Мохинияттам
![]() | |
Родное имя | Мохинияттам |
---|---|
Жанр | Индийский классический танец |
Источник | Керала |

Мохинияттам ( малаялам : Мохинияттам ) — индийский классический танец, родом из штата Керала . [ 1 ] [ 2 ] Танец получил свое название от Мохини – чародейки- аватара индуистского , божества Вишну , которая помогает дэвам одержать победу над асурами используя свое женское обаяние. [ 1 ] [ 3 ]
Мохинияттама Корни , как и всех классических индийских танцев, уходят в Натья Шастру – древний индуистский санскритский текст по исполнительскому искусству. [ 4 ] [ 5 ] Тем не менее, он следует стилю Ласья, описанному в Натья Шастре , то есть танцу нежному, наполненному эросом и женственному. [ 2 ] [ 6 ] Традиционно это сольный танец, исполняемый женщинами после обширной подготовки, хотя в современный период этот танец исполняют и мужчины. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] В репертуар Мохинияттам входит музыка в стиле Карнатик , пение и разыгрывание пьесы через танец, где декламация может вестись как отдельным вокалистом, так и самим танцором. Песня обычно написана на гибриде малаялам-санскрита и называется Маниправалам . [ 2 ]
Самое раннее упоминание этого слова встречается в юридическом тексте XVI века «Вьявахарамала» , но вероятные корни танца более древние. [ 11 ] Танец был систематизирован в 18 веке, высмеивался как система проституции девадаси во времена колониального британского правления , был запрещен рядом законов с 1931 по 1938 год, запрет, который был опротестован и частично отменен в 1940 году. [ 12 ] Социально-политический конфликт в конечном итоге привел к возобновлению интереса, возрождению и реконструкции Мохинияттама со стороны жителей Кералы, особенно поэта Валлатола Нараяны Менона . [ 2 ]
Принципы Мохинияттам
Лася: Лася — женский аспект танца. Для него характерны мягкие, изящные движения. Мохинияттам — танцевальная форма, в которой преобладает ласья. Это значит, что оно подчеркивает женскую грацию и красоту.
Трисама: Трисама — это координация трех элементов танца: нритта (чистый танец), нритья (выразительный танец) и натья (драма). Танцоры Мохинияттам должны уметь координировать все три элемента танца. Это необходимо для создания гармоничного и выразительного исполнения.
Абхиная: Абхиная — это искусство выражения лица и жестов рук в индийском классическом танце. Танцоры Мохинияттам используют абхиная, чтобы передать эмоции и смысл танца.
Мудра: Мудры — это жесты рук, которые используются для передачи определенного значения в индийском классическом танце. Танцоры Мохинияттам используют различные мудры, чтобы рассказывать истории и выражать эмоции.
Тала и лайя: Тала (ритм) и лайя (темп) являются важными элементами индийского классического танца. Танцоры Мохинияттам должны иметь сильное чувство ритма. Они должны уметь поддерживать темп танца на протяжении всего выступления.
Этимология
[ редактировать ]
Мохинияттам, также называемый Мохини-аттам, происходит от имени « Мохини » — известного женского аватара индуистского бога Вишну в индийской мифологии. [ 1 ] [ 2 ]
Мохини относится к божественной волшебнице или высшей соблазнительнице. Она появляется в индуистской мифологии во время битвы между дэвами (добром) и асурами (злом), после того как зло завоевало контроль над Амритой (нектаром бессмертия). Появившись в расцвете юности, восторженно одетая, она использует свои чары, чтобы соблазнить асуров, которые, добиваясь ее благосклонности, дают ей Амриту для распространения среди злых сил. Мохини, получив Амриту, вместо этого отдает ее добру, лишая зло возможности обрести бессмертие. [ 1 ] [ 3 ]
Детали истории Мохини различаются в зависимости от Пураны и региона, но она неизменно является чародейкой, аватаром высшего в вайшнавизме . Ааттам — слово на языке малаялам, означающее ритмичное движение или танец. Таким образом, Мохинияттам означает «танец волшебницы, красивой женщины». [ 3 ] [ 13 ] [ 14 ]
История
[ редактировать ]
Мохинияттам – классический индийский танец. [ 15 ] репертуар которого по определению восходит к основополагающему тексту Натья Шастра . [ 4 ] Текст Натья Шастры приписывается древнему учёному Бхарате Муни . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Его первая полная компиляция датируется периодом между 200 г. до н.э. и 200 г. н.э. [ 19 ] [ 20 ] но оценки различаются между 500 г. до н.э. и 500 г. н.э. [ 21 ] В тексте описаны основные элементы и структура двух видов танца: энергичного, энергичного танца Тандава ( Шива ) и нежного, успокаивающе-грациозного танца Ласья ( Парвати , возлюбленной Шивы). [ 6 ] Мохинияттам следует структуре и целям танца Ласья в Натья Шастре . [ 2 ] [ 6 ]
По словам Реджинальда Мэсси, история Мохинияттама неясна. [ 3 ] Керала, регион, где этот танцевальный жанр развивался и популярен, имеет давнюю традицию танцев в стиле ласья , в основе которой могут лежать основы и структура. Самые ранние свидетельства Мохинияттама, или танцевальной традиции, подобной Мохинияттам, можно найти в храмовых скульптурах Кералы. В храме Вишну XI века в Трикодитханаме и храме Кидангур Субраманья есть несколько скульптур танцовщиц в позе Мохинияттам. [ 22 ] Текстовые свидетельства, начиная с XII века, позволяют предположить, что поэты и драматурги малаялама включали темы ласья. Намбутири XVI века В «Вьявахарамале» содержится первое известное упоминание термина «Мохинияттам» в контексте платежа, выплачиваемого танцору Мохинияттам. [ 11 ] Этот термин также упоминается в другом тексте, «Гоша Ятра» 17 века. [ 11 ] 18-го века В «Баларама Бхаратаме» , крупном вторичном труде по Натья Шастре, написанном в Керале, упоминаются многие танцевальные стили, включая Мохини Натана . [ 11 ]
В 18 и 19 веках Мохинияттам рос, поскольку танцевальное искусство получало покровительство соперничающих княжеств. В частности, спонсорство и создание в начале XIX века совместной группы художников Мохинияттам и Бхаратанатьям со стороны индуистского короля, поэта и композитора Свати Тирунала Рамы Вармы способствовало росту и систематизации современного Мохинияттама. [ 6 ] [ 23 ]
В конце 19 - начале 20 века Мохинияттам исполняли женщины индуистской общины в центральной Керале. [ 24 ] По словам Жюстин Лемос, Мохинияттам «был праздником эротизма, плодородия, богатства и гостеприимства». [ 24 ]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]С распространением колониального британского правления в Индии 19 века все формы классического танца Индии были высмеяны и обескуражены, что привело к их серьезному упадку. [ 25 ] [ 26 ] Частично это было результатом викторианской морали сексуальной репрессии, а также англиканских миссионеров, критиковавших индуизм. [ 27 ] [ 28 ]

Соблазнительные жесты и выражения лица во время храмовых танцев были карикатурно изображены в книге «Неправды индийской женственности» , опубликованной в начале 20-го века, как свидетельство традиции «блудниц, униженной эротической культуры, рабства идолам и священникам», и христианские миссионеры требовали, чтобы это необходимо остановить, начав в 1892 году «движение против танцев» или «движение против научей». [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Это движение затронуло все классические танцы в Индии и способствовало их упадку. [ 27 ] [ 28 ] включая стигматизацию Мохинияттама в княжествах Траванкор и Кочин в Британской империи. [ 30 ] [ 31 ]
По словам Жюстин Лемос, общепринятым стереотипом было называть храмовых танцовщиц проститутками и что Мохинияттам был запрещен Махараджей под давлением британского правления и его граждан, но изучение исторических свидетельств показывает, что ни один закон или прокламация не запрещали Мохинияттам, также нет никаких доказательств того, что танцовщицы Мохинияттама были девадаси , храмовыми проститутками или даже прислугой храма. [ 30 ] Однако, добавляет Лемос, есть свидетельства предоставления наград, спонсирования стипендий и выплат танцорам Мохинияттама. [ 30 ] а также законы, принятые между 1931 и 1938 годами, которые - без упоминания Мохинияттама - запрещали девадаси, запрещали все формы «непристойных танцев или театра» и запрещали танцы в храмах, в то время как княжеские штаты Керала были в некотором роде частью Британской империи. аналогично запретам на индуистские исполнительские искусства в президентах Мадраса, Бомбея и Калькутты, принятых ранее. [ 31 ] [ 32 ] В 1940 году запрет был частично отменен, разрешив «добровольные танцы в храмах». В 1941 году новый закон разъяснил, что добровольные танцы разрешены, но танцорам ни в коем случае нельзя платить. Это привело к протестам, общественным беспорядкам и требованиям танцоров, что перформанс является формой экономической деятельности и религиозной свободы, что артистам Мохинияттам должно платить государство или публика, но государство им не платило. [ 32 ]
Некоторые женщины продолжали танцевать Мохинияттам в индуистских храмах, независимо от исторической политики 1940-х годов. [ 33 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]Насмешки и запреты, принятые в британскую колониальную эпоху, способствовали развитию националистических настроений и повлияли на все индуистские исполнительские искусства, включая Мохинияттам. Он также был возрожден и реконструирован, особенно в 1930-х годах поэтом-националистом малаялам Валлатхолом Нараяной Меноном , который помог отменить запрет на храмовые танцы в Керале, а также основал танцевальную школу Керала Каламандалам и поощрял обучение, обучение и практику Мохиниаттама. [ 34 ] [ 35 ]
Другими значительными поборниками Мохинияттама в 20 веке были Мукундраджа, Аппирадет Кришна Паникер, Харичанд и ребята из Вишнавама, Танкамони, а также гуру и танцор Каламандалам Каляникутти Амма . [ 36 ] [ 37 ]
Каламандалам - очень известное учреждение для преподавания и изучения искусства Мохинияттам, но печально известное дискриминацией, с которой сталкиваются художники и студенты на основе их касты и цвета кожи. Добавляя остроты к этому, Каламандалам Сатьябхама-младший недавно появился в СМИ с расистским и гендерным заявлением против мужчин и цветных художников, зарабатывающих свое место на гала-концерте искусств Мохинияттам.
Репертуар
[ редактировать ]
Мохинияттам — это ласья поджанр танца , исполняемый в Кайсики вритти (изящном стиле), как описано в древних индийских текстах по исполнительскому искусству, таких как Натья Шастра . [ 38 ] Точнее, это танец, который превосходит форму Экахарья Абхиная , то есть сольное выразительное танцевальное представление, сопровождаемое пением и музыкой. [ 6 ] Танец включает в себя нритту (чистый танец, соло), нритью (выразительный танец, соло), а в современных постановках иногда присутствует натья (игра, групповой танец): [ 39 ]
- Представление Нритты – это абстрактный, ритмичный аспект танца, который появляется в начале и в конце танцевального репертуара. [ 40 ] [ 41 ] Зрителю предстает чистое движение, в котором акцент делается на красоте движения, формы, скорости, диапазона и узора. Эта часть репертуара не имеет никакого интерпретативного аспекта, никакого повествования. [ 42 ]
- Нритья — это выразительный аспект танца, который пытается передать сюжетную линию, эмоции и чувства, духовные темы. [ 40 ] [ 41 ] В нритье танцевальное действие ( Абхиная , Вайттари ) расширяется и включает в себя молчаливое выражение слов посредством жестов рук и лица, а также движений тела, сопровождаемых музыкальными нотами. Танцор формулирует легенду или духовное послание, стремясь задействовать эмоции и разум зрителя. [ 42 ] [ 43 ]
Основная поза Мохинияттама — раздвинутые ступни, колени согнуты наружу, прямая верхняя часть туловища, плавные восьмеричные покачивания тела из стороны в сторону вместе с бедрами ( Ати Бханга ). [ 44 ] Работа ног мягкая, скользящая и синхронная с музыкальным ритмом и игрой. [ 44 ] Движение тела иногда описывается как успокаивающие образы природы, например, покачивание пальмовых листьев . [ 45 ] и нежное покачивание океанских волн. [ 46 ]
Основные танцевальные единицы в Мохиниаттам известны как атаву или атавукал , и они сгруппированы в четыре: Таганам , Джаганам , Дхаганам и Саммисрам . [ 47 ] Жесты рук и лица в танце следуют классическому тексту Хастха Лакшанадипика , в котором подробно описаны мудры .
Последовательность
[ редактировать ]Репертуарная последовательность «Мохинияттам» аналогична репертуарной «Бхаратанатьям», поэтому состоит из семи номеров, которые исполняются по структуре, описанной в классических танцевальных текстах: Чолкетту (призыв, но начинается с выражения почтения богине Бхагавати и заканчивается молитвой Шиве ). , Джатисварам или, точнее, Свараджети , Варнам (пьеса, в которую она вставляет мимику, чтобы отвлечься при передаче основной истории или сообщения), Падам (песня), Тиллана (танцорская интерпретация мелодии, созданной музыкантом), Шлокам и Саптам. [ 39 ] [ 48 ]
Костюмы
[ редактировать ]
Костюм включает в себя простое белое или кремово-белое сари, например сари цвета слоновой кости или кремового цвета , расшитое ярко-золотистой или золотой парчой с кружевом (похоже на церемониальное сари Касаву ). [ 49 ] [ 50 ] Она носит приталенную чоли (блузку), подходящую к сари, ниже которой на талии находится золотой пояс, который заправляет конец сари и подчеркивает талию. [ 49 ] Перед сари, под поясом, находится плиссированная ткань с концентрическими полосами золотого или шафранового цвета, которые обеспечивают свободу движений и помогают визуально донести мудру до отдаленной аудитории. [ 49 ]
Танцовщица носит относительно простые украшения и не носит масок, в отличие от другого основного классического танца Кералы, называемого Катхакали . Ее украшения обычно включают украшения на пальцах, запястьях, шее и ушах (которые могут иметь колокольчики). Макияж лица естественный, но губы ярко-красные, на лбу у нее индуистская тикка ( Гоби ), а глаза подведены, чтобы заметно подчеркнуть движения глаз во время танца. [ 49 ] Ее лодыжки украшены кожаными ремешками с колокольчиками ( чиланка ), ступни и пальцы окрашены в красный цвет натуральными красками. Ее прическа собрана и завязана в гладкий плотный круглый шиньон на одной стороне головы (обычно левой), а затем пучок украшен ароматными цветами (обычно жасмин мулла ). [ 49 ] [ 51 ]
Танцоры-мужчины обычно носят дхоти (так называемый мути ). Как и у женщин, его лодыжки также украшены чиланками, ступни и пальцы окрашены в красный цвет натуральными красками. Как и у женщин, у него на лбу имеется индуистская тикка (Гоби), а глаза подведены. [ 52 ]
Музыка и инструменты
[ редактировать ]Вокал ( музыка ) Мохинияттама включает в себя различные ритмы. В репертуаре Мохинияттам имеется множество композиций, большая часть текстов которых написана на маниправаламе , смеси санскрита , тамильского и малаялама . [ 53 ]
Музыкальные инструменты, обычно используемые в Мохинияттаме, - это Мридангам или Мадхалам (барабан-бочонок), Идакка (барабан из песочных часов), флейта, Вина и Кужиталам (тарелки). Раги (мелодия) воспроизводятся в стиле сопана (шаги), который представляет собой медленный мелодичный стиль, уходящий корнями в Натья Шастру . [ 54 ] [ 55 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Фестиваль Гури Палаккад
-
В школе Кералы Калолсавам, 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. п. 433. ИСБН 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мохини Аттам , Британская энциклопедия (2016)
- ^ Перейти обратно: а б с д Реджинальд Мэсси 2004 , стр. 131–133.
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 467 . ISBN 978-0-8239-3180-4 . , Цитата: «Натьяшастра остается высшим авторитетом для любой формы танца, которая претендует на звание «классического», а не «народного» танца».
- ^ Джеймс Б. Робинсон (2009). Индуизм . Издательство информационной базы. стр. 103–105. ISBN 978-1-4381-0641-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бхарати Шиваджи ; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 6, 44–48. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Вишванатан, Манодж (7 октября 2020 г.). «Известный классический танцор пытается покончить жизнь самоубийством, заявляя о кастовой принадлежности и гендерной дискриминации» . Новый Индийский экспресс . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ «Мусульманин становится первым танцором-мужчиной, получившим докторскую степень в Мохинияттаме» . 13 января 2015 г.
- ^ Ананд, Шилпа Наир (3 марта 2020 г.). «Любовь Р.Л.В. Рамакришнана к Мохинияттаму» . Индус .
- ^ «Что мешает мужчинам совершать мохинияттам? — Times of India» . Таймс оф Индия . 7 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 44–45. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Жюстин Лемос (2016). Маратт Митили Ануп и Варун Гулати (ред.). Сценарий танца в современной Индии . Лексингтон. стр. 35–43. ISBN 978-1-4985-0552-9 .
- ^ КР Кавья Кришна (2015). Саугата Бхадури и Индрани Мукерджи (ред.). Транскультурные переговоры о гендере: исследования (быть) тоски . Спрингер. стр. 125–126. ISBN 978-81-322-2437-2 .
- ^ Фарли П. Ричмонд, Дариус Л. Суонн и Филипп Б. Заррилли 1993 , стр. 471.
- ^ Уильямс 2004 .
- ^ Мохан Хокар (1984). Традиции индийского классического танца . Кларион Книги. стр. 57–58. ISBN 9780391032750 .
- ^ Шрамм, Гарольд (1968). «Музыкальный театр Индии». Азиатская музыка . 1 (1). Издательство Техасского университета: 31–40. дои : 10.2307/834008 . JSTOR 834008 .
- ^ Курлавала, Уттара Аша (1993). «Конференция в Торонто «Новые направления в индийском танце» ». Танцевальная хроника . 16 (3). Рутледж: 391–396. дои : 10.1080/01472529308569140 .
- ^ Наталья Лидова 2014 .
- ^ Тарла Мехта 1995 , стр. XXIV, 19–20.
- ^ Уоллес Фицджеральд 1963 , с. 249.
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 7–10. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. п. 132. ИСБН 978-1-317-27886-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Лемос, Жюстин (2022). Традиция и трансформация в танце Мохинияттам: этнографическая история . Лэнхем. стр. 20–22. ISBN 978-1-7936-5071-9 . OCLC 1328019675 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Лесли С. Орр (2000). Жертвователи, преданные и дочери Бога: храмовые женщины в средневековом Тамилнаду . Издательство Оксфордского университета. стр. 11–13. ISBN 978-0-19-535672-4 .
- ^ Рина Шах (2006). Движение в кадрах: Танец и жизнь Кумудини Лахии . Мапин. стр. 8–9. ISBN 978-81-88204-42-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мэри Эллен Снодграсс (2016). Энциклопедия мирового народного танца . Роуман и Литтлфилд. стр. 165–168. ISBN 978-1-4422-5749-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Маргарет Э. Уокер (2016). Индийский танец Катхак в исторической перспективе . Рутледж. стр. 94–98. ISBN 978-1-317-11737-7 .
- ^ Налини Гуман (2014). Резонансы Раджа: Индия в английском музыкальном воображении, 1897–1947 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 97, сноска 72. ISBN. 978-0-19-931489-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Жюстин Лемос (2016). Маратт Митили Ануп и Варун Гулати (ред.). Сценарий танца в современной Индии . Лексингтон. стр. 29–31, 33–34, 41, 44–45. ISBN 978-1-4985-0552-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кей Киркпатрик Джордан (2003). От священного слуги до мирской проститутки: история изменения правового статуса девадаси в Индии, 1857-1947 гг . Издательство Манохар. стр. 2–17. ISBN 978-81-7304-468-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Жюстин Лемос (2016). Маратт Митили Ануп и Варун Гулати (ред.). Сценарий танца в современной Индии . Лексингтон. стр. 35–36, 38–45. ISBN 978-1-4985-0552-9 .
- ^ Жюстин Лемос (2016). Маратт Митили Ануп и Варун Гулати (ред.). Сценарий танца в современной Индии . Лексингтон. стр. 42–43. ISBN 978-1-4985-0552-9 .
- ^ Кавья Кришна, КР (2016). «Гендер и производительность: новое изобретение Мохинияттама в Керале начала двадцатого века». Транскультурные переговоры о гендере . Спрингер. стр. 123–133. дои : 10.1007/978-81-322-2437-2_12 . ISBN 978-81-322-2436-5 .
- ^ Жюстин Лемос (2016). Маратт Митили Ануп и Варун Гулати (ред.). Сценарий танца в современной Индии . Лексингтон. стр. 43–47. ISBN 978-1-4985-0552-9 .
- ^ Жюстин Лемос (2016). Маратт Митили Ануп и Варун Гулати (ред.). Сценарий танца в современной Индии . Лексингтон. п. 38. ISBN 978-1-4985-0552-9 .
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. п. 49. ИСБН 978-81-7062-003-7 .
- ^ Бхарати Шиваджи ; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттама . Издательство Лансер. стр. ви, 50.ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Нирмама Паниккар (1992). Нангиар Куту, театр классического танца нангиаров . Серия Кутияттам. Натана Кайрали. стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 56–59, 64, 84–86, 103–106. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Эллен Коскофф (2008). Краткая энциклопедия мировой музыки Garland: Ближний Восток, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия . Рутледж. п. 955. ИСБН 978-0-415-99404-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Джанет Декатнер (2010). Азиатский танец . Информационная база. стр. 45–46. ISBN 978-1-4381-3078-1 .
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 72–73. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 50–53, 59. ISBN. 978-81-7062-003-7 .
- ^ Эрин Б. Ми (2001). Современная драматургия: Индия . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 93. ИСБН 978-0-8018-6621-0 .
- ^ Гита Радхакришна (1979). Великолепие Кералы . Публикации Марга. п. 101.
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 56–59, 102–103. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ Рагини Деви 1990 , стр. 116–117.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Реджинальд Мэсси 2004 , с. 134.
- ^ Шована Нараян (2004). Настоящая книга индийских классических танцев . Стерлинговые издательства. п. 65. ИСБН 978-1-84557-169-6 .
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 97–99. ISBN 978-81-7062-003-7 .
- ^ «Дело Р.Л.В. Рамакришнана демонстрирует безудержный кастизм в классическом исполнительском искусстве» . 15 октября 2020 г.
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 44, 80, 110. ISBN. 978-81-7062-003-7 .
- ^ Сиюань Лю (2016). Справочник Routledge по азиатскому театру . Рутледж. стр. 131–132. ISBN 978-1-317-27886-3 .
- ^ Бхарати Шиваджи; Авинаш Пасрича (1986). Искусство Мохинияттам . Издательство Лансер. стр. 79–90. ISBN 978-81-7062-003-7 .
Библиография
[ редактировать ]Часть серии о |
Культура Индии |
---|
![]() |
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Мохинияттамом, на Викискладе?