Джек-о-фонарь

Фонарь из тыквы (или фонарь из тыквы ) — это резной фонарь , чаще всего сделанный из тыквы или ранее корнеплода , такого как мангельвурзель , брюква или репа . [ 1 ] Фонарики из тыквы ассоциируются с праздником Хэллоуин . Его название происходит от явления странных огней, мерцающих над торфяниками , называемых фонарями из тыквы (также известными как блуждающие огоньки ). Предполагается, что это имя также связано с ирландской легендой о Скупом Джеке , пьянице, который торгуется с сатаной и обречен бродить по Земле, имея лишь пустую репу, освещающую ему путь.
Фонарики из тыквы — это ежегодная традиция Хэллоуина, которая развилась в Соединенных Штатах, когда иммигранты из Ирландии, Корнуолла, Шотландии и других кельтских стран принесли с собой свои традиции резьбы по корнеплодам. [ 2 ] Фонарики из тыквы часто используются в качестве внешнего и внутреннего украшения перед Хэллоуином и во время него.
Чтобы сделать фонарь из тыквы, у тыквы срезают верхушку, чтобы получилась крышка, выкапывают внутреннюю мякоть и из тыквы вырезают изображение — обычно «страшное» или «забавное» лицо. кожура обнажает полую внутреннюю часть. Источник света, традиционно пламя свечи или чайной свечи, помещается внутрь перед закрытием крышки. Также продаются искусственные фонарики из тыквы с электрическим освещением.
Этимология
[ редактировать ]
Термин «фонарь тыквы» первоначально использовался для описания визуального явления ignis fatuus (букв. «глупый огонь»), известного как блуждающий огонь в английском фольклоре . [ 3 ] Используется особенно в Восточной Англии , самое раннее известное использование датируется 1660-ми годами. [ 4 ] Оксфордский словарь английского языка ( OED ) записывает использование этого термина в Великобритании с 1658 года по отношению к ignis fatuus и с 1663 по 1704 год по отношению к человеку с фонарем или ночному сторожу. В OED указан 1837 год как самая ранняя дата, когда этот термин использовался для обозначения фонаря, вырезанного из репы или тыквы. [ 5 ]
История
[ редактировать ]
Источник
[ редактировать ]Нарезка овощей была обычной практикой во многих частях мира. Считается, что обычай делать фонарики из тыквы на Хэллоуин зародился в Ирландии и Британии. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] В 19 веке « репа или мангель-вюрзель , выдолбленная в качестве фонарика и часто украшенная гротескными лицами», использовалась на Хэллоуин в некоторых частях Ирландии, Уэльса и Шотландского нагорья . [ 9 ] В регионах, говорящих на гэльском языке , Хэллоуин также был праздником Самайна и считался временем, когда сверхъестественные существа ( Аос Си ) ходили по земле. В Уэльсе такие ночи были известны как Ysbrydnosau (ночи духов), а Калан Гааф случился в ночь на 31 октября. Фонарики Джека также делались во время Хэллоуина в Сомерсете , Англия (см. « Ночь Панки» ) в 19 веке. [ 9 ]
Те, кто их сделал, говорили, что фонари символизируют либо духов, либо сверхъестественных существ. [ 9 ] или использовались для отпугивания злых духов . [ 10 ] Например, иногда их использовали участники Хэллоуина, чтобы напугать людей. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] а иногда их ставили на подоконниках , чтобы не допустить в дом злых духов. [ 11 ] Также было высказано предположение, что фонарики из тыквы первоначально символизировали христианские души в чистилище , поскольку Хэллоуин — канун Дня всех святых (1 ноября)/ Дня поминовения всех душ (2 ноября). [ 13 ]
16 января 1836 года газета Dublin Penny Journal опубликовала длинную статью о легенде о «Фонаре Джеке», хотя в ней не упоминается фонарь, вырезанный из овоща. [ 14 ] В 1837 году в «Лимерикских хрониках» упоминается местный паб, проводивший конкурс резных тыкв и вручающий приз «лучшей короне Джека МакЛантерна». Термин «МакЛантерн» также появляется в публикации той же статьи 1841 года. [ нужна ссылка ]
Есть также свидетельства того, что из репы вырезали так называемый «Фонарь Хоберди» в Вустершире , Англия , в конце 18 века. Фольклорист обрисовывает в Джабез Эллис общих чертах другие производные от названия «Хобани», которое, скорее всего, происходит от «Хоб и его», с другими вариациями, включая «Хоб-о-Фонарь», «Фонарь Хоббеди» и «Фонарь Хоббади». . [ 15 ]
В Северной Америке
[ редактировать ]Применение этого термина к резным тыквам в американском английском впервые встречается в 1837 году. [ 16 ]

В США и Канаде резная тыква сначала ассоциировалась с сезоном сбора урожая в целом, а затем стала символом Хэллоуина. [ 17 ] В 1895 году в статье о развлечениях на День Благодарения рекомендовалось раздавать зажженный фонарь из тыквы в качестве детского приза в играх на День Благодарения. [ 17 ] [ 18 ] Поэт Джон Гринлиф Уиттиер , родившийся в Массачусетсе в 1807 году, написал стихотворение «Тыква» (1850), в котором упоминается День Благодарения, но не Хэллоуин: [ 19 ]
О! — плод, любимый с детства! — воспоминания о былых временах,
Когда фиолетовел виноград и падали коричневые орехи! Когда дикие, уродливые лица мы вырезали на его коже,
Яркий свет в темноте со свечой внутри!
Ассоциация резного фонаря из тыквы с Хэллоуином зафиксирована в выпуске Daily News от 1 ноября 1866 года ( Кингстон, Онтарио ):
Вчера вечером городская молодежь не забыла старинный обычай отмечать Хэллоуин. Они наряжались, развлекались и гуляли по улицам после наступления темноты, что, несомненно, забавляло их самих. Было принесено в жертву тыквы, из которых были сделаны прозрачные головы и лица, освещенные неизменной двухдюймовой сальной свечой. [ 20 ]
» 1879 года В стихотворении «Веселые детские стишки детям предлагается избегать уподобления ненадежному «Мастеру Джеку Фонарю», описанному как «злой, обманчивый мальчик», похожий на блуждающего огонька , который «танцует и прыгает». и гамболы». Он юмористически иллюстрирован как олицетворение фонаря. [ 21 ]
В статье 1885 года «Спорт и обычаи Хэллоуина» американский обычай использовать фонарь из тыквы противопоставляется британскому обычаю разжигать костры: [ 22 ]
Это древний британский обычай разжигать большие костры (костяной огонь, чтобы потушить его до того, как зима заморозит землю) на Хэллоуин, и носить с собой горящие хворосты на длинных шестах; но вместо этого американские мальчики радуются забавным ухмыляющимся фонарикам из тыквы, сделанным из огромных желтых тыкв со свечой внутри.
В адаптации Вашингтона Ирвинга рассказа « Легенда о Сонной Лощине часто изображается » (1820 г.) Всадник без головы с фонарем из тыквы вместо отрубленной головы. В оригинальной истории разбитая тыква обнаруживается рядом с брошенной шляпой Икабода Крейна на следующее утро после предполагаемой встречи Крейна с Всадником, но в истории не упоминаются фонарики из тыквы или Хэллоуин. [ 23 ] [ 24 ]
Фольклор
[ редактировать ]История о фонаре из тыквы имеет множество форм и похожа на историю о Блуждающем огоньке. [ 25 ] пересказанный в разных формах по всей Западной Европе , [ 26 ] включая Италию , Норвегию , Испанию и Швецию . [ 27 ] В Швейцарии дети оставляют миски с молоком или сливками для мифических домашних духов по имени Джек из миски . [ 28 ] Старая ирландская народная сказка середины XVIII века повествует о Скупом Джеке , ленивом, но проницательном кузнеце, который использует крест, чтобы поймать сатану в ловушку . Одна история гласит, что Джек обманом заставил сатану залезть на яблоню , и как только он оказался там, Джек быстро расставил кресты вокруг ствола или вырезал крест в коре, чтобы сатана не смог спуститься. [ 29 ]
Другая версия [ нужна ссылка ] В истории говорится, что Джека преследовали жители деревни, у которых он украл. Затем он встретил сатану, который заявил, что ему пора умереть. Однако вор отсрочил свою смерть, искушая сатану шансом сбить с толку преследующих его жителей деревни, ходящих в церковь. Джек велел сатане превратиться в монету, которой он заплатит за украденное добро (сатана мог принять любую форму, какую пожелает); позже, когда монета (Сатана) исчезла, жители деревни-христиане начали драться из-за того, кто ее украл. Дьявол согласился на этот план. Он превратился в серебряную монету и прыгнул в бумажник Джека только для того, чтобы оказаться рядом с крестом, который Джек тоже подобрал в деревне. Джек плотно закрыл бумажник, и крест лишил Дьявола его силы; и поэтому он оказался в ловушке.
В обеих сказках Джек отпускает сатану только после того, как тот соглашается никогда не забирать его душу. Спустя много лет вор умер, как и все живое. Конечно, жизнь Джека была слишком грешной, чтобы он мог попасть на Небеса; однако сатана пообещал не забирать его душу, и поэтому ему также был запрещен доступ в ад. [ 30 ] Джеку теперь некуда было идти. Он спросил, как ему увидеть, куда идти, ведь у него не было света, и сатана насмешливо бросил ему горящий уголь, чтобы осветить ему путь. Джек вырезал одну из своих реп (это была его любимая еда), положил в нее уголь и начал бесконечно бродить по Земле в поисках места для отдыха. [ 30 ] Он стал известен как «Джек-фонарь», или Джек-фонарь.
Корнуоллский фольклорист доктор Томас Квиллер Коуч (ум. 1884) зафиксировал использование этого термина в рифме, использованной в Полперро , Корнуолл , в сочетании с Джоан Вад , корнуоллской версией «Блуждающего огонька». Жители Полперро считали их обоих пикси . Рифма звучит так: [ 31 ]
Джек, фонарь! Джоан Пышка,
Кто щекотал горничную и разозлил ее
Свети мне домой, погода плохая.
Фонари Джека также были способом защиты дома от нежити . Суеверные люди [ 32 ] использовал их специально, чтобы отогнать вампиров . Они так думали, потому что было сказано, что свет фонаря из тыквы был способом идентифицировать вампиров, которые, как только их личность станет известна, прекратят охоту ради вас.
Поделка из тыквы
[ редактировать ]
На кусках тыквы или репы вырезаются отверстия, часто изображающие лицо, которое может быть веселым, страшным или комичным. [ 33 ] Фонарики Джека обычно изготавливаются из полевых тыкв Коннектикута , которые описываются как «оригинальная коммерческая тыква-фонарь Джека». [ 34 ] [ 35 ]
Мировые рекорды
[ редактировать ]В течение долгого времени город Кин, штат Нью-Гэмпшир , удерживал мировой рекорд по количеству фонарей из тыквы, вырезанных и зажженных в одном месте. Компания Life is Good объединилась с Camp Sunshine, [ 36 ] лагерь для детей с опасными для жизни заболеваниями и их семей, чтобы побить рекорд. Рекорд был установлен 21 октября 2006 года, когда 30 128 фонарей из тыквы были одновременно зажжены на улице Boston Common в центре Бостона, штат Массачусетс . [ 37 ] Хайвуд, штат Иллинойс , пытался установить рекорд 31 октября 2011 года с неофициальным количеством 30 919 человек, но не соблюдал правила Книги Гиннеса , поэтому достижение не засчитывалось. [ 38 ]
19 октября 2013 года Кин побил бостонский рекорд и восстановил мировой рекорд по количеству выставленных освещенных фонарей из тыквы (30 581). Город побил рекорд восемь раз с момента первой попытки. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Джека-Фонаря » . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ «История фонаря Джека» . ИСТОРИЯ . Проверено 25 октября 2018 г.
- ^ Диксон, Дж. М. (1891). Словарь идиоматических фраз... Т. Нельсон и компания. п. 174.
- ^ Харпер, Дуглас. «Джек-фонарь (н.)» . Интернет-словарь этимологии . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ «Фонарь Джека, сущ. значения, этимология и многое другое» . Оксфордский словарь английского языка . Проверено 14 августа 2023 г.
- ^ Оксфордский справочник американской еды и напитков . Издательство Оксфордского университета. 2007. с. 269. ИСБН 9780195307962 . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ «Тыквенные страсти» . Би-би-си . 31 октября 2005 года . Проверено 19 октября 2006 г. Они и сегодня остаются популярным выбором в качестве резных фонарей в Северной Англии, Шотландии и Северной Ирландии; Британцы купили миллион тыкв на Хэллоуин в 2004 году».
- ^ «Битва репы с тыквой на Хэллоуин» . Би-би-си . 28 октября 2005 года . Проверено 23 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Хаттон, Рональд (1996). Станции Солнца: история ритуального года в Великобритании . Издательство Оксфордского университета. стр. 382–383.
- ^ Jump up to: а б Палмер, Кингсли (1973). Устные народные сказки Уэссекса . Дэвид и Чарльз. стр. 87–88.
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Беттина (31 октября 2001 г.). «Беттина Арнольд - Хэллоуинская лекция: обычаи Хэллоуина в кельтском мире» . Хэллоуина открытия Празднование . Университет Висконсина-Милуоки : Центр кельтских исследований. Архивировано из оригинала 24 июня 2011 г. Проверено 16 октября 2007 г.
- ^ Уилсон, Дэвид Скофилд (1999). Укоренившиеся в Америке: кулинария популярных фруктов и овощей . Университет Теннесси Пресс. п. 154 .
- ^ Роджерс, Николас (2003). Хэллоуин: от языческого ритуала к вечеринке . Издательство Оксфордского университета. п. 57 . ISBN 978-0-19-514691-2 .
- ^ «История Джека-Фонаря» . Дублинский Пенни Журнал . 3–4 : 229, 1835. 1835.
- ^ Киттредж, GL (1900). «Фонарь монаха и монах Раш» . ПМЛА . 15 (4): 415–441. дои : 10.2307/456566 . ISSN 0030-8129 . JSTOR 456566 .
- ^ «Фонарь Джека». Оксфордский словарь английского языка .
- ^ Jump up to: а б «День, который мы празднуем: гастрономический и социальный подход к Дню Благодарения» . Нью-Йорк Таймс . 24 ноября 1895 г. с. 27.
- ^ «Необычные украшения для стола» . Нью-Йорк Таймс . 21 октября 1900 г. с. 12.
- ^ Уиттиер, Джон Гринлиф (1885). «Тыква» . Поэты.орг . Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 г.
- ^ «Резная тыква». Ежедневные новости . Кингстон, Онтарио. 1 ноября 1866 года.
- ^ Забавные детские стишки . Уорд, Лок и компания. 1879. стр. 17–20.
- ^ Сейдж, Агнес Карр (27 октября 1885 г.). «Хэллоуин: спорт и обычаи». Молодые люди Харпера . п. 828.
- ^ Мортон, Лиза (2012). Кошелек или жизнь: история Хэллоуина . Книги реакции. п. 160.
- ^ Скал, Ричард (2002). Смерть делает праздник: культурная история Хэллоуина . Блумсбери. п. 35.
- ^ Сантино, Джек (1995). Круглый год: праздники и торжества в американской жизни . Издательство Университета Иллинойса. п. 157.
- ^ Союзники, Джабез (1856 г.). Британские, римские и саксонские древности и фольклор Вустершира . Лондон: Дж. Р. Смит. п. 430 .
- ^ Ньюэлл, Уильям Уэллс (1 января 1904 г.). «Игнис Фатуус, его характер и легендарное происхождение». Журнал американского фольклора . 17 (64): 39–60. дои : 10.2307/533988 . JSTOR 533988 .
- ^ «Брюэр, Э. Кобэм. Словарь фраз и басен. Джек из чаши» . Архивировано из оригинала 18 февраля 2001 г.
- ^ Марк Хёррнер (2006). «История фонаря Джека» . сайт buzzle.com . Проверено 9 мая 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «История фонаря Джека» . ИСТОРИЯ . Проверено 20 октября 2018 г.
- ^ Симпсон, Жаклин; Руд, Стив (2000). Словарь английского фольклора . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Джеймс, Дэвид (31 октября 2016 г.). «Сказка о Джеке-фонаре» . 5-минутная история . Проверено 11 декабря 2018 г.
- ^ По, Р.Х.; Харт, Р.М.; Фостер, К.; Нойес, Л. (1990). Вы можете вырезать фантастические фонарики из Джека . Этажные коммуникации. ISBN 978-0-88266-580-1 .
- ^ Дамероу, Гейл (2 января 2012 г.). Идеальная тыква: выращивание/приготовление/резка . Стори Паблишинг, ООО. п. 15. ISBN 9781603427418 .
- ^ Голдман, Эми (январь 2004 г.). Полноценная тыква: руководство для увлеченных производителей тыквы, кабачков и тыкв . Книги ремесленников. п. 108. ИСБН 9781579652517 .
- ^ «Дом | Лагерь Саншайн» . www.campsunshine.org .
- ^ Левенсон, Майкл; Маккейб, Кэти (22 октября 2006 г.). «Общая любовь к тыквам» . Бостон Глобус . п. Б6.
- ^ «Хайвуд устанавливает рекорд по вырезанию тыквы» . Новости Хайленд-Парка. Архивировано из оригинала 24 февраля 2013 г. Проверено 30 октября 2012 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «Выставлены самые освещенные фонарики Джека» . Книги рекордов Гиннесса .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
