Богословские различия между Католической церковью и Восточной Православной церковью
![]() |
Эта статья является частью серии, посвященной |
Католически-восточно-православные отношения |
---|
Обзор |
Католическая церковь и Восточная православная церковь находились в состоянии официального раскола друг от друга после раскола между Востоком и Западом 1054 года. Этот раскол был вызван историческими и языковыми различиями, а также вытекающими отсюда теологическими различиями между Западной и Восточной церквями.
Основные богословские различия с католической церковью заключаются в главенстве папы. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и пункт о филиокве . [ 1 ] [ 2 ] обоснованность неопаламистского и различия сущности и энергии эмпирического видения Бога, достигнутого в теории и теозисе В духовности активно обсуждается .
Хотя в 21 веке наблюдался рост антизападных настроений с ростом неопаламизма, «будущее сближения Востока и Запада, похоже, преодолевает современную полемику нео-схоластики и неопаламизма». [ 4 ] Со времени Второго Ватиканского Собора Католическая Церковь в целом придерживалась подхода, согласно которому раскол носит прежде всего экклезиологический характер, что доктринальные учения Восточных Православных Церквей в целом здравы и что «видение полного общения, к которому следует стремиться, заключается в том, что единства в законном многообразии» [ 5 ] как и до разделения. [ 6 ]
Области доктринального согласия
[ редактировать ]Обе Церкви признают решения первых семи Вселенских Соборов неразделенной Церкви. Это:
- Первый Никейский собор
- Первый Константинопольский собор
- Первый Эфесский собор
- собор Халкидонский
- Второй Константинопольский собор
- Третий Константинопольский собор и
- Второй Никейский собор .
Таким образом, существует доктринальное соглашение по следующим вопросам:
- Божественная и человеческая природа Иисуса
- Апостольская преемственность
- Троекратное служение епископов , священников и диаконов.
- Широкая структура видимой церкви
- Безгрешная жизнь Пресвятой Богородицы и почитание Ей как Богородицы
- Обращение к святым
- Принятие семи таинств
- Исповедь священнику
- Использование икон в богослужении
- Торжественное совершение Евхаристии и утверждение ее жертвенной природы как тождественной жертве Христовой.
- Евхаристический хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.
Обе церкви отвергают многие протестантские доктрины, важными примерами которых являются учения о спасении только через веру и sola scriptura .
Раскол между Востоком и Западом
[ редактировать ]
476 Конец Западной Империи; 550 завоеваний Юстиниана I; 717 г. Воцарение Льва Исавра; 867 г. Воцарение Василия I; 1025 г. Смерть Василия II; 1095 г. Канун Первого крестового похода; 1170 г. При Мануэле I; 1270 г. При Михаиле VIII Палеологе; 1400 г. Перед падением Константинополя.
Католическая церковь и Восточная православная церковь находились в состоянии официального раскола друг от друга после раскола между Востоком и Западом 1054 года. Этот раскол был вызван историческими и языковыми различиями, а также вытекающими отсюда теологическими различиями между Западной и Восточной церквями.
Византийская империя навсегда вышла из Рима в 751 году , положив тем самым конец византийскому папству . Последующее взаимное отчуждение грекоязычного Востока и латиноязычного Запада привело к растущему незнанию богословских и экклезиологических разработок каждой традиции.
Восточная церковь и Западная церковь использовали соответственно греческий и латынь в качестве средств общения. Переводы не всегда точно соответствовали. Это также привело к недоразумениям.
Папское первенство
[ редактировать ]Папское первенство, также известное как «первенство епископа Рима», представляет собой церковную обладает доктрину, касающуюся уважения и авторитета, которыми Папа со стороны других епископов и их епископских кафедр .
В Восточных Православных Церквах некоторые понимают первенство Римского епископа как просто более почетное, рассматривая его как primus inter pares («первый среди равных»), без эффективной власти над другими церквями. [ 7 ] Другие православные богословы , однако, рассматривают первенство как авторитетную власть: выражение, проявление и реализацию в одном епископе власти всех епископов и единства Церкви. [ 8 ]
Католическая церковь приписывает главенству Папы «полную, высшую и универсальную власть над всей Церковью, власть, которую он всегда может осуществлять беспрепятственно». [ 9 ] с властью, которую он приписывает также всему корпусу епископов, объединенных с Папой. [ 10 ] Власть, которую он приписывает первостепенной власти Папы, имеет ограничения официального, юридического, догматического и практического характера. [ 11 ]
В Равеннском документе , изданном в 2007 году, представители Восточной Православной Церкви и Католической Церкви совместно заявили, что и Восток, и Запад признают факт первенства Римского епископа на вселенском уровне, но существуют различия в понимании того, как это первенство должно осуществляться, а также о его библейских и богословских основаниях. [ 12 ]
И его сын
[ редактировать ]Разногласия по поводу этой доктрины и вопроса о папском первенстве были и остаются основными причинами раскола между восточно-православной и западной церквями. [ 1 ] [ 2 ] Этот термин был постоянным источником конфликта между восточным христианством и западным христианством, во многом способствовав расколу между Востоком и Западом 1054 года и оказавшись препятствием для попыток воссоединения двух сторон. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Филиокве о Пункт
[ редактировать ]Filioque (буквально «и [от] Сына» [ 16 ] [ обсуждать ] ) — латинский термин, добавленный к Никейско-Константинопольскому Символу веры (широко известному как Никейский Символ веры ), который отсутствует в оригинальной греческой версии. Латинский термин Filioque переводится в английском предложении «и Сын» в этом символе веры:
- Верую в Духа Святого, Господа, животворящего,
- исходящий от Отца ⟨и Сына⟩ .
- Который с Отцом и Сыном почитается и прославляется.
или по латыни:
- И в Духе Святом, Господе и животворящем:
- исходящий Отца и Сына от
- Тот, Кому поклоняются вместе с Отцом и Сыном. и когда он прославится
Включение и отвержение
[ редактировать ]Филиокве . не включено в форму Никео-Константинопольского Символа веры, используемого в большинстве западных христианских церквей [ примечание 1 ] впервые появился в VI в. [ 23 ] [ противоречивый ] Он был принят Папами лишь в 1014 году и отвергнут Восточной Православной Церковью , Восточными Православными Церквами и Церковью Востока .
Последствия
[ редактировать ]Включен ли этот термин Filioque , а также то, как он переводится и понимается, может иметь важные последствия для понимания центрального христианского учения о Святой Троице . Для некоторых этот термин подразумевает серьезную недооценку роли Отца в Троице; для других отрицание того, что оно выражает, подразумевает серьезную недооценку роли Сына в Троице. Со временем этот термин стал символом конфликта между восточным христианством и западным христианством, хотя попытки разрешить этот конфликт предпринимались. Среди первых попыток гармонизации — произведения Максима Исповедника , который, в частности, был канонизирован независимо как Восточной, так и Западной церквями.
Возможное лингвистическое решение
[ редактировать ]В 1995 году Папский совет по содействию христианскому единству (PCPU) отметил, что загадка Filioque может быть проблемой языка, а не проблемой богословия. [ 24 ] Слово ἐκπορεύεσθαι в греческом языке указывает на первопричину или конечную причину; тогда как латинское слово procedere указывает на шествие, но не на конечную причину. Латинскую версию можно точнее перевести на греческий как προϊέναι , а не ἐκπορεύεσθαι . Митрополит Иоанн Зизиулас заявил, что позиция ПКЦП демонстрирует положительные признаки примирения по вопросу Filioque между Восточной и Западной церквями. [ 25 ]
Неопаламизм: теория и исихазм
[ редактировать ]Неопаламизм
[ редактировать ]В 20-м веке в Восточных Православных Церквах произошел подъем неопаламизма, так называемого «неоправославного движения». Согласно этой точке зрения, возникшей в защиту паламитского различия между сущностью и энергией, в западном богословии доминирует рациональная философия, тогда как православное богословие основано на опытном видении Бога и высшей истины. Согласно неопаламизму, это основное разделение между Востоком и Западом.
Неопаламизм уходит своими корнями в полемику исихастов или полемику паламитов (14 век). [ 26 ] [ 27 ] в котором Григорий Палама дал богословское обоснование многовековой православной практики исихазма. Споры об исихастах привели к дальнейшему различению между Востоком и Западом, отдав видное место созерцательной практике и богословию в Восточных Православных Церквях. Издание в 1782 году « Добротолюбия» , приведшее к возрождению исихазма, было принято, в частности, славянскими православными церквями. Вместе с тем значением, которое придавалось ему в ХХ веке Парижской школой православного богословия , оно «привело к тому, что исихазм стал определяющим для современного православного богословия, как никогда раньше». [ 28 ] [ 29 ] с его различием Паламитской сущности и энергий . [ 30 ]
Рациональное и мистическое богословие
[ редактировать ]По мнению этих современных восточно-православных богословов, западное богословие слишком сильно зависит от катафатического богословия . По мнению Стинберга, восточные богословы утверждают, что христианство по своей сути является аподиктической истиной, в отличие от диалектического , дианойи или рационализированного знания, которое представляет собой истину, достигнутую посредством философских спекуляций. [ 31 ]
В то время как Фома Аквинский утверждал, что катафатическое и апофатическое богословие должны уравновешивать друг друга, Владимир Лосский утверждал, основываясь на своем чтении Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника , что позитивное богословие всегда уступает негативному богословию. [ 32 ] По мнению Лосского , мистицизм , иначе говоря, гносеология , есть выражение догматического богословия по преимуществу . [ 33 ] тогда как позитивное богословие — это шаг на пути к высшему знанию, достигаемому отрицанием. [ 32 ] По мнению Лосского, разница между Востоком и Западом обусловлена использованием католической церковью языческой метафизической философии и ее производного, схоластики , а не мистического, реального опыта Бога, называемого теорией , для подтверждения богословских догм католического христианства. Лосский утверждает, что поэтому православные и католики стали «разными людьми». [ 34 ] заявляя, что «Откровение устанавливает пропасть между истиной, которую оно провозглашает, и истинами, которые могут быть открыты посредством философских спекуляций». [ 35 ]
Лосский оказал сильное влияние на восточно-православное богословие 20-го века, а также на Иоанна Романидиса , который сам по себе был влиятельным богословом. Романидес видел сильную дихотомию между восточно-православными и западными взглядами, утверждая, что влияние франков и принятие западным богословием Августина являются отправной точкой западного рационального богословия и дихотомии между Востоком и Западом. [ 36 ] [ примечание 2 ]
Это же настроение выразили и ранние славянофильские движения (19 век) в произведениях Ивана Киреевского и Алексея Хомякова . Славянофилы искали примирения со всеми различными формами христианства, что можно увидеть в произведениях наиболее известного его сторонника Владимира Соловьева .
Исихазм
[ редактировать ]Исихазм, «сохранять безмолвие», — это мистическая традиция созерцательной молитвы в Восточной Православной Церкви, существовавшая уже в четвертом веке нашей эры при отцах-пустынниках . Ее цель — обожение , обожение, достигаемое посредством практики созерцательной молитвы . [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] первая стадия теории , ведущая к «видению Бога». [ 31 ] [ 47 ] [ 48 ] [ примечание 3 ] Оно состоит из трёх стадий: катарсиса, теории и завершения обожения, т. е. теозиса. [ 43 ]
Познание Бога достигается теорией , «видением Бога». [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 43 ] [ примечание 4 ] Это также называется ощущением нетварного света. [ 47 ] Божий, свет Фавора Христова Преображения [ 63 ] [ 64 ] как это видели апостолы на горе Фавор .
Исихастский спор
[ редактировать ]Исихастский спор — богословский спор в Византийской империи в XIV веке между сторонниками и противниками Григория Паламы. Григорий Палама Салоникский ( 1296-1359 ) дал богословское обоснование практики исихазма. Палама утверждал, что существует различие между сущностью ( ousia ) и энергиями ( energeia ) Бога . Хотя Бог по своей сути непознаваем и неопределим, видения Бога можно достичь, когда его энергию можно увидеть глазами как Нетварный Свет . Палама сформулировал свои идеи об этом различии как часть защиты афонской монашеской практики исихазма от обвинений в ереси, выдвинутых ученым -гуманистом и богословом Варлаамом Калабрийским . [ 65 ] [ 66 ]
Восточно-православные богословы обычно считают это различие реальным, а не просто концептуальным. [ 67 ] Исторически западная христианская мысль имела тенденцию отвергать различие сущности и энергий как реальное в случае Бога, характеризуя эту точку зрения как еретическое введение неприемлемого разделения в Троице и наводящее на мысль о многобожии . [ 68 ] [ 69 ]
Католические взгляды на исихазм
[ редактировать ]В конце 20 века изменилось отношение католических богословов к Паламе. [ 70 ] В то время как некоторые западные богословы считают, что богословие Паламы вводит недопустимое разделение внутри Бога, другие включили его богословие в свое собственное мышление. [ 71 ] утверждая, что между его учением и католической мыслью нет конфликта. [ 72 ]
Сергей С. Хоружий утверждает, что «исихастические исследования могут дать свежий взгляд на некоторые старые межконфессиональные разногласия, обнаружив неожиданные точки сходства». [ 73 ] а Джеффри Д. Финч говорит, что «будущее сближения Востока и Запада, похоже, приведет к преодолению современной полемики нео-схоластики и неопаламизма». [ 74 ]
Папа Иоанн Павел II неоднократно подчеркивал свое уважение к восточному богословию как к обогащению всей Церкви. Хотя с католической точки зрения существуют противоречия в отношении некоторых событий в практике исихазма, сказал Папа, нельзя отрицать доброту намерения, которое вдохновило его на защиту. [ 75 ] [ 76 ]
Будущие направления
[ редактировать ]Джеффри Д. Финч утверждает, что «будущее сближения Востока и Запада, похоже, приведет к преодолению современной полемики нео-схоластики и неопаламизма». [ 4 ]
Католическая церковь считает, что различия между восточной и западной теологией скорее дополняют друг друга, чем противоречат друг другу, как сказано в декрете Unitatis redintegratio Второго Ватиканского собора , который заявил:
В изучении откровения Восток и Запад следовали разным методам и по-разному развивали свое понимание и исповедание истины Божией. Поэтому неудивительно, если время от времени одна традиция приближалась к полному пониманию некоторых аспектов тайны откровения, чем другая, или выражала их с большей выгодой. В таких случаях эти различные богословские выражения следует часто рассматривать как взаимодополняющие, а не противоречащие друг другу. Что касается подлинных богословских традиций Восточной Церкви, мы должны признать, каким замечательным образом они укоренены в Священном Писании, и как они взращиваются и выражаются в жизни литургии. Они черпают свою силу и в живом предании апостолов, и в трудах отцов и духовных писателей Восточных Церквей. Таким образом, они способствуют правильному устройству христианской жизни и, по сути, открывают путь к полному видению христианской истины. [ 77 ]
Позицию Католической церкви выразил и Папа Иоанн Павел II в образе Церкви, «дышащей двумя легкими». [ 78 ] [ 79 ] Он имел в виду, что должно быть сочетание более рационального, юридического, организованного «латинского» темперамента с интуитивным, мистическим и созерцательным духом, свойственным Востоку. [ 80 ]
В Катехизисе Католической Церкви со ссылкой на документы Второго Ватиканского Собора и Папы Павла VI говорится:
«Церковь знает, что она во многом соединена с крещеными, которые почитаются именем христианина, но не исповедуют католическую веру во всей ее полноте или не сохранили единства или общения при преемнике Петра» ( Lumen gentium 15) . ). Те, «кто верит во Христа и правильно крещен, вступает в определенное, хотя и несовершенное, общение с Католической Церковью» ( Unitatis redintegratio 3). В Православных Церквах это общение настолько глубоко, «что ему мало чего недостает для достижения полноты, которая позволила бы совместно совершать Евхаристию Господню» (Павел VI, Беседы, 14 декабря 1975 г.; ср. Unitatis redintegratio 13-18). [ 81 ]
10 июля 2007 года Конгрегация доктрины веры опубликовала документ: [ 82 ] утвержденное Папой Бенедиктом XVI , в котором говорилось, что восточные церкви отделены от Рима (церкви-члены Восточной Православной Церкви , Восточного Православия и Ассирийской Церкви Востока ) и именно по этой причине «не хватает чего-то в своем состоянии как отдельных церквей». ", и что разделение означает также, что "полнота вселенства, которая свойственна Церкви, управляемой Преемником Петра, и епископам, находящимся в общении с ним, не полностью реализуется в истории". [ 83 ]
3 июля 2019 года стало известно, что во время встречи Ватикана с православным архиепископом Телмесским Иовом, который представлял Вселенского патриарха Константинопольского Варфоломея, во время праздника св. Петра и Павла 29 июня 2019 года Папа Франциск заявил, что целью между Католической и Православной церквями должно быть единство, а не нивелирование различий. [ 84 ] Папа Франциск также подарил Варфоломею девять фрагментов костей, которые, как считалось, принадлежали святому Петру и которые были выставлены на публичной мессе, состоявшейся в Ватикане в ноябре 2013 года в честь «Года веры». [ 85 ] [ 84 ] Несмотря на «сердечную» встречу с президентом России Владимиром Путиным , с которым у Папы исторически сложились хорошие отношения, [ 86 ] 4 июля 2019 г. напряженность между Ватиканом и Русской православной церковью все еще сохранялась, при этом Папа Франциск заявил, что маловероятно, что он посетит Россию, если Путин не согласится не включать Русскую православную церковь в свой визит. [ 87 ] Путин также заявил Папе, что не будет приглашать Папу в Россию без этого условия. [ 88 ] Папа Франциск также намекнул, что готов поддержать обеспокоенность Украинской греко-католической церкви, которая выразила несогласие как с интервенцией Путина в Украину, так и с нынешними отношениями Ватикана с Путиным. [ 89 ]
В начале двухдневной встречи Ватикана с украинскими греко-католическими лидерами 5 июля 2019 года Папа Франциск намекнул, что поддерживает озабоченность Церкви в Украине, и призвал к увеличению гуманитарной помощи Украине. Ранее Папа выражал тревогу по поводу роли Русской Православной Церкви в конфликте на Украине в начале 2019 года. [ 90 ] Во время встречи 5 июля 2019 года Папа Франциск также обвинил Русскую Православную Церковь в попытках манипулировать «другими религиями» и в Украине. [ 91 ]
См. также
[ редактировать ]- Восточное христианство
- Восточно-православное богословие
- Восточно-православная оппозиция папскому превосходству
- История богословия восточно-православного христианства
- История католической мариологии
- Католическое богословие
- Западное христианство
- Православие западного обряда
- Объединенная международная комиссия по теологическому диалогу между Католической и Православной Церковью
- Совет Флоренции
- Х. Тристрам Энгельхардт-младший много писал о крахе экуменизма.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Доктрина, выраженная Filioque, принята Католической церковью . [ 17 ] англиканством [ 18 ] и протестантскими церквями в целом. [ 19 ] Христиане этих групп обычно включают его при чтении Никейского символа веры. Тем не менее, эти группы признают, что «Филиокве» не является частью оригинального текста, установленного на Первом Константинопольском соборе в 381 году. [ нужна ссылка ] и они не требуют, чтобы и другие употребляли его при произнесении Символа веры: [ нужна ссылка ] в том числе и в латинских литургических обрядах Латинской церкви . [ 20 ] Католическая церковь не добавляет фразу, соответствующую Filioque (καὶ τοῦ Υἱοῦ), к греческому тексту Символа веры, где она ассоциировалась бы с глаголом ἐκπορεύεσθαι , но добавляет ее на латыни, где она связана с глаголом procedere , слово более широкого значения, чем ἐκπορεύεσθαι , и на таких языках, как английский, [ 21 ] в котором глагол, с которым он связан, также имеет более широкое значение, чем ἐκπορεύεσθαι . Папа Иоанн Павел II несколько раз читал Никейский Символ веры патриархам Восточной Православной Церкви на греческом языке в соответствии с оригинальным текстом. [ 22 ]
- ^ святого Фомы Аквинского По мнению Романида, как аристотелеанство святого Августина , так и неоплатонизм вводят в заблуждение и доминируют в западном богословии. По мнению Романида, у Августина не было теорий , и многие его богословские выводы основаны не на личном опыте Бога, а на философских или логических рассуждениях и догадках. [ 36 ] Поэтому Романидес почитает Августина как святого, но говорит, что он не может считаться богословом Восточной Православной церкви. [ 37 ]
По мнению Иоанна Романидеса, католическая церковь, начиная с Августина, удалила мистический опыт (откровение) Бога ( теорию ) из христианства и заменила его концептуализацией откровения посредством философских спекуляций метафизики. [ 38 ] [ 39 ] Романидес считает метафизику Августина не православной, а языческой мистикой. [ 38 ]
По словам Иоанна Романидеса , богословие августинцев обычно игнорируется в Восточной Православной церкви. [ 40 ] По словам Иоанна Романидеса и Джорджа Пападиметриу, некоторые учения Августина, включая его платонический мистицизм, фактически были осуждены в рамках восточно-православного осуждения Варлаама Калабрийского на Исихасте или Пятом Константинопольском соборе 1351 года . [ 38 ] [ 41 ] [ примечание 1 ] - ^ Обожение также называют «прославлением». [ 38 ] «соединение с Богом», «становление богом по благодати», « самоосознание », «стяжание Святого Духа», «опыт нетварного света ». [ 43 ] [ 49 ]
- ^ В классической греческой философии теория была «интеллектуальным видением истины». [ 53 ] то есть интуитивное или всеобъемлющее понимание и видение, в отличие от простого рационального и аналитического понимания. До шестого века практика того, что сейчас называется мистицизмом, обозначалась термином contemplatio , cq theoria . [ 54 ] По словам Джонсона, «[и] созерцание, и мистицизм говорят об оке любви, которое смотрит, всматривается, осознает божественные реальности». [ 54 ]
Под влиянием Псевдо-Дионисия Ареопагита мистическое богословие стало обозначать исследование аллегорической истины Библии. [ 55 ] и «духовное осознание невыразимого Абсолюта за пределами теологии божественных имен». [ 56 ] Теория позволила отцам воспринимать глубину смысла библейских писаний, избегающую чисто научного или эмпирического подхода к интерпретации. [ 57 ] Антиохийские отцы, в частности, видели в каждом отрывке Священного Писания двойной смысл, как буквальный, так и духовный. [ 58 ] [ примечание 2 ] [ примечание 3 ]
- Подзаметки
- ↑ Это утверждение сделано Романидом в заголовке его « Учения Августина, которые были осуждены Девятым Вселенским собором 1351 года как учение Варлаама Калабрийского» .
- ^ Использование теорий в Антиохии уважало буквальное значение текстов Ветхого Завета, но при этом усматривало в них типологический или духовный смысл, раскрывая в повествовании «лик Христа в Ветхом Завете». [ 59 ] По мнению Бека, для Климента и других александрийцев слово теория обозначало духовный смысл отрывка Священного Писания, раскрываемый аллегорией, и они рассматривали его как практически синоним аллегории . [ 60 ]
- ↑ Как отмечает Фрэнсис Маргарет Янг : «Теорию лучше всего переводить в этом контексте как тип « прозрения », это был акт восприятия в формулировках и «истории» Священного Писания морального и духовного значения». [ 61 ] и может рассматриваться как форма аллегории, [ 62 ]
В исихазме теория достигается созерцательной молитвой, непрерывным и осознанным повторением Иисусовой молитвы .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Ларше 2006 , с. 188.
- ^ Перейти обратно: а б с ВКФО 1979 .
- ^ «FindArticles.com — CBSi» . findarticles.com .
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), «Причастники божественной природы» (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN 0-8386-4111-3 ), с. 244
- ^ «Ut Unum Sint (25 мая 1995 г.) | Иоанн Павел II» . w2.vatican.va . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ↑ Orientale lumen , 18. Архивировано 3 декабря 2012 г., в Wayback Machine.
- ^ Специальный выпуск 2011 года .
- ^ Шмеманн 1995 , с. 165.
- ^ Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 882 .
- ^ Катехизис католической церкви (2-е изд.). Библиотека Эдитрис Ватикана . 2019. Пункт 883 .
- ^ Фан 2000 , стр. 486–488.
- ^ Равеннский документ 2007 , nn. 43–44.
- ^ Конгар, Ив (1959). Спустя девятьсот лет: предпосылки раскола между Восточной и Западной церквями . Переведено. Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 44. ИСБН 978-0-58523800-5 .
- ^ Мейендорф, Джон (1987) [©1983]. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 181. ИСБН 978-0-8232-0967-5 .
- ^ Североамериканская православно-католическая богословская консультация (25 октября 2003 г.). «Филиокве: проблема разделения церкви?» . usccb.org . Вашингтон, округ Колумбия: Конференция католических епископов США. Архивировано из оригинала 20 февраля 2013 года. Также заархивировано как «Филиокве: проблема разделения церкви?» . Архивировано из оригинала 6 августа 2010 года . Проверено 25 июня 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) с сайта scoba.us . Нью-Йорк: Постоянная конференция канонических православных епископов Америки. - ^ «филиокве, н» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ «Катехизис Католической Церкви, 246–248» .
- ^ «39 предметов религии (1562 г.)» . www.victorianweb.org .
- ^ Лютеранство ( Книга согласия, архивировано 11 мая 2008 г. в Wayback Machine , Никейский символ веры и Filioque: лютеранский подход ), пресвитерианство ( Пресвитерианская церковь Союза , пресвитерианская церковь Аотеароа, Новая Зеландия. Архивировано 6 февраля 2009 г. в Wayback). Машина , Реформатская пресвитерианская церковь ); Методизм ( Объединенный методистский сборник гимнов )
- ^ Папский совет по содействию христианскому единству: греческие и латинские традиции, касающиеся исхождения Святого Духа (сканированное изображение английского перевода на L'Osservatore Romano от 20 сентября 1995 г.); также текст с транслитерацией греческих букв и текст с опущенными двумя предложениями в начале абзаца, который представлен как начинающийся со слов «Западная традиция выражает сначала…»
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Никейский символ веры» . www.newadvent.org .
- ^ «Согласованное заявление Североамериканской православно-католической богословской консультации, 25 октября 2003 г.» .
- ^ Грудем, Ванье (1994). Систематическое богословие . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. п. 246 . ISBN 978-0-31028670-7 .
- ^ Папский совет по содействию христианскому единству (20 сентября 1995 г.). «Греческие и латинские традиции об исхождении Святого Духа» . L'Osservatore Romano (Еженедельное издание на английском языке). п. 3. Архивировано из оригинала 3 сентября 2004 г. – через ewtn.com.
- ^ Зизиулас, Иоаннис (1996). «Один единственный источник: православный ответ на разъяснения по поводу Филиокве» . 30 дней в Церкви и в мире . 9 . Ньютон, Нью-Джерси: Italcoser: 42–. ISSN 0897-2435 . Записано на Зизиулас, Джон. «Один единственный источник: православный ответ на разъяснения по поводу Филиокве» . ordoxresearchinstitute.org . [sl]: Православный научно-исследовательский институт. Архивировано из оригинала 13 января 2013 года . Проверено 23 декабря 2011 г.
- ^ А. Н. Уильямс, Основание союза: обожение у Фомы Аквинского и Паламы , ISBN 978-0-19-512436-1
- ^ Обзор исихастической полемики архиепископа Хризостома, английская версия: Архиепископ Хризостом, Отношения православных и римско-католических церквей от Четвертого крестового похода до исихастической полемики (Этна, Калифорния: Центр традиционалистских православных исследований, 2001), стр. 199–232 [ 1]
- ^ Эндрю Лаут в Oxford Companion to Christian Thought (Oxford University Press, 2000). ISBN 0-19-860024-0 ), с. 88
- ^ Джеральд О'Коллинз, SJ и Эдвард Г. Фарруджа, SJ, редакторы, Краткий богословский словарь (Paulist Press, 2000). ISBN 0-567-08354-3 ), статья об исихазме и неопаламизме .
- ^ Финч 2007 , с. 233.
- ^ Перейти обратно: а б Григорий Палама: Знание, молитва и видение. Автор: MC Steenberg «Monachos.net - Григорий Палама: Знание, молитва и видение» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2009 г. Проверено 28 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лосский 1976 , с. 26.
- ^ Лосский (1976) , с. 9
- ^ Лосский (1976) , с. 21
- ^ Лосский (1976) , с. 49
- ^ Перейти обратно: а б Франки, римляне, феодализм и доктрина / Эмпирическое богословие против спекулятивного богословия , отец Иоанн С. Романидес [2]
- ^ «ЯХВЕ СЛАВЫ ПО СЛОВАМ 1-го, 2-го и 9-го Вселенских соборов» . www.romanity.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д «НЕКОТОРЫЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТОГО ВЕБ-САЙТА» . www.romanity.org .
- ↑ Романидес, франки, римляне, феодализм, стр.67. Архивировано 5 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Франки, римляне, феодализм и доктрина - [Часть 3] Иоанна Романидеса [3]
- ^ Преподобный доктор Джордж К. Пападеметриу, Святой Августин в греческой православной традиции. Архивировано 5 ноября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Архиепископ Хризостом, Отношения между православными и римско-католическими церквями от Четвертого крестового похода до исихастской полемики на Этне, Калифорния: Центр традиционалистских православных исследований, 2001), стр. 199–232 [4] .
- ^ Перейти обратно: а б с д Православная духовность митрополита Иерофея [5]. Архивировано 7 октября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Белайл, Питер-Дамиан (2002). Привилегия любви: камальдольская бенедиктинская духовность . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2773-0 .
- ^ Холдэуэй, Джервас (2008). Сжатая жизнь . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-3176-8 .
- ^ Уильямс, АН (1 февраля 2007 г.). Божественный смысл: интеллект в святоотеческом богословии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-46148-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Разница между православной духовностью и другими традициями митрополита Иерофея Влахоса [6]
- ^ «Сайт распространения порнографической развлекательной информации Andros» www.theandros.com Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 г. Проверено 26 ноября 2010 г.
- ^ «О союзе с Богом и жизни теории Каллистоса Катафигиотиса (Каллистос Ангеликудис) greekorthodoxchrch.org» . www.greekorthodoxchurch.org .
- ^ Что такое молитва? Феофана Затворника, цит. в «Искусство молитвы: Православная антология» , с.73, составлено игуменом Харитоном Валаамским, пер., Е. Кадлоубовский и Е. М. Палмер, изд. Тимоти Уэр, 1966, Faber & Faber, Лондон.
- ^ Болезнь и исцеление души митрополита Иерофея Нафпактского » [7] Архивировано 26 марта 2009 г. в издательстве Wayback Machine : Монастырь Рождества Богородицы, Греция (1 января 2005 г.). ISBN 978-960-7070-18-0
- ↑ Раздел православной психотерапии «Богопознание по святому Григорию Паламе» митрополита Иерофея Влахоса, опубликованное Рождественским монастырем, Греция (1 января 2005 г.) ISBN 978-960-7070-27-2
- ^ Томас Китинг, Открытый разум, открытое сердце: созерцательное измерение Евангелия , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б Джонсон 1997 , с. 24.
- ^ Кинг 2002 , с. 15.
- ^ Дюпре 2005 , с. 6341.
- ^ Джон Брек, Священное Писание в традиции: Библия и ее интерпретация в Православной Церкви , Издательство Св. Владимирской семинарии, 2001, стр. 11.
- ^ Брек, Священное Писание в традиции , с. 37).
- ^ Джон Брек, Сила слова в поклоняющейся церкви (издательство Св. Владимирской семинарии, 1986 г.) ISBN 0-89281-153-6 ), стр. 75-76.
- ^ Брек, с. 73
- ^ Фрэнсис Маргарет Янг, Библейская экзегеза и формирование христианской культуры (Cambridge University Press, 1997). ISBN 0-521-58153-2 ), с. 175
- ^ Джон Дж. О'Киф, Рассел Р. Рино, Освященное видение (JHU Press, 2005 г.) ISBN 978-0-8018-8088-9 ), с. 15).
- ^ Нетварный свет: иконографическое исследование Преображения в Восточной церкви Сольрунн Нес Вм. стр. 97 - 103 Издательство Б. Эрдманс ISBN 978-0-8028-1764-8
- ↑ «Причастники Божии», автор: Панайотис Христу Holy Cross ортодоксальная пресса, Бруклинская месса, 1984. [8]
- ^ «обвинение Григория Паламы в мессалианстве» - Антонио Кариле, Салоники как центр православного богословия - перспективы в сегодняшней Европе Салоники 2000, стр. 131–140 (английский перевод предоставлен Апостольской Диаконией Греческой Церкви).
- ^ о паламитском споре и связанных с ним темах Заметки Джона С. Романидиса , Греческий православный богословский обзор , том VI, номер 2, зима, 1960–61. Издано издательством Греческой православной богословской школы Святого Креста, Бруклин, Массачусетс.
- ^ Николс, Эйдан (1995). Свет с Востока: авторы и темы в православном богословии, часть 4 . Шид и Уорд. п. 50. ISBN 9780722050804 .
- ^ «Несомненно, лидеры партии держались в стороне от этих вульгарных практик наиболее невежественных монахов, но, с другой стороны, они рассеивали опасные богословские теории. Палама учил, что посредством аскетизма можно достичь телесного, то есть чувственного взгляда, или Он также считал, что в Боге существует реальное различие между Божественной Сущностью и Ее атрибутами, и он определил благодать как одну из Божественных свойств, сделав ее чем-то нетварным. Эти чудовищные заблуждения были осуждены калабрийцем Варлаамом, Никифором Григорой и Актиндином. Конфликт начался в 1338 году и завершился только в 1368 году, когда был объявлен торжественным канонизацией Паламы и официальным признанием его ересей. «святой врач» и «один из величайших среди отцов Церкви», а его сочинения были провозглашены «непогрешимым путеводителем Христианская вера» Тридцать лет непрестанных споров и разногласий закончились воскресением многобожия» ( Саймон Вайле, «Греческая церковь» в Католической энциклопедии (Нью-Йорк: компания Robert Appleton, 1909)
- ^ Джон Мейендорф (редактор), Григорий Палама – Триады , с. xi. Паулист Пресс, 1983, ISBN 978-0809124473 . Проверено 12 сентября 2014 г.
- ^ Джон Мейендорф (редактор), Григорий Палама - Триады , с. xi
- ^ Каллистос Уэр в Оксфордском справочнике по христианской мысли (Oxford University Press, 2000) ISBN 0-19-860024-0 ), с. 186
- ^ «Некоторые западные ученые утверждают, что учение самого святого Григория Паламы совместимо с римско-католической мыслью по этому вопросу» (Майкл Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), « Причастники божественной природы» (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN 0-8386-4111-3 ), с. 243).
- ^ Хоружий, Сергей Сергеевич «Христианская антропология и восточно-православный (исихастский) аскетизм» . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ Дж. Кристенсен, Джеффри А. Виттунг (редакторы), Участники божественной природы (Associated University Presss, 2007 г.) ISBN 0-8386-4111-3 ), с. 244
- ^ «Папа Иоанн Павел II и Восточный Папа Иоанн Павел II. «Восточное богословие обогатило всю церковь» (11 августа 1996 г.). Английский перевод» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2016 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ «Ангелус, 11 августа 1996 г. — Кастель Гандольфо — Иоанн Павел II» . www.vatican.va .
- ↑ Реинтеграция Unity. Архивировано 6 марта 2013 г., на Wayback Machine 17.
- ^ Чтобы они могли быть одним целым , 54
- ^ «Священные каноны, 18 октября 1990 г. – Апостольская конституция, Папа Иоанн Павел II | Иоанн Павел II » www.vatican.va Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Стэнфорд, Питер (2 апреля 2005 г.). «Некролог: Папа Иоанн Павел II» . Хранитель .
- ^ «Катехизис Католической Церкви, 838 г.» .
- ↑ Ответы на некоторые вопросы, касающиеся определенных аспектов доктрины церкви. Архивировано 13 августа 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ «Католическая церковь - единственная истинная церковь, говорит Ватикан» ( CBC News, 10 июля 2007 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Служба, Католические новости (03.07.2019). «Экуменическая цель – единство, а не нивелирование различий, – говорит Папа» . Католическое Солнце . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ "Папа передает мощи святого Петра православному патриарху" . www.catholicnews.com . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ Калбертсон, Аликс (11 августа 2017 г.). «Владимир Путин развивает дружбу с Папой Римским, пытаясь добиться победы над ЕС» . Ежедневный экспресс . Лондон.
Дружба президента Владимира Путина с Папой завязалась в 2013 году, когда Франциск написал открытое письмо российскому лидеру, возглавлявшему «Большую двадцатку», в котором говорилось, что он выступает против военной интервенции США в Сирии .
- ^ «Папа встречается с Путиным; два лидера говорят об Украине, Сирии, Венесуэле» . Крукс . 04.07.2019 . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ «Папа встречается с Путиным; два лидера говорят об Украине, Сирии, Венесуэле» . Архивировано из оригинала 4 июля 2019 г. Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ «Чего Путин хочет от Папы» . Католический вестник . 04.07.2019 . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ "Лидеры украинских греко-католиков встретились с Папой Римским в Ватикане - Новости Ватикана" . www.vaticannews.va . 05.07.2019 . Проверено 23 декабря 2019 г.
- ^ «Папа Франциск отмечает попытки манипулирования религией в Украине» . ТАСС . Проверено 23 декабря 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Конгар, Ив (1959). Спустя девятьсот лет: предпосылки раскола между Восточной и Западной церквями . Переведено. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 978-0-58523800-5 .
- Дюпре, Луи (2005), «Мистика (первое издание)», в книге Джонса, Линдси (редактор), Энциклопедия религии Макмиллана , Макмиллан
- Финч, Джеффри Д. (2007), «Неопаламизм, божественная благодать и разрыв между Востоком и Западом», Кристенсен, Майкл Дж.; Виттунг, Джеффри А. (ред.), Участники Божественной природы: история и развитие обожения в христианских традициях , издательство Fairleigh Dickinson University Press
- Джонсон, Уильям (1997), Внутренний глаз любви: мистика и религия , HarperCollins, ISBN 0-8232-1777-9
- Кинг, Ричард (2002), Ориентализм и религия: постколониальная теория, Индия и «Мистический Восток» , Рутледж
- Ларше, Жан-Клод (2006), «Вопрос римского первенства в мысли святого Максима Исповедника» , в книге Каспер, Вальтер (ред.), Петровское служение: католики и православные в диалоге: академический симпозиум, проведенный в Папский совет по содействию христианскому единству , перевод Брайана Фаррелла, Paulist Press, ISBN 978-0-80-914334-4
- Лосский, Владимир (1976) [1957]. Мистическое богословие Восточной Церкви . Крествуд: Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 9780913836316 .
- Мейендорф, Джон (1983) [1974]. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы (пересмотренное 2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. ISBN 9780823209675 .
- Парсонс, Уильям Барклай (2011), Преподавание мистицизма , Oxford University Press
- Фан, Питер С. (2000). «Североамериканская экклезиология: достижения Патрика Грэнфилда» . В Фане, Питер К. (ред.). Дар церкви: учебник по экклезиологии в честь Патрика Грэнфилда, OSB . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5931-1 .
- Объединенная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и православной церковью (13 октября 2007 г.). Написано в Равенне, IT. Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви: церковное общение, соборность и власть . Десятое пленарное заседание, 8–15 октября 2007 г. Ватикан. Архивировано из оригинала 17 ноября 2007 г.
- Романидес, Джон С. (1981). Франки, римляне, феодализм и доктрина: взаимодействие между теологией и обществом . Бруклин, Массачусетс: Православная пресса Святого Креста. ISBN 9780916586546 .
- Шмеманн, Александр (1995). «Идея первенства в православной экклезиологии». В Мейендорфе, Джон (ред.). Первенство Петра: Очерки экклезиологии и ранней церкви . Издательство Свято-Владимирской семинарии. ISBN 978-0881411256 .
- Сеченский, Энтони Эдвард (2010). Филиокве: история доктринального спора . Оксфорд-Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195372045 .
- Спешеле, Алессандро (25 сентября 2011 г.). «Экуменизм Ратцингера между светом и тенями» . vaticaninsider.lastampa.it . Турин, IT: La Stampa. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 г.
- Вишер, Лукас, изд. (1981). «Положение о филиокве в экуменической перспективе». Дух Божий, Дух Христов: Экуменические размышления о споре о Филиокве . Лондон: Общество распространения христианских знаний. стр. 3–18. ISBN 9782825406625 .
- Всемирный совет церквей. Комиссия по вере и порядку (1997). «[Меморандум Клингенталя:] Пункт Filioque в экуменической перспективе [1979]» . В Киннамоне, Майкл; Коуп, Брайан Э. (ред.). Экуменическое движение: антология ключевых текстов и голосов . Вм. Б. Эрдманс. п. 172. ИСБН 9780802842633 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джозеф П. Фаррелл Бог, история и диалектика: теологические основы двух Европы и их культурные последствия . Издание в переплете 1997 г. Электронное издание 2008 г.
- Кярккяйнен, Вели-Матти (2002). Пневматология: Святой Дух в экуменической, международной и контекстуальной перспективе . Гранд-Рапидс, Мичиган: Baker Academic. ISBN 9780801024481 .
- Кярккяйнен, Вели-Матти , изд. (2010). Святой Дух и спасение: источники христианского богословия . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664231361 .
- Николс, Эйдан (2010) [1992]. Рим и восточные церкви: исследование раскола (2-е исправленное изд.). Сан-Франциско: Игнатиус Пресс. ISBN 9781586172824 .
- Томаш Шпидлик , Духовность христианского Востока: систематический справочник , Цистерцианские публикации, Каламазу, Мичиган, 1986. ISBN 0-87907-879-0
- ГЕХ Палмер (переводчик) Филип Шеррард (переводчик) Каллистос Уэр (переводчик) Добротолюбие , Том 4: Полный текст; Составители: преп. Никодим Святогорец и преп. Маркарий Коринфский. ISBN 978-0-571-19382-0
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Совместная католико-православная декларация Папы Павла VI и Вселенского Патриарха Афинагора I, 7 декабря 1965 г.
- Круглый стол BBC Radio 4: В наше время: раскол (16 октября 2003 г.) (аудио)
- Ознакомьтесь с привлекательными предложениями по автокредитованию Honda в этом месяце.
- Православный ответ на обвинения в платонизме или неоплатонизме
- Диалог с Восточными Православными Церквами на сайте Ватикана.
- NeoThomism by N. Berdyaev
- Хронология отношений Православной Церкви и католиков на сайте OrthostWiki.
- Богословие Троицы Стэнфорд
- Двенадцать различий между православной и католической церквями в блоге Vivificat.
- Разногласия православного богослова Майкла Азкула. Архивировано 3 июня 2004 г. в Wayback Machine.
- Православие и католицизм в сравнении протоиерея Григория Халлама - Греческий Православный Антиохийский Патриархат. Архивировано 5 ноября 2013 г. в Wayback Machine.