Догма 95
Годы активности | 1995–2005 |
---|---|
Расположение | Международный, стартовал в Дании. |
Основные цифры | Ларс фон Триер , Томас Винтерберг , Кристиан Левринг , Сорен Краг-Якобсен , Жан-Марк Барр , Хармони Корин |
Влияния | Реализм , Французская Новая Волна |
Под влиянием | Мамблкор , Новые пуритане , Ремодернист , Филиппинская новая волна |
«Догма 95» (по-датски « Догма 95 ») — авангардное кинодвижение 1995 года, основанное датскими режиссёрами Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом , создавшими «Манифест «Догма 95»» и «Обеты целомудрия» ( датский : kyskhedsløfter ). . Это были правила создания фильмов, основанных на традиционных ценностях сюжета, игры и темы и исключающих использование сложных спецэффектов или технологий. Предположительно, он был создан как попытка «вернуть власть режиссерам как художникам», а не студии. [ 1 ] Позже к ним присоединились коллеги-датские режиссеры Кристиан Левринг и Сорен Краг-Якобсен , сформировав Dogme 95 Collective или Dogme Brothers . Догма ( произносится [ˈtʌwmə] ) — датское слово, обозначающее догму .
Движение взяло первый фильм фон Триера Zentropa производства «Рассекая волны» в качестве основного вдохновения для своего идеала, хотя фильм нарушает многие «правила» движения. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Ларс фон Триер и Томас Винтерберг написали и подписали манифест и сопутствующие ему «клятвы». Винтерберг сказал, что они написали пьесы за 45 минут. [ 3 ] Первоначально манифест имитирует формулировку эссе Франсуа Трюффо 1954 года «Определенная тенденция французского кино» в Cahiers du cinéma .
Они объявили о движении «Догма» 13 марта 1995 года в Париже на конференции Le cinéma vers son deuxième siècle . Мир кино собрался, чтобы отпраздновать первое столетие кино и поразмышлять о неопределенном будущем коммерческого кино. Призванный поговорить о будущем кино, Ларс фон Триер осыпал ошеломленную публику красными брошюрами, анонсирующими «Догму 95». [ нужна ссылка ]
В ответ на критику фон Триер и Винтерберг заявили, что они просто хотели установить новую крайность: «В бизнесе с чрезвычайно высокими бюджетами мы решили, что нам следует сбалансировать динамику, насколько это возможно». [ 4 ]
В 1996 году движение взяло «Рассекая волны» в качестве основного источника вдохновения для этогоса, хотя фильм нарушает многие «правила» движения, включая построенные декорации, пост-дублированную музыку, насилие и компьютерную графику в конце фильма. [ 5 ] [ 2 ]
Как и творческое движение No Wave Cinema , «Догма 95» считается определяющим периодом в производстве малобюджетных фильмов . [ 6 ] [ нужен лучший источник ]
Начиная с 2002 года и выхода 31-го фильма, испанскому режиссеру Хуану Пинсасу больше не нужно проверять свою работу оригинальной комиссией, чтобы идентифицировать ее как работу «Догмы 95» после завершения своей собственной трилогии. «Братья-основатели» начали работать над новыми экспериментальными проектами и скептически относились к более поздней общепринятой интерпретации «Манифеста» как бренда или жанра. Движение распалось в 2005 году. [ 7 ]
С конца 2000-х годов появление видеотехнологий в цифровых зеркальных фотокамерах, таких как Canon EOS 550D , привело к огромному всплеску как художественных, так и короткометражных фильмов, снятых с соблюдением большинства, если не всех, правил, касающихся Dogme 95. манифест. [ нужна ссылка ] Однако из-за развития технологий и качества эстетика этих постановок обычно радикально отличается от эстетики фильмов «Догма», снятых на пленку или видеокамеры DVD-R. В значительной степени стирая примитивные и проблематичные особенности прошлых технологий, новые технологии помогли кинематографистам Dogme 95 достичь эстетики более высокого разрешения, а также более низкого контраста, зернистости пленки и насыщенности. [ нужна ссылка ]
Цели и правила
[ редактировать ]Цель коллектива «Догма» — «очистить» кинопроизводство, отказавшись от дорогих и эффектных спецэффектов, постпродакшн-модификаций и прочих технических уловок . Создатели фильма сконцентрированы на сюжете и игре актеров. Они утверждают, что такой подход может лучше привлечь аудиторию, поскольку она не «отчуждается и не отвлекается на перепроизводство». С этой целью фон Триер и Винтерберг разработали десять правил, которым должен соответствовать любой фильм «Догма». Эти правила, называемые «Обетом целомудрия», заключаются в следующем: [ 1 ]
- Съемка должна производиться на натуре. Реквизит и декорации приносить с собой нельзя (если для рассказа необходим конкретный реквизит, необходимо выбрать место, где этот реквизит будет находиться).
- Звук никогда не должен воспроизводиться отдельно от изображений и наоборот . (Музыку нельзя использовать, за исключением случаев , когда она происходит во время съемок сцены .)
- Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность руки, достижимая, разрешены.
- Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не допускается. (Если света для экспонирования слишком мало, сцену необходимо обрезать или прикрепить к камере одну лампу.)
- Оптические работы и фильтры запрещены.
- В фильме не должно быть поверхностного действия. (Убийства, применение оружия и т. д. не должны происходить.)
- Временное и географическое отчуждение запрещено. (То есть действие фильма происходит здесь и сейчас.)
- Жанровые фильмы не принимаются.
- Формат пленки должен быть Academy 35 мм .
- Режиссеру . нельзя доверять
«Более того, я как режиссер клянусь воздерживаться от личных вкусов! Я больше не художник. Клянусь воздерживаться от создания «работы», так как считаю мгновение важнее целого. Моя высшая цель — выдавить правду из моих персонажей и обстановки. Я клянусь сделать это всеми доступными способами и ценой любого хорошего вкуса и любых эстетических соображений. Таким образом, я даю обет целомудрия». [ 8 ]
Впервые
[ редактировать ]Всего к движению относятся тридцать пять фильмов, снятых в период с 1998 по 2005 год.
- Первым из фильмов «Догмы» («Догма №1») стал фильм Винтерберга «Фестен» ( «Праздник ») 1998 года, впервые снятый в Дании.
- С тех пор, как были выпущены первые четыре фильма из Дании, другие международные режиссеры сняли фильмы, основанные на принципах догмы . Французско-американский актер и режиссер Жан-Марк Барр , частый соратник фон Триера, был первым не датчанином, снявшим фильм «Догма: Любовники» (1999) (Догма № 5). [ нужна ссылка ]
- американского режиссера Хармони Корин Фильм «Жюльен-Осел » («Догма №6») также является первым неевропейским и первым американским фильмом, который считается догмой.
- Южнокорейский выпускник La Femis и академик Дэниел Х. Бьюн , который снимает свой дебютный фильм «Интервью» («Догма № 7»), является первым и единственным азиатским фильмом, когда-либо снятым в рамках движения «Догма».
- Псевдодокументальный фильм аргентинского режиссера Хосе Луиса Маркеса «Fuckland» («Догма №8») — первый латиноамериканский и первый аргентинский фильм, который следует минималистским принципам движения «Догма 95».
- Триер пытался создать трилогию «Догмы», известную как « Золотое сердце » (в ее состав вошли «Рассекая волны» (1996), «Идиоты» (1998; «Догма № 2») и «Танцующая в темноте» (2000)), но только «Идиоты» являются Сертифицированный фильм «Догма 95», а также «Рассекая волны» и «Танцующая в темноте» иногда связаны с этим движением или в значительной степени связаны с ним. [ 9 ] В результате Пинсас стал единственным режиссером, представившим три фильма, сняв трилогию под названием «Веселая галисийская догма», в которую входят «Однажды в другой раз » (2000; «Догма № 22»), «Дни свадьбы» (2002; «Догма № 30») и « Догма № 30». Результат (2005; Догма № 31) [ 10 ]
Попытки
[ редактировать ]Хотя «Интервью» (2000) прямо не упоминает, что оно зарегистрировано как «Догма №7», первоначально это число относилось к запланированному немецкому фильму под названием « Сломанное печенье» , снятому еще одним из постоянных соавторов фон Триера, Удо Киром . Фильм так и не был снят, «Интервью» . вместо него было зарегистрировано [ 11 ]
Конечные титры фильма «Het Zuiden ( Юг )» (2004) режиссера Мартина Колховена включали благодарность «Догме 95». Первоначально Колховен планировал снять его как фильм «Догма», и его сопродюсером выступила компания Zentropa фон Трира . В конце концов режиссер решил, что не хочет, чтобы его так жестко ограничивали, как принципы Догмы. [ нужна ссылка ]
Использование и злоупотребления
[ редактировать ]титрах режиссера и фоновой музыке, появлявшейся в «Интервью» и «Fuckland» Вышеупомянутые правила были как обойдены, так и нарушены во многих фильмах, представленных как «Догма», в частности , в качестве примеров, в . Некоторые фильмы включают;
- Например, в первом снятом фильме «Догма» Винтерберг «признался», что закрыл окно во время съемок одной из сцен в фильме «Празднование » ( Festen ). При этом он принес на съемочную площадку реквизит и использовал «специальное освещение».
- Фон Триер использовал фоновую музыку ( «Лебедь » Камиля Сен-Санса ) в фильме «Идиоты» ( Idioterne ).
- Корина В фильме «Жюльен-Ослик» есть две сцены с недиегетической музыкой, несколько из которых сняты неручными скрытыми камерами и недиегетическим реквизитом.
- Бьюна» В «Интервью также присутствуют элементы, нарушающие правила, включая нагромождение кадров с тележки, угрюмое освещение, авторство режиссера и фоновую музыку Пака. [ 12 ]
- » Маркеса «Fuckland нарушил некоторые правила «Догмы 95», включая использование недиегетической музыки, цифрового видео и режиссерского признания.
Концепции и влияния
[ редактировать ]«Рассекая волны» , первый фильм фон Триера после основания движения «Догма 95», находился под сильным влиянием стиля и идеалов «Догмы 95», даже несмотря на то, что он нарушает многие «правила» (в том числе режиссерское признание, фоновые декорации, недиегетическая музыка, и использование компьютерной графики ). [ 5 ]
В экспериментальном фильме 2001 года «Отель » режиссера Майка Фиггиса несколько раз упоминается стиль кинопроизводства «Догма 95», и его описывают как «фильм «Догма в фильме». [ 13 ] [ 14 ]
Клавишник и музыкальный продюсер Мани Марк использовал принципы, вдохновленные Dogme 95, для записи своего Mark's Keyboard Repair . альбома [ 15 ]
«Догма 95» повлияла на скрипача российского происхождения Михаила Гуревича, который дал название своему камерному оркестру «Догма», который он основал в 2004 году в Германии.
Известные фильмы Догмы
[ редактировать ]
Полный список из 35 фильмов доступен на веб-сайте Dogme95. [ 16 ] Хуан Пинсас (№22, №30 и №31) – единственный режиссер, подавший заявку более одного раза.
- Догма №1: Вечеринка
- Догма №2: Идиоты
- Догма №3: Последняя песня Мифунэ
- Догма № 4: Король жив
- Догма №5: Любовники
- Догма №6: Жюльен-Осел
- Догма №7: Интервью
- Догма №8: Страна траха
- Догма № 12: Итальянский для начинающих
- Догма № 13: Американец
- Догма № 14: Радостная поездка
- Догма №28: Открытые сердца
Прием
[ редактировать ]Большинство фильмов «Догмы» получили неоднозначные или отрицательные отзывы, хотя некоторые из них получили признание критиков, например, фильм Винтерберга Festen ( «Празднование »), фильм Шерфига Italiensk for begyndere ( «Итальянский для начинающих» ) и фильм Бира «Эльскер копать ради эвигта» ( «Открытые сердца» ). [ нужна ссылка ] Такие фильмы, как фильм фон Триера «Идиотерн» ( «Идиоты ») и фильм Якобсена « Последняя песня Мифунэ» ( «Последняя песня Мифунэ» ), также получили вялые отзывы. [ нужна ссылка ]
Фестен завоевал множество наград, в том числе приз жюри Каннского кинофестиваля и семь наград Robert Awards в 1998 году. [ 17 ] «Итальенск для начинающих» также получил приз Большого жюри «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале в 2000 году. [ нужна ссылка ]
В 2015 году Музей искусств и дизайна отметил это движение ретроспективой « Режиссер не должен быть указан: 20 лет догмы 95» . Ретроспектива включала работы Ларса фон Триера , Томаса Винтерберга , Жана-Марка Барра , Сюзанны Бир , Дэниела Х. Бьюна , Хармони Корин , Кристиана Левринга , Аннетт К. Олесен и Лоне Шерфиг . [ 18 ] [ 19 ]
Известные режиссеры и актеры/актрисы снимались в фильмах.
[ редактировать ]- Майлз Андерсон
- Жан-Марк Барр [ нужна ссылка ]
- Сюзанна Бир [ нужна ссылка ]
- Дэвид Брэдли
- Дэниел Х. Бьюн [ нужна ссылка ]
- Сорен Краг-Якобсен
- Ли Юнг Чжэ
- Николь Кидман
- Гармония Корин
- Дженнифер Джейсон Ли
- Кристиан Левринг [ нужна ссылка ]
- Мадс Миккельсен
- Энтони Дод Мантл
- Ричард Мартини
- Одинокий Шерфиг [ нужна ссылка ]
- Хлоя Севиньи
- Паприка Стоун
- Томас Винтерберг [ нужна ссылка ]
- Ларс фон Триер
Наследие
[ редактировать ]Хотя движение было распущено в 2005 году, создатели фильма продолжали разрабатывать независимые и экспериментальные фильмы, используя эту концепцию или влияя на нее, включая Яна Данна « Джипо» и Бриллианте Мендосы « фильмы Сербис » , «Тирадор» и «Ма Роза» . [ 20 ]
Использование съемок в стиле «Догмы 95» включено в список требований захватчика заложников в эпизоде «Черного зеркала » « Национальный гимн ». [ нужна ссылка ]
После выхода фильма Бёна «Интервью» (2000) некоторые южнокорейские фильмы, которые считались оказавшими влияние на фильмы «Догма 95», но отвергли это, служат настоящей «Догмой»; сюда входят «Эта очаровательная девушка» (2004) Ли Юн Ки , «Тайное сияние» (2007) Ли Чан Донга и «Горничная» (2010) Им Сан Су . [ нужна ссылка ]
На большую часть работ фон Триера повлиял манифест. Его первым фильмом после основания движения был «Рассекая волны », на который сильно повлияли стиль и идеалы движения, хотя фильм нарушил многие «правила», изложенные в манифесте движения, включая построенные декорации и использование недиегетических средств. музыка и компьютерная графика. Большинство его фильмов, которые следовали этим принципам, можно проследить от фильма 1998 года «Идиотерн» до «Риже: Исход» . [ 21 ] [ 22 ]
Фильм Винтерберга 2012 года «Ягтен » также находился под влиянием манифеста. [ 22 ]
Мани Марк заявил, что альбом Mark's Keyboard Repair был «экспериментальной концепцией, во многом основанной на» идее Dogme 95. [ 23 ]
на премию Оскар Номинант «Дочь» (2019) была вдохновлена его эстетикой.
См. также
[ редактировать ]- Категория:Фильмы «Догма 95»
- Минимализм
- Реализм (искусство)
- Манифест плагина
- Новые пуритане
- стикизм
- Новая искренность
- Ремодернизм
- Ремодернистский фильм
- Пост-постмодернизм
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Аттерсон, Эндрю (2005). Технологии и культура, Киночитатель . Рутледж. ISBN 978-0-415-31985-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Бодил Мари Ставнинг Томсен (1 апреля 2019 г.). «Ларс фон Триер (р. 1956)» . nordics.info . Проверено 17 августа 2021 г.
- ^ Краузе, Стефани (2007). Осуществление «Обета целомудрия» в «Джипо» Яна Данна . Верлаг. ISBN 978-3-638-76811-5 .
- ^ Сфекту, Николае (2014). Искусство кино .
- ^ Перейти обратно: а б Breaking the Waves Примечания к DVD . Коллекция критериев. 2014. Корешок № 705. стр. 6.
- ^ Коултер, Томас (2004). «Малобюджетные движения, определившие кинематограф» (Документ). Томас Коултер. п. 26.
- ^ Интервью Кристиана Левринга (через Интернет-архив )
- ^ «ОБЕТ ЧЕСТНОСТИ | Dogme95.dk — дань уважения официальному Dogme95» . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ Нетрадиционные трилогии. Архивировано 1 ноября 2014 г. на Wayback Machine , от июня 2013 г., на andsoitbeginsfilms.com.
- ^ Праут, Райан. «Высказывание / выход: регионы аутентичности в трилогии Хуана Пинсаса о гей-галисийских догмах» (PDF) . Галиция . 21 (Б).
- ^ Шепелерн, Питер (2005). «Фильмы согласно догме: основные правила, препятствия и освобождения» . Издательство Государственного университета Уэйна : 99. ISBN. 0814332439 .
- ^ Келли, Ричард (10 декабря 2000 г.). «Фильм: Так вы действительно думаете, что сможете сделать это в стиле догмы? Режиссерам, подписывающимся на манифест кинопроизводства, нужны четкие намерения, чтобы избежать стилистических ловушек, - предполагает Ричард Келли» . Независимый : 2. ПроКвест 311825376 .
- ^ Брук, Том (6 апреля 2002 г.), «Фиггис раскрывает секреты отеля» , BBC News , заархивировано из оригинала 3 февраля 2014 г. , получено 1 февраля 2014 г.
- ^ Эберт, Роджер (26 сентября 2003 г.), Отель , Роджер Эберт , архивировано из оригинала 20 февраля 2014 г. , получено 3 февраля 2014 г.
- ^ «Интервью с Мани Марком — Ableton» . www.ableton.com . Архивировано из оригинала 2 мая 2018 года . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ «Dogme Films | Dogme95.dk — дань уважения официальному Dogme95» . www.dogme95.dk . Архивировано из оригинала 31 декабря 2017 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «ФЕСТЕН» . Каннский фестиваль . Проверено 9 июля 2024 г.
- ^ «Режиссёру нельзя указывать: 20 лет Dogme 95» . Музей искусств и дизайна . Архивировано из оригинала 26 июля 2015 года . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Берман, Джуди. «Что «Догма 95» сделала для женщин-режиссеров» . Растворение . Pitchfork Media, Inc. Архивировано из оригинала 26 июля 2015 года . Проверено 5 августа 2015 г.
- ^ Стивенсон, Билли (26 января 2019 г.). «Мендоса: Ма'Роза (2016)» . кино, телевидение, музыка . Проверено 24 сентября 2022 г.
- ^ Зондерманн, Селина (5 сентября 2022 г.). «Венецианский кинофестиваль 2022: Царство: Исход (Риже: Исход) | Обзор» . Предстоящее . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лазич, Мануэла (14 декабря 2018 г.). «Ад, который построил Ларс фон Триер» . Звонок . Проверено 22 сентября 2022 г.
- ^ «Интервью с Мани Марком | Ableton» . www.ableton.com . Проверено 17 января 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Интервью: Могенс Руков» , Закка
- «Ларс из 1-10» , 10-минутный фильм с размышлениями фон Триера о «Догме 95», «Путеводитель для извращенцев».
- Робертс, Джон (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Догма 95» . Новый левый обзор . Я (238). Новый левый обзор.
- Внутри кинотеатра - Догма 95