Jump to content

Витраж

(Перенаправлено из металлического стекла )

Северное розовое окно собора Чартр ( Чартр , Франция), пожертвовано Бланш из Кастилии . Он представляет Деву Марию, окруженную библейскими королями и пророками. Ниже приведена Сент -Энн , мать девственницы, с четырьмя праведными лидерами. Окно включает в себя руки Франции и Кастилии.

Витражи - цветное стекло в качестве материала или созданные из него работы. Несмотря на то, что традиционно изготовлены в плоских панелях и используются в качестве окон, творения современных витражных художников также включают трехмерные структуры и скульптуру . Современное использование народного языка часто расширяло термин «витражи», чтобы включить домашний свинцовый свет и objets d'Art, созданный из стекла из фольги, примером которого является знаменитые лампы Louis Comfort Tiffany .

материала В качестве витража - это стекло, которое окрашивалось путем добавления металлических солей во время его производства, и обычно затем дополнительно украшение его различными способами. Цветное стекло изготовлено в витражи, в которых маленькие кусочки стекла расположены для образования узоров или изображений, скрепленных (традиционно) полосками свинца, называемых затяжкой или успокаиванием и поддерживаются жесткой рамой. Окрашенные детали и желтое пятно часто используются для улучшения дизайна. Термин витраж также наносится к окнам в эмалированном стекле, в которых цвета были окрашены на стекло, а затем слиты с стеклом в печи; Очень часто эта техника применяется только к частям окна.

Витражи, как искусство и ремесло , требует, чтобы художественный навык задумался над подходящим и работоспособным дизайном, а также инженерные навыки для сборки произведения. Окно должно плотно вписаться в пространство, для которого оно сделано, должно противостоять ветру и дождю, а также, особенно в более крупных окнах, должен поддерживать свой вес. Многие крупные окна выдержали испытание временем и оставались существенно нетронутыми со времен позднего средневековья . В Западной Европе , вместе с освещенными рукописями , они составляют основную форму средневекового изобразительного искусства, чтобы выжить. В этом контексте цель витража состоит в том, чтобы не позволять тем, кто находится в здании, видеть мир снаружи или даже в первую очередь принять свет, а скорее контролировать его. По этой причине витражи были описаны как «освещенные настенные украшения».

Дизайн окна может быть абстрактным или образным; может включать повествования, взятые из Библии , истории или литературы; может представлять святых или посетителей или использовать символические мотивы, в частности, поручено. Окна внутри здания может быть тематическими, например: в церкви - эпизоды из жизни Христа ; В рамках здания парламента - щиты избирательных округов; В зале колледжа - цифры, представляющие искусство и науки; или в доме - флора, фауна или пейзаж.

Производство стекла

[ редактировать ]

В течение позднего средневекового периода были созданы стеклянные заводы там, где был готов к изготовлению кремнезема , основной материал для изготовления стекла. Силика требует очень высокой температуры для таяния, чего не могли достичь все стеклянные фабрики. Такие материалы, как калий , сода и свинец, могут быть добавлены, чтобы снизить температуру плавления. Другие вещества, такие как известь , добавляются, чтобы сделать стекло более стабильным. Стекло окрашивается путем добавления металлических оксидных порошков или мелко разделенных металлов, пока оно находится в расплавленном состоянии. [ 1 ] Медные оксиды производят зеленые или голубоватые зеленые, кобальт делает глубокий синий, а золото производит винный красный и фиолетовый бокал. Большая часть современного красного стекла производится с использованием меди, которая дешевле, чем золото и дает более яркий, более головокружительный оттенок красного. Стекло, окрашенный в глиняный горшок в печи, известен как металлическое стекло для горшка, а не вспыхнутое стекло .

Цилиндр или ротовое стекло («муфта»)

[ редактировать ]

Используя продувочную трубу , стеклянный производитель собирает глобус расплавленного стекла, который был взят из горшка в печи. «Сбор» образуется в правильной форме, а пузырь воздуха взорвался в него. Используя металлические инструменты, плесени из дерева, которые замачивались в воде, и гравитацию, собрание манипулируется с образованием длинной цилиндрической формы. Когда он охлаждается, он разогревается, чтобы манипуляции могли продолжаться. Во время процесса нижняя часть цилиндра удаляется. После того, как он принесен до желаемого размера, он остается остыть. Одна сторона цилиндра открывается, и затем цилиндр помещают в другую духовку, чтобы быстро нагревать и сгладить его, а затем помещают в откелер, чтобы остыть с контролируемой скоростью, делая материал более стабильным. «Благодаря рук» или «пыльному» цилиндру (также называемому муфту) и коронку стекло были типы, используемые в традиционном изготовлении витражных стекла.

Стекло короны

[ редактировать ]

Стекло Crown -это ручной стекло, созданное путем взрыва воздуха в воздух в собрание расплавленного стекла, а затем вращающего его вручную или на столе, который быстро вращается как колесо гончара . Центробежная сила заставляет расплавленный пузырь открываться и сгладить. Затем его можно разрезать на маленькие листы. Стекло, образованное таким образом, может быть окрашено и использовано для витражных стеклоподъемников, или невированное, как видно в небольших панорамических окнах в домах 16-го и 17-го века. Концентрические, изогнутые волны характерны для процесса. Центр каждого стекла, известного как «бычий глаз», подвергается меньшему ускорению во время вращения, поэтому он остается толще, чем остальная часть листа. У него также есть знак понтиля , отличительный кусок стекла, оставленный стержнем «понтиль», который удерживает стекло, когда оно развернуто. Это комковатное, преломляющее качество означает, что глаза быки менее прозрачны, но они все еще использовались для окон, как домашних, так и церковных. Короночное стекло все еще сделано сегодня, но не в больших масштабах.

Свернутое стекло

[ редактировать ]

Сквозь стекло (иногда называемое «столовое стекло») производится путем залива расплавленного стекла на металлический или графитный стол и немедленно свернув его в лист с помощью большого металлического цилиндра, аналогичного раскатыванию корки для пирога. Прокатка может быть сделана вручную или на машине. Стекло можно «двойное свернутое», что означает, что оно проходит через два цилиндра одновременно (аналогично одежде на старые стиральные машины), чтобы дать стекло из указанной толщины (обычно около 1/8 "или 3 мм). Стекло - это Затем . отожжен вручную.

Вспыхнуло стекло

[ редактировать ]

Архитектурное стекло должно быть как минимум 1/8 нагрузки . дюйма (3 мм) толщиной, чтобы пережить толчок и тянуть типичные ветровые Однако при создании красного стекла раскраски ингредиенты должны быть определенной концентрации, или цвет не будет развиваться. Это приводит к таковому цвету, что при толщине 1/8 дюйм ( . 3 мм), красное стекло передает маленький свет и выглядит черным Метод, используемый для создания красного витража, предназначен для ламинации тонкого слоя красного стекла до более толстого тела стекла, которое является чистым или слегка окрашенным, образуя « вспыхнутое стекло ».

Слегка окрашенного сбора для расплавленного сбора опускается в горшок с расплавленным красным стеклом, который затем взорван в лист ламинированного стекла, используя либо цилиндр (муфу), либо методику короны, описанную выше. Как только этот метод был найден для изготовления красного стекла, другие цвета были сделаны таким образом. Большим преимуществом является то, что двойное стекло может быть выгравировано или абразировано, чтобы показать прозрачное или тонированное стекло внизу. Метод позволяет достичь богатых детализации и моделей, не нуждаясь в добавлении большего количества линий, предоставляя художникам большую свободу в своих проектах. Ряд артистов приняли их, дает им стеклянное стекло. Например, геральдические окна 16-го века в значительной степени опирались на различные вспыльчивые цвета для своих сложных гребней и существ. В средневековом периоде стекло было ирисованным; Позже, гидрофлюорическая кислота использовалась для удаления вспышки в химической реакции (очень опасная техника), и в 19 -м веке началось использоваться для этой цели.

Современное производство традиционного стекла

[ редактировать ]

Существует ряд стеклянных заводов, особенно в Германии, Соединенных Штатах, Англии, Франции, Польше и России, которые производят высококачественное стекло, как вручную (цилиндр, муфт, корона), так и катящиеся (собор и опалесцируют). Современные художники из витража имеют ряд ресурсов для использования и работы веков других художников, из которых можно учиться, продолжая традицию по-новому. В конце 19 -го и 20 -го веков было много инноваций в методах и типах используемого стекла. Многие новые виды стекла были разработаны для использования в витражах, в частности Tiffany Glass и Dalle de Verre .

"Met Metal" и вспыхнуло стекло

[ редактировать ]

Основным методом включения цвета в витраж является использование стекла, изначально бесцветного, которое было дано окрашивание путем смешивания с оксидами металлов в расплавленном состоянии (в тигеле или «горшок»), создавая стеклянные листы, которые окрашены в течение всего пути через; Они известны как «металлический» стекло. [ 2 ] Вторым методом, иногда используемым в некоторых областях окон, является мигающее стекло , тонкое покрытие цветного стекла, слитого до бесцветного стекла (или цветного стекла, для создания другого цвета). В средневековом стекле мигание было особенно использовано для красных, так как стекло, сделанное из золотых соединений, было очень дорогим и, как правило, было слишком глубоким, чтобы использовать при полной толщине. [ 3 ]

Стеклянная краска

[ редактировать ]
Грисайль витраж (15 век)

Другая группа методов дает дополнительную окраску, включая линии и затенение, обрабатывая поверхности цветных листов, и часто фиксируя эти эффекты с помощью света в печи или печи. Эти методы могут использоваться в широких областях, особенно с пятном серебра, что дало лучшие желтые, чем другие методы в средние века. В качестве альтернативы они могут использоваться для покраски линейных эффектов или полихромных областей детализации. Наиболее распространенным методом добавления черной линейной живописи, необходимой для определения изображений витражей, является использование того, что по -разному называется «стеклянная краска», «краска стекловидной точки» или « краска Grisaille ». Это было нанесено как смесь порошкообразного стекла, железа или ржавчины, чтобы получить черный цвет, глину и масло, уксус или воду для чисткой текстуры, с связующим, таким как гум -арабик . Это было нарисовано на кусочках цветного стекла, а затем выстрелили, чтобы сжечь ингредиенты, дающие текстуру, оставляя слой стекла и окраски, слитые к основному стеклянному кусочку. [ 4 ]

Серебряное пятно

[ редактировать ]

«Серебряное пятно», представленное вскоре после 1300 года, создало широкий спектр желтых до оранжевых цветов; Это «пятно» в термине «витражи». Серебряные соединения (особенно серебряный нитрат ) [ 5 ] смешиваются с связывающими веществами, нанесены на поверхность стекла, а затем стреляют в печь или печи. [ 6 ] Они могут производить диапазон цветов от оранжевого до желтого. Используется на синем стекле, они производят зелень. То, как стекло нагревается и охлаждается, может значительно повлиять на цвета, производимые этими соединениями. Участие в химии сложна и не совсем понятна. Химические вещества на самом деле проникают в стекло, которое они добавляют в небольшом виде, и, следовательно, техника дает чрезвычайно стабильные результаты. К 15 -м веку он стал дешевле, чем использование металлического стекла, и часто использовалось со стеклянной краской в ​​качестве единственного цвета на прозрачном стекле. [ 7 ] Серебряное пятно было нанесено на противоположную поверхность стекла к серебряной краске, так как эти две методы не работали одно на одну поверх другого. Пятно обычно находилось на внешней стороне, где, похоже, оно дало стеклу некоторую защиту от выветривания, хотя это также может быть верно для краски. Они также, вероятно, были уволены отдельно, пятно, которое нуждалось в более высоком огне, чем краска. [ 8 ]

"Сангвиновый" или "Роза кузена"

[ редактировать ]

«Сангвиновый», «Гвоздика», «Руж Джин Кузен » или «Роза кузена», после его предполагаемого изобретателя, [ 9 ] это увольняющаяся краска на основе железа, производящая красные цвета, в основном используется для выделения небольших областей, часто на плоти. Это было представлено около 1500. [ 10 ] Медное пятно, похожее на пятно серебра, но с использованием медных соединений также производило красные и в основном использовалось в 18 -м и 19 -м веках. [ 11 ]

Холодная живопись

[ редактировать ]

«Холодная краска» - это различные виды краски, которые были нанесены без стрельбы. В отличие от оптимистичных утверждений писателя 12 -го века Пресвитер Феофила , холодная краска не очень долговечна, а очень мало средневековой краски выжило. [ 11 ]

Методы царапин

[ редактировать ]

Помимо живописи, Sgraffito часто использовались поцарапанные методы . Это включало в себя покраска цвета на горшке металлического стекла другого цвета, а затем перед выборочным выборочным царапином стеклянной краской, чтобы сделать дизайн, или надпись над надписью. Это был наиболее распространенный метод создания надписей в раннем средневековом стекле, давая белые или легкие буквы на черном фоне, с более поздними надписями чаще используются черные окрашенные буквы на прозрачном стеклянном фоне. [ 12 ]

«Стекло из горшка»

[ редактировать ]

Это цвета, в которых производится само стекло, в отличие от цветов, нанесенных на стекло.

Прозрачное стекло

[ редактировать ]

Обычное стекло содового лайма кажется бесцветным для невооруженного глаза, когда оно тонкое, хотя примеси оксида железа дают зеленый оттенок, который становится очевидным в толстых кусочках или с помощью научных инструментов. Ряд добавок используется для уменьшения зеленого оттенка, особенно если стекло можно использовать для простых оконных стекла, а не для витражных стекла. Эти добавки включают диоксид марганца , который производит перманганат натрия , и может привести к слегка лиловому оттенку, характерному для стекла в более старых домах в Новой Англии . Селен был использован для той же цели. [ 14 ]

Зеленое стекло

[ редактировать ]

В то время как очень бледно-зеленый является типичным цветом прозрачного стекла, более глубокая зелень может быть достигнута путем добавления оксида железа (II) , что приводит к голубовато-зельному стеклу. Вместе с хромом он дает стакан более богатого зеленого цвета, типичный для бокала, используемого для приготовления винных бутылок . Добавление хрома дает темно -зеленое стекло, подходящее для вспыхнутого стекла. [ 15 ] Вместе с оксидом олова [ нужно разъяснения ] и мышьяк дает Изумрудный зеленый стекло.

Голубое стекло

[ редактировать ]

Красное стекло

[ редактировать ]
  • Металлическое золото , в очень низких концентрациях (около 0,001%), производит богатое стекло рубинового цвета («рубиновое золото»); В еще более низких концентрациях он производит менее интенсивный красный, часто продаваемый как « клюквенное стекло ». Цвет вызван размером и дисперсией частиц золота. Рубиновое золотое стекло обычно изготовлено из свинцового стекла с добавлением олова.
  • Чистая металлическая медь создает очень темно -красное, непрозрачное стекло. Стекло, созданное таким образом, обычно «вспыхнуто» (ламинированное стекло). Он широко использовался в конце 19 -го и начале 20 -го веков и использовался для декоративных эффектов, которые могли быть достигнуты путем шлифования и гравировки.
  • Селен является важным агентом для изготовления розового и красного стекла. При использовании вместе с сульфидом кадмия он дает блестящий красный цвет, известный как «Selenium ruby». [ 14 ]

Желтое стекло

[ редактировать ]
  • Это было очень часто достигается с помощью «серебряного пятно», применяемого снаружи к листам стекла (см. Выше).
  • Добавление серы, вместе с солями углерода и железа, используется для образования полисульфидов железа и производства янтарного стекла от желтоватого до почти черного. С кальцием он дает глубокий желтый цвет. [ 17 ]
  • Добавление титана производит желтовато -коричневое . стекло Титан редко используется самостоятельно и чаще используется для усиления и осветления других добавок.
  • Кадмий вместе с серой приводит к темно -желтому цвету, часто используемому в глазурях. Тем не менее, кадмий токсичен.
  • Уран (от 0,1% до 2%) может быть добавлен, чтобы дать стеклу флуоресцентный желтый или зеленый цвет. [ 18 ] Урановое стекло , как правило, недостаточно радиоактивное , чтобы быть опасным, но если заземлить в порошок, например, путем полировки наждачной бумагой и вдыхания, оно может быть канцерогенным . При использовании с свинцовым стеклом с очень высокой доли свинца он производит глубокий красный цвет.

Фиолетовое стекло

[ редактировать ]

Белое стекло

[ редактировать ]

Создание витражных стекла

[ редактировать ]
Швейцарский зарубежный стакан рук Unterwalden , 1564, с типичными нарисованными деталями, обширным серебряным пятном , розой кузена на лице и вспыхнуло рубиновое стекло с абрадированным белым мотивом.

Первый этап в производстве окна - это сделать или приобрести у архитектора или владельцев здания, точный шаблон открытия окна, который должен соответствовать стеклом.

Предмет окна определяется в соответствии с местоположением, конкретной темой или пожеланиями покровителя. Подготовлен небольшой дизайн под названием « Видимус» (от латинского «мы видели»), который может быть показан покровителю. Масштабированная модель Maquette также может быть предоставлена. Дизайнер должен учитывать дизайн, структуру окна, природу и размер доступного стекла и его или ее собственную предпочтительную технику.

Традиционное повествовательное окно имеет панели, которые связывают историю. В фигуративном окне могут быть ряды святых или сановников. Священные писательные тексты или девизы иногда включаются и, возможно, имена посетителей или человека, чьей памяти посвящено окно. В окне традиционного типа обычно оставляют на усмотрение дизайнера, чтобы заполнить окружающие районы границами, цветочными мотивами и навесами.

Постоянный мультфильм нарисован для каждого «света» (открытия) окна. Небольшое церковное окно, как правило, может иметь два огня, с некоторыми простыми светильниками для узора выше. Большое окно может иметь четыре или пять огней. В восточном или западном окне большого собора может быть семь огней в трех уровнях, с тщательно продуманным узором. В средневековые времена мультфильм был нарисован прямо на поверхности побеленного стола, который затем использовался в качестве рисунка для резки, покраски и сборки окна. Затем мультфильм разделяется на лоскутное одеяло, обеспечивая шаблон для каждого маленького стеклянного куска. Точное положение свинца, которое удерживает стекло на месте, также отмечено, так как оно является частью рассчитанного визуального эффекта.

Выбор и покраска стекла

[ редактировать ]

Каждый кусок стекла выбирается для желаемого цвета и вырезан, чтобы соответствовать разделу шаблона. Точная посадка обеспечивается «гнойной» края с помощью инструмента, который может оттолкнуть мелкие кусочки. Детали лиц, волос и рук могут быть окрашены на внутреннюю поверхность стакана, используя специальную стеклянную краску, которая содержит тонко измельченные или медные документы, заземляющий стакан, гумбис и среду, такую ​​как вино, уксус или (традиционно) моча. Детали искусства живописи становились все более сложными и достигли своего роста в начале 20 -го века.

С 1300 года художники начали использовать «Серебряное пятно», которое было сделано с серебряным нитратом . Это дало желтый эффект от бледного лимона до темно -оранжевого. Обычно он был окрашен на внешнюю часть стекла, а затем выстрелил, чтобы сделать его постоянным. Этот желтый был особенно полезен для улучшения границ, навесов и гало и превращения синего стекла в зеленое стекло. Примерно к 1450 году для усиления плоти была использована пятно, известное как «роза кузена».

В 16 -м веке был введен ряд стеклянных пятен, большинство из которых окрашены частицами из наземного стекла. Они были формой эмалированного стекла . Покраска на стекле этими пятнами изначально использовалась для небольших геральдических дизайнов и других деталей. К 17 -м веку развивался стиль витража, который больше не зависел от умелой разрезания цветного стекла в секции. Сцены были окрашены на стеклянные панели квадратного формата, как плитки. Затем цвета были отожжены до стекла до того, как были собраны кусочки.

Метод, используемый для украшения и позолота, - это украшение одной стороны каждого из двух кусочков тонкого стекла, которые затем помещаются назад к спине в лидерстве . Это позволяет использовать такие методы, как позолочение ангела и эггломиза, чтобы получить эффект, видимый с обеих сторон, но не подвергать украшенной поверхности атмосферу или механическим повреждениям.

Сборка и монтаж

[ редактировать ]

После того, как стекло разрезано и окрашено, кусочки собираются, выдвигая их в H-сечение. Все суставы затем припаяны вместе, а стеклянные кусочки предотвращают гремучие, а окно сделало агополизовано, вынуждая мягкий маслянистый цемент или мастичку между стеклом и заготовкой. В современных окнах медная фольга теперь иногда используется вместо свинца. [ 19 ] Для получения дополнительных технических деталей см .

Традиционно, когда в окно было вставлено окно, железные стержни были помещены в него в различных точках, чтобы поддержать его вес. Окно было привязано к этим стержням с свинцовыми полосами или, совсем недавно, с медными проводами. Некоторые очень большие ранние готические окна разделены на секции на тяжелых металлических рамах, называемых Ferramenta . Этот метод поддержки также был предпочтительным для крупных, обычно окрашенных в окна периода барокко.


Происхождение

[ редактировать ]

Цветное стекло производилось с древних времен. И египтяне , и римляне преуспели в производстве маленьких цветных стеклянных предметов. Финиция была важна в производстве стекла с его главными центрами Sidon , Tire и Antioch . Британский музей содержит две из лучших римских произведений: Кубок Lycurgus , который представляет собой мутный горчичный цвет, но светится пурпурно-красным для передаваемого света, и ваза Cameo Glass Portland, которая является полуночной синей, с резным белым наложением.

В ранних христианских церквях 4-го и 5-го веков есть много оставшихся окон, которые заполнены богато украшенными узорами тонко нарезанного алебастра , установленных в деревянных рамах, давая эффект витражного стекла. [ 20 ] [ 21 ]

Свидетельство о витражах в церквях и монастырях в Британии можно найти еще в 7 веке. Самые ранние известные ссылки датируются 675 г. н.э., когда Бенедикт Бископ импортировал рабочих из Франции, чтобы глазировать окна монастыря Святого Петра, которые он строил в Монквеармуте . Сотни частей цветного стекла и свинца, начиная с конца 7 -го века, были обнаружены здесь и в Джарроу . [ 22 ] [ 23 ]

На Ближнем Востоке стеклянная индустрия Сирии продолжалась в исламский период с основными центрами производства в Ракке , Алеппо и Дамаке , а также наиболее важными продуктами, являющимися очень прозрачным бесцветным стеклом и позолоченным стеклом, а не цветным стеклом. [ 24 ] [ 25 ]

В Юго -Западной Азии

[ редактировать ]

Создание витражей в юго -западной Азии началось в древние времена. Один из самых ранних выживающих составов региона для производства цветного стекла поступает из ассирийского города Ниневия , датируемого до н.э. до н.э. Китаб аль-Дурра аль-Макнуна , приписанный алхимику 8-го века Джабир ибн Хейян , обсуждает производство цветного стекла в древнем Вавилоне и Египте. Kitab Al-Durra Al-Maknuna также описывает, как создавать цветное стекло и искусственные драгоценные камни, сделанные из высококачественного витража. [ 26 ] Традиция витражного производства продолжалась, с мечети, дворцов и общественных мест, украшенных витражами во всем исламском мире. Витража ислама, как правило, не является фиктуальным и чисто геометрическим дизайном, но может содержать как цветочные мотивы, так и текст.

Создание витражей процветало в Персии (ныне Иран) во время династии Сафавидов (1501–1736 гг. Н.э.) и династии Занд (1751–1794 гг. [ 27 ] В витражах Персии окна ствола называются окнами ороси (или транслитерируются как араси и orsi), и когда-то использовались для украшения, а также управляют входящим солнечным светом в горячем и полузаровавшем климате. [ 27 ] [ 28 ]

Средневековое стекло в Европе

[ редактировать ]

Витражи, как форма искусства, достигла своего роста в средние века , когда стало главной графической формой, используемой для иллюстрации повествований о Библии, в значительной степени неграмотному населению.

В романский и ранний готический период, с 950 до 1240 года, нетронутые окна потребовали большие просторы стекла, которые из необходимости были поддержаны надежными железными рамами, которые можно увидеть в соборе Чартрса и в восточном конце Кентерберийского собора . По мере того, как готическая архитектура превратилась в более богатую форму, Windows стала больше, придавая большему освещению интерьеры, но были разделены на секции по вертикальным валам и сосудам камня. Эта разработка формы достигла своей высоты сложности в ярком стиле в Европе, и окна стали еще больше с развитием перпендикулярного стиля в Англии и Rayonnant стиля во Франции.

Стекло, интегрированные с высокими вертикалями готических соборов и приходских церквей, стали более смелыми. Круглая форма, или розовое окно , разработанное во Франции из относительно простых окон с отверстиями, пронзренными через плиты из тонкого камня в колесные окна, как примером Сотни различных точек, например, в Сент-Шапелле , Париж и «Епископский глаз» в Линкольнском соборе .

В то время как витражи были широко изготовлены, Chartres был самым большим центром витражных изготовлений, производив стакан непревзойденного качества. [ 29 ]

Ренессанс, Реформация и классические окна

[ редактировать ]

Вероятно, самая ранняя схема витражей , созданных во время эпохи Возрождения, заключалась в том, что для Флоренс -собора, разработанная Лоренцо Гимерти . [ 31 ] Схема включает в себя три глазного окна для купола и три для фасада, которые были разработаны с 1405 до 1445 года несколькими самыми известными художниками этого периода: Гиберти , Донателло , Укчелло и Андреа дель Кастаньо . Каждое крупное окулярное окно содержит одну картину, взятую из жизни Христа или жизнь Девы Марии , окруженную широкой цветочной границей, с двумя меньшими фасадными окнами Гимерти, показывающими мученические дьяконы, Сент -Стивен и Сент -Лоуренс . С тех пор одно из окна Cupola было потеряно, и что Донателло потеряло почти все свои нарисованные детали. [ 31 ]

В Европе витражи продолжали производиться; Стиль превратился из готики к классике, который хорошо представлен в Германии, Бельгии и Нидерландах, несмотря на рост протестантизма . Во Франции много стакана этого периода было произведено на фабрике Limoges , а в Италии в Мурано , где витражи и грандиозные свинцовые кристалл часто связаны в одном окне. Французская революция вызвала пренебрежение или разрушение многих окон во Франции. -прежнему имеет самый большой набор витражей эпохи Возрождения в своих церквях, особенно в регионах и шампанского , живые ательер Нормандии во многих городах были Тем не менее, страна по где 1642 . состоится 1042 окна 16-го века В отделе AUBE в отделе AUBE . [ 32 ]

В Реформации в Англии большое количество средневековых и эпохи Возрождения было разбито и заменено простым стеклом. Распад монастырей при Генрихе VIII и судебные запреты Томаса Кромвеля против «злоупотребления изображениями» (объект почитания) привели к потере тысяч окон. Немногие остаются неизвестными; Из них окна в частной часовне в Хенгрейв -Холле в Саффолке являются одними из лучших. С последней волной разрушения традиционные методы работы с витражами умерли и не были заново открыты в Англии до начала 19 -го века. См. Витражи - Британское стекло, 1811–1918 гг. Для получения более подробной информации.

В Нидерландах редкая схема стекла осталась нетронутой в церкви Гроте Синт-Ян , Гауда . Окна, некоторые из которых имеют высоту 18 метров (59 футов), дата с 1555 до начала 1600 -х годов; Самая ранняя работа Дирк Крэет и его брата Вутера . Многие из оригинальных мультфильмов все еще существуют. [ 33 ]

В Латинской Америке

[ редактировать ]

Витражи были впервые импортированы в Латинскую Америку в течение 17–18 веков португальскими и испанскими поселенцами. К 20 -м веку многие европейские художники начали создавать свои собственные студии в Латинской Америке и начали местное производство. С этими новыми местными студиями появились изобретательные методы и менее традиционные образы. [ 34 ] Примером этих более современных произведений искусства являются базилика, Богоматерь Лурд, и дерзкий храм Майпу Бох, расположенный в Чили.

Возрождение в Великобритании и Ирландии

[ редактировать ]

Католическое возрождение в Англии, получившее силу в начале 19 -го века с обновленным интересом к средневековой церкви, принесло возрождение церковного здания в готическом стиле, утверждаемом Джоном Раскином , чтобы стать «настоящим католическим стилем». Архитектурное движение возглавляло Август Уэлби Пугин . Многие новые церкви были посажены в крупных городах, и многие старые церкви были восстановлены. Это вызвало большой спрос на возрождение искусства изготовления витража.

Среди самых ранних английских производителей и дизайнеров 19-го века были Уильям Уоррингтон и Джон Хардман из Бирмингема, чей племянник, Джон Хардман Пауэлл, имели коммерческий взгляд и выставляли работы на Филадельфийской выставке 1876 года, влияя на витраж в Соединенных Штатах Америки. Среди других производителей были Уильям Уайлес , Уорд и Хьюз , Клейтон и Белл , Хитон, Батлер и Бэйн и Чарльз Имер Кемпе . Шотландский дизайнер, Даниэль Коттье , открыл фирмы в Австралии и США.

Возрождение во Франции

[ редактировать ]

Во Франции наблюдалась большая преемственность производства витражей, чем в Англии. В начале 19 -го века большинство витражей было сделано из больших панелей, которые были широко окрашены и стреляли, дизайны часто копируются непосредственно из картин масла известных художников. В 1824 году фарфоровая фабрика Sèvres начала производить витражи, чтобы удовлетворить растущий спрос. Во Франции многие церкви и соборы перенесли в деспоция во время французской революции . восстановили большое количество церквей В течение 19-го века Viollet-le-Duc . Многие из лучших древних окон Франции были восстановлены в то время. С 1839 года было создано много витражей, которое очень близко подражало средневековому стеклу, как в произведении искусства, так и в природе самого стекла. Пионерами были Анри Геренте и Андре Люссон. [ 35 ] Другое стекло было спроектировано более классическим образом и характеризуется блестящим церулевым цветом синего фона (по сравнению с пурпурно-голубым стакана чартра) и использованием розового и лилового стекла.

Возрождение в Германии, Австрии и за его пределами

[ редактировать ]

В середине до конца 19-го века многие из древних зданий Германии были восстановлены, а некоторые, такие как Кельнский собор , были завершены в средневековом стиле. Был большой спрос на витражи. Дизайн для многих окон основывался непосредственно на работе известных граверов, таких как Альбрехт Дюрер . Оригинальные дизайны часто имитируют этот стиль. Много немецкого стекла 19-го века имеет большие участки нарисованных деталей, а не контуры и детали, зависящие от лидера. Королевская студия живописи баварской стекла была основана Людвигом I в 1827 году. [ 35 ] Главной фирмой был Майер из Мюнхена , которая начала производство стекла в 1860 году и до сих пор работает как Франц Майер из Munich, Inc. Немецкий витраж нашел рынок по всей Европе, в Америке и Австралии. В настоящее время в Италии и Бельгии также были основаны оранжевые студии. [ 35 ]

В австрийской империи , а затем в Австро-Венгрии одним из ведущих художников из витража был Карл Гейлинг, который основал свою студию в 1841 году. Его сын продолжит традицию Эрбена Карла Гейлига , которая все еще существует сегодня. Эрбен Карл Гейлинг завершил многочисленные витражи для крупных церквей в Вене и в других местах и ​​получил имперский и королевский ордер на назначение от императора Франца Иосифа I из Австрии .

Инновации в Британии и Европе

[ редактировать ]

Среди наиболее инновационных английских дизайнеров были прерафаэлиты , Уильям Моррис (1834–1898) и Эдвард Берн-Джонс мир предвещает движение влиятельных искусств и ремесе (1833–1898), чье рабочее Полем Среди его наиболее важных показателей в Англии был Кристофер Уэлл (1849–1924), автор классического ремесленного руководства «Окрашительные работы» (опубликованные Лондон и Нью -Йорк, 1905), который выступал за непосредственное участие дизайнеров в создании своих окон Полем Его шедевр - серия Windows (1898–1910) в часовне Леди в Глостерском соборе. Уэлл преподавал в Лондонском Королевском колледже искусств и Центральной школы искусств и ремесел: его многочисленные ученики и последователи включали Карла Парсонса, Мэри Лоундес, Генри Пейн, Кэролайн Тауншенд, Вероника Уэлл (его дочь) и Пол Вудрофф. [ 36 ] Шотландский художник Дуглас Страхан (1875–1950), на которого сильно повлияло пример Уэлла, разработал идиому искусства и ремесел в экспрессионистской манере, в котором мощные образы и тщательный метод мастерски объединяются. В Ирландии поколение молодых художников, преподаваемых учеником Уэллом Альфредом, в Дублинской столичной школе искусств создала отличительную Национальную школу витража: ее ведущими представителями были Вильгельмина Геддес, Майкл Хили и Гарри Кларк.

Арт -модерн или витража Belle Epoque Flocks процветал во Франции и Восточной Европе, где его можно определить с помощью изогнутых, извилистых линий в лидере и кружащихся мотивов. Во Франции это видно в работе Фрэнсиса Чигота из Лимож. В Британии он появляется в утонченных и официальных свинца дизайнах Чарльза Ренни Макинтоша .

Инновации в Соединенных Штатах

[ редактировать ]

J & R Lamb Studios , основанная в 1857 году в Нью -Йорке, была первой крупной студией декоративных искусств в Соединенных Штатах и ​​в течение многих лет крупным продюсером церковного витража.

Примечательными американскими практикующими являются Джон Ла Фардж (1835–1910), который изобрел Opalescent Glass и за что он получил патент на США 24 февраля 1880 года, и Луи Комфорт Тиффани (1848–1933), который получил несколько патентов на вариации того же Опалесцира Процесс в ноябре того же года, и он использовал метод медной фольги в качестве альтернативы, чтобы вести в некоторых окнах, лампах и других украшениях. Сэнфорд Брей из Бостона запатентовал использование медной фольги в витраже в 1886 году, [ 37 ] Тем не менее, реакция на эстетику и технику опалецированных окон - первоначально возглавлялась такими архитекторами, как Ральф Адамс Крам, привела к повторному открытию традиционного витража в начале 1900 -х годов. Чарльз Дж. Конник (1875–1945), который основал свою бостонскую студию в 1913 году, оказал глубокое влияние на его изучение средневекового витража в Европе и философии англичанина Кристофера Уолла. Конник создал сотни окон по всей территории США, в том числе основные схемы остекления в часовне Принстонского университета (1927-9) и в Мемориальной часовне в Питтсбурге (1937-8). [ 36 ] Другими американскими художниками, которые поддерживали идиому в стиле средневековья, были Никола Д'Аскензо из Филадельфии, Уилбур Бернхэм и Рейнольдс, Фрэнсис и Ронсток из Бостона и Генри Уинд Янг и Дж. Гордон Гутри из Нью-Йорка.

20 -й и 21 -й веки

[ редактировать ]

Многие фирмы 19-го века потерпели неудачу в начале 20-го века, так как готическое движение было заменено новыми стилями. В то же время были также некоторые интересные разработки, в которых художники из витражей взяли студии в общих объектах. Примеры включают стеклянный дом в Лондоне, созданный Мэри Лоундес и Альфредом Дж. Друри и Túr Gloine в Дублине, которым управляла Сара Пермер и включала таких артистов, как Гарри Кларк .

Возрождение произошло в середине столетия из -за желания восстановить тысячи церковных окон, разрушенных в результате бомбардировки Второй мировой войны. Немецкие художники лидировали. Много работ этого периода обыденна и часто была сделана не его дизайнерами, а промышленно произведена.

Другие художники стремились превратить древнюю форму искусства в современную, иногда используя традиционные методы, одновременно эксплуатируя среду стекла инновационными способами и в сочетании с различными материалами. Использование плитного стекла, техники, известной как Dalle de Verre , где стекло установлено в бетонной или эпоксидной смоле, было инновационным 20-м веком, приписываемой Жан Гаудину и привезен в Великобританию Пьером Фурмайнтросом . [ Цитация необходима ] Одним из самых плодовитых стеклянных художников, использующих эту технику, был бенедиктинский монах Дом Чарльз Норрис Осб из аббатства Бакста .

Gemmail , техника, разработанная французским художником Жаном Кротти в 1936 году и совершенной в 1950 -х годах, представляет собой тип витража, где соседние кусочки стекла перекрываются без использования ведущих уголов, чтобы соединить части, что позволяет получить большее разнообразие и тонкость цвета. [ 38 ] [ 39 ] Многие известные работы к концу 19-го и начала 20-го века, особенно Пикассо , были воспроизведены в Gemmail. [ 40 ] Основным экспонентом этой техники является немецкий художник Уолтер Умака .

Среди ранних известных художников 20-го века, которые экспериментировали с витражами в качестве абстрактного искусства , были Тео Ван Добург и Пит Мондриан . В 1960 -х и 1970 -х годах -экспрессионист художник Марк Чагалл выпустил конструкции для многих витражных окон, которые сильно окрашены и заполнены символическими деталями. Важные художники 20-го века, в том числе Джона Хейворда , Дугласа Страчана , Эрвина Боссани , Луи Дэвиса , Вильгельмины Геддес , Карла Парсонса , Джона Пайпер , Патрика Рейнтиенса , Йоханнеса Шрайтера , Бриана Кларка , Пола Вудроффа , Джин Рене Базейна в Сен-Срейтене , Серджо де. Кастро в Couvrechef-la folie ( Caen ), Гамбург-Дулсберг и Ромонт (Швейцария) и студия Луары Габриэля Лоара в Чартре . Западные окна Англии Манчестерского собора Тони Холлавей являются одними из наиболее заметных примеров символической работы.

В Германии развитие витражей продолжалось с межвоенной работой Йохана Торна Приккера и Йозефа Альберса , а также послевоенных достижений Йоахима Клоса, Йоханнеса Шрайтера и Людвига Шаффрата. Эта группа художников, которые продвинули среду, отказавшись от фигуративных дизайнов и рисования на стекле в пользу сочетания биоморфной и строгое геометрической абстракции, а также каллиграфическое нефункциональное использование потенциальных клиентов, [ 41 ] описываются как созданные «первую подлинную школу витража со времен средневековья». [ 42 ] Работы Людвига Шаффрата демонстрируют тенденции конца 20-го века в использовании витражей в архитектурных целях, заполняя целые стены цветным и текстурированным стеклом. В 1970-х годах молодых британских художников из витража, таких как Брайан Кларк, находились под влиянием крупномасштабного и абстракции в немецком стекле двадцатого века. [ 41 ]

В Великобритании профессиональной организацией для художников из витражей была Британское общество мастер -художников, основанное в 1921 году. С 1924 года BSMGP опубликовал ежегодный журнал «Журнал витража». Это остается единственной британской организацией, посвященной исключительно искусству и ремеслу витраж. С самого начала его главные цели состояли в том, чтобы содействовать и поощрять высокие стандарты в окрашивании и окрашивании витражей, чтобы выступать в качестве локуса для обмена информацией и идей в пределах витражного суда и сохранить бесценное наследие о витражах в Британии. См. Www.bsmgp.org.uk для ряда витражных лекций, конференций, туров, портфелей недавних комиссий по витражам со стороны членов, а также информацию о курсах и сохранении витражей. Задняя проблема журнала витража перечислена, и есть индекс для поиска для витражных статей, бесценный ресурс для исследователей витражей.

После первой мировой войны мемориалы витражей были популярным выбором среди более богатых семей, примеры можно найти в церквях по всей Великобритании.

В Соединенных Штатах существует 100-летняя торговая организация, Америка из витражей, цель которой состоит в том, чтобы функционировать в качестве публично признанной организации, чтобы обеспечить выживание ремесла, предлагая руководящие принципы, обучение и подготовку ремесленникам. SGAA также видит свою роль защиты и защиты своего ремесла от правил, которые могут ограничить ее свободу как форму архитектурного искусства. Нынешний президент - Кэти Бернард. Сегодня есть академические заведения, которые преподают традиционные навыки. Одним из них является программа мастер-мастер-мастерской Университета штата Флорида, которая недавно завершила 30-футовую (9,1 м) окна с высоким содержанием стекла, разработанные Робертом Бишоффом, директором программы, и Джо Энн, его женой, и установил, чтобы пропустить Бобби Боудено Доак Кэмпбелл Стадион . Корни установки знаний в Университете долины Юта в Ореме, штат Юта, длится 200 футов (61 м) и сравнивался с тем, что в нескольких европейских соборах, включая Кельнский собор В Германии, Сент-Шапелле во Франции и Йорк Минстер в Англии. [ 43 ] В США также есть современные витражи, которые создают витражи на основе сетей, а не узнаваемые изображения. [ 44 ]

Сочетание древних и современных традиций

[ редактировать ]

Здания, включающие витражные окна

[ редактировать ]

Витражные окна обычно использовались в церквях для декоративных и информативных целей. Многие окна пожертвованы церквям членами собрания как мемориалы любимых. Для получения дополнительной информации об использовании витражей для изображения религиозных предметов см. Библию бедняка .

Синагоги

[ редактировать ]

В дополнение к христианским церквям, витражи были включены в архитектуру еврейской храмы на протяжении веков. Еврейские общины в Соединенных Штатах видели это появление в середине 19-го века, с такими заметными примерами, как изображение святилища десяти заповедей в общине Нью-Йорка Анши-Чесед. С середины 20-го века до настоящего, витражи были повсеместной особенностью американской архитектуры синагоги. Стили и темы для искусства синагоги витража так же разнообразны, как и их церковные коллеги. Как и в случае с церквями, витражи синагоги часто посвящены семьям -членам в обмен на крупные финансовые взносы в учреждение.

Места поклонения

[ редактировать ]

Мавсолея

[ редактировать ]

Mausolea, будь то для общего использования сообщества или для частного использования в семье, может использовать витражи в качестве утешительного входа для естественного света, для мемориализации или для демонстрации религиозных образов.

Витражи в домах были особенно популярны в викторианскую эпоху, и многие внутренние примеры выживают. В своей простейшей форме они обычно изображают птиц и цветов в маленьких панелях, часто окруженных машинным собором соборным стеклом, что, несмотря на то, что предполагает название, бледно-цветное и текстурированное. Некоторые крупные дома имеют великолепные примеры светского изобразительного стекла. Во многих небольших домах 19 -го и начала 20 -го веков есть окна с подсветкой .

Общественные и коммерческие здания

[ редактировать ]

Витражи часто использовались в качестве декоративного элемента в общественных зданиях, первоначально в местах обучения, правительства или справедливости, но все чаще в других общественных и коммерческих местах, таких как банки, розничные продавцы и железнодорожные станции. Общественные дома в некоторых странах широко используют витражи и свинцовые огни, чтобы создать удобную атмосферу и сохранить конфиденциальность.

Скульптура

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ «Витражи в средневековой Европе» . Департамент средневекового искусства и монастыря . Метрополитный музей искусств . Получено 13 июня 2019 года .
  2. ^ «Факты о стекле-создание цветного стекла; горшок-металлический стекло» , проект по сохранению Боппарда-Музеи Глазго
  3. ^ Исследования в средневековом витраже: материалы, методы и выражения , XVII, ред., Бриджит Курманн-Шварц, Элизабет Пастан, 2019, Брилл, ISBN   9004395717 , 9789004395718, Google Books
  4. ^ «Факты о стекле: ранняя стеклянная живопись» , Проект по сохранению Боппарда - Музеи Глазго; Историческая Англия, 287-288
  5. ^ Стейнхофф, Фредерик Луи (1973). Керамическая промышленность . Промышленные публикации, включенные.
  6. ^ Энциклопедия Чемберса . Pergamon Press. 1967.
  7. ^ «Факты о стекле: серебряное пятно» , проект по сохранению Боппарда - Музеи Глазго; Историческая Англия, 290
  8. ^ Современные методы анализа археологического и исторического стекла , раздел 7.3.3.5, 2013, изд. Koen Ha Janssens, Wiley, ISBN   1118314204 , 9781118314203, Google Books
  9. ^ На самом деле Жан Кузен старший родился только в 1500 году, в то же время, что и Техник; Утверждения, что он был первым французским художником в маслах, может быть более действительным.
  10. ^ «Факты о стекле: сангвина и гвоздика» , проект по сохранению Боппарда - Музеи Глазго; Историческая Англия, 288
  11. ^ Jump up to: а беременный Историческая Англия, 290
  12. ^ «Примеры письма в витражах» , Проект по сохранению Боппарда - Музеи Глазго
  13. ^ Барбара Баттс, Ли Хендрикс и другие, рисование на свете: рисунки и витражи в эпоху Дюрера и Гольбейна , 183, 2001, Getty Publications, ISBN   089236579X , ISBN   9780892365791 , Google Books
  14. ^ Jump up to: а беременный Иллюстрированный стеклянный словарь www.glassonline.com. Получено 3 августа 2006 г.
  15. ^ Химический информационный бюллетень - Хром -архив 15 августа 2017 года на машине Wayback www.speclab.com. Получено 3 августа 2006 г.
  16. ^ Jump up to: а беременный Geary, Theresa Flores (2008). Иллюстрированная библия из бусинки: термины, советы и методы . Sterling Publishing Company, Inc. с. 108. ISBN  9781402723537 .
  17. ^ Вещества, используемые при изготовлении цветного стекла 1st.glassman.com (Дэвид М. Исситт). Получено 3 августа 2006 г.
  18. ^ Урановое стекло www.glassassociation.org.uk (Барри Скелчер). Получено 3 августа 2006 г.
  19. ^ «Факты о стекле: сборка витража» , проект по сохранению Боппарда-Музеи Глазго
  20. ^ "Витражи" . Энциклопедия Британская . Получено 29 ноября 2023 года .
  21. ^ Balderstone, Susan (2007). «Ранние церковные архитектурные формы: теологическая контекстная типология для восточных церквей 4-6 -го веков» . Похороненная история . Монография нет. 7. Австралийский институт археологии . Получено 29 ноября 2023 года - через www.academia.edu.
  22. ^ Обнаружение витража - Джон Харрис, Карола Хикс, издание: 3 - 1996
  23. ^ «Развитие витражей в Англии» . wationglassmuseum.com . Получено 29 ноября 2023 года .
  24. ^ Boulogne, Stéphanie (2015). «Стекло на Ближнем Востоке». В Хелани Селинь (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. С. 1–11. doi : 10.1007/978-94-007-3934-5_10184-1 . ISBN  978-94-007-3934-5 .
  25. ^ Исламское стекло в создании хронологических и географических измерений . Leuven University Press. 2022 . Получено 29 ноября 2023 года - через www.academia.edu.
  26. ^ Ахмад и Хасан , Производство цветного стекла и оценка Китаб аль-Дурра Аль-Макнуна , История науки и техники в исламе .
  27. ^ Jump up to: а беременный Мехризи, Захра Садат Абуэй; Marasy, Mohsen (23 декабря 2017 г.). «Сравнительное исследование искусства производства ороси и витражных окон в Иране и Европе» . Журнал истории культуры и искусства . 6 (6): 233. doi : 10.7596/taksad.v6i6.1231 . ISSN   2147-0626 .
  28. ^ Омиди, Али; Гольчин, Навид; Масуд, Сейед Эхсан (3 сентября 2022 г.). «Оценка визуального комфорта окна Orosi в жарком и полузасушливом климате с помощью климатических показателей дневного света: количественное исследование» . Журнал азиатской архитектуры и строительства . 21 (5): 2114–2130. doi : 10.1080/13467581.2021.1971534 . ISSN   1346-7581 . S2CID   244263358 .
  29. ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). "Витражи" . Католическая энциклопедия . Нью -Йорк: Роберт Эпплтон Компания.
  30. ^ «Церковь Фэрфорда» . Sacred-destinations.com. 20 октября 2007 г. Получено 24 марта 2014 года .
  31. ^ Jump up to: а беременный Ли, Седдон и Стивенс, с. 118–121
  32. ^ Элизабет Боннефой, «Мы закончили идентифицировать самые старые витражи во Франции», Aleteia , 21 октября 2019 года, 20 мая 2024 года 2024 г.
  33. ^ Jump up to: а беременный Видимус, Дирк Питерц. Crabeth Aractived 30 июля 2014 года в выпуске Wayback Machine 20 (по состоянию на 26 августа 2012 г.)
  34. ^ М. Корреа Пинто, Аманда; Македо, Мария Филомена; G. Villagues, Марсия (ноябрь 2018 г.). «Сохранение витражных стекла в Латинской Америке: обзор литературы» . Журнал культурного наследия . 34 : 172–181. Doi : 10.1016/j.culher.2018.04.019 . S2CID   139197801 .
  35. ^ Jump up to: а беременный в Гордон Кэмпбелл, энциклопедия декоративного искусства Гроув , Oxford University Press, ISBN   0-19-518948-5
  36. ^ Jump up to: а беременный Питер Кормак, витражи искусства и ремесел, издательство Йельского университета, 2015
  37. ^ «Присоединение к стеклянной мозаике» .
  38. ^ «Le Grand Dictionnaire Qu &#233BEC правительства онлайн -словаря для Gemmail (на французском языке)» . 8 апреля 2003 года. Архивировано с оригинала 2 апреля 2003 года . Получено 24 марта 2014 года .
  39. ^ Gemmail , Encyclopaedia Britannica
  40. ^ [1] Gemmail , время
  41. ^ Jump up to: а беременный Харрод, Таня, поделки в Британии в 20 -м веке , издательство Йельского университета (4 февраля 1999 г.), 978-030000000077803   , p. 452
  42. ^ «Витражи: 20 -й век». Encyclopædia Britannica . Encyclopædia Britannica, Inc.
  43. ^ О'Хир, Наташа (8 декабря 2016 г.). «История освещена: эволюция знаний, рассказанная через 60 000 кусочков стекла» . CNN.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Получено 19 апреля 2017 года .
  44. ^ Koestlé-Cate, Джонатан. «Сетки: Kraussian перспектива на новые окна для церкви». Религия и искусство 18, нет. 5 (2014): 672-699.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: afa9cbd5dd224c4138e696fc6c2a08a0__1723892760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/a0/afa9cbd5dd224c4138e696fc6c2a08a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stained glass - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)