Морской яд де Хэвилленда
Морской яд/Аквилон | |
---|---|
![]() Оперативный Королевский флот Sea Venom FAW.22 на авиабазе RAF Chivenor в 1969 году. | |
Общая информация | |
Тип | Истребитель-бомбардировщик |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Авиационная компания де Хэвилленд СНКЕЙС |
Основные пользователи | Королевский флот |
История | |
Первый полет | 19 апреля 1951 г. |
Ушедший на пенсию | 1970 |
Разработано на основе | де Хэвилленд Веном |
De Havilland DH.112 Sea Venom — британский послевоенный палубный реактивный самолет, разработанный на базе de Havilland Venom . Он служил в Королевского военно-морского авиационном подразделении флота и в Королевском военно-морском флоте Австралии . эксплуатировали Военно-морские силы Франции Aquilon , разработанный на базе Sea Venom FAW.20, построенного по лицензии SNCASE (Южно-Восточная Европа).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Sea Venom был морской версией двухместного ночного истребителя Venom NF.2 и использовался в качестве всепогодного перехватчика авиацией флота (FAA). Королевского флота Необходимые модификации для использования на авианосцах включали складывающиеся крылья , хвостовой крюк (который убирался в характерную «губу» над реактивной трубой) и усиленную длинноходную ходовую часть . Фонарь был модифицирован, чтобы обеспечить возможность катапультирования из-под воды. Первый прототип совершил свой первый полет в 1951 году и в том же году начал испытания авианосца. Были построены еще два прототипа. [ 1 ] Первый серийный самолет Sea Venom получил обозначение FAW.20 (Всепогодный истребитель). Он был оснащен одним турбореактивным двигателем de Havilland Ghost 103, а вооружение было таким же, как у версии RAF. Следующим вариантом стал FAW.21 , включавший в себя модификации, представленные в Venom NF.2A и NF.3. Некоторые из этих модификаций включали двигатель Ghost 104, фонарь с хорошим обзором и американский радар. Последним вариантом Королевского флота стал FAW.22 с двигателем Ghost 105. Всего в 1957–58 годах было построено 39 экземпляров этого типа. Некоторые из них позже были оснащены de Havilland Firestreak ракетами класса «воздух-воздух» .
Семь FAW.21 были модифицированы в 1958 году для целей электронного противодействия (ECM), при этом пушка была заменена оборудованием ECM. Они стали ECM.21 . 831-я военно-морская авиационная эскадрилья , единственная эскадрилья, оснащенная ею, базировалась на берегу в ВВС Великобритании в Уоттоне с 1963 года и была расформирована в 1966 году. Переоборудованные FAW.22 также были известны как ECM.22 .
Рассматривался модернизированный проект Sea Venom, DH.116 со стреловидным крылом и модернизированным радаром, но он был отменен, поскольку Королевский флот считал, что для любой замены потребуется два двигателя. De Havilland Sea Vixen в конечном итоге заменил Sea Venom.
Операционная история
[ редактировать ]Служба Королевского флота
[ редактировать ]В 1956 году «Си Веномс» вместе с «Веномами» ВВС Великобритании приняли участие в Суэцкой войне . Это были номера 809 , 891 , 892 , 893 , 894 , 895. [ 2 ] Эскадрильи морской авиации на базе легкого авианосца HMS Albion и авианосца HMS Eagle . Англо-французское вторжение под кодовым названием «Операция «Мушкетер» » началось 31 октября 1956 года, ознаменовав начало Суэцкой войны. «Морские яды» совершили множество боевых вылетов, бомбя при этом множество целей в Египте.
«Морские яды» также использовались во время конфликтов на Ближнем Востоке.
К 1959 году на вооружении Королевского флота самолет Sea Venom начал заменяться самолетом de Havilland Sea Vixen, который также имел характерное двухбалочное хвостовое оперение. Вскоре после этого «Морской яд» будет выведен из боевой службы. Этот тип продолжал летать вместе с подразделениями ФАУ второй линии, пока последние не были сняты с вооружения в 1970 году.
Служба с другими странами
[ редактировать ]
Тридцать девять самолетов Sea Venom FAW.53 поступили на вооружение Королевского военно-морского флота Австралии (RAN), заменив Hawker Sea Fury . «Си Веном» поступил на вооружение в 1956 году и во время службы в РАН эксплуатировался с авианосца HMAS Melbourne . Он был выведен из эксплуатации в 1967 году и заменен американским McDonnell Douglas A-4G Skyhawk .
С 1957 по 1961 год «Аквилоны» ВМС Франции принимали участие в операциях по борьбе с повстанцами в Алжире. [ 3 ] Они были выведены из эксплуатации в 1965 году.
Варианты
[ редактировать ]Морской яд
[ редактировать ]- DH.112 Морской яд NF.20
- Прототип Морского Венома, основанный на Веноме NF.2., [ 4 ] [ 5 ] трехэтажный.
- ФАВ.20
- Самолет первой серии на базе Venom NF.2A. Турбореактивный двигатель Ghost 103 мощностью 4850 фунтов силы (21,6 кН), радар AI Mk 10 (US SCR 720). [ 6 ] построено 50. [ 4 ]
- ФАВ.21
- Улучшенная версия, эквивалентная Venom NF.3. Двигатель Ghost 104 мощностью 4950 фунтов силы (22,1 кН), радар AI Mk 21 (США APS-57), усиленная длинноходная ходовая часть. [ 7 ] [ 8 ] 167 построено.
- ЕСМ.21
- Шесть FAW.21, модифицированных с 1957 года для целей ECM. Никакого вооружения. [ 9 ]
- ФАВ.22
- Более мощный (5300 фунтов силы (23,6 кН)) двигатель Ghost 105, обеспечивающий улучшенные высотные характеристики. [ 10 ] 39 новых построено. [ 8 ]
- ЕСМ.22
- Эквивалент ECM.21 на базе FAW.22.
- ФАВ.53
- Австралийское обозначение Sea Venom FAW.21. построено 39. [ 6 ]
SNCASE Аквилон
[ редактировать ]
SNCASE (Юг-Восток) построила по лицензии 101 Sea Venom FAW.20 как Aquilon для ВМС Франции.
- Aquilon 20 - 4 экземпляра, собранные из деталей, предоставленных de Havilland, плюс 25 экземпляров местного производства.
- Aquilon 201 - три прототипа, построенные во Франции.
- Aquilon 202 - двухместный вариант с катапультными креслами, американским радаром AN/APQ-65 и кондиционером. 25 построено.
- Aquilon 203 - одноместный вариант с американской РЛС AN/APQ-94 и оснащен стойками для ракет класса «воздух-воздух». Прототип преобразован из Aquilon 202 плюс построено 40.
- Aquilon 204 — двухместный учебный вариант без пушек. 6 Конвертирован из Аквилона 20.
Операторы
[ редактировать ]Операторы «Морского яда»
[ редактировать ]- Королевский флот - авиация флота [ 12 ]
- 700-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.20, FAW.21
- 736-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21
- 738-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21
- 750-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21
- 751-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21
- 766-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.20, FAW.21
- 787-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21
- 808-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.20
- 809-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.20, FAW.21
- 831-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.22
- 890-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.20, FAW.21
- 891-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.20, FAW.21, FAW.22
- 892-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21
- 893-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21, FAW.22
- 894-я военно-морская авиационная эскадрилья FAW.21, FAW.22
- Группа требований к авиационному парку
Операторы Аквилона
[ редактировать ]- Авиация ВМС Франции Navale
- 11F военно-морская эскадра
- 16Ф военно-морская эскадра
Выживший самолет
[ редактировать ]
- Австралия
- WZ898 / WZ910 - FAW.53 на статической выставке в Музее авиации Квинсленда в Калаундре, Квинсленд . [ 13 ]
- WZ901 - FAW.53 на статической выставке в Австралийском национальном музее авиации в Мельбурне, Виктория . [ 14 ] [ 15 ]
- WZ910 - FAW.53 на статической выставке в Квинслендском музее авиации в Калаундре, Квинсленд. [ 16 ]
- WZ931 - FAW.53 на статической экспозиции в Южно-Австралийском музее авиации в Порт-Аделаиде, Южная Австралия . [ 17 ] [ 15 ]
- WZ937 - FAW.53 на статической экспозиции в Музее авиации флота в Навре, Новый Южный Уэльс . [ 15 ]
- Франция
- 53 — Aquilon 203 на выставке в Музее военно-морской аэронавтики в Рошфоре, Приморская Шаранта . [ 18 ]
- Мальта
- XG691 - FAW.22 реставрируется в Мальтийском музее авиации в Та'Кали, Аттард . [ 19 ]
- Польша
- XG613 - FAW.21 на статической экспозиции в Музее польской авиации в Кракове, Малопольское воеводство . [ 20 ] [ 21 ]
- Великобритания
- WM571 - ECM.21 на стадии восстановления до состояния эксплуатации в Classic British Jets Collection Bruntingthorpe
- WW138 — FAW.21 на статической экспозиции в Музее авиации флота в Йовилтоне, Сомерсет . [ 22 ]
- WW145 — FAW.22 на статической экспозиции в Национальном музее авиации в Ист-Фортуне, Восточный Лотиан . [ 23 ] [ 24 ]
- WW217 — FAW.22 на статической экспозиции в Ньюаркском музее авиации в Ньюарк-он-Трент , Ноттингемшир. [ 25 ]
- XG680 - FAW.22 на статической выставке в Северо-восточном музее авиации в Сандерленде, Тайн и Уир . [ 26 ]
- XG730 — FAW.22 реставрируется в Музее авиации де Хэвилленд в лондонском Колни, Хартфордшир . [ 27 ] [ 28 ]
- XG737 — FAW.22 восстанавливается в аэропарке Ист-Мидлендс в Касл-Донингтоне, Лестершир . [ 29 ]
Технические характеристики (Морской Веном FAW.22)
[ редактировать ]
Данные из «Морского яда» Де Хэвилленда [ 30 ] [ 31 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 36 футов 7 дюймов (11,15 м)
- Размах крыльев: 42 фута 11 дюймов (13,08 м)
- Высота: 8 футов 6,25 дюйма (2,5972 м)
- Полная масса: 15 400 фунтов (6985 кг)
- Максимальный взлетный вес: 15 800 фунтов (7 167 кг)
- Силовая установка: 1 турбореактивный двигатель de Havilland Ghost 105 с центробежным потоком, тяга 5300 фунтов силы (24 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 576 миль в час (927 км/ч, 501 узел) на уровне моря.
- 555 миль в час (482 узла; 893 км / ч) на высоте 30 000 футов (9 100 м)
- Диапазон: 705 миль (1135 км, 613 миль)
- Практический потолок: 39 500 футов (12 000 м)
- Скорость набора высоты: 5750 футов/мин (29 м/с).
Вооружение
- Орудия: 4 × 20-мм (0,787 дюйма) пушки Hispano Mk.V , 150 выстрелов.
- Ракеты: «60 фунтов». РП-3 8 неуправляемых ракет
- Бомбы: 2 бомбы по 1000 фунтов (454 кг). [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Avro Canada CF-100 Кэнак
- Дуглас F3D Скайнайт
- Хоукер Си Хоук
- Локхид F-94 Старфайр
- Макдоннелл F2H Банши
- Нортроп F-89 Скорпион
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ганстон 1981, с. 56.
- ^ Британские военно-морские самолеты с 1912 года, Оуэн Тетфорд, 1962, Putnam & Co. Ltd., стр.96.
- ^ Оливер, Д. Британские боевые самолеты в действии с 1945 по 1987 год, стр. 86. ISBN 071101678X
- ^ Jump up to: а б Джексон 1987, с. 479.
- ^ Стертивант 1990, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б Стуртивант 1990, стр.83.
- ^ Стертивант 1990, с. 86.
- ^ Jump up to: а б с Мейсон 1992, с. 363.
- ^ Стертивант 1990, стр. 89–90.
- ^ Стертивант 1990, с. 88.
- ^ «История 723-й эскадрильи» .
- ^ Тетфорд 1991 , с. 112.
- ^ Каскелли, Рон (3 ноября 2019 г.). "de Havilland Sea Venom FAW Mk 53 WZ898 C/N 12755" . Квинслендский музей авиации . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Морской яд Де Хэвилленда» . Австралийский национальный музей авиации . Архивировано из оригинала 5 июня 2016 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Гил, Боб; Мастерсон, Дэйв; Коуэн, Брендан; Эдвардс, Мартин (23 февраля 2018 г.). «RAN N4 de Havilland DH.112 Sea Venom FAW.20 и FAW.53» . ADF-сериалы . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Каскелли, Рон (16 ноября 2017 г.). "de Havilland Sea Venom FAW Mk 53 WZ910 C/N 12767" . Квинслендский музей авиации . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Морской яд» . Южно-Австралийский музей авиации . Архивировано из оригинала 18 октября 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Наши ангары» . Национальная ассоциация музея военно-морской аэронавтики (на французском языке) . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ "de Havilland Sea Venom FAW Mk22 - XG691" . Мальтийский музей авиации . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Самолет: De Havilland DH.112 Sea Venom» . Музей польской авиации . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Досье по планеру — de Havilland Sea Venom FAW.21, серийный номер XG613 RN, серийный номер 12904» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ "de Havilland Sea Venom FAW21 (WW138)" . Музей авиации флота . Архивировано из оригинала 24 ноября 2020 года . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Морской яд де Хэвилленда» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Досье на планер — de Havilland Sea Venom FAW.22, серийный номер WW145 RN» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Хили, Ховард (2009). Путеводитель по музею авиации Ньюарка . музея авиации Ньюарка (Ноттс и Линкс) Ltd. ISBN 978-0-9500341-2-6 .
- ^ «Нэви Ромни» . Северо-восточные музеи суши, моря и воздуха . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ "de Havilland DH112 Sea Venom FAW.22" . Музей самолетов де Хэвилленд . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «Досье на планер — de Havilland Venom FAW.22, серийный номер XG730 RAF, серийный номер 121131» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ «де Хэвилленд Си Веном FAW22» . Аэропарк Ист-Мидлендс . Проверено 19 октября 2020 г.
- ^ Стертивант 1990, с. 85.
- ^ Джексон 1978 , стр. 481–482.
Библиография
[ редактировать ]
- Грин, Уильям. Боевые самолеты мира . Лондон: Макдональд, 1964.
- Ганстон, Билл. Бойцы пятидесятых годов . Кембридж, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, 1981. ISBN 0-85059-463-4 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Джексон, Эй Джей (1978). de Havilland Aircraft с 1909 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-30022-Х .
- Джексон, Эй Джей де Хэвилленд Самолеты с 1909 года . Лондон: Патнэм, третье издание, 1987. ISBN 0-85177-802-X .
- Стертивант, Рэй. «Морской яд Де Хэвилленда... военно-морской твин-бумер». Air International , Том 39. № 2, август 1990 г., стр. 81–90. ISSN 0306-5634.
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты 1912–58 гг. Лондон: Издательство Патнэм, 1958.
- Тетфорд, Оуэн (1991). Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон, Великобритания: Putnam Aeronautical Books, издание Conway Maritime Press Ltd. ISBN 0-85177-849-6 .
- Уилсон, Стюарт. Sea Fury, Firefly и Sea Venom на австралийской службе . Уэстон-Крик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications, 1993. ISBN 1-875671-05-6 .
- Винчестер, Джим, изд. «Де Хэвилленд Си Виксен». Военные самолеты холодной войны (The Aviation Factfile) . Рочестер, Кент, Великобритания: The Grange plc., 2006. ISBN 1-84013-929-3 .