Поздняя античность
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Позднюю античность иногда определяют как период от конца классической античности до местного начала средневековья , примерно с конца 3-го века до 7-го или 8-го века в Европе и прилегающих районах, граничащих со Средиземноморским бассейном, в зависимости от местоположения. [1] Популяризация этой периодизации на английском языке обычно приписывается историку Питеру Брауну , который предложил период между 150–750 годами нашей эры. [2] Оксфордский центр поздней античности определяет его как «период примерно между 250 и 750 годами нашей эры». [3] Точные границы этого периода являются постоянным предметом споров. На Западе его конец наступил раньше: начало раннего средневековья обычно приходится на VI век или даже раньше, на окраины Западной Римской империи . [ нужна ссылка ]
Терминология
[ редактировать ]Термин Spätantike , буквально «поздняя античность», использовался немецкоязычными историками с момента его популяризации Алоисом Риглем в начале 20 века. [4] На английском языке оно получило распространение частично благодаря трудам Питера Брауна , чей обзор «Мир поздней античности» (1971) пересмотрел точку зрения Гиббона на устаревшую и закостенелую классическую культуру в пользу яркого времени обновлений и начинаний, и чья Книга «Создание поздней античности» предложила новую парадигму понимания изменений в западной культуре того времени, чтобы противостоять книге сэра Ричарда Саузерна « Создание средневековья» . [5]
Преемственность между поздней Римской империей , [6] поскольку он был реорганизован Диоклетианом (годы правления 284–305), а раннее средневековье. писатели подчеркивают [ ВОЗ? ] которые хотят подчеркнуть, что семена средневековой культуры уже развивались в христианизированной империи и что они продолжали это делать в Восточной Римской империи или Византийской империи, по крайней мере, до прихода ислама . В то же время некоторые мигрирующие германские племена, такие как остготы и вестготы, считали себя увековечивающими «римскую» традицию. В то время как использование термина «Поздняя античность» предполагает, что социальные и культурные приоритеты классической античности сохранялись по всей Европе вплоть до средневековья , использование слов «Раннее средневековье» или «Ранняя Византия» подчеркивает разрыв с классическим прошлым, а термин « « Период миграции » имеет тенденцию преуменьшать значение потрясений в бывшей Западной Римской империи, вызванных созданием германских королевств в ее границах, начиная с федуса с готами в Аквитании в 418 году. [7]
Общее сокращение численности населения, технологических знаний и уровня жизни в Европе в этот период стало архетипическим примером общественного коллапса для писателей эпохи Возрождения . В результате этого упадка и относительной нехватки исторических записей из Европы, в частности, период примерно с начала пятого века до Каролингского Возрождения (или еще позже) был назван « Темными веками ». От этого термина в основном отказались как названия историографической эпохи, и его заменили на «Поздняя античность».в периодизации поздней Западной Римской империи, ранней Византийской империи и раннего средневековья. [8]
История периода
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2024 г. ) |
Римская империя претерпела значительные социальные, культурные и организационные изменения, начиная с правления Диоклетиана , который начал делить империю на восточную и западную части, управляемые несколькими императорами одновременно . Сасанидская империя вытеснила Парфянскую империю и начала новую фазу Римско-персидских войн, Римско-Сасанидских войн . Разделение между греческим Востоком и латинским Западом стало более явным. Диоклетианское преследование христиан в начале IV века было прекращено Галерием , а при Великом Константине христианство было узаконено в Империи. в IV веке Христианизация Римской империи была расширена за счет обращения Тиридата Великого из Армении , Мириана III из Иберии и Эзаны из Аксума , которые позже вторглись и положили конец Кушскому королевству . В конце IV века правления I Феодосия никейское христианство было провозглашено государственной церковью Римской империи . [9]
Город Константинополь стал постоянной императорской резиденцией на Востоке к V веку и заменил Рим как крупнейший город Поздней Римской империи и Средиземноморского бассейна . Самая длинная римская система акведуков длиной 250 км (160 миль), , Акведук Валента была построена для снабжения его водой, и самые высокие римские триумфальные колонны . там были возведены [ нужна ссылка ]
Миграции германских году , гуннских и славянских племен нарушили римское правление с конца 4-го века и далее, кульминацией которых стало разграбление в 455 . , что стало Рима вестготами в 410 году и последующее разграбление Рима вандалами частью окончательного краха Империи на самом Западе к 476 г. На смену Западной империи пришли так называемые варварские королевства , с арианским христианским остготским королевством, правившим Римом из Равенны . Возникшее в результате культурное слияние греко-римских , германских и христианских традиций легло в основу последующей культуры Европы . [ нужна ссылка ]
В VI веке на Востоке продолжалось правление Римской империи, продолжались византийско-сасанидские войны . Кампании Юстиниана Великого привели к падению Остготского и Вандальского королевств и их присоединению к Империи, когда город Рим, а также большая часть Италии и Северной Африки вернулись под имперский контроль. Хотя большая часть Италии вскоре стала частью Королевства Лангобардов , римский экзархат Равенны выжил, обеспечив так называемое византийское папство . Юстиниан построил собор Святой Софии , великолепный образец византийской архитектуры первая вспышка многовековой первой пандемии чумы , и произошла . В Ктесифоне сасаниды завершили строительство Так-Касры , колоссального айвана которого является крупнейшим в мире однопролетным сводом из неармированной кирпичной кладки и триумфом сасанидской архитектуры . [ нужна ссылка ]
Середина VI века характеризовалась экстремальными климатическими явлениями ( вулканическая зима 535–536 годов и позднеантичный малый ледниковый период ) и катастрофической пандемией ( чума Юстиниана в 541 году). Последствия этих событий в общественной и политической жизни до сих пор обсуждаются. В VII веке катастрофическая Византийско-Сасанидская война 602–628 годов и походы Хосрова II и Ираклия способствовали появлению ислама на Аравийском полуострове при жизни Мухаммеда . Последующее мусульманское завоевание Леванта и Персии свергло Сасанидскую империю и навсегда вырвало две трети территории Восточной Римской империи из-под контроля Рима, образовав Халифат Рашидун . Византийская империя под властью династии Ираклиев положила начало средневизантийскому периоду и вместе с созданием в конце VII века Омейядского халифата обычно знаменует собой конец поздней античности. [ нужна ссылка ]
Религия
[ редактировать ]Одним из важнейших преобразований поздней античности стало формирование и эволюция авраамических религий : христианства , раввинистического иудаизма и, в конечном итоге, ислама . [ нужна ссылка ]
Вехой в распространении христианства стало обращение императора Константина Великого (годы правления 306–337) в 312 году, как утверждает его христианский панегирист Евсевий Кесарийский , хотя искренность его обращения оспаривается . [10] [11] Константин подтвердил легализацию религии так называемым Миланским эдиктом 313 года, изданным совместно со своим соперником на Востоке Лицинием (годы правления 308–324). К концу IV века император Феодосий Великий сделал христианство государственной религией, преобразовав тем самым классический римский мир, который Питер Браун охарактеризовал как «шуршащий присутствием множества божественных духов ». [12]
Константин I был ключевой фигурой во многих важных событиях христианской истории , поскольку он созвал и присутствовал на первом Вселенском соборе епископов в Никее в 325 году, субсидировал строительство церквей и святилищ, таких как Храм Гроба Господня в Иерусалиме , и участвовал себя в таких вопросах, как время воскресения Христа и его связь с Пасхой . [13]
Зарождение христианского монашества в III веке стало крупным шагом в развитии христианской духовности. [14] Хотя изначально оно действовало вне епископальной власти Церкви, оно стало чрезвычайно успешным и к 8 веку стало одной из ключевых христианских практик. Монашество было не единственным новым христианским движением, появившимся в поздней античности, хотя оно имело, пожалуй, наибольшее влияние и достигло беспрецедентного географического распространения. [15] Оно повлияло на многие стороны христианской религиозной жизни и привело к распространению различных аскетических и полуаскетических практик. Юродивые и столпники считались наиболее крайними формами, но через таких личностей, как Иоанн Златоуст , Иероним , Августин или Григорий Великий, монашеские взгляды проникли и в другие области христианской жизни. [16]
Поздняя античность знаменует собой упадок римской государственной религии , постепенно ограниченный указами, вероятно, вдохновленными христианскими советниками, такими как Евсевий, императорам 4-го века, и периодом динамичных религиозных экспериментов и духовности со многими синкретическими сектами, некоторые из которых сформировались столетиями ранее, например, Гностицизм или неоплатонизм и халдейские оракулы , некоторые новеллы, например герметизм . Кульминацией стали реформы, за которые выступал Аполлоний Тианский , которые были приняты Аврелианом и сформулированы Флавием Клавдием Юлианом для создания организованной, но недолговечной языческой государственной религии, которая обеспечила ее подземное выживание в византийскую эпоху и далее. [17]
Махаянский буддизм развивался в Индии и на Шелковом пути в Центральной Азии , в то время как манихейство , дуалистическая вера, возникло в Месопотамии и распространилось как на Восток, так и на Запад, какое-то время соперничая с христианством в Римской империи. [ нужна ссылка ]
Многие из новых религий полагались на появление пергаментного кодекса (книги в переплете) вместо папируса тома (свитка), первый из которых обеспечивал более быстрый доступ к ключевым материалам и более легкую переносимость, чем хрупкий свиток, что способствовало росту синоптической экзегезы . папирология . Примечательна в этом отношении тема « Пятидесяти Библий Константина» . [ нужна ссылка ]
Миряне против духовенства
[ редактировать ]Внутри недавно узаконенной христианской общины IV века более отчетливо можно было увидеть разделение между мирянами и все более соблюдавшим целомудрие мужчинами-руководителями. [18] Эти люди представляли себя далекими от традиционных римских мотивов общественной и частной жизни, отмеченными гордостью, амбициями и родственной солидарностью, и отличавшимися от женатых языческих лидеров. В отличие от более поздних ограничений священнического безбрачия , безбрачие в позднеантичном христианстве иногда принимало форму воздержания от сексуальных отношений после брака и стало ожидаемой нормой для городского духовенства . Соблюдающее целомудрие и обособленное, высшее духовенство стало элитой, равной по престижу городской знати, властителям или динатоям . [19]
Расцвет ислама
[ редактировать ]Ислам появился в VII веке, побудив арабские армии вторгнуться в Восточную Римскую империю и империю Персии Сасанидскую , уничтожив последнюю. После завоевания всей Северной Африки и вестготской Испании исламское вторжение было остановлено Карлом Мартелем в битве при Туре на территории современной Франции . [20]
В развитии ислама преобладают два основных тезиса. С одной стороны, существует традиционная точка зрения, которой придерживались большинство историков до второй половины двадцатого века (и после), а также мусульманские ученые. Эта точка зрения, так называемый тезис «из Аравии», утверждает, что ислам как явление был новым, чуждым элементом в позднеантичном мире. С этим связан Пиреннский тезис , согласно которому арабские вторжения ознаменовали – посредством завоеваний и разрушения средиземноморских торговых путей – катастрофический конец поздней античности и начало Средневековья . [ нужна ссылка ]
С другой стороны, существует более поздний тезис, связанный с учеными традиции Питера Брауна, согласно которому ислам рассматривается как продукт позднеантичного мира, не чуждый ему. Эта школа предполагает, что ее происхождение в общем культурном горизонте позднеантичного мира объясняет характер ислама и его развитие. Такие историки указывают на сходство с другими позднеантичными религиями и философиями — особенно христианством — в выдающейся роли и проявлениях благочестия в исламе, в исламском аскетизме и роли «святых людей», в образце универсалистского, однородного монотеизма, привязанного к мирскому. и военная мощь, в раннем взаимодействии ислама с греческими школами мысли, в апокалиптике исламского богословия и в том, как Коран , по-видимому, реагирует на современные религиозные и культурные проблемы, общие для позднеантичного мира в целом. Дальнейшее указание на то, что Аравия (и, следовательно, среда, в которой впервые возник ислам) была частью позднеантичного мира, можно найти в тесных экономических и военных отношениях между Аравией, Византийская империя и Сасанидская империя. [21] В последние годы период поздней античности стал основным направлением изучения Корана и происхождения ислама. [22]
Политические трансформации
[ редактировать ]Поздний античный период также стал свидетелем масштабной трансформации политической и социальной основы жизни внутри и вокруг Римской империи . [ нужна ссылка ]
Элита римских граждан во 2-м и 3-м веках, под давлением налогов и разорительных затрат на проведение зрелищных публичных развлечений в рамках традиционного cursus Honorum , пришла к выводу, что при Антонинах безопасность может быть достигнута только путем объединения их устоявшихся ролей в местных органах власти. город с новыми слугами и представителями далекого императора и его странствующего двора. После того, как Константин централизовал правительство в своей новой столице Константинополе (посвященном в 330 г.), позднеантичные высшие классы были разделены на тех, кто имел доступ к далекой централизованной администрации (по согласованию с отдаленной централизованной администрации (по согласованию с крупными землевладельцами крупными землевладельцами ), и тех, кто не имел доступа к ). ; хотя они были родовитыми и всесторонне образованными, классическое образование и избрание Сенатом на магистратуры уже не были путем к успеху. Комната на верхушке позднеантичного общества была более бюрократической и включала все более сложные каналы доступа к императору; простая тога, которая опознавала всех членов Республиканский сенаторский класс был заменен шелковыми придворными облачениями и украшениями, связанными с византийской имперской иконографией. [23] Также показательным для того времени является тот факт, что императорский кабинет советников стал известен как консисториум , или те, кто должен был придворно сопровождать своего сидящего императора, в отличие от неформального набора друзей и советников, окружавших Августа . [ нужна ссылка ]
Города
[ редактировать ]Позднейшая Римская империя представляла собой в некотором смысле сеть городов. В настоящее время археология дополняет литературные источники, документируя трансформацию, последовавшую за крахом городов Средиземноморского бассейна . Двумя диагностическими симптомами упадка — или, как предпочитают многие историки, «трансформации» — являются дробление, особенно обширных формальных пространств как в доме , так и в публичной базилике , и вторжение, при котором ремесленные лавки вторгаются на общественную улицу, трансформация, которая была в результате образовался базар (рынок). [24] Захоронения в черте города знаменуют собой еще один этап распада традиционной урбанистической дисциплины, подавленной притяжением святых святынь и реликвий. В римской Британии типичный слой темной земли IV и V веков внутри городов, по-видимому, является результатом увеличения садоводства на бывших городских территориях. [25]
Население города Рима увеличилось с 800 000 в начале периода до 30 000 к концу периода, причем наиболее резкое падение произошло с разрушением акведуков во время Готской войны . Подобное, хотя и менее заметное, сокращение городского населения произошло позже в Константинополе, население которого росло до вспышки Юстиниановой чумы в 541 году. В Европе также наблюдалось общее сокращение городского населения. В целом период поздней античности сопровождался общим сокращением населения почти во всей Европе и возвратом к натуральному хозяйству. Рынки на дальние расстояния исчезли, и произошел возврат к большей степени местного производства и потребления, а не к сетям торговли и специализированного производства. [26]
Одновременно с этим преемственность Восточной Римской империи в Константинополе означала, что поворотный момент для греческого Востока наступил позже, в VII веке, когда Восточно-Римская или Византийская империя сосредоточилась вокруг Балкан , Северной Африки ( Египет и Карфаген ), и Малой Азии . Степень и степень неоднородности в небольших городах греческого Востока является спорным вопросом среди историков. [27] Городская непрерывность Константинополя является выдающимся примером средиземноморского мира; Из двух великих городов меньшего ранга Антиохия была опустошена персидским разграблением 540 г., за которым последовала чума Юстиниана (с 542 г.) и завершилась землетрясением, в то время как Александрия пережила исламскую трансформацию, претерпев постепенное упадок в пользу Каира в средневековый период. [ нужна ссылка ]
Юстиниан перестроил свое место рождения в Иллирике , как Юстиниана Прима , скорее в жесте империума , чем из урбанистической необходимости; был основан еще один «город», согласно панегирику Прокопия зданиям Юстиниана, [28] именно в том месте, где полководец Велисарий коснулся берега Северной Африки: чудесный источник, бьвший, чтобы дать им воду, и сельское население, сразу же бросившее свои орала ради цивилизованной жизни в новых стенах, придают проекту определенный оттенок нереальности. . [ нужна ссылка ]
В материковой Греции жители Спарты , Аргоса и Коринфа оставили свои города ради укреплений на близлежащих возвышенностях; укрепленные высоты Акрокоринфа типичны для византийских городских поселений Греции. В Италии население, сгруппировавшееся в пределах досягаемости римских дорог , начало покидать их как потенциальные пути вторжения и перестраиваться, как правило, суженным образом вокруг изолированного укрепленного мыса, или рокки ; Кэмерон отмечает подобное перемещение населения на Балканах, «где населенные пункты сокращались и перегруппировывались вокруг защищаемого акрополя или были оставлены в пользу таких позиций в других местах». [29]
В западном Средиземноморье единственные известные новые города, основанные в Европе между V и VIII веками. [30] были четыре или пять вестготских «городов победы». [31] Одним из них является Реккополис в провинции Гвадалахара : другими были Викториакум , основанный Леовигильдом , который, возможно, сохранился как город Витория , хотя в современных источниках приводится (пере)основание этого города в XII веке; Луго id est Luceo в Астурии , упомянутый Исидором Севильским , и Ологикус (возможно, Ологитис ), основанный с использованием басков труда в 621 году Суинтилой в качестве укрепления против басков, современных олитов . Все эти города были основаны для военных целей, и, по крайней мере, Реккополис, Викториакум и Ологикус в честь победы. Возможным пятым вестготским основанием является Байяра (возможно, современный Монторо ), упомянутый как основанный Реккаредом в географическом отчете 15-го века « Китаб ар-Рауд аль-Митар» . [32] Появление высокоурбанизированной исламской культуры в десятилетие после 711 года обеспечило выживание городов Испании в средние века. [ нужна ссылка ]
За пределами Средиземноморья города Галлии отошли в пределах узкой линии обороны вокруг цитадели. Бывшие имперские столицы, такие как Кельн и Трир, продолжали существовать в уменьшенной форме как административные центры франков . В Британии большинство городов и поселков находились в упадке, за исключением краткого периода восстановления в четвертом веке, задолго до вывода римских губернаторов и гарнизонов, но этот процесс вполне мог затянуться и на пятый век. [33] Историки, подчеркивающие преемственность городов с англосаксонским периодом, во многом зависят от постримского выживания римской топонимии . Однако, за исключением лишь горстки постоянно населенных мест, таких как Йорк , Лондон и, возможно , Кентербери , скорость и основательность, с которой ее городская жизнь рухнула с роспуском централизованной бюрократии, ставит под сомнение то, в какой степени Римская Британия когда-либо стала подлинной урбанизированы: «В римской Британии города казались экзотичными», — отмечает Х. Р. Лойн , — «благодаря своей причине больше военным и административным потребностям Рима, чем каким-либо экономическим достоинствам». [34] Другой институциональный центр власти, римская вилла , также не сохранился в Британии. [35] Гильдас оплакивал разрушение двадцати восьми городов Британии; хотя не все в его списке можно отождествить с известными римскими памятниками, Лойн не находит причин сомневаться в истинности своего утверждения. [35]
Классическую древность в целом можно определить как эпоху городов; Греческий полис и римский муниципалитет были местными органами самоуправления граждан, регулируемыми писаными конституциями. Когда Рим стал доминировать в известном мире, местная инициатива и контроль постепенно были подчинены постоянно растущей имперской бюрократии; К кризису третьего века военные, политические и экономические требования, выдвинутые Империей, сделали службу в местных органах власти обременительной обязанностью, часто налагаемой в качестве наказания. [36] Преследуемые горожане бежали в обнесенные стеной поместья богатых, чтобы избежать налогов, военной службы, голода и болезней. Особенно в Западной Римской империи многие города, разрушенные вторжением или гражданской войной в III веке, не удалось восстановить. Чума и голод в большей степени поразили городской класс, а значит, и людей, которые знали, как обеспечить работу гражданских служб. Возможно, самый большой удар был нанесен после экстремальных погодных явлений 535–536 годов и последующей чумы Юстиниана , когда оставшиеся торговые сети обеспечили распространение чумы на оставшиеся торговые города. Последствия этой вспышки чумы в последнее время оспариваются. [37] [38] Конец классической античности – это конец полисной модели. Хотя в поздней античности (особенно на Западе) наблюдался упадок городской жизни, эта эпоха принесла с собой и новые формы политического участия в городских пространствах. [39] Особенно возросла роль толп и масс в городах, что привело к новому уровню напряженности. [40]
Общественное здание
[ редактировать ]В городах напряженная экономика римской чрезмерной экспансии остановила рост. Почти все новые общественные здания в поздней античности были построены прямо или косвенно императорами или имперскими чиновниками. Были предприняты попытки сохранить то, что уже было. Снабжение бесплатным зерном и маслом 20% населения Рима оставалось неизменным в последние десятилетия V века. Когда-то считалось, что элита и богатые люди уединились в частной роскоши своих многочисленных вилл и таунхаусов. Научное мнение пересмотрело это. Они монополизировали высшие должности в имперской администрации, но к концу III века были отстранены от военного командования. Их внимание сосредоточилось на сохранении своего огромного богатства, а не на борьбе за него. [ нужна ссылка ]
Базилика . , которая служила судом или императорским приемом иностранных сановников, стала основным общественным зданием в IV веке Из-за нагрузки на гражданские финансы города тратили деньги на стены, содержание бань и рынков за счет амфитеатров, храмов, библиотек, портиков, гимназий, концертных и лекционных залов, театров и других удобств общественной жизни. В любом случае, когда христианство взяло верх, многие из этих зданий, связанных с языческими культами, были заброшены в пользу строительства церквей и пожертвований бедным. Христианская базилика была скопирована с гражданской структурой с вариациями. Епископ занял кресло в апсиде, отведенное в светских сооружениях для магистрата – или самого Императора – как представителя здесь и сейчас Христа Пантократора , Владыки всего, его характерной позднеантичной иконы . Эти церковные базилики (например, собор Св. Иоанна Латеранского и собор Св. Петра Юстиниана. в Риме) сами по себе превзошли собор Святой Софии , ошеломляющее проявление позднейшей римско-византийской власти и архитектурного вкуса, хотя с архитектурной точки зрения здание не является базиликой. В бывшей Западной Римской империи почти не было построено великих зданий V века. Самым выдающимся примером является базилика Сан-Витале в Равенне, построенная ок. 530 по цене 26 000 золотых солидов или 360 римских фунтов золота. [ нужна ссылка ]
Городская жизнь на Востоке, хотя и пострадала от чумы в VI–VII веках, окончательно пришла в упадок из-за славянских нашествий на Балканы иПерсидские разрушения в Анатолии в 620-е гг. Городская жизнь продолжалась в Сирии, Иордании и Палестине до 8-го века. В конце VI века строительство улиц все еще продолжалось в Кесарии Приморской в Палестине. [41] и Эдесса смогла отразить Хосрова I крупными выплатами золотом в 540 и 544 годах, прежде чем она была захвачена в 609 году. [42]
Скульптура и искусство
[ редактировать ]Стилистические изменения, характерные для позднеантичного искусства, знаменуют конец классического римского искусства и начало средневекового искусства . Будучи сложным периодом, соединяющим римское искусство и более поздние средневековые стили (например, византийский ), период поздней античности стал свидетелем перехода от классической идеализированной традиции реализма, в значительной степени находящейся под влиянием древнегреческого искусства, к более знаковому, стилизованному искусству Средней Азии. Возраст. [43] В отличие от классического искусства, позднеантичное искусство не подчеркивает красоту и движение тела, а, скорее, намекает на духовную реальность, стоящую за его сюжетами. [ нужна ссылка ] . Кроме того, отражая рост христианства и распад Западной Римской империи, живопись и отдельно стоящая скульптура постепенно потеряли популярность в художественном сообществе. На смену им пришли большие интересы к мозаике, архитектуре и рельефной скульптуре. [ нужна ссылка ]
Когда императоры-солдаты, такие как Максимин Фракс (годы правления 235–238), вышли из провинций в III веке, они принесли с собой свои региональные влияния и художественные вкусы. Например, художники отказались от классического изображения человеческого тела в пользу более жесткого и фронтального. Это особенно заметно в совмещенном порфировом портрете четырех тетрархов в Венеции . Когда эти коренастые фигуры сжимают друг друга и свои мечи, весь индивидуализм , натурализм , римский веризм и греческий идеализм уменьшаются. [44] [45] Особенно ярко контраст демонстрирует Арка Константина в Риме, где повторно использовались ранние классицистические рельефы вместе с рельефами нового стиля. [46] Почти во всех художественных средствах были приняты более простые формы, а когда-то естественные конструкции были абстрагированы. Кроме того, иерархия масштаба взяла верх над перспективой и другими классическими моделями представления пространственной организации. [ нужна ссылка ]
Из ок. 300 Раннехристианское искусство начало создавать новые общественные формы, которые теперь включали скульптуру , которой раньше христиане не доверяли, поскольку она играла столь важную роль в языческом богослужении. Саркофаги с рельефной резьбой уже стали очень сложными, а христианские версии приняли новые стили, показывая серию различных плотно упакованных сцен, а не одно общее изображение (обычно полученное из греческой исторической живописи ), как это было нормой. Вскоре сцены были разделены на два регистра, как в « Догматическом саркофаге» или «Саркофаге Юния Басса» (последний из них является примером частичного возрождения классицизма). [47]
Почти все эти более абстрактные условности можно было наблюдать в сверкающих мозаиках той эпохи, которые в этот период превратились из украшения, производного от живописи, используемой на полах (и стенах, которые могут намокнуть), в главное средство религиозного искусства в церквях. Глазурованные поверхности мозаики сверкали на свету и освещали церкви-базилики. В отличие от своих предшественников -фресок , гораздо больше внимания уделялось демонстрации символического факта, а не изображению реалистичной сцены. С течением времени в период поздней античности искусство стало больше интересоваться библейскими темами и находиться под влиянием взаимодействия христианства с римским государством. Внутри этой христианской подкатегории римского искусства драматические изменения также произошли в изображении Иисуса . Иисуса Христа чаще изображали странствующим философом, учителем или «Добрым пастырем», что напоминало традиционную иконографию Гермеса. Ему все чаще давали статус римской элиты, и он был окутан пурпурными одеждами, как императоры, с державой и скипетром в руке - этот новый тип изображения, как полагают, заимствован либо из иконографии Юпитер или классические философы. [ нужна ссылка ]
Что касается предметов роскоши, то иллюминация рукописей на пергаменте и пергаменте возникла в V веке, с несколькими рукописями классиков римской литературы, таких как Вергилий Ватиканский и Вергилий Романус , но все больше христианских текстов, из которых фрагмент Кведлинбургской Италы (420–430 гг.) самый старый из выживших. Вырезанные из слоновой кости диптихи использовались для обозначения светских предметов, как в императорских и консульских диптихах, подаренных друзьям, а также религиозных, как христианских, так и языческих - похоже, они были особенно средством сопротивления христианству последней группы могущественных язычников. конца IV века как в диптихе Симмачи-Никомачи . [48] Экстравагантные клады серебряных тарелок особенно распространены в IV веке, в том числе Милденхоллское сокровище , Эсквилинское сокровище , Хокснский клад и императорский Миссорий Феодосия I. [49]
Литература
[ редактировать ]В области литературы поздняя античность известна сокращением использования классического греческого и латыни , а также ростом литературных культур на сирийском , армянском , грузинском , эфиопском , арабском и коптском языках . [ нужна ссылка ] Это также знаменует собой сдвиг в литературном стиле с предпочтением энциклопедических произведений в насыщенном и намеках, состоящих из краткого изложения более ранних произведений (антологий, эпитомов), часто облаченных в сложные аллегорические одежды (например, De nuptiis Mercurii et Philologiae ). «Женитьба Меркурия и филологии] Марсиана Капеллы и «De arithmetica» , «De musica» и «De consolatione philosophiae» — Боэция оба более поздних ключевых труда в средневековом образовании). В IV и V веках также произошел взрыв христианской литературы греческие писатели, такие как Евсевий Кесарийский , Василий Кесарийский , Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст , а также латинские писатели, такие как Амвросий Миланский , Иероним и Августин Гиппопотамский. , среди которой только самые известные представители. С другой стороны, такие авторы, как Аммиан Марцеллин (4 век) и Прокопий Кесарийский (6 век), смогли сохранить традицию классической эллинистической историографии в Византийской империи. [ нужна ссылка ]
Одним из жанров литературы среди христианских писателей в этот период был « Гексамерон» , посвященный составлению комментариев, проповедей и трактатов, посвященных толкованию повествования о творении Бытия . Первым примером этого был Гексамерон Василия Кесарийского , а первым появлением в сирийской литературе был Гексамерон Иакова Серугского . [50]
Поэзия
[ редактировать ]Среди греческих поэтов позднеантичного периода были Антонин Либералис , Квинт Смирней , Нонн , Роман Мелодист и Павел Силенциарий . [ нужна ссылка ]
Среди латинских поэтов были Авзоний , Паулин Нольский , Клавдиан , Рутилий Наматиан , Ориентий , Сидоний Аполлинарий , Корипп и Аратор . [ нужна ссылка ]
Среди еврейских поэтов были Яннай , Элеазар бен Киллир и Йосе бен Йосе . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Византийская империя
- Питер Браун
- Анри Пиренн
- Падение Западной Римской империи
- Раннее средневековье
- Период миграции
- Римско-персидские войны
- Церковь священника Феликса и баптистерий Келибии
Примечания
[ редактировать ]- ^ https://guides.loc.gov/late-antiquity. Архивировано 5 ноября 2023 г. в Wayback Machine . Проверено 5 ноября 2023 г.
- ^ Мир поздней античности (1971)
- ^ https://www.ocla.ox.ac.uk/. Архивировано 24 января 2024 г. в Wayback Machine . Проверено 24 декабря 2024 г.
- ^ А. Джардина, «Взрыв поздней античности», Исторические исследования 40 (1999).
- ^ Глен В. Бауэрсок, «Исчезающая парадигма падения Рима», Бюллетень Американской академии искусств и наук 49.8 (май 1996: 29–43) стр. 34.
- ↑ Оксфордский центр поздней античности датирует это следующим образом: «Поздний римский период (который мы определяем примерно как 250–450 гг. Н. Э.)…» Архивировано 6 июля 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Недавняя диссертация, выдвинутая Питером Хизером из Оксфорда, утверждает, что готы, империя гуннов и рейнские захватчики 406 года (аланы, свевы, вандалы) являются прямыми причинами упадка Западной Римской империи; Падение Римской империи: новая история Рима и варваров , ОУП, 2005.
- ^ Джилиан Кларк, Поздняя античность: очень краткое введение (Оксфорд, 2011), стр. 1–2.
- ^ «Христианство в Римской империи (статья)» . Ханская академия . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 г. Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Ноэль Ленски (редактор), Кембриджский спутник эпохи Константина ( Издательство Кембриджского университета , 2006), «Введение». ISBN 978-0-521-81838-4 .
- ^ АХМ Джонс , Константин и обращение Европы ( University of Toronto Press , 2003), стр. 73. ISBN 0-8020-6369-1 .
- ^ Браун, Власть и священное
- ↑ Евсевий Кесарийский , Жизнь Константина 3.5–6, 4.47.
- ^ Качиньский, Бернис М., изд. (2020). Оксфордский справочник христианского монашества . Оксфордские справочники. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: Издательство Оксфордского университета. стр. 35–50. ISBN 978-0-19-968973-6 . OCLC 1148587171 .
- ^ Фафинский, Матеуш; Рименшнейдер, Якоб (2023). Монашество и город в поздней античности и раннем средневековье . Кембриджские элементы в религии поздней античности. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 58–63. ISBN 978-1-108-98931-2 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2024 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Вандерпуттен, Стивен (2020). Средневековое монашество: формы и опыт монашеской жизни на Латинском Западе . Ольденбургский очерк истории. Берлин Бостон: Де Грютер Ольденбург. ISBN 978-3-11-054378-0 .
- ^ Смит, Роуленд Б.Е. Боги Джулиана: религия и философия в мыслях и действиях Джулиана
- ^ Иероним Стридонский писал в ок. 406 полемический трактат «Против Вигиланция», чтобы среди прочих споров о мощах святых пропагандировать большую духовную природу безбрачия по сравнению с браком.
- ^ Браун (1987) с. 270.
- ↑ Диссертацию о взаимодополняемости ислама абсолютистской тенденции христианской монархии см. в Garth Fowden, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity, Princeton University Press, 1993.
- ^ Роберт Хойланд, «Ранний ислам как позднеантичная религия», в: изд. Скотта Ф. Джонсона, Оксфордский справочник поздней античности (Оксфорд, 2012), стр. 1053–1077.
- ^ Дай, Гийом, изд. (2022). Ранний ислам: сектантская среда поздней античности? . Проблемы истории религий. Брюссель: Издания Брюссельского университета. ISBN 978-2-8004-1814-8 . OCLC 1371946542 .
- ^ См. краткий список званий и ливрей имперских бюрократов, Notitia Dignitatum
- ^ «Меняющийся город» в «Городские изменения и конец античности», Аверил Кэмерон, Средиземноморский мир в поздней античности, CE 395–600 , 1993: 159 и далее, с примечаниями; Хью Кеннеди, «От Полиса до Медины: городские изменения в позднеантичной и ранней исламской Сирии», Прошлое и настоящее 106 (1985:3–27).
- ^ Лойн, Генри Ройстон (1991). Англосаксонская Англия и норманнское завоевание . Социальная и экономическая история Англии. Том. 1. Лонгман. ISBN 9780582072978 .
- ^ См. Брайан Уорд-Перкинс , Падение Рима и конец цивилизации , OUP 2005.
- ^ Библиография в Аверил Кэмерон, Средиземноморский мир в поздней античности, CE 395–600 , 1993:152, примечание 1.
- ^ Прокопий, Здания Юстиниана VI.6.15; Vandal Wars I.15.3ff, отмечено Кэмероном 1993:158.
- ^ Кэмерон 1993:159.
- ^ "Вестготическое искусство: Рекополис"
- ^ Согласно Э. Томпсону, «Варварские королевства в Галлии и Испании», Nottingham Medieval Studies , 7 (1963:4n11).
- ^ Хосе Мария Лакарра, «Панорама городской истории на Пиренейском полуострове с 5 по 10 век», La città nell'alto medioevo , 6 (1958:319–358). Перепечатано в «Исследованиях испанского среднего возраста» (Валенсия: 1975), стр. 25–90.
- ^ Фафинский, Матеуш (2021). Римская инфраструктура в раннесредневековой Британии: адаптация прошлого в тексте и камне . Раннесредневековая Северная Атлантика. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 87–91. ISBN 978-90-485-5197-2 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2024 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
- ^ Лойн 1991:15f.
- ^ Перейти обратно: а б Лойн 1991:16.
- ^ Бауманн, Александр (2014). Ограничения свободы декурионов в поздней античности (тезисы). Хильдесхайм: Олмс. ISBN 9783487151540 .
- ^ Мордехай, Ли; Айзенберг, Мерл; Ньюфилд, Тимоти П.; Издебский, Адам; Кей, Джанет Э.; Пойнар, Хендрик (27 ноября 2019 г.). «Юстинианова чума: несущественная пандемия?» . Труды Национальной академии наук . 116 (51): 25546–25554. Бибкод : 2019PNAS..11625546M . дои : 10.1073/pnas.1903797116 . ISSN 0027-8424 . ПМК 6926030 . ПМИД 31792176 .
- ^ Мордехай, Ли; Айзенберг, Мерль (01 августа 2019 г.). «Отвергая катастрофу: случай Юстиниановой чумы». Прошлое и настоящее (244): 3–50. дои : 10.1093/pastj/gtz009 . ISSN 0031-2746 .
- ^ Фафински, Матеуш (04 апреля 2024 г.). «Беспокойный город: Эдесса и городские действующие лица в сирийских актах Второго Эфесского собора» . Аль-Масак : 1–25. дои : 10.1080/09503110.2024.2331915 . ISSN 0950-3110 .
- ^ Магальяйнс де Оливейра, Хуан Цезарь. «Поздняя античность: эпоха толпы?*» . Прошлое и настоящее (1): 3–52.
- ^ Роберт Л. Ванн, «Строительство византийских улиц в Кесарии Приморской», в RL Hohlfelder, изд. Город, поселок и сельская местность в раннем византийском периоде 1982: 167–70.
- ^ М. Уиттоу, «Управление позднеримским и ранневизантийским городом: непрерывная история», Прошлое и настоящее 129 (1990:3–29).
- ^ Китцингер 1977 , стр. 2–21.
- ^ Китцингер 1977 , с. 9.
- ^ Китцингер 1977 , стр. 12–13.
- ^ Китцингер 1977 , стр. 7–8.
- ^ Китцингер 1977 , стр. 15–28.
- ^ Китцингер 1977 , стр. 29–34.
- ^ Китцингер 1977 , стр. 34–38.
- ^ Гаспер 2024 .
Ссылки
[ редактировать ]- Перри Андерсон, Переходы от античности к феодализму , NLB, Лондон, 1974.
- Питер Браун , Мир поздней античности: от Марка Аврелия до Мухаммеда (150–750 н.э.) , Темза и Гудзон, 1989, ISBN 0-393-95803-5
- Питер Браун, Власть и священное: аспекты христианизации римского мира , Рутледж, 1997, ISBN 0-521-59557-6
- Питер Браун, Возвышение западного христианского мира: триумф и разнообразие 200–1000 гг. н.э. , Блэквелл, 2003 г., ISBN 0-631-22138-7
- Хеннинг Бёрм, Западный Рим. От Гонория до Юстиниана , 2-е изд., Kohlhammer Verlag , 2018, ISBN 978-3-17-023276-1 . ( обзор на английском языке ).
- Аверил Кэмерон , Поздняя Римская империя: 284–430 гг. н.э. , издательство Гарвардского университета, 1993, ISBN 0-674-51194-8
- Аверил Кэмерон, Средиземноморский мир в поздней античности, 395–700 гг. н.э. , Routledge, 2011, ISBN 0-415-01421-2
- Аверил Кэмерон и др. (редакторы), Кембриджская древняя история , тт. 12–14, Издательство Кембриджского университета, 1997 и далее.
- Джилиан Кларк , Поздняя античность: очень краткое введение , Oxford University Press, 2011, ISBN 978-0-19-954620-6
- Джон Карран, Языческий город и христианская столица: Рим в четвертом веке , Clarendon Press, 2000.
- Александр Демандт, Поздняя античность , 2-е изд., Бек, 2007 г.
- Питер Динзельбахер и Вернер Хайнц, Европа в поздней античности , Primus, 2007.
- Матеуш Фафински и Якоб Рименшнейдер. Монашество и город в поздней античности и раннем средневековье . Элементы позднеантичной религии 2. Кембридж: Издательство Камабриджского университета, 2023.
- Фабио Гасти, Исторический очерк поздней латинской литературы , издательство Pavia University Press, 2013, ISBN 978-88-96764-09-1 .
- Томас Хэгг (редактор) «ТАКИЕ дебаты: новый взгляд на мир поздней античности», в «Symbolae Osloenses» (72), 1997.
- Под ред. Скотта Ф. Джонсона, Оксфордский справочник по поздней античности , Oxford University Press, 2012, ISBN 978-0-19-533693-1
- Арнольд Х. М. Джонс, Поздняя Римская империя, 284–602; социальное, экономическое и административное исследование , тт. I, II, Университет Оклахомы Пресс, 1964.
- Китцингер, Эрнст (1977). Становление византийского искусства: основные направления стилистического развития средиземноморского искусства III–VII веков . Фабер и Фабер . ISBN 0-571-11154-8 .
- Бертран Лансон , Рим в поздней античности: 313–604 гг. н. э. , Routledge, 2001.
- Ноэль Ленски (редактор), Кембриджский спутник эпохи Константина , Cambridge University Press, 2006.
- Сэмюэл Н.К. Лье и Доминик Монтсеррат (ред.), От Константина до Юлиана: языческие и византийские взгляды, История источников , Routledge, 1996.
- Йозеф Лёссль и Николас Дж. Бейкер-Брайан (ред.), Спутник религии в поздней античности , Уайли Блэквелл, 2018.
- Майкл Маас (редактор), Кембриджский спутник эпохи Юстиниана , Cambridge University Press, 2005.
- Майкл Маас (редактор), Кембриджский спутник эпохи Аттилы , Cambridge University Press, 2015.
- Роберт Маркус, Конец древнего христианства , издательство Кембриджского университета, 1990.
- Рамзи МакМаллен , Христианизация Римской империи в 100–400 гг. н. э. , Издательство Йельского университета, 1984.
- Стивен Митчелл, История Поздней Римской империи. CE 284–641 , 2-е изд., Блэквелл, 2015 г.
- Майкл Ростовцев (преподобный П. Фрейзер), Социальная и экономическая история Римской империи , Oxford University Press, 1979.
- Йоханнес Винанд (редактор), Оспариваемая монархия. Интеграция Римской империи в четвертом веке нашей эры , Oxford University Press, 2015.
- Гаспер, Джайлз (2024). «О шести днях творения: Шестимерная традиция». В Горонции, Джейсон (ред.). Справочник T&T Clark по доктрине творения . Издательство Блумсбери. стр. 176–190.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- New Advent – The Fathers of the Church , католический веб-сайт с английскими переводами ранних отцов церкви.
- Раздел энциклопедии ORB о поздней античности в Средиземноморье от ORB
- Обзор поздней античности от ORB
- Рабочие документы Принстона/Стэнфорда по классической литературе — совместный форум Принстона и Стэнфорда, целью которого является предоставление доступа к последним научным исследованиям в этой области до их окончательной публикации.
- Конец классического мира , исходные документы из Интернет-сборника по средневековью.
- Миры поздней античности. Архивировано 6 июня 2005 г. в Wayback Machine из Пенсильванского университета.
- Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство третьего-седьмого веков из Метрополитен-музея.