Православная Церковь Чешских земель и Словакии
Православная Церковь Чешских земель и Словакии | |
---|---|
Православная Церковь в Чешских землях и Словакии (Чехия) Православная Церковь в Чехии и Словакии (словацкий) | |
Классификация | Восточно-православный |
Предстоятель | Растислав (Гонт) |
Епископы | 6 |
приходы | 172 |
Язык | церковнославянский , чешский и словацкий |
Штаб-квартира | Прага , Чехия Прешов , Словакия |
Территория | ![]() ![]() |
Имущество | — |
Основатель | SS. Кирилл и Мефодий (как миссия к славянам) Горазд Павлик (как Сербская православная епархия Моравии и Силезии ) |
Источник | 1921 |
Независимость | 1951 1998 |
Признание | Автокефалия признана в 1951 году Русской Православной Церковью и в 1998 году Вселенским Константинопольским Патриархатом . |
Отдельно от | Чехословацкая церковь (1924 г.) |
Члены | 75,000 (2021) [ 1 ] |
Официальный сайт | Официальный сайт Чехии Словацкий официальный сайт |
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
![]() |
Обзор |
Православная Slovenská Церковь Чешских земель и Словакии ( чеш . Pravossiná církev v České zechím a na ; словац . Pravoslavna cirkev v Českéch zěchní a na Словакия ) — орган самоуправления Восточной Православной Церкви , территориально охватывающий страны Чехия и Словакия . Нынешним Предстоятелем Чешско-Словацкой Православной Церкви является Растислав Прешовский (урожденный Ондрей Гонт), митрополит Чешских земель и Словакии с 2014 года.
История
[ редактировать ]![]() |

Фундамент
[ редактировать ]Церковь Чешских земель и Словакии представляет как древнюю, так и новейшую историю. Нынешняя церковь занимает землю Великой Моравии , где братья св. Кирилл и Мефодий начали свою миссию среди славян, знакомя с литургическим и каноническим порядком Восточной Православной Церкви , переведенным на церковнославянский язык , используя в основном греческие кальки для объяснения понятий, для которых не существовало славянского термина. [ 2 ] : 192 При этом они разработали первый славянский алфавит, представляющий собой смесь греческих и еврейских символов с несколькими собственными буквами, обозначающими уникальные славянские звуки. [ 2 ] : 190 : 191
Это было сделано по прямому приглашению могущественного правителя Моравии Растислава . Тем не менее, внутри Моравского государства среди знати существовала франкская партия, желавшая более тесных связей с Восточной Францией , чей правитель Людовик Немецкий Ратислава был номинальным сюзереном , а франкский епископ имел церковную юрисдикцию над небольшой частью владений Ратислава, которые ранее принадлежали Ратиславу. обратился в христианство. Несмотря на Фотианский раскол , церкви Рима и Константинополя все еще сохраняли некоторое подобие единства, а папа Николай I не хотел видеть образования крупной независимой франкской церкви в Центральной Европе. Когда в Рим была подана апелляция по церковному вопросу, Николай вызвал к себе в суд Кирилла и Мефодия, а также жалующихся франкских сторон, чтобы выслушать их. Николай умер до их прибытия, но новый Папа Адриан II, выслушав обе стороны, пришел к компромиссу: староцерковнославянский язык был утвержден в качестве богослужебного языка наряду с греческим, ивритом и латынью, а Мефодий был утвержден епископом с франкским соадъютором. Вичинг . Адриана убедила страстная защита Кириллом славянской литургии, в которой он цитировал 1 Коринфянам 14:19: «Но в церкви я предпочитал сказать пять слов с умом, чтобы голосом своим научить и других, чем десять тысяч слов в неизвестный язык». Кирилл заболел еще во время пребывания братьев в Риме и на смертном одре попросил Мефодия поклясться вернуться в Моравию и завершить миссию перед славянами вместо того, чтобы вернуться к монашеской жизни на горе Олимп, как он намеревался это сделать. [ 2 ] : 192–4
Мефодий сдержал свое слово и вернулся, но его миссия была прервана смертью Ратислава, поскольку новый правитель Моравии Святополк I встал на сторону профранкской партии и заключил Мефодия в тюрьму почти на три года, пока он не был освобожден благодаря заступничеству. Папы Иоанна VIII . В течение следующих десяти лет Мефодий продолжал свою работу, но смерть Иоанна VIII в 882 году лишила его папской защиты, и Мефодий умер в 885 году. После этого Стефан V папа Римский утвердил своего швабского соадьютора Вихинга епископом. [ 3 ] Ученики Мефодия были заключены в тюрьму, сосланы в Болгарию , как Горазд и многие другие, или порабощены. Изгнанные во главе с Климентом Охридским и Наумом Преславским имели большое значение для восточно-православной веры в уже христианской с 864 года Болгарии , после того как были освобождены из тюрьмы и сопровождены к Дунаю. [ 2 ] : 197 В 870 году нашей эры Четвертый Константинопольский собор предоставил болгарам право иметь старейшую организованную автокефальную славянскую православную церковь, которая немного позже из автономного болгарского архиепископства стала патриархатом. Важным событием, укрепившим процесс христианизации, стало развитие кириллицы в Болгарии при основании Наумом и Климентом Преславской литературной школы в 9 веке. Кириллица в 893 году и литургия на старославянском языке были объявлены официальными в Болгарии . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Выживание и возрождение
[ редактировать ]


Восточно-православный церковный порядок сохранялся на территории современной Восточной Словакии и соседних регионов благодаря своей близости и влиянию на Киевскую Русь, особенно среди русинов, до середины 17 века, когда в середине 17 века Ужгородская уния была создана . Королевство Венгрия . Во время репрессий оставшиеся православные христиане из региона поддерживали связи с соседней Будайской восточно-православной епархией Сербского Патриархата Печ , а затем с Карловицкой митрополией . Один из самых северных приходов Сербской Православной Церкви существовал в словацком городе Комарно , местная церковь, построенная в 18 веке, сохранилась до сих пор. [ 7 ]
После создания Чехословакии в 1918 году правовые ограничения восточного православия были сняты. В новом государстве восточно-православные общины были в основном расположены в восточных частях страны, включая Карпатскую Русь, вошедшую в состав Чехословакии в 1919 году. В этом регионе располагался город Мукачево со своими традициями, восходящими к старой Восточно-православная Мукачевская епархия, существовавшая до Ужгородской унии. В духе восточно-православного возрождения многие жители региона покинули униатскую (греко-католическую) церковь. Поскольку в Чехословакии не было восточно-православных епископов, местные лидеры обратились к Сербской православной церкви , поскольку сербы были исторически и этнически близки чехам , словакам и русинам. Эту точку зрения поддержали и государственные власти Чехословакии (1920 г.). Чтобы урегулировать церковный порядок, епископ Доситей Васич Нишский . (Сербия) прибыл в Прагу и встретился с лидерами восточно-православной общины, приняв их в полное общение (1921 г.) [ 8 ]
Среди тех, кто стремился восстановить связи с Восточной Православной Церковью, был католический священник Матей Павлик, который уже много лет интересовался Восточным Православием. Таким образом, Сербская Православная Церковь согласилась принять его в полное общение, и он стал архимандритом с именем Горазд , в честь святителя Горазда Моравского , ученика и преемника святителя Мефодия , архиепископа Моравского. 25 сентября 1921 года архимандрит Горазд был хиротонисан во епископа Моравского и Силезского в соборе Святого Архангела Михаила в Белграде, Югославия , Сербским Патриархом Димитрием . Епископ Горазд получил юрисдикцию над чешскими землями. [ 9 ]
Будучи православным лидером нового государства Чехословакии , епископ Горазд заложил основы Православной Церкви по всей Чехии , Моравии, а также в Словакии. В Богемии он руководил строительством одиннадцати церквей и двух часовен. Он также издал необходимые книги для проведения церковных служб, которые были переведены на чешский язык. Он оказывал помощь тем, кто находился в Словакии и Карпатской Руси, которая тогда была частью Чехословакии, и кто хотел вернуться к восточно-православной вере из унии, союза с Римом . Так, в межвоенный период епископ Горазд построил небольшую чешскую церковь, которая во время Второй мировой войны показала, насколько прочно она была связана с чешским народом. [ 10 ]
К 1931 году возрождение восточного православия в восточной Словакии и Карпатской Руси продвигалось очень хорошо, что позволило создать вторую епархию, которая получила название: Мукачевская и Прешовская епархия . [ 11 ] Эта епархия также была создана под эгидой Сербской Православной Церкви . Первым епископом Мукачево и Прешова был Дамаскин Грданички . [ 12 ] В 1938 году его сменил епископ Владимир Раич .
В 1938 году нацистской Германии удалось аннексировать Судетскую область у Чехословакии в ходе Мюнхенской конференции . В том же году, после Первой Венской премии , южные части Словакии и Карпатской Руси были аннексированы Венгрией. Поскольку город Мукачево был взят Венгрией, епископу Владимиру пришлось переехать в город Хуст . В 1939 году нацистская Германия присоединила остальную часть чешских земель к Протекторату Богемии и Моравии и установила пронацистский режим в Словакии . В то же время Венгрия оккупировала остальную часть Карпатской Руси, а в 1941 году венгерские власти арестовали епископа Владимира Раича и депортировали его обратно в Сербию .
Годы нацистской оккупации (1938/9-1944/5) были отмечены возобновлением ограничений и преследований. [ 13 ] К 1942 году Рейнхард Гейдрих , архитектор « Окончательного решения» , стал губернатором Чешского протектората. на машину Гейдриха 27 мая 1942 года После покушения в Праге чешские и словацкие партизаны укрылись в склепе церкви СС. Кирилло-Мефодиевский собор перед продолжением побега. Им помогали высокопоставленные церковные миряне , которые держали епископа Горазда в курсе. Однако их присутствие было обнаружено нацистами, и 18 июня нацисты напали на их укрытие в соборе, вынудив их покончить жизнь самоубийством. Православные священники, миряне и епископ Горазд были арестованы и расстреляны 4 сентября 1942 года. [ 14 ]
В отместку нацисты запретили церкви действовать в Богемии и Моравии. [ 15 ] Были закрыты церкви и часовни, проведены облавы на чехов, включая всю деревню Лидице , жители которой были либо убиты, либо отправлены в принудительные трудовые лагеря. [ 16 ] Для православных вся церковь подверглась гонениям нацистов и была уничтожена. Всего было казнено 256 православных священников и мирян, а церковная жизнь остановилась. [ 17 ]
Послевоенные события
[ редактировать ]В 1945 году, после присоединения Карпатской Руси к СССР в качестве Закарпатской области Украинской ССР, восточные части Мукачевской и Прешовской епархии были переданы из юрисдикции Сербской Православной Церкви в юрисдикцию Русской Православной Церкви, а на этой территории была образована новая Мукачевская и Ужгородская епархия , а западная часть епархии осталась в Чехословакии и была реорганизована в Прешовскую епархию .
После Второй мировой войны Православная Церковь в Чехословакии начала свое восстановление без своего епископа. 9 декабря 1951 года Московский Патриарх предоставил , автокефалию Чехословацкой Православной Церкви признанную почти всеми православными поместными церквями, однако это действие не было признано Константинопольским Вселенским Патриархом , который предъявил претензии на юрисдикцию в отношении Чехословацкой Церкви как быть автономным под своей властью. Позднее в 1998 году Константинопольский Патриарх издал томос , или официальное провозглашение автокефалии. [ 18 ]
Когда в апреле 1950 года к власти пришли коммунисты, правительство созвало синод Словацкой греко-католической церкви в Прешове , на котором пять священников и большое количество мирян подписали документ, в котором объявлялось о расторжении унии с Римом и просили принять их в юрисдикция Московского Патриархата, позже Православной Церкви Чехословакии. Греко-католическим верующим и духовенству был предоставлен выбор: остаться в унии с Римом и стать католиками латинского обряда или сохранить свой византийский обряд и стать православными. Правительство передало контроль над греко-католическими церквями и другой собственностью Православной церкви.
Во время Пражской весны 1968 года бывшим греко-католическим приходам было разрешено восстановить общение с Римом. [ 19 ] Из-за антироссийских настроений из 292 вовлеченных приходов 205 проголосовали за. Это была одна из немногих реформ Дубчека, переживших советское вторжение в том же году. Однако большая часть церковных зданий осталась в руках Православной Церкви, поскольку изначально они были построены как православные церкви и/или прихожане этих церквей в 1950 году в значительной степени проголосовали за передачу своих приходов под омофор Православной Церкви. После свержения коммунизма в результате Бархатной революции 1989 года большая часть церковной собственности была возвращена Словацкой греко-католической церкви к 1993 году.
Мученичество епископа Горазда было признано Сербской Православной Церковью 4 мая 1961 года, которая канонизировала Горазда как новомученика . Впоследствии, 24 августа 1987 года, он был канонизирован в соборе Святого Горазда в Оломоуце , Моравия. [ 20 ]
Чрезвычайного Синода, состоявшегося 11 января 2014 года, был избран архиепископ Прешовский Растислав Новым Предстоятелем . [ 21 ] 9 декабря 2013 года Синод отстранил архиепископа Симеона (Яковлевича) Брнонского и Оломоуцкого от должности Местоблюстителя ( временного администратора после отставки предыдущего предстоятеля, архиепископа Кристофа, из-за обвинений в сексуальных отношениях с женщинами). [ 22 ] и назначил на его место архиепископа Растислава, [ 23 ] действие, против которого протестовал архиепископ Симеон [ 24 ] и что выразило сожаление Вселенского Патриарха Константинопольского Варфоломея I , который поддержал Кристофа. [ 25 ]
Администрация
[ редактировать ]После разделения Чехословакии на независимые страны Чехию и Словакию в 1993 году церковная деятельность продолжалась в каждой стране как отдельные юридические лица: в Чехии как Православная Церковь в Чешских землях и в Словацкой Республике как Православная Церковь в Словакии . но каноническое единство сохранялось как Православной Церкви Чешских земель и Словакии . В настоящее время церковь разделена на четыре епархии, разделенные на два административных центра: Митрополичий совет Чешской Республики с резидентством в Праге и Митрополичий совет Словацкой Республики в Прешове . Под Советом Чешских земель ( Прага ) находятся епархии Праги и Оломоуца- Брно , а епархии Прешова и Михаловце находятся под управлением Совета Словакии (Прешов).
После смерти митрополита Дорофея Пражского и всея Чехословакии новым митрополитом был избран архиепископ Прешовский Николай, а Первосвятительская кафедра была перенесена из Праги в Прешов. митр. Николай преставился (умер) 30 января 2006 г., и его место занял архиепископ Пражский и Чешских земель Христофор (избран 2 мая 2006 г.).
В Чехии 82 прихода, из них 51 в Богемии и 31 в Моравии и Силезии. В Словакии 90 приходов, из них 69 в Прешовской епархии и 21 в Михаловецкой епархии. Православный богословский факультет Прешовского университета обеспечивает образование будущих священников объединенной церкви. Факультет имеет филиал в Оломоуце. [ 26 ]
Монастырь Прокопия Сазавского расположен в Мосте, Успенский – в Вилемове.
Нынешним предстоятелем Чехословацкой Православной Церкви является Растислав Прешовский (урожденный Ондрей Гонт), митрополит Чешских земель и Словакии с 2014 года.
Архиепископии и архиепископы
[ редактировать ]- Архиепископия Прешовская и Словацкая: митрополит Растислав (Гонт) , митрополит Чешских земель и Словакии (с 2014 г.)
- Архиепископия Праги и Чешских земель: Михал (Дандар) (с 2015 г.)
- епархия Брненско ( - Оломоуцкая : Изайаш (Сланинка) с 2024 г.)
- епархия Михаловецко - Кошицкая : Юрай (Странский) (с 2007 г.)
Викарии епархий и епископов
[ редактировать ]- епархия Бероунская : Яхим (Грды) (с 2015 г.), викарий Пражский епископ
- епархия Шумперкская : Изайаш (Сланинка) (с 2015 г.), викарный епископ Брно и Оломоуца.
Награды
[ редактировать ]Православная Церковь Чешских земель и Словакии удостоена нескольких наград. Среди прочего, это:
- Орден Святой Людмилы Богемской. [ 27 ]
- Орден Святого равноапостольного князя Великоморавского Растислава. [ 27 ]
- Медаль Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. [ нужна ссылка ]

Ссылки
[ редактировать ]- ^ CNEWA - Православная Церковь Чешских земель и Словакии, получено 28 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Уэллс, Колин (2006). Отплытие из Византии: как утраченная империя сформировала мир . Нью-Йорк: Бантам Делл. ISBN 9780553382730 .
- ^ Ричард П. МакБрайен, Жизнеописания Пап (HarperCollins, 2000), 144.
- ^ Дворник, Фрэнсис (1956). Славяне: их ранняя история и цивилизация . Бостон: Американская академия искусств и наук. п. 179 .
Псалтирь и Книга Пророков были адаптированы или «модернизированы» с особым учетом их использования в болгарских церквях, и именно в этой школе глаголица была заменена так называемой кириллицей, которая была больше похожа на греческий унциал. , значительно упростил дело и до сих пор используется православными славянами.
- ^ Флорин Курта (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг . Кембриджские учебники по средневековью. Издательство Кембриджского университета. стр. 221–222 . ISBN 978-0-521-81539-0 .
Кириллический преслав.
- ^ Дж. М. Хасси, Эндрю Лаут (2010). «Православная церковь в Византийской империи» . Оксфордская история христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. п. 100. ИСБН 978-0-19-161488-0 .
- ^ Меняющаяся карта мировых религий: священные места, идентичности, практики и политика (2015) , с. 430.
- ^ Чехословацкая ересь и раскол: появление национальной чехословацкой церкви (1975) , с. 43.
- ^ Martyr Gorazd of Prague
- ^ История нашей Православной Церкви.
- ^ Журнал восточных церквей: Журнал восточного христианского мира, том. 4 (1997) , с. 61
- ^ Епископ Дамаскин (Грданички)
- ^ Четыре боевых года (1943) , с. 69.
- ^ Новости из Чехословакии под нацистским господством (1942) , с. 151, 155.
- ^ Христианские церкви в Чехословакии: история, миссия, организация, статистика, адреса (1992) , с. 19-20.
- ^ Воспоминания о Лидице (2007), с. 71.
- ^ Восточное христианство и политика в двадцатом веке , с. 255-256.
- ^ "Митрополит Герман завершает официальный визит в Православную Церковь Чешских земель и Словакии" . Православная Церковь в Америке . 11 октября 2004 года . Проверено 25 августа 2014 г.
- ^ «Православная Церковь Чехословакии» . Британская энциклопедия . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Восточное христианство и холодная война, 1945–91 (2010) , с. 137-138, 143.
- ^ «Избран новый глава Православной Церкви Чешских земель и Словакии» . Православие.Com . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ↑ Prague Daily Monitor , «Чешская православная церковь раскололась из-за денег, архиепископ». Архивировано 1 февраля 2014 г., в Wayback Machine.
- ↑ Коммюнике Священного Синода Православной Церкви в Чешской земле и в Словакии. Архивировано 2 февраля 2014 г., в Wayback Machine.
- ↑ Заявление архиепископа Симеона. Архивировано 3 января 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ "† Православная Церковь в Чешских землях и Словакии | Патриарх Варфоломей в ужасе!!! Архиепископа Симеона уволили не по канонической процедуре, а непрозрачными и неприемлемыми методами! Синод функционирует нездорово и самовольно! Постановления Синода недействительны! Архиепископ Симеон остается митрополичьим администратором!» . www.pravlavnacirkev.info . Архивировано из оригинала 11 февраля 2015 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Веб-сайт «Православный мир», Прешовский православный богословский факультет, Оломоуц, Чехия.
- ^ Jump up to: а б "Литургия в память св. мц. Людмилы" (in Russian). 2023-09-30 . Retrieved 2024-05-24 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт в Чехии
- Официальный сайт в Словакии (на словацком языке)
- Пражская епархия Православной Церкви в Чешских землях (на чешском языке)
- Электронное издание журнала «Икона».
- Страницы о Православной Церкви в Чехии (на чешском языке)
- Обзор церкви (прокрутите вниз)
- Статья Рональда Роберсона о Православной Церкви в Чехии и Словакии на веб-сайте CNEWA.