Ацис и Галатея
Ацис и Галатея ( / ˈ eɪ s ɪ s / , / ɡ æ l ə ˈ t iː . ə / [1] [2] ) — персонажи греческой мифологии , позже связанные вместе в Овидия » «Метаморфозах . В этом эпизоде рассказывается о любви смертного Ациса и нереиды (морской нимфы ) Галатеи ; Когда ревнивый Циклоп Полифем убивает Ациса, Галатея превращает своего возлюбленного в бессмертного речного духа. Этот эпизод стал предметом стихов, опер, картин и статуй в эпоху Возрождения и после него.
Мифология
[ редактировать ]Греческие божества ряд |
---|
Водные божества |
Нимфы |
Галатея или Галатея ( древнегреческий : Галатея , букв. «молочно-белая»), [3] [4] «славная» и «красивая» дочь « Морского Старца » Нерея и Океаниды Дориды , была морской нимфой, о которой древние свидетельствовали в произведениях Гомера и Гесиода , где она описывается как самая прекрасная и самая любимая из 50 нереид . [5] По словам Феокрита ( Идиллии 6 и 11), она возбудила любовь самого невероятного поклонника — сицилийского циклопа Полифема . Ее имя также несколько раз упоминается Вергилием. [6]
В Овидия « Метаморфозах » [7] Галатея появляется как возлюбленная Ациса, сына Фавна и речной нимфы Симаэтиды, дочери реки Симаэт . Однажды, когда Галатея лежала на берегу моря со своим возлюбленным, их увидел Полифем. Последний в ревности вырвал огромный валун со склона Этны и швырнул его в Ациса, раздавив его насмерть. [8] [7] Затем Галатея превратила его кровь в сверкающую воду, которая текла из-под скалы, создавая таким образом на Этне поток, носивший его имя, сицилийскую реку Ацис . Самого возлюбленного она превратила в рогатого бога ручья. Он сохранил свои первоначальные черты, за исключением того, что он был крупнее, а его лицо было темно-синим. [7]
Эта версия сказки теперь встречается нигде раньше, чем в творчестве Овидия, и, возможно, могла быть выдумкой, придуманной поэтом, «навеянной тем, как маленькая речка вытекает из-под камня». [9] Но, по мнению греческого ученого Афинея , эта история была впервые придумана Филоксеном из Китеры как политическая сатира против сицилийского тирана Дионисия I Сиракузского , чья любимая наложница, Галатея, носила свое имя с нимфой. [10] Другие утверждают, что эта история была придумана, чтобы объяснить наличие на горе Этне святилища, посвященного Галатее. [11]
Согласно более поздней традиции, Галатея в конце концов уступила объятиям Полифема. Их сын, Галас или Галат, стал родоначальником галлов . [12] Эллинистический историк Тимей , выходец из Сицилии, описал Галата как сына Полифема и Галатеи. [13]
Галатея вместе с Дотоном и Панопой свою сестру Фетиду провожала из моря на ее свадьбу с Пелеем . [14] В » Гомера « Илиаде Галатея и другие ее сестры появляются перед Фетидой , когда она кричит, сочувствуя горю Ахилла из-за убийства его друга Патрокла . [15]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Литературное и оперное
[ редактировать ]Во времена Возрождения и Барокко эта история снова стала популярной темой. В Испании Луис де Гонгора написал повествовательную поэму « Fábula de Polifemo y Galatea» , опубликованную в 1627 году. Она особенно известна изображением пейзажей и чувственным описанием любви Ациса и Галатеи. [16] Стихотворение было написано в честь более раннего одноименного рассказа Луиса Карилло-и-Сотомайора (1611 г.). [17] Эта история также получила оперную обработку в сарсуэле Антонио де Литереса (1708).
Во Франции Жан-Батист Люлли написал оперу Acis et Galatée (1686), посвященную греческому мифу. [18] Описанное им как пасторально-героическое произведение, оно изображает любовный треугольник между тремя главными героями — Ацисом, Галатеей и Полифемой. Полифема убивает Ациса из ревности, но Нептун возрождает Ациса и превращает его в реку . В Италии Джованни Бонончини в 1703 году последовала одноактная опера «Полифемо» . [19]
Вскоре после этого Георг Фридрих Гендель сочинил кантату «Aci, Galatea e Polifemo» (1708). [20] После переезда Генделя в Англию он дал этой истории новую трактовку в своей пасторальной опере «Ацис и Галатея» на английское либретто Джона Гэя . [21] Первоначально написанное в 1718 году, произведение претерпело множество изменений, а позже ему были даны обновленные оркестровки Моцарта и Мендельсона . Как пасторальное произведение, в котором Полифем играет лишь второстепенную роль, оно в основном сосредоточено на двух влюбленных.
Во время пребывания в Лондоне Никола Порпора написал оперу «Полифемо» , в которой представлены Ацис и Галатея, а также встреча первого с Полифемом. В конце того же столетия в Австрии Йозеф Гайдн сочинил «Ациду и Галатею» (1763). [22] Созданный для императорской свадьбы, он имел более счастливый конец, сосредоточенный на сцене трансформации после убийства Ациса, когда пара признается в своей бессмертной любви. [23]
Рисование
[ редактировать ]-
Ацис и Галатея, прячущиеся от Полифема , картина Эдуарда Зира (1877 г.)
-
Глаза , Филип Галле (1586)
-
Аттис и Галатея , Помпео Батони (1761 г.)
-
Ацис и Галатея , Николя Пуссен ( ок. 1629–1630 )
-
Глаза и Галатея , Николя Бертен
-
Ацис и Галатея , картина Якоба ван Румпфа ( ок. 1730 г. )
-
Ацис, Галатея и Полифем , Франсуа Перье (1645–1650)
-
Прибрежный пейзаж с Ацисом и Галатеей , Клод Лоррен (1657 г.)
-
Ацис и Галатея , Мишель Корнель
-
Пейзаж с Полифемом , Николя Пуссен
Картины с изображением Ациса и Галатеи можно сгруппировать по тематике. В частности, действие истории происходит в пасторальном пейзаже, в котором фигуры почти случайны. Николя Пуссена Особенно это касается «Пейзажа с Полифемом» (1649) ( Эрмитаж ) и Клода Лоррена приморского пейзажа ( Дрезден ) 1657 года, в обоих из которых влюбленные играют второстепенную роль на переднем плане. На более ранней картине Пуссена ( Национальная галерея Ирландии , 1630) пара стоит среди нескольких обнимающихся фигур на переднем плане, скрытых от поля зрения Полифема, который играет на флейте выше по склону. [ нужна ссылка ]
Во всех этих случаях Полифем находится где-то на заднем плане, но во многих других Галатея изображена одна, как, например, на картине Перино дель Ваги , где ее влекут морские звери над волнами, когда она катается на морской ракушке. [24] Однако обычно нимфу несут по морю обожающие ее служители на картинах, обычно озаглавленных «Триумф Галатеи» , из которых самая известная обработка принадлежит Рафаэлю . В целом они соответствуют описанию такой картины Филострата Младшего в III веке, данному в его «Воображениях» : [25]
Нимфа резвится в мирном море, управляя командой из четырех дельфинов, связанных вместе и работающих в гармонии; а девицы-дочери Тритона , слуги Галатеи, направляют их, подгоняя их, если они пытаются сделать что-нибудь вредное или противоречащее поводьям. Она держит над головой от ветра легкий шарф цвета морской волны, чтобы обеспечить тень для себя и парус для своей колесницы, и от него какое-то сияние падает на ее лоб и голову, хотя нет белого цвета, более очаровательного, чем румянец на ее щеке; ее волосы не развеваются на ветру, потому что они настолько влажные, что защищают от ветра. И вот, ее правый локоть выступает вперед, ее белое предплечье отогнуто назад, а пальцы она кладет на свое нежное плечо, руки ее мягко округлены, а груди выступают, и в бедре ее все еще нет недостатка в красоте. Ее ступня с изящной частью, оканчивающейся ею, написана как на море и слегка касается воды, словно это руль, направляющий ее колесницу. Ее глаза прекрасны, потому что их взгляд устремлен вдаль, простираясь так далеко, как простирается море.
В тех случаях, когда где-то на берегу появляется отвергнутый возлюбленный Полифем, разделение между ними подчеркивается отождествлением их со своими стихиями, морем и землей. Типичные примеры этого нарисовал Франсуа Перье . [26] Джованни Ланфранко [27] и Жан-Батист ван Лоо .
Чувственные изображения влюбленных, обнимающихся на фоне пейзажа, были созданы особенно французскими художниками, например, Шарлем де Ла Фоссом ( ок. 1700 ), Жаном-Франсуа де Труа , [28] и Александр Шарль Гиймо (1827). [29] На заднем плане скрывается Полифем, и в примере Де Троя его присутствие явно огорчает Галатею. Другие французские примеры Антуана Жана Гро (1833 г.) [30] и Эдуард Зир (1877) изображают влюбленных, прячущихся в пещере и с тревогой взирающих на него.
Они предвкушают трагический момент, когда он угрожающе нависнет над парой, обнаружив правду, которую они пытались скрыть. Угроза столь же очевидна в Жана-Франсуа де Труа. мягко изложенном видении XVIII века [31] как это происходит в почти сюрреалистической картине Одилона Редона 1900 года. Задумчивая атмосфера в них предполагает жестокое действие, которое должно последовать. Это было изображено на более ранних картинах Полифема, бросающего камень в убегающих влюбленных, например, Аннибале Карраччи . [32] Оже Лукас , [33] и Карл Ван Лоо . [34]
Скульптура
[ редактировать ]-
Ацис играет на флейте — Жан-Батист Тюби
-
Галатея в садах Версаля
-
Влюбленные обнимаются у фонтана Медичи в Париже.
-
Влюбленные, нарисованные над морем, немецкая резьба по слоновой кости 17 века.
-
Итальянская ваза, украшенная Триумфом Галатеи.
-
Статуя Николы Микетти в Петергофском дворце.
-
Галатея у истока колодца Галатея , Штутгарт
Статуи Галатеи, иногда в компании Ациса, начали делать в Европе с 17 века. есть причудливое описание фонтана, включающее в себя их обоих Джона Барклая В латинском романе «Аргенис» , датируемом 1621 годом, :
Поднимаясь к вершине фонтана, вода проходила по множеству труб в различных формах, затем попадая в цистерну внизу, закипела от силы падения и стала зеленой, как море. Посреди этого Галатея, как в море, оплакивала своего только что умершего Ациса, лежавшего на берегу, и, как будто он теперь начал растворяться в реке, пустила два потока, один у своего устья, другой у его раны. [35]
Общие черты статуй, изображающих Галатею, включают: одна поднятая рука держит развевающийся шарф; морские изображения, включая ракушки, дельфинов и тритонов; и часто тот факт, что статуя встроена в фонтан. В работе Габриэля де Групелло в замковом парке Шветцингена тритон у ног Галатеи держит гирлянду, украшенную ракушками и жемчугом. Галатеи на территории Царского Села В волосы в России вплетен морской жемчуг. Есть также ее статуя Николы Микетти , которая является частью каскада Петергофского дворца в Санкт-Петербурге . Эти особенности могут помочь отличить статуи Галатеи от Галатеи, задействованной в мифе о Пигмалионе . [ нужна ссылка ]
Одна статуя у бассейна в общественных садах Ачиреале , сицилийского города, где предположительно произошло превращение Ациса, изображает Ациса лежащим под убившим его валуном, в то время как Галатея приседает в стороне. Она подняла руку к небу в мольбе. [36] Еще одна статуя, созданная Жаном-Батистом Тюби, расположена в Домском соборе в садах Версаля . Статуя изображает Ациса, опирающегося на камень и играющего на флейте, когда к нему приближается полуодетая Галатея с удивленно поднятыми руками (1667–75). Похожий жест изображен в ее одной статуе в фонтане справа от большой лестницы в Шато де Шантийи . Влюбленные изображены вместе в фонтане Медичи в Люксембургском саду в Париже. Мраморная группа, спроектированная Огюстом Оттеном в 1866 году, охватывает грот, а над ними присел огромный Полифем из состаренной бронзы, ревниво взирающий вниз. [ нужна ссылка ]
Нимфа возлежит на большой раковине, которую несут тритоны, в фонтане XVIII века на вилле Борромео Висконти Литта в Милане . Именно на спине дельфина она лежит в статуе итальянского скульптора XIX века Леопольдо Ансильони (1832–1894). Есть две версии этого: одна в центре пруда с рыбами в Восточном доме Зимних садов Гринвичского университета . [37] и более поздняя копия, установленная в замке Херст в Калифорнии. [38] На этом рисунке одна из рук, согнутых назад для поддержки ее головы, окружена хвостом дельфина. немецкий фонтан работы Карла Фридриха Моста сейчас установлен В Карлсруэ , в котором Галатея сидит на спине тритона. Над головой она балансирует огромную раковину, из которой льется вода. Еще одна статуя была воздвигнута во главе впечатляющего каскада на Ойгенплац в Штутгарте . [39] Работа Отто Рита (1858–1911), датируемая 1890 годом, изображает нимфу, увенчанную водорослями и поднимающуюся из дельфина, и молодых амуров, играющих у ее ног. В прикладном искусстве трехмерные изображения темы триумфа Рафаэля часто включались в артефакты аристократического использования и рисовались на майолике .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Смит, Бенджамин Э. (1895). Циклопедия имен Century; произносительный и этимологический словарь названий по географии, биографии, мифологии, истории, этнологии, искусству, археологии, художественной литературе и т. д . Том. я. Нью-Йорк: Компания Century . п. 10.
- ^ Смит, соч. цит., с. 420
- ^ Гигин , к басням Предисловие (латинское изд. Мицилла ; Шефферо; Шимдт). Архивировано из оригинала 29 ноября 2022 года.
- ^ Кереньи , Карл (1951). Боги греков (изд. 1974 г.). Лондон: Темза и Гудзон . стр. 64–65. ОЛ 24208348М .
- ^ Гесиод , Теогония 250; Гомер, Илиада 18.45; Аполлодор , 1.2.7
- ^ Вирджил, Эк. 1.30, 1.31, 3.64, 3.72, 7.37, 9.39, Аен. 9.103.
- ^ Перейти обратно: а б с Овидий , Метаморфозы 13.750–897 .
- ^ Пьер Грималь (1996). «Галатея». Словарь классической мифологии (PDF) . Блэквелл. п. 158. ИСБН 978-0-631-20102-1 . Архивировано (PDF) из оригинала 24 марта 2022 г.
- ^ Леонхард Шмитц (1867). «Ацис» . В Уильяме Смите (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Бостон, Массачусетс: Литтл, Браун и компания . п. 13.
- ^ Афиней , Deipnosophistae 1.6e
- ^ Схолиаст об Феокрита « Идиллии VI» , цитируя историка Дуриса и поэта Филоксена из Киферы .
- ^ Герберт Дженнингс Роуз, Справочник по греческой мифологии , Routledge, 1990, стр.20
- ^ Хард, Робин (2004). Справочник Рутледжа по греческой мифологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Группа Тейлора и Фрэнсиса. п. 56. ИСБН 0-203-44633-Х .
- ^ Валерий Флакк , Аргонавтика 1.130 и далее.
- ↑ Гомер, Илиада 18.39–51.
- ^ Гонгора, Луис де (2008). Избранные стихи Луиса де Гонгоры . Издательство Чикагского университета. п. 176 и далее. ISBN 9780226140629 .
- ^ «Избранные стихи Луиса де Гонгоры» (PDF) . Библиотека-antologica.org . Архивировано из оригинала (PDF) 12 мая 2013 г. Проверено 2 сентября 2013 г.
- ^ «Presto Classical - Lully: Acis et Galatée - Архив DG: E4534972 (скачать) - купить онлайн» . prestoclassical.co.uk . Архивировано из оригинала 22 октября 2021 года.
- ^ «Мартина Бовет: Dove sei, dove t'ascondi; ГБ Бонончини (Полифемо)» . Ютуб . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 г. Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Ацис, Галатея и Полифем — Между тенями и ужасами» . Ютуб . Архивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «ГЕНДЕЛЬ Ацис и Галатея - либретто» . Opera.stanford.edu . Архивировано из оригинала 22 января 2022 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Асиде и Галатея, Hob.XXVIII:1 (опера)» . www.classicalarchives.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2023 года . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Ребекка Грин, «Представление аристократии», в книге «Гайдн и его мир» , Принстонский университет, 1997, стр. 167-8.
- ^ "Галатея.jpg" . 4.bp.blogspot.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- ^ 2.18 , перевод Артура Фэрбенкса (Лёб, 1931)
- ^ Перье, Франсуа (1645–1650). «Ацис, Галатея и Полифем» . Интернет-галерея искусств . Архивировано из оригинала 7 апреля 2022 г.
- ^ «Джованни Ланфранко, репродукция картины «Галатея и Полифем» на Artclon, продажа — купить репродукции картин «Галатея и Полифем» . artclon.com .
- ^ де Труа, Жан-Франсуа . «Ацис и Галатея» . Кристи . Также приписывается Франсуа Маро.
- ^ «Атенеум – Любовь Ациса и Галатеи (Александр Шарль Гиймо – )» . the-athenaeum.org .
- ^ ВСЕ. «Ацис и Галатея Антуана Жана Гро, 1833 год. БонзаШейла представляет архивы «Искусства любви» за февраль 2006 года» . bonzasheila.com .
- ^ де Труа, Жан-Франсуа . "Полифем и Ацис и Галатея.gif" . племя.нет . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 г. Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Карраччи, Аннибале (1595–1605). «Полифем и Ацис» . Интернет-галерея искусств . Проверено 4 марта 2024 г. С окружающими его образами здесь. Часть большой фрески « Любовь богов» .
- ^ "Wave/image/joconde/0640/m507704_02-014751_p" . Culture.gouv.fr. Архивировано из оригинала 27 сентября 2019 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Полифем атакует Ациса и Галатею (после) Лу, Карл ван | Репродукция картины маслом | 1st-Art-Gallery.com» . 1st-art-gallery.com . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Баркли, Джон (2004). Аргенис (перевод Марка Райли и Дороти Причард Хубер) . Ассен НЛ. п. 155. ИСБН 9780866983167 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ АО (09 августа 2021 г.), Ачиреале (Сицилия) - Acis y Galatea , заархивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. , получено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Галатея | Flickr — обмен фотографиями!» . flickr.com. 10 января 2013 года . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Статуя замка Херста — Галатея на дельфине, автор Леопольдо Ансильони, фото — фотографии Рича Гарднера на pbase.com» . pbase.com . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ «Фото-1606191.JPG (768x1024 пикселей)» . Архивировано из оригинала 6 сентября 2013 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. ISBN 0-674-99135-4. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте.
- Гай Юлий Гигин , Фабулы из «Мифов о Гигине», переведенные и отредактированные Мэри Грант. Публикации Канзасского университета по гуманистическим исследованиям. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Грималь, Пьер (1986). Словарь классической мифологии . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. ISBN 0-631-20102-5 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 978-0-415-18636-0 . Гугл Книги.
- Гай Валериус Флакк , «Аргонавтика», перевод Мозли, Классическая библиотека Дж. Х. Леба, том 286. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1928 год. Интернет-версия на theio.com.
- Гай Валерий Флакк, Аргонавтикон. Отто Крамер. Лейпциг. Тойбнер. 1913. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Гесиод , Теогония из «Гомеровских гимнов и Гомерики» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте.
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924 г. ISBN 978-0674995796 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер, Гомерская опера в пяти томах. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 1920. ISBN 978-0198145318 . Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Кереньи, Карл (1951). Боги греков . Перевод Кэмерона, Нормана. Лондон: Темза и Гудзон .
- Публий Овидий Назон (1922). Метаморфозы . Перевод Мора, Брукса. Бостон : Издательская компания Cornhill. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Публий Овидий Назон (1892). Магнус, Хьюго (ред.). Метаморфозы (на латыни). Гота : Фридр. Андре. Пертес. Латинский текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Шмитц, Леонард (1867). «Ацис» . Смит, Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 1. Бостон: Литтл, Браун и компания . п. 13.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аахен, доктор. АРА от. (1961). Мифологическая энциклопедия Elsevier . Амстердам: Эльзевир.
- Бартелинк, доктор. ГЖМ (1988). Призма мифологии . Утрехт: Het Spectrum.
- Купер, Дж. К., изд. (1997). Книга мифов и легенд Брюэра . Оксфорд: Helicon Publishing Ltd.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). «Ацис». Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Ацисом и Галатеей, на Викискладе?
- Иконографическая база данных Института Варбурга (изображения Ациса и Галатеи)