Определение анархизма и либертарианства
Анархизм и либертарианство , как широкие политические идеологии с разнообразными историческими и современными значениями, оспаривают определения. Их приверженцы имеют плюралистическую и пересекающуюся традицию, которая затрудняет или делает невозможным точное определение политической идеологии, что усугубляется отсутствием общих черт, различными приоритетами подгрупп, отсутствием академического признания и спорным историческим использованием.
Обзор
[ редактировать ]«Анархизм» обычно относится к антиавторитарному (либертарианскому) крылу социалистического движения. [а] «Либертарианский социализм» был синонимом «анархизма» с 1890 года. [1] как и термин «либертарианец» в середине 20 века. [2]
Термины «анархизм» и «либертарианство» представляют собой широкие политические идеологии, имеющие множество исторических и современных значений. [3] [4] [5] Несовместимости внутри их плюралистической традиции оказывается трудным или невозможным совместить в едином наборе основных убеждений. [6] Диапазон идеологических различий внутри анархизма часто парадоксален и никогда не бывает полностью последовательным. [7] Большинство анархистов выступают против иерархии и капитализма, но расходятся во мнениях по поводу необходимости внесения изменений. [8]
Другие усложняющие факторы в определении «анархизма» включают разногласия по поводу его статуса как политической идеологии и разногласия по поводу исторического использования этого термина. [9] Отвержение анархизмом государства и государственной политики в значительной степени находится за пределами поля зрения политологов, и в некоторых формулировках его неправильная интерпретация как антитезы политики способствует его маргинализации как политической идеологии. [10]
История использования
[ редактировать ]С 19 века «либертарианцем» называли защитников свободы воли или любого, кто вообще выступал за свободу. Первым человеком, назвавшим себя «либертарианцем» в политическом смысле, был Жозеф Дежак в 1857 году. Вскоре после этого, в 1858 году, он создал нью-йоркский анархистский журнал Le Libertaire . [11] Анархист Себастьян Фор использовал этот термин позже в этом веке, чтобы провести различие между анархистами и авторитарными социалистами. [11] Хотя термин «либертарианец» во многом был синонимом анархизма, [б] его значение в последнее время ослабло из-за более широкого принятия со стороны идеологически разрозненных групп. [11] Например, к «либертарианцам» относятся как новые левые марксисты (которые не сотрудничают с авторитарными социалистами или авангардными партиями), так и крайние либералы (в первую очередь озабоченные гражданскими свободами). Кроме того, некоторые анархисты используют слово «либертарианский социалист», чтобы избежать негативного подтекста анархизма и подчеркнуть его связь с социализмом. [11]
Анархизм сохраняет историческую связь с хаосом и насилием. [12] В конце 1800-х годов выдающийся анархист Петр Кропоткин отметил популярный смысл слова «анархия» как синонима хаоса и беспорядка и, следовательно, невыгодного названия для движения. Несмотря на это, он принял этот термин, так же как голландские морские нищие и санкюлоты получили свои собственные имена. [13] Анархисты на протяжении всего 20-го века сожалели о связи этой философии с хаосом, взрывчатыми веществами, бессмысленным насилием и мародерством. [14] Эти коннотации сохраняются одновременно благодаря ассоциации популярных средств массовой информации с разрушением собственности черного блока и движением. [12] В результате двойных определений анархии идея общества без центральной власти постоянно смешивается с хаосом, что затрудняет способность воспринимать первое позитивно. [15]
Популярное использование анархистских символов также повлияло на коннотации этого термина, оторванные от его теоретической основы и истории как движения. Влияние анархизма в панк-субкультурах 20-го века привело к анархии и символу круга А как образу в музыкальной и модной индустрии, олицетворяющему подростковую тревогу и поверхностный юношеский бунт. [16]
Термин «анархист» также используется как уничижительное пустое обозначение , выражающее резкое пренебрежение. [10] Ассоциация этого термина с социальными недугами была отчасти преднамеренной стратегией его недоброжелателей, направленной на его дискредитацию. [9] «Либертарианец» видел аналогичное распространение целей внутри американского либертарианского движения, поскольку более широкая группа, менее изученная и менее заинтересованная в минимальном правительстве, приняла этот термин, ослабив силу его ассоциации со строгим либертарианством, основанным на правах Айн Рэнд и Мюррея Ротбарда. [17] Анархо-капиталисты и те, кто верит в отмену государства, заняли периферию либертарианского движения. [18]
Возрождение идеологий свободного рынка в середине-конце 20-го века сопровождалось разногласиями по поводу того, как называть это движение. Хотя многие из его приверженцев, особенно в Соединенных Штатах, предпочитают слово «либертарианец», многие консервативные либертарианцы отвергают ассоциацию этого термина с « Новыми левыми» 1960-х годов и его оттенок распутного гедонизма. [19] Движение разделилось по поводу использования слова «консерватор» в качестве альтернативы. [20] Те, кто стремится как к экономической, так и к социальной свободе, были бы известны как классические «либералы», но этот термин создал ассоциации, противоположные ограниченному правительству , низкому налогообложению и минимальному государству, за которые выступает движение. [21] Варианты названий движения за возрождение свободного рынка включают классический либерализм , экономический либерализм , либерализм свободного рынка и неолиберализм . [19] «Либертарианец» имеет наиболее разговорное признание для описания члена движения или «экономического либертарианца», что основано как на примате идеологии над экономикой, так и на ее отличии от либертарианцев новых левых. [20]
Хотя многие современные активисты- антиглобалисты активно идентифицируют себя как «анархисты», многие другие используют анархистские принципы и стратегии, не принимая формального ярлыка, предпочитая вместо этого такие термины, как «антиавторитарный», «автономистский», «либертарианский социалист» или отсутствие ярлыка. Эти активисты демонстрируют анархистские настроения и следуют анархистской традиции антиавторитаризма, антикапитализма, антиугнетения и антиимпериализма, не определяя себя явно как идеологически анархистов. [22]
Связь с социализмом
[ редактировать ]В 19 веке понятия «анархизм» и «социализм» использовались как синонимы и рассматривались как одинаковые угрозы социально-политическому порядку, несмотря на различия во взглядах на государство. [23] Точно так же классический анархизм является синонимом «либертарианского социализма» в их общей приверженности автономии и свободе, децентрализации, противодействию иерархии и противодействию авангардизму авторитарного социализма. Как правило, либертарианский социализм расширяется и включает классический анархизм, советский коммунизм , итальянских автономистов и марксизм Люксембург , Маттика и Грамши . Несмотря на то, что между каждым из них существуют различия, включая то, считают ли их приверженцы полностью «анархистскими» или «марксистскими», каждый из них по-прежнему классифицируется как антиавторитарный социализм. [24] Классический анархизм отличается от общего марксизма своей оппозицией централизованным или авторитарным организационным структурам. [25] и «господство человека над человеком». [26] Социалистические формы анархизма также известны как «социальный анархизм». [14]
Термины «анархист» и «марксист» первоначально обозначали фракции внутри Первого Интернационала, не имеющие теоретической основы. [27] В то время анархисты были левым крылом социалистического движения. [28] Русский антиавторитарный Михаил Бакунин утверждал, что Интернационал был авторитарной организацией, контролируемой Карлом Марксом немцем . Термин «марксист» впервые появился во французском языке в 1872 году для обозначения антибакунинской группы внутри Интернационала. Марксисты, в свою очередь, использовали уничижительное слово «анархист» для обозначения бакунистов. Эти различия в дальнейшем были объединены в пределах государственных границ, так что французские анархисты объединили «марксистский» с «немецким». [27] Раскол между «анархистской» и «социалистической» принадлежностью был официально оформлен на Второго Интернационала в 1896 году Лондонском конгрессе . [29]
Самый большой разрыв в определении анархизма существует между основными индивидуалистическими и социалистическими анархистскими традициями. [14] Хотя анархизм находится между либерализмом и социализмом, окончательная степень его принадлежности к каждому из них оспаривается. [30] Историки ( Рокер и Вудкок ) описали анархизм как слияние либерального индивидуализма и социалистического эгалитаризма. Другие активисты и теоретики по-разному утверждали, что одна традиция — это «подлинный анархизм», а другая традиция — это угнетение ( Букчин против анархо-капиталистов ) или их комбинация ( Блэк ). [30] Эти современные различия восходят ко времени раннего современного анархизма, когда Петр Кропоткин и Александр Беркман либо порвали с группами, либо иным образом отделили традиции коммунистического анархизма от индивидуалистического, мутуалистического и эгоистического анархизма. [30] Даже сама идея разделения индивидуалистов и социалистов оспаривается, поскольку некоторые типы индивидуалистического анархизма в значительной степени социалистические. [14] Несмотря на эти неточные границы и некоторое сходство, социализм и индивидуализм внутри анархизма имеют раздвоенную традицию: первая связана с историей социализма, а вторая — с классическим либерализмом и консерватизмом (также известным как « правое либертарианство »). Даже их общая вера в антиэтатизм не обеспечивает общей идентичности, поскольку обе традиции по-разному интерпретируют неприятие государства, несмотря на общие термины. [30]
Отношения с собственностью и капитализмом
[ редактировать ]Современные американские либертарианцы отличаются от доминирующей либертарианской традиции своим отношением к собственности и капиталу. Хотя и исторический либертарианство, и современный экономический либертарианство разделяют общую антипатию к правительству, современный либертарианство отдает предпочтение свободному рыночному капитализму , а исторический либертарианство - нет. Исторически либертарианцы, в том числе Герберт Спенсер и Макс Штирнер, поддерживали защиту свободы человека от власти правительства и частной собственности. [31] Напротив, современные американские либертарианцы поддерживают свободы на основе их согласия с правами частной собственности. [32] Отмена общественных удобств является распространенной темой в современных американских либертарианских трудах. [33]
Формы либертарианства, которые ставят экономику невмешательства выше экономического равенства, рассматриваются большинством анархистов как несовместимые с общей традицией анархизма эгалитаризма и антикапитализма. [с] Анархо-капитализм , который упразднит государство и создаст полностью невмешательную экономику, [34] лежит за пределами традиционных форм анархизма, таких как социальный анархизм. [с] Он разделяет антипатию анархизма к государству. [34] но не антипатия анархизма к иерархии, как ожидают теоретики от анархо-капиталистических отношений экономической власти. [35] Эта идеология следует парадигме, отличной от большинства форм анархизма, и имеет принципиально иной подход и цели. Несмотря на слово «анархо» в названии, [35] некоторые ученые считают, что анархо-капитализм более тесно связан с капитализмом и правым либертарианством, чем с анархизмом. [с] Кроме того, в рамках либертарианства невмешательства некоторые отвергают обозначение «анархо-капитализм», полагая, что «капитализм» может относиться либо к рынку невмешательства, который они поддерживают, либо к регулируемой государством системе, которой они выступают. [36]
Виды определения анархизма
[ редактировать ]Исследователь анархизма Пол Маклафлин изучает различные определения анархизма в своей книге «Анархизм и власть» . По его мнению, существует три распространенных типа определения анархизма:
- этимологические определения
- антигосударственные определения
- антиавторитарные определения
Но все они не могут дать точного определения анархизма. [37]
Этимологическое определение
[ редактировать ]«Анархия» происходит от греческого anarchhos , что означает «без власти» (в отличие от «без правительства/государства»). [38] Отсюда этимологическое определение анархизма как отрицания власти. Но анархизм, как правило, — это не просто негативная позиция по отношению к власти, но также и позитивная позиция в отношении того, как должно быть структурировано общество. [37]
Антигосударственное определение
[ редактировать ]Антиэтатистские определения фокусируют внимание на отрицании и конфронтации государства со стороны анархизма. Но, как и в случае с этимологическим определением, анархизм — это гораздо больше, чем антиэтатизм, поскольку он обычно отвергает все формы установленной власти. [39]
Связь между антиэтатизмом и анархизмом одновременно понимается и оспаривается. [д]
Анархизм, по мнению историка Питера Маршалла , существует вне стандартов политической теории , поскольку его цели не основаны на борьбе за власть внутри государства. Он больше озабочен моральной и экономической теорией, чем участием в политических системах, и действительно часто выступает против участия в таких системах. [40]
Анархистские либертарианцы и современные экономические либертарианцы разделяют оппозицию государству как единственную значимую общую черту. [41]
Антиавторитарные определения
[ редактировать ]Антиавторитарные определения отражают неприятие всех видов власти. Несмотря на то, что подобные определения гораздо шире, чем антигосударственнические, у них все же есть недостатки. Маклафлин, который исследует ситуацию с философской точки зрения, утверждает, что антиавторитаризм — это вывод анархистской мысли, а не априорное утверждение, поэтому его нельзя использовать в качестве определения. [42]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^
- Леви и Адамс 2018 , с. 104: «Поэтому многие люди используют термин «анархизм» для описания антиавторитарного крыла социалистического движения».
- Маршалл 1992 , с. 641: «В целом анархизм ближе к социализму, чем либерализм. ... Анархизм находится в основном в социалистическом лагере, но у него есть и аутсайдеры в либерализме. Его нельзя свести к социализму, и его лучше всего рассматривать как отдельную и отличительную учение».
- Кон 2009 , с. 4: «...с 1890-х годов термин «либертарианский социализм» вошел в обиход как синоним анархизма».
- Хомский 2005 , с. 123: Современный анархизм – это «либертарианское крыло социализма».
- ^
- Маршалл 1992 , с. 641: «Долгое время во Франции либертарианец был взаимозаменяем с анархистом, но в последние годы его значение стало более двойственным».
- Кон 2009 , с. 6: « "либертарианство"... термин, который до середины двадцатого века был синонимом "анархизма" как такового "
- ^ Jump up to: а б с
- Marshall 1992 , стр. 564–565: «Анархо-капиталисты выступают против государства просто потому, что они в первую очередь капиталисты… Их не волнуют социальные последствия капитализма для слабых, бессильных и невежественных… По существу, анархо-капитализм упускает из виду эгалитарные последствия традиционных анархистов-индивидуалистов, таких как Спунер и Такер. На самом деле, немногие анархисты приняли бы «анархо-капиталистов» в анархистский лагерь, поскольку они не разделяют заботы об экономическом равенстве и социальной справедливости. Их эгоистичные, расчетливые рыночные люди будут неспособны практиковать добровольное сотрудничество и взаимопомощь. Анархо-капиталистов, даже если они отвергают государство, поэтому лучше всего называть правыми либертарианцами, а не анархистами».
- Дженнингс 1993 , с. 143: «... анархизм выступает не за неограниченную свободу личности (как, по-видимому, полагают «анархо-капиталисты»), а, как мы уже видели, за расширение индивидуальности и сообщества».
- Гей и геи 1999 , с. 15: «Для многих анархистов (независимо от убеждений) анархо-капитализм является противоречивым термином, поскольку «традиционные» анархисты выступают против капитализма»
- Моррисс 2008 , с. 13: «Социальные анархисты, те анархисты с коммунитарными взглядами, критикуют анархо-капитализм, потому что он позволяет людям накапливать значительную власть через рынки и частную собственность».
- Фрэнкс 2013 , стр. 393–394: «Индивидуализмы, которые защищают или укрепляют иерархические формы, такие как отношения экономики и власти анархо-капитализма… несовместимы с практиками социального анархизма… Академический анализ все чаще следует за активистскими течениями в отвергая точку зрения, что анархо-капитализм имеет какое-либо отношение к социальному анархизму».
- ^
- Июнь 2009 г. , с. 507: «Одно распространенное заблуждение, которое неоднократно повторялось теми немногими англо-американскими философами, которые удосужились затронуть эту тему… состоит в том, что анархизм можно определить исключительно с точки зрения оппозиции государствам и правительствам».
- Фрэнкс 2013 , стр. 386–387: «... многие, что сомнительно, считают антиэтатизм неустранимым универсальным принципом, лежащим в основе анархизма»
- Франкс 2013 , с. 388: «Тот факт, что [социалистический и индивидуалистический анархизмы] разделяют основную концепцию «антиэтатизма», которая часто выдвигается как... общность между ними..., недостаточна для создания общей идентичности... потому что [они интерпретируют] концепцию неприятия государства... по-разному, несмотря на первоначальное сходство в номенклатуре».
- Маклафлин 2007 , с. 166: «[оппозиция государству] (вопреки мнению многих ученых) не является определяющим признаком анархизма »
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кон 2009 , с. 4.
- ^ Кон 2009 , с. 6.
- ^ Миллер 1984 , с. 2.
- ^ Леви и Адамс 2018 , с. 102.
- ^ Корнелл, 2016 , с. 10: «Слово либертарианец исторически оспаривалось наряду с термином анархизм ».
- ^ Леви и Адамс 2018 , с. 56.
- ^ Миллер 1984 , стр. 2–3.
- ^ Линтикум, Кейт (25 января 2010 г.). «Книжная ярмарка собирает массу анархистов» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс 2013 , стр. 385–386.
- ^ Jump up to: а б Франкс 2013 , с. 385.
- ^ Jump up to: а б с д Маршалл 1992 , с. 641.
- ^ Jump up to: а б Эврен 2011 , с. 1.
- ^ Эврен 2011 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: а б с д Франкс 2013 , с. 386.
- ^ Лонг и Мачан 2008 , с. 111.
- ^ Корнелл, 2016 , с. 10.
- ^ Доэрти 2008 , стр. 584–585.
- ^ Гэмбл 2013 , с. 414.
- ^ Jump up to: а б Гэмбл 2013 , с. 405.
- ^ Jump up to: а б Гэмбл 2013 , с. 406.
- ^ Гэмбл 2013 , стр. 405–406.
- ^ Уильямс 2018 , с. 6.
- ^ Кемп 2018 , с. 180.
- ^ Амстер и др. 2009 , с. 3.
- ^ Амстер и др. 2009 , с. 9.
- ^ Хомский 2005 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Каллахан и Кертис 2009 , стр. 161, 163.
- ^ Грэм 2015 , с. 227.
- ^ Вудкок 1980 , с. 85.
- ^ Jump up to: а б с д Франкс 2013 , с. 388.
- ^ Фрэнсис 1983 , с. 462.
- ^ Фрэнсис 1983 , стр. 462–463.
- ^ Фрэнсис 1983 , с. 463.
- ^ Jump up to: а б Гей и геи 1999 .
- ^ Jump up to: а б Дэвис 2019 , с. 64.
- ^ Лонг и Мачан 2008 , с. VII.
- ^ Jump up to: а б Маклафлин 2007 , с. 27.
- ^ Июнь 2009 г. , с. 507.
- ^ Маклафлин 2007 , стр. 27–28.
- ^ Маршалл 1992 , с. 639.
- ^ Маклафлин 2007 , стр. 165, №26–166.
- ^ Маклафлин 2007 , с. 28.
Библиография
[ редактировать ]- Амстер, Рэндалл; ДеЛеон, Авраам; Фернандес, Луис; Ночера, Энтони Дж.; Шеннон, Дерик, ред. (2009). Современные анархистские исследования: вводная антология анархии в академии . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0415474023 .
- Каллахан, Кевин Дж.; Кертис, Сара А., ред. (2009). Взгляды с окраин: создание идентичности в современной Франции . Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0803215597 .
- Хомский, Ноам (2005). Пейтман, Барри (ред.). Хомский об анархизме . Окленд, Калифорния: AK Press. ISBN 978-1904859260 .
- Кон, Джесси (2009). "Анархизм". В Нессе, Иммануил (ред.). Международная энциклопедия революции и протеста . Оксфорд, Великобритания: John Wiley & Sons, Ltd., стр. 1–11. дои : 10.1002/9781405198073.wbierp0039 . ISBN 978-1405198073 .
- Корнелл, Эндрю (2016). Неуправляемое равенство: анархизм США в двадцатом веке . Окленд: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-28675-7 .
- Дэвис, Лоуренс (2019). «Человек и сообщество». В Леви, Карл; Адамс, Мэтью С. (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Чам: Спрингер. стр. 47–70. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_3 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 150149495 .
- Доэрти, Брайан (2008). Радикалы за капитализм : свободная история современного американского либертарианского движения . Общественные дела. ISBN 978-1586485726 .
- Эврен, Сурейя (2011). «Как новый анархизм изменил мир (оппозиции) после Сиэтла и породил пост-анархизм». В Русселе, Дуэйн; Эврен, Сурейя (ред.). Пост-анархизм: читатель . Плутон Пресс . стр. 1–19. ISBN 978-0745330860 .
- Фрэнсис, Марк (декабрь 1983 г.). «Права человека и либертарианцы». Австралийский журнал политики и истории . 29 (3): 462–472. дои : 10.1111/j.1467-8497.1983.tb00212.x . ISSN 0004-9522 .
- Фрэнкс, Бенджамин (август 2013 г.). Фриден, Майкл; Стирс, Марк (ред.). "Анархизм". Оксфордский справочник политических идеологий . Издательство Оксфордского университета: 385–404. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199585977.013.0001 .
- Гэмбл, Эндрю (август 2013 г.). Фриден, Майкл; Стирс, Марк (ред.). «Экономический либертарианство». Оксфордский справочник политических идеологий . Издательство Оксфордского университета: 405–421. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199585977.013.0008 .
- Гей, Кэтлин; Гей, Мартин (1999). Энциклопедия политической анархии . АВС-КЛИО. ISBN 978-0874369823 .
- Грэм, Роберт (2015). Мы не боимся анархии, мы призываем к ней: Первый Интернационал и истоки анархистского движения . АК Пресс. ISBN 978-1-84935-211-6 .
- Дженнингс, Джереми (1993). "Анархизм". В Итвелле, Роджер; Райт, Энтони (ред.). Современные политические идеологии . Лондон: Пинтер. стр. 127–146. ISBN 978-0861870967 .
- Джун, Натан (сентябрь 2009 г.). «Анархическая философия и борьба рабочего класса: краткая история и комментарии». Работа в США . 12 (3): 505–519. дои : 10.1111/j.1743-4580.2009.00251.x . ISSN 1089-7011 .
- Кемп, Майкл (2018). «Под белой башней» . Бомбы, пули и хлеб: политика анархического терроризма во всем мире, 1866–1926 гг . Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд . стр. 178–186. ISBN 978-1476671017 .
- Леви, Карл; Адамс, Мэтью С., ред. (2018). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Пэлгрейв Макмиллан. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2 . ISBN 978-3-319-75619-6 . S2CID 149333615 .
- Лонг, Родерик Т.; Мачан, Тибор Р. , ред. (2008). Анархизм/минархизм: является ли правительство частью свободной страны? . Эшгейт. ISBN 978-0754660668 .
- Маршалл, Питер (1992). Требуя невозможного: история анархизма . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 978-0002178556 .
- Маклафлин, Пол (2007). «Определение анархизма». Анархизм и власть: философское введение в классический анархизм . Эшгейт. стр. 25–36. ISBN 978-0754661962 .
- Миллер, Дэвид (1984). «Что такое анархизм?». Анархизм . Лондон: JM Dent & Sons. ISBN 0460100939 .
- Моррисс, Эндрю (2008). «Анархо-капитализм» . В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Мудрец; Институт Катона. стр. 13–14. дои : 10.4135/9781412965811.n8 . ISBN 978-1412965804 . OCLC 191924853 .
- Уильямс, Дана М. (июнь 2018 г.). «Современные анархисты и анархические движения» . Социологический компас . 12 (6): e12582. дои : 10.1111/soc4.12582 . ISSN 1751-9020 .
- Вудкок, Джордж (1980). «Анархистские фазы и личности». Ежеквартальный журнал Королевы . 87 (1): 82–96. ISSN 0033-6041 . ПроКвест 1296885359 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бежа, Алиса (2019). « Мечтать (не)американские мечты»: анархисты и борьба за определение американизма». Журнал изучения радикализма . 13 (1): 1–18. doi : 10.14321/jstudradi.13.1.0001 . ISSN 1930-1189 . JSTOR 10.14321/jstudradi.13.1.0001 . S2CID 151297246 .
- Карлсон, Дженнифер Д. (2012). «Либертарианство» . В Миллере, Уилбур Р. (ред.). Социальная история преступлений и наказаний в Америке: энциклопедия . Лос-Анджелес: Сейдж. стр. 1005–1009. ISBN 978-1412988766 .
- Кларк, Джон П. (1978). «Что такое анархизм?». Номос . 19 :3–28. ISSN 0078-0979 . JSTOR 24219036 .
- Даскал, Стив (2010). «Либертарианство левое и правое, оговорка Локка и реформированное государство всеобщего благосостояния» . Социальная теория и практика . 36 (1): 21–43. дои : 10.5840/soctheorpract20103612 . ISSN 0037-802X . JSTOR 23558591 . S2CID 144903940 .
- Дэвис, Лоуренс (2014). "Анархизм". В Геохегане, Винсент; Уилфорд, Рик (ред.). Политические идеологии: введение (4-е изд.). Лондон: Рутледж. стр. 213–. ISBN 978-0415618168 . OCLC 893825327 .
- Де Джордж, Ричард Т. (2005). "Анархизм". В Хондерихе, Тед (ред.). Оксфордский справочник по философии (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 31–32. ISBN 0199264791 .
- Итуэлл, Роджер; Райт, Энтони, ред. (1999). Современные политические идеологии (переиздание, 2-е изд.). Лондон: A&C Black. ISBN 978-0826451736 .
- Грэм, Роберт (2018). «(Неправильные) концепции анархизма». Анархистские исследования . 26 (2): 32а–55. ISSN 0967-3393 . ПроКвест 2123044536 .
- Герен, Даниэль (1970). «Дело слов». Анархизм: от теории к практике . Нью-Йорк: Ежемесячный обзор. стр. 11–13. OCLC 468750811 .
- Джун, Натан (2011). Анархизм и политическая современность . А&С Черный. ISBN 978-1441166869 .
- Леви, Карл (2010). «Социальные истории анархизма» . Журнал изучения радикализма . 4 (2): 1–44. дои : 10.1353/jsr.2010.0003 . ISSN 1930-1197 . S2CID 144317650 — через Project MUSE .
- Лонг, Родерик Т. (2020). «Анархический пейзаж». В Шартье, Гэри ; Ван Шеландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Рутледж. стр. 28–38. ISBN 978-1-315-18525-5 .
- Маклафлин, Пол (2021). «Анархизм, анархисты и анархия». В Шартье, Гэри; Ван Шеландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Рутледж. стр. 15–27. ISBN 978-1351733588 .
- Моррисс, Брайан (2015). Антропология, экология и анархизм: читатель Брайана Морриса . Маршалл, Питер (иллюстрированный ред.). Окленд: PM Press. ISBN 978-1604860931 .
- Ньюман, Майкл (2005). Социализм: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0192804310 .
- Новак, Д. (1958). «Место анархизма в истории политической мысли». Обзор политики . 20 (3): 307–329. дои : 10.1017/S0034670500033040 . ISSN 0034-6705 . JSTOR 1404980 . S2CID 143880498 .
- Пуркис, Джонатан; Боуэн, Джеймс, ред. (2005). Изменение анархизма: анархическая теория и практика в глобальную эпоху . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719066948 .
- Ракстад, Пол (2016). «Понимание анархизма: некоторые основы». Наука и общество . 80 (3): 407–414. дои : 10.1521/siso.2016.80.3.407 . ISSN 0036-8237 . JSTOR 26141887 .
- Скиабарра, Крис М. (2000). Полная свобода: на пути к диалектическому либертарианству . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-0271020495 .
- Шанц, Джеффри; Уильямс, Дана М. (2013). «Проблемы исследования радикалов (или эпистемология анархического движения)». Анархия и общество: размышления об анархической социологии . Исследования в области критических социальных наук. Лейден: Брилл. стр. 158–174. ISBN 978-9004252998 .
- Уолтер, Николас (2002). Об анархизме . Лондон: Freedom Press. ISBN 978-0900384905 .