Jump to content

Хосе Карлос Мариатеги

(Перенаправлено с Хосе Карлоса Мариатеги )

Хосе Карлос Мариатеги
Мариатеги в 1929 году
Рожденный
Хосе дель Кармен Элисео Мариатеги Де Ла Чира

14 июня 1894 г.
Умер 16 апреля 1930 г. (1930-04-16) (35 лет)
Лима , Перу
Эра Поздний современный период
Область Латиноамериканская философия
Школа марксизм
Основные интересы
Политика, эстетика
Подпись

Хосе Карлос Мариатеги Ла Чира ( Испанское произношение: [xoˌse ˌkaɾ.loz maˌɾja.t̪e.ɣ̞i la ˈt͡ʃi.ɾa] ; 14 июня 1894 — 16 апреля 1930) — перуанский писатель , социолог , историк , журналист , политик и философ -марксист . [ 1 ]

Плодовитый автор, несмотря на свою раннюю смерть, Эль Амаута (от кечуа : hamawt'a , «учитель», имя, под которым он также известен в своей стране) считается одним из величайших ученых Латинской Америки. Его «Семь интерпретационных эссе о перуанской реальности» (1928), синтез его мыслей, стали справочником для интеллигенции континента.

Он был основателем Перуанской социалистической партии (1927) [ es ] ( PSP ) и Всеобщей конфедерации трудящихся Перу ( CGTP ) в 1927 и 1929 годах соответственно. Первоначально ПСП придерживалась мариатегуизма [ es ] для социализма под влиянием синдикалистов «без отслеживания и копирования», но после смерти Мариатеги в 1928 году она была реформирована в Перуанскую коммунистическую партию , чтобы соответствовать жесткой партийной политике Коминтерна и марксизму. -Ленинизм . В 1930 году партийное крыло, лояльное Мариатеги, раскололось и сформировало Социалистическую партию Перу ( исп . Partido Socialista del Perú ).

Для социолога и философа Михаэля Леви Мариатеги «несомненно, самый энергичный и оригинальный мыслитель-марксист, которого Латинская Америка ». когда-либо знала [ 2 ] В том же духе Хосе Пабло Фейнманн , аргентинский философ и культурный критик, назвал его «величайшим латиноамериканским философом-марксистом».

Биография

[ редактировать ]

Детство и юность

[ редактировать ]

Мариатеги родился в Мокегуа в 1894 году. Его родителями были Мария Амалия Ла Чира Бальехос и Франсиско Хавьер Мариатеги Рекехо. Среди его предков был выдающийся либеральный мыслитель Франсиско Хавьер Мариатеги-и-Теллерия. У него было два брата: Гильермина и Хулио Сезар Мариатеги.

В 1899 году он переехал с матерью и братьями в Уачо , а в 1902 году после несчастного случая в школе его поместили в клинику Maison de Santé в Лиме . После длительного выздоровления у него на всю оставшуюся жизнь остался анкилоз левой ноги. Не имея возможности участвовать в типичных для его возраста развлечениях, он начал читать и размышлять.

В 1907 году его отец Франсиско Хавьер Мариатеги умер в порту Кальяо.

В 1909 году Мариатеги присоединился к газете La Prensa для выполнения вспомогательных задач, сначала в качестве рехонеса (папщика), а затем в качестве помощника линотиписта . Несмотря на то, что он не закончил школу, он получил журналистское образование и начал работать обозревателем сначала в La Prensa (1914–1916), а затем в газете El Tiempo (1916–1919), одновременно сотрудничая с в журналах Mundo Limeño , Lulú , El Turf и Colónida . Используя псевдоним Хуан Кроникёр, он высмеивал легкомыслие Лимы и демонстрировал обширную культуру самоучки, которая приближала его к авангардным интеллектуальным и художественным ядрам. Он подружился с писателем Авраамом Вальделомаром , с которым образовал дилетантский дуэт, остроумные поединки которого они воспроизвели в своих хрониках. Примерно в это же время (которое он позже презрительно назвал своим «каменным веком») он с энтузиазмом занимался поэзией , но так и не опубликовал анонсированный сборник стихов « Печаль » .

В 1918 году его интересы обратились к социальным проблемам. Вместе с журналистом Сезаром Фальконом и Феликсом дель Валле он основал журнал Nuestra Época , в котором критиковал милитаризм и традиционную политику, но из которого вышло только два номера. В 1919 году, также в сотрудничестве с Фальконом, он основал газету La Razón , в которой поддерживал университетскую реформу и борьбу рабочих. Эта газета также просуществовала недолго и была закрыта правительством президента Аугусто Б. Легии официально за выражение неуважения к членам парламента, хотя, скорее всего, это произошло из-за растущих народных требований, которые она поощряла.

Поездка в Европу и социалистическое обучение

[ редактировать ]

Мариатеги и Фалькон отправились в Европу на стипендию, которую они получили от правительства Легии в качестве тайной формы депортации. Они прошли через Нью-Йорк, совпав с забастовкой рабочих в доках порта, а в Германии — со спартаковской революцией порта Гавра , достигнув в ноябре , а затем Парижа. Исследователь Сильверс Малкольм утверждает, что оба путешествовали как «заграничные пропагандисты» правительства Легии; что оба принадлежали к сектору международных отношений; и что им платили и получали стипендии, как считалось какое-то время. Мариатеги был назначен в консульство Перу в Риме, а Фалькон - в консульство Перу в Мадриде. Все это подтверждается письмом Мариатеги Виктории Феррер от 24 января 1920 года.

Во время этой поездки у него родилась старшая дочь Глория Мария Мариатеги Феррер от его отношений с Викторией Феррер Гонсалес.

Мариатеги сказал, что большую часть своего обучения он получил именно в Европе. Он общался с ведущими писателями, изучал языки, интересовался новыми интеллектуальными и художественными проблемами, посещал международные конференции и встречи.

В Италии он женился на Анне Кьяппе и присутствовал при оккупации заводов в Турине , а также на XVII Национальном конгрессе Итальянской социалистической партии в Ливорно, где произошел исторический раскол и Итальянская коммунистическая партия (ИКП). была образована . Он был членом учебных кружков PSI и использовал марксизм как метод обучения, когда Бенито Муссолини собирался прийти к власти. Согласно его анализу, победа фашизма — это цена, которую страна должна заплатить за противоречия левых.

Мариатеги покинул Италию и путешествовал по Европе, надеясь вернуться в Перу. Он посетил Париж, Мюнхен, Вену, Будапешт, Прагу и Берлин. Во время этого турне он изучал революционные движения, потрясшие Европу после войны.

Вернуться в Перу

[ редактировать ]

17 марта 1923 года Мариатеги вернулся в Лиму в сопровождении жены и первенца. По приглашению Хайя де ла Торре, основателя и ректора, он читал в Народном университете Гонсалеса Прада лекции о мировом кризисе, возникшем в результате Первой мировой войны . Ему было поручено руководство журналом Claridad, когда его основатель Виктор Рауль Хайя де ла Торре , будущий лидер APRA , был выслан в Мексику в качестве изгнания. Он призвал к созданию Единого рабочего фронта. В конце того же года он объявил о публикации Vanguardia: Revista Semanal de Renovación Ideológica под руководством Феликса дель Валле, проекта, который не был реализован, но позже стал журналом Amauta.

В 1924 году из-за старой травмы Мариатеги пришлось ампутировать ногу. Свою творческую деятельность он продолжил, прикованный к инвалидной коляске. Период отдыха он провел в Мирафлоресе, переехав 1 июня 1925 года в свою самую символическую резиденцию на Вашингтон-стрит, слева, № 544, сегодня известную как Дом-музей Хосе Карлоса Мариатеги . В октябре 1925 года вместе со своим братом Юлием Цезарем он основал издательство Editorial Minerva, в котором публиковались его работы и произведения других перуанских авторов, начиная с его первого сборника эссе «Современная сцена о мировой политике». В 1926 году он основал журнал «Амаута» («мудрец» или «учитель» на языке кечуа ), который объединил широкое поколение интеллектуалов вокруг нового понимания национальной жизни и дал толчок движению коренных народов в искусстве и литературе. [ 3 ] Кроме того, он усердно сотрудничал в еженедельных журналах Лимы Variedades и Mundial .

Мариатеги был заключен в тюрьму в 1927 году во время суда над коммунистами, обвиненными в заговоре против правительства Легии, но позже был подвергнут домашнему аресту. В 1928 году он политически порвал с Виктором Раулем Хайя де ла Торре, с которым сотрудничал с 1926 по 1928 год, когда APRA еще была всего лишь союзом. «Разногласия возникают по причинам, прежде всего, политической тактики, а не идеологии». 7 октября 1928 года он основал Перуанскую социалистическую партию, став через год ее генеральным секретарем. В том же году он основал марксистский журнал «Лейборист» и опубликовал свои « Семь интерпретационных эссе о перуанской реальности» . В 1929 основал Всеобщую конфедерацию трудящихся Перу .

Политический проект Мариатеги был подвергнут испытанию на Латиноамериканском конгрессе профсоюзов в Монтевидео (май 1929 г.) и Латиноамериканской коммунистической конференции (июнь 1929 г.). На них присутствовала Перуанская социалистическая партия с пятью делегатами, разделяющими подход Мариатеги: Уго Пеше , Хулио Портокарреро, Хосе Бракамонте (пилот Национального торгового флота, основатель Федерации моряков Перу), Хуан Певес (крестьянский лидер Ики, основатель Федерации янаконес) и Карлос Салдиас (лидер текстильной промышленности). Эти подходы были подвергнуты сомнению политическим бюро Интернационала в Южной Америке, что создало дистанцию ​​между Мариатеги и Коммунистическим Интернационалом . В конечном итоге Мариатеги «не согласился подчиниться коммунистической иерархии».

В феврале 1930 года Эудосио Равинес был назначен генеральным секретарем Социалистической партии Перу, заменив Мариатеги, который готовил поездку в Буэнос-Айрес , где он мог бы лечить свою болезнь и участвовать в Генеральном совете Антиимпериалистической лиги. Он также планировал расширить охват Амауты, перенеся ее штаб-квартиру из Лимы в Буэнос-Айрес.

Последние дни и смерть

[ редактировать ]

В конце марта 1930 года Мариатеги был госпитализирован в больницу скорой помощи в сопровождении своих друзей, в том числе Диего Сан-Романа Себальоса (создателя журнала El Poeta Hereje ). Он умер 16 апреля, практически накануне долгожданной поездки в Буэнос-Айрес. 20 мая руководство Перуанской социалистической партии во главе с Эудосио Равинесом на посту генерального секретаря и Жаном Брахамом Фуэнтесом Крусом на посту генерального президента изменило название Социалистической партии Перу на Перуанскую коммунистическую партию .

Мариатеги был похоронен на кладбище Пресбитеро Маэстро в сопровождении огромной похоронной процессии. В 1955 году, в ознаменование 25-летия со дня его смерти, его перенесли в новый мавзолей на том же кладбище (гранитный курган работы испанского скульптора Эдуардо Гастелу Мачо).

Видение Перу

[ редактировать ]

Завоевание . раскололо не только историю Перу, но и его экономику До прихода испанцев здесь существовала довольно прочная местная общинная экономика. Материальное благополучие существовало благодаря коллективистской организации общества инков . Эта организация ослабила индивидуальные импульсы и в то же время развила привычку подчиняться общественному долгу.

Завоевание установило феодальную экономику. Испанцы не стремились развивать прочную экономику, а стремились лишь к эксплуатации природных ресурсов . Другими словами, испанцы не сформировались как колонизирующая сила (как англичане в США ), а скорее образовали себя как небольшой суд, бюрократию. Эта система определила республиканскую экономику.

Экономическая политика испанской короны предотвратила возникновение буржуазии в колониях. Они считали независимость необходимой для обеспечения своего развития. Независимость тогда определяется потребностями капиталистического развития, в этом смысле Англия сыграла фундаментальную роль в поддержке зарождающихся американских наций.

По мнению Мариатеги, гамональ неизбежно лишает законной силы любой закон или постановление, защищающее коренное население или крестьян. Против авторитета землевладельца, подкрепленного средой и привычкой, писаный закон бессилен. Мэр или президент муниципалитета, совет или городской совет, судья, коррегидор, инспектор, комиссар, сборщик налогов, полиция и армия являются enfeudados по отношению к большой собственности. «Закон не может преобладать над гамоналесом. Чиновник, который упорствует в его навязывании, будет покинут и принесён в жертву центральной властью, возле которой влияние гамонализма всегда всемогуще, действуя напрямую или через парламент, и в том, и в другом случае с одинаковой эффективностью.

Важно выяснить ту солидарность и приверженность, к которой постепенно пришли региональный гамонализм и центральный режим: «за все недостатки, за все пороки центрального режима гамонализм несет ответственность и поддерживает». Гамонал является частью структуры централизованного управления: он является местным главой одной из политических партий, имеющих общенациональное влияние, и является фундаментальным звеном в цепи одного из многочисленных клиентов политической системы. Центральная власть вознаграждает гамонала, позволяя ему пользоваться бесчисленными контрактами и алькабалами, а в настоящее время оставляя в его руках роялти, полученные от эксплуатации природных ресурсов транснациональными корпорациями, и бесчисленные контракты, дополняющие их. В этих условиях любая децентрализация заканчивается существенным результатом усиления власти гамонализма.

Гуано и селитра сыграли фундаментальную роль в развитии экономики Перу. Эти продукты быстро увеличили благосостояние государства, поскольку промышленно развитая Европа нуждалась в этих ресурсах для поддержания продуктивности сельского хозяйства, а это продукты, на которые Перу имело монополию. Это богатство было растрачено перуанским государством. Но это позволило появиться торговому и банковскому капиталу. Начал формироваться класс капиталистов, истоки которого находились в старой перуанской аристократии. Эти продукты также позволили консолидировать мощь побережья, поскольку до этого горнодобывающая промышленность придавала перуанской экономике андский характер. Короче говоря, гуано и селитра позволили превратить экономику Перу из феодальной системы в капиталистическую.

Новые нации стремились развивать торговлю. Латинская Америка продавала свои природные ресурсы и покупала промышленные товары в Европе, создавая систему, которая в основном приносила пользу европейским странам. Эта система допускала развитие только атлантических стран, поскольку для стран, находившихся на тихоокеанском побережье, как в случае с Перу, расстояния были огромны. Перу же начало торговать с Азией , но не добилось такого же развития, как атлантические страны.

Кроме того, во время войны на Тихом океане Перу потеряло гуано и селитру. Но эта война также означала паралич всего национального производства и торговли, а также потерю иностранного кредита. Власть временно перешла в руки военных, но буржуазия Лимы вскоре восстановила свои функции. Грейс -контракт был предложен как мера по выходу из кризиса. Этот контракт закрепил британское господство в Перу, предоставив железные дороги в концессию сроком на 66 лет.

марксизм

[ редактировать ]

После своего возвращения из Европы Мариатеги присоединился к марксизму , в ленинской версии Третьего Интернационала , обнаружив поразительное сходство с идеями Антонио Грамши , особенно в отношении важности культурной надстройки не как простого «отражения», а как оценка его революционного потенциала для создания контргегемонии. Плодом этой идеи стали его теоретический журнал «Амаута» и революционный орган «Лаборатория», который был закрыт режимом Легии. Неутомимый критик реформизма Второго Интернационала и социал -демократии , Мариатеги считается первым марксистом в Латинской Америке , подчеркивая роль коренных масс как подлинного «пролетариата» континента и провозглашая необходимость социалистической революции под влиянием радикальный синдикализм Жоржа Сореля .

Мариатеги утверждал, что фашизм был не «исключением» в Италии или «катаклизмом», а международным явлением, «возможным в рамках логики истории» развития монополий в империализме и его необходимости победить борьбу пролетариата. Он видел в фашизме ответ крупного капитала на глубокий социальный кризис, выражение того, что правящий класс больше не чувствует себя достаточно защищенным своими демократическими институтами, в чем он винит во всех бедах страны массы, парламентскую систему. И он сделал ставку на революционную борьбу, развязав культ насилия против нового порядка фашистского государства, задуманного как вертикальная авторитарная структура корпораций . Мариатеги увидел, что триумф фашизма неизбежно обострил европейский и мировой кризис.

Такие организации, как «Светлый путь », «Революционное движение Тупака Амару» и «Коммунистическая партия Перу» , по-разному обращаются к Мариатеги и его произведениям.

Идеи Мариатеги недавно пережили серьезное возрождение из-за прихода к власти левых правительств по всей Южной Америке, в частности в Боливии, где в 2005 году Эво Моралес стал первым коренным президентом после завоевания 500 лет назад (вторым в Латинской Америке после президента Мексики Бенито Хуареса). ). Рост народных движений коренных народов в Эквадоре и Перу также вызвал возобновление интереса к трудам Мариатеги о роли коренных народов в латиноамериканской революции. Правящая партия Перу с 2011 по 2016 год — Перуанская националистическая партия — называет Мариатеги одним из своих идеологических основателей. [ 4 ]

Работает

[ редактировать ]

За свою жизнь Мариатеги опубликовал только две книги ( «Современная сцена» и « Семь интерпретационных эссе о перуанской реальности» ), оставив еще две незавершенными и неопубликованными ( «Утренняя душа» и «Защита марксизма» , опубликованные в 1950 и 1955 годах соответственно, хотя многие из них были опубликованы в 1950 и 1955 годах соответственно ). уже опубликовано в печати). Эти работы и его обширная журналистская деятельность (статьи, конференции, эссе и короткий роман) были отредактированы его наследниками (его женой и детьми) в 20 томов. Среди этих томов - две биографии Мариатеги (Марии Виссе и Армандо Базана), краткое изложение содержания журнала Amauta Альберто Тауро дель Пино и поэтическая антология различных авторов, вдохновленная жизнью и творчеством Мариатеги. Собственные работы Мариатеги занимают 16 томов. Значительная работа была проделана с 1923 по 1930 год.

  • Героический и творческий смысл социализма Хосе Карлос Мариатеги. Избранные эссе. - Отредактировано и переведено Майклом Перлманом. 1996 Humanities Press, Нью-Джерси.
  • Семь интерпретирующих эссе о перуанской реальности Хосе Карлоса Мариатеги. Издательство Техасского университета. 1997. ISBN   978-0292701151

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Чанг-Родригес, Юджин (1983). Поэтика и идеология Хосе Мариатеги [ Поэтика и идеология Хосе Мариатеги ] (на испанском языке).
  • Де Кастро, Хуан Э. Хлеб и красота: культурная политика Хосе Карлоса Мариатеги . Брилл, 2020.
  • Данбар-Ортис, Роксана. «Сопротивление коренных народов Америки и наследие Мариатеги». Ежемесячный обзор, том. 61(4)2009.
  • Краузе, Энрике . «Хосе Карлос Мариатеги: коренной марксизм» в книге «Искупители: идеи и власть в Латинской Америке» . Перевод Хэнка Хейфеца и Наташи Виммер. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 2011.
  • Ванден, Гарри Э. Национальный марксизм в Латинской Америке: мысль и политика Хосе Карлоса Мариатеги . 1986.
  • Гонсалес, Майк. В красном углу: марксизм Хосе Карлоса Мариатеги. США, Haymarket Books, 2019.
  1. ^ Бергель, Мартин (17 июня 2021 г.). «Эль социализм космополита де Хосе Карлос Мариатеги» [Космополитический социализм Хосе Карлоса Мариатеги]. Новое общество - Демократия и политика в Латинской Америке (на испанском языке) . Проверено 9 июля 2022 г.
  2. ^ Отеро, Росио. « Марксизм в Латинской Америке. Антология Михаэля Лёви с 1909 года по наши дни . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
  3. ^ Вич, Виктор ; Мариатеги, Хосе-Карлос (2022). «Хосе Карлос Мариатеги: между культурной политикой и культурным менеджментом » . Письма (Лима) (на испанском языке). 94 (139): 61–77. дои : 10.30920/letters.94.139.5 . ISSN   2071-5072 . S2CID   258043516 .
  4. ^ « Идеологическая основа» (на испанском языке). Перуанская националистическая партия . Проверено 10 сентября 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f74c2c88befa80f90f0ea256c75b5e41__1723507200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/41/f74c2c88befa80f90f0ea256c75b5e41.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
José Carlos Mariátegui - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)