Дурга
Дурга | |
---|---|
Мать-Богиня; Богиня мощи, силы и защиты | |
Член Панча Пракрити | |
Картина XVIII века, на которой Дурга убивает демона-буйвола Махишасуру. | |
Другие имена | Ади Шакти, Махишасура Мардини, Бхагавати, Бхавани, Джагадамба , Корраваи |
Деванагари | Дурга |
Принадлежность | Деви , Кали , Махакали , Парвати , Махадеви , Шактизм , Навадурга , Трипура Сундари , Мариамман |
Обитель | Манидвипа , гора Кайлас |
Мантра |
|
Оружие | Чакра (диск), Шанкха (раковина), Тришула (трезубец), Гада (булава) , Лук и стрелы, Кханда (меч) , Падма (Лотос). |
День | вторник и пятница |
Устанавливать | Лев; Тигр [ 1 ] [ 2 ] |
Тексты | Деви-Бхагавата Пурана , Деви Махатмья , Калика Пурана , Шакта Упанишады , Тантры |
Фестивали | Дурга Пуджа , Дурга Аштами , Наваратри , Виджаядашами , Батукамма , Тидж , Кали Пуджа |
Эквиваленты | |
Эквивалент Манипури | Пантоиби [ 3 ] |
Переводы Дурга ( Дурга ) | |
---|---|
санскрит | Дурга ( Дурга ) |
ассамский | দুর্গা (DurgāДурга |
Бенгальский | দুর্গা (DurgāДурга |
Бходжпури | 𑂠𑂴𑂩𑂳𑂏𑂰 ( Дуруга ) |
Неа | Дурга ( Дурга ) |
Каннада | ದುರ್ಗಾ (DurgāДурга |
малаялам | ദുർഗ (DurgaДурга |
Маратхи | Дурга ( Дурга ) |
непальский | Дурга ( Дурга ) |
Одия | ଦୁର୍ଗା (DurgāДурга |
панджаби | ਦੁਰਗਾ (DurgāДурга |
тамильский | துர்க்கை (DurkaiДуркай |
телугу | దుర్గ (DurgāДурга |
Гуджарати | દુર્ગા (DurgāДурга |
Глоссарий терминов индуизма |
Дурга ( санскрит : दुर्गा , IAST : Дурга ) — главная индуистская богиня , которой поклоняются как главному аспекту богини-матери Махадеви . Она связана с защитой, силой, материнством, разрушением и войнами. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Легенда о Дурге сосредоточена вокруг борьбы со злом и демоническими силами, которые угрожают миру, процветанию и дхарме , олицетворяя власть добра над злом. [ 5 ] [ 7 ] Считается, что Дурга обрушивает свой божественный гнев на нечестивцев ради освобождения угнетенных и влечет за собой разрушение, чтобы расширить возможности творения. [ 8 ] Дурга рассматривается как материнская фигура и часто изображается в виде красивой женщины, едущей верхом на льве или тигре, со множеством рук, каждая из которых несет оружие и часто побеждает демонов. [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Ей широко поклоняются последователи богини-центрической секты шактизма , и она имеет важное значение в других конфессиях, таких как шиваизм и вайшнавизм . [ 7 ] [ 12 ]
Наиболее важные тексты шактизма, «Деви Махатмья» и «Деви Бхагавата Пурана» , почитают Деви (Богиню) как изначального создателя вселенной и Брахмана (высшую истину и реальность). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Она - одно из пяти эквивалентных божеств в Панчаятана-пудже индуистской традиции смарта . [ 16 ] [ 17 ] Согласно Бхагавата-пуране, она также считается младшей сестрой Вишну. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ]
У Дурги немало последователей по всему Непалу , Индии , Бангладеш и многим другим странам. Ей в основном поклоняются после весеннего и осеннего сбора урожая, особенно во время фестивалей Дурга Пуджа , Дурга Аштами , Виджаядашами , Дипавали и Наваратри . [ 21 ] [ 22 ]
Этимология и номенклатура
Часть серии о |
Шактизм |
---|
![]() |
![]() |
Слово Дурга (दुर्गा) буквально означает «непроходимая». [ 4 ] [ 21 ] «непобедимый, неприступный». [ 23 ] Оно связано со словом Дург (दुर्ग), которое означает «крепость, нечто, что трудно победить или пройти». По мнению Монье Монье-Вильямса , Дурга происходит от корней dur (трудный) и gam (проходить, проходить). [ 24 ] По словам индолога Алена Даниэлу , Дурга означает «непобедимый». [ 25 ]
Слово Дурга и связанные с ним термины встречаются в ведической литературе, например, в гимнах Ригведы 4.28, 5.34, 8.27, 8.47, 8.93 и 10.127, а также в разделах 10.1 и 12.4 Атхарваведы . [ 24 ] [ 26 ] [ примечание 1 ] Божество по имени Дурдж появляется в разделе 10.1.7 Тайттирия Араньяки . [ 24 ] Хотя в ведической литературе используется слово Дурга , в ее описании отсутствуют легендарные подробности о ней, которые можно найти в более поздней индуистской литературе. [ 28 ]
Это слово также встречается в древних постведических санскритских текстах, таких как раздел 2.451 Махабхараты и раздел 4.27.16 Рамаяны . [ 24 ] Эти употребления находятся в разных контекстах. Например, Дург — это имя Асура , ставшего непобедимым для богов, а Дурга — богиня, которая вмешивается и убивает его. Дурга и ее производные встречаются в разделах 4.1.99 и 6.3.63 Аштадхьяи Панини , » древнего санскритского грамматика, и в комментарии «Нирукте к Яски . [ 24 ]
Эпитеты
Дурга широко известна как Махиса-мардини за убийство демона-полубуйвола Махишасуры. [ 29 ] Она также известна как Виндхьявасини (та, которая обитает в горах Виндхья). [ 30 ] Другие ее эпитеты включают Махамоха (великое заблуждение), Махасури (великая демоница), Тамаси (великая ночь, ночь заблуждения). [ 30 ]
существует множество эпитетов Дурги В шактизме , и ее девять наименований ( Навадурга ): Шайлапутри, Брахмачарини, Чандраханта, Кушманда, Скандамата, Катьяини, Каларатри, Махагаури и Сиддхидатри. Список из 108 имен богини читается для поклонения ей и широко известен как «Аштоттаршат Намавали богини Дурги». [ нужна ссылка ]
Другие значения могут включать: «тот, к кому нельзя легко получить доступ», [ 24 ] «непобедимая богиня». [ 25 ]
Дурга также известна как Дургати Нашини, что означает «тот, кто устраняет страдания». [ 31 ]
Другие ее имена включают Чандика, Шарада, Амбика, Вайшнави и т. д. [ 32 ]
История и тексты
Свидетельства существования изображений, подобных Дурге, вероятно, можно отнести к цивилизации долины Инда . По словам Аско Парполы , на цилиндрической печати из Калибангана изображена «богиня войны, подобная Дурге, которая связана с тигром». [ 33 ] [ 34 ]
Почтение к Деви , женской природе Бога, впервые появляется в 10-й мандале Ригведы , одного из священных писаний индуизма. Этот гимн также называют гимном Деви Суктам (в сокращении): [ 35 ] [ 36 ]
Я Королева, собирательница сокровищ, самая заботливая, первая из тех, кто заслуживает поклонения.
Так боги утвердили меня во многих местах, во многих домах, куда я могу войти и поселиться.
Через меня одного все едят пищу, которая их питает, – каждый человек, который видит, дышит, слышит слово произнесенное.
Они этого не знают, но я живу в сути Вселенной. Слушайте, все до одного, истину, которую я провозглашаю.
Воистину, я сам возвещаю и произношу слово, которое одинаково приветствуют и боги, и люди.
Я делаю человека, которого люблю, чрезвычайно могущественным, делаю его накормленным, мудрецом и тем, кто знает Брахмана.
Я натягиваю лук для Рудры, чтобы его стрела могла поразить и убить ненавистника преданности.
Я пробуждаю людей и приказываю им сражаться, я создал Землю и Небеса и являюсь их Внутренним Контролёром.
На вершине мира я рождаю небо Отца: мой дом в водах, в океане как Мать.
Отсюда я пронизываю все существующие существа как их Внутреннее Высшее Я и проявляю их в своем теле.
Я создал все миры по своей воле, без какого-либо высшего существа, проникаю в них и обитаю в них.
Вечное и бесконечное сознание — это я, это мое величие, обитающее во всем.– Деви Сукта, Ригведа 10.125.3 – 10.125.8 , [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]

Эпитеты Деви, синонимы Дурги, появляются в литературе Упанишад , например, Кали в стихе 1.2.4 Мундака Упанишады, датируемой примерно V веком до нашей эры. [ 38 ] Это единственное упоминание описывает Кали как «ужасную, но быструю, как мысль», очень красное и дымчатое проявление божественного с огнеподобным мерцающим языком, прежде чем в тексте начинает излагаться тезис о том, что человек должен стремиться к самопознанию и познанию вечный Брахман . [ 39 ]
Дурга в своих различных формах появляется как независимое божество в эпоху эпоса древней Индии, то есть в веках, предшествующих началу нашей эры. [ 40 ] И Юдхиштхира , и Арджуны персонажи Махабхараты взывают гимны Дурге . [ 38 ] Она появляется в Харивамше в форме восхваления Вишну и в молитве Прадьюмне. [ 40 ] Различные Пураны от начала до конца I тысячелетия нашей эры посвящают главы противоречивым легендам, связанным с Дургой . [ 38 ] Из них Маркандейа-пурана и Деви-Бхагавата-пурана являются наиболее значительными текстами о Дурге . [ 41 ] [ 42 ] « Деви-упанишада» и другие «Шакта-упанишады» , большинство из которых датируются IX веком или позже, представляют философские и мистические спекуляции, связанные с Дургой как Деви , и другими эпитетами, идентифицируя ее как то же самое, что Брахман и Атман (самость, душа). [ 43 ] [ 44 ]
В Нарада Пуране Дурга ассоциируется как форма Лакшми . [ 45 ] В «Гаруда-пуране» и «Вишну-пуране » Лакшми считается Пракрити (Махалакшми) и отождествляется с тремя формами — Шри, Бху и Дургой. [ 46 ] В текстах Панчаратры, таких как « Лакшми-тантра» , Лакшми имеет Дургу как одну из своих форм и получает имя Дурга после убийства демона Дургамасуры. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] Вишну Эти тексты идентифицируют Дургу как майю ». [ 50 ]
«Махишасура Мардини Стотра» была Ади Шанкары написана в ее честь. [ 51 ]
Происхождение
Историк Рамапрасад Чанда заявил в 1916 году, что Дурга со временем развивалась на Индийском субконтиненте. Примитивная форма Дурги, согласно Чанде, была результатом « синкретизма горной богини, которой поклонялись жители Гималаев и Виндхья » , божества Абхира, концептуализируемого как богиня войны. В Вирата Парван сути и вайшнавских текстах Богиню называют Махамайей, или Йоганидрой Вишну . Это еще раз указывает на ее происхождение от Абхиры или Гопа . [ 52 ] Затем Дурга трансформировалась в Кали как олицетворение всеразрушающего времени, а ее аспекты возникли как изначальная энергия ( Адья Шакти ), интегрированная в концепцию сансары (цикла перерождений), и эта идея была построена на основе ведической религии. , мифология и философия. [ 53 ] Всего в индуизме девять аватаров богини Дурги.
Эпиграфические данные указывают на то, что Дурга, независимо от своего происхождения, является древней богиней. Надписи VI века нашей эры ранним письмом Сиддхаматрика, например, в пещере на холме Нагарджуни в эпоху Маухари , уже упоминают легенду о ее победе над Махишасурой (демоном-гибридом буйвола). [ 54 ]
Дурга классического индуистского текста под названием « Деви Махатмья» , который, по разным оценкам ученых, датируется периодом от 400 до 600 г. н.э. как богиня, убивающая демонов, вероятно, уже прочно утвердилась ко времени написания [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] Деви Махатмья и другие мифологии описывают природу демонических сил, символизируемых Махишасурой, как изменяющих форму и адаптирующихся по природе, форме и стратегии для создания трудностей и достижения своих злых целей, в то время как Дурга спокойно понимает зло и противостоит ему, чтобы достичь своей торжественной цели. цели. [ 58 ] [ 59 ] [ примечание 2 ]
Легенды

Самая популярная легенда, связанная с богиней, — об убийстве ею Махишасуры . Махишасура был демоном-полубуйволом, который совершил суровое покаяние, чтобы доставить удовольствие Брахме , создателю. Через несколько лет перед ним предстал Брахма, довольный его преданностью. Демон открыл глаза и попросил у бога бессмертия. Брахма отказался, заявив, что однажды все должны умереть. Затем Махишасура немного подумал и попросил о даре, чтобы только женщина могла убить его. Брахма даровал дар и исчез. Махишасура начал пытать невинных людей. Он захватил Сваргу и не испытывал никакого страха, так как считал женщин бессильными и слабыми. Дэвы . забеспокоились и отправились Тримурти к Тримурти объединили свою силу и придали физическую форму сумме своей божественной энергии, Ади Шакти , многорукой женщине-воину. Химаван , олицетворение Гималаев, подарила льва в качестве своего ездового животного. Дурга на своем льве предстала перед Махишасурой, где демон принял разные формы и напал на богиню. Каждый раз Дурга разрушала его формы. Наконец, Дурга убила Махишасуру своим трезубцем, когда он превращался в демона-буйвола. [ 61 ] [ 62 ]
Согласно вайшнавской традиции, Дурга входит в число различных эпитетов и аватаров Йогамайи , олицетворения иллюзорной силы Вишну. Вишну предлагает Дурге задачу перенести седьмого ребенка Деваки в лоно Рохини , а также родиться на земле малолетней дочерью Яшоды и Нанды , чтобы ее можно было поменять местами с Кришной . Когда Камса попытался убить ее, она проявила свою истинную форму восемнадцатирукой богини, носящей гирлянду из лимонов. Богиня объявила, что убийца Камсы уже родился, прежде чем исчезнуть. [ 63 ] Дургу часто представляют в этой роли как сестру Вишну. [ 64 ]
Атрибуты и иконография
Дурга — богиня-воительница, изображаемая для выражения своих боевых навыков. Ее иконография обычно перекликается с этими атрибутами: она ездит на льве или тигре. [ 1 ] имеет от восьми до восемнадцати рук, каждая из которых держит оружие для разрушения и созидания. [ 65 ] [ 66 ] Ее часто изображают в разгар войны с Махишасурой, демоном-буйволом, когда она победоносно убивает демоническую силу. На иконе она изображена в действии, но лицо ее спокойно и безмятежно. [ 67 ] [ 68 ] В индуистском искусстве этот спокойный атрибут лица Дурги традиционно происходит из убеждения, что она защищает и жестока не из-за своей ненависти, эгоизма или удовольствия от насилия, а потому, что она действует по необходимости, из любви к добру. для освобождения тех, кто от нее зависит, и знак начала пути души к творческой свободе. [ 68 ] [ 69 ] [ 70 ]

Дурга традиционно держит в руках оружие различных богов-мужчин индуистской мифологии, которое они дают ей для борьбы со злыми силами, потому что чувствуют, что она является шакти (энергией, силой). [ 71 ] К ним относятся чакра , раковина, лук, стрела, меч, копье, тришула , щит и петля. [ 72 ] Индуисты-шакты считают это оружие символическим, олицетворяющим самодисциплину, самоотверженное служение другим, самоанализ, молитву, преданность, запоминание ее мантр, жизнерадостность и медитацию. Сама Дурга рассматривается как «Я» внутри и божественная мать всего творения. [ 73 ] Ее почитали воины, благословляя свое новое оружие. [ 74 ] Иконография Дурги была гибкой в индуистских традициях: например, некоторые интеллектуалы кладут ей в руку ручку или другие пишущие принадлежности, поскольку считают стилус своим оружием. [ 74 ]
Археологические открытия позволяют предположить, что эти иконографические особенности Дурги стали распространены по всей Индии примерно к IV веку нашей эры, утверждает Дэвид Кинсли, профессор религиоведения, специализирующийся на индуистских богинях. [ 75 ] На северной стене гранитной пещеры в Мамаллапураме , штат Тамил Наду, находится большой рельеф Дурги, убивающей Махисасуру, вырезанный около 630–674 годов нашей эры. [ 76 ]
Иконография Дурги в некоторых храмах появляется как часть Махавидьев или Саптаматрок (семь матерей считаются формами Дурги). Ее иконы в крупных индуистских храмах, таких как Варанаси, включают рельефы, изображающие сцены из Деви Махатмьи . [ 77 ]
В вайшнавизме Дурга и ее ездовое животное в виде льва считаются одним из трех аспектов или форм Богини Лакшми , два других — Шри и Бху вместо Ниладеви . [ 78 ] По словам профессора Трейси Пинчман, «Когда Господь Вишну создал гуны пракрити , возникла Лакшми в трех ее формах: Шри , Бху и Дурга . Шри состояла из саттвы , Бху как раджаса и Дурги как тамаса ». [ 79 ]
Дурга появляется в индуистских традициях в многочисленных формах и именах, но в конечном итоге все это разные аспекты и проявления одной богини. Ее считают устрашающей и разрушительной, когда это необходимо, но доброжелательной и заботливой, когда это необходимо. [ 80 ] Хотя ее антропоморфные изображения, например, изображающие ее верхом на льве и с оружием в руках, являются обычным явлением, индуистские традиции используют аниконические формы и геометрические узоры ( янтры ), чтобы помнить и почитать то, что она символизирует. [ 81 ]
Богослужение и фестивали
Дурге поклоняются в индуистских храмах по всей Индии и Непале индусы-шакта.
Ведические тексты заключают, что только Дурга является Высшим и Абсолютным аспектом Брахмана. [ нужна ссылка ] как сказано в Деви-Атхарваширше [ 82 ]
То, у чего нет другого, объявляется Дургой.
Она, известная под именем «Дурга», является существом, превосходящим которого не существует никто.
– Деви Атхарваширса Упанишада , 24.
Ее храмы, богослужения и фестивали особенно популярны в восточных и северо-восточных частях Индийского субконтинента во время пуджи Дурга, Дашайна и Наваратри. [ 2 ] [ 21 ] [ 83 ] [ 84 ]
Дурга пуджа

Согласно Маркандейа-пуране, Дурга Пуджа может выполняться либо в течение 9 дней, либо в течение 4 дней (последние четыре дня подряд). Четырехдневная Дурга Пуджа — крупный ежегодный фестиваль в Бенгалии , Одише , Ассаме , Джаркханде и Бихаре . [ 2 ] [ 21 ] По индуистскому лунно-солнечному календарю он приходится на месяц Ашвина . [ 85 ] и обычно выпадает на сентябрь или октябрь. Поскольку он отмечается во время Шарада (буквально «сезон сорняков»), его называют Шарадия Дурга Пуджа или Акал-Бодхан, чтобы отличить его от того, который первоначально отмечался весной. Местные жители отмечают праздник, изготавливая из глины особые красочные изображения Дурги. [ 86 ] декламация текста Деви Махатмьи , [ 85 ] молитвы и кутеж в течение девяти дней, после чего его выносят крестным ходом с пением и танцами, затем погружают в воду. Пуджа Дурга — это повод для крупных частных и общественных праздников в восточных и северо-восточных штатах Индии. [ 2 ] [ 87 ] [ 88 ]
День победы Дурги празднуется как Виджаядашами (Биджойя на бенгали), Дашайн (непальский) или Дуссехра (на хинди) – эти слова буквально означают «победа Десятого (дня)». [ 89 ]
Этот фестиваль является старой традицией индуизма, хотя неясно, как и в каком веке он начался. Сохранившиеся рукописи 14 века содержат рекомендации по проведению пуджи Дурги, а исторические записи свидетельствуют о том, что члены королевской семьи и богатые семьи спонсировали крупные публичные праздники пуджи Дурги, по крайней мере, с 16 века. [ 87 ] » XI или XII веков В джайнистском тексте Сомадевы «Ясатилака упоминаются фестиваль и ежегодные даты, посвященные богине-воительнице, отмечаемые королем и его вооруженными силами, а описание отражает атрибуты пуджи Дурги. [ 85 ]
Известность Дурга-пуджи возросла во время британского владычества в Бенгалии. [ 90 ] После того как индуистские реформисты отождествили Дургу с Индией, она стала иконой движения за независимость Индии . [ нужна ссылка ] Город Калькутта славится пуджой Дурга. [ 91 ]
Дашаин
В Непале фестиваль, посвященный Дурге, называется Дашайн (иногда пишется как Дасайн), что буквально означает «десять». [ 83 ] Дашайн — самый продолжительный национальный праздник Непала, а также государственный праздник в Сиккиме и Бутане . Во время Дашайна Дурге поклоняются в десяти формах ( Шайлапутри , Брахмачарини , Чандраханта , Кушманда , Скандамата , Катьяяни , Каларатри , Махагаури , Махакали и Дурга), по одной форме на каждый день в Непале. Фестиваль включает в себя принесение в жертву животных в некоторых общинах, а также покупку новой одежды и раздачу подарков. Традиционно фестиваль отмечается в течение 15 дней, первые девять дней верующие проводят, вспоминая Дургу и ее идеи, десятый день отмечает победу Дурги над Махисурой, а последние пять дней празднуют победу добра над злом. [ 83 ]
В течение первых девяти дней набожные индуисты один за другим медитируют на девять аспектов Дурги, известных как Навадурга , во время девятидневного фестиваля. Дурге обычно поклоняются как богине, соблюдающей целомудрие, но традиции шактизма включают поклонение Шиве вместе с Дургой, которая считается его супругой, в дополнение к Лакшми , Сарасвати , Ганеше и Картикее , которые шакты считают детьми Дурги. . [ 92 ] [ 29 ] Некоторые шакты поклоняются символизму и присутствию Дурги как Матери-Природы . В Южной Индии, особенно в Андхра-Прадеше, также празднуется Дуссера Наваратри, и богиня каждый день одевается как другая Деви, и все это считается эквивалентом, но представляет собой еще один аспект Дурги.
Другие культуры
В Бангладеш четырехдневный Шарадия Дурга Пуджа является самым важным религиозным праздником для индуистов и отмечается по всей стране, а Виджаядашами является национальным праздником. В Шри-Ланке празднуется Дурга в образе Вайшнави, несущего иконографическую символику Вишну. Эту традицию продолжила диаспора Шри-Ланки. [ 93 ]
Вне индуизма
В буддизме



Тантрические буддийские традиции Ваджраяны приняли в свои ряды несколько индуистских божеств, включая Дургу. [ 95 ] [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] [ 99 ] Многочисленные изображения Дурги Махишасурамардини (Дурги, убивающей демона-буйвола) были найдены на территории буддийских храмов (ок. 8–11 веков) в Афганистане , Индонезии и северо-восточной Индии. Статуи Дурги также были найдены в крупных буддийских местах, таких как Наланда и Викрамашила . [ 95 ]
В Бенгалии поздние индийские буддисты-махаяны в 17 веке поклонялись Дурге во время традиционных празднований йогини- пуджи, и некоторые следы этих махаянских обрядов Дурги сохранились и сегодня, хотя исполняющие их бенгальцы уже не являются буддистами. [ 100 ]
Изображения буддийской Дурги также были найдены на Бали (в окружении изображений будд и бодхисаттв) и датируются 10 и 11 веками. [ 95 ]
Дурга также появляется в Сарвадургатипаришодхана-тантре , хотя в этом тексте она появляется не в форме, убивающей демонов, а верхом на льве. [ 95 ]
Считается, что некоторые аспекты популярной буддийской богини Ваджраяны Тары возникли как форма богини Дурги или возникли под влиянием индуистских историй о Дурге, включая жестокие формы Тары . [ 101 ] [ 102 ] Одну форму Тары даже называют Дурготтарини-тарой, которая специализируется на спасении преданных от зла и ездит на льве, традиционном ездовом животном Дурги. [ 102 ] Дурготтарини появляется в Садханамале (237.10; 237.21; 238.4). [ 103 ]
В непальском буддизме буддийская тантрическая богиня Ваджрайогини «часто поклоняется как синоним Дурги» во время фестивалей Дурги. [ 104 ] Неварские буддисты также поклоняются Дурготтарини-таре во время некоторых ритуалов Праджняпарамиты . [ 105 ]
В японском буддизме божество Кунди , также известное как Буцу-мо (仏母, иногда называемое Коти-шри ), имеет много общих черт с Дургой, и некоторые ученые считают эти два божества родственными. [ 106 ] [ 107 ] Однако, как отмечает Гимелло, это не одно и то же божество, хотя их часто путают. [ 108 ]
Точно так же в тибетском буддизме богиня Палден Лхамо также имеет сходные черты с защитной и свирепой Дургой. [ 109 ] [ 110 ]
В джайнизме
найденная Мата Саччия, в крупных джайнских храмах средневековья, отражает Дургу, и ученые-джайнисты определили, что она такая же или имеет более древнюю общую линию. [ 111 ] В пещерах Эллоры в джайнских храмах изображена Дурга с ее львом. Однако она не показана убивающей демона-буйвола в джайнской пещере, а представлена как мирное божество. [ 112 ]
В сикхизме
Дурга превозносится как божество в Дасам Грантхе , священном тексте сикхизма, который традиционно приписывается Гуру Гобинд Сингху . [ 113 ]
По словам Элеоноры Несбитт, эта точка зрения была оспорена сикхами, которые считают сикхизм монотеистическим, которые считают, что женская форма Всевышнего и почитание Богини «безошибочно имеют индуистский характер». [ 113 ]
За пределами Индийского субконтинента

Археологические раскопки в Индонезии , особенно на острове Ява, выявили многочисленные статуи Дурги. Они датируются VI веком. [ 114 ] Из многочисленных каменных статуй индуистских божеств раннего и среднего средневековья, обнаруженных на индонезийских островах, по крайней мере 135 статуй относятся к Дурге. [ 115 ] В некоторых частях Явы она известна как Лоро Джонгранг (буквально «стройная дева»). [ 116 ]
В Камбодже , в эпоху индуистских королей, Дурга была популярна, и были найдены многочисленные ее скульптуры. Однако большинство из них отличаются от индийского представления в одной детали. Камбоджийская иконография Дурги изображает ее стоящей на отрубленной голове демона-буйвола. [ 117 ]
Статуи Дурги были обнаружены в каменных храмах и археологических памятниках во Вьетнаме , вероятно, относящиеся к эпохе династии Чампа или Чам. [ 118 ] [ 119 ]
Влияние
Дурга как богиня-мать послужила вдохновением для песни «Ванде Матарам» , написанной Банкимом Чандрой Чаттерджи во время движения за независимость Индии , которая позже стала официальной национальной песней Индии. Дурга присутствует в индийском национализме , где Бхарат Мата , то есть Мать Индия, рассматривается как форма Дурги. Это совершенно светское явление и соответствует древней идеологии Дурги как Матери и защитницы индийцев. Она присутствует в поп-культуре и блокбастерах Болливуда, таких как «Джай Сантоши Маа» . Индийская армия использует такие фразы на хиндустани, как «Дурга Мата ки Джай!» и « Каали Мата ки Джай!». Говорят, что в любой женщине, которая вступает в борьбу за добро и справедливость, присутствует дух Дурги. [ 120 ] [ 121 ]
См. также
Примечания
- ^ Он появляется в Кхила (приложение, дополнительный) текст к Ригведе 10.127, 4-я Адхьяя, согласно Дж. Шефтеловицу. [ 27 ]
- ^ В традиции шактизма в индуизме многие истории о препятствиях и битвах считались метафорами божественного и демонического внутри каждого человека, при этом освобождение - это состояние самопонимания, посредством которого добродетельная природа и общество выходят победителями над порочными. . [ 60 ]
Ссылки
- ^ Jump up to: а б Роберт С. Эллвуд и Грегори Д. Аллес 2007 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с д и Венди Донигер 1999 , с. 306.
- ^ Сингх, Мойрангтем Кирти (1998). «Новейшие исследования в области восточных индологических исследований: включая мейтейлогию» . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Британская энциклопедия 2015 .
- ^ Jump up to: а б Дэвид Р. Кинсли, 1989 , стр. 3–4.
- ^ Чарльз Филлипс, Майкл Керриган и Дэвид Гулд, 2011 , стр. 93–94.
- ^ Jump up to: а б Пол Рид-Боуэн, 2012 г. , стр. 212–213.
- ^ Лаура Амаззоне 2012 , стр. 3–5.
- ^ Дэвид Р. Кинсли 1989 , стр. 3–5.
- ^ Лаура Амаззоне 2011 , стр. 71–73.
- ^ Дональд Дж. ЛаРокка 1996 , стр. 5–6.
- ^ Линн Фулстон и Стюарт Эбботт, 2009 , стр. 9–17.
- ^ Июнь МакДэниел 2004 , стр. 215–216.
- ^ Дэвид Кинсли 1998 , стр. 101–102.
- ^ Лаура Амаззоне 2012 , с. xi.
- ^ Наводнение 1996 , стр. 17, 153.
- ^ «Поклонение Панч Дев Пудже» . АБП (на хинди). 17 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ «СБ 10.4.9» . Бхактиведанта Ведабаза .
- ^ «Пророчество Йога-Майи и приказ Камсы убить всех детей [Глава 4]» . 2 сентября 2022 г.
- ^ «Йоганидра, Йоганидра, Йога-нидра: 14 определений» . 11 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джеймс Дж. Лохтефельд 2002 , с. 208.
- ^ Констанс Джонс и Джеймс Д. Райан 2006 , стр. 139–140, 308–309.
- ^ Лаура Амаззоне 2012 , с. XXII.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Монье Монье Уильямс (1899), Санскритско-английский словарь с этимологией, Oxford University Press, стр. 487
- ^ Jump up to: а б Ален Даниэлу 1991 , с. 21.
- ^ Морис Блумфилд (1906), Ведическая симфония , Редактор серии: Чарльз Ланман, издательство Гарвардского университета, стр. 486;
Пример санскритского оригинала: «В прошлом Индра, бог огня, сжигал воров посреди дня. Жертвоприношение Дурги Дуроны не идет Пуру тысяч Шарва ни бархи. - Ригведа 4.28.8, Wikisource. Архивировано 5 ноября 2018 г. на Wayback Machine. - ^ Дж Шефтеловиц (1906). Индийские исследования . Издатель M&H Marcus. с. 112 строка 13а. Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г.
- ^ Дэвид Кинсли 1998 , стр. 95–96.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Кинсли 1998 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Дэвид Кинсли 1998 , стр. 99–100.
- ^ «Повторяйте эти мощные мантры Дурги, чтобы навсегда изменить свою жизнь» . Таймс оф Индия . 9 августа 2019 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2021 года . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ «СБ 10.2.11-12» . Бхактиведанта Ведабаза .
- ^ Хилтебейтель, Альф (1988). Культ Драупади, Том 2: Об индуистском ритуале и богине . Издательство Чикагского университета. п. 386. ИСБН 978-0-226-34048-7 . Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Тапар, Валмик (1997). Земля Тигра: Естественная история Индийского субконтинента . Издательство Калифорнийского университета. п. 15. ISBN 978-0-520-21470-5 . Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Джун МакДэниел 2004 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Чивер Маккензи Браун 1998 , с. 26.
- ^ Ригведа/Мандала 10/Гимн 125. Архивировано 11 октября 2016 г. в Wayback Machine Ральфа Т.Х. Гриффита (переводчик); оригинал на санскрите см.: ऋग्वेद: सूक्तं १०.१२५. Архивировано 11 октября 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Рэйчел Фелл МакДермотт, 2001 , стр. 162–163.
- ^ Мундака Упанишад , Роберт Хьюм, Тринадцать основных Упанишад , Oxford University Press, стр. 368–377 со стихом 1.2.4
- ^ Jump up to: а б Рэйчел Фелл МакДермотт 2001 , с. 162.
- ^ Людо Роше 1986 , стр. 168–172, 191–193.
- ^ C Mackenzie Brown 1990 , стр. 44–45, 129, 247–248 с примечаниями 57–60.
- ^ Дуглас Ренфрю Брукс 1992 , стр. 76–80.
- ^ Июнь МакДэниел 2004 , стр. 89–91.
- ^ Читралекха Сингх; Прем Натх (2001). Лакшми . Издательство Крест. п. 20. ISBN 9788124201732 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Трейси Пинчман (21 июня 2001 г.). В поисках Махадеви: конструирование личности Великой индуистской богини . СУНИ Пресс. п. 82. ИСБН 9780791450079 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Гупта, Санджукта (2000). Лакшми Тантра . Издательство Мотилал Банарсидас. ISBN 978-8120817357 .
- ^ С. Рангачар (1991). Философия Панчаратры . Шридеви Пракашана. п. 94. Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Упендра Натх Дхал (1978). Богиня Лакшми: Происхождение и развитие . Восточные издатели и дистрибьюторы. п. 195. Архивировано из оригинала 30 сентября 2021 года . Проверено 18 января 2022 г.
Как и Деви Махатмья, Лакшми-тантра описывает индивидуальные воплощения Лакшми следующим образом: Во время правления Сваямбхувы (Ману) для уничтожения демона Махиса Махалакшми явился Махишамардини.
- ^ Дэвид Кинсли 1998 , с. 104.
- ^ Марлоу, Крис (29 октября 2019 г.). Наваратри: Молитвы, восхваления и гимны . Лулу.com. п. 168. ИСБН 978-0-244-22986-3 .
- ^ Айяр, Индира С. (1997). Дурга Ас Махисасурамардини Издательство «Гян», 1997. с. 217. ИСБН 9788121205108 . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 2 января 2022 г.
- ^ Джун МакДэниел 2004 , с. 214.
- ^ Ричард Саломон (1998). Индийская эпиграфика: Руководство по изучению надписей на санскрите, пракрите и других индоарийских языках . Издательство Оксфордского университета. стр. 200–201. ISBN 978-0-19-509984-3 . Архивировано из оригинала 17 апреля 2017 года . Проверено 16 апреля 2017 г.
- ^ Чивер Маккензи Браун 1998 , с. 77 примечание 28.
- ^ Томас Б. Коберн 1991 , стр. 13.
- ^ Томас Б. Коберн 2002 , стр. 1–7.
- ^ Ален Даниэлу 1991 , с. 288.
- ^ Июнь МакДэниел 2004 , стр. 215–219.
- ^ Июнь МакДэниел 2004 , стр. 20–21, 217–219.
- ^ Роа, Субба (апрель 1971 г.). Сказки о Дурге Любовь Читра Катха Прайват Лимитед. п. 25. ISBN 81-89999-35-4 .
- ^ Кумар, Ану (30 ноября 2012 г.). Махишасура: демон-буйвол . Хачетт Индия. ISBN 978-93-5009-538-6 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 1 октября 2020 г.
- ^ Флюкигер, Джойс Буркхальтер (23 июля 2013 г.). Когда мир станет женским: облики южноиндийской богини . Издательство Университета Индианы. п. 133. ИСБН 978-0-253-00960-9 . Архивировано из оригинала 13 сентября 2022 года . Проверено 13 сентября 2022 г.
- ^ Верма, Арчана (18 января 2011 г.). Представление и культура: повествование, имидж и постановление в Индии . Издательство Кембриджских ученых. п. 48. ИСБН 978-1-4438-2832-1 . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Лаура Амаззоне 2012 , стр. 4–5.
- ^ Читрита Банерджи 2006 , стр. 3–5.
- ^ Дональд Дж. ЛаРокка 1996 , стр. 5–7.
- ^ Jump up to: а б Линда Джонсен (2002). Живая Богиня: возвращение к традиции Матери Вселенной . Да, международные издатели. стр. 83–84. ISBN 978-0-936663-28-9 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Лаура Амаззоне 2012 , стр. 4–9, 14–17.
- ^ Малкольм Маклин 1998 , стр. 60–65.
- ^ Альф Хильтебейтель; Кэтлин М. Эрндл (2000). Является ли богиня феминисткой?: Политика южноазиатских богинь . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 157–158. ISBN 978-0-8147-3619-7 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Чарльз Рассел Коултер и Патрисия Тернер 2013 , стр. 158.
- ^ Линда Джонсен (2002). Живая Богиня: возвращение к традиции Матери Вселенной . Да, международные издатели. стр. 89–90. ISBN 978-0-936663-28-9 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б Альф Хильтебейтель; Кэтлин М. Эрндл (2000). Является ли богиня феминисткой?: Политика южноазиатских богинь . Издательство Нью-Йоркского университета. стр. 15–16. ISBN 978-0-8147-3619-7 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Дэвид Кинсли 1998 , стр. 95–105.
- ^ Герман, Филлис К.; Шимхада, Дипак (2009). Постоянные и меняющиеся лица богини: традиции богинь Азии . Издательство Кембриджских ученых. п. 149. ИСБН 9781443807029 .
- ^ Дэвид Кинсли 1997 , стр. 30–35, 60, 16–22, 149.
- ^ Isaeva 1993 , p. 252.
- ^ Пинчман 2014 , с. 82.
- ^ Патрисия Монаган 2011 , стр. 73–74.
- ^ Патрисия Монаган 2011 , стр. 73–78.
- ^ «Деви Атхарваширша Стотрам на санскрите» . 11 февраля 2020 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2022 года . Проверено 4 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Дж. Гордон Мелтон (2011). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 239–241. ISBN 978-1-59884-206-7 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ «Дурга Пуджа – индуистский праздник» . Британская энциклопедия . 2015. Архивировано из оригинала 30 октября 2020 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Кинсли 1998 , стр. 106–108.
- ^ Дэвид Кинсли 1997 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б Рэйчел Фелл МакДермотт, 2001 , стр. 172–174.
- ^ Линн Фулстон и Стюарт Эбботт, 2009 , стр. 162–169.
- ^ Эспозито, Джон Л.; Даррелл Дж. Фашинг; Тодд Вернон Льюис (2007). Религия и глобализация: мировые религии в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета. п. 341. ИСБН 978-0-19-517695-7 .
- ^ «Статья о Дурга Пудже» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2015 года . Проверено 11 октября 2013 г.
- ^ «Дурга-пуджа: «Дурга из плоти и крови» становится вирусной в городе Тилоттама по призыву Агмани» . Бенгальские хроники (на бенгали). 6 августа 2022 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2022 года . Проверено 9 августа 2022 г.
- ^ Брюс М. Салливан (2001). Индуизм от А до Я. Роуман и Литтлфилд. п. 72. ИСБН 9780810840706 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2021 года . Проверено 3 мая 2021 г.
Дургу обычно считают богиней целомудрия, чей аскетизм дает ей силы, но ее также можно рассматривать как супругу и Шакти Шивы, в зависимости от традиции.
- ^ Джоан Пунзо Вагхорн (2004). Диаспора богов: современные индуистские храмы в городском мире среднего класса . Издательство Оксфордского университета. стр. 222–224. ISBN 978-0-19-803557-2 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ «Богиня Дурга, убивающая демона-буйвола Махишу | Бангладеш или Индия (Бенгалия) | период Пала-Сена» . Метрополитен-музей . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кало, Амбра (2020) «Дурга Махишасурамардини в вероятном тантрическом буддийском контексте от Северного Индийского субконтинента до Бали 11 века». Прату: Журнал буддийского и индуистского искусства, архитектуры и археологии от древней до современной Юго-Восточной Азии , 1 (3). стр. 1-20.
- ^ Уэйман, Алекс; Буддийские тантры освещают индо-тибетский эзотеризм, Routledge, (2008), стр. 23.
- ^ Уильямс, Трайб и Винн; Буддийская мысль: полное введение в индийскую традицию, глава 7
- ^ Хадзиме Накамура (1980). Индийский буддизм: обзор с библиографическими примечаниями . Мотилал Банарсидасс. п. 315. ИСБН 978-81-208-0272-8 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Сёко Ватанабэ (1955), О Дурге и тантрическом буддизме , Чизан Гакухо, номер 18, стр. 36–44
- ^ «На протяжении веков семья Хугли поклоняется Дурге по-буддийски» . www.telegraphindia.com . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Маллар Гош (1980). Развитие буддийской иконографии в Восточной Индии . Мунширам Манохарлал. п. 17. ISBN 81-215-0208-Х .
- ^ Jump up to: а б Шоу, Миранда (2006). Буддийские богини Индии , с. 313. Издательство Принстонского университета.
- ^ www.wisdomlib.org (10 декабря 2019 г.). «Дурготтарини, Дурготтарини: 2 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 28 декабря 2023 г.
- ^ Амаззоне, Лаура (2010). Богиня Дурга и священная женская сила , с. 156. Университетское издательство Америки.
- ^ Ким, Джина (2013). Вместилище священного: иллюстрированные рукописи и буддийский книжный культ в Южной Азии , стр. 158-162. Издательство Калифорнийского университета.
- ^ Луи-Фредерик (1995). Буддизм . Фламмарион. п. 174. ИСБН 978-2-08-013558-2 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Пуспа Нийоги (1977). Чунда — популярная буддийская богиня. Восток и Запад, 27 (1–4), 299–308. дои: 10.2307/29756386
- ^ Гимелло, Роберт (2004). «Икона и заклинание: богиня Чжунти и роль изображений в оккультном буддизме Китая». В книге « Изображения в азиатских религиях: тексты и контексты » под ред. Филлис Гранофф и Коичи Синохара: стр. 71-85.
- ^ Миранда Эберл Шоу (2006). Буддийские богини Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 240–241 . ISBN 0-691-12758-1 .
- ^ Бернар Фор (2009). Сила отрицания: буддизм, чистота и гендер . Издательство Принстонского университета. п. 127. ИСБН 978-1400825615 . Архивировано из оригинала 7 декабря 2016 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Лоуренс А. Бэбб (1998). Аскеты и цари в джайнской ритуальной культуре . Мотилал Банарсидасс. стр. 146–147, 157. ISBN. 978-81-208-1538-4 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Лиза Оуэн (2012). Вырезание преданности в джайнских пещерах в Эллоре . БРИЛЛ Академик. стр. 111–112. ISBN 978-90-04-20630-4 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 108–109. ISBN 978-0-19-106277-3 . Архивировано из оригинала 26 января 2021 года . Проверено 11 октября 2020 г.
- ^ Джон Н. Микшич (2007). Иконы искусства: коллекции Национального музея Индонезии . БАБ Паб. Индонезия. стр. 106, 224–238. ISBN 978-979-8926-25-9 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Энн Р. Кинни; Марийке Дж. Белл; Лидия Киевен (2003). Поклонение Шиве и Будде: храмовое искусство Восточной Явы . Издательство Гавайского университета. стр. 100-1 131–145. ISBN 978-0-8248-2779-3 . Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Рой Э. Джордан; Королевский институт языка, страны и этнографии (Нидерланды) (1996). Во славу Прамбанана: голландские очерки о храмовом комплексе Лоро Джонгранг . КИТЛВ Пресс. стр. 147–149. ISBN 978-90-6718-105-1 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Труди Якобсен (2008). Потерянные богини: отрицание женской власти в истории Камбоджи . Копенгаген: Издательство Северного института азиатских исследований. стр. 20–21 с рис. 2.2. ISBN 978-87-7694-001-0 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- ^ Хайди Тан (2008). Вьетнам: от мифа к современности . Сингапур: Музей азиатских цивилизаций. стр. 56, 62–63. ISBN 978-981-07-0012-6 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Кэтрин Ноппе; Жан-Франсуа Юбер (2003). Искусство Вьетнама . Паркстоун. стр. 104. ИСБН 978-1-85995-860-5 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 16 февраля 2017 г.
- ^ Сабьясачи Бхаттачарья (2003). Ванде Матарам, Биография песни . Пингвин. стр. 5, 90–99. ISBN 978-0-14-303055-3 . Архивировано из оригинала 19 февраля 2017 года . Проверено 18 февраля 2017 г.
- ^ Сумати Рамасвами (2009). Богиня и нация: составление карты Матери-Индии . Издательство Университета Дьюка. стр. 106–108. ISBN 978-0-8223-9153-1 .
Библиография
- Лаура Амаззоне (2012). Богиня Дурга и священная женская сила . Университетское издательство Америки. ISBN 978-0-7618-5314-5 . Архивировано из оригинала 17 марта 2020 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- Лаура Амазон (2011). Патрисия Монаган (ред.). Богини в мировой культуре . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-35465-6 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Читрита Банерджи (2006). Час Богини: воспоминания о женщинах, еде и ритуалах в Бенгалии . Книги Пингвинов Индия. ISBN 978-0-14-400142-2 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Дуглас Ренфрю Брукс (1992). Благоприятная мудрость . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1145-2 . Архивировано из оригинала 27 июня 2014 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- C Маккензи Браун (1990). Триумф Богини: канонические модели и теологические видения Деви-Бхагавата-пураны . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0364-8 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Чивер Маккензи Браун (1998). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3939-5 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Томас Б. Коберн (1991). Встреча с богиней: перевод Деви-Махатмьи и исследование ее интерпретации . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0446-1 . Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Томас Б. Коберн (2002). Деви Махатмья, Кристаллизация традиции Богини . Книги Южной Азии. ISBN 81-208-0557-7 . Архивировано из оригинала 9 декабря 2021 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Партасарати, VR (2009). Деви: Богини в индийском искусстве и литературе . Бхаратия Кала Пракашан. ISBN 978-8-1809-0203-1 . Архивировано из оригинала 1 октября 2022 года . Проверено 18 ноября 2020 г. .
- Чарльз Рассел Коултер; Патрисия Тернер (2013). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN 978-1-135-96397-2 . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Пол Рид-Боуэн (2012). Дениз Куш; Кэтрин Робинсон; Майкл Йорк (ред.). Энциклопедия индуизма . Рутледж. ISBN 978-1-135-18979-2 . Архивировано из оригинала 24 декабря 2016 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Ален Даниэлу (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 978-0-89281-354-4 .
- Венди Донигер (1999). Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера . Мерриам-Вебстер. ISBN 978-0-87779-044-0 .
- Роберт С. Эллвуд; Грегори Д. Аллес (2007). Энциклопедия мировых религий . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-1038-7 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Линн Фулстон; Стюарт Эбботт (2009). Индуистские богини: верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-1-902210-43-8 .
- Констанс Джонс; Джеймс Д. Райан (2006). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. ISBN 978-0-8160-7564-5 . Архивировано из оригинала 23 марта 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Дэвид Р. Кинсли (1989). Зеркало богинь: видения божества с востока и запада . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-835-5 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Дэвид Кинсли (1998) [Впервые опубликовано в 1986 году]. Индуистские богини: представления о божественной женственности в индуистской религиозной традиции . Публикации Мотилала Банарсидасса. ISBN 978-81-208-0394-7 . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- Дэвид Кинсли (1997). Тантрические видения божественной женственности: Десять Махавидьев . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-91772-9 .
- Дональд Дж. ЛаРокка (1996). Боги войны: сакральные образы и украшения оружия и доспехов . Метрополитен-музей. ISBN 978-0-87099-779-2 .
- Джеймс Дж. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- Джун МакДэниел (2004). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-534713-5 . Архивировано из оригинала 4 января 2017 года . Проверено 26 ноября 2015 г.
- Рэйчел Фелл МакДермотт (2001). Мать моего сердца, дочь моей мечты: Кали и Ума в религиозной поэзии Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803071-3 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-43878-0 .
- Малкольм Маклин (1998). Посвященный богине: жизнь и творчество Рампрасада . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3689-9 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Патрисия Монаган (2011). Богини в мировой культуре . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-35465-6 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Шри Падма (2014). Изобретение и новое изобретение богини: современные версии индуистских божеств в движении . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-9002-9 . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Чарльз Филлипс; Майкл Керриган; Дэвид Гулд (2011). Мифы и верования Древней Индии . Издательская группа Розен. ISBN 978-1-4488-5990-0 . Архивировано из оригинала 17 февраля 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Людо Роше (1986). Пураны Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3447025225 .
- Сен Рампрасад (1720–1781). Благодать и милосердие в ее растрепанных волосах: избранные стихи богине-матери . Хом Пресс. ISBN 0-934252-94-7 .
- Хиллари Родригес (2003). Ритуальное поклонение Великой Богине: Литургия Дурга Пуджи с интерпретациями . СУНИ Пресс. ISBN 978-0-7914-8844-7 . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Браун, К. Маккензи (1990). Триумф Богини: канонические модели и теологические видения Деви-Бхагавата-пураны . СУНИ Пресс. ISBN 9780791403648 . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- «Дурга — индуистская мифология» . Британская энциклопедия . 19 февраля 2015 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года . Проверено 15 февраля 2017 г. .
- Isaeva, N. V. (1993), Shankara and Indian Philosophy , SUNY Press, ISBN 978-0791412817 , заархивировано из оригинала 14 января 2020 года , получено 18 октября 2020 года.
- Пинчман, Трейси (2014), В поисках Махадеви: конструирование личности Великой индуистской богини , SUNY Press, ISBN 978-0791490495 , заархивировано из оригинала 19 августа 2020 года , получено 18 октября 2020 года.
- Чиулли, MC Калавати (2007), Хайракханди Мантра и Бхаджаны , Издательство J. Amba Edizioni, ISBN 978-8886340465 , заархивировано из оригинала 26 января 2021 года , получено 18 октября 2020 года.
Внешние ссылки
СМИ, связанные с Дургой, на Викискладе?
Цитаты, связанные с Дургой, в Wikiquote
- Дурга, сражающаяся с демоном-буйволом: иконография , Музей Карлоса, Университет Эмори
- Деви Дурга , Галерея Артура М. Саклера и Художественная галерея Фрира, Смитсоновский институт
- Обзор мировых религий – Преданность Дурге