Jump to content

Филия

(Перенаправлено с Филео )
Фрагмент картины «Фидий, показывающий фриз Парфенона своим друзьям» Лоуренса Альма-Тадемы (1868 г.)

Филия ( / ˈ f ɪ l i ə / ; от древнегреческого φιλία (philía) ) — одно из четырёх древнегреческих слов, обозначающих любовь : philia , сторге , агапе и эрос . В » Аристотеля « Никомаховой этике philia обычно переводится как « дружба » или привязанность . [ 1 ] Полная противоположность называется фобией .

Взгляд Аристотеля

[ редактировать ]

Как указывает Джерард Хьюз, в книгах VIII и IX своей «Никомаховой этики» Аристотель приводит примеры филии, в том числе:

молодые любовники (1156b2), друзья на всю жизнь (1156b12), города друг с другом (1157a26), политические или деловые контакты (1158a28), родители и дети (1158b20), попутчики и однополчане (1159b28), члены одной и той же группы религиозное общество (1160а19) или того же племени (1161б14), сапожник и человек, который покупает у него. (1163б35) [ 2 ]

Все эти различные отношения предполагают хорошие отношения с кем-то, хотя Аристотель иногда подразумевает, что требуется нечто большее, похожее на настоящую симпатию. Когда он говорит о характере или расположении, которые находятся между угодливостью или лестью, с одной стороны, и угрюмостью или сварливостью, с другой, он говорит, что это состояние:

не имеет имени, но кажется более всего похожим на [philia]; ибо характер человека в промежуточном состоянии — это именно то, что мы имеем в виду, когда говорим о приличном друге, за исключением того, что друг также любит нас. (1126б21)

Этот отрывок также указывает на то, что, хотя и в широком смысле, понятие филии должно быть взаимным и, таким образом, исключает отношения с неодушевленными объектами, хотя филия с животными, такими как домашние животные, допускается (см. 1155b27–31), хотя и рассматривает ее существование в образ неодушевленных предметов также мог «неодушевленно любить».

В своей «Риторике» Аристотель определяет деятельность, связанную с филией (τὸ φιλεῖν), как:

желать для кого-либо того, что считаешь хорошим, ради него, а не для себя, и быть склонным, насколько возможно, делать для него такие вещи. (1380b36–1381a2)

Джон М. Купер утверждает, что это указывает на:

что центральная идея φιλíα — это поступать хорошо кому-то ради него самого, из заботы о нем (а не или не просто из заботы о себе). [... Таким образом] различные формы φιλíα [перечисленные выше] можно рассматривать просто как разные контексты и обстоятельства, в которых может возникнуть такого рода взаимное благополучие. [ 3 ]

Аристотель считает, что филия необходима как средство для достижения счастья («никто не предпочел бы жить без друзей, даже если бы у него были все остальные блага» [1155a5–6]), а также как благородная или прекрасная (καλόν) сама по себе.

Аристотель делит дружбу на три типа в зависимости от мотива ее возникновения: дружба с пользой, дружба для удовольствия и дружба с благом.

Полезная дружба — это отношения, складывающиеся вообще без учета другого человека. Например, покупка товара может потребовать встречи с другим человеком, но обычно требуются лишь очень поверхностные отношения между покупателем и продавцом. В современном английском языке людей, находящихся в таких отношениях, называли бы даже не друзьями, а знакомыми (если бы они вообще потом помнили друг друга). Единственная причина, по которой эти люди общаются, — это покупка или продажа вещей, что неплохо, но как только эта мотивация исчезает, исчезают и отношения между двумя людьми, если не будет найдена другая мотивация. Жалобы и ссоры обычно возникают только в этом типе дружбы.

На следующем уровне дружеские отношения основаны на чистом удовольствии от компании других людей. Такие дружеские отношения могут возникнуть у людей, которые вместе пьют или имеют общее хобби . Однако эти друзья также могут расстаться — в этом случае, если им больше не нравится совместная деятельность или они больше не могут участвовать в ней вместе.

Хорошая дружба — это такая дружба, в которой оба друга наслаждаются характерами друг друга. Пока оба друга сохраняют схожие характеры, отношения будут продолжаться, поскольку их мотивом является забота о друге. Это высший уровень philia, и на современном английском языке его можно назвать настоящей дружбой.

Теперь плохие люди, как и хорошие, могут дружить друг с другом ради удовольствия или пользы, порядочные люди могут дружить с низкими людьми, а тот, у кого нет ни одного характера, может быть другом кому-то с любым характером. Однако ясно, что только хорошие люди могут быть друзьями друг другу из-за самого другого человека; ибо плохие люди не находят удовольствия друг в друге, если не получают никакой пользы. (1157а18–21)

Не все узы philia предполагают взаимность, отмечает Аристотель. Некоторые примеры этого могут включать любовь отца к сыну, старшего к младшему или правителя к подданному. Однако в целом узы филии взаимны и даже симметричны. [ 4 ]

Если филия — это тип любви, Томас Джей Оорд утверждал, что ее необходимо определить так, чтобы не противоречить любви. Оорд определяет филию как намеренную реакцию, направленную на повышение благополучия при сотрудничестве или дружбе с другими людьми. И его филия – это не только это значение. Филия также дает людям настоящую дружбу. [ 5 ]

Самодостаточность

[ редактировать ]

Аристотель признает, что существует очевидный конфликт между тем, что он говорит о philia, и тем, что он говорит в других местах (и что широко распространено в то время) о самодостаточной природе полноценной жизни:

Говорят, что блаженно счастливые и самодостаточные люди не нуждаются в друзьях. Ибо они уже имеют [все] блага и, следовательно, будучи самодостаточными, не нуждаются ни в чем добавлении. (1169b4–6)

Он предлагает разные ответы. Первый основан на внутренней доброте действий и заботы о других («отличный человек трудится для своих друзей и для своей родины и умрет за них, если должен» [1169а19–20]); таким образом, чтобы быть полностью добродетельным и реализованным человеком, обязательно необходимо иметь других людей, о которых он заботится - без них его жизнь неполна:

жизнь одинокого человека тяжела, так как ему нелегко самому постоянно действовать; но по отношению к другим и в их обществе легче. (1170а6–8)

Второй ответ Аристотеля таков: «Совместная жизнь хороших людей способствует развитию добродетели» (1170а12). Наконец, он утверждает, что друг — это «другой сам», и поэтому удовольствие, которое добродетельный человек получает от своей собственной жизни, можно найти и в жизни другого добродетельного человека. «Тогда каждый, кто хочет быть счастливым, должен иметь отличных друзей» (1170b19).

Альтруизм и эгоизм

[ редактировать ]

По Аристотелю, чтобы ощутить высшую форму philia для другого, надо почувствовать ее для самого себя; в конце концов, объектом филии является «другой я». Одно это, конечно, не обязывает Аристотеля к эгоизму. Мало того, что самолюбие не является несовместимым с любовью к другим, Аристотель старается различать тот вид самолюбия, который осуждается (приписывается «тем, кто отдает себе наибольшую долю денег, почестей и телесных удовольствий. Ибо это блага, желанные и к которым охотно стремятся многие, полагая, что они лучшие» [1168b17–19]) из тех, которыми следует восхищаться (приписываемых тому, кто «всегда стремится выше все совершать справедливые или умеренные поступки или какие-либо иные действия по добродетелям и вообще всегда приобретает себе хорошее [благородное, доброе]» [1168б25–27]). Фактически:

Хороший человек должен быть себялюбивым, поскольку, совершая хорошие поступки, он поможет и себе, и другим. Но порочный человек не должен любить самого себя, так как он, следуя своим низменным чувствам, нанесет вред и себе, и ближним. (1169а12–15)

Однако Аристотель также считает, что, как выразился Хьюз: «[t]единственная в конечном итоге оправданная причина для каких-либо действий состоит в том, что такие действия будут способствовать полноценной жизни». [ 6 ] Таким образом, действия philia могут показаться по существу эгоистическими, совершаемыми, очевидно, для помощи другим, но на самом деле направленными на увеличение счастья действующего лица. Однако это путает характер действия с его мотивацией; хороший человек не совершает действия, чтобы помочь подруге, потому что это принесет ей удовлетворение; она выполняет его, чтобы помочь другу, и, исполняя это, делает счастливыми и свою подругу, и себя. Таким образом, действие хорошо как само по себе, так и с точки зрения влияния, которое оно оказывает на счастье агента. [ 7 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лидделл и Скотт : дружба
  2. ^ Хьюз, с. 168.
  3. ^ Купер, с. 302
  4. ^ Счастье: личность, сообщество, цель Педро Алексис Табенски, опубликовано Ashgate Publishing, Ltd. , 2003 г., ISBN   0-7546-0734-8 , ISBN   978-0-7546-0734-2 , стр. 205
  5. ^ «Введение - Взгляды на любовь и агапе: современные взгляды на любовь». Архивировано 16 декабря 2011 г. в Wayback Machine издательством Ashgate Publishing, Ltd., стр. 9.
  6. ^ Хьюз, стр. 173–174.
  7. ^ См. Хьюз, стр. 175–176. Альтернативную точку зрения см. в Kraut, глава 2.

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Словарное определение филии в Викисловаре
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2bf0d4f8f1730716f2aa13a762f08e17__1710738060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/17/2bf0d4f8f1730716f2aa13a762f08e17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Philia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)