Jump to content

Вака (каноэ)

(Перенаправлено с Вака-ама )

Вака тауа (военные каноэ) в заливе островов , 1827–1828 гг.

Машина ( Маори: [вака] ) [1] Это водные суда маори , обычно каноэ разного размера: от маленьких каноэ без украшений ( вака тивай ), используемых для рыбалки и речных путешествий, до больших, украшенных военных каноэ ( вака тауа ) длиной до 40 метров (130 футов).

Самые ранние останки каноэ в Новой Зеландии были найдены недалеко от устья Анавека в отдаленной части округа Тасман и датированы радиоуглеродом примерно 1400 годом. [2] Каноэ было построено в Новой Зеландии, но оно представляло собой сложное каноэ, совместимое по стилю с другими полинезийскими каноэ того времени. [3] [2]

С 1970-х годов было построено около восьми больших двухкорпусных каноэ длиной около 20 метров для океанских путешествий в другие части Тихого океана . Они изготовлены из сочетания современных и традиционных материалов с элементами древней Меланезии и Полинезии .

военные каноэ

[ редактировать ]
Вака тауа на выставке в музее Отаго , Данидин.

Вака тауа (на языке маори . вака означает «каноэ», а тауа означает «армия» или «военный отряд») — это большие каноэ, в которых могут разместиться до 80 гребцов, и имеют длину до 40 метров (130 футов) [4] в длину. Большие лодки, такие как Ngā Toki Matawhaorua. [5] которые обычно искусно вырезаны и украшены, состоят из основного корпуса, образованного из одного полого бревна, а также резной вертикальной носовой части и заднего борта. Планширь . в некоторых случаях приподнят за счет сплошной планки, что увеличивает надводный борт и предотвращает деформацию основных компонентов корпуса при использовании в бурном море Иногда корпус дополнительно усиливается, как в случае с Te Winika , построенным 200 лет назад, рейкой или стрингером, проходящим вдоль как внутри, так и снаружи корпуса чуть выше нагруженной ватерлинии. [6] [7] Возрождение культуры маори привело к увеличению количества вака-тауа , построенных, как правило, от имени племенной группы для использования в церемониальных случаях.

Традиционно военное каноэ считалось тапу (священным). На судне не допускалось приготовление пищи, и входить в вака нужно было через планширь, а не через нос или корму, которые были богато украшены мощными символами. Каноэ часто окрашивали в черный или белый цвет, причем черный символизировал смерть. Основным цветом был красный, обозначавший тапу. Иногда вака ставили вертикально как знак мертвого вождя с вырезанной изогнутой нижней частью корпуса. [8] Маори рассказали миссионерам во время Мушкетных войн , что сражения между вака происходили на море с целью протаранить вака противника на средней скорости на высокой скорости. Таранное судно подъехало бы к планширю и либо загнало бы его под воду, либо заставило бы его перевернуться. Врагов либо убивали, либо бросали тонуть, либо захватывали в плен для использования на пирах каннибалов или в качестве рабов, если они были женщинами. [9] Это описание соответствует нападению на корабельную лодку Абеля Тасмана в Золотой бухте в 1642 году, когда катамаран маори протаранил лодку-петух, и четыре голландских моряка были убиты. [10]

Традиционная конструкция

[ редактировать ]
Традиционная вака на Дома договора Вайтанги территории
Рисунок традиционной ваки, 1773 г. [11]
Вака при взрыве Бойда , картина Луи Джона Стила (1889)

В классический период (около 1500–1770 годов) хапу выбирал дерево тотара и готовил его к вырубке на годы вперед. Тотара — легкая древесина с высоким содержанием натуральных масел, которые помогают предотвратить гниение. Это будет включать удаление коры с одной стороны ствола, расчистку земли и посадку продовольственных культур для рабочих. После песнопений и молитв дерево валили с помощью костров вокруг основания и рубки ручными теслами . На особенно большом дереве с воздушными корнями была построена деревянная сцена высотой около 3 м. На нем был построен каркас, на котором подвешивался гигантский перевернутый токи (топор) длиной около 2,5 м. Длинная ось токи была привязана к поперечине верхнего каркаса так, чтобы она могла поворачиваться вперед и назад, как качели. Тяжелые камни были привязаны к каждой стороне длинной оси в самой нижней точке, чтобы придать импульс. Токи оттягивали назад и отпускали так , что режущая кромка врезалась в ослабленную огнем древесину. Чтобы срубить таким способом большое дерево, может потребоваться две-три недели.

После сруба удаляли голову дерева и ветки, затем корпус грубо формовали на месте под руководством главного конструктора с помощью огня и ручных тесел. Каменным теслом пользовались относительно нежными, но регулярными и многократными ударами. Голову намачивали в воде, чтобы переплет набух и прочнее удерживал каменное лезвие. После того, как формирование было завершено, бревно весом 3–4 тонны бригады мужчин тащили к ручью или реке, используя несколько веревок, сделанных из раупо . Некоторые мужчины тянули ваку вперед, а другие удерживали ее на спусках. Несчастные случаи на этом этапе, по-видимому, были обычным явлением. Саженцы использовались в качестве полозьев и катков по неровной поверхности.

Окончательная форма была сделана ближе к папакаинге, чтобы быть ближе к еде. На изготовление вака мог уйти год, если строительство шло гладко, но от него можно было отказаться в случае несчастного случая или смерти важного человека. Такие заброшенные, незавершенные вака были найдены после контакта. Большинство крупных вака были построены из нескольких основных взаимосвязанных секций и сшиты вместе льняной веревкой. В отверстия вставлялись небольшие колышки, которые при намокании разбухали и закрывались. Древесная камедь также может заделать отверстия. Большая готовая вака весила около трех тонн и могла использоваться в течение многих десятилетий. Все крупные вака имели имена и были объектами гордости и восхищения.

На изображении выше показана вака-тауа с необычно высоким надводным бортом . Примечательной особенностью груженого вака-тауа был очень низкий надводный борт в 400–500 мм, что делало судно немореходным в любую погоду, кроме хорошей, несмотря на присутствие на борту одного или двух молодых людей, занимающихся спасанием. Обычная используемая древесина, тотара , представляет собой легкий местный подокарпий , который сохраняет свои натуральные масла даже при вырубке. Это предотвратило раскрытие и раскалывание древесины. Анжела Баллара отметила, что они выходили в море только тогда, когда все было в порядке. Один рейс через бурный пролив Кука задержался на неделю, пока путешественники ждали хорошей погоды. Миссионер Уильям Уильямс, сын Генри Уильямса, отметил, что путешествие вака-тауа было неторопливым из-за необходимости добывать пищу и ждать хорошей погоды.

В документальном фильме Национального киноотдела 1974 года «Тахере Тикитики» о создании каноэ маори рассказывается о 18-месячном строительстве вака тауа — Таахере Тикитики. Вака была построена по заказу королевы маори Те Арикинуи Даме Те Атайрангикаху и построена в Турангаваэваэ Мараэ мастером-резчиком Пири Путапу . Фильм режиссера Дэвида Симса представляет собой визуальное представление о строительстве этого культурного сокровища.

Традиционные паруса

[ редактировать ]

Тасман отметил, что у двух вака, напавших на его корабли в Золотом заливе (сегодняшний район Тасман) в декабре 1642 года, был парус, который Тасман называл парусом Тинган. [12] — небольшой треугольный парус, часто временно поднимаемый. Позже первые европейцы, начиная с 1830-х годов, дали подробные описания использования, внешнего вида и материалов, используемых в парусах маори. Хотя в Новой Зеландии существовали региональные различия, большинство парусов были временными, и их можно было поднять или ударить за несколько минут. Примерно треугольный парус, обычно сделанный из льна, ти листьев , раупо ( камыша ) или их комбинации, был установлен примерно на одну треть назад от носовой части. Парус раупо был намного легче. Мачта и лонжероны реи были небольшого диаметра, рей был тоньше, около 5 метров (16 футов) в высоту, длинный и постоянно прикреплен к парусу, поэтому снаряжение поднималось как единое целое. В переднюю и заднюю шкаторину паруса были вплетены петли для крепления к лонжеронам. Ветки танекаха ( сельдерейной сосны ) были предпочтительными, поскольку это было обычным явлением даже на юге, вплоть до Нельсона. Это была прямая, прочная и гибкая древесина. Дополнительным преимуществом могло быть то, что древесина источала красный танин, цвет, который очень любят маори.

Вака маори с треугольным парусом, нарисованным Германом Сперингом во время первого путешествия Кука в Новую Зеландию в 1769 году.

Головка треугольного паруса была самой короткой — около 2 метров (6,6 футов) — и часто украшалась пучками перьев, которые могли служить указателями ветра. Мачта удерживалась на месте форштагом, бакштагом и двумя боковыми стойками. Шкот для контроля угла паруса вел от верхней части реи прямо к манипулятору, хотя первые британские моряки критиковали привязку шкота. Парус использовался только с подветренной стороны, так как у вака не было киля или шверта, чтобы предотвратить дрейф, что препятствовало плаванию с наветренной стороны. В более крупных вака редко использовались два паруса одинакового размера.

Благодаря тонкому корпусу вака могла плыть по ветру на значительной скорости. При ударе парус оборачивался вокруг двух лонжеронов и укладывался по центру бортов вака, между гребцами. Иногда в парус вплетали узор из другого материала. Единственный известный образец традиционного паруса вака находится в Британском музее. Нередки случаи опрокидывания: корпус опрокидывался, чтобы избавиться от воды, а затем выбрасывался с парашютом. [13] Этот тип треугольного паруса с прямой мачтой и сильно наклоненным шпритом идентичен тому, который используется на Маркизских островах. Хотя есть упоминания об использовании в Новой Зеландии парусов в форме полумесяца типа острова Общества, они, похоже, были редкими, и примеров не существует. [ нужна ссылка ]

Технологические изменения

[ редактировать ]

С приходом Джеймса Кука в 1769 году и особенно после длительного пребывания Марион Дю Френ в Новой Зеландии в 1772 году маори смогли получить железо и сталь, которых не существовало в культуре маори до контакта. Маори быстро осознали превосходство этого материала, особенно для резьбы. Маори научились просить моряков заточить корабельные гвозди длиной 8 дюймов (20 см) до долота на штурвале корабля в обмен на рыбу. Этот период между 1779 и 1820 годами называют золотым веком резьбы по дереву маори. [14] Большая часть резьбы ограничивалась вака-тауа .

В середине XIX века, с 1835 года, прибытие большого количества европейских поселенцев и кораблей означало, что корабельные лодки стали гораздо более доступными и все чаще использовались маори, а не вака. В 1839 году залив Островов посетило 100 кораблей. [9] Эта тенденция, как отметили такие миссионеры, как Марсден и Уильямс, началась в 1830-х годах. Более широкая и легкая корабельная лодка была лучшим грузоперевозчиком, имела большую устойчивость и иногда оснащалась парусами для плавания с наветренной стороны. Использование корабельных лодок стало обычным явлением, поскольку многие маори работали на самых разных парусных судах, занимающихся промыслом тюленей, китобойным промыслом и торговлей, как в Новой Зеландии, так и в Тихом океане.

Немногие вака использовались для передвижения воинов во время сухопутных войн : когда в 1863 году началась кампания Вайкато, правительственные войска поставили перед собой задачу затопить все вака, которые они могли найти на реке Вайкато и ее притоках, чтобы замедлить сообщение повстанцев. Позже несколько прекрасных образцов были помещены в Оклендский военный мемориальный музей.

Океанские каноэ

[ редактировать ]
Te Aurere, реконструированное чартерное судно , в Мангонуи, 2009 год.

На океанских вака, независимо от их размера, можно было грести, но наибольшая скорость достигалась под парусом. Полинезийские мигрировали в поселенцы Новой Зеландии Новую Зеландию в больших ваках; Согласно легенде, некоторые из них, возможно, были вака-хоуруа , судами с двойным корпусом. Имена и истории, связанные с этими вака, передавались в устной истории ( kōrero o mua ), но даты, имена, время и маршруты часто путались, поскольку потомки поселенцев размножались и разделялись на иви (племена) и хапу (подгруппы). -племена). Следовательно, слово вака используется для обозначения конфедерации иви, произошедшей от людей одного мигрирующего каноэ.

В 1992 году Хекенукумай Басби построил Aurere Te чартерное судно , используя традиционные методы и материалы. [15] С тех пор он путешествовал через Тихий океан, на Гавайи , Таити , Маркизские острова , Новую Каледонию и остров Норфолк , а также неоднократно совершал кругосветное плавание вокруг Те-Ика-а-Мауи , используя полинезийские методы навигации. [15]

Вака ама (каноэ с выносными опорами)

[ редактировать ]

Ранние европейские исследователи видели, как маори использовали вака ама ( каноэ с выносными опорами ). « Сидней Паркинсон , художник, участвовавший в первом путешествии капитана Джеймса Кука в Новую Зеландию в 1769 году, и немецкий ученый Иоганн Рейнхольд Форстер , который плавал с Куком в 1773 году, описали вака, оснащенную выносными опорами (ама, аматиатиа или корева)». [16] [17] Во времена Кука вака-ама уже была редкостью, но к началу 19 века она практически исчезла из памяти. [18] Однако термин вака-ама встречается в старых рассказах, таких как история Мауи, опубликованная Греем в 1854 году, а также в нескольких старых вайата ; Трегир также упоминает вака-ама как «владение маори», добавляя, что «именно под выносной опорой такого каноэ знаменитый Мауи раздавил брата своей жены Иравару, прежде чем превратить его в собаку. И двойное каноэ, и выносная опора полностью исчезли среди маори, и сомнительно, чтобы кто-либо из ныне живущих местных жителей видел кого-либо из них в Новой Зеландии». [19]

Два поплавка с выносными опорами были найдены в болотах вдоль побережья Хоровэнуа в проливе Кука , а еще один поплавок был найден в пещере Монкс недалеко от Крайстчерча. Все три поплавка были короткими, что позволяет предположить, что выносные опоры маори были небольшими и использовались только в защищенных водах. [20]

Слова маори, обозначающие части выносных опор, такие как ama и kiato , записанные в первые годы европейского заселения, предполагают, что каноэ с выносными опорами маори были по форме похожи на те, что известны из Центральной Полинезии . [21]

С 1990-х годов вака-ама гонки были завезены из тихоокеанских стран в Новую Зеландию в 1980-х и 1990-х годах с использованием высокотехнологичных каноэ гавайского или таитянского дизайна и при изобретательной поддержке рабочих схем. [ нужны разъяснения ] , становится все более популярным видом спорта среди маори, который часто проводится в рамках культурных фестивалей, проводимых летом. [22]

Другие используемые материалы

[ редактировать ]
Хаунуи, точная копия океанского вака.

Некоторые вака, особенно на островах Чатем , не были обычными каноэ, а были построены из раупо ( камыша ) или льна стеблей .

В 2009 году Фонд морских судостроителей «Океанос» и Salthouse построил флот вака моана / вака хуруа с корпусами из стекловолокна. [23] Один из них, Haunui , был подарен фонду Te Toki Voyaging Trust в Новой Зеландии. [24]

В апреле 2011 года Те Пуни Кокири, Агентство развития маори, объявило о создании совместного предприятия с племенем Окленда по строительству павильона из ПВХ-пластика в форме вака в качестве рекламы для местных маори. «Таппер вака», как его называли в средствах массовой информации, представлял собой небольшой конференц-зал для состоятельных посетителей во время мирового соревнования по регби, проходившего в Новой Зеландии в сентябре 2011 года. Большая часть финансирования в размере 2 миллионов долларов поступила от правительства, но племя внесло 100 000 долларов и сохранит право собственности после мероприятия. Изображение на телевидении показало, что это в основном рекламное устройство с креслами, столами и баром. По данным брифинга для СМИ, он не будет открыт для широкой публики. [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ]

Вака тауа Те Тухоно в Национальном музее Шотландии был восстановлен и частично реконструирован мастером маори Джорджем Нуку с использованием резного полиметилметакрилата (ПММА) для воссоздания недостающих частей. [25]

[ редактировать ]

Слово «вака» также используется в более широком смысле, который можно перевести как «сосуд», «контейнер» или «транспортное средство».

Вака -гуйя — это полый резной сосуд, используемый для хранения таонга (сокровищ), таких как ценные рулевые перья ныне вымершей гуйи ( Heteralocha acutirostris ), которые носят в качестве украшения для волос. [26]

В современном языка маори использовании вака используется для обозначения автомобилей (наряду с транслитерированным термином мотока ), вака-рере-ранги для самолетов, а вака хари хину — нефтяной танкер, а вака нихо (контейнер для снаряжения) — автомобильный контейнер. коробка передач. Вака может использоваться для обозначения транспорта в целом, например, в «Те Манату Вака» ( Министерство транспорта ) и «Вака Котахи» ( Транспортное агентство Новой Зеландии ).

Вака может также относиться к группе родства, произошедшей от команды каноэ, которая мигрировала в Новую Зеландию и заняла определенную территорию. [27] Вака в этом смысле может состоять из нескольких иви (племен).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Множественное число также является вака . Подобные ремесла встречаются и в других местах Полинезии, с родственными названиями, такими как вака , ваа или ваа .
  2. ^ Перейти обратно: а б Читэм, Карл; Махина-Туай, Колокеса У.; Скиннер, Дамиан Хью, ред. (01.01.2019). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . стр. 30–31.
  3. ^ Джонс, Дилис А.; Ирвин, Джеффри Дж.; Сун, Юн К. (14 октября 2014 г.). «Раннее сложное восточно-полинезийское каноэ, обнаруженное на побережье Новой Зеландии» . Труды Национальной академии наук . 111 (41): 14728–14733. Бибкод : 2014PNAS..11114728J . дои : 10.1073/pnas.1408491111 . ISSN   0027-8424 . ПМК   4205625 . ПМИД   25267657 .
  4. ^ «Наша машина» , Дорога
  5. ^ Тахана, Ивонн (18 января 2010 г.). «Вака вернулся и стал лучше, чем когда-либо» . Новозеландский Вестник . Проверено 1 декабря 2011 г.
  6. ^ Буклет музея Вайкато, "Те Виника"
  7. ^ Те Виника находится на долгосрочной выставке в музее Вайкато. См. Музей Вайкато: долгосрочные выставки .
  8. ^ Бинни, Джудит (2010), «Утерянный рисунок Нукутауити», Истории без конца: Очерки 1975–2010 гг. , Книги Бриджит Уильямс, стр. 26–43, doi : 10.7810/9781877242472_2 , ISBN  9781877242472 , S2CID   184282006
  9. ^ Перейти обратно: а б О'Мэлли (2012) .
  10. ^ Тасман (2008) .
  11. ^ Хоксворт Дж., Уоллис Дж.С., Байрон Дж., Картерет П., Кук Дж., Бэнкс Дж. (1773) Отчет о путешествиях, предпринятых по приказу Его нынешнего Величества для совершения открытий в Южном полушарии , том 1, глава 10. В. Страхан и Т. Каделл на Стрэнде.
  12. ^ Тасман (2008) , с. 22.
  13. ^ Э Бест; А. Ширер. Каноэ маори . Веллингтон: NZETC. стр. 252–265.
  14. ^ О'Мэлли (2012) , с. 135.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Воздух» . Североморская перевозка . Проверено 30 июля 2020 г.
  16. ^ Барклай-Керр (2007) .
  17. ^ Хоксворт, Джон (1773). «Путешествия по Южному полушарию, т. II–III» . Отчет о кругосветном путешествии в годы MDCCLXVIII, MDCCLXIX, MDCCLXX и DCCLXXI, написанный лейтенантом Джеймсом Куком, командиром барка Его Величества «Индевор» . Лондон: Уильям Страхан и Томас Каделл. п. 460.
  18. ^ Хоу (2006) , с. 87.
  19. ^ Трегир (1904) , с. 115.
  20. ^ Хоу (2006) , с. 240.
  21. ^ В истории Мауи, написанной Те Рангикахеке , ама упоминается в таких предложениях, как «hei roto koe, hei te ama o to taua waka» (опубликовано Греем (1971) , стр. 20, переведено Греем как «Вы попадаете под выносная опора каноэ...» Грей, Полинезийская мифология , 1974:40).
  22. ^ Нилсон, Майкл (8 февраля 2019 г.). «Гонка Вака-ама через Окленд повторяет 800-летний маршрут Тайнуи» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 19 июня 2019 г.
  23. ^ «Вака Моана» . Морской фонд «Океанос» . Проверено 29 июля 2020 г.
  24. ^ «Наша яхта» . Лодочная ось . Проверено 29 июля 2020 г.
  25. ^ Стабильный, Чарльз (2012). «Максимальное вмешательство: возрождение маори вака Джорджем Нуку и Национальными музеями Шотландии» . Журнал консервации и музейных исследований . 10 (1). дои : 10.5334/jcms.1011202 .
  26. ^ "ДАР КОРОНАЦИИ" , Те Ао Хоу
  27. ^ «Транспортные средства — словарь маори» .
  • Барклай-Керр, Хотуроа (2007). «Вака – каноэ» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Обновлено 13 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2007 г. Проверено 20 сентября 2007 г.
  • Грей, Г. (1971) [1854]. Труды предков (4-е изд.). Рид.
  • Хоу, КР, изд. (2006). Вака Моана – Путешествия предков . Дэвид Бейтман.
  • О'Мэлли, В. (2012). Место встречи . Издательство Оклендского университета.
  • Тасман, Абель (2008) [1644]. Дневник Абеля Тасмана . Случайный дом.
  • Трегир, Эдвард Роберт (1904). Раса маори . Вангануи: Арчибальд Дадингстон Уиллис . Проверено 2 сентября 2007 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17e7987bfe9894292372f0312c6b1fb1__1722753360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/b1/17e7987bfe9894292372f0312c6b1fb1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Waka (canoe) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)