Jump to content

Поздняя античность

(Перенаправлено из «Поздняя классика» )
, Слоновая кость Барберини поздний Леонид / Юстиниан византийский лист слоновой кости из императорского диптиха , из императорской мастерской в ​​Константинополе в первой половине шестого века ( Лувр )

Позднюю античность иногда определяют как период от конца классической античности до местного начала средневековья , примерно с конца 3-го века до 7-го или 8-го века в Европе и прилегающих районах, граничащих со Средиземноморским бассейном, в зависимости от местоположения. [1] Популяризация этой периодизации на английском языке обычно приписывается историку Питеру Брауну , который предложил период между 150–750 годами нашей эры. [2] Оксфордский центр поздней античности определяет его как «период примерно между 250 и 750 годами нашей эры». [3] Точные границы этого периода являются постоянным предметом споров. На Западе его конец наступил раньше: начало раннего средневековья обычно приходится на VI век или даже раньше, на окраины Западной Римской империи . [ нужна ссылка ]

Терминология

[ редактировать ]

Термин Spätantike , буквально «поздняя античность», использовался немецкоязычными историками с момента его популяризации Алоисом Риглем в начале 20 века. [4] На английском языке оно получило распространение частично благодаря трудам Питера Брауна , чей обзор «Мир поздней античности» (1971) пересмотрел точку зрения Гиббона на устаревшую и закостенелую классическую культуру в пользу яркого времени обновлений и начинаний, и чья Книга «Создание поздней античности» предложила новую парадигму понимания изменений в западной культуре того времени, чтобы противостоять книге сэра Ричарда Саузерна « Создание средневековья» . [5]

Римский бюст германского раба конца IV века в Августе Треверорум ( Трир ) в Бельгике Прима , резиденции преторианской префектуры Галлии ( Rheinisches Landesmuseum Trier )

Преемственность между поздней Римской империей , [6] поскольку он был реорганизован Диоклетианом (годы правления 284–305), а раннее средневековье. писатели подчеркивают [ ВОЗ? ] которые хотят подчеркнуть, что семена средневековой культуры уже развивались в христианизированной империи и что они продолжали это делать в Восточной Римской империи или Византийской империи, по крайней мере, до прихода ислама . В то же время некоторые мигрирующие германские племена, такие как остготы и вестготы, считали себя увековечивающими «римскую» традицию. В то время как использование термина «Поздняя античность» предполагает, что социальные и культурные приоритеты классической античности сохранялись по всей Европе вплоть до средневековья , использование слов «Раннее средневековье» или «Ранняя Византия» подчеркивает разрыв с классическим прошлым, а термин « « Период миграции » имеет тенденцию преуменьшать значение потрясений в бывшей Западной Римской империи, вызванных созданием германских королевств в ее границах, начиная с федуса с готами в Аквитании в 418 году. [7]

Общее сокращение численности населения, технологических знаний и уровня жизни в Европе в этот период стало архетипическим примером общественного коллапса для писателей эпохи Возрождения . В результате этого упадка и относительной нехватки исторических записей из Европы, в частности, период примерно с начала пятого века до Каролингского Возрождения (или еще позже) был назван « Темными веками ». От этого термина в основном отказались как названия историографической эпохи, и его заменили на «Поздняя античность».в периодизации поздней Западной Римской империи, ранней Византийской империи и раннего средневековья. [8]

История периода

[ редактировать ]

Римская империя претерпела значительные социальные, культурные и организационные изменения, начиная с правления Диоклетиана , который начал делить империю на восточную и западную части, управляемые несколькими императорами одновременно . Сасанидская империя вытеснила Парфянскую империю и начала новую фазу Римско-персидских войн, Римско-Сасанидских войн . Разделение между греческим Востоком и латинским Западом стало более явным. Диоклетианское преследование христиан в начале IV века было прекращено Галерием , а при Великом Константине христианство было узаконено в Империи. в IV веке Христианизация Римской империи была расширена за счет обращения Тиридата Великого из Армении , Мириана III из Иберии и Эзаны из Аксума , которые позже вторглись и положили конец Кушскому королевству . В конце IV века правления I Феодосия никейское христианство было провозглашено государственной церковью Римской империи . [9]

Город Константинополь стал постоянной императорской резиденцией на Востоке к V веку и заменил Рим как крупнейший город Поздней Римской империи и Средиземноморского бассейна . Самая длинная римская система акведуков длиной 250 км (160 миль), , Акведук Валента была построена для снабжения его водой, и самые высокие римские триумфальные колонны . там были возведены [ нужна ссылка ]

Миграции германских году , гуннских и славянских племен нарушили римское правление с конца 4-го века и далее, кульминацией которых стало разграбление в 455 . , что стало Рима вестготами в 410 году и последующее разграбление Рима вандалами частью окончательного краха Империи на самом Западе к 476 г. На смену Западной империи пришли так называемые варварские королевства , с арианским христианским остготским королевством, правившим Римом из Равенны . Возникшее в результате культурное слияние греко-римских , германских и христианских традиций легло в основу последующей культуры Европы . [ нужна ссылка ]

В VI веке на Востоке продолжалось правление Римской империи, продолжались византийско-сасанидские войны . Кампании Юстиниана Великого привели к падению Остготского и Вандальского королевств и их присоединению к Империи, когда город Рим, а также большая часть Италии и Северной Африки вернулись под имперский контроль. Хотя большая часть Италии вскоре стала частью Королевства Лангобардов , римский экзархат Равенны выжил, обеспечив так называемое византийское папство . Юстиниан построил собор Святой Софии , великолепный образец византийской архитектуры первая вспышка многовековой первой пандемии чумы , и произошла . В Ктесифоне сасаниды завершили строительство Так-Касры , колоссального айвана которого является крупнейшим в мире однопролетным сводом из неармированной кирпичной кладки и триумфом сасанидской архитектуры . [ нужна ссылка ]

Середина VI века характеризовалась экстремальными климатическими явлениями ( вулканическая зима 535–536 годов и позднеантичный малый ледниковый период ) и катастрофической пандемией ( чума Юстиниана в 541 году). Последствия этих событий в общественной и политической жизни до сих пор обсуждаются. В VII веке катастрофическая Византийско-Сасанидская война 602–628 годов и походы Хосрова II и Ираклия способствовали появлению ислама на Аравийском полуострове при жизни Мухаммеда . Последующее мусульманское завоевание Леванта и Персии свергло Сасанидскую империю и навсегда вырвало две трети территории Восточной Римской империи из-под контроля Рима, образовав Халифат Рашидун . Византийская империя под властью династии Ираклиев положила начало средневизантийскому периоду и вместе с созданием в конце VII века Омейядского халифата обычно знаменует собой конец поздней античности. [ нужна ссылка ]

Одним из важнейших преобразований поздней античности стало формирование и эволюция авраамических религий : христианства , раввинистического иудаизма и, в конечном итоге, ислама . [ нужна ссылка ]

Современная статуя Константина I в Йорке , где он был провозглашен августом в 306 году.

Вехой в распространении христианства стало обращение императора Константина Великого (годы правления 306–337) в 312 году, как утверждает его христианский панегирист Евсевий Кесарийский , хотя искренность его обращения оспаривается . [10] [11] Константин подтвердил легализацию религии так называемым Миланским эдиктом 313 года, изданным совместно со своим соперником на Востоке Лицинием (годы правления 308–324). К концу IV века император Феодосий Великий сделал христианство государственной религией, преобразовав тем самым классический римский мир, который Питер Браун охарактеризовал как «шуршащий присутствием множества божественных духов ». [12]

Константин I был ключевой фигурой во многих важных событиях христианской истории , поскольку он созвал и присутствовал на первом Вселенском соборе епископов в Никее в 325 году, субсидировал строительство церквей и святилищ, таких как Храм Гроба Господня в Иерусалиме , и участвовал себя в таких вопросах, как время воскресения Христа и его связь с Пасхой . [13]

Зарождение христианского монашества в III веке стало крупным шагом в развитии христианской духовности. [14] Хотя изначально оно действовало вне епископальной власти Церкви, оно стало чрезвычайно успешным и к 8 веку стало одной из ключевых христианских практик. Монашество было не единственным новым христианским движением, появившимся в поздней античности, хотя оно имело, пожалуй, наибольшее влияние и достигло беспрецедентного географического распространения. [15] Оно повлияло на многие стороны христианской религиозной жизни и привело к распространению различных аскетических и полуаскетических практик. Юродивые и столпники считались наиболее крайними формами, но через таких личностей, как Иоанн Златоуст , Иероним , Августин или Григорий Великий, монашеские взгляды проникли и в другие области христианской жизни. [16]

Поздняя античность знаменует собой упадок римской государственной религии , постепенно ограниченный указами, вероятно, вдохновленными христианскими советниками, такими как Евсевий, императорам 4-го века, и периодом динамичных религиозных экспериментов и духовности со многими синкретическими сектами, некоторые из которых сформировались столетиями ранее, например, Гностицизм или неоплатонизм и халдейские оракулы , некоторые новеллы, например герметизм . Кульминацией стали реформы, за которые выступал Аполлоний Тианский , которые были приняты Аврелианом и сформулированы Флавием Клавдием Юлианом для создания организованной, но недолговечной языческой государственной религии, которая обеспечила ее подземное выживание в византийскую эпоху и далее. [17]

Махаянский буддизм развивался в Индии и на Шелковом пути в Центральной Азии , в то время как манихейство , дуалистическая вера, возникло в Месопотамии и распространилось как на Восток, так и на Запад, какое-то время соперничая с христианством в Римской империи. [ нужна ссылка ]

Многие из новых религий полагались на появление пергаментного кодекса (книги в переплете) вместо папируса тома (свитка), первый из которых обеспечивал более быстрый доступ к ключевым материалам и более легкую переносимость, чем хрупкий свиток, что способствовало росту синоптической экзегезы . папирология . Примечательна в этом отношении тема « Пятидесяти Библий Константина» . [ нужна ссылка ]

Миряне против духовенства

[ редактировать ]

Внутри недавно узаконенной христианской общины IV века более отчетливо можно было увидеть разделение между мирянами и все более соблюдавшим целомудрие мужчинами-руководителями. [18] Эти люди представляли себя далекими от традиционных римских мотивов общественной и частной жизни, отмеченными гордостью, амбициями и родственной солидарностью, и отличавшимися от женатых языческих лидеров. В отличие от более поздних ограничений священнического безбрачия , безбрачие в позднеантичном христианстве иногда принимало форму воздержания от сексуальных отношений после брака и стало ожидаемой нормой для городского духовенства . Соблюдающее целомудрие и обособленное, высшее духовенство стало элитой, равной по престижу городской знати, властителям или динатоям . [19]

Расцвет ислама

[ редактировать ]
Византийская империя после завоевания арабами провинций Сирии и Египта - в то же время, когда первые славяне поселились на Балканах.

Ислам появился в VII веке, побудив арабские армии вторгнуться в Восточную Римскую империю и империю Персии Сасанидскую , уничтожив последнюю. После завоевания всей Северной Африки и вестготской Испании исламское вторжение было остановлено Карлом Мартелем в битве при Туре на территории современной Франции . [20]

В развитии ислама преобладают два основных тезиса. С одной стороны, существует традиционная точка зрения, которой придерживались большинство историков до второй половины двадцатого века (и после), а также мусульманские ученые. Эта точка зрения, так называемый тезис «из Аравии», утверждает, что ислам как явление был новым, чуждым элементом в позднеантичном мире. С этим связан Пиреннский тезис , согласно которому арабские вторжения ознаменовали – посредством завоеваний и разрушения средиземноморских торговых путей – катастрофический конец поздней античности и начало Средневековья . [ нужна ссылка ]

С другой стороны, существует более поздний тезис, связанный с учеными традиции Питера Брауна, согласно которому ислам рассматривается как продукт позднеантичного мира, не чуждый ему. Эта школа предполагает, что ее происхождение в общем культурном горизонте позднеантичного мира объясняет характер ислама и его развитие. Такие историки указывают на сходство с другими позднеантичными религиями и философиями — особенно христианством — в выдающейся роли и проявлениях благочестия в исламе, в исламском аскетизме и роли «святых людей», в образце универсалистского, однородного монотеизма, привязанного к мирскому. и военная мощь, в раннем взаимодействии ислама с греческими школами мысли, в апокалиптике исламского богословия и в том, как Коран , по-видимому, реагирует на современные религиозные и культурные проблемы, общие для позднеантичного мира в целом. Дальнейшее указание на то, что Аравия (и, следовательно, среда, в которой впервые возник ислам) была частью позднеантичного мира, можно найти в тесных экономических и военных отношениях между Аравией, Византийская империя и Сасанидская империя. [21] В последние годы период поздней античности стал основным направлением изучения Корана и происхождения ислама. [22]

Политические трансформации

[ редактировать ]
Фавориты императора Гонория , 1883: Джон Уильям Уотерхаус выражает чувство морального упадка, которое окрасило исторический взгляд 19-го века на V век.

Поздний античный период также стал свидетелем масштабной трансформации политической и социальной основы жизни внутри и вокруг Римской империи . [ нужна ссылка ]

Элита римских граждан во 2-м и 3-м веках, под давлением налогов и разорительных затрат на проведение зрелищных публичных развлечений в рамках традиционного cursus Honorum , пришла к выводу, что при Антонинах безопасность может быть достигнута только путем объединения их устоявшихся ролей в местных органах власти. город с новыми слугами и представителями далекого императора и его странствующего двора. После того, как Константин централизовал правительство в своей новой столице Константинополе (посвященном в 330 г.), позднеантичные высшие классы были разделены на тех, кто имел доступ к далекой централизованной администрации (по согласованию с отдаленной централизованной администрации (по согласованию с крупными землевладельцами крупными землевладельцами ), и тех, кто не имел доступа к ). ; хотя они были родовитыми и всесторонне образованными, классическое образование и избрание Сенатом на магистратуры уже не были путем к успеху. Комната на верхушке позднеантичного общества была более бюрократической и включала все более сложные каналы доступа к императору; простая тога, которая опознавала всех членов Республиканский сенаторский класс был заменен шелковыми придворными облачениями и украшениями, связанными с византийской имперской иконографией. [23] Также показательным для того времени является тот факт, что императорский кабинет советников стал известен как консисториум , или те, кто должен был придворно сопровождать своего сидящего императора, в отличие от неформального набора друзей и советников, окружавших Августа . [ нужна ссылка ]

Руины Так Касры в Ктесифоне , столице Сасанидской империи, сфотографировано в 1864 году.

Позднейшая Римская империя представляла собой в некотором смысле сеть городов. В настоящее время археология дополняет литературные источники, документируя трансформацию, последовавшую за крахом городов Средиземноморского бассейна . Двумя диагностическими симптомами упадка — или, как предпочитают многие историки, «трансформации» — являются дробление, особенно обширных формальных пространств как в доме , так и в публичной базилике , и вторжение, при котором ремесленные лавки вторгаются на общественную улицу, трансформация, которая была в результате образовался базар (рынок). [24] Захоронения в черте города знаменуют собой еще один этап распада традиционной урбанистической дисциплины, подавленной притяжением святых святынь и реликвий. В римской Британии типичный слой темной земли IV и V веков внутри городов, по-видимому, является результатом увеличения садоводства на бывших городских территориях. [25]

Население города Рима увеличилось с 800 000 в начале периода до 30 000 к концу периода, причем наиболее резкое падение произошло с разрушением акведуков во время Готской войны . Подобное, хотя и менее заметное, сокращение городского населения произошло позже в Константинополе, население которого росло до вспышки Юстиниановой чумы в 541 году. В Европе также наблюдалось общее сокращение городского населения. В целом период поздней античности сопровождался общим сокращением населения почти во всей Европе и возвратом к натуральному хозяйству. Рынки на дальние расстояния исчезли, и произошел возврат к большей степени местного производства и потребления, а не к сетям торговли и специализированного производства. [26]

Вид на запад вдоль Харбор-стрит в сторону Библиотеки Цельса в Эфесе , современная Турция . Столбы на левой стороне улицы были частью колоннадного перехода, наблюдаемого в городах позднеантичной Малой Азии .

Одновременно с этим преемственность Восточной Римской империи в Константинополе означала, что поворотный момент для греческого Востока наступил позже, в VII веке, когда Восточно-Римская или Византийская империя сосредоточилась вокруг Балкан , Северной Африки ( Египет и Карфаген ), и Малой Азии . Степень и степень неоднородности в небольших городах греческого Востока является спорным вопросом среди историков. [27] Городская непрерывность Константинополя является выдающимся примером средиземноморского мира; Из двух великих городов меньшего ранга Антиохия была опустошена персидским разграблением 540 г., за которым последовала чума Юстиниана (с 542 г.) и завершилась землетрясением, в то время как Александрия пережила исламскую трансформацию, претерпев постепенное упадок в пользу Каира в средневековый период. [ нужна ссылка ]

Юстиниан перестроил свое место рождения в Иллирике , как Юстиниана Прима , скорее в жесте империума , чем из урбанистической необходимости; был основан еще один «город», согласно панегирику Прокопия зданиям Юстиниана, [28] именно в том месте, где полководец Велисарий коснулся берега Северной Африки: чудесный источник, бьвший, чтобы дать им воду, и сельское население, сразу же бросившее свои орала ради цивилизованной жизни в новых стенах, придают проекту определенный оттенок нереальности. . [ нужна ссылка ]

В материковой Греции жители Спарты , Аргоса и Коринфа оставили свои города ради укреплений на близлежащих возвышенностях; укрепленные высоты Акрокоринфа типичны для византийских городских поселений Греции. В Италии население, сгруппировавшееся в пределах досягаемости римских дорог , начало покидать их как потенциальные пути вторжения и перестраиваться, как правило, суженным образом вокруг изолированного укрепленного мыса, или рокки ; Кэмерон отмечает подобное перемещение населения на Балканах, «где населенные пункты сокращались и перегруппировывались вокруг защищаемого акрополя или были оставлены в пользу таких позиций в других местах». [29]

Римская кавалерия из мозаики виллы Романа дель Казале , Сицилия , IV век нашей эры.

В западном Средиземноморье единственные известные новые города, основанные в Европе между V и VIII веками. [30] были четыре или пять вестготских «городов победы». [31] Одним из них является Реккополис в провинции Гвадалахара : другими были Викториакум , основанный Леовигильдом , который, возможно, сохранился как город Витория , хотя в современных источниках приводится (пере)основание этого города в XII веке; Луго id est Luceo в Астурии , упомянутый Исидором Севильским , и Ологикус (возможно, Ологитис ), основанный с использованием басков труда в 621 году Суинтилой в качестве укрепления против басков, современных олитов . Все эти города были основаны для военных целей, и, по крайней мере, Реккополис, Викториакум и Ологикус в честь победы. Возможным пятым вестготским основанием является Байяра (возможно, современный Монторо ), упомянутый как основанный Реккаредом в географическом отчете 15-го века « Китаб ар-Рауд аль-Митар» . [32] Появление высокоурбанизированной исламской культуры в десятилетие после 711 года обеспечило выживание городов Испании в средние века. [ нужна ссылка ]

За пределами Средиземноморья города Галлии отошли в пределах узкой линии обороны вокруг цитадели. Бывшие имперские столицы, такие как Кельн и Трир, продолжали существовать в уменьшенной форме как административные центры франков . В Британии большинство городов и поселков находились в упадке, за исключением краткого периода восстановления в четвертом веке, задолго до вывода римских губернаторов и гарнизонов, но этот процесс вполне мог затянуться и на пятый век. [33] Историки, подчеркивающие преемственность городов с англосаксонским периодом, во многом зависят от постримского выживания римской топонимии . Однако, за исключением лишь горстки постоянно населенных мест, таких как Йорк , Лондон и, возможно , Кентербери , скорость и основательность, с которой ее городская жизнь рухнула с роспуском централизованной бюрократии, ставит под сомнение то, в какой степени Римская Британия когда-либо стала подлинной урбанизированы: «В римской Британии города казались экзотичными», — отмечает Х. Р. Лойн , — «благодаря своей причине больше военным и административным потребностям Рима, чем каким-либо экономическим достоинствам». [34] Другой институциональный центр власти, римская вилла , также не сохранился в Британии. [35] Гильдас оплакивал разрушение двадцати восьми городов Британии; хотя не все в его списке можно отождествить с известными римскими памятниками, Лойн не находит причин сомневаться в истинности своего утверждения. [35]

Классическую древность в целом можно определить как эпоху городов; Греческий полис и римский муниципалитет были местными органами самоуправления граждан, регулируемыми писаными конституциями. Когда Рим стал доминировать в известном мире, местная инициатива и контроль постепенно были подчинены постоянно растущей имперской бюрократии; К кризису третьего века военные, политические и экономические требования, выдвинутые Империей, сделали службу в местных органах власти обременительной обязанностью, часто налагаемой в качестве наказания. [36] Преследуемые горожане бежали в обнесенные стеной поместья богатых, чтобы избежать налогов, военной службы, голода и болезней. Особенно в Западной Римской империи многие города, разрушенные вторжением или гражданской войной в III веке, не удалось восстановить. Чума и голод в большей степени поразили городской класс, а значит, и людей, которые знали, как обеспечить работу гражданских служб. Возможно, самый большой удар был нанесен после экстремальных погодных явлений 535–536 годов и последующей чумы Юстиниана , когда оставшиеся торговые сети обеспечили распространение чумы на оставшиеся торговые города. Последствия этой вспышки чумы в последнее время оспариваются. [37] [38] Конец классической античности – это конец полисной модели. Хотя в поздней античности (особенно на Западе) наблюдался упадок городской жизни, эта эпоха принесла с собой и новые формы политического участия в городских пространствах. [39] Особенно возросла роль толп и масс в городах, что привело к новому уровню напряженности. [40]

Колонна Аркадия , Константинополь (построена в 401–421 гг.)
Вид сбоку на Колонну Аркадия с резными рельефами сцен и фигур на постаменте, на цоколе и по спирали вверх по стволу колонны, увенчанной капителью и пустым постаментом статуи.
Вид сбоку на Колонну Аркадия с резными рельефами сцен и фигур на постаменте, на цоколе и спирально поднимающейся вверх по стволу колонны, увенчанной капителью и пустым постаментом статуи. В самой верхней части видна дверь.
Вид сбоку на Колонну Аркадия с резными рельефами сцен и фигур на постаменте, на цоколе и спирально поднимающейся вверх по стволу колонны, увенчанной капителью и пустым постаментом статуи. Видна дверь на уровне земли, ведущая на винтовую лестницу внутри.
Библиотека Тринити-колледжа, Кембридж : мс. О.17.2 («Альбом Фрешфилда»), листы 11–13.

Общественное здание

[ редактировать ]

В городах напряженная экономика римской чрезмерной экспансии остановила рост. Почти все новые общественные здания в поздней античности были построены прямо или косвенно императорами или имперскими чиновниками. Были предприняты попытки сохранить то, что уже было. Снабжение бесплатным зерном и маслом 20% населения Рима оставалось неизменным в последние десятилетия V века. Когда-то считалось, что элита и богатые люди уединились в частной роскоши своих многочисленных вилл и таунхаусов. Научное мнение пересмотрело это. Они монополизировали высшие должности в имперской администрации, но к концу III века были отстранены от военного командования. Их внимание сосредоточилось на сохранении своего огромного богатства, а не на борьбе за него. [ нужна ссылка ]

Базилика . , которая служила судом или императорским приемом иностранных сановников, стала основным общественным зданием в IV веке Из-за нагрузки на гражданские финансы города тратили деньги на стены, содержание бань и рынков за счет амфитеатров, храмов, библиотек, портиков, гимназий, концертных и лекционных залов, театров и других удобств общественной жизни. В любом случае, когда христианство взяло верх, многие из этих зданий, связанных с языческими культами, были заброшены в пользу строительства церквей и пожертвований бедным. Христианская базилика была скопирована с гражданской структурой с вариациями. Епископ занял кресло в апсиде, отведенное в светских сооружениях для магистрата – или самого Императора – как представителя здесь и сейчас Христа Пантократора , Владыки всего, его характерной позднеантичной иконы . Эти церковные базилики (например, собор Св. Иоанна Латеранского и собор Св. Петра Юстиниана. в Риме) сами по себе превзошли собор Святой Софии , ошеломляющее проявление позднейшей римско-византийской власти и архитектурного вкуса, хотя с архитектурной точки зрения здание не является базиликой. В бывшей Западной Римской империи почти не было построено великих зданий V века. Самым выдающимся примером является базилика Сан-Витале в Равенне, построенная ок. 530 по цене 26 000 золотых солидов или 360 римских фунтов золота. [ нужна ссылка ]

Городская жизнь на Востоке, хотя и пострадала от чумы в VI–VII веках, окончательно пришла в упадок из-за славянских нашествий на Балканы иПерсидские разрушения в Анатолии в 620-е гг. Городская жизнь продолжалась в Сирии, Иордании и Палестине до 8-го века. В конце VI века строительство улиц все еще продолжалось в Кесарии Приморской в ​​Палестине. [41] и Эдесса смогла отразить Хосрова I крупными выплатами золотом в 540 и 544 годах, прежде чем она была захвачена в 609 году. [42]

Скульптура и искусство

[ редактировать ]
Четыре тетрарха в порфире , позже разграбленные из Константинополя , собора Святого Марка, Венеции.

Стилистические изменения, характерные для позднеантичного искусства, знаменуют конец классического римского искусства и начало средневекового искусства . Будучи сложным периодом, соединяющим римское искусство и более поздние средневековые стили (например, византийский ), период поздней античности стал свидетелем перехода от классической идеализированной традиции реализма, в значительной степени находящейся под влиянием древнегреческого искусства, к более знаковому, стилизованному искусству Средней Азии. Возраст. [43] В отличие от классического искусства, позднеантичное искусство не подчеркивает красоту и движение тела, а, скорее, намекает на духовную реальность, стоящую за его сюжетами. [ нужна ссылка ] . Кроме того, отражая рост христианства и распад Западной Римской империи, живопись и отдельно стоящая скульптура постепенно потеряли популярность в художественном сообществе. На смену им пришли большие интересы к мозаике, архитектуре и рельефной скульптуре. [ нужна ссылка ]

Когда императоры-солдаты, такие как Максимин Фракс (годы правления 235–238), вышли из провинций в III веке, они принесли с собой свои региональные влияния и художественные вкусы. Например, художники отказались от классического изображения человеческого тела в пользу более жесткого и фронтального. Это особенно заметно в совмещенном порфировом портрете четырех тетрархов в Венеции . Когда эти коренастые фигуры сжимают друг друга и свои мечи, весь индивидуализм , натурализм , римский веризм и греческий идеализм уменьшаются. [44] [45] Особенно ярко контраст демонстрирует Арка Константина в Риме, где повторно использовались ранние классицистические рельефы вместе с рельефами нового стиля. [46] Почти во всех художественных средствах были приняты более простые формы, а когда-то естественные конструкции были абстрагированы. Кроме того, иерархия масштаба взяла верх над перспективой и другими классическими моделями представления пространственной организации. [ нужна ссылка ]

Из ок. 300 Раннехристианское искусство начало создавать новые общественные формы, которые теперь включали скульптуру , которой раньше христиане не доверяли, поскольку она играла столь важную роль в языческом богослужении. Саркофаги с рельефной резьбой уже стали очень сложными, а христианские версии приняли новые стили, показывая серию различных плотно упакованных сцен, а не одно общее изображение (обычно полученное из греческой исторической живописи ), как это было нормой. Вскоре сцены были разделены на два регистра, как в « Догматическом саркофаге» или «Саркофаге Юния Басса» (последний из них является примером частичного возрождения классицизма). [47]

Почти все эти более абстрактные условности можно было наблюдать в сверкающих мозаиках той эпохи, которые в этот период превратились из украшения, производного от живописи, используемой на полах (и стенах, которые могут намокнуть), в главное средство религиозного искусства в церквях. Глазурованные поверхности мозаики сверкали на свету и освещали церкви-базилики. В отличие от своих предшественников -фресок , гораздо больше внимания уделялось демонстрации символического факта, а не изображению реалистичной сцены. С течением времени в период поздней античности искусство стало больше интересоваться библейскими темами и находиться под влиянием взаимодействия христианства с римским государством. Внутри этой христианской подкатегории римского искусства драматические изменения также произошли в изображении Иисуса . Иисуса Христа чаще изображали странствующим философом, учителем или «Добрым пастырем», что напоминало традиционную иконографию Гермеса. Ему все чаще давали статус римской элиты, и он был окутан пурпурными одеждами, как императоры, с державой и скипетром в руке - этот новый тип изображения, как полагают, заимствован либо из иконографии Юпитер или классические философы. [ нужна ссылка ]

Что касается предметов роскоши, то иллюминация рукописей на пергаменте и пергаменте возникла в V веке, с несколькими рукописями классиков римской литературы, таких как Вергилий Ватиканский и Вергилий Романус , но все больше христианских текстов, из которых фрагмент Кведлинбургской Италы (420–430 гг.) самый старый из выживших. Вырезанные из слоновой кости диптихи использовались для обозначения светских предметов, как в императорских и консульских диптихах, подаренных друзьям, а также религиозных, как христианских, так и языческих - похоже, они были особенно средством сопротивления христианству последней группы могущественных язычников. конца IV века как в диптихе Симмачи-Никомачи . [48] Экстравагантные клады серебряных тарелок особенно распространены в IV веке, в том числе Милденхоллское сокровище , Эсквилинское сокровище , Хокснский клад и императорский Миссорий Феодосия I. [49]

Литература

[ редактировать ]
Венский Диоскурид начала VI века , иллюминированная рукопись De . Materia Medica Диоскорида на греческом языке , редкий пример позднеантичного научного текста

В области литературы поздняя античность известна сокращением использования классического греческого и латыни , а также ростом литературных культур на сирийском , армянском , грузинском , эфиопском , арабском и коптском языках . [ нужна ссылка ] Это также знаменует собой сдвиг в литературном стиле с предпочтением энциклопедических произведений в насыщенном и намеках, состоящих из краткого изложения более ранних произведений (антологий, эпитомов), часто облаченных в сложные аллегорические одежды (например, De nuptiis Mercurii et Philologiae ). «Женитьба Меркурия и филологии] Марсиана Капеллы и «De arithmetica» , «De musica» и «De consolatione philosophiae» Боэция оба более поздних ключевых труда в средневековом образовании). В IV и V веках также произошел взрыв христианской литературы греческие писатели, такие как Евсевий Кесарийский , Василий Кесарийский , Григорий Назианзин и Иоанн Златоуст , а также латинские писатели, такие как Амвросий Миланский , Иероним и Августин Гиппопотамский. , среди которой только самые известные представители. С другой стороны, такие авторы, как Аммиан Марцеллин (4 век) и Прокопий Кесарийский (6 век), смогли сохранить традицию классической эллинистической историографии в Византийской империи. [ нужна ссылка ]

Одним из жанров литературы среди христианских писателей в этот период был « Гексамерон» , посвященный составлению комментариев, проповедей и трактатов, посвященных толкованию повествования о творении Бытия . Первым примером этого был Гексамерон Василия Кесарийского , а первым появлением в сирийской литературе был Гексамерон Иакова Серугского . [50]

Среди греческих поэтов позднеантичного периода были Антонин Либералис , Квинт Смирней , Нонн , Роман Мелодист и Павел Силенциарий . [ нужна ссылка ]

Среди латинских поэтов были Авзоний , Паулин Нольский , Клавдиан , Рутилий Наматиан , Ориентий , Сидоний Аполлинарий , Корипп и Аратор . [ нужна ссылка ]

Среди еврейских поэтов были Яннай , Элеазар бен Киллир и Йосе бен Йосе . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ https://guides.loc.gov/late-antiquity. Архивировано 5 ноября 2023 г. в Wayback Machine . Проверено 5 ноября 2023 г.
  2. ^ Мир поздней античности (1971)
  3. ^ https://www.ocla.ox.ac.uk/. Архивировано 24 января 2024 г. в Wayback Machine . Проверено 24 декабря 2024 г.
  4. ^ А. Джардина, «Взрыв поздней античности», Исторические исследования 40 (1999).
  5. ^ Глен В. Бауэрсок, «Исчезающая парадигма падения Рима», Бюллетень Американской академии искусств и наук 49.8 (май 1996: 29–43) стр. 34.
  6. Оксфордский центр поздней античности датирует это следующим образом: «Поздний римский период (который мы определяем примерно как 250–450 гг. Н. Э.)…» Архивировано 6 июля 2017 г. в Wayback Machine.
  7. ^ Недавняя диссертация, выдвинутая Питером Хизером из Оксфорда, утверждает, что готы, империя гуннов и рейнские захватчики 406 года (аланы, свевы, вандалы) являются прямыми причинами упадка Западной Римской империи; Падение Римской империи: новая история Рима и варваров , ОУП, 2005.
  8. ^ Джилиан Кларк, Поздняя античность: очень краткое введение (Оксфорд, 2011), стр. 1–2.
  9. ^ «Христианство в Римской империи (статья)» . Ханская академия . Архивировано из оригинала 29 апреля 2024 г. Проверено 22 мая 2024 г.
  10. ^ Ноэль Ленски (редактор), Кембриджский спутник эпохи Константина ( Издательство Кембриджского университета , 2006), «Введение». ISBN   978-0-521-81838-4 .
  11. ^ АХМ Джонс , Константин и обращение Европы ( University of Toronto Press , 2003), стр. 73. ISBN   0-8020-6369-1 .
  12. ^ Браун, Власть и священное
  13. Евсевий Кесарийский , Жизнь Константина 3.5–6, 4.47.
  14. ^ Качиньский, Бернис М., изд. (2020). Оксфордский справочник христианского монашества . Оксфордские справочники. Нью-Йорк, Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: Издательство Оксфордского университета. стр. 35–50. ISBN  978-0-19-968973-6 . OCLC   1148587171 .
  15. ^ Фафинский, Матеуш; Рименшнейдер, Якоб (2023). Монашество и город в поздней античности и раннем средневековье . Кембриджские элементы в религии поздней античности. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 58–63. ISBN  978-1-108-98931-2 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2024 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
  16. ^ Вандерпуттен, Стивен (2020). Средневековое монашество: формы и опыт монашеской жизни на Латинском Западе . Ольденбургский очерк истории. Берлин Бостон: Де Грютер Ольденбург. ISBN  978-3-11-054378-0 .
  17. ^ Смит, Роуленд Б.Е. Боги Джулиана: религия и философия в мыслях и действиях Джулиана
  18. ^ Иероним Стридонский писал в ок. 406 полемический трактат «Против Вигиланция», чтобы среди прочих споров о мощах святых пропагандировать большую духовную природу безбрачия по сравнению с браком.
  19. ^ Браун (1987) с. 270.
  20. Диссертацию о взаимодополняемости ислама абсолютистской тенденции христианской монархии см. в Garth Fowden, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity, Princeton University Press, 1993.
  21. ^ Роберт Хойланд, «Ранний ислам как позднеантичная религия», в: изд. Скотта Ф. Джонсона, Оксфордский справочник поздней античности (Оксфорд, 2012), стр. 1053–1077.
  22. ^ Дай, Гийом, изд. (2022). Ранний ислам: сектантская среда поздней античности? . Проблемы истории религий. Брюссель: Издания Брюссельского университета. ISBN  978-2-8004-1814-8 . OCLC   1371946542 .
  23. ^ См. краткий список званий и ливрей имперских бюрократов, Notitia Dignitatum
  24. ^ «Меняющийся город» в «Городские изменения и конец античности», Аверил Кэмерон, Средиземноморский мир в поздней античности, CE 395–600 , 1993: 159 и далее, с примечаниями; Хью Кеннеди, «От Полиса до Медины: городские изменения в позднеантичной и ранней исламской Сирии», Прошлое и настоящее 106 (1985:3–27).
  25. ^ Лойн, Генри Ройстон (1991). Англосаксонская Англия и норманнское завоевание . Социальная и экономическая история Англии. Том. 1. Лонгман. ISBN  9780582072978 .
  26. ^ См. Брайан Уорд-Перкинс , Падение Рима и конец цивилизации , OUP 2005.
  27. ^ Библиография в Аверил Кэмерон, Средиземноморский мир в поздней античности, CE 395–600 , 1993:152, примечание 1.
  28. ^ Прокопий, Здания Юстиниана VI.6.15; Vandal Wars I.15.3ff, отмечено Кэмероном 1993:158.
  29. ^ Кэмерон 1993:159.
  30. ^ "Вестготическое искусство: Рекополис"
  31. ^ Согласно Э. Томпсону, «Варварские королевства в Галлии и Испании», Nottingham Medieval Studies , 7 (1963:4n11).
  32. ^ Хосе Мария Лакарра, «Панорама городской истории на Пиренейском полуострове с 5 по 10 век», La città nell'alto medioevo , 6 (1958:319–358). Перепечатано в «Исследованиях испанского среднего возраста» (Валенсия: 1975), стр. 25–90.
  33. ^ Фафинский, Матеуш (2021). Римская инфраструктура в раннесредневековой Британии: адаптация прошлого в тексте и камне . Раннесредневековая Северная Атлантика. Амстердам: Издательство Амстердамского университета. стр. 87–91. ISBN  978-90-485-5197-2 . Архивировано из оригинала 16 апреля 2024 г. Проверено 15 апреля 2024 г.
  34. ^ Лойн 1991:15f.
  35. ^ Перейти обратно: а б Лойн 1991:16.
  36. ^ Бауманн, Александр (2014). Ограничения свободы декурионов в поздней античности (тезисы). Хильдесхайм: Олмс. ISBN  9783487151540 .
  37. ^ Мордехай, Ли; Айзенберг, Мерл; Ньюфилд, Тимоти П.; Издебский, Адам; Кей, Джанет Э.; Пойнар, Хендрик (27 ноября 2019 г.). «Юстинианова чума: несущественная пандемия?» . Труды Национальной академии наук . 116 (51): 25546–25554. Бибкод : 2019PNAS..11625546M . дои : 10.1073/pnas.1903797116 . ISSN   0027-8424 . ПМК   6926030 . ПМИД   31792176 .
  38. ^ Мордехай, Ли; Айзенберг, Мерль (01 августа 2019 г.). «Отвергая катастрофу: случай Юстиниановой чумы». Прошлое и настоящее (244): 3–50. дои : 10.1093/pastj/gtz009 . ISSN   0031-2746 .
  39. ^ Фафински, Матеуш (04 апреля 2024 г.). «Беспокойный город: Эдесса и городские действующие лица в сирийских актах Второго Эфесского собора» . Аль-Масак : 1–25. дои : 10.1080/09503110.2024.2331915 . ISSN   0950-3110 .
  40. ^ Магальяйнс де Оливейра, Хуан Цезарь. «Поздняя античность: эпоха толпы?*» . Прошлое и настоящее (1): 3–52.
  41. ^ Роберт Л. Ванн, «Строительство византийских улиц в Кесарии Приморской», в RL Hohlfelder, изд. Город, поселок и сельская местность в раннем византийском периоде 1982: 167–70.
  42. ^ М. Уиттоу, «Управление позднеримским и ранневизантийским городом: непрерывная история», Прошлое и настоящее 129 (1990:3–29).
  43. ^ Китцингер 1977 , стр. 2–21.
  44. ^ Китцингер 1977 , с. 9.
  45. ^ Китцингер 1977 , стр. 12–13.
  46. ^ Китцингер 1977 , стр. 7–8.
  47. ^ Китцингер 1977 , стр. 15–28.
  48. ^ Китцингер 1977 , стр. 29–34.
  49. ^ Китцингер 1977 , стр. 34–38.
  50. ^ Гаспер 2024 .
  • Перри Андерсон, Переходы от античности к феодализму , NLB, Лондон, 1974.
  • Питер Браун , Мир поздней античности: от Марка Аврелия до Мухаммеда (150–750 н.э.) , Темза и Гудзон, 1989, ISBN   0-393-95803-5
  • Питер Браун, Власть и священное: аспекты христианизации римского мира , Рутледж, 1997, ISBN   0-521-59557-6
  • Питер Браун, Возвышение западного христианского мира: триумф и разнообразие 200–1000 гг. н.э. , Блэквелл, 2003 г., ISBN   0-631-22138-7
  • Хеннинг Бёрм, Западный Рим. От Гонория до Юстиниана , 2-е изд., Kohlhammer Verlag , 2018, ISBN   978-3-17-023276-1 . ( обзор на английском языке ).
  • Аверил Кэмерон , Поздняя Римская империя: 284–430 гг. н.э. , издательство Гарвардского университета, 1993, ISBN   0-674-51194-8
  • Аверил Кэмерон, Средиземноморский мир в поздней античности, 395–700 гг. н.э. , Routledge, 2011, ISBN   0-415-01421-2
  • Аверил Кэмерон и др. (редакторы), Кембриджская древняя история , тт. 12–14, Издательство Кембриджского университета, 1997 и далее.
  • Джилиан Кларк , Поздняя античность: очень краткое введение , Oxford University Press, 2011, ISBN   978-0-19-954620-6
  • Джон Карран, Языческий город и христианская столица: Рим в четвертом веке , Clarendon Press, 2000.
  • Александр Демандт, Поздняя античность , 2-е изд., Бек, 2007 г.
  • Питер Динзельбахер и Вернер Хайнц, Европа в поздней античности , Primus, 2007.
  • Матеуш Фафински и Якоб Рименшнейдер. Монашество и город в поздней античности и раннем средневековье . Элементы позднеантичной религии 2. Кембридж: Издательство Камабриджского университета, 2023.
  • Фабио Гасти, Исторический очерк поздней латинской литературы , издательство Pavia University Press, 2013, ISBN   978-88-96764-09-1 .
  • Томас Хэгг (редактор) «ТАКИЕ дебаты: новый взгляд на мир поздней античности», в «Symbolae Osloenses» (72), 1997.
  • Под ред. Скотта Ф. Джонсона, Оксфордский справочник по поздней античности , Oxford University Press, 2012, ISBN   978-0-19-533693-1
  • Арнольд Х. М. Джонс, Поздняя Римская империя, 284–602; социальное, экономическое и административное исследование , тт. I, II, Университет Оклахомы Пресс, 1964.
  • Китцингер, Эрнст (1977). Становление византийского искусства: основные направления стилистического развития средиземноморского искусства III–VII веков . Фабер и Фабер . ISBN  0-571-11154-8 .
  • Бертран Лансон , Рим в поздней античности: 313–604 гг. н. э. , Routledge, 2001.
  • Ноэль Ленски (редактор), Кембриджский спутник эпохи Константина , Cambridge University Press, 2006.
  • Сэмюэл Н.К. Лье и Доминик Монтсеррат (ред.), От Константина до Юлиана: языческие и византийские взгляды, История источников , Routledge, 1996.
  • Йозеф Лёссль и Николас Дж. Бейкер-Брайан (ред.), Спутник религии в поздней античности , Уайли Блэквелл, 2018.
  • Майкл Маас (редактор), Кембриджский спутник эпохи Юстиниана , Cambridge University Press, 2005.
  • Майкл Маас (редактор), Кембриджский спутник эпохи Аттилы , Cambridge University Press, 2015.
  • Роберт Маркус, Конец древнего христианства , издательство Кембриджского университета, 1990.
  • Рамзи МакМаллен , Христианизация Римской империи в 100–400 гг. н. э. , Издательство Йельского университета, 1984.
  • Стивен Митчелл, История Поздней Римской империи. CE 284–641 , 2-е изд., Блэквелл, 2015 г.
  • Майкл Ростовцев (преподобный П. Фрейзер), Социальная и экономическая история Римской империи , Oxford University Press, 1979.
  • Йоханнес Винанд (редактор), Оспариваемая монархия. Интеграция Римской империи в четвертом веке нашей эры , Oxford University Press, 2015.
  • Гаспер, Джайлз (2024). «О шести днях творения: Шестимерная традиция». В Горонции, Джейсон (ред.). Справочник T&T Clark по доктрине творения . Издательство Блумсбери. стр. 176–190.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ffb7209b390a3d8f386670a97ccc7402__1722169320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/02/ffb7209b390a3d8f386670a97ccc7402.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Late antiquity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)