Королевская авиационная фабрика SE5
Королевская авиационная фабрика SE5 | |
---|---|
![]() SE5A Number F904 , Old Warden Aerodrome , Бедфордшир, Англия (2009) | |
Общая информация | |
Тип | Одиночный боец |
Производитель | Различный (см. Текст) |
Дизайнер | |
Основные пользователи | Королевский летающий корпус |
Номер построен | 5,205 [ 1 ] |
История | |
Дата введения | Март 1917 года |
Первый полет | 22 ноября 1916 года |
Королевская авиационная фабрика SE5 - это британский биплановый истребительный самолет Первой мировой войны . Он был разработан на Королевской авиационной фабрике командой, состоящей из Генри Фолланда , Джона Кенворти и майора Фрэнка Гудена . Это был один из самых быстрых самолетов войны, будучи стабильным и относительно маневренным. По словам автора авиации Роберта Джексона, SE5 был: «Проблемный боец, который с тех пор был описан как« Spitfire of Первой мировой войны »». [ 2 ]
В большинстве случаев SE5 имел превосходную производительность для соперника Sopwith Camel , хотя он был менее сразу же реагирует на управления. Проблемы с его Ипано-Суйза двигателем , в частности, ранние версии, способствующие hs, мощно, способствовали хронической нехватке этого типа до 1918 года. Таким образом, в то время как первые примеры достигли западного фронта перед верблюдом, Было меньше эскадрильей, оснащенных SE5, чем с борцом Sopwith .
Вместе с верблюдом SE5 сыграл важную роль в восстановлении превосходства в воздухе союзников в середине 1917 года и поддержании его для остальной части войны, гарантируя, что не было повторения « кровавого апреля » 1917 года, когда потери в Королевском летальном корпусе были намного тяжелее, чем в LuftStreitkräfte . SE5S оставался в службе RAF в течение некоторого времени после перемирия , которое закончило конфликт; Некоторые были переведены в различные зарубежные военные операторы, в то время как число гражданских операторов также было принято.
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]


SE5 ( S Cout E Xperimental 5 ) был спроектирован Генри Фолландом , Джоном Кенворти и майором Фрэнком Гуденом из Королевского авиационного завода в Фарнборо . Он был построен вокруг нового 150 л.с. (112 кВт) Hispano-Suiza 8 , двигателя V8 , который, обеспечивая отличную производительность, изначально был недоразвитым и ненадежным. Первый из трех прототипов пролетел 22 ноября 1916 года. Первые два прототипа были потеряны в результате аварий (первое убийство главного испытательного пилота на королевской авиационной фабрике, майор Фрэнк Гудден, 28 января 1917 года) из -за слабости в дизайне своего крыла Полем Третий прототип перенес модификацию до начала производства; SE5 был известен в эксплуатации как исключительно сильный самолет, который можно было бы погружаться на очень высокой скорости - крылья квадрата также дали значительный боковой контроль при низких скоростях воздушной скорости. [ 3 ]
Как и другие важные самолеты королевской авиационной фабрики войны ( BE2 , FE2 и Re8 ), SE5 был по своей природе стабильным, что делает его превосходной платформой для стрельбы, но также было довольно маневренным. Это был один из самых быстрых самолетов войны со скоростью 138 миль в час (222 км/ч), равным, по крайней мере, на скорости SPAD S.XIII и быстрее, чем любой стандартный немецкий тип периода. В то время как SE5 был не таким гибким и эффективным в жестком бою собак , как верблюд, было намного проще и безопаснее летать, особенно для начинающих пилотов. [ 4 ] Согласно «Dodge» Bailey, бывшему главному пилоту Testworth Collection Collection , у него были «несколько похожие характеристики обработки с тигровой мотой De Havilland , но с лучшей избыточной силой». [ 5 ]
SE5A
[ редактировать ]Только 79 оригинальных самолетов SE5 были завершены до того, как производство разрешило улучшенную модель, обозначенную как SE5A . Первоначальные модели SE5A отличались от поздних производственных примеров SE5 только в типе установленного двигателя-представленного на 200 л.с. Hispano-Suiza 8b , часто поворачивая четырехлетный ход по часовой стрелке, заменяя модель HS 8A 150 л.с. Полем В общей сложности 5265 SE5 были построены шестью производителями: Austin Motors (1650), авиационная и инженерная компания (560), Curtiss (1), Martinsyde (258), Королевская авиационная фабрика (200), Vickers (2164) и Wolseley Motors Factory (200), Vickers (2164) и Wolsele Ограничен (431). [ 6 ]
Вскоре после американского вступления в Первую мировую войну планы были представлены для нескольких американских производителей самолетов, чтобы начать массовое производство самолетов, уже находящихся в эксплуатации с союзными державами, одним из таких бойцов является SE5. В дополнение к приказу 38 самолетов SE5A, построенных в Остине, который был произведен в Британии и назначен в американскую экспедиционную силу для оборудования, уже развернутых эскадинльев армии США, правительство США выпустило несколько заказов на самолет Кертисс и автомобильную компанию для производства и и Доставка около 1000 SE5 для производства в Соединенных Штатах. [ 7 ] Однако только один самолет, построенный в Кертисс, будет завершен до окончания конфликта, после чего спрос на SE5 эффективно испарился, производство быстро остановилось после того, как еще 56 самолетов были собраны с использованием уже вылеченных компонентов. [ 7 ]
Сначала строительство планера опередило очень ограниченное снабжение французских двигателей и эскадрилий, которые были предназначены для получения нового истребителя, пришлось солдат с Airco DH 5S и Nieuport 24s до начала 1918 Склонно иметь серьезные проблемы с сокращением передач, иногда с пропеллером (и даже всей коробкой передач очень немногие раз) отделяется от двигателя и планера в полете, что является проблемой с дильфином с такими же силами . [ 8 ] Внедрение Wolseley Viper , высокопроизводительной версии Wolseley Viper, высокой сжатой версии Wolseley 8A, созданной в соответствии с лицензией Wolseley Motors Limited , решила проблемы с двигателем SE5A и была быстро принята в качестве стандартной силовой сферы типа. Полем [ 9 ] Впоследствии был преобразован ряд самолетов в двухместную конфигурацию, чтобы служить самолетом тренера . [ 10 ]
SE5B
[ редактировать ]
SE5B представлял собой вариант SE5 с обтекаемым носом и верхним и нижним крыльями разного пролета и аккорда. Единственный пример, преобразованный SE5A, впервые пролетел в начале апреля 1918 года. У него был прядильщик на винте и выдвижной радиатор с выдвижением. Его производительность была немного лучше, чем SE5A, с дополнительным сопротивлением большого смещения верхнего крыла от более облегченного фюзеляжа. SE5B не рассматривался для производства. В январе 1919 года он был проверен стандартными крыльями SE5A, и в этой форме выжили как исследовательский самолет в начале двадцатых. [ 11 ]
Дизайн
[ редактировать ]Королевская авиационная фабрика SE5 была обычным трактором бипланового истребителя. Фюзеляж представлял собой конструкцию с проволочной коробкой, в то время как крылья были снабжены деревянными лонжеронами и внутренними ребрами . Фюзеляж был более узким, чем многие современные самолеты, что предоставило пилоту хорошую всестороннюю видимость. [ 12 ] типа Самолет обладал значительной структурной силой, которая была приписана улучшению крушения и выживаемости. Это также может выдержать маневры High-G и относительно устойчив к сражению в битве. [ 12 ] [ 8 ]
В отличие от многих его сверстников, которые были очень гибкими, но не прощающими, SE5 был сравнительно стабильным и легко летать; Его стабильность, позволяющая пилотам более легко стрелять врагам от дальнейшей степени с большей степенью точности. У него был заметно более низкий уровень аварии, чем сопоставимые самолеты. [ 13 ] Исключением из его в целом стабильности было чрезмерное количество неблагоприятного рыскания . Дыз может быть компенсирована сбалансированным применением элерона и руля , в то время как регулировка лифта отделки позволила летать в «руках». [ 13 ]
SE5 был основан на различных двигателях, изначально приняв двигатель Hispano-Suiza 8 V8 . Двигатель Hispano-Suiza был продвинут в эпоху, включающий такие функции, как блок алюминиевого цилиндра со стальными вкладышами, двойное зажигание и принудительная смазка, которая помогала охлаждению; Особенно по сравнению с современными вращающимися двигателями , это было то, что большинство пилотов легко управляли. Расширение резервуара для системы охлаждения был интегрирован в передний край центральной части верхнего крыла. [ 13 ] Одним из самых больших преимуществ по сравнению с Sopwith Camel был его превосходное выступление на высоте, что делает его намного лучше для Fokker D.VII , когда этот боец прибыл спереди. [ 4 ]
одним синхронизированным Vickers . пулеметом был SE5 вооружен Полем [ 8 ] [ 9 ] Эта конфигурация вооружения была очень оценена пилотами первых эскадрильи SE5, поскольку новая гидравлическая связь «CC» синхронизирующего снаряжения для пулемета Vickers поначалу была ненадежной. Пистолет Vickers был установлен на передней левой дорсальной поверхности фюзеляжа с каземом в кабине , под небольшим углом вверх. Как правило, запасные журналы для пистолета Льюиса были бы размещены в большей части свободного пространства в кабине, включая передовые области, такие как панель инструментов. [ 13 ]
Стандартная приборная панель включала компас , альтиметр , тахометр, индикатор давления масла, датчик воздушной скорости, температурный циферблат радиатора, индикатор давления топливного воздуха, селектор топлива и воздушный обмен; Их было несколько сложно просмотреть из-за их низкого уровня в кабине. [ 5 ] Согласно «Dodge» Bailey, главному испытательному пилоту коллекции Shuttleworth , кабина SE5 была «лучшей из группы из эпохи». [ 5 ] Он был установлен в соблюдении, что затрудняло видеть в течение длительного фондового фюзеляжа, но в остальном видимость была хорошей. [ 4 ]
Индивидуальные SE5, которые часто получают настройки и настроенные пользователи по запросу своих пилотов. [ 12 ] Популярные изменения включали уменьшение двугранного крыльев, чтобы повысить ее маневренность и удаление головного обтекания, чтобы повысить видимость пилота сзади. Джеймс МакКудден , пилот ACE и бывший механик RFC, славился своей плодовитой тонкой настройкой своего самолета, чтобы добиться улучшенных результатов; МакКудден смог увеличить максимальную скорость на 9 миль в час и поднять потолок обслуживания с стандартных от 17 000 до 20 000 футов. Его адаптации включали замену стандартных поршней на версии с высокой сжатием, сокращение выхлопа (экономия веса и улучшение поглощения выхлопных газов), и изменения в смеси, зажигании и других настройках двигателя, а также в установке спасенного немецкого винтера (который он сам считал, что он получил 3 миль в час). [ 12 ]
Авторы авиации Дональд Ниджбор и Дэн Паттерсон описывают SE5 как «возможно, лучший британский боец Первой мировой войны». [ 8 ]
Оперативная история
[ редактировать ]

В марте 1917 года SE5 поступил на службу с RFC № 56 RFC , хотя эскадрилья не развернулась на Западном фронте до следующего месяца. [ 14 ] Все с подозрением относились к большим «тепличным» ветровым стеклом, установленным к первым производственным моделям. Они были разработаны, чтобы защитить пилота в его необычайно высоком положении сидения, которое, в свою очередь, предназначено для улучшения зрения над верхним крылом. Эскадрилья не летала свой первый патруль с SE5 до 22 апреля, [ 15 ] С этого времени, по настоянию майора Бломфилда, командира 56 эскадрильи, [ 4 ] Все самолеты были оснащены небольшими прямоугольными экранами обычного дизайна. Проблема высокого положения сидения была решена путем простого его снижения, пилоты в любом случае предпочитали более обычное (и удобное) положение о сиденье. Похоже, никаких жалоб не было сделано на вид из кабины; На самом деле, это часто называли одной из сильных точек типа.
В то время как пилоты, некоторые из которых были изначально разочарованы SE5, быстро стали оценить его силу и прекрасные полеты, в начале он был недооценен; Этот провал был рассмотрен введением более мощного SE5A. В июне 1917 года SE5A поступил на службу и быстро начал заменить SE5. [ 14 ] В это время 56 -й эскадрильи все еще была единственной подразделением, летящим на новом борде; Фактически, это была единственная оперативная единица, которая была полностью оснащена первоначальным 150 л.с. Полем Поставки SE5A пострадали от задержек из -за нехватки доступных двигателей для питания типа. [ 14 ]
Из-за нехватки самолетов было очень медленное начальное наращивание новых эскадрильи SE5A, которые продолжались до 1918 года. Как только модель Wolseley Viper стала обильной, гораздо больше единиц было повторно оборудовано типом. К концу войны SE5A использовался в общей сложности 21 эскадрильи Британской империи , а также двумя подразделениями США. Многие из главных союзных тузов Великой войны пролетели этого борца, в том числе Билли Бишоп , Эндрю Бошан-Практор , Эдварда Маннока и Джеймса Маккудден . Легендарный британский туз Альберт Болл первоначально унижал SE5, но в итоге заявил о 11 из 44 побед. МакКудден написал о SE5: «Было очень хорошо быть в машине, которая была быстрее, чем гунны, и знать, что можно убежать, когда все стало слишком горячим». [ 16 ]
Шолто Дуглас , который командовал эскадрилью № 84 RFC , который первоначально был оснащен SE5A, перечислил качества типа: «Комфортно, с хорошим всесторонним взглядом, сохраняя его производительность и маневренность на высоком уровне, устойчивая и быстрое собрание скорости В погружении, способном к очень тонкому увеличению, полезному как в нападении, так и в защите, сильной в дизайне и строительстве, [и] обладает надежным двигателем ». [ Цитация необходима ]
Вскоре после перемирия SE5A был снят с службы RAF. Какое-то время он был сохранен в Канаде, и в 1921 году SE5A с двигателем Viper был доставлен в Японию британской авиационной миссией в Имперский флот Японского флота . [ 17 ]
Австралия получила 35 SE5A под имперским подарком в 1919 году, и этот тип стал недавно сформированным главным типом бойца RAAF до конца 1920 -х годов.
Ряд машин обнаружил роли в гражданском полете после войны. 30 мая 1922 года первое использование SkyWriting для рекламы произошло, когда Сирилл Тернер, бывший офицер RAF, прописал «London Daily Mail » в Black Smoke из SE5A в Дерби . [ 18 ] Другие использовались для авиационных гонок ; Один из таких частных самолетов выиграл гонку Кубка Морриса в 1927 году. [ 19 ]
Варианты
[ редактировать ]- SE5
- Первая производственная версия. Одноместный истребитель биплан, оснащенным мощностью поршневого двигателя 150 л.с. (112 кВт).
- SE5A
- Улучшенная производственная версия, основанная на 200 л.с. (149 кВт) Hispano-Suiza 8b, 8ba или 8bb V-8 (ранняя версия) или 200 л.с. (149 кВт) Wolseley Viper . поршневой двигатель
- SE5B
- Экспериментальный прототип с крыльями сескиплана , обтекаемого носа и выдвижного радиатора.
- Эберхарт SE5E
- SE5A собрался из запасных частей американской компанией Eberhart Airplane , 180 HP Wright-Hispano E Engine и фюзеляжей, покрытых фанерой, около 60 построенных. [ 20 ] [ 7 ]
- TE1
- Рисунки для борца с двумя сиденьями, описанным как «основанный на уменьшенном SE5», были подготовлены в начале 1917 года-этот тип должен был иметь 31-футовый 3-дюймовый размах крыльев, 200 л.с. Вооружен одним напарником, стреляющим виккерами и шарфом, установленным Льюисом для наблюдателя. Шесть примеров заказаны (8951 - 8956), но из -за успеха Бристольского борца , и с учетом нехватки двигателей Hispano -Suiza ни один из них никогда не был завершен. [ 21 ]
Операторы
[ редактировать ]- Аргентина
- Аргентинский флот - один самолет SE.5A, на службе с 1926 по 1929 год.
- Австралия
- Первая мировая война
- № 2 эскадрилья АФК во Франции.
- № 5 (обучение) эскадрильи АФК в Соединенном Королевстве.
- № 6 (Обучение) Эскадрилья AFC - только один самолет.
- Послевоенный
- Бразилия
- AvioCão Militar (авиация бразильской армии) - один самолет SE.5A, пожертвованный Хэндли Пейдж, на службе в 1920 году.
- Канада
- Чили
- Ирландия
- Ирландский авиационный служба
- Ирландский воздушный корпус
- Польша
- Польские ВВС
- Польский 7-й Air Escadrille управлял одним SE5A в 1920 году, во время польской войны [ 22 ]
- ЮАР
- Великобритания
- № 1 эскадрилья RAF
- № 17 RAF RAF
- № 24 RAF
- № 29 RAF
- Эскадрилья № 30 RAF
- № 32 эскадрилья RAF
- № 40 RAF RAF
- № 41 эскадрилья RAF
- № 47 RAF RAF
- Эскадрилья № 50 RAF
- № 56 RAF RAF
- № 60 RAF
- № 61 RAF RAF
- № 64 RAF RAF
- № 68 RAF RAF
- Эскадрилья № 72 RAF
- № 74 RAF RAF
- № 78 RAF RAF
- № 81 эскадрилья RAF
- № 84 эскадрилья RAF
- № 85 RAF RAF
- № 87 RAF RAF
- № 92 эскадрилья RAF
- № 93 эскадрилья RAF
- № 94 RAF RAF
- № 111 эскадрилья RAF
- № 143 RAF RAF
- № 145 эскадрилья RAF
- № 150 RAF RAF
- № 229 эскадрилья RAF
- Соединенные Штаты
Выживающие самолеты и реплики
[ редактировать ]Оригиналы
[ редактировать ]
Оригинальный SE5A можно увидеть в коллекции Shuttleworth в Old Warden , Англия, Великобритания. Этот самолет был первоначально серийным F904 эскадрильи № 84 RAF , а затем вылетел в качестве G-Эбии с сентября 1923 года по февраль 1932 года. [ 23 ] Он был сохранен в период с 1933 по 1955 год, а затем был восстановлен в полезностном состоянии персонала в Королевском самолете , а затем перешел в коллекцию Шаттлворта. Обширная реконструкция этого самолета была выполнена в 2007 году. Он был перерегистрирован как G-Ebia , сначала он был нарисован как D7000 , а затем как F904 . [ 23 ]
Оригинальный SE5E можно увидеть в Национальном музее ВВС США в Дейтоне , штат Огайо, США. Музей приобрел SE5E через пожертвование поместья подполковника Уильяма С. Ламберта , USAF RET, туза Первой мировой войны с 21,5 победами. Ламберт управлял SE5A в качестве американского члена Королевского летающего корпуса и Королевских ВВС. Фонд Музея ВВС также помог купить самолет. Он покрашен для представления SE5E из 18 -й эскадрильи штаб -квартиры, Боллинг Филд, Вашингтон, округ Колумбия, в 1925 году. [ 24 ]
Еще четыре оригинальных планера статически выставлены по адресу: Музей науки , Лондон, Великобритания; Музей Королевских ВВС , Лондон, Великобритания; Южноафриканский национальный музей военной истории , Йоханнесбург, Южная Африка; и Австралийский военный мемориал , Канберра, Австралия. [ Цитация необходима ]
Размножения
[ редактировать ]
Два полномасштабных самолета SE5A были построены Miles Aircraft в 1965 году для использования в снятии фильмов и были переведены в Ирландский реестр гражданских самолетов в 1967 году, в то время как они были заняты в полевых сценах для военного фильма 1966 года «Синий Макс» . [ 25 ]
Три полезные репродукции (обозначенные SE5A-1), а также один статический пример были построены Vintage Aviator Limited в Новой Зеландии. По словам группы, самолет Reproduction, который был первым проектом компании, объединил некоторые аутентичные компоненты, такие как используемые двигатели Hispano, с недавно изготовленными частями на основе оригинальных архивных чертежей. [ 26 ]

Музей полета в Сиэтл , штат Вашингтон , США Схема краски американского туза Джорджа Вон, который служил в Королевском летающем корпусе. SE.5 был выставлен в Музее истребителей Шамплин в Меса , штат Аризона , США, пока коллекция не была передана в Сиэтл в 2003 году. [ 27 ]
Вымышленные изображения
[ редактировать ]
Королевский авиационный завод SE5 был изображен как оригинальными, так и репликами самолетами, в различных фильмах. К ним относятся крылья (1927), Ангелы «Ад» (1930), летающие в Рио (1933), Багровый роман (1934), Тест -пилот (1939) и «Авиатор» (2004). [ 28 ] Преобразованный Stampe et vertongen Sv.4 Тренер/самолет Турера использовался для изображения SE5 в англо-французских производственных ACES 1976 года .
Фильм 1971 года Zeppelin ссылается на использование SE5 в качестве оружия для защиты от немецких Zeppelins , которые атаковали Британию во время Первой мировой войны . Фильм, однако, снят осенью 1915 года, за полтора года до того, как SE 5 вступил в службу эскадрильи. Сцена с собачьим боем возле вывода фильма включает в себя реплики SE5A. [ 28 ]
Спецификации (SE5A)
[ редактировать ]

Данные из Южноафриканского Национального музея военной истории [ 29 ] Винтажный авиатор [ 12 ]
Общие характеристики
- Экипаж: один
- Длина: 20 футов 11 дюймов (6,38 м)
- Верхний размах крыльев: 26 футов 7 дюймов (8,10 м)
- Верхний аккорд: 60 дюймов (1,52 м)
- Размах для нижних крыльев: 26 футов 7 дюймов (8,10 м)
- Нижний аккорд: 60 дюймов (1,52 м)
- Высота: 9 футов 6 дюймов (2,90 м)
- Область крыла: 244 кв. Фута (22,7 м. 2 )
- Аэродинамическая профиль : RAF15
- Пустой вес: 1410 фунтов (640 кг)
- Бруссионный вес: 1935 фунтов (878 кг)
- Максимальный вес взлета: 1988 фунтов (902 кг)
- Трек с хотью: 60 дюймов (1,5 м)
- Силовая установка: 1 × Hispano-Suiza 8 или Wolseley Viper Water Cooled Engine , 150 л.с. (110 кВт)
- Пропеллеры: 2 или 4-летняя Деревянный винт с фиксированной высотой, 7 футов 9 дюймов (2,36 м) диаметром
Производительность
- Максимальная скорость: 138 миль в час (222 км/ч, 120 кН)
- Диапазон: 300 миль (480 км, 260 нми)
- Потолок обслуживания: 17 000 футов (5200 м)
- Загрузка крыла: 7,93 фунта/кв. Фута (38,7 кг/м 2 )
Вооружение
- Оружие:
- 1 x .303 в (7,7 мм) Пулемет Виккерс, константинеско . с помощью перерыва
- 1 x .303 в (7,7 мм) пистолет Льюиса на приемном монтаже на верхнем крыле
- Бомбы:
- 4x 25 фунтов (11 кг) бомбы Купера , два под каждым нижним крылом, должны быть сброшены в 2, 3, 4, 1 порядке.
Смотрите также
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
![]() |
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Albatros D.V
- Ансальдо А.1 Балилья
- Заводчик D.Vii
- Nieuport 28
- Sopwith Camel
- Sopwith Snipe
- SPAD S.XIII
- Примечательные пилоты SE5
- Albert Ball , VC, DSO и Two Bars, MC
- Мик Маннок , VC, DSO и Two Bars, MC & Bar
- Джеймс МакКудден , VC, DSO & Bar, MC & Bar, MM
- Andrew Beauchamp-Proctor , VC, DSO, MC и Bar, DFC
- Сесил Льюис , MC
- Томас Герберт , Британский выдающийся летающий кросс и американский крест. Будущий генеральный прокурор Огайо, губернатор Огайо и судья Верховного суда Огайо.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ "RAF SE 5 - SE 5A." Архивировано 23 августа 2012 года на Matche Machine Wayback Austin , извлеченные: 26 июля 2009 года.
- ^ Джексон 2007, с. 18
- ^ Заяц 2013, с. 46
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Cheesman 1960, p. 56
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Nijboer and Patterson 2016, стр. 20, 23.
- ^ "Se5a." Британский каталог самолетов . Получено: 11 апреля 2010 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в "Эберхарт SE-5E." Национальный музей ВВС США , 7 апреля 2015 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Nijboer and Patterson 2016, с. 20
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Мортимер 2014, с. 66
- ^ Заяц 2013, с. 86
- ^ Заяц 2013, с. 98-100.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и «SE.5A ИСТОРИЯ». TheVintageaviator.co.nz . Получено: 26 июля 2009 г.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый «Полет в SE.5A». TheVintageaviator.co.nz , Получено: 8 января 2017 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Джексон 2007, с. 11
- ^ Брюс 1953, с. 87
- ^ McCudden 2000 (1919), p. 168.
- ^ Брюс, Джон Макинтош (1957), Британские самолеты, 1914–18 , Лондон: Путнэм, с. 454, ISBN 9789070040239
- ^ МакВиртер, Норрис ; McWhirter, Alan Ross , Eds. (1975), Новая Гиннеса Книга рекордов: 22 -е издание , Guinness World Records Limited, p. 89, ISBN 0900424265
- ^ «Успешный дебют частного владельца» , Flight , XIX (963): 380, 8 июня 1927 г.
- ^ Харе 1990, с. 297
- ^ Заяц, 1990 с.298
- ^ Kopański 2001, стр. 51–53.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный "RAF SE5A." Архивировано 23 июля 2019 года в The Wayback Machine Shuttleworth , извлечено: 8 января 2017 года.
- ^ "Эберхарт SE-5E." Архивировано 11 января 2012 года в Национальном музее ВВС США, 18 июня 2009 года. Получено: 19 августа 2011 года.
- ^ Beck 2016, с. 301.
- ^ «Строительство 5а». TheVintageaviator.co.nz , Получено: 8 января 2017 года.
- ^ «Воспроизведение королевской авиационной фабрики SE5A». Музей полета , получен: 8 января 2017 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Beck 2016, с. 317
- ^ Блейк, Артур. «Цвета в небе, часть II - SE 5A». Южноафриканский национальный музей военной истории . Получено: 26 июля 2009 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бек, Саймон Д. Фильм и телевизионный компаньон самолета . McFarland, 2016. ISBN 1-47662-293-0 .
- Брюс, JM « SE5: Исторический военный самолет № 5 ». Полет , 17 июля 1953 года. С. 85–89, 93.
- Брюс, JM "SE5A". Самолет в профиле, том 1/part1 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1965 (пересмотренный 4 -е издание 1975). ISBN 0-85383-410-5 .
- Чизмен. Истребители войны 1914–1918 гг . Летчворт: Харлифорд, 1960.
- Фрэнкс, Норман LR SE 5/5A тузы Первой мировой войны . Botley, Oxford, UK: Osprey Publications, 2007. ISBN 1-84603-180-X .
- Заяц, Пол Р. "Гора Аза - Королевская авиационная фабрика SE5A". Страуд, Великобритания: Fonthill Media, 2013. ISBN 978-1-78155-115-8
- Заяц, Пол Р. Королевский авиационный завод . Лондон: Путнэм, 1990. ISBN 0-85177-843-7 .
- Джексон, Роберт. Величайший самолет Великобритании . Печка и меч, 2007. ISBN 1-84415-600-1 .
- Копаньски, Томаш Ян. Британские самолеты в Польской авиации 1918–1930 гг. (Британские самолеты в Польских ВВС 1918–1930) (на лаке). Варшава: Беллона, 2001. ISBN 83-11-09315-5 .
- МакКудден, Джеймс Flying Fury: пять лет в Королевском летающем корпусе . Лондон: Гринхилл, 2000 (Перепечатка из издания 1919 года). ISBN 1-85367-406-0 .
- Мортимер, Гэвин. Первые Орлы: Бесстрашные американские тузы, которые летали с ВВС в Первой мировой войне . Voyageur Press, 2014. ISBN 0-76034-639-9 .
- НИЖБОЕР, Дональд и Дэн Паттерсон. Боевые кабины: в сиденье пилота великих военных самолетов от Первой мировой войны до сегодняшнего дня . Voyageur Press, 2016. ISBN 0-76034-956-8 .
- Sturtivant, Ray Iso и Gordon Page. Файл SE5 . Tunbridge Wells, Kent, UK: Air-Britain (Historians) Ltd., 1996. ISBN 0-85130-246-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Walkaround of Se.5a». - Изображения галереи проекта «Репродукция SE5A» в Vintage Aviator Ltd, Новая Зеландия.
- «История SE.5A.» - Статья об истории SE5A, написанной Vintage Aviator Ltd, Новая Зеландия.
- «Английский одноэтажный боец Seva» -Современный немецкий отчет (в Deutsche Luftfahrer Zeitschrift ) на SE.5 Перевод для полета
- Видео репродукции SE 5A с помощью двигателя WW I-Vintage Wright-Hispano V8, построенного в Техасе