Jump to content

Мумия

Страница полузащищена
(Перенаправлено с Мумия (труп) )

Мумифицированный мужчина, вероятно, Рамсес I.

Мумия дальше , — это мертвый человек или животное которого , мягкие ткани и органы были сохранены в результате преднамеренного или случайного воздействия химических веществ , сильного холода, очень низкой влажности или недостатка воздуха, так что восстановленное тело не разлагается если его хранить в прохладные и сухие условия. Некоторые авторитеты ограничивают использование этого термина телами, намеренно забальзамированными химическими веществами, но использование этого слова для обозначения случайно высушенных тел восходит, по крайней мере, к началу 17 века.

Мумии людей и животных были найдены на всех континентах как в результате естественного сохранения в необычных условиях, так и в качестве культурных артефактов. более миллиона мумий животных , многие из которых — кошки. В Египте было найдено [ 1 ] Многие из мумий египетских животных являются священными ибисами , а радиоуглеродное датирование позволяет предположить, что проанализированные мумии египетских ибисов относятся к периоду времени, который приходится примерно на период между 450 и 250 годами до нашей эры. [ 2 ]

In addition to the mummies of ancient Egypt, deliberate mummification was a feature of several ancient cultures in areas of America and Asia with very dry climates. The Spirit Cave mummies of Fallon, Nevada, in North America were accurately dated at more than 9,400 years old. Before this discovery, the oldest known deliberate mummy was a child, one of the Chinchorro mummies found in the Camarones Valley, Chile, which dates around 5050 BC.[3] The oldest known naturally mummified human corpse is a severed head dated as 6,000 years old, found in 1936 at the Cueva de las Momias in Argentina.[4]

Etymology and meaning

The English word mummy is derived from medieval Latin Mumia, a borrowing of the medieval Arabic word mūmiya (مومياء) which meant an embalmed corpse, as well as the bituminous embalming substance. This word was borrowed from Persian where it meant asphalt, and is derived from the word mūm meaning wax.[5][6] The meaning of "corpse preserved by desiccation" developed post-medievally.[7] The Medieval English term "mummy" was defined as "medical preparation of the substance of mummies", rather than the entire corpse, with Richard Hakluyt in 1599 AD complaining that "these dead bodies are the Mummy which the Phisistians and Apothecaries doe against our willes make us to swallow".[8] These substances were called mummia.

The OED defines a mummy as "the body of a human being or animal embalmed (according to the ancient Egyptian or some analogous method) as a preparation for burial", citing sources from 1615 AD onward.[9] However, Chamber's Cyclopædia and the Victorian zoologist Francis Trevelyan Buckland[10] define a mummy as follows: "A human or animal body desiccated by exposure to sun or air. Also applied to the frozen carcase of an animal imbedded in prehistoric snow".

Wasps of the genus Aleiodes are known as "mummy wasps" because they wrap their caterpillar prey as "mummies".

History of mummy studies

Howard Carter examining the innermost coffin of Tutankhamun
A 550-year-old Peruvian child mummy being prepared for a CT scan

While interest in the study of mummies dates as far back as Ptolemaic Greece, most structured scientific study began at the beginning of the 20th century.[11] Prior to this, many rediscovered mummies were sold as curiosities or for use in pseudoscientific novelties such as mummia.[12] The first modern scientific examinations of mummies began in 1901, conducted by professors at the English-language Government School of Medicine in Cairo, Egypt. The first X-ray of a mummy came in 1903, when professors Grafton Elliot Smith and Howard Carter used the only X-ray machine in Cairo at the time to examine the mummified body of Thutmose IV.[13] British chemist Alfred Lucas applied chemical analyses to Egyptian mummies during this same period, which returned many results about the types of substances used in embalming. Lucas also made significant contributions to the analysis of Tutankhamun in 1922.[14]

Pathological study of mummies saw varying levels of popularity throughout the 20th century.[15] In 1992, the First World Congress on Mummy Studies was held in Puerto de la Cruz on Tenerife in the Canary Islands. More than 300 scientists attended the Congress to share nearly 100 years of collected data on mummies. The information presented at the meeting triggered a new surge of interest in the subject, with one of the major results being the integration of biomedical and bioarchaeological information on mummies with existing databases. This was not possible prior to the Congress due to the unique and highly specialized techniques required to gather such data.[16]

In more recent years, CT scanning has become an invaluable tool in the study of mummification by allowing researchers to digitally "unwrap" mummies without risking damage to the body.[17] The level of detail in such scans is so intricate that small linens used in tiny areas such as the nostrils can be digitally reconstructed in 3-D.[18] Such modelling has been utilized to perform digital autopsies on mummies to determine the cause of death and lifestyle, such as in the case of Tutankhamun.[19]

Types

Mummies are typically divided into one of two distinct categories: anthropogenic or spontaneous. Anthropogenic mummies were deliberately created by the living for any number of reasons, the most common being for religious purposes. Spontaneous mummies, such as Ötzi and the Maronite mummies, were created unintentionally due to natural conditions such as extremely dry heat or cold, or acidic and anaerobic conditions such as those found in bogs.[16] While most individual mummies exclusively belong to one category or the other, there are examples of both types being connected to a single culture, such as those from the ancient Egyptian culture and the Andean cultures of South America.[20] Some of the later well-preserved corpses of the mummification were found under Christian churches, such as the mummified vicar Nicolaus Rungius found under the St. Michael Church in Keminmaa, Finland.[21][22] There are also cases that fall outside of these categories.

Egyptian mummies

z
a
H
Mummy (sˁḥ)
in hieroglyphs
Mummy in the British Museum
Painted mummy bandage

Until recently, it was believed that the earliest ancient Egyptian mummies were created naturally due to the environment in which they were buried.[23][24] In 2014, an 11-year study by the University of York, Macquarie University and the University of Oxford suggested that artificial mummification occurred 1,500 years earlier than first thought.[25] This was confirmed in 2018, when tests on a 5,600-year-old mummy in Turin revealed that it had been deliberately mummified using linen wrappings and embalming oils made from conifer resin and aromatic plant extracts.[26][27]

The preservation of the dead had a profound effect on ancient Egyptian religion. Mummification was an integral part of the rituals for the dead beginning as early as the 2nd dynasty (about 2800 BC).[20] Egyptians saw the preservation of the body after death as an important step to living well in the afterlife. As Egypt gained more prosperity, burial practices became a status symbol for the wealthy as well. This cultural hierarchy led to the creation of elaborate tombs, and more sophisticated methods of embalming.[20][28]

By the 4th dynasty (about 2600 BC) Egyptian embalmers began to achieve "true mummification" through a process of evisceration. Much of this early experimentation with mummification in Egypt is unknown.

The few documents that directly describe the mummification process date to the Greco-Roman period. The majority of the papyri that have survived only describe the ceremonial rituals involved in embalming, not the actual surgical processes involved. A text known as The Ritual of Embalming does describe some of the practical logistics of embalming; however, there are only two known copies and each is incomplete.[29][30] With regards to mummification shown in images, there are apparently also very few. The tomb of Tjay, designated TT23, is one of only two known which show the wrapping of a mummy (Riggs 2014).[31]

Another text that describes the processes being used in the latter periods is Herodotus' Histories. Written in Book 2 of the Histories is one of the most detailed descriptions of the Egyptian mummification process, including the mention of using natron in order to dehydrate corpses for preservation.[32] However, these descriptions are short and fairly vague, leaving scholars to infer the majority of the techniques that were used by studying mummies that have been unearthed.[30]

By utilizing current advancements in technology, scientists have been able to uncover a plethora of new information about the techniques used in mummification. A series of CT scans performed on a 2,400-year-old mummy in 2008 revealed a tool that was left inside the cranial cavity of the skull.[33] The tool was a rod, made of an organic material, that was used to break apart the brain to allow it to drain out of the nose. This discovery helped to dispel the claim within Herodotus' works that the rod had been a hook made of iron.[32] Earlier experimentation in 1994 by researchers Bob Brier and Ronald Wade supported these findings. While attempting to replicate Egyptian mummification, Brier and Wade discovered that removal of the brain was much easier when the brain was liquefied and allowed to drain with the help of gravity, as opposed to trying to pull the organ out piece by piece with a hook.[30]

The Egyptian human mummy at Indian Museum, Kolkata.

Through various methods of study over many decades, modern Egyptologists now have an accurate understanding of how mummification was achieved in ancient Egypt. The first and most important step was to halt the process of decomposition, by removing the internal organs and washing out the body with a mix of spices and palm wine.[20] The only organ left behind was the heart, as tradition held the heart was the seat of thought and feeling and would therefore still be needed in the afterlife.[20] After cleansing, the body was then dried out with natron inside the empty body cavity as well as outside on the skin. The internal organs were also dried and either sealed in individual jars, or wrapped to be replaced within the body. This process typically took forty days.[30]

This wooden mummy label was inscribed in black ink. The original cord is still in situ. Roman Period. From Hawara, Fayum, Egypt. The Petrie Museum of Egyptian Archaeology, London

After dehydration, the mummy was wrapped in many layers of linen cloth. Within the layers, Egyptian priests placed small amulets to guard the decedent from evil.[20] Once the mummy was completely wrapped, it was coated in resin in order to keep the threat of moist air away. The resin was also applied to the coffin in order to seal it. The mummy was then sealed within its tomb, alongside the worldly goods that were believed to help aid it in the afterlife.[29]

Aspergillus niger, a hardy species of fungus capable of living in a variety of environments, has been found in the mummies of ancient Egyptian tombs and can be inhaled when they are disturbed.[34]

Mummification and rank

Nesi mummy (dynasty XX). Biblioteca Museu Víctor Balaguer. Vilanova i la Geltrú. Spain
Nesi mummy [ca; es; it] (dynasty XX). Biblioteca Museu Víctor Balaguer. Vilanova i la Geltrú. Spain

Mummification is one of the defining customs in ancient Egyptian society for people today. The practice of preserving the human body is believed to be a quintessential feature of Egyptian life. Yet even mummification has a history of development and was accessible to different ranks of society in different ways during different periods. There were at least three different processes of mummification according to Herodotus. They range from "the most perfect" to the method employed by the "poorer classes".[35]

"Most perfect" method

Simplistic representation of the Ancient Egyptian mummification process.

The most expensive process was to preserve the body by dehydration and protect against pests, such as insects. Almost all of the actions Herodotus described served one of these two functions.

First, the brain was removed from the cranium through the nose; the gray matter was discarded. Modern mummy excavations have shown that instead of an iron hook inserted through the nose as Herodotus claims, a rod was used to liquefy the brain via the cranium, which then drained out the nose by gravity. The embalmers then rinsed the skull with certain drugs that mostly cleared any residue of brain tissue and also had the effect of killing bacteria. Next, the embalmers made an incision along the flank with a sharp blade fashioned from an Ethiopian stone and removed the contents of the abdomen. Herodotus does not discuss the separate preservation of these organs and their placement either in special jars or back in the cavity, a process that was part of the most expensive embalming, according to archaeological evidence.

The abdominal cavity was then rinsed with palm wine and an infusion of crushed, fragrant herbs and spices; the cavity was then filled with spices including myrrh, cassia, and, Herodotus notes, "every other sort of spice except frankincense", also to preserve the person.

The body was further dehydrated by placing it in natron, a naturally occurring salt, for 70 days. Herodotus insists that the body did not stay in the natron longer than 70 days. Any shorter time and the body would not be completely dehydrated; any longer, and the body would be too stiff to move into position for wrapping. The embalmers then washed the body again and wrapped it with linen bandages. The bandages were covered with a gum that modern research has shown is both a waterproofing agent and an antimicrobial agent.

At this point, the body was given back to the family. These "perfect" mummies were then placed in human-shaped wooden cases. Wealthy people placed these wooden cases in stone sarcophagi that provided further protection. The family placed the sarcophagus in the tomb upright against the wall, according to Herodotus.[36]

Avoiding expense

The second process that Herodotus describes was used by middle-class people or people who "wish to avoid expense". In this method, an oil derived from cedar trees was injected with a syringe into the abdomen. A rectal plug prevented the oil from escaping. This oil probably had the dual purpose of liquefying the internal organs but also of disinfecting the abdominal cavity. (By liquefying the organs, the family avoided the expense of canopic jars and separate preservation.) The body was then placed in natron for seventy days. At the end of this time, the body was removed and the cedar oil, now containing the liquefied organs, was drained through the rectum. With the body dehydrated, it could be returned to the family. Herodotus does not describe the process of burial of such mummies, but they were perhaps placed in a shaft tomb. Poorer people used coffins fashioned from terracotta.[35]

Inexpensive method

The third and least expensive method the embalmers offered was to clear the intestines with an unnamed liquid, injected as an enema. The body was then placed in natron for seventy days and returned to the family. Herodotus gives no further details.[37]

Christian mummies

In Christian tradition, some bodies of saints are naturally conserved and venerated.[38]

Mummification in other cultures

Africa

In addition to the mummies of Egypt, there have been instances of mummies being discovered in other areas of the African continent.[39] The bodies show a mix of anthropogenic and spontaneous mummification, with some being thousands of years old.[40]

Canary Islands

Guanche mummy in Museo de la Naturaleza y el Hombre (Tenerife, Spain).

The mummies of the Canary Islands belong to the indigenous Guanche people and date to the time before 14th-century Spanish explorers settled in the area. All deceased people within the Guanche culture were mummified during this time, though the level of care taken with embalming and burial varied depending on individual social status. Embalming was carried out by specialized groups, organized according to gender, who were considered unclean by the rest of the community. The techniques for embalming were similar to those of the ancient Egyptians, involving evisceration, preservation, and stuffing of the evacuated bodily cavities, then wrapping the body in animal skins. Despite the successful techniques utilized by the Guanche, very few mummies remain due to looting and desecration.[41][42]

Libya

The mummified remains of an infant were discovered during an expedition by archaeologist Fabrizio Mori to Libya during the winter of 1958–1959 in the natural cave structure of Uan Muhuggiag.[43] After curious deposits and cave paintings were discovered on the surfaces of the cave, expedition leaders decided to excavate. Uncovered alongside fragmented animal bone tools was the mummified body of an infant, wrapped in animal skin and wearing a necklace made of ostrich egg shell beads. Professor Tongiorgi of the University of Pisa radiocarbon-dated the infant to between 5,000 and 8,000 years old. A long incision located on the right abdominal wall, and the absence of internal organs, indicated that the body had been eviscerated post-mortem, possibly in an effort to preserve the remains.[44] A bundle of herbs found within the body cavity also supported this conclusion.[45] Further research revealed that the child had been around 30 months old at the time of death, though gender could not be determined due to poor preservation of the sex organs.[46][47]

South Africa

The first mummy to be discovered in South Africa[48] was found in the Baviaanskloof Wilderness Area by Dr. Johan Binneman in 1999.[49][50] Nicknamed Moses, the mummy was estimated to be around 2,000 years old.[48][49] After being linked to the indigenous Khoi culture of the region, the National Council of Khoi Chiefs of South Africa began to make legal demands that the mummy be returned shortly after the body was moved to the Albany Museum in Grahamstown.[51]

Asia

Mummy in the history museum of Jingzhou

The mummies of Asia are usually considered to be accidental. The decedents were buried in just the right place where the environment could act as an agent for preservation. This is particularly common in the desert areas of the Tarim Basin and Iran. Mummies have been discovered in more humid Asian climates; however, these are subject to rapid decay after being removed from the grave.

China

The mummy of Xin Zhui.

Mummies from various dynasties throughout China's history have been discovered in several locations across the country. They are almost exclusively considered to be unintentional mummifications. Many areas in which mummies have been uncovered are difficult for preservation, due to their warm, moist climates. This makes the recovery of mummies a challenge, as exposure to the outside world can cause the bodies to decay in a matter of hours.[52]

An example of a Chinese mummy that was preserved despite being buried in an environment not conducive to mummification is Xin Zhui. Also known as Lady Dai, she was discovered in the early 1970s at the Mawangdui archaeological site in Changsha.[53] She was the wife of the Marquis of Dai during the Han dynasty, who was also buried with her alongside another young man often considered to be a very close relative.[54] However, Xin Zhui's body was the only one of the three to be mummified. Her corpse was so well-preserved that surgeons from the Hunan Provincial Medical Institute were able to perform an autopsy.[53] The exact reason why her body was so completely preserved has yet to be determined.[55]

Among the mummies discovered in China are those termed Tarim mummies because of their discovery in the Tarim Basin. The dry desert climate of the basin proved to be an excellent agent for desiccation. For this reason, over 200 Tarim mummies, which are over 4,000 years old, were excavated from a cemetery in the present-day Xinjiang region.[56] The mummies were found buried in upside-down boats with hundreds of 13-foot-long wooden poles in the place of tombstones.[56] DNA sequence data[57] shows that the mummies had Haplogroup R1a (Y-DNA) characteristic of western Eurasia in the area of East-Central Europe, Central Asia and the Indus Valley.[58] This has created a stir in the Turkic-speaking Uighur population of the region, who claim the area has always belonged to their culture, while it was not until the 10th century that Uighurs are said by scholars to have moved to the region from Central Asia.[59] American Sinologist Victor H. Mair claims that "the earliest mummies in the Tarim Basin were exclusively Caucasoid, or Europoid" with "east Asian migrants arriving in the eastern portions of the Tarim Basin around 3,000 years ago", while Mair also notes that it was not until 842 that the Uighur peoples settled in the area.[60] Other mummified remains have been recovered from around the Tarim Basin at sites including Qäwrighul, Yanghai, Shengjindian, Shanpula (Sampul), Zaghunluq, and Qizilchoqa.[61]

Iran

Saltman 4
Saltman 1
Remains of Salt Man 4 on display at Zanjan.(left) Head of Salt Man 1 on display at National Museum of Iran in Tehran (right).

As of 2012, at least eight mummified human remains have been recovered from the Douzlakh Salt Mine at Chehr Abad in northwestern Iran.[62] Due to their salt preservation, these bodies are collectively known as Saltmen.[63] Carbon-14 testing conducted in 2008 dated three of the bodies to around 400 BC. Later isotopic research on the other mummies returned similar dates, however, many of these individuals were found to be from a region that is not closely associated with the mine. It was during this time that researchers determined the mine suffered a major collapse, which likely caused the death of the miners.[62] Since there is significant archaeological data that indicates the area was not actively inhabited during this time period, current consensus holds that the accident occurred during a brief period of temporary mining activity.[62]

Lebanon

In 1990, a team of speleologists uncovered eight mummies, dating back to around 1283 AD, during a rescue excavation in the e 'Asi al-Hadath cave in the Qadisha Valley of Lebanon. The well-preserved spontaneous mummies, including an infant named dubbed Yasmine, offer insights into Maronite villagers' lives during the Mamluk era. The grotto's high altitude and dry conditions naturally mummified the bodies. The discovery provides historical context, aligning with documented Mamluk raids in the region. Artifacts, including pottery with inscriptions, manuscripts, and clothing, suggest a Maronite community, and the mummies' burial practices parallel present-day Lebanese customs. The remains were called "Maronite mummies" because the individuals found in the 'Asi-al Hadath cave were believed to be Maronites, an indigenous Christian community in the region. Some of the mummies have been transferred to the National Museum of Beirut.[64][65]

Siberia

In 1993, a team of Russian archaeologists led by Dr. Natalia Polosmak discovered the Siberian Ice Maiden, a Scytho-Siberian woman, on the Ukok Plateau in the Altai Mountains near the Mongolian border.[66] The mummy was naturally frozen due to the severe climatic conditions of the Siberian steppe. Also known as Princess Ukok, the mummy was dressed in finely detailed clothing and wore an elaborate headdress and jewelry. Alongside her body were buried six decorated horses and a symbolic meal for her last journey.[67] Her left arm and hand were tattooed with animal style figures, including a highly stylized deer.[66]

The Ice Maiden has been a source of some recent controversy. The mummy's skin has suffered some slight decay, and the tattoos have faded since the excavation. Some residents of the Altai Republic, formed after the breakup of the Soviet Union, have requested the return of the Ice Maiden, who is currently stored in Novosibirsk in Siberia.[66][67][68]

Another Siberian mummy, a man, was discovered much earlier in 1929. His skin was also marked with tattoos of two monsters resembling griffins, which decorated his chest, and three partially obliterated images which seem to represent two deer and a mountain goat on his left arm.[66]

Philippines

Philippine mummies are called Kabayan Mummies. They are common in Igorot culture and their heritage. The mummies are found in some areas named Kabayan, Sagada and among others. The mummies are dated between the 14th and 19th centuries.

Korea

(A) Removal of clothing. (B) and (C) Very well preserved human and cultural remains. (B) is hand; (C) is straw shoes. (D) The mummy examined in this study.
A Korean mummy from the 17th century.[69]

Mummies have been discovered in Korea that have been dated to around the 15th to 19th centuries,[70] during the Joseon period. This is thought to be because of the rise of Neo-Confucianism in Korea, which prescribed certain burial practices that created conditions favorable to mummification.[71] However, this mummification was likely unintentional, and even culturally seen as ominous and undesirable.[72]

Mummification likely occurred due to a number of factors. One such factor was the airtight seal (especially as the Korean climate is unfavorable to mummification) around the bodies, which was achieved using a mix of lime, clay, and sand. Recreations of the sealing process found that chemical reactions with the lime possibly caused a high and prolonged release of heat, which killed bacteria in the bodies.[72] In addition, a large amount of clothing was usually placed inside tombs, which led to a shortage of oxygen inside.[72] Mummies buried using the lime mixture sealing technique reportedly have especially excellently preserved soft skin and hair, which has enabled medical and genetic studies to be performed.[70][72] Insights have been offered into the lifestyles and pathologies of Korean people during this period. Specific diseases for each individual have been identified.[72]

Europe

Mummy of Nicolaus Rungius under the floor of St. Michael Church in Keminmaa, Finland

The European continent is home to a diverse spectrum of spontaneous and anthropogenic mummies.[73] Some of the best-preserved mummies have come from bogs located across the region. The Capuchin monks that inhabited the area left behind hundreds of intentionally-preserved bodies that have provided insight into the customs and cultures of people from various eras. One of the oldest mummies (nicknamed Ötzi) was discovered on this continent. New mummies continue to be uncovered in Europe well into the 21st century.

Bog bodies

Great Britain, Ireland, Germany, the Netherlands, Sweden, and Denmark have produced a number of bog bodies, mummies of people deposited in sphagnum bogs, apparently as a result of murder or ritual sacrifices. In such cases, the acidity of the water, low temperature and lack of oxygen combined to tan the body's skin and soft tissues. The skeleton typically disintegrates over time. Such mummies are remarkably well preserved on emerging from the bog, with skin and internal organs intact; it is even possible to determine the decedent's last meal by examining stomach contents. The Haraldskær Woman was discovered by labourers in a bog in Jutland in 1835. She was erroneously identified as an early medieval Danish queen, and for that reason was placed in a royal sarcophagus at the Saint Nicolai Church, Vejle, where she currently remains. Another bog body, also from Denmark, known as the Tollund Man was discovered in 1950. The corpse was noted for its excellent preservation of the face and feet, which appeared as if the man had recently died. Only the head of Tollund Man remains, due to the decomposition of the rest of his body, which was not preserved along with the head.[74]

Czech Republic

Mummies in the Capuchin Crypt in Brno

The majority of mummies recovered in the Czech Republic come from underground crypts. While there is some evidence of deliberate mummification, most sources state that desiccation occurred naturally due to unique conditions within the crypts.[75][76][77]

The Capuchin Crypt in Brno contains three hundred years of mummified remains directly below the main altar.[76] Beginning in the 18th century when the crypt was opened, and continuing until the practice was discontinued in 1787, the Capuchin friars of the monastery would lay the deceased on a pillow of bricks on the ground. The unique air quality and topsoil within the crypt naturally preserved the bodies over time.[76][77]

Approximately fifty mummies were discovered in an abandoned crypt beneath the Church of St. Procopius of Sázava in Vamberk in the mid-1980s.[78] Workers digging a trench accidentally broke into the crypt, which began to fill with waste water. The mummies quickly began to deteriorate, though thirty-four were able to be rescued and stored temporarily at the District Museum of the Orlické Mountains until they could be returned to the monastery in 2000.[78] The mummies range in age and social status at time of death, with at least two children and one priest.[76][78] The majority of the Vamberk mummies date from the 18th century.[78]

The Klatovy catacombs currently house an exhibition of Jesuit mummies, alongside some aristocrats, that were originally interred between 1674 and 1783. In the early 1930s, the mummies were accidentally damaged during repairs, resulting in the loss of 140 bodies. The newly updated airing system preserves the thirty-eight bodies that are currently on display.[76][79]

Denmark

The Skrydstrup Woman was unearthed from a grave mound in Denmark.

Apart from several bog bodies, Denmark has also yielded several other mummies, such as the three Borum Eshøj mummies, the Skrydstrup Woman and the Egtved Girl, who were all found inside burial mounds, or tumuli.

In 1875, the Borum Eshøj grave mound was uncovered, which had been built around three coffins, which belonged to a middle aged man and woman as well as a man in his early twenties.[80] Through examination, the woman was discovered to be around 50–60 years old. She was found with several artifacts made of bronze, consisting of buttons, a belt plate, and rings, showing she was of higher class. All of the hair had been removed from the skull later when farmers had dug through the casket. Her original hairstyle is unknown.[81] The two men wore kilts, and the younger man wore a sheath which contained a bronze dagger. All three mummies were dated to 1351–1345 BC.[80]

The Skrydstrup Woman was unearthed from a tumulus in Southern Jutland, in 1935. Carbon-14 dating showed that she had died around 1300 BC; examination also revealed that she was around 18–19 years old at the time of death, and that she had been buried in the summertime. Her hair had been drawn up in an elaborate hairstyle, which was then covered by a horse hair hairnet made by the sprang technique. She was wearing a blouse and a necklace as well as two golden earrings, showing she was of higher class.[82]

The Egtved Girl, dated to 1370 BC, was also found inside a sealed coffin within a tumulus, in 1921. She was wearing a bodice and a skirt, including a belt and bronze bracelets. Found with the girl, at her feet, were the cremated remains of a child and, by her head, a box containing some bronze pins, a hairnet, and an awl.[83][84][85]

Hungary

In 1994, 265 mummified bodies were found in the crypt of a Dominican church in Vác, Hungary from the 1729–1838 period. The discovery proved to be scientifically important, and by 2006 an exhibition was established in the Museum of Natural History in Budapest. Unique to the Hungarian mummies are their elaborately decorated coffins, with no two being exactly alike.[86]

Italy

Mummies in the Friars' Corridor of the Catacombe dei Cappuccini.

The varied geography and climatology of Italy has led to many cases of spontaneous mummification.[87] Italian mummies display the same diversity, with a conglomeration of natural and intentional mummification spread across many centuries and cultures.

The oldest natural mummy in Europe was discovered in 1991 in the Ötztal Alps on the Austrian-Italian border. Nicknamed Ötzi, the mummy is a 5,300-year-old male believed to be a member of the Tamins-Carasso-Isera cultural group of South Tyrol.[88][89] Despite his age, a recent DNA study conducted by Walther Parson of Innsbruck Medical University revealed Ötzi has 19 living genetic relatives.[88]

Катакомбы капуцинов в Палермо были построены в 16 веке монахами монастыря капуцинов Палермо. Изначально предназначавшиеся для хранения мумифицированных останков умерших монахов, захоронения в катакомбах в последующие столетия стали символом статуса для местного населения. Захоронения продолжались до 1920-х годов, одним из последних захоронений стала Розалия Ломбардо . Всего в катакомбах находится около 8000 мумий.

Последнее открытие мумий в Италии произошло в 2010 году, когда шестьдесят мумифицированных человеческих останков были найдены в склепе церкви Преображения Святого Павла в Роккапелаго-ди -Пьевепелаго , Италия. Построенный в 15 веке как орудийный отсек, а затем переоборудованный в 16 веке, склеп был запечатан, как только он был заполнен, оставив тела под защитой и сохранением. Склеп был вновь открыт во время реставрационных работ в церкви, обнажая разнообразное множество мумий внутри. Тела были быстро перевезены в музей для дальнейшего изучения. [ 90 ]

Северная Америка

Мумии Северной Америки часто вызывают споры, поскольку многие из этих тел связаны с до сих пор существующими местными культурами. Хотя мумии предоставляют множество исторически значимых данных, местные культуры и традиции часто требуют возвращения останков в места их первоначального упокоения. Это привело к множеству судебных исков со стороны советов коренных американцев, в результате чего большинство музеев скрыли мумифицированные останки от внимания общественности. [ 91 ]

Канада

Квадай Дэн Цинчи («Давным-давно найден человек» на южного тутчоне языке коренных народов Шампани и Айшихик ) был найден в августе 1999 года тремя охотниками из числа коренных народов на краю ледника в провинциальном парке Татшеншини-Алсек , Великобритания. Колумбия , Канада . По данным проекта «Квадай Дэн Цинчи», останки представляют собой старейшую хорошо сохранившуюся мумию, обнаруженную в Северной Америке. [ 92 ] ( Мумия из Пещеры Духов, хоть и плохо сохранилась, но гораздо старше.) [ 93 ] Первоначальные радиоуглеродные тесты показали, что мумии около 550 лет. [ 92 ]

Гренландия

В Килакицоке нашли мумию шестимесячного мальчика

В 1972 году восемь прекрасно сохранившихся мумий были обнаружены в заброшенном инуитов поселении под названием Килакитсок в Гренландии. «Гренландские мумии» состояли из шестимесячного младенца, четырехлетнего мальчика и шести женщин разного возраста, умерших около 500 лет назад. Их тела естественным образом мумифицировались из-за минусовой температуры и суховея в пещере, в которой они были найдены. [ 94 ] [ 95 ]

Мексика

Мумия из Гуанахуато

Преднамеренная мумификация в доколумбовой Мексике практиковалась в культуре ацтеков . Эти тела известны как ацтекские мумии . Настоящие ацтекские мумии «заворачивались» в тканые обертки, а их лица часто закрывались церемониальной маской. [ 96 ] Общественные знания об ацтекских мумиях увеличились благодаря передвижным выставкам и музеям в 19 и 20 веках, хотя эти тела, как правило, представляли собой высушенные естественным путем останки, а не мумии, связанные с ацтекской культурой.

Известно, что естественная мумификация произошла в нескольких местах Мексики; сюда входят мумии Гуанахуато . [ 97 ] Коллекция этих мумий, большая часть которых датируется концом XIX века, с 1970 года экспонируется в Эль-Музео де лас Момиас в городе Гуанахуато. Музей утверждает, что выставляет самую маленькую мумию в мире (мумифицированную мумию). плод ). [ 98 ] Считалось, что консервирующий эффект имели минеральные вещества в почве, однако это могло быть связано, скорее, с теплым и засушливым климатом. [ 97 ] [ 99 ] Мексиканские мумии также выставлены в небольшом городке Энкарнасьон-де-Диас , штат Халиско .

Соединенные Штаты

Дух пещерного человека был обнаружен в 1940 году во время спасательных работ перед началом работ по добыче гуано , которые планировалось начать в этом районе. Мумия представляет собой мужчину средних лет, найденного полностью одетым и лежащим на одеяле из шкуры животного. Радиоуглеродные тесты, проведенные в 1990-х годах, датировали возраст мумии почти 9000 лет. Останки хранились в Государственном музее Невады , хотя местное индейское сообщество начало ходатайствовать о возвращении и перезахоронении останков в 1995 году. [ 91 ] [ 93 ] [ 100 ] Когда Бюро землеустройства не репатриировало мумию в 2000 году, племя Фаллон Пайуте-Шошоны подал в суд на основании Закона о защите и репатриации могил коренных американцев . После того, как секвенирование ДНК установило, что останки на самом деле принадлежали современным коренным американцам, они были репатриированы в это племя в 2016 году. [ 101 ]

Океания

Горацио Гордон Робли со своей коллекцией мокомокай .

Мумии из Океании не ограничиваются только Австралией . Находки мумифицированных останков были также обнаружены в Новой Зеландии и Торресовом проливе . [ 102 ] хотя исторически эти мумии было труднее исследовать и классифицировать. [ 103 ] До 20-го века большая часть литературы по мумификации в регионе была либо молчаливой, либо анекдотической. [ 104 ] Однако бум интереса, вызванный научным изучением египетской мумификации, привел к более концентрированному изучению мумий в других культурах, в том числе в Океании.

Австралия

Считается, что аборигенные традиции мумификации, обнаруженные в Австралии, связаны с традициями, обнаруженными на островах Торресова пролива . [ 104 ] жители которого достигли высокого уровня совершенства в технике мумификации. Австралийским мумиям не хватает некоторых технических возможностей мумий из Торресова пролива, однако многие ритуальные аспекты процесса мумификации схожи. [ 104 ] Эти культуры достигли мумификации всего тела, но не того уровня художественной сохранности, который наблюдается на небольших островах. Причина этого, по-видимому, в облегчении транспортировки тел кочевым племенам. [ 104 ]

Торресов пролив

Мумии Торресова пролива имеют значительно более высокий уровень техники консервации и креативности по сравнению с мумиями, найденными в Австралии. [ 104 ] Процесс начался с удаления внутренностей, после чего тела укладывали в сидячее положение на платформу и либо оставляли сушиться на солнце, либо коптили над огнем, чтобы способствовать высыханию. В случае курения некоторые племена собирали жир, вытекший из тела, и смешивали его с охрой, чтобы получить красную краску, которую затем снова намазывали на кожу мумии. [ 105 ] Перед захоронением мумии оставались на платформах, украшенные одеждой и украшениями, которые они носили при жизни. [ 104 ] [ 105 ]

Новая Зеландия

Некоторые племена маори из Новой Зеландии хранили мумифицированные головы в качестве трофеев племенных войн. [ 106 ] Они также известны как Мокомокай . В 19 веке многие трофеи были приобретены европейцами, которые сочли татуированную кожу феноменальной диковинкой. Жители Запада начали предлагать ценные товары в обмен на мумифицированные головы с уникальными татуировками. Позже головы были выставлены в музеях, 16 из которых только во Франции. В 2010 году мэрия Руана во Франции вернула одну из голов Новой Зеландии, несмотря на предыдущие протесты Министерства культуры Франции. [ 106 ]

Есть также свидетельства того, что некоторые племена маори, возможно, практиковали мумификацию всего тела, хотя считается, что эта практика не получила широкого распространения. [ 107 ] Обсуждение мумификации маори было исторически противоречивым: некоторые эксперты в последние десятилетия утверждали, что таких мумий никогда не существовало. [ 108 ] Историческое значение мумификации всего тела в культуре маори признано наукой, хотя до сих пор ведутся споры о природе точных процессов мумификации. Некоторые мумии, похоже, были созданы спонтанно в естественной среде, в то время как другие имеют признаки прямого участия человека. В целом современный консенсус склонен согласиться с тем, что могла иметь место смесь обоих типов мумификации, как в древнеегипетской культуре. [ 107 ]

Южная Америка

На южноамериканском континенте находятся одни из старейших мумий в мире, как преднамеренных, так и случайных. [ 4 ] Тела были сохранены лучшим агентом для мумификации: окружающей средой. Тихоокеанская прибрежная пустыня в Перу и Чили — одна из самых засушливых территорий в мире, и эта засуха способствовала мумификации. Вместо того, чтобы разрабатывать сложные процессы, такие как древние египтяне более поздних династий, ранние жители Южной Америки часто оставляли своих мертвецов в естественных сухих или замороженных местах, хотя некоторые все же проводили хирургическую подготовку, когда мумификация была преднамеренной. [ 109 ] Некоторые из причин преднамеренной мумификации в Южной Америке включают увековечивание памяти, увековечение и религиозные подношения. [ 110 ] Большое количество мумифицированных тел было найдено на доколумбовых кладбищах, разбросанных по всему Перу. Для захоронения тела часто заворачивали в тонкую ткань. [ 111 ]

мумии чинчорро

Мумии Чинчорро — древнейшие искусственные мумии на Земле.

Мумии Чинчорро — старейшие из когда-либо найденных мумифицированных тел, намеренно приготовленных. Начиная с 5-го тысячелетия до нашей эры и продолжаясь примерно 3500 лет. [ 110 ] все человеческие захоронения в культуре Чинчорро были подготовлены к мумификации. Тела были тщательно подготовлены, начиная с удаления внутренних органов и кожи, а затем оставлены в жарком и сухом климате пустыни Атакама , что способствовало высыханию. [ 110 ] Большое количество мумий Чинчорро также было изготовлено опытными мастерами для более художественного сохранения, хотя цель этой практики широко обсуждается. [ 110 ]

Мумии инков

Мумия Льюльяйльяко в провинции Сальта ( Аргентина ).

Несколько случайно сохранившихся естественным путем мумий, датируемых периодом инков (1438–1532 гг. н. э.), были найдены в более холодных регионах Аргентины , Чили и Перу . Все вместе они известны как «ледяные мумии». [ 112 ] Первая ледяная мумия инков была обнаружена в 1954 году на вершине пика Эль-Пломо в Чили после того, как извержение близлежащего вулкана Сабанкайя растопило лед, покрывавший тело. [ 112 ] Мумия Эль Пломо была ребенком мужского пола, которого считали богатым из-за его упитанного телосложения. Он считался самой хорошо сохранившейся ледяной мумией в мире до открытия мумии Хуаниты в 1995 году. [ 112 ]

Мумия Хуанита была обнаружена недалеко от вершины Ампато в перуанской части Андских гор археологом Йоханом Рейнхардом . [ 113 ] Ее тело было настолько заморожено, что не высохло; большая часть ее кожи, мышечной ткани и внутренних органов сохранила свою первоначальную структуру. [ 112 ] Считается, что она была ритуальным жертвоприношением из-за непосредственной близости ее тела к столице инков Куско , а также из-за того, что она носила очень замысловатую одежду, указывающую на ее особый социальный статус. Несколько церемониальных артефактов и временных убежищ инков, обнаруженных в окрестностях, похоже, подтверждают эту теорию. [ 112 ]

Еще одно свидетельство того, что инки оставляли жертвенные жертвы умирать в стихии, а затем были непреднамеренно сохранены, появилось в 1999 году, когда были обнаружены мумии Льюльяйльяко на границе Аргентины и Чили. [ 113 ] Три мумии — это дети, две девочки и один мальчик, которые, как полагают, являются жертвами, связанными с древним ритуалом капак хуча . [ 114 ] Недавний биохимический анализ мумий показал, что жертвы употребляли все большее количество алкоголя и коки , возможно, в форме чичи , в течение нескольких месяцев, предшествовавших жертвоприношению. [ 114 ] Доминирующая теория, объясняющая употребление наркотиков, гласит, что, помимо ритуального использования, эти вещества, вероятно, делали детей более послушными. Пережеванные листья коки, найденные во рту старшей девочки после ее открытия в 1999 году, подтверждают эту теорию. [ 114 ]

Тела императоров и жен инков мумифицировались после смерти. В 1533 году испанские конкистадоры Империи инков осмотрели мумии в столице инков Куско. Мумии выставлялись, часто в реалистичных позах, во дворцах умерших императоров, и о них заботилась свита слуг. Испанцы были впечатлены качеством мумификации, которая включала удаление органов, бальзамирование и сушку вымораживанием. [ 111 ]

Население почитало мумии императоров инков. идолопоклонством Это почитание показалось испанским католикам , и в 1550 году они конфисковали мумии. Мумии были доставлены в Лиму , где они были выставлены в больнице Сан-Андрес. Мумии испортились во влажном климате Лимы и в конечном итоге были либо похоронены, либо уничтожены испанцами. [ 115 ] [ 116 ]

Попытка найти мумии императоров инков под больницей Сан-Андрес в 2001 году не увенчалась успехом. Археологи нашли склеп, но он был пуст. Возможно, мумии были вывезены при ремонте здания после землетрясения. [ 116 ]

Самомумификация

Монахи, чьи тела остаются нетленными без каких-либо следов преднамеренной мумификации, почитаются некоторыми буддистами, которые считают, что им удалось успешно умертвить свою плоть до смерти. Самомумификация практиковалась в Японии до конца 1800-х годов и была запрещена с начала 1900-х годов.

Сообщалось, что многие буддийские монахи Махаяны знали время своей смерти и оставили свои последние завещания, и их ученики, соответственно, похоронили их, сидя в позе лотоса , поместив в сосуд с сушильными веществами (такими как дерево, бумага или известь ) и окружив кирпичами. эксгумировать позже, обычно через три года. Сохранившиеся тела затем раскрашивали краской и украшали золотом.

Тела, предположительно принадлежащие самомумифицированным монахам, выставлены в нескольких японских святынях, и утверждается, что монахи перед смертью придерживались скудной диеты, состоящей из соли, орехов , семян , корней , сосновой коры, и уруси . чай [ 117 ]

Современные мумии

Джереми Бентам хотел, чтобы его мумифицировали после смерти.

Джереми Бентам

В 1830-х годах Джереми Бентам , основатель утилитаризма , оставил инструкции, которым нужно было следовать после своей смерти, что привело к созданию своего рода современной мумии. Он попросил выставить свое тело, чтобы проиллюстрировать, как «ужас вскрытия рождается из невежества»; после того, как его показали и прочитали лекцию, он попросил сохранить части его тела, включая его скелет (за исключением его черепа, который, несмотря на то, что он неправильно сохранился, был выставлен под его ногами до тех пор, пока воровство не потребовало его хранения в другом месте), [ 118 ] которые должны были быть одеты в одежду, которую он обычно носил, и «сидеть на стуле, который я обычно занимаю, когда живу в той позе, в которой я сижу, когда занимаюсь мыслями». Его тело, снабженное восковой головой, созданной из-за проблем с ее подготовкой по просьбе Бентама, выставлено на открытую экспозицию в Университетском колледже Лондона .

Владимир Ленин

В начале 20-го века российское движение космизма , представленное Николаем Федоровичем Федоровым , предполагало научное воскрешение мертвых людей. Идея была настолько популярна, что после Владимира Ленина смерти Леонид Красин и Александр Богданов предложили крионировать его тело и мозг, чтобы в будущем оживить его. [ 119 ] Необходимое оборудование было закуплено за рубежом, но по ряду причин план не был реализован. [ 119 ] Вместо этого его тело было забальзамировано и помещено на постоянную экспозицию в Мавзолее Ленина в Москве, где оно экспонируется по сей день. Сам мавзолей был смоделирован Алексеем Щусевым по образцу пирамиды Джосера и гробницы Кира .

Готфрид Кнохе

В конце 19-го века в Венесуэле врач немецкого происхождения по имени Готфрид Кнохе проводил эксперименты по мумификации в своей лаборатории в лесу недалеко от Ла-Гуайры . Он разработал жидкость для бальзамирования (на основе соединения хлорида алюминия ), которая мумифицировала трупы без необходимости удаления внутренних органов. Формула его жидкости так и не была раскрыта и не обнаружена. Большинство из нескольких десятков мумий, созданных с помощью жидкости (включая его самого и его ближайших родственников), были потеряны или серьезно повреждены вандалами и мародерами.

Самый высокий

В 1975 году эзотерическая организация Summum представила «Современную мумификацию» — услугу, в которой используются современные методы наряду с аспектами древних методов мумификации. Первым человеком, официально подвергшимся процессу современной мумификации Summum, был основатель Summum, Summum Bonum Amen Ra , который умер в январе 2008 года. [ 120 ] В настоящее время Summum считается единственным в мире «коммерческим бизнесом по мумификации». [ 121 ]

Алан Биллис

В 2010 году группа под руководством судебного археолога Стивена Бакли мумифицировала Алана Биллиса, используя методы, основанные на 19-летних исследованиях египетской мумификации 18-й династии. Процесс был снят для телевидения, для документального фильма «Мумификация Алана: Последняя тайна Египта» . [ 122 ] Биллис принял решение разрешить мумификацию своего тела после того, как в 2009 году ему поставили диагноз «неизлечимый рак». В настоящее время его тело находится в лондонском музее Гордона. [ 123 ]

Амели Лейхтенбергская

Амели Лейхтенбергская (1812–1873) была императрицей Бразилии как жена императора Педро I (также короля Португалии как Педро IV). В период с февраля по сентябрь 2012 года исследователи из Университета Сан-Паулу в Бразилии эксгумировали ее останки, а также останки ее мужа и его первой жены Марии Леопольдины . Они были удивлены, обнаружив, что тело Амели мумифицировано. Кожа, волосы и внутренние органы сохранились. Обследования в Hospital das Clínicas императрицы обнаружили разрез яремной вены . Ароматические вещества, такие как камфора и мирра, вводились в разрез во время процесса бальзамирования. «Это, безусловно, помогло свести на нет разложение», - сказал бразильский судебный археолог Вальдирен Амбиэль, ответственный за исследование. Она добавила, что еще одним фактором, способствовавшим этому, стал гроб, заявив, что он был настолько герметично закрыт, что в нем не было никаких микроорганизмов. Перед перезахоронением ученые повторно бальзамировали мумифицированное тело Амели, используя метод, аналогичный первому. [ 124 ] [ 125 ]

Останки Амели, Педро I и Марии Леопольдины захоронены в Монументе независимости Бразилии в Сан-Паулу .

Пластинация

Пластинация — это метод, используемый в анатомии для консервации тел или частей тела. Вода и жир заменяются определенными пластиками, в результате чего получаются образцы, которые можно трогать, они не имеют запаха и не разлагаются и даже сохраняют большинство микроскопических свойств исходного образца.

Техника была изобретена Гюнтером фон Хагенсом во время работы в анатомическом институте Гейдельбергского университета в 1978 году. Фон Хагенс запатентовал технику в нескольких странах и активно участвует в ее продвижении, особенно как создатель и директор Body Worlds. передвижных выставок , [ 126 ] выставка пластинированных человеческих тел на международном уровне. Он также основал и руководит Институтом пластинации в Гейдельберге .

Более 40 учреждений по всему миру имеют помещения для пластинации, в основном для медицинских исследований и исследований, и большинство из них являются членами Международного общества пластинации. [ 127 ]

Лечение древних мумий в наше время

Продавец египетских мумий, 1875 год.
XVIII века, Альбарелло использовавшееся для хранения мумии.

В средние века из-за неправильного перевода арабского термина «битум» считалось, что мумии обладают целебными свойствами. В результате стало обычной практикой измельчать египетские мумии в порошок для продажи и использования в качестве лекарства. Когда настоящие мумии стали недоступны, высушенные солнцем трупы преступников, рабов и самоубийц были заменены лживыми торговцами. [ 128 ] Фрэнсис Бэкон и Роберт Бойль рекомендовали их для лечения синяков и предотвращения кровотечений . Торговля мумиями, похоже, не одобрялась турецкими властями , правившими Египтом: в 1424 году несколько египтян были заключены в тюрьму за кипячение мумий для изготовления масла. Однако в Европе мумии пользовались большим спросом, и их можно было купить за нужную сумму. денег. Джон Снадерсон, английский торговец, посетивший Египет в 16 веке, отправил шестьсот фунтов мумии обратно в Англию. [ 129 ]

Эта практика превратилась в широкомасштабный бизнес, который процветал до конца 16 века. Два столетия назад все еще считалось, что мумии обладают лечебными свойствами, останавливающими кровотечение, и их продавали в виде фармацевтических препаратов в виде порошка, как и в виде мелифицированного человека . [ 130 ] Художники также использовали египетские мумии; коричневатый пигмент, известный как мумия коричневый , на основе мумии (иногда называемой также caput mortuum , что по латыни означает « голова смерти »), которая первоначально была получена путем измельчения египетских мумий людей и животных. Он был наиболее популярен в 17 веке, но был снят с производства в начале 19 века, когда его состав стал широко известен художникам, которые заменили указанный пигмент совершенно другой смесью, но сохранили первоначальное название - мумия или мумия коричневого цвета, что дало аналогичный пигмент. красители и основаны на молотых минералах (оксидах и обожженной земле) и/или смесях порошкообразных камедей и живичных смол (таких как мирра и ладан), а также молотого битума. Эти смеси появились на рынке как подделки порошкообразного пигмента мумий, но в конечном итоге стали считаться приемлемой заменой, поскольку старинные мумии больше не разрешалось уничтожать. [ 131 ] Многие тысячи мумифицированных кошек также были отправлены из Египта в Англию для переработки и использования в качестве удобрений . [ 132 ]

В 19 веке, после открытия первых гробниц и артефактов в Египте, египтология стала огромным увлечением в Европе, особенно в викторианской Англии . Европейские аристократы время от времени развлекались, покупая мумии, разворачивая их и проводя сеансы наблюдения. [ 133 ] [ 130 ] Пионером этого вида развлечений в Британии был Томас Петтигрю, известный за свою работу как «Мамочка» Петтигрю. [ 134 ] Такие сеансы разворачивания уничтожили сотни мумий, поскольку воздействие воздуха привело к их распаду.

Использование мумий в качестве топлива для локомотивов было задокументировано Марком Твеном (вероятно, в шутку или юмор). [ 135 ] но истинность этой истории остается спорной. Говорят, что во время Гражданской войны в США ткань для обертывания мумий использовалась для производства бумаги. [ 135 ] [ 136 ] Доказательства реальности этих утверждений по-прежнему сомнительны. [ 137 ] [ 138 ] Исследователь Бен Рэдфорд сообщает, что в своей книге «Конгресс мумий » Хизер Прингл пишет: «Ни один эксперт по мумиям никогда не мог подтвердить подлинность этой истории… Твен, похоже, является единственным опубликованным источником, причем довольно подозрительным». » тоже нет Прингл также пишет, что доказательств существования « бумаги мумии . Рэдфорд также говорит, что многие журналисты не очень хорошо справились со своими исследованиями, и хотя это правда, что в 1800-х годах к мумиям часто не относились с уважением, доказательств этому слуху нет. [ 139 ]

Хотя мумии использовались в медицине , некоторые исследователи поставили под сомнение другие их применения, такие как изготовление бумаги и красок, заправка локомотивов топливом и удобрение земли. [ 140 ]

В репортаже CNN за 2023 год выяснилось, что ряд музеев Великобритании переосмыслили то, как они описывали свои экспозиции древнеегипетских человеческих останков, известных как «мумии», чтобы подчеркнуть, что эти люди когда-то были живыми людьми. Музеи начали использовать такие термины, как «мумифицированный человек» или имя человека вместо «мумия». Изменение языка также было направлено на то, чтобы дистанцировать демонстрацию мумий от их изображения в массовой культуре, которая часто «подрывала их человечность», изображая их как сверхъестественных монстров и увековечивая понятие «проклятия мумии». Изменение языка является частью более масштабных усилий музеев по устранению исторических предубеждений и размышлению о том, как они представляют прошлое публике. Британский музей , например, не запретил использование термина «мумия» в своих экспозициях, но начал использовать альтернативную терминологию, такую ​​как «мумифицированные останки», включая имя человека, если оно известно. [ 141 ]

См. также

Примечания

  1. ^ «Египетские животные были мумифицированы так же, как и люди» . news.nationalgeographic.com. 15 сентября 2004 г. Архивировано из оригинала 17 сентября 2004 г. Проверено 2 ноября 2008 г.
  2. ^ Васеф, С.; Вуд, Р.; Мергани, С. Эл; Икрам, С.; Кертис, К.; Холланд, Б.; Виллерслев, Э.; Миллар, CD; Ламберт, DM (2015). «Радиоуглеродное датирование мумий священного ибиса из Древнего Египта». Журнал археологической науки: отчеты . 4 : 355–361. Бибкод : 2015JArSR...4..355W . дои : 10.1016/j.jasrep.2015.09.020 .
  3. ^ Барткуса, Люк; Амарасиривардена, Дуласири; Арриаса, Бернардо; Беллис, Дэвид; Яньес, Хорхе (2011). «Изучение воздействия свинца на древние чилийские мумии с использованием одной пряди волос с помощью масс-спектрометрии с лазерной абляцией и индуктивно связанной плазмой (LA-ICP-MS)». Микрохимический журнал . 98 (2): 267–274. дои : 10.1016/j.microc.2011.02.008 . hdl : 10533/131649 . ISSN   0026-265X .
  4. ^ Перейти обратно: а б «Голова Анд, которой 6000 лет» . www.archaeometry.org . Проверено 20 февраля 2009 г.
  5. ^ «Интернет-этимологический словарь: мумия» . etymonline.com . Проверено 8 ноября 2013 г.
  6. ^ «мумия» . Словарь.reference.com. Архивировано из оригинала 9 ноября 2013 года.
  7. ^ мумия в Новом английском словаре по историческим принципам . Также «мама» на CNRTL.fr (на французском языке) .
  8. ^ OED, «Мумия, 1», со ссылкой на «Путешествия, II, 201» Хаклюйра.
  9. ^ ОЭД , «Мумия», 1, 2, 3
  10. ^ ОЭД , «Мумия», 3в.
  11. ^ Кокберн, Кокберн и Рейман 1998 , стр. 1–2.
  12. ^ Ауфдерхайде 2003 , с. 1.
  13. ^ Кокберн, Кокберн и Рейман 1998 , стр. 3.
  14. ^ Ауфдерхайде 2003 , с. 16.
  15. ^ Ауфдерхайде 2003 , стр. 14–15.
  16. ^ Перейти обратно: а б Ауфдерхайде 2003 , с. 2.
  17. ^ Бэлдок, К; Хьюз, Юго-Запад; Уиттакер, ДК; Тейлор, Дж; Дэвис, Р; Спенсер, Эй Джей; Тонге, К; Софат, А (1994). «3-D реконструкция древнеегипетской мумии с помощью рентгеновской компьютерной томографии» . Журнал Королевского медицинского общества . 87 (12): 806–808. ПМК   1295009 . ПМИД   7853321 .
  18. ^ Геволб, Джош (28 сентября 2001 г.). «Компьютер идентифицирует мумию». Наука . 293 (5539): 2383. doi : 10.1126/science.293.5539.2383a . S2CID   220086568 .
  19. ^ Де Чант, Тим (12 ноября 2013 г.). «Король Тут погиб в аварии на колеснице?» . Нова Далее . ПБС . Проверено 15 ноября 2013 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Данн, Джимми (22 августа 2011 г.). «Обзор мумификации в Древнем Египте» . Проверено 9 ноября 2013 г.
  21. ^ «Исследования мумий способствуют познанию истории болезней Северной Финляндии – Университет Оулу» . Архивировано из оригинала 28 ноября 2020 года . Проверено 12 августа 2020 г.
  22. ^ Церкви – Посетите Морскую Лапландию
  23. ^ «Египетская мумия» . Пеннский музей. Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
  24. ^ Маршалл Амандин О происхождении египетской мумификации , Kmt 52, 2014, стр. 52–57.
  25. ^ «Исследование бальзамирования «переписывает» ключевую главу египетской истории» . Университет Йорка. 13 августа 2014 года . Проверено 18 августа 2014 г.
  26. ^ Минди Вайсбергер (16 августа 2018 г.). «Эта древняя мумия старше фараонов» . www.livscience.com .
  27. ^ «Мумия помогает подтвердить самый ранний египетский рецепт бальзамирования» . Наука . 15 августа 2018 г. Архивировано из оригинала 5 января 2022 г.
  28. ^ Флетчер, Джоан (17 февраля 2011 г.). «Мумии всего мира» . Проверено 9 ноября 2013 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б Риггс, Кристина (январь 2010 г.). «Погребальные ритуалы (периоды Птолемеев и Рима)» . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Департамент ближневосточных языков и культур Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Проверено 9 ноября 2013 г.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д Брайер, Боб; Уэйд, Рональд С. (июнь 2001 г.). «Хирургические процедуры при древнеегипетской мумификации». Чунгара: Ревиста чилийской антропологии . 33 (1). Университет Тарапаки: 117–123. JSTOR   27802174 .
  31. ^ Риггс, Кристина (2014). Развертывание Древнего Египта: Плащаница, Тайна и Священное . Блумсбери. стр. 82–83. ISBN  978-0-85785-507-7 . Проверено 1 июля 2015 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б «Греческий историк Геродот о процессе мумификации – и он оказался прав» . Техасский университет. Архивировано из оригинала 23 октября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
  33. ^ Джарус, Оуэн (14 декабря 2012 г.). «Ой! В черепе мумии остался инструмент для удаления мозга» . Yahoo! Новости . Проверено 9 ноября 2013 г.
  34. Хандверк, Брайан (6 мая 2005 г.). «Египетское «проклятие Тутанхамона», вызванное токсинами гробниц?» Нэшнл Географик .
  35. ^ Перейти обратно: а б Блейберг, Эдвард (2008). Жить вечно: египетские сокровища из Бруклинского музея . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. п. 50.
  36. ^ Блейберг, Эдвард (2008). Жить вечно: египетские сокровища из Бруклинского музея . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. стр. 50–51.
  37. ^ Блейберг, Эдвард (2008). Жить вечно: египетские сокровища из Бруклинского музея . Бруклин, Нью-Йорк: Бруклинский музей. п. 52.
  38. ^ Уортли, Джон (1 марта 2006 г.). «Истоки христианского почитания частей тела» . Обозрение истории религий (1): 5–28. дои : 10.4000/час.4620 . ISSN   0035-1423 .
  39. ^ Стейн, Марина; Биннеман, Йохан; Лутс, Мариус (2007). «Мумифицированные человеческие останки Коги» (PDF) . Южноафриканский археологический бюллетень . 62 : 3–8.
  40. ^ Ауфдерхайде, Артур К.; Злонис, Майкл; Картмелл, Ларри Л.; Циммерман, Майкл Р.; Шелдрик, Питер; Кук, Меган; Молто, Джозеф Э. (1999). «Практика мумификации людей в Исмант-эль-Харабе» . Журнал египетской археологии . 85 : 197–210. дои : 10.2307/3822436 . ISSN   0307-5133 . JSTOR   3822436 .
  41. ^ Хорн, Патрик; Ирландия, Роберт (1991). «Мох и мумия гуанчи: необычное использование». Бриолог . 94 (4). Американское бриологическое и лихенологическое общество: 407. doi : 10.2307/3243832 . JSTOR   3243832 .
  42. ^ Кокберн, Кокберн и Рейман 1998 , стр. 284
  43. ^ Кокберн, Кокберн и Рейман 1998 , стр. 281.
  44. ^ Кокберн, Кокберн и Рейман 1998 , стр. 282.
  45. ^ «Наука: старше Египта?» . Время . 21 декабря 1959 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  46. ^ Кокберн, Кокберн и Рейман 1998 , стр. 281–282.
  47. ^ «Ван Мухуджиаг» . Проверено 13 ноября 2013 г.
  48. ^ Перейти обратно: а б Дим, Джеймс. «Хойская мумия» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  49. ^ Перейти обратно: а б «Заповедная зона Бавиансклооф» . Маршруты СА. Архивировано из оригинала 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  50. ^ Смит, Роджер (сентябрь 2001 г.). «Древние коммуникации» (PDF) . Водаком С.А. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2013 года . Проверено 13 ноября 2013 г.
  51. ^ Хан, Фарук. «Вожди койов хотят вернуть свою мумию» . Независимый онлайн . Проверено 13 ноября 2013 г.
  52. ^ «Естественно мумифицированные останки правительственного чиновника династии Цин (1644-1912) были обнаружены во время строительства в центральном Китае» . Археологический мир . 11 апреля 2020 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б Бонн-Мюллер, Эти (10 апреля 2009 г.). «Китайская спящая красавица» . Археологический институт Америки . Проверено 9 ноября 2013 г.
  54. ^ Херст, К. Крис. «Мавандуй – Могила госпожи Дай в Китае» . О сайте.com. Архивировано из оригинала 10 ноября 2013 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
  55. ^ «Знакомьтесь с леди Дай…» . redorbit.com. 4 ноября 2004 г. Проверено 9 ноября 2013 г.
  56. ^ Перейти обратно: а б Уэйд, Николас (15 марта 2010 г.). «Сонм мумий, лес тайн» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 ноября 2013 г.
  57. ^ Сайгет, Роберт Дж. (19 апреля 2005 г.). «Кавказцы в бассейне предшествовали восточноазиатам» . Вашингтон Таймс . Новости Мировые коммуникации. Архивировано из оригинала 20 апреля 2005 года . Проверено 20 августа 2007 г. Исследование, проведенное в прошлом году Цзилиньским университетом, также показало, что ДНК мумий содержала европеоидные гены.
  58. ^ Чуньсян Ли; Иньцю Цуй; Давэй Цай; Виктор Х. Мэйр; Цюаньчао Чжан; Ли Цзинь; Хун Чжу (2010) . смешанное население жило в Таримской котловине еще в раннем бронзовом веке» . BMC Biology . 8 ): 15. дои : 10.1186/1741-7007-8-15 PMC 2838831.   15 ( PMID   20163704 .
  59. ^ Вонг, Эдвард (18 ноября 2008 г.). «Мертвые рассказывают сказки, которые Китай не хочет слушать» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 ноября 2013 г.
  60. ^ «Тайна кельтских мумий Китая» . Независимый . Лондон. 28 августа 2006 г. Проверено 28 июня 2008 г.
  61. ^ Детер-Вольф, Аарон; Робитай, Бенуа; Крутак, Ларс; Галлио, Себастьян (февраль 2016 г.). «Самые старые татуировки в мире» (PDF) . Журнал археологической науки: отчеты . 5 : 19–24. Бибкод : 2016JArSR...5...19D . дои : 10.1016/j.jasrep.2015.11.007 . S2CID   162580662 .
  62. ^ Перейти обратно: а б с Аали, Абольфазл; Абар, Айдын; Бенке, Николь; Поллард, Марк; Рюли, Франк; Штёлльне, Томас (сентябрь 2012 г.). «Древняя добыча соли и соляные люди: междисциплинарный проект Чехрабад Дузлах на северо-западе Ирана» . Античность . 086 (333). Дарем, Великобритания: Департамент археологии Даремского университета . Проверено 10 ноября 2013 г.
  63. ^ Рамароли, В.; Гамильтон, Дж.; Дичфилд, П.; Фазели, Х.; Аали, А.; Конингем, RAE; Поллард, AM (ноябрь 2010 г.). «Чехр Абад «Соляные люди» и изотопная экология человека в древнем Иране». Американский журнал физической антропологии . 143 (3): 343–354. дои : 10.1002/ajpa.21314 . ПМИД   20949607 .
  64. ^ «Публикации | ГЕРСЛ: Спелеология: Ливан» . Архивировано из оригинала 21 октября 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
  65. ^ Мумии Ливана: Предварительный отчет об археологическом открытии Аси-л-Хадата (13 век), GERSL (Франция, 1993), стр. 58.
  66. ^ Перейти обратно: а б с д «Сибирская принцесса показывает свои 2500-летние татуировки» . Сибирские времена. 14 августа 2012 года . Проверено 10 ноября 2013 г.
  67. ^ Перейти обратно: а б Адкинс, январь (24 ноября 1998 г.). «Беспокойные мумии» . Нова . Проверено 10 ноября 2013 г.
  68. ^ Полосьмак, Наталья (1994). «Мумия, найденная на небесных пастбищах». Журнал National Geographic : 80–103.
  69. ^ Ким, И-Сук; Ли, Ин Сан; Юнг, Го-Ун; Ким, Мён Джу; О, Чан Сок; Ю, Дон Су; Ли, Вон Джун; Ли, Ынджу; Ча, Сун Чул; Шин, Дон Хун (2 июля 2014 г.). «Рентгенологическая диагностика врожденной диафрагмальной грыжи у корейской мумии 17 века» . ПЛОС ОДИН . 9 (7): e99779. Бибкод : 2014PLoSO...999779K . дои : 10.1371/journal.pone.0099779 . ISSN   1932-6203 . ПМК   4079512 . ПМИД   24988465 .
  70. ^ Перейти обратно: а б Ли, Ин Сан; Ли, Ын Джу; Пак, Джун Бом; Пэк, Сын Хи; О, Чан Сок; Ли, Сунг Док; Ким, И-Сук; Бэ, Ги Дэ; Хон, Юнг Вон; Лим, До-Сун; Шин, Мён Хо; Со, Мин; Шин, Дон Хун (2009). «Острая травматическая смерть генерала 17 века на основании исследования мумифицированных останков, найденных в Корее» . Анналы анатомии — Anatomischer Anzeiger . 191 (3): 309–320. дои : 10.1016/j.aanat.2009.02.006 . PMID   19345566 – через Elsevier Science Direct.
  71. ^ «Мумия корейского ребенка хранит ключ к разгадке болезней» . Новости Эн-Би-Си . 25 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2024 г. Проверено 29 июня 2024 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б с д и Шин, Дон Хун; Бьянуччи, Рафаэлла; Фудзита, Хисаши; Хонг, Чон Ха (13 сентября 2018 г.). «Мумификация в Корее и Китае: мумии династий Мавандуй, Сон, Мин и Чосон» . БиоМед Исследования Интернэшнл . 2018 : 1–12. дои : 10.1155/2018/6215025 . ISSN   2314-6133 . ПМК   6158963 . ПМИД   30302339 .
  73. ^ Бут, Том (24 ноября 2015 г.). «Разгадана: тайна британских мумий бронзового века» . Разговор . Проверено 3 декабря 2015 г.
  74. ^ «Появление тела» . Толлундский человек – лицо из доисторической Дании . Публичная библиотека Силькеборга. 2004. Архивировано из оригинала 9 декабря 2013 года . Проверено 22 сентября 2007 г.
  75. ^ Ауфдерхайде 2003 , с. 192.
  76. ^ Перейти обратно: а б с д и «Мумии и мумифицированные останки» . Проверено 11 ноября 2013 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б «Крипта чешских капуцинов» . Проверено 11 ноября 2013 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б с д «Броумовский монастырь» . Агентство развития Броумовско . Проверено 11 ноября 2013 г.
  79. ^ «Новая экспозиция» . Клатовские катакомбы . Проверено 11 ноября 2013 г.
  80. ^ Перейти обратно: а б «Исторические знания – история Дании» . Национальный музей Дании .
  81. ^ «Женщина из Борум Эшой – Старые времена» . Oldtiden.natmus.dk. Архивировано из оригинала 9 августа 2011 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
  82. ^ Каул, Флемминг. «Скрыдструп, Мы знаем, где она жила – 1001 история Дании» . Культурарв.дк . Проверено 11 ноября 2013 г.
  83. Хоган, К. Майкл, Girl Barrow, The Megalithic Portal, редактор А. Бернэм, 4 октября 2007 г.
  84. ^ Барбер, EW Мумии Урумчи. Макмиллан, Лондон, 1999 г. ISBN   0-393-04521-8
  85. ^ Михаэльсен, книга KK Politiken о старых временах Дании. Политикен, Дания, 2002 г. ISBN   87-00-69328-6
  86. ^ «Мумии Ваца, Венгрия» . АтласОбскура . Проверено 12 ноября 2013 г.
  87. ^ Ауфдерхайде 2003 , с. 193.
  88. ^ Перейти обратно: а б Оуэн, Джеймс (16 октября 2013 г.). «5 удивительных фактов о ледяном человеке Эци» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 16 октября 2013 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
  89. ^ «К какой культурной группе принадлежал Эци?» . Южнотирольский археологический музей. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
  90. ^ «Судебно-медицинский опыт доктора Стефано Ванина используется для извлечения уроков из необыкновенных мумий Роккапелаго» . Университет Хаддерсфилда. 24 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2013 года . Проверено 11 ноября 2013 г.
  91. ^ Перейти обратно: а б «Дух пещерного человека» . Государственный музей Невады. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
  92. ^ Перейти обратно: а б «Введение в проект Квадай Дэн Цинчи» . Министерство лесов, земель и природных ресурсов. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
  93. ^ Перейти обратно: а б Муска, Д. Дауд. «Вышедшая из-под контроля чувствительность может навсегда заставить замолчать мумию из духовной пещеры» . Невадский журнал. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
  94. ^ Дим, Джеймс М. (15 марта 2007 г.). «Мировые мумии: Гренландские мумии» . Мумийные гробницы. Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года . Проверено 16 марта 2007 г.
  95. ^ Харт Хансен, Йенс Педер; Мельдгаард, Йорген; Нордквист, Йорген, ред. (1991). Гренландские мумии . Лондон: Публикации Британского музея. ISBN  0-7141-2500-8 .
  96. ^ Ланжели, Джеймс. «Примечания I-3: Теотиуаканские воспламенители: Манта V и ее послание» . Интернет-журнал археологии и иконографии Теотиуакана. Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
  97. ^ Перейти обратно: а б «Профессор разгадывает тайны мумий Гуанахуато». Служба новостей ФРС США, включая государственные новости США . Вашингтон, округ Колумбия, 30 августа 2007 г.
  98. ^ Хименес Гонсалес; Виктор Мануэль, ред. (2009). Гуанахуато: Путеводитель по прелестям штата (на испанском языке). Мадрид, Испания: Солярис. п. 103. ИСБН  978-607-400-177-8 .
  99. ^ «Детройтский научный центр: передвижная выставка случайных мумий Гуанахуато дебютирует в Детройте». Неделя педиатрии . Атланта. 27 июня 2009 г. с. 97.
  100. ^ Ашер, Лаура (1996). «Старейшая мумия Северной Америки» . Археология . Археологический институт Америки . Проверено 12 ноября 2013 г.
  101. ^ Каллауэй, Юэн (декабрь 2016 г.). «Самая старая мумия Северной Америки вернулась в племя США после секвенирования генома» . Природа . 540 (7632): 178–179. дои : 10.1038/540178a . S2CID   89286088 . Проверено 17 сентября 2020 г.
  102. ^ Кокберн, Кокберн и Рейман 1998 , стр. 289.
  103. ^ Ауфдерхайде 2003 , с. 277.
  104. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Доусон, Уоррен (1928). «Мумификация в Австралии и Америке». Журнал Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии . 58 : 115–138. JSTOR   4619529 .
  105. ^ Перейти обратно: а б Дим, Джеймс. «Меланезийские мумии» . Архивировано из оригинала 15 октября 2013 года . Проверено 15 ноября 2013 г.
  106. ^ Перейти обратно: а б «Мумифицированная голова маори вернулась в Новую Зеландию» . Австралийское географическое издание. 10 мая 2011 г. Архивировано из оригинала 4 декабря 2013 г. . Проверено 13 ноября 2013 г.
  107. ^ Перейти обратно: а б Орчистон, Д. Уэйн (1968). «Практика мумификации среди новозеландских маори» . Журнал Полинезийского общества . 77 (2): 186–190 . Проверено 13 ноября 2013 г.
  108. ^ Трегир, Эдвард (1916). «Мумии маори» . Журнал Полинезийского общества . 25 (100): 167–168 . Проверено 13 ноября 2013 г.
  109. ^ «Самые ранние мумии» . Полевой музей . Проверено 9 ноября 2013 г.
  110. ^ Перейти обратно: а б с д Арриаса, Бернардо; Хапке, Рассел А.; Стэнден, Вивьен Г. (16 декабря 1998 г.). «Делаем мертвых красивыми: мумии как искусство» . Археологический институт Америки . Проверено 11 ноября 2013 г.
  111. ^ Перейти обратно: а б Хини, Кристофер (28 августа 2015 г.). «Увлекательная загробная жизнь перуанских мумий» . Смитсоновский журнал . Проверено 17 марта 2017 г.
  112. ^ Перейти обратно: а б с д и Кларк, Лизл (24 ноября 1998 г.). «Ледяные мумии инков» . НОВА . Проверено 9 ноября 2013 г.
  113. ^ Перейти обратно: а б Холл, Янси (28 октября 2010 г.). «Интервью: «Инка-мумия» Йохан Рейнхард» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 24 июня 2005 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
  114. ^ Перейти обратно: а б с Хандверк, Брайан (29 июля 2013 г.). «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Нэшнл Географик . Проверено 9 ноября 2013 г.
  115. ^ Маккаа, Роберт; Нимлос, Алета; Хампе Мартинес, Теодоро (27 января 2017 г.). «Почему виновата оспа» (PDF) .
  116. ^ Перейти обратно: а б Прингл, Харриет (2011). «Империя инков» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 26 января 2017 года . Проверено 27 января 2017 г.
  117. ^ «Буддийские мумии Японии» . Соник.нет. 24 августа 1998 года . Проверено 9 марта 2012 г.
  118. ^ Мисс Селлания. «6 беспокойных трупов» . Ментальная нить . Архивировано из оригинала 19 января 2012 года . Проверено 9 марта 2012 г.
  119. ^ Перейти обратно: а б See the article: А.М. и А.А. Панченко «Осьмое чудо света», in the book Панченко А.М. О русской истории и культуре. St. Petersburg: Azbuka, 2003. Page 433.
  120. ^ Равиц, Джессика (11 июня 2010 г.). «Суммум: Доморощенная духовная группа, в новостях и в пирамиде» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 26 сентября 2020 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
  121. ^ Олсен, Грант (30 октября 2010 г.). «Summum: Религиозная группа проводит ритуалы мумификации в пирамиде штата Юта» . KSL.com . Проверено 9 ноября 2013 г.
  122. ^ «Мумификация Алана: Последняя тайна Египта». Мумификация Алана: Последняя тайна Египта . 24 октября 2012. Четвертый канал.
  123. ^ «Королевский колледж Лондона – последнее пристанище музея для современных мумий» . Проверено 22 ноября 2014 г.
  124. ^ «Ученые эксгумируют тело Д. Педро I» . Газета до Пово . 18 февраля 2013 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
  125. ^ «Останки супруги императрицы: впечатляющее мумифицированное тело доньи Амелии» . adventuresnahistoria.uol.com.br . 24 сентября 2021 г. . Проверено 10 февраля 2023 г.
  126. ^ «Официальный веб-сайт Body Worlds» . Bodyworlds.com . Проверено 9 марта 2012 г.
  127. ^ «Международное общество пластинации» . Isp.plastination.org . Проверено 9 марта 2012 г.
  128. ^ «Что такое мумие лекарство?» . Канал 4 . Проверено 8 февраля 2008 г.
  129. ^ Эллиотт, Крис (2017). «Бинты, битум, тела и бизнес – египетские мумии как сырье» . Египетская (1): 27 . Проверено 17 июня 2019 г.
  130. ^ Перейти обратно: а б Дейли, Н. (1994). «Этот неясный объект желания: викторианская товарная культура и вымыслы о мумии». Роман: Форум художественной литературы . 28 (1): 24–51. дои : 10.2307/1345912 . JSTOR   1345912 .
  131. ^ Мумия – нет в наличии! Архивировано 15 февраля 2012 года в статье Wayback Machine , написанной Kremer Pigmente GmbH & Co, Нью-Йорк (на немецком языке).
  132. ^ Уэйк, Жанна (1997). Кляйнворт, Бенсон: история двух семей в банковском деле . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета . ISBN  0-19-828299-0 .
  133. ^ Мошенька, Гавриил (2013). «Развертывание египетских мумий в Британии девятнадцатого века» . Британский журнал истории науки . Проверено 17 августа 2019 г.
  134. ^ Мошенская, Габриэль (2013). «Развертывание египетских мумий в Британии девятнадцатого века» . Британский журнал истории науки . Проверено 4 сентября 2019 г.
  135. ^ Перейти обратно: а б «Египтяне сжигают мумии в качестве топлива?» . Прямой наркотик . 22 февраля 2002 года . Проверено 16 марта 2008 г.
  136. ^ Проновост, Мишель (17 марта 2005 г.). «Необходимость бумаги была «мумией» изобретения» . Столичный еженедельник . Архивировано из оригинала 6 ноября 2010 года . Проверено 16 марта 2008 г.
  137. ^ Бейкер, Николсон (2001). Двойная складка: библиотеки и нападение на бумагу . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  0-375-50444-3 .
  138. ^ Дейн, Джозеф А. (1995). «Проклятие бумаги мумии». История печати . 17 :18–25.
  139. ^ Рэдфорд, Бен (2019). «Спасение мумий». Скептический исследователь . 43 (2): 43–45.
  140. ^ Эллиотт, Крис (2017). «Бинты, битум, тела и бизнес – египетские мумии как сырье» . Египетская (1): 40–46 . Проверено 17 июня 2019 г.
  141. ^ Рональд, Исси (23 января 2023 г.). «Не говори «мумия»: почему музеи меняют название древнеегипетских останков» . CNN . Проверено 27 января 2023 г.

Ссылки

Книги

ТВ и видео

  • Чан, Ва Хо (оператор) (1996). Обертывания для домашних животных (ТВ). Национальное географическое телевидение.
  • Фрейлинг, Кристофер (писатель/рассказчик/ведущий) (1992). Лицо Тутанхамона (сериал). Британская радиовещательная корпорация (Би-би-си).

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c50577df78bd4e07dd196ff94fd34e18__1723645200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/18/c50577df78bd4e07dd196ff94fd34e18.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mummy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)