Распределенное лидерство
Распределенное лидерство — это концептуальный и аналитический подход к пониманию того, как происходит работа лидерства среди людей и в контексте сложной организации. Хотя он был разработан и в основном используется в исследованиях в области образования, с тех пор он стал применяться и в других областях, включая бизнес и даже туризм. [1] Вместо того, чтобы сосредотачиваться на характеристиках отдельного лидера или особенностях ситуации, распределенное лидерство выдвигает на первый план то, как актеры выполняют задачи, которые «растянуты» или распределены по всей организации. Имея теоретические основы теории деятельности и распределенного познания , понимание лидерства с точки зрения распределенности означает рассматривать лидерскую деятельность как ситуативный и социальный процесс на пересечении лидеров, последователей и ситуации.
Предыстория и происхождение
[ редактировать ]Распределенное лидерство возникло в начале 2000-х годов на основе социологических, когнитивных, психологических и антропологических теорий, в первую очередь распределенного познания и теории Венгера деятельности, хотя также находилось под влиянием сообществ практиков . Он был задуман как теоретическая и аналитическая основа для изучения школьного лидерства, которая явно сосредоточила бы внимание на том, как лидерство реализуется в школах как деятельность, охватывающая «социальные и ситуационные контексты». [2]
Исследования лидерства вплоть до конца 1990-х годов были сосредоточены на конкретных чертах, функциях и эффектах отдельных лидеров. Большая часть работы, проделанной в области образовательных исследований, была сосредоточена исключительно на принципе и сосредоточена на определении героизма отдельных людей. [3] Были написаны описания того, что делалось, но не того, как, что ограничивало возможность переноса между контекстами. Из этого исследования было неясно, как лидеры отреагировали на сложную среду в школах. Хотя некоторые исследования лидерства по-прежнему фокусируются на роли или функциях назначенного лидера, таких как обучающее лидерство или трансформационное лидерство , также произошел значительный сдвиг в понимании лидерства как совместных усилий более чем одного человека. Последние конструкции рассматривают более широко различные роли, которые обеспечивают формы лидерства в школе, включая лидерство учителя , демократическое лидерство, совместное лидерство или совместное лидерство . Распределенное лидерство опирается на эти мультиагентные подходы для описания того, как действующие лица работают над созданием условий для улучшения преподавания и обучения в школах. Распределенное лидерство — это не деятельность, а процедура. [4]
Ключевые понятия
[ редактировать ]Лидерство определяется как любая «деятельность, связанная с основной работой организации, которая разработана членами организации для влияния на мотивацию, знания, влияние или практики других членов организации». [5] Таким образом, лидером является любой, кто занимается этой деятельностью исходя из задач, а не положения. Как следует из этого определения, внутри организации существует группа людей, на которых влияет эта лидерская деятельность: это последователи . Важно отметить, что роль лидера или последователя динамична, и человек может быть последователем в одной ситуации, но не в другой. Кроме того, последователи не являются пассивными получателями этого влияния, и последователи также могут влиять на лидеров.
Лидер Плюс
[ редактировать ]Аспект «Лидер Плюс» утверждает, что лидерская деятельность в целом распространяется или распределяется между многими людьми. Лидерство часто реализуется с теми, кто не занимает официальных руководящих должностей, поэтому распределенное лидерство исследует действия лидера, а не роли. Конфигурации лидерской деятельности могут включать совместное, коллективное или скоординированное распределение. [6] Совместное распределение – это когда два или более лидера совместно выполняют лидерскую деятельность в одном и том же месте и в одно и то же время. При коллективном распределении выполнение действий лидера разделено, но действия взаимозависимы. Скоординированное распределение существует там, где действия лидера выполняются в определенной последовательности. Лидерская деятельность динамична и ситуативна, поэтому эти три категории не соответствуют конкретным видам деятельности или обязанностям. В этой части схемы на первый план выдвигается лидерская деятельность и все лица, вносящие свой вклад, избегая тенденции сосредотачиваться исключительно на назначенных лидерах.
Упражняться
[ редактировать ]Практика — это продукт взаимодействия лидеров , последователей и ситуации с течением времени. Это ключевое звено в распределенном познании, где мышление и понимание — это процесс, состоящий из взаимодействия с другими людьми, инструментами и рутинами, а не независимо. Исследования с распределенной точки зрения часто используют ориентированный на задачи подход. [7] [8] как способ разбить практику на управляемые единицы анализа. Понимание того, как выполняются задачи и какие из них лидеры и последователи считают важными, открывает путь к практике.
Ситуация
[ редактировать ]Ситуация . включает в себя сложную сеть материальных и социальных аспектов окружающей среды, таких как история, культура, физические особенности окружающей среды и политическая среда, а также более локальные аспекты, такие как сложность задач, организационная структура или стабильность персонала Ключевым моментом здесь является определение и сосредоточение внимания на «аспектах ситуации, которые позволяют и ограничивают практику лидерства, но также отражают то, как они формируют эту практику». [10] В то время как теория непредвиденных обстоятельств описывает ситуацию просто как контекст, в котором действуют люди, [11] Распределенная перспектива рассматривает ситуацию как конститутивную в том смысле, что она одновременно влияет и находится под влиянием действий людей в ней.
Два аспекта ситуации, которые часто выходят на первый план в распределенной перспективе, — это инструменты и процедуры. Инструменты — это объекты, созданные с целью обеспечения выполнения некоторых действий. Пожалуй, наиболее очевидным примером инструмента является молоток. Однако в организациях инструменты могут представлять собой критерии оценки преподавания или контрольный список посещаемости. Это не просто аксессуары или случайные вещи; они одновременно способствуют и ограничивают практику. Инструменты помогают сосредоточить внимание пользователей, но также могут скрыть другие элементы. Регистратор посещаемости может отметить всех присутствующих учащихся и подумать, что задание выполнено, но не заметить учащегося, который присутствует, но не указан в списке. Таким образом, инструмент является составной частью задачи, а не просто аксессуаром. Рутина – это регулярная последовательность или образец действий, которые происходят в организации. Это может совпадать, а может и не совпадать с инструментами. Например, с критерием оценки преподавания связанная с ним процедура может заключаться в том, когда и как преподаватель наблюдает за классом, например: обучающие туры . Инструменты, процедуры и другие аспекты ситуации могут быть разработаны, получены или унаследованы локально. [12]
Важно отметить, что инструменты и процедуры берут на себя часть когнитивной нагрузки, необходимой для выполнения задачи (см. Распределенное познание ). В примере с рубрикой оценки преподавания директору, проводящему наблюдения, будет предложено указать, на что следует обратить внимание, а процедура улучшит последовательность практики наблюдения. Таким образом, проявление лидерства в этой ситуации распределяется между директором, наблюдаемым учителем и рутиной.
Фундаментальные теории
[ редактировать ]Распределенное познание находится на стыке психологии, социологии и когнитивной науки. По сути, это теория, согласно которой знания и мышление, основанные на этих знаниях, распространяются на инструменты, ситуацию, других людей и контекст. Он возник в результате работы антрополога Эдвина Хатчинса в 1990-х годах, когда он изучал навигацию на военном авианосце. [13] Его работа по пониманию естественного познания привела к выводу, что познание социально распределено. Вместо того, чтобы искать структуры знаний внутри человека, его работа показала, что когнитивная деятельность, или знание того, что делать, представляет собой ситуативный процесс, на который влияют другие люди, инструменты и ситуация.
Лидерство часто изучается как нечто, что делается или действует человеком. Подходы к социальному или совместному лидерству часто по-прежнему рассматривают лидерство как действия, совершаемые отдельными людьми, просто совершаемые в сотрудничестве с другими. Взгляд на распределенную перспективу, напротив, опирается на теорию распределенного познания, чтобы понять, что лидерство является возникающим свойством системы. Таким образом, оно находится между теми, кто считает лидерство результатом индивидуальной деятельности, и теми, кто видит в нем результат ситуации.
Теория деятельности — это широкий подход социальных наук к пониманию человеческого поведения, контекстуализированного в конкретной ситуации. Эта ситуативная перспектива расширяет единицу анализа на коллектив, а не на индивидуальность, и изучает отношения между действиями. Хотя этот подход направлен на понимание личности, единицей анализа является более широкая система, в которой участвует этот человек. Энгестром выделяет три поколения теории деятельности и связанных с ними исследователей: первое поколение, модель, ориентированная на человека (субъект-объект-опосредующий артефакт) Льва Выготского (1978); второе поколение, расширение модели за счет включения коллективных действий, Алексей Леонтьев (1981); и третье поколение — к сетевому пониманию систем интерактивной деятельности, предложенному самим Энгестромом (1987). [14] Другой исследователь теории деятельности, Барбара Рогофф, расширяет эту работу двумя способами: во-первых, необходимо выдвигать на первый план личность, не упуская из виду взаимозависимость системы; и, во-вторых, для понимания различных уровней деятельности необходимы три различных уровня разрешения (межличностный, культурный/общественный и институциональный/культурный). [15] Распределенный взгляд на лидерство использует этот сетевой и многоуровневый подход, чтобы создать «контекст действия» и «поддерживать… напряжение между агентностью и распределением». [16]
Кроме того, Спиллейн и Гронн используют теорию деятельности в области исследований лидерства, которая выросла из исследований Минцберга трудовой деятельности, наблюдая за менеджерами посредством структурированных наблюдений, чтобы документировать то, что они на самом деле делают. [17] Несмотря на то, что в то время эта документация была новаторской и захватывающей, в конечном итоге она была сочтена поверхностной, поскольку в ней не проводилось различие между управленческой и неуправленческой работой, все еще оставались без ответа вопросы о том, как осуществляется управление, и она не объясняла эффективность лидерства. .
Понимание лидерства с точки зрения распределенности означает рассмотрение лидерской деятельности как ситуационного и социального процесса, опираясь как на теорию распределенного познания, так и на теорию деятельности.
Использование термина
[ редактировать ]«Распределенное лидерство» вошло в дискурс теории лидерства и организации и явно привлекло различных ученых, политиков, администраторов и практиков, поскольку они использовали его для формулирования, описания и продвижения своей работы. [18] Некоторые используют это как рецепт эффективного лидерства или улучшения школ; другие используют его, чтобы предписать оптимальное руководство или организационную структуру. [19] Наиболее распространенное альтернативное использование - это приравнивание распределенного лидерства к более чем одному назначенному лидеру, такие идеи, как совместное, демократическое или совместное лидерство. Исследования в этом направлении часто рассматривают распределение лидерских ролей. [20] Интерес к этим альтернативным организационным структурам отражает возросшие требования к лидерам в школах и изменения в требованиях к образовательным организациям, и для обозначения этого используется термин «распределенное лидерство». [21] Некоторые обеспокоены тем, что такое совпадение в использовании приведет к размыванию идей или ребрендингу старых идей в новых терминах.
Различие, которое помогает разгадать смешанное использование, состоит в том, чтобы провести различие между распределенным лидерством как концептуальной или аналитической основой и распределенным лидерством как нормативной или практической структурой. [22] Аналитическая перспектива означает понимание лидерской деятельности как продукта взаимодействия между лидерами, последователями и ситуацией. Это отражает корни концепции в теории распределенного познания и деятельности. Практический или нормативный подход направлен на оптимизацию распределения лидерства с целью улучшения организаций. В этом случае исследования сосредоточены на влиянии определенных конфигураций лидерских ролей или действий. Хотя использование термина «распределенное лидерство» будет продолжать развиваться по мере развития исследований по этой теме, это различие важно для поддержания единой эпистемологии для исследователей, политиков, администраторов и практиков.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Бенсон, Анджела М.; Блэкман, Дебора (октябрь 2011 г.). «Раздавать лидерство или нет? Урок островов» . Управление туризмом . 32 (5): 1141–1149. дои : 10.1016/j.tourman.2010.10.002 . S2CID 154212800 .
- ^ Спиллейн, Джеймс П.; Халверсон, Ричард; Даймонд, Джон (2001). «Исследование практики школьного лидерства: распределенная перспектива». Исследователь образования . 30 (апрель): 23–28. CiteSeerX 10.1.1.494.6018 . дои : 10.3102/0013189x030003023 . S2CID 14863899 .
- ^ Спиллейн, Джеймс П. (2006). Распределенное лидерство (1-е изд.). Сан-Франциско: Джосси-Басс. ISBN 978-0-7879-6538-9 .
- ^ Но
- ^ Спиллейн, Джеймс П. (2006). Распределенное лидерство (1-е изд.). Сан-Франциско: Джосси-Басс. стр. 11–12 . ISBN 978-0-7879-6538-9 .
- ^ Спиллейн, Джеймс П.; Камберн, Эрик М.; Ститциэль Пареха, Эмбер (5 февраля 2007 г.). «Распределенный взгляд на рабочий день директора школы». Лидерство и политика в школах . 6 (1): 103–125. дои : 10.1080/15700760601091200 . S2CID 3116768 .
- ^ Халверсон, Рич (2003). «Системы практики: как лидеры используют артефакты для создания профессионального сообщества в школах» . Архивы анализа образовательной политики . 11 (37): 37. doi : 10.14507/epaa.v11n37.2003 .
- ^ Халверсон, Ричард (2010). «Школьные формирующие системы обратной связи». Образовательный журнал Пибоди . 85 (2): 130–155. дои : 10.1080/01619561003685270 . S2CID 17836842 .
- ^ Спиллейн, Джеймс П. (2006). Распределенное лидерство (1-е изд.). Сан-Франциско: Джосси-Басс. ISBN 978-0-7879-6538-9 .
- ^ Спиллейн, Джеймс П. (2006). Распределенное лидерство (1-е изд.). Сан-Франциско: Джосси-Басс. п. 75 . ISBN 978-0787965389 .
- ^ Спиллейн, Джеймс П.; Халверсон, Ричард; Даймонд, Джон Б. (январь 2004 г.). «К теории практики лидерства: распределенная перспектива». Журнал учебных программ . 36 (1): 3–34. дои : 10.1080/0022027032000106726 . S2CID 3094291 .
- ^ Халверсон, Ричард (2003). «Системы практики: как лидеры используют артефакты для создания профессионального сообщества в школах» . Архивы анализа образовательной политики . 11 (37): 37. doi : 10.14507/epaa.v11n37.2003 .
- ^ Хатчинс, Эдвин (1994). Познание в дикой природе (3-е печатное изд.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 9780262082310 .
- ^ Энгестром, Юрго (1987). Обучение путем расширения: теоретико-деятельностный подход к исследованиям развития (1-е изд.). Хельсинки: Ориента-Консультит.
- ^ Рогофф, Барбара (1995). Наблюдение за социокультурной деятельностью в трех плоскостях: совместное присвоение, управляемое участие и ученичество . В СП Верч, П. дель Рио и А. Альварес (ред.) Социокультурные исследования разума. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Спиллейн, Джеймс; Халверсон, Ричард; Даймонд, Джон (2001). «Исследование практики школьного лидерства: распределенная перспектива». Исследователь образования . 30 (апрель): 23–28. CiteSeerX 10.1.1.494.6018 . дои : 10.3102/0013189x030003023 . S2CID 14863899 .
- ^ Гронн, Питер (2000). «Распределенная собственность: новая архитектура лидерства». Управление и администрирование образования . 28 (3): 317–338. дои : 10.1177/0263211x000283006 . S2CID 145398182 .
- ^ Спиллейн, Джеймс П.; Даймонд, Джон Б., ред. (2007). Распределенное лидерство на практике . Нью-Йорк: Педагогический колледж Колумбийского университета. ISBN 978-0-8077-4806-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Харрис, Альма (2009). Распределенное школьное лидерство: развитие лидеров завтрашнего дня . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-41958-1 .
- ^ Лейтвуд, Кеннет; Масколл, Блэр; Штраус, Тию; Сакс, Робин; Мемон, Надим; Яшкина, Анна (5 февраля 2007 г.). «Распределение лидерства, чтобы сделать школы умнее: убрать эго из системы». Лидерство и политика в школах . 6 (1): 37–67. дои : 10.1080/15700760601091267 . S2CID 146358158 .
- ^ Харрис, А.; Спиллейн, Дж. (1 января 2008 г.). «Распределенное лидерство через зазеркалье». Менеджмент в образовании . 22 (1): 31–34. дои : 10.1177/0892020607085623 . S2CID 143505983 .
- ^ Харрис, А.; Спиллейн, Дж. (1 января 2008 г.). «Распределенное лидерство через зазеркалье». Менеджмент в образовании . 22 (1): 31–34. дои : 10.1177/0892020607085623 . S2CID 143505983 .
Общие ссылки
[ редактировать ]- Болден, Ричард (сентябрь 2011 г.). «Распределенное лидерство в организациях: обзор теории и исследований» . Международный журнал обзоров менеджмента . 13 (3): 251–269. дои : 10.1111/j.1468-2370.2011.00306.x .
- Харрис, А. (2008). Распределенное школьное лидерство: развитие лидеров завтрашнего дня. Нью-Йорк: Рутледж.
- Халверсон, Р.Р. (2003). «Системы практики: как лидеры используют артефакты для создания профессионального сообщества в школах» . Архивы анализа образовательной политики . 11 : 1–34. дои : 10.14507/epaa.v11n37.2003 .
- Хатчинс, Э. (1995). Познание в дикой природе. Бостон: MIT Press.
- Гронн, П. (2008). «Будущее распределенного лидерства». Журнал управления образованием . 46 (2): 141–158. дои : 10.1108/09578230810863235 .
- Спиллейн, Дж. (2006). Распределенное лидерство. Сан-Франциско: Джосси-Басс.
- Спиллейн Дж. и Даймонд Дж. (2007). Распределенное лидерство на практике. Нью-Йорк: Издательство педагогического колледжа.
- Спиллейн, Дж. П., Халверсон, Р., и Даймонд, Дж. Б. (2001). Исследование практики школьного лидерства: распределенная перспектива. Исследователь образования, (апрель), 23–28.
- Спиллейн, Япония; Халверсон, Р.; Даймонд, Дж. Б. (2004). «К теории практики лидерства: распределенная перспектива». Журнал учебных программ . 36 (1): 3–34. дои : 10.1080/0022027032000106726 . S2CID 3094291 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исследование распределенного лидерства в Северо-Западном университете под руководством Джеймса Спиллейна.
- Проект распределенного лидерства Австралийского совета по обучению и преподаванию (ALTC) и Управления по обучению и преподаванию правительства Австралии (OLT)
- ЗВОНОК: Комплексная оценка лидерства и обучения в Университете Висконсина в Мэдисоне под руководством Ричарда Халверсона и Кэролин Келли.