Jump to content

Фригийский колпак

(Перенаправлено с Шапки свободы )

Дакийский пленник во фригийской шапке (римская статуя II века)

Фригийский колпак ( / ˈ f r ɪ ( ) ən / FRIJ —(ee)-ən ) или шапка свободы — мягкая коническая шапка с загнутой вверх вершиной, связанная в древности с рядом народов Восточной Европы, Анатолии и Азии, включая персов , мидян и скифов , а также в на Балканах , в Дакии , Фракии и во Фригии , откуда и произошло это название. [ 1 ] Самое старое изображение фригийской шапки находится в Персеполе в Иране .

Хотя фригийские шапки изначально не выполняли функцию кепок свободы, они стали обозначать свободу и стремление к свободе сначала во время Американской революции , а затем во Французской революции . [ 2 ] особенно как символ якобинизма (в этом контексте его также называли якобинской кепкой ). Первоначальной шапкой свободы был римский пилеус , войлочная шапка освобожденных рабов Древнего Рима, которая была атрибутом Либертас , римской богини свободы. В XVI веке римская иконография свободы возродилась в книгах-эмблемах и нумизматических справочниках, где фигура Либертаса обычно изображается с пилеусом . [ 3 ] Наиболее широкое использование головного убора как символа свободы в первые два столетия после возрождения римской иконографии имело место в Нидерландах, где шапка свободы была принята в виде современной шляпы. [ 4 ] В 18 веке традиционная фуражка свободы широко использовалась в английских гравюрах, а с 1789 года и во французских гравюрах; к началу 1790-х годов оно регулярно использовалось во фригийской форме.

Используется в гербах некоторых республик или республиканских государственных учреждений там, где в противном случае использовалась бы корона (в геральдике монархий). Таким образом, его стали считать символом республиканского правительства. Ряд национальных персонификаций, в частности французская Марианна , обычно изображаются во фригийском колпаке. Ученые указали на культурно-историческую связь фригийской шапки с курхаром — национальным женским головным убором ингушей . [ 5 ]

20 сантимов с Марианной на аверсе.
Аверс : Марианна в фригийском шапке свободы. Реверс : Номинал и французский девиз: « Свобода, равенство, братство ».
Эта монета чеканилась с 1962 по 2001 год.

В древности

[ редактировать ]

В иранском мире

[ редактировать ]
Парфянин ( справа ) во фригийском колпаке; деталь арки Септимия Севера в Риме (203 г. н.э.).

То, что впоследствии было названо фригийской шапкой, первоначально использовалось несколькими иранскими народами, включая скифов , мидян и персов . Из сообщений древних греков следует, что иранский вариант также представлял собой мягкий головной убор и назывался тиарой . Один вариант греки отождествили со своими восточными соседями и назвали его «фригийской шапкой», хотя на самом деле ее носили почти все иранские племена, от каппадокийцев ( древнеперсидская Катпатука ) на западе до саков (орперс. Сака ) на Западе. северо-восток. Этот и другие варианты можно наблюдать на рельефах Персеполя. Кажется, что все они сделаны из мягкого материала с длинными клапанами на ушах и шее, но форма верха варьируется. знаменитую «вертикальную ( орте Царь носил ) тиару». Представители мидийского высшего сословия носили высокие диадемы с гребнем. [ 6 ]

В раннем эллинистическом мире

[ редактировать ]

К IV веку до нашей эры (ранний эллинистический период ) фригийский колпак был связан с фригийцем Аттисом , супругом Кибелы , культ которого к тому времени стал грецифицированным. Примерно в то же время шапка появляется в изображениях легендарного царя Мидаса и других фригийцев в греческих вазах и скульптурах. [ 7 ] Такие изображения появились еще до самых ранних сохранившихся литературных упоминаний о кепке. [ нужна ссылка ]

Орфей во фригийском колпаке.

В более широком смысле, фригийский колпак стал применяться и к нескольким другим, не говорящим по-гречески народам (« варварам » в классическом смысле). Наиболее примечательными из этих расширенных значений слова «фригийский» были троянцы и другие народы Западной Анатолии , которые в греческом восприятии были синонимами фригийцев, и чьи герои Парис , Эней и Ганимед регулярно изображались во фригийских шапках. На другой греческой глиняной посуде древности также изображены амазонки и так называемые «скифские» лучницы во фригийских шапках. Хотя это военные изображения, головной убор отличается от « фригийских шлемов » длинными ушами, а фигуры «варваров» идентифицируются также по штанам. Танагре II века до нашей эры в беотийской Головной убор также появляется на фигурках женоподобного Эроса I века до нашей эры и в различных скульптурах Коммагены в восточной Анатолии. Греческие изображения фракийцев также регулярно появляются во фригийских шапках, в первую очередь Бендис , фракийская богиня Луны и охоты, а также Орфей , легендарный фракийский поэт и музыкант. [ нужна ссылка ]

Хотя фригийская шапка была из шерсти или мягкой кожи, в доэллинистические времена греки уже разработали военный шлем, имевший столь же характерный перевернутый кончик. Эти так называемые « фригийские шлемы » (названные в наше время в честь шапки) обычно были из бронзы и широко использовались во Фракии, Дакии, Великой Греции и остальном эллинистическом мире с V века до нашей эры до римских времен. Из-за внешнего сходства шапку и шлем в греческом искусстве часто трудно различить (особенно в чернофигурной или краснофигурной глиняной посуде), если только головной убор не идентифицируется как мягкая гибкая шапка по длинным ушам или длинному шейному отвороту. Также до степени смешения схожи изображения шлемов, использовавшихся кавалерией и лёгкой пехотой ( ср. Пельтасты Фракии и Пеонии ), головные уборы которых — помимо традиционных шапок -алопекисов из лисьей шкуры — включали ещё жёсткие кожаные шлемы в подражание бронзовым. [ нужна ссылка ]

В римском мире

[ редактировать ]
Дакийская скульптура с фригийской шапкой.

Греческое понятие перешло к римлянам в расширенном смысле и, таким образом, охватило не только фригийцев или троянцев (которых римляне также обычно ассоциировали с термином «фригийцы»), но и других ближайших соседей греков. На Колонне Траяна , посвященной эпическим войнам Траяна с даками (101–102 и 105–106 гг. н. э.), фригийский колпак украшает головы дакийских воинов. Узник, сопровождающий Траяна у монументальной трехметровой статуи Траяна в древнем городе Лаодикии , носит фригийский колпак. II века Парфяне появляются во фригийских шапках на Арке Септимия Севера , посвященной победам римлян над Парфянской империей . Аналогично с шапками фригийцев, но для галлов , они появляются на фризах II века, встроенных в Арку Константина IV века . [ нужна ссылка ]

Фригийский колпак снова появляется на рисунках, связанных с религией митраизма первого-четвертого веков . Этот астрологию ориентированный на римский мистический культ ( cultus ) носил псевдовосточные атрибуты (известные в науке как персери ), чтобы отличить себя как от традиционной римской религии, так и от других мистических культов. В произведениях культа (например, в так называемых « тавроктонии » культовых изображениях ) фигуры бога Митры, а также его помощников Каута и Каупата обычно изображаются во фригийском колпаке. Функция фригийской шапки в культе неизвестна, но ее условно идентифицируют как аксессуар ее персерии . [ нужна ссылка ]

Раннехристианское искусство (и продолжающееся вплоть до средневековья ) основывается на тех же греко-римских представлениях о (псевдо-) Зороастре и его « волхвах » как специалистах в искусстве астрологии и магии и обычно изображает « трех мудрецов ». (следующие за ) звездой во фригийских шапках. [ нужна ссылка ]

Как символ свободы

[ редактировать ]
Голландская дева носит на шесте свою шапку свободы, и она не имеет фригийской формы. 1660 г.

От фригийского к шапке свободы

[ редактировать ]

В позднереспубликанском Риме мягкая фетровая шапка, называемая пилеусом, служила символом свободных людей (то есть нерабов) и символически вручалась рабам при освобождении , тем самым предоставляя им не только личную свободу, но и libertas – свободу как граждан, с правом голоса (если мужчина). После убийства Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Брут и его сообщники использовали этот символизм пилея , чтобы обозначить конец диктатуры Цезаря и возврат к (римской) республиканской системе. [ 8 ]

Эти римские ассоциации пилея со свободой и республиканизмом были перенесены в 18 век, пока пилеус не был перепутан с фригийской шапкой, а затем стал символом этих ценностей после средневекового итальянского использования фригийской шапки, в первую очередь в Венеции . [ 9 ]

использовал фригийский колпак В Венеции дож вместо короны как символ республиканской свободы со средневековья до 1797 года. Символ Либертас в виде женской фигуры, держащей фригийский колпак на копье, появился в 1500-х годах в Венеции. «Апофеоз Венеции», главная картина Паоло Веронезе во дворце герцогов, иконография, которая позже будет повторно использована во французском и американском искусстве и чеканке монет.

Французские румяна на капоте

[ редактировать ]
Французские революционеры в красных шляпах и трехцветных кокардах.
В этой карикатуре 1793 года Джеймса Гиллрея , который был глубоко враждебен Французской революции, фригийская шапка заменяет Сциллу на вершине опасной «Скалы демократии», когда Конституция лодка Британии (« » ) курсирует между скалой Сциллы и Харибдой , «Скалой демократии». Водоворот Произвола-Власти», преследуемый «псами» Сциллы: Шериданом , Фоксом и Пристли , изображенными в виде акул . [ 10 ]

В революционной Франции

[ редактировать ]

В 1675 году восстание против налогов и дворянства гербовой бумаги вспыхнуло в Бретани и на северо-западе Франции, где оно стало известно как восстание красных шляпок в честь синих или красных кепок, которые носили повстанцы. Хотя неизвестно, предпочитали ли повстанцы какой-либо конкретный стиль кепок, название и цвет запомнились как символ восстания против знати и истеблишмента. Позже Робеспьер возражал против этого цвета, но его проигнорировали.

Использование шапки во фригийском стиле как символа революционной Франции впервые задокументировано в мае 1790 года на фестивале в Труа , украшающем статую, представляющую нацию, и в Лионе — на копье, которое несет богиня Либертас . [ 11 ] По сей день национальная аллегория Франции Марианна изображается в красной фригийской шапке. [ 12 ]

Нося красные шляпки и санкюлоты («без шелковых бриджей»), парижский рабочий класс сразу же сделал узнаваемым свой революционный пыл и плебейскую солидарность. К середине 1791 года эти насмешливые модные заявления включали в себя румяную шляпку как парижскую прическу, провозглашенную маркизом де Виллеттом (12 июля 1791 года) «гражданской короной свободного человека и французского возрождения». 15 июля 1792 года, стремясь подавить легкомыслие, Франсуа Кристоф Келлерманн , 1-й герцог де Вальми, опубликовал эссе, в котором герцог стремился сделать румяную шляпку священным символом, который могли носить только достойные люди. Символическая прическа стала объединяющим фактором и способом высмеять сложные парики аристократов и красные шапки епископов. 6 ноября 1793 года городской совет Парижа объявил эту прическу официальной прической всех своих членов.

Румяна на копье было предложено в качестве компонента национальной печати 22 сентября 1792 года во время третьей сессии Национального собрания . По предложению Гаана Кулона Конвент постановил, что осужденным не разрешается носить красную шапку, поскольку она считалась знаком гражданства и свободы. В 1792 году, когда Людовику XVI пришлось подписать конституцию, лубочные изображения короля были подделаны, чтобы показать его в румянце на шляпе . [ 13 ] Бюст Вольтера был увенчан красной шляпкой свободы после исполнения его «Брута» в «Комеди Франсез» в марте 1792 года.

В период правления террора (сентябрь 1793 г. - июль 1794 г.) кепка использовалась в целях защиты даже теми, кого можно было назвать умеренными или аристократами и которые особенно стремились рекламировать свою приверженность новому режиму. Шапки часто вязали женщины, известные как tricoteuses , которые сидели рядом с гильотиной во время публичных казней в Париже и предположительно продолжали вязать между казнями. [ 14 ] [ не удалось пройти проверку ] Шпиль Страсбургского собора был увенчан румянцем , чтобы предотвратить его снос в 1794 году.

Во время Реставрации

[ редактировать ]

В 1814 году решение Acte de déchéance de l'Empereur официально свергло Бонапартов и восстановило режим Бурбонов , который, в свою очередь, запретил празднование « красных шляпок» , «Марсельезы» и празднования Дня взятия Бастилии . Символы ненадолго появились в марте – июле 1815 года во время « Сто дней Наполеона », но были немедленно снова подавлены после второй реставрации Людовика XVIII 8 июля 1815 года.

Символы снова всплыли на поверхность во время Июльской революции 1830 года, после которой они были восстановлены либеральной Июльской монархией Луи -Филиппа I , а революционные символы — гимн, праздник и румяная шляпка — стали «составными частями национального наследия, освященного государством и принят общественностью». [ 15 ]

В современной Франции

[ редактировать ]

Республиканские ассоциации с румянами на шляпке были приняты в качестве названия и эмблемы французского сатирического республиканского и анархистского периодического издания, издававшегося между 1913 и 1922 годами Мигелем Альмерейдой и нацеленного на «Французское действие» , роялистское, контрреволюционное движение крайне правых.

Антиналоговые ассоциации с красной шляпкой возродились в октябре 2013 года, когда французское движение налогового протеста под названием Bonnets Rouges использовало фригийскую шапку времен красной революции в качестве символа протеста. Посредством крупных демонстраций и прямых действий, включая уничтожение многих порталов по налогу на шоссе, движение успешно вынудило французское правительство отменить налог.

В революционной Америке

[ редактировать ]
Фригийский колпак на печати Сената США.
1783 года Медаль Libertas Americana , инициированная и разработанная Бенджамином Франклином , посвящена Американской революции и изображает богиню Свободы с фригийской шапкой.

В годы, предшествовавшие Войне за независимость , американцы копировали или подражали некоторым из этих гравюр, пытаясь наглядно защитить свои « права англичан ». [ 16 ] Позже символ республиканизма и антимонархических настроений появился в США как головной убор Колумбии . [ 17 ] которая, в свою очередь, визуализировалась как богиня, национальное олицетворение Соединенных Штатов и самой Свободы . Кепка снова появляется в связи с Колумбией в первые годы существования республики, например, на аверсе монеты с рисунком «Иммунная Колумбия» 1785 года , на которой изображена богиня в шлеме, сидящая на земном шаре и держащая в правой руке свернутый флаг США, увенчанный вершиной. по шапке свободы. [ 17 ]

Начиная с 1793 года, на монетах США часто изображалась Колумбия/Либерти в кепке. Антифедералистское движение также использовало эту фигуру в качестве инструмента, как в карикатуре 1796 года, где Колумбию подавляет огромный американский орел, держащий Полюс Свободы . под крыльями [ 17 ] Последним появлением кепки на монетах в обращении был полудоллар Walking Liberty , который чеканился до 1947 года (и повторно использовался на нынешних слитках American Silver Eagle ).

Армия США с 1778 года использует « Печать военного ведомства », на которой девиз «Это мы защитим» отображается прямо над фригийской шапкой на перевернутом мече . Он также появляется на государственных флагах Западной Вирджинии и Айдахо. [ 18 ] (как часть их официальных печатей), Нью-Джерси и Нью-Йорка , а также официальная печать Сената США , штата Айова , штата Северная Каролина (а также гербы его Сената , [ 19 ] ) и на обратной стороне как Печати Пенсильвании , так и Печати Вирджинии .

В 1854 году, когда скульптор Томас Кроуфорд готовил модели для скульптуры для Капитолия Соединенных Штатов , тогдашний военный министр Джефферсон Дэвис настоял на том, чтобы фригийский колпак не украшал Статую Свободы , на том основании, что «американская свобода оригинальна, а не свобода освобожденного раба». Крышка не вошла в окончательную бронзовую версию, которая сейчас находится в здании. [ 20 ]

В Соединенном Королевстве

[ редактировать ]

В XVIII веке кепка часто использовалась в английских политических гравюрах как атрибут Свободы . [ 16 ] В Блэкберне, Англия, 5 июля 1819 года женщины-реформаторы, такие как Элис Китчен, присутствовали на своем первом реформаторском собрании и подарили председателю Джону Найту «самую красивую шапку Свободы, сделанную из алого шелка или атласа, на зеленой подкладке, со змеевидным узором». золотой шнурок, заканчивающийся богатой золотой кисточкой. [ 21 ]

В Латинской Америке и на Гаити

[ редактировать ]

Многие антиколониальные революции в Латинской Америке были в значительной степени вдохновлены образами и лозунгами Американской и Французской революций . В результате кепка появилась на гербах многих стран Латинской Америки. На гербе Гаити есть фригийский колпак в память об основании этой страны восставшими рабами .

Крышка также изображалась на некоторых мексиканских монетах (особенно на старой монете в 8 реалов ) с конца 19-го до середины 20-го века. Сегодня он изображен на гербах и национальных флагах Аргентины, Боливии, Колумбии, Кубы, Сальвадора, Гаити, Никарагуа и Парагвая.

Фригийский колпак на гербах и флагах Латинской Америки и Гаити.


[ редактировать ]

В бельгийской комической франшизе «Смурфики » одноименные смурфики обычно изображаются в фригийских шапках. [ 22 ]

официальные талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр 2024 года в Париже под названием «Фригес» . В ноябре 2022 года было объявлено, что на основе кепки были созданы [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Фригийский колпак | Определение, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 11 ноября 2020 г.
  2. ^ Ричард Ригли, «Трансформации революционной эмблемы: Кепка Свободы во время Французской революции», French History 11 (2) 1997, стр. 132.
  3. ^ Кэрол Луиза Янсон, «Рождение голландской свободы. Истоки графических образов», Дисс. Фил. Университет Миннесоты, 1982 г. (микрофильм), с. 35.
  4. ^ там же. п. 98.
  5. ^ Семенов 1959 .
  6. ^ Калмейер, Питер (15 декабря 1993 г.). «КОРОНА i. В мидийский и ахеменидский периоды» . Энциклопедия Ираника .
  7. ^ Линн Э. Роллер, «Легенда о Мидасе», Classical Antiquity, 2.2 (октябрь 1983: 299–313), с. 305.
  8. ^ См. Аппиан, Гражданские войны 2:119: «Убийцы хотели произнести речь в Сенате, но, поскольку там никого не осталось, они обернули тоги вокруг своих левых рук, чтобы они служили щитами, и с мечами, все еще пропитанными кровью, побежали, плача один из них носил шапку на конце копья как символ свободы и призывал народ восстановить власть своих отцов и вспомнить память о старшем Бруте и о них. которые вместе принесли клятву против древних царей».
  9. ^ Коршак, Ивонн (1987), «Кепка Свободы как революционный символ в Америке и Франции», Смитсоновские исследования американского искусства , 1 (2): 52–69, doi : 10.1086/424051 .
  10. ^ «Британия между Сциллой и Харибдой. или…» Библиотека Конгресса США . Проверено 7 января 2019 г.
  11. ^ Альберт Матье, Истоки революционных культур, 1789–1792 (Париж, 1904:34).
  12. ^ Ричард Ригли, «Трансформации революционной эмблемы: Кепка Свободы во Французской революции», French History 11 (2) 1997: 131–169.
  13. ^ Дженнифер Харрис, «Красная шапка свободы: исследование одежды, которую носили французские революционные партизаны 1789–1794 годов», Исследования восемнадцатого века 14.3 (весна 1981: 283–312), рис. 1. Большая часть последующих деталей взята отсюда.
  14. ^ Харден, Дж. Дэвид (1995), «Шляпы свободы и деревья свободы», Прошлое и настоящее , 146 (1): 66–102, doi : 10.1093/past/146.1.66 .
  15. ^ Филип Г. Норд (1995). Республиканский момент: борьба за демократию во Франции девятнадцатого века . Президент и члены Гарвардского колледжа.
  16. ^ Перейти обратно: а б Зейлер, Фрэнк (2014). Визуальная правовая защита в североамериканском конфликте. Вклад в восприятие английской свободы и конституционного символизма в североамериканских гравюрах 1765–1783 годов, Signa Ivris, Vol. 13 (2014), стр. 315–346 (на немецком языке). Том 13. doi : 10.6094/UNIFR/11157 . ISBN  9783941226326 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с МакКлунг Флеминг, Э. (1968), «Символы Соединенных Штатов: от индийской королевы до дяди Сэма», «Границы американской культуры » , Исследовательский фонд Purdue, стр. 1–25 , стр. 12, 15–16.
  18. ^ «Печать Айдахо» . Государственные символы США . 12 сентября 2014 года . Проверено 30 мая 2020 г.
  19. ^ «Сенат Северной Каролины», Информационный бюллетень Гербового колледжа, № 8 (март 2006 г.) , Лондон: Гербовый колледж , получено 13 января 2008 г.
  20. ^ Гейл, Роберт Л. (1964), Томас Кроуфорд: американский скульптор , University of Pittsburgh Press , Питтсбург , стр. 124.
  21. ^ Китченер, Кейтлин (2022). «Сестры Земли: пейзажи, радикальная идентичность и выступления женщин-реформаторов в 1819 году» . Журнал исследований восемнадцатого века . 45 (1): 77–93. дои : 10.1111/1754-0208.12778 . ISSN   1754-0208 . S2CID   246984311 .
  22. ^ Цветкова Юлиана (12 октября 2017 г.). Поп-культура в Европе АВС-КЛИО. п. 65. ИСБН  978-1-4408-4466-9 .
  23. ^ «Знакомьтесь, олимпийская Фрига и Паралимпийская Фрига: история талисманов Парижа-2024» . 14 ноября 2022 г. Проверено 14 ноября 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]

Российские источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

СМИ, связанные с фригийскими шапками, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35fc50c3f4e072bcc83567336c34dd3a__1723053420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/3a/35fc50c3f4e072bcc83567336c34dd3a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phrygian cap - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)