Jump to content

русская опера

(Перенаправлено из русских оперных статей )

Русская опера ( русский: Ру́сская опера Русская опера ) — оперное искусство в России. К этой категории относятся также оперы композиторов русского происхождения, написанные или поставленные за пределами России, а также оперы иностранных композиторов, написанные или предназначенные для русской сцены. Это не только русскоязычные оперы. Есть примеры русских опер, написанных на французском, английском, итальянском, латинском , древнегреческом , японском или множестве языков национальностей, входивших в состав Империи и Советского Союза .

Русская опера включает произведения таких композиторов, как Глинка , Рубинштейн , Мусоргский , Бородин , Чайковский , Римский-Корсаков , Стравинский , Прокофьев и Шостакович .

В поисках своих типичных и характерных черт русская опера (и русская музыка в целом) нередко находилась под сильным иностранным влиянием. Итальянские, французские и немецкие оперы служили примером, даже когда композиторы стремились привнести в свои произведения особые, национальные элементы. Этот дуализм в большей или меньшей степени сохранялся на протяжении всей истории русской оперы. [ нужна ссылка ]

В Россию опера пришла в XVIII веке. представляли оперы на итальянском языке Сначала итальянские оперные труппы . Позднее некоторые иностранные композиторы, служившие при Российском императорском дворе, начали писать оперы на русском языке, а некоторые русские композиторы были привлечены к написанию опер на итальянском и французском языках. И только в начале 1770-х годов были предприняты первые скромные попытки композиторов русского происхождения сочинить оперы на русские либретто . Это было не настоящее творение русской национальной оперы как таковое, а скорее слабое подражание итальянским , французским или немецким образцам. Но, тем не менее, эти эксперименты были важны и проложили путь к великим достижениям 19 и 20 веков.

итальянцы

[ редактировать ]

году, когда король Польши и курфюрст Саксонии Зародившись в Италии около 1600 года, опера распространилась по всей Европе и достигла России в 1731 Август II Сильный (основавшийся в Дрездене ) «одолжил» свою итальянскую оперную труппу русской императрице Анне для празднования. ее коронации в Москве. Первой оперой, показанной в России, была «Каландро» Джованни Альберто Ристори (1692–1753), исполненная в Москве в 1731 году под руководством композитора и его отца Томмазо, с участием 13 актеров и девяти певцов, включая Людовику Сейфрид, Маргариту Эрмини и Розалию Фантазию. [ 1 ]

Франческо Араха

После этого итальянские оперные труппы были приглашены в Россию для развлечения императрицы и ее двора. большая итальянская оперная труппа под руководством композитора Франческо Араха впервые была приглашена для работы В 1735 году в Петербург . Первой оперой, поставленной ими, была « La forza dell'amore e dell'odio » Арахи на текст Франческо Праты, поставленная 8 февраля [OS 29 января] 1736 года как Sila lyubvi i nenavisti Сила любви и ненависти »). оперы Следующими двумя постановками Арахи стали «Сериа finto Нино», оверо «Риконосциута Семирамиды» на текст Франческо Сильвани, поставленные 9 февраля 1737 года [OS 28 января], «Санкт-Петербург» и «Артасерс» на текст Пьетро Метастазио , исполненные 9 февраля. 1738 г. [OS 28 января] в Санкт-Петербурге. Арайя провел в России около 25 лет и написал для русского двора не менее 14 опер.

В 1742 году в связи с празднованием коронации императрицы Елизаветы Петровны в Москве была поставлена ​​опера (1699–1783) «Тито Веспасиано » [ La clemenza di Tito ] Иоганна Адольфа Хассе . Специально к этому событию был построен новый театр. В 1743 году в «Зимнем дворце» ( Зимнем дворце ) в Санкт-Петербурге вместо небольшого зала «Комеди и оперы» был построен новый оперный театр (архитектор Бартоломео Растрелли ), вмещавший около тысячи человек.

Валериани: Декорации к «первой русской опере» «Цефаль и Прокрис» Аража . , 1755 год

Следующая оперная серия Аража Селевко . на текст Джузеппе Бонекки была дана 7 мая [OS 26 апреля] 1744 года в Москве в рамках двойного празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны и заключения мира со Швецией

Постановка « оперы Арайи Беллерофонте » на текст Джузеппе Бонекки (9 декабря 1750 [OS 28 ноября], Санкт-Петербург) примечательна участием русского певца из «певчей» Придворной капеллы Марка Полторацкого, сыгравшего роль атамана, дворянина Ликийского королевства.

Первой оперой, написанной на русском языке, была Арайи « Цефал и Прокрис» ( «Цефал и Прокрис» , либретто Александра Сумарокова ), поставленная в Санкт-Петербурге 7 марта [OS 27 февраля] 1755 года.

Второй оперой на русский текст была «Альцеста» , 1758, либретто Александра Сумарокова ) немецкого композитора Германа Раупаха (1728–1778), также служившего при русском дворе. Раупак прожил в России 18 лет и умер в Санкт-Петербурге в 1778 году.

частное оперное предприятие под руководством Джованни Баттиста Локателли В 1757 году в Петербург было приглашено (1713 – ок. 1770). Каждую неделю для двора показывали оперу, а два-три раза в неделю им разрешалось давать открытые публичные выступления. Репертуар в основном состоял из итальянской оперы-буффа . За первые три года труппа представила семь опер Бальдассаре Галуппи (1706–1785), в том числе Il mondo della luna ( «Мир Луны» ), Il Filosofo di Campagna ( «Деревенский философ» ) и Il mondo alla roversa, ossia. Le donne che Commandono ( «Миры перевернутые, или Женщины командуют »).

В 1760–80-х годах в России работали по очереди венецианец Галуппи , Манфредини из Пистойи , Траэтта из Битонто близ Барри , Паизиелло из Таранто , Сарти , Чимароза из Кампании и испанец Мартин-и-Солер . Каждый из них внес важный вклад, поставив оперы как на итальянские, так и на русские либретто. Вот список некоторых опер, написанных и представленных в России:

Винченцо Манфредини (1737–1799) прожил в России 12 лет и умер в Санкт-Петербурге. Сын и ученик известного композитора эпохи барокко Франческо Манфредини , он был учителем музыки Павла Петровича, который впоследствии стал императором России. Для Российского императорского двора Манфредини написал пять опер, в том числе: «Семирамида» (1760, Санкт-Петербург), «Олимпиада» (1762, Москва) и «Карло Магно » (1763, Санкт-Петербург).

Томмазо Траэтта (1727–1779) был капельмейстером при Российском императорском дворе в течение восьми лет (1768–1775) и написал там пять опер, в том числе: «Астрея плаката» (1770, Санкт-Петербург), «Антигона» (1772, Санкт-Петербург) и «Четыре сезона». и двенадцать месяцев года (1776 г., Санкт-Петербург ).

Джованни Паизиелло (1740–1816), известный неаполитанский композитор, автор более 100 опер серий и буффа , провел в России восемь лет (1776–1783), где написал 12 опер, в том числе «Ниттети» » ( 1777, Санкт-Петербург) (1777, Санкт-Петербург), «Люсинда и Армидоро . 1777, Санкт-Петербург), «Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» ( Эрмитажный театр, 1782 ), и Мир Луны (1782 Каменноостровский театр ).

Джузеппе Сарти (1729–1802), автор около 40 опер, провел в России восемнадцать лет (1784–1802). Проработав восемь лет маэстро ди капелла при императорском дворе, следующие четыре года он провел на службе у князя Григория Александровича Потемкина в его имении на юге России. Затем он вернулся в суд. В 1801 году он испросил разрешения вернуться, так как его здоровье было подорвано. Император Александр I уволил его в 1802 году с щедрой пенсией. Сарти умер в Берлине . Самыми успешными его операми в России были «Армида и Ринальдо» и «Начальное управление Олега », либретто для последней написала сама императрица. Среди девяти опер, написанных в России, также: Gli amanti consolati (1784, Санкт-Петербург), I finti eredi (1785, Санкт-Петербург, Большой Каменный театр ), Castore e Polluce (1786, Эрмитажный театр ) и La famille indienne en Angleterre (1799, Санкт-Петербург). , Большой Каменный театр ).

Доменико Чимароза , (1749–1801) другой известный неаполитанский композитор, певец, скрипач, клавесинист, дирижер и педагог, сочинивший около 75 опер, в течение пяти лет (1787–1791) был маэстро ди капелла в России, где написал : неожиданное счастье (1788 Эрмитажный театр ), La vergine del sol'e (1788? Эрмитажный театр ; 1789 Санкт-Петербург, Большой Каменный театр ) и «Клеопатра» ( Клеопатра и Марк Антоний 1789 Эрмитажный театр )

Висенте Мартин и Солер

Висенте Мартин-и-Солер (1754–1806), испанский органист и композитор 21 оперы и 5 балетов, поселился в России в 1788 году, где его называли «Мартини». Там он написал: «Гор-богатырь Косометович» (либретто Екатерины II , 1789 Эрмитажный театр ) с увертюрой на три русские мелодии, «Песнолюбие» (1790 Эрмитажный театр ) и «La festa del Villagegio» (1798 Эрмитажный театр ).

Две его оперы, премьера которых состоялась в Вене, но также были поставлены в России: «Una cosa rara», «o sia Bellezza ed onestà» ( «Редкая вещь» ) и «L'arbore di Diana» ( «Дерево Дианы» ) пользовались особой популярностью. Первая из них, исполненная в русском переводе Ивана Дмитриевского, имела некоторые элементы антифеодальной направленности. Он умер в Санкт-Петербурге в январе 1806 года.

Иван Керзелли (известный также как И.И. Керзелли, или Иосиф Керцель) был представителем большой семьи иностранных музыкантов Керзелли (вероятно, чешского происхождения), поселившейся в России в XVIII веке. Его считают автором нескольких известных опер: «Любовник-колдун» ( «Любовник-волшебник» , 1772, Москва), «Розана и Любим» ( «Розана и Любим» , 1778, Москва), «Деревенский ворожея» ( «Деревенский волшебник », ок. 1777, Москва) (увертюра и песни были напечатаны в Москве 1778 г. Это были первые напечатанные в России отрывки из опер) и «Гуляные или»; садовник кусковской ( Прогулка или Садовник из Кусково 1780 или 1781 Кусково , Частный театр графа Николая Шереметева ).

Антуан Буллан (также известный как Антуан или Жан Буллан, 1750–1821), другой композитор чешского происхождения, поселившийся в России в 1780 году, написал большое количество опер с русскими либретто , часто в русских национальных рамках. Особую известность получил благодаря своей комической опере «Сбитеньщик» ( Сбитеньщик — Sbiten Vendor ), комической опере в 3-х действиях, написанной на либретто Якова Княжнина (ремейк мольеровской « Школы женщин »). Опера была поставлена ​​в 1783 или 1784 году в Санкт-Петербурге, в Большом Каменном театре и игралась до 1853 года.

Большой популярностью пользовались также оперы бельгийского /французского Андре Эрнеста Модеста Гретри (1741–1813), такие как «Дружба в превью» (впервые поставлена ​​в 1779 году, Кусково театр) или «Самнитские свадьбы» , ставившиеся в течение 12 лет (с 1885 года). , Кусково , Останкино театры ) с крепостным-сопрано Прасковья Жемчугова в частной опере Николая Шереметева .

Двое талантливых молодых россиян Березовский и Бортнянский были отправлены Екатериной II в Италию для изучения искусства музыкальной композиции .

Максим Березовский (1745–1777) весной 1769 года отправился в Италию для обучения у падре Джованни Баттисты Мартини в Болонской филармонической академии , которую окончил с отличием. Он написал оперу-серию « Демофонте» на итальянское либретто Пьетро Метастазио для карнавала в Ливорно (постановка в феврале 1773 года).

Дмитрий Бортнянский

Дмитрий Бортнянский (1751–1825), ученик Германа Раупаха и Бальдассаре Галуппи , отправился в Италию вслед за своим учителем Галуппи. В Италии Бортнянский добился значительных успехов, сочиняя оперы: «Креонт» (1776) и «Алкид» (1778) в Венеции , и «Квинто Фабио» (1779) в Модене . Бортнянский вернулся ко двору в Санкт-Петербурге в 1779 году, где написал еще четыре оперы (все на французском языке, на либретти Франца-Германа Лафермьера): «Сокол» (1786), «Праздник сеньора» (1786), «Дон Карлос » (1786), и Le Fils-Rival или La Moderne Stratonice (1787).

была создана успешная одноактная опера «Анюта» ( Китайский театр В это же время в России на текст Михаила Васильевича Попова , 6 сентября [OS 26 августа], 1772) . Музыка представляла собой подборку популярных песен, указанных в либретто. Это история о девушке по имени Анюта, воспитанной в крестьянском дворе, которая на самом деле оказалась дворянского происхождения, и история ее любви к дворянину Виктору, закончившаяся в конце концов благополучно, звоном свадебных колоколов. Партитура не сохранилась, автор ее неизвестен, однако иногда ее приписывали Василию Пашкевичу или даже Евстигнею Фомину , которому в то время было всего 11 лет.

Музыка другой успешной русской оперы «Мельник» — «Колдун, обманщик и сват» текст ( Александра Аблесимова , Москва, 1779), на тему, напоминающую Руссо « Левина дю» село , приписывается театральному скрипачу и дирижеру Михаилу Матвеевичу Соколовскому (ок. 1756–?). Позже музыку переработал Евстигней Фомин .

Василий Пашкевич (1742–1797), русский композитор, прославился своей комической оперой «Скупой» . Его роли: Скрягин, опекун Любимы; Любима, его племянница; Миловид, ее возлюбленный; Марфа, служанка, в которую влюблен Скрягин; Пролаз, слуга Миловида, находящийся на службе у Скрягина. Соответственно на русский язык были переведены речь и имена героев комедии Мольера , а также музыка, сочетающая в себе некоторые черты западной формы с типично русскими мелодиями. Другая его опера «Феви» была написана на либретто Екатерины II . Другие оперы: » « Несчастье от кареты , 1779, Санкт-Петербург, Театр Карла Книпера , «Петербургский базар» , «Санкт-Петербургский гостиный двор» , 1782, Санкт-Петербург), Театр Книпера , «Ноша не тяжела, если она твоя» ( «Своя ноша не»). тянет , 1794), Раннее царствование Олега ( Начальное управление Олега , либретто Екатерины II, 1790, Санкт-Петербург) — совместно с Джузеппе Сарти и К. Каннобио), «Федул и его дети» ( Fedul s det'mi , libretto by Catherine II, 1791 Saint Petersburg) – together with Martin y Soler ), The Pasha of Tunis ( Pasha tunisskiy , 1782 libretto by Mikhail Matinsky ) and You Shall Be Judged As You Lived ( Kak pozhivyosh', tak i proslyvyosh , 1792) — rev. of St Petersburg Bazaar .

Yevstigney Fomin

Italian-trained Yevstigney Fomin (1761–1800) composed about 30 operas including the most successful opera-melodrama Orfey i Evridika to the text by Yakov Knyazhnin . Among his other operas are: The Novgorod Hero Boyeslayevich ( Novgorodskiy bogatyr’ Boyeslayevich , text by Catherine II , 1786 Saint Petersburg), The Coachmen at the Relay Station ( Yamshchiki na podstave 1787 Saint Petersburg), Soirées ( Vecherinki, ili Gaday, gaday devitsa , 1788 Saint Petersburg), Magician, Fortune-teller and Match-maker ( Koldun, vorozheya i svakha 1789 Saint Petersburg), The Miller who was a Wizard, a Cheat and a Match-maker ( Melnik – koldun, obmanshchik i svat , 1779 Moscow, originally: Mikhail Sokolovsky ), The Americans ( Amerikantsy , comic opera, 1800 Saint Petersburg), Chloris and Milo ( Klorida i Milon , 1800 Saint Petersburg), and The Golden Apple ( Zolotoye yabloko , 1803 Saint Petersburg).

XIX век стал золотым веком русской оперы. Началось оно с успеха масштабного и медленно развивающегося оперного проекта: оперы «Леста», «Днепровская русалка» и трех ее продолжений (1803–1807, первое в Петербурге) по мотивам немецкого романтико-комического произведения Donauweibchen») Фердинанда Кауэра (1751–1751–1751–1751–1751 «Das . 1831) с русским текстом и дополнительной музыкой обрусевшего венецианского иммигранта Каттерино Кавоса (1775–1840) и Степан Давыдов (1777–1825).

Следующим успехом стала патриотическая опера «Иван Сусанин» (1815), Кавоса основанная на эпизоде ​​из русской истории .

Этот успех продолжила блестящая оперная карьера Алексея Верстовского (1799–1862), написавшего более 30 опер-водевилей и 6 великих опер, в том числе «Аскольдову могилу» ( «Аскольдова могила» , впервые исполненная в 1835 году), получившую около 200 представлений в Санкт-Петербурге. и 400 в Москве только за первые 25 лет.

Михаил Глинка

Однако наиболее важными событиями в истории русской оперы стали две великие оперы Михаила Глинки (1804–1857) «Жизнь за царя» ( «Жизнь за царем» , первоначальное название «Иван Сусанин» 1836 г.) и «Руслан и Людмила» (по повести Александр Пушкин , 1842 год. Эти два произведения открыли новую эру в русской музыке и расцвет русской национальной оперы.

Александр Даргомыжский

С тех пор опера стала ведущим жанром для большинства русских композиторов. За Глинкой последовал Александр Даргомыжский (1813–1869) с его «Русалкой» (1856) и революционным «Каменным гостем» ( «Каменный гость» , законченный Римским-Корсаковым , премьера которого состоялась в 1872 году).

Другими композиторами были:

Русская опера достигла своего апогея в произведениях Модеста Мусоргского и его антипода Петра Чайковского .

» Модеста Мусоргского ( 1839–1881) «Борис Годунов остается величайшим шедевром русской оперы, несмотря на то, что многие считают серьезными техническими недостатками и ошеломляющим множеством версий (Оригинальная версия 1869 года, Переработанная версия 1872 года, Римского-Корсакова Издание ). 1908 г., Шостакович Издание 1940 г. и др.). Другие его оперы остались незавершенными:

Петр Чайковский (1840–1893) завершил десять опер, в том числе самые известные «Евгений Онегин» ( «Евгений Онегин» ), 1877–1878, 1879 «Москва» и «Пиковая дама» ( Пиковая дама ), 1890, 1890 «Санкт-Петербург», которые ныне принадлежат мировому эталону. репертуар . Другие его оперы:

  • Воевода ( «Воевода» ), 1867–1868, уничтожен композитором, но посмертно реконструирован.
  • Ундина (или Ундина ), 1869, не завершена, частично уничтожена композитором
  • Опричник , 1870–1872, 1874 г. Санкт-Петербург.
  • Вакула Кузнец ( Кузнец Вакула ), 1874, 1876 г. Санкт-Петербург.
  • Орлеанская дева ( Орлеанская дева ), 1878–1879, 1881 г. Санкт-Петербург.
  • Мазепа 1881–1883, 1884 Москва.
  • Черевички (обр. Вакулы-кузнеца ) 1885, 1887 г. Москва
  • Чародейка (также Чародейка или Чародейка ), 1885–1887, 1887 г. Санкт-Петербург.
  • Иоланта ( Иоланта ), 1891, 1892 г. Санкт-Петербург.

Not less important was Aleksandr Borodin ’s (1833–1887) Prince Igor  – ( Knyaz Igor , completed by Rimsky-Korsakov and Alexander Glazunov , 1890).

Плодовитый Николай Римский-Корсаков (1844–1908) написал пятнадцать опер — наиболее значительные достижения оперного искусства в России конца века. Наиболее заметные из них:

Последние три из них уже принадлежат русской опере ХХ века.

Было построено множество новых оперных театров, в том числе Большой театр (открыт с 1825 г. в Москве) и Мариинский театр , открытый с 1860 г. в Санкт-Петербурге).

Историю русской оперы XIX века можно увидеть в избранном списке премьер театров Санкт-Петербурга:

Федор Шаляпин в роли Ивана Сусанина в Глинки опере «Жизнь за царя»

Bolshoi Kamenny Theatre

Мариинский театр (с 1860 г.)

Частная русская опера Мамонтова была основана в 1885 году. Савва Мамонтов открыл талант Шаляпина , заказал эскизы Михаилу Врубелю , Константину Коровину , Наталье Гончаровой и Ивану Билибину , поставил поздние оперы Римского Корсакова .

Опера распространилась в губернские центры Киева (1867 г.), Одессы (1887 г.) и Харькова (1880 г.).

Политические коллизии ХХ века разделили русских оперных композиторов на тех, кому удалось бежать на Запад успешно или нет, и тех, кто продолжал жить в не той особенной дружественной атмосфере советского и постсоветского режимов. И тем не менее процесс создания новых опер не уменьшился, а, наоборот, чрезвычайно вырос.

Зиминская опера была основана в 1904 году, а Сергея Дягилева « Русские сезоны» начались в Париже в 1913 году.

Владимир Ребиков (1866–1920), автор более 10 опер, наиболее известен своей оперой «Елка» ( Ёлка , 1894–1902), в которой он изложил свои идеи «меломимики» и «ритмодекламации» ( см. мелодекламация ).

Сергей Рахманинов (1873–1943) написал три оперы:

Все три оперы были поставлены на сцене Большого театра. Он начал, но не закончил четвертую «Монну Ванна» (1907, 1-й акт по партитуре) после Мориса Метерлинка, отказавшегося дать композитору разрешение на использование его текста. Эти оперы, написанные на рубеже двух столетий, скорее принадлежат миру романтической оперы прошлого. Бежав из России в 1917 году, Рахманинов больше никогда не возвращался к оперным проектам.

В отличие от него, Игорь Стравинский (1882–1971) вновь и вновь возвращался к этому жанру, полный свежих и новаторских идей. Иногда эти произведения сложно назвать чистыми операми, а скорее «операми-балетами», «операми-кантатами» или «музыкальным театром». Вот список:

Оперы Сергея Прокофьева ( 1891–1953) полны юмора, остроумия и новизны. Вот список его законченных опер:

Дмитрий Шостакович (1906–1975) был еще одним великим оперным композитором, который всю свою жизнь боролся с коммунистической идеологией. Его сатирическая опера «Нос » по совершенно абсурдному рассказу Гоголя была раскритикована в 1929 году РАПМ как « формалистическая ». Его вторая опера «Леди Макбет Мценского уезда», исполненная в 1934 году с огромным успехом, была осуждена властями еще более жестко. Это заставило его перекомпоновать ее гораздо позже, в 1962 году, как «Катерину Измайлову», в более упрощенном и традиционном стиле, отвечающем требованиям новых правителей режима. Шостакович участвовал еще во многих оперных проектах.

Композиторов того же поколения, сумевших создать сотни опер, было гораздо больше. У некоторых из них были те же проблемы, что и у Шостаковича и Прокофьева, которые вернулись жить в Советскую Россию и были смертельно охвачены ее удушающим режимом. Другие были на противоположной стороне, исполняя удушающие роли. Серьезное осуждение и преследование выдающихся композиторов Советского Союза , таких как Прокофьев, Шостакович и многие другие, возникли в 1948 году в связи с оперой Вано Мурадели (1908–1970) «Великая дружба» ( «Великая дружба» ); см . «Учение Жданова» .

Вот лишь краткий список оперных композиторов того времени:

Also: Vladimir Shcherbachev , Sergei Vasilenko , Vladimir Fere , Vladimir Vlasov , Kirill Molchanov , Alexander Kholminov , etc. (see: Russian opera articles#20th century ).

У следующих поколений, оказавшихся уже в постсталинской эпохе, были свои специфические проблемы. Идеологический и стилистический контроль, ограничение творческой свободы со стороны властей и старших коллег-композиторов в иерархических структурах Союза композиторов сделали практически невозможными новаторство и эксперимент в любой области музыкального искусства. Было ощущение, что старые плохие времена снова вернулись, когда в 1979 году на VI съезде Союза композиторов его лидер Тихон Хренников обличил семь композиторов (впоследствии получивших название « хренниковская семерка »), которых по тем или иным причинам разыграли. на Западе – среди них было как минимум 4 оперных композитора.

В результате появились даже совершенно новые явления: « самиздатская (подпольная) опера» (см. Николай Каретников ). Некоторые из этих опер до сих пор так и не были исполнены, другие, к счастью, получили свои премьеры на Западе, и лишь немногие нашли свое место на оперных сценах родины. Распад Советского Союза не сильно улучшил эту безнадежную ситуацию.

Список композиторов, внесших вклад в развитие русской оперы ближе к концу ХХ века:

Also: Nikolai Sidelnikov , Andrei Petrov , Sandor Kallosh , Leonid Hrabovsky , Alexander Vustin , Gleb Sedelnikov , Merab Gagnidze , Alexander Tchaikovsky , Vasily Lobanov , Dmitri N. Smirnov , Leonid Bobylev , Vladimir Tarnopolsky , and so on (see: Russian opera articles#20th century ).

Русская опера продолжает свое развитие в XXI веке. Началось оно с шумных премьер двух комических опер, жанр которых можно охарактеризовать как «опера-фарс»:

Первым был «Царь Демьян» грозный оперный спектакль (коллективный проект пяти участников: композиторов Леонида Десятникова и Вячеслава Гайворонского из Санкт-Петербурга , Ираиды Юсуповой и Владимира Николаева из Москвы и творческого коллектива «Композитор» (псевдоним известный музыкальный критик Петр Поспелов) на либретто Елены Поленовой по мотивам народной драмы «Царь Максимильян» Премьера 20 июня 2001 г. Мариинский театр , Санкт-Петербург. Премия «Золотая Маска, 2002» и «Золотой Софит, 2002».

Еще одна опера Дети Розенталя» « Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина была поставлена ​​по заказу Большого театра и премьера состоялась 23 марта 2005 года.

Список русских оперных театров

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Чарльтон, Дэвид. «Джованни Альберто Ристори» . Классическая сеть . Проверено 19 апреля 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Авраам, Джеральд: Краткая оксфордская история музыки , Оксфорд , 1979 г. ISBN   0-19-284010-X
  • [Abramovsky A.] Абрамовский А. Русская опера до Глинки Moscow 1940
  • [Aseev B. N.] Асеев Б. Н. Русский драматический театр XVII – XVIII веков . Moscow 1958
  • [Berkov P. N.] Берков П. Н. Русская комедия и комическая опера XVIII века . М. – Л., 1950
  • [Findeizein N. F.] Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России . т. 2, М.-Л. 1929
  • [Gozenpud A. A.] Гозенпуд А. А., Музыкальный театр в России Л., 1959 г.
  • [Гуревич Л.] Гуревич Л. История русской театральной жизни , т. М. – Л., 1939 г.
  • [Друскин М.] Друскин М. Эссе VI в книге. Очерки по истории русской музыки . Л., 1956 г.
  • [History of Russian Music] История русской музыки в 10 томах, т. 2, 3. Moscow 1984
  • [Келдыш Ты. В.] Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века Москва 1965г.
  • [Livanova T. N.] Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом в 2-х томах 1952–1953 гг. т.1, т.2
  • [Rabinovich A. S.] Рабинович А.С. Русская опера до Глинки Moscow 1948
  • [Rapatskaya L. A.] Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века Moscow 1995
  • [Серов А.Н.] Серов А. Н. Опера в России и русская опера // Серов А.Н. Критические статьи . Т. 4. Санкт-Петербург. 1965 год
  • Тарускин, Ричард : Россия в « Оперном словаре Нью-Гроув », изд. Стэнли Сэди (Лондон, 1992) ISBN   0-333-73432-7
  • Фролова-Уокер, Марина : Российская Федерация, 1730–1860, Опера ; Пауэлл, Джонатан: 1860–90, Опера; Бартлетт, Розамунда (Музыка советского периода) в статье Российская Федерация , Словарь музыки и музыкантов Гроува , т. 21 ISBN   0-333-60800-3
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: acb04471cfba0527c4adbb6eeaf15a60__1726244700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/60/acb04471cfba0527c4adbb6eeaf15a60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Russian opera - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)