Jump to content

Клезмер

(Перенаправлено из музыки на идише )

Клезмер ( идиш : קלעזמער или כּלי־זמר ) — инструментальная музыкальная традиция евреев-ашкенази Центральной и Восточной Европы. [ 1 ] К важнейшим элементам традиции относятся танцевальные мелодии, ритуальные мелодии и виртуозные импровизации, исполняемые для прослушивания; их играли на свадьбах и других общественных мероприятиях. [ 2 ] [ 3 ] Музыкальный жанр включал в себя элементы многих других музыкальных жанров, включая османскую (особенно греческую и румынскую ) музыку, музыку барокко , немецкие и славянские народные танцы и религиозную еврейскую музыку. [ 4 ] [ 5 ] Когда музыка прибыла в Соединенные Штаты, она потеряла некоторые из своих традиционных ритуальных элементов и переняла элементы американского биг-бэнда и популярной музыки. [ 6 ] [ 7 ] Среди клезмеров европейского происхождения, популяризировавших этот жанр в США в 1910-х и 1920-х годах, были Дэйв Таррас и Нафтуле Брандвейн ; за ними последовали музыканты американского происхождения, такие как Макс Эпштейн, Сид Беккерман и Рэй Мьюзикер. [ 8 ]

После разрушения еврейской жизни в Восточной Европе во время Холокоста и общего падения популярности клезмерской музыки в Соединенных Штатах, в конце 1970-х годов музыка снова начала популяризироваться в рамках так называемого Клезмерского возрождения. [ 1 ] В течение 1980-х годов и далее музыканты экспериментировали с традиционными и экспериментальными формами жанра, выпуская фьюжн-альбомы, сочетающие этот жанр с джазом , панком и другими стилями. [ 9 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин клезмер , используемый в языке идиш , имеет еврейскую этимологию: klei , что означает «инструменты, посуда или инструменты» и zemer , «мелодия»; ведущий к Клей Земер Музыкальные инструменты , что означает « музыкальные инструменты ». [ 10 ] [ 1 ] Это выражение было бы знакомо грамотным евреям всей диаспоры, а не только евреям-ашкенази в Восточной Европе. [ 11 ] Со временем слово « клезмер » в контексте идиша стало использоваться для описания музыкантов, а не их инструментов, сначала в Богемии во второй половине шестнадцатого века, а затем в Польше , возможно, как ответ на новый статус музыкантов, которые были в то время формировались профессиональные гильдии. [ 11 ] Раньше музыканта могли называть летсом ( לץ ) или другими терминами. [ 12 ] [ 13 ] После того, как термин «клезмер» стал предпочтительным термином для этих профессиональных музыкантов в идиш-говорящей Восточной Европе, другие типы музыкантов стали более широко известны как музыканты или музыканты .

Лишь в конце 20 века слово «клезмер» стало общеизвестным англоязычным термином. [ 14 ] В то время благодаря метонимии оно стало обозначать не только музыканта, но и музыкальный жанр, который он играл, - значение, которого оно не имело в идише. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] В материалах звукозаписывающей индустрии начала 20-го века и других произведениях она называлась танцевальной музыкой на иврите, еврейском языке или идиш, а иногда и с использованием идишского термина Freilech music («Веселая музыка»).

Российские ученые ХХ века иногда использовали термин «клезмер»; Иван Липаев его не использовал, а Моисей Береговский при публикациях на идише или украинском языке . [ 11 ]

Первый [ нужна ссылка ] Послевоенными записями, в которых термин «клезмер» использовался для обозначения музыки, были The Klezmorim группы «Свадьба в Ист-Сайде» и «Улицы золота» в 1977/78 году, за которыми последовали Энди Статмана и Зева Фельдмана «Еврейская клезмерская музыка» в 1979 году. [ нужна ссылка ]

Музыкальные элементы

[ редактировать ]

Традиционный стиль исполнения клезмерской музыки, включающий тон, типичные каденции и орнаментацию , выделяет ее среди других жанров. [ 18 ] Хотя клезмерская музыка возникла из более крупной восточноевропейской еврейской музыкальной культуры, которая включала еврейскую канторскую музыку , хасидскую музыку нигунов , а затем идишскую театральную музыку, она также заимствовала из окружающей народной музыки Центральной и Восточной Европы и из космополитических европейских музыкальных форм. [ 4 ] [ 19 ] Таким образом, он превратился в общий стиль, в котором есть узнаваемые элементы всех других жанров.

Лишь немногие клезмерские музыканты до конца девятнадцатого века имели формальное музыкальное образование, но они унаследовали богатую традицию с собственными передовыми музыкальными техниками. У каждого музыканта было свое понимание того, как следует «правильно» исполнять стиль. [ 20 ] [ 18 ] Использование этих украшений не было случайным; вопросы «вкуса», самовыражения, вариаций и сдержанности были и остаются важными элементами интерпретации музыки. [ 18 ]

Клезмерские музыканты применяют общий стиль к имеющимся конкретным приемам игры на каждом мелодическом инструменте. Они включают и развивают вокальные мелодии еврейской религиозной практики, в том числе хазоны , давенены и паралитургические песни, расширяя диапазон человеческого голоса до музыкального выражения, возможного на инструментах. [ 21 ] Среди стилистических элементов, которые считаются типично «еврейскими» в клезмерской музыке, есть те, которые общие с канторскими или хасидскими вокальными орнаментами, включая имитацию вздохов или смеха. [ 22 ] Для этих вокальных украшений использовались различные идишские термины, такие как קרעכץ ( Крехц , «стон» или «стон»), קנײטש ( кнейтш , «морщина» или «складка») и קװעטש ( кветш , «давление» или «напряжение»). "). [ 10 ] Другие орнаменты, такие как трели , форшлаги , апподжиатуры , глитшн ( глиссандо ), тшок (разновидность изогнутых нот кудахтанного звука), флажолеты ( струнные гармоники ), [ 23 ] [ 24 ] Ноты педали , морденты , слайды и типичные клезмерские каденции также важны для стиля. [ 18 ] В частности, каденции, основанные на религиозной еврейской музыке, более четко идентифицируют произведение как клезмерскую мелодию, даже если ее более широкая структура была заимствована из нееврейского источника. [ 25 ] [ 19 ] Иногда термин дрейдлех употребляют только для обозначения трелей, другие – для всех клезмерских украшений. [ 26 ] В отличие от классической музыки, вибрато используется умеренно и рассматривается как еще один тип украшения. [ 22 ] [ 18 ]

В статье о еврейской музыке в Румынии Боб Коэн из Di Naye Kapelye описывает крехтс как «своего рода плачущую или икающую комбинацию скольжения назад и движения мизинца высоко над базовой нотой, в то время как смычок делает что-то… который удачно имитирует стиль еврейского литургического пения». Он также отметил, что единственное место, где он слышал этот конкретный орнамент, - это турецкая музыка на скрипке. [ 27 ] Йельский Стром писал, что использование дрейдлеха американскими скрипачами постепенно уменьшалось с 1940-х годов, но с возрождением клезмеров в 1970 году дрейдлех снова стал заметным. [ 28 ]

Стиль аккомпанемента аккомпаниатора или оркестра мог быть довольно импровизированным, называемым צוהאַלטן ( цухалтн , держась). [ 29 ]

Исторический репертуар

[ редактировать ]

Репертуар клезмерских музыкантов был весьма разнообразен и привязан к конкретным социальным функциям и танцам, особенно традиционным свадебным. [ 2 ] [ 19 ] Эти мелодии могли иметь нееврейское происхождение или быть написаны клезмером, но лишь в редких случаях их приписывают конкретному композитору. [ 30 ] В целом клезмерскую музыку можно разделить на две большие категории: музыку для конкретных танцев и музыку для прослушивания (за столом, в процессиях, церемониях и т. д.). [ 30 ]

  • Фрейлехс. Самый простой и распространенный тип клезмерских танцевальных мелодий — это те, которые исполняются на 2
    4
    и предназначен для групповых хороводов. В зависимости от места расположения этот основной танец мог называться также редлем (кругом), гопке , караходом (хороводом, дословно белорусским переводом русского хоровода ), дрейдлем , рикудлем и т. д. [ 2 ] [ 31 ] [ 29 ] [ 10 ]
  • Булгар , или Болгар , стал самой популярной формой клезмерского танца в США. Считается, что его происхождение находится в Молдавии и имеет глубокую связь с местным жанром Сырбэ . [ 19 ]
  • Шер контра танец 2
    4
    . Береговский, писавший в 1930-х годах, отмечал, что, несмотря на то, что этот танец очень широко исполнялся на обширной территории, он подозревал, что его корни уходят в более древний немецкий танец. [ 2 ] Этот танец продолжал быть известен в США даже после того, как другие сложные европейские клезмерские танцы были забыты. [ 32 ] В некоторых регионах музыка Шера могла быть взаимозаменяема с Фрейлехом. [ 19 ]
  • Хосидль , или Хосид , названный в честь евреев -хасидов , представляет собой более достойный украшенный танец в 2
    4
    или 4
    4
    . Танцевальные шаги могут выполняться по кругу или в линию.
  • Хора или Жок (от румынского Joc ) — хоровод в 3
    8
    . В США он стал одним из основных видов танца после булгарского. [ 19 ]
  • Бройгез-танцы [ 30 ]
  • Коломейка – быстрый и запоминающийся танец. 2
    4
    время, зародившееся в Украине и занимающее видное место в народной музыке этой страны.
  • Скотшне обычно считают более сложными фрейлехами , на которых можно играть либо для танцев, либо для прослушивания. [ 2 ]
  • Нигун — очень широкий термин, который может относиться к мелодиям для прослушивания, пения или танцев. [ 10 ] Обычно это песня среднего темпа. 2
    4
    .
  • Вальсы были очень популярны, будь то классические, русские или польские. Падеспан это разновидность русского/испанского вальса, известного клезмерам.
  • Мазурку и польку , польский и чешский танцы соответственно, часто исполняли как для евреев, так и для язычников.
  • Сирба – румынский танец. 2
    2
    или 2
    4
    (румынская сырба ). Он включает в себя подпрыгивающие шаги и короткие пробежки, сопровождаемые триолями в мелодии .

Нетанцевальный репертуар

[ редактировать ]
  • Дойн из — это инструментальная форма произвольной формы, заимствованная румынской овчарки дойны . Хотя в Румынии и Молдове существует множество региональных типов дойны, еврейская форма обычно проще, с темой минорной тональности, которая затем повторяется в мажорной тональности, за которой следует фрейлехс . [ 30 ] Волехл - родственный жанр. [ 10 ]
  • Тиш-нинь (настольная мелодия) [ 10 ]
  • Моралиш , разновидность Нигуна , называемого Девекут на иврите , внушающего духовное возбуждение или благочестивое настроение. [ 10 ] [ 29 ]
  • Вальс ), пьесы ( Вальс в 3
    4,
    особенно в хасидском контексте, может быть медленнее, чем нееврейские вальсы, и предназначен для прослушивания, пока свадебные торжества сидят за своими столами. [ 10 ]
  • Формы, посвященные свадебным ритуалам, в том числе Кале-базецн (усаживание невесты).
  • Марш ) может представлять ( Марш собой нееврейские маршевые мелодии, адаптированные к радостному пению или игре. [ 10 ]
  • Процессионные мелодии, в том числе Гас-нигуним (уличные напевы), Цум тиш (на стол). По словам Береговского, « Газовая ночь» всегда была на месте. 3
    4
    раз. [ 30 ]
  • Таксим руладами , название которого заимствовано от османского/арабского Таксим, представляет собой фантазию произвольной формы по определенному мотиву, украшенную трелями, и так далее; обычно это заканчивается Фрейлехсом . [ 30 ] К двадцатому веку он по большей части устарел и был заменен дойной. [ 33 ]
  • Фантази или фантазия — это песня произвольной формы, которую традиционно исполняли на еврейских свадьбах перед гостями во время ужина. Это напоминает фантазии «легкой» классической музыки.
  • Теркишер разновидность виртуозного сольного произведения в 4
    4
    в исполнении ведущих клезморимов, таких как Дэйв Таррас и Нафтуле Брандвейн . Для этого типа мелодии нет танца, скорее она отсылает к османскому или «восточному» стилю, а мелодии могут включать отсылки к греческому хасапико в ашкеназскую музыкальную эстетику.
  • Напутственные мелодии, исполняемые в начале или в конце свадебного дня, например , Зай гезунт (будь здоров), Гас-нинь , Добриден (добрый день), Добранотш или А гутэ нахт (спокойной ночи) и др. [ 30 ] [ 34 ] Эти типы произведений иногда были в 3
    4
    , что могло придать вид достоинства и серьезности. [ 35 ]

оркестровка

[ редактировать ]

Клезмерская музыка - это инструментальная традиция, не имеющая особой истории песен и пения. В Восточной Европе клезмеры традиционно аккомпанировали вокалу Бадхена ( свадебного конферансье), хотя их выступления обычно представляли собой импровизированные куплеты и призывы к церемониям, а не песням. [ 36 ] [ 37 ] (К двадцатому веку значение Бадхена постепенно уменьшилось, хотя в некоторых традициях они все еще сохранялись. [ 38 ] )

Что касается клезмерского оркестра, то его размер и состав менялись в зависимости от времени и места. Клезмерские оркестры восемнадцатого и начала девятнадцатого веков были небольшими, примерно от трех до пяти музыкантов, игравших на деревянных духовых или струнных инструментах . [ 20 ] Другая распространенная конфигурация в ту эпоху была похожа на современные венгерские группы : обычно это ведущий скрипач, вторая скрипка, виолончель и цимбал . [ 39 ] [ 40 ] В середине девятнадцатого века кларнет начал появляться и в небольших клезмерских ансамблях. [ 41 ] К последним десятилетиям века в Украине оркестры выросли, насчитывая в среднем от семи до двенадцати участников, а также духовые инструменты и до двадцати для престижного мероприятия. [ 42 ] [ 43 ] (Однако на плохую свадьбу большой клезмерский ансамбль мог прислать только трех-четырех своих младших участников. [ 42 ] ) В этих более крупных оркестрах, помимо основного инструментария из струнных и деревянных духовых инструментов, используются корнеты , кларнеты до , тромбоны , контрабас , большой турецкий барабан и несколько дополнительных скрипок. [ 30 ] Включение евреев в оркестры царской армии в XIX веке, возможно, также привело к появлению в клезмере типичных инструментов военного оркестра. В таких больших оркестрах музыка была аранжирована так, чтобы в ключевые моменты все еще можно было услышать солиста оркестра. [ 44 ] В Галиции и Беларуси меньший струнный ансамбль с цимбалами оставался нормой и в двадцатом веке. [ 45 ] [ 30 ] Американский клезмер в том виде, в каком он появился в танцевальных залах и на свадебных банкетах в начале двадцатого века, имел более полную оркестровку, мало чем отличавшуюся от тех, которые использовались в популярных оркестрах того времени. Для мелодии они используют кларнет, саксофон или трубу, а также широко используют тромбон для слайдов и других элементов.

Еврейские музыканты Рогатина (Западная Украина)

Мелодия в клезмерской музыке обычно исполняется на ведущей скрипке, хотя иногда и на флейте, а иногда и на кларнете. [ 30 ] Другие инструменталисты обеспечивают гармонию, ритм и некоторый контрапункт (последний обычно исходит от второй скрипки или альта). Кларнет теперь часто играет эту мелодию. Духовые инструменты, такие как французский корнет с клапанами и немецкая труба с клавишами, в конечном итоге унаследовали роль контрголоса. [ 46 ] На современные клезмерские инструменты чаще влияют инструменты военных оркестров XIX века, чем более ранних оркестров.

Перкуссия в клезмерских записях начала 20-го века, как правило, была минимальной - не более чем деревянный брусок или малый барабан . В Восточной Европе перкуссию часто обеспечивал барабанщик, игравший на рамочном барабане , или пойке , иногда называемом барабаном . Пойк похож на большой барабан и часто имеет установленную сверху тарелку или кусок металла, по которому ударяют колотушкой или небольшой тарелкой, привязанной к руке.

Мелодические режимы

[ редактировать ]

Западная, канторская и османская музыкальная терминология

[ редактировать ]

Клезмерская музыка - это жанр, который развился частично в западной музыкальной традиции , но также и в Османской империи , и представляет собой прежде всего устную традицию, не имеющую устоявшейся литературы, объясняющей ее модусы и модальное развитие. [ 47 ] [ 48 ] Но, как и другие виды ашкеназской еврейской музыки, она имеет сложную систему ладов, использованных в ее композициях. [ 10 ] [ 49 ] Многие из его мелодий не очень хорошо вписываются в мажорную и минорную терминологию, используемую в западной музыке, и музыка не является систематически микротональной , как музыка Ближнего Востока . [ 47 ] Вместо этого часто используется нусахская терминология, разработанная для канторской музыки в девятнадцатом веке, и действительно, многие клезмерские композиции в значительной степени опираются на религиозную музыку. [ 34 ] Но он также включает в себя элементы барокко и восточноевропейской народной музыки, что делает описание, основанное только на религиозной терминологии, неполным. [ 25 ] [ 29 ] [ 50 ] Тем не менее, после возрождения клезмера в 1970-х годах термины, обозначающие еврейские молитвенные режимы, являются наиболее распространенными для описания тех, которые используются в клезмере. [ 51 ] Термины, используемые на идише для этих модусов, включают нусах ( נוסח ); штейгер ( שטײגער ), «манера, образ жизни», описывающий типичный мелодический характер, важные ноты и гамму; и порыв ( גוסט ), слово, означающее «вкус», которое обычно использовал Моисей Береговский . [ 29 ] [ 30 ] [ 48 ]

Береговский, который писал в сталинскую эпоху и был вынужден преуменьшать религиозные аспекты клезмера, не использовал терминологию синагогальных режимов , за исключением некоторых ранних работ 1929 года. Вместо этого он полагался на вдохновленную немцами музыкальную терминологию мажора , второстепенный и «другие» режимы, которые он описал в технических терминах. [ 30 ] [ 52 ] В своих работах 1940-х годов он отмечал, что большая часть клезмерского репертуара, по-видимому, была написана в минорной тональности, будь то натуральный минор или другие, что около четверти материала было на фрейгишском языке и что около пятой части репертуара было в мажорной тональности. ключ. [ 30 ]

Другой набор терминологии, иногда используемый для описания клезмерской музыки, - это терминология макамов, используемая в османской и другой музыке Ближнего Востока . [ 51 ] [ 53 ] Этот подход восходит к Идельсону в начале двадцатого века, который был хорошо знаком с ближневосточной музыкой, и был развит в последнее десятилетие Джошуа Горовицем. [ 54 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 47 ]

Наконец, некоторая клезмерская музыка, особенно написанная в Соединенных Штатах с середины двадцатого века, может быть написана не с использованием этих традиционных ладов, а скорее построена на аккордах . [ 25 ]

Описание

[ редактировать ]

Поскольку не существует согласованной полной системы описания ладов клезмерской музыки, этот список несовершенен и может объединять понятия, которые некоторые ученые считают отдельными. [ 49 ] [ 54 ] Другая проблема при включении этих терминов в список простых восьминотных ( октатонических ) гамм заключается в том, что становится сложнее понять, как клезмерские мелодические структуры могут работать как пятинотные пентахорды , как обычно взаимодействуют части разных ладов и каково культурное значение данный режим может быть в традиционном клезмерском контексте. [ 47 ] [ 48 ]

Режим Фрейгиша в C
Mi Sheberakh mode in C
Режим Адоного Молоха в C
Режим May Ovos на C
  • Моген Овос – это форма синагоги, напоминающая западный натуральный минор . [ 29 ] В клезмерской музыке он часто встречается в приветственных и напутственных пьесах, а также в танцевальных напевах. [ 47 ] Он имеет некоторое сходство с макамом Баяти, используемым в арабской и турецкой музыке.
  • Иштабах похож на Моген Овос и Фрейгиш . Это вариант шкалы Моген Овос , который часто выравнивает вторую и пятую ступени. [ 56 ]

Развитие жанра

[ редактировать ]

В Библии есть несколько описаний оркестров и левитов , создающих музыку, но после разрушения Второго Храма в 70 году н. э . многие раввины не одобряли использование музыкальных инструментов. [ 57 ] Таким образом, хотя с тех пор еврейские музыканты, возможно, и существовали в разное время и в разных местах, «клезмеры» возникли гораздо позже. [ 58 ] Самое раннее письменное упоминание об использовании этого слова было идентифицировано Исааком Ривкиндом [ он ] на заседании еврейского совета в Кракове в 1595 году. [ 59 ] [ 60 ] Возможно, они существовали в Праге еще раньше , поскольку упоминания о них были найдены еще в 1511 и 1533 годах. [ 61 ] Именно в 1600-х годах положение еврейских музыкантов в Польше улучшилось, поскольку они получили право образовывать гильдии ( хевры ), а значит, устанавливать собственные гонорары, нанимать христиан и так далее. [ 62 ] Поэтому со временем эта новая форма профессиональных музыкантов развила новые формы музыки и распространила эту традицию на широкую сферу еврейской жизни Восточной Европы. Возникновение хасидского иудаизма в конце восемнадцатого века и позже также способствовало развитию клезмеров из-за их акцента на танцах и бессловесных мелодиях как компоненте еврейской практики. [ 17 ]

Средневековая еврейская свадебная процессия (дата неизвестна)

Восточноевропейская профессия клезмера (1700–1930-е гг.)

[ редактировать ]
Portrait of Pedotser (A. M. Kholodenko), nineteenth century klezmer virtuoso

В девятнадцатом веке также появилось множество клезмерских скрипачей-виртуозов, которые объединили технику классических скрипачей, таких как Иван Хандошкин , и бессарабских народных скрипачей, а также сочинили танцевальные и демонстрационные пьесы, которые получили широкое распространение даже после ухода композиторов. [ 63 ] Среди этих фигур были Арон-Мойше Холоденко « Педоцер », Йозеф Друкер « Стемпенью », Альтер Гойзман « Альтер Чудновер » и Йозеф Гусиков . [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]

В отличие от США, где существовала развитая клезмерская звукозаписывающая индустрия, в Европе в начале двадцатого века записывалось относительно меньше. Большинство европейских записей еврейской музыки состояло из канторской и идишской театральной музыки, и известно лишь несколько десятков клезмерской музыки. [ 68 ] К ним относятся скрипичные пьесы таких художников, как Оскар Зенгут , Х. Штайнер , Леон Аль и Йозеф Солински; пьесы для флейты С. Коша, ансамблевые записи Румынского оркестра Белфа , Русско-еврейского оркестра, Еврейского свадебного оркестра, Оркестра Титуншнайдера. [ 68 ] [ 69 ]

Клезмеры в поздней Российской империи и советской эпохе

[ редактировать ]

Ослабление ограничений для евреев в Российской империи и их новый доступ к академическому и консерваторскому обучению создали класс ученых, которые начали пересматривать и оценивать клезмеров, используя современные методы. [ 30 ] Авраам Цви Идельсон был одной из таких фигур, стремившихся найти древнее ближневосточное происхождение еврейской музыки в диаспоре. [ 70 ] Появился также новый интерес к сбору и изучению еврейской музыки и фольклора, включая песни на идиш, народные сказки и инструментальную музыку. Первой экспедицией был Джоэл Энгель , где он родился, , который собирал народные мелодии в Бердянске в 1900 году. Первым человеком, собравшим большое количество клезмерской музыки, был Сусман Кисельгоф , совершивший несколько экспедиций в черту оседлости с 1907 по 1915 год. [ 71 ] Вскоре за ним последовали другие ученые, такие как Моисей Береговский и София Магид , советские исследователи идиша и клезмерской музыки. [ 72 ] [ 30 ] Большая часть материалов, собранных в этих экспедициях, сейчас хранится в Национальной библиотеке Украины имени Вернадского . [ 73 ]

Клезмерские музыканты на свадьбе, Украина, гр. 1925 год

Береговский, писавший в конце 1930-х годов, сетовал на то, как мало ученые знают о разнообразии техники игры и социальном контексте клезмеров прошлых эпох, за исключением конца девятнадцатого века, который можно было исследовать через пожилых музыкантов, которые все еще помнили его. [ 2 ]

Еврейская музыка в Советском Союзе и продолжающееся использование клезмерской музыки прошли несколько этапов официальной поддержки или цензуры. Официально поддерживаемая советская еврейская музыкальная культура 1920-х годов включала произведения, основанные на традиционных мелодиях и темах или высмеивающие их, тогда как произведения 1930-х годов часто представляли собой «русские» культурные произведения, переведенные в контекст идиш. [ 74 ] После 1948 года советская еврейская культура вступила в фазу репрессий, а это означало, что концерты еврейской музыки, будь то на иврите, идише или инструментальном клезмере, больше не разрешалось проводить. [ 75 ] Научная деятельность Моисея Береговского была прекращена в 1949 году, а в 1951 году он был арестован и депортирован в Сибирь . [ 76 ] [ 77 ] Репрессии были ослаблены в середине 1950-х годов, когда некоторым еврейским и идишским спектаклям снова разрешили вернуться на сцену. [ 78 ] Однако основным местом проведения клезмеров всегда были традиционные общественные мероприятия и свадьбы, а не концертная площадка или академический институт; согласно антирелигиозной советской политике, эти традиционные места проведения были репрессированы вместе с еврейской культурой в целом. [ 79 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Ранний американский клезмер (1880–1910-е гг.)

[ редактировать ]

Первые клезмеры, прибывшие в Соединенные Штаты, последовали за первыми крупными волнами еврейской иммиграции из Восточной Европы, которые начались после 1880 года и обосновались в основном в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Филадельфия и Бостон. [ 17 ] Клезмеры — часто более молодые члены клезмерских семей или менее авторитетные музыканты — начали прибывать из Российской империи, Королевства Румыния и Австро-Венгрии . [ 80 ] Некоторые из них нашли работу в ресторанах, танцевальных залах, профсоюзных митингах, винных погребах и других современных заведениях в таких местах, как Нижний Ист-Сайд Нью-Йорка . [ 81 ] [ 82 ] Но основным источником дохода клезмерских музыкантов, похоже, оставались свадьбы и симчи , как и в Европе. [ 83 ] Эти ранние поколения клезмеров документированы гораздо хуже, чем те, которые работали в 1910-х и 1920-х годах; многие никогда не записывали и не публиковали музыку, хотя некоторых помнят в семейной или общественной истории, например, семья Лемиш-клезмеров из Ясс , Румыния, которая прибыла в Филадельфию в 1880-х годах и основала там династию клезмеров. [ 84 ] [ 83 ]

Биг-бэнд-клезмерские оркестры (1910–1920-е гг.)

[ редактировать ]
Оркестр Макса Лейбовица 1921 года.

Жизнеспособность еврейской музыкальной индустрии в крупных американских городах привлекала в 1910-е годы все больше клезмеров из Европы. Это совпало с развитием звукозаписывающей индустрии, которая записала ряд этих клезмерских оркестров. Ко времени Первой мировой войны , наняли ряд руководителей групп индустрия обратила свое внимание на этническую танцевальную музыку, и звукозаписывающие компании, такие как Edison Records , Emerson Records , Okeh Records и Victor Recording Company для записи дисков со скоростью вращения 78 об/мин. [ 85 ] Первым из них был Эйб Эленкриг , цирюльник и корнетист из семьи клезмеров в Украине, чья запись 1913 года «Fon der Choope» («Со свадьбы») была признана Библиотекой Конгресса . [ 86 ] [ 87 ] [ 88 ]

Среди клезмеров европейского происхождения, записывавшихся в это десятилетие, были некоторые с украинской территории Российской империи (Абе Эленкриг, Дэйв Таррас , Шлоймке Беккерман , Йозеф Франкель и Исраэль Дж. Хохман ), некоторые из Австро-Венгерской Галиции ( Нафтуле Брандвейн , Гарри Кандель и Бериш Кац), а также некоторые из Румынии ( Эйб Шварц , Макс Лейбовиц , Макс Янковиц , Джозеф Московиц ). [ 89 ] [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ]

В середине 1920-х годов также появился ряд популярных новаторских «клезмерских» групп, которые выступали на радио или на сценах водевиля . В их число входил идиш-американский джаз-бэнд Иосифа Чернявского , участники которого одевались пародийно на казаков или хасидов . [ 93 ] Другой такой группой была Boibriker Kapelle, которая выступала на радио и на концертах, пытаясь воссоздать ностальгическое, старомодное галицкое клезмерское звучание. [ 94 ] С принятием Закона об иммиграции 1924 года , который значительно ограничил еврейскую иммиграцию из Европы, а затем с началом Великой депрессии в 1930 году, рынок записей на идише и клезмере в Соединенных Штатах резко упал, что, по сути, положило конец записи. карьеры многих популярных руководителей оркестров 1910-х и 1920-х годов и сделало большой клезмерский оркестр менее жизнеспособным. [ 95 ]

Знаменитые кларнетисты

[ редактировать ]

Наряду с появлением клезмерских «биг-бэндов» в 1910-х и 1920-х годах горстка еврейских кларнетистов, возглавлявших эти оркестры, стала самостоятельными знаменитостями, чье наследие продлилось и в последующие десятилетия. Самыми популярными среди них были Нафтуле Брандвейн , Дэйв Таррас и Шлоймке Беккерман . [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ]

Клезмерское возрождение

[ редактировать ]

В середине-конце 1970-х годов в Соединенных Штатах и ​​Европе произошло возрождение клезмеров, возглавляемое Гиорой Фейдманом , The Klezmorim , Зевом Фельдманом, Энди Стэтманом и оркестром Клезмерской консерватории . Свой репертуар они черпали из записей и сохранившихся музыкантов клезмеров США. [ 99 ] такие кларнетисты, как Дэйв Таррас и Макс Эпштейн. В частности, наставниками нового поколения клезмерских музыкантов стали [ 100 ] В 1985 году Генри Сапозник и Эдриен Купер основали KlezKamp для обучения клезмеру и другой музыке на идише. [ 101 ]

Элейн Хоффман Уоттс, клезмерская барабанщица, 2007 год.

В 1980-е годы произошла вторая волна возрождения, поскольку вырос интерес к более традиционно вдохновленным выступлениям на струнных инструментах, в основном среди неевреев из Соединенных Штатов и Германии. Музыканты начали выслеживать старых европейских клезмеров, прослушивая записи, находя транскрипции и делая полевые записи немногих клезморимов, оставшихся в Восточной Европе. Ключевые исполнители в этом стиле — Джоэл Рубин , Будовиц , Хевриса, Ди Найе Капелье, Йель Стром, The Chicago Klezmer Ensemble, The Maxwell Street Klezmer Band , скрипачки Алисия Свигальс , Стивен Гринман, [ 102 ] Куки Сегельштейн и Эли Розенблатт , флейтистка Эдрианн Гринбаум и на цимбле игрок Пит Рушефски . такие группы, как Brave Old World , Hot Pstromi и The Klezmatics В этот период также появились .

В 1990-е годы музыканты из района залива Сан-Франциско способствовали дальнейшему интересу к клезмерской музыке, выведя ее на новую территорию. Такие группы, как New Klezmer Trio, вдохновили новую волну групп, объединяющих клезмер с другими формами музыки, такими как Masada и Bar Kokhba Джона Зорна , Dream Naftule, проект Микки Каца Дона Байрона и скрипача Дэниела Хоффмана. клезмер/джаз/средне-средний стиль Восточная фьюжн-группа Davka. [ 99 ] Матч всех звезд клезмеров Нового Орлеана [ 103 ] также образовалась в 1991 году из смеси новоорлеанского фанка, джаза и клезмерского стиля.

Начиная с 2008 года проект «Другие европейцы», финансируемый несколькими культурными учреждениями ЕС, [ 104 ] провел год, проводя интенсивные полевые исследования в регионе Молдавии под руководством Алана Берна и ученого Зева Фельдмана. Они хотели изучить корни клезмеров и лэутари и объединить музыку двух «других европейских» групп. Образовавшаяся группа теперь выступает на международном уровне.

В ХХ веке в Израиле сложилась отдельная клезмерская традиция. Кларнетисты Моше Берлин и Аврум Лейб Бурштейн — известные представители клезмерского стиля в Израиле. Чтобы сохранить и популяризировать клезмерскую музыку в Израиле, Бурштейн основал Иерусалимскую клезмерскую ассоциацию, которая стала центром изучения и исполнения клезмерской музыки в стране. [ 105 ]

, каждое лето проводится ежегодный клезмерский фестиваль С конца 1980-х годов в Цфате , на севере Израиля . [ 106 ] [ 107 ]

[ редактировать ]

В музыке

[ редактировать ]

В то время как традиционные исполнения, возможно, пришли в упадок, многие еврейские композиторы, имевшие массовый успех, такие как Леонард Бернштейн и Аарон Копленд , продолжали находиться под влиянием клезмерских идиом, услышанных в юности (как и Густав Малер ). Джордж Гершвин был знаком с клезмерской музыкой, и вступительное глиссандо кларнета в « Рапсодии в стиле блюз » предполагает это влияние, хотя композитор не сочинял клезмер напрямую. [ 108 ] Некоторые стили кларнета лидеров свинг-джаз-бэндов Бенни Гудмана и Арти Шоу можно интерпретировать как заимствованные из клезмера, как и игра «фрейлахского свинга» других еврейских артистов того периода, таких как трубач Зигги Элман .

В то же время композиторы-неевреи также обращались к клезмеру за богатым источником увлекательного тематического материала. Дмитрий Шостакович особенно восхищался клезмерской музыкой за то, что она сочетает в себе экстаз и отчаяние человеческой жизни, и цитировал несколько мелодий в своих камерных шедеврах - Фортепианом квинтете соль минор, соч. 57 (1940), Фортепианное трио № 2 ми минор, соч. 67 (1944) и Струнный квартет № 8 до минор, соч. 110 (1960).

Композиции израильского композитора Офера Бен-Амотса включают в себя аспекты клезмерской музыки, в первую очередь его композицию 2006 года «Клезмерский концерт» . Пьеса для клезмерского кларнета (написана для еврейского кларнетиста Давида Кракауэра ), [ 109 ] струнный оркестр, арфа и ударные. [ 110 ]

В изобразительном искусстве

[ редактировать ]
Иссахар Бер Рыбак - Свадебная церемония

Фигура клезмера, как романтический символ еврейской жизни девятнадцатого века, появилась в искусстве ряда еврейских художников двадцатого века, таких как Анатолий Львович Каплан , Иссахар Бер Рыбак , Марк Шагал и Хаим Гольдберг . Каплан, творивший в Советском Союзе , был весьма увлечен романтическими образами клезмеров в литературе, и в частности в » Шолом - «Стемпенью Алейхема , и изобразил их в богатых подробностях. [ 111 ]

В фильме

[ редактировать ]

В литературе

[ редактировать ]

В еврейской литературе клезмер часто изображался как романтическая и несколько сомнительная фигура. [ 113 ] Однако в произведениях девятнадцатого века такие писатели, как Менделе Мохер Сфорим и Шолом-Алейхем, они также изображались как великие художники и виртуозы, восхищавшие массы. [ 30 ] Клезмеры также появлялись в нееврейской восточноевропейской литературе, например, в эпической поэме « Пан Тадеуш» , в которой изображен персонаж по имени Янкиель Цимбалист, или в рассказах Леопольда фон Захера-Мазоха . [ 12 ] В Джорджа Элиота произведении « Даниэль Деронда » (1876) немецкого еврейского учителя музыки зовут герр Юлиус Клесмер. [ 114 ] Позднее роман был адаптирован Аврамом Гольдфаденом в мюзикле на идиш под названием «Бен Ами» (1908). [ 115 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Стром, Йельский университет (зима 2024 г.). «Завораживающие звуки Клезмера» . Гуманитарные науки: Журнал Национального фонда гуманитарных наук . Проверено 27 декабря 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Береговский, Мойше (1982). «4. Еврейская инструментальная народная музыка (1937)». В Слобине, Марк (ред.). Старая еврейская народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 530–548. ISBN  081227833X .
  3. ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 29. ISBN  9781580465984 .
  4. ^ Jump up to: а б Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN  9780195161809 .
  5. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 208–210. ISBN  9780190244514 .
  6. ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. стр. 71–74. ISBN  9781580465984 .
  7. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 216–8. ISBN  9780190244514 .
  8. ^ Фельдман, Зев. «Музыка: традиционная и инструментальная музыка» . Энциклопедия YIVO . ЙИВО.
  9. ^ Киршенблатт-Гимблетт, Барбара (1998). «Звуки чувств». Иудаизм . 47 : 49–55.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мазор, Яаков; Серусси, Эдвин (1990). «К хасидскому лексикону музыки». Орбис Музыка . 10 : 118–43.
  11. ^ Jump up to: а б с Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 61–67. ISBN  9780190244521 .
  12. ^ Jump up to: а б Фельдман, Зев. «Музыка: традиционная и инструментальная музыка» . Энциклопедия YIVO . Институт ЙИВО . Проверено 20 июня 2021 г.
  13. ^ Липцин, Соломон (1972). История литературы на идише . Мидл-Виллидж, Нью-Йорк: Джонатан Дэвид. ISBN  0824601246 .
  14. ^ Шульц, Юлия (сентябрь 2019 г.). «Влияние идиша на английский язык: обзор лексических заимствований в различных предметных областях и сферах жизни, на которые с течением времени повлиял идиш». Английский сегодня . 35 (3): 2–7. дои : 10.1017/S0266078418000494 . S2CID   150270104 .
  15. ^ Александр, Фил (2021). Звучит по-еврейски в Берлине: клезмерская музыка и современный город . Оксфорд, Нью-Йорк, [Нью-Йорк]: Издательство Оксфордского университета. п. 87. ИСБН  9780190064433 .
  16. ^ Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 6. ISBN  9780195161809 .
  17. ^ Jump up to: а б с Нетски, Ханкус (зима 1998 г.). «Обзор клезмерской музыки и ее развития в США». Иудаизм . 47 (1): 5–12.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 176. ИСБН  9781580465984 .
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Фельдман, Зев (2022). «Музыкальный сплав и аллюзии в основном и переходном клезмерском репертуаре» . Шофар: Междисциплинарный журнал иудаики . 40 (2): 143–166. дои : 10.1353/шо.2022.0026 . ISSN   1534-5165 . S2CID   253206627 .
  20. ^ Jump up to: а б Рубин, Джоэл (2009). « Как нитка жемчуга»: размышления о роли духовых инструменталистов в еврейской инструментальной клезмерской музыке и образе «еврейского джаза» . В Вайнер, Ховард Т. (ред.). Идиомы духовых инструментов начала двадцатого века . Лэнхэм, Мэриленд: The Scarecrow Press. стр. 77–102. ISBN  978-0810862456 .
  21. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 39. ИСБН  9780190244514 .
  22. ^ Jump up to: а б Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 98–122. ISBN  9780195161809 .
  23. ^ Йель Стром , «Абсолютно полный клезмерский песенник», 2006, ISBN   0-8074-0947-2 , Введение
  24. ^ Стром 2012, стр. 101, 102
  25. ^ Jump up to: а б с Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 375–385. ISBN  9780190244521 .
  26. ^ Крис Хей, The Fiddle Handbook , 2009, Пример 4.9
  27. ^ Коэн.
  28. ^ Yale Strom, Shpil: The Art of Playing Klezmer , 2012, p. 94
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г Авенари, Ханох (1960). «Музыкальный словарь ашкеназских хазаним». Исследования библейского и еврейского фольклора . Блумингтон, Индиана: 187–198.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Beregovski, M. (1941). "Yidishe klezmer, zeyer shafn un shteyger" . Literarisher Alamanakh "Sovetish" (in Yiddish). 12 . Moscow: Melukhe-farlag "Der Emes": 412–450.
  31. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 275–298. ISBN  9780190244514 .
  32. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 261–273. ISBN  9780190244514 .
  33. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 147. ИСБН  9780190244521 .
  34. ^ Jump up to: а б Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 220–227. ISBN  9780190244521 .
  35. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 232–233. ISBN  9780190244521 .
  36. ^ Петрушка, Симха (1932). Юдише энциклопедия далеко Юдише гешихте, культура, религия, философия, литература, биография, библиография и другие юдише иньоним (на идише). Варшава: Иегудия. стр. 163–166.
  37. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 146–156. ISBN  9780190244514 .
  38. ^ Рубин, Рут (1973). Голоса народа: история народной песни на идиш (2-е изд.). Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. п. 251. ИСБН  0070541949 .
  39. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 100–111. ISBN  9780190244514 .
  40. ^ Гиффорд, Пол М. (2001). Чеканные цимбалы: история . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 106–107. ISBN  9781461672906 .
  41. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 111–113. ISBN  9780190244514 .
  42. ^ Jump up to: а б Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 93–96. ISBN  9780190244521 .
  43. ^ Левик, Сергей Юрьевич (1962). Записки оперного певца (in Russian). Искусство. pp. 18–19.
  44. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 115. ИСБН  9780190244514 .
  45. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 100–116. ISBN  9780190244514 .
  46. ^ «КЛЕЗМЕР МУЗЫК» . пользователи.ч . Проверено 19 января 2016 г.
  47. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Горовиц, Джошуа. «Клезмер Ахава Раббо Штейгер: режим, подрежим и модальная прогрессия» (PDF) . Budowitz.com . Проверено 26 июня 2021 г.
  48. ^ Jump up to: а б с Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. стр. 122–74. ISBN  9781580465984 .
  49. ^ Jump up to: а б Тарси, Боаз. «Полный текст: Межрепертуарные мотивы в литургической музыке ашкеназской традиции: Первоначальное землеустройство Боаза Тарси» . Еврейский музыкальный исследовательский центр . Проверено 27 июня 2021 г.
  50. ^ Jump up to: а б Фригеси, Юдит Лаки (1982–1983). «Модуляция как неотъемлемая часть ладовой системы в еврейской музыке» . Музыка иудаики . 5 (1): 52–71. JSTOR   23687593 .
  51. ^ Jump up to: а б с Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 361. ИСБН  9781580465984 .
  52. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 40. ИСБН  9780190244521 .
  53. ^ Алфорд-Фаулер, Джулия (май 2013 г.). В погоне за идишкайтом: Концерт в контексте клезмерской музыки (PDF) (Докторская диссертация). Университет Темпл . Проверено 16 июня 2021 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Тарси, Вооз (3 июля 2017 г.). «На стыке теории музыки и идеологии: А. З. Идельсон и ашкеназский молитвенный режим Маген Авот» . Журнал музыковедческих исследований . 36 (3): 208–233. дои : 10.1080/01411896.2017.1340033 . ISSN   0141-1896 . S2CID   148956696 .
  55. ^ Jump up to: а б с Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 364. ИСБН  9781580465984 .
  56. ^ Горовиц, Джош. «Основные клезмерские лады» . Клезмерская хижина Ари Давидова . Проверено 24 июня 2022 г.
  57. ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: Музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 19–21. ISBN  9781439909034 .
  58. ^ Штутчевский, Иоахим (1959). Клезмеры: их история, образ жизни и труды (на иврите). Иерусалим: Институт Бялика. стр. 29–45.
  59. ^ Ривкинд, Исаак (1960). Перек бе-Толдот Ха-Аманут Ха-Амамит (на иврите). Нью-Йорк: Футуро Пресс. п. 16.
  60. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 62–63. ISBN  9780190244521 .
  61. ^ Заагсма, Гербен (2000). «Клезморимы Праги: О гильдии еврейских музыкантов». Восточноевропейские встречи по этномузыковедению . 7 : 41–47.
  62. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 71–73. ISBN  9780190244521 .
  63. ^ Горовиц, Джошуа (2012). «9. Клезмерский аккордеон». В Симонетт, Хелена (ред.). Аккордеон в Америке: клезмер, полька, танго, зидеко и многое другое! . Урбана: Издательство Университета Иллинойса. п. 195. ИСБН  9780252094323 .
  64. ^ Штутчевский, Иоахим (1959). Клезмеры: их история, образ жизни и труды (на иврите). Иерусалим: Институт Бялика. стр. 110–114.
  65. ^ Рубин, Джоэл (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Рочестерский университет. п. 28. ISBN  9781580465984 .
  66. ^ Береговский, Моше; Ротштейн, Роберт; Бьёрлинг, Курт; Альперт, Майкл; Слобин, Марк (2020). Еврейская инструментальная народная музыка: сборники и сочинения Моше Береговского (Второе изд.). Эванстон, Иллинойс. стр. I7–I9. ISBN  9781732618107 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  67. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 149. ИСБН  9780190244514 .
  68. ^ Jump up to: а б Воллок, Джеффри (весна 1997 г.). «Европейские записи еврейской инструментальной народной музыки, 1911–1914». Журнал АРСК . 28 (1): 36–55.
  69. ^ Рубин, Джоэл; Эйлуорд, Майкл (2019). Оркестр Чехова: Восточноевропейская клезмерская музыка из архива EMI, 1908–1913 (компакт-диск). Лондон: Renair Records.
  70. ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: Музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 10–11. ISBN  9781439909034 .
  71. ^ Шолохова, Людмила (2004). «Зиновий Кисельгоф как основоположник еврейского музыкального фольклора в Российской империи начала ХХ века». В Грёзингере, Карл-Эрих (ред.). Клесмер, Классика, песни на идише: еврейская музыкальная культура в остео- Европе Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 63–72. ISBN  9783447050319 .
  72. ^ Грёзингер, Эльвира (2008). «Наш Ребе, наш Сталин –»: песни на идише из петербургских сборников Мойше Береговского (1892–1961) и Софьи Магид (1892–1954); Введение, тексты, ноты с DVD: Список всех остальных 416 наименований, аудиодокументы отредактированных и неотредактированных песен . Висбаден: Харрасовиц. стр. 40–3. ISBN  9783447056892 .
  73. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 24. ISBN  9780190244521 .
  74. ^ Штерншис, Анна (2006). Советское и кошерное: Еврейская популярная культура в Советском Союзе, 1923–1939 . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. xv–xx. ISBN  0253347262 .
  75. ^ Воллок, Джеффри (весна 2003 г.). «Советские записи еврейской инструментальной народной музыки, 1937–1939». Журнал АРСК . 34 (1). Аннаполис, Мэриленд: 14–32.
  76. ^ Шолохова, Лидмила. "Береговский, Моисей Иаковлевич" . YIVO Encyclopedia . YIVO Institute . Retrieved 8 июля 2021 .
  77. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 129. ИСБН  9780190244514 .
  78. ^ Эстраих, Геннадий (2008). Идиш в холодной войне . Лондон: Рутледж. п. 57. ИСБН  9781351194471 .
  79. ^ Штерншис, Анна (2006). Советское и кошерное: еврейская популярная культура в Советском Союзе, 1923–1939 гг . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 3–4. ISBN  0253347262 .
  80. ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 39. ИСБН  9781580465984 .
  81. ^ Хескес, Ирен (1995). Американские популярные песни на идише, 1895–1950 годы: каталог, основанный на списке записей об авторских правах Лоуренса Марвика . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. стр. xix=xxi. ISBN  0844407453 .
  82. ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. п. 36. ISBN  9781580465984 .
  83. ^ Jump up to: а б Леффлер, Джеймс (2002). «3: Di Rusishe Progresiv Muzikal Yunyon No. 1 fun Amerike Первый клезмерский союз в Америке». В Слобине, Марк (ред.). Американский клезмер: его корни и ответвления . Издательство Калифорнийского университета. стр. 35–51. ISBN  978-0-520-22717-0 .
  84. ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: Музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 98–9. ISBN  978-1-4399-0903-4 .
  85. ^ «История репертуара Колумбии: записи на иностранном языке - дискография американских исторических записей» . Дискография американских исторических записей . Проверено 12 февраля 2021 г.
  86. ^ «Звуки бойцов, Хаулин Вульф и икона комедии среди 25, включенных в Национальный реестр звукозаписи» . Библиотека Конгресса . Проверено 13 февраля 2021 г.
  87. ^ Сапозник, Генри (1999). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира . Книги Ширмера. п. 68. ИСБН  9780028645742 .
  88. ^ Нетский, Ханкус. «Fon der Choope (Со свадьбы) — Идишеский оркестр Абэ Эленкрига (4 апреля 1913 г.)» (PDF) . Библиотека Конгресса . Проверено 19 июня 2021 г.
  89. ^ Хескес, Ирен (1995). Американские популярные песни на идише, 1895–1950 годы: каталог, основанный на списке записей об авторских правах Лоуренса Марвика . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. п. xxxiv. ISBN  0844407453 .
  90. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 279. ИСБН  9780190244514 .
  91. ^ «Оркестр лейтенанта Джозефа Франкеля - Дискография американских исторических записей» . Дискография американских исторических записей .
  92. ^ Сапозник, Генри (1999). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира . Нью-Йорк: Книги Ширмера. стр. 87–94. ISBN  9780028645742 .
  93. ^ Сапозник, Генри (2006). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира (2-е изд.). Нью-Йорк: Торговые книги Ширмера. стр. 107–11. ISBN  9780825673245 .
  94. ^ Воллок, Джеффри (2007). «Исторические записи как исторические записи: Херш Гросс и его Бойберикер Капелье (1927–1932)» (PDF) . Журнал АРСК . 38 (1): 44–106.
  95. ^ Рубин, Джоэл Э. (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Бойделл и Брюэр. стр. 260–263. ISBN  9781787448315 .
  96. ^ Сапозник, Генри (2006). Клезмер! : Еврейская музыка от Старого Света до нашего мира (2-е изд.). Нью-Йорк: Торговые книги Ширмера. стр. 99–109. ISBN  9780825673245 .
  97. ^ Евреи и американская популярная культура . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger. 2007. с. 86. ИСБН  9780275987954 .
  98. ^ Рубин, Джоэл (2020). Нью-йоркский клезмер в начале ХХ века: музыка Нафтуле Брандвейна и Дэйва Тарраса . Рочестер, Нью-Йорк: Рочестерский университет. стр. 2–4. ISBN  9781580465984 .
  99. ^ Jump up to: а б Киршенблатт-Гимблетт, Барбара (1998). «Звуки чувств». Иудаизм: Ежеквартальный журнал еврейской жизни и мысли . 47 (1): 49–79.
  100. ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. стр. 4–5. ISBN  9781439909034 .
  101. ^ Слобин, Марк (2000). Скрипач в движении: исследуя клезмерский мир . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 4. ISBN  9780195161809 .
  102. ^ «Стивен Гринман» . stevengreenman.com . Проверено 19 января 2016 г.
  103. ^ "Дом" . klezmers.com .
  104. ^ «Другие европейцы» . другие-европейцы-band.eu. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 19 января 2016 г.
  105. ^ «Иерусалимская клезмерская ассоциация» .
  106. ^ Out and AboutПредстоящие события · чтение 1 минута (20 марта 2023 г.). «Ежегодный клезмерский фестиваль в Цфате возвращается, чтобы поразить север Израиля!» . НЕОБХОДИМЫЙ путеводитель по Израилю | iGoogledIsrael.com . Проверено 24 апреля 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  107. ^ «Клезмерский фестиваль в Цфате» . Цфат Израиль . Проверено 24 апреля 2023 г.
  108. ^ Роговой, С. (2000). Неотъемлемый клезмер . Алгонкинские книги. п. 71. ИСБН  978-1-56512-863-7 . Проверено 1 мая 2017 г.
  109. ^ «Офер Бен-Амотс: Клезмерский концерт» . Bernstein Artists, Inc. 2006. Архивировано из оригинала 6 июня 2014 года . Проверено 6 июня 2014 г.
  110. ^ Бен-Амотс, Офер (2006). Клезмерский концерт . Колорадо-Спрингс: Собственная пресса композитора. ISBN  978-1-939382-07-8 .
  111. ^ Сурис, BB (1972). Анатолий Львович Каплан. Анатолий Львович Каплан . Ленинград: Художник РСФСР. стр. 234–236.
  112. ^ Рубин, Джоэл; Оттенс, Рита (15 мая 2000 г.). «Щекотка в сердце» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2009 года.
  113. ^ Нетский, Ханкус (2015). Клезмер: музыка и община в еврейской Филадельфии двадцатого века . Филадельфия: Издательство Университета Темпл. п. 9. ISBN  9781439909034 .
  114. ^ Фельдман, Зев (2016). Клезмер: музыка, история и память . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 60. ИСБН  9780190244521 .
  115. ^ Хескес, Ирен (1995). Американские популярные песни на идише, 1895–1950 годы: каталог, основанный на списке записей об авторских правах Лоуренса Марвика . Вашингтон, округ Колумбия: Библиотека Конгресса. п. XIX. ISBN  0844407453 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fd85d28580b5afc949dc4c7464f20ce5__1722514020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fd/e5/fd85d28580b5afc949dc4c7464f20ce5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Klezmer - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)