Jump to content

Морские народы

(Перенаправлено с «Морские люди »)

Эта сцена с северной стены Мединет-Хабу часто используется для иллюстрации египетской кампании против народов моря, которая стала известна как Битва в Дельте ( ок. 1175   г. до н.э.). [1] во время правления Рамсеса III. Хотя сопровождающие иероглифы не называют врагов Египта, описывая их просто как выходцев из «северных стран», ранние ученые отметили сходство между прическами и аксессуарами, которые носили сражающиеся, и другими рельефами, на которых названы такие группы.

Народы моря группа племен, предположительно напавших на Египет и другие регионы Восточного Средиземноморья около 1200 г. до н.э. в эпоху поздней бронзы . [2] Гипотеза была впервые предложена египтологами XIX века Эммануэлем де Руже и Гастоном Масперо на основе первоисточников, таких как рельефы на заупокойном храме Рамсеса III в Мединет-Абу . Последующие исследования развили эту гипотезу, пытаясь связать эти источники с другими свидетельствами миграции, пиратства и разрушений позднего бронзового века. В то время как первоначальные версии гипотезы считали «народы моря» основной причиной краха позднего бронзового века , более поздние версии обычно рассматривают их как симптом событий, которые уже происходили до их предполагаемых нападений.

В состав «народов моря» входили хорошо известные группы, такие как лукка , а также другие, такие как вешеш, происхождение которых неизвестно. Гипотезы относительно происхождения различных групп являются источником множества спекуляций. Некоторые из них, по-видимому, были эгейскими племенами, тогда как другие, возможно, произошли из Сицилии , Сардинии , Кипра и Западной Анатолии .

История концепции

[ редактировать ]
Частичное описание иероглифического текста в Мединет-Абу на правой башне Второго пилона ( слева ) и иллюстрация заключенных, изображенных у основания Укрепленных Восточных ворот ( справа ), были впервые предоставлены Жаном-Франсуа Шампольоном после его книги 1828 года. –29 отправляется в Египет и публикуется посмертно. [3] Хотя Шампольон не давал им надписей, спустя десятилетия иероглифы с номерами от 4 до 8 (слева) были переведены как Пелесет, Тьекер, Шекелеш, Дениен и Вешеш, а иероглифы рядом с заключенными 3 и 4 (второй ряд справа) были переведены как Тьекер. и Шерден. [4]

Концепция «народов моря» была впервые предложена Эммануэлем де Руже , куратором Лувра » , в его работе 1855 года «Заметки о некоторых иероглифических текстах, недавно опубликованных г-ном Грином . [5] как интерпретация сражений Рамсеса III, описанных на Втором пилоне в Мединет-Хабу, основанная на недавних фотографиях храма, сделанных Джоном Бизли Грином . [6] [7] [8] Де Руже отметил, что «на гербах завоеванных народов Шерден и Тереш обозначены народами мер », имея в виду пленников, изображенных у подножия Укрепленных Восточных ворот. [9] В 1867 году де Руже опубликовал « Выдержки из диссертации о нападениях на Египет народов Средиземноморья в 14 веке до нашей эры» , в которой основное внимание уделялось битвам при Рамсесе II и Мернептахе и в которой были предложены переводы многих географических названий. включены в иероглифические надписи. [10] [11] Позже де Руже стал заведующим кафедрой египтологии в Коллеж де Франс , и его сменил Гастон Масперо . Масперо, опираясь на работу де Руже, опубликовал «Борьбу народов» . [12] в котором он подробно описал теорию морских миграций 1895–1896 годов для более широкой аудитории, [13] в то время, когда идея миграции населения была бы знакома широкому населению. [14]

Теория миграции была подхвачена другими учеными, такими как Эдуард Мейер , и стала общепринятой теорией среди египтологов и востоковедов. [13] Однако с начала 1990-х годов этот вопрос был поставлен под сомнение рядом ученых. [15] [2] [16] [17]

Историческое повествование основано главным образом на семи древнеегипетских источниках . [18] и хотя в этих надписях обозначение «моря» фигурирует не по отношению ко всем этим народам, [15] [17] термин «народы моря» обычно используется в современных публикациях для обозначения следующих девяти народов. [19] [20]

Первичные документальные записи

[ редактировать ]

Надписи Мединет Хабу , из которых впервые была описана концепция «народов моря», остаются первоисточником и «основой практически всех существенных дискуссий о них». [21]

Три отдельных повествования из египетских записей относятся более чем к одному из девяти народов, обнаруженных в общей сложности в шести источниках. Седьмой и самый последний источник, в котором упоминается более чем один из девяти народов, представляет собой список (ономастикон) из 610 сущностей, а не повествование. [18] Эти источники суммированы в таблице ниже.

Дата Повествование Источник(и) Народы по имени Соединение с морем
в. 1210 г. до н.э. Рамсесе II Повествование о Надписи Кадеша Каркиша , Лукка, Шерден никто
в. 1200 г. до н.э. о Мернептахе Повествование Великая Карнакская надпись Эквеш, Лукка, Шекелеш, Шерден, Тереш Эквеш (страны моря), [22] возможно также Шерден и Шеклеш [23]
Стела Атрибис Эквеш, Шекелеш, Шерден, Тереш Эквеш (страны моря) [22] [23]
в. 1150 г. до н.э. Рамсесе III Повествование о Мединет Хабу Деньен, Пелесет, Шекелеш, Шерден, Тереш, Чех, Вешеш Дениен (на своих островах), Тереш (морской), Шерден (морской) [24]
Папирус Харрис I Дениен, Пелесет, Шерден, Чеккер, Вешеш Дениен (на их островах), Вешеш (на море) [25]
Риторическая Стела Peleset, Teresh никто
в. 1100 г. до н.э. Список (без описания) Ономастикон Аменопы Деньен, Лукка, Пелесет, Шерден, Чехия никто

Повествование о Рамсесе II

[ редактировать ]
Резной рельеф из надписей Кадеша, изображающий Шасу . избиение египтянами шпионов

Возможные записи о морских народах в целом или в частности относятся к двум кампаниям Рамсеса II , воинственного фараона 19-й династии : операции в дельте или вблизи нее во втором году его правления и крупная конфронтация с Хеттской империей и союзниками в битве. Кадеша в его пятый год. Годы правления этого долгоживущего фараона точно не известны, но они, должно быть, охватывали почти всю первую половину XIII века до нашей эры. [26]

На втором году его правления нападение Шердена , или Шарданы, на дельту Нила было отбито и разбито Рамсесом, который захватил в плен некоторых пиратов. Событие записано на Стеле Таниса II. [27] Надпись Рамсеса II на стеле из Таниса , запечатлевшей набег и последующий захват рейдеров Шердена, говорит о постоянной угрозе, которую они представляли для средиземноморского побережья Египта:

неуправляемый Шерден, с которым никто никогда не умел сражаться, они смело приплыли на своих боевых кораблях из середины моря, и никто не смог им противостоять. [28]

Пленники Шердена впоследствии были включены Рамсесом в египетскую армию для службы на хеттской границе и сражались в качестве египетских солдат в битве при Кадеше. Другая стела, обычно цитируемая вместе с этой, — это « Асуанская стела были и другие стелы » (в Асуане ), в которой упоминаются операции короля по разгрому ряда народов, включая народы « Великой зелени» (египетское название Средиземноморья). ".

Битва при Кадеше стала результатом кампании против хеттов и их союзников в Леванте в пятый год правления фараона. Неминуемое столкновение египетской и хеттской империй стало очевидным для обоих, и они оба подготовили кампании против стратегической средней точки Кадеша. на следующий год. Рамсес разделил свои египетские войска, которые затем по частям попали в засаду хеттской армии и были почти разбиты. Рамсес был отделен от своих войск, и ему пришлось сражаться в одиночку, чтобы вернуться к своим войскам. Затем он организовал несколько контратак, ожидая подкрепления. Как только прибыло подкрепление с юга и востока, египтянам удалось отбросить хеттов обратно в Кадеш. Хотя это была стратегическая победа Египта, ни одной из сторон не удалось достичь своих оперативных целей. [29]

Дома Рамсес поручил своим писцам составить официальное описание, которое назвали «Бюллетенем», поскольку оно широко публиковалось в виде надписей. Десять копий сохранились сегодня в храмах в Абидосе , Карнаке , Луксоре и Абу-Симбеле с рельефами, изображающими битву. Сохранилась и « Поэма Пентавра », описывающая битву. [30]

В стихотворении повествуется, что ранее захваченные Шердены не только работали на фараона, но и составляли для него план битвы; т.е. это была их идея разделить египетские войска на четыре колонны. Нет никаких свидетельств какого-либо сотрудничества с хеттами или злого умысла с их стороны, и если Рамсес и предполагал это, он никогда не оставлял никаких записей об этом соображении. [ нужна ссылка ]

В поэме перечислены народы, пришедшие в Кадеш как союзники хеттов. Среди них есть некоторые морские народы, о которых говорится в ранее упомянутых египетских надписях, и многие народы, которые позже примут участие в великих переселениях XII века до нашей эры (см. Приложение А к битве при Кадеше ). [ нужна ссылка ]

Повествование о Мернептахе

[ редактировать ]
Стела Атрибиса (показаны все 19 строк и по 14 линий на каждой грани. Упоминание «морских пришельцев» находится на 13-й строке из 19)
Великая Карнакская надпись (строки 1-20 из 79; строка 52 включает упоминание «чужих народов моря» ( n3 ḫ3s.wt n<.t> p3 ym ): [23]
N35
Г1
N25
т Z2ss
N35
G40
М17М17Аа15
Д36
Н35АN36
N21

Главное событие правления фараона Мернептаха (1213 г. до н. э. – 1203 г. до н. э.). [31] Четвертый король 19-й династии, это была его битва при Перире в западной дельте на 5-м и 6-м годах его правления против конфедерации, называемой «Девять луков». Разграбления этой конфедерации были настолько серьезными, что этот регион был «заброшен как пастбище для скота, он остался пустынным со времен предков». [32]

Действия фараона против них засвидетельствованы в одном повествовании, найденном в трех источниках. Наиболее подробным источником, описывающим битву, является Великая Карнакская надпись ; две более короткие версии одного и того же повествования встречаются в «Стеле Атрибис» и «Каирской колонне». [33] «Каирская колонна» представляет собой часть гранитной колонны, которая сейчас находится в Каирском музее . Впервые она была опубликована Масперо в 1881 году и содержала всего два читаемых предложения: первое подтверждает дату 5-го года, а второе гласит: «Несчастный [начальник ] из Ливии вторгся с ——, будучи мужчинами и женщинами, Шекелешем (S'-k-rw-s) ——". [34] [35] «Стела Атрибис» — это гранитная стела, найденная в Атрибисе и имеющая надписи на обеих сторонах, которая, как и каирская колонна, была впервые опубликована Масперо два года спустя, в 1883 году. [36] из Стела Мернептаха Фив описывает мирное царствование, возникшее в результате победы, но не содержит никаких упоминаний о народах моря. [37]

«Девять Луков» действовали под руководством царя Ливии и связанного с ним почти одновременного восстания в Ханаане с участием Газы , Аскалона , Йеноама и израильтян . Какие именно народы постоянно входили в состав Девяти Луков, неясно, но в битве присутствовали ливийцы, некоторые соседние Мешвеши и, возможно, в следующем году произошло отдельное восстание с участием народов восточного Средиземноморья, включая кета (или хеттов), или сирийцы, и (на стеле Израиля) впервые в истории — израильтяне. Кроме них, в первых строках Карнакской надписи упоминаются некоторые морские народы, [38] которые должны были прибыть в Западную Дельту или из Кирены на корабле:

[Начало победы, которую одержал его величество в земле Ливии] -и, Эквеш , Тереш , Лукка , Шерден , Шекелеш, северяне, пришедшие со всех земель.

Позже в надписи Мернептах получает известие о нападении:

... третий сезон, говоря: «Несчастный, павший вождь Ливии Мерей , сын Деда, напал на страну Техену со своими лучниками – Шерденом, Шекелешем, Эквешем, Луккой, Терешем, Взяв лучшее из каждого воина и всех воинов своей страны, Он привел свою жену и своих детей – начальников лагеря, и достиг западной границы в полях Перире».

«Его величество разгневался их докладом, как лев», собрал свой двор и произнес воодушевляющую речь. Позже ему приснилось, что он увидел, как Птах протянул ему меч и сказал: «Возьми (его) и прогони от себя боязливое сердце». Когда лучники вышли, говорится в надписи: « Амон был с ними как щит». Через шесть часов выжившие Девять Луков бросили оружие, бросили свой багаж и иждивенцев и бросились спасаться бегством. Мернептах заявляет, что он победил вторжение, убив 6000 солдат и взяв 9000 пленных. Чтобы быть уверенным в цифрах, он, среди прочего, взял пенисы всех необрезанных мертвых врагов и руки всех обрезанных, из чего история узнает, что эквеши были обрезаны , и этот факт заставил некоторых усомниться в том, что они были греками.

Повествование о Рамсесе III

[ редактировать ]
Северо-восточная внешняя стена Мединет-Хабу: широкий обзор и крупный план рельефа правой стороны. Позади короля (за кадром) находится колесница, над которой текст описывает битву 8-го года следующим образом:

«Теперь северные страны, находившиеся на своих островах, дрожали телами своими. Они проникли в русла устьев Нила. Их ноздри перестали (функционировать, так что) их желание состоит в том, чтобы [дышать] дыханием. Его величество вырвался на них, как вихрь, сражаясь на поле битвы, как бегун. Ужас перед ним и ужас перед ним вошли в их тела; душа улетает, оружие их рассыпается в море, стрела Его пронзает того, кого он пожелал среди них, а беглец становится упавшим в воду, как разъяренный лев, нападающий на нападающего своими лапами; на его правой руке и могущественный на левой руке, как Сет[h], уничтожающий змея «Злого Характера». Это Амон-Ре, который сверг для него земли и сокрушил для него каждую землю под своими ногами; Верхний и Нижний Египет, Владыка Двух Земель: Усермаре-Мериамон». [39]

Ряд первоисточников о народах моря относятся ко времени правления Рамсеса III , который правил с 1186 по 1155 год до нашей эры. Позже сражения были записаны в двух длинных надписях из его заупокойного храма Мединет Хабу , которые физически разделены и несколько отличаются друг от друга. [40] Кампания 8-го класса — это самое задокументированное вторжение народов моря.

Тот факт, что несколько цивилизаций рухнули около 1175 г. до н.э., привел к предположению, что народы моря могли быть вовлечены в распад хеттского , микенского и Митаннского царств . Американский хиттитолог Гэри Бекман пишет на странице 23 журнала Akadica 120 (2000): [41]

Terminus ante quem разрушения Хеттской империи был признан в надписи, вырезанной в Мединет-Абу в Египте в восьмой год правления Рамсеса III (1175 г. до н. э.). Этот текст повествует о современном великом движении народов в восточном Средиземноморье, в результате которого «земли были удалены и рассеяны в битве. Ни одна земля не могла устоять перед их оружием, от Хатти , Коде , Кархемиша , Арзавы , Алашии до отрезать [то есть: отрезать]».

Комментарии Рамсеса о масштабах наступления народов моря в восточном Средиземноморье подтверждаются разрушением примерно в это время государств Хатти , Угарит , Аскалон и Хацор . Как отмечает хеттитолог Тревор Брайс : «Следует подчеркнуть, что вторжения были не просто военными операциями, но включали в себя перемещение больших групп населения по суше и по морю в поисках новых земель для заселения». [42]

Эту ситуацию подтверждают рельефы храма Мединет-Хабу Рамсеса III, на которых видно, что « воины Пелесет и Тжеккер, сражавшиеся в сухопутной битве [против Рамсеса III], сопровождаются на рельефах женщинами и детьми, нагруженными в повозках с волами». [42]

Второй пилон Мединет-Хабу: широкий обзор и крупный план левого бокового рельефа, на котором Амон с Мутом позади него протягивают меч Рамсесу III, который ведет три шеренги пленников. Текст, представленный королю, включает в себя следующее: «Ты вложил великий ужас передо мной в сердца их вождей; их к своей ка, о мой августейший отец, – – – – – Приди, чтобы [взять] их, будучи: Пелесет (Pw-r'-s'-t), Дениен (D'-yn-yw-n'). ), Шекелеш (S'-k-rw-s) Твоя сила была передо мной, свергая их семя, – твоя мощь, о владыка богов». [43] На правой стороне Пилона находится «Великая Надпись на Втором Пилоне», которая включает в себя следующий текст: «Иностранные страны устроили заговор на своих островах, Внезапно земли были удалены и рассеяны в схватке. Нет земля могла устоять перед их оружием: от Хатти , Коде , Кархемиша , Арзавы и Алашии был разбит лагерь , будучи отрезанными [то есть разрушенными] в одно время. В Амурру . Они опустошили его народ, и его земля была подобна той, что была. Они двинулись вперед к Египту , пока перед ними было приготовлено пламя. Их союзом были Пелесет , Текер , Шекелеш, Дениен и Вешеш, объединенные земли. Они возложили свои руки на землю до самого круга. земли, их сердца уверены и доверчивы: «Наши планы увенчаются успехом » ! [44]

Надписи Рамсеса III в Мединет-Абу фиксируют три победоносные кампании против народов моря, которые считаются подлинными, в 5, 8 и 12 годах, а также три, считающиеся ложными, против нубийцев и ливийцев в 5 году и ливийцев с азиатами. в 11 классе. В 8 классе некоторые хетты сотрудничали с народами моря. [45]

Внутренняя западная стена второго двора описывает вторжение 5-го года. Упоминаются только Пелесет и Тьекер, но список теряется из-за пробелов . Атака была двусторонней: с моря и с суши. То есть «народы моря» разделили свои силы. Рамсес ждал в устье Нила и поймал там вражеский флот. Сухопутные войска были разгромлены отдельно. [ нужна ссылка ]

В восьмом классе «народы моря» снова атаковали с тем же результатом. Кампания более подробно записана на внутренней северо-западной панели первого двора. Возможно, но не принято считать, что даты относятся только к надписям и обе относятся к одной и той же кампании. [ нужна ссылка ]

В 8-м году Рамсеса Девять Луков появляются как «заговор на своих островах». На этот раз они, несомненно, идентифицируются как «народы моря»: пелесет, тьекер, шекелеш, дэньен и вешеш, которые в надписи классифицируются как «зарубежные страны». Они разбили лагерь в Аморе и отправили флот к Нилу. [ нужна ссылка ]

Специально для этого случая он построил флот, спрятал его в устье Нила и выставил береговых наблюдателей. Вражеский флот попал в засаду , их корабли перевернулись, а людей вытащили на берег и казнили ad hoc. [ нужна ссылка ]

Сухопутная армия также была разгромлена на территории, контролируемой Египтом. Дополнительная информация представлена ​​на рельефе внешней стороны восточной стены. Это сухопутное сражение произошло в окрестностях Джахи против «северных стран». Когда все закончилось, несколько вождей оказались в плену: Хатти, Амор и Шасу среди «наземных народов» и Тхекер, «Шерден моря», « Тереш моря» и Пелесет или филистимляне .

О кампании 12-го года свидетельствует Зюдстель, найденная на южной стороне храма. В нем упоминаются Тьекер, Пелесет, Дениен, Вешеш и Шекелеш. [ нужна ссылка ]

Папирус Харрис I того периода, найденный за храмом, предполагает более широкую кампанию против народов моря, но не называет дату. В нем персонаж Рамзеса III говорит: «Я убил Дениен (Д'-ин-ю-н) на их островах» и «сжег» Тьекера и Пелесета, подразумевая его собственный морской набег. Он также захватил несколько Шерденов и Вешешей «морских» и поселил их в Египте. Поскольку на рельефе восточной стороны его называют «Правителем Девяти Луков», эти события, вероятно, произошли в 8-м году обучения; т.е. фараон использовал бы победоносный флот для карательных экспедиций в других частях Средиземноморья. [ нужна ссылка ]

Риторическая стела Рамсесу III , часовня C, Дейр-эль-Медина, содержит аналогичное повествование. [46]

Ономастикон Аменопы

[ редактировать ]

Ономастикон Аменопы , или Аменемипит (amen-em-apt), придает некоторую достоверность идее о том, что цари Рамессидов поселили народы моря в Ханаане. Этот документ, датированный примерно 1100 г. до н.э. (конец XXII династии), просто перечисляет имена. После шести топонимов, четыре из которых были в Филистии, писец перечисляет Шердена (строка 268), Текера (строка 269) и Пелесета (строка 270), которые, как можно предположить, занимали эти города. [47] История Венамуна на папирусе из того же тайника также помещает Тьекера в Дор в то время. Тот факт, что библейское морское племя Дана изначально располагалось между филистимлянами и тжеккерами, побудил некоторых предположить, что первоначально они могли быть денайенами. Шердены, по-видимому, были расселены вокруг Мегиддо и в долине реки Иордан , а Вешвеш (связанный некоторыми с библейским племенем Ашера ), возможно, был расселен дальше на север. [ нужна ссылка ]

Другие документальные записи

[ редактировать ]

Египетские одноимённые источники

[ редактировать ]

Другие египетские источники относятся к одной из отдельных групп без ссылки на какую-либо другую группу. [18]

Письма Амарны , датированные примерно серединой 14 века до нашей эры, в том числе четыре, относящиеся к народам моря:

  • EA 151 относится к денайенам, вскользь упоминая смерть их короля;
  • ЭА 38 относится к луккам, которых обвиняют в нападении на египтян совместно с алашийцами ( киприотами ), причем последние заявили, что лукка захватывали их деревни.
  • ЭА 81 , ЭА 122 и ЭА 123 относятся к Шердену. В письмах в какой-то момент человек из Шердена упоминается как явный наемник-отступник. [48] и в другой момент - трем Шерденам, убитым египетским надзирателем. [49]

Статуя Падиисета относится к Пелесету, Каирской колонне. [50] относится к Шекелешу, «История Венамуна» относится к Тжеккеру, а еще 13 египетских источников относятся к Шердену. [51]

есть На обелиске Абишему слова «Kwkwn ś: Rwqq», которые переводятся как «Кукун, сын Лукки».

Самая ранняя этническая группа [52] Считается, что позже считавшийся одним из народов моря, это засвидетельствовано египетскими иероглифами на обелиске Абишему, в Храме Обелисков в Библосе найденном Морисом Дюнаном . [53] [54] В надписи упоминается kwkwn, сын rwqq- (или кукун, сын luqq), что транслитерируется как Кукуннис , сын Лукки, « Ликии ». [55] Дата указывается по-разному: 2000 или 1700 г. до н.э.

Разрушения в Гибала-Телль-Твайни
Гибала-Телль Твейни. Банки для хранения, найденные в слое разрушений раннего железного века. [56]

Некоторые «народы моря» фигурируют в четырех угаритских текстах , последние три из которых, похоже, предвещают разрушение города около 1180 г. до н.э. Таким образом, письма датируются началом XII века. Последним царем Угарита был Аммурапи ( ок. 1191–1182 до н. э.), который, на протяжении всей этой переписки, является совсем молодым человеком.

  • RS 34.129, самое раннее письмо, найденное на южной стороне города, от «Великого царя», предположительно Суппилулиума II , хеттов префекту города. Он говорит, что приказал царю Угарита прислать к нему Ибнадушу на допрос, но царь был слишком незрел, чтобы ответить. Поэтому он хочет, чтобы префект прислал человека, которого он обещает вернуть. То, что подразумевает эта формулировка в отношении отношений Хеттской империи с Угаритом, является вопросом интерпретации. Ибнадушу был похищен и проживал среди народа Шикала, вероятно, Шекелеша, «который жил на кораблях». Письмо обычно интерпретируется как интерес короля к военной разведке. [57]
  • RS L 1, RS 20.238 и RS 20.18 — набор из Архива Рапану , в котором Аммурапи немного старше, теперь занимающийся своими делами, и Эшувара , великий надзиратель Аласии . Очевидно, Аммурапи сообщил Эшуваре, что в море замечен вражеский флот из 20 кораблей. Эшувара ответил и поинтересовался местонахождением собственных сил Аммурапи. Эшувара также отметил, что хотел бы знать, где сейчас находится вражеский флот из 20 кораблей. [58] К несчастью и для Угарита, и для Аласии, ни одно из королевств не смогло отразить натиск Народа Моря, и оба в конечном итоге были уничтожены. Археологами было найдено письмо Аммурапи (RS 18.147) царю Аласии , которое на самом деле было ответом на просьбу последнего о помощи. В нем Аммурапи описывает отчаянное положение Угарита. [а] Аммурапи, в свою очередь, обратился за помощью к наместнику Кархемиша , который фактически устоял под натиском Народа Моря; царь Кузи-Тешуб I, который был сыном Талми-Тешуба — прямого современника последнего правившего хеттского царя Суппилулиумы II. Там засвидетельствован у власти [60] управлял мини-империей, которая простиралась от «Юго-Восточной Азии, Северной Сирии… [до] западной излучины Евфрата» [61] из ц. 1175–990 гг. до н.э. Его наместник мог лишь дать Аммурапи несколько советов. [б]

В список групп «народов моря» входят некоторые, которые надежно идентифицированы, и другие, которые не идентифицированы.

Закрывать

[ редактировать ]

Народ лукка известен из множества других хеттских и древнеегипетских записей. Хотя земли Лукки располагались в более позднем регионе Ликии , народ Лукка, по-видимому, был очень мобильным. Лукка никогда не были единым королевством, вместо этого у них была децентрализованная политическая структура. Народ Лукка был известен своей капризностью: хеттские и египетские записи описывают их как налетчиков, мятежников и пиратов. Лукка воевали против хеттов в составе конфедерации Ассува , позже сражались на стороне хеттов в битве при Кадеше . [63] [64]

Каркия — регион в западной Анатолии, известный по упоминаниям в хеттских и египетских записях. Каркия управлялся советом вождей, а не королем, и не был единым политическим образованием. Каркияне имели отношения с Хеттской империей, но никогда не были ее частью. В отношениях с хеттами были взлеты и падения, и каркиянские воины сражались на стороне хеттов в битве при Кадеше , скорее всего, в качестве наемников. [65] [66] Утверждалось, что это имя связано с более поздними терминами Карии , хотя лингвистическая связь не определена. [66] [67] [68]

Соскальзывать

[ редактировать ]
Филистимская бихромная керамика

Историки обычно отождествляют Пелесета с более поздними филистимлянами . [69] Обычно считается, что пелесет происходят откуда-то из культурной области Эгейского моря ; [70] Доказательства этого отождествления взяты из Бытия 10:14 , где филистимляне связываются с Кафтором и Каслухимом , и Второзакония 2:23 , где упоминаются Кафторимы, поселившиеся в Газе. Сохранились материалы в эгейском стиле, такие как филистимская бихромная посуда , а также генетические данные, свидетельствующие о том, что иммигранты из Европы поселились в таких местах, как Ашкалон, в начале железного века. [71] Как генетические, так и археологические данные свидетельствуют о том, что любые пришельцы быстро аккультурировались и вступали в брак с местным населением. [72]

Шекелеши появляются в более ранней Великой Карнакской надписи , где они описаны как вспомогательные войска ливийского правителя Мерьея . В надписи фараон Мернептах утверждает, что убил от 200 до 222 из них. [73] Они также могут появляться в хеттских записях как мореплаватель Шикалаю ( хеттский : 𒅆𒅗𒆷𒅀𒌋 ši-ka-la-ia/uu ), хотя эта связь является спекулятивной. [74] Была выдвинута гипотеза, что шекелеши имеют некоторую связь с Сицилией , хотя свидетельств мало, и мнения расходятся относительно того, была ли Сицилия их первоначальной родиной или они поселились там после бронзового века. [ нужна ссылка ]

Бронзовая модель нурага . 10 век до н.э.

Шердены ранее упоминаются в записях Рамсеса II , который утверждал, что победил их на втором году своего правления (1278 г. до н. э.), когда они попытались совершить набег на побережье Египта. Впоследствии фараон включил многих из них в состав своей личной гвардии. [29] [75] [76] Они также могут появиться в « Письмах Амарны» , где их имя переведено на аккадском языке как «ше-эр-та-ан-ну». [77] [78] [79] На основании ономастического сходства, схожего вооружения, присутствия в одних и тех же местах Средиземноморья и аналогичных взаимоотношений там с другими народами, а также другого анализа исторических и археологических источников некоторые археологи предложили отождествлять Шерденов с цивилизацией Сардинии нурагической . [80] [81] [82] [83] Возможные дополнительные доказательства этой позиции можно найти в нурагической керамике XII века, найденной в Пила Коккинокремос , укрепленном поселении на Кипре. [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90]

Вешеши . — самый малочисленный представитель народа моря Они встречаются только в документах, относящихся к периоду правления Рамсеса III , и никакого визуального изображения их не обнаружено. [91] [92] [93]

Эквеш и Дениен

[ редактировать ]
Воин в шлеме из кабаньего клыка из микенской камерной гробницы в Афинском Акрополе , XIV–XIII века до нашей эры.

Эквеши Ἀχαι( ϝ и денены предварительно отождествлены с этнонимами )οί и Δαναοί , которые засвидетельствованы в гомеровских эпосах . [94]

Проверка

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Цитата: «Отец мой, вот, вражеские корабли пришли (сюда); мои города (?) были сожжены, и они творили зло в моей стране. Разве мой отец не знает, что все мои войска и колесницы (?) находятся в Земля Хатти, а все мои корабли находятся в Стране Лукка... Таким образом, страна предоставлена ​​сама себе. Пусть мой отец знает это: семь кораблей врага, пришедшие сюда, нанесли нам большой ущерб». [59]
  2. ^ Цитата: «Что касается того, что вы [Аммурапи] написали мне: «В море были замечены вражеские корабли!» Что ж, вы должны сохранять твердость. Действительно, с вашей стороны, где расположены ваши войска, ваши колесницы? они не стоят рядом с вами? Нет? Позади врага, который нападает на вас? Окружите ваши города валами. Войдут ли туда ваши войска и колесницы и с великой решимостью ждите врага! [62]
  1. ^ Пейн, Линкольн (27 октября 2015 г.). Море и цивилизация: морская история мира . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 76. ИСБН  978-1-101-97035-5 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Drews 1995 , стр. 48–61: «Тезис о том, что великое «переселение народов моря» произошло примерно в 1200 г. до н. э., предположительно основан на египетских надписях, одна из которых относится к периоду правления Мернептаха, а другая — к периоду правления Рамсеса III. Однако в самих надписях такая миграция нигде не фигурирует... Таким образом, гипотеза миграции основана не на самих надписях, а на их интерпретации"
  3. См. также эскизы, представленные позже в Шампольоне, «Памятники: с левой стороны Второго пилона: табличка CCVIII» и с основания правой стороны плиты «Укрепленные восточные ворота» CCIII .
  4. ^ Сравните с иероглифами, предоставленными Woudhuizen 2006 , стр. 36.
  5. ^ из Руже 1855 .
  6. ^ де Руже 1855 , с. 1.
  7. ^ Грин 1855 , с. 4:

    [Перевод с французского]: Уведомления и 17-е письмо Шампольона дают полное и точное описание кампаний Рамзеса III (его Рамзеса Аммона), особенно той, которая изображена на северной стене, содержащей знаменитый барельеф военно-морского флота. битва, в которой вражеские корабли вытесняются к берегу египетским флотом и одновременно сокрушаются армией, которую теснит другая сторона.

    Шампольон признал, что среди врагов Рамсеса появился новый народ, принадлежащий к белой расе и получивший название тамху. Он скопировал первую строку большой надписи пилона с датой, указанной им в девятом году правления, и отметил важность этого текста, содержащего несколько имен людей. ...

    Получив эту справедливую похвалу, король наконец начинает свою речь с тринадцатой строки. Он рекомендует всем своим подданным обращать внимание на его слова и показывает свои чувства, которые должны вести их в жизни; затем он хвалится своими подвигами, он приносит славу своему отцу, богу Аммону, который подарил ему все завоевания. После заголовка колонки, который, к сожалению, сильно пострадал, следует одна из самых важных частей нашего текста, в которой король перечисляет врагов, которых он победил, начиная с Чета, Ати, Каркамаш, Арату, Араса; затем, после небольшого перерыва: в их лагере в стране Амаур я уничтожил людей и их страну так, как будто их никогда не существовало

    Мы видим, что эти разные народы, общие враги Египта в их азиатских походах до походов Рамзеса III, собраны в одну группу. В следующем столбце мы находим вторую группу, состоящую из людей, которые, по мнению Шампольона, сыграли важную роль в кампании с боевыми кораблями; это Пурсата, Таккара, Шакарша, Тааму и Уашаша. Мы видим, что в этом списке отсутствует единственная Шаретана.

  8. ^ Документальные фотографии Грина хранятся в Музее Орсе, например: Медине-Абу, Погребальный храм Рамзеса III, северная стена (5) ; инвентарный номер: ПХО 1986 131 40.
  9. ^ де Руже 1855 , с. отождествляли 14: [Перевод с французского]: «В течение долгого времени Кефу вполне правдоподобно с Кафторимом Библии, которому Гезениус вместе с большинством толкователей отводит в качестве места жительства острова Крит или Кипр. Народ записи не уточняются имена этих людей, с островов Средиземноморья, как отметил Шампольон . Кипру непременно пришлось принять сторону в этой войне; возможно, они были тогда союзниками Египта. Во всяком случае, в нашей он называет Феккарос; см. приложение в следующей записи] и Шартана , были узнаваемы на вражеских кораблях по уникальным прическам. Кроме того, на гербах покоренных народов Шартана и Туираши носят обозначение народов моря . .Поэтому вполне вероятно, что они принадлежат к этим народам с островов или побережий архипелага. Рабу все еще можно узнать среди пленных».
  10. ^ из Руже 1867 .
  11. ^ Вандерслейен 1985 , с. 41 п.10.
  12. ^ Масперо 1896 , с. 461–470.
  13. ^ Перейти обратно: а б Дрюс 1992 г.

    Фактически, эта миграция народов моря не встречается в египетских надписях, но была начата Гастоном Масперо в 1873 году [сноска: в Revue Critique d'Histoire et de Littérature 1873, стр. 85–86]. Хотя предложение Масперо поначалу казалось маловероятным, оно завоевало доверие после публикации Лемносской стелы . В 1895 году в своей популярной «Истории древних народов классического Востока» [сноска; Том. II (Париж: 1895 г.), переведенный на английский язык как «Борьба народов» (изд. А. Х. Сэйса, тр. М. Л. МакКлюра, Нью-Йорк: 1896 г.), Масперо полностью разработал свой сценарий «миграции народов моря». Эта теория, принятая Эдуардом Мейером для второго издания его книги Geschichted es Altertums, завоевала всеобщее признание среди египтологов и востоковедов.

  14. ^ Зильберман 1998 , с. 270: «Английский перевод резюме Масперо об этническом движении, озаглавленного «Борьба народов» (Maspero 1896), несомненно, должен был вызвать значимые ассоциации в то время, когда конкуренция за территорию и экономические преимущества между европейскими державами была в апогее (Hobsbawm 1987). ."
  15. ^ Перейти обратно: а б Киллебрю 2013 , с. 2. Цитата: «Впервые введенный в 1881 году французским египтологом Ж. Масперо (1896), несколько вводящий в заблуждение термин «народы моря» охватывает этнонимы лукка, шерден, шекелеш, тереш, эквеш, деньен, сикил/тжеккер, вешеш и Пелесет (филистимляне). [Сноска: Современный термин «народы моря» относится к людям, которые фигурируют в нескольких египетских текстах Нового царства как происходящие с «островов» (таблицы 1–2; Адамс и Коэн, этот том; см., например, Дрюс). 1993, 57 для резюме). Использование кавычек в сочетании с термином «народы моря» в нашем названии призвано привлечь внимание к проблематичному характеру этого широко используемого термина. по отношению к шерденам, шекелешам и эквешам. Впоследствии этот термин был применен несколько без разбора к нескольким дополнительным этнонимам, включая филистимлян, которые в своем самом раннем появлении изображались как захватчики с севера во времена правления Меренптаха и Рамсеса III (см., напр., филистимлян). , Сандарс 1978; Редфорд 1992, 243, н. 14; недавний обзор первичной и вторичной литературы см. Вудхуизен, 2006 ). Отныне термин «народы моря» будет появляться без кавычек.]»
  16. ^ Зильберман 1998 , с. 272:

    Как отметил Э. С. Шеррат в своем поучительном исследовании взаимодействия идеологии и литературных слоев в формировании гомеровских эпосов (1990), фазы активного повествования или описательного изобретения тесно соответствуют периодам быстрых социальных и политических изменений. Шерратт отмечает, что одним из характерных проявлений этого процесса, в котором новые элиты стремятся узаконить свою власть, является «трансформация существующей устной эпической традиции с целью облачить ее в более узнаваемую современную одежду» (1990: 821). Можем ли мы не увидеть в истории археологии народов моря аналогичный процесс литературной переформулировки, в котором старые компоненты переосмысливаются и собираются заново, чтобы рассказать новую историю? Повествование предполагает, что и рассказчик, и аудитория разделяют единую точку зрения, и в этом может заключаться связь между интеллектуальным и идеологическим измерениями археологии. Чтобы сделать обобщение за пределами конкретных, строго локализованных данных, археологи должны использовать знакомые концептуальные рамки, и именно на основе политических и социальных идеологий каждого поколения всегда основывались более широкие предположения об исторической роли народов моря. Как было показано во многих докладах на этой конференции, традиционные интерпретативные структуры находятся в процессе пересмотра и обновления. Вот почему я считаю, что очень важно, чтобы мы поразмышляли над нашими нынешними историями о народах моря – и посмотрим, не сможем ли мы обнаружить тонкое, но сохраняющееся влияние на них некоторых устаревших викторианских повествований.

  17. ^ Перейти обратно: а б Вандерслейен 1985 , с. 53:

    Однако из девяти народов, затронутых этими войнами, только четыре были фактически определены как выходцы из «wꜣd-wr» или «из pꜣym». Более того, эти выражения, кажется, чаще связаны с растительностью и пресной водой, чем с морской водой, и кажется очевидным, что от термина «народы моря» следует отказаться. Некоторые будут возражать против этого, опираясь на выражение iww hryw-ib w3d-wr , обычно переводимое как «острова, расположенные посреди моря», откуда, как говорят, пришли некоторые из «народов моря». Действительно. именно это выражение поддержало устойчивую идею о том, что «народы моря» пришли с островов Эгейского моря или, по крайней мере, с острова в Восточном Средиземноморье . Однако эти термины вводят в заблуждение не только потому, что w3d-wr и p3 ym, вполне вероятно, не обозначают здесь «море», но и потому, что сам термин не всегда означает «остров»; его также можно использовать для обозначения других типов территорий, не обязательно морских. Таким образом, аргумент, основанный на этих предполагаемых «морских островах», безоснователен ... В заключение следует сказать, что филистимляне пришли не с Крита и не с островов или побережий Эгейского моря, а, вероятно, с южного побережья Малой Азии или из Сирии.

  18. ^ Перейти обратно: а б с Killebrew 2013 , стр. 2–5.
  19. ^ Киллебрю 2013 , с. 2а.
  20. ^ Удобная таблица народов моря в иероглифах, транслитерации и английском языке приведена в Woudhuizen 2006 , который разработал ее на основе цитируемых там работ Китчена.
  21. ^ Орен 2000 , с. 85: «На данный момент имеется довольно скудная документация. В оставшейся части этого эссе я сосредоточусь на том, что на самом деле является нашим основным источником о народах моря, основой практически всех значимых дискуссий о них, включая многие попытки отождествить «народы моря» с археологически известными культурами или группами в Средиземноморье и за его пределами. Этот источник представляет собой совокупность сцен и текстов, относящихся к «народам моря», представленных на стенах погребального храма Рамсеса III в западных Фивах. Будучи широко обсуждаемым, этот корпус часто приводил ученых к различным и противоречивым выводам и, вероятно, всегда будет предметом дискуссий из-за определенной двусмысленности, присущей материалу».
  22. ^ Перейти обратно: а б Брестед 1906 , Том III, §588/с.248 и §601/с.255: «О странах моря». Брестед писал в сноске по поводу этого обозначения: «Заметно, что это обозначение и здесь, и в Атрибис-Стеле (1. 13) вставлено только после Эквеша. В Атрибис-Стеле Эквеш отсекается цифрой от предыдущего , показывая, что обозначение там принадлежит только им».
  23. ^ Перейти обратно: а б с Гардинер 1947 , с. 196 (т. 1) в своем комментарии к Ономастикону Аменопы № 268 «Срдн» писал:
    «Записи Менепта гораздо более ясны: великая Карнакская надпись описывает, как Эквеш, Турша, Лукки, Шерден и Шеклеш (Л.1) были настроены против Египта князем Либу (ливийцев); в Л.52 Шерден, Шеклеш и Эквеш вместе описываются как
    N35
    Г1
    N25
    т Z2ss
    (наш.
    N35
    Г1
    N25
    Х1 Z4
    Г1
    )
    N35
    G40
    М17М17Аа15
    Д36
    Н35АN36
    N21

    'чужие земли (вар. 'иностранцы') моря ' "

    Примечание: ссылка Гардинера на альтернативное («вар.») написание слова «иностранцы» относится к Гюстава Лефевра » « Стеле де l'an V de Méneptah , архивировано 6 февраля 2017 года в Wayback Machine », ASAE 27, 1927, стр.23. , строка 13, описывающая стелу Атрибиса.
  24. ^ Брестед 1906 , Том IV, §129 / стр.75: «моря»
  25. ^ Брестед 1906 , Том IV, §403 / стр.201: «на их островах» и «на море»
  26. ^ Неопределенность дат связана не с отсутствием доказательств, а с выбором среди нескольких возможных дат. В статьях Википедии по смежным темам по соглашению используется один набор дат, но эти и все даты, основанные на них, не являются единственно возможными. Краткое изложение вопроса о датах дано в Hasel 1998 , Ch. 2, с. 151, краткое изложение которого доступно в Google Книгах .
  27. Найдите этот и другие документы, цитируемые в статье «Шардана» , заархивированной 13 марта 2008 г., в статье Archive.today Мегеры Лоренц на сайте штата Пенсильвания . Это более ранняя версия ее статьи, в которой приводится цитата из Китчена, которой нет на сайте внешних ссылок ниже. Брестед 1906 , том III, статья 491, стр.210, который можно найти в книгах Google, дает совсем другой перевод этого отрывка. К сожалению, большая часть текста отсутствует и должна быть восстановлена, но обе версии сходятся в отношении «Шердена» и боевых кораблей.
  28. ^ Кеннет Китчен , Торжествующий фараон: Жизнь и времена Рамсеса II, короля Египта, Арис и Филлипс, 1982. стр. 40–41.
  29. ^ Перейти обратно: а б Гримал 1992 , стр. 250–253.
  30. Стихотворение представлено в письменной форме, но писец pntAwr.t не был его автором, и он остается неизвестным. Переписчик скопировал стихотворение на Папирус во времена Мернептаха , и копии этого попали в Папирус Сальера III, который в настоящее время находится в Британском музее . Подробности указаны в «Битва при Кадеше» . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 30 марта 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: original URL status unknown (link) on the site of the American Research Center in Egypt of Northern California. Both the inscription and the poem are published in «Египетские отчеты о битве при Кадеше» . Архивировано из оригинала 31 марта 2019 года . Проверено 3 мая 2008 г. {{cite web}}: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) на сайте Египта фараонов .
  31. ^ фон Бекерат 1997 , с. 190. Как и даты Рамзеса II, эти даты не являются точными. Даты фон Бекерата, принятые Википедией, относительно поздние; например, Сандерс, Ч. 5, с. 105, дата битвы при Перире — 15 апреля 1220 года.
  32. ^ Великая Карнакская надпись.
  33. Все три надписи указаны в «Брестеде» 1906 , Vol. 3, «Царствование Менепты», стр. 238 и далее, статьи 569 и далее.
  34. ^ Брестед 1906 , Том. 3, §595, с. 252.
  35. ^ Масперо 1881 , с. 118
  36. ^ Брестед 1906 , 3, с. 253.
  37. ^ Брестед 1906 , Том. 3, стр. 256–264.
  38. ^ Брестед 1906 , с. 243, со ссылкой на строки 13–15 надписи.
  39. ^ Перевод Эгертона и Уилсона, 1936, листы 37–39, строки 8–23. Также найдено в Брестеде 1906 , том 4, с. 44, §75
  40. ^ Орен 2000 , с. 86: «Один состоит из ряда крупномасштабных сцен, дополненных относительно краткими текстами, тянущихся в повествовательной последовательности вдоль части северного фасада храма, который разделяет часть аналогичной повествовательной трактовки кампании Рамсеса III пятого года. Однако эта последняя последовательность происходит на западной или задней стене храма. Другая, физически совершенно отдельная композиция, относящаяся к народам моря, изображена на внешней (восточной) стороне большого пилона, отделяющего первый двор. храм второго крыла. На южном крыле пилона находится масштабная сцена, занимающая большую часть фасада, изображающая Рамсеса III, ведущего три шеренги пленных народов моря к Амон-Ре, повелителю Фив (и империи), и его супруга Мут, расположенная на аналогичном пространстве северного крыла, представляет собой длинный текст без графических украшений, который представляет собой устное заявление Рамсеса III, подробно описывающее его победу над народами моря и проявленное таким образом необычайное благодеяние Амон-Ра. , чтобы «вся земля собралась вместе». В действительности, за этой кажущейся простотой – двумя отдельными и несколько разными композициями, имеющими отношение к «народам моря», – противоречит действительная сложность композиционных отношений между двумя композициями «народов моря», с одной стороны, и их совместное отношение ко всей композиционной схеме или «программе». ' всего храма с другой. Любая попытка понять историческое значение записей народов моря в Мединет-Хабу должна учитывать это композиционное измерение, а также концептуальное измерение, связь общей композиционной схемы или программы с функциями и значениями храма, поскольку понятный египтянам».
  41. Бекман цитирует первые несколько строк надписи, расположенной на северо-западной панели 1-го двора храма. Эта обширная надпись полностью изложена на английском языке в Woudhuizen 2006 , стр. 43–56, где также содержится схема расположения многих надписей, относящихся к периоду правления Рамзеса III, на стенах храма в Мединет-Хабу.
  42. ^ Перейти обратно: а б Брайс, стр.371
  43. ^ Брестед 1906 , том 4, стр.48, §81.
  44. ^ Перевод Джона А. Уилсона в Причарде, Дж. Б. (ред.) Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, 3-е издание, Принстон, 1969, стр. 262. Также найдено у Брестеда 1906 , том 4, с. 37, §64
  45. ^ Woudhuizen 2006 , стр. 43–56 цитирует надписи на английском языке.
  46. ^ Бернар Брюйер, Мерт Сегер в Дейр-эль-Медине, 1929, страницы 32–37.
  47. ^ Редфорд, стр. 292. Существует несколько копий или частичных копий, лучшим из которых является Папирус Голенищева или Папирус Москва 169, расположенный в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве (см. Ономастикон Аменемипета на сайте Археовики). В нем автором назван Аменемоп, сын Аменемопа.
  48. ^ Письмо EA 81
  49. ^ Лоренц, Мегера. «Письма Амарны» . Сайт штата Пенсильвания . Архивировано из оригинала 6 июня 2007 года . Проверено 9 мая 2018 г.
  50. ^ Брестед 1906 , Том III, §593 / стр.252: «на их островах» и «на море»
  51. ^ Согласно Killebrew 2013, стр. 2–5, это: Стела Паджесефа, Стела Таниса, Папирус Анастази I, Папирус Анастази II, Стела Сетемхебу, Папирус Амьен, Папирус Уилбур, Папирус Усыновления, Папирус Москва 169, Папирус BM 10326, Папирус Турин 2026, Папирус BM 10375, Стела пожертвований
  52. См. также Woudhuizen 2006 , в частности его заключительные замечания на стр. 117–121, для более полного рассмотрения значения этнической принадлежности.
  53. ^ Морис Дюнан , Foilles de Byblos, том 2, с. 878, нет. 16980
  54. ^ Уильям Ф. Олбрайт , « Новый том Библа Дунана: ликийец при библианском дворе », BASOR 155, 1959, стр. 31–34
  55. ^ Брайс, Т.Р. (1974). «Проблема Лукки – и возможное решение» . Журнал ближневосточных исследований . 33 (4): 395–404. дои : 10.1086/372378 . JSTOR   544776 . S2CID   161428632 . Надпись также упоминается в Woudhuizen 2006 , с. 31.
  56. ^ Перейти обратно: а б Бретшнайдер, Иоахим; Отто, Тьерри (8 июня 2011 г.). «Народы моря: от клинописных табличек до радиоуглеродного датирования» . ПЛОС ОДИН . 6 (6): e20232. Бибкод : 2011PLoSO...620232K . дои : 10.1371/journal.pone.0020232 . ISSN   1932-6203 . ПМК   3110627 . ПМИД   21687714 .
  57. ^ Тексты писем транслитерированы и переведены в Woudhuizen 2006 , стр. 43–56, а также упоминаются и высказываются гипотезы о них в Sandars, p. 142 след.
  58. Этот эпизод, только недавно завершенный, появляется в Woudhuizen 2006 , стр. 43–56, вместе с новостями о том, что знаменитая печь, о которой до сих пор сообщается на многих сайтах и ​​во многих книгах, в которой вторая буква гипотетически запекалась при разрушении. города, не было печи, город в то время не был разрушен, и существовала третья буква.
  59. ^ Жан Нугариоль и др. (1968) Угаритика V: 87–90 нет. 24
  60. ^ Кухня, стр. 99 и 140.
  61. ^ Кухня, стр. 99–100.
  62. ^ RSL I = Nougayril et al., (1968) 86–86, № 23.
  63. ^ Бекман, Гэри; Брайс, Тревор; Клайн, Эрик (2012). Тексты Аххиява . Общество библейской литературы. п. 99. ИСБН  978-1589832688 .
  64. ^ Брайс 2005 , стр. 82, 148–149, 336; Якубович 2010 , с. 134.
  65. ^ Брайс 2005 , стр. 143–144.
  66. ^ Перейти обратно: а б Брайс, Тревор (2011). «Поздний бронзовый век на Западе и в Эгейском море». В Стедмане, Шэрон; МакМахон, Грегори (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии . Издательство Оксфордского университета. стр. 372, 374. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0015 .
  67. ^ Герда, Александр (2013). «Греческие (и наши) взгляды на карийцев». В Мутоне, Алиса; Резерфорд, Ян; Якубович, Илья (ред.). Лувийские идентичности . Брилл. стр. 433–434. ISBN  978-90-04-25279-0 .
  68. ^ Саймон, Жолт (2011). «Против отождествления Каркиши с карийцами». Ин Копаниас, К.; Манер, Ч.; Стамполидис, Н. (ред.). Ностой. Культура коренных народов, миграция и интеграция на островах Эгейского моря и Западной Анатолии в период поздней бронзы и раннего железного века .
  69. ^ Киллебрю, Энн Э. (2005). Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев, филистимлян и раннего Израиля, 1300–1100 гг. До н.э. Атланта, Джорджия: Общество библейской литературы. п. 202. ИСБН  1-58983-097-0 .
  70. ^ Ясур-Ландау, Ассаф (2014). Филистимляне и эгейское переселение в конце позднего бронзового века . Издательство Кембриджского университета. п. 1163. ISBN  978-0-521-19162-3 .
  71. ^ Мейр 2005 , стр. 528–536.
  72. ^ Фельдман, Михал; Мастер Дэниел М.; Бьянко, Рафаэла А.; Бурри, Марта; Стокхаммер, Филипп В.; Миттник, Алисса; Аджа, Адам Дж.; Чон, Чунгвон; Краузе, Йоханнес (3 июля 2019 г.). «Древняя ДНК проливает свет на генетическое происхождение филистимлян раннего железного века» . Достижения науки . 5 (7): eaax0061. Бибкод : 2019SciA....5...61F . дои : 10.1126/sciadv.aax0061 . ПМК   6609216 . ПМИД   31281897 .
  73. ^ Хайке Штернберг-эль Хотаби (2012). Битва народов моря против фараона Рамзеса III . Том 49. Раден.
  74. ^ Манфред Вейперт: Исторический учебник по Ветхому Завету. Геттинген 2010, стр. 208, примечание 50.
  75. ^ Кухня, Кеннет (1982). Торжествующий фараон: Жизнь и времена Рамсеса II, царя Египта . Арис и Филлипс. стр. 40–41.
  76. ^ Кавиллье, Джакомо (2008). «Шардана и Рамессидский Египет». БАР (1438 г.). Оксфорд, Великобритания: Archaeopress.
  77. ^ EA 81, EA 122, EA 123 в Moran (1992), стр. 150-151, 201-202. [ нужна полная цитата ]
  78. ^ Эмануэль, Джеффри П. (2013). «Шерден с моря: прибытие, интеграция и аккультурация народа моря» . Журнал древнеегипетских взаимосвязей . 5 (1): 14–27. дои : 10.2458/azu_jaei_v05i1_emanuel .
  79. ^ Эмануэль, Джеффри П. (2012). Шрдн моря: переоценка Шерденов и их роли в египетском обществе . Ежегодное собрание АМА.
  80. ^ С. Бар; Д. Кан; Джей Джей Ширли (9 июня 2011 г.). Египет, Ханаан и Израиль: история, империализм, идеология и литература: материалы конференции в Хайфском университете, 3–7 мая 2009 г. Брилл. стр. 350 и далее. ISBN  978-90-04-19493-9 .
  81. ^ Угас, Джон (2016). Шардана и Сардиния: народы моря, союзники Северной Африки и конец Великих царств (15-12 века до н. э.) (на итальянском языке). Кальяри: Edizioni della Torre. ISBN  9788873434719 . OCLC   976013893 .
  82. ^ Туса, Себастьяно (2018). Народы Великого Зеленого: Средиземноморье во времена фараонов (на итальянском языке). Рагуза: издания по истории и общественным наукам. ISBN  9788899168308 . OCLC   1038750254 .
  83. ^ Зорея, Чарльз Роберт (2021). Народы моря в Ханаане, на Кипре и в Иберии (PDF ) Мадрид: Мадридский университет Комплутенсе .
  84. ^ « Возвращение к слиткам бычьей кожи позднего бронзового века: значения, вопросы и перспективы ». Серена Сабатини, Университет Гетеборга. 2016.
  85. ^ Миноха, Марко; Усаи, Алессандро (2014). Скульптуры Монте Прамы - Контекст, раскопки и материалы [ Скульптуры Монте Прама - Контекст, раскопки и материалы ] (на итальянском языке). Рим: Gangemi Editore. п. 80. ИСБН  978-88-492-9958-8 . OCLC   907638763 . Проверено 19 июля 2019 г. Теперь мы добавим идентификацию шейной вазы с перевернутыми локтевыми ручками, нурагической из западной или северо-западной Сардинии, фрагментарной, отреставрированной ab antiquo с двойной свинцовой бляшкой из Иглесиенте, недалеко от Пила-Коккинокремоса, кипрского укрепленного центра во внутренних районах Ларнакский залив (Китион), проживавший полвека между 1200 и 1150 гг. до н. э. (Теперь добавлена ​​идентификация шейной вазы с перевернутыми локтевыми ручками, нурагической из западной или северо-западной Сардинии, фрагментарно, восстановленной снаружи с двойным свинцовая мемориальная доска Иглезиенте, недалеко от Пила-Коккинокремоса, укрепленного кипрского центра внутри залива Ларнака (Китион), прожившего полвека между 1200 и 1150 годами до нашей эры.)
  86. ^ Бретшнайдер, Иоахим; Янс, Грета; Клейс, Тереза; Жюссере, Симон; Канта, Афанасия; Дриссен, Ян; Бошлос, Ванесса. ПИЛА-КОККИНОКРЕМОС: Краткий отчет о кампании 2017 г. – через www.academia.edu.
  87. ^ Бретшнайдер, Иоахим; Дриссен, Ян; Жюссере, Симон; Клейс, Тереза; Джон, Грета. «Пила-Коккинокремос: Краткий отчет о кампании 2016 года» – через www.academia.edu.
  88. ^ В. Карагеоргис, Дж. Карагеоргис, «Изола ди Афродиты», Archeologia Viva , 2013, №. 159 стр. 40–53
  89. ^ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕМ И АТЛАНТИКОЙ В БРОНЗОВОМ ВЕЧЕ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ САРДИНИИ Фульвия Ло Скьяво, ISMA-CNR.
  90. ^ Карагеоргис, Вассос (2011). «Полированная посуда ручной работы на Кипре и в других странах Средиземноморья». О котелках, чашках для питья, ткацких станках и этнической принадлежности на Кипре бронзового века и соседних регионах: международный археологический симпозиум, проходивший в Никосии, 6-7 ноября 2010 г. Фонд АГ Левентиса. п. 90. ИСБН  978-9963-560-93-6 . OCLC   769643982 .
  91. ^ Эдвард Ноорт (1994). Морские народы Палестины . Кампен. стр. 56–57. ISBN  9789039000120 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  92. ^ Сэмюэл Берч (1876 г.). «Тарелка LXXVI». Факсимиле египетского иератического папируса времен правления Рамзеса III, сейчас находящегося в Британском музее, Папирус Харрис № 1 . Лондон: Британский музей, Отдел египетских и ассирийских древностей. стр. 28, 76.
  93. ^ Хайке Штернберг-эль Хотаби: Битва народов моря против фараона Рамзеса III . Раден 2012, стр. 50.
  94. ^ Келдер 2010 , стр. 125–126.

Библиография

[ редактировать ]

Первоисточники: ранние публикации теории.

[ редактировать ]

Вторичные источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f0f23fcc023d51ff9868687fa76903e__1722877620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/3e/8f0f23fcc023d51ff9868687fa76903e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sea Peoples - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)