Jump to content

Свободомыслие

(Перенаправлено с «Свободомыслящие» )
Деталь надгробия вольнодумца, конец XIX века (Кладбище Кульера, Испания)

Свободомыслие (иногда пишется как свободная мысль ) — это неортодоксальная позиция или убеждение. [1]

Вольнодумец убеждения считает, что не должны формироваться на основе авторитета , традиции , откровения или догмы . [2] вместо этого его следует достигать другими методами, такими как логика , разум и эмпирическое наблюдение . [ нужна ссылка ] Согласно словарю английского языка Коллинза , вольнодумец — это «тот, кто психически свободен от общепринятых уз традиций или догм и мыслит независимо». В частности, в некоторых современных мыслях свобода мысли тесно связана с отказом от традиционных социальных или религиозных систем убеждений. [3] [2] [4] Когнитивное . применение свободы мысли известно как «свободомыслие», а практикующие свободу мысли известны как «вольнодумцы» [2] Современные вольнодумцы считают свободу мысли естественной свободой от всех негативных и иллюзорных мыслей, приобретенных от общества. [5]

Этот термин впервые вошел в употребление в 17 веке для обозначения людей, которые исследовали основы традиционных верований, которые часто принимались безоговорочно. Сегодня свободомыслие наиболее тесно связано с агностицизмом , деизмом , секуляризмом , гуманизмом , антиклерикализмом и религиозной критикой . [6] Оксфордский словарь английского языка определяет свободомыслие как «свободное проявление разума в вопросах религиозных убеждений, не ограниченное уважением к авторитетам; принятие принципов вольнодумца». Свободомыслящие считают, что знание должно быть основано на фактах, научных исследованиях и логике. Скептическое применение науки подразумевает свободу от интеллектуально ограничивающих эффектов предвзятости подтверждения , когнитивной предвзятости , общепринятой мудрости , популярной культуры , городских мифов , предрассудков или сектантства . [7]

Определение

[ редактировать ]

Автор-атеист Адам Ли определяет свободу мысли как мышление, независимое от откровения, традиций, устоявшихся убеждений и авторитетов . [8] и считает его «более широким зонтиком», чем атеизм, «который охватывает радугу неортодоксальности, религиозного инакомыслия, скептицизма и нетрадиционного мышления». [9] [10]

Основное резюмирующее эссе «Этика веры британского математика и философа XIX века Уильяма Кингдона Клиффорда » звучит так: «Всегда, везде и для кого-либо неправильно верить во что-либо при недостаточных доказательствах». [11] Эссе стало сплоченным кличем вольнодумцев, когда оно было опубликовано в 1870-х годах, и было описано как момент, когда вольнодумцы заняли высокие моральные позиции. [12] Клиффорд сам был организатором собраний свободной мысли, движущей силой Конгресса либеральных мыслителей, состоявшегося в 1878 году.

Что касается религии , вольнодумцы обычно считают, что доказательств существования сверхъестественных явлений недостаточно. [13] По данным Фонда свободы от религии , «никто не может быть вольнодумцем, кто требует соответствия Библии, вероисповеданию или мессии . Для вольнодумца откровение и вера недействительны, а ортодоксия не является гарантией истины». и «Свободомыслящие убеждены, что религиозные утверждения не выдержали испытаний разума. Верой в неправду не только ничего не добьешься, но и можно потерять все, если принесем незаменимый инструмент разума на алтарь суеверий. Большинство вольнодумцы считают религию не только ложной, но и вредной». [14]

Бюст Бертрана Рассела в Лондоне.

Однако философ Бертран Рассел написал следующее в своем эссе 1944 года «Ценность свободной мысли» : [15]

Свободомыслящим делают не его убеждения, а то, как он их придерживается. Если он придерживается их потому, что старшие говорили ему, что они истинны, когда он был молод, или если он придерживается их потому, что в противном случае он будет несчастен, его мысль несвободна; но если он придерживается их потому, что после тщательного размышления он находит баланс доказательств в их пользу, тогда его мысль свободна, какими бы странными ни казались его выводы.

По мнению Рассела, вольнодумец не обязательно является атеистом или агностиком, если он или она удовлетворяет этому определению:

Человек, свободный в любом отношении, свободен и от чего-то; от чего свободен мыслитель? Чтобы быть достойным этого имени, он должен быть свободен от двух вещей: силы традиции и тирании собственных страстей. Никто не свободен полностью ни от того, ни от другого, но по мере эмансипации человека он заслуживает называться свободомыслящим.

Фред Эдвордс , бывший исполнительный директор Американской гуманистической ассоциации , предполагает, что по определению Рассела либеральные религиозные деятели , бросающие вызов устоявшимся ортодоксальным взглядам, могут считаться вольнодумцами. [16]

С другой стороны, по мнению Бертрана Рассела , атеисты и/или агностики не обязательно являются вольнодумцами. В качестве примера он приводит Сталина , которого сравнивает с « папой »:

меня интересует доктрина современной Коммунистической партии и российского правительства, которому она предана. Согласно этой доктрине, мир развивается по линии Плана, называемого «Диалектический Материализм» , впервые открытого Карлом Марксом , воплощенного в практике великого государства Лениным , а теперь изо дня в день разъясняемого Церковью, в которой Сталин является Папа. […] Свободное обсуждение должно быть предотвращено везде, где существует возможность сделать это; […] Если эта доктрина и эта организация восторжествуют, свободное исследование станет таким же невозможным, как это было в средние века, и мир снова погрузится в фанатизм и мракобесие.

В 18 и 19 веках многие мыслители, считавшиеся вольнодумцами, были деистами , утверждая, что природу Бога можно познать только путем изучения природы, а не из религиозного откровения. В 18 веке «деизм» был таким же «грязным словом», как и «атеизм», и их христианские оппоненты часто клеймили деистов либо как атеистов, либо, по крайней мере, как вольнодумцев. [17] [18] Деисты сегодня считают себя вольнодумцами, но сейчас, возможно, менее заметны в движении за свободу мысли, чем атеисты.

Характеристики

[ редактировать ]

Среди вольнодумцев, чтобы идея считалась истинной, она должна быть проверяемой, проверяемой и логичной. Многие вольнодумцы склонны быть гуманистами , которые основывают мораль на человеческих потребностях и находят смысл в человеческом сострадании , социальном прогрессе , искусстве, личном счастье, любви и развитии знаний . Как правило, вольнодумцы любят думать самостоятельно, склонны к скептицизму, уважают критическое мышление и разум, остаются открытыми для новых концепций и иногда гордятся своей индивидуальностью . Они будут определять истину для себя – на основе полученных знаний, полученных ответов, полученного опыта и достигнутого таким образом баланса. Свободомыслящие отвергают конформизм ради конформизма, посредством чего они создают свои собственные убеждения, рассматривая то, как устроен мир вокруг них, и обладают интеллектуальной честностью и смелостью мыслить за пределами принятых норм , что может привести или не привести их к вере в некоторые более высокая мощность . [19]

Панси – символ свободомыслия.

Анютины глазки служат давним и непреходящим символом свободной мысли; литература Американского светского союза начала использовать его в конце 1800-х годов. Причина, по которой анютины глазки являются символом свободной мысли, кроется как в названии цветка, так и в его внешнем виде. Свое название анютины глазки получили от французского слова pensée , что означает «мысль». Предположительно, он получил это название потому, что некоторые считают, что цветок имеет сходство с человеческим лицом, а в середине-конце лета он кивает вперед, как будто глубоко задумавшись. [20] В 1880-х годах, следуя примерам вольнодумцев во Франции, Бельгии, Испании и Швеции, он был предложен в Соединенных Штатах как «символ религиозной свободы и свободы совести». [21]

Домодернистское движение

[ редактировать ]

Критическая мысль процветала в эллинистическом Средиземноморье, в хранилищах знаний и мудрости в Ирландии и в иранских цивилизациях (например, в эпоху Хайяма (1048–1131) и его неортодоксальных суфийских Рубаят стихов ). Более поздние общества добились успехов в свободе мысли, такие как китайцы (обратите внимание, например, на возрождение мореплавания династии Южная Сун 1127–1279 гг.), [22] от еретиков -мыслителей эзотерической алхимии и астрологии до эпохи Возрождения и протестантской Реформации , пионером которой стал Мартин Лютер . [23] [24]

Французский врач и писатель Рабле прославлял «раблезианскую» свободу, а также хорошие пиршества и питье (выражение и символ свободы разума) вопреки лицемерию конформистской ортодоксальности в своем утопическом Телемском аббатстве (от θέλημα: свободная «воля» ), устройство которого было «Делай, что хочешь» :

Так же и Гаргантюа установил его. Во всех их правилах и строжайших предписаниях их ордена необходимо было соблюдать только один пункт: делай, что хочешь; потому что свободные люди... поступают добродетельно и избегают порока. Они называют это честью.

Когда герой Рабле Пантагрюэль отправляется к «Оракулу Див(ин)е Бутылки», он усваивает урок жизни в одном простом слове: «Тринч!» , Напиток! Наслаждайтесь простой жизнью, учитесь мудрости и знаниям, будучи свободным человеком. Гаргантюа Помимо каламбуров, иронии и сатиры, пролог- метафора инструктирует читателя «сломать кость и высосать наполненный веществом костный мозг» (« la substantifique moëlle »), ядро ​​мудрости.

Современные движения

[ редактировать ]

1600 год считается знаковым в эпоху современной свободной мысли. год казни в Италии Джордано Бруно , бывшего монаха -доминиканца инквизицией Это был . [25] [26] [27]

Австралия

[ редактировать ]

До Второй мировой войны в Австралии был высокий уровень протестантизма и католицизма. Послевоенная Австралия стала высоко секуляризованной страной. Дональд Хорн , один из известных общественных интеллектуалов Австралии , считал, что рост благосостояния в послевоенной Австралии повлиял на снижение посещаемости церкви и общее отсутствие интереса к религии. «Церкви больше не имеют большого значения для большинства австралийцев. Если и существует счастливая вечная жизнь, то она доступна каждому... Для многих австралийцев удовольствия этой жизни достаточно удовлетворяют, и религия не предлагает ничего особенного», - сказал Хорн в своей эпохальной работе. Счастливая страна (1964). [28]

Université Libre de Brussels и Vrije Universiteit Brussel вместе с двумя кружками свободных исследований (голландским и франкоязычным) защищают свободу критической мысли, светской философии и этики , отвергая при этом аргументы авторитетов .

В 1873 году горстка секуляристов основала самую раннюю известную светскую организацию в английской Канаде — Ассоциацию свободомыслия Торонто. Реорганизованная в 1877 году и снова в 1881 году, когда она была переименована в Светское общество Торонто, группа сформировала ядро ​​Канадского светского союза, созданного в 1884 году для объединения вольнодумцев со всей страны. [29]

Значительное число первых членов, по-видимому, принадлежало к образованной рабочей «аристократии», включая Альфреда Ф. Джури, Дж. Ика Эванса и Дж. И. Ливингстона, которые все были ведущими профсоюзными активистами и секуляристами. Второй президент ассоциации Торонто, Т. Филлипс Томпсон , стал центральной фигурой в рабочем движении и движении социальных реформ в городе в 1880-х и 1890-х годах и, возможно, выдающимся трудовым интеллектуалом Канады конца девятнадцатого века. К началу 1880-х годов разрозненные организации свободомыслия действовали по всему южному Онтарио и некоторым частям Квебека , получая поддержку как в городах, так и в сельской местности.

Главным органом движения за свободу мысли в Канаде была «Секулярная мысль» (Торонто, 1887–1911). Основанный и редактируемый в течение первых нескольких лет английским вольнодумцем Чарльзом Уоттсом (1835–1906), он перешел под редакцию типографа и издателя из Торонто Джеймса Спенсера Эллиса в 1891 году, когда Уоттс вернулся в Англию. В 1968 году была создана Гуманистическая ассоциация Канады (HAC), которая стала объединяющей группой гуманистов, атеистов и вольнодумцев, а также отстаивала вопросы социальной справедливости и противодействовала религиозному влиянию на государственную политику, особенно в борьбе за то, чтобы сделать доступ к абортам бесплатным. и законно в Канаде.

Посвящение погибшим свободомыслия , 1881 год.

Во Франции эта концепция впервые появилась в публикации в 1765 году, когда Дени Дидро , Жан ле Рон д'Аламбер и Вольтер включили статью о свободе мысли в свою энциклопедию . [30] Концепция свободы мысли распространилась настолько широко, что даже в таких отдаленных местах, как Йотунхеймен в Норвегии жили такие известные вольнодумцы, как Йо Йенде . , к 19 веку [31]

Франсуа-Жан Лефевр де ла Барр (1745–1766) был молодым французским дворянином, известным тем, что его пытали и обезглавили, прежде чем его тело было сожжено на костре Вольтера вместе с Философским словарем . Часто говорят, что Ла Барра казнили за то, что он не приветствовал римско-католическую религиозную процессию, но элементы дела были гораздо более сложными. [32]

Во Франции Лефевр де ла Барр широко считается символом жертв христианской религиозной нетерпимости ; Ла Барра вместе с Жаном Каласом и Пьером-Полем Сирвеном защищал Вольтер. Вторая статуя, заменяющая де ла Барра, стоит рядом с базиликой Святого Сердца Иисуса в Париже на вершине холма Монмартр (который сам назван в честь Храма Марса ), самой высокой точки Парижа и улицы 18-го округа Парижа недалеко от Сакре. -Кёр также назван в честь Лефевра де ла Барра.

В XIX веке появилось особое понятие Libre-Pensée («свободная мысль»), писатель Виктор Гюго одним из его основных ранних сторонников стал . Французские вольнодумцы ( Libre-Penseurs ) связывают свободу мысли, политический антиклерикализм и социалистические взгляды. Основной организацией, сохраняющей эту традицию по сей день, является Национальная федерация свободных мыслей , созданная в 1890 году.

Германия

[ редактировать ]
Jugendweihe — немецкая церемония совершеннолетия. Фотография начала 20 века.

В Германии в период 1815–1848 и до Мартовской революции усилилось сопротивление граждан против догматов церкви. В 1844 году под влиянием Йоханнеса Ронге и Роберта Блюма выросла вера в права человека, толерантность среди людей и гуманизм , и к 1859 году они учредили Bund Freireligiöser Gemeinden Deutschlands (буквально Союз свободных религиозных общин Германии ), объединение людей, которые считают себя религиозными, но не придерживаются какой-либо установленной и узаконенной церкви или священнического культа. Этот союз существует и сегодня и входит в качестве члена в головную организацию свободных гуманистов. В 1881 году во Франкфурте-на-Майне Людвиг Бюхнер основал Deutscher Freidenkerbund ( Союз немецких вольнодумцев ) как первую немецкую организацию атеистов и агностиков. В 1892 году Freidenker-Gesellschaft , а в 1906 году — Deutscher Monistenbund . были образованы [33]

Свободомыслящие организации разработали « Jugendweihe » (буквально «посвящение молодежи »), светскую церемонию « конфирмации » и атеистические погребальные обряды. [33] [34] Союз вольнодумцев за кремацию был основан в 1905 году, а Центральный союз вольнодумцев немецкого пролетариата - в 1908 году. Эти две группы объединились в 1927 году, став в 1930 году Немецкой ассоциацией свободомыслия. [35]

все больше «буржуазных» организаций пришли в упадок После Первой мировой войны , а «пролетарские» свободомыслящие группы стали разрастаться, превращаясь в организации социалистических партий. [33] [36] Европейские социалистические группы свободомыслия сформировали Интернационал пролетарских вольнодумцев (ИПФ) в 1925 году. [37] Активисты агитировали за выход немцев из своей церкви и за секуляризацию начальных школ; между 1919–1921 и 1930–1932 годами более 2,5 млн немцев, по большей части сторонники социал-демократических и коммунистических партий, отказались от членства в церкви. [38] Конфликт развился между радикальными силами, включая Советский Союз воинствующих безбожников и социал-демократическими силами в Западной Европе во главе с Теодором Хартвигом и Максом Сиверсом . [37] В 1930 году советские и союзные делегации после забастовки взяли на себя управление ИПФ и исключили из него бывших лидеров. [37] После прихода Гитлера к власти в 1933 году большинство организаций свободомыслия были запрещены, хотя к некоторым правым группам, которые работали с так называемыми Völkische Bünde (буквально «этническими» объединениями нацисты терпимо относились с националистической, ксенофобской и очень часто расистской идеологией). до середины 1930-х годов. [33] [36]

Ирландия

[ редактировать ]

В XIX веке общепринятое мнение было шокировано Джорджем Энсором (1769–1843). [39] [40] В его «Обзоре чудес, пророчеств и тайн Ветхого и Нового Заветов » (1835 г.) утверждается, что религия откровения и ее богословы не только не являются источником нравственного учения, но и рассматривают вопросы морали как «второстепенные» — как «мирские». и чисто философская» тема. [41]

Нидерланды

[ редактировать ]
Голландский журнал De Vdenker (Свободомыслящий), 2015.

В Нидерландах свободная мысль существовала в организованной форме с момента основания организации De Dageraad (теперь известной как De Vrije Gedachte ) в 1856 году. Среди наиболее известных ее подписчиков в XIX веке были Йоханнес ван Влотен , Мультатули , Адриан Герхард и Домела Ньювенхейс .

В 2009 году Франс ван Донген основал Атеистически-Секулярную партию, которая придерживается весьма ограничительного взгляда на религию и публичное религиозное выражение.

С XIX века свободомыслие в Нидерландах стало более известным как политическое явление, по крайней мере, благодаря трем течениям: либеральному свободомыслию, консервативному свободомыслию и классическому свободомыслию. Другими словами, партии, которые идентифицируют себя как свободомыслящие, склонны отдавать предпочтение недоктринальным, рациональным подходам к предпочитаемым ими идеологиям и возникли как светская альтернатива как клерикально ориентированным партиям, так и партиям, ориентированным на профсоюзов. Общими темами среди свободомыслящих политических партий являются «свобода», «свобода» и « индивидуализм ».

Швейцария

[ редактировать ]

С введением кантональных церковных налогов в 1870-х годах антиклерикалы начали самоорганизовываться. был основан «клуб вольнодумцев» Около 1870 года в Цюрихе . Во время дебатов по церковному закону Цюриха в 1883 году профессор Фридрих Саломон Фёгелин и член городского совета Кунц предложили разделить церковь и государство . [42]

В последние годы Османской империи голос свободной мысли был услышан благодаря работам таких выдающихся людей, как Ахмет Риза , Тевфик Фикрет , Абдулла Джевдет , Кылычзаде Хакки и Джелал Нури Илери . Эти интеллектуалы повлияли на ранний период Турецкой Республики . Мустафа Кемаль Ататюрк фельдмаршал , революционный государственный деятель, писатель и основатель светского с 1923 года до своей смерти в 1938 году – турецкого национального государства , занимавший пост его первого президента был практиком их идей. Он провел множество реформ , которые модернизировали страну. Источники отмечают, что Ататюрк был религиозным скептиком и вольнодумцем. Он был недоктринерским деистом. [43] [44] или атеист , [45] [46] [47] который был антирелигиозным и антиисламским в целом. [48] [49] По словам Ататюрка, турецкий народ не знает, что такое ислам на самом деле, и не читает Коран . На людей влияют арабские предложения, которые они не понимают, и из-за своих обычаев они ходят в мечети. Когда турки прочитают Коран и подумают об этом, они выйдут из ислама. [50] Ататюрк описал ислам как религию арабов в своей работе под названием Vatandaş için Medeni Bilgiler, руководствуясь своими критическими и националистическими взглядами. [51]

Ассоциация атеизма ( Ateizm Derneği ), первая официальная атеистическая организация на Ближнем Востоке и Кавказе, была основана в 2014 году. [52] Он служит поддержке нерелигиозных людей и вольнодумцев в Турции, подвергающихся дискриминации по признаку своих взглядов. В 2018 году в некоторых СМИ сообщалось, что «Атеизм Дернеги» закроется из-за давления на ее членов и нападок со стороны проправительственных СМИ, однако сама ассоциация дала разъяснение, что это не так и что она по-прежнему активна. . [53]

Великобритания

[ редактировать ]

Термин «вольнодумец» появился в конце 17-го века в Англии для обозначения тех, кто выступал против института церкви и буквальной веры в Библию . Убеждения этих людей были основаны на идее, что люди могут понять мир, рассматривая природу. Такие позиции были впервые официально задокументированы в 1697 году Уильямом Молинье в широко разрекламированном письме Джону Локку , а более широко — в 1713 году, когда Энтони Коллинз написал свой «Рассуждение о свободомыслии», получивший значительную популярность. Это эссе нападает на духовенство всех церквей и является призывом к деизму .

Журнал Freethinker впервые вышел в Великобритании в 1881 году; он продолжал печататься до 2014 года и до сих пор существует как интернет-издание.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Обложка книги «Искатель истины» 1921 года с изображением Томаса Пейна и символами Просвещения.

Движение за свободу мысли впервые организовалось в Соединенных Штатах как «Ассоциация свободной прессы» в 1827 году в защиту Джорджа Хьюстона, издателя « Корреспондента» , первого журнала библейской критики в эпоху, когда осуждение за богохульство еще было возможно. Хьюстон помог основать общину оуэнитов в Хаверстроу, штат Нью-Йорк, в 1826–1827 годах. Недолговечный «Корреспондент» был заменен « Free Enquirer» , официальным органом сообщества Роберта Оуэна « Новая Гармония» в Индиане, под редакцией Роберта Дейла Оуэна и Фанни Райт между 1828 и 1832 годами в Нью-Йорке. В это время Роберт Дейл Оуэн стремился привнести философский скептицизм движения «Свободная мысль» в Рабочую партию Нью-Йорка. The Free Enquirer Ежегодные гражданские празднования дня рождения Пейна, проводимые после 1825 года, наконец, объединились в 1836 году в первую национальную организацию вольнодумцев, «Моральное и философское общество Соединенных Штатов для всеобщего распространения полезных знаний». Он был основан 1 августа 1836 года на национальном съезде в лицее Саратога-Спрингс Исааком С. Смитом из Буффало , штат Нью-Йорк, в качестве президента. Смит также был кандидатом от Партии равных прав на пост губернатора Нью-Йорка в 1836 году, а также был кандидатом от Рабочей партии на пост лейтенанта-губернатора Нью-Йорка в 1830 году. Моральное и философское общество опубликовало «Маяк » под редакцией Гилберта Вейла. [54]

Собрание сочинений Роберта Г. Ингерсолла [55] .

Под влиянием революций 1848 года в немецких государствах XIX век стал свидетелем иммиграции немецких вольнодумцев и антиклерикалистов в Соединенные Штаты (см. «Сорок восемь» ). В Соединённых Штатах надеялись, что смогут жить по своим принципам, без вмешательства правительства и церковных властей. [56]

Уотсон Хестон , «Два пути» , 1896.

Многие вольнодумцы поселились в оплотах немецких иммигрантов, включая Сент-Луис , Индианаполис , Висконсин и Техас , где они основали город Комфорт , штат Техас, а также другие. [56]

Эти группы немецких вольнодумцев называли свои организации Freie Gemeinden , или «свободные общины». [56] Первое Свободное сообщество было основано в Сент-Луисе в 1850 году. [57] Другие последовали в Пенсильвании, Калифорнии, Вашингтоне, Нью-Йорке, Иллинойсе, Висконсине, Техасе и других штатах. [56] [57]

Свободомыслящие, как правило, были либералами, поддерживая такие идеалы, как расовое, социальное и половое равенство, а также отмену рабства. [56]

« Золотой век свободомыслия » в США наступил в конце 1800-х годов. Доминирующей организацией была Национальная либеральная лига , образованная в 1876 году в Филадельфии. Эта группа преобразовалась в 1885 году в Американский светский союз под руководством выдающегося оратора-агностика Роберта Г. Ингерсолла . После смерти Ингерсолла в 1899 году организация пришла в упадок, отчасти из-за отсутствия эффективного руководства . [58]

Свободомыслие в Соединенных Штатах пришло в упадок в начале двадцатого века. К началу двадцатого века большинство общин свободомыслия распались или присоединились к другим основным церквям. Самой продолжительной непрерывно действующей общиной свободомыслия в Америке является Свободная конгрегация округа Саук, штат Висконсин, которая была основана в 1852 году и действует по состоянию на 2020 год. . В 1955 году он присоединился к Американской унитарной ассоциации (ныне Унитарная универсалистская ассоциация ). [59] Д.М. Беннетт был основателем и издателем «Искателя истины» в 1873 году, радикального американского периодического издания, посвященного свободе мысли и реформам.

Поселения немецких вольнодумцев располагались в:

Анархизм

[ редактировать ]
Традиция США
[ редактировать ]

Свободомыслие повлияло на развитие анархизма в США . [62] В США, [ когда? ]

«Свободная мысль была по своей сути антихристианским , антиклерикальным движением, цель которого заключалась в том, чтобы сделать человека политически и духовно свободным решать для себя религиозные вопросы. Ряд авторов « Свободы» были видными фигурами как в области свободы мысли, так и в анархизме. Американский анархист-индивидуалист Джордж Макдональд [(1857–1944)] был соредактором журнала «Свободомыслие» , а какое-то время «Искатель истины» Э.К. Уокер был соредактором журнала о свободомыслии и свободной любви «Люцифер, Светоносец» . " [63]

«Многие анархисты были ярыми вольнодумцами; перепечатки из газет о свободе мысли, таких как «Люцифер», «Светоносец» , «Свободомыслие» и «Искатель истины» появились в «Свободе» ... Церковь рассматривалась как общий союзник государства и как репрессивная сила. само по себе». [63]

Европейская традиция
[ редактировать ]
Бюллетень современной школы , 1905 год, под редакцией Франсиско Феррера.

В Европе аналогичное развитие произошло во французских и испанских индивидуалистических анархистских кругах:

«Антиклерикализм, как и в остальном либертарианском движении, является еще одним из частых элементов, которые приобретут актуальность в связи с тем, насколько (Французская) республика начнет конфликтовать с церковью... Антиклерикальный дискурс, часто призываемый французским индивидуалистом Андре Лоруло [(1885–1963)], окажет свое влияние в Estudios (испанское индивидуалистическое анархическое издание). Будет нападка на институционализированную религию из-за ответственности, которую она несла в прошлом за негативные события. , за его иррациональность, которая делает его контрапунктом философского и научного прогресса. Будет критика прозелитизма и идеологических манипуляций, которые случаются как с верующими, так и с агностиками». [64]

Эти тенденции продолжились во французском индивидуалистическом анархизме в творчестве и активизме Шарля-Огюста Бонтана (1893–1981) и других. В испанских индивидуалистических анархистских журналах Ética и Iniciales.

«Существует сильный интерес к публикации научных новостей, обычно связанный с определенной атеистической и антитеистической одержимостью, философией, которая также будет способствовать указанию на несовместимость между наукой и религией, верой и разумом. Таким образом, будет много разговоров о теориях Чарльза Дарвина или об отрицании существования души » . [65]

В 1901 году каталонский анархист и вольнодумец Франческ Феррер-и-Гуардиа основал «современные» или прогрессивные школы в Барселоне вопреки образовательной системе, контролируемой католической церковью . [66] Заявленная цель школ заключалась в том, чтобы « обучить рабочий класс в рациональной, светской и непринужденной обстановке». Будучи ярым антиклерикалом, Феррер верил в «свободу образования», образование, свободное от власти церкви и государства. [67] [ не удалось пройти проверку ] Идеи Феррера в целом послужили источником вдохновения для создания ряда современных школ в Соединенных Штатах. [66] Куба , Южная Америка и Лондон . Первый из них начался в Нью-Йорке в 1911 году. Феррер также вдохновил итальянскую газету Università popolare , основанную в 1901 году. [66]

Свободомыслие в масонстве

[ редактировать ]

Масонство сыграло важную роль в распространении движения свободомыслия. масонские ложи в Европе 18 века служили площадками для просветительского мышления и обсуждения новых идей, помогая распространять философию свободомыслия. Неформальный, секретный характер лож позволял интеллектуалам и элитам собираться и обсуждать радикальные темы вдали от внимания церкви и государства. [68]

Масонство привлекло множество вольнодумцев и стало центром движения в эпоху Просвещения из-за его акцента на инклюзивном членстве, логике , рационализме и религиозной терпимости . [69] Происхождение масонства из гильдий каменщиков означало, что его символика и ритуалы основывались на концепциях Тривиума и Квадривиума , они включают в себя мастерство грамматики , риторики , логики, а затем мастерство арифметики , геометрии , музыки и астрономии , а также других искусств, таких как механические искусства. , отражая идеалы Просвещения с целью сделать своих членов хозяевами своих мыслей и мнений, тем самым сделав их вольнодумцами. [70] Это отличало масонство от других братских орденов, ориентированных на рыцарство или христианскую мораль. [69]

Рационализм и наука

[ редактировать ]
Вольтер

Из-за того, что масонство использует обширные символы и аллегории, связанные с математикой, геометрией и архитектурой, передающие важность разума и науки, [70] а центральный масонский символ компаса и квадрата олицетворял логику и строгость. [71] а также ссылки на «Великого Архитектора Вселенной», эти концепции были интерпретированы вольнодумцами эпохи Просвещения как деистический научный творец.

Влиятельные ранние спекулятивные масонские сочинения Джеймса Андерсона и Жана-Теофила Дезагулье часто цитировали Исаака Ньютона и продвигали ньютоновские научные идеи. [71] Дезагулье был близким другом и учеником Ньютона, в дальнейшем распространяя теории Ньютона в ложах. [71] Учебники и лекции по геометрии были обычным явлением в первых ложах, что соответствовало интересу Просвещения к математике и естественным наукам. [70]

Многоуровневая система ритуалов инициации масонства аллегорически использовала инструменты, этапы и концепции архитектуры и механики, чтобы символизировать просвещение и самосовершенствование посредством образования и разума. [70] Это перекликалось с верой вольнодумцев в совершенствование общества посредством распространения знаний.

Религиозная толерантность

[ редактировать ]
​​статуя Джордано Бруно . В 1889 году на месте его казни вольнодумцами из нескольких стран была установлена

В отличие от большинства современных братских орденов, масонство не требовало от своих членов следования определенному религиозному вероучению. [69] Эта открытость позволила людям разных вероисповеданий, в том числе вольнодумцам и деистам, присоединиться к местным ложам по всей Европе и Америке в эпоху Просвещения. Используя религиозные образы и темы, масонство намеренно избегало догматических споров и сосредоточивало свои моральные уроки на общих ценностях добродетели, милосердия и праведности. [69]

Эта религиозная терпимость привлекала мыслителей эпохи Просвещения, таких как Вольтер , который рассматривал организованную религию как поддержку репрессивных традиционных монархов и препятствование свободе мысли. [72] Бенджамин Франклин в своих трудах восхвалял масонские принципы «щедрости, терпимости и единства в главном, оставляя каждому брату свое мнение по второстепенным вопросам». [73]

Политический либерализм

[ редактировать ]

Многие вольнодумцы эпохи Просвещения воспринимали устоявшуюся религию как поддержку традиционных монархий и угнетение свободы мысли. [72] Следовательно, секретность и иерархическая инициативная структура масонства встревожили некоторые авторитарные государства, опасавшиеся, что это может поощрять либеральные революционные идеи. [71]

Однако большинство масонских лож в основном стремились продвигать мораль, коммуникабельность и филантропию, а не радикальную политику. [69] Ценности свободомыслия, свободы, равенства и противостояния тирании также прославлялись в масонских ритуалах и сочинениях. [70] Этот интеллектуальный дух, вероятно, способствовал тому, что многие масоны поддерживали движения за независимость и выступали в качестве отцов-основателей Соединенных Штатов. [74]

В XIX и XX веках некоторые авторитарные государства также подозревали масонство в поощрении либеральной философии свободомыслия и подавляли масонские ложи.

Стремление к мастерству

[ редактировать ]

Основная цель инициатической системы масонства — направить интеллектуальное и моральное развитие людей к мастерству и просветлению. [70] Масонские ритуалы и степени символически изображают переход от ученика к товарищу и к мастеру масону как метафору независимого обучения и самосовершенствования с целью стать самим собой Мастером, то есть полным вольнодумцем. [71]

Достижение мастерства представляется как освобождение разума человека от зависимости от авторитетов и догм , чтобы он мог автономно рассуждать и иметь обоснованное мнение. [74] Совершенствование человеческой природы посредством образования и свободы является ключевой темой. Это согласуется со взглядами вольнодумцев на самостоятельное мышление с использованием логики и эмпиризма.

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. ^ «Свободная мысль - Определение свободной мысли Мерриам-Вебстер» . Архивировано из оригинала 22 апреля 2020 года . Проверено 5 августа 2020 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Свободомыслящий - Определение вольнодумца Мерриам-Вебстер» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  3. ^ «Определение FREETHINKER в американском английском | Словарь английского языка Коллинза» .
  4. ^ «Глоссарий | Международный гуманистический и этический союз» . Архивировано из оригинала 17 января 2013 г. Проверено 3 февраля 2012 г.
  5. ^ «Безконтракты» . Архивировано из оригинала 4 августа 2012 года . Проверено 12 июня 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  6. ^ «Сага о свободомыслии и его пионерах: религиозная критика и социальная реформа» . Американская гуманистическая ассоциация . 22 декабря 2023 г. . Проверено 22 декабря 2023 г.
  7. ^ «Кто такие вольнодумцы?» . Freethinkers.com . 13 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 14 февраля 2018 г.
  8. ^ «Что такое свободомыслие?» . Дневной атеизм . 26 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г. Проверено 12 июня 2015 г.
  9. ^ Адам Ли (октябрь 2012 г.). «9 великих вольнодумцев и религиозных диссидентов в истории» . Большое Думай . Архивировано из оригинала 8 сентября 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  10. ^ Богдан, Х.; Снук, Дж., ред. (2014). «Масонство и европейское Просвещение восемнадцатого века». Справочник масонства . Брилл. стр. 321–335.
  11. ^ Клиффорд, Уильям К. «5. Этика веры». У Левина, Ноя (ред.). Философия западных религий . НГЭ Даль Пресс. стр. 18–21. Архивировано из оригинала 31 января 2022 г. Проверено 31 января 2022 г.
  12. ^ Беккер, Лоуренс и Шарлотта (2013). Энциклопедия этики (статья об «агностицизме») . Рутледж. п. 44. ИСБН  9781135350963 .
  13. ^ Гастингс, Джеймс (1 января 2003 г.). Энциклопедия религии . Кессинджер. ISBN  9780766136830 .
  14. ^ «Что такое вольнодумец? - Фонд «Свобода от религии» . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  15. ^ Рассел, Бертран (1944). Ценность свободы мысли: как стать искателем истины и разорвать цепи умственного рабства . Публикации Холдемана-Юлиуса. Архивировано из оригинала 29 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
  16. ^ «Сага о свободомыслии и его пионерах» . Американская гуманистическая ассоциация . Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  17. ^ Джеймс Э. Форс, Введение (1990) к отчету Уильяма Стивенса о росте деизма в Англии (1696).
  18. ^ Эвелинг, Фрэнсис, изд. (1908). «Деизм» . Католическая энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 октября 2012 г. Проверено 10 октября 2012 г. Деисты были теми, кого сегодня назвали бы вольнодумцами, и под этим именем их нередко называли; и их можно полностью классифицировать только по той основной позиции, которую они приняли, а именно. в согласии сбросить оковы авторитетного религиозного учения в пользу свободных и чисто рационалистических спекуляций... Деизм во всех своих проявлениях противопоставлялся нынешнему и традиционному учению богооткровенной религии.
  19. ^ «ОБЩЕЕ МЕСТО Рут Келли и Лиама Бирна» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 02 января 2019 г. Проверено 1 января 2019 г.
  20. ^ "архив.ф" . архив.ph . Архивировано из оригинала 23 мая 2012 г. Проверено 2 января 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка )
  21. ^ Энни Лори Гейлор. «Анютины глазки свободомыслия — новое открытие забытого символа свободомыслия» . www.leicestersecularsociety.org.uk . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 2 января 2023 г.
  22. ^ Теобальд, Ульрих. «Династия Сун宋, 960-1279» . www.chinaknowledge.de . Архивировано из оригинала 19 мая 2019 г. Проверено 2 января 2023 г.
  23. ^ Готлиб, М. (2021). Еврейская Реформация: перевод Библии и немецкий иудаизм среднего класса как духовное предприятие . Издательство Оксфордского университета, Инкорпорейтед. п. 4. ISBN  978-0-19-933638-8 . Архивировано из оригинала 19 января 2023 г. Проверено 19 января 2023 г.
  24. ^ Наме, ЧП (2019). Герман Коэн и кризис либерализма: очарование публичной сферы . Новая еврейская философия и мысль. Издательство Университета Индианы. п. 62. ИСБН  978-0-253-03977-4 . Архивировано из оригинала 19 января 2023 г. Проверено 19 января 2023 г.
  25. ^ Гатти, Хилари (2002). Джордано Бруно и наука эпохи Возрождения: сломанные жизни и организационная власть . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 18–19. ISBN  978-0801487859 . Проверено 21 марта 2014 г. Ибо Бруно утверждал для философа принцип свободы мысли и исследования, который подразумевал совершенно новую концепцию власти: концепцию индивидуального интеллекта в его серьезном и постоянном стремлении к автономному исследованию… Невозможно понять рассматриваемую проблему и оценить справедливо позиция, которую Бруно занял своей жизнью, не приняв во внимание вопрос свободы мысли и свободы выражения мнений. Его настойчивость в том, чтобы поставить этот вопрос в центр как своей работы, так и своей защиты, является причиной того, почему Бруно остается такой значимой фигурой современного мира. Если существует, как утверждают многие, неразрывная связь между наукой и свободой исследования, то Бруно был среди тех, кто гарантировал будущее вновь возникающих наук, а также утверждал в более широком смысле общий принцип свободы мысли и выражения.
  26. ^ Монтано, Аньелло (24 ноября 2007 г.). Антонио Гаргано (ред.). Le deposizioni davanti al трибунал инквизиции . Неаполь: Ла Читта дель Соле. п. 71. В Риме Бруно был заключен в тюрьму на семь лет и подвергнут тяжелому суду, в ходе которого подробно анализировались все его философские идеи. Бруно, который в Венеции был готов отказаться от некоторых тезисов, становился все более решительным и 21 декабря 1599 года заявил, что он «не желает раскаиваться в том, что у него слишком мало средств для покаяния, и фактически не знает, в чем каяться». Объявленный нераскаявшимся еретиком и отлученный от церкви, он был заживо сожжен на Кампо деи Фьори в Риме 17 февраля 1600 года. На костре вместе с Бруно сожжены надежды многих, в том числе философов и добросовестных ученых, таких как Галилей, который думал, что они могли совместить религиозную веру и научные исследования, будучи при этом принадлежащими к церковной организации, провозглашающей себя хранителем абсолютной истины и поддерживающей культурную воинственность, требующую постоянной приверженности и подозрительности.
  27. ^ Биркс, Джеймс (11 ноября 1997 г.). «Джордано Бруно» . Мобил Алабама Предвестник . Архивировано из оригинала 16 мая 2019 года . Проверено 28 апреля 2014 г. Для меня Бруно является величайшим мучеником как за свободомыслие, так и за критическое исследование… Критические сочинения Бруно, в которых указывалось на лицемерие и фанатизм внутри церкви, а также на его вспыльчивый характер и недисциплинированное поведение, легко сделали его жертвой религиозных и философских взглядов. нетерпимость 16 века. Бруно был отлучен от церкви католической, лютеранской и кальвинистской церквями за свои еретические убеждения. Католическая иерархия признала его виновным в неверности и многих ошибках, а также в серьезных преступлениях ереси... Бруно был сожжен на костре за свою пантеистическую позицию и космическую перспективу.
  28. ^ Баттроуз, Ларри. Спорт, грог и благочестие [ постоянная мертвая ссылка ] , Австралиец . Проверено 11 сентября 2009 г.
  29. ^ Рамзи Кук , Регенераторы: социальная критика в поздневикторианском английском языке, Канада (Торонто: University of Toronto Press, 1985), стр. 46–64.
  30. ^ «Результаты поиска в энциклопедии ARTFL» . 1751–1772. п. 472. Архивировано из оригинала 22 марта 2019 года . Проверено 12 июня 2015 г.
  31. ^ «Йендесхайм» . МЕМИМ . 2016. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
  32. ^ Григорий, Мария Ефросини (2008). Эволюционизм во французской мысли восемнадцатого века . Питер Лэнг. п. 192. ИСБН  9781433103735 .
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Бок, Хайке (2006). «Секуляризация современного образа жизни? Размышления о религиозности Европы раннего Нового времени». В Ханне Мэй (ред.). Религиозность в секуляризованном мире . VS Verlag fnr Sozialw. п. 157. ИСБН  978-3-8100-4039-8 .
  34. ^ Риз, Дагмар (2006). Растущая женщина в нацистской Германии . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. п. 160. ИСБН  978-0-472-06938-5 .
  35. ^ Рейнхальтер, Хельмут (1999). «Свободомыслящие». В Бромили Джеффри Уильям; Фальбуш, Эрвин (ред.). Энциклопедия христианства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс. ISBN  978-90-04-11695-5 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Кайзер, Йохен-Кристоф (2003). Кристель Гертнер (ред.). Атеизм и религиозное безразличие . Том Организованный атеизм. ВС Паблишинг. ISBN  978-3-8100-3639-1 .
  37. ^ Перейти обратно: а б с Перис, Дэниел (1998). Штурмуя небеса: Советский Союз воинствующих безбожников . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. стр. 110–11 . ISBN  978-0-8014-3485-3 .
  38. ^ Ламберти, Марджори (2004). Политика образования: учителя и школьная реформа в Веймарской Германии (Монографии по истории Германии) . Провиденс: Книги Бергана. п. 185. ИСБН  978-1-57181-299-5 .
  39. ^ Страчан, Джон; Джонс, Стивен Э. (01 апреля 2020 г.). Британская сатира, 1785–1840, Том 1 . Рутледж. п. 144. ИСБН  978-1-000-71299-5 . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
  40. ^ Дадди, Томас (2012). История ирландской мысли . Рутледж. стр. 118–119. ISBN  978-1-134-62352-5 . Архивировано из оригинала 27 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
  41. ^ Энсор, Джордж (1835). Обзор чудес, пророчеств и тайн Ветхого и Нового Заветов, а также морали и утешения христианской религии . Лондон: Джон Брукс. стр. 88, 91, 103. Архивировано из оригинала 11 апреля 2023 г. Проверено 30 апреля 2023 г.
  42. ^ «История фрайденкера» . Сайт ФАС (на немецком языке). Архивировано из оригинала 2 ноября 2017 года . Проверено 10 мая 2016 г.
  43. ^ Решат Касаба, «Ататюрк», Кембриджская история Турции: Том 4: Турция в современном мире , Cambridge University Press, 2008; ISBN   978-0-521-62096-3 стр. 163 ; по состоянию на 27 марта 2015 г.
  44. ^ Политический ислам в Турции Гарет Дженкинс, Пэлгрейв Макмиллан, 2008, стр. 84 ; ISBN   0230612458
  45. ^ Атеизм , серия «Краткие выводы», Джулиан Баггини, Sterling Publishing Company, Inc., 2009; ISBN   1402768826 , с. 106.
  46. ^ Исламизм: документальное и справочное руководство , Джон Калверт Джон, издательская группа Greenwood, 2008; ISBN   0313338566 , с. 19.
  47. ^ ...Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель светской Турецкой Республики. Он сказал: «У меня нет религии, и временами я желаю, чтобы все религии оказались на дне моря…» Философ-антипод: Интервью по философии в Австралии и Новой Зеландии , Грэм Оппи, Lexington Books, 2011, ISBN   0739167936 , с. 146.
  48. ^ Фил Цукерман, Джон Р. Шук, Оксфордский справочник по секуляризму, Oxford University Press, 2017, ISBN   0199988455 , с. 167.
  49. ^ Тарик Рамадан, Ислам и арабское пробуждение, Oxford University Press, 2012, ISBN   0199933731 , с. 76.
  50. ^ «Что Ататюрк думал об исламе? - Новости Турции – Радикал» . 22 июля 2017 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2017 г. Проверено 2 января 2023 г.
  51. ^

    Еще до того, как принять религию арабов, турки были великой нацией. После принятия религии арабов эта религия не привела к объединению арабов, персов и египтян с турками в единую нацию. (Эта религия) скорее ослабила национальную связь турецкой нации, притупила национальное волнение. Это было очень естественно. Потому что цель религии, основанной Мухаммедом, среди всех народов заключалась в том, чтобы подтолкнуть к включению арабской национальной политики. (Афет Инан, Медени Билгилер ве М. Кемаль Ататюрк'юн Эль Язылары, Тюрк Тарих Куруму, 1998, стр. 364.)

  52. ^ «Основана первая атеистическая ассоциация в Турции» . turkishatheist.net . 3 мая 2014 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2018 г. Проверено 2 апреля 2017 г.
  53. ^ «Ассоциации атеистов Турции угрожает враждебность и отсутствие интереса | Ахваль» . Ахваль . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 21 октября 2018 г.
  54. ^ Хьюгинс, Уолтер (1960). Джексонианская демократия и рабочий класс: исследование рабочего движения Нью-Йорка 1829–1837 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. стр. 36–48.
  55. ^ Брандт, Эрик Т. и Тимоти Ларсен (2011). «Возвращение к старому атеизму: Роберт Г. Ингерсолл и Библия». Журнал Исторического общества . 11 (2): 211–38. дои : 10.1111/j.1540-5923.2011.00330.x . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  56. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «Свободомыслящие в Висконсине» . Словарь истории Висконсина. 2008. Архивировано из оригинала 4 июля 2009 г. Проверено 27 июля 2008 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б Демерат, Нью-Джерси III и Виктор Тиссен, «О плевании против ветра: организационная нестабильность и американское безверие», Американский журнал социологии , 71: 6 (май 1966 г.), 674–87.
  58. ^ «Национальная либеральная лига» . Тропа свободомыслия . free Thought-trail.org. Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 9 марта 2014 г.
  59. ^ Перейти обратно: а б «История Свободной Конгрегации округа Саук: История «вольнодумцев»» . Свободная Конгрегация округа Саук. Апрель 2009 г. Архивировано из оригинала 26 марта 2012 г. Проверено 5 февраля 2012 г.
  60. ^ Уильям Роба; Фредрик И. Андерсон (редактор) (1982). Соединено рекой: Quad Cities . Давенпорт: Ли Энтерпрайзис. п. 73. {{cite book}}: |author2= имеет общее имя ( справка )
  61. ^ «Тёрнеры, сорок восемь и вольнодумцы» . Фонд свободы от религии. Июль 2002 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 г. Проверено 27 июля 2008 г.
  62. ^ Кениг, Бриджит Энн (2000). Американский анархизм: политика гендера, культуры и сообщества от Хеймаркета до Первой мировой войны . Том. 2. Калифорнийский университет, Беркли. п. 315 . Проверено 11 апреля 2021 г. [...] части анархистского движения в Соединенных Штатах на самом деле возникли из кругов свободной мысли [...].
  63. ^ Перейти обратно: а б «Журнал либертарианских исследований» (PDF) . Институт Мизеса . 30 июля 2014 г. Архивировано (PDF) из оригинала 11 сентября 2013 г. Проверено 12 июня 2015 г.
  64. ^ Ксавье Тен (2007). «Индивидуалистический анархизм в Испании (1923–1939)» (PDF) . п. 143. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2012 г. Получено 0 января 2023 г.
  65. ^ Ксавье Тен (2007). «Индивидуалистический анархизм в Испании (1923–1939)» (PDF) . п. 152. Архивировано из оригинала (PDF) 2 марта 2012 г. Получено 0 января 2023 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Джеффри К. Фидлер (весна – лето 1985 г.). «Движение Escuela Moderna Франсиско Феррера: «Por la Verdad y la Justicia» ». История образования ежеквартально . 25 (1/2): 103–32. дои : 10.2307/368893 . JSTOR   368893 . S2CID   147119437 .
  67. ^ «Современная школа Франсиско Феррера» . Флаг.blackened.net. Архивировано из оригинала 7 августа 2010 г. Проверено 20 сентября 2010 г.
  68. ^ Фитцпатрик, М.; Джонс, П.; Неллвольф, К.; Маккалман, И. (2004). Мир Просвещения . Рутледж.
  69. ^ Перейти обратно: а б с д и Джейкоб, Маргарет К. (1991). Жизнь в эпоху Просвещения: масонство и политика в Европе восемнадцатого века . Издательство Оксфордского университета.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Стивенсон, Дэвид (1988). Истоки масонства . Издательство Кембриджского университета. стр. 179–203.
  71. ^ Перейти обратно: а б с д и Берман, Рик (2012). Основы современного масонства . стр. 57–63.
  72. ^ Перейти обратно: а б Израиль, Джонатан (2006). Просвещение оспаривается . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–28.
  73. ^ Франклин, Бенджамин (2004). Автобиография Бенджамина Франклина . Дуврские публикации. п. 106.
  74. ^ Перейти обратно: а б Буллок, Стивен С. (2011). Революционное Братство .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e816aaffd9a6d2649bbb18c6cc5200a__1720972980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/0a/3e816aaffd9a6d2649bbb18c6cc5200a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Freethought - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)