Хосе Карлос Мариатеги
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
Хосе Карлос Мариатеги | |
---|---|
![]() Мариатеги в 1929 году | |
Рожденный | Хосе дель Кармен Элисео Мариатеги Де Ла Чира 14 июня 1894 г. |
Умер | 16 апреля 1930 г. Лима , Перу | (35 лет)
Эра | Поздний современный период |
Область | Латиноамериканская философия |
Школа | марксизм |
Основные интересы | Политика, эстетика |
Подпись | |
![]() |
Хосе Карлос Мариатеги Ла Чира ( Испанское произношение: [xoˌse ˌkaɾ.loz maˌɾja.t̪e.ɣ̞i la ˈt͡ʃi.ɾa] ; 14 июня 1894 — 16 апреля 1930) — перуанский писатель , социолог , историк , журналист , политик и философ -марксист . [ 1 ]
Плодовитый автор, несмотря на свою раннюю смерть, Эль Амаута (от кечуа : hamawt'a , «учитель», имя, под которым он также известен в своей стране) считается одним из величайших ученых Латинской Америки. Его «Семь интерпретационных эссе о перуанской реальности» (1928), синтез его мыслей, стали справочником для интеллигенции континента.
Он был основателем Перуанской социалистической партии (1927) ( PSP ) и Всеобщей конфедерации трудящихся Перу ( CGTP ) в 1927 и 1929 годах соответственно. Первоначально ПСП придерживалась мариатегуизма для социализма под влиянием синдикалистов «без отслеживания и копирования», но после смерти Мариатеги в 1928 году она была реформирована в Перуанскую коммунистическую партию , чтобы соответствовать жесткой партийной политике Коминтерна и марксизму. -Ленинизм . В 1930 году партийное крыло, лояльное Мариатеги, раскололось и сформировало Социалистическую партию Перу ( исп . Partido Socialista del Perú ).
Для социолога и философа Михаэля Леви Мариатеги «несомненно, самый энергичный и оригинальный мыслитель-марксист, которого Латинская Америка ». когда-либо знала [ 2 ] В том же духе Хосе Пабло Фейнманн , аргентинский философ и культурный критик, назвал его «величайшим латиноамериканским философом-марксистом».
Биография
[ редактировать ]Часть серии о |
марксизм |
---|
![]() |
Детство и юность
[ редактировать ]Мариатеги родился в Мокегуа в 1894 году. Его родителями были Мария Амалия Ла Чира Бальехос и Франсиско Хавьер Мариатеги Рекехо. Среди его предков был выдающийся либеральный мыслитель Франсиско Хавьер Мариатеги-и-Теллерия. У него было два брата: Гильермина и Хулио Сезар Мариатеги.
В 1899 году он переехал с матерью и братьями в Уачо , а в 1902 году после несчастного случая в школе его поместили в клинику Maison de Santé в Лиме . После длительного выздоровления у него на всю оставшуюся жизнь остался анкилоз левой ноги. Не имея возможности участвовать в типичных для его возраста развлечениях, он начал читать и размышлять.
В 1907 году его отец Франсиско Хавьер Мариатеги умер в порту Кальяо.
В 1909 году Мариатеги присоединился к газете La Prensa для выполнения вспомогательных задач, сначала в качестве рехонеса (папщика), а затем в качестве помощника линотиписта . Несмотря на то, что он не закончил школу, он получил журналистское образование и начал работать обозревателем сначала в La Prensa (1914–1916), а затем в газете El Tiempo (1916–1919), одновременно сотрудничая с в журналах Mundo Limeño , Lulú , El Turf и Colónida . Используя псевдоним Хуан Кроникёр, он высмеивал легкомыслие Лимы и демонстрировал обширную культуру самоучки, которая приближала его к авангардным интеллектуальным и художественным ядрам. Он подружился с писателем Авраамом Вальделомаром , с которым образовал дилетантский дуэт, остроумные поединки которого они воспроизвели в своих хрониках. Примерно в это же время (которое он позже презрительно назвал своим «каменным веком») он с энтузиазмом занимался поэзией , но так и не опубликовал анонсированный сборник стихов « Печаль » .
Часть серии о |
Социализм |
---|
![]() |
В 1918 году его интересы обратились к социальным проблемам. Вместе с журналистом Сезаром Фальконом и Феликсом дель Валле он основал журнал Nuestra Época , в котором критиковал милитаризм и традиционную политику, но из которого вышло только два номера. В 1919 году, также в сотрудничестве с Фальконом, он основал газету La Razón , в которой поддерживал университетскую реформу и борьбу рабочих. Эта газета также просуществовала недолго и была закрыта правительством президента Аугусто Б. Легии официально за выражение неуважения к членам парламента, хотя, скорее всего, это произошло из-за растущих народных требований, которые она поощряла.
Поездка в Европу и социалистическое обучение
[ редактировать ]Мариатеги и Фалькон отправились в Европу на стипендию, которую они получили от правительства Легии в качестве тайной формы депортации. Они прошли через Нью-Йорк, совпав с забастовкой рабочих в доках порта, а в Германии — со спартаковской революцией порта Гавра , достигнув в ноябре , а затем Парижа. Исследователь Сильверс Малкольм утверждает, что оба путешествовали как «заграничные пропагандисты» правительства Легии; что оба принадлежали к сектору международных отношений; и что им платили и получали стипендии, как считалось какое-то время. Мариатеги был назначен в консульство Перу в Риме, а Фалькон - в консульство Перу в Мадриде. Все это подтверждается письмом Мариатеги Виктории Феррер от 24 января 1920 года.
Во время этой поездки у него родилась старшая дочь Глория Мария Мариатеги Феррер от его отношений с Викторией Феррер Гонсалес.
Мариатеги сказал, что большую часть своего обучения он получил именно в Европе. Он общался с ведущими писателями, изучал языки, интересовался новыми интеллектуальными и художественными проблемами, посещал международные конференции и встречи.
В Италии он женился на Анне Кьяппе и присутствовал при оккупации заводов в Турине , а также на XVII Национальном конгрессе Итальянской социалистической партии в Ливорно, где произошел исторический раскол и Итальянская коммунистическая партия (ИКП). была образована . Он был членом учебных кружков PSI и использовал марксизм как метод обучения, когда Бенито Муссолини собирался прийти к власти. Согласно его анализу, победа фашизма — это цена, которую страна должна заплатить за противоречия левых.
Мариатеги покинул Италию и путешествовал по Европе, надеясь вернуться в Перу. Он посетил Париж, Мюнхен, Вену, Будапешт, Прагу и Берлин. Во время этого турне он изучал революционные движения, потрясшие Европу после войны.
Вернуться в Перу
[ редактировать ]17 марта 1923 года Мариатеги вернулся в Лиму в сопровождении жены и первенца. По приглашению Хайя де ла Торре, основателя и ректора, он читал в Народном университете Гонсалеса Прада лекции о мировом кризисе, возникшем в результате Первой мировой войны . Ему было поручено руководство журналом Claridad, когда его основатель Виктор Рауль Хайя де ла Торре , будущий лидер APRA , был выслан в Мексику в качестве изгнания. Он призвал к созданию Единого рабочего фронта. В конце того же года он объявил о публикации Vanguardia: Revista Semanal de Renovación Ideológica под руководством Феликса дель Валле, проекта, который не был реализован, но позже стал журналом Amauta.
В 1924 году из-за старой травмы Мариатеги пришлось ампутировать ногу. Свою творческую деятельность он продолжил, прикованный к инвалидной коляске. Период отдыха он провел в Мирафлоресе, переехав 1 июня 1925 года в свою самую символическую резиденцию на Вашингтон-стрит, слева, № 544, сегодня известную как Дом-музей Хосе Карлоса Мариатеги . В октябре 1925 года вместе со своим братом Юлием Цезарем он основал издательство Editorial Minerva, в котором публиковались его работы и произведения других перуанских авторов, начиная с его первого сборника эссе «Современная сцена о мировой политике». В 1926 году он основал журнал «Амаута» («мудрец» или «учитель» на языке кечуа ), который объединил широкое поколение интеллектуалов вокруг нового понимания национальной жизни и дал толчок движению коренных народов в искусстве и литературе. [ 3 ] Кроме того, он усердно сотрудничал в еженедельных журналах Лимы Variedades и Mundial .
Мариатеги был заключен в тюрьму в 1927 году во время суда над коммунистами, обвиненными в заговоре против правительства Легии, но позже был подвергнут домашнему аресту. В 1928 году он политически порвал с Виктором Раулем Хайя де ла Торре, с которым сотрудничал с 1926 по 1928 год, когда APRA еще была всего лишь союзом. «Разногласия возникают по причинам, прежде всего, политической тактики, а не идеологии». 7 октября 1928 года он основал Перуанскую социалистическую партию, став через год ее генеральным секретарем. В том же году он основал марксистский журнал «Лейборист» и опубликовал свои « Семь интерпретационных эссе о перуанской реальности» . В 1929 основал Всеобщую конфедерацию трудящихся Перу .
Политический проект Мариатеги был подвергнут испытанию на Латиноамериканском конгрессе профсоюзов в Монтевидео (май 1929 г.) и Латиноамериканской коммунистической конференции (июнь 1929 г.). На них присутствовала Перуанская социалистическая партия с пятью делегатами, разделяющими подход Мариатеги: Уго Пеше , Хулио Портокарреро, Хосе Бракамонте (пилот Национального торгового флота, основатель Федерации моряков Перу), Хуан Певес (крестьянский лидер Ики, основатель Федерации янаконес) и Карлос Салдиас (лидер текстильной промышленности). Эти подходы были подвергнуты сомнению политическим бюро Интернационала в Южной Америке, что создало дистанцию между Мариатеги и Коммунистическим Интернационалом . В конечном итоге Мариатеги «не согласился подчиниться коммунистической иерархии».
В феврале 1930 года Эудосио Равинес был назначен генеральным секретарем Социалистической партии Перу, заменив Мариатеги, который готовил поездку в Буэнос-Айрес , где он мог бы лечить свою болезнь и участвовать в Генеральном совете Антиимпериалистической лиги. Он также планировал расширить охват Амауты, перенеся ее штаб-квартиру из Лимы в Буэнос-Айрес.
Последние дни и смерть
[ редактировать ]В конце марта 1930 года Мариатеги был госпитализирован в больницу скорой помощи в сопровождении своих друзей, в том числе Диего Сан-Романа Себальоса (создателя журнала El Poeta Hereje ). Он умер 16 апреля, практически накануне долгожданной поездки в Буэнос-Айрес. 20 мая руководство Перуанской социалистической партии во главе с Эудосио Равинесом на посту генерального секретаря и Жаном Брахамом Фуэнтесом Крусом на посту генерального президента изменило название Социалистической партии Перу на Перуанскую коммунистическую партию .
Мариатеги был похоронен на кладбище Пресбитеро Маэстро в сопровождении огромной похоронной процессии. В 1955 году, в ознаменование 25-летия со дня его смерти, его перенесли в новый мавзолей на том же кладбище (гранитный курган работы испанского скульптора Эдуардо Гастелу Мачо).
Мысль
[ редактировать ]Видение Перу
[ редактировать ]Завоевание . раскололо не только историю Перу, но и его экономику До прихода испанцев здесь существовала довольно прочная местная общинная экономика. Материальное благополучие существовало благодаря коллективистской организации общества инков . Эта организация ослабила индивидуальные импульсы и в то же время развила привычку подчиняться общественному долгу.
Завоевание установило феодальную экономику. Испанцы не стремились развивать прочную экономику, а стремились лишь к эксплуатации природных ресурсов . Другими словами, испанцы не сформировались как колонизирующая сила (как англичане в США ), а скорее образовали себя как небольшой суд, бюрократию. Эта система определила республиканскую экономику.
Экономическая политика испанской короны предотвратила возникновение буржуазии в колониях. Они считали независимость необходимой для обеспечения своего развития. Независимость тогда определяется потребностями капиталистического развития, в этом смысле Англия сыграла фундаментальную роль в поддержке зарождающихся американских наций.
По мнению Мариатеги, гамональ неизбежно лишает законной силы любой закон или постановление, защищающее коренное население или крестьян. Против авторитета землевладельца, подкрепленного средой и привычкой, писаный закон бессилен. Мэр или президент муниципалитета, совет или городской совет, судья, коррегидор, инспектор, комиссар, сборщик налогов, полиция и армия являются enfeudados по отношению к большой собственности. «Закон не может преобладать над гамоналесом. Чиновник, который упорствует в его навязывании, будет покинут и принесён в жертву центральной властью, возле которой влияние гамонализма всегда всемогуще, действуя напрямую или через парламент, и в том, и в другом случае с одинаковой эффективностью.
Важно выяснить ту солидарность и приверженность, к которой постепенно пришли региональный гамонализм и центральный режим: «за все недостатки, за все пороки центрального режима гамонализм несет ответственность и поддерживает». Гамонал является частью структуры централизованного управления: он является местным главой одной из политических партий, имеющих общенациональное влияние, и является фундаментальным звеном в цепи одного из многочисленных клиентов политической системы. Центральная власть вознаграждает гамонала, позволяя ему пользоваться бесчисленными контрактами и алькабалами, а в настоящее время оставляя в его руках роялти, полученные от эксплуатации природных ресурсов транснациональными корпорациями, и бесчисленные контракты, дополняющие их. В этих условиях любая децентрализация заканчивается существенным результатом усиления власти гамонализма.
Гуано и селитра сыграли фундаментальную роль в развитии экономики Перу. Эти продукты быстро увеличили благосостояние государства, поскольку промышленно развитая Европа нуждалась в этих ресурсах для поддержания продуктивности сельского хозяйства, а это продукты, на которые Перу имело монополию. Это богатство было растрачено перуанским государством. Но это позволило появиться торговому и банковскому капиталу. Начал формироваться класс капиталистов, истоки которого находились в старой перуанской аристократии. Эти продукты также позволили консолидировать мощь побережья, поскольку до этого горнодобывающая промышленность придавала перуанской экономике андский характер. Короче говоря, гуано и селитра позволили превратить экономику Перу из феодальной системы в капиталистическую.
Новые нации стремились развивать торговлю. Латинская Америка продавала свои природные ресурсы и покупала промышленные товары в Европе, создавая систему, которая в основном приносила пользу европейским странам. Эта система допускала развитие только атлантических стран, поскольку для стран, находившихся на тихоокеанском побережье, как в случае с Перу, расстояния были огромны. Перу же начало торговать с Азией , но не добилось такого же развития, как атлантические страны.
Кроме того, во время войны на Тихом океане Перу потеряло гуано и селитру. Но эта война также означала паралич всего национального производства и торговли, а также потерю иностранного кредита. Власть временно перешла в руки военных, но буржуазия Лимы вскоре восстановила свои функции. Грейс -контракт был предложен как мера по выходу из кризиса. Этот контракт закрепил британское господство в Перу, предоставив железные дороги в концессию сроком на 66 лет.
марксизм
[ редактировать ]После своего возвращения из Европы Мариатеги присоединился к марксизму , в ленинской версии Третьего Интернационала , обнаружив поразительное сходство с идеями Антонио Грамши , особенно в отношении важности культурной надстройки не как простого «отражения», а как оценка его революционного потенциала для создания контргегемонии. Плодом этой идеи стали его теоретический журнал «Амаута» и революционный орган «Лаборатория», который был закрыт режимом Легии. Неутомимый критик реформизма Второго Интернационала и социал -демократии , Мариатеги считается первым марксистом в Латинской Америке , подчеркивая роль коренных масс как подлинного «пролетариата» континента и провозглашая необходимость социалистической революции под влиянием радикальный синдикализм Жоржа Сореля .
Фашизм
[ редактировать ]Мариатеги утверждал, что фашизм был не «исключением» в Италии или «катаклизмом», а международным явлением, «возможным в рамках логики истории» развития монополий в империализме и его необходимости победить борьбу пролетариата. Он видел в фашизме ответ крупного капитала на глубокий социальный кризис, выражение того, что правящий класс больше не чувствует себя достаточно защищенным своими демократическими институтами, в чем он винит во всех бедах страны массы, парламентскую систему. И он сделал ставку на революционную борьбу, развязав культ насилия против нового порядка фашистского государства, задуманного как вертикальная авторитарная структура корпораций . Мариатеги увидел, что триумф фашизма неизбежно обострил европейский и мировой кризис.
Влияние
[ редактировать ]Такие организации, как «Светлый путь », «Революционное движение Тупака Амару» и «Коммунистическая партия Перу» , по-разному обращаются к Мариатеги и его произведениям.
Идеи Мариатеги недавно пережили серьезное возрождение из-за прихода к власти левых правительств по всей Южной Америке, в частности в Боливии, где в 2005 году Эво Моралес стал первым коренным президентом после завоевания 500 лет назад (вторым в Латинской Америке после президента Мексики Бенито Хуареса). ). Рост народных движений коренных народов в Эквадоре и Перу также вызвал возобновление интереса к трудам Мариатеги о роли коренных народов в латиноамериканской революции. Правящая партия Перу с 2011 по 2016 год — Перуанская националистическая партия — называет Мариатеги одним из своих идеологических основателей. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]За свою жизнь Мариатеги опубликовал только две книги ( «Современная сцена» и « Семь интерпретационных эссе о перуанской реальности» ), оставив еще две незавершенными и неопубликованными ( «Утренняя душа» и «Защита марксизма» , опубликованные в 1950 и 1955 годах соответственно, хотя многие из них были опубликованы в 1950 и 1955 годах соответственно ). уже опубликовано в печати). Эти работы и его обширная журналистская деятельность (статьи, конференции, эссе и короткий роман) были отредактированы его наследниками (его женой и детьми) в 20 томов. Среди этих томов - две биографии Мариатеги (Марии Виссе и Армандо Базана), краткое изложение содержания журнала Amauta Альберто Тауро дель Пино и поэтическая антология различных авторов, вдохновленная жизнью и творчеством Мариатеги. Собственные работы Мариатеги занимают 16 томов. Значительная работа была проделана с 1923 по 1930 год.
- Героический и творческий смысл социализма Хосе Карлос Мариатеги. Избранные эссе. - Отредактировано и переведено Майклом Перлманом. 1996 Humanities Press, Нью-Джерси.
- Семь интерпретирующих эссе о перуанской реальности Хосе Карлоса Мариатеги. Издательство Техасского университета. 1997. ISBN 978-0292701151
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чанг-Родригес, Юджин (1983). Поэтика и идеология Хосе Мариатеги [ Поэтика и идеология Хосе Мариатеги ] (на испанском языке).
- Де Кастро, Хуан Э. Хлеб и красота: культурная политика Хосе Карлоса Мариатеги . Брилл, 2020.
- Данбар-Ортис, Роксана. «Сопротивление коренных народов Америки и наследие Мариатеги». Ежемесячный обзор, том. 61(4)2009.
- Краузе, Энрике . «Хосе Карлос Мариатеги: коренной марксизм» в книге «Искупители: идеи и власть в Латинской Америке» . Перевод Хэнка Хейфеца и Наташи Виммер. Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 2011.
- Ванден, Гарри Э. Национальный марксизм в Латинской Америке: мысль и политика Хосе Карлоса Мариатеги . 1986.
- Гонсалес, Майк. В красном углу: марксизм Хосе Карлоса Мариатеги. США, Haymarket Books, 2019.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бергель, Мартин (17 июня 2021 г.). «Эль социализм космополита де Хосе Карлос Мариатеги» [Космополитический социализм Хосе Карлоса Мариатеги]. Новое общество - Демократия и политика в Латинской Америке (на испанском языке) . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Отеро, Росио. « Марксизм в Латинской Америке. Антология Михаэля Лёви с 1909 года по наши дни . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 9 сентября 2011 г.
- ^ Вич, Виктор ; Мариатеги, Хосе-Карлос (2022). «Хосе Карлос Мариатеги: между культурной политикой и культурным менеджментом » . Письма (Лима) (на испанском языке). 94 (139): 61–77. дои : 10.30920/letters.94.139.5 . ISSN 2071-5072 . S2CID 258043516 .
- ^ « Идеологическая основа» (на испанском языке). Перуанская националистическая партия . Проверено 10 сентября 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Хосе Карлос Мариатеги Интернет-архив
- Мемориальный музей Хосе Карлоса Мариатеги, Лима
- Архив фильмов Хосе Карлоса Мариатеги
- Хосе Карлос Мариатеги Полный фотоархив
- Хосе Карлос Мариатеги Главный интернет-портал
- Интернет-архив Хосе Карлоса Мариатеги (статьи, биография и изображения)
- «Хосе Карлос Мариатеги: забытый марксист Латинской Америки» представляет собой введение в жизнь и политические взгляды Мариатеги. Майк Гонсалес из журнала International Socialism 115 (лето 2007 г.)
- Сопротивление коренных народов в Америке и наследие Мариатеги , Роксана Данбар-Ортис, Ежемесячный обзор
- Молодежные сочинения Хосе Карлоса Мариатеги.
- 1894 рождения
- 1930 смертей
- Марксистские журналисты
- Перуанские социологи
- Перуанские обозреватели
- Теоретики марксизма
- Писатели-метисы
- сталинизм
- Антиревизионисты
- Перуанские коммунисты
- Перуанские эссеисты
- Перуанские философы
- Перуанские писатели-мужчины
- Перуанские журналисты-мужчины
- Мужчины-эссеисты
- эссеисты 20-го века
- Перуанские журналисты XX века
- Перуанцы баскского происхождения