Фламенко
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Фламенко | |
---|---|
Культурное происхождение | Кале Рома , андалузцы , конец 18 века, Испания |
Типовые инструменты |
|
Производные формы | |
Поджанры | |
Другие темы | |
Фламенко | |
---|---|
Страна | Испания |
Домены | Исполнительское искусство |
Ссылка | 00363 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2010 г. (5-я сессия) |
Список | Представитель |
Фламенко ( Испанское произношение: [flaˈmeŋko] ) — форма искусства, основанная на различных фольклорных музыкальных традициях южной Испании , развитая в рамках субкультуры гитано региона Андалусия , а также имеющая историческое присутствие в Эстремадуре и Мурсии . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] В более широком смысле этот термин используется для обозначения множества как современных, так и традиционных музыкальных стилей, типичных для юга Испании. Фламенко тесно связано с gitanos цыганской национальности , которые внесли значительный вклад в его возникновение и профессионализацию. Тем не менее, его стиль уникален андалузским, и в состав художников фламенко исторически входили испанцы как гитано, так и негитано. [ 4 ]
Самая старая запись музыки фламенко датируется 1774 годом в книге Las Cartas Marruecas («Марокканские письма») Хосе Кадальсо . [ 5 ] Развитие фламенко за последние два столетия хорошо задокументировано: «театральное движение сайнетс (одноактных пьес) и тонадилл , популярные песенники и песенники, обычаи, исследования танцев и колок , совершенство, газеты, графические документы. в картинах и гравюрах... в непрерывной эволюции вместе с ритмом, поэтическими строфами и атмосферой». [ 6 ]
16 ноября 2010 года ЮНЕСКО объявила фламенко одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества . [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]Исторически термин «фламенко» использовался для обозначения цыган ( гитанос ) в Испании. [ 8 ] Английский путешественник Джордж Борроу, путешествовавший по Испании в 1830-х годах, заявил, что гитанос также называли фламандцами (по-испански «фламенко») из-за того, что немецкий и фламандский ошибочно считались синонимами. [ 9 ] По словам фламенколога Кристины Крусес-Рольдан, за год до рассказа Борроу в Мадриде уже существовала вечеринка Gitano, которая четко идентифицировалась как фламенко. Эту эквивалентность между Гитано и Фламенко также отмечают Мануэль Фернандес-и-Гонсалес , Демофило и ученый Иривинг Браун, которые заявили в 1938 году, что «Фламенко - это просто еще один термин для Гитано, имеющий особый смысл». [ 9 ]
Истоки этого термина лежат в социологическом предубеждении по отношению к цыганам, которых испанцы считали хулиганами и дерзкими нарушителями спокойствия и, таким образом, ассоциировали их с немецкими колонистами Сьерра -Морены XVIII века , которые сформировали группы городской богемы, жившей вне закона и считались праздными и ленивыми. [ 10 ] Другие менее успешные гипотезы включают гипотезы Фелипе Педрелла и Карлоса Алемендроса, которые заявляют, что, хотя термин «фламенко» по-испански означает фламандский, на самом деле он является синонимом Кантадора (профессиональный певец) в отношении группы фламандских певцов, привезенных испанским королем Карлосом I в 1516 году. Другая гипотеза, не получившая широкого признания, — это арабистская теория Бласа Инфанте , изложенная в его книге Orígenes de lo Flamenco («Происхождение фламенко»). [ 11 ] , Фламенко как фонетическая деформация арабского слова феллах-менгу (беглый рабочий) [ 12 ] или произошло от арабских терминов Фела-Менгус, которые вместе означают «странствующий крестьянин». [ 11 ]
Первое использование термина фламенко для обозначения музыкального жанра появляется в газетной статье El Espectador 1847 года , где оно было названо «жанром гитано». В первые годы фламенко этот термин был универсальным и использовался для обозначения множества концепций в гитано-андалузском мире. [ 13 ] Например, в 1860-70-х годах эта универсальность была продемонстрирована через его использование для обозначения музыкального стиля и определенной эстетики, манер и образа жизни, которые воспринимались как Гитано. В то время фламенко было не строгим жанром, а способом исполнения музыки в гитано-андалузском стиле. [ 14 ]
История
[ редактировать ] этого раздела Фактическая точность оспаривается . ( Август 2021 г. ) |
Культурное происхождение
[ редактировать ]Существуют гипотезы, указывающие на влияние на фламенко видов танца Индийского субконтинента; место происхождения цыганского народа . [ 1 ] Индо-пакистанские гаммы фламенко были завезены в Андалусию миграциями цыган из Северной Индии . [ 15 ] Эти цыганские мигранты также привезли с собой колокольчики и обширный репертуар песен и танцев. [ нужна ссылка ] По прибытии в Андалусию в 15 веке они познакомились с богатой арабо-андалузской музыкальной культурой, которая сама по себе представляет собой гибрид испанской музыкальной традиции, восходящей к 8 веку с основанием Аль-Андалусии , которая принесла традиции и музыку из Аравийский полуостров , Северная Африка и сефардские черты. Некоторые из инструментов, ассоциирующихся сегодня с фламенко и испанским фольклором в разных регионах, — это деревянные кастаньеты и бубны , которые, как полагают, возникли в период Аль-Андалуса. [ 16 ] [ 17 ] Этот многовековой период культурного смешения заложил корни песенных и танцевальных жанров фламенко. [ 18 ] [ 19 ]
Рождение фламенко.
[ редактировать ]Считается, что жанр фламенко возник в конце XVIII века в городах и аграрных поселках Нижней Андалусии, выделив Херес-де-ла-Фронтера как первый письменный пережиток этого искусства, хотя данных, относящихся к этим датам и проявления этого времени более типичны для школы болеро , чем для фламенко. Он появился как современная форма искусства в результате слияния городских подчиненных групп, сообществ Gitano и подмастерьев Андалусии, которые сформировали маргинализированный художественный рабочий класс фламенко, который сделал фламенко особой формой искусства, с самого начала отмеченной брендом Gitano. [ 13 ] Андалусия была родиной и колыбелью первых кантаоров фламенко и трех или четырех десятков семей Гитано, которые создали и культивировали фламенко. [ 20 ]
Кастицизм
[ редактировать ]В конце 18-го и начале 19-го века ряд факторов привел к возникновению в Испании явления, известного как «Costumbrismo Andaluz» или «андалузский маньеризм».
В 1783 году Карлос III обнародовал прагматику, которая регулировала социальное положение Гитано . [ 21 ] Это было знаменательное событие в истории испанских gitanos, чье правовое положение после столетий маргинализации и преследований существенно улучшилось.
После испанской войны за независимость (1808–1812) в испанском сознании развилось чувство расовой гордости, противостоящее «галлицированным» «афранцесадосам» — испанцам, находившимся под влиянием французской культуры и идеи просвещения. В этом контексте гитанос рассматривались как идеальное воплощение испанской культуры , а появление школ корриды в Ронде и Севильи , появление бандидос и вакерос привело к вкусу к андалузской романтической культуре, которая восторжествовала при мадридском дворе.
В это время появляются свидетельства разногласий, вызванных введением новшеств в искусство. [ 22 ]
Поющие кафе
[ редактировать ]В 1881 году Сильверио Франконетти открыл первое кафе для певцов фламенко в Севилье. В кафе Сильверио кантаоры находились в очень конкурентной среде, что позволило появиться профессиональному кантаору и послужило тиглем, в котором формировалось искусство фламенко. Местные жители выучили канте, при этом переосмысливая андалузские народные песни в своем стиле, расширяя репертуар. Точно так же вкус публики способствовал формированию жанра фламенко, объединяя его технику и тему.
Антифламенкоизм « Поколения 98 »
[ редактировать ]Фламенквизм , определяемый Королевской испанской академией как «любовь к искусству и обычаям фламенко», представляет собой концептуальное универсальное явление, в котором среди других традиционных испанских элементов сочетаются пение фламенко и любовь к корриде. Эти обычаи подверглись резкой критике со стороны поколения 98, все его члены были «антифламенко», за исключением братьев Мачадо, Мануэля и Антонио. Будучи севильцами и сыновьями фольклориста Демофило Мачадо, братья имели более сложный взгляд на этот вопрос. Величайшим знаменосцем антифламенкоизма был мадридский писатель Эухенио Ноэль, который в юности был воинствующим кастистом . характера страны, Ноэль приписывал фламенко и корриде происхождение бед Испании, которые он видел как проявления восточного препятствующие экономическому и социальному развитию. Эти соображения привели к тому, что на десятилетия между фламенко и большинством «интеллектуалов» того времени возник непреодолимый разрыв.
Опера фламенко
[ редактировать ]Между 1920 и 1955 годами представления фламенко стали проводиться на аренах для корриды и в театрах под названием «опера фламенко». Эта деноминация была экономической стратегией промоутеров, поскольку опера приносила только 3%, а развлекательные шоу - 10%. В это время шоу фламенко распространились по всей Испании и главным городам мира. Большой социальный и коммерческий успех, достигнутый фламенко в это время, устранил со сцены некоторые из самых старых и трезвых стилей в пользу более легких мелодий, таких как cantiñas , los cantes de ida y vuelta и fandangos , многие персональные версии которых были созданный. Критики-пуристы критиковали легкость канте, а также использование фальцета и стиля гайтеро .
В духе пуризма поэт Федерико Гарсиа Лорка и композитор Мануэль де Фалья задумали провести конкурс канте хондо в Гранаде в 1922 году. [ 23 ] Оба художника рассматривали фламенко как фольклор, а не как сценический художественный жанр; по этой причине они были обеспокоены, поскольку считали, что массовый триумф фламенко положит конец его самым чистым и глубоким корням. Чтобы исправить это, они организовали конкурс канте хондо, в котором могли участвовать только любители и из которого были исключены праздничные канте (например, кантиньяс), которые Фалья и Лорка считали не хондо, а фламенко. Жюри возглавил Антонио Чакон, который в то время был ведущей фигурой в канте. Победителями стали «Эль Тенасас», профессиональный кантор на пенсии из Морон-де-ла-Фронтера, и Мануэль Ортега, восьмилетний мальчик из Севильи, который вошел в историю фламенко как Маноло Караколь. Конкурс оказался провальным из-за скудного отклика, который он имел, а также из-за того, что Лорка и Фалья не знали, как понять профессиональный характер, который уже в то время имело фламенко, тщетно стремясь искать чистоту, которой никогда не было в искусстве. который характеризовался смесью и личным новаторством его создателей. Помимо этой неудачи, с Поколение 27-го года , самые выдающиеся участники которого были андалузцами и поэтому знали этот жанр не понаслышке, началось признание фламенко интеллектуалами.
В то время уже существовали записи фламенко, связанные с Рождеством, которые можно разделить на две группы: традиционные гимны фламенко и песни фламенко, тексты которых адаптируются к рождественской теме. Эти канте сохраняются и по сей день, Замбомба Хересана, будучи пространственно репрезентативной, была объявлена Хунтой Андалусии объектом нематериального культурного интереса в декабре 2015 года.
Во время гражданской войны в Испании большое количество певцов было сослано или погибло, защищая Республику и унижения, которым их подвергала Национальная партия: Bando Nacional : Corruco de Algeciras , Chaconcito , El Carbonerillo , El Chato De Las Ventas , Вальехито , Рита ла Кантаора , Анжелило , Гуэррита — вот некоторые из них. В послевоенный период и в первые годы режима Франко к миру фламенко относились с подозрением, поскольку властям не было ясно, что этот жанр вносит вклад в национальное сознание. Однако вскоре режим принял фламенко как одно из типичных проявлений испанской культуры. Певцы, пережившие войну, прошли путь от звезд до почти изгоев, поя для молодых людей в частных комнатах борделей в центре Севильи, где им приходится приспосабливаться к прихотям разбогатевших аристократов, солдат и бизнесменов.
Короче говоря, период оперы фламенко был временем открытым для творчества, и это определенно составляло большую часть репертуара фламенко. Это был золотой век этого жанра с такими фигурами, как Антонио Чакон , Мануэль Вальехо, Мануэль Вальехо , Мануэль Торре , Ла Нинья де лос Пейнес , Пепе Марчена и Маноло Караколь .
фламенкология
[ редактировать ]Начиная с 1950-х годов начали публиковаться многочисленные антропологические и музыковедческие исследования фламенко. В 1954 году Hispavox опубликовал первую Antología del Cante Flamenco, звукозапись, которая стала большим потрясением для своего времени, в ней преобладали оркестровые канте и, следовательно, она была мистифицируемой. В 1955 году аргентинский интеллектуал Ансельмо Гонсалес Климент опубликовал эссе под названием «Фламенкология», название которого он назвал «набором знаний, техник и т. д. в области пения и танцев фламенко». Эта книга облагородила изучение фламенко, применив к нему академическую методологию музыкознания, и послужила основой для последующих исследований этого жанра.
В результате в 1956 году был организован Национальный конкурс Канте Хондо де Кордова, а в 1958 году была основана первая кафедра фламенко в Херес-де-ла-Фронтера, старейшем академическом учреждении, занимающемся изучением, исследованием, сохранением, популяризацией и защитой фламенко. искусство. Точно так же в 1963 году кордовский поэт Рикардо Молина и севильский кантаор Антонио Майрена опубликовали книгу « Alalimón Mundo y Formas del Cante Flamenco» , которая стала обязательным справочным изданием.
Долгое время постулаты майренистов считались практически неоспоримыми, пока не нашли ответа у других авторов, разработавших «андалузский тезис», утверждавший, что фламенко является подлинно андалузским продуктом, поскольку оно было развито исключительно в этом регионе и поскольку его Основные стили заимствованы из фольклора Андалусии. Они также утверждали, что андалузские гитанос внесли решающий вклад в их формирование, подчеркивая исключительную природу фламенко среди цыганской музыки и танцев из других частей Испании и Европы. Тезис об объединении Гитаносов и Андалузии оказался сегодня наиболее принятым. Короче говоря, между 1950-ми и 1970-ми годами фламенко превратилось из простого шоу в объект изучения.
Протест фламенко во время режима Франко
[ редактировать ]Фламенко стало одним из символов испанской национальной идентичности во время режима Франко , поскольку режим знал, как присвоить фольклор, традиционно связанный с Андалусией, для содействия национальному единству и привлечению туризма, образуя то, что называлось национальным фламенкизмом. Следовательно, фламенко долгое время рассматривалось как реакционный или ретроградный элемент. В середине 60-х и вплоть до перехода к власти стали выступать кантаоры, выступавшие против режима, с использованием протестной лирики. К ним относятся: Хосе Менесе и автор текстов Франсиско Морено Гальван, Энрике Моренте , Мануэль Херена, Эль Лебрихано , Эль Кабреро , Лоле и Мануэль , Эль Пики или Луис Марин и многие другие.
В отличие от этого консерватизма, с которым оно было связано во время режима Франко, фламенко испытало влияние волны активизма, которая также потрясла университет против репрессий режима, когда студенты университета соприкоснулись с этим искусством на сольных концертах, которые проводились. , например, в Colegio Mayor de San Juan Evangelista: «Любители и профессионалы фламенко участвовали в выступлениях явно политического характера. Это был своего рода протест фламенко, обвиненный в протесте, что означало цензуру и репрессии для активистов фламенко».
По мере развития политического перехода требования были снижены, поскольку фламенко влилось в потоки глобализированного искусства. В то же время это искусство было институционализировано до тех пор, пока оно не достигло такой степени, что в 2007 году Хунте Андалусии была присвоена «исключительная компетенция в вопросах знаний, сохранения, исследований, обучения, продвижения и распространения».
Фламенко-фьюжн
[ редактировать ]В 1970-е годы в Испании наблюдались социальные и политические перемены, и испанское общество уже находилось под сильным влиянием различных музыкальных стилей остальной Европы и Соединенных Штатов. Было также множество певцов, которые выросли на Антонио Майрене , Пепе Марчене и Маноло Караколе . Сочетание обоих факторов привело к революционному периоду, названному фламенко-фьюжн. [ 24 ]
Певец Росио Хурадо интернационализировал фламенко в начале 70-х, заменив бата де кола вечерними платьями. Ее исполнение в «Фандангос де Уэльва» и в «Алегриас» было признано во всем мире за ее идеальный голос тесситура в этих жанрах. На ее концертах ее аккомпанировали гитаристы Энрике де Мельчор и Томатито не только на национальном уровне, но и в таких странах, как Колумбия, Венесуэла и Пуэрто-Рико.
Музыкальный представитель Хосе Антонио Пульпон сыграл решающую роль в этом слиянии, поскольку он призвал кантаора Агуетаса сотрудничать с севильской андалузской рок-группой « Pata Negra », самой революционной парой со времен Антонио Чакона и Рамона Монтойи , положив начало новому пути фламенко. . Это также способствовало творческому союзу между гитаристом-виртуозом из Альхесираса Пако де Лусия и давним певцом с острова Камарон-де-ла-Исла , который дал творческий импульс фламенко, что означало его окончательный разрыв с консерватизмом Майрены. Когда оба артиста начали сольную карьеру, Камарон стал мифическим кантаором своего искусства и личности, имея легион последователей, а Пако де Люсия изменил конфигурацию всего музыкального мира фламенко, открыв новые влияния, такие как бразильская музыка, арабская и джаз и введение новых музыкальных инструментов, таких как перуанский кахон, поперечная флейта и т. д.
Другими ведущими исполнителями в этом процессе формального обновления фламенко были Хуан Пенья Эль Лебрихано , который женил фламенко на андалузской музыке, и Энрике Моренте , который на протяжении всей своей долгой творческой карьеры колебался между пуризмом своих первых записей и скрещиванием с роком, или Ремедиос. Амайя из Трианы , культивирующая уникальный стиль танго из Эстремадуры, и чистота ее пения делают ее частью этой избранной группы признанных артистов. Среди других певцов со своим собственным стилем - Канканилья де Марбелья . В 2011 году этот стиль стал известен в Индии благодаря Марии дель Мар Фернандес , снимающейся в видеоклипе фильма «Живешь один раз» под названием «Сеньорита». Фильм посмотрели более 73 миллионов зрителей.
Новое фламенко
[ редактировать ]В 1980-е годы появилось новое поколение исполнителей фламенко, находившихся под влиянием мифического кантаора Камарона, Пако де Люсия, Моренте и др. Эти исполнители интересовались популярной городской музыкой, которая в те годы обновляла испанскую музыкальную сцену, это было время Мадриленья Мовида . Среди них « Пата Негра », соединивший фламенко с блюзом и роком, Кетама , вдохновленный поп-музыкой и Кубой, и Рэй Эредиа, создатель своей собственной музыкальной вселенной, где фламенко занимает центральное место.
Кроме того, звукозаписывающая компания Nuevos Medios выпустила многих музыкантов под лейблом nuevo фламенко, и эта деноминация объединила музыкантов, очень отличающихся друг от друга, таких как Розарио Флорес , дочь Лолы Флорес , или известная певица Малу , племянница Пако де Люсия и дочь Пепе де Люсия, которая, несмотря на симпатию к фламенко и сохранение его в своей дискографии, продолжает придерживаться своего личного стиля. Однако тот факт, что многие из интерпретаторов этой новой музыки также являются известными кантаорами, как в случае с Хосе Мерсе , Эль Сигалой и другими, привел к тому, что все, что они исполняют, стали называть фламенко, хотя жанр их песен довольно сильно различается. немного из классического фламенко. Это вызвало самые разные чувства, как за, так и против.
Другими современными художниками того момента были О'Функилло и Охос де Брухо , Арканхель, Мигель Поведа , Майте Мартин , Марина Эредиа, Эстрелла Моренте или Мануэль Ломбо и т. д.
Но дискуссия между разницей между фламенко и новым фламенко в Испании только что набрала силу с 2019 года благодаря успеху нового фламенко, привлекающего вкусы самых молодых испанских поклонников, а также на международной музыкальной сцене, подчеркивающего проблему того, как нам следует называть этот новый музыкальный жанр, смешанный с фламенко.
Одной из таких артисток, заново изобретших фламенко, является Розалия , бесспорное имя на международной музыкальной сцене. «Pienso en tu mirá», «Di mi nombre» или песня «Malamente», принесшая ей известность, представляют собой комбинацию стилей, включающую традиционную музыкальную основу фламенко и Южной Испании. Розалия вышла за рамки этого музыкального жанра, приняв другие городские ритмы, но также вызвала много споров о том, какой жанр она использует. Каталонский на артист был удостоен нескольких премий Latin Grammy и MTV Video Music Awards , а также, всего в 30 лет, собирает более 40 миллионов ежемесячных слушателей Spotify .
Но это не единственный успешный случай: Деллафуэнте , уроженец Гранады, К. Тангана , МАКА , RVFV, Демарко Фламенко, Мария Арнал и Марсель Бажес, Эль-Ниньо де Эльче, Сильвия Перес Крус ; Califato 3/4, Juanito Makandé, Soledad Morente, María José Llergo или Fuel Fandango — это лишь некоторые из новой испанской музыкальной сцены, которая включает в свою музыку фламенко.
Кажется, что испанская музыкальная сцена переживает изменения в своей музыке, и новые ритмы вновь появляются вместе с новыми артистами, которые экспериментируют, чтобы охватить более широкую аудиторию, которая хочет сохранить близость, которую фламенко передавала на протяжении десятилетий.
Культура фламенко за рубежом
[ редактировать ]Штат Нью-Мексико, расположенный на юго-западе США, сохраняет сильную идентичность культуры фламенко. Университет Нью-Мексико , расположенный в Альбукерке, предлагает программу магистратуры по фламенко. Выступления фламенко широко распространены в общинах Альбукерке и Санта-Фе : Национальный институт фламенко спонсирует ежегодный фестиваль, а также различные профессиональные выступления фламенко, предлагаемые в различных местах. Эмми Гримм, известная под своим сценическим псевдонимом Ла Эми, — профессиональная танцовщица фламенко, уроженка Нью-Мексико, которая выступает и преподает фламенко в Санта-Фе. Она продолжает изучать свое искусство, путешествуя по Испании, чтобы интенсивно работать с Кармелой Греко и Ла Попи, а также с Хосе Гальваном, Хуаной Амайей, Иоландой Эредиа, Иваном Варгасом Эредиа, Торомбо и Росио Алькаиде Руисом.
Основные палочки
[ редактировать ]Палос (ранее известный как кантес ) — это стили фламенко, классифицированные по таким критериям, как ритмический рисунок, лад , последовательность аккордов , форма строфы и географическое происхождение. Существует более 50 различных пало , некоторые из них поются без сопровождения, а другие - под гитару или другой аккомпанемент. Некоторые формы танцуются, а другие нет. Некоторые из них предназначены для мужчин, другие для женщин, а некоторые могут исполняться и тем, и другим, хотя эти традиционные различия разрушаются: Фаррука например, , когда-то бывший мужским танцем, теперь обычно исполняется и женщинами.
Есть много способов классифицировать Палос , но они традиционно делятся на три класса: самый серьезный известен как канте хондо (или канте гранде ), а более легкие и легкомысленные формы называются канте чико . Формы, не подходящие ни к одной из категорий, классифицируются как Cante Intermedio ( Pohren 2005 , 68). Это самые известные палос ( Анон. 2019 ; Анон. 2012 ):
Радости
[ редактировать ]Считается, что алегриас произошли от арагонской хоты, которая укоренилась в Кадисе во время войны на полуострове и создания кортесов Кадиса. Именно поэтому в его классической лирике так много отсылок к Деве Пилар, реке Эбро и Наварре.
Считается, что Энрике Бутрон формализовал нынешний стиль фламенко Алегриаса и Игнасио Эспелета, которые ввели характерную черту «тирити, тран, тран…». Некоторые из самых известных интерпретаторов алехаса - Энрике эль Меллисо, Чато де ла Исла, Пинини, Перикон де Кадис, Аурелио Селлес, Ла Перла де Кадис, Чано Лобато и Эль Фолли.
Одна из самых структурно строгих форм фламенко, традиционный танец в алегриасе, должен содержать каждую из следующих частей: салида (вход), пасео (обход), силенсио (похожий на адажио в балете), кастеллана (оптимистичная часть) сапатеадо ( Буквально «постук ногой») и bulerías . Однако эта структура не соблюдается, когда алегриас поются как отдельная песня (без танцев). В этом случае строфы комбинируются свободно, иногда вместе с другими видами кантиний .
У Алегриаса ритм, состоящий из 12 долей. Это похоже на Солеарес . Его ударения следующие: 1 2 [3] 4 5 [6] 7 [8] 9 [10] 11 [12] . Алегриас родился в Кадисе . Алегриас принадлежит к группе палос , называемой Кантиньяс , и обычно исполняется в живом ритме (120–170 ударов в минуту). Для танцев выбираются более оживленные темпы, а для песни — более спокойные ритмы.
Булериас - быстрый ритм фламенко, состоящий из 12-дольного цикла с акцентом на две основные формы: [12] 1 2 [3] 4 5 [6] 7 [8] 9 [10] 11 или [12] 1 2 [ 3] 4 5 6 [7] [8] 9 [10] 11. Он возник среди народа Кале-романи в Хересе в 19 веке, [ 25 ] Первоначально это было быстрое и оптимистичное окончание солеареса или алегриаса . Это одна из самых популярных и драматичных форм фламенко, которая часто завершает любое собрание фламенко, часто сопровождаемое энергичными танцами и постукиванием.
Час
[ редактировать ]Солеа
[ редактировать ]Танго
[ редактировать ]Тангильос
[ редактировать ]тарантос
[ редактировать ]Тьентос
[ редактировать ]Музыка
[ редактировать ]Есть три фундаментальных элемента, которые могут помочь определить, действительно ли что-то является фламенко: стиль фламенко - или музыкальная тональность -; compás . -ритм- и исполнитель .. кем должен быть фламенко! Все три элемента: тональность, компас , исполнитель фламенко, а затем что-то менее легко идентифицируемое — фламенкура — должны присутствовать вместе, если мы хотим создать музыкальное произведение, которое можно назвать «фламенко». Сами по себе эти элементы не превратят музыкальное произведение во фламенко.
— ( Мартинес 2011 , 6)
Три фундаментальных элемента, которые помогают определить, принадлежит ли танец к жанру фламенко, — это наличие лада фламенко (музыкальной тональности), компаса и исполнителя фламенко (Мартинес, 2003). Эти три элемента способствуют аутентичности исполнения фламенко, также известного как фламенкора (Мартинес, 2003). Во время выступлений фламенко также не бывает пассивной публики [ музыка участия ]. Зрители присоединяются к представлению, хлопая в ладоши и даже иногда подпевая (Тоттон, 2003).
— ( Акомбо 2016 , 243)
Структура
[ редактировать ]Типичный концерт фламенко с голосом и гитарным сопровождением состоит из серии произведений (не совсем «песен») в разных палосах. Каждая песня представляет собой набор куплетов (называемых копла , терцио или летрас ), перемежающихся гитарными интермедиями ( фальсетами ). Гитарист также дает краткое вступление, определяя тональность, компас (см. ниже) и темп канте ( Мануэль 2006 , 98). В некоторых палосах эти фальсеты тоже играются с определенной структурой; например, типичные севильи играются по схеме AAB, где A и B представляют собой одну и ту же фальцу с небольшой разницей в финале ( Martin 2002 , 48).
Гармония
[ редактировать ]Фламенко использует лад фламенко (который также можно охарактеризовать как современный фригийский лад ( modo frigio ) или гармоническую версию этой гаммы с мажорной 3-й ступенью ) в дополнение к мажорным и минорным гаммам, обычно используемым в современной западной музыке. Фригийский лад встречается в таких палосах , как солеа , большинство булериас , сигирия , танго и тиентос .
Типичную последовательность аккордов , обычно называемую « андалузской каденцией », можно рассматривать как модифицированную фригийскую каденцию: в E это последовательность Am–G–F–E ( Manuel 2006 , 96). По мнению Маноло Санлукара, , тогда как Am и G берут на E здесь является тоникой, F имеет гармоническую функцию доминанты себя функции субдоминанты и медианты соответственно ( Torres Cortés 2001 ).
Гитаристы, как правило, используют только две основные инверсии или «формы аккордов» для тонического аккорда (музыки) : открытую 1-ю инверсию E и открытую 3-ю инверсию A , хотя они часто транспонируют их с помощью каподастра . Современные гитаристы, такие как Рамон Монтойя , представили другие позиции: сам Монтойя начал использовать другие аккорды для тоники в современных дорийских частях нескольких пало ; F ♯ для тарантаса , B для гранаина и A ♭ для минеры . Монтойя также создал новое пало как соло для гитары, ронденью до мажор ♯ со скордатурой . Позже гитаристы еще больше расширили репертуар тональностей , позиций аккордов и скордатуры .
также есть пало В основном режиме ; большинство кантиньяс и алегриас , гуахира , некоторые булериас и тонас , а также кабалес (основной тип сигирий ). Минорный лад ограничен фаррукой , милонгами ( среди cantes de ida y vuelta ) и некоторыми стилями танго, булериа и т. д. В целом традиционные пало в мажорном и минорном ладах гармонически ограничены двухаккордными (тоника-доминантой) ) или трехаккордовые (тоника-субдоминанта-доминанта) прогрессии ( Росси 1998 , 92). Однако современные гитаристы ввели замену аккордов , переходные аккорды и даже модуляцию .
Фанданго и производные пало, такие как малагеньяс , тарантас и картагенерас, являются бимодальными : вступление на гитаре происходит во фригийском ладе, в то время как пение развивается в мажорном ладе, модулируясь фригийским в конце строфы ( Росси 1998 , 92).
Мелодия
[ редактировать ]Дионисио Пресиадо, цитируется Сабасом де Осесом (1982 , [ нужна страница ] ), установил следующие характеристики мелодий пения фламенко:
- Микротональность : наличие интервалов меньше полутона .
- Портаменто : часто переход от одной ноты к другой осуществляется плавным переходом, а не с использованием дискретных интервалов.
- Короткая тесситура или диапазон : Большинство традиционных песен фламенко ограничены диапазоном шестой части (четыре с половиной тона). Впечатление от вокального усилия создается за счет использования разных тембров , а разнообразие достигается за счет использования микротонов.
- Использование энгармонической шкалы . - это ) ; Энгармоники ноты одинаковой высоты, но разного написания (например, A ♭ и G ♯ во фламенко, как и в неравных темперированных гаммах, существует микротональная интервальная разница между энгармоническими нотами.
- Настойчивость на ноте и смежных хроматических нотах (также часто встречается на гитаре), вызывающая ощущение срочности.
- в стиле барокко Орнамент , имеющий выразительную, а не просто эстетическую функцию.
- Явное отсутствие регулярного ритма, особенно в сигириях : мелодический ритм исполняемой строки отличается от метрического ритма аккомпанемента.
- Большинство стилей выражают грустные и горькие чувства.
- Мелодическая импровизация : пение фламенко, строго говоря, не является импровизационным, а основано на относительно небольшом количестве традиционных песен, певцы под влиянием момента добавляют вариации.
Музыковед Иполито Росси добавляет следующие характеристики ( Росси 1998 , 97):
- Мелодиям фламенко свойственна нисходящая тенденция, в отличие, например, от типичной оперной арии , они обычно идут от высоких тонов к низким, и от форте к фортепиано , как это было обычно в древнегреческих гаммах.
- Во многих стилях, таких как солеа или сигирия , мелодия имеет тенденцию развиваться в смежных ступенях гаммы. Пропуски третьей или четвертой записи встречаются реже. Однако в фанданго и стилях, производных от фанданго, часто можно встретить четвертые и шестые части, особенно в начале каждой строки стиха. По мнению Росси, это является доказательством более позднего создания песен такого типа под влиянием кастильской хоты .
Компас или тактовый размер
[ редактировать ]Compás — это испанское слово, обозначающее размер или тактовый размер (в теории классической музыки ). Это также относится к ритмическому циклу или расположению пало .
Compás имеет основополагающее значение для фламенко. Compás чаще всего переводится как ритм , но он требует гораздо более точной интерпретации, чем любой другой западный стиль музыки. Если гитариста нет, компас воспроизводится посредством хлопков в ладоши ( ладоней ) или ударов костяшками пальцев по столу. Гитарист использует такие приемы, как игра на ударах ( расгеадо ) или постукивание по деке ( гольпе ). Смена аккордов подчеркивает самые важные сильные доли.
Во фламенко используются три основных счета или меры: двоичный, троичный и форма двенадцатидольного цикла, уникальная для фламенко. Существуют также стили свободной формы, включая, среди прочего, тонас , сэтас , малагеньяс , таранто и некоторые виды фанданго :
- Ритмы в 2
4 или 4
4 . Эти размеры используются в таких формах, как танго , тьентос , цыганская румба , замбра и тангильо. - Ритмы в 3
4 . Они типичны для фанданго и севильи , что позволяет предположить их происхождение как нецыганские стили, поскольку 3
4 и 4
4 такта не распространены в музыке этнических ромов. - 12-битные ритмы, обычно исполняемые в виде смеси 6
8 + 3
4 и иногда 12
8 . Цикл из 12 долей является наиболее распространенным во фламенко и отличается акцентом долей в разных пало. Акценты не соответствуют классической концепции даунбита. Чередование групп из 2 и 3 долей также распространено в испанских народных танцах 16 века, таких как сарабанда , хакара и канариос .
Существует три типа 12-дольных ритмов, которые различаются по расположению или использованию акцентуаций: солеа, сегирия и булерия:
- петенерас и гуахира : 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 . Оба пало начинаются с сильного ударения на цифре 12. Следовательно, размер равен 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11.
- Сегирия 12 , лайт, серрана , тонá лайт, кабалес: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 . Это также можно считать началом схемы булериас с 8 (см. ниже).
- солеа , в группе кантиньяс палос, в которую входят алехас , кантиньяс, мирабра, ромера, караколес и солеа пор булерия (также « булерия пор солеа »): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 . Из практических соображений при переносе гитарной музыки фламенко в ноты этот ритм записывается как обычный 3
4 .
Булериас — символическое пало фламенко: сегодня его 12-долевый цикл чаще всего исполняется с акцентами на 3, 6, 8, 10 и 12 долях. Сопровождающие пальмы исполняются группами по 6 долей, порождая множество контр-ритмов и ударных голосов в пределах 12-дольных компас. В некоторых регионах, таких как Херес, Испания, ритм остается более простым, состоящим из шести счетов, включая в музыкальное решение только счет из двенадцати. Это похоже на начало счета с 9, то есть так: 9 10 11 12 1 2 — опять же, жирный шрифт означает ударение при хлопании в ладоши. В реальной жизни считается от 1 лайка: 1 2 3 4 5 6 и так далее.
Формы выражения фламенко
[ редактировать ]Играть (гитара)
[ редактировать ]Поза и техника гитаристов фламенко, называемых «токаоре», отличаются от тех, которые используются игроками на классической гитаре. В то время как классический гитарист наклонно держит гитару на левой ноге, гитарист фламенко обычно скрещивает ноги и опирается на ту, которая выше, располагая гриф почти горизонтально по отношению к земле. Современные гитаристы обычно используют классические гитары, хотя для этого жанра существует специальный инструмент, называемый гитарой фламенко . Она менее тяжелая, ее корпус уже, чем у классической гитары, поэтому ее звук ниже и не затмевает кантаора. Обычно он изготавливается из кипариса , с ручкой из кедра и верхушкой из ели . Кипарис придает ему блестящее звучание, очень подходящее для особенностей фламенко. Раньше также использовался пало-санто из Рио или Индии, который был первым более качественным, но в настоящее время он не используется из-за его редкости. Пало-Санто придавал гитарам амплитуду звука, особенно подходящую для сольной игры. В настоящее время наиболее широко используется гриф — металлический, так как деревянный вызывает проблемы с настройкой .
Основными производителями гитар были Антонио де Торрес Хурадо ( Альмерия , 1817–1892), считающийся отцом гитары, Мануэль Рамирес де Галаррета , Великий Рамирес (Мадрид, 1864–1920) и его ученики Сантос Эрнандес (Мадрид, 1873–1943), [ 26 ] который построил несколько гитар для маэстро Сабикаса , Доминго Эстесо и Модесто Боррегеро . Также заслуживают внимания братья Конде, Фаустино (1913–1988), Мариано (1916–1989) и Хулио (1918–1996), племянники Доминго Эстесо, чьи дети и наследники продолжают сагу.
Гитаристы используют технику альсапуа , пикадо , [ 27 ] бренчание и тремоло , [ 28 ] среди других. Одним из первых штрихов, которые считаются фламенко, такими как «ронденья», была первая композиция, записанная для соло-гитары Хулианом Аркасом ( Мария, Альмерия , 1832 – Антекера , Малага, 1882) в Барселоне в 1860 году. выполняться 5, 4 или 3 пальцами, последний изобретен Сабикасом . Использование большого пальца также характерно для игры фламенко. Гитаристы кладут большой палец на деку гитары, а указательный и средний пальцы - на струну над той, на которой они играют, таким образом достигая большей мощности и звука, чем у классического гитариста. Средний палец также расположен на накладке гитары для большей точности и силы при переборе струны. Точно так же использование накладки в качестве элемента ударных инструментов придает большую силу игре на гитаре фламенко. Мелодичная или цветущая фраза, которая вставляется между последовательностями аккордов, предназначенных для сопровождения куплета, называется «фальсета». [ 29 ]
Аккомпанемент и сольная игра гитаристов фламенко основаны как на ладовой гармонической системе, так и на тональной системе, хотя наиболее частым является сочетание того и другого. Некоторые песни фламенко исполняются «а пало секо» ( а капелла ), без сопровождения гитары.
Пой (песня)
[ редактировать ]По данным Королевской испанской академии, «канте» называется «действием или эффектом пения любого андалузского пения», определяя «пение фламенко» как «взволнованное андалузское пение», а канте хондо как «самую искреннюю песню. Андалузская, исполненная глубоких чувств». ". [ 30 ] Интерпретатора пения фламенко называют кантаором, а не певцом, с утратой интервокальной характеристики андалузского диалекта .
Самой важной наградой в пении фламенко, вероятно, является Золотой ключик Канте , который пять раз вручался: Томасу эль Нитри , Мануэлю Вальехо , Антонио Майрена , Камарон де ла Исла и Фосфорито .
Бэйл (танец)
[ редактировать ]Фламенко Эль-Байле известно своей эмоциональной интенсивностью, гордой осанкой, выразительным использованием рук и ритмичным топотом ног, в отличие от чечётки или ирландского танца , в которых используются другие техники. Как и в любой танцевальной форме, фламенко разработало множество различных стилей.
В 20 веке фламенко, неформально танцуемое на праздниках гитано (рома) в Испании, считалось самой «аутентичной» формой фламенко. В гитано-фламенко было меньше виртуозной техники, но музыка и шаги в основном те же. Руки заметно отличаются от классического фламенко: они скорее изгибаются вокруг головы и тела, чем вытягиваются, часто с согнутыми локтями.
«Flamenco puro», также известное как «flamenco por derecho», считается формой исполнения фламенко, наиболее близкой к влиянию гитано. В этом стиле танец часто исполняется соло и основан на сигналах и призывах структурной импровизации, а не на хореографии. В импровизационном стиле кастаньеты используются не часто.
«Классическое фламенко» — стиль, наиболее часто исполняемый испанскими танцевальными коллективами. Его танцуют в основном в гордом и прямолинейном стиле. У женщин спина часто сильно выгнута. В отличие от стилей, в которых больше влияние Гитано, бедра мало двигаются, тело крепко держится, а руки длинные, как у танцора балета. Фактически, многие танцоры этих трупп обучены Ballet Clasico Español больше, чем импровизационному языку фламенко. Фламенко одновременно находился под влиянием Ballet Clásico Español, о чем свидетельствует слияние двух балетов, созданных «La Argentinita» в начале 20-го века, а затем Хоакином Кортесом и, в конечном итоге, всем Национальным балетом Испании. и др.
В 1950-х годах Хосе Греко был одним из самых известных танцоров фламенко, выступая на сцене по всему миру и на телевидении, включая шоу Эда Салливана , и возрождая это искусство почти в одиночку. Компания Греко оставила после себя несколько выдающихся пионеров, в первую очередь: Марию Бенитес и Висенте Ромеро из Нью-Мексико. Сегодня существует множество центров искусства фламенко. Альбукерке, штат Нью-Мексико, считается «центром нации» искусства фламенко. Во многом это связано с 37 годами аншлаговых летних сезонов Марии Бенитес. Альбукерке может похвастаться тремя выдающимися центрами: Национальным институтом фламенко, Casa Flamenca и Flamenco Works. Каждый центр посвящает время ежедневному обучению, культурному распространению и выступлениям мирового уровня, равным только выступлениям мирового уровня, которые можно найти в самом сердце Южной Испании, Андалусии.
Современное фламенко — это высокотехнологичный танцевальный стиль, требующий многих лет обучения. Акцент как у мужчин, так и у женщин делается на молниеносную работу ног, выполняемую с абсолютной точностью. Кроме того, танцору, возможно, придется танцевать, используя такой реквизит, как кастаньеты, трости, шали и веера.
« Новое фламенко » — это недавнее маркетинговое явление во фламенко. Продаваемый как «новая версия» фламенко, его корни возникли у промоутеров мировой музыки, пытающихся продать альбомы артистов, создавших музыку, которая «звучала» или имела влияние испанского стиля. Хотя часть этой музыки исполнялась в одинаковых тонах и гаммах и была хорошо принята, она не имеет практически ничего общего с искусством фламенко на гитаре, танцами, канте хондо или импровизационным языком. «Нуэво фламенко» состоит в основном из композиций и репертуара, в то время как традиционная музыка и танец фламенко представляют собой язык, состоящий из строф, приводимых в действие устными шаблонными призывами и сигналами.
Фламенко, знакомое большинству иностранцев, — это стиль, который был разработан как зрелище для туристов. Чтобы добавить разнообразия, включены групповые танцы и, скорее всего, будут поставлены даже соло. Вычурные, объемные платья в пятнах заимствованы из стиля одежды, которую носили севильцы на ежегодной ярмарке в Севилье .
Считается, что в традиционном фламенко только очень молодые или пожилые танцоры обладают эмоциональной невинностью или зрелостью, чтобы адекватно передать дуэнде ( душу) жанра ( Anon. 2010 ). Поэтому, в отличие от других танцевальных форм, где танцоры рано становятся профессионалами с помощью техник, чтобы воспользоваться преимуществами молодости и силы, многие танцоры фламенко не достигают своего пика до тридцати лет и продолжают выступать до пятидесяти лет и позже. Одним из художников, которого считают молодым мастером, является Хуан Мануэль Фернандес Монтойя, также известный как «Фаррукито». В 12 лет Фаррукито считался пионером «Flamenco Puro» или «Flamenco por Derecho» из-за его эмоциональной глубины.
-
Клаудио Кастелучо , фламенко
-
Образец работы театра фламенко
-
Хосе Вильегас Кордеро , Андалузский танец
-
Джон Сингер Сарджент , испанский танцор
- Сцены выступления фламенко в Севилье.
Регулируемое преподавание фламенко в образовательных центрах
[ редактировать ]В Испании регулируемое изучение фламенко официально преподается в различных музыкальных консерваториях, танцевальных консерваториях и музыкальных школах в различных автономных сообществах. [ 31 ]
Консерватории музыки
[ редактировать ]Обучение игре на гитаре фламенко в официальных учебных центрах началось в Испании в 1988 году под руководством великого концертирующего исполнителя и преподавателя из Гранады Мануэля Кано Тамайо , [ 32 ] который получил должность почетного профессора Высшей музыкальной консерватории Рафаэля Ороско из Кордовы.
Специализированные консерватории фламенко есть по всей стране, хотя в основном в регионе Андалусии, например, вышеупомянутая консерватория Кордовы, Высшая музыкальная консерватория Мурсии или Высшая музыкальная школа Каталонии , среди других. За пределами Испании уникальным примером является Роттердамская консерватория в Нидерландах , которая предлагает регулярные занятия по игре на гитаре фламенко под руководством маэстро Пако Пенья с 1985 года, за несколько лет до того, как они появились в Испании. [ 33 ]
Университет
[ редактировать ]В 2018 году начинается первая университетская степень магистра в области исследований и анализа фламенко. [ 34 ] после предыдущих попыток «Докторской программы подхода к фламенко», преподаваемой в нескольких университетах, таких как Уэльва, Севилья, Кадис и Кордова, среди других.
История
[ редактировать ]Фанданго , которое в 17 веке было самой распространенной песней и танцем по всей Испании, в конечном итоге привело к появлению местных и региональных вариантов, особенно в провинции Уэльва. В Альте-Андалусии и приграничных районах фанданго сопровождались бандолой , инструментом, с помощью которого они аккомпанировали себе, следуя регулярному ритму, позволяющему танцевать и от названия которого происходит стиль «заброшенный». Так возникли фанданго Лусены , дроны Пуэнте-Хениль , примитивные малагенья , ронденья , хаберы , хабеготы , вердиале , чакарра , гранайна , таранто и таранта . Из-за расширения Севильи в Нижней Андалусии фанданго постепенно утратило свою роль опоры для танца, что позволило певцу сиять и обрести свободу, породив в 20 веке множество фанданго личного творчества. Точно так же тысячи андалузских крестьян, особенно из провинций Восточной Андалузии, эмигрировали на места добычи полезных ископаемых. Мурсиан , место эволюции таранто и таранта . Таранте-де -Линарес превратился в горнодобывающую промышленность Союза, Картахены и Левантики . Во времена cafe canantes некоторые из этих канте были отделены от танца и приобрели свободный бит, что позволяло исполнителям хвастаться. Великим пропагандистом этого процесса был Антонио Чакон , который разработал драгоценные версии малагеньи, гранайны и кантес-минерос.
Стилизация романсов и шнуровых листов породила корридо . Извлечение романсов из четверостиший или трех значительных стихов привело к появлению примитивных тонов , канья и поло , которые имеют общий размер и мелодию, но различаются по исполнению. Гитарный аккомпанемент придал им ритм, сделавший их танцевальными. Считается, что их происхождение произошло из Ронды , города в Альта-Андалусии, близкого к Нижней Андалусии и тесно связанного с ней, и что оттуда они достигли севильского пригорода Трианы с великой традицией корридос, где они стали солеа . Из праздничного исполнения корридос и солеарес халео возникли в Триане, которые отправились в Эстремадуру , а в Хересе и Утрере привели к булерии , откуда они распространились по Нижней Андалусии, порождая местные вариации.
Лексикон
[ редактировать ]Быть
[ редактировать ]Адольфо Салазар утверждает, что выразительный голос оле , которым андалузских кантаоре и байлаоре поощряют , может происходить от еврейского глагола оле , что означает «бросить вверх», показывая, что дервиши гироваги из Туниса , Магриба , также танцуют под звуки повторяющееся «оле» или «джоле». [ 35 ] [ 36 ] Употребление слова «арза», которое является андалузской диалектной формой произнесения залогового повелительного наклонения «подъем», с характерным андалузским уравниванием /l/ и /r/имплозивных звуков . Неразборчивое использование голосов «арза» и «оле» часто встречается, когда речь идет о джалеаре , но наибольшее свидетельство происхождения этого слова может быть от кало: Ола , что означает «прийти». Точно так же в Андалусии это известно как jaleo al ojeo de Hunt, то есть акт взгляда, который «отгоняет дичь голосами, выстрелами, ударами или шумом, так что они «встают » ».
Эльф
[ редактировать ]Согласно словарю РАЭ (1956!) «дуэнде» в Андалусии — это «таинственное и невыразимое обаяние», харизма, которую гитаносцы называют дуэнде. Федерико Гарсиа Лорка в своей лекции «Теория и игра дуэнде» подтверждает эту невыразимость дуэнде, определяя ее следующими словами Гете: «Таинственная сила, которую чувствует каждый и которую не объясняет ни один философ». В воображаемом фламенко дуэнде выходит за рамки техники и вдохновения, по словам Лорки: «Для поиска дуэнде не существует карты или упражнения». Когда артист фламенко переживает приход этого таинственного очарования, используются выражения «иметь дуэнде» или петь, играть или танцевать «с дуэнде».
Наряду с ранее упомянутыми, есть много других слов и выражений, характерных для жанра фламенко, таких как «таблао фламенко», «веселье фламенко», «третий», «афламенкар» и «фламенко».
См. также
[ редактировать ]- Concurso de Cante Jondo - (Конкурс глубокой песни) был праздником искусства, музыки, песни и танца фламенко, проходившим в Гранаде в 1922 году.
- Биеннальный фестиваль фламенко – в театрах Севильи этот фестиваль представляет фламенко-пуро и новые инновационные произведения танцоров, вокалистов и гитаристов.
- Фламенко румба – стиль музыки фламенко.
- Фламенко-рок - поджанр рок-музыки, возникший в Андалусии.
- Обувь для фламенко - обычно кожаная обувь с маленькими гвоздями, вделанными в носок и пятку для усиления звука ударных движений ног танцора.
- Премия Latin Grammy за лучший альбом фламенко
- Кумпания: Фламенко Лос-Анджелес - независимый документальный фильм 2011 года, исследующий истоки и современную испанскую культуру фламенко.
- Новое фламенко - производное от традиционного фламенко, сочетающее виртуозность гитары фламенко с другими музыкальными стилями.
- Камарон де ла Исла - считается одним из величайших певцов фламенко всех времен.
- Пако де Люсия – испанский гитарист-виртуоз фламенко, композитор и продюсер.
- Давид Пенья Дорантес – цыганский пианист фламенко и композитор из Андалусии.
- Ниньо Хоселе – испанский гитарист и представитель нового стиля фламенко.
- Пако Пенья - считается одним из выдающихся в мире традиционных гитаристов фламенко.
- Севильяны - вид народной музыки и танцев Севильи и ее региона, находящийся под влиянием фламенко.
- Сильверио Франконетти – певец и ведущая фигура периода истории фламенко, известного как «Золотой век».
- Таблао - место, где проводятся шоу фламенко, и термин, используемый для обозначения танцпола фламенко.
- Томатито – испанский цыганский гитарист фламенко.
- Traje de Flamenca – платье, которое женщины традиционно носят на фестивалях в Андалусии; одна форма, которую носят танцоры
- Мария Пагес – современная испанская танцовщица и хореограф, считающаяся выдающимся представителем авангарда фламенко.
- Кристина Ойос – испанская танцовщица фламенко, хореограф и актриса, сыгравшая важную роль во время церемоний открытия и закрытия летних Олимпийских игр 1992 года в Барселоне.
- Висенте Амиго – испанский композитор и гитарист фламенко.
- Антоньита Сингла - каталонская танцовщица фламенко и актриса, известная как «Ла Сингла», покорившая Испанию и Европу в период 1960–1988 годов.
- Нотация фламенко сапатеадо - это графическое изображение звуковых и двигательных аспектов отдельных движений танца фламенко.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б ( Леблон 2003 , 72-73)
- ^ ( Аояма 2007 , 105)
- ^ ( Мануэль 1989 , 51-52)
- ^ ( Хейс 2009 , 31-37)
- ^ ( Акомбо 2016 , 240–241)
- ^ ( Риос Руис 1997 , 16-17)
- ^ «Фламенко» . ich.unesco.org . Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО . 2010 . Проверено 30 сентября 2021 г.
- ^ ( Крусес-Рольдан 2017 , стр. 253–254)
- ^ Перейти обратно: а б ( Крусес-Рольдан 2017 , стр. 253)
- ^ ( Крусес-Рольдан 2017 , стр. 254–255)
- ^ Перейти обратно: а б «Происхождение слова «фламенко» - История фламенко» . фламенко.one . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ ( Крусес-Рольдан 2017 , стр. 255)
- ^ Перейти обратно: а б ( Крусес-Рольдан 2017 , стр. 254)
- ^ (Дель Кампо и Касерес 2013, 360-361) цитируется в ( Крусес-Рольдан 2017 , стр. 254)
- ^ ( Крусес-Рольдан 2017 , стр. 250)
- ^ «Аранжировка Форсайта Сесила» . 13 марта 2024 г.
- ^ Бубен – VSL-Академия , 19 января 2024 г.
- ^ ( Девора Беннаум 2023 , «Корни фламенко, хотя и несколько загадочны, похоже, лежат в миграции цыган из Раджастана (на северо-западе Индии) в Испанию между 9 и 14 веками. В Испании они столкнулись с богатой культурой сефардских евреев. и мавров. Их многовековое культурное смешение создало уникальную форму искусства..")
- ^ ( Ллано 2020 , стр. 161)
- ^ ( Леблон 2003 , стр. 21)
- ^ «Цыгане в Испании: идти или перебор» . ЭЛЬМУНДО (по-испански). 17 сентября 2015 года . Проверено 24 октября 2022 г.
- ^ «Андалузские обычаи» .
- ^ Изабель Варгас (15 июня 2017 г.). «Большой день пения хондо » . Южная Европа . Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Севильский музей танца фламенко 2014.
- ^ Мануэль, Питер (1986). «Эволюция и структура гармонии фламенко» . Современное музыковедение . 42 (42). Издательство Колумбийского университета : 46–47. дои : 10.7916/D88051HJ . S2CID 193937795 .
Другие канты, хотя и андалузские в общем смысле, произошли из цыганской субкультуры и не имеют нецыганских аналогов; к ним относятся сигирии, солеары, булерии и тона.
- ^ «Гитара Сантоса Эрнандеса» . Flamenco-guitars.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Пикадо состоит из поочередного нажатия на струну указательным и средним пальцами, при этом пальцы опираются на верхнюю струну.
- ^ Тремоло , представляющее собой нажатие одной и той же струны мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцами. последовательно и быстро. Это техника, которая во фламенко выполняется четырьмя пальцами, тогда как в классической гитаре используются только три (кольцо, сердцевина и указательный).
- ^ Также говорится об игре или аккомпанементе выше (с использованием аппликатуры аккорда ми мажор ) и сквозного ( ля мажор ), независимо от того, переносилось оно с каподастром или нет .
- ^ См . канте в DRAE .
- ^ «IES Santa Isabel de Венгрия, Фернандо Галло и CADF получают награды «Фламенко в классе» » . 17 ноября 2018 г.
- ^ Искусство живого фламенко (ред.). «Мануэль Кано Тамайо» .
- ^ Искусство живого фламенко (ред.). «Пако Пенья» .
- ^ Научный корпус фламенко.
- ^ По мнению Салазара, происхождение глагола joleh могло быть от литургического Hallel . Салазар, Адольфо. Музыка Испании . Эд. Эспаса Кальпе, Мадрид. Австралийская коллекция. 1514. 1975. С. 44-45.
- ^ Вращающиеся дервиши 4 на YouTube
Источники
[ редактировать ]- Акомбо, Дэвид (2016). Единство музыки и танца в мировых культурах . Северная Каролина: Книги МакФарланда. ISBN 978-0786497157 .
- Аояма, Юко (2007). «Роль потребления и глобализации в культурной индустрии: случай фламенко». Геофорум . 38 (1). Эльзевир: 103–113. doi : 10.1016/j.geoforum.2006.07.004 .
- Альварес Кабальеро, Анхель: El cante фламенко , редакция Alianza, Мадрид, второе издание, 1998. ISBN 84-206-9682-X (первое издание: 1994 г.)
- Альварес Кабальеро, Анхель: Идеальная дискография пения фламенко , Planeta, Барселона, 1995. ISBN 84-08-01602-4
- Анон. 2010. « Фламенко объявлено ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием человечества ». [ постоянная мертвая ссылка ] , Yahoo Noticias, 16 ноября 2010 г. (по состоянию на 16 ноября 2010 г.).
- Анон. « Палочки и компас ». Flamenco-Events.com (2012; по состоянию на 19 марта 2020 г.).
- Анон. « Палочки фламенко: Категории ». Flamencoexport.com (2019 г., по состоянию на 19 марта 2020 г.).
- Арредондо Перес, Эрминия и Франсиско Х. Гарсия Галлардо: «Музыка фламенко. Новые артисты, старые традиции» В Андалусии в музыке. Выражение общности, построение идентичности , под редакцией Франсиско Х. Гарсиа и Эрминии Арредондо. Севилья: Центр андалузских исследований, 2014, стр. 225–242. ISBN 978-84-942332-0-3
- Банзи, Джулия Линн (доктор философии): «Инновации в гитаре фламенко и ограничение традиций» 2007 г., 382 страницы; AAT 328581, DAI-A 68/10, Калифорнийский университет, Санта-Барбара.
- Каба Ланда, Педро и Карлос Каба Ланда. Андалусия, ее коммунизм и ее канте хондо . Первое издание, Editorial Atlántico, 1933 г. Третье издание, Editorial Renacimiento, 2008 г. ISBN 978-84-8472-348-6
- Крусес-Рольдан, Кристина (2017). «Фламенко» . В Прато, Паоло; Хорн, Дэвид (ред.). Энциклопедия мировой популярной музыки Блумсбери, Жанры: Европа . Том. 11. Великобритания: Bloomsbury Academic . стр. 249–306. ISBN 978-1-5013-2612-7 .
- Коэльо, Виктор Ананд (редактор): «Гитара фламенко: история, стиль и контекст», в «Кембриджском спутнике гитары» , Cambridge University Press, 2003, стр. 13–32.
- Девора Беннаум, Ниночка (2023). «Фламенко: музыка и танец» . Британская энциклопедия . США: Британская энциклопедия, Inc. ISBN 978-1-59339-292-5 .
- Ллано, Сэмюэл (2020). «Фламенко как Палимпсест: чтение через гибридность» . В Дэвисе, Кэтрин; О'Брайен, Рори (ред.). Транснациональные испанские исследования . Соединенное Королевство: Издательство Ливерпульского университета . стр. 161–180. ISBN 9781789627282 .
- Лорка, ФГ (1970). Канте хондо: примитивное андалузское пение . Литературный раздел (на испанском языке). Альянс . Проверено 16 мая 2023 г.
- Лорка, ФГ (2010). Поэма канте хондо - Цыганские баллады (лекции и стихи) (PDF) (на испанском языке). Стоксеро, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-934768-37-2 . Проверено 16 мая 2023 г.
- Харпер, Дуглас. «фламенко» . Интернет-словарь этимологии . .
- Хейс, Мишель Хеффнер (2009). Фламенко: противоречивые истории танца . Северная Каролина: Книги МакФарланда. ISBN 978-0786439232 .
- Эррера, Мухаммед Али (март 2006 г.). «Краткая биография Бласа Инфанте» . Алиф Нун (36). Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года.
- Хосес Бонавилла, Сабас де. nd «Заметки о некоторых заблуждениях с фламенко (1)» . funjdiaz.net. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 октября 2019 г. Фольклорный журнал, вып. 23: 147–157 (архивировано 24 сентября 2015 г.).
- Ольгин, Сэнди (2019). Нация фламенко: конструирование испанской национальной идентичности . Мэдисон: Издательство Университета Висконсина . стр. 25–57. doi : 10.2307/j.ctvgc62dd . ISBN 9780299321802 . JSTOR j.ctvgc62dd . S2CID 197774320 .
- Инфанте, Блас (2010). Истоки фламенко и тайна Канте Хондо (1929–1933) (PDF) . Министерство культуры правительства Андалусии. п. 166. Архивировано (PDF) из оригинала 2 ноября 2013 года.
- Костер, Деннис (1 июня 2002 г.). Гитарный Атлас, Фламенко . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 978-0-7390-2478-2 . Проверено 4 марта 2013 г.
- Леблон, Бернар (2003). Цыгане и фламенко: возникновение искусства фламенко в Андалусии . Перевод Ни Шуинеар, Шинейд. Хэтфилд: Издательство Хартфордширского университета . ISBN 9781902806051 .
- Мачин-Отенрит, Мэтью (2015). «Фламенко ¿Algo Nuestro? (Что-то наше?): Музыка, регионализм и политическая география в Андалусии, Испания». Этномузыкальный форум . 24 (1 апреля): 4–27. дои : 10.1080/17411912.2014.966852 . hdl : 2164/17695 . S2CID 217531496 .
- Майрена, Антонио и Рикардо Молина. Мир и формы пения фламенко , Librería Al-Ándalus, третье издание, 1979 г. (первое издание: Revista de Occidente, 1963 г.)
- Мануэль, Питер (1986). «Эволюция и структура гармонии фламенко» . Современное музыковедение . 42 . Издательство Колумбийского университета : 46–57. дои : 10.7916/D88051HJ . S2CID 193937795 .
- Мануэль, Питер (1989). «Андалузская, цыганская и классовая идентичность в современном комплексе фламенко» . Этномузыкология . 33 (1). Издательство Университета Иллинойса : 51–52. дои : 10.2307/852169 . JSTOR 852169 .
- Мартин, Хуан (2002). Соло фламенко на гитаре . Публикации Мела Бэя. п. 48. ИСБН 978-0-7866-6458-0 .
- Мартинес, Эмма (2011). Фламенко: все, что вы хотели знать . Мел Бэй. ISBN 9781609744700 . .
- Мартин Саласар, Хорхе: песни фламенко , Провинциальный совет Гранады, Гранада, 1991 г. ISBN 84-7807-041-9
- Мануэль, Питер. «Фламенко в фокусе: анализ выступления Солеареса». В «Аналитических исследованиях мировой музыки » под редакцией Майкла Тензера. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2006, стр. 92–119.
- Мендоса, Габриэла. « Быть фламенко – это не музыка, это образ жизни ». Эль Диарио де Хой (2011): [ нужна страница ] .
- Ортис Нуэво, Хосе Луис: Обвинение в чистоте , PM Books, Барселона, 1996. ISBN 84-88944-07-1
- Порен, Донн Э. Искусство фламенко . Вестпорт, Коннектикут: Смелый Страммер, 2005. ISBN 978-0933224025 .
- Королевская испанская академия. « Фламенко, ок. » Словарь испанского языка , трехсотлетнее издание. Мадрид: Королевская испанская академия, 2019 г. (по состоянию на 19 марта 2020 г.).
- Риос Руис, Мануэль. Вчера и сегодня пения фламенко , Ediciones Istmo, Tres Cantos (Мадрид), 1997. ISBN 84-7090-311-X .
- Росси, Иполито: Теория Канте Хондо , Кресда, Барселона, 1998. ISBN 84-7056-354-8 (первое издание: 1966 г.)
- Руис, Ана (2007). Яркая Андалусия: пикантность жизни на юге Испании . Алгора. ISBN 978-0-87586-540-9 .
- Торрес Кортес, Норберто. « Обязательство и щедрость Маноло Санлукара ». Оливковое дерево , нет. 88 (февраль 2001 г., специальный выпуск «Маноло Санлукар»).
- Обряд и география пения . Документальный сериал 70-х годов 20-го века о происхождении, стилях и выживании пения фламенко с Хосе Марией Веласкесом -Гастелу.
- Наше фламенко : программа Radio Clasica с Хосе Марией Веласкесом-Гастелу.
- Андалузское агентство по развитию фламенко
- Старое Фламенко
- об олимпийском фламенко Документальный отчет
- Фламенко от А до Я : краткая энциклопедия фламенко со словарем сайте Radiolé на .
- ГРАНДЕ , Феликс: Память о фламенко , с прологом Хосе Мануэля Кабальеро Бональда . Галактика Гутенберга/ Circulo de Lectores , Барселона, 1991.
- Фламенко в Севилье
- Лафуэнте Алькантара , Эмилио (1825–1868): Популярный песенник. Избранное собрание сегидилий и куплетов , 1865 год.
- Том II: Коплас ; текст в Google Книгах .
- Об Эмилио Лафуэнте Алькантара. Архивировано 5 октября 2015 года в Wayback Machine , брате Мигеля Лафуэнте Алькантара , на сайте. Архивировано 5 октября 2015 года в Wayback Machine . виртуальной библиотеке испанских арабистов и африканистов
- [1]
- Вселенная Лорки | Конкурс Канте Хондо 1922 года. Веб-сайт, посвященный жизни и творчеству Федерико Гарсиа Лорки и его связи с Гранадой. (Совет провинции Гранада)
- Фламенко Палос | Фламенко Палос. Статьи о зарождении и развитии искусства фламенко. Архивировано 23 мая 2021 года в Wayback Machine (Flamencos Online).
Примечания
[ редактировать ]