Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм | |
---|---|
![]() Дюркгейм в 1918 году | |
Рожденный | Дэвид Эмиль Дюркгейм 15 апреля 1858 г. Эпиналь , Франция |
Умер | 15 ноября 1917 г. Париж , Франция | (59 лет)
Альма-матер | Высшая нормальная школа Университет Фридриха Вильгельма Лейпцигский университет Университет Марбурга |
Известный | Социальный факт Священно-светская дихотомия Коллективное сознание Социальная интеграция Аномия Коллективное вскипание |
Научная карьера | |
Поля | Философия , социология , образование , антропология , религиоведение |
Учреждения | Парижский университет Университет Бордо |
Давид Эмиль Дюркгейм (англ. Французский: [emil dyʁkɛm] или [dyʁkajm] ; 15 апреля 1858 — 15 ноября 1917), профессионально известный просто как Эмиль Дюркгейм , [1] был французским социологом . Дюркгейм формально основал академическую дисциплину социологии и обычно упоминается как один из главных архитекторов современной социальной науки , наряду с Карлом Марксом и Максом Вебером . [2] [3]
Большая часть работ Дюркгейма была посвящена тому, как общества могут сохранить свою целостность и согласованность в современность , эпоху, когда традиционные социальные и религиозные связи гораздо менее универсальны и когда новые социальные институты возникли . Концепция Дюркгейма о научном изучении общества заложила основу для современной социологии, и он использовал такие научные инструменты, как статистика , опросы и исторические наблюдения, в своем анализе самоубийств в католических и протестантских группах.
Первой крупной социологической работой Дюркгейма было «О разделении социального труда» (1893; «Разделение труда в обществе »), за которым в 1895 году последовали «Правила социологического метода» ( «Правила социологического метода» ). Также в 1895 году Дюркгейм основал первую европейскую кафедру социологии и стал первым профессором социологии во Франции. [4] Основополагающая монография Дюркгейма «Суицид» (1897), исследование уровня самоубийств среди католического и протестантского населения, особенно стала пионером современных социальных исследований , помогая отличить социальную науку от психологии и политической философии . В 1898 году он основал журнал L'Année Sociologique . Les formes élémentaires de la vie religieuse (1912; «Элементарные формы религиозной жизни ») представили теорию религии , сравнивая социальную и культурную жизнь аборигенов и современных обществ.
Дюркгейм был глубоко озабочен признанием социологии как законной науки . Уточняя позитивизм , первоначально изложенный Огюстом Контом (1798-1857), он продвигал то, что можно было рассматривать как форму эпистемологического реализма , а также использование гипотетико-дедуктивной модели в социальных науках. Для Дюркгейма социология была наукой об институтах , понимая этот термин в более широком смысле как «убеждения и способы поведения, установленные коллективом » . [5] его целью является обнаружение структурных социальных фактов . Таким образом, Дюркгейм был основным сторонником структурного функционализма , основополагающей точки зрения как в социологии, так и в антропологии . По его мнению, социальные науки должны быть чисто целостными. [я] в том смысле, что социология должна изучать явления, приписываемые обществу в целом, а не ограничиваться изучением конкретных действий отдельных лиц.
Он оставался доминирующей силой во французской интеллектуальной жизни до своей смерти в 1917 году, читая многочисленные лекции и публикуя работы на самые разные темы, включая социологию знания , мораль , социальную стратификацию , религию , право , образование и девиации . Некоторые термины, которые он придумал, такие как « коллективное сознание », теперь используются и непрофессионалами. [6]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и наследие
[ редактировать ]Давид Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в Эпинале , Лотарингия , Франция , в семье Мелани (Исидор) и Моиза Дюркгейма. [7] [8] вошел в длинный род набожных французских евреев . Поскольку его отец, дед и прадед были раввинами , [9] : 1 Молодой Дюркгейм начал свое образование в раввинской школе . Однако в раннем возрасте он сменил школу, решив не идти по стопам своей семьи. [10] [9] : 1 Фактически Дюркгейм вел полностью светскую жизнь, и большая часть его работ была посвящена демонстрации того, что религиозные явления проистекают из социальных, а не божественных факторов. Тем не менее Дюркгейм не порвал связей ни со своей семьей, ни с еврейской общиной. [9] : 1 Фактически многие из его наиболее выдающихся сотрудников и учеников были евреями, а некоторые даже были кровными родственниками. Например, Марсель Мосс , известный социальный антрополог довоенной эпохи, был его племянником. [2]
Образование
[ редактировать ]Будучи не по годам развитым студентом, Дюркгейм поступил в Высшую нормальную школу (ENS) в 1879 году с третьей попытки. [10] [9] : 2 Поступление в тот год было одним из самых блестящих в девятнадцатом веке, поскольку многие из его одноклассников, такие как Жан Жорес и Анри Бергсон , также стали крупными фигурами в интеллектуальной истории Франции. В ENS Дюркгейм учился под руководством Нумы Дени Фюстеля де Куланжа , классика с социально-научным мировоззрением, и написал свою латинскую диссертацию о Монтескье . [11] В то же время он читал Огюста Конта и Герберта Спенсера , благодаря чему Дюркгейм очень рано заинтересовался научным подходом к обществу. [10] Это означало первый из многих конфликтов с французской академической системой , в которой по общественным наукам в то время не было учебной программы . Дюркгейм нашел гуманистические исследования неинтересными, переключив свое внимание с психологии и философии на этику и, в конечном итоге, на социологию . [10] Он получил степень по философии в 1882 году, хотя годом ранее в выпускном классе закончил его предпоследним из-за серьезной болезни. [12]
Возможность Дюркгейма получить важную академическую должность в Париже была ограничена его подходом к обществу. С 1882 по 1887 год преподавал философию в нескольких провинциальных школах. [13] В 1885 году он решил уехать в Германию, где в течение двух лет изучал социологию в университетах Марбурга , Берлина и Лейпцига . [13] Как указывал Дюркгейм в нескольких эссе, именно в Лейпциге он научился ценить ценность эмпиризма и его языка конкретных, сложных вещей, резко контрастирующих с более абстрактными, ясными и простыми идеями картезианского метода . [14] К 1886 году в рамках своей докторской диссертации он завершил проект своей книги «Разделение труда в обществе » и работал над созданием новой науки — социологии. [13]
Академическая карьера
[ редактировать ]
Период Дюркгейма в Германии привел к публикации множества статей по немецкой социальной науке и философии; Особое впечатление на Дюркгейма произвели работы Вильгельма Вундта . [13] Статьи Дюркгейма получили признание во Франции, и в 1887 году он получил должность преподавателя в Университете Бордо , где ему предстояло читать первый университетский курс социальных наук. [13] Его официальное звание было Временным поверенным в курсе социальных наук и педагогики , поэтому он преподавал как педагогику , так и социологию (последняя никогда раньше не преподавалась во Франции). [4] [9] : 3 Назначение ученого-социолога на преимущественно гуманитарный факультет было важным признаком перемен, а также растущей важности и признания социальных наук. [13] С этой позиции Дюркгейм помог реформировать французскую школьную систему , введя изучение социальных наук в ее учебную программу. Однако его противоречивые убеждения в том, что религию и мораль можно объяснить исключительно с точки зрения социального взаимодействия, вызвали у него множество критиков. [ нужна ссылка ]
Также в 1887 году Дюркгейм женился на Луизе Дрейфус . У них было двое детей, Мари и Андре. [4]
1890-е годы были для Дюркгейма периодом выдающихся творческих достижений. [13] В 1893 году он опубликовал «Разделение труда в обществе» , свою докторскую диссертацию и фундаментальное изложение природы человеческого общества и его развития . [9] : х Интерес Дюркгейма к социальным явлениям был вызван политикой. Поражение Франции во франко-прусской войне привело к падению режима Наполеона III , на смену которому затем пришла Третья республика . Это, в свою очередь, привело к негативной реакции на новое светское и республиканское правление, поскольку многие люди считали энергичный националистический подход необходимым для возрождения угасающей власти Франции. Дюркгейм, еврей и стойкий сторонник Третьей республики, симпатизировавший социализму, таким образом, оказался в политическом меньшинстве, и эта ситуация политически активизировала его. Дело Дрейфуса 1894 года только укрепило его активистскую позицию. [15]
В 1895 году он опубликовал «Правила социологического метода» . [13] манифест , в котором говорилось, что такое социология и как ею следует заниматься, и основал первую европейскую кафедру социологии в Университете Бордо . В 1898 году он основал L'Année Sociologique , первый французский журнал по общественным наукам. [13] Его целью было опубликовать и популяризировать работы, число которых к тому времени увеличивалось (это также название использовалось для обозначения группы студентов, разработавших его социологическую программу). В 1897 году он опубликовал «Самоубийство» — тематическое исследование , которое послужило примером того, как социологическая монография могла бы выглядеть . Дюркгейм был одним из пионеров использования количественных методов в криминологии , которые он использовал при изучении самоубийств. [ нужна ссылка ]
К 1902 году Дюркгейм наконец достиг своей цели и занял видное положение в Париже, став заведующим кафедрой образования в Сорбонне . Дюркгейм и раньше стремился занять эту должность, но парижскому факультету потребовалось больше времени, чтобы принять то, что некоторые называли «социологическим империализмом», и включить социальные науки в свою учебную программу. [15] Он стал там профессором (в частности, профессором педагогической науки) в 1906 году, а в 1913 году ему была назначена кафедра «Образования и социологии». [4] [15] Поскольку французские университеты технически являются учреждениями по подготовке учителей средней школы, эта должность дала Дюркгейму значительное влияние — его лекции были единственными, которые были обязательными для всего студенчества. Дюркгейм имел большое влияние на новое поколение учителей; Примерно в то же время он также работал советником Министерства образования . [4] В 1912 году он опубликовал свой последний крупный труд « Элементарные формы религиозной жизни» .
Смерть
[ редактировать ]
Начало Первой мировой войны оказало трагическое влияние на жизнь Дюркгейма. Его левые взгляды всегда были скорее патриотическими, чем интернационалистскими , поскольку он искал светскую, рациональную форму французской жизни. Однако начало войны и последовавшая за ней неизбежная националистическая пропаганда затруднили поддержание этой и без того сложной позиции. Хотя Дюркгейм активно работал над поддержкой своей страны в войне, его нежелание поддаваться упрощенному националистическому рвению (в сочетании с его еврейским происхождением) сделало его естественной мишенью ныне восходящих французских правых . Еще более серьезно то, что поколения студентов, которых обучал Дюркгейм, теперь призывались на службу в армию, многие из них погибали в окопах. [ нужна ссылка ]
Наконец, собственный сын Дюркгейма, Андре, погиб на фронте в декабре 1915 года — потеря, от которой Дюркгейм так и не оправился. [15] [16] Эмоционально опустошенный, Дюркгейм потерял сознание от инсульта в Париже два года спустя, 15 ноября 1917 года. [16] Похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. [17]
Методология
[ редактировать ]
В «Правилах социологического метода» (1895) Дюркгейм выразил желание создать метод , который гарантировал бы подлинно научный характер социологии. Один из поднятых вопросов касается объективности социолога: как можно изучать объект, который с самого начала обуславливает и относится к наблюдателю? Согласно Дюркгейму, наблюдение должно быть настолько беспристрастным и безличным, насколько это возможно, даже несмотря на то, что «совершенно объективное наблюдение» в этом смысле никогда не может быть достигнуто. Социальный факт всегда следует изучать с точки зрения его связи с другими социальными фактами, а не с точки зрения индивида, который его изучает. Поэтому социология должна отдавать предпочтение сравнению, а не изучению единичных независимых фактов. [ii]
Дюркгейм стремился создать один из первых строгих научных подходов к социальным явлениям. Вместе с Гербертом Спенсером он был одним из первых, кто объяснил существование и качество различных частей общества тем, какую функцию они выполняют в поддержании повседневной жизни (т.е. тем, как они заставляют общество «работать»). Спенсера Он также согласился с органической аналогией , сравнивающей общество с живым организмом. [13] Таким образом, его работу иногда считают предшественником функционализма . [10] [18] [19] [20] Дюркгейм также настаивал на том, что общество представляет собой нечто большее, чем просто сумму его частей . [iii] [21]
В отличие от своих современников Фердинанда Тённиса и Макса Вебера , он сосредоточил внимание не на том, что мотивирует действия индивидов (подход, связанный с методологическим индивидуализмом ), а, скорее, на изучении социальных фактов .
Вдохновение
[ редактировать ]Во время учебы в университете ENS Дюркгейм находился под влиянием двух ученых -неокантианцев : Шарля Бернара Ренувье и Эмиля Бутру . [10] Принципы, которые Дюркгейм впитал от них, включали рационализм , научное изучение морали, антиутилитаризм и светское образование . [13] На его методологию повлиял Нума Дени Фюстель де Куланж , сторонник научного метода . [13]
Конт
[ редактировать ]Фундаментальное влияние на мысль Дюркгейма оказал социологический позитивизм Огюста Конта , который эффективно стремился расширить и применить научный метод, найденный в естественных науках, к социальным наукам . [13] По мнению Конта, истинная социальная наука должна подчеркивать эмпирические факты, а также выводить общенаучные законы из взаимосвязи между этими фактами. Было много моментов, по которым Дюркгейм соглашался с позитивистским тезисом:
- Во-первых, он признал, что изучение общества должно быть основано на изучении фактов.
- Во-вторых, как и Конт, он признавал, что единственным действенным руководством к объективному познанию является научный метод.
- В-третьих, он согласился с Контом в том, что социальные науки смогут стать научными только тогда, когда они будут лишены своих метафизических абстракций. [13]
Реализм
[ редактировать ]Вторым влиянием на взгляд Дюркгейма на общество, помимо позитивизма Конта, была эпистемологическая точка зрения, названная социальным реализмом . Хотя он никогда открыто не поддерживал ее, Дюркгейм принял реалистическую точку зрения, чтобы продемонстрировать существование социальных реалий вне индивида и показать, что эти реальности существуют в форме объективных отношений общества. [22] В качестве эпистемологии науки реализм можно определить как точку зрения, которая принимает в качестве центральной отправной точки точку зрения о том, что внешние социальные реальности существуют во внешнем мире и что эти реальности независимы от восприятия их человеком.
Эта точка зрения противостоит другим преобладающим философским взглядам, таким как эмпиризм и позитивизм . Эмпирики, такие как Дэвид Юм , утверждали, что все реальности внешнего мира являются продуктами человеческого чувственного восприятия, поэтому все реальности просто воспринимаются: они не существуют независимо от нашего восприятия и сами по себе не имеют причинной силы. [22] Позитивизм Конта пошел еще дальше, заявив, что научные законы можно вывести из эмпирических наблюдений. Выходя за рамки этого, Дюркгейм утверждал, что социология не только откроет «кажущиеся» законы, но и сможет открыть внутреннюю природу общества.
иудаизм
[ редактировать ]Ученые также спорят о точном влиянии еврейской мысли на творчество Дюркгейма. Ответ остается неопределенным; некоторые ученые утверждали, что мысль Дюркгейма является формой секуляризованной еврейской мысли . [iv] [23] в то время как другие утверждают, что доказать существование прямого влияния еврейской мысли на достижения Дюркгейма сложно или невозможно. [24]
Дюркгейм и теория
[ редактировать ]На протяжении всей своей карьеры Дюркгейма заботили прежде всего три цели. Во-первых, утвердить социологию как новую академическую дисциплину. [15] Во-вторых, проанализировать, как общества могут сохранять свою целостность и сплоченность в современную эпоху, когда больше нельзя предполагать такие вещи, как общее религиозное и этническое происхождение. С этой целью он много писал о влиянии законов, религии, образования и подобных сил на общество и социальную интеграцию . [15] [25] Наконец, Дюркгейма беспокоили практические последствия научных знаний . [15] Важность социальной интеграции выражена во всех работах Дюркгейма: [26] [27]
Ибо если обществу не хватает единства, проистекающего из того факта, что отношения между его частями точно регулируются, то это единство, возникающее в результате гармоничного сочленения его различных функций, обеспечиваемое эффективной дисциплиной, и если, кроме того, обществу не хватает единства, основанного на обязательствах. воли людей к общей цели, то это не более чем куча песка, которую достаточно малейшего толчка или малейшего дуновения рассеять.
- Нравственное воспитание (1925)
Создание социологии
[ редактировать ]Дюркгейм является автором некоторых наиболее программных утверждений о том, что такое социология и как ее следует практиковать. [10] Его заботой было утверждение социологии как науки. [28] Аргументируя место социологии среди других наук, он писал: «Социология, таким образом, не является вспомогательной функцией какой-либо другой науки; она сама по себе является отдельной и автономной наукой». [29]
Чтобы дать социологии место в академическом мире и гарантировать, что она является законной наукой, она должна иметь объект, который ясен и отличен от философии или психологии, а также свою собственную методологию . [15] Он утверждал, что «в каждом обществе существует определенная группа явлений, которую можно отличить от тех, которые изучаются другими естественными науками». [30] : 95
В дебатах Тарда и Дюркгейма в 1903 году «антропологическая точка зрения» Габриэля Тарда была высмеяна и поспешно отвергнута. [ нужна ссылка ]
Фундаментальная цель социологии — открыть структурные « социальные факты ». [15] [31] : 13 Становление социологии как независимой, признанной академической дисциплины является одним из крупнейших и наиболее прочных наследий Дюркгейма. [2] В социологии его работа оказала значительное влияние на структурализм или структурный функционализм . [2] [32]
Социальные факты
[ редактировать ]Социальный факт — это любой способ действия, фиксированный или нет, способный оказать на индивида внешнее принуждение; или, опять же, всякий образ действия, который является общим для данного общества и в то же время существует сам по себе, независимо от своих индивидуальных проявлений.
— Правила социологического метода [31]
Работа Дюркгейма вращалась вокруг изучения социальных фактов - термина, который он ввел для описания явлений, которые существуют сами по себе, не связаны с действиями людей, но оказывают на них принудительное влияние. [33] Дюркгейм утверждал, что социальные факты имеют, sui Generis , независимое существование, большее и более объективное, чем действия индивидов, составляющих общество. [34] Только такие социальные факты могут объяснить наблюдаемые социальные явления. [10] Будучи внешними по отношению к отдельному человеку, социальные факты могут, таким образом, также оказывать принудительную силу на различных людей, составляющих общество, как это иногда можно наблюдать в случае формальных законов и правил, но также и в ситуациях, предполагающих наличие неформальных правил, таких как религиозные ритуалы или семейные нормы. [31] [35] В отличие от фактов, изучаемых в естественных науках , социальный факт, таким образом, относится к определенной категории явлений: «определяющую причину социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не среди состояний индивидуального сознания». [ нужна ссылка ]
Такие факты наделены силой принуждения, благодаря которой они могут контролировать индивидуальное поведение. [35] По мнению Дюркгейма, эти явления нельзя свести к биологическим или психологическим основаниям. [35] Социальные факты могут быть материальными (т. е. физическими объектами) или нематериальными (т. е. значениями, чувствами и т. д.). [34] Хотя последние нельзя увидеть или потрогать, они являются внешними и принудительными, поэтому становятся реальными и приобретают « фактичность ». [34] Физические объекты также могут представлять как материальные, так и нематериальные социальные факты. Например, флаг – это физический социальный факт, который часто связан с различными нематериальными социальными фактами (например, его значением и важностью). [34]
Однако многие социальные факты не имеют материальной формы. [34] Даже самые «индивидуалистические» или «субъективные» явления, такие как любовь, свобода или самоубийство, рассматривались Дюркгеймом как объективные социальные факты. [34] Индивиды, составляющие общество, не являются прямой причиной самоубийства: самоубийство как социальный факт существует независимо в обществе и вызывается другими социальными фактами, такими как правила, регулирующие поведение и групповую привязанность, независимо от того, нравится это человеку или нет. [34] [36] Если человек «покинет» общество, это не меняет того факта , что в этом обществе все еще будут существовать самоубийцы. Самоубийство, как и другие нематериальные социальные факты, существует независимо от воли человека, не может быть устранено и является таким же влиятельным – принудительным – как физические законы, такие как гравитация. [34] Задача социологии, таким образом, состоит в обнаружении качеств и характеристик таких социальных фактов, которые могут быть обнаружены посредством количественного или экспериментального подхода (Дюркгейм широко опирался на статистику ). [v]
Общество, коллективное сознание и культура
[ редактировать ]
Что касается самого общества, как и социальных институтов в целом, Дюркгейм рассматривал его как совокупность социальных фактов. [ нужна ссылка ] Даже больше, чем вопрос «что такое общество», Дюркгейма интересовали ответы на вопросы «как создается общество» и «что скрепляет общество». В «Разделении труда в обществе» Дюркгейм пытается ответить на последний вопрос. [37]
Коллективное сознание
[ редактировать ]Дюркгейм предполагает, что люди по своей сути эгоистичны , в то время как « коллективное сознание » (т.е. нормы , убеждения и ценности ) формирует моральную основу общества, приводящую к социальной интеграции . [38] Поэтому коллективное сознание имеет ключевое значение для общества; это необходимая функция, без которой общество не может выжить. [39] Это сознание порождает общество и скрепляет его, в то время как в то же время индивиды создают коллективное сознание посредством своих взаимодействий. [5] Благодаря коллективному сознанию люди осознают друг друга как социальные существа, а не просто животные. [39]
Совокупность убеждений и чувств, общих для среднестатистических членов общества, образует определенную систему, живущую своей собственной жизнью. Его можно назвать коллективным или общим сознанием. [40]
В частности, эмоциональная часть коллективного сознания преобладает над нашим эгоизмом : поскольку мы эмоционально привязаны к культуре , мы действуем социально, потому что признаем, что это ответственный, моральный способ действия. [41] Ключом к формированию общества является социальное взаимодействие , и Дюркгейм считает, что люди, находясь в группе, неизбежно будут действовать таким образом, чтобы сформироваться общество. [41] [42]
Культура
[ редактировать ]Группы при взаимодействии создают свою собственную культуру и придают ей сильные эмоции, тем самым делая культуру еще одним ключевым социальным фактом. [43] Дюркгейм был одним из первых ученых, столь пристально задумавшихся над вопросом культуры. [32] Дюркгейма интересовало культурное разнообразие и то, как существование разнообразия, тем не менее, не может разрушить общество. На это Дюркгейм ответил, что любое кажущееся культурное разнообразие подавляется более крупной, общей и более обобщенной культурной системой и законом . [44]
В рамках социально-эволюционного подхода Дюркгейм описал эволюцию обществ от механической солидарности к органической солидарности (возникающей из взаимной потребности). [32] [37] [45] [46] По мере того как общества становятся более сложными, эволюционируя от механической солидарности к органической, разделение труда противодействует коллективному сознанию и заменяет его. [37] [47] В более простых обществах люди связаны с другими личными связями и традициями; в более широком современном обществе они связаны друг с другом из-за возросшей зависимости от других в выполнении ими своих специализированных задач, необходимых для выживания современного, очень сложного общества. [37] При механической солидарности люди самодостаточны, интеграция незначительна, поэтому существует необходимость применения силы и репрессий, чтобы сохранить общество вместе. [45] [ нужна ссылка ] Кроме того, в таких обществах у людей гораздо меньше возможностей в жизни. [48] [ нужны разъяснения ] В органической солидарности люди гораздо более интегрированы и взаимозависимы, а специализация и сотрудничество обширны. [45] [ нужна ссылка ] Прогресс от механической солидарности к органической основан, во-первых, на росте населения и увеличении плотности населения , во-вторых, на увеличении «плотности морали» (развитии более сложных социальных взаимодействий ) и, в-третьих, на возрастающей специализации на рабочем месте. [45] Одним из различий между механическими и органическими обществами является функция закона: в механическом обществе закон сосредоточен на карательном аспекте и направлен на укрепление сплоченности сообщества, часто делая наказание публичным и крайним; тогда как в органическом обществе закон фокусируется на возмещении нанесенного ущерба и больше ориентирован на отдельных лиц, чем на сообщество. [49]
Одной из главных особенностей современного органического общества является важность, даже священность , придаваемая понятию — социальному факту — личности . [50] Индивидуум, а не коллектив, становится средоточием прав и обязанностей, центром общественных и частных ритуалов, скрепляющих общество – функция, которую когда-то выполняла религия. [50] Чтобы подчеркнуть важность этой концепции, Дюркгейм говорил о «культе личности»: [51]
Таким образом, моральный индивидуализм, культ личности — это вовсе не тот антагонизм между личностью и обществом, о котором часто заявляют, а фактически продукт самого общества. Именно общество установило его и сделало человека богом, слугой которого он является.
Дюркгейм рассматривал населения плотность и рост как ключевые факторы эволюции общества и наступления современности . [52] По мере увеличения количества людей в данной области увеличивается и количество взаимодействий, и общество становится более сложным. [46] Растущая конкуренция между более многочисленными людьми также приводит к дальнейшему разделению труда. [46] Со временем важность государства, закона и личности возрастает, а роль религии и моральной солидарности снижается. [53]
В другом примере эволюции культуры Дюркгейм указал на моду , хотя в данном случае он отметил более циклическое явление. [54] По мнению Дюркгейма, мода служит для различения низших классов и высших классов , но поскольку низшие классы хотят выглядеть как высшие классы, они в конечном итоге адаптируют моду высшего класса, обесценивая ее и заставляя высший класс перенимать новую моду. [54]
Социальная патология и преступность
[ редактировать ]Что касается общества, Дюркгейм отмечал, что существует несколько возможных патологий , которые могут привести к срыву социальной интеграции и распаду общества: две наиболее важные из них — аномия и принудительное разделение труда ; меньшие включают отсутствие координации и самоубийство. [55] Для Дюркгейма аномия означает отсутствие социальных норм; где слишком быстрый рост населения снижает степень взаимодействия между различными группами, что, в свою очередь, приводит к нарушению взаимопонимания (т.е. норм, ценностей и т. д.). [56] Принудительное разделение труда , с другой стороны, относится к ситуации, в которой те, кто обладает властью, движимые стремлением к прибыли ( жадностью ), приводят к тому, что люди выполняют работу, для которой они не подходят. [57] Такие люди несчастны, и их стремление изменить систему может дестабилизировать общество. [57]
Взгляды Дюркгейма на преступность отличались от общепринятых представлений. Он считал, что преступность «связана с фундаментальными условиями всей общественной жизни » и выполняет социальную функцию. [30] : 101 Он утверждает, что преступление подразумевает «не только то, что остается открытым путь для необходимых изменений, но и то, что в определенных случаях оно непосредственно подготавливает эти изменения». [30] : 101 Исследуя суд над Сократом , он утверждает, что «его преступление, а именно независимость его мысли, оказало услугу не только человечеству, но и его стране», поскольку «оно послужило подготовке новой морали и веры, в которых нуждались афиняне». [30] : 101 Таким образом, его преступление «стало полезной прелюдией к реформам». [30] : 102 В этом смысле он рассматривал преступность как способную снять определенную социальную напряженность и, таким образом, оказать очищающее воздействие на общество. [30] : 101
Авторитет, которым пользуется нравственное сознание, не должен быть чрезмерным; в противном случае никто не осмелился бы его критиковать, и оно слишком легко застыло бы в неизменной форме. Чтобы добиться прогресса, индивидуальная оригинальность должна иметь возможность выразить себя… [даже] оригинальность преступника… также должна быть возможной.
Девиация
[ редактировать ]Дюркгейм считал девиантность важным компонентом функционального общества. [58] Он считал, что девиация имеет три возможных последствия для общества: [58] [59]
- Девиация бросает вызов взглядам и мыслям населения в целом, приводя к социальным изменениям, указывая на недостатки в обществе.
- Отклоняющиеся действия могут поддерживать существующие социальные нормы и убеждения, побуждая население дисциплинировать действующих лиц.
- Реакция на девиантную деятельность может повысить дух товарищества и социальную поддержку среди населения, затронутого этой деятельностью.
Мысли Дюркгейма об отклонениях способствовали созданию теории деформации Роберта Мертона . [58]
Самоубийство
[ редактировать ]В «Самоубийстве» (1897) Дюркгейм исследует различия в уровне самоубийств среди протестантов и католиков, утверждая, что более сильный социальный контроль среди католиков приводит к снижению уровня самоубийств. Согласно Дюркгейму, католическое общество имеет нормальный уровень интеграции , тогда как протестантское общество имеет низкий уровень. В целом Дюркгейм рассматривал самоубийство как социальный факт , объясняя различия в его частоте на макроуровне, рассматривая явления общественного масштаба, такие как отсутствие связей между людьми (групповая привязанность) и отсутствие регуляции поведения, а не чувства и мотивации отдельных людей. . [37] [60]
Дюркгейм считал, что самоубийство — это нечто большее, чем исключительно личные жизненные обстоятельства, такие как потеря работы, развод или банкротство. Вместо этого Дюркгейм объяснил самоубийство симптомом коллективного социального отклонения, такого как алкоголизм или убийство. [61]
Он создал нормативную теорию самоубийства, сосредоточив внимание на условиях групповой жизни. Предложив четыре различных типа самоубийства, которые включают эгоистический , альтруистический , аномический и фаталистический , Дюркгейм начал свою теорию с того, что отложил социальную регуляцию на оси X своей диаграммы, а социальную интеграцию — на оси Y: [61]
- Эгоистическое самоубийство соответствует низкому уровню социальной интеграции. Когда человек плохо интегрирован в социальную группу, это может привести к ощущению, что он не изменил чью-либо жизнь.
- Альтруистическое самоубийство соответствует слишком сильной социальной интеграции. Это происходит, когда группа доминирует в жизни человека до такой степени, что он чувствует себя бессмысленным для общества.
- Аномическое самоубийство происходит, когда у человека недостаточно социального регулирования. Это происходит от социологического термина «аномия» , означающего чувство бесцельности или отчаяния, возникающее из-за неспособности разумно ожидать, что жизнь будет предсказуемой.
- Фаталистическое самоубийство является результатом слишком жесткого социального регулирования. Примером этого может служить ситуация, когда человек изо дня в день следует одному и тому же распорядку дня. Это приводит к убеждению, что ничего хорошего ожидать не стоит. Дюркгейм предположил, что это самая популярная форма самоубийства среди заключенных.
Это исследование широко обсуждалось более поздними учеными, и появилось несколько серьезных критических замечаний. Во-первых, Дюркгейм взял большую часть своих данных у более ранних исследователей, особенно у Адольфа Вагнера и Генри Морселли . [62] которые были гораздо осторожнее в обобщениях на основе собственных данных. Во-вторых, более поздние исследователи обнаружили, что протестантско-католические различия в самоубийствах, по-видимому, ограничивались немецкоязычной Европой и, таким образом, всегда могли быть ложным отражением других факторов. [63] Исследование Дюркгейма о самоубийстве подверглось критике как пример логической ошибки, названной экологической ошибкой . [64] [65] Однако существуют разные точки зрения, действительно ли работа Дюркгейма содержала экологическую ошибку. [66] Более поздние авторы, такие как Берк (2006), также поставили под сомнение микро-макроотношения, лежащие в основе работы Дюркгейма. [67] Некоторые, такие как Инкелес (1959), [68] Джонсон (1965), [69] и Гиббс (1968), [70] утверждали, что единственной целью Дюркгейма было социологическое объяснение самоубийства в целостной перспективе, подчеркивая, что «он намеревался объяснить свою теорию различиями в социальной среде в частоте самоубийств, а не самоубийствами отдельных людей». [71]
Несмотря на свои ограничения, работа Дюркгейма о самоубийстве оказала влияние на сторонников теории контроля и часто упоминается как классическое социологическое исследование. Книга положила начало современным социальным исследованиям и помогла отличить социальные науки от психологии и политической философии . [9] : гл.1
Религия
[ редактировать ]В «Элементарных формах религиозной жизни » (1912) первой целью Дюркгейма было определить социальное происхождение и функцию религии, поскольку он считал, что религия является источником товарищества и солидарности. [37] Его второй целью было выявить связи между определенными религиями в разных культурах, найти общий знаменатель. Он хотел понять эмпирический, социальный аспект религии, общий для всех религий и выходящий за рамки понятий духовности и Бога . [72]
Дюркгейм определял религию как: [73]
«единая система верований и практик относительно священных вещей, т. е. вещей, выделенных и запрещенных, — верований и практик, которые объединяют в одно моральное сообщество, называемое Церковью , всех тех, кто их придерживается».
В этом определении Дюркгейм избегает упоминаний о сверхъестественном или Боге. [74] Дюркгейм отверг более ранние определения Тайлора о том, что религия — это «вера в сверхъестественные существа», обнаружив, что примитивные общества, такие как австралийские аборигены (следуя этнологиям Спенсера и Гиллена, в значительной степени дискредитированных позже), не делили реальность на «естественную» и «сверхъестественную». «сферы», а скорее в сферы «священного» и «профанного», которые не были моральными категориями, поскольку оба могли включать в себя то, что было добром или злом. [75] Дюркгейм утверждает, что у нас остались следующие три концепции: [76]
- Священное ; : идеи и чувства, воспламеняемые зрелищем общества и внушающие трепет, духовную преданность или уважение
- Верования ; и практики : создание эмоционального состояния коллективного кипения , наделение символов священным значением
- Моральное сообщество : группа людей, разделяющих общую моральную философию .
Из этих трех концепций Дюркгейм сосредоточил внимание на священном, [77] [78] отмечая, что это лежит в основе религии: [79] : 322
Это лишь гипостазированные коллективные силы , то есть моральные силы; они состоят из идей и чувств, пробуждаемых в нас зрелищем общества, а не из ощущений, исходящих из физического мира. [мы]
Дюркгейм рассматривал религию как наиболее фундаментальный социальный институт человечества, породивший другие социальные формы. [80] Именно религия дала человечеству сильнейшее чувство коллективного сознания . [81] Дюркгейм рассматривал религию как силу, возникшую в ранних обществах охотников и собирателей , когда коллективные эмоции нарастали в растущих группах, заставляя их действовать по-новому и давая им ощущение некой скрытой силы, движущей ими. [47] Со временем, когда эмоции стали символизироваться, а взаимодействия ритуализироваться, религия стала более организованной, что привело к разделению между священным и мирским. [47] Однако Дюркгейм также считал, что религия становится менее важной, поскольку ее постепенно вытесняют наука и культ личности. [50] [82]
Таким образом, в религии есть нечто вечное, чему суждено пережить все отдельные символы, в которые последовательно облекалась религиозная мысль. [79] : 427
Однако, даже если религия теряла для Дюркгейма свое значение, она все равно закладывала основу современного общества и взаимодействий, которые им управляли. [81] И, несмотря на появление альтернативных сил, Дюркгейм утверждал, что никакой замены силе религии еще не создано. Он выразил свои сомнения по поводу современности, рассматривая современное время как «период перехода и моральной посредственности». [53]
Дюркгейм также утверждал, что наши основные категории понимания мира берут свое начало в религии. [54] Именно религия, пишет Дюркгейм, породила большинство, если не все, другие социальные конструкции, включая общество в целом. [81] Дюркгейм утверждал, что категории производятся обществом и, следовательно, являются коллективным творением. [37] Таким образом, когда люди создают общества, они также создают категории, но в то же время они делают это бессознательно, а категории предшествуют опыту любого человека. [37] Таким образом, Дюркгейм попытался преодолеть разрыв между рассмотрением категорий как созданных на основе человеческого опыта и как логически предшествующих этому опыту. [37] [83] Наше понимание мира формируется социальными фактами ; например, понятие времени определяется путем измерения с помощью календаря , который, в свою очередь, был создан, чтобы позволить нам отслеживать наши общественные собрания и ритуалы; те, в свою очередь, на самом базовом уровне произошли от религии. [81] В конце концов, даже самые логичные и рациональные занятия наукой могут иметь корни в религии. [81] Дюркгейм утверждает, что «Религия породила все, что необходимо в обществе». [81]
В своей работе Дюркгейм сосредоточил внимание на тотемизме — религии аборигенов Австралии и коренных американцев . Дюркгейм считал эту религию самой древней религией и сосредоточил на ней свое внимание, поскольку считал, что ее простота облегчит обсуждение основных элементов религии. [37] [74] При этом он написал: [79] : 220
Теперь тотем является флагом клана. Поэтому естественно, что впечатления, вызываемые кланом в индивидуальном сознании, — впечатления зависимости и возросшей жизненной силы — должны фиксироваться на идее тотема, а не на идее клана: ведь клан — это слишком сложная реальность, чтобы ее можно было представить очевидно, во всем своем сложном единстве, благодаря таким рудиментарным интеллектам.
Работа Дюркгейма по религии подверглась критике со стороны специалистов в этой области как на эмпирических, так и на теоретических основаниях. Самая важная критика исходила от современника Дюркгейма Арнольда ван Геннепа , эксперта по религии и ритуалам, а также по австралийским системам верований. Ван Геннеп утверждал, что взгляды Дюркгейма на примитивные народы и простые общества были «совершенно ошибочными». Ван Геннеп далее утверждал, что Дюркгейм продемонстрировал отсутствие критической позиции по отношению к своим источникам, собранным торговцами и священниками, наивно принимая их правдивость, и что Дюркгейм свободно интерпретировал сомнительные данные. На концептуальном уровне ван Геннеп указал на тенденцию Дюркгейма превращать этнографию в заранее сфабрикованную теоретическую схему. [84]
Несмотря на такую критику, работа Дюркгейма по религии получила широкую похвалу за ее теоретическое понимание, а чьи аргументы и положения, по словам Роберта Алана Джонса, «стимулировали интерес и волнение нескольких поколений социологов, независимо от теоретической «школы» или области специализации. ." [85]
Социология знания
[ редактировать ]Хотя работы Дюркгейма посвящены ряду тем, включая самоубийство, семью , социальные структуры и социальные институты , большая часть его работ посвящена социологии знания .
Публикуя короткие статьи на эту тему в начале своей карьеры, [VII] Окончательное заявление Дюркгейма относительно социологии знания содержится в его выдающемся труде 1912 года « формы Элементарные религиозной жизни» . Целью этой книги является не только выяснение социальных истоков и функций религии, но также социальных истоков и влияния общества на язык и логическое мышление. Дюркгейм работал в основном в рамках Канта и стремился понять, как концепции и категории логического мышления могут возникнуть из социальной жизни. Он утверждал, например, что категории пространства и времени не являются априорными . Скорее, категория пространства зависит от социальной группировки общества и географического использования пространства, а также от социального ритма группы, который определяет наше понимание времени. [86] В этом Дюркгейм стремился объединить элементы рационализма и эмпиризма , утверждая, что определенные аспекты логического мышления, общие для всех людей, действительно существуют, но что они являются продуктами коллективной жизни (что противоречит эмпирическому пониманию tabula rasa , согласно которому категории приобретаются только на основе индивидуального опыта). ), и что они не были универсальными априорно ) , (как утверждал Кант поскольку содержание категорий различалось от общества к обществу. [viii]
Коллективные представления
[ редактировать ]Еще одним ключевым элементом теории познания Дюркгейма, изложенным в «Элементарных формах», является концепция коллективных репрезентаций (« коллективных репрезентаций »). Коллективы репрезентаций — это символы и образы, которые представляют идеи, убеждения и ценности, разработанные коллективом, и не сводятся к отдельным составляющим. Они могут включать в себя слова, лозунги, идеи или любое количество материальных предметов, которые могут служить символом, например крест, камень, храм, перо и т. д. Как уточняет Дюркгейм, коллективные репрезентации создаются в результате интенсивного социального взаимодействия и являются продуктами коллективной деятельности. По существу, эти репрезентации имеют тот особый и несколько противоречивый аспект, что они существуют вне индивида (поскольку они создаются и контролируются не индивидуумом, а обществом в целом), но одновременно внутри каждого индивидуума общества, в силу участия этого человека в жизни общества. [87]
Вероятно, самым важным « коллективным представлением » является язык , который, согласно Дюркгейму, является продуктом коллективного действия. А поскольку язык — это коллективное действие, язык содержит в себе историю накопленных знаний и опыта, которую ни один человек не был бы способен создать самостоятельно: [79] : 435
Если бы понятия были только общими идеями, они не сильно обогатили бы знание, ибо, как мы уже указывали, общее содержит в себе не что иное, как особенное. Но если они прежде всего являются коллективными представлениями, то они добавляют к тому, чему мы можем научиться на собственном личном опыте, всю ту мудрость и науку, которые группа накопила в течение столетий. Мышление понятиями — это не просто видение реальности с ее наиболее общей стороны, но проецирование света на ощущение, которое освещает ее, проникает в нее и преобразует ее.
Таким образом, язык как социальный продукт буквально структурирует и формирует наше восприятие реальности. Этот дискурсивный подход к языку и обществу был развит более поздними французскими философами, такими как Мишель Фуко .
Мораль
[ редактировать ]Действительно, сколько раз оно [преступление] было лишь предвосхищением будущей морали – шагом к тому, что будет!
- Эмиль Дюркгейм, Разделение труда в обществе [88]
Дюркгейм определяет мораль как «систему правил поведения». [89] Его анализ морали сильно отмечен Иммануилом Кантом и его понятием долга. Хотя Дюркгейм находился под влиянием Канта, он резко критиковал аспекты моральной теории последнего и развивал свои собственные позиции.
Дюркгейм соглашается с Кантом в том, что внутри морали есть элемент обязательства, «моральный авторитет, который, проявляясь в некоторых особенно важных для нее предписаниях, придает [моральным правилам] обязательный характер». [51] : 38 Мораль подсказывает нам, как действовать с позиции превосходства. Существует определенная, заранее установленная моральная норма, которой мы должны соответствовать. Именно с этой точки зрения Дюркгейм впервые критикует Канта, утверждая, что моральные обязанности возникают в обществе и не могут быть найдены в какой-то универсальной моральной концепции, такой как категорический императив . Дюркгейм также утверждает, что мораль характеризуется не только этим обязательством, но и тем, чего желает человек. Индивид считает, что, придерживаясь морали, он служит общему Благу , и по этой причине индивид добровольно подчиняется моральным заповедям. [51] : 54
Однако для достижения своих целей мораль должна быть законной в глазах тех, к кому она обращается. Как утверждает Дюркгейм, этот моральный авторитет должен быть сосредоточен прежде всего в религии, поэтому в любой религии можно найти кодекс морали. По Дюркгейму, только общество обладает ресурсами, уважением и силой культивировать в человеке как обязательные, так и желаемые аспекты морали. [51] : 73
Влияние и наследие
[ редактировать ]Дюркгейм оказал важное влияние на развитие антропологии и социологии как дисциплин. В частности, утверждение социологии как независимой, признанной академической дисциплины является одним из крупнейших и наиболее прочных наследий Дюркгейма. [2] В социологии его работы оказали значительное влияние на структурализм или структурный функционализм . [2] [32] Среди ученых, вдохновленных Дюркгеймом, Марсель Мосс , Морис Хальбвакс , Селестин Бугле , Гюстав Бело , Альфред Рэдклифф-Браун , Талкотт Парсонс , Роберт К. Мертон , Жан Пиаже , Клод Леви-Стросс , Фердинанд де Соссюр , Мишель Фуко , Клиффорд Гирц , Питер Бергер. , социальный реформатор Патрик Хуноут и другие. [2]
Совсем недавно Дюркгейм оказал влияние на таких социологов, как Стивен Люкс , Роберт Н. Белла и Пьер Бурдье . Его описание коллективного сознания также глубоко повлияло на Зию Гёкальпа , основателя турецкой социологии. [90] который заменил концепцию общества Дюркгейма нацией. [91] Османской империи Идеолог, который обеспечил интеллектуальное оправдание агрессивных войн и масштабной демографической инженерии , включая геноцид армян , его можно было считать извращенцем идей Дюркгейма. [91] [92] Рэндалл Коллинз разработал теорию того, что он называет цепочками ритуалов взаимодействия , синтез работ Дюркгейма по религии с работами Ирвинга Гоффмана микросоциологии . Сам Гоффман также находился под глубоким влиянием Дюркгейма в разработке порядка взаимодействия .
Помимо социологии, Дюркгейм оказал влияние на философов, в том числе на Анри Бергсона и Эммануэля Левинаса , и его идеи можно неявно идентифицировать в работах некоторых теоретиков- структуралистов 1960-х годов, таких как Ален Бадью , Луи Альтюссер и Мишель Фуко . [ix]
Дюркгейм против Сирла
[ редактировать ]Большая часть работ Дюркгейма остается непризнанной в философии, несмотря на ее прямую актуальность. В качестве доказательства можно обратиться к Джону Сирлу , чья книга « Построение социальной реальности » развивает теорию социальных фактов и коллективных представлений, которую Серл считал знаковой работой, которая позволит преодолеть разрыв между аналитической и континентальной философией . Нил Гросс , однако, демонстрирует, что взгляды Сирла на общество являются более или менее реконструкцией теорий Дюркгейма о социальных фактах, социальных институтах, коллективных представлениях и тому подобном. Таким образом, идеи Сёрла подвергаются той же критике, что и идеи Дюркгейма. [93] Сирл ответил, утверждая, что работы Дюркгейма были хуже, чем он первоначально предполагал, и, признав, что он не читал большую часть работ Дюркгейма: «Поскольку отчет Дюркгейма казался настолько скудным, я больше не читал его работы». [94] Стивен Люкс , однако, ответил на ответ Сирла Гроссу, опровергая, пункт за пунктом, утверждения, которые Серл выдвигает против Дюркгейма, по существу поддерживая аргумент Гросса о том, что работа Сирла имеет большое сходство с работой Дюркгейма. Люкс объясняет непонимание Сирлом работ Дюркгейма тем фактом, что Сирл, попросту говоря, никогда не читал Дюркгейма. [95]
Гилберт про Дюркгейма
[ редактировать ]Маргарет Гилберт , современный британский философ социальных явлений, предложила внимательно и сочувственно прочитать обсуждение Дюркгеймом социальных фактов в главе 1 и предисловиях к «Правилам социологического метода» . В своей книге 1989 года « О социальных фактах » (название которой может представлять собой дань уважения Дюркгейму, намекая на его « faits sociaux ») Гилберт утверждает, что некоторые из его утверждений, которые могут показаться философски несостоятельными, важны и плодотворны. [96]
Избранные произведения
[ редактировать ]- «Вклад Монтескье в становление общественной науки» (1892 г.)
- Разделение труда в обществе (1893 г.)
- Правила социологического метода (1895 г.)
- Самоубийство (1897)
- Запрет инцеста и его истоки (1897 г.), в L'Année Sociologique 1: 1–70.
- Социология и ее научная область (1900), перевод итальянского текста под названием «La sociologia e il suo dominio Scientifico».
- Примитивная классификация (1903 г.), в сотрудничестве с Марселем Моссом.
- Элементарные формы религиозной жизни (1912) [79] [97]
- Кто хотел войны? (1914), в сотрудничестве с Эрнестом Дени
- Германия превыше всего (1915)
Опубликовано посмертно [98] [99]
- Образование и социология (1922)
- Социология и философия (1924)
- Моральное воспитание (1925)
- Социализм (1928)
- Прагматизм и социология (1955)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Первое и самое фундаментальное правило: рассматривайте социальные факты как вещи». (Дюркгейм 1895:14).
- ^ Коллинз (1975) , с. 539: «Дюркгейм был первым, кто серьезно и правильно использовал сравнительный метод в научном смысле».
- ^ Дюркгейм (1960/1892), с. 9: «Наука не может описывать индивидуумов, а только типы. Если человеческие общества не могут быть классифицированы, они должны оставаться недоступными для научного описания».
- ^ Мештрович (1993) , с. 37 : «Хотя Дюркгейм и не стал раввином, он, возможно, трансформировал философские и моральные проблемы своего отца в нечто новое, в свою версию социологии».
- ^ Хассард (1995) , с. 15 : «Самоубийство… действительно является парадигмой позитивизма Дюркгейма: оно остается образцом социологического применения статистики».
- ^ Дюркгейм 1915, с. 322 : «Они не однородны с видимыми вещами, среди которых мы их помещаем. Они вполне могут брать от этих вещей внешние и материальные формы, в которых они представлены, но они не обязаны им своей эффективностью. Они не объединены внешние связи с различными опорами, на которые они опираются; они не имеют там корней, согласно выражению, которое мы уже использовали и которое лучше всего подходит для их характеристики, они присоединяются к ним , поэтому не существует объектов, которые предназначаются для их получения. , исключая всех других; даже самые незначительные и вульгарные могут сделать это случайными обстоятельствами;
- ↑ Например, эссе De quelques образует примитивы классификации (1902), написанное совместно с Марселем Моссом .
- ^ См. Дюркгейм (1912), с. 14–17 , 19–22 .
- ^ Bourdieu & Passeron (1967) , стр. 167–68: «Ибо, говоря в более общем плане, все социальные науки теперь живут в доме дюркгеймизма, как бы без их ведома, потому что они вошли в него задом наперед».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Купец, Жан Хосе. 24 июня 1974 года. « Клод Леви-Стросс: Часть 3 » [интервью]. Архивы 20 века . Монтиньи-сюр-Об: Национальный аудиовизуальный институт (INA). Архивировано . 17 октября 2012 года
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кэлхун (2002) , с. 107
- ^ Ким, Сон Хо (2007). «Макс Вебер». Стэнфордская энциклопедия философии (запись от 21 сентября 2022 г.) http://plato.stanford.edu/entries/weber/ (Проверено 21 июня 2024 г.) - «[...] Вебер известен как главный архитектор современной социальной науки наряду с Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм».
- ^ Jump up to: а б с д и Аллан (2005) , с. 104
- ^ Jump up to: а б Дюркгейм, Эмиль. 1982 [1901]. «Предисловие ко второму изданию». Стр. 34–47 в «Правилах социологического метода» и «Избранных текстах по социологии и ее методу » под редакцией С. Люкса , перевод У. Д. Холлса. Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 978-0-02-907940-9 . п. 45.
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 1993 [1893]. Разделение труда в обществе в переводе Г. Симпсона. Нью-Йорк: Свободная пресса . п. ix.
- ^ Джонс, Роберт Алан. 1986. « Эмиль Дюркгейм: его жизнь и творчество (1858-1917) ». Стр. 12–23 в книге «Эмиль Дюркгейм: введение в четыре основных произведения» . Беверли-Хиллз, Калифорния: Публикации SAGE . – через «Страницы Дюркгейма» , Чикагский университет .
- ^ Тирьакян, Эдвард А. За Дюркгейма: Очерки исторической и культурной социологии . Лондон: Издательство Ashgate . ISBN 9780754671558 . п. 21 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Поджи, Джанфранко. 2000. Дюркгейм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-878087-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кэлхун (2002) , с. 103
- ^ Боттомор и Нисбет (1978) , с. 8
- ^ Люкс (1985) , с. 64
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Кэлхун (2002) , с. 104
- ^ Джонс и Спиро (1995) , с. 149
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кэлхун (2002) , с. 105
- ^ Jump up to: а б Аллан (2005) , с. 105
- ^ Пикеринг (2012) , с. 11
- ^ Хейворд (1960a)
- ^ Хейворд (1960b)
- ^ Томпсон (2002)
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 1960 [1892]. «Вклад Монтескье в развитие социальных наук». В книге Монтескье и Руссо: Предтечи социологии в переводе Р. Манхейма . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета . п. 9.
- ^ Jump up to: а б Моррисон (2006) , с. 152
- ^ Стренски (1997) , стр. 1–2.
- ^ Пикеринг (2001) , с. 79
- ^ Аллан (2005) , с. 102
- ^ Аллан (2005) , с. 136
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 2011 [1925]. Нравственное воспитание , перевод Э. К. Уилсона и Х. Шнурера. Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 9780486424989 . п. 102 .
- ^ Люди (2011) , стр. 97–
- ^ Бринтон и Ни (2001) , стр. 11–
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дюркгейм, Эмиль. 2007 [1895] . « Правила социологического метода ». Стр. 95–102 в «Классической и современной социологической теории: текст и материалы для чтения » под редакцией С. Аппельрута и Л.Д. Эдлса. Таузенд-Оукс, Калифорния: Pine Forge Press . ISBN 978-0-7619-2793-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Аллан (2005) , с. 103
- ^ Аллан (2005) , стр. 105–06
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Аллан (2005) , с. 106
- ^ Jump up to: а б с Дюркгейм, Эмиль. 1994 [1895]. «Социальные факты». Стр. 433–40 в «Чтениях по философии социальных наук » под редакцией М. Мартина и Л. К. Макинтайра . Бостон: MIT Press . ISBN 978-0-262-13296-1 . п. 433–34.
- ^ Аллан (2005) , с. 107
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кэлхун (2002) , с. 106
- ^ Ким, Сон Хо. 2007. « Макс Вебер ». Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 17 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Аллан (2005) , с. 108
- ^ Кеннет Аллан; Кеннет Д. Аллан (2 ноября 2005 г.). Исследования классической социологической теории: взгляд на социальный мир . Пресс Пайн Фордж. п. 108 . ISBN 978-1-4129-0572-5 .
- ^ Jump up to: а б Аллан (2005) , с. 109
- ^ Гуха, Абхиджит (декабрь 2021 г.). «Открытое письмо Эмилю Дюркгейму» . Журнал Антропологического исследования Индии . 70 (2): 256–263. дои : 10.1177/09767479211057745 . S2CID 245132986 .
- ^ Аллан (2005) , с. 110
- ^ Аллан (2005) , стр. 111, 127
- ^ Jump up to: а б с д Штомпка (2002) , с. 500
- ^ Jump up to: а б с Аллан (2005) , с. 125
- ^ Jump up to: а б с Аллан (2005) , с. 137
- ^ Аллан (2005) , с. 123
- ^ Аллан (2005) , стр. 123–24
- ^ Jump up to: а б с Аллан (2005) , стр. 132–33
- ^ Jump up to: а б с д Дюркгейм, Эмиль. 1974 [1953]. Социология и философия , перевод Д. Ф. Покока , с предисловием Дж. Г. Перистиани. Торонто: Свободная пресса . ISBN 978-0-02-908580-6 . LCCN 74--19680 .
- ^ Аллан (2005) , стр. 125, 134
- ^ Jump up to: а б Аллан (2005) , с. 134
- ^ Jump up to: а б с Аллан (2005) , с. 113
- ^ Аллан (2005) , стр. 128, 130
- ^ Аллан (2005) , с. 128, 129, 137
- ^ Jump up to: а б Аллан (2005) , с. 129
- ^ Jump up to: а б с Введение в социологию (2-е изд.). ОпенСтакс. п. 138. ИСБН 978-1-947172-11-1 . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ « 7.2 Объяснение отклонений ». Социология: понимание и изменение социального мира . Библиотеки Университета Миннесоты (2016). ISBN 978-1-946135-24-7 .
- ^ Аллан (2005) , с. 131
- ^ Jump up to: а б Мюллер, Анна С.; Абрутин, Сет; Пескосолидо, Бернис; Дифендорф, Сара (2021). «Социальные корни самоубийства: теория влияния внешнего социального мира на самоубийство и его предотвращение» . Границы в психологии . 12 : 621569. doi : 10.3389/fpsyg.2021.621569 . ISSN 1664-1078 . ПМК 8044307 . ПМИД 33868089 .
- ^ Старк и Бейнбридж (1996) , с. 32
- ^ Папа и Данигелис (1981)
- ^ Фридман, Дэвид А. 2002. Экологическая ошибка . Беркли: Статистический факультет Калифорнийского университета .
- ^ Я выжил (1965)
- ^ ван Поппель и Дэй (1996) , с. 500
- ^ Берк (2006) , стр. 78–79
- ^ Синглы (1959)
- ^ Джонсон (1965)
- ^ Гиббс и Мартин (1958)
- ^ Берк (2006) , с. 60
- ^ Аллан (2005) , стр. 112–15
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 1964 [1915]. Элементарные формы религиозной жизни в переводе Дж. У. Суэйна. Лондон: Джордж Аллен и Анвин . – через Проект Гутенберг (2012). п. 47 .
- ^ Jump up to: а б Аллан (2005) , с. 115
- ^ Палс (2006) , стр. 95–100, 112, 113.
- ^ Аллан (2005) , стр. 116, 118, 120, 137
- ^ Аллан (2005) , с. 116
- ^ Люкс (1985) , с. 25
- ^ Jump up to: а б с д и Дюркгейм, Эмиль. 1964 [1915]. Элементарные формы религиозной жизни в переводе Дж. У. Суэйна. Лондон: Джордж Аллен и Анвин . – через Проект Гутенберг (2012).
- ^ Аллан (2005) , стр. 112–13
- ^ Jump up to: а б с д и ж Аллан (2005) , с. 114
- ^ Аллан (2005) , с. 112
- ^ Маккиннон (2014)
- ^ Томассен (2012)
- ^ Джонс, Роберт Алан. 1986. « Элементарные формы религиозной жизни (1912) ». Стр. 115–55 в книге «Эмиль Дюркгейм: введение в четыре основных произведения» . Беверли-Хиллз, Калифорния: Публикации SAGE . – через «Страницы Дюркгейма» , Чикагский университет . с. 7 «Критические замечания» .
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 2003 [1912]. Элементарные формы религиозной жизни (5-е изд.). Прессы Университетов Франции . п. 628.
- ^ Дюркгейм, Эмиль. (1964). Элементарные формы религиозной жизни. Лондон: Аллен и Анвин.
- ^ Джонс, Т. Энтони (июнь 1981 г.). «Дюркгейм, отклонения и развитие: утерянные и вновь обретенные возможности». Социальные силы . 59 (Специальный выпуск): 1009–1024. дои : 10.2307/2577978 . JSTOR 2577978 .
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 2004. Социология и философия . Париж: Presss Universitaires de France . п. 50.
- ^ Дыхание (2013)
- ^ Jump up to: а б Кизер, Ханс-Лукас (29 апреля 2021 г.). «Основной протофашист Европы? Исторически приближающийся Зия Гёкалп, наставник турецкого национализма» . Мир ислама . 61 (4): 411–447. дои : 10.1163/15700607-61020008 . ISSN 1570-0607 . S2CID 241148959 .
- ^ Смит, Дэвид Норман (1995). «Зия Гёкальп и Эмиль Дюркгейм: социология как апология шовинизма?» . Дюркгеймианские исследования / Etudes Durkheimiennes . 1 :45–50. ISSN 1362-024X . JSTOR 44708513 .
- ^ Гросс (2006)
- ^ Сирл (2006)
- ^ Люкс, Стивен (2007), Цохацидис, Савас Л. (редактор), «Сирл против Дюркгейма» , Интенциональные действия и институциональные факты: очерки социальной онтологии Джона Сирла , Библиотека теории и решений, Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 191– 202, номер домена : 10.1007/978-1-4020-6104-2_9 , ISBN 978-1-4020-6104-2 , получено 5 декабря 2020 г.
- ^ Гилберт, Маргарет . 1989. О социальных фактах . глава 4, с.2.
- ^ Дюркгейм, Эмиль. 1964 [1912]. Элементарные формы религиозной жизни . Лондон: Аллен и Анвин .
- ^ Карлс, Пол. «Эмиль Дюркгейм (1858—1917)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 15 ноября 2017 г.
- ^ Томпсон, Кеннет (2012). Чтения Эмиля Дюркгейма . Рутледж. п. 148. ИСБН 9781134951260 . Проверено 15 ноября 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллан, Кеннет (2005). Исследования классической социологической теории: взгляд на социальный мир . Пресс Пайн Фордж. ISBN 978-1-4129-0572-5 .
- Берк, Бернард Б. (2006). «Макро-микроотношения в анализе эгоистического самоубийства Дюркгейма». Социологическая теория . 24 (1): 58–80. дои : 10.1111/j.0735-2751.2006.00264.x . S2CID 144703762 .
- Боттомор, Том ; Нисбет, Роберт (1978). История социологического анализа . Основные книги. ISBN 978-0-465-03023-1 .
- Бурдье, Пьер ; Пассерон, Жан-Клод (1967). «Социология и философия во Франции с 1945 года: смерть и возрождение философии без субъекта». Социальные исследования . 34 (1): 162–212. JSTOR 40969868 .
- Бринтон, Мэри К.; Ни, Виктор (2001). Новый институционализм в социологии . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-4276-4 .
- Калхун, Крейг Дж. (2002). Классическая социологическая теория . Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-21348-2 .
- Коллинз, Рэндалл (1975). Социология конфликта: на пути к объяснительной науке . Нью-Йорк: Академическая пресса. ISBN 9780121813505 .
- Дюркгейм, Эмиль (1974) [1953]. Социология и философия . Перевод Д.Ф. Покока; с предисловием Дж. Г. Перистиани. Торонто: Свободная пресса. ISBN 978-0-02-908580-6 . LCCN 74-19680 .
- Дюркгейм, Эмиль (1982). «Предисловие ко второму изданию». Правила социологического метода и избранные тексты по социологии и ее методу . Отредактировано с введением Стивена Люкса; перевод У. Д. Холлса. Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 34–47. ISBN 978-0-02-907940-9 .
- Дюркгейм, Эмиль (1994). «Социальные факты». В Мартине, Майкл; Макинтайр, Ли С. (ред.). Чтения по философии социальных наук . Бостон, Массачусетс: MIT Press. стр. 433–440. ISBN 978-0-262-13296-1 .
- Дюркгейм, Эмиль (2007). «Правила социологического метода (1895)» . В Аппельруте, Скотт; Эдлс, Лаура Десфор (ред.). Классическая и современная социологическая теория: текст и материалы для чтения . Таузенд-Оукс, Калифорния: Pine Forge Press. стр. 95–102 . ISBN 978-0-7619-2793-8 .
- Дюркгейм, Эмиль (2009) [1953]. Социология и философия . Возрождение Рутледжа. Перевод Д. Ф. Покока, с предисловием Дж. Г. Перистиани. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-55770-2 .
- Гиббс, Джек П.; Мартин, Уолтер Т. (1958). «Теория интеграции статуса и ее связь с самоубийством». Американский социологический обзор . 23 (2): 140–147. дои : 10.2307/2088997 . JSTOR 2088997 .
- Гросс, Нил (2006). «Комментарий к Сирлу». Антропологическая теория . 6 (1): 45–56. дои : 10.1177/1463499606061734 . S2CID 144798682 .
- Хассард, Джон (1995). Социология и теория организации: позитивизм, парадигмы и постмодерн . Кембриджские исследования в области менеджмента. Том. 20. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-48458-9 .
- Хейворд, JES (1960a). «Солидаристский синдикализм: Дюркгейм и ДюГи, часть I». Социологическое обозрение . 8 (1): 17–36. дои : 10.1111/j.1467-954X.1960.tb02608.x . S2CID 151998089 .
- Хейворд, JES (1960b). «Солидаристский синдикализм: Дюркгейм и ДюГи, часть II». Социологическое обозрение . 8 (2): 185–202. дои : 10.1111/j.1467-954X.1960.tb01034.x . S2CID 144318188 .
- Инкелес, А. (1959). «Личность и социальная структура». В РК Мертон; Л. Брум; Л.С. Коттрелл (ред.). Социологический сегодня . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 249–276.
- Джонсон, Барклай Д. (1965). «Одна из причин самоубийства Дюркгейма». Американский социологический обзор . 30 (6): 875–886. дои : 10.2307/2090966 . JSTOR 2090966 . ПМИД 5846308 . S2CID 43242167 .
- Джонс, Роберт Алан; Спиро, Рэнд Дж. (1995). «Контекстуализация, когнитивная гибкость и гипертекст: конвергенция теории интерпретации, когнитивной психологии и передовых информационных технологий» . В Сьюзан Ли Стар (ред.). Культуры вычислений . Социологические обзоры монографий. Уайли-Блэквелл. ISBN 978-0-631-19282-4 .
- Люкс, Стивен (1985). Эмиль Дюркгейм: его жизнь и творчество, историческое и критическое исследование . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-1283-5 .
- Люкс, Стивен (2007). «Сирл против Дюркгейма» . В Савасе Цохацидисе (ред.). Преднамеренные действия и институциональные факты . Дордрехт: Спрингер. стр. 191–202. дои : 10.1007/978-1-4020-6104-2_9 . ISBN 978-1-4020-6103-5 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Маккиннон, А. (2014). «Элементарные формы метафорической жизни: тропы в работе теории религиозного Дюркгейма» (PDF) . Журнал классической социологии . 14 (2): 203–221. дои : 10.1177/1468795x13494130 . hdl : 2164/3284 . S2CID 144074274 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Мештрович, Степан (1993) [1988]. Эмиль Дюркгейм и реформация социологии . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-8476-7867-9 .
- Моррисон, Кен (2006). Маркс, Дюркгейм, Вебер: Формирования современной социальной мысли (2-е изд.). Лондон: SAGE. ISBN 978-0-7619-7055-2 .
- Нефес, Тюркай Салим (2013). «Адаптация Зией Гёкальпом социологии Эмиля Дюркгейма в его формулировке современной турецкой нации». Международная социология . 28 (3): 335–350. дои : 10.1177/0268580913479811 . S2CID 143694790 .
- Палс, Дэниел Л. (2006). «Общество как священное», Эмиль Дюркгейм. Восемь теорий религии . Издательство Оксфордского университета. стр. 85–117. ISBN 0-19-516570-5 .
- Пикеринг, WSF (2001). «Загадка еврейства Дюркгейма». Критические оценки ведущих социологов . Том. 1. Совместно с Британским центром дюркгеймовских исследований. Рутледж. стр. 62–87. ISBN 978-0-4152-0561-0 .
- Пикеринг, WSF (2012). «Размышления о смерти Эмиля Дюркгейма». В WSF Пикеринг; Массимо Розати (ред.). Страдание и зло: наследие Дюркгейма. Очерки в память 90-летия со дня смерти Дюркгейма (1-е изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк: Berghahn Books. стр. 11–28. ISBN 978-0857456458 .
- Поджи, Джанфранко (2000). Дюркгейм . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-878087-8 .
- Поуп, Уитни; Данигелис, Ник (1981). «Единый закон социологии ». Социальные силы . 60 (2): 496–514. дои : 10.1093/sf/60.2.495 . JSTOR 2578447 .
- Пополо, Дамиан (2011). Новая наука международных отношений: современность, сложность и конфликт в Косово . Издательство Эшгейт. ISBN 978-1-4094-1226-7 .
- Сирл, Джон (2006). «Дюркгейм против Сирла и волны мысли: ответ Гроссу». Антропологическая теория . 6 (1): 57–69. дои : 10.1177/1463499606061735 . S2CID 144144906 .
- Селвин, Ханан К. (1965). Дюркгейма « Самоубийство : дальнейшие мысли о методологической классике» . В Роберте А. Нисбете (ред.). Эмиль Дюркгейм . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. стр. 113–136 .
- Старк, Родни; Бейнбридж, Уильям Симс (1996). Религия, девиации и социальный контроль . Рутледж. ISBN 9780415915298 .
- Стренский, Иван (1997). Дюркгейм и евреи Франции . Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-77735-1 .
- Штомпка, Петр (2002). Социология . Знак. ISBN 978-83-240-0218-4 .
- Томассен, Бьёрн (2012). «Эмиль Дюркгейм между Габриэлем Тардом и Арнольдом ван Геннепом: основополагающие моменты социологии и антропологии». Социальная антропология . 20 (3): 231–249. дои : 10.1111/j.1469-8676.2012.00204.x .
- Томпсон, Кеннет (2002). Эмиль Дюркгейм (2-е изд.). Рутледж. ISBN 978-0-415-28530-8 .
- ван Поппель, Франс; Дэй, Линкольн Х. (1996). «Аттестация теории самоубийства Дюркгейма – без совершения «экологической ошибки» ». Американский социологический обзор . 61 (3): 500–507. дои : 10.2307/2096361 . JSTOR 2096361 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Белла, Роберт Н. (редактор) (1973). Эмиль Дюркгейм: О морали и обществе, Избранные сочинения . Чикаго: Издательство Чикагского университета ( ISBN 978-0-226-17336-8 ).
- Коттеррелл, Роджер (1999). Эмиль Дюркгейм: Закон в сфере морали. Издательство Эдинбургского университета / Издательство Стэнфордского университета ( ISBN 0-8047-3808-4 , ISBN 978-0-8047-3808-8 ).
- Коттеррелл, Роджер (редактор) (2010). Эмиль Дюркгейм: справедливость, мораль и политика. Эшгейт ( ISBN 978-0-7546-2711-1 ).
- Дуглас, Джек Д. (1973). Социальные значения самоубийства. Издательство Принстонского университета ( ISBN 978-0-691-02812-5 ).
- Эйтцен, Стэнли Д. и Максин Бака Зинн (1997). Социальные проблемы (11-е изд.). Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон ( ISBN 0-205-54796-6 ).
- Гидденс, Энтони (редактор) (1972). Эмиль Дюркгейм: Избранные сочинения . Лондон: Издательство Кембриджского университета ( ISBN 0-521-09712-6 , ISBN 978-0-521-09712-3 ).
- Гидденс, Энтони (редактор) (1986). Дюркгейм о политике и государстве . Кембридж: Polity Press ( ISBN 0-7456-0131-6 ).
- Хенслин, Джеймс М. (1996). Основы социологии: практичный подход . Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон ( ISBN 0-205-17480-9 , ISBN 978-0-205-17480-5 ).
- Джонс, Сьюзан Стедман (2001). Переосмысление Дюркгейма . Политика ( ISBN 0-7456-1616-X , ISBN 978-0-7456-1616-2 ).
- Лемерт, Чарльз (2006). Призраки Дюркгейма: культурная логика и социальные вещи . Издательство Кембриджского университета ( ISBN 0-521-84266-2 , ISBN 978-0-521-84266-2 ).
- Леру, Робер, История и социология во Франции. От исторической науки к дюркгеймовской социологии , Париж, Presses Universitaires de France, 1998.
- Локвуд, Дэвид (1992). Солидарность и раскол: «Проблема беспорядка» в дюркгеймовской и марксистской социологии . Оксфорд: Кларендон Пресс ( ISBN 0-19-827717-2 , ISBN 978-0-19-827717-0 ).
- Мационис, Джон Дж. (1991). Социология (3-е изд.). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл. ISBN 0-13-820358-X .
- Осипова, Елена (1989). «Социология Эмиля Дюркгейма» . У Игоря Кона (ред.). История классической социологии . Перевод Х. Кэмпбелла Крейтона. Москва : Прогресс . стр. 206–254. Архивировано из оригинала (DOC, DjVu) 14 мая 2011 года.
- Пикеринг, WSF (2000). Дюркгейм и представления , Рутледж ( ISBN 0-415-19090-8 ).
- Пикеринг, WSF (редактор) (1979). Дюркгейм: Очерки морали и образования , Рутледж и Кеган Пол ( ISBN 0-7100-0321-8 ).
- Пикеринг, WSF (редактор) (1975). Дюркгейм о религии , Рутледж и Кеган Пол ( ISBN 0-7100-8108-1 ).
- Сигел, Ларри Дж (2007). Криминология: теории, закономерности и типологии (7-е изд.) Wadsworth/Thomson Learning ( ISBN 0-495-00572-X , ISBN 978-0-495-00572-8 ).
- Текинер, Дениз (2002). «Немецкие идеалистические основы социологии и телеологии познания Дюркгейма», Теория и наука , III, 1, Интернет-публикация .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ресурсы, связанные с исследованием: BEROSE – Международная энциклопедия истории антропологии . «Дюркгейм, Эмиль (1858-1917)» , Париж, 2015. ( ISSN 2648-2770 )
- Работы Эмиля Дюркгейма в Project Gutenberg
- Работы Эмиля Дюркгейма или о нем в Интернет-архиве
- Работы Эмиля Дюркгейма в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Эмиль Дюркгейм в Керли
- Школа перспективных международных и политических исследований HEI-HEP
- Страницы Дюркгейма (Чикагский университет)
- DD – Цифровой Дюркгейм
- Библиография Дюркгейма (Университет Макмастера). Архивировано 20 октября 2017 г. в Wayback Machine.
- Аннотированная библиография по Дюркгейму и религии (Университет Северной Каролины). Архивировано 9 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- Обзор материала для изучения Эмиля Дюркгейма
- Институт Марселя Мосса в EHESS
- «Эмиль Дюркгейм» . Интернет-энциклопедия философии .
- Эмиль Дюркгейм
- 1858 рождений
- 1917 смертей
- Французские антропологи XIX века
- Французские философы XIX века
- Французские антропологи XX века
- Французские философы XX века
- Антропологи религии
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Выпускники Высшей нормальной школы
- Французские эпистемологи
- Французские агностики
- Французские антропологи
- Французские криминологи
- Французские евреи XIX века
- Французские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Французские социал-демократы
- Французские социологи XIX века
- Французские социологи
- Еврейские агностики
- Еврейские антропологи
- Еврейские социологи
- Выпускники Лейпцигского университета
- Выпускники лицея Луи-ле-Гран
- Метафизики
- Люди из Эпиналя
- Французские философы культуры
- Французские философы образования
- Философы права
- Философы религии
- Позитивисты
- Социальные антропологи
- Социологи девиации
- Социологи образования
- Социологи религии
- Структурный функционализм
- Суицидологи
- Французские социологи XX века