Jump to content

История евреев в Санкт-Петербурге.

История евреев Санкт-Петербурга (ранее известного как Петроград , а затем Ленинград ) восходит к 18 веку, и до сих пор существует еврейская сегодня в городе община. В конце 18 века аннексия восточной Польши привела к тому, что миллионы евреев стали подданными Российской империи , многие из которых стекались в город. Когда Екатерина Великая создала черту оседлости, чтобы попытаться сдержать новое еврейское население, еврейское поселение было в значительной степени ограничено. При царе Александре II евреям из высшего сословия, соответствующим определенным критериям, было разрешено жить в городе, а многие другие евреи, не соответствующие этим категориям, поселились нелегально. К концу его правления в 1881 году еврейское население города составляло 17 253 человека. [ 1 ] В отличие от других городов Российской империи, в Санкт-Петербурге никогда не было погромов , вероятно, из-за большого присутствия полиции и армии в столице. [ 2 ] Община продолжала расти, несмотря на изгнания и преследования, и творчески процветала вплоть до большевистской революции . В Советском Союзе еврейская жизнь подавлялась и репрессировалась, а ряд евреев Санкт-Петербурга принимали участие в движении отказников и подпольном возрождении еврейского национализма. Сегодня, после распада Советского Союза, в городе по-прежнему проживает значительная еврейская община и множество еврейских учреждений. [ 1 ] Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга — третья по величине синагога в Европе.


XIX век и дореволюционная история

[ редактировать ]
Барон Гораций Гюнцбург (1833–1909), который помогал финансировать и возглавлять еврейскую общину после своего отца.

К 1880-м годам Санкт-Петербург стал еврейским культурным центром, и в последующие десятилетия его интеллектуалы создали множество важных произведений. [ 3 ] Существовали типографии на идише, иврите и русском языке, которые отвечали за печать ежедневных, еженедельных и ежемесячных газет, которые отправлялись еврейским общинам в черте оседлости. [ 1 ]

Помимо того, что город был центром еврейской литературной культуры, он также был штаб-квартирой ряда национальных еврейских организаций, таких как Общество содействия развитию культуры среди евреев России, а члены петербургской общины играли ключевую роль. в налаживании изучения восточноевропейского еврейства. [ 2 ] Еврейские общинные учреждения и общества помощи города во многом зависели от вкладов нескольких очень богатых еврейских семей, в частности Йозефа Гюнцбурга и его потомков. Помимо финансирования большей части еврейской общины, Гюнцбурги также действовали как фактические представители общины в отношениях с центральным правительством. [ 1 ]

После нескольких лет проволочек и получения разрешения в 1893 году была освящена Большая хоральная синагога в городе — массивное и красивое здание, вмещающее 1200 человек. Однако после ее открытия другие небольшие синагоги в городе были вынуждены закрыться, и Единственным местом для молитв стала Большая хоральная синагога. [ 4 ]

Санкт-Петербург также был политическим центром евреев всех мастей, включая социалистов и тех, кто боролся за гражданские права еврейской общины. В конце XIX века Генрих Слиозберг (Слезберг) и другие юристы основали Санкт-Петербургское оборонное бюро. Бюро предлагало бесплатные юридические услуги евреям, ставшим жертвами дискриминации по всей империи, и защищало евреев от антисемитских обвинений, таких как обвинения в ритуальных убийствах . Они также пытались привлечь правительство к ответственности за погромы, но безуспешно. Другие еврейские организации в городе также работали над улучшением жизни обедневших евреев в черте оседлости. [ 2 ]

В отличие от еврейской общины черты оседлости, община Санкт-Петербурга была более русифицированной. В 1897 году около трети евреев города считали своим родным языком русский, по сравнению с 3% евреев черты оседлости. Прямо перед началом Первой мировой войны это число возросло примерно до 50%. [ 2 ]

Первая мировая война вызвала массовую миграцию евреев из районов боевых действий в черте оседлости, и община Санкт-Петербурга выросла с 35 000 в 1914 году до более чем 50 000. Местными евреями было создано агентство по оказанию помощи, хотя количество нужд было огромным. [ 1 ]

Революция и Вторая мировая война

[ редактировать ]
Фотография во время блокады Ленинграда

После Февральской революции 1917 года все ограничения на еврейское поселение были сняты. В июне 1917 года в Санкт-Петербурге состоялась VII конференция Сионистской организации России. После большевистской революции в октябре 1917 года еврейские политические партии были вынуждены уйти в подполье. Кроме того, в следующем году столица была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, а община оказалась далеко от центров власти. Голод во время Гражданской войны в России также ударил по общине, и некоторые вернулись в провинциальные города. Однако все больше евреев продолжали мигрировать в город, и в 1926 году еврейское население достигло 84 505 человек (5,2% от общей численности населения). [ 1 ]

Некоторые еврейские культурные организации пытались продолжить свою работу при новом советском режиме, несмотря на растущее финансовое и идеологическое давление. Однако к концу 1920-х годов все независимые еврейские учреждения были закрыты правительством. Многие из интеллектуалов, которые ими руководили, покинули страну. Десять лет спустя оставшиеся коммунистические еврейские организации также были закрыты, а общественная еврейская идентичность подверглась жесткому подавлению. [ 1 ] К 1930-м годам треть евреев города вступали в браки с неевреями. [ 2 ]

До нацистского вторжения еврейское население города оценивалось в 200 000 человек. [ 1 ] Во время почти трехлетней блокады Ленинграда немцами десятки тысяч евреев были среди более миллиона человек, умерших от голода или болезней. [ 2 ]

Послевоенный Советский Союз

[ редактировать ]
Сильва Залмансон , отказница, участвовавшая в попытке угона самолета в ленинградском аэропорту.

Еврейское население города, больше не поддерживаемое миграцией, начало неуклонно сокращаться, во многом из-за сочетания низкой рождаемости и ассимиляции. [ 2 ] Перепись 1959 года показала, что еврейское население составляло 162 344 человека, но по некоторым оценкам, оно составляло около 200 000 человек. [ 1 ]

Большая хоральная синагога, сохранившаяся, несмотря на бомбардировку нацистами, после войны осталась единственной синагогой города. В 1962–1964 годах выпечка мацы в синагоге была запрещена властями, как и во многих других частях Советского Союза. Использование кладбища также было запрещено в 1963 году, а в 1969 году оно было закрыто. [ 1 ]

Несмотря на общий уровень ассимиляции еврейской общины в городе, после Шестидневной войны в Государстве Израиль ряд молодых людей в общине начали присоединяться к Израилю и к еврейской национальной идентичности. Были организованы уроки иврита в рамках тайных и публичных протестов против отказа правительства разрешить евреям эмигрировать в Израиль, а ряд активистов- отказников были заключены правительством в тюрьму. В 1970 году попытка группы молодых отказников и двух неевреев угнать самолет из городского аэропорта и улететь в Израиль привлекла внимание мировых средств массовой информации. Двое были приговорены к смертной казни, что вызвало международный резонанс, а смертные приговоры в конечном итоге были смягчены. [ 1 ]

Незадолго до распада Советского Союза уровень еврейской смертности в городе превышал уровень рождаемости более чем в 10 раз, а у двух третей новорожденных, зарегистрированных как евреи, один из родителей не был евреем по национальности. [ 2 ]

Российская Федерация и сегодня

[ редактировать ]

Сегодня еврейская община города является второй по величине в России после Москвы. Большинство евреев там остаются светскими, но есть и православная община. Хотя в 1989 году еврейское население составляло 107 000 человек, после распада Советского Союза и массовой миграции многих евреев из России в Израиль и США , численность населения резко сократилась. По состоянию на 2010 год еврейское население составляло около 40 000 человек. [ 1 ]

Еврейский общинный центр «Йесод» ( ЕОЦ ), открытый в 2005 году, объединяет шесть еврейских организаций города и предлагает культурные и образовательные программы. также есть мемориал Холокоста В Царском Селе . [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Еврейская община Санкт-Петербурга/Ленинграда/Петрограда» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 1 июля 2018 года . Проверено 1 июля 2018 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Санкт-Петербург» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . ЙИВО . Проверено 1 июля 2018 г.
  3. ^ «Санкт-Петербург» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие . Проверено 1 июля 2018 г.
  4. ^ «История Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга» . Еврейская община Санкт-Петербурга . Проверено 1 июля 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 02e1d5fda3b6ae9fc893d3b11d2c02c5__1721482620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/02/c5/02e1d5fda3b6ae9fc893d3b11d2c02c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Saint Petersburg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)