История евреев в Санкт-Петербурге.
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
История евреев Санкт-Петербурга (ранее известного как Петроград , а затем Ленинград ) восходит к 18 веку, и до сих пор существует еврейская сегодня в городе община. В конце 18 века аннексия восточной Польши привела к тому, что миллионы евреев стали подданными Российской империи , многие из которых стекались в город. Когда Екатерина Великая создала черту оседлости, чтобы попытаться сдержать новое еврейское население, еврейское поселение было в значительной степени ограничено. При царе Александре II евреям из высшего сословия, соответствующим определенным критериям, было разрешено жить в городе, а многие другие евреи, не соответствующие этим категориям, поселились нелегально. К концу его правления в 1881 году еврейское население города составляло 17 253 человека. [ 1 ] В отличие от других городов Российской империи, в Санкт-Петербурге никогда не было погромов , вероятно, из-за большого присутствия полиции и армии в столице. [ 2 ] Община продолжала расти, несмотря на изгнания и преследования, и творчески процветала вплоть до большевистской революции . В Советском Союзе еврейская жизнь подавлялась и репрессировалась, а ряд евреев Санкт-Петербурга принимали участие в движении отказников и подпольном возрождении еврейского национализма. Сегодня, после распада Советского Союза, в городе по-прежнему проживает значительная еврейская община и множество еврейских учреждений. [ 1 ] Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга — третья по величине синагога в Европе.
XIX век и дореволюционная история
[ редактировать ]
К 1880-м годам Санкт-Петербург стал еврейским культурным центром, и в последующие десятилетия его интеллектуалы создали множество важных произведений. [ 3 ] Существовали типографии на идише, иврите и русском языке, которые отвечали за печать ежедневных, еженедельных и ежемесячных газет, которые отправлялись еврейским общинам в черте оседлости. [ 1 ]
Помимо того, что город был центром еврейской литературной культуры, он также был штаб-квартирой ряда национальных еврейских организаций, таких как Общество содействия развитию культуры среди евреев России, а члены петербургской общины играли ключевую роль. в налаживании изучения восточноевропейского еврейства. [ 2 ] Еврейские общинные учреждения и общества помощи города во многом зависели от вкладов нескольких очень богатых еврейских семей, в частности Йозефа Гюнцбурга и его потомков. Помимо финансирования большей части еврейской общины, Гюнцбурги также действовали как фактические представители общины в отношениях с центральным правительством. [ 1 ]
После нескольких лет проволочек и получения разрешения в 1893 году была освящена Большая хоральная синагога в городе — массивное и красивое здание, вмещающее 1200 человек. Однако после ее открытия другие небольшие синагоги в городе были вынуждены закрыться, и Единственным местом для молитв стала Большая хоральная синагога. [ 4 ]
Санкт-Петербург также был политическим центром евреев всех мастей, включая социалистов и тех, кто боролся за гражданские права еврейской общины. В конце XIX века Генрих Слиозберг (Слезберг) и другие юристы основали Санкт-Петербургское оборонное бюро. Бюро предлагало бесплатные юридические услуги евреям, ставшим жертвами дискриминации по всей империи, и защищало евреев от антисемитских обвинений, таких как обвинения в ритуальных убийствах . Они также пытались привлечь правительство к ответственности за погромы, но безуспешно. Другие еврейские организации в городе также работали над улучшением жизни обедневших евреев в черте оседлости. [ 2 ]
В отличие от еврейской общины черты оседлости, община Санкт-Петербурга была более русифицированной. В 1897 году около трети евреев города считали своим родным языком русский, по сравнению с 3% евреев черты оседлости. Прямо перед началом Первой мировой войны это число возросло примерно до 50%. [ 2 ]
Первая мировая война вызвала массовую миграцию евреев из районов боевых действий в черте оседлости, и община Санкт-Петербурга выросла с 35 000 в 1914 году до более чем 50 000. Местными евреями было создано агентство по оказанию помощи, хотя количество нужд было огромным. [ 1 ]
Революция и Вторая мировая война
[ редактировать ]После Февральской революции 1917 года все ограничения на еврейское поселение были сняты. В июне 1917 года в Санкт-Петербурге состоялась VII конференция Сионистской организации России. После большевистской революции в октябре 1917 года еврейские политические партии были вынуждены уйти в подполье. Кроме того, в следующем году столица была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, а община оказалась далеко от центров власти. Голод во время Гражданской войны в России также ударил по общине, и некоторые вернулись в провинциальные города. Однако все больше евреев продолжали мигрировать в город, и в 1926 году еврейское население достигло 84 505 человек (5,2% от общей численности населения). [ 1 ]
Некоторые еврейские культурные организации пытались продолжить свою работу при новом советском режиме, несмотря на растущее финансовое и идеологическое давление. Однако к концу 1920-х годов все независимые еврейские учреждения были закрыты правительством. Многие из интеллектуалов, которые ими руководили, покинули страну. Десять лет спустя оставшиеся коммунистические еврейские организации также были закрыты, а общественная еврейская идентичность подверглась жесткому подавлению. [ 1 ] К 1930-м годам треть евреев города вступали в браки с неевреями. [ 2 ]
До нацистского вторжения еврейское население города оценивалось в 200 000 человек. [ 1 ] Во время почти трехлетней блокады Ленинграда немцами десятки тысяч евреев были среди более миллиона человек, умерших от голода или болезней. [ 2 ]
Послевоенный Советский Союз
[ редактировать ]
Еврейское население города, больше не поддерживаемое миграцией, начало неуклонно сокращаться, во многом из-за сочетания низкой рождаемости и ассимиляции. [ 2 ] Перепись 1959 года показала, что еврейское население составляло 162 344 человека, но по некоторым оценкам, оно составляло около 200 000 человек. [ 1 ]
Большая хоральная синагога, сохранившаяся, несмотря на бомбардировку нацистами, после войны осталась единственной синагогой города. В 1962–1964 годах выпечка мацы в синагоге была запрещена властями, как и во многих других частях Советского Союза. Использование кладбища также было запрещено в 1963 году, а в 1969 году оно было закрыто. [ 1 ]
Несмотря на общий уровень ассимиляции еврейской общины в городе, после Шестидневной войны в Государстве Израиль ряд молодых людей в общине начали присоединяться к Израилю и к еврейской национальной идентичности. Были организованы уроки иврита в рамках тайных и публичных протестов против отказа правительства разрешить евреям эмигрировать в Израиль, а ряд активистов- отказников были заключены правительством в тюрьму. В 1970 году попытка группы молодых отказников и двух неевреев угнать самолет из городского аэропорта и улететь в Израиль привлекла внимание мировых средств массовой информации. Двое были приговорены к смертной казни, что вызвало международный резонанс, а смертные приговоры в конечном итоге были смягчены. [ 1 ]
Незадолго до распада Советского Союза уровень еврейской смертности в городе превышал уровень рождаемости более чем в 10 раз, а у двух третей новорожденных, зарегистрированных как евреи, один из родителей не был евреем по национальности. [ 2 ]
Российская Федерация и сегодня
[ редактировать ]Сегодня еврейская община города является второй по величине в России после Москвы. Большинство евреев там остаются светскими, но есть и православная община. Хотя в 1989 году еврейское население составляло 107 000 человек, после распада Советского Союза и массовой миграции многих евреев из России в Израиль и США , численность населения резко сократилась. По состоянию на 2010 год еврейское население составляло около 40 000 человек. [ 1 ]
Еврейский общинный центр «Йесод» ( ЕОЦ ), открытый в 2005 году, объединяет шесть еврейских организаций города и предлагает культурные и образовательные программы. также есть мемориал Холокоста В Царском Селе . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «Еврейская община Санкт-Петербурга/Ленинграда/Петрограда» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 1 июля 2018 года . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Санкт-Петербург» . Энциклопедия евреев Восточной Европы YIVO . ЙИВО . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «Санкт-Петербург» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие . Проверено 1 июля 2018 г.
- ^ «История Большой хоральной синагоги Санкт-Петербурга» . Еврейская община Санкт-Петербурга . Проверено 1 июля 2018 г.