Цивилизация
Цивилизация цивилизация ( британский английский : ( ) — любое сложное общество, характеризующееся развитием государства , социальной стратификацией , урбанизацией и символическими системами общения за пределами жестовых или разговорных языков а именно, систем письма и графики ). [2] [3] [4] [5] [6]
Цивилизации также часто характеризуются дополнительными особенностями, включая сельское хозяйство , архитектуру , инфраструктуру , технологический прогресс , валюту , налогообложение , регулирование и специализацию труда . [5] [6] [7]
Исторически под цивилизацией часто понимали более крупную и «более развитую» культуру , что подразумевало контраст с меньшими, предположительно менее развитыми культурами. [8] [9] [10] [11] В этом широком смысле цивилизация контрастирует с нецентрализованными племенными обществами, включая культуры кочевых скотоводов , неолитические общества или общества охотников-собирателей ; однако иногда это также контрастирует с культурами, существующими внутри самих цивилизаций. Цивилизации представляют собой организованные густонаселенные поселения, разделенные на иерархические социальные классы с правящей элитой и подчиненным ей городским и сельским населением, которые занимаются интенсивным сельским хозяйством , горнодобывающей промышленностью , мелким производством и торговлей . Цивилизация концентрирует власть, расширяя контроль человека над остальной природой, в том числе над другими людьми. [12]
Слово «цивилизация» происходит от латинского civitas или « город ». Как объяснило это Национальное географическое общество : «Вот почему самое основное определение слова «цивилизация» — это « общество, состоящее из городов»». [13] Самое раннее возникновение цивилизаций обычно связано с заключительными этапами неолитической революции в Западной Азии , кульминацией которой стал относительно быстрый процесс городской революции и формирования государства — политического развития, связанного с появлением правящей элиты.
История концепции
[ редактировать ]Английское слово «цивилизация» происходит от XVI века французского «цивилизация» («цивилизованный»), от латинского слова «civilis» («гражданский»), родственного civis («гражданин») и civitas («город»). [14] Фундаментальным трактатом является работа Норберта Элиаса « Процесс цивилизации» (1939), в которой прослеживаются социальные нравы от средневекового куртуазного общества до раннего Нового времени . [а] В «Философии цивилизации» (1923) Альберт Швейцер излагает два мнения: одно чисто материальное , а другое материально- этическое . Он сказал, что мировой кризис произошел из-за утраты человечеством этической идеи цивилизации, «суммы всего прогресса, достигнутого человеком во всех сферах деятельности и со всех точек зрения, поскольку этот прогресс способствует духовному совершенствованию личности». как прогресс всякого прогресса». [16]
Родственные слова, такие как «цивилизованность», возникли в середине 16 века. Абстрактное существительное «цивилизация», означающее «цивилизованное состояние», пришло в 1760-х годах опять-таки из французского языка. Первое известное использование на французском языке датируется 1757 годом Виктором де Рикети, маркизом де Мирабо , а первое использование на английском языке приписывается Адаму Фергюсону , который в своем « Очерке истории гражданского общества» 1767 года написал: «Не только отдельные достижения от младенчества к зрелости, а сам вид — от грубости к цивилизации». [17] Таким образом, это слово противопоставлялось варварству или грубости в активном стремлении к прогрессу, характерном для эпохи Просвещения .
В конце 1700-х и начале 1800-х годов, во время Французской революции , слово «цивилизация» использовалось в единственном числе , а не во множественном числе, и означало прогресс человечества в целом. Во французском языке это до сих пор происходит. [18] Слово «цивилизации» как исчисляемое существительное время от времени употреблялось в XIX веке. [б] но стало гораздо более распространенным в конце 20-го века, иногда просто означая культуру (само по происхождению неисчисляемое существительное, ставшее исчисляемым в контексте этнографии ). [19] Только в этом обобщенном смысле становится возможным говорить о «средневековой цивилизации», которая в понимании Элиаса была бы оксюмороном. Использование терминов «цивилизация» и «культура» как эквивалентов является спорным и обычно отвергается, так что, например, некоторые типы культуры обычно не называют цивилизациями. [20]
Уже в XVIII веке цивилизация не всегда рассматривалась как улучшение. Одно исторически важное различие между культурой и цивилизацией взято из работ Руссо , особенно из его работы об образовании «Эмиль» . Здесь цивилизация, будучи более рациональной и социально ориентированной, не полностью соответствует человеческой природе , и «человеческая целостность достижима только через восстановление или приближение к первоначальному дискурсивному или дорациональному природному единству» (см. «благородный дикарь »). На основе этого был разработан новый подход, особенно в Германии, сначала Иоганном Готфридом Гердером , а затем такими философами, как Кьеркегор и Ницше . При этом культуры рассматриваются как естественные организмы, определяемые не «сознательными, рациональными, обдуманными действиями», а своего рода дорациональным «народным духом». Цивилизация, напротив, хотя и более рациональна и более успешна в материальном прогрессе, неестественна и ведет к «порокам общественной жизни», таким как коварство, лицемерие, зависть и скупость. [18] Во время мировой войны Второй Лео Штраус , бежавший из Германии, доказывал в Нью-Йорке, что такое мнение о цивилизации стояло за нацизмом и немецким милитаризмом и нигилизмом . [21]
Характеристики
[ редактировать ]Социологи, такие как В. Гордон Чайлд, назвали ряд черт, отличающих цивилизацию от других типов общества. [24] [25] Цивилизации различались по средствам существования, типам средств к существованию , моделям расселения , формам правления , социальной стратификации , экономическим системам, грамотности и другим культурным особенностям. Эндрю Никифорук утверждает, что «цивилизации опирались на скованные человеческие мускулы. Чтобы сеять урожай, одевать императоров и строить города, требовалась энергия рабов», и считает рабство общей чертой доморощенных цивилизаций. [26]
Средства существования всех цивилизаций зависели от сельского хозяйства , за исключением, возможно, некоторых ранних цивилизаций в Перу, которые, возможно, зависели от морских ресурсов. [27] [28]
Традиционная «модель излишка» постулирует, что выращивание зерновых приводит к накоплению запасов и избытку продовольствия, особенно когда люди используют интенсивные сельскохозяйственные методы, такие как искусственное удобрение , орошение и севооборот . Накопить садоводческое производство возможно, но труднее, поэтому цивилизации, основанные на садоводстве, были очень редки. [29] Излишки зерна были особенно важны, поскольку зерно может храниться в течение длительного времени.
Исследования Журнала политической экономии противоречат модели профицита. Он постулирует, что садоводство было более продуктивным, чем выращивание зерновых. Однако только выращивание зерновых породило цивилизацию из-за возможности получения ежегодного урожая. Сельское население, которое могло выращивать только зерновые, могло бы облагаться налогом, что позволило бы облагать налогом элиту и способствовать развитию городов. Это также оказало негативное влияние на сельское население, увеличив относительное производство сельскохозяйственной продукции на одного фермера. Эффективность сельского хозяйства создала избыток продовольствия и поддерживала его за счет снижения роста сельского населения в пользу роста городов. Пригодность высокопродуктивных корнеплодов и клубнеплодов фактически была проклятием изобилия, мешавшим возникновению государств и тормозившим экономическое развитие. [30] [31]
Избыток еды позволяет некоторым людям заниматься чем-то помимо производства продуктов питания для заработка: ранние цивилизации включали солдат , ремесленников , священников и жриц, а также других людей со специальной профессией. Избыток продовольствия приводит к разделению труда и более разнообразному спектру человеческой деятельности, что является определяющей чертой цивилизаций. Однако в некоторых местах охотники-собиратели имели доступ к излишкам пищи, например, у некоторых коренных народов северо-запада Тихого океана и, возможно, во времена мезолитической натуфийской культуры . Вполне возможно, что избыток продовольствия и относительно крупномасштабная социальная организация и разделение труда появились еще до одомашнивания растений и животных. [32]
Цивилизации имеют совершенно иные модели расселения, чем другие общества. Слово цивилизация иногда определяют как «жизнь в городах». [33] Нефермеры, как правило, собираются в городах, чтобы работать и торговать.
По сравнению с другими обществами цивилизации имеют более сложную политическую структуру, а именно государство . [34] Государственные общества более стратифицированы [35] чем другие общества; существует большая разница между социальными классами. , Правящий класс обычно сконцентрированный в городах, контролирует большую часть излишков и осуществляет свою волю посредством действий правительства или бюрократии . Мортон Фрид , теоретик конфликтов , и Элман Сервис , теоретик интеграции, классифицировали человеческие культуры, основанные на политических системах и социальном неравенстве . Эта система классификации содержит четыре категории. [36]
- охотников-собирателей Банды , которые, как правило, эгалитарны . [37]
- Садоводческие и скотоводческие общества , в которых обычно существуют два унаследованных социальных класса: вожди и простолюдины.
- Сильно стратифицированные структуры , или вождества , с несколькими унаследованными социальными классами: король, дворянин, свободные люди, крепостной и раб.
- Цивилизации со сложной социальной иерархией и организованными институциональными формами правления . [38]
В экономическом отношении цивилизации демонстрируют более сложные модели собственности и обмена, чем менее организованные общества. Проживание в одном месте позволяет людям накапливать больше личного имущества, чем кочевые люди. Некоторые люди также приобретают земельную собственность или частную собственность на землю. Поскольку определенный процент людей в цивилизациях не выращивает себе продовольствие, им приходится обменивать свои товары и услуги на продовольствие в рыночной системе или получать продовольствие посредством взимания дани , перераспределительного налога , тарифов или десятины с сегмента производства продовольствия. население. Ранние человеческие культуры функционировали посредством экономики дарения , дополненной ограниченными бартерными системами. К раннему железному веку современные цивилизации разработали деньги как средство обмена для все более сложных транзакций. В деревне гончар делает горшок для пивовара, а пивовар компенсирует гончару, давая ему определенное количество пива. В городе гончару может понадобиться новая крыша, кровельщику — новая обувь, сапожнику — новые подковы, кузнецу — новое пальто, а кожевнику — новый горшок. Эти люди могут не быть лично знакомы друг с другом, и их потребности могут не возникать одновременно. Денежная система — это способ организации этих обязательств, обеспечивающий их выполнение. Со времен первых монетаризированных цивилизаций монопольный контроль над денежными системами приносил пользу социальной и политической элите.
Переход от более простой к более сложной экономике не обязательно означает улучшение уровня жизни населения. Например, хотя Средние века часто изображают как эпоху упадка Римской империи, исследования показали, что средний рост мужчин в средние века (ок. 500–1500 гг. н. э.) был выше, чем у мужчин в эпоху средневековья. предшествующий Римской империи и последующий период раннего Нового времени (ок. 1500–1800 гг. Н. Э.). [39] [40] Кроме того, равнинные индейцы Северной Америки в XIX веке были выше своих «цивилизованных» американских и европейских собратьев. Средний рост населения является хорошим показателем адекватности его доступа к предметам первой необходимости, особенно к продуктам питания, и его свободе от болезней. [41]
Письменность , впервые разработанная людьми в Шумере , считается отличительной чертой цивилизации и «по-видимому, сопровождает возникновение сложной административной бюрократии или государства-завоевателя». [42] Торговцы и бюрократы полагались на письменность, чтобы вести точный учет. Как и деньги, необходимость в письменности была обусловлена численностью населения города и сложностью торговли между людьми, которые не все лично знакомы друг с другом. Однако письменность не всегда необходима цивилизации, как показывает цивилизация инков в Андах, которая вообще не использовала письменность, за исключением сложной системы записи, состоящей из завязанных веревок разной длины и цвета: « кипус кипус » и « ». все еще функционировало как цивилизованное общество.
Благодаря разделению труда и планированию центрального правительства цивилизации развили множество других разнообразных культурных черт. К ним относятся организованная религия , развитие искусства и бесчисленные новые достижения в области науки и техники.
Оценки того, какого уровня цивилизации достигло государство, основаны на сравнении относительной важности сельского хозяйства по сравнению с торговыми или производственными мощностями, территориального расширения его власти, сложности его разделения труда и пропускной способности его городских территорий. центры . Вторичные элементы включают развитую транспортную систему, письменность, стандартизированные измерения, валюту, договорные и деликтные правовые системы, искусство, архитектуру, математику, научное понимание, металлургию , политические структуры и организованную религию.
В отличие от других обществ
[ редактировать ]Идея цивилизации подразумевает прогресс или развитие предыдущего «нецивилизованного» состояния. Традиционно культуры, которые определяли себя как «цивилизованные», часто делали это в отличие от других обществ или человеческих группировок, считавшихся менее цивилизованными, называя последние варварами , дикарями и примитивами . Действительно, современная западная идея цивилизации развивалась в отличие от местных культур, с которыми европейские поселенцы столкнулись во время европейской колонизации Америки и Австралии. [43] Термин «примитивный», хотя когда-то и использовался в антропологии , сейчас в значительной степени осуждается антропологами из-за его уничижительного подтекста и потому, что он подразумевает, что культуры, к которым он относится, являются пережитками прошлого времени, которые не меняются и не развиваются. [44]
Из-за этого общества, считающие себя «цивилизованными», иногда стремились доминировать и ассимилировать «нецивилизованные» культуры в «цивилизованный» образ жизни. [45] В XIX веке идея европейской культуры как «цивилизованной» и превосходящей «нецивилизованные» неевропейские культуры получила полное развитие, и цивилизация стала основной частью европейской идентичности. [46] Идея цивилизации также может использоваться как оправдание доминирования над другой культурой и лишения людей их земли. Например, в Австралии британские поселенцы оправдывали перемещение коренных австралийцев тем, что земля казалась невозделываемой и дикой, что, по их мнению, отражало то, что жители были недостаточно цивилизованы, чтобы «улучшить» ее. [43] Поведение и способы существования, характеризующие цивилизацию, распространились в результате колонизации , вторжений , религиозного обращения , расширения бюрократического контроля и торговли , а также внедрения новых технологий в культуры, которые раньше их не имели. Хотя аспекты культуры, связанные с цивилизацией, могут быть свободно приняты посредством контактов между культурами, с раннего Нового времени европоцентрические идеалы «цивилизации» широко навязывались культурам посредством принуждения и доминирования. Эти идеалы дополняли философию , предполагавшую наличие врожденных различий между «цивилизованными» и «нецивилизованными» народами. [46]
Культурная самобытность
[ редактировать ]«Цивилизация» также может относиться к культуре сложного общества, а не только к самому обществу. Каждое общество, цивилизация или нет, имеет определенный набор идей и обычаев, а также определенный набор производств и искусств, которые делают его уникальным. Цивилизации имеют тенденцию развивать сложные культуры, включая государственный и аппарат принятия решений , литературу , профессиональное искусство , архитектуру , организованную религию сложные обычаи образования , принуждения и контроля, связанные с сохранением элиты.
Сложная культура, связанная с цивилизацией, имеет тенденцию распространяться и влиять на другие культуры, иногда ассимилируя их с цивилизацией, классическим примером является китайская цивилизация и ее влияние на соседние цивилизации, такие как Корея , Япония и Вьетнам. [47] Многие цивилизации на самом деле представляют собой большие культурные сферы, включающие множество наций и регионов. Цивилизация, в которой живет человек, является его самой широкой культурной идентичностью. [48] [49]
Именно защита этой культурной самобытности становится все более важной на национальном и международном уровне. Согласно международному праву, Организация Объединенных Наций и ЮНЕСКО пытаются установить и обеспечить соблюдение соответствующих правил. Целью является сохранение культурного наследия человечества, а также культурной самобытности, особенно в случае войны и вооруженного конфликта. По словам Карла фон Габсбурга , президента Blue Shield International , уничтожение культурных ценностей также является частью психологической войны. Целью атаки часто является культурная идентичность противника, поэтому основной мишенью становятся символические культурные ценности. Он также направлен на уничтожение особо чувствительной культурной памяти (музеи, архивы, памятники и т. д.), растущего культурного разнообразия и экономической основы (например, туризма) государства, региона или сообщества. [50] [51] [52] [53] [54] [55]
Многие историки сосредоточили внимание на этих широких культурных сферах и рассматривали цивилизации как отдельные единицы. Философ начала ХХ века Освальд Шпенглер . [56] использует немецкое слово Kultur , «культура», для обозначения того, что многие называют «цивилизацией». Шпенглер считал, что целостность цивилизации основана на одном первичном культурном символе. Культуры переживают циклы рождения, жизни, упадка и смерти, часто вытесняемые мощной новой культурой, сформированной вокруг нового убедительного культурного символа. Шпенглер утверждает, что цивилизация — это начало упадка культуры как «самого внешнего и искусственного состояния, на которое способен вид развитого человечества». [56]
Эта концепция цивилизации «единой культуры» также повлияла на теории историка Арнольда Дж. Тойнби в середине двадцатого века. Тойнби исследовал цивилизационные процессы в своем многотомном «Исследовании истории» , в котором прослежен взлет и, в большинстве случаев, упадок 21 цивилизации и пяти «арестованных цивилизаций». По мнению Тойнби, цивилизации обычно приходили в упадок и падали из-за неспособности «творческого меньшинства» из-за морального или религиозного упадка решить какую-то важную проблему, а не из-за простых экономических или экологических причин.
Сэмюэл П. Хантингтон определяет цивилизацию как «высшую культурную группу людей и самый широкий уровень культурной идентичности, которой обладают люди, за исключением того, что отличает людей от других видов». [48]
Сложные системы
[ редактировать ]Другая группа теоретиков, использующая теорию систем , рассматривает цивилизацию как сложную систему , то есть структуру, с помощью которой можно анализировать группу объектов, которые работают согласованно для получения определенного результата. Цивилизации можно рассматривать как сети городов, возникшие из догородских культур и определяемые экономическими, политическими, военными, дипломатическими, социальными и культурными взаимодействиями между ними. Любая организация – это сложная социальная система , а цивилизация – это большая организация. Теория систем помогает защититься от поверхностных и вводящих в заблуждение аналогий при изучении и описании цивилизаций.
Теоретики систем рассматривают многие типы отношений между городами, включая экономические отношения, культурные обмены и политические/дипломатические/военные отношения. Эти сферы часто встречаются в разных масштабах. Например, до XIX века торговые сети были намного больше, чем культурные или политические сферы. Обширные торговые пути, в том числе Шелковый путь через Центральную Азию и Индийского океана морские пути , связывающие Римскую империю , Персидскую империю , Индию и Китай, были прочно установлены 2000 лет назад, когда эти цивилизации едва ли имели какие-либо политические, дипломатические, военные или культурные отношения. Первые свидетельства такой торговли на дальние расстояния встречаются в древнем мире . В период Урука Гильермо Альгазе утверждал, что торговые отношения связывали Египет, Месопотамию, Иран и Афганистан. [57] Предполагается, что смолу, найденную позже на Королевском кладбище в Уре, продавали на север из Мозамбика.
Многие теоретики утверждают, что весь мир уже интегрирован в единую « мировую систему » — процесс, известный как глобализация . Различные цивилизации и общества по всему миру во многих отношениях экономически, политически и даже культурно взаимозависимы. Ведутся споры о том, когда началась эта интеграция и какой тип интеграции – культурная, технологическая, экономическая, политическая или военно-дипломатическая – является ключевым показателем, определяющим масштабы цивилизации. Дэвид Уилкинсон предположил, что экономическая и военно-дипломатическая интеграция месопотамской и египетской цивилизаций привела к созданию того, что он называет «центральной цивилизацией» около 1500 г. до н.э. [58] Центральная цивилизация позже расширилась, включив в себя весь Ближний Восток и Европу, а затем расширилась до глобального масштаба с европейской колонизацией, объединив Америку, Австралию, Китай и Японию к девятнадцатому веку. Согласно Уилкинсону, цивилизации могут быть культурно неоднородными, как Центральная цивилизация, или однородными, как японская цивилизация. То, что Хантингтон называет «столкновением цивилизаций», может быть охарактеризовано Уилкинсоном как столкновение культурных сфер внутри единой глобальной цивилизации. Другие указывают на крестоносное движение как на первый шаг в глобализации. Более традиционная точка зрения состоит в том, что сети обществ расширялись и сокращались с древних времен , и что нынешняя глобализированная экономика и культура являются продуктом недавнего европейского колониализма . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Представление о человеческой истории как о последовательности «цивилизаций» является совершенно современным. В европейскую эпоху Великих географических открытий зарождающаяся современность резко контрастировала со стадией неолита и мезолита в культурах многих народов, с которыми они столкнулись. [59] [ устаревший источник ] Тем не менее, события на этапе неолита, такие как сельское хозяйство и оседлые поселения, имели решающее значение для развития современных концепций цивилизации. [60] [61]
Городская революция
[ редактировать ]Натуфийская культура в Левантийском коридоре представляет собой самый ранний случай неолитической революции: посадка зерновых культур засвидетельствована ок. 11000 г. до н.э. [62] [63] Самые ранние неолитические технологии и образ жизни были установлены сначала в Западной Азии (например, в Гёбекли-Тепе , примерно с 9130 г. до н.э.), позже в бассейнах Желтой реки и Янцзы в Китае (например, культуры Пейлиган и Пэнтушань ), и из этих ядер распространились по всей Евразии. Месопотамия является местом возникновения самых ранних цивилизаций, возникших 7400 лет назад. Беверли Милтон-Эдвардс оценила эту область как «вдохновившую некоторые из наиболее важных событий в истории человечества, включая изобретение колеса, строительство первых городов и развитие рукописного письма». [64] Подобные доцивилизованные «неолитические революции» также начались независимо от 7000 г. до н.э. на северо-западе Южной Америки ( цивилизация Карал-Супе ). [65] и в Мезоамерике . [66] Причерноморье . служило колыбелью европейской цивилизации Место Сольницата - доисторическое укрепленное ( обнесенное стеной ) каменное поселение (доисторический город ) (5500–4200 гг. До н.э.) - по мнению некоторых археологов, является старейшим известным городом в современной Европе. [67] [68] [69] [70]
Засушливое событие продолжительностью 8,2 тыс. лет и межплювиальное событие продолжительностью 5,9 тыс. лет привели к высыханию полузасушливых регионов и значительному распространению пустынь . [71] Это изменение климата изменило соотношение затрат и выгод от эндемического насилия между общинами, в результате чего деревенские общины, не обнесенные стенами, были заброшены и появились обнесенные стеной города, что некоторые считают характерной чертой ранних цивилизаций. [72]
Эта « городская революция » — термин, введенный Чайльдом в 1930-х годах — начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры, [73] ознаменовало начало накопления передаваемых экономических излишков , которые помогли экономике и городам развиваться. Городские революции были связаны с государственной монополией на насилие , появлением воина , или солдата, классовой и эндемической войной (состоянием постоянной или частой войны), быстрым развитием иерархий , использованием человеческих жертвоприношений . [74] [75]
Цивилизованная городская революция, в свою очередь, зависела от развития оседлости , одомашнивания зерна, растений и животных, постоянства поселений и развития образа жизни , который способствовал экономии за счет масштаба и накоплению излишков производства отдельными социальными секторами. Переход от сложных культур к цивилизациям , хотя и до сих пор оспаривается, по-видимому, связан с развитием государственных структур, в которых власть в дальнейшем монополизировалась элитным правящим классом. [76] который практиковал человеческие жертвоприношения. [77]
К концу периода неолита различные элитарные цивилизации энеолита начали возникать в различных «колыбелях» примерно с 3600 г. до н.э., начиная с Месопотамии , расширяясь в крупномасштабные королевства и империи в течение бронзового века ( Аккадская империя , цивилизация долины Инда). , Древнее Египетское царство , Неошумерская империя , Среднеассирийская империя , Вавилонская империя , Хеттская империя и в некоторой степени территориальные экспансии эламитов , хурритов , амореев и Эблы ) .
За пределами Старого Света более позднее развитие происходило независимо в доколумбовой Америке . Урбанизация в цивилизации Норте-Чико в прибрежном Перу возникла около 3200 г. до н.э.; [78] Самый старый известный город майя , расположенный в Гватемале, датируется примерно 750 годом до нашей эры. [79] а Теотиуакан в Мексике был одним из крупнейших городов мира в 350 году нашей эры с населением около 125 000 человек. [80]
Осевой возраст
[ редактировать ]За крахом бронзового века последовал железный век около 1200 г. до н. э., во время которого возник ряд новых цивилизаций, кульминацией которых стал период с 8 по 3 н . века до к классической цивилизации . [81]
Современность
[ редактировать ]Крупный технологический и культурный переход к современности начался примерно в 1500 году нашей эры в Западной Европе , и с этого момента новые подходы к науке и праву быстро распространились по всему миру, инкорпорируя более ранние культуры в технологическое и индустриальное общество настоящего. [77] [82]
Падение цивилизаций
[ редактировать ]Традиционно считается, что цивилизации заканчиваются одним из двух способов; либо путем включения в другую расширяющуюся цивилизацию (например, когда Древний Египет был включен в эллинистическую греческую, а затем и римскую цивилизации), либо путем разрушения и возврата к более простой форме жизни, как это происходит в так называемые Темные века. [83]
Было выдвинуто множество объяснений коллапса цивилизации. Некоторые сосредотачиваются на исторических примерах, а другие на общей теории.
- Ибн Халдуна повлияла «Мукаддима» на теории анализа, роста и упадка исламской цивилизации. [84] Он предположил, что неоднократные нашествия кочевых народов ограничили развитие и привели к социальному коллапсу.
- Эдварда Гиббона Работа «Упадок и падение Римской империи» представляет собой хорошо известный и подробный анализ падения римской цивилизации. Гиббон предположил, что заключительным актом краха Рима стало падение Константинополя турками -османами в 1453 году нашей эры. По Гиббону, «упадок Рима был естественным и неизбежным следствием чрезмерного величия. , огромная ткань поддалась давлению собственного веса. История разрушения проста и очевидна, и вместо того, чтобы задаваться вопросом, почему Римская империя была разрушена, нам следует скорее удивляться тому, что она существовала так долго». [85]
- Теодор Моммзен в своей «Истории Рима» предположил, что Рим рухнул вместе с распадом Западной Римской империи в 476 году нашей эры, а также склонялся к биологической аналогии «генезиса», «роста», «старения», «коллапса» и «распада».
- Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Запада» отверг хронологическое деление Петрарки и предположил, что существовало только восемь «зрелых цивилизаций». Растущие культуры, утверждал он, имеют тенденцию развиваться в империалистические цивилизации, которые расширяются и в конечном итоге разрушаются, а демократические формы правления приводят к плутократии и, в конечном итоге, к империализму .
- Арнольд Дж. Тойнби в своем «Исследовании истории» предположил, что существовало гораздо большее количество цивилизаций, включая небольшое количество остановленных цивилизаций, и что все цивилизации имели тенденцию проходить через цикл, определенный Моммзеном. Причина падения цивилизации произошла, когда культурная элита стала паразитической элитой, что привело к возвышению внутренних и внешних пролетариатов .
- Джозеф Тейнтер в книге «Коллапс сложных обществ» имеет уменьшающуюся отдачу предположил, что отдача от сложности , из-за чего по мере того, как государства достигают максимально допустимой сложности, она будет снижаться, когда дальнейшее увеличение фактически приведет к отрицательной отдаче. Тейнтер предположил, что Рим достиг этого показателя во II веке нашей эры.
- Джаред Даймонд в своей книге 2005 года «Коллапс: как общества выбирают неудачу или успех» предлагает пять основных причин коллапса 41 изученной культуры: ущерб окружающей среде, такой как вырубка лесов и эрозия почвы ; изменение климата ; зависимость от дальней торговли необходимыми ресурсами; рост уровня внутреннего и внешнего насилия, такого как война или вторжение; и реакция общества на внутренние и экологические проблемы.
- Петр Турчин в своей «Исторической динамике» и Андрей Коротаев и др. в своей работе «Введение в социальную макродинамику, вековые циклы и тенденции тысячелетия» предлагают ряд математических моделей, описывающих коллапс аграрных цивилизаций. Например, основную логику «фискально-демографической» модели Турчина можно изложить следующим образом: на начальном этапе социально-демографического цикла мы наблюдаем относительно высокие уровни производства и потребления на душу населения, что приводит не только к относительно высоким роста населения. темпам , но и к относительно высоким темпам прибавочного производства. В результате на этом этапе население может без особых проблем платить налоги, налоги достаточно легко собираются, а рост населения сопровождается ростом государственных доходов. На промежуточном этапе увеличивающийся прирост населения приводит к снижению уровня производства и потребления на душу населения, становится все труднее собирать налоги, государственные доходы перестают расти, тогда как государственные расходы растут за счет роста контролируемого населения. государством. В результате на этом этапе государство начинает испытывать значительные финансовые проблемы. На заключительных этапах, предшествовавших коллапсу, перенаселение приводит к дальнейшему снижению производства на душу населения, прибавочное производство еще больше снижается, государственные доходы сокращаются, но государству требуется все больше и больше ресурсов для контроля растущего (хотя и все более низкими темпами) населения. В конечном итоге это приводит к голоду, эпидемиям, государственному распаду, демографическому и цивилизационному коллапсу. [86] [87]
- Питер Хизер рассуждает в своей книге «Падение Римской империи: новая история Рима и варваров». [88] что эта цивилизация закончилась не по моральным или экономическим причинам, а потому, что столетия контактов с варварами по ту сторону границы породили своего собственного врага, сделав их более изощренным и опасным противником. Тот факт, что Риму требовалось получать все большие доходы для оснащения и переоснащения армий, впервые неоднократно терпевших поражение на поле боя, привел к расчленению Империи. Хотя этот аргумент характерен для Рима, его также можно применить к Азиатской империи египтян, к династиям Хань и Тан в Китае, к мусульманскому халифату Аббасидов и другим.
- Брайан Уорд-Перкинс в своей книге «Падение Рима и конец цивилизации » [89] утверждает, основываясь в основном на археологических данных, что крах римской цивилизации в Западной Европе оказал пагубное влияние на уровень жизни населения, в отличие от некоторых историков, которые преуменьшают это значение. Коллапс сложного общества означал, что даже базовая сантехника для элиты исчезла с континента на 1000 лет. Подобные последствия были постулированы для Темного века после краха позднего бронзового века в Восточном Средиземноморье, краха майя , на острове Пасхи и в других местах.
- Артур Демарест утверждает в книге « Древние майя: взлет и падение цивилизации тропических лесов» : [90] Используя целостный подход к новейшим данным археологии, палеоэкологии и эпиграфики, мы видим, что ни одно объяснение не является достаточным, но что ряд хаотичных, сложных событий, включая потерю плодородия почвы, засуху и рост уровня внутреннего и внешнего насилия, привели к распад дворов царств майя, положивший начало спирали упадка и распада. Он утверждает, что крах майя может послужить уроком для современной цивилизации.
- Джеффри А. Макнили недавно предположил, что «обзор исторических свидетельств показывает, что прошлые цивилизации имели тенденцию чрезмерно эксплуатировать свои леса, и что такое злоупотребление важными ресурсами было важным фактором упадка чрезмерно эксплуатирующего общества». [91]
- Томас Гомер-Диксон считает падение рентабельности инвестиций в энергетику . Соотношение затраченной энергии и ее выхода имеет решающее значение для ограничения выживания цивилизаций. По его мнению, степень социальной сложности тесно связана с количеством доступной энергии, которую позволяют экологические, экономические и технологические системы. Когда это количество уменьшится, цивилизациям придется либо получить доступ к новым источникам энергии, либо погибнуть. [92]
- Феликс Конечный в своей работе «О множественности цивилизаций» называет свое исследование наукой о цивилизациях. Он утверждает, что цивилизации рушатся не потому, что они должны или существует некая циклическая или «биологическая» продолжительность жизни, и что все еще существуют две древние цивилизации – брамино-индуистская и китайская – которые не готовы к падению в ближайшее время. Конечный утверждал, что цивилизации нельзя смешивать в гибриды: низшая цивилизация, получившая равные права внутри высокоразвитой цивилизации, преодолеет ее. Одно из утверждений Конечного в его исследовании цивилизаций заключается в том, что «человек не может быть цивилизованным двумя или более способами», не впадая при этом в то, что он называет «абцивилизованным состоянием» (то есть ненормальным). Он также заявил, что когда две или более цивилизации существуют рядом друг с другом и пока они жизнеспособны, они будут находиться в экзистенциальной борьбе, навязывая друг другу свой собственный «метод организации социальной жизни». [93] Поглощение чуждого «метода организации общественной жизни», то есть цивилизации, и придание ей равных прав приводит к процессу распада и разложения.
Будущее
[ редактировать ]По мнению политолога Сэмюэля П. Хантингтона , XXI век будет характеризоваться столкновением цивилизаций . [48] который, по его мнению, заменит конфликты между национальными государствами и идеологиями, которые были заметны в 19 и 20 веках. Однако эта точка зрения была решительно оспорена другими, такими как Эдвард Саид , Мухаммед Асади и Амартия Сен . [94] Рональд Инглхарт и Пиппа Норрис утверждают, что «истинное столкновение цивилизаций» между мусульманским миром и Западом вызвано неприятием мусульманами более либеральных сексуальных ценностей Запада, а не различиями в политической идеологии, хотя они отмечают, что этого не хватает. Толерантность, вероятно, приведет к возможному отказу от (истинной) демократии. [95] В книге «Идентичность и насилие» Сен задается вопросом, следует ли делить людей по принципу предполагаемой «цивилизации», определяемой только религией и культурой. Он утверждает, что это игнорирует многие другие идентичности, из которых состоят люди, и приводит к сосредоточению внимания на различиях.
Историк культуры Моррис Берман утверждает в книге «Темные века Америки: конец империи» , что в корпоративно-потребительских Соединенных Штатах те самые факторы, которые когда-то привели их к величию – крайний индивидуализм, территориальная и экономическая экспансия, а также стремление к материальному богатству – подтолкнули Соединенные Штаты перешли критический порог, когда крах неизбежен. Политически связанный с чрезмерным охватом, а также в результате истощения окружающей среды и поляризации богатства между богатыми и бедными, он приходит к выводу, что нынешняя система быстро приближается к ситуации, когда продолжение существующей системы обременено огромным дефицитом и опустошенным экономика физически, социально, экономически и политически невозможна. [96] Хотя тезис Бермана разработан гораздо глубже, он в некотором смысле похож на тезис градостроителя Джейн Джейкобс , которая утверждает, что пять столпов культуры Соединенных Штатов находятся в серьезном упадке: сообщество и семья; высшее образование; эффективная научная практика; налогообложение и правительство; и саморегулирование изучаемых профессий. Коррозия этих столпов, утверждает Джейкобс, связана с такими социальными бедами, как экологический кризис, расизм и растущая пропасть между богатыми и бедными. [97]
Культурный критик и писатель Деррик Дженсен утверждает, что современная цивилизация направлена на доминирование над окружающей средой и самим человечеством по своей сути вредным, неустойчивым и саморазрушительным способом. [98] Защищая свое определение как лингвистически, так и исторически, он определяет цивилизацию как «культуру... которая одновременно приводит к росту городов и возникает из него», при этом «города» определяются как «люди, живущие более или менее постоянно в одном месте с высокой плотностью населения». достаточно, чтобы потребовать регулярного ввоза продуктов питания и других предметов первой необходимости». [99] По его мнению, потребность цивилизаций в импорте все большего количества ресурсов проистекает из чрезмерной эксплуатации и истощения собственных местных ресурсов. Таким образом, цивилизации по своей сути принимают империалистическую и экспансионистскую политику и, чтобы поддерживать ее, высоко милитаризованные, иерархически структурированные и основанные на принуждении культуры и образ жизни.
Шкала Кардашева классифицирует цивилизации на основе их уровня технологического развития, в частности измеряемого количеством энергии, которую цивилизация способна использовать. Масштаб является лишь гипотетическим, но он рассматривает потребление энергии в космической перспективе. Шкала Кардашева предполагает существование цивилизаций, гораздо более технологически развитых, чем те, которые известны в настоящее время.
Нечеловеческие цивилизации
[ редактировать ]Нынешний научный консенсус заключается в том, что люди — единственный вид животных, обладающий когнитивной способностью создавать цивилизации, возникшие на Земле. Однако недавний мысленный эксперимент, силурийская гипотеза , рассматривает вопрос о том, можно ли «обнаружить индустриальную цивилизацию в геологических записях», учитывая скудность геологической информации об эпохах, предшествовавших четвертичному периоду . [100]
Астрономы размышляют о существовании взаимодействующих разумных цивилизаций внутри и за пределами галактики Млечный Путь, обычно используя варианты уравнения Дрейка . [101] Они проводят поиск таких сведений – например, технологических следов, называемых « техносигнатурами ». [102] Предлагаемая протонаучная область « ксеноархеология » связана с изучением останков артефактов нечеловеческих цивилизаций с целью реконструкции и интерпретации прошлых жизней инопланетных обществ, если таковые будут обнаружены и подтверждены научно. [103] [104]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Это остается самым влиятельным социологическим исследованием этой темы, порождающим собственную вторичную литературу. Примечательно, что Ганс Петер Дюрр подверг критике эту проблему в своей крупной работе (3500 страниц в пяти томах, опубликованных в 1988–2002 гг.). Элиас, которому на тот момент было 90 лет, все еще был в состоянии ответить на критику за год до своей смерти. В 2002 году Дюрр сам подвергся критике со стороны Майкла Хинца в книге Der Zivilisationsprozeß: Mythos oder Realität (2002), заявив, что его критика представляет собой ненавистную клевету на Элиаса посредством чрезмерных стандартов политкорректности . [15]
- ^ Например, в заголовке « Рассказ о гибели корабля Winterton East Indiaman, потерпевшего крушение у побережья Мадагаскара в 1792 году»; и о страданиях, связанных с этим событием. К этому прилагается краткий отчет о туземцах Мадагаскара с предложениями Дж. Хэтчарда, Л. Б. Сили и Т. Гамильтона относительно их цивилизаций, Лондон, 1820 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хронология» . Цифровой Египет для университетов . Университетский колледж Лондона. 2000. Архивировано из оригинала 16 марта 2008 года.
- ^ Хэвиленд, Уильям; и др. (2013). Культурная антропология: человеческий вызов . Cengage Обучение. п. 250. ИСБН 978-1-285-67530-5 . Архивировано из оригинала 13 июля 2019 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Фернандес-Арместо, Фелипе (2001). Цивилизации: культура, амбиции и преобразование природы . Саймон и Шустер . ISBN 978-0-7432-1650-0 . Архивировано из оригинала 1 апреля 2021 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Бойден, Стивен Викерс (2004). Биология цивилизации . УНСВ Пресс. стр. 7–8. ISBN 978-0-86840-766-1 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Зольмс-Лаубах, Франц (2007). Ницше и ранняя немецкая и австрийская социология . Вальтер де Грюйтер. стр. 115, 117, 212. ISBN. 978-3-11-018109-8 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б АбдельРахим, Лейла (2015). Детская литература, приручение и социальные основы: рассказы о цивилизации и дикой природе . Нью-Йорк: Рутледж. п. 8. ISBN 978-0-415-66110-2 . OCLC 897810261 .
- ^ Моррис, Ян (2013). Мера цивилизации: как социальное развитие решает судьбу народов . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15568-5 . Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Адамс, Роберт МакКормик (1966). Эволюция городского общества . Издатели транзакций. п. 13. ISBN 978-0-202-36594-7 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Райт, Рональд (2004). Краткая антропологическая история . Дом Ананси Пресс. ISBN 978-0-88784-706-6 .
- ^ Льобера, Хосеп (2003). Приглашение к антропологии . Книги Бергана. стр. 136–137. ISBN 978-1-57181-597-2 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Болешти, Мария (2013). Варварство и его недовольство . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-8537-2 . Архивировано из оригинала 21 ноября 2023 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ Манн, Майкл (1986). Источники социальной власти . Том. 1. Издательство Кембриджского университета. стр. 34–41.
- ^ «Цивилизации» . Национальное географическое образование . Национальное географическое общество . 20 мая 2022 года. Архивировано из оригинала 29 мая 2023 года . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Салливан, Ларри Э. (2009). Глоссарий социальных и поведенческих наук SAGE . Публикации SAGE. п. 73. ИСБН 978-1-4129-5143-2 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Денкер: Краткое описание Entlarvende» . Дер Шпигель (на немецком языке). Том. 2002, нет. 40. 30 сентября 2002 г. Архивировано из оригинала 28 февраля 2019 г. . Проверено 16 октября 2014 г.
- ^ Альберт Швейцер. «Философия цивилизации » в переводе К. Т. Кэмпиона (Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, 1987), стр. 91.
- ^ Цитируется по Эмилю Бенвенисту , Цивилизация. Вклад в историю слова [ Цивилизация. Вклад в историю слова ], 1954, опубликовано в «Проблемах общего языкознания» , Éditions Gallimard , 1966, стр. 336–345 (перевод Мэри Элизабет Мик как «Проблемы общей лингвистики» , 2 тома, 1971).
- ^ Перейти обратно: а б Велкли, Ричард (2002). «Напряжение в прекрасном: о культуре и цивилизации в Руссо и немецкой философии». Быть после Руссо: философия и культура под вопросом . Издательство Чикагского университета. стр. 11–30.
- ^ «Цивилизация» (1974), Британская энциклопедия, 15-е изд. Том. II, Британская энциклопедия , Inc., 956. Проверено 25 августа 2007 г.
- ^ Лоттик, Кеннет В. (1950). «Некоторые различия между культурой и цивилизацией в социологической литературе» . Социальные силы . 28 (3): 240–250. дои : 10.2307/2572007 . ISSN 0037-7732 . JSTOR 2572007 . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ « О немецком нигилизме » (1999, первоначально лекция 1941 года), Интерпретация 26, вып. 3 под редакцией Дэвида Янссенса и Дэниела Тангея.
- ^ «Афины» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 6 января 2009 года . Проверено 31 декабря 2008 г.
Древнегреческие Афины, исторический город и столица Греции. Здесь зародились многие интеллектуальные и художественные идеи классической цивилизации, и город обычно считается местом зарождения западной цивилизации.
- ^ Браун, Томас Дж. (1975). Афинские фурии: наблюдения над основными факторами, влияющими на политику в современной Греции, 1973–1974 гг. (Диссертация). Государственный университет Болла. Архивировано из оригинала 22 мая 2022 года . Проверено 14 августа 2022 г.
Греция — живописная страна на южной оконечности Балканского полуострова, омывающая всегда голубые Эгейское, Ионическое и Адриатическое моря. Ее древнее прошлое, которое многие считают колыбелью западной цивилизации и местом зарождения демократии, долгое время было источником и источником вдохновения западной мысли.
[ нужен лучший источник ] - ^ Чайлд, Гордон (1950) [1923]. Что произошло в истории . Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Пингвин.
- ^ Чайлд, В. Гордон [Вир Гордон] (1951) [1936]. Человек делает себя сам . Нью-Йорк: Новая американская библиотека.
- ^ Никифорук, Андрей (2012). Энергия рабов: нефть и новое рабство . Ванкувер, Британская Колумбия, Канада: Greystone Books; Фонд Дэвида Судзуки. ISBN 978-1-55365-978-5 .
- ^ Мозли, Майкл (24 января 2005 г.). «Морские основы Андской цивилизации: развивающаяся гипотеза» . В зале Маат . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года.
- ^ Мозли, Майкл (1975). Морские основы Андской цивилизации . Менло-Парк: Каммингс. ISBN 978-0-8465-4800-3 .
- ^ Хаджикумис, Ангелос; Робинсон, Эрик; Винер-Дэниелс, Сара, ред. (2011). Динамика неолитизации в Европе: исследования в честь Эндрю Шерратта (1-е изд.). Оксфорд-Оуквилл, Коннектикут, США: Oxbow Books. п. 1. ISBN 978-1-84217-999-4 .
- ^ Киггинс, Шейла. «Исследование проливает новый свет на происхождение цивилизации» . Физика.орг . Архивировано из оригинала 18 апреля 2022 года . Проверено 25 мая 2022 г.
- ^ Майшар, Джорам; Моав, Омер; Паскали, Луиджи (2022). «Происхождение государства: продуктивность земли или присвоение?» . Журнал политической экономии . 130 (4): 1091–1144. дои : 10.1086/718372 . hdl : 10230/57736 . S2CID 244818703 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2022 года . Проверено 17 апреля 2022 г.
- ^ Манн, Чарльз К. (июнь 2011 г.). «Гёбекли Тепе» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 27 февраля 2018 года . Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Стэндадж, Том (2005). История мира в 6 очках . Нью-Йорк: Уокер и компания. п. 25. ISBN 978-0-8027-1447-3 . OCLC 57009997 .
- См. также: Брайтон, Джек (продюсер) (7 июня 2005 г.). «История мира в шести очках» . Фокус 580 (Радиоинтервью – аудио). Общественные СМИ Иллинойса. WILL-AM 580 - из Интернет-архива. (С гостем: Том Стэндедж, технологический редактор The Economist ). Записи Американского архива общественного вещания
- ^ Гринин, Леонид (2004). «Раннее государство и его аналоги: сравнительный анализ». У Леонида Гринина; Роберт Карнейро; Дмитрий Бондаренко; Николай Крадин; Андрей Коротаев (ред.). Раннее государство, его альтернативы и аналоги . Волгоград: Издательство Учитель. стр. 88–133. ISBN 978-5-7057-0547-4 . OCLC 56596768 . Архивировано из оригинала 26 октября 2023 года . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Bondarenko, Dmitri; Grinin, Leonid; Korotayev, Andrey V. (2004). "Alternatives of Social Evolution". In Leonid Grinin; Robert Carneiro; Dmitri Bondarenko; Nikolay Kradin; Andrey Korotayev (eds.). The Early State, Its Alternatives and Analogues . Volgograd: Uchitel Publishing House. pp. 3–27. ISBN 978-5-7057-0547-4 . OCLC 56596768 .
- ^ Богуцкий, Питер (1999). Происхождение человеческого общества . Молден, Массачусетс (США): Уайли Блэквелл. ISBN 978-1-55786-349-2 .
- ^ Ли, Ричард Боршей; ДеВор, Ирвен, ред. (1968). Человек-охотник: первое интенсивное исследование единственного, решающего этапа человеческого развития — когда-то универсального охотничьего образа жизни человека . При содействии Джилл Нэш-Митчелл (1-е изд.). Альдин. ISBN 978-0-202-33032-7 .
- ^ Бек, Роджер Б.; Линда Блэк; Ларри С. Кригер; Филип К. Нейлор; Дахия Ибо Шабака (1999). Всемирная история: закономерности взаимодействия . Эванстон, Иллинойс: Макдугал Литтел. ISBN 978-0-395-87274-1 .
- ^ Стеккель, Ричард Х. (4 января 2016 г.). «Новый свет на «темные века» ». История социальных наук . 28 (2): 211–229. дои : 10.1017/S0145553200013134 . S2CID 143128051 .
- ^ Кепке, Никола; Батен, Йорг (1 апреля 2005 г.). «Биологический уровень жизни в Европе за последние два тысячелетия». Европейский обзор экономической истории . 9 (1): 61–95. дои : 10.1017/S1361491604001388 . hdl : 10419/47594 . JSTOR 41378413 .
- ^ Лейтвайлер, Кристен (30 мая 2001 г.). «Индейцы американских равнин имели здоровье и рост» . Научный американец . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Паукетат, Тимоти Р. (2004). Древняя Кахокия и Миссисипи . Издательство Кембриджского университета. п. 169. ИСБН 978-0-521-52066-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Смитерс, Грегори Д. (2009). «Погоня за цивилизованным человеком: раса и значение цивилизации в Соединенных Штатах и Австралии, 1790–1850-е годы». Журнал всемирной истории . 20 (2): 245–272. дои : 10.1353/jwh.0.0047 . S2CID 143956999 .
- ^ «Заявление ASA об использовании слова «примитив» для описания современных человеческих групп» . Ассоциация социальных антропологов. Архивировано из оригинала 14 ноября 2011 года.
- ^ Боуден, Бретт (2015). «Цивилизация и ее последствия». Оксфордский справочник по политическим темам . Оксфордский академический. Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гераклид, Алексис; Диалла, Ада (2015). «3 Европоцентризм, «цивилизация» и «варвары» ». Гуманитарная интервенция в долгом девятнадцатом веке: создание прецедента . Издательство Манчестерского университета. стр. 31–56. дои : 10.2307/j.ctt1mf71b8.7 . JSTOR j.ctt1mf71b8.7 . Архивировано из оригинала 29 июля 2023 года . Проверено 29 июля 2023 г.
- ^
- Сет, Майкл Дж. (2020). Краткая история Кореи: от древности до наших дней (Третье изд.). Лэнхэм, Мэриленд, США: Rowman & Littlefield. п. 67. ИСБН 978-1-5381-2897-8 . OCLC 1104409379 .
- Стернс, Питер Н. (2004). «Глава 13 - Распространение китайской цивилизации: Япония, Корея и Вьетнам». Мировые цивилизации: глобальный опыт (4-е изд.). Нью-Йорк: Пирсон Лонгман. ISBN 978-0-321-18281-4 . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хантингтон, Сэмюэл П. (1997). Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка . Саймон и Шустер. п. 43. ИСБН 978-1-4165-6124-8 . Архивировано из оригинала 30 декабря 2016 года . Проверено 20 июня 2015 г.
- ^ «Ключевые компоненты цивилизации» . Национальное географическое образование . Национальное географическое общество. 17 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Вегенер, Корин; Выдра, Марьян (весна 2008 г.). «Культурные ценности во время войны: защита наследия во время вооруженного конфликта» . Информационный бюллетень Института охраны природы Гетти . Том. 23, нет. 1. Архивировано из оригинала 11 октября 2022 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Стиффман, Иден (11 мая 2015 г.). «Сохранение культуры во время стихийных бедствий и в зонах боевых действий представляет собой серьезную проблему» . Хроника благотворительности . Архивировано из оригинала 24 октября 2023 года . Проверено 19 сентября 2023 г.
- ^ Хайдер, Ганс (29 июня 2012 г.). «Интервью с Карлом Габсбургом: «Неправильное использование культурных ценностей — наказуемое правонарушение» » [Интервью с Карлом Габсбургом: «Неправильное использование культурных ценностей — наказуемое правонарушение»]. Wiener Zeitung (на немецком языке).
- ^ «Карл фон Габсбург в миссии в Ливане» [Защита культурных ценностей: Карл фон Габсбург во время миссии в Ливане]. Krone Zeitung (на немецком языке). 28 апреля 2019 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2020 г. . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ «МККК и «Голубой щит» подписали Меморандум о взаимопонимании, 26 февраля 2020 г.» . 26 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 22 марта 2020 года . Проверено 18 декабря 2020 г.
- ^ Фридрих Шиппер (6 марта 2015 г.). «Иконоборчество: глобальные нормы защиты культурных ценностей не применяются». Стандарт (на немецком языке).
- ^ Перейти обратно: а б Шпенглер, Освальд (1928). Упадок Запада . Том. II: Перспективы всемирной истории . Перевод Аткинсона, Чарльза Фрэнсиса (пересмотренная редакция). Лондон: Джордж Аллен Анвин.
- ^ Альгазе, Гильермо, Мировая система Урука: динамика расширения ранней месопотамской цивилизации (второе издание, 2004 г.) ( ISBN 978-0-226-01382-4 )
- ^ Уилкинсон, Дэвид (осень 1987 г.). «Центральная цивилизация» . Сравнительный обзор цивилизаций . Том. 17. С. 31–59. Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года . Проверено 28 августа 2014 г.
- ^ Карнейро, Роберт Л. (21 августа 1970 г.). «Теория происхождения государства» . Наука . 169 (3947): 733–738. Бибкод : 1970Sci...169..733C . дои : 10.1126/science.169.3947.733 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 17820299 . S2CID 11536431 . Архивировано из оригинала 30 мая 2014 года . Проверено 5 августа 2014 г.
Явные теории происхождения государства относительно современны [...] эпоха исследований, заставившая европейцев осознать, что многие народы во всем мире жили не в государствах, а в независимых деревнях или племенах, сделали государство менее естественным. , и, следовательно, больше нуждается в объяснении.
- ^ Игли, Элис Х.; Вуд, Венди (июнь 1999 г.). «Истоки половых различий в поведении человека: развитые диспозиции и социальные роли» . Американский психолог . 54 (6): 408–423. дои : 10.1037/0003-066x.54.6.408 . Архивировано из оригинала 17 августа 2000 года.
- ^ «BBC - История - Глубокая древняя история: Обзор: от неолита до бронзового века, 8000–800 до н.э.» . Архивировано из оригинала 12 мая 2021 года . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ Мур, Эндрю М.Т.; Хиллман, Гордон С.; Легг, Энтони Дж. (2000). Деревня на Евфрате: от собирательства к сельскому хозяйству в Абу-Хурейре . (Издательство Оксфордского университета).
- ^ Хиллман, Гордон; Хеджес, Роберт; Мур, Эндрю; Колледж, Сьюзен; Петтит, Пол (27 июля 2016 г.). «Новые свидетельства выращивания зерновых в позднеледниковье в Абу-Хурейре на Евфрате». Голоцен . 11 (4): 383–393.
- ^ Сравните: Милтон-Эдвардс, Беверли (май 2003 г.). «Ирак, прошлое, настоящее и будущее: полностью современный мандат?» . История и политика . Великобритания. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 года . Проверено 9 декабря 2010 г.
Плодородная земля между Тигром и Евфратом вдохновила на некоторые из наиболее важных событий в истории человечества, включая изобретение колеса, посадку первых зерновых культур и развитие скорописи.
- ^ Хаас, Джонатан; Кример, Уинифред; Руис, Альваро (декабрь 2004 г.). «Датировка позднеархаической оккупации региона Норте-Чико в Перу». Природа . 432 (7020): 1020–1023. Бибкод : 2004Natur.432.1020H . дои : 10.1038/nature03146 . ISSN 0028-0836 . ПМИД 15616561 . S2CID 4426545 .
- ^ Кеннетт, Дуглас Дж.; Винтерхалдер, Брюс (2006). Поведенческая экология и переход к сельскому хозяйству . Издательство Калифорнийского университета. стр. 121–. ISBN 978-0-520-24647-8 . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Мо II, Томас Х. (1 ноября 2012 г.). «Болгары находят старейший европейский город, центр добычи соли» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
- ^ Норман, Джереми М. (ред.). «Самый ранний доисторический город в Европе, около 4700–4200 гг. до н. э.» . История информации Джереми Нормана: изучение истории информации и средств массовой информации через временные рамки . Архивировано из оригинала 2 июля 2012 года . Проверено 19 сентября 2023 г. . . Ранее: Джереми Норман «От наскальных рисунков до Интернета»: хронологические и тематические исследования по истории информации и средств массовой информации . . (Архивная запись от 2 июля 2012 г.)
- ^ Сквайрс, Ник (31 октября 2012 г.). «Археологи нашли самый доисторический город Европы» . «Дейли телеграф» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
Археологи в Болгарии полагают, что они обнаружили старейший доисторический город Европы, поселение, основанное почти за 5000 лет до Рождества Христова [...] «Город», известный как Провадия-Солницата, был небольшим по современным меркам и имел бы около 350 жителей.
- ^ Николов, Василий. «Соль, раннее комплексное общество, урбанизация: Провадия-Солницата (5500–4200 до н. э.) (Аннотация)» (PDF) . Болгарская академия наук . Архивировано (PDF) из оригинала 23 января 2013 года . Проверено 1 ноября 2012 г.
По критериям, принятым для того периода, доисторическое поселение Провадия-Солницата можно было определить как доисторический город, существовавший в середине и второй половине V тысячелетия до нашей эры.
- ^ Де Мео, Джеймс (2-е издание), «Сахаразия»
- ^ Фрай, Дэвид (27 августа 2019 г.) [2018]. «Акушерка цивилизации: строители стен на заре истории: Древний Ближний Восток, 2500–500 гг. До н.э.». Стены: История цивилизации в крови и кирпиче (переиздание). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-5011-7271-7 . Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Португалии, Жюваль (6 декабря 2012 г.) [2000]. «Самоорганизация и городские революции: от городской революции до городской революции». Самоорганизация и город (переиздание). Берлин: Springer Science & Business Media. п. 306. ИСБН 978-3-662-04099-7 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
Городская революция, произошедшая 5500 лет назад, является в то же время подъемом цивилизации . [...] среди ученых существует общий консенсус относительно общей картины революции Чайльда, как она изображена выше [...].
- ^ Чайлд, В. Гордон (1950). «Городская революция». Обзор городского планирования . 21 (1): 3–17. дои : 10.3828/tpr.21.1.k853061t614q42qh . ISSN 0041-0020 . S2CID 39517784 .
- ^ Уоттс, Джозеф; Шиэн, Оливер; Аткинсон, Квентин Д.; Бульбулия, Джозеф; Грей, Рассел Д. (4 апреля 2016 г.). «Ритуальные человеческие жертвоприношения способствовали и поддерживали эволюцию стратифицированных обществ» . Природа . 532 (7598): 228–231. Бибкод : 2016Natur.532..228W . дои : 10.1038/nature17159 . ПМИД 27042932 . S2CID 4450246 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
Мы находим сильную поддержку моделей, в которых человеческие жертвоприношения стабилизируют социальную стратификацию, как только она возникла, и способствуют переходу к строго унаследованным классовым системам.
- ^ Карньеро, RL (редактор) (1967). Эволюция общества: отрывки из «Принципов социологии » Герберта Спенсера (Чикаго: University of Chicago Press), стр. 32–47, 63–96, 153–165.
- ^ Перейти обратно: а б Уоттс, Джозеф; Шиэн, Оливер; Аткинсон, Квентин Д.; Бульбулия, Джозеф; Грей, Рассел Д. (4 апреля 2016 г.). «Ритуальные человеческие жертвоприношения способствовали и поддерживали эволюцию стратифицированных обществ». Природа . 532 (7598): 228–231. Бибкод : 2016Natur.532..228W . дои : 10.1038/nature17159 . ПМИД 27042932 . S2CID 4450246 .
- ^ Манн, Чарльз К. (2006) [2005]. 1491: Новые открытия Америки до Колумба . Винтажные книги. стр. 199–212. ISBN 1-4000-3205-9 .
- ^ Ольмедо Вера, Бертина (1997). А. Арельяно Эрнандес; и др. (ред.). Майя классического периода . Мехико, Мексика: Национальный совет по культуре и искусству (КОНАКУЛЬТА). п. 26 ISBN 978-970-18-3005-5 .
- ^ Сандерс, Уильям Т.; Вебстер, Дэвид (1988). «Мезоамериканская городская традиция». Американский антрополог . 90 (3): 521–546. дои : 10.1525/aa.1988.90.3.02a00010 . ISSN 0002-7294 . JSTOR 678222 .
- ^ Тарнас, Ричард (1993). Страсти западного разума: понимание идей, которые сформировали наше мировоззрение (Ballantine Books)
- ^ Фергюсон, Найл (2011). Цивилизация .
- ^ Тойнби, Арнольд (1946). Исследование истории . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Массимо Кампанини (2005), Исследования Ибн Халдуна. Архивировано 28 августа 2019 г. в Wayback Machine , Polimetrica sas, стр. 75
- ^ Гиббон, Упадок и падение Римской империи , 2-е изд., том. 4, изд. Дж. Б. Бери (Лондон, 1909), стр. 173–174. Глава XXXVIII: Царствование Хлодвига. Часть VI. Общие наблюдения о падении Римской империи на Западе.
- ^ Питер Турчин. Историческая динамика . Издательство Принстонского университета , 2003: 121–127.
- ^ Секулярные циклы и тенденции тысячелетия. Москва: Российская академия наук, 2006 . Архивировано из оригинала 18 сентября 2018 года . Проверено 6 января 2020 г.
- ^ Питер Дж. Хизер (2005). Падение Римской империи: новая история Рима и варваров . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-515954-7 . Архивировано из оригинала 19 июня 2013 года . Проверено 22 июня 2012 г.
- ^ Брайан Уорд-Перкинс (2006). Падение Рима: и конец цивилизации . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280728-1 . Проверено 22 июня 2012 г.
- ^ Демарест, Артур (9 декабря 2004 г.). Древние майя: взлет и падение цивилизации тропических лесов . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-53390-4 .
- ^ Макнили, Джеффри А. (1994) «Уроки прошлого: леса и биоразнообразие» (Том 3, № 1, 1994. Биоразнообразие и сохранение )
- ^ « Перевернутая сторона: катастрофа, творчество и обновление цивилизации » . Архивировано из оригинала 12 октября 2017 года . Проверено 17 апреля 2015 г.
- ^ Конечный, Феликс (1962) О множественности цивилизаций , посмертный английский перевод Polonica Publications, Лондон ASIN B0000CLABJ . Первоначально опубликовано на польском языке: O Wielości Cywilizacyj , Gebethner & Wolff, Краков, 1935 г.
- ^ Асади, Мухаммед (22 января 2007 г.). «Критика столкновения цивилизаций Хантингтона » . Я и другие . Архивировано из оригинала 26 апреля 2009 года . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ Инглхарт, Рональд; Пиппа Норрис (март – апрель 2003 г.). «Истинное столкновение цивилизаций» . Глобальный политический форум . Архивировано из оригинала 20 января 2019 года . Проверено 23 января 2009 г.
- ^ Берман, Моррис (2007), Темные века Америки: Конец Империи (W.W. Нортон)
- ^ Джейкобс, Джейн (2005). Впереди темные века (иллюстрированное издание). Винтаж; Случайный дом. ISBN 978-1-4000-7670-3 .
- ^ Дженсен, Деррик (2006), Финал: Проблема цивилизации , Том 1 и Том 2 (Seven Stories Press)
- ^ Дженсен, Деррик (2006), Финал: Проблема цивилизации , Том 1 (Seven Stories Press), стр. 17
- ^ Шмидт, Гэвин А.; Фрэнк, Адам (10 апреля 2018 г.). «Силурийская гипотеза: можно ли обнаружить индустриальную цивилизацию в геологических записях?». arXiv : 1804.03748 [astro-ph.EP].
- ^ Вестби, Том; Конселиче, Кристофер Дж. (15 июня 2020 г.). «Астробиологические коперниканские слабые и сильные ограничения разумной жизни» . Астрофизический журнал . 896 (1): 58. arXiv : 2004.03968 . Бибкод : 2020ApJ...896...58W . дои : 10.3847/1538-4357/ab8225 . S2CID 215415788 .
- ^ Сокас-Наварро, Гектор; Хакк-Мисра, Джейкоб; Райт, Джейсон Т.; Коппарапу, Рави; Бенфорд, Джеймс; Дэвис, Росс; Участники семинара TechnoClimes 2020 (1 мая 2021 г.). «Концепции будущих миссий по поиску техносигнатур» . Акта Астронавтика . 182 : 446–453. arXiv : 2103.01536 . Бибкод : 2021AcAau.182..446S . дои : 10.1016/j.actaastro.2021.02.029 . ISSN 0094-5765 . S2CID 232092198 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 17 апреля 2021 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ МакГи, Бен В. (1 ноября 2010 г.). «Призыв к активным рекомендациям по ксеноархеологии - научные, политические и социально-политические соображения». Космическая политика . 26 (4): 209–213. Бибкод : 2010СпПол..26..209М . doi : 10.1016/j.spacepol.2010.08.003 . ISSN 0265-9646 .
- ^ МакГи, BW (1 декабря 2007 г.). «Археология и планетология: вступая в новую эру междисциплинарных исследований» . Тезисы осеннего собрания АГУ . 2007 : 41А–0203. Бибкод : 2007AGUFM.P41A0203M . Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 года . Проверено 11 ноября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Анкерл, Гай (2000) [2000]. Глобальная коммуникация без универсальной цивилизации . Социальные исследования INU. Том. 1. Сосуществующие современные цивилизации: арабо-мусульманская, бхаратская, китайская и западная. Женева: INU Press. ISBN 978-2-88155-004-1 .
- Бринтон, Крейн ; и др. (1984). История цивилизации: предыстория до 1715 года (6-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл . ISBN 978-0-13-389866-8 .
- Кассон, Лайонел (1994). Корабли и мореплавание в древние времена . Лондон: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-1735-5 .
- Чисхолм, Джейн; Энн Миллард (1991). Ранняя цивилизация . илл. Ян Джексон. Лондон: Асборн. ISBN 978-1-58086-022-2 .
- Колкатт, Мартин; Мариус Янсен ; Исао Кумакура (1988). Культурный атлас Японии . Нью-Йорк: факты в архиве. ISBN 978-0-8160-1927-4 .
- Дрюс, Роберт (1993). Конец бронзового века: изменения в войне и катастрофа ок. 1200 г. до н.э. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-04811-6 .
- Эдей, Мейтленд А. (1974). Морские торговцы . Нью-Йорк: Книги Time-Life . ISBN 978-0-7054-0060-2 .
- Дж. Карри Эллес (1908). Влияние коммерции на цивилизацию: лекция Джозефа Фишера о коммерции, прочитанная в Университете Аделаиды эсквайром Дж. Карри Эллесом, 23 апреля 1908 г. (1-е изд.). WK Thomas & Co. Аделаида: Викиданные Q106369892 .
- Фэрсервис, Уолтер А. младший (1975). Порог цивилизации: эксперимент в предыстории . Нью-Йорк: Скрибнер . ISBN 978-0-684-12775-0 .
- Фернандес-Арместо, Фелипе (2000). Цивилизации . Лондон: Макмиллан . ISBN 978-0-333-90171-7 .
- Феррилл, Артер (1985). Истоки войны: от каменного века до Александра Великого . Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-25093-8 .
- Фицджеральд, CP (1969). Горизонт истории Китая . Нью-Йорк: американское наследие. ISBN 978-0-8281-0005-2 .
- Фуллер, JFC (1954–1957). Военная история западного мира . 3 тома. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс .
- От древнейших времен до битвы при Лепанто . ISBN 0-306-80304-6 (переиздание 1987 г.).
- От разгрома испанской армады до битвы при Ватерлоо . ISBN 0-306-80305-4 (переиздание 1987 г.).
- От Гражданской войны в США до конца Второй мировой войны . ISBN 0-306-80306-2 (переиздание 1987 г.).
- Гоулетт, Джон (1984). Восхождение к цивилизации . Лондон: Коллинз. ISBN 978-0-00-217090-1 .
- Хоукс, Жакетта (1968). Рассвет Богов . Лондон: Чатто и Виндус . ISBN 978-0-7011-1332-2 .
- Хоукс, Жакетта; Дэвид Трамп (1993) [1976]. Атлас раннего человека . Лондон: Дорлинг Киндерсли . ISBN 978-0-312-09746-2 .
- Хикс, Джим (1974). Строители Империи . Нью-Йорк: Книги Time-Life.
- Хикс, Джим (1975). Персы . Нью-Йорк: Книги Time-Life.
- Джонсон, Пол (1987). История евреев . Лондон: Вайденфельд и Николсон . ISBN 978-0-297-79091-4 .
- Дженсен, Деррик (2006). Финал . Нью-Йорк: Seven Stories Press . ISBN 978-1-58322-730-5 .
- Кеппи, Лоуренс (1984). Создание римской армии: от республики к империи . Тотова, Нью-Джерси: Barnes & Noble. ISBN 978-0-389-20447-3 .
- Коротаев Андрей , Мировые религии и социальная эволюция цивилизаций ойкумены Старого Света: межкультурная перспектива . Льюистон, Нью-Йорк : Эдвин Меллен Пресс , 2004. ISBN 0-7734-6310-0
- Крадин, Николай . Археологические критерии цивилизации. Социальная эволюция и история , Том. 5, № 1 (2006): 89–108. ISSN 1681-4363 .
- Лансинг, Элизабет (1971). Шумеры: изобретатели и строители . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-036357-1 .
- Ли, Ки-Байк (1984). Новая история Кореи . пер. Эдвард В. Вагнер с Эдвардом Дж. Шульцем. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-61575-5 .
- Моррис, Ян (2013). Мера цивилизации: как социальное развитие решает судьбу народов . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15568-5 .
- Нам, Эндрю К. (1983). Панорама 5000 лет: история Кореи . Элизабет, Нью-Джерси: Hollym International. ISBN 978-0-930878-23-8 .
- Олифант, Маргарет (1992). Атлас древнего мира: описание великих цивилизаций прошлого . Лондон: Эбери. ISBN 978-0-09-177040-2 .
- Роджерсон, Джон (1985). Атлас Библии Нью-Йорк: Издательство информационной базы . ISBN 978-0-8160-1206-0 .
- Сэндалл, Роджер (2001). Культ культуры: дизайнерский трайбализм и другие очерки . Боулдер, Колорадо: Вествью. ISBN 978-0-8133-3863-7 .
- Сансом, Джордж (1958). История Японии: до 1334 года . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-0523-3 .
- Саутворт, Джон Ван Дуйн (1968). Древние флоты: история морской войны под веслами, 2600 г. до н.э. – 1597 г. н.э. Нью-Йорк: Туэйн .
- Томас, Хью (1981). Неоконченная история мира (ред.). Лондон: Пан. ISBN 978-0-330-26458-7 .
- Да, Ён; Артур Коттерелл (1975). Ранняя цивилизация Китая . Нью-Йорк: Патнэм. ISBN 978-0-399-11595-0 .
- Юрдусев, А. Нури (2003). Международные отношения и философия истории . дои : 10.1057/9781403938404 . ISBN 978-1-349-40304-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гриббин, Джон , «Один в Млечном Пути: почему мы, вероятно, единственная разумная жизнь в Галактике» , Scientific American , vol. 319, нет. 3 (сентябрь 2018 г.), стр. 94–99. «Вероятно ли существование жизни где-нибудь еще в галактике [Млечный Путь]? Почти наверняка да, учитывая скорость, с которой она появилась на Земле. Вероятно ли существование сегодня еще одной технологической цивилизации? Почти наверняка нет, учитывая цепочку обстоятельств, которые привели к Наше существование Эти соображения предполагают, что мы уникальны не только на нашей планете, но и во всем Млечном Пути. И если наша планета настолько особенная, становится тем более важным сохранить этот уникальный мир для себя, наших потомков и многих живых существ. которые называют Землю своим домом». (стр. 99.)