Антонов Ан-2
Ан-2 | |
---|---|
Ан-2, ранее использовавшийся Советским Союзом | |
Роль | Сельскохозяйственные , грузовые и военно-транспортные самолеты. |
Производитель | Антонов |
Дизайнер | Oleg Antonov |
Первый полет | 31 августа 1947 г. [ 1 ] |
Статус | Серийное производство может продолжаться в Китае под названием Shijiazhuang Y-5 ; [ 2 ] проект по переоборудованию двигателя начался в 2013 году [ 3 ] |
Основные пользователи | Советский Союз (исторический) Северная Корея Китай Куба |
Произведено | 1947–2001 |
Количество построенных | 18,000+ [ 4 ] |
Варианты | Антонов Ан-3 |
Ан -2 ( в соответствии с отчетностью ВВС США/Министерства обороны США Тип 22 , [ 5 ] Отчетное имя НАТО Кольт [ 6 ] ) — советский серийный одномоторный многоцелевой /сельскохозяйственный самолёт-биплан, разработанный и выпускаемый Антонова ОКБ с 1947 года. [ 4 ] Его долговечность, высокая подъемная сила и способность взлетать и приземляться с плохих взлетно-посадочных полос обеспечили ему длительный срок службы. Ан-2 выпускался до 2001 года и остается на вооружении военных и гражданских эксплуатантов по всему миру.
Ан-2 проектировался как многоцелевой самолет для использования в лесном и сельском хозяйстве, но базовый планер легко адаптируется, и были разработаны многочисленные варианты этого типа; К ним относятся версии с бункером для уборки урожая, научные версии для отбора проб атмосферы, водные бомбардировщики для тушения лесных пожаров, летающие машины скорой помощи , версии гидросамолетов с поплавковым вооружением и легковооруженные боевые версии для десантирования парашютистов . [ 7 ]
Наиболее распространенной версией является 12-местный пассажирский самолет Ан-2Т . Все версии (кроме Ан-3 и Ан-2-100) оснащены девятицилиндровым Швецова АШ-62 мощностью звездообразным двигателем 750 кВт (1010 л.с.) , который был разработан на базе Райта Р-1820 . [ 4 ] Ан-2 обычно потребляет 2,5 л/мин (0,66 галлона США/мин; 0,55 имп гал/мин). [ 8 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Антонов Ан-2 был разработан в соответствии с требованиями Министерства лесного хозяйства СССР 1940-х годов о замене гораздо более легкого Поликарпова По-2 , в основном с деревянным корпусом, который использовался в больших количествах как в сельском хозяйстве, так и в коммунальных целях. Антонов спроектировал большой одноместный биплан цельнометаллической конструкции с закрытой кабиной и салоном на двенадцать пассажиров. Первый прототип, получивший обозначение СХ-1 и оснащенный звездообразным двигателем Швецов АШ-21 , поднялся в воздух 31 августа 1947 года. Второй прототип был оснащен более мощным двигателем Швецов АШ-62 , что позволило значительно увеличить полезную нагрузку самолета с От 1300 до 2140 кг (от 2870 до 4720 фунтов), и в таком виде он был заказан в производство. [ 9 ]
Первоначальное советское производство осуществлялось на Государственном заводе 473 в Киеве , Украинская ССР , где к 1960 году было произведено до 5000 единиц. Позднее советское производство (после 1965 года, особенно модели Ан-2М) осуществлялось на Государственном заводе 464 в Долгопрудном. Российская СФСР . После 1960 года большая часть Ан-2 производилась на польском WSK заводе в Мелце ; Считается, что до прекращения основной производственной деятельности в 1991 году в Польше было построено более 13 000 самолетов. [ 10 ]
Вплоть до 2001 года ограниченное производство осуществлялось с использованием оставшихся запасов компонентов, запасных частей и технического обслуживания, например, небольшая партия из четырех самолетов, произведенных для Вьетнама. [ 10 ] Китай также строит Ан-2 по лицензии как Shijiazhuang Y-5 . [ 4 ] Время от времени ошибочно сообщалось, что Ан-2 производился в Восточной Германии; Хотя Ан-2 часто подвергались капитальному ремонту на предприятиях Восточной Германии, новых самолетов там не строилось. [ нужна ссылка ]
Ан-2 обычно используется в качестве легкого транспортного средства, парашютно-десантного самолета, сельскохозяйственных работ и других задач, подходящих для большого медленного биплана. Его медленный полет и хорошие характеристики на коротких полях делают его подходящим для коротких, неулучшенных полей, а некоторые специализированные варианты также были созданы для холодной погоды и других экстремальных условий. В Книге рекордов Гиннеса говорится, что 45-летний производственный цикл Ан-2 какое-то время был самым продолжительным за всю историю самолетов и бросал вызов более чем двухдесятилетнему циклу гораздо более легкого, созданного в конце 1920-х годов Поликарпова По. Биплан -2 призван был заменить. Рекорд Ан-2 побил четырехтурбовинтовой военно-транспортный самолет Lockheed C-130 Hercules 1954 года выпуска . [ 4 ]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]В начале 1980-х годов Антонов экспериментировал с разработкой Ан-2 с современным турбовинтовым двигателем. В качестве агрегата использовался двигатель Глушенкова мощностью 1080 киловатт (1450 л.с.). Самолеты, оснащенные этим двигателем, имели более длинную и обтекаемую носовую часть для его размещения. Он получил обозначение Антонов Ан-3 . [ 4 ]
В 2013 году «Антонов» объявил, что впервые успешно совершил полет на новой версии Ан-2, получившей название Ан-2-100 , которая была оснащена трехлопастным реверсивным винтом и двигателем мощностью 1100 киловатт (1500 л.с.). Турбовинтовой двигатель «Мотор Сич МС-14» работает на керосине , а не на «Авгазе», который больше не производится в странах СНГ. [ 11 ] В том же году компания заявила, что получила заказы на модернизацию «сотни» самолетов Ан-2, все еще находящихся в эксплуатации в Азербайджане , на Кубе и в России, до модернизированной версии Ан-2-100. [ 3 ]
Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СИБНИА) совершил испытательный полет сильно модифицированного Ан-2 с карбоновыми подкосами и конструкциями крыльев из углепластика. Он был оснащен пятилопастным турбовинтовым двигателем, скорее всего, Honeywell TPE331, уже установленным на модернизированной версии Ан-2, поступившей на вооружение в 2014 году. По данным российской авиационной компании "Сухой" , этот самолет был построен для демонстрации аэродинамических и конструктивных особенностей. Изменения, запланированные для возможной замены Ан-2, были объявлены 10 июня 2015 года. Композиционные материалы из углеродного волокна автоклавного отверждения, включая панели крыла, лонжероны и нервюры, были произведены Новосибирским авиационным заводом. По словам Сухого, изменение конструкции позволило повысить скорость Ан-2 на 50%, а испытания также показали, что минимальная скорость полета самолета "близка к нулю". [ 12 ]
Дизайн
[ редактировать ]Антонов Ан-2 — серийный одномоторный биплан , который широко использовался в качестве грузового и сельскохозяйственного самолета. Он намеренно оснащен минимумом сложных систем. Важнейшие предкрылки передней кромки крыла, которые придают самолету способность к медленному полету, полностью автоматические и удерживаются в закрытом состоянии потоком воздуха над крыльями. Когда скорость полета упадет ниже 64 км/ч (40 миль в час), предкрылки выдвинутся, поскольку они находятся на упругих резиновых пружинах. [ 4 ] В типичных условиях взлет завершается в пределах 170 м (560 футов), а для разбега требуется 215 м (705 футов); Эти цифры будут варьироваться в зависимости от различных факторов, таких как взлетная/посадочная масса самолета, температура наружного воздуха, неровность поверхности и встречный ветер . [ 4 ]
Ан-2 оснащен различными конструктивными особенностями, делающими его пригодным для эксплуатации в отдаленных районах с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Он оснащен пневматической тормозной системой (аналогичной той, что используется на тяжелых дорожных транспортных средствах) для остановки на коротких взлетно-посадочных полосах, а также воздуховодом, подключенным к компрессору , поэтому давление в шинах и амортизаторах можно регулировать без необходимости установка специализированного оборудования. [ 4 ] Батареи, хотя и имеют большие размеры, относительно легко снимаются, поэтому самолету не требуется наземная силовая установка для подачи энергии для запуска двигателя. Кроме того, для заправки самолета нет необходимости во внешнем топливном насосе, поскольку он оснащен встроенным бортовым насосом, который позволяет заполнять баки из простых топливных бочек. [ 4 ]
Согласно справочнику по эксплуатации, Ан-2 не имеет скорости сваливания . Запись из справочника пилота гласит: «Если двигатель заглохнет в приборных условиях или ночью, пилот должен вытянуть штурвал полностью назад и держать крылья в горизонтальном положении. Передние предкрылки выскочат на скорости около 64 км/ч ( 40 миль в час), а когда самолет замедляется до скорости движения вперед около 40 км/ч (25 миль в час), самолет будет тонуть со скоростью примерно парашютного спуска, пока самолет не упадет на землю». [ 4 ]
Таким образом, пилоты Ан-2 заявили, что они способны вести самолет под полным контролем со скоростью 48 км/ч (30 миль в час) (для сравнения, Cessna четырехместный легкий самолет имеет скорость сваливания около 80 км/ч). км/ч (50 миль в час)). [ нужна ссылка ] Эта низкая скорость сваливания позволяет самолету лететь назад относительно земли: если самолет направлен против встречного ветра со скоростью примерно 56 км/ч (35 миль в час), он будет двигаться назад со скоростью 8 км/ч (5 миль в час). находясь под полным контролем. [ 4 ]
Возможности, внешний вид и летные характеристики Ан-2, а также его статус одного из крупнейших в мире серийных одномоторных бипланов означают, что спрос на Ан-2 растет в Западной Европе и США, где они ценятся коллекционерами. классических самолетов, что делает их все более частым явлением на авиашоу. Многие западные страны запрещают коммерческое использование Ан-2, поскольку самолет не прошел сертификацию соответствующих национальных авиационных властей. Эти ограничения различаются в зависимости от страны, но все они не позволяют использовать Ан-2 в каких-либо «коммерческих» целях, за исключением США, где Ан-2, импортированные с 1993 года, ограничиваются экспериментальной сертификацией. [ 7 ] но Ан-2, построенные на PZL, освобождены от этого ограничения в соответствии с двусторонним соглашением с Польшей. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]Военная служба
[ редактировать ]Ан-2 массово был принят на вооружение как советских ВВС , так и других вооруженных сил Восточного блока . Впервые он был использован в военном контексте во время Корейской войны в начале 1950-х годов. [ нужна ссылка ]
) ; Еще одним активным пользователем Ан-2 были Военно-воздушные силы Вьетнама (VPAF во время войны во Вьетнаме служба иногда использовала этот тип в качестве штурмовика. В 1960-х годах единственный Ан-2, пытавшийся вступить в бой с военно-морскими подразделениями Южного Вьетнама, был сбит истребителем ВВС США McDonnell Douglas F-4 Phantom II под управлением диспетчера воздушного перехвата на авианосце USS Long Beach . [ 4 ]
12 января 1968 года секретная площадка ТАКАН ( позывной : Лима Зона 85 / Phou Pha Ti), установленная ВВС США в Северном Лаосе для управления военными самолетами ВВС США , летевшими из Таиланда во Вьетнам, была атакована тремя северовьетнамскими Ан-2. Пара Ан-2 обстреляла аванпост, используя пулеметы и ракеты, в то время как третий Ан-2 находился на орбите над головой, наблюдая за атакой. [ 14 ]
Самолет Air America Bell UH-1 B, XW-PHF, снабжавший объект снабжением, погнался за двумя атакующими самолетами. Используя АК-47 , американскому экипажу (капитан Тед Мур, Глен Вуд Кикер) удалось сбить один из Ан-2, в то время как второй самолет был сбит комбинированным огнем с земли и с воздуха и в конечном итоге врезался в гору. Выживший «Антонов» вернулся на свою базу Гиа Лам недалеко от Ханоя. [ 14 ]
Во время войны за независимость Хорватии в 1991 году несколько старых бипланов Ан-2, ранее использовавшихся для опрыскивания сельскохозяйственных культур, были переоборудованы ВВС Хорватии для сбрасывания самодельных бочковых бомб . Их также использовали для снабжения города Вуковар и других осажденных частей Хорватии. [ 15 ]
Главным преимуществом Ан-2 было то, что они могли взлетать и приземляться на небольших или импровизированных взлетно-посадочных полосах. Их также часто использовали для сброса припасов на парашютах в изолированные гарнизоны. По крайней мере, один Ан-2 был сбит 2 декабря 1991 года над Винковцами , восточная Славония , сербской ракетной установкой класса «земля-воздух залп из SA-6 . » (ЗРК), которая предположительно произвела по самолету [ 16 ] [ 17 ]
Сообщается, что Северная Корея эксплуатирует некоторое количество Ан-2. Известно, что Силы специальных операций Корейской народной армии используют Ан-2 для облегчения проникновения десантников. [ 18 ] Высказывались предположения, что в военное время эти самолеты могут быть использованы для доставки войск в тыл противника для проведения диверсионных операций. [ 4 ]
Во время войны в Нагорном Карабахе 2020 года азербайджанские вооруженные силы использовали беспилотные Ан-2 для наблюдения и бомбардировок армянских оборонительных сооружений. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] однако по состоянию на октябрь 2020 года тип дрона был неизвестен. [ 22 ] Армянские силы опубликовали кадры предполагаемого сбития азербайджанского Ан-2. Согласно видеодоказательствам, по меньшей мере 11 Ан-2 были уничтожены, из них 10 подтверждено как сбитые, а один разбился после взлета. [ 23 ] [ 24 ]
2 марта 2022 года российские Ан-2 были замечены на Сеща авиабазе в Брянской области . Поскольку база расположена недалеко от границы с Украиной , предполагалось, что самолеты будут использоваться в рамках российского вторжения в Украину в 2022 году . [ 25 ]
Гражданская авиация
[ редактировать ]На протяжении многих лет десятки стран и компаний использовали Ан-2 в гражданских целях. Этот тип широко использовался в Советском Союзе и странах Восточного блока ; в частности, российская авиакомпания «Аэрофлот» эксплуатировала большое количество Ан-2. В советское время Ан-2 использовался в качестве ближнемагистрального авиалайнера в Эстонии , выполняя регулярные рейсы между городами Курессааре и Кярдла , расположенными на отдельных островах, Сааремаа и Хийумаа . [ нужна ссылка ]
После распада Советского Союза и различных коммунистических государств Восточной Европы большинство авиакомпаний в этих регионах вывели из эксплуатации свои Ан-2. Это связано с тем, что возраст некоторых из этих самолетов превышает 40 лет, а также с сокращением производства бензина для топлива этого типа. [ 7 ] Частные эксплуатанты, как правило, до сих пор используют Ан-2, поскольку их стабильность, вместимость и способность к медленному полету сделали их относительно популярными для некоторых функций, например, для прыжков с парашютом . [ 4 ] [ 7 ]
При этом их относительно высокий уровень шума, растущие расходы на техническое обслуживание, высокий расход топлива [ 7 ] а простой характер (только предполетные проверки занимают от 30 до 40 минут) сделали их устаревшими для большинства коммерческих маршрутов в Европе, большое количество имеющихся самолетов означает, что цены за единицу особенно низкие по сравнению с современными самолетами (наличие всего от 30 000 долларов США за исправный экземпляр). Ценовой фактор сделал их очень привлекательными для дальнейшего использования в развивающихся странах , где их способность перевозить большие грузы на короткие взлетно-посадочные полосы делает их ценными для авиакомпаний с ограниченным бюджетом. Многие бывшие Ан-2 Аэрофлота с тех пор нашли работу у региональных операторов в Африке , Центральной и Южной Америке , на Кубе и в Юго-Восточной Азии . [ 4 ]
По состоянию на 2015 год в эксплуатации по всему миру находились тысячи Ан-2, в том числе более 1500 в России, 294 в Казахстане и 54 на Украине . [ 3 ]
Варианты
[ редактировать ]Советское/Польское производство
[ редактировать ]- Изделия Ф - собственное обозначение самолета наблюдения Ан-2НАК, который позже был переименован в Ан-2К и/или Ан-2Ф. [ 4 ]
- Изделия К - прототип самолета для разведки и исследования погоды с кабиной наблюдателя непосредственно перед килем над задней частью фюзеляжа. Первый полет «Изделия К» состоялся 21 марта 1948 года. Было обнаружено, что «Изделие К» имеет недостаточную мощность и не может выполнять намеченную задачу на большой высоте. Самолет был заброшен после аварии при приземлении в октябре 1948 года. Концепция была возрождена в 1954 году как «Изделие К». Ан-2ЗА» / «Ан-6 Метео». [ 4 ]
- Изделия Т – Оригинальная концепция дизайна зародилась в ОКБ-153 в Новосибирске.
- «Изделие Ш» — собственное обозначение дизайн-проекта «Изделие Т» (предположительно, чтобы сбить с толку шпионов или лазутчиков) в Новосибирске. [ 4 ]
- СХ-1 — первоначальное обозначение Ан-2, использовавшееся на этапе проектирования проекта до присвоения ОКБ имени Антонова. [ 4 ]
- Ан-2А - разработан на базе Ан-2Т для использования в качестве воздушного шара-перехватчика для перехвата разведывательных аэростатов американских разведывательных служб, пролетающих над СССР. Прототип был переоборудован из построенного в Киеве Ан-2 (серийный номер 110347315) с использованием турбодвигателя Аш-62ИР/ТК от Ан-6 Метео и комбинированной прожекторно-орудийной башни, установленной на верхней части задней части фюзеляжа. на котором устанавливалась либо одна Грязева-Шипунова ГШ-23 двуствольная пушка Афанасьев А-12,7 калибра 12,7 мм. калибра 23 мм, либо одиночный крупнокалиберный пулемет [ 4 ]
- Ан-2Э ( Экраноплан – экраноплан) (первое использование обозначения) - один из серии проектов начала 1970-х годов экранопланов ( Wing In Ground Effect) на базе Ан-2, разработанных в ЦЛСТ ( Центральная Лаборатория Спасательной Техники - центральная лаборатория новые виды спасательного оборудования).
- Ан-2Э второе использование обозначения) - экраноплана переоборудование ( ( Ан-2Э RA-84692). Фюзеляж был сохранен, а к нижним точкам крепления крыла было прикреплено большое трапециевидное монопланное крыло с удлиненными законцовками с двугранным углом примерно 45°. Преобразование прототипа должно было стать гидросамолетом; однако впервые он появился на публике как сухопутный самолет со стандартным шасси Ан-2. разработанный совместно Московским авиационным институтом, МАРЗ ( Московский авиаремонтный завод Ан-2Э, ) и научно-исследовательским институтом ТСЗП-Сатурн, также был известен как ЕА-00078. Мощность обеспечивалась стандартным звездообразным двигателем АШ-62ИР с воздушным винтом АВ-2, но серийные версии предполагалось использовать автомобильные дизельные двигатели мощностью около 430 киловатт (580 л.с.). [ 4 ] [ 26 ]
- Ан-2Ф - разработанный одновременно с прототипом Ан-2, «Изделие Ф» представлял собой экспериментальный самолет артиллерийского наблюдения с двухкилевым, подфюзеляжным положением наблюдателя и спинным оборонительным пулеметным положением. Первоначальное служебное обозначение Ан-2НАК было изменено на Ан-2Ф после проведения доработок после летных испытаний. Было построено два прототипа, первый из которых был завершен летом 1948 года, но летные испытания были отложены до апреля 1949 года из-за необходимости внесения модификаций, включенных в стандартную программу летных испытаний Ан-2. Летные испытания Ан-2Ф показали, что самолет соответствует всем требованиям спецификации, но вертолеты продемонстрировали, что они могут выполнять роль артиллерийской корректировки без необходимости предоставления для них стационарной взлетно-посадочной полосы, таким образом, Ан-2Ф 2F не был продолжен, и два прототипа были оставлены в бюро Антонова для выполнения хакерских задач, а один позже использовался в качестве летающей аэродинамической трубы для исследования десантирования с парашютом. Антонов Ан-8 . Двухтурбовинтовой транспортный самолет [ 4 ]
- Ан-2Ф (второе использование обозначения) - проект вертикального взлета и посадки с вертикальной тягой, обеспечивающейся турбореактивным двигателем Микулина АМ-9 в хвостовой части фюзеляжа. [ 4 ]
- Ан-2Ф (третье использование обозначения) - предлагаемый проект самолета для фотосъемки начала 1990-х годов, аналогичный Ан-2ПФ, оснащенный одной из пяти альтернативных камер. Общий контроль должен был осуществляться компьютером IBM 286, а камера могла быть дополнена или заменена тепловизионной системой, системой инфракрасного изображения, автопилотом AP-6E, лазерным дальномером LDI-3 и/или системой глобального позиционирования GPS. [ 4 ]
- Ан-2Г (он же Ан-2Гео ) - в 1974 году WSK-Mielec разработала самолет для геофизических исследований для Польского государственного агентства геофизических исследований ( Państwowe Przedsiębiorstwo Poszukiwań Geofizycznych ) с оборудованием для измерения магнитных полей, радиации и другими приборами для разведки. Приспособленный для полетов в тропических широтах на малой высоте, Ан-2Г мог летать шесть часов, два из которых использовались для исследовательских работ в Нигерии в 1974 году. [ 4 ]
- Ан-2Л ( Лесозащита - защита леса) - вариант пожарного бомбардировщика с тремя кассетами по 120 ампул по 1 литру (34 жидких унции) огнезащитного состава, которые сбрасывались по мере необходимости. Испытания показали, что эта система неэффективна, и дальнейшие работы были прекращены. [ 4 ]
- Ан-2ЛЛ ( Летающая лаборатория - летающая лаборатория) - любой из ряда Ан-2, используемых в качестве испытательных стендов для различного оборудования. Один Ан-2СХ (РА-70547), доработка Государственного НИИ авиационных систем. (ГосНИИ АС – Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем ) для экологических исследований имел блистер бокового наблюдения, из-за которого самолет часто ошибочно принимали за Ан-2ПФ. [ 4 ]
- Ан-2ЛП ( Лесопожарный - лесной пожарный) - единственный прототип, переоборудованный из гидросамолета Ан-2В, с баками для воды емкостью 630 литров (139 имп. Галлонов) в каждом поплавке для сбрасывания при пожаре. Резервуары для воды можно было пополнять в полете, когда самолет скользил по поверхности подходящих водоемов. Перед добавлением в воду добавляли щелочной смачивающий агент (сульфанол NP-1), который выпускался через совки, которые также собирали воду для наполнения резервуаров. Построено десять серийных самолетов, эксплуатирующихся в Сибирском и Дальневосточном регионах СССР. [ 4 ]
- An-2LV ( Lesnoj Vodnyj – forest hydroplane) – A firefighting waterbomber . [ 4 ]
- Ан-2М (польский: [samolot] Morski — гидросамолет) — гидросамолет Ан-2В польского производства, получивший обозначение Ан-2М (не путать с советским обозначением Ан-2М). Также известен как Ан-2В. [ 4 ]
- Ан-2М ( Модифицированный – модифицированный) – обозначение Ан-2М также использовалось в СССР для значительно усовершенствованного сельскохозяйственного опрыскивателя/опылителя. Ан-2М имел цельносварной и клееный фюзеляж, блокируемое хвостовое колесо, увеличенный стеклопластиковый бункер, звездообразный двигатель Швецов АШ-62 с отбором мощности на вспомогательный редуктор для привода пылеопрыскивающего оборудования, угловое оперение увеличенного диаметра. помещение и герметично закрытую кабину без доступа в кабину/бункер. Емкость бункера была увеличена на 42% до 2000 литров (440 имп. галлонов), а продукт выдавался через выпускное отверстие, увеличенное до 400 мм ( 15 + 1/2 дюйма ) с подачей сухого продукта в два отверстия для пыли на концах нижних крыльев. Из-за нехватки мощностей на Киевском заводе и ВСК-Мелец Ан-2М производился на ДМЗ № 464 ( Долгопроодный машиностроительный завод № 464 ) на севере Москвы. [ 4 ]
- Ан-2П (польский: Pasażerski — пассажирский) (русский: Passazhirski — пассажирский) — стандартный пассажирский вариант советского и польского производства. Ан-2П советского производства имели 10 стационарно установленных сидений в отапливаемой утепленной кабине. Самолеты польского производства имели 12–14 мест, два откидных сиденья для детей и детскую кроватку. Всего было построено 837 Ан-2П. [ 4 ]
- Ан-2П ( Противопожарный - тушение пожара водой) - пожарный самолет со сбрасываемым бункером, заполненным водой и/или замедлителем. [ 4 ]
- Ан-2ПД-5 (польский: Pasażerski [samolot] Dyspozycyjny - представительский самолет) - серийная версия Ан-2ПД-6 с почти идентичной внутренней отделкой, с рабочим столом и лампой для чтения, заменяющей одно из стульев. [ 4 ]
- Ан-2ПД-6 (польский: Pasażerski [samolot] Dyspozycyjny - представительский самолет) - прототип шестиместного VIP-варианта Ан-2П, произведенного на заводе WSK-Mielec в 1970 году, с раскладным столом, мини-баром , кладовой и туалетом. [ 4 ]
- Ан-2ПФ - самолет Ан-2 советского производства, предназначенный для фотокартографии и обзорной съемки с люками для камер, защищенными сдвижными люками на нижней поверхности фюзеляжа. [ 4 ]
- Ан-2ПФ . Совместный запрос Польского государственного картографического агентства ( Państwowe Przedsiębiorstwo Kartografii ) привел к производству в Польше восьми самолетов Ан-2ПФ, сконфигурированных для фотокартографии/съемочных задач с люками для камер, защищенными раздвижными люками на нижней поверхности самолета. фюзеляж. [ 4 ]
- Ан-2ПК - полярный исследовательский самолет разработки WSK-Mielec с подогревом лыж, утепленной кабиной и дополнительным отопителем кабины. [ 4 ]
- Ан-2ПРТВ - единственный Ан-2 польского производства (SP-TVN, c/n1G 15944), модифицированный как самолет-ретранслятор телевизионного вещания для Польского радио и телевидения ( Polskie Radio i Telewizja ). [ 4 ]
- Ан-2Р (польский: Rolniczy - сельскохозяйственный) - сельскохозяйственный вариант производства WSK-Mielec с баком на 1300 кг (2900 фунтов) жидких или порошкообразных химикатов. [ 4 ]
- Ан-2РА - проектируемый модернизированный сельскохозяйственный самолет на базе Ан-2Р, разработанный в WSK-Mielec. [ 4 ]
- Ан-2РТ (русский: Rele Translyator - релейный переводчик) - единственный Ан-2 был преобразован в ретрансляционную станцию телеметрии для работ по разработке ракет, передающую телеметрию от испытательных ракет на наземную станцию. [ 4 ]
- Ан-2С ( санитарный - медицинский). Ан-2С представлял собой модификацию стандартного грузового самолета Ан-2Т, вмещавшего до шести пациентов на носилках или трех носилок и шесть ходячих раненых вместе с обслуживающим персоналом и вспомогательным оборудованием. [ 4 ]
- Ан-2СХ ( Сельскохозяйственный - сельскохозяйственный) - сельскохозяйственная версия, оптимизированная для опрыскивания и опудривания посевов. В кабине рядом с центром тяжести был установлен бункер для химикатов металлической конструкции, питающий разбрасыватель через отверстие диаметром 300 мм. Первоначальный разбрасыватель был заменен в 1975 году стандартным трехканальным разбрасывателем РТШ-1, который увеличил ширину распределения с 18–22 м (59–72 футов) до 34–36 м (112–118 футов). Жидкие химикаты можно было распылять с помощью сменной системы, которая подавала химикаты к распылителям через насос-регулятор с приводом от напорной турбины, обеспечивая зону покрытия шириной 30 м (98 футов). Порошкообразные или гранулированные химикаты загружались через люк в крыше кабины, а жидкие химикаты - через специальный разъем на левом борту фюзеляжа. Срок службы ранних Ан-2СХ обычно ограничивался 6000 часами вместо обычных 12000 часов из-за коррозионного воздействия химикатов. Внедрение систем защиты от коррозии на основе эпоксидной смолы частично облегчило ситуацию, позволив сельскохозяйственным Ан-2 продолжать летать гораздо дольше. С 1954 года пять самолетов Ан-2СХ были переоборудованы в пожарные путем создания давления в бункере, наполненном водой и/или замедлителем, и выброса его из сопла вместо оборудования для пылеудаления/распыления, отдельные самолеты были переданы управлениям гражданской авиации по всей стране. но оказался относительно неэффективным. [ 4 ]
- Ан-2Т ( Транспортный – грузовой) – базовая первая серийная модель для перевозки грузов и почты. [ 4 ]
- Ан-2ТД ( Транспортно-десантный - грузовой/десантный) - десантный вариант с 12 сиденьями, статическими тросами крепления и сигнальными фонарями. [ 4 ]
- Ан-2ТП ( Транспортно-Пассажирский – грузопассажирский) – кабриолет грузопассажирский вариант с откидывающимися десятиместными сиденьями, выпущенный в 1949 году. [ 4 ]
- Ан-2ТПС ( Транспортно-Пассажирский Санитарный - грузопассажирский медицинский) - санитарный самолет польского производства на базе самолета Ан-2ТП с тремя носилками на каждом борту и двумя медицинскими работниками. [ 4 ]
- Ан-2В ( Водный - водный) - гидросамолетная версия базового Ан-2, оснащенная двумя поплавками, опирающимися на подкосы в точках крепления шасси и задней части фюзеляжа. Гидросамолеты Ан-2, выпускавшиеся в Киеве, имели обозначение Ан-4, но свидетельств того, что это обозначение широко использовалось, мало. Хотя бы один Ан-2В. [ 4 ] Ан-2В Видео
- Ан-2В ( Высотный - высотный) - на Киевском заводе было построено шесть самолетов как Ан-2В для разведки погоды для использования на большой высоте. Оснащенные турбированным двигателем АШ-62ИР/ТК, они отличались от Ан-6 «Метео» отсутствием кабины наблюдателя перед килем. [ 4 ]
- Ан-2ВА – водный бомбардировщик. [ 4 ]
- Ан-2В ( Водносамолот – гидросамолет) – Ан-2В польского производства, также иногда обозначаемый Ан-2М (не путать с улучшенным вариантом). [ 4 ]
- Ан-2ЗА ( Зондирование атмосферы - отбор проб атмосферы) - первоначальное обозначение для высотных метеорологических исследований, переименованное в «Ан-6 Метео».
- Ан-3 (первое использование обозначения) - радикальная модернизация Ан-2А для перехвата разведывательных аэростатов разведывательных служб США, пролетающих над СССР. С монопланом большого удлинения, высокорасположенным крылом, турбонаддувом АШ-62ИР/ТК и комбинированной прожекторно-пушечной турелью, установленной в верхней части хвостовой части фюзеляжа. [ 4 ]
- Ан-3 (второе использование обозначения) - в попытке заменить Ан-2СХ, после плохих характеристик неудачного WSK-Mielec M-15 Belphegor , было предложено установить турбовинтовой двигатель на совершенно новый фюзеляж с горбатый для кабины и хвостового оперения Ан-2М. Этот проект не был реализован, и менее амбициозная модернизация привела к третьему и последнему использованию обозначения Ан-3. [ 4 ]
- Ан-3 (третье использование обозначения) - прототип Ан-3 с двигателем Глушенкова ТВД-20 турбовинтовым мощностью 1054 кВт (1413 л.с.) , герметичной кабиной с отдельной входной дверью над передней кромкой нижнего крыла и кондиционером для улучшения условий в кабине. Были построены два прототипа (CCCP-06131 и CCCP37901) с третьей регистрацией (CCCP26700), которая, как полагают, является перерегистрацией одной из двух других регистраций. Летные испытания и испытания прошли успешно, и два прототипа установили не менее шести мировых рекордов по соотношению полезной нагрузки и высоты в своем классе. Из-за распада СССР первоначальные планы по производству и вариантам были отложены до 1993 года, когда началось производство переоборудованных самолетов, таких как Ан-3Т . на омском заводе «Полет» [ 4 ]
- Ан-3Т . Из-за большого количества имеющихся в наличии излишков Ан-2 Ан-3Т производился не с нуля, а путем переоборудования самолетов, у которых осталось не менее 50% ресурса. Все самолеты были перерегистрированы и получили новые строительные номера. [ 4 ]
- Ан-3ТК — кабриолет грузопассажирский вариант с шестью складными сдвоенными сиденьями. [ 4 ]
- Ан-3СХ - сельскохозяйственная версия, испытанная на одном из оригинальных прототипов, но без известных производственных модификаций. [ 4 ]
- Ан-3П — водный бомбардировщик для тушения лесных пожаров с баком, установленным в фюзеляже. [ 4 ]
- Ан-3С - проектируемая версия машины скорой помощи с шестью носилками и двумя фельдшерами. [ 4 ]
- Ан-3Д - проектируемый вариант военного корабля с откидными сиденьями для десантников. [ 4 ]
- Ан-4 - это обозначение использовалось для гидросамолетов Ан-2В, производимых в Киеве, но, похоже, не используется широко. Это связано либо с очень ограниченным производством в Киеве, либо с тем, что операторы не делают различия между Ан-2В и Ан-4. [ 4 ]
- Ан-6 - транспортный самолет с турбонаддувным двигателем Швецов Аш-62ИР/ТК для эксплуатации в горной местности на больших высотах. Неизвестное количество было доставлено в Управление гражданской авиации Таджикистана и Полярное управление для использования на крайнем севере СССР и для поддержки советских антарктических исследовательских станций. [ 4 ]
- Ан-6 Метео - После провала «Изделия К» перед ОКБ Антонова была поставлена задача разработать высотный самолет-разведчик погоды Ан-2ЗА на базе Ан-2. Имея ту же кабину наблюдателя, расположенную перед вертикальным стабилизатором над задней частью фюзеляжа, что и на «Изделии К», мощность обеспечивалась двигателем Швецова АШ-62ИР/ТК с турбонаддувом, что позволяло Ан-2ЗА выполнять поставленные задачи. роль высотных исследований. 9 июня 1954 года летчик-испытатель ОКБ-153 В. А. Калинин и бортинженер В. И. Баклайкин установили мировой рекорд высоты для класса С-1е-1 (3 000–6 000 кг; 6 600–13 200 фунтов) на высоте 11 248 м (36 903 фута), чего ранее не было. сломан к 2004 году. Ан-2ЗА в начале своей карьеры был переименован в Ан-6 Метео и продолжал летать до тех пор, пока авария при взлете в сентябре 1958 года не привела к серьезным повреждениям. [ 4 ]
- Грач-2 ( Грач -Грач) - Студенты СКБ МАИ ( Студенческое конструкторское бюро Московского авиационного института [Серго Орджоникидзе] - студенческое конструкторское бюро Московского авиационного института [Серго Орджоникидзе]) изучали сельскохозяйственные самолеты с использованием экраноплана. Их первая попытка, получившая название «Грач -2», представляла собой стандартный фюзеляж Ан-2, соединенный с низкорасположенной перевернутой чайкой. Крылья моноплана обратно-треугольного типа с хвостовиком, постоянной хордой, двугранным сечением и Т-образным хвостовым оперением. [ 4 ]
- Грач-3 - Вторым проектируемым сельскохозяйственным самолетом-экранопланом СКБ МАИ стал Грач-3. Этот самолет должен был быть похож на «Грач-2», но с центропланом с почти постоянной хордой, что позволяло отказаться от хвостового оперения и управлять тангажем с помощью рулей высоты в задней части центроплана. [ 4 ]
- Лала-1 - исследовательский прототип с открытой задней частью фюзеляжа, сдвоенным хвостовым оперением и сдвоенными хвостовыми колесами, поддерживаемыми стойками под задней частью гондолы фюзеляжа. В хвостовой части фюзеляжа был установлен ТРДД Ивченко АИ-25 для использования в качестве опытной модели сельскохозяйственного самолета WSK-Mielec M-15 Belphegor . [ 4 ]
- СибНИА ТВС-2МС - турбовинтовая переоборудование Ан-2 Сибирским научно-исследовательским институтом авиации (СибНИА) с использованием двигателя Honeywell TPE331-12UHR мощностью 820 киловатт (1100 л.с.) . Первый полет состоялся 5 сентября 2011 года. Поставки в Воздушную службу охраны леса начались в 2014 году, к августу 2014 года было совершено шесть полетов. [ 27 ] и 16 в эксплуатации к началу 2017 года. [ 28 ]
- СибНИА ТВС-2-ДТ - с новыми композитными крыльями (без подкосов и тросов) и хвостовым оперением. Первый полет 10 июня 2015 г. [ 28 ]
- СибНИА ТВС-2-ДТС - ТВС-2-ДТ с новым цельнокомпозитным фюзеляжем. [ 28 ] Производство запланировано на Улан-Удэнском авиационном заводе с 2019 года, чтобы удовлетворить потребность в поставке не менее 200 самолетов в период с 2021 по 2025 год. [ 29 ]
- СибНИА ТВС-2-ДТС «Партизан» — беспилотный вариант ТВС-2-ДТС [ 30 ]
Китайские варианты
[ редактировать ]- Feng Shou-2 (Комбайн-2) - название, данное первому сельскохозяйственному Y-5II, построенному в Наньчане. [ 4 ]
- Feihong-98 (FH-98) – беспилотный транспортный самолет грузоподъемностью 1,5 тонны. [ 31 ]
- Наньчан Y-5 - ( Юньшуджи - транспортный) китайская версия Ан-2, первоначально построенная по советским чертежам и под наблюдением советских советников, было построено 727 экземпляров, когда производство было переведено в Харбин в 1968 году. [ 4 ] [ 2 ] [ 32 ]
- Nanchang Y-5II - опрыскиватель/опылитель для сельскохозяйственных культур с бункером/баком для химикатов в кабине и сменным оборудованием для опрыскивания/опыления. Охлаждение кабины было усилено для повышения комфорта в субтропических регионах Китая. 229 построено. [ 2 ]
- Shijiazhuang Y-5A - первая серийная версия, построенная в Шицзячжуане, легкий пассажирский транспорт, эквивалент Ан-2Т, построено 114 штук. [ 2 ] [ 32 ]
- Шицзячжуан Y-5B - сельскохозяйственный самолет производства Шицзячжуана, аналог Ан-2 СХ. [ 2 ] [ 32 ]
- Shijiazhuang Y-5B-100 - самолет Y-5B, оснащенный тройными законцовками на верхних законцовках крыла, что, по общему мнению, увеличивало скороподъемность на 20% и улучшало соотношение длины и диаметра на 15%. [ 2 ]
- Shijiazhuang Y-5B(T) - парашютная версия, разработанная для ВВС НОАК, с обновленной авионикой, включая GPS. [ 2 ]
- Шицзячжуан Y-5B (K) - по-разному упоминается как туристический вариант или сельскохозяйственный вариант. [ 2 ]
- Шицзячжуан Y-5B(D) — по-разному сообщается как сельскохозяйственный вариант или туристический вариант. [ 2 ]
- Nanchang Y-5C - амфибия Y-5A с двумя поплавками. [ 2 ] [ 32 ]
- Nanchang Y-5D – тренажер экипажа бомбардировщика. [ 2 ]
- Nanchang Y-5K - пятиместный VIP-пассажирский вариант. Одиннадцать самолетов были поставлены ВВС НОАК с 1958 года. Семиместный самолет был доставлен Хо Ши Мину в Северном Вьетнаме , а два были переданы Королевскому флоту Непала для использования королем Бирендрой . [ 2 ]
- Shijiazhuang Y-5B (турбовинтовой) - планируемая программа модернизации турбовинтовых двигателей с заменой радиального двигателя Huosai-5 мощностью 1000 л.с. на более мощный турбовинтовой двигатель. [ 2 ]
Украинские варианты
[ редактировать ]- Ан-2-100 - модификация конструкции, впервые совершённой в 2013 году, с современным 3-лопастным реверсивным винтом и турбовинтовым двигателем Мотор Сич Сич МС-14 мощностью 1500 л.с., работающим на керосине, а не на авиагазе. Первый полет совершил 10 июля 2013 года в Киеве. [ 11 ] [ 3 ]
Операторы
[ редактировать ]Самолет популярен среди чартерных компаний и небольших авиакомпаний, эксплуатируется частными лицами и компаниями.
Военные операторы
[ редактировать ]Текущие операторы
[ редактировать ]Бывшие операторы
[ редактировать ]Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на 8 января 2023 года произошло 802 катастрофы Ан-2 с потерей корпуса, в результате которых погибло 825 человек. [ 54 ] Одна из последних катастроф произошла около 13:30 14 ноября 2022 года в Эверглейдс , когда Ан-2, конфискованный службой таможенного и пограничного контроля США, перевозился в представительский аэропорт Форт-Лодердейла и перевернулся во время вынужденной посадки, что вызвало из-за отказа двигателя. Оба пилота выжили.
Первый известный акт самоубийства пилота после Второй мировой войны произошел на Ан-2. Тимофей Шовкунов угнал Ан-2 и направил его прямо в свой многоквартирный дом в Ворошиловграде (ныне Луганск ) 27 марта 1972 года, очевидно, в отчаянии после того, как накануне уехала его жена вместе с сыном. Он был единственной жертвой. [ 55 ]
Третий известный послевоенный акт самоубийства пилота , произошедший 26 сентября 1976 года, гражданин России Владимир Серков совершил несанкционированный взлет на Ан-2 (рег. номер СССР-79868) из аэропорта Новосибирск-Северный . Он врезался на нем в подъезд жилого комплекса по улице Степная, дом 43/1, где жили родители его бывшей жены, пытаясь убить бывшую жену. Совершив два круга вокруг места происшествия, Серков попытался направить самолет к квартире родителей, где гостили его жена и двухлетний сын. Самолет пробил лестничную клетку между 3-м и 4-м этажами и, заправленный 800 литрами бензина, вызвал большой пожар внутри лестничной клетки, который в конечном итоге распространился на 30 квартир. Пожарные прибыли на место через пять минут, на тушение пожара ушло 57 минут. От ожогов на месте погибли четырехлетний и двое шестилетних детей. Еще один четырехлетний ребенок скончался через восемь дней в результате ожогов. Всего в результате пожара ожоги получили 11 жителей. [ 56 ] [ 57 ] Бывшая жена Серкова (и ее родители) и его маленький сын в результате инцидента не пострадали. [ 56 ] [ 57 ]
Технические характеристики (Ан-2)
[ редактировать ]Данные с бипланов, трипланов и гидросамолетов [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1–2
- Вместимость: 12 пассажиров / 2140 кг (4718 фунтов)
- Длина: 12,4 м (40 футов 8 дюймов)
- Верхний размах крыла: 18,2 м (59 футов 9 дюймов)
- Размах нижнего крыла: 14,2 м (46 футов 7 дюймов)
- Высота: 4,1 м (13 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 71,52 м 2 (769,8 кв. футов)
- Профиль крыла : ЦАГИ Р-11 (14%) [ 58 ]
- Вес пустого: 3300 кг (7275 фунтов)
- Полная масса: 5440 кг (11993 фунта)
- Запас топлива: 1200 л (320 галлонов США; 260 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 × Швецов АШ-62ИР 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения с наддувом, 750 кВт (1010 л.с.)
- Гребные винты: 4-лопастной гребной винт постоянной скорости.
Производительность
- Максимальная скорость: 258 км/ч (160 миль в час, 139 узлов)
- Крейсерская скорость: 190 км/ч (120 миль в час, 100 узлов)
- Скорость сваливания: около 50 км/ч (31 миль в час, 27 узлов).
- Дальность: 845 км (525 миль, 456 миль)
- Практический потолок: 4500 м (14 800 футов)
- Скорость набора высоты: 3,5 м/с (690 футов/мин)
- Мощность/масса : 0,136 кВт/кг (0,083 л.с./фунт)
- Расход топлива: 185–200 л/ч (49–53 галлонов/ч; 41–44 имп гал/ч)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шарп, Майкл. Бипланы, трипланы и гидросамолеты , с. 32. Лондон, Англия: Книги Фридмана/Фэрфакса, 2000. ISBN 1-58663-300-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Gordon, Yefim ; Komissarov, Dmitry (2008). Chinese Aircraft . Manchester: Hikoki Publications. ISBN 978-1-902109-04-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Россия заказала у Антонова усовершенствованные кукурузники Россия заказала у «Антонова» усовершенствованные сельскохозяйственные самолеты. Корреспондент . 11 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 14 августа 2013 года . Проверено 4 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб с минет БК с бм млрд быть б.п. БК бр бс Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitry (2004). Antonov An-2 . Midland: Hinkley. ISBN 1-85780-162-8 .
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . Обозначение-systems.net. 18 января 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . Обозначение-systems.net. 18 января 2008 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Харпол, Том. «Антоновы в Америке». Архивировано 3 августа 2012 г. в Machine, стр. 2. Архивировано 8 апреля 2013 Wayback г., стр. 3. Архивировано 8 апреля 2013 г. в Wayback Machine Air & Space/Smithsonian , август 2012 г. Проверено: 31 июля. 2012.
- ^ Soviet Ministry of Agriculture (1989). Защита растений [ Crop Protection ] (in Russian). Moscow: Kolos (publishing house) . p. 36.
- ^ Ганстон 1995, с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б (на польском языке) Гжегож Холданович : Польская M28 запечатает Вьетнам в: Report-WTO № 12/2003, стр. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Гетин, Ховард (5 августа 2013 г.). «Антонов летает на турбовинтовом Ан-2-100» . Полет Глобал . Архивировано из оригинала 8 августа 2013 года.
- ^ Тримбл, Стивен (10 июня 2015 г.). «Модернизированный демонстратор Ан-2 совершил первый полет» . Рейс Интернешнл . Архивировано из оригинала 13 июня 2015 г. Проверено 13 июня 2015 г.
- ↑ Аэродром Волосов. Архивировано 13 июля 2017 г. в Wayback Machine . Коды аэропортов мира. Проверено 12 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «В первую очередь воздушный бой» . Центральное разведывательное управление . Архивировано из оригинала 23 июня 2011 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Мэдер 1996, стр.145.
- ^ Магаш, Бранка; Джанич, Иво (2001). Война в Хорватии и Боснии и Герцеговине, 1991–1995 гг . Тейлор и Фрэнсис . стр. 58. ISBN 0-7146-8201-2 .
- ^ «АСН Авиакатастрофа Ан-2 9А-БОП Вуковар» . Aviation-safety.net. 2 декабря 1991 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2014 года . Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Бермудес, Джозеф С. младший (1988). Северокорейский спецназ . Суррей, Великобритания: Издательская компания Jane's .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Азербайджанские военные переоборудуют старые самолеты-пылесосы в ударные дроны» . Хетк Онлайн. 31 декабря 2020 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2020 года . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ «Нагорный Карабах: Зенитные ракеты против ловушек Антонова [ВИДЕО]» . defence24.pl . 2 октября 2020 г. Архивировано из оригинала 25 мая 2022 г. Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Следующий рубеж в войне дронов? Комбайн советской эпохи» . Бюллетень ученых-атомщиков . 10 февраля 2021 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2021 г. Проверено 15 февраля 2021 г.
- ^ «Азербайджанские военные переоборудуют старые самолеты-пылесосы в ударные дроны» . Хетк Онлайн . 14 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2020 года . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ «Борьба за Нагорный Карабах» . 1 октября 2020 года. Архивировано из оригинала 24 июня 2023 года . Проверено 2 октября 2020 г. .
- ^ «Нагорно-Карабахская Республика заявляет о сбитом азербайджанском самолете» . УрдуПойнт . Архивировано из оригинала 21 июля 2021 г. Проверено 30 сентября 2020 г.
- ^ Ньюдик, Томас (2 марта 2022 г.). «Россия, похоже, готовит свои древние бипланы Ан-2 к войне в Украине» . Драйв . Архивировано из оригинала 05 марта 2022 г. Проверено 8 марта 2022 г.
- ^ «МАИ Ан-2э» . Руслет. Архивировано из оригинала 10 апреля 2015 г. Проверено 10 апреля 2015 г.
- ^ Младенов, Александр (сентябрь 2014 г.). «Модернизация Ан-2 продолжается». Эйр Интернешнл . Том. 87, нет. 3. п. 28. ISSN 0306-5634 .
- ^ Перейти обратно: а б с Бутовский, Петр (сентябрь 2017 г.). «Композитные самолеты». Эйр Интернешнл . Том. 93, нет. 3. С. 20–21. ISSN 0306-5634 .
- ^ Бродбент, Марк (апрель 2018 г.). «Русский пассажирский поезд». Эйр Интернешнл . Том. 94, нет. 4. с. 31. ISSN 0306-5634 .
- ^ «Беспилотный самолет-демонстратор «Партизан» совершил первый полет – RuAviation . 16 февраля 2024 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2024 г. Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ «Китай успешно испытал самый большой в мире беспилотный транспортный дрон» . 17 октября 2018 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2020 г. . Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Коммунальный самолет Юнь-5» . Сайт Sinodefence.com. 11 декабря 2010 г. Архивировано из оригинала 16 июля 2013 г. Проверено 11 марта 2020 г.
- ^ «Кабина Антонова Ан-2, Музей реставрации исторических самолетов» . Гигапан . 27 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2011 г. Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мировые ВВС, 2004 г., стр. 51 . Великобритания: FlightGlobal. 2004. с. 51. Архивировано из оригинала 9 января 2015 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Болгарский «Кольт» снова в строю». Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство . Март 2019. с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б «Модернизация авиации находится в активной фазе» . Министерство обороны Грузии . Архивировано из оригинала 26 января 2022 г. Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ «ВВС получили второй отремонтированный самолет Ан-2» . sargs.lv/lv/nbs. 25 августа 2020 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2021 г. Проверено 20 мая 2021 г.
- ^ Мировые ВВС, 1971 г., стр. 932 . Великобритания: FlightGlobal. 1971. с. 932. Архивировано из оригинала 16 апреля 2014 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Военнослужащие по призыву Воздушно-десантных войск совершили первые прыжки из самолёта Ан-2 в Тульской области // официальный интернет-сайт министерства обороны РФ от 11 июля 2024
- ^ "Узнаем график ремонта: РВ транспортной авиации и ПВО еще живы?" . Танго Шесть (на сербском языке). 10 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 06 октября 2021 г. Проверено 6 октября 2021 г.
- ^ «Какие войска и вооружение есть в Приднестровье: 5000 внутренних солдат и 1500 нелегально у россиян | Журнал 22» . revista22.ro . 27 апреля 2022 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2023 г. Проверено 14 декабря 2023 г.
- ^ Мировые ВВС, 2004 г., стр. 42 . Великобритания: FlightGlobal. 2004. с. 42. Архивировано из оригинала 25 октября 2014 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Мировые ВВС, 2004 г., стр. 43 . Великобритания: FlightGlobal. 2004. с. 43. Архивировано из оригинала 06 января 2015 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Болгарский «Кольт» снова в строю». Ежемесячник ВВС . Ключевое издательство. Март 2019. с. 17.
- ^ Мировые ВВС, 2004 г., стр. 53 . Великобритания: FlightGlobal. 2004. с. 53. Архивировано из оригинала 3 июля 2019 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Мировые ВВС, 1994 г., стр. 38 . Великобритания: FlightGlobal. 1994. с. 38. Архивировано из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мировые ВВС, 1994 г., стр. 39 . Великобритания: FlightGlobal. 1994. с. 39. Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Мировые ВВС, 1971 г., стр. 928 . Великобритания: FlightGlobal . 1971. с. 928. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 года . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Мировые ВВС, 1971 г., стр. 930 . Великобритания: FlightGlobal. 1971. с. 930. Архивировано из оригинала 15 июня 2013 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Мировые ВВС, 1971 г., стр. 933 . Великобритания: FlightGlobal. 1971. с. 933. Архивировано из оригинала 1 ноября 2014 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ Мировые ВВС, 1971 г., стр. 935 . Великобритания: FlightGlobal. 1971. с. 935. Архивировано из оригинала 08 июля 2015 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Aeroclubul României» (на румынском языке). Фейсбук. 16 февраля 2020 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мировые ВВС, 2004 г., стр. 100 . Великобритания: FlightGlobal. 2004. с. 100. Архивировано из оригинала 1 июля 2015 г. Проверено 08 января 2021 г.
- ^ «Антонов Ан-2» . www.aviation-safety.net . Архивировано из оригинала 15 июня 2023 года . Проверено 9 января 2023 г.
- ^ Егоров Олег (10 сентября 2018 г.). «Ужасающие «самоубийства на самолете», произошедшие в СССР» . Россия за пределами . Архивировано из оригинала 25 июля 2020 года . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Чрезвычайное происшествие (таран жилого дома) с Ан-2 Западно-Сибирского УГА в г. Новосибирск (борт СССР-79868), 26 сентября 1976 года. // AirDisaster.ru - авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России - факты, история, статистика" . airdisaster.ru . Archived from the original on 2017-10-24 . Retrieved 2017-11-28 .
- ^ Перейти обратно: а б «Описание преступного происшествия 26 сентября 1976 года» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 29 марта 2015 года . Проверено 27 марта 2015 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . Университет Иллинойса в Урбана Шампейн . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бутовский, Петр (май – июнь 1999 г.). « Ранние годы «Антека»: создание легенды - годы становления Ан-2». Любитель воздуха (81): 2–11. ISSN 0143-5450 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Мадер, Георг. «Hvratske Zrance Snage: ВВС Хорватии, на которые наложено эмбарго». World Air Power Journal , том 24, весна 1996 г. Лондон: Aerospace Publishing. ISBN 1-874023-66-2 . стр. 139–147.
- Gordon, Yefim & Komissarov, Dmitry. Antonov An-2 . Midland. Hinkley. 2004. ISBN 1-85780-162-8 .
- Gordon, Yefim & Komissarov, Dmitry. Chinese Aircraft . Hikoki Publications. Manchester. 2008. ISBN 978-1-902109-04-6 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- an2plane.ru - самый подробный сайт о самолете Ан-2, самолет Ан-2 (русский и английский)
- Статья об Антонове Ан-2 на Air Vectors
- www.aviation.ru
- Обход Ан-2
- www.bush-planes.com
- Панорамное изображение кабины Ан-2 очень высокого разрешения.
- Walkaround An-2 from Sokolovaya Balka, Ukraine
- Обход Ан-2СХ от Кыргызского авиационного колледжа
- ГенАИРация Антонов
- Короткое видео полета на Ан-2