Футо
Футо/Путо | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | 襆头/футоу | ||
Упрощенный китайский | футу | ||
Буквальный смысл | Голова шарфа | ||
|
Футоу ( упрощенный китайский : 奞头 ; традиционный китайский : 襆头/垞头 ; также произносится и пишется как путиу ), также известный как фу ( 垞 ) и тудзин ( 头头 ), [1] был одним из важнейших видов китайских головных уборов в древнем Китае с историей, насчитывающей более тысячи лет. [2] Футоу , впервые появилось в Северном Чжоу во времена правления императора У где оно стало широко распространено. [2] Его также широко носили во времена династий Тан и Сун . [3] : 319 Футо обычно носили правительственные чиновники. [4] Первоначально футо представлял собой головной убор, похожий на тюрбан, который завязывался на затылке владельца, причем два его угла расходились в противоположные стороны и служили украшением. [5] От Суй до Мин футо династий развивалось и развивалось на основе фуцзинь . [2] приобрело Со временем футо множество форм и стилей. [3] : 319 Форма футо, которую носили правительственные чиновники династий Сун и Мин, последняя известна как ушамао (烏紗帽), была основана на форме футо династии Тан. [3] : 71–72
Футо . также было представлено как в Unified Silla , так и в Balhae [6] : 135 и продолжали носить правительственные чиновники до позднего периода Чосон . [7] : 25 Футоу (подкладкой) было с цзиньцзы также завезено еще в согдийские районы Средней Азии, распространившись на западные регионы через Синьцзян . [2] Футо также было с дзинзи представлено в Японии в период Нара через принца Сётаку . [2] Дои Ко Вьет познакомился с футо в конце 10 века и адаптировал различные его варианты от раннего Ле до династии Нгуен . [8] : 171
Терминология
[ редактировать ]Термин футоу (или путоу ) (упрощенный китайский: 幞头 ; традиционный китайский: 襆頭 или 幞頭 ) означает «головной платок» или «головной платок». [3] : 319 Согласно «Муфуяньсяньлу» Би Чжунсюня, первоначальное значение футоу заключалось в том, чтобы «покрыть голову черной тканью» до династии Суй . [9]
Английский термин «ступни», который используется для описания жестких лент, используемых в футоу , называется цзяо ( упрощенный китайский : 脚 ; традиционный китайский : 腳 ; пиньинь : цзио ; букв. «ступни»). [10] : 11
Дзинзи внутри ( 巾子 ; jīnzi ) относится к подкладке, используемой футо ; его начали использовать в 614 году нашей эры, и его целью было сделать футо более прямым и красивым с точки зрения внешнего вида. [2]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]существуют разные мнения о происхождении футо . В литературе По мнению китайского ученого Сунь Цзи в книге «От футоу к тюрбану» ( 從幞頭到頭巾 ; Cóng fútóu dào tóujīn ), футоу впервые появился в III веке нашей эры и был основан на головном уборе северного племени. [3] : 319
Гузель Майтдинова предположила в 1990 году, что футо , возможно, произошло от шляп, которые носили в древней Средней Азии , и было завезено тюрками из Согдианы в Тохаристан и Китай, основываясь на информации, предоставленной Сэнь Го, китайским летописцем XI века: [11] : 54–55
Китайская одежда и головные уборы, начиная со времен династии Северная Ци, представляют собой варварский костюм ».
Яценко также предполагает, что футо было частью китайского мужского костюма. [11] : 54
Вэй, Цзинь, Северная и Южная династии
[ редактировать ]Истоки футоу в Китае можно проследить до правления императора У в Северном Чжоу . [2] который обернул голову футо с четырьмя лентами, называемыми сыцзяо ( 四腳 ; sìjiώo ; «четыре фута») или чжэшанцзин ( 折上巾 ; zhéshàngjīn ; «складной шарф»); две из этих лент были завязаны сзади и оставлены свисающими, а две другие были завязаны наоборот на макушке. [10] : 10 Согласно Тундянь , император У создал сыцзяо , разрезав фуцзинь . [12] Согласно древним текстам, император У создал футоу , чтобы защищать волосы своих генералов и солдат в сражениях. [9]
Футо . впервые появился как разновидность платка, который изготавливался путем разрезания куска муслиновой ткани нужного размера и прикрепления к каждому углу ткани четырех длинных и широких лент, как четыре фута [10] : 10 [2] Это футо было достаточно большим, чтобы покрыть все волосы его владельца. [10] : 10 и когда его носили, платок нужно было положить на макушку головы того, кто его носил. [2] Две из этих лент завязывались на лбу, а две другие завязывались на затылке владельца и оставлялись свисающими. [2] [10] : 10 До династии Суй футо представляло собой кусок черной ткани. [9]
Суй, династия Тан и период пяти династий и десяти королевств
[ редактировать ]Династия Тан
[ редактировать ]До династии Сун футо . в основном делалось из черного муслина [10] : 11 В эпоху раннего Тан футоу представлял собой сицзяоруаньцзинь ( 四腳軟巾 ; «мягкий шарф длиной четыре фута»), [13] где всем четырем лентам разрешалось свисать после завязывания. [10] : 10 Позже министр ранней династии Тан, Ма Чжоу , был первым человеком, который использовал квадратный платок для завязывания футо , а также человеком, который добавил подкладку, чтобы придать футо форму, сделав его более красивым. [9] Подкладка, добавленная к внутренней части футо в 614 году нашей эры, называлась цзиньцзы ( 巾子 ); Дзинзи футо использовался для того, чтобы выглядело более прямым и красивым с точки зрения внешнего вида. [2] После того, как ему придали желаемую форму, дзинзи окрашивали черным лаком, а затем покрывали футо . [2] Дзинзи мискантус изготавливали из мягкого и легкого тунгового дерева и других материалов, таких как бамбуковые полоски, тимбо, , шелк и кожа. [2] Также можно было выровнять футо предметом в форме ездового животного, сделанным из павловнии ( китайский : 桐木为冠 ; пиньинь : Tóngmù wéi guān ; букв. «корона павловнии») спереди. [10] : 11 [13] Пошаговый процесс ношения футо с дзинзи заключался в том, чтобы завязать волосы в пучок, затем накрыть пучок дзинзи в качестве жесткой подкладки, а затем обернуть голову и дзинзи черным куском квадратной формы. ткани и, наконец, завязываем ткань желаемым образом. [9] Футоу в ранней с цзиньцзы затем стало стандартной формой футоу династии Тан. [9] Разновидностью футо с дзинзи был платок с двумя углами, прикрепленными двумя лентами в противоположных направлениях друг от друга; ленты затем завязывались на затылке владельца, позволяя двум задним лентам свободно свисать в качестве украшения. [5] Со временем футо с дзинзи получило дальнейшее развитие, и к каждому углу тюрбана прикрепляли ленту, чтобы сделать его более декоративным; две ленты завязывались на макушке, а ленты сзади завязывались и позволяли свободно свисать. [5] Футо также могло иметь все четыре ленты , с дзинзи завязанные на затылке и свободно свисающие. [9] Иньванбоян и стал распространенным во время его правления , ( китайский : 英王踣样 ), футоу с большой и выдвинутой вперед вершиной цзиньцзы , был создан императором Чжунцзуном когда он вручил этот тип футо своим чиновникам. [2] Во время правления императора Сюаньцзуна примерно в 726 году нашей эры стал популярен нэйян ) ( китайский : 内样 , футоу с маленькой круглой вершиной цзиньцзы. [2] Более того, добавляя проволочные или шелковые нити внутрь добавленных лент, футо могло принимать разные формы и стили в зависимости от предпочтений своего владельца. [5] Однако во времена династии Тан только императоры могли использовать эти жесткие ленты; эти жесткие ленты были бы согнуты вверх. [10] : 10–11 Император династии Тан носил футо с двумя поднятыми вверх хвостами до периода Пяти династий . [9] Императоры династии Тан также носили чжицзяофутоу ( китайский : 直腳幞头 ; пиньинь : чжицзиуофутоу ; букв. «футоу с прямыми ногами»). [9]
Виды футо | Описание | Картинки | |
---|---|---|---|
Руаньцзяо Путоу ( футу с мягкими ногами ; ; 'путу с мягкими ногами футу с мягкими ногами ; ruǎnjiώo fútóu ') | Типичный тип головного убора династии Тан, который был важным предшественником футоу, разработанного в последующих династиях. привязывались 2 или 4 узкие и длинные ленты, Иногда к задней части путо и им позволялось свободно свисать по спине владельца. [3] : 319 | ||
Чжешанг цзинь ( свернутое верхнее полотенце ; «платок, сложенный вверх»), | Разновидность жуаньцзяо путиу , состоящая из квадратного куска ткани, обернутого вокруг головы; два конца ткани затем связывались сзади по обе стороны шеи, а затем обертывались вокруг головы, прежде чем соединить их надо лбом. [3] : 319 | ||
Чуйцзяо Путоу ( 楆头膆头 ) | Черная шляпа с двумя свисающими вниз крыльями. |
Период пяти династий и десяти королевств
[ редактировать ]В период Пяти династий было создано больше стилей футо , включая футо с широкими ступнями, похожими на веера, или банановые листья, окружающие переднюю часть головы; и футо с изогнутыми ступнями, которые поворачивались вверх, а затем наклонялись вниз. [9]
В Ма Чу использовался расписной шелк в футо . [9] Ма Сифань также носил рога дракона ( китайский : 龙角 ; пиньинь : лунцзио ; букв. «рог дракона»), футоу с чрезвычайно длинными ногами с обеих сторон. [9]
Во времена Цзинь Позднего император Лю Минь использовал чжицзяофутоу с длинными и прямыми ступнями, длина которых превышала один фут; Позднее династия Сун сохранила традицию использования этого стиля футо в качестве стандарта. [9] также засвидетельствовано В «Сун Ши» , что футо стало прямым и плоским со времен Пяти династий. [9]
Династия Сун
[ редактировать ]Футо династии было популярно во времена Сун . [5] и его обычно носили все классы людей, от простолюдинов до императоров, которые носили футо . [10] : 11 Во времена династии Сун черный муслин, который в основном использовался для изготовления футо , был заменен другими материалами, такими как муслин или лакированный муслин. [10] : 11 Футо также можно было встретить с деревянными подставками, поэтому они могли выглядеть как шляпы и кепки разных стилей. [5] Также использовались жесткие ленты; [10] : 10 и у всех футо в тот период были твердые ноги. [9] существовало 5 основных типов футоу В этот период : чжицзяофутоу (также называемое пинцзяофутоу ( китайский : 平脚幞头 ; пиньинь : píngjiώofútóu ; букв. «футу с плоскостопием»)), которое носили люди всех социальных классов (включая и тех, и других). высшие и низшие классы [9] ); с «согнутыми ногами» футоу , цзяоцзяофутоу ( китайский : 交脚幞頭 ; пиньинь : Jiāojiَofútóu ; букв. «футоу со скрещенными ногами»), футоу «вверх» и футоу «подветренно» . [10] : 11
Согласно Сун Ши , чжицзяофутоу стало национальной стандартной формой футоу в династии Сун для императора и чиновников в любом случае, за исключением случаев, когда им приходилось садиться в карету. [9] Футо , которое носили чиновники династии Сун, имело вытянутые откинутые ноги; он был разработан с использованием двух жестких лент, сделанных из железной проволоки или бамбуковых полосок, прикрепленных к задней части футо . [10] : 11 Согласно « Педантическим заметкам конфуцианцев» Ю Яня, эта форма футо могла быть разработана для того, чтобы чиновники не перешептывались друг с другом во время придворной аудиенции с императором. [10] : 11 В некоторых особых случаях (например, банкеты при императорском дворе или церемонии долголетия, проводимые для королевской семьи), придворные чиновники Сун возлагали цветы на свои футо ; это называлось закреплением цветов. [10] : 11 Императоры Сун иногда посылали своему придворному свежие цветы или искусственные цветы, которые предназначались исключительно для использования императорским двором; Позже это стало формой этикета при дворе династии Сун. [10] : 11 также записано, В «Сун Ши» что восходящие футо использовались людьми (включая императора и чиновников), когда они оказывались в узких пространствах, например, в карете. [9]
Согласно первому тому «Истории, рассказываемой легко» в разделе «Этикет» Ван Дэчена (1036–1116), в начале династии Сун тип футоу , называемый сложенным спереди шарфом . некоторые люди носили [10] : 11 складывали Некоторые люди носили сложенный спереди платок, который и завязывали на передней части головы. [10] : 11 представлял Сложенный назад шарф собой тип футо , который загибался назад; его начали носить после периода Шаошэн (т.е. после 1098 г. н.э.). [10] : 11 После периода Шаошэн в стилях футоу произошло много изменений . [10] : 11
Существовали и другие формы футо , такие как в форме цветка красочные футо с золотыми линиями , которые продавались на рынке Дунцзин ; футо изогнутыми ступнями с или футо форме цветка в с загнутыми назад ступнями также носили некоторые воины; футо длинными ногами с предпочиталось играм на музыкальных инструментах императорского музыкального управления; матовое футу и белое креповое футу , которое носили во время похорон. [10] : 11
Виды футо | Описание | Картинки | ||
---|---|---|---|---|
Чжаньцзяо Путоужаньцзяофутоу ; «головной убор с распростертыми рогами» | Он представлял собой черную шляпу с двумя крыльями, выступающими наружу. Тонкие створки были жесткими и прямыми и могли достигать почти метра каждая. |
Династия Ляо
[ редактировать ]В киданями , возглавляемой династии Ляо , кидани брили волосы в стиле, называемом кунфа, и носили легкие шляпы из войлока или шлемы, которые больше подходили для занятий верховой ездой, вместо ношения лакированных футо ; однако футо не исчезло в этот период и продолжало изображаться на фресках гробниц династии Ляо, включая футо с изогнутой ногой . [9]
Династия Юань
[ редактировать ]В , возглавляемой монголами династии Юань , футоу продолжали носить, поскольку двор династии Юань следовал стандартам династии Сун в отношении официальных костюмов: [9]
(Все должностные лица должны носить рабочую одежду) с прямыми фалдами, раскрашенными из конопли футу.
Династия Мин / «Ушамао»
[ редактировать ]Во времена династии Мин правительственные чиновники должны были носить футо как часть придворной униформы, которая называлась ушамао (乌纱帽). [14] Ушамао напоминал футоу, использовавшийся во времена ранней династии Тан, но следовал методам изготовления династии Сун, используя лакированный муслин и деревянные или металлические рамы для придания формы. Форма ступней варьируется в зависимости от эпохи: некоторые напоминают изогнутые листья предыдущих династий или прямые крылья, похожие на ступни поздней династии Мин. [15] [16] Династия Мин также сохранила традицию использования футоу с прямыми ногами ; однако форма футо , которые носили во времена династии Мин, отличалась от той, которую носили во времена династии Сун: со временем ступни стали короче, и некоторые из этих футо стали меньше сорока сантиметров. [9] , сорокасантиметровое раскрашенное льняное футо с прямыми ногами носили как военные, так и гражданские чиновники для официальных дел Согласно Мин Ши . [9] с прямыми ногами династии Мин Ступни футо не были полностью прямыми и имели изогнутый кончик, который загибался вверх. [9]
Виды футо | Описание | Картинки | ||
---|---|---|---|---|
Чжанчи Футоу/путоу ( Zhanchi Futou/putou ), также известный как ушамао ( 雳头 ; «черная марлевая шапочка») | Это головной убор чиновников династии Мин , состоящий из черной шляпы с двумя крыльями из тонких досок овальной формы с каждой стороны. Согласно Собранию статутов династии Мин ( 大明會典 ), обычным гражданам не разрешается носить этот головной убор, за исключением случаев, когда они посещают свадебные церемонии или мероприятия с участием каких-либо благородных семей / чиновников. В современном Китае ушамао обычно используется как метафора чиновников и государственных должностей. Чжанчи Футоу также был принят на вооружение соседними странами. | |||
Чжаньцзяо Путоу ( «покрытие головы с распростертыми рогами») | Он был основан на чжанцзяо путоу династии Сун; во времена династии Мин его носили гражданские чиновники Мин на придворных собраниях, когда они вручали мемориалы или уведомления об отставке правителям Мин. [3] : 100 | |||
Ишань гуань ( крылатая шапка-шань ; 'крылатая шапка-шань') | Разновидность футу из лакированного шелка, выполненного на деревянной раме. В задней части шляпы имеется высокое расширение, состоящее из двух симметричных выпуклых форм; Есть 2 ленты, которые прикреплены к нижней части шляпы вверх и выходят за верхний выступ. [3] : 102 Это также разновидность гуаня . | |||
Производные и влияния
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гуангюнь: Рушэн: Чжу: Фу-четыре фута-китайский текстовый проект» . ctext.org Проверено 14 июня 2022 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Май, Хуэйцзюань; Ян, Имин; Цзян, Хонген; Ван, Бо; Ван, Чансуй (01 октября 2017 г.). «Исследование материалов и изготовления Цзиньцзы: подкладка Футоу (традиционного китайского мужского головного убора) с кладбищ Астаны, Синьцзян, Китай» . Журнал культурного наследия . 27 : 116–124. дои : 10.1016/j.culher.2017.02.018 . ISSN 1296-2074 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Буркус, Энн Гейл (2010). Через лес канцлеров: истории беглецов в «Линъянь гэ» Лю Юаня, иллюстрированной книге из Сучжоу семнадцатого века . Юань, активный Лю. Кембридж, Массачусетс, с. 319. ИСБН 978-1-68417-050-0 . OCLC 956711877 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Дейл Р. Джонсон (2020). Словарь слов и фраз в устной исполнительской и драматической литературе Цзинь, Юань и Мин . Центр китайских исследований Мичиганского университета. п. 73. ИСБН 978-0-472-03823-7 . OCLC 1229843176 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Цзан Инчунь. (2003). Чжунго чуань тун фу ши [ Китайские традиционные костюмы и украшения ]. запретить ей ISBN . 7-5085-0279-5 . OCLC 55895164 .
- ^ Новая история Пархе Джон Б. Дункан, Тонгбуга Ёкса Чедан, Тонгбуга Ёкса Чедан. Лейден: Global Oriental. 2012. ISBN 978-90-04-24299-9 . OCLC 864678409 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Энциклопедия традиционной корейской одежды . Том. VI (английское изд.). Сеул: Национальный фольклорный музей Кореи. 2021. ISBN 9788928902873 .
- ^ Тысяча лет шапок и мантий . Том. Я (вьетнамская ред.). Вьетнам: Ханой: Мировое издательство. 2013.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Рен, Байхуа (2020). Водяная мельница: аутентификация и анализ древней китайской живописи Цзехуа (кандидатская диссертация). Университет Глазго.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Чжу, Жуйси; Бангвэй Чжан, Фушен Лю, Чунбан Цай, Цзэнъюй Ван, Питер Дитмансон, Бан Цянь Чжу (2016). Социальная история Китая среднего периода: династии Сун, Ляо, Западная Ся и Цзинь (с иллюстрациями) . ред.), Кембридж, ISBN Соединенного Королевства. 978-1-107-16786-5 . OCLC 953576345 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Степанов, Т︠С︡ветелин (2010). Булгары и Степная империя в раннем средневековье: проблема других . Лейден, Нидерланды: Brill Publishers . ISBN 978-90-474-4452-7 . OCLC 695988846 .
- ^ «Tongdian: Ceremony Seventeen: Проект текста на китайском языке» . ctext.org Проверено 14 июня 2022 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Языковая категория Чжу Си: Обряды 8: Разные церемонии — китайский текстовый проект» . ctext.org Проверено 14 июня 2022 г. .
- ^ «67». История Мин .
Обычная форма для гражданских и военных офицеров: она была создана на третьем году правления Хуну. При посещении суда официальной формой были черная газовая шляпа, рубашка с полковым воротником и пояс.
- ^ Сюэ Тяньвэй, викторина «Вишаомао», шесть серий «Сюэ Линь Мань Лу»
- ^ «Zhengzhou Daily: The Changes Wu Sha Mao» Архивировано из оригинала 6 мая 2008 г. Проверено 4 ноября 2013 г.