Раннединастический период (Месопотамия)
Географический диапазон | Месопотамия |
---|---|
Период | Бронзовый век |
Даты | эт. в. 2900 – ок. 2350 г. до н.э. ( средний ) |
Тип сайта | Телль Хафадже , Телль Аграбу , Телль Асмару |
Основные сайты | Телль Абу Шахрайн , Телль аль-Мадаин , Телль ас-Сенкере , Телль Абу Хабба , Телль Фара , Телль Ухеймир , Телль аль-Мукайяр , Телль Бисмайя , Телль Харири |
Предшественник | Период Джемдета Насра |
С последующим | Аккадский период |
Раннединастический период (сокращенно период ED или ED ) — это археологическая культура в Месопотамии (современный Ирак ), которая обычно датируется ок. 2900 – ок. 2350 г. до н.э. , и ему предшествовали периоды Урука и Джемдет Насра . Здесь произошло развитие письменности и образование первых городов и государств . Сама ЭД характеризовалась существованием множества городов-государств : небольших государств с относительно простой структурой, которые со временем развивались и укреплялись. Это развитие в конечном итоге привело к объединению большей части Месопотамии под властью Саргона , первого монарха Аккадской империи . Несмотря на политическую раздробленность, города-государства ED имели относительно однородную материальную культуру. Шумерские города, такие как Урук , Ур , Лагаш , Умма и Ниппур, расположенные в Нижней Месопотамии, были очень могущественными и влиятельными. На север и запад простирались государства с центрами таких городов, как Киш , Мари , Нагар и Эбла .
Изучение Центральной и Нижней Месопотамии издавна отдавалось приоритету перед соседними регионами. Археологические памятники в Центральной и Нижней Месопотамии, в частности в Гирсу , а также Эшнунне , Хафадже , Уре и многих других, раскапываются с 19 века. В ходе этих раскопок были обнаружены клинописные тексты и многие другие важные артефакты . В результате эта область была более известна, чем соседние регионы, но раскопки и публикация архивов Эблы изменили эту точку зрения, проливая больше света на прилегающие территории, такие как Верхняя Месопотамия , западная Сирия и юго-западный Иран . Эти новые открытия показали, что Нижняя Месопотамия имела много общего с соседними областями социокультурного развития и что весь древний Ближний Восток участвовал в сети обмена, в которой распространялись материальные блага и идеи.
История исследований
[ редактировать ]Голландский археолог Анри Франкфорт ввел термин «раннединастический» (ED) период для Месопотамии, причем соглашение об именах было заимствовано из аналогично названного « раннединастического» периода (ED) для Египта. [2] Периодизация Телль - была разработана в 1930-х годах во время раскопок, которые проводил Анри Франкфорт по поручению Восточного института Чикагского университета на археологических памятниках Телль-Хафаджа , Телль-Аграб и Асмар в регионе Дияла в Ираке. [3]
ЭД была разделена на подпериоды ЭД I, II и III. В первую очередь это было основано на полных изменениях с течением времени в плане храма Абу в Телль-Асмаре, который несколько раз перестраивался на одном и том же месте. [3] В течение 20-го века многие археологи также пытались навязать схему ED I–III археологическим останкам, раскопанным в других местах Ирака и Сирии и датированным 3000–2000 годами до нашей эры. Однако данные из других мест Ирака показали, что периодизация ED I–III, реконструированная для региона долины реки Дияла, не может быть напрямую применена к другим регионам.
Исследования в Сирии показали, что события там сильно отличались от событий в районе долины реки Дияла или на юге Ирака, что делает традиционную нижнемесопотамскую хронологию бесполезной. В течение 1990-х и 2000-х годов различные ученые предпринимали попытки прийти к местной хронологии Верхней Месопотамии, в результате чего была создана хронология Ранней Джезиры (EJ) 0–V, которая охватывает все от 3000 до 2000 г. до н.э. [2] Использование хронологии ED I–III в настоящее время обычно ограничивается Нижней Месопотамией, а ED II иногда ограничивается регионом долины реки Дияла или вообще дискредитируется. [2] [3]
Периодизация
[ редактировать ]ЭД предшествовал Джемдет Наср , а затем на смену ему пришел аккадский период, во время которого впервые в истории большие части Месопотамии были объединены под одним правителем. Весь ED в настоящее время обычно датируется примерно 2900–2350 гг. до н. э. согласно широко принятой средней хронологии или 2800–2230 гг . [2] [4] ЭД была разделена на подпериоды ЭД I, ЭД II, ЭД IIIa и ЭД IIIb. ED I–III были более или менее современниками Ранней Джезиры (EJ) I–III в Верхней Месопотамии. [2] Точная датировка подпериодов ED варьируется между учеными: некоторые отказываются от ED II и используют вместо этого только раннюю ED и позднюю ED, а другие расширяют ED I, позволяя при этом ED III начаться раньше, так что ED III должен был начаться сразу после ED I с нет разрыва между ними. [2] [3] [5] [6]
Многие исторические периоды на Ближнем Востоке названы в честь доминирующей политической силы того времени, например, аккадский период или период Ура III. Это не относится к периоду ЭД. Это археологическое деление, которое не отражает политических событий и основано на предполагаемых изменениях в археологических данных, например, керамике и глиптике. Это связано с тем, что политическая история ED неизвестна на протяжении большей части ее существования. Как и в случае с археологическим подразделением, реконструкция политических событий горячо обсуждается среди исследователей.
Период | Средняя хронология Все даты до нашей эры | Краткая хронология Все даты до нашей эры |
---|---|---|
ЭД Я | 2900–2750/2700 | 2800–2600 |
ЭД II | 2750/2700–2600 | 2600–2500 |
ЭД IIIа | 2600–2500/2450 | 2500–2375 |
ЭД IIIb | 2500/2450–2350 | 2375–2230 |
ЭД I (2900–2750/2700 до н. э.) малоизвестен по сравнению с последовавшими за ним подпериодами. В Нижней Месопотамии он имел общие характеристики с заключительными периодами периодов Урука ( ок. 3300–3100 до н. э.) и Джемдет Насра ( ок. 3100–2900 до н. э.). [8] ED I современен культуре керамики Алой керамики, типичной для памятников вдоль Диялы в Нижней Месопотамии, ниневитской культуре V в Верхней Месопотамии и протоэламской культуре на юго-западе Ирана . [9]
Новые художественные традиции возникли в Нижней Месопотамии во время II ЭД (2750/2700–2600 до н. э.). Эти традиции повлияли на окружающие регионы. Согласно более поздней месопотамской исторической традиции, это было время, когда легендарные мифические цари, такие как Лугальбанда , Энмеркар , Гильгамеш и Ага Месопотамией правили . Археологически этот подпериод не был хорошо подтвержден при раскопках Нижней Месопотамии, что побудило некоторых исследователей вообще отказаться от него. [10]
В ЭД III (2600–2350 гг. До н. э.) наблюдалось расширение использования письменности и усиление социального неравенства. Более крупные политические образования возникли в Верхней Месопотамии и на юго-западе Ирана. ЭД III обычно подразделяют на ЭД IIIa (2600–2500/2450 до н.э.) и ЭД IIIb (2500/2450–2350 до н.э.). Королевское кладбище в Уре и архивы Фары и Абу Салабиха относятся к ED IIIa. ED IIIb особенно известен благодаря архивам Гирсу (часть Лагаша) в Ираке и Эблы в Сирии.
Конец ЭД определен не археологически, а скорее политически. Завоевания Саргона и его преемников нарушили политическое равновесие во всем Ираке, Сирии и Иране. Завоевания продолжались много лет во время правления Нарам-Сина из Аккада и основывались на продолжающихся завоеваниях во время ЭД. Этот переход гораздо труднее определить в археологическом контексте. Практически невозможно датировать конкретное место как относящимся к ED III или аккадскому периоду, используя только керамические или архитектурные свидетельства. [11] [12] [13] [14]
История
[ редактировать ]Современные источники раннединастического периода не позволяют реконструировать политическую историю. Королевские надписи дают лишь представление о военных конфликтах и отношениях между различными городами-государствами. Вместо этого правители были больше заинтересованы в прославлении своих благочестивых поступков, таких как строительство и восстановление храмов и подношения богам.
Для периодов ED I и ED II не существует современных документов, проливающих какой-либо свет на войну или дипломатию. Только к концу периода ED III доступны современные тексты, на основе которых можно реконструировать политическую историю. Самые крупные архивы происходят из Лагаша и Эблы. Меньшие коллекции глиняных табличек были найдены в Уре, Телль-Бейдаре, Телль-Фаре, Абу-Салабихе и Мари. [6] Они показывают, что государства Месопотамии постоянно были вовлечены в дипломатические контакты, приводившие к политическим и, возможно, даже религиозным союзам. Иногда одно государство получало гегемонию над другим, что предвещало возникновение Аккадской империи.
Известный список шумерских царей датируется началом второго тысячелетия до нашей эры. Он состоит из череды царских династий из разных шумерских городов, начиная с раннего династического периода. Каждая династия приобретает известность и доминирует в регионе только для того, чтобы на смену пришла следующая. Этот документ использовался более поздними месопотамскими царями для легитимизации своего правления. Хотя некоторую информацию в списке можно сверить с другими текстами, такими как экономические документы, большая часть ее, вероятно, является вымышленной, и ее использование в качестве исторического документа раннединастического периода ничем не ограничивается. [6]
Дипломатия
[ редактировать ]Возможно, среди раннединастических шумерских городов-государств существовала общая культурная идентичность, несмотря на их политическую раздробленность. Это понятие выражалось терминами калам или ки-енгир . [15] Многочисленные тексты и цилиндрические печати, похоже, указывают на существование союза или амфиктионии шумерских городов-государств. Например, на глиняных табличках из Ура имеются отпечатки цилиндрических печатей со знаками, изображающими другие города. Подобные отпечатки были также обнаружены в Джемдет-Насре , Уруке и Сузах. [16] Некоторые впечатления показывают точно такой же список городов. Было высказано предположение, что это представляло собой систему, в которой определенные города были связаны с доставкой подношений в основные шумерские храмы, аналогично бала системе периода Ура III . [17]
Тексты из Шуруппака , датируемые ED IIIa, также, кажется, подтверждают существование лиги ки-энгир . В число городов-членов альянса входили Умма, Лагаш, Урук, Ниппур и Адаб. Киш мог занимать ведущее положение, тогда как Шуруппак мог быть административным центром. Члены организации, возможно, собрались в Ниппуре, но это неясно. Этот альянс, похоже, сосредоточился на экономическом и военном сотрудничестве, поскольку каждый город отправлял в лигу солдат. [18] Первенство Киша иллюстрируется тем фактом, что его правитель Месилим (ок. 2500 г. до н.э.) выступал в качестве арбитра в конфликте между Лагашем и Уммой. Однако неясно, занимал ли Киш эту высокую должность в течение всего периода, поскольку ситуация, похоже, была иной во время более поздних конфликтов между Лагашем и Уммой. Позже правители других городов стали использовать титул «Царь Киша» для усиления своих гегемонистских амбиций и, возможно, также из-за символической ценности города. [19] [15]
Тексты этого периода также обнаруживают первые следы широкой дипломатической сети. [20] Например, мирный договор между Энтеменой из Лагаша и Лугал-кинише-дуду из Урука , записанный на глиняном гвозде , представляет собой старейшее известное соглашение такого рода. [15] Таблички из Гирсу фиксируют взаимные дары между королевским двором и иностранными государствами. Так, Баранамтарра , жена короля Лагаша Лугаланды , обменивалась подарками со своими сверстниками из Адаба и даже Дилмуна. [21]
Война
[ редактировать ]Первая зарегистрированная война в истории произошла в Месопотамии примерно в 2700 году до нашей эры в период ED между войсками Шумера и Элама . Шумеры под командованием Энмебарагеси , царя Киша , разбили эламитов и, как записано, «унесли как грабеж оружие Элама» .
Информация о политических событиях становится доступной только в более поздние периоды периода ЭД, либо в виде отголосков в более поздних трудах, либо из современных источников. Письма конца третьего тысячелетия, в том числе несколько шумерских героических повествований и список шумерских царей, похоже, отражают события и военные конфликты, которые могли произойти в период ED II. Например, правление таких легендарных фигур, как король Гильгамеш Урука и его противники Энмебарагеси и Ага из Киша, возможно, относятся ко времени ЭД II. [22] Эти полулегендарные повествования, похоже, указывают на эпоху, когда доминировали две крупные державы: Урук в Шумере и Киш в семитской стране. Однако существование царей этого «героического века» остается спорным. [15] [23]
Достаточно достоверная информация о современных политических событиях в Месопотамии доступна только для периода ED IIIb. Эти тексты происходят в основном из Лагаша и подробно описывают повторяющийся конфликт с Уммой из-за контроля над орошаемыми землями. [24] Цари Лагаша отсутствуют в шумерском списке царей, как и их соперники, цари Уммы. Это говорит о том, что эти государства, будучи могущественными в свое время, позже были забыты.
Царские надписи из Лагаша также упоминают войны против других городов-государств Нижней Месопотамии, а также против более отдаленных королевств. Примеры последних включают Мари, Субарту и Элам. Эти конфликты показывают, что уже на этом этапе истории существовала тенденция к доминированию более сильных государств на более крупных территориях. Например, царь Эаннатум из Лагаша смог победить Мари и Элам около 2450 г. до н. э. Эншакушана из Урука захватил Киш и заключил в тюрьму его царя Эмби-Иштара около 2350 г. до н. э. Лугал-заге-си , царь Урука и Уммы, смог захватить большую часть Нижняя Месопотамия около 2358 г. до н. э. Эта фаза враждующих городов-государств завершилась с возникновением Аккадской империи под властью Саргона Аккадского в 2334 г. до н. э. ( средний ) . [15] [19]
Соседние районы
[ редактировать ]Политическая история Верхней Месопотамии и Сирии хорошо известна из царских архивов, обнаруженных в Эбле. Эбла, Мари и Нагар были доминирующими государствами в этот период. Самые ранние тексты указывают на то, что Эбла платила Мари дань, но смогла уменьшить ее после того, как одержала военную победу. [25] [26] Такие города, как Эмар на Верхнем Евфрате и Абарсал (местоположение неизвестно), были вассалами Эблы. Эбла обменялась подарками с Нагаром, и между дочерью царя Эблы и сыном его коллеги в Нагаре был заключен царский брак. В архивах имеются также письма из более отдаленных королевств, таких как Киш и, возможно, Хамази, хотя не исключено, что и ближе к Эбле были города с такими же названиями. [15] Во многом дипломатические взаимодействия на древнем Ближнем Востоке в этот период напоминают дипломатические взаимодействия второго тысячелетия до нашей эры, которые особенно хорошо известны из писем Амарны . [27]
Недавние открытия
[ редактировать ]5000-летней культовой территории, заполненной более чем 300 разбитыми церемониальными керамическими чашами, чашами, кувшинами, костями животных и ритуальными процессиями, посвященными Нингирсу В марте 2020 года археологи объявили об открытии на месте Гирсу . Одним из останков была бронзовая статуэтка в форме утки с глазами из коры, которая, как полагают, была посвящена Нанше . [28]
Раннединастические королевства и правители
[ редактировать ]Раннединастическому периоду предшествуют период Урука ( ок. 4000 – ок. 3100 до н. э. ) и период Джемдет Насра ( ок. 3100 – ок. 2900 до н. э. ). За раннединастическим периодом ( ок. 2900 – ок. 2350 до н. э. ) следует расцвет Аккадской империи ( ок. 2350 – ок. 2154 до н. э. ).
Династии | Даты | Главные правители | Города |
---|---|---|---|
Первая династия Киша | в. 2900 – ок. 2500 г. до н. э. | Этана , Энмебарагеси | |
Первая династия Урука | в. 2900 – ок. 2500 г. до н. э. | Энмеркар , Лугальбанда , Думузид Рыбак , Гильгамеш | |
Первая династия Ура | в. 2700 – ок. 2300 г. до н.э. | Мескаламдуг , Месаннепада , Пуаби | |
2-я династия Урука | в. 2500 – ок. 2350 г. до н.э. | Эншакушана | |
Первая династия Лагаша | в. 2500 – ок. 2350 г. до н.э. | Ур-Нанше , Эаннатум , Эн-анна-тум I , Энтемена , Урукагина | |
Династия Адаба | в. 2350 г. до н. э. | Лугаль-Анне-Мунду | |
Третья династия Киша | в. 2400 – ок. 2350 г. до н.э. | Моему отцу | |
Третья династия Урука | в. 2350 – ок. 2300 г. до н. э. | Лугал-заге-си |
Географический контекст
[ редактировать ]Нижняя Месопотамия
[ редактировать ]В предшествующий период Урука в Нижней Месопотамии появились первые города, ранние государственные структуры, административная практика и письменность. Доказательства существования этих практик были засвидетельствованы в раннединастический период.
Период ЭД — первый, по которому можно что-то сказать об этническом составе населения Нижней Месопотамии. Это связано с тем, что тексты этого периода содержали достаточно фонетических знаков, позволяющих различать отдельные языки. Они также содержали личные имена, которые потенциально могут быть связаны с этнической принадлежностью. Текстовые данные свидетельствуют о том, что в Нижней Месопотамии в период ED в основном доминировали шумеры и в основном населяли шумерский народ , говоривший на изолированном несемитском языке ( шумерском ). Спорный вопрос, использовался ли шумерский язык уже в период Урука. [19]
Текстовые свидетельства указывали на существование семитского населения в верховьях Нижней Месопотамии. Тексты, о которых идет речь, содержали личные имена и слова семитского языка , идентифицированного как древнеаккадский . Однако использование термина аккадский до возникновения Аккадской империи проблематично. [ почему? ] и вместо этого было предложено называть эту древнеаккадскую фазу «цивилизацией Киш », названной в честь Киша (по-видимому, самого могущественного города в период ED). [30] [31] [32] Политические и социально-экономические структуры в этих двух регионах также различались, хотя шумерское влияние не имеет себе равных в раннединастический период.
Сельское хозяйство в Нижней Месопотамии опиралось на интенсивное орошение . Сорта включали ячмень и финиковые пальмы в сочетании с садами и огородами. животноводство с упором на овец и коз. Также практиковалось [33] Эта сельскохозяйственная система была, вероятно, самой продуктивной на всем древнем Ближнем Востоке. Это позволило развиться высокоурбанизированному обществу. Было высказано предположение, что в некоторых районах Шумера население городских центров во время ЭД III составляло три четверти всего населения. [34] [35]
Доминирующей политической структурой был город-государство , в котором крупный городской центр доминировал над окружающими сельскими поселениями. Территории этих городов-государств, в свою очередь, разграничивались другими городами-государствами, организованными по тем же принципам. Важнейшими центрами были Урук , Ур , Лагаш , Адаб и Умма-Гиша . Доступные тексты этого периода указывают на повторяющиеся конфликты между соседними королевствами, особенно между Уммой и Лагашем.
Ситуация могла быть иной на севере, где, похоже, доминировали семиты. В этой области Киш, возможно, был центром крупного территориального государства, конкурирующего с другими мощными политическими образованиями, такими как Мари и Акшак . [19] [15]
Долина реки Дияла — еще один регион, для которого период ЭД относительно известен. Наряду с соседними территориями, этот регион был домом для алой посуды — типа расписной керамики, характеризующейся геометрическими мотивами, изображающими природные и антропоморфные фигуры. В Джебель-Хамрине были построены такие крепости, как Телль-Губба и Телль-Маддхур. Было предложено [ кем? ] что эти объекты были созданы для защиты основного торгового пути из Месопотамской низменности на Иранское нагорье. Основными раннединастическими памятниками в этом регионе являются Телль-Асмар и Хафаджа. Их политическая структура неизвестна, но эти места находились под культурным влиянием крупных городов Месопотамской низменности. [8] [36] [37]
Соседние регионы
[ редактировать ]Верхняя Месопотамия и Центральная Сирия
[ редактировать ]В начале третьего тысячелетия до нашей эры ниневитская культура V процветала в Верхней Месопотамии и районе Среднего Евфрата . Он простирался от Йорган-Тепе на востоке до треугольника Хабур на западе. Ниневит V был современником ЭД I и ознаменовал важный шаг в урбанизации региона. [36] [38] Похоже, что в этот период произошла фаза децентрализации, о чем свидетельствует отсутствие крупных монументальных зданий и сложных административных систем, подобных тем, которые существовали в конце четвертого тысячелетия до нашей эры.
Начиная с 2700 г. до н.э. и ускоряясь после 2500 г., основные городские объекты значительно выросли в размерах и были окружены городами и деревнями, которые попадали в сферу их политического влияния. Это указывало на то, что в этом районе располагались многие политические образования. Многие места в Верхней Месопотамии, в том числе Телль-Чуэра и Телль-Бейдар , имели схожую планировку: главный телл окружен круглым нижним городом. Немецкий археолог Макс фон Оппенгейм назвал их Кранцхюгель , или «холмы-чашки и блюдца». [ нужна ссылка ] Среди важных мест этого периода — Телль-Брак (Нагар), Телль-Мозан , Телль-Лейлан и Чагар-Базар в Джезире и Мари на среднем Евфрате. [39]
Урбанизация также возросла в западной Сирии, особенно во второй половине третьего тысячелетия до нашей эры. Такие места, как Телль-Банат, Телль-Хадиди , Умм-эль-Марра , Катна , Эбла и Аль-Равда , создали ранние государственные структуры, о чем свидетельствуют письменные документы Эблы. В этот период появилась значительная монументальная архитектура, такая как дворцы, храмы и монументальные гробницы. Есть также свидетельства существования богатой и влиятельной местной элиты. [40]
Два города Мари и Эбла доминируют в истории этого региона. По данным марийского археолога, круглый город на среднем Евфрате был основан ex nihilo во времена I раннединастического периода в Нижней Месопотамии. [33] [41] [42] Мари был одним из главных городов Ближнего Востока в тот период и вел множество войн против Эблы в 24 веке до нашей эры. Архивы Эблы, столицы могущественного королевства периода ED IIIb, показали, что письменность и государство были хорошо развиты, вопреки тому, что считалось об этой области до ее открытия. Однако на месте самой Эблы было раскопано несколько построек этого периода. [33] [41] [43]
Территории этих царств были значительно больше, чем в Нижней Месопотамии. Однако плотность населения была намного ниже, чем на юге, где натуральное сельское хозяйство и скотоводство были более интенсивными. На западе сельское хозяйство приобретает более «средиземноморский» аспект: выращивание оливок и винограда было очень важно в Эбле. Шумерское влияние было заметно в Мари и Эбле. В то же время эти регионы с семитским населением имели общие характеристики с цивилизацией Киш, но при этом сохраняли свои уникальные культурные черты. [30] [31] [32]
Иранское нагорье
[ редактировать ]На юго-западе Ирана первая половина раннединастического периода соответствовала протоэламскому периоду . Этот период характеризовался местным искусством, письменностью, которая еще не расшифрована, и сложной металлургией в регионе Лорестан . Эта культура исчезла к середине третьего тысячелетия, уступив место менее оседлому образу жизни. Из-за отсутствия письменных свидетельств и отсутствия археологических раскопок, относящихся к этому периоду, социально-политическая ситуация протоэламского Ирана недостаточно изучена. Месопотамские тексты указывают на то, что шумерские цари имели дело с политическими образованиями в этой области. Например, легенды, относящиеся к королям Урука, упоминают о конфликтах против Аратты . По состоянию на 2017 год [update] Аратта не была идентифицирована, но считается, что она находилась где-то на юго-западе Ирана. [ нужна ссылка ]
В середине третьего тысячелетия до нашей эры Элам возник как мощное политическое образование в районе южного Лорестана и северного Хузестана . [44] [15] Сузы (уровень IV) были центральным местом в Эламе и важными воротами между юго-западным Ираном и южной Месопотамией. Хамази располагался в горах Загрос к северу или востоку от Элама, возможно, между Большим Забом и рекой Дияла , недалеко от Халабджи . [15]
Это также территория, где в третьем тысячелетии до нашей эры возникла до сих пор малоизвестная культура Джирофт , о чем свидетельствуют раскопки и разграбление археологических памятников. [45] Районы дальше на север и на восток были важными участниками международной торговли этого периода из-за присутствия олова (центральный Иран и Гиндукуш ) и лазурита ( Туркменистан и северный Афганистан ). Такие поселения, как Тепе Сиалк , Туренг Тепе , Тепе Хисар , Намазга-Тепе , Алтындепе , Шахр-э Сухтех и Мундигак , служили местными центрами обмена и производства, но, похоже, не были столицами более крупных политических образований. [41] [46] [47]
Персидский залив
[ редактировать ]Дальнейшее развитие морской торговли в Персидском заливе привело к расширению контактов между Нижней Месопотамией и другими регионами. Начиная с предыдущего периода, на территории современного Омана , известной в древних текстах как Маган , развивалась система оазисных поселений. Эта система опиралась на ирригационное земледелие в районах с многолетними источниками. Своим хорошим положением в торговой сети Маган был обязан своим месторождениям меди . Эти месторождения располагались в горах, особенно недалеко от Хили , где были раскопаны медные мастерские и монументальные гробницы, свидетельствующие о богатстве этого района.
Дальше на запад находилась область под названием Дилмун , которая в более поздние периоды соответствует тому, что сегодня известно как Бахрейн . Однако, хотя Дилмун упоминался в современных текстах ED, в этой области не было раскопок никаких памятников этого периода. Это может указывать на то, что Дильмун мог иметь в виду прибрежные районы, которые служили местом транзита для морской торговой сети. [8] [41]
Долина Инда
[ редактировать ]Морская торговля в Персидском заливе простиралась на восток до Индийского субконтинента , где процветала цивилизация долины Инда . [41] Эта торговля активизировалась в третьем тысячелетии и достигла своего пика в периоды Аккада и Ура III .
Артефакты, найденные в царских гробницах Первой династии Ура, указывают на то, что внешняя торговля была особенно активной в этот период, причем многие материалы поступали из зарубежных стран, такие как сердолик , вероятно, происходящий из Инда или Ирана , лазурит из Афганистана , серебро из Турция , медь из Омана и золото из нескольких мест, таких как Египет , Нубия , Турция или Иран . [49] Бусы из сердолика из Инда были найдены в гробницах Ура , датируемых 2600–2450 годами, что является примером отношений Инда и Месопотамии . [50] В частности, бусины из сердолика с выгравированным узором белого цвета, вероятно, были импортированы из долины Инда и изготовлены по технологии, разработанной хараппцами . [48] Эти материалы использовались при изготовлении декоративных и обрядовых предметов в мастерских Ура. [49]
Первая династия Ура обладала огромным богатством, о чем свидетельствуют щедрость ее гробниц. Вероятно, это произошло из-за того, что Ур служил главной гаванью для торговли с Индией , что давало ей стратегическое положение для импорта и торговли огромными количествами золота, сердолика или лазурита. [51] По сравнению с этим захоронения царей Киша были гораздо менее роскошными. [51] Шумерские корабли с высокими носами, возможно, заходили в торговлю до Мелухи , предположительно региона Инда . [51]
Правительство и экономика
[ редактировать ]Администрация
[ редактировать ]Каждый город был сосредоточен вокруг храма, посвященного определенному божеству-покровителю . Городом управляли либо « лугал » (король), либо « энси » (священник). Подразумевалось, что правители определяются божеством города и власть может передаваться из одного города в другой. [52] Гегемония ниппурского жречества перемещалась между конкурирующими династиями шумерских городов. Традиционно к ним относились Эриду , Бад-Тибира , Ларса , Сиппар , Шуруппак , Киш, Урук , Ур , Адаб и Акшак . Другие соответствующие города за пределами речной системы Тигр-Ефрат включали Хамази , Аван (на территории современного Ирана) и Мари (на территории современной Сирии, но который считается в SKL как «осуществлявший царствование» в период ED II). .
Торкильд Якобсен дал определение «примитивной демократии», ссылаясь на шумерские эпосы, мифы и исторические записи. Он описал форму правления, определяемую большинством свободных граждан. Специализации было мало, структура власти была слабой. Такие короли, как Гильгамеш из первой династии Урука, еще не обладали автократией . Скорее, они управляли вместе с советами старейшин и советами молодых людей, которые, вероятно, были свободными людьми, носящими оружие. Короли консультировались с советами по всем важным решениям, включая вопрос о том, начинать ли войну. [53] [54] Определение Якобсена демократии как отношений между примитивными монархами и людьми благородных классов было подвергнуто сомнению. [55] Якобсен признал, что имеющиеся данные не позволяют отличить «месопотамскую демократию» от «примитивной олигархии». [56]
« Лугал » ( шумерский : 𒈗, шумерограммы лигатура , состоящая из двух знаков: « 𒃲 » означает «большой» или «великий» и «𒇽» означает «человек») ( титул шумерского языка, переведенный на английский язык как «царь» или «король»). правитель») — один из трёх возможных титулов, присваиваемых правителю шумерского города-государства. Остальные были «EN» и «ensi».
Знак «лугал» стал понятным логотипом слова «король» в целом. На шумерском языке «лугал» означало либо «владельца» собственности, такой как лодка или поле, либо, альтернативно, «главу» предприятия или семьи. [57] Клинописный в клинописных текстах, указывая на то , знак «лугал» служит определяющим фактором что следующее слово будет именем короля.
Определение слова «лугал» в период ЭД в Месопотамии неясно. Правителя города-государства обычно называли «энси». Однако правителя конфедерации могли называть «лугалом». Лугал мог быть «молодым человеком выдающихся качеств из богатой помещичьей семьи». [ нужна ссылка ]
Якобсен провел различие между «лугалом» как избранным военным лидером и «ЭН» как избранным губернатором, занимающимся внутренними проблемами. Функции лугала могут включать военную защиту, арбитраж в пограничных спорах, а также церемониальную и ритуальную деятельность. После смерти Лугала ему наследовал его старший сын. [57] [58] К самым ранним правителям с титулом «лугал» относятся Энмебарагеси и Месилим из Киша и Мескаламдуга, Месаннепада и несколько преемников Месаннепады в Уре.
« Энси » (шумерский: 𒑐𒋼𒋛, что означает «Повелитель пашни») [59] был титулом, связанным с правителем или князем города. Люди понимали, что энси был прямым представителем божества-покровителя города. [60] Первоначально термин «энси», возможно, был конкретно связан с правителями Лагаша и Уммы . [61] Однако в Лагеше «лугал» иногда относится к божеству-покровителю города « Нингирсу ». В более поздние периоды титул «энси» предполагал подчинение «лугалу».
« ЭН » (шумерский: 𒂗; шумерская клинопись означает « господин » или « жрец ») относилось к первосвященнику или жрице божества-покровителя города. [62] Возможно, это также было частью титула правителя Урука. «Энси», «ЭН» и «Лугал», возможно, были местными терминами для правителя Лагаша, Урука и Ура соответственно.
Храмы
[ редактировать ]В центрах Эриду и Урука , двух самых ранних городов, были построены большие храмовые комплексы, построенные из сырцового кирпича. Созданные как небольшие святыни в самых ранних поселениях, к ЭД храмы стали самыми внушительными сооружениями в своих городах, каждое из которых посвящено своему божеству.
В каждом городе было хотя бы одно главное божество. были разделены каналами и пограничными камнями . Шумер был разделен примерно на тринадцать независимых городов, которые во время ЭД [ нужна ссылка ]
Население
[ редактировать ]По оценкам, на пике своего развития Урук, один из крупнейших городов Шумера, имел население от 50 000 до 80 000 человек. [64] Учитывая другие города Шумера и его большое сельскохозяйственное население, приблизительная оценка населения Шумера могла составлять где-то от 800 000 до 1 500 000 человек. По оценкам, численность человечества в то время составляла около 27 000 000 человек.
Закон
[ редактировать ]Кодекс Урукагины
[ редактировать ]Энси Урукагина из города-государства Лагаш наиболее известен своими реформами по борьбе с коррупцией, а Кодекс Урукагина иногда называют самым ранним известным примером юридического кодекса в зарегистрированной истории . Кодекс Урукагины также широко приветствовался как первый зарегистрированный пример правительственной реформы, поскольку он был направлен на достижение более высокого уровня свободы и равенства . [65] Хотя настоящий текст Кодекса Урукагины еще не обнаружен, о многом его содержании можно судить по другим найденным ссылкам на него. В Кодексе Урукагины Урукагина освободила вдов и сирот от налогов, обязала город оплачивать расходы на похороны (включая ритуальные возлияния с едой и питьем для путешествия мертвых в нижний мир) и постановила, что богатые должны использовать серебро. при покупке у бедных. Если бедняк не хотел продавать, влиятельный человек (богач или священник) не мог заставить его это сделать. [66] Кодекс Урукагины ограничивал власть как духовенства , так и крупных владельцев собственности и устанавливал меры против ростовщичества, обременительного контроля, голода, воровства, убийств и захвата народного имущества и людей - как утверждал Урукагина: «Вдова и сирота не были больше во власти сильного человека».
Несмотря на эти попытки обуздать эксцессы элитного класса, элитные или королевские женщины, возможно, имели даже большее влияние и престиж во время правления Урукагины, чем раньше. Урукагина значительно расширила королевский «Женский дом» примерно с 50 человек до примерно 1500 человек и переименовала его в «Дом богини Бау». Он передал ему в собственность обширные земли, конфискованные у бывшего жречества, и передал их под надзор жены Урукагины Шаши, или Шагшаг. [67] В течение второго года правления Урукагины его жена председательствовала на пышных похоронах королевы его предшественницы Баранамтарры , которая сама по себе была важной личностью.
Помимо таких изменений, два других сохранившихся указа Урукагины, впервые опубликованные и переведенные Сэмюэлем Крамером в 1964 году, вызвали споры в последние десятилетия:
- Урукагина, похоже, отменил прежний обычай полиандрии в своей стране под страхом того, что женщину, выбравшую нескольких мужей, побьют камнями, на которых будет написано ее преступление. [68]
- Статут, в котором говорилось: «Если женщина скажет мужчине [текст неразборчиво...], ей заткнут рот обожженными кирпичами».
Никаких аналогичных законов Урукагины, предусматривающих наказание за супружескую измену со стороны мужчин, не сохранилось. Обнаружение этих фрагментов побудило некоторых современных критиков утверждать, что они представляют собой «первые письменные свидетельства деградации женщин». [69]
Документ реформы
[ редактировать ]Следующие выдержки взяты из «Документа реформы»:
- «От приграничной территории Нингирсу до моря никто не может служить офицерами».
- «Для того, чтобы труп доставили в могилу, его пива должно быть 3 кувшина, а хлеба — 80 буханок. 1 постель и 1 свинцовую козу должен забрать гробовщик, а 3 бана ячменя должен забрать человек (люди)».
- «Когда к тростникам Энки будет приведен человек, то пива у него будет 4 кувшина, а хлеба — 420 буханок. 1 бариг ячменя должен забрать гробовщик, а 3 бана ячменя должны люди... забрать 1 женскую повязку и 1 силу царственного благоухания должна забрать жрица эреш-дингир, 420 хлебов севших — хлебная обязанность, 40 хлебов горячих — для еды, и 10 хлебов горячих — хлеб. 5 хлебов — для ополченцев, 2 глиняных сосуда и 1 садуг с пивом — для плакальщиков Гирсу, 490 хлебов — для 2 грязевых сосудов и 1 садуг с пивом. 406 хлебов Лагаша, 2 глиняных сосуда и 1 садугский сосуд с пивом — для остальных плакальщиков, 250 хлебов и 1 глиняный сосуд с пивом — для старых плачущих женщин, 180 хлебов и один глиняный. сосуд с пивом для жителей Нигина».
- «Слепой, который стоит..., у него хлеб для еды — 1 каравай, 5 хлебов — его в полночь, 1 каравай — его хлеб в полдень, и 6 хлебов — его хлеб вечером».
- «60 буханок хлеба, 1 глиняный сосуд с пивом и 3 бана ячменя предназначены для человека, который будет выступать в роли сагбурского жреца».
Торговля
[ редактировать ]Импорт в Ур поступал с Ближнего Востока и Старого Света . такие товары, как обсидиан из Турции, лазурит из Бадахшана в Афганистане , бусы из Бахрейна и печати с надписью в долине Инда из Индии В Уре были найдены . Металлы были импортированы. Шумерские каменщики и ювелиры использовали золото , серебро , лазурит , [70] хлорит , слоновая кость , железо и сердолик . Смола из Мозамбика была найдена в гробнице королевы Пуаби в Уре.
Культурные и торговые связи Ура отражают археологические находки привозных предметов. В период ЭД III были найдены предметы из географически удаленных мест. В их число входили золото, серебро, лазурит и сердолик. Подобные предметы не были найдены в Месопотамии.
Золотые изделия располагались в могилах на Царском кладбище Ура, в царских сокровищницах и храмах, что указывало на престижные и религиозные функции. Обнаруженные золотые предметы включали личные украшения, оружие, инструменты, цилиндрические печати из листового металла , рифленые чаши, кубки, имитацию раковин моллюсков и скульптуры.
Серебро было обнаружено в таких предметах, как пояса, сосуды, украшения для волос, булавки, оружие, раковины моллюсков и скульптуры. Существует очень мало литературных упоминаний или физических указаний на источники серебра.
Лазурит был обнаружен в таких предметах, как ювелирные изделия, бляшки, игровые доски, лиры, сосуды для страусиных яиц, а также в частях более крупной скульптуры, известной как «Баран в чаще» . Некоторые из более крупных предметов включали чашу с носиком, рукоять кинжала и точильный камень. Это указывает на высокий статус.
из хлоритового Часто встречаются артефакты камня из ЭД. они включают дисковые бусы, украшения и каменные вазы. Вазы редко превышают 25 см в высоту. Они часто имеют человеческие и животные мотивы и инкрустацию полудрагоценными камнями. Возможно, они везли с собой драгоценные масла.
Культура
[ редактировать ]Скульптура
[ редактировать ]Раннединастические каменные скульптуры в основном были обнаружены в раскопанных храмах. Их можно разделить на две группы: объемные молитвенные статуи и перфорированные барельефы . Так называемый клад Телль-Асмар — известный образец раннединастической скульптуры. Он был обнаружен в храме и состоит из стоящих фигур со сложенными в молитве руками или держащими кубок для ритуала возлияния . Другие статуи изображают сидящих фигур также в религиозных позах. Мужские фигуры носят простое платье или платье с бахромой — каунаке . [33] [8] Статуи обычно представляют знатных людей или правителей. Они служили бывшими голосами и размещались в храмах, чтобы молиться за транжирящего. Шумерский стиль явно повлиял на соседние регионы, поскольку подобные статуи были обнаружены в местах Верхней Месопотамии, включая Ассур, Телль-Чуэра и Мари. Однако некоторые статуи проявляли большую оригинальность и имели меньше общих стилистических характеристик с шумерской скульптурой. [41] [8] [33]
- Статуя мужской фигуры, найденная в Телль-Асмаре.
- Статуя женской фигуры, найденная в Хафадже.
- Статуя коленопреклоненной мужской фигуры с вазой, найденная в Телль-Аграбе.
- Статуя Эбих-Иля , найденная в Мари (ED IIIb)
- Каменная статуя Курлиля, III ранняя династия, 2500 г. до н. э. Телль аль-Убайд .
Еще одной визитной карточкой раннединастической скульптуры являются барельефы, созданные из перфорированных каменных плит. Они также служили вотивной цели, но их точная функция неизвестна. [41] [8] Примеры включают вотивный рельеф короля Ур-Нанше из Лагаша и его семьи, найденный в Гирсу, а также рельеф Дуду, священника из Нингирсу . На последнем были изображены мифологические существа, такие как львиноголовый орел. [33] Стела Стервятников , созданная Эаннатумом из Лагаша, примечательна тем, что на ней представлены разные сцены, которые вместе рассказывают повествование о победе Лагаша над его соперницей Уммой. [72] Подобные рельефы были найдены в Нижней Месопотамии и регионе Дияла, но не в Верхней Месопотамии или Сирии.
- Барельеф сцены банкета и катания на лодке, 3000-2334 гг. до н.э., Киш (Шумер) . [73]
- Барельеф сцены банкета, найденный в Телль-Аграбе.
- Сцена банкета, Хафаджа , 2650-2550 гг. до н.э.
Металлообработка и ювелирное дело
[ редактировать ]Шумерская металлургия и ювелирное дело были высоко развиты. [8] [41] Это тем более примечательно для региона, куда металлы приходилось импортировать. Известные металлы включали золото, серебро, медь, бронзу, свинец, электрум и олово. Использование бинарных, третичных и четвертичных сплавов существовало уже в период Урука. Шумеры использовали бронзу , хотя из-за нехватки олова вместо них они использовали мышьяк . Методы металлообработки включали литье по выплавляемым моделям , гальваническое покрытие , филигрань и грануляцию .
Из храмов и могил были раскопаны многочисленные металлические предметы, в том числе посуда, оружие, украшения, статуэтки, гвозди в фундамент и различные другие предметы культа. Самые замечательные золотые предметы происходят с Королевского кладбища в Уре , включая музыкальные инструменты и полный инвентарь . гробницы Пуаби Металлические вазы также были раскопаны в других местах Нижней Месопотамии, в том числе вазе Энтемены в Лагаше. [33]
- Статуя быка (ЭД III)
- Подставка для сосуда в форме козерога. Сплав на медной основе с вставками из перламутра и лазурита , созданный методом выплавляемого воска (ЭД III)
- Реконструированный головной убор Пуаби , найденный на Королевском кладбище в Уре (ED III)
- Золотые предметы с Королевского кладбища в Уре
Уплотнения цилиндра
[ редактировать ]Цилиндрические печати использовались для удостоверения подлинности документов, таких как продажи, и для контроля доступа путем запечатывания куска глины на дверях складских помещений. Использование цилиндрических печатей значительно возросло в период ED, что предполагает расширение и усложнение административной деятельности.
В предшествующий период Урука на цилиндрических печатях было выгравировано множество сцен. Это разнообразие исчезло в начале третьего тысячелетия, и его заменил почти исключительное внимание к мифологическим и культурным сценам Нижней Месопотамии и региона Дияла. [8] [33] В период ED I дизайн печатей включал геометрические мотивы и стилизованные пиктограммы. В дальнейшем доминирующей темой стали боевые сцены между реальными и мифологическими животными, а также сцены борьбы героев с животными. Их точное значение неясно. К распространенным мифологическим существам относятся антропоморфные быки и люди-скорпионы. Настоящие существа включают львов и орлов. Некоторые антропоморфные существа, вероятно, являются божествами, поскольку носят рогатую тиару, которая была символом божественности .
Сцены на культовые темы, в том числе сцены банкетов, стали обычным явлением во время ED II. Другой распространенной темой ED III была так называемая лодка-бог, но ее значение неясно. В период ED III началась регистрация права собственности на печати. Развитие глиптики в Верхней Месопотамии и Сирии находилось под сильным влиянием шумерского искусства. [8]
Инкрустации
[ редактировать ]Примеры инкрустации были найдены на нескольких объектах и использовались такие материалы, как перламутр (перламутр), белый и цветной известняк , лазурит и мрамор . Битум использовался для крепления инкрустации в деревянных рамах, но они не сохранились в археологических записях. [33] [41] На инкрустациях обычно изображались мифологические или исторические сцены. Подобно барельефам , эти панели позволяют реконструировать ранние формы повествовательного искусства. Однако в последующие периоды от этого вида работ, похоже, отказались.
Лучше всего сохранившимся инкрустированным предметом является Штандарт Ура , найденный в одной из царских гробниц этого города . С двух сторон он представляет две основные сцены: битву и банкет, который, вероятно, следует за военной победой. [33] [41] «Молочный фриз», найденный в Телль-эль-Убайде, символизирует, как следует из названия, молочную деятельность (доение коров, коровники, приготовление молочных продуктов). Это наш источник самой большой информации об этой практике в древней Месопотамии. [74]
Подобные мозаичные элементы были обнаружены в Мари, где идентифицирована мастерская гравера по перламутру, и в Эбле, где были найдены фрагменты мрамора с трехметровой панели, украшавшей комнату царского дворца. [41] Сцены на двух сайтах имеют большое сходство по стилю и тематике. В марийском языке сцены бывают военные (парад пленных) или религиозные (жертвоприношение барана). В Эбле показывают военный триумф и мифологических животных.
Музыка
[ редактировать ]Лиры Ура (или Арфы Ура) считаются старейшими сохранившимися струнными инструментами в мире . В 1929 году археологи под руководством Леонарда Вулли обнаружили эти инструменты при раскопках Королевского кладбища Ура между 1922 и 1934 годами. Они обнаружили части трех лир и одной арфы в Уре , расположенном на территории древней Месопотамии , а сейчас это Ирак . [75] [76] Им более 4500 лет. [77] из древней Месопотамии во время ED III. [78] Украшения на лирах являются прекрасными образцами придворного искусства Месопотамии того периода. [79]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. 2003. с. 79. ИСБН 978-1-58839-043-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Прусс, Александр (2004). Лебо, Марк; Соваж, Мартин (ред.). Атлас доклассической Верхней Месопотамии . Субарту. Том. 13. ISBN 2503991203 .
- ^ Jump up to: а б с д Эванс, Джин М. (2007). «Квадратный храм в Телль-Асмаре и строительство раннединастической Месопотамии, около 2900–2350 гг. До н.э.». Американский журнал археологии . 111 (4): 599–632. дои : 10.3764/aja.111.4.599 . JSTOR 40025265 . S2CID 161832908 .
- ^ Поллок, Сьюзен (1999), Древняя Месопотамия. Эдем, которого никогда не было , Тематические исследования ранних обществ, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 9780521575683
- ^ Постгейт, Дж. Н. (1992), Ранняя Месопотамия. Общество и экономика на заре истории , Лондон: Routledge, ISBN 9780415110327
- ^ Jump up to: а б с ван де Мироп, М. (2007), История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–323 до н. э. , Молден: Блэквелл, ISBN 978-0631225522
- ^ «Банка Хафаджи» . Британский музей .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Юот, Жан-Луи (2004), Археология народов Ближнего Востока. От деревенских народов к городам-государствам (10-3 тысячелетия до н. э.) , Париж: Errances, ISBN. 978-2-87772-268-1
- ^ Франческо Дель Браво, «Алая керамика»: истоки, хронология и развитие , в М. Лебо - П. де Мирошеджи (ред.), ARCANE Interregional Vol. I: Керамика (ARCANE Interregional I), Тюрнхаут (Бреполь), 2014: 131–147.
- ^ Лормье, М. (2008), Сравнительная стратиграфия 3-го тысячелетия в стране Шумера. Тематические исследования Киша, Ниппура и городов долины Дияла , UVSQ
- ^ Ниссен, Х. (1993). «Модели расселения и материальная культура в период Аккада: преемственность и преемственность». Ин Ливерани, М. (ред.). Аккад, первая Мировая Империя: Структура, идеология, традиции . Падуя. стр. 91–106. OCLC 718254288 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гибсон, Макгуайр; МакМахон, А. (1995), «Исследование раннего династически-аккадского перехода: отчет о 18-м и 19-м сезонах раскопок в районе WF, Ниппур», Ирак , 57 : 1–39, doi : 10.2307/4200399 , JSTOR 4200399
- ^ Мэтьюз, Д. (1997), «Ранний династически-аккадский переход, часть I: Когда начался аккадский период?», Ирак , 59 : 1–7, doi : 10.2307/4200433 , JSTOR 4200433
- ^ Гибсон, Макгуайр; МакМахон, А. (1995), «Ранний династически-аккадский переход, часть II: ответ авторов», Ирак , 59 : 9–14, doi : 10.2307/4200434 , JSTOR 4200434
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фрейн, Дуглас (2008). Царские надписи Месопотамии. Ранние периоды, т. 1, Пресаргонический период (2700–2350 гг. до н.э.) . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 9780802035868 .
- ^ Мэтьюз, Роджер (1993), Города, печати и письменность. Отпечатки архаических печатей от Джемдета Насра и Ура , Берлин, ISBN 978-3-7861-1686-8
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стейнкеллер, П. (2002), «Архаические городские печати и вопрос раннего вавилонского единства», в Абуше, Т. (ред.), Богатства, спрятанные в тайных местах. Древние ближневосточные исследования памяти Торкильда Якобсена , озеро Вайнона, стр. 249–257, ISBN 978-1-57506-061-3
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Помпонио, Ф.; Висикато, Г. (1994), Раннединастические административные таблички Шуруппака , Неаполь, OCLC 751015763
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д Брэнд, Жак; Кенель, Мишель (1999–2002), «Шумер», Дополнение к Библейскому словарю , 72–73: 77–359.
- ^ Купер, Дж. (2003), «Международное право в третьем тысячелетии», в Уэстбруке, Р. (редактор), «История древнего ближневосточного права» , Бостон, стр. 241–251, ISBN. 9789004129955
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Маркези, Г. (2011), «Товары от королевы Тильмуна», Барьямович, Г.; Даль, Дж.Л.; Кох, США; Зоммерфельд, В.; Гудник-Вестенхольц, Дж. (ред.), Аккаде - король: сборник статей друзей и коллег, подаренных Оге Вестенхольцу по случаю его 70-летия 15 мая 2009 г. , Стамбул: NINO, стр. 189–199, ISBN. 978-90-6258-329-4
- ^ Жоаннес, Ф.; Лафон Б. (2001), «Архаические шумеры (цари)», в Жоаннесе Ф. (ред.), Словарь месопотамской цивилизации , Париж, стр. 801–803, ISBN 978-2702866573
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Михаловски, П. (2003), «Человек по имени Энмебарагеси», Саллабергер, В.; Волк, К.; Зголль, А. (ред.), Литература, политика и право в Месопотамии, Festschrift Клауса Вильке , Висбаден: Харрасовиц, стр. 195–208, ISBN 978-3-447-04659-6
- ^ Купер, Дж. (1983), Пограничный конфликт Лагаш-Умма , Малибу: Ундена, ISBN 9780890030592
- ^ Арчи, А.; Бига, М.Г. (2003), «Победа над Мари и падение Эблы», Журнал клинописных исследований , 55 : 1–44, doi : 10.2307/3515951 , JSTOR 3515951 , S2CID 164002885
- ^ Чарпин, Д. (2008), «Скажи Харири/Мари: Тексты», Дополнение к Библейскому словарю , 77–78: 223–224.
- ^ Бига, М.Г. (1995), «Я дипломатические переговоры в период Протосириано», в Маттиае, П.; Пиннок, Ф.; Скандоне-Маттиа, Г. (ред.), Эбла, Alle origini della Civiltà Urbana , Милан, стр. 140–147
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Джарус, Оуэн (март 2020 г.). «Древнее культовое место бога-воина обнаружено в Ираке» . www.livscience.com . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ «Стела Ушумгала» . www.metmuseum.org .
- ^ Jump up to: а б Гелб, И. (1981), «Эбла и цивилизация Киш», в Каньи, Л. (ред.), Язык Эблы , Неаполь, стр. 9–72, OCLC 8567807
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Гелб, И. (1992), «Мари и цивилизация Киш», в книге Янга, Г.Д. (редактор), Мари в ретроспективе , озеро Вайнона, стр. 121–202, OCLC 24626515
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Стейнкеллер, П. (1993), «Раннее политическое развитие в Месопотамии и истоки Саргонической империи», в Ливерани, М. (ред.), Аккад, первая мировая империя: структура, идеология, традиции , Падуя, стр. 107–129, OCLC 718254288
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бенуа, Аньес (2003), Искусство и археология: цивилизации древнего Ближнего Востока , Manuels de l'école du Louvre, Париж: RMN, OCLC 53096453
- ^ Маккормик Адамс, Роберт (1981), Сердце городов: исследования древних поселений и землепользования в центральной пойме Евфрата (PDF) , Чикаго: Издательство Чикагского университета
- ^ Ур, Дж. (2012), «Южная Месопотамия», в Поттсе, Д.Т. (редактор), «Спутник археологии Древнего Ближнего Востока » , Молден: Уайли-Блэквелл, стр. 540–544, ISBN. 978-1-4051-8988-0
- ^ Jump up to: а б Форест, Жан-Даниэль (1996), Месопотамия. Возникновение государства, 7-3 тысячелетия , Париж: Париж-Средиземноморье, ISBN 2842720075
- ^ Соваж, М. (2001), «Дияла», в Жоаннес, Ф. (ред.), Словарь месопотамской цивилизации , Париж, стр. 242–244, ISBN 978-2702866573
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Вайс, Х.; Рова, Э. (2003), Истоки цивилизации Северной Месопотамии: хронология Ниневии 5, экономика, общество , Тёрнхаут: Бреполс, ISBN 978-2-503-99119-1
- ^ Мэтни, Т. (2012), «Северная Месопотамия», в Поттсе, Д.Т. (редактор), «Спутник археологии Древнего Ближнего Востока » , Молден: Уайли-Блэквелл, стр. 562–564, ISBN. 978-1-4051-8988-0
- ^ Генц, Х. (2012), «Северный Левант», в Поттсе, DT (редактор), « Спутник археологии древнего Ближнего Востока» , Малден: Wiley-Blackwell, стр. 613–621, ISBN 978-1-4051-8988-0
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Аруз, Джоан (2003), Искусство первых городов. Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда , Нью-Хейвен: Метрополитен-музей Нью-Йорка.
- ^ Маргерон, Ж.-К. (2008), «Телл Харири/Мари: Археология», Дополнение к Библейскому словарю , 77–78: 35–48.
- ^ Маттиас, П. (1996), Aux origines de la Syrie, Ebla Retrouvée , Париж, стр. 48–99
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Поттс, Д.Т. (1999). Археология Элама . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56496-4 .
- ^ Маджидзаде, Ю.; Питтман, Х. (2008 г.), «Раскопки в Конар-Сандале в районе Джирофта в бассейне Халил: первый предварительный отчет (2007–2008 гг.)», Иран , 46 : 69–103, doi : 10.1080/05786967.2008.11864738 , JSTOR 25651436 , S2CID 194883051
- ^ Амиет, П. (1986), Эпоха межиранских обменов, 3500–1700 гг. до н.э. Ж.-К. , Париж, с. 121–139
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Торнтон, CP (2012), «Иран», в Potts, DT (редактор), «Спутник археологии Древнего Ближнего Востока» , Молден: Wiley-Blackwell, стр. 596–606, ISBN 978-1-4051-8988-0
- ^ Jump up to: а б Примечание Британского музея: «Золотые и сердоликовые бусины. Две бусины с выгравированными белыми узорами, вероятно, были импортированы из долины Инда. Они были изготовлены по технологии, разработанной хараппской цивилизацией». Фотография рассматриваемого ожерелья.
- ^ Jump up to: а б Объявление Британского музея « Погребальный инвентарь из Ура »
- ^ Макинтош, Джейн (2008). Древняя долина Инда: новые перспективы . АВС-КЛИО. стр. 182–190. ISBN 9781576079072 .
- ^ Jump up to: а б с Дьяконов, ИМ (2013). Ранняя античность . Издательство Чикагского университета. стр. 78–79. ISBN 9780226144672 .
- ^ Ван Де Миеруп, Марк (2004). История Древнего Ближнего Востока . Блэквелл. п. 41. ИСБН 0-631-22552-8 .
- ^ Якобсен, 1943, стр. 159–172
- ^ Исахан, Б. (2007). Использование «примитивной демократии» — ближневосточных корней коллективного управления. Политика Ближнего Востока, 14 (3), 97–117.
- ^ Бэйлки, 1967, стр. 1211–1236.
- ^ Робинсон, 1997, с. 20
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц, Оге (2002), Хансен, Моргенс Герман (редактор), « Шумерский город-государство». Сравнительное исследование шести культур городов-государств: исследование, проведенное Копенгагенским Полис-центром», Historisk-filosofiske Skrifter (27 ), Копенгаген: CA Reitzels Forlag, 23–42.: 34–35.
- ^ Пламен Русев, Месалим, Лугал на Киш: Политическая история на ранен Шумер (XXVIII-XXVI В. Пр. НЭ), Фабер, 2001 (на болгарском языке) Месалим, Лугал из Киша. Политическая история раннего Шумера (XXVIII–XXVI вв. до н.э.).
- ^ Джон Аллан Хэллоран: Шумерский лексикон. Logogram Publishing, Лос-Анджелес (Калифорния), 2006 г.
- ^ Саггс, HWF 1988, Величие, которое было Вавилоном (исправленное издание)
- ^ Хорст Кленгель (ред.): Культурная история древнего Ближнего Востока . Академия Верлаг, Берлин, 1989.
- ^ Саггс, HWF 1988, Величие, которое было Вавилоном (исправленное издание)
- ^ «Официальный сайт Лувра» . cartelen.louvre.fr .
- ^ Харманса, Омюр, Археология Месопотамии: церемониальные центры, урбанизация и формирование государства в Южной Месопотамии, 2007, стр.699
- ^ «Социальная реформа в Месопотамии», Бенджамин Р. Фостер, в книге «Социальная справедливость в древнем мире» , ред. К. Ирани и М. Сильвер, 1995, с. 169.
- ^ «Реформы Урукагины» . History-world.org. Архивировано из оригинала 9 августа 2011 года . Проверено 17 февраля 2009 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Кэтрин И. Райт, Археология и женщины , 2007, стр.206.
- ^ Полномочия с. 40 Уолтера Винка, 1992 г.
- ^ Мэрилин Френч, От кануна до рассвета: История женщин , 2008, стр.100.
- ^ Дипломатия по дизайну: Роскошное искусство и «международный стиль» на древнем Ближнем Востоке, 1400–1200 до н. э., Мэриан Х. Фельдман, University of Chicago Press, 2006, стр. 120–121.
- ^ Гэвин (11 апреля 2020 г.). «Древнее культовое место бога-воина обнаружено в Ираке» . Самые интересные вещи . Проверено 1 сентября 2020 г.
- ^ Винтер И. (1985), «После окончания битвы: «Стела стервятников» и начало исторического повествования на древнем Ближнем Востоке», у Кесслера, Х.; Симпсон, MS (ред.), Иллюстрированное повествование от древности до средневековья , Вашингтон, стр. 11–32, OCLC 159848552 .
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ричард Дж. Дамбрил. Археомузыкология Древнего Ближнего Востока . п. 188.
- ^ Гуэн, доктор философии (1993), «Крупный рогатый скот и молочные продукты в южной Месопотамии в 3-м тысячелетии. Некоторые комментарии к «молочному фризу» Эль-Обейда», Ирак , 55 : 135–145, doi : 10.2307/4200372 , JSTOR 4200372 , S2CID 163758744
- ^ «Древняя иракская арфа, воспроизведенная ливерпульскими инженерами» . Университет Ливерпуля . 28 июля 2005 г. Проверено 23 ноября 2009 г.
Команда инженеров Ливерпульского университета помогла воспроизвести древнюю иракскую арфу — Лиру Ура.
- ↑ Золотая лира Ура. Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine , Билл Тейлор.
- ^ Лира королевы - Из Ура, южный Ирак, около 2600-2400 гг. до н.э. , Британский музей.
- ^ «Лира с головой бородатого быка и инкрустацией» . С Арт Филадельфией . Проверено 26 сентября 2015 г.
- ^ Аруз, Дж. и Валленфельс (2003). Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Нью-Йорк: Метрополитен-музей.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аскалоне, Энрико. 2007. Месопотамия: ассирийцы, шумеры, вавилоняне (Словари цивилизаций; 1) . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-25266-7 (мягкая обложка).
- Боттеро, Жан, Андре Фине, Бертран Лафон и Жорж Ру. 2001. Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса.
- Кроуфорд, Харриет EW 2004. Шумер и шумеры . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Фрейн, Дуглас. 2008. Досаргонический период: ранние периоды, том 1 (2700–2350 до н. э.) , University of Toronto Press.
- Лейк, Гвендолин. 2002. Месопотамия: изобретение города . Лондон и Нью-Йорк: Пингвин.
- Ллойд, Сетон. 1978. Археология Месопотамии: от древнего каменного века до персидского завоевания . Лондон: Темза и Гудзон.
- Немет-Нежат, Карен Рея. 1998. Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Лондон и Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- Крамер, Сэмюэл Ной (1963). Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-45238-7 .
- Крамер, Сэмюэл Ной . Шумерская мифология: исследование духовных и литературных достижений третьего тысячелетия до нашей эры .
- Ру, Жорж. 1992. Древний Ирак , 560 страниц. Лондон: Пингвин (более ранние издания могут иметь разную нумерацию страниц: 1966 г., 480 страниц, Пеликан; 1964 г., 431 страница, Лондон: Аллен и Урвин).
- Шомп, Вирджиния. Древняя Месопотамия: шумеры, вавилоняне и ассирийцы .
- Шумер: Города Эдема (Потерянные цивилизации времени) . Александрия, Вирджиния: Time-Life Books , 1993 (твердый переплет, ISBN 0-8094-9887-1 ).
- Венцель, Мацей Матеуш (2017). «Радиоуглеродное датирование Раннединастической Месопотамии: результаты, ограничения и перспективы» . Радиоуглерод . 59 (2): 635–645. дои : 10.1017/RDC.2016.60 . ISSN 0033-8222 . S2CID 133337438 .
- Вулли, К. Леонард . 1929. Шумеры . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Язык
- Страница шумерского языка , возможно, самый старый шумерский веб-сайт в сети (он был основан в 1996 году), содержит скомпилированный словарь, подробные часто задаваемые вопросы, обширные ссылки и так далее.
- ETCSL: Корпус электронных текстов шумерской литературы содержит полные переводы более 400 шумерских литературных текстов.
- PSD: Пенсильванский шумерский словарь , который все еще находится на начальной стадии, доступен для поиска в Интернете с августа 2004 года.
- CDLI: Инициатива по цифровой библиотеке клинописи - большой корпус шумерских текстов в транслитерации, в основном из периодов ранней династии и Ура III, доступный с изображениями.