Независимый Миньян
Часть серии на |
Евреи и иудаизм |
---|
Независимый миньян -это пролеченное . еврейское поклонение и учебное сообщество, которое развивалось независимо от устоявшихся конфессий и синагоги в организованной еврейской общине Некоторые начались в конце 1990 -х и большинстве с 2000 года, [ 1 ] Хотя некоторые на несколько десятилетий старше. [ 2 ] Эти новые группы часто сочетают в себе приверженность галахе /еврейскому праву с эгалитаризмом и стремятся создать богослужения, где традиционная молитва может стать «духовным опытом». [ 1 ]
Миньян (מנין) - это молитвенный кворум, традиционно требуемый для полной еврейской молитвенной службы.
Номенклатура
[ редактировать ]Некоторые источники относятся к «независимому миньянскому движению», проводя параллель между растущим числом независимого миньянама и прошлым созданием устоявшихся еврейских конфессий (известных как «движения»). Другие отвергают терминологию «движения» и вместо этого относятся к «независимому миньянскому явлению» или просто «независимому миньяниму» без коллективного существительного, потому что независимый миньяним не связан с набором центральных организаций и не разделяют религиозную идеологию. [ 3 ]
Другие все еще относятся к «независимому миньянскому движению», понимая «движение» не в смысле еврейских религиозных движений , а в смысле социальных движений (таких как движение за гражданские права или более тесно параллельно, движение Хавура ); или общественное/культурное движение, такое как движение еврейского общинного центра . [ 4 ] Другие также отвергают это чувство «движения», потому что значение «движения» среди некоторых членов американской еврейской общины слишком сильно связано с его использованием в отношении «конфессий» (факт, который привел к путанице в случае Движение Хавура), и потому, что независимый миньяним возникает по ряду разных причин, так что не все можно отнести к одному и тому же «движению».
Некоторые (см. «Исследование духовных сообществ 2007 года», ниже), утверждают, что включить независимую миньянскую модель как подкатегорию более широкого «еврейского» феномена (названного в честь параллельного движения в христианской церкви). "Evelying Emergent" включает в себя как независимое миньянское движение [ 5 ] и так называемые сообщества "возглавляемые рабби, такие как Икар и Кавана .
Независимое миньянское явление
[ редактировать ]Ученые религии очень внимательно изучают развитие этих местных собраний, большинство из которых находятся в местах, отличных от синагог, хотя некоторые используют пространство синагоги, сохраняя при этом отдельное лидерство и организационные структуры. Некоторые лидеры синагоги и еврейской общины занимают негативную позицию в отношении этого развития, рассматривая новые группы как угрозу для обычной организации синагоги и еврейской общины. [ 6 ]
С другой стороны, есть те, кто считает эту тенденцию чрезвычайно позитивной, и в конечном итоге приведет к новым подходам к религии и духовности в современной еврейской общине: «триумфальная история дневного обучения и эгалитаризма». [ 7 ] Джек Вертхаймер , профессор еврейской истории в еврейской богословской семинарии Америки, написал это:
Для некоторых, кто придерживается более длительного взгляда, независимый миньяним, похоже, напоминает о движении Хавура 1970-х годов, когда число молодых американских евреев отвергало пригородные синагоги своих родителей в пользу собраний в небольших группах для изучения, молитвы и общины. Комментируя параллели между тогда и сейчас, ученый Рив-Эллен Prell также подчеркнул различия. Одна существенная разница - это более высокий уровень беглости евреев и иврита, который сам по себе является свидетельством инвестиций организованного сообщества в интенсивное еврейское образование за последние два десятилетия. Исторический момент также отличается; Члены сегодняшнего независимого миньянима являются не контркультурными типами в восстании против своих родителей или преданными разбиванию существующих учреждений, а поколением, которое одновременно самодостаточно и открыто для компромисса. Примером более нового духа является обязательство DC Minyan отдельно расстоянию, нарушение принципа строгого сексуального эгалитаризма, который поддерживается ради размещения разнообразного населения группы. В настоящий момент плюрализм ценится по чистоте. [ 7 ]
Характеристики
[ редактировать ]В 2009 году раввин Эли Каунфер , исполнительный директор Mechon Hadar и Rosh Yeshiva (раввинский декан) из Йешивата Хадара, определил «независимый миньян» как собрание в общине три требования: (1) под руководством добровольцев и организовано без платного духовенства; (2) нет деноминации/принадлежности к движению; и (3) основано в предыдущие 10 лет. [ 1 ] Каунфер добавляет цель «духовной молитвы» в этот список, отмечая, что он сам часто испытывал богослужения больше как «общинный опыт», чем как «духовный». [ 8 ]
Каунфер отмечает, что Кехилат Хадар начался в Нью -Йорке в результате ряда молодых евреев, которые «искали новые способы подключиться к сущности своей религии и традиций», но вместо того, чтобы стать «просто местным миньян», «Это Стал моделью религиозного сообщества на низовом уровне, которая значительно распространилась по всей территории Соединенных Штатов и Израиля. [ 1 ] Статья о Кол Зимре , еще одной независимой миньяне на Верхнем Вестсайде Нью -Йорка, названа многими из новых независимых миньянов «частью того, что некоторые называли еврейским духовным возрождением, с его акцентом на личную духовность и связь с божественным». [ 9 ]
Каунфер подчеркивает, что слово «независимое» означает, что многие из этих групп развивались независимо с точки зрения добровольцев, собирающихся вместе, чтобы создать и вести его, но - в согласии с оценкой Вертхеймера этих миньянимов - они не стремятся быть независимыми Большая еврейская община с точки зрения их видения или самоидентификации. «Совершенно наоборот, - говорит он, - они видят, что они заполняют необходимость не удовлетворить существующие учреждения, а действуют на более крупной еврейской карте, а не за пределами или против этого». [ 1 ]
По его мнению, это явление, представленное все большим количеством независимых миньянов (иврит: minyanim) как на национальной, так и на международной сцене, несет важное сообщение для лидеров еврейской общины:
Среди американских евреев существует значительный спрос на осмысленную, занятую еврейскую жизнь. Существует соблазн предположить, что евреи - особенно молодые люди - интересуются только взаимодействием на поверхностном уровне с еврейской культурой: шутки, бублики, одиночные события. Что -нибудь сложное, глубокое или удачное религию может отпугнуть людей. Это просто не тот случай. Евреи в поисках смысла и взаимодействия, и они заинтересованы в мудрости собственного наследия. Они могут не обнаружить, что участие в существующих учреждениях, но это не означает, что они не ищут этого. Они ищут больше, чем класс; Они хотят построить реальное сообщество. Они хотят субстанции, и они хотят, чтобы навыки владели своей еврейской жизнью. [ 1 ]
Такие эксперты, как Джонатан Сарна , профессор американской еврейской истории в Университете Брандейса, согласны с тем, что ценности, которые участники привносят в эти группы, могут добавить новое видение сообществу:
Это интересное сочетание между эгалитарными, плюралистическими, инклюзивными ценностями, поступающих слева, и ценностями обучения и соблюдения, поступающих справа. Они делают новый синтез этих традиционных и современных ценностей, которых мы раньше не видели. [ 10 ]
Ари Келман, профессор американских исследований в Калифорнийском университете в Дэвисе, предсказывает, что «они окажут огромное влияние, потому что мы живем в момент, когда конфессии действительно не очень успешны, особенно с этими 20- и и 30-летние. " [ 10 ]
2007 г. Духовные сообщества изучение
[ редактировать ]В 2007 году из ивритского союза колледжа социолог Стивен Коэн провел опрос от имени Института исследований синагоги S3K и Mechon Hadar. [ 11 ] Основываясь на 1354 ответах на онлайн-анкету , исследование, в соавторстве Шона Ландреса , Эли Каунфер и Мишель Шейн, показало, что социальные сети, а не институциональные структуры, была основным способом распространяться информация о независимых миньянах. Дополнительные выводы включали тот факт, что участники, которые у большинства участников имели одно дневное школьное образование или опыт работы в еврейских летних лагерях, или организации колледжа, таких как Hillel; 40% выросли в консервативном движении; Большинство из них не состояли в браке и до 40 лет; треть были мужчины и две трети женщины; и большинство из них были «удобными на иврите». Более половины респондентов провели более четырех месяцев в Израиле. Кроме того, большинство посещали службы не реже одного раза в месяц, и две трети молились с более чем одной общиной. [ 11 ]
С точки зрения принадлежности к одному из религиозных движений в иудаизме, исследование показало, что:
Многие миньянские участники, выращивающие православных или консервативных, все еще идентифицируют себя как таковые, даже если сам Миньян не является институционально. Но практически все те, кто был поднят реформу, больше не отождествляется с этим религиозным потоком: менее 3% тех, кто связан с независимым миньянимом, считают себя реформированными евреями. [ 11 ]
Несмотря на то, что результаты исследования подлежат интерпретации, ясно, что большинство участников независимых миньянимов получили выгоду от учреждений и программ организованной еврейской общины, но теперь стремятся добавить что -то новое:
Вы можете рассматривать рост независимого миньянима как доказательства неудачи или успеха устоявшейся американской еврейской общины по поддержанию участия следующего поколения. Эти усилия включают в себя расширение еврейских дневных школ, движения на кампусе для еврейских студентов и программ в Израиле для молодых евреев. Независимые члены Миньян, гораздо больше, чем другие американские евреи, являются выпускниками всех этих программ. Исследование 2007 года показало, что более половины провели четыре месяца или более в Израиле на один визит - на превышении доли для более широкой еврейской общины. И все же они не нашли свое место в установленных синагогах. Они, скорее всего, скажут, что они «негеноминационные» - обычно термин, как правило, и ошибочно считается, что кто -то отходит от иудаизма. Вместо этого они создали традиционный иудаизм с анархическим акцентом, в котором участники ожидают, что раввины будут учить их, но не будут руководить своими услугами или быть религиозными на своем месте. [ 12 ]
Также ясно, что участники миньянов поддерживают идею еврейской общины в Соединенных Штатах и за рубежом, но думают сами. Так, например, исследование показало, что большинство чувствовали себя «очень эмоционально привязанными к Израилю», но только меньшинство ответило «да» на вопрос о том, гордятся ли они «всегда» Израиль. [ 12 ]
Традиция и эгалитаризм
[ редактировать ]
Многие независимые миньяним ищут подходы в рамках традиционного еврейского законодательства как основу эгалитаризма и расширенную роль женщин как в богослужении, так и в структуре руководства. Кехилат Шира Хадаша из Иерусалима считается первой еврейской общиной, которая вынесет мнение современного ортодоксального раввина Менделя Шапиро , чья «Qeri'at Ha-Torah женщинам: анализ галахического», », [ 13 ] цитирует и объясняет некоторые прецеденты, позволяющие женщинам читать из Торы. (У некоторых миньяним, как лидер Миньян , также в Иерусалиме, была аналогичная практика с 1990 -х годов, прежде чем было выпущено мнение раввина Шапиро.)
Еще один современный православный раввин, чьи сочинения часто цитируются миниманами, как Шира Хадаша, - это Даниэль Спербер . Как и Шапиро, Спербер утверждает в «Конгрегационном достоинстве и человеческом достоинстве: женщины и публичное чтение Торы» [ 14 ] что многие прошлые мнения признали, что существует религиозная юридическая поддержка для возросшего участия женщин, но что это участие не было разрешено, потому что оно считалось в социальных/социологических терминах как «оскорбление конгрегации» (иврит: кевод ха-Тибур ) Основываясь на изменениях в обществе - по крайней мере, в контексте сообществ, которые составляют какой -то конкретный миньяним - раббис, такие как Шапиро и Спербер, поддерживают такое участие, которое больше не является оскорблением для участников. Кроме того, Спербер утверждает, что человеческое достоинство (иврит: Kevod Ha Beriyot ) должно быть признано ценностью, которая должна стимулировать изменения в участии женщин в услугах. [ 15 ]
В то время как позиции раввинов, таких как Шапиро и Спербер, подверглись критике со стороны некоторых других, Шапиро отвечает, что «среди евреев были споры на протяжении всех поколений». [ 16 ] Шапиро, который сам молится в Шире Хадаше, добавляет: «Это синагога, когда прихожаны - люди, которые заинтересованы в религиозном развитии. Мы не хотим никому причинять вред, и мы не хотим, чтобы другие причиняли нам вред». [ 16 ]
В дополнение к его раннему использованию мнений, подобных мнениям Шапиро и Спербер, Шира Хадаша также общепризнан как первый независимый миньян, который придумал гибрид традиций и эгалитаризма, который добавляет к требованию кворума молитвы десяти человек. Десять женщин. [ 17 ] Сегодня многие другие независимые миньяним также следуют этому подходу. [ 18 ] Например, австралийская община Шира Мельбурн отмечает на своем веб -сайте, что она «смоделирована в сообществе Шира Хадаша в Иерусалиме». [ 19 ] Один Лос -Анджелес Миньян, который также отмечает, что он «смоделирован после Ширы Хадаши в Иерусалиме», берет свое имя из этой практики, назвав себя «десять и десять миньян». [ 20 ] Некоторые другие миньяним, такие как Мигдалор, признают, что они «борются» с концепцией, но иногда считают непрактичным реализацией.
Хотя независимый миньяним действительно действует независимо и не разделяет формальную «движущуюся» структуру, между этими сообществами существуют сильные неформальные связи. Таким образом, многие группы цитируют другие как модели, учится и даже моделируя себя за другими:
Основатели этих независимых миньянов все научились друг у друга. Действительно, большинство знают друг друга через такие сети, как организация выпускников Dorot Fellowship, и поделились идеями и вдохновением. Основатель DC Minyan Джессика Либерман явно взял Хадэра в качестве модели. Основатель Tiferet Эван Хохберг сказал, что он и его соучредители «были вдохновлены Дарчеи Ноамом и Широй Хадашей в Иерусалиме. Мы хотели создать безопасное пространство для того, чтобы люди были православными и феминистками в то же время». [ 9 ]
В конечном счете, лидеры многих из этих групп видят приверженность традициям с одной стороны, а также эгалитаризму (или феминизма), с другой, как «основные ценности» видения, которое дает их общину фонд - хотя отдельные участники и индивидуальные Конгрегации занимают разные позиции на то, как должны пересекаться эти значения ». Например, веб -сайт Миньяна Наале в Денвере, штат Колорадо, объясняет:
В Миньяне На'Але вы можете ожидать традиционного и полного давенирования, который проводится в основном на иврите. Мы полностью лежали и не имеем официального раввина или принадлежности с конкретным движением. Наша служба в пятницу вечером совершенно эгалитарно, когда мужчины и женщины сидят вместе, в то время как Shabbat Morning и некоторые другие наши услуги (Shavuot и Kol Nidrei) проводятся в православном эгалитарном стиле (женщины лидируют, но не все, части служения и сидения разделены полом). Почему мы проводим услуги по -разному в разное время? Потому что приверженность традициям и эгалитаризму является для нас основными ценностями, а также потому, что члены нашего сообщества имеют разные мнения о том, как эти ценности должны пересекаться. [ 21 ]
В статье о Миньян Шивиони в районе Бака Иерусалима описывается, как разрешение этих «разных мнений» часто приводит к процессу борьбы среди участников, что нелегко, но цель - «общий консенсус»:
Поскольку Миньян Шивиони ориентируется на процесс становления более эгалитарным, каждое решение начинается с открытого общинного обучения по теме обсуждения. С этого момента существует последующее наблюдение за электронными письмами, распространяя обсуждаемые традиционные источники, которые приводят к более идеологическим и ориентированным на ценность миссии. Тогда есть голос. «Существует общая культура и атмосфера, хотя между разными людьми в Миньяне существуют большие пробелы»,-сказал [соучредитель Яир] Фурстенбург [соучредитель Яир]. «Люди придают различный вес разным элементам - значениям, обычавым, традиционным юридическим текстам, атмосферу». [ 22 ]
Один новый термин, используемый для описания синтеза традиционного еврейского закона и равного участия мужчинами и женщинами, является «галахическим эгалитарным». [ 23 ]
В дополнение к «основным ценностям», таким как галаха и эгалитаризм, некоторые общины, такие как Дарчеи Ноам в Модиине , Израиль, добавляют «приверженность социальной справедливости» - концепция, которая, по мнению многих участников, включает эгалитаризм, но не ограничивается это. [ 24 ]
Проект Миньян
[ редактировать ]В общей рубрике независимого миньянского явления, описанного такими экспертами, как Wertheimer, Kaunfer, Sarna, Kelman и другие, которые изучают его, многие независимые миниманамные работают в качестве активных участников в проекте Minyan , международные усилия по поддержке общителей, подготовленных минимальными Под руководством нью -йоркского мехонского хадара, учреждения, которое развивалось в результате роста Кехилата Хадара.
Он «предназначен для обеспечения возможностей ярких молитвенных сообществ», предлагая один на один консалтинг, включая ресурсы и советы по стратегическому планированию, лидерам групп округа. Кроме того, он предлагает как онлайн, так и традиционные занятия и курсы. В ноябре 2008 года она способствовала трехдневной конференции по лидерству для более чем 90 представителей из 32 сообществ для создания системы сетевой и взаимной поддержки, чтобы поделиться лучшими практиками, извлеченными уроками и определения текущих и предстоящих вопросов. Он также провел однодневный публичный форум в Университете Брандейса , который привлек 120 представителей из обычных еврейских учреждений и включал в себя основное выступление в дополнение к восьми панельным дискуссиям с участием ученых, еврейских специалистов и руководителей поклонения сообществам. Мехон Хадар организовал еще одну конференцию в апреле 2010 года, которая включала в себя сессии по таким вопросам, как «построение поющего сообщества», «расширение концепции» эгалитаризма, «теория и практика» плюрализма, «расширение прав и возможностей» существующих сообществ, а также вызовы и вознаграждения удержания одновременного множественного богослужения в условиях синагоги. [ 25 ]
В рамках этих продолжающихся усилий проект Minyan разработал «галахический аналитический центр», чтобы предоставить форум для обсуждения и руководства по «важнейшим халахическим вопросам, с которыми сталкиваются ... растущие сообщества, включая пол, кашрут, определение отношений и границ с не -Вейский мир ... [и] навигация на разные уровни соблюдения с еврейской общиной ». [ 25 ]
Партнерство Минианам
[ редактировать ]В то время как многие независимые миньяним не отождествляют себя ни с одним из еврейских религиозных движений , партнерство Миньян - это термин, используемый еврейским ортодоксальным феминистским альянсом (JOFA), чтобы описать тех, кто стремится расширить руководящую роль женщин, все еще идентифицируя себя как часть современного православного сообщества, в рамках общей рубрики православного иудаизма .
В 2008 году члены JOFA обратились к двум кандидатам доктора философии в Новой Англии , которые работали в качестве консультантов по ряду Minyanim, с рекомендацией создать руководство, чтобы помочь таким группам, как партнерство Minyanim. [ 26 ] В 2008 году «Руководство для« халахического миньяна » было опубликовано . Руководство предназначено для того, чтобы помочь Миньяниму в поисках галахического оправдания для расширения женщин на руководящих должностях в разных областях службы и по-разному, независимо от того, является ли полным эгалитаризмом, равными ролями, является частью самоуправленного видения Миньяна или нет: » В то время как многие ... Минианам стремится расширить участие женщин на женщин, что позволяет галахе, они ни в коем случае не являются эгалитарными - отсюда и фраза «халахический миньян» в названии гида, а не «эгалитарный миньян». [ 27 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон Речь Эли Каунфер, 9 ноября 2009 г., в Альянсе по продолжению раввинного образования (ACRE). Архивированный 2011-05-24 на машине Wayback
- ^ "Дом" . NewtonCentreminyan.org .
- ^ Еврея , 14 декабря 2008 г., "Независимая конференция Миньян, закрывающая пленарное заседание"
- ^ [ «О ассоциации JCC» . Архивировано из оригинала 2011-01-04 . Получено 2014-01-06 . «О ассоциации JCC», которая включает в себя описание «Движения JCC», начиная с 1854 года, с открытием первой еврейской ассоциации молодых людей .
- ^ «Отключенные традиционными службами, молодые евреи образуют новые молитвенные группы». Еврейское телеграфное агентство, 12 сентября 2006 г.
- ^ «Тяжелая традиция, молодые евреи поклоняются своим условиям», New York Times, 28 ноября 2007 г.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джек Вертхаймер, «Жизненные знаки: миньян растет в Вашингтоне, округ Колумбия», ежедневные еврейские идеи, 29 апреля 2010 г. Архивировано 3 мая 2010 г., на машине Wayback
- ^ « Серьезно относитесь к своей еврейской жизни: интервью с Эли Каунфером,« Еврейская неделя Нью -Йорка, 7 апреля 2010 года » . Архивировано из оригинала 13 апреля 2010 года . Получено 26 мая 2010 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джей Майклсон, «Собственная молитвенная группа: Кол Зимра и другие миньяны с самостоятельными, объединяют независимую мысль», форвард, 14 ноября 2003 года.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Джеккелин Л. Салан, «Новый иудаизм», Вашингтон пост , 6 июня,
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Сью Фишкофф, «Первое исследование независимых миньянов: молодых евреев, молящихся на собственных условиях», JTA, 30 ноября 2007 г.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Гершом Горемберг, «Свежий взгляд на еврейскую веру: новое сообщество американского иудаизма охватывает религиозный традиционализм и социальное либерализм», американская перспектива, 12 марта 2010 года.
- ^ Мендель Шапира, «Квиат Торе женщинами:
- ^ Спербер, Даниэль (2002). «Конгрегационное достоинство и человеческое достоинство: женщины и публичное чтение Торы» (PDF) . Edah Journal . 3 (2).
- ^ Edah Journal, 1: 2, 2001.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Нета Села, «Бойся за права женщин на молитву: Иерусалимская синагога« Шира Хадаша »сталкивается с противоречием после того, как позволил женщинам присоединиться к Миньяну», еврейская сцена Израиля, 14 июня 2006 года.
- ^ «Сайт Шира Хадаша» . Архивировано из оригинала 2010-01-27 . Получено 2010-05-27 .
- ^ «Шира Хадаша, о.com» . Архивировано из оригинала на 2009-11-04 . Получено 2010-05-27 .
- ^ Шира Мельбурн Сайт.
- ^ Десять и десять миньян.
- ^ Миньян Наалех: «Что ожидать».
- ^ « Миньяны из народа: рост общин, подлежащих мирян,« Настоящее время, 21 августа 2009 г. » . Архивировано с оригинала 27 июля 2011 года . Получено 27 мая 2010 года .
- ^ Кембридж Миньян Сайт: «Миссия».
- ^ DARCHEI NOAM Веб -сайт: Православное эгалитарное сообщество в Модиине.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Веб-сайт Mechon Hadar , Minyan Project Archived 2010-05-14 на The Wayback Machine
- ^ «Новое руководство для галахии и эгалитаристов, ynet.news, 2 октября 2008 г.
- ^ «Первое руководство по инклюзивным молитвенным службам опубликовано» , «Иерусалимский пост» , 19 февраля 2008 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список частичной информации о независимых Minyanim Worldwide.
- Google Doc Table Independent Minyanim , который можно обновить здесь
- Компиляция информации о независимых миньянах в США
- Записи выбранных сессий на конференциях проектов Minyan .
- «Синтез за пределами синагоги», The Washington Post, 29 апреля 2009 г.
- «Православные расцвета в округе, традиционные предложения растут, как и названия», Еврейская неделя Вашингтона, 3 марта 2005 года.
- «Любой старый Шул не сделает для молодых и крутых: пост-бумеры имеют свой путь в Spate of New Mayos Groups», 10 апреля 2001 года.
- «Независимый миньяним быстро растет, и еврейский мир замечает», JTA, 11 ноября 2008 года.
- «Партнерство Minyanim: Православие на краю (или, может быть, даже немного больше)», Еврейский голос и мнение, июль 2007 года.
- Обзор книги: «Уполномоченный иудаизм: как независимый Миньянам может научить нас о создании ярких еврейских общин», раввин Эли Каунфер. Архивированный 2011-02-08 на машине Wayback
- Список дополнительных показаний, некоторые с интернет -ссылками на тексты.
- Synagogue3000: Рабочая группа по возникающим священным сообществам.
- Даниэль Спербер, « Дружественная халаха и дружелюбный Посек», Edah Journal 5: 2, 2006: статья, в которой утверждается, что современные раввины и халахические решения должны пересмотреть то, как они используют, чтобы принимать религиозные решения.
- «Эгалитаризм, Тефилла и Халаха». (Произведено в результате проекта, координируемого с открытым исходным кодом: аналитический центр Halahhah, www.halakhah.org.)