклиптике. Солнечный термин составляет около 15 + 7 / 32 дня.
Планеты
[ редактировать ]Движения Солнца, Луны, Меркурия , Венеры , Марса , Юпитера и Сатурна (иногда называемые семью светилами ) являются ориентирами для календарных расчетов.
- Расстояние между Меркурием и Солнцем менее 30° (высота Солнца в чэньши : 辰時 , с 8:00 до 10:00 утра), поэтому Меркурий иногда называли «звездой Чэнь» ( 辰辰星 ); она более известна как «водяная звезда» ( 水星 ).
- как « Венера появляется на рассвете и в сумерках и известна или «длинная звезда » » звезда яркая .
- Марс выглядит как огонь, встречается нерегулярно и известен как «огненная звезда» ( 熒 Планета ; 荧 Планета или Марс ) в китайской мифологии. Когда Марс находится рядом с Антаресом ( 心宿二 ), это плохо. смерть императора или предзнаменование и может предсказать отстранение канцлера .
- Период обращения Юпитера составляет 11,86 года, поэтому Юпитер называют «возрастной звездой» ( 歲星 ; 岁星 ); 30° обращения Юпитера — это примерно год на Земле.
- Период обращения Сатурна составляет около 28 лет. Сатурн , известный как «звезда-охранитель» ( 鎮星 охраняет один из 28 Особняков . ), каждый год
Звезды
[ редактировать ]Большая Медведица
[ редактировать ]Большой Ковш — это небесный компас, и направление его ручки указывает или, как говорят, определяет время года и месяц.
3 вольера и 28 особняков
[ редактировать ]Звезды разделены на Три Ограждения и Особняков на небе относительно Малой Медведицы , в центре. Каждый особняк назван символом, описывающим форму его астеризма . основного 28 в соответствии с их расположением 微 ), дворец ( 太微 ) и Небесный рынок ) . 市 Восточные особняки — Цзин , . (天 Вэй Синь Кан, Ди , Верховный Фан , , , Цзи Южные особняки — Цзяо , Гуй , Лю , Син , Чжан , Винг . , Чжэнь . Западные особняки — Куй , Лу , желудок , Плеяды , Би , Шэнь , Си . Северные особняки — Доу , Ню , женский , виртуальный , опасный , комната , стена . Луна проходит примерно через один лунный особняк в день, поэтому. 28 особняков также использовались для подсчета дней. Во времена династии Тан Юань Тяньган ( 元 Тяньган ) сопоставлял 28 особняков, семь светил и годовые знаки животных, чтобы получить такие комбинации, как «рог-дерево-потопный дракон» ( 角 木 蛟 ).
Список лунных особняков
[ редактировать ]Названия и определяющие звезды особняков: [ 30 ] [ 31 ]
Четыре символа (четыре изображения) |
Особняк | |||
---|---|---|---|---|
Число | Имя
( Пиньинь ) |
Перевод | Определяющая звезда | |
Лазурный дракон Востока (东青龙-Дунфан Цинлун ) Весна |
1 | угол (цзио) | Рог | α Вир |
2 | Канг (Канг) | Шея | κ Источник | |
3 | 氐 (Ди) | Корень | α Либ | |
4 | Комната(Фанг) | Комната | π Ско | |
5 | Сердце (Синь) | Сердце | α Ско | |
6 | Хвост (Вэй) | Хвост | μ¹ Ско | |
7 | 箕 (Да) | Веялка Корзина | c старший сержант | |
Черная черепаха Севера (Северный Сюаньу - Бэйфан Сюаньво ) Зима |
8 | Доу (Дау) | (Южный) Диппер | е старший |
9 | 牛 (Новый) | Бык | б Крышка | |
10 | Женский (Ну) | Девочка | ε Акр | |
11 | Виртуальный (Сюй) | Пустота | β Акр | |
12 | Опасность (Вэй) | Крыша | α Акр | |
13 | Ши (Ши) | Лагерь | α Пег | |
14 | Стена (Би) | Стена | с Пег | |
Белый Тигр Запада (西白虎 -Сифан Байхо ) Падать |
15 | 奎 (Мать) | Ноги | И |
16 | Лу | Связь | β Ари | |
17 | 胃 (Вэй) | Желудок | 35 Ари | |
18 | Субару (Муо) | Волосатая голова | 17 Да | |
19 | Би(Би) | Сеть | ε Номер | |
20 | 觜 (Зи) | Черепаховый клюв | л Ори | |
21 | 三 (Шэн) | Три звезды | г Ори | |
Киноварная птица Юга (Южный Чжуке - Наньфан Чжуке ) Лето |
22 | Ну (Джонг) | Хорошо | Сохранить |
23 | Они (Гу) | Призрак | θ ЧПУ | |
24 | Лю (Лю) | Ива | δ Хья | |
25 | Звезда (Син) | Звезда | α Хья | |
26 | Чжан | Расширенная сеть | υ¹ Хья | |
27 | Крылья (Йи) | Крылья | α Крт | |
28 | Жень (Жэнь) | Колесница | γ Крв |
Описательная математика
[ редактировать ]Чтобы избежать двусмысленности, используются несколько систем кодирования. Небесные Стебли — это десятичная система. Земные Ветви , двенадцатеричная система, обозначают двойные часы ( 時 ; 时 ; ши или 時辰 ; 时辰 ; шичен ) и климатические термины. 12 символов развиваются от первого дня с той же ветвью, что и месяц (первый день Инь ( 寅 日 ) Чжэнъюэ ; первый Муо день (卯 日 ) Эрюэ ), и отсчитывают дни месяца.
Ствол -ветви – шестидесятеричная система. Небесные Стебли и Земные Ветви составляют 60 стволовых ветвей . Стволовые ветви отмечают дни и годы. Пять элементов У Син закреплены за каждым стеблем, ветвью или ветвью ствола.
Небесный Корень |
Значение | |
---|---|---|
Исходное значение | Современный | |
Первый | панцирь черепахи | первый (книга I, человек А и т. д.) , метильная группа , шлем, доспехи, слова, относящиеся к жукам, ракообразным, ногтям, ногтям на ногах |
Второй | рыбьи кишки | вторая (книга II, персона Б и т. д.) , этильная группа , твист |
С | рыбий хвост [ 32 ] | третий , яркий, огненный, рыбий хвост (редкий) |
Мужчина | ноготь | четвертый , взрослый мужчина, крепкий, Т-образный, ударный, фамилия |
Э | алебарда | (не используется) |
себя | нитки на ткацком станке [ 33 ] | себя |
Гэн | вечерняя звезда | возраст (человека) |
Пряный | обидеть начальство [ 34 ] | горький, пикантный, утомительный |
девятый из десяти Небесных Стволов | груз [ 35 ] | брать на себя, доверять должность |
Гуй | трава для возлияния [ 36 ] | (не используется) |
Шестидесятилетняя система
[ редактировать ]Двенадцать филиалов
[ редактировать ]Земной Ветвь |
китайский | Направление | Сезон | Лунный месяц | Двойной час | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мандарин Чжуинь |
Мандарин Пиньинь | |||||||
1 | ребенок | ㄗˇ | цзы | мышь Крыса |
0° (север) | зима | 11 месяц | с 23:00 до 1:00 (полночи) |
2 | уродливый | ㄔㄡˇ | чоу | бык Корова |
30° | 12 месяц | с 1:00 до 3:00 | |
3 | Инь | ㄧㄣˊ | ты | Тигр Тигр |
60° | весна | Месяц 1 | с 3 до 5 утра |
4 | Мао | ㄇㄠˇ | муо | кролик Кролик |
90° (восток) | Месяц 2 | с 5 утра до 7 утра | |
5 | Чен | ㄔㄣˊ | чаша | Дракон (дракон) Дракон |
120° | Месяц 3 | с 7 утра до 9 утра | |
6 | Си | ㄙˋ | Да | змея Змея |
150° | лето | Месяц 4 | с 9 до 11 утра |
7 | полдень | ㄨˇ | уу | лошадь Лошадь |
180° (юг) | Месяц 5 | с 11:00 до 13:00 (полдень) | |
8 | еще нет | ㄨㄟˋ | почему | овца Овца |
210° | Месяц 6 | с 13:00 до 15:00 | |
9 | состояние | ㄕㄣ | Шен | обезьяна Обезьяна |
240° | осень | 7 месяц | с 15:00 до 17:00 |
10 | унитарный | ㄧㄡˇ | ты | курица (птица) Курица |
270 ° (запад) | Месяц 8 | с 17:00 до 19:00 | |
11 | Сюй | ㄒㄩ | Сюй | собака Собака |
300° | Месяц 9 | с 19:00 до 21:00 | |
12 | Хай | ㄏㄞˋ | комедия | свинья Дикий кабан |
330° | зима | Месяц 10 | с 9:00 до 23:00 |
День
[ редактировать ]Китай использовал западную систему часов-минут-секунд для разделения суток со времен династии Цин . [ 37 ] Использовалось несколько систем, зависящих от эпохи; Системы, использующие числа, кратные двенадцати и десяти, были популярны, поскольку их можно было легко посчитать и сопоставить с Небесными Стволами и Земными Ветвями.
Неделя
[ редактировать ]бронзового века Еще во времена династии Ся дни были сгруппированы в девяти- или десятидневные недели, известные как сюнь ( 旬 ). [ 38 ] Месяцы состояли из трех сюней . Первые 10 дней были ранним сюнь ( 上旬 ), средние 10 — средним сюнь ( 中旬 ), а последние девять (или 10) дней — поздним сюнь ( 下旬 ). Япония приняла эту модель с 10-дневной неделей, известной как июнь ( 旬 ) . В Корее они были известны как сун ( 순 , 旬 ).
Структура сюна предусматривала государственные праздники каждые пять или десять дней. Чиновники династии Хань по закону обязаны были отдыхать каждые пять дней (дважды в сюнь , или 5–6 раз в месяц). Эти перерывы стали называться хуань ( 澣 ; 浣 , «мытье»).
Группировка дней в группы по десять до сих пор используется для обозначения конкретных природных явлений. «Три Фу» ( 三伏 ), 29–30-дневный период, который является самым жарким в году, отражает его в три сюня . продолжительность [ 11 ] После зимнего солнцестояния для расчета конца зимы учитывалось девять наборов по девять дней. [ 39 ]
Семидневная неделя была заимствована из эллинистической системы в IV веке нашей эры. [ нужна ссылка ] , хотя способ его передачи в Китай неясен. В Китай оно было вновь передано в VIII веке манихеями через Канджу (среднеазиатское царство недалеко от Самарканда ), [ 40 ] [ а ] [ б ] и является наиболее используемой системой в современном Китае.
Месяц
[ редактировать ]Месяцы определяются временем между новолуниями , которое в среднем составляет примерно 29 + 17⁄32 дня . Не существует определенной продолжительности какого-либо конкретного китайского месяца, поэтому первый месяц может состоять из 29 дней (короткий месяц, 小月 ) в некоторые годы и 30 дней (длинный месяц, 大月 ) в другие годы.
В 12-месячном году, использующем эту систему, 354 дня, что значительно отличается от тропического года . Чтобы исправить это, традиционные китайские годы составляют 13 месяцев примерно раз в три года. В 13-месячной версии чередуются такие же длинные и короткие месяцы, но добавлен 30-дневный високосный месяц ( 閏月 ; rùnyuè ). Годы с 12 месяцами называются простыми годами, а 13-месячные годы — длинными.
Хотя большинство из вышеперечисленных правил использовалось до династии Тан , в разные эпохи использовались разные системы для согласования лунных и солнечных лет. Синодическим месяцем календаря Тайчу был Продолжительность 29 + 43 ⁄ 81 дня. Календарь Вуинь Юань VII века династии Тан был первым, кто определял продолжительность месяца с помощью синодического месяца, а не методом циклического цикла. С тех пор продолжительность месяцев в основном определялась путем наблюдений и прогнозов.
Дни месяца всегда записываются двумя символами и нумеруются, начиная с 1. Дни с первого по 10-й записываются цифрой дня , которой предшествует иероглиф Чу ( 初 ); Тюи ( 初一 ) — первый день месяца, а Тюши ( 初初十 ) — 10-й. Дни с 11 по 20 записываются обычными китайскими цифрами; Шиу ( 十五 ) — 15-й день месяца, а Эрши ( 二十 ) — 20-й. Дни с 21 по 29 написаны иероглифом Ниан ( 廿 ) перед иероглифами с первого по девятый; Например, Ниансан ( 廿三 ) — 23-й день месяца. День 30 (если применимо) обозначается цифрой Санши ( 三十 ).
В учебниках истории дни месяца пронумерованы 60 стеблевыми ветвями:
первого года правления Тяньшэна... В феврале Дин Си он был погребен во дворце Хунцина в Нанкине Тайцзу и Тайцзуном .
Тяньшэн 1-го года… Эрюэ … Динси , похороны императора проходили в его храме, а императорский портрет был установлен во дворце Хунцин в Нанкине .
Поскольку продолжительность месяца определяют астрономические наблюдения, даты в календаре соответствуют фазам Луны. Первый день каждого месяца – новолуние. Седьмого или восьмого числа каждого месяца луна в первой четверти видна днем и ранним вечером. 15 или 16 числа каждого месяца полная луна видна всю ночь. 22-го или 23-го числа каждого месяца луна последней четверти видна поздно ночью и утром.
Поскольку начало месяца определяется временем наступления новолуния, другие страны, использующие этот календарь, используют для его расчета свои собственные стандарты времени; это приводит к отклонениям. Первое новолуние в 1968 году произошло 29 января в 16:29 по всемирному координированному времени . Поскольку Северный Вьетнам использовал UTC+07:00 для расчета своего вьетнамского календаря , а Южный Вьетнам использовал UTC+08:00 (по пекинскому времени) для расчета своего, Северный Вьетнам начал праздник Тет 29 января в 23:29, а Южный Вьетнам начал его 29 января в 23:29. 30 января в 00:15. Разница во времени позволила проводить асинхронные атаки в Тетском наступлении . [ 7 ]
Названия месяцев и условные обозначения лунных дат.
[ редактировать ]В современных соглашениях об именах в качестве названий месяцев используются цифры, хотя первоначально лунные месяцы назывались в соответствии с фенологией природных явлений. Каждый месяц также связан с одной из двенадцати Земных Ветвей . Соответствия григорианским датам приблизительны, и их следует использовать с осторожностью. Многие годы имеют вставные месяцы.
Хотя пронумерованные названия месяцев часто используются для обозначения соответствующего номера месяца в григорианском календаре, важно понимать, что пронумерованные названия месяцев не являются взаимозаменяемыми с григорианскими месяцами, когда речь идет о лунных датах.
- Неверно : Фестиваль лодок-драконов приходится на 5 мая по лунному календарю , тогда как Фестиваль двойной девятки , Фестиваль фонарей и Фестиваль Циси приходятся на 9 сентября, 15 января и 7 июля по лунному календарю соответственно.
- Правильно : Фестиваль лодок-драконов приходится на 5-е число Уюэ (или 5-й день пятого месяца) по лунному календарю , тогда как Фестиваль двойной девятки , Фестиваль фонарей и Фестиваль Циси приходится на 9-е число Цзююэ (или 9-е число девятого месяца). , Чжэнъюэ 15-го числа (или 15-го числа первого месяца) и Циюэ 7-го числа (или 7-го числа седьмого месяца) лунного календаря соответственно.
- Альтернативная по китайскому зодиаку поправка : Фестиваль лодок-драконов приходится на 5-й месяц Лошади по лунному календарю , тогда как Фестиваль Двойной девятки , Фестиваль фонарей и Фестиваль Циси приходятся на 9-й месяц Собаки, 15-й месяц Тигра и 7-й месяц Обезьяны по лунному календарю соответственно.
Можно идентифицировать небесный ствол и земную ветвь, соответствующие определенному дню месяца, а также те, которые соответствуют его месяцу и его году, чтобы определить Четыре Столпа Судьбы, связанные с ним, к которым Дун Шинг также относится . Китайский альманах года, или «Хуанли» , содержащий важную информацию о китайской астрологии , является наиболее удобным изданием для ознакомления. Дни вращаются в шестидесятилетнем цикле , отмеченном координацией между небесными стеблями и земными ветвями , отсюда и название Четырех Столпов Судьбы как «Бацзы», или « Восемь Символов Времени Рождения », где каждый столп состоит из символа соответствующего небесного символа. стебель, а другой — его земную ветвь. Поскольку Хуанли дни шестидесятилетние , их порядок совершенно не зависит от их числового порядка в каждом месяце и от их числового порядка в течение недели (называемых Истинными животными по отношению к китайскому зодиаку ). Поэтому для того, чтобы прийти к такому результату, требуются кропотливые расчеты. Четыре Столпа Судьбы конкретной даты, что редко превосходит удобство простой консультации с Хуанли, найдя дату по григорианскому календарю .
Солнечный срок
[ редактировать ]Солнечный год ( 歲 ; 岁 ; Суй ), время между зимними солнцестояниями , делится на 24 солнечных периода, известных как цзе ци (節氣). Каждый терм представляет собой часть эклиптики со стороной 15°. Эти солнечные термины отмечают как западные, так и китайские времена года, а также равноденствия, солнцестояния и другие китайские события. Четные солнечные термины (отмечены буквой «Z», для китайского : 中氣 , Чжунци ) считаются основными, тогда как нечетные солнечные термины (отмечены буквой «J», для китайского : 節氣 , Цзеци ) считаются второстепенными. [ 7 ] Солнечные периоды Цин Мин (清明) 5 апреля и Дунчжи (зимнее солнцестояние) 22 декабря являются праздничными событиями в Китае. [ 7 ]
Число | Имя | Китайский маркер | Событие | Приблизительная дата | Соответствующий астрологический знак |
---|---|---|---|---|---|
J1 | Ли Чун | начало весны | Начало весны | 5 февраля | ♒️ Водолей |
Z1 | Йу шу | дождевая вода | Дождевая вода | 19 февраля | ♓️ Рыбы |
J2 | Ну давай же | Пробуждение насекомых; | Пробуждение насекомых | 6 марта | |
Z2 | Чун Фен | весеннее равноденствие | Весенний разрыв | 21 марта | ♈️ Овен |
J3 | это тысяча | Цинмин | Чистая яркость | 5 апреля | |
Z3 | Го йу | Гую; | Зерновой дождь | 20 апреля | ♉️ Телец |
J4 | Ли Ся | начало лета | Начало лета | 6 мая | |
Z4 | Сяо мэн | Сяомань; | Зерно полное | 21 мая | ♊️ Близнецы |
J5 | Манг корыто | тип ости; тип ости; | Зерно в колосе | 6 июня | |
Z5 | Ся Чжи | летнее солнцестояние | Летний край | 22 июня | ♋️Рак |
J6 | Сюо Шу | Сяошу | Небольшое тепло | 7 июля | |
Z6 | Да Шу | Великая жара | Сильная жара | 23 июля | ♌️ Лев |
J7 | Там Цю | начало осени | Начало осени | 8 августа | |
Z7 | Ну и что? | справиться с жарой; справиться с жарой; | Предел тепла | 23 августа | ♍️ Дева |
J8 | Бай Лу | белая роса | Белая роса | 8 сентября | |
Z8 | Цю Фэнь | осеннее равноденствие | Осенний разрыв | 23 сентября | ♎️ Весы |
J9 | Ханлу | холодная роса | Холодная роса | 8 октября | |
Z9 | Это верно | мороз | Сход мороза | 24 октября | ♏️Скорпион |
J10 | Ли Донг | начало зимы | Начало зимы | 8 ноября | |
Z10 | Сюо Сюэ | Сяосюэ | Небольшой снег | 22 ноября | ♐️ Стрелец |
J11 | Да Сюэ | сильный снег | Отличный снег | 7 декабря | |
Z11 | Донг Чжи | зимнее солнцестояние | Зимние конечности | 22 декабря | ♑️ Козерог |
J12 | Сюо Хан | Осаму | Легкий холод | 6 января | |
Z12 | Да Хан | Великий холод | Сильный холод | 20 января | ♒️ Водолей |
Солнечный год
[ редактировать ]Календарный солнечный год, известный как суй ( 歲 ; 岁 ), начинается в день декабрьского солнцестояния и продолжается 24 солнечных термина. [ 7 ] Поскольку скорость видимого движения Солнца по эллипсу непостоянна, время между основными солнечными терминами не фиксировано. Это изменение во времени между основными солнечными терминами приводит к разной продолжительности солнечного года. Обычно в солнечном году 11 или 12 полных месяцев плюс два неполных месяца во время зимнего солнцестояния. Полные месяцы нумеруются от 0 до 10, а неполные месяцы считаются 11-м месяцем. Если в солнечном году 12 полных месяцев, его называют високосным солнечным годом или високосным годом . [ 7 ]
Из-за несоответствия продолжительности солнечного года разные версии традиционного календаря могут иметь разную среднюю продолжительность солнечного года. Например, один солнечный год календаря Тайчу I века до н.э. 365 + 385 / 1539 (365,25016) дней. Солнечный год по календарю Сёуши XIII века — 365 + 97 ⁄ 400 (365,2425) дней, что соответствует григорианскому календарю. Дополнительный 0,00766 дня в календаре Тайчу приводит к сдвигу на один день каждые 130,5 лет.
Пары солнечных терминов — это климатические термины, или солнечные месяцы. Первый солнечный термин — «предклимат» ( солнечный термин ; солнечный термин ; Jiéqì ), а второй — «средний климат» ( 中气 ; 中气 ; Zhōngqì ). .
Если в солнечном году 12 полных месяцев, [ с ] первый месяц без среднего климата — високосный , или вставной, месяц. Другими словами, первый месяц, в который не входит главный солнечный термин, является високосным. [ 7 ] Високосные месяцы нумеруются с помощью rùn 閏 , символа «вставной», плюс название месяца, за которым они следуют. В 2017 году вставочный месяц после шестого месяца назывался Rùn Liùyuè , или «вставной шестой месяц» ( 閏 六月 ) и записывался как 6i или 6+ . Следующий вставной месяц (в 2020 году, после четвертого месяца) будет называться Рун Сиюэ ( 閏 四月 ) и писаться как 4i или 4+ .
Лунно-солнечный год
[ редактировать ]Лунно-солнечный год начинается с первого весеннего месяца Чжэнъюэ ( 正月 ; «столичный месяц») и заканчивается последним зимним месяцем Лаюэ ( 臘月 ; 腊月 ; «жертвенный месяц»). Все остальные месяцы названы по их номерам в порядке месяцев. смотрите ниже О сроках наступления китайского Нового года .
Годы традиционно исчислялись по времени правления в древнем Китае, но это было отменено после основания Китайской Народной Республики в 1949 году. Например, год с 12 февраля 2021 года по 31 января 2022 года был годом синьчу ( 辛丑 年 ), длившимся 12 месяцев. или 354 дня.
Династия Тан использовала Земные Ветви для обозначения месяцев с декабря 761 по май 762 года. [ 41 ] В этот период год начинался с зимнего солнцестояния.
Отсчет возраста
[ редактировать ]В современном Китае официальный возраст человека основан на григорианском календаре. В традиционном использовании возраст определяется по китайскому календарю Суй . При рождении ребенок считается годовалым. После каждого китайского Нового года к традиционному возрасту прибавляется один год. Таким образом, их возраст равен количеству лет по китайскому календарю, в течение которых они жили. Из-за возможности путаницы возраст младенцев часто указывается в месяцах, а не в годах.
После того, как в Китае был введен григорианский календарь, китайский традиционный возраст стал называться «номинальным возрастом» ( 虛歲 ; 虚岁 ; xūsuì ; «неполный возраст»), а григорианский возраст стал известен как «настоящий возраст» ( 實歲 ; 实岁 ; shísùi ; «весь возраст»).
Системы нумерации лет
[ редактировать ]Эры
[ редактировать ]Древний Китай насчитывал годы с момента восшествия императора на престол или провозглашения им названия новой эпохи. Первым зарегистрированным титулом правления был Цзяньюань ( 建元 ) из 140 г. до н.э.; последним титулом правления был Сюаньтун ( 宣統 ; 宣统 ) с 1908 года н.э. Система эпох была отменена в 1912 году, после чего нынешняя, или республиканская, эпоха использовалась .
Стволовые ветви
[ редактировать ]60 стеблей-ветвей использовались для обозначения даты со времен династии Шан (1600 г. до н.э. – 1046 г. до н.э.). Астрологи знали, что период обращения Юпитера составляет около 12×361 = 4332 дня, и они разделили этот период на 12 лет ( 歲 ; 岁 ; suì ) по 361 день каждый. Система стволов-ветвей решила проблему неравной продолжительности правления, существовавшую в эпоху.
Китайский Новый год
[ редактировать ]Дата китайского Нового года соответствует закономерностям лунно-солнечного календаря и, следовательно, меняется из года в год.
Инвариант между годами заключается в том, что зимнее солнцестояние Дунчжи приходится на одиннадцатый месяц года. [ 42 ] Это означает, что китайский Новый год наступит во второе новолуние после предыдущего зимнего солнцестояния, если в предыдущем году не было високосного 11 или 12 месяца. [ 43 ] [ 44 ]
Это правило точное, однако есть два других, в основном (но не полностью) точных правила, которые обычно формулируются: [ 43 ]
- Новый год приходится на новолуние, ближайшее к Личуню (обычно 4 февраля).
- Новый год наступает в первое новолуние после Дахана (обычно 20 января).
Было обнаружено, что в большинстве лет китайский Новый год отодвигается на 10, 11 или 12 дней назад. Если он приходится на 31 января или ранее, то в следующем году он сдвигается вперед на 18, 19 или 20 дней. [ 7 ]
Китайские соглашения о лунных датах
[ редактировать ]Хотя пронумерованные названия месяцев часто используются для обозначения соответствующего номера месяца в григорианском календаре, важно понимать, что пронумерованные названия месяцев не являются взаимозаменяемыми с григорианскими месяцами, когда речь идет о лунных датах.
Праздники
[ редактировать ]Различные традиционные и религиозные праздники, разделяемые общинами по всему миру, используют китайский (лунно-солнечный) календарь:
Праздники в тот же день и в тот же месяц
[ редактировать ]Китайский Новый год (известный как Праздник Весны/春節 в Китае) приходится на первый день первого месяца и традиционно назывался Юань Дань (元旦) или Чжэн Жи (正日). Во Вьетнаме он известен как Тот Нгуен Дан ( 節元旦 ). Традиционно это был самый главный праздник в году. Это официальный праздник в Китае, Гонконге, Макао, Тайване, Вьетнаме, Корее, на Филиппинах, в Малайзии , Сингапуре , Индонезии и на Маврикии . Это также государственный праздник в провинциях Таиланда Наратхиват , Паттани , Яла и Сатун , а также официальный школьный праздник в Нью-Йорке.
Фестиваль Двойной Трети приходится на третий день третьего месяца.
Фестиваль лодок-драконов , или Фестиваль Дуаньу (端午節), проводится в пятый день пятого месяца и является официальным праздником в Китае, Гонконге, Макао и Тайване. Он также отмечается во Вьетнаме, где он известен как Тот Доан Нго (節端午).
Фестиваль Циси (七夕節) отмечается вечером седьмого дня седьмого месяца. Он также отмечается во Вьетнаме, где он известен как Thất tịch (七夕)).
Фестиваль двойной девятки (重陽節) отмечается в девятый день девятого месяца. Он также отмечается во Вьетнаме, где он известен как Tết Trùng Cửu (節重九).
Праздники полнолуния (праздники пятнадцатого числа)
[ редактировать ]Фестиваль фонарей отмечается в пятнадцатый день первого месяца и традиционно назывался Фестивалем Юань Сяо (元宵) или Фестивалем Шан Юань (上元節). Во Вьетнаме он известен как Тот Тхонг Нгуен (節上元).
Фестиваль Чжун Юань отмечается пятнадцатого дня седьмого месяца. Во Вьетнаме его отмечают как Тот Трунг Нгуен (中元節) или Ло Ву Лан (禮盂蘭).
Праздник середины осени отмечается в пятнадцатый день восьмого месяца. Во Вьетнаме его отмечают как Тот Чунг Тху (節中秋).
Фестиваль Ся Юань отмечается пятнадцатого числа десятого месяца. Во Вьетнаме его отмечают как Тот Хо Нгуен (節下元).
Праздник двенадцатого месяца
[ редактировать ]Фестиваль Лаба приходится на восьмой день двенадцатого месяца. Это день просветления Будды Шакьямуни, и во Вьетнаме он известен как Lễ Via Phật Thích Ca Thành Đạo.
Фестиваль кухонного бога отмечается двадцать третьего дня двенадцатого месяца в северных регионах Китая и двадцать четвертого дня двенадцатого месяца в южных регионах Китая.
Канун китайского Нового года также известен как фестиваль Чуси и отмечается вечером последнего дня лунного календаря. Его отмечают везде, где соблюдается лунный календарь.
Празднование солнечных праздников
[ редактировать ]Фестиваль Цинмин ( 清明节) отмечается на пятнадцатый день после весеннего равноденствия. Во Вьетнаме он отмечается как Тот Тхань Минь (節清明). 节) is celebrated on the fifteenth day after the Spring Equinox. It is celebrated in Vietnam as Tết Thanh Minh (節清明).
Фестиваль Дунчжи ( зимнее солнцестояние ) или зимнее солнцестояние отмечается во Вьетнаме как Lễ hội Đông Chí (利会 Зимнее солнцестояние).
Религиозные праздники по лунному календарю
[ редактировать ]Восточноазиатская Махаяна , даосские праздники и некоторые праздники Каодай и/или вегетарианские обряды основаны на лунном календаре. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Торжества в Японии
[ редактировать ]Многие из вышеперечисленных праздников лунного календаря отмечаются и в Японии, но начиная с эпохи Мэйдзи в аналогично пронумерованные даты григорианского календаря.
Двойные праздники из-за вставных месяцев
[ редактировать ]В случае наличия соответствующего вставного месяца праздники могут отмечаться дважды. Например, в гипотетической ситуации, когда есть дополнительный вставной седьмой месяц, фестиваль Чжун Юань будет отмечаться в седьмом месяце, за которым последует еще одно празднование во вставном седьмом месяце. (Следующий такой случай произойдет в 2033 году, первый после календарной реформы 1645 года. [ 7 ]
Похожие календари
[ редактировать ]Подобно китайским иероглифам , варианты китайского календаря использовались в разных частях синосферы на протяжении всей истории: сюда входят Вьетнам, Корея, Сингапур, Япония и Рюкю, Монголия и другие места.
Отдаленные районы Китая
[ редактировать ]Календари этнических групп гор и плато юго-западного Китая и лугов северного Китая основаны на их фенологии и алгоритмах традиционных календарей разных периодов, особенно династий Тан и доцинь. [ 48 ]
Некитайские регионы
[ редактировать ]Корея , Вьетнам и острова Рюкю приняли китайский календарь. В соответствующих регионах китайский календарь был адаптирован в корейский , вьетнамский и рюкюанский календари , причем основным отличием от китайского календаря является использование разных меридианов из-за географии, что приводит к некоторым астрономическим событиям — и календарным событиям, основанным на их — приходящиеся на разные даты. Традиционный японский календарь также произошел от китайского календаря (основанного на японском меридиане), но Япония отменила его официальное использование в 1873 году после реформ Реставрации Мэйдзи . Календари в Монголии [ 49 ] и Тибет [ нужна ссылка ] впитали в себя элементы традиционного китайского календаря, но не являются его прямыми потомками.
См. также
[ редактировать ]- Таблица соответствия китайского календаря
- Китайские цифры
- Исчисление возраста в Восточной Азии
- Го Шоуцзин , астроном, которому было поручено провести календарную реформу в 13 веке.
- Список фестивалей в Азии
- Метонический цикл из 19 лет используется для отсчета високосных лет с вставными месяцами в еврейском и вавилонском календарях.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата IV века, согласно энциклопедии Cihai , [ нужен год ] связано с отсылкой к Фань Нину ( 範寧 ; 范宁 ), астрологу династии Цзинь . [ нужна полная цитата ]
- ^ Возобновление усыновления манихеями к 8 веку ( династия Тан ) документально подтверждено сочинениями китайского буддийского монаха И Цзин и цейлонского буддийского монаха Бу Конга . [ нужна полная цитата ]
- ^ В современном календаре, где солнечные сроки определяются с помощью астрономических расчетов, возможно иметь только 11 полных месяцев, но с месяцем без среднего климата, как в 2033 году . [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «秝» — многофункциональная библиотека китайских символов .
- ^ Чжу Вэньчжэ (2019). «Западный календарь, китайский календарь и григорианский календарь — календарь современного Китая «переименован » . Ши Линь . 6. из Архивировано оригинала 27 января 2023 года . Проверено 27 января 2023 года .
- ^ «Стандартный лунный календарь на тридцать шестой год Китайской Республики» . Архивировано из оригинала 27 января 2023 года . Проверено 27 января 2023 года .
- ^ Лю, Жун (2004). «[Дочерние отношения в период до Цинь] (Обсуждение отношений зависимости в весенний и осенний период)» . Журнал Университета Ляонин: издание философии и социальных наук . 32 (6): 43. –50. Архивировано 27 апреля 2023 года. Проверено 2 мая 2023 года .
- ^ «Происхождение хронологии эпохи Желтого Императора» (PDF) . 1 августа 2020 г. Архивировано из оригинала (PDF) 1 августа 2020 г. . Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Коэн (2012) , с. 1, 4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Аслаксен (2010) .
- ^ «Национальный стандарт | GB/T 33661-2017» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2023 года . Проверено 28 сентября 2023 года .
- ^ Сяо, Фан; Чжан, Ювэнь; Лонг, Билл (2017). «Затруднительное положение, возрождение и будущее традиционных китайских фестивалей». Западный фольклор . 76 (2): 181–196. JSTOR 44790971 .
- ^ «Фенология» . Мерриам-Вебстер . 2020.
- ^ Перейти обратно: а б Чэнь Хаосинь . «Холодно, когда 39, и жарко, когда 3 вольта» [Холод – в Трех Девятках, жара – в Трех Фу]. Образовательные ресурсы – Гонконгская обсерватория (на китайском языке). Архивировано из оригинала 15 июня 2018 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Сунь Лэй «Говорят, что считать девять — это холодная зима, но знаете ли вы, как считать девять?» Архивировано . — 30 апреля . 2023 года m.xinhuanet.com
- ^ оригинала . 1 мая «Пятьдесят девять, шестьдесят девять, наблюдаю за ивами вдоль реки…» Считаю девять «Как много знаний вы знаете?» — Xinhuanet.com Архивировано 2023 из года 2023 .
- ^ Юк Тунг Лю, 2018–2024 гг., на GitHub
- ^ Гуаньцзы ] (на китайском языке) – через Wikisource . [Глава 41: Пять элементов]. [
- ^ Гуаньцзы ] (на китайском языке) – через Wikisource . [Глава 40: Четыре раздела]. [
- ^ Краткая история развития китайского лунного календаря [Краткая история развития китайского лунного календаря]. Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2021 года . Проверено 24 февраля 2016 г.
- ^ Петерсен, Йенс Остергорд (1992). «Тайпин Цзин и реформа Клепсидры 102 г. н.э.» . Акта Ориенталия . 53 : 122–158. Архивировано из оригинала 11 января 2022 года . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ «Китайский календарь | Лунный год, солнечные затмения и солнцестояния | Британника» . www.britanica.com . Проверено 23 июня 2024 г.
- ^ Нидэм, Джозеф (1986) [1954]. Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Том. 3. С. 109–110. Бибкод : 1959scc3.book.....N .
- ^ Хо, Пэн Йок (2000). Ли, Ци и Шу: Введение в науку и цивилизацию в Китае . Минеола: Dover Publications. п. 105. ИСБН 978-0-486-41445-4 .
- ^ Рестиво, Сал (1992). Математика в обществе и истории: социологические исследования . Дордрехт: Kluwer Academic Publishers. п. 32. ISBN 978-1-4020-0039-3 .
- ^ Издательство Asiapac Publishing, изд. (2004). Истоки китайской науки и технологий Перевод Ян Липина; ЮН Хан. Сингапур: Asiapac Books. п. 132. ИСБН 978-981-229-376-3 .
- ^ Сунь Ятсен (1982 г.) [Первоначально телеграмма отправлена 1 января 1912 г.]. Временный президент изменил календарь и династию Юань и передал власть [Открытая телеграмма временного президента о смене календаря и смене эпох]. Полное собрание сочинений Сунь Ятсена. [ Полное собрание сочинений Сунь Ятсена ] (PDF ) Том. в. 2. Пекин: Университет . п. 5. Архивировано (PDF) из оригинала 29 января. Получено 2 мая.
- ^ «Правила китайского календаря» . ytliu0.github.io . Архивировано из оригинала 20 февраля 2023 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ CAS, Обсерватория Пурпурной горы (1986). Новое издание Ваннианли, исправленное издание . Научно-популярная пресса.
- ^ Стоун, Ричард (2 ноября 2007 г.). «Ученые чествуют высшего эрудита Китая» . Наука . 318 (5851): 733. doi : 10.1126/science.318.5851.733 . ПМИД 17975042 . S2CID 162156995 .
- ^ «Только 4 раза в этом столетии! Почему високосные месяцы редки? — Синьхуанет» из Архивировано г. оригинала 2 мая 2023 Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Марцлофф, Жан-Клод (1 сентября 2016 г.). Астрономия и календари – Другая китайская математика: 104 г. до н.э. – 1644 г. н.э. Спрингер. ISBN 978-3-662-49718-0 . Архивировано из оригинала 8 октября 2023 года . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ «Китайское небо» . Международный Дуньхуанский проект . Архивировано из оригинала 4 ноября 2015 года . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Сунь, Сяочунь (1997). Хелейн Селин (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Академическое издательство Клювер. п. 517. ИСБН 0-7923-4066-3 . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Словарь Вэньлиня: Изображение рыбьего хвоста.
- ^ Словарь Вэньлинь: 己, возможно, изображал нить на ткацком станке ; древнее значение было «распутывать нити», что позже было написано 紀 jì. 己 был заимствован как для слова jِ «сам», так и для имени шестого Небесного Ствола (天干).
- ^ Словарь Вэньлинь: «У печати есть 𢆉«стучать, оскорблять» внизу и 亠 вверху; схоластические комментаторы говорят: оскорблять (亠 =) 上 начальство»
- ^ Словарь Вэньлинь: 壬 жэнь изображает «столб для переноски 丨, поддерживаемый 一 в средней части и имеющий по одному предмету, прикрепленному на каждом конце, как это всегда делается в Китае» - Карлгрен (1923). (См. 扁担 бинан). Теперь иероглиф 任 рен имеет значение «нести бремя», а исходный иероглиф 壬 используется только для девятого из десяти небесных стеблей (天干).
- ^ Словарь Вэньлиня: 癶 «вытянуть ноги» + 天; Ухоженная трава, на которую Древние лили возлияния, предложенные Гривам.
- ^ Сома, Мицуру; Кавабата, Киншаса; Таникава, Киётака (25 октября 2004 г.). «Единицы времени в Древнем Китае и Японии» Публикации Астрономического общества Японии 56 (5): 887–904. дои : 10.1093/pasj/56.5.887 .
- ^ На море ). ( 2005 Культура китайского народа [ Хронометраж китайской культуры на китайском языке, Издательство Yuelu , стр. 195. ] ( ISBN). 978-7-80665-620-4 .
- ^ «В какой день начинается и заканчивается число девять? Когда начинается число девять холодной зимой» . Вечный календарь . Архивировано из оригинала 30 апреля 2023 года . Проверено 2 мая 2023 года .
- ^ «Дни недели на японском языке» . CJVLang . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 года . Проверено 15 мая 2018 г.
- ^ Новая книга Тан ] (на китайском языке) - через Wikisource .
上元…. На втором году..., на девятом месяце Реньинь, была объявлена всеобщая амнистия. Ему был присвоен титул «Цяньюань Великий Святой Свет Тяньвэньу Сяогань», а титул «Шангюань» был назван первым годом. Ноябрь использовался как начало года, а месяц был построен по имени Доу. ….
[Том 6]. книга Тан [
В первый год правления Цзяньцзы Юэгуиси[2],…. Цзихай[9],…. Бинву[16],…. Джию[29],…. Гэнсюй[30],…. [Сильный снегопад в Жэньву в первый день лунного месяца, зимнее солнцестояние в семнадцатый день лунного месяца]
Цзянь Чжоу месяц Синь Хай[1],…. Дживэй[9],…. Ихай[25],…. [Синьхай в первый день лунного месяца, Сяохань в третий день лунного месяца и Великая Холода в 18-й день лунного месяца]
В первый год Баоин, Цзяньшэнь, месяц Цзяньинь [4],…. Йию[5],…. Бинсюй[3],…. Цзячен[24],…. Ушен[28],…. [Первый день лунного месяца — Синьси, третий день лунного месяца — начало весны, а восемнадцатый день — дождливый]
Цзянь Мао, Синьхай [1],…. Ренци[2],…. Гишу[3],…. И Чжоу[15],…. Учен[18],…. Гэнву[20],…. Реншен[22],…. [Первый день Лунного Нового года, четвертый день Лунного Нового года, Пробуждение насекомых, девятнадцатый день весеннего равноденствия]
Цзяньчэнь Юэ Жэньву[3],…. Цзяу[5],…. Ушен[19],…. [Гэнчэнь в первый день лунного месяца, Цинмин в пятый день лунного месяца, Зерновой дождь в двадцатый день]
Цзянси месяц Гэнсюй[1],…. Ренци[3],…. Цзяинь[5],…. И Чжоу[16],…. В ходе амнистии первый год был изменен на первый год Баоина, первый месяц был восстановлен до первого месяца года, а месяц Цзяньси был изменен на апрель. Бинъин,…. [Первый день лунного месяца — Гэнсюй, пятый день лунного месяца — начало лета]. - ^ Рейнгольд и Дершовиц (2018) , стр. 313.
- ^ Перейти обратно: а б Аслаксен (2010) , стр. 31, 32.
- ^ Рейнгольд и Дершовиц (2018) , стр. 313–316.
- ^ «Буддийский календарь на 2020 год» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г. .
- ^ «Буддийские вегетарианские обряды Махаяны» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2020 года . Проверено 4 февраля 2020 г. .
- ^ Что такое даосские праздники? [Какие праздники даосизма?] (на традиционном китайском языке). Архивировано из оригинала 14 августа 2021 года . Проверено 4 февраля 2020 г. .
- ^ Чжу, Вэнь Синь (1934 г.). Calendar General Chronicles (на китайском языке) (первое издание. Шанхай: Коммерческая пресса). Архивировано из оригинала 2 мая 2023 г. Проверено 2 мая 2023 г.
- ^ Кеннеди, ЕС (1964). «Китайско-уйгурский календарь, описанный в исламских источниках». Исида . 55 (4): 435–443. дои : 10.1086/349900 . JSTOR 228314 . S2CID 144085088 .
Источники
[ редактировать ]- Аслаксен, Хельмер (17 июля 2010 г.). «Математика китайского календаря» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2016 года.
- Коэн, Элвин П. (2012). «Краткое примечание: Происхождение хронологии Эры Желтого Императора». Большая Азия . 25 (2): 1–13. JSTOR 43486143 .
- Рейнгольд, Эдвард М; Дершовиц, Нахум (2018). Календарные расчеты (Полное изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-05762-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кай-Лунг, Хо (2006). «Политическая власть и монгольский перевод китайского календаря во времена династии Юань». Центральноазиатский журнал . 50 (1): 57–69. JSTOR 41928409 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Календари
- Китайские месяцы
- Годы по григорианско-лунному календарю (1901–2100).
- Китайский календарь и праздники
- Китайский календарь с благоприятными событиями
- Китайский календарь онлайн
- Преобразование календаря
- Конвертер китайско-западного календаря на 2000 лет . С 1 по 2100 год нашей эры. Полезно для исторических исследований. Чтобы использовать, поместите западный год 年 месяц 月день 日 в нижний ряд и нажмите 執行.
- Конвертер западно-китайского календаря
- Правила