Jump to content

Молинизм

(Перенаправлено с Молинистов )
Луис де Молина , тезка молинизма

Молинизм века XVI , названный в честь испанского богослова-иезуита Луиса де Молины , представляет собой тезис о том, что Бог обладает средним знанием (или scientia media ): знанием контрфактов , особенно контрфактов, касающихся человеческих действий. [ 1 ] Он стремится примирить кажущееся противоречие божественного провидения и свободной воли человека . [ 2 ] : 20  Среди выдающихся современных молинистов — Уильям Лейн Крейг , Альфред Фреддозо , Элвин Плантинга , Майкл Бергманн , Томас Флинт, Кеннет Китли, [ 2 ] Дэйв Армстронг , Джон Д. Лэнг, Тимоти А. Стрэттон, [ 3 ] [ 4 ] Кирк Р. МакГрегор и Дж. П. Морленд .

Божьи виды познания

[ редактировать ]

По словам Кеннета Китли, автора книги «Спасение и суверенитет: молинистский подход», молинисты утверждают, что Бог в совершенстве исполняет Свою волю в жизни по-настоящему свободных созданий посредством использования Своего всеведения . [ 2 ] Молинисты, вслед за самим Луисом де Молиной, представляют знание Бога в последовательности трех логических моментов. Первое — это знание Богом необходимых истин или естественное знание. Эти истины не зависят от воли Бога и не случайны. Это знание включает в себя весь спектр логических возможностей. Примеры включают такие утверждения, как «Все холостяки не женаты» или «X не может быть А и не-А одновременно, одним и тем же образом, в одном и том же месте» или «Возможно, что X получит». Второе называется «средним знанием» и содержит диапазон возможных вещей, которые могли бы произойти при определенных обстоятельствах. Третий вид знания — это свободное знание Бога. Этот тип знания состоит из случайных истин, которые зависят от воли Бога, или истин, которые Бог создает, но Ему не обязательно создавать. Примеры могут включать такие утверждения, как «Бог сотворил землю» или что-то особенное в этом мире, которое Бог осуществил. Это называется «свободным знанием» Бога и оно содержит будущее или то, что произойдет. Между естественным и свободным знанием Бога находится Его среднее знание, благодаря которому Бог знает, что сделали бы Его свободные творения при любых обстоятельствах. [ 2 ] : 31  Это «истины», которые не обязательно должны быть истинными, но они истинны без того, чтобы Бог был их основной причиной. В «Интернет-энциклопедии философии» Джон Д. Лэнг привел пример среднего знания: «Если бы Джону Лэнгу была предоставлена ​​возможность написать статью о среднем знании для Интернет-энциклопедии философии, он бы свободно сделал это». [ 5 ]

Молинисты подкрепили свою точку зрения библейским утверждением Христа в Евангелии от Матфея 11:23 : [ 6 ]

И ты, Капернаум , до неба вознесешься? Вы попадете в Аид . явлены были силы, явленные в вас Ибо если бы в Содоме , то он оставался бы до сего дня.

Молинист утверждает, что в этом примере Бог знает, что бы выбрали Его свободные творения при гипотетических обстоятельствах, а именно, что содомляне отреагировали бы так, как Содом все еще существовал бы во времена Иисуса, учитывая эту гипотетическую ситуацию.

В Евангелии от Матфея 11:23 содержится то, что обычно называют противоречащим тварной свободе. Но контрфактическое знание следует отличать от предвидения , а среднее знание следует отличать от знания Богом контрфактического знания (потому что, например, томисты утверждают, что Бог обладает контрфактическим знанием). Библия содержит множество примеров предвидения, например, Второзаконие 31:16–17 , где Бог говорит Моисею, что израильтяне оставят Бога после освобождения из Египта. [ 7 ] [ нужен неосновной источник ]

Некоторые противники молинизма утверждают, что Божье предвидение и знание контрфактических явлений являются примерами того, что Бог собирается активно осуществить. То есть, когда Христос описывает реакцию содомлян в вышеупомянутом примере, Бог собирался активно добиться того, чтобы они остались до сегодняшнего дня. [ 8 ] Молинисты ответили на это возражение, отметив, что Священное Писание содержит примеры предвидения Богом злых действий. Например, израильтяне, оставившие Бога, или отречение Петра от Христа являются примерами того, что можно было бы назвать явными греховными действиями. Однако, по мнению противников молинизма, Бог активно совершает эти явные греховные действия. По мнению Молиниста, это заблуждение. Чтобы эта версия пророчества была действительной, все пророчества должны быть полностью добрыми и никогда не содержать злых действий; но это не то, во что верят оппоненты. [ нужна ссылка ] Возможно, дело просто в том, что человеческая природа Христа сделала рациональное предсказание указанных действий, как он однажды испытал заранее от Петра, на что тот ответил: « Отойди от меня, сатана ». [ 9 ]

Знание контрфактов

[ редактировать ]

Молинисты верят, что Бог обладает знанием не только необходимых и случайных истин, но также и контрфактических явлений . (Божье знание контрфактуалов часто называют Его средним знанием , хотя технически этот термин шире, чем просто знание контрфактуалов.) Контрфактуал — это утверждение вида: «Если бы было так, что Р, это было бы случае, что Q." Примером может быть: «Если бы Боб был на Таити, он бы свободно предпочел плавать, а не загорать». «Молинист» утверждает, что даже если Боб никогда не бывает на Таити, Бог все равно может знать, пойдет ли Боб купаться или загорать. Молинист полагает, что Бог, используя свое среднее знание и предвидение, обозревал все возможные миры , а затем осуществил конкретный из них. [ нужна ссылка ] Божье среднее знание контрфактов сыграло бы неотъемлемую роль в этом «выборе» конкретного мира.

Молинисты говорят, что логический порядок событий творения был бы следующим:

  1. Естественное знание Богом необходимых истин .
  2. Божье среднее знание (включая контрфактическое ).
    —Сотворение мира—
  3. Свободное знание Бога (действительная онтология мира).

Следовательно, срединное знание Бога играет важную роль в актуализации мира. Фактически, кажется, что среднее знание Богом контрфактических явлений играет более непосредственную роль в восприятии, чем Божье предвидение. Уильям Лейн Крейг указывает, что «без среднего знания Бог оказался бы, так сказать, со знанием будущего, но без какого-либо предварительного логического планирования будущего». [ 10 ] Решающее значение имеет размещение промежуточного знания Бога между знанием Бога о необходимых истинах и творческим указом Бога. Ибо если бы среднее знание Бога существовало после Его указа о творении, тогда Бог активно вызывал бы то, что различные существа будут делать в различных обстоятельствах, и тем самым разрушал бы либертарианскую свободу. Но, ставя среднее знание (и, следовательно, контрфакты ) перед указом творения, Бог допускает свободу в либертарианском смысле. Размещение среднего знания логически после необходимых истин , но перед указом творения, также дает Богу возможность обозреть возможные миры и решить, какой мир реализовать. [ 11 ]

Крейг приводит три причины считать контрфактические утверждения истинными: «Во-первых, нам самим часто кажется, что мы знаем такие истинные контрфактические утверждения. Во-вторых, вполне вероятно, что Закон условно исключенного третьего (LCEM) справедлив для контрфактических утверждений определенной специальной формы, обычно В-третьих, Священное Писание изобилует контрфактическими утверждениями, так что христианский теист, по крайней мере, должен быть привержен истине. определенные контрфакты о свободных, творческих действиях». [ 12 ]

Богословские последствия

[ редактировать ]

Уильям Лейн Крейг называет молинизм «одной из самых плодотворных богословских идей, когда-либо возникших. Поскольку он мог бы служить объяснением не только Божьего знания будущего, но также божественного провидения и предопределения». [ 13 ] При нем Бог сохраняет меру божественного промысла, не препятствуя свободе человечества. Поскольку Бог обладает средним знанием, Он знает, что агент свободно сделал бы в конкретной ситуации. Итак, агент А, если бы он был помещен в обстоятельства C, свободно выбрал бы вариант X вместо варианта Y. Таким образом, если бы Бог хотел осуществить X, все, что Бог сделал бы, это, используя свое среднее знание, реализовал бы мир, в котором А был помещен в C. , и А свободно выбрал бы X. Бог сохраняет элемент провидения, не сводя на нет выбор А, и цель Бога (реализация X) выполнена.

Молинисты также считают, что это может помочь человеку понять спасение . Со времен Августина и Пелагия ведутся споры по вопросу спасения; более конкретно, может ли Бог избрать верующих и верующие по-прежнему свободно приходить к Богу? Протестанты, которые больше склоняются к избранию Бога для спасения и суверенитета, обычно являются кальвинистами , в то время как те, кто больше склоняется к свободному выбору человечества, следуют арминианству . Однако молинисты могут принять как суверенитет Бога, так и свободный выбор человека.

Возьмем, к примеру, спасение Агента А. Бог знает, что если бы Он поместил А в обстоятельства С, то А свободно решил бы поверить во Христа. Итак, Бог реализует мир, в котором происходит С, а затем А свободно верит. Бог все еще сохраняет определенную меру Своего божественного провидения, поскольку Он осуществляет мир, в котором А свободно выбирает. Но А по-прежнему сохраняет свободу в том смысле, что может выбирать любой вариант. Молинизм не утверждает двух противоречивых положений, когда он утверждает и промысл Божий, и свободу человечества. Божье провидение распространяется на реализацию мира, в котором человек может поверить во Христа.

Отличие от кальвинизма и от арминианства

[ редактировать ]

В отличие от кальвинистского акростиха «ТЮЛЬПАН» и арминианских « Пяти статей протеста» , Тимоти Джордж разработал акростих, краткое изложение молинизма, под названием «РОЗЫ»: [ 14 ] [ 2 ]

  • Радикальная развращенность
    • Природа человека радикально испорчена грехопадением.
  • Преодоление благодати
  • Суверенные выборы
    • Божье суверенное избрание людей, предопределенное Его применением среднего знания, чтобы знать, кто ответит Ему с верой. Это вместо безоговорочного избрания , когда Бог избирает людей независимо от их либертарианской свободной воли.
  • Вечная жизнь
    • Возрожденные верующие не отпадут от состояния оправдания.
  • Единственное искупление

Молинизм отличается от кальвинизма тем, что утверждает, что Бог дарует спасение, но у человека есть выбор свободно принять его или отвергнуть (но Бог знает, что, если бы человек оказался в определенной ситуации, он или она не отверг бы ее). Это отличается от кальвинистского двойного предопределения , которое гласит, что спасение человека уже определено Богом, поэтому он или она не может выбрать иное или противиться Божьей благодати.

Оно также отличается от арминианства , поскольку утверждает, что Бог точно знает, как человек отреагировал бы на евангельское послание, если бы оказался в конкретной ситуации.

У молинистов есть внутренние разногласия относительно того, в какой степени они согласны с кальвинизмом: некоторые придерживаются безоговорочных выборов, другие придерживаются условных выборов, а третьи все еще придерживаются выборов, которые частично являются и тем, и другим. Альфред Фреддосо объясняет: «Некоторые молинисты, в том числе Беллармин и Суарес, согласны с баньесианцами в том, что Бог заранее избирает определенных людей к вечной славе и только затем обращается к Своему среднему знанию, чтобы обнаружить, какие благодати гарантируют их спасение. Таким образом, в случае с Петром Бог избрал бы разные благодати, если бы было заранее известно, что те, которые Он действительно избрал, просто достаточны и не эффективны для спасения Петра. Другие молинисты, включая самого Молину, решительно отвергают любое подобное предшествующее абсолютное избрание Петра ко спасению. Вместо этого они настаивают на том, что Бог просто решает создать мир, в котором Он безошибочно предвидит, как Петр будет правильно использовать предоставленные ему сверхъестественные благодати, и только тогда он принимает Петра среди избранных в свете его свободного согласия на эти благодати». [ 16 ] Другие молинисты вообще избегают этой проблемы, придерживаясь взгляда на трансмировое проклятие, идеи о том, что неспасенные в этом мире отвергли бы Христа в любом мире.

Дебаты между иезуитами-молинистами и доминиканцами

[ редактировать ]

В 1581 году разгорелся жаркий спор между иезуитами , пропагандировавшими молинизм, и доминиканцами , имевшими иное понимание предвидения Божия и природы предопределения. В 1597 году папа Климент VIII учредил Congregatio de Auxiliis , комитет, целью которого было урегулировать этот спор. В 1607 году Папа Павел V положил конец ссоре, запретив каждой стороне обвинять другую в ереси, позволив обеим точкам зрения существовать бок о бок в католической церкви.

Другие последствия

[ редактировать ]

Томас Флинт разработал то, что он считает другими последствиями молинизма, включая папскую непогрешимость , пророчество и молитву . [ 17 ] Уильям Лейн Крейг использует молинизм, чтобы согласовать отрывки Священных Писаний, предупреждающие об отступничестве, с отрывками, учение о безопасности верующих. [ 18 ] Крейг также использовал средние знания для объяснения широкого спектра богословских вопросов, таких как божественное провидение. [ 19 ] и предопределение , [ 20 ] библейское вдохновение , [ 21 ] стойкость святых , [ 18 ] и христианский партикуляризм. [ 22 ]

Библейские тексты молинизма

[ редактировать ]

Молинисты часто утверждали, что их позиция является библейской, указывая отрывки, которые, как они понимают, учат среднему знанию Бога. Молина выдвинул следующие три текста: 1 Царств 23:8–14 , Притчи 4:11 и Матфея 11:23 . Другие отрывки, которые используют молинисты: Иезекииль 3:6–7 , Иеремия 38:17–18 , 1 Коринфянам 2:8 , Второзаконие 28:51–57 , Матфея 23:27–32 , Матфея 12:7 , Матфея 24:43 , Луки 16:30–31 и Луки 22:67–68 . [ оригинальное исследование? ] Уильям Лейн Крейг подробно утверждал, что многие утверждения Христа, похоже, указывают на среднее знание. Крейг цитирует следующие отрывки: Матфея 17:27 , Иоанна 21:6 , Иоанна 15:22–24 , Иоанна 18:36 , Луки 4:24–44 и Матфея 26:24 . [ 23 ] Крейг признает, что больше всего эти тексты указывают на то, что Бог обладает контрфактическим знанием. Для того чтобы это знание было средним знанием, оно должно логически предшествовать свободному знанию Бога, чего упомянутые библейские тексты, похоже, не подтверждают и не отрицают. Однако Крейг утверждает, что если бы постановление Бога логически предшествовало Его среднему знанию, это «сделало бы Бога автором греха и уничтожило бы человеческую свободу, поскольку в этом случае именно Бог определяет, какие контрфактические утверждения о свободных действиях творения являются истинными, в том числе контрфакты относительно греховных человеческих решений. Таким образом, у нас есть веские основания полагать, что, если такие контрфактические утверждения сейчас истинны или ложны, они должны были быть такими логически до указа Бога». [ 24 ]

Томас Флинт утверждает, что двумя основами молинизма являются Божье провидение и свобода человека. [ 25 ] Молинизм гармонизирует тексты, обучающие Божьему провидению (например, Деяния 4:28 или Ефесянам 1:11 ), с текстами, подчеркивающими выбор человека (например, Второзаконие 30:19 или Луки 13:34 ).

Молинизм вызывал споры и критику с момента его зарождения в Конкордии Молины. Доминиканский орден, который поддерживал строгий томизм, раскритиковал эту новую доктрину и нашел недостатки в Scientia Media , которая, по их мнению, подразумевает пассивность, противоречащую «Чистому действию». Томисты оспаривали это перед Папами как граничащее с полупелагианством , а после этого в Конгрегации де Ауксилий велись десять лет дебатов .

Возражение против заземления в настоящее время является наиболее обсуждаемым возражением против молинизма и часто считается самым сильным. Аргумент утверждает, что не существует метафизических оснований для истинности контрфактов тварной свободы. Как выразился Хью Дж. Макканн:

«Возможно, самое серьезное возражение против этого состоит в том, что, по-видимому, Бог не может получить такое знание. Знание, как мы видели, — это не просто вопрос представления предложения и правильного убеждения в его истинности. требует обоснования: нужно иметь веские основания для веры. Но какое оправдание может иметь Бог для веры в положения, которые должны составлять среднее знание? Истину сослагательных наклонений свободы нельзя распознать априорно, поскольку они не случайны. Мы не можем допустить, чтобы Бог мог узнать правду о C из моего фактического поведения, то есть, наблюдая, что я действительно принимаю решение в обстоятельствах C. присутствовать на концерте, потому что Бог не мог бы проводить подобные наблюдения, не выяснив также, какие творческие решения Он на самом деле собирается принять, что разрушило бы всю цель среднего знания». [ 26 ]

Таким образом, не существует «создателей истины», которые обосновывают контрфактические утверждения . Противники среднего знания утверждают, что исторический предшественник любого возможного мира не определяет истинность контрфактического для существа, если это существо свободно в либертарианском смысле. в контрфактах тварной свободы (Молинисты, естественно, принимают это, но отрицают, что это влечет за собой отсутствие истинностных ценностей .)

Многие философы и теологи, которые поддерживают возражение об обосновании, предпочитают утверждать, что вместо того, чтобы истинны контрфактические утверждения о свободе, верны вероятные контрфактические утверждения. [ 27 ] [ 28 ] Таким образом, вместо истин следующего рода: «Бог знает, что в обстоятельствах C существо X свободно сделает A», Бог знает истины такого рода: «Бог знает, что в обстоятельствах C существо X, вероятно, сделало бы A». Тем не менее, как отметил Эдвард Виренга, вероятные контрфакты также являются случайными истинами и становятся жертвами того же основополагающего возражения. [ 29 ]

Молинисты отреагировали на вышеупомянутый аргумент двояко. Во-первых, как утверждает Уильям Лейн Крейг , «[для того, чтобы контрфактические утверждения о свободе были истинными, не требуется, чтобы события, к которым они относятся, действительно существовали; все, что требуется, — это то, чтобы они существовали при определенных условиях. " [ 30 ] Идея здесь заключается в том, что если мы представим, что Бог создает множество вселенных во многих измерениях и дает людям либертарианскую свободу воли в различных вселенных и позволяет событиям разворачиваться, у нас не возникнет проблем с обоснованием контрфактов свободы, основанных на событиях в различных вселенных. Но почему Богу нужно было создавать такие вселенные, чтобы знать, как будут разворачиваться события, и не мог ли он сделать основные утверждения о том, как они обернутся?

Дальнейшие возражения на этом этапе приводят ко второй линии ответа. Элвин Плантинга отвечает на возражение об обосновании, говоря: «Мне кажется гораздо яснее, что некоторые контрфактические положения о свободе, по крайней мере, возможно, верны, чем то, что истинность предложений в целом должна быть обоснована таким образом». [ 31 ] Уильям Лейн Крейг продолжает эту тему, указывая на бремя доказывания, которое несет тот, кто возражает против заземления. Основополагающее возражение «утверждает, что не существует истинных контрфактов относительно того, как существа могли бы свободно действовать при любом данном наборе обстоятельств. Это утверждение является не просто якобы подрывающим противником молинизма, а мнимым опровержением победителя. Оно представляет собой смелое и позитивное утверждение и, следовательно, требует подтверждения, превышающего то, которое сопровождает допущение молинистов о том, что существуют истинные контрфакты относительно свободных действий творения» и что «антимолинисты даже не приступили к задаче показать, что контрфакты тварной свободы являются членами набора предложений или утверждений, которые нужны творцы истины, если они хотят быть правдивыми». [ 12 ] Таким образом, противники обоснования должны доказать универсальное отрицание ложности контрфактических представлений о свободе или они должны объяснить свою теорию основы истины и доказать, что эта теория верна.

Разницу во взглядах здесь можно кратко описать следующим образом. По мнению критиков, способ, которым агент сделает свободный выбор, по своей сути не может быть познан без наблюдения за актуализируемым выбором. Возможно, Бог способен наблюдать за этими выборами посредством предвидения, но даже Ему все равно приходится наблюдать за ними, чтобы познать их. Поэтому Бог не может знать, что мы будем делать, если Он не увидит будущее. Позиция молинистов, проиллюстрированная Крейгом в предыдущем абзаце, заключается в том, что 1) для того, чтобы доказать это, требуются потенциально еретические аргументы, относящиеся к ограничению божественного всеведения, и 2) что выбор может быть свободным, но способ, которым агент будет его делать, этот выбор может быть познан отдельно от наблюдения за самим актуализированным выбором (и даже независимо от реализации самого выбора). Критики утверждают, что на самом деле это уже не свободный выбор: если о ком-то известно, что «если бы ей предложили доллар, она бы его взяла», помимо фактического предложения этому человеку доллара, то он не волен взять или не бери этот доллар. Вопрос зависит от того, можно ли по определению свободного выбора знать, какой выбор будет сделан независимо от реализации этого выбора. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Молинизм: современные дебаты . Кеннет Дж. Першик. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2011. С. Введение. ISBN  978-0-19-959062-9 . OCLC   751726095 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б с д и Китли, Кеннет (2010). Спасение и суверенитет: молинистский подход . Нэшвилл: Издательская группа B&H. стр. 16–41. ISBN  978-0-8054-3198-8 .
  3. ^ Страттон, Тим; Эразм, Якобус (01.06.2018). «Простой молинизм: защита двух основных столпов» . Перихорез . 16 (2): 17–29. дои : 10.2478/perc-2018-0008 . ISSN   2284-7308 .
  4. ^ Страттон, Тимоти (2 октября 2020 г.). Человеческая свобода, божественное знание и простой молинизм . Випф и Сток. ISBN  978-1725276116 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  5. ^ Лэнг, Джон Д. «Среднее знание» . Интернет-энциклопедия философии (IEP) . Проверено 17 апреля 2018 г.
  6. ^ Себер, Джордж А.Ф. (2016). Можем ли мы в это поверить?: Доказательства христианства . Юджин ОР: Wipf и Stock. стр. 128–130. ISBN  978-1498289191 . Проверено 17 апреля 2018 г.
  7. ^ Библия также содержит несколько примеров контрфактов, таких как 1 Царств 23: 1–14 и Премудрость Соломона 4:11.
  8. Эту позицию занимает Грегори Бойд , среди прочего, в своей книге «Бог возможного». [ нужна полная цитата ]
  9. ^ Такаши Онуки Иисус в истории и сегодня, 2008 г., 1905679092, стр. 127 «Петр, который, сказав: «Ты Мессия», начал упрекать Иисуса. Упрек Иисуса: «Отойди от меня, сатана!» связано с видением..."
  10. ^ Крейг. Единственный Мудрый Бог . 1999 с. 134.
  11. ^ Крейг, Уильям Лейн (2009). «Взгляд на среднее знание» . В Бейлби, Джеймс К.; Эдди, Пол Р. (ред.). Божественное предвидение: четыре точки зрения . Межвузовская пресса. стр. 119–159. ISBN  978-0-8308-7493-4 .
  12. ^ Jump up to: а б Крейг, Уильям Лейн (2001). л. Петерсон, Майкл (ред.). «Среднее знание, создатели истины и возражение против заземления» . Вера и философия . 18 (3): 337–52. дои : 10.5840/faithphil200118329 . S2CID   170723396 .
  13. ^ Крейг. Единственный Мудрый Бог . 1999 с. 127.
  14. ^ «Что такое молинизм?» . Христианская почта . 17 мая 2018 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
  15. ^ Лэшли, Джеймс Дуглас (22 мая 2013 г.). Кальвинизм, арминианство или другой вариант: хабмайерско-молинистский взгляд на сотериологию . ISBN  978-1490323961 .
  16. ^ Феддосо. «Молинизм» в издании Эдварда Крейга, Философская энциклопедия Routledge (Лондон: Routledge, 1998).
  17. ^ Томас Флинт, Божественное провидение: Отчет о молинистах , страницы 179-250.
  18. ^ Jump up to: а б Крейг, Уильям Лейн (апрель 1991 г.). « Чтобы кто не упал»: точка зрения среднего знания на настойчивость и апостольские предупреждения». Международный журнал философии религии . 29 (2): 65–74. дои : 10.1007/BF00133805 . S2CID   159974214 .
  19. ^ Крейг, Уильям Лейн (19 апреля 2010 г.). «Молинизм против кальвинизма» . Вопрос недели . Разумная вера.
  20. ^ Крейг, Уильям Лейн (20 октября 2008 г.). «Молинизм и божественное избрание» . Вопрос недели . Разумная вера.
  21. ^ Крейг, Уильям Лейн (9 мая 2011 г.). «Молинистский взгляд на библейское вдохновение» . Вопрос недели . Разумная вера.
  22. ^ Крейг, Уильям Лейн. «Среднее знание и христианский партикуляризм» . Христианский партикуляризм . Разумная вера.
  23. ^ Уильям Лейн Крейг. «Точка зрения среднего знания». Божественное предвидение, четыре взгляда. Даунерс Гроув: InterVarsity Press, 2001. 124.
  24. ^ Крейг, Уильям Лейн (2001). л. Петерсон, Майкл (ред.). «Среднее знание, создатели истины и «возражение за заземление» » . Вера и философия . 18 (3): 337–52. дои : 10.5840/faithphil200118329 . S2CID   170723396 .
  25. ^ Томас Флинт, Божественное провидение: Отчет о молинистах , стр. 11.
  26. ^ Макканн, Хью Дж.; Джонсон, Дэниел М. (весна 2017 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). «Божественное провидение» . Стэнфордская энциклопедия философии .
  27. ^ Бойд, Грегори А. (2003). «Неомолинизм и бесконечный разум Бога». Философия Кристи . 5 (1): 187–204. дои : 10.5840/pc20035112 .
  28. ^ Адамс, Роберт Меррихью (1977). «Среднее знание и проблема зла» (PDF) . Американский философский ежеквартальный журнал . 14 (2): 109–17. JSTOR   20009657 .
  29. ^ Виеренга, Эдвард (2001). «Провидение, среднее знание и возражение против заземления». Философия Кристи . 3 (2): 447–457. дои : 10.5840/pc20013242 .
  30. ^ Крейг, Уильям Лейн (1991). Божественное предвидение и человеческая свобода . Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. п. 260.
  31. ^ Элвин Плантинга, «Ответ Роберту Адамсу», в книге Элвина Плантинги, изд. Джеймс Э. Томберлин и Питер Ван Инваген, Профили 5 (Дордрехт: Д. Рейдель, 1985), с. 378.

Ссылки и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ecd0067aaa0458c0e63137b0b4050010__1715565300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/10/ecd0067aaa0458c0e63137b0b4050010.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Molinism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)