Вака (каноэ)
Машина ( Маори: [вака] ) [1] Это водные суда маори , обычно каноэ разного размера: от маленьких каноэ без украшений ( вака тивай ), используемых для рыбалки и речных путешествий, до больших, украшенных военных каноэ ( вака тауа ) длиной до 40 метров (130 футов).
Самые ранние останки каноэ в Новой Зеландии были найдены недалеко от устья Анавека в отдаленной части округа Тасман и датированы радиоуглеродом примерно 1400 годом. [2] Каноэ было построено в Новой Зеландии, но оно представляло собой сложное каноэ, совместимое по стилю с другими полинезийскими каноэ того времени. [3] [2]
С 1970-х годов было построено около восьми больших двухкорпусных каноэ длиной около 20 метров для океанских путешествий в другие части Тихого океана . Они изготовлены из сочетания современных и традиционных материалов с элементами древней Меланезии и Полинезии .
военные каноэ
[ редактировать ]Вака тауа (на языке маори . вака означает «каноэ», а тауа означает «армия» или «военный отряд») — это большие каноэ, в которых могут разместиться до 80 гребцов, и имеют длину до 40 метров (130 футов) [4] в длину. Большие лодки, такие как Ngā Toki Matawhaorua. [5] которые обычно искусно вырезаны и украшены, состоят из основного корпуса, образованного из одного полого бревна, а также резной вертикальной носовой части и заднего борта. Планширь . в некоторых случаях приподнят за счет сплошной планки, что увеличивает надводный борт и предотвращает деформацию основных компонентов корпуса при использовании в бурном море Иногда корпус дополнительно усиливается, как в случае с Te Winika , построенным 200 лет назад, рейкой или стрингером, проходящим вдоль как внутри, так и снаружи корпуса чуть выше нагруженной ватерлинии. [6] [7] Возрождение культуры маори привело к увеличению количества вака-тауа , построенных, как правило, от имени племенной группы для использования в церемониальных случаях.
Традиционно военное каноэ считалось тапу (священным). На судне не допускалось приготовление пищи, и входить в вака нужно было через планширь, а не через нос или корму, которые были богато украшены мощными символами. Каноэ часто окрашивали в черный или белый цвет, причем черный символизировал смерть. Основным цветом был красный, обозначавший тапу. Иногда вака ставили вертикально как знак мертвого вождя с вырезанной изогнутой нижней частью корпуса. [8] Маори рассказали миссионерам во время Мушкетных войн , что сражения между вака происходили на море с целью протаранить вака противника на средней скорости на высокой скорости. Таранное судно подъехало бы к планширю и либо загнало бы его под воду, либо заставило бы его перевернуться. Врагов либо убивали, либо бросали тонуть, либо захватывали в плен для использования на пирах каннибалов или в качестве рабов, если они были женщинами. [9] Это описание соответствует нападению на корабельную лодку Абеля Тасмана в Золотой бухте в 1642 году, когда катамаран маори протаранил лодку-петух, и четыре голландских моряка были убиты. [10]
Традиционная конструкция
[ редактировать ]В классический период (около 1500–1770 годов) хапу выбирал дерево тотара и готовил его к вырубке на годы вперед. Тотара — легкая древесина с высоким содержанием натуральных масел, которые помогают предотвратить гниение. Это будет включать удаление коры с одной стороны ствола, расчистку земли и посадку продовольственных культур для рабочих. После песнопений и молитв дерево валили с помощью костров вокруг основания и рубки ручными теслами . На особенно большом дереве с воздушными корнями была построена деревянная сцена высотой около 3 м. На нем был построен каркас, на котором подвешивался гигантский перевернутый токи (топор) длиной около 2,5 м. Длинная ось токи была привязана к поперечине верхнего каркаса так, чтобы она могла поворачиваться вперед и назад, как качели. Тяжелые камни были привязаны к каждой стороне длинной оси в самой нижней точке, чтобы придать импульс. Токи оттягивали назад и отпускали так , что режущая кромка врезалась в ослабленную огнем древесину. Чтобы срубить таким способом большое дерево, может потребоваться две-три недели.
После сруба удаляли голову дерева и ветки, затем корпус грубо формовали на месте под руководством главного конструктора с помощью огня и ручных тесел. Каменным теслом пользовались относительно нежными, но регулярными и многократными ударами. Голову намачивали в воде, чтобы переплет набух и прочнее удерживал каменное лезвие. После того, как формирование было завершено, бревно весом 3–4 тонны бригады мужчин тащили к ручью или реке, используя несколько веревок, сделанных из раупо . Некоторые мужчины тянули ваку вперед, а другие удерживали ее на спусках. Несчастные случаи на этом этапе, по-видимому, были обычным явлением. Саженцы использовались в качестве полозьев и катков по неровной поверхности.
Окончательная форма была сделана ближе к папакаинге, чтобы быть ближе к еде. На изготовление вака мог уйти год, если строительство шло гладко, но от него можно было отказаться в случае несчастного случая или смерти важного человека. Такие заброшенные, незавершенные вака были найдены после контакта. Большинство крупных вака были построены из нескольких основных взаимосвязанных секций и сшиты вместе льняной веревкой. В отверстия вставлялись небольшие колышки, которые при намокании разбухали и закрывались. Древесная камедь также может заделать отверстия. Большая готовая вака весила около трех тонн и могла использоваться в течение многих десятилетий. Все крупные вака имели имена и были объектами гордости и восхищения.
На изображении выше показана вака-тауа с необычно высоким надводным бортом . Примечательной особенностью груженого вака-тауа был очень низкий надводный борт в 400–500 мм, что делало судно немореходным в любую погоду, кроме хорошей, несмотря на присутствие на борту одного или двух молодых людей, занимающихся спасанием. Обычная используемая древесина, тотара , представляет собой легкий местный подокарпий , который сохраняет свои натуральные масла даже при вырубке. Это предотвратило раскрытие и раскалывание древесины. Анжела Баллара отметила, что они выходили в море только тогда, когда все было в порядке. Один рейс через бурный пролив Кука задержался на неделю, пока путешественники ждали хорошей погоды. Миссионер Уильям Уильямс, сын Генри Уильямса, отметил, что путешествие вака-тауа было неторопливым из-за необходимости добывать пищу и ждать хорошей погоды.
В документальном фильме Национального киноотдела 1974 года «Тахере Тикитики» о создании каноэ маори рассказывается о 18-месячном строительстве вака тауа — Таахере Тикитики. Вака была построена по заказу королевы маори Те Арикинуи Даме Те Атайрангикаху и построена в Турангаваэваэ Мараэ мастером-резчиком Пири Путапу . Фильм режиссера Дэвида Симса представляет собой визуальное представление о строительстве этого культурного сокровища.
Традиционные паруса
[ редактировать ]Тасман отметил, что у двух вака, напавших на его корабли в Золотом заливе (сегодняшний район Тасман) в декабре 1642 года, был парус, который Тасман называл парусом Тинган. [12] — небольшой треугольный парус, часто временно поднимаемый. Позже первые европейцы, начиная с 1830-х годов, дали подробные описания использования, внешнего вида и материалов, используемых в парусах маори. Хотя в Новой Зеландии существовали региональные различия, большинство парусов были временными, и их можно было поднять или ударить за несколько минут. Примерно треугольный парус, обычно сделанный из льна, ти листьев , раупо ( камыша ) или их комбинации, был установлен примерно на одну треть назад от носовой части. Парус раупо был намного легче. Мачта и лонжероны реи были небольшого диаметра, рей был тоньше, около 5 метров (16 футов) в высоту, длинный и постоянно прикреплен к парусу, поэтому снаряжение поднималось как единое целое. В переднюю и заднюю шкаторину паруса были вплетены петли для крепления к лонжеронам. Ветки танекаха ( сельдерейной сосны ) были предпочтительными, поскольку это было обычным явлением даже на юге, вплоть до Нельсона. Это была прямая, прочная и гибкая древесина. Дополнительным преимуществом могло быть то, что древесина источала красный танин, цвет, который очень любят маори.
Головка треугольного паруса была самой короткой — около 2 метров (6,6 футов) — и часто украшалась пучками перьев, которые могли служить указателями ветра. Мачта удерживалась на месте форштагом, бакштагом и двумя боковыми стойками. Шкот для контроля угла паруса вел от верхней части реи прямо к манипулятору, хотя первые британские моряки критиковали привязку шкота. Парус использовался только с подветренной стороны, так как у вака не было киля или шверта, чтобы предотвратить дрейф, что препятствовало плаванию с наветренной стороны. В более крупных вака редко использовались два паруса одинакового размера.
Благодаря тонкому корпусу вака могла плыть по ветру на значительной скорости. При ударе парус оборачивался вокруг двух лонжеронов и укладывался по центру бортов вака, между гребцами. Иногда в парус вплетали узор из другого материала. Единственный известный образец традиционного паруса вака находится в Британском музее. Нередки случаи опрокидывания: корпус опрокидывался, чтобы избавиться от воды, а затем выбрасывался с парашютом. [13] Этот тип треугольного паруса с прямой мачтой и сильно наклоненным шпритом идентичен тому, который используется на Маркизских островах. Хотя есть упоминания об использовании в Новой Зеландии парусов в форме полумесяца типа острова Общества, они, похоже, были редкими, и примеров не существует. [ нужна ссылка ]
Технологические изменения
[ редактировать ]С приходом Джеймса Кука в 1769 году и особенно после длительного пребывания Марион Дю Френ в Новой Зеландии в 1772 году маори смогли получить железо и сталь, которых не существовало в культуре маори до контакта. Маори быстро осознали превосходство этого материала, особенно для резьбы. Маори научились просить моряков заточить корабельные гвозди длиной 8 дюймов (20 см) до долота на штурвале корабля в обмен на рыбу. Этот период между 1779 и 1820 годами называют золотым веком резьбы по дереву маори. [14] Большая часть резьбы ограничивалась вака-тауа .
В середине XIX века, с 1835 года, прибытие большого количества европейских поселенцев и кораблей означало, что корабельные лодки стали гораздо более доступными и все чаще использовались маори, а не вака. В 1839 году залив Островов посетило 100 кораблей. [9] Эта тенденция, как отметили такие миссионеры, как Марсден и Уильямс, началась в 1830-х годах. Более широкая и легкая корабельная лодка была лучшим грузоперевозчиком, имела большую устойчивость и иногда оснащалась парусами для плавания с наветренной стороны. Использование корабельных лодок стало обычным явлением, поскольку многие маори работали на самых разных парусных судах, занимающихся промыслом тюленей, китобойным промыслом и торговлей, как в Новой Зеландии, так и в Тихом океане.
Немногие вака использовались для передвижения воинов во время сухопутных войн : когда в 1863 году началась кампания Вайкато, правительственные войска поставили перед собой задачу затопить все вака, которые они могли найти на реке Вайкато и ее притоках, чтобы замедлить сообщение повстанцев. Позже несколько прекрасных образцов были помещены в Оклендский военный мемориальный музей.
Океанские каноэ
[ редактировать ]На океанских вака, независимо от их размера, можно было грести, но наибольшая скорость достигалась под парусом. Полинезийские мигрировали в поселенцы Новой Зеландии Новую Зеландию в больших ваках; Согласно легенде, некоторые из них, возможно, были вака-хоуруа , судами с двойным корпусом. Имена и истории, связанные с этими вака, передавались в устной истории ( kōrero o mua ), но даты, имена, время и маршруты часто путались, поскольку потомки поселенцев размножались и разделялись на иви (племена) и хапу (подгруппы). -племена). Следовательно, слово вака используется для обозначения конфедерации иви, произошедшей от людей одного мигрирующего каноэ.
В 1992 году Хекенукумай Басби построил Aurere Te чартерное судно , используя традиционные методы и материалы. [15] С тех пор он путешествовал через Тихий океан, на Гавайи , Таити , Маркизские острова , Новую Каледонию и остров Норфолк , а также неоднократно совершал кругосветное плавание вокруг Те-Ика-а-Мауи , используя полинезийские методы навигации. [15]
Вака ама (каноэ с выносными опорами)
[ редактировать ]Ранние европейские исследователи видели, как маори использовали вака ама ( каноэ с выносными опорами ). « Сидней Паркинсон , художник, участвовавший в первом путешествии капитана Джеймса Кука в Новую Зеландию в 1769 году, и немецкий ученый Иоганн Рейнхольд Форстер , который плавал с Куком в 1773 году, описали вака, оснащенную выносными опорами (ама, аматиатиа или корева)». [16] [17] Во времена Кука вака-ама уже была редкостью, но к началу 19 века она практически исчезла из памяти. [18] Однако термин вака-ама встречается в старых рассказах, таких как история Мауи, опубликованная Греем в 1854 году, а также в нескольких старых вайата ; Трегир также упоминает вака-ама как «владение маори», добавляя, что «именно под выносной опорой такого каноэ знаменитый Мауи раздавил брата своей жены Иравару, прежде чем превратить его в собаку. И двойное каноэ, и выносная опора полностью исчезли среди маори, и сомнительно, чтобы кто-либо из ныне живущих местных жителей видел кого-либо из них в Новой Зеландии». [19]
Два поплавка с выносными опорами были найдены в болотах вдоль побережья Хоровэнуа в проливе Кука , а еще один поплавок был найден в пещере Монкс недалеко от Крайстчерча. Все три поплавка были короткими, что позволяет предположить, что выносные опоры маори были небольшими и использовались только в защищенных водах. [20]
Слова маори, обозначающие части выносных опор, такие как ama и kiato , записанные в первые годы европейского заселения, предполагают, что каноэ с выносными опорами маори были по форме похожи на те, что известны из Центральной Полинезии . [21]
С 1990-х годов вака-ама гонки были завезены из тихоокеанских стран в Новую Зеландию в 1980-х и 1990-х годах с использованием высокотехнологичных каноэ гавайского или таитянского дизайна и при изобретательной поддержке рабочих схем. [ нужны разъяснения ] , становится все более популярным видом спорта среди маори, который часто проводится в рамках культурных фестивалей, проводимых летом. [22]
Другие используемые материалы
[ редактировать ]Некоторые вака, особенно на островах Чатем , не были обычными каноэ, а были построены из раупо ( камыша ) или льна стеблей .
В 2009 году Фонд морских судостроителей «Океанос» и Salthouse построил флот вака моана / вака хуруа с корпусами из стекловолокна. [23] Один из них, Haunui , был подарен фонду Te Toki Voyaging Trust в Новой Зеландии. [24]
В апреле 2011 года Те Пуни Кокири, Агентство развития маори, объявило о создании совместного предприятия с племенем Окленда по строительству павильона из ПВХ-пластика в форме вака в качестве рекламы для местных маори. «Таппер вака», как его называли в средствах массовой информации, представлял собой небольшой конференц-зал для состоятельных посетителей во время мирового соревнования по регби, проходившего в Новой Зеландии в сентябре 2011 года. Большая часть финансирования в размере 2 миллионов долларов поступила от правительства, но племя внесло 100 000 долларов и сохранит право собственности после мероприятия. Изображение на телевидении показало, что это в основном рекламное устройство с креслами, столами и баром. По данным брифинга для СМИ, он не будет открыт для широкой публики. [ нужна ссылка ] [ нужно обновить ]
Вака тауа Те Тухоно в Национальном музее Шотландии был восстановлен и частично реконструирован мастером маори Джорджем Нуку с использованием резного полиметилметакрилата (ПММА) для воссоздания недостающих частей. [25]
Связанные значения
[ редактировать ]Слово «вака» также используется в более широком смысле, который можно перевести как «сосуд», «контейнер» или «транспортное средство».
Вака -гуйя — это полый резной сосуд, используемый для хранения таонга (сокровищ), таких как ценные рулевые перья ныне вымершей гуйи ( Heteralocha acutirostris ), которые носят в качестве украшения для волос. [26]
В современном языка маори использовании вака используется для обозначения автомобилей (наряду с транслитерированным термином мотока ), вака-рере-ранги для самолетов, а вака хари хину — нефтяной танкер, а вака нихо (контейнер для снаряжения) — автомобильный контейнер. коробка передач. Вака может использоваться для обозначения транспорта в целом, например, в «Те Манату Вака» ( Министерство транспорта ) и «Вака Котахи» ( Транспортное агентство Новой Зеландии ).
Вака может также относиться к группе родства, произошедшей от команды каноэ, которая мигрировала в Новую Зеландию и заняла определенную территорию. [27] Вака в этом смысле может состоять из нескольких иви (племен).
См. также
[ редактировать ]- Чундан Валлам
- Лодка-дракон
- Каноэ-долбленка
- Звезда
- Нука Баич
- Каноэ с выносными опорами
- Полинезийское общество путешествий
- Салисипан
- Лодка-лебедь (гоночная)
- Томако
- Вака (парусный спорт) — слово с похожей этимологией.
- Вака барьерный бег , спорт
- Вака-джампинг — политический термин.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Множественное число также является вака . Подобные ремесла встречаются и в других местах Полинезии, с родственными названиями, такими как вака , ваа или ваа .
- ^ Перейти обратно: а б Читэм, Карл; Махина-Туай, Колокеса У.; Скиннер, Дамиан Хью, ред. (01.01.2019). Создание Аотеароа: культурная история создания Новой Зеландии и Моаны Океании в целом . стр. 30–31.
- ^ Джонс, Дилис А.; Ирвин, Джеффри Дж.; Сун, Юн К. (14 октября 2014 г.). «Раннее сложное восточно-полинезийское каноэ, обнаруженное на побережье Новой Зеландии» . Труды Национальной академии наук . 111 (41): 14728–14733. Бибкод : 2014PNAS..11114728J . дои : 10.1073/pnas.1408491111 . ISSN 0027-8424 . ПМК 4205625 . ПМИД 25267657 .
- ^ «Наша машина» , Дорога
- ^ Тахана, Ивонн (18 января 2010 г.). «Вака вернулся и стал лучше, чем когда-либо» . Новозеландский Вестник . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ Буклет музея Вайкато, "Те Виника"
- ^ Те Виника находится на долгосрочной выставке в музее Вайкато. См. Музей Вайкато: долгосрочные выставки .
- ^ Бинни, Джудит (2010), «Утерянный рисунок Нукутауити», Истории без конца: Очерки 1975–2010 гг. , Книги Бриджит Уильямс, стр. 26–43, doi : 10.7810/9781877242472_2 , ISBN 9781877242472 , S2CID 184282006
- ^ Перейти обратно: а б О'Мэлли (2012) .
- ^ Тасман (2008) .
- ^ Хоксворт Дж., Уоллис Дж.С., Байрон Дж., Картерет П., Кук Дж., Бэнкс Дж. (1773) Отчет о путешествиях, предпринятых по приказу Его нынешнего Величества для совершения открытий в Южном полушарии , том 1, глава 10. В. Страхан и Т. Каделл на Стрэнде.
- ^ Тасман (2008) , с. 22.
- ^ Э Бест; А. Ширер. Каноэ маори . Веллингтон: NZETC. стр. 252–265.
- ^ О'Мэлли (2012) , с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б «Воздух» . Североморская перевозка . Проверено 30 июля 2020 г.
- ^ Барклай-Керр (2007) .
- ^ Хоксворт, Джон (1773). «Путешествия по Южному полушарию, т. II–III» . Отчет о кругосветном путешествии в годы MDCCLXVIII, MDCCLXIX, MDCCLXX и DCCLXXI, написанный лейтенантом Джеймсом Куком, командиром барка Его Величества «Индевор» . Лондон: Уильям Страхан и Томас Каделл. п. 460.
- ^ Хоу (2006) , с. 87.
- ^ Трегир (1904) , с. 115.
- ^ Хоу (2006) , с. 240.
- ^ В истории Мауи, написанной Те Рангикахеке , ама упоминается в таких предложениях, как «hei roto koe, hei te ama o to taua waka» (опубликовано Греем (1971) , стр. 20, переведено Греем как «Вы попадаете под выносная опора каноэ...» Грей, Полинезийская мифология , 1974:40).
- ^ Нилсон, Майкл (8 февраля 2019 г.). «Гонка Вака-ама через Окленд повторяет 800-летний маршрут Тайнуи» . Вестник Новой Зеландии . Проверено 19 июня 2019 г.
- ^ «Вака Моана» . Морской фонд «Океанос» . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ «Наша яхта» . Лодочная ось . Проверено 29 июля 2020 г.
- ^ Стабильный, Чарльз (2012). «Максимальное вмешательство: возрождение маори вака Джорджем Нуку и Национальными музеями Шотландии» . Журнал консервации и музейных исследований . 10 (1). дои : 10.5334/jcms.1011202 .
- ^ "ДАР КОРОНАЦИИ" , Те Ао Хоу
- ^ «Транспортные средства — словарь маори» .
Ссылки
[ редактировать ]- Барклай-Керр, Хотуроа (2007). «Вака – каноэ» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Обновлено 13 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2007 г. Проверено 20 сентября 2007 г.
- Грей, Г. (1971) [1854]. Труды предков (4-е изд.). Рид.
- Хоу, КР, изд. (2006). Вака Моана – Путешествия предков . Дэвид Бейтман.
- О'Мэлли, В. (2012). Место встречи . Издательство Оклендского университета.
- Тасман, Абель (2008) [1644]. Дневник Абеля Тасмана . Случайный дом.
- Трегир, Эдвард Роберт (1904). Раса маори . Вангануи: Арчибальд Дадингстон Уиллис . Проверено 2 сентября 2007 г.