Jump to content

Ноев ковчег

(Перенаправлено с Тевы )
Ноев ковчег (1846 г.), американский народный художник Эдвард Хикс.

Ноев : תיבת נח; Biblical Hebrew: Tevat Noaḥковчег [ Примечания 1 ] — это лодка в повествовании о потопе из Книги Бытия, посредством которой Бог спасает Ноя , его семью и всех животных мира от глобального потопа. [ 1 ] История в Бытии основана на более ранних мифах о потопе, возникших в Месопотамии , и повторяется с вариациями в Коране , где Ковчег появляется как Сафинат Нух ( араб . سَفِينَةُ نُوحٍ «корабль Ноя») и аль-фулк (араб. ). Миф о всемирном потопе, уничтожающем все живое, начинает появляться в период Старой Вавилонской империи (20–16 вв. до н. э.). [ 2 ] Наиболее близкой к библейской истории о Ное версией, а также ее наиболее вероятным источником является версия об Утнапиштиме в « Эпосе о Гильгамеше» . [ 3 ]

Ранние христианские и еврейские писатели, такие как Иосиф Флавий, верили, что Ноев ковчег существовал. Безуспешные поиски Ноева ковчега велись, по крайней мере, со времен Евсевия (ок. 275–339 гг. Н. Э.). Верующие в Ковчег продолжают его искать и в наше время, но никаких научных доказательств существования Ковчега так и не было найдено. [ 4 ] нет и научных доказательств глобального потопа. [ 5 ] Лодка и стихийное бедствие, описанные в Библии, были бы обусловлены физической невозможностью и необычайными анахронизмами. [ 6 ] Некоторые исследователи полагают, что реальное (хотя и локализованное) наводнение на Ближнем Востоке потенциально могло вдохновить устные, а затем и письменные повествования; наводнение в Персидском заливе или потоп на Черном море, произошедший 7500 лет назад. В качестве такого исторического кандидата было предложено [ 7 ] [ 8 ]

Описание

[ редактировать ]

Структура Ковчега (и хронология потопа) аналогична еврейскому храму и храмовому богослужению. [ 9 ] Соответственно, указания Ноя даны ему Богом (Бытие 6:14–16): ковчег должен быть длиной 300 локтей , шириной 50 локтей и высотой 30 локтей (примерно 134×22×13 м или 440×72×43 м). футов). [ 10 ] Эти размеры основаны на нумерологической озабоченности числом 60, тем же числом, которое характеризует сосуд героя вавилонского потопа. [ 1 ]

Его три внутренних подразделения отражают трехчастную вселенную, представленную древними израильтянами: небо, землю и подземный мир. [ 11 ] Каждая колода имеет ту же высоту, что и Храм в Иерусалиме, который сам по себе является микрокосмической моделью Вселенной, и каждая в три раза превышает площадь двора скинии, что позволяет предположить, что автор рассматривал и Ковчег, и скинию как служащие для сохранение человеческой жизни. [ 12 ] [ 13 ] У него есть дверь сбоку и цохар , который может быть либо крышей, либо световым люком . [ 10 ] Его следует сделать из дерева гофера (слово, которое больше нигде не встречается в Библии) и разделить на цинним , слово, которое всегда относится к птичьим гнездам в других местах Библии, что побудило некоторых ученых исправить это слово на каним , тростник. [ 14 ] Готовый сосуд нужно смазать копером , то есть смолой или битумом ; на иврите эти два слова тесно связаны: капарта («размазанный»)… бакоппер . [ 14 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Месопотамские предшественники

[ редактировать ]
Иллюстрация Ноева ковчега во время потопа

Уже более века ученые признают, что библейская история о Ноевом ковчеге основана на более старых месопотамских моделях. [ 15 ] Поскольку все эти истории о потопе связаны с событиями, которые якобы произошли на заре истории, они создают впечатление, что сами мифы должны иметь очень примитивное происхождение, но миф о всемирном потопе, уничтожающем все живое, начинает появляться только в Древней Греции. Вавилонский период (20–16 вв. до н.э.). [ 16 ] Причины появления типичного месопотамского мифа о потопе, возможно, были связаны с конкретными обстоятельствами конца Третьей династии Ура около 2004 г. до н. э. и восстановлением порядка Первой династией Исина . [ 17 ]

Известны девять версий истории о месопотамском потопе, каждая из которых более или менее адаптирована из более ранней версии. В самой древней версии, начертанной в шумерском городе Ниппур около 1600 г. до н. э., героем является царь Зиусудра . Эта история, шумерский миф о потопе , вероятно, происходит от более ранней версии. Версия Зиусудры рассказывает, как он строит лодку и спасает жизнь, когда боги решают ее уничтожить. Этот основной сюжет распространен в нескольких последующих историях и героях о потопе, включая Ноя. Шумерское имя Зиусудры означает «долгожитель». В вавилонских версиях его зовут Атрахасис , но смысл тот же. В версии Атрахасиса наводнение представляет собой разлив реки. [ 18 ] : 20–27 

Наиболее близкой к библейской истории о Ное версией, а также ее наиболее вероятным источником является версия об Утнапиштиме в « Эпосе о Гильгамеше» . [ 3 ] Полный текст истории Утнапиштима содержится на глиняной табличке, датируемой седьмым веком до нашей эры, но фрагменты истории были найдены еще в XIX веке до нашей эры. [ 3 ] Последняя известная версия истории о месопотамском потопе была написана на греческом языке в третьем веке до нашей эры вавилонским священником по имени Берос . Судя по сохранившимся фрагментам, кажется, что он мало изменился по сравнению с версиями, созданными 2000 лет назад. [ 19 ]

Часто отмечаются параллели между Ноевым ковчегом и ковчегами героев вавилонского потопа Атрахасиса и Утнапиштима. Ковчег Атрахасиса имел круглую форму, напоминая огромную куффу , с одной или двумя палубами. [ 20 ] Ковчег Утнапиштима представлял собой куб с шестью колодами по семь отсеков, каждый из которых был разделен на девять отсеков (63 отсека на колоду, всего 378). Ноев ковчег имел прямоугольную форму и имел три палубы. Считается, что существует прогрессия от круглого к кубическому или от квадратного к прямоугольному. Самым поразительным сходством является почти идентичная площадь палуб трех ковчегов: 14 400 локтей. 2 , 14 400 локтей 2 , и 15 000 локтей 2 для Атрахасиса, Утнапиштима и Ноя разница составляет всего 4%. Ирвинг Финкель заключил: «Знаковая история о Потопе, Ное и Ковчеге, какой мы ее знаем сегодня, определенно возникла на территории древней Месопотамии, современного Ирака». [ 21 ]

Отмечены также лингвистические параллели между Ноевым ковчегом и Атрахасисом. Слово, используемое для обозначения «смола» (запечатывающей смолы или смолы) в книге Бытия, не является обычным еврейским словом, но тесно связано со словом, использованным в вавилонской истории. [ 22 ] Точно так же еврейское слово «ковчег» ( тева ) почти идентично вавилонскому слову, обозначающему продолговатую ладью ( ṭubbû ), особенно с учетом того, что «в» и «б» — это одна и та же буква на иврите: бет (ב). [ 21 ]

Однако причины, по которым Бог или боги наслали потоп, в разных историях различаются. В еврейском мифе потоп обрушивает Божий суд на нечестивое человечество. Вавилонский эпос о Гильгамеше не дает никаких объяснений, и наводнение представляется результатом божественного каприза. [ 23 ] В вавилонской версии Атрахасиса потоп направлен для уменьшения человеческого перенаселения, а после потопа были введены и другие меры по ограничению человечества. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Консенсус среди ученых указывает на то, что Тора (первые пять книг Библии, начиная с Бытия) была продуктом длительного и сложного процесса, который завершился только после вавилонского изгнания . [ 27 ] С XVIII века повествование о потопе анализировалось как парадигмальный пример объединения двух разных версий истории в один текст, при этом одним маркером для разных версий является последовательное предпочтение разных имен «Элогим» и «Яхве». «чтобы обозначить Бога. [ 28 ]

Религиозные взгляды

[ редактировать ]

Раввинистический иудаизм

[ редактировать ]

Талмудические « трактаты Сангедрин» , «Авода Зара» и «Зевахим» рассказывают, что, пока Ной строил ковчег, он пытался предупредить своих соседей о приближающемся потопе, но его игнорировали или высмеивали. Бог поместил львов и других свирепых животных, чтобы защитить Ноя и его семью от нечестивцев, которые пытались удержать их от ковчега. Согласно одному мидрашу , именно Бог или ангелы собрали животных и их пищу в ковчег. до этого времени не существовало необходимости различать чистых и нечистых животных, чистые животные давали о себе знать, преклоняя колени перед Ноем, когда они входили в ковчег. [ нужна ссылка ] Другое мнение состоит в том, что сам Ковчег отличал чистых животных от нечистых, вмещая по семь пар первых и по одной паре вторых. [ 29 ] [ нужен неосновной источник ]

Согласно Синедриону 108б, Ной день и ночь занимался кормлением животных и уходом за ними и не спал в течение всего года на борту Ковчега. [ 30 ] Животные были лучшими в своем роде и вели себя очень хорошо. Они не производили потомство, поэтому количество высадившихся существ было точно равно числу вставших. Ворон создавал проблемы, отказываясь покинуть ковчег, когда его послал Ной, и обвиняя патриарха в желании уничтожить его расу, но, как отмечали комментаторы, Бог хотел спасти ворона, поскольку его потомкам было суждено накормить пророка. Элайджа . [ 29 ] [ нужен неосновной источник ]

Согласно одной традиции, мусор хранился на самой нижней из трёх палуб Ковчега, люди и чистые животные — на второй, а нечистые животные и птицы — на верхней. По другой версии, мусор хранился на самой верхней палубе, откуда его выбросили в море через люк. Драгоценные камни, яркие, как полуденное солнце, давали свет, и Бог следил за тем, чтобы еда оставалась свежей. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] В неортодоксальной интерпретации еврейский комментатор XII века Авраам ибн Эзра интерпретировал ковчег как судно, которое оставалось под водой в течение 40 дней, после чего всплыло на поверхность. [ 34 ]

христианство

[ редактировать ]
Изображение строительства Ковчега художником из Нюрнбергской хроники (1493 г.)
Ксилография Ноева ковчега из Антона Кобергера . немецкой Библии

Первое послание Петра (составлено примерно в конце первого века нашей эры). [ 35 ] ) сравнил спасение Ноя через воду с христианским спасением через крещение. [ 36 ] Ипполит Римский (умер в 235 г.) стремился продемонстрировать, что «Ковчег был символом ожидаемого Христа », заявляя, что дверь сосуда была на восточной стороне — в том направлении, откуда Христос появится во время Второго пришествия , — и что кости Адама были перенесены на борт вместе с золотом, ладаном и смирной (символами Рождества Христова ). Ипполит, кроме того, заявил, что Ковчег плавал взад и вперед по воде в четырех направлениях, крестясь, прежде чем в конце концов приземлиться на горе Карду «на востоке, в земле сыновей Рабана, и восточные жители называют ее Гора Годаш; армяне называют ее Арарат». [ 37 ] В более практическом плане Ипполит объяснил, что самая нижняя из трех палуб предназначалась для диких зверей, средняя — для птиц и домашних животных, а верхняя — для людей. Он говорит, что самцов животных отделяли от самок острыми кольями, чтобы предотвратить размножение. [ 37 ]

Отец ранней церкви и богослов Ориген ( около 182–251 гг.) в ответ критику, сомневавшемуся в том, что Ковчег может вместить всех животных мира, утверждал, что Моисей, традиционный автор книги Бытия, был воспитан в Египте и поэтому использовал бы больший египетский локоть. Он также зафиксировал форму Ковчега в виде усеченной пирамиды , квадратной в основании и сужающейся к квадратной вершине со стороной в один локоть; только в XII веке его стали воспринимать как прямоугольный ящик с покатой крышей. [ 38 ]

Раннехристианские художники изображали Ноя, стоящего в небольшом ящике на волнах, символизируя Бога, спасающего христианскую церковь в ее неспокойные ранние годы. Августин Гиппонский (354–430) в своем труде « Город Божий » продемонстрировал, что размеры Ковчега соответствовали размерам человеческого тела, которое согласно христианскому учению является телом Христа и, в свою очередь, телом Церкви. . [ 39 ] Иероним ( около 347–420 гг.) определил ворона, который был выпущен и не вернулся, как «грязную птицу зла», изгнанную крещением ; [ 40 ] Более того, голубь и оливковая ветвь стали символизировать Святой Дух и надежду на спасение и, в конечном итоге, на мир. [ 41 ] Оливковая ветвь и сегодня остается светским и религиозным символом мира .

Гностицизм

[ редактировать ]

Согласно « Ипостаси Архонтов» тексту III века , гностическому , Ной выбран для того, чтобы его пощадили злые Архонты , когда они пытаются уничтожить других жителей Земли великим потопом. Ему велят создать ковчег, а затем сесть в него в месте под названием Гора Сэр, но когда его жена Норея тоже хочет сесть в него, Ной пытается не позволить ей. Поэтому она решает использовать свою божественную силу, чтобы дунуть на ковчег и поджечь его, поэтому Ной вынужден восстановить его. [ 42 ]

мандеизм

[ редактировать ]

В Книге 18 « Правой Гиндзы» , мандейского текста , Ной и его семья спасаются от Великого Потопа, потому что они смогли построить ковчег или кавилу (или кауила , мандейский термин; он родственен сирийскому кевила , что засвидетельствовано в Новом Завете Пешитты , например, в Матфея 24:38 и Луки 17:27). [ 43 ]

Персидская миниатюра из «Маджма ат-таварих» Хафиза Абру. Ноев ковчег Иран (Афганистан), Герат; Сын Тимура Шахрукх (1405–1447) поручил историку Хафиз-и Абру написать продолжение Рашид ад-Дина знаменитой всемирной истории «Джами ат-таварих» . Как и Иль-Ханиды , Тимуриды были озабочены легитимизацией своего права на власть, а «Сборник историй» Хафиз-и Абру охватывает период, включающий времена самого Шахрукха .
Ноев ковчег и потоп из Зубдат-аль-Тавариха

В отличие от еврейской традиции, которая для описания Ковчега использует термин, который можно перевести как «коробка» или « сундук », в суре 29:15 Корана он упоминается как сафина , обычный корабль; в суре 7:64 используется фульк, [ 44 ] [ 45 ] а в суре 54:13 Ковчег описывается как «предмет из досок и гвоздей». Абдаллах ибн Аббас , современник Мухаммеда , писал, что Ной сомневался, какую форму сделать ковчегу, и что Аллах открыл ему, что он должен иметь форму птичьего брюха и быть изготовлен из тикового дерева. [ 46 ]

Средневековый ученый Абу аль-Хасан Али ибн аль-Хусейн Масуди (умер в 956 г.) писал, что Аллах повелел Земле поглотить воду, и определенные части, которые медлили с подчинением, получили соленую воду в наказание и поэтому стали сухими и засушливыми . Не впитавшаяся вода образовала моря, так что воды потопа существуют до сих пор. Масуди говорит, что ковчег начал свое путешествие в Куфе в центральном Ираке и доплыл до Мекки , обогнув Каабу, прежде чем, наконец, отправиться к горе Джуди , которая в суре 11:44 названа местом его последнего пристанища. Эта гора традиционно отождествляется с холмом возле города Джазират ибн Умар на восточном берегу Тигра в провинции Мосул на севере Ирака, и Масуди говорит, что это место можно было увидеть и в его время. [ 31 ] [ 32 ] [ нужен лучший источник ]

«Услабление вод потопа» (1829), картина американского художника Томаса Коула.

Вера Бахаи

[ редактировать ]

Вера Бахаи считает Ковчег и Потоп символическими. [ 47 ] По вере бахаи, только последователи Ноя были духовно живы и сохранились в «ковчеге» его учения, тогда как другие были духовно мертвы. [ 48 ] [ 49 ] Священное Писание бахаи «Китаб-и-Икан» подтверждает исламскую веру в то, что у Ноя в ковчеге было множество товарищей, 40 или 72 года, а также его семья, и что он учил в течение 950 (символических) лет до потопа. [ 50 ] Вера Бахаи была основана в Персии XIX века и признает божественных посланников как авраамической, так и индийской традиций.

Древние счета

[ редактировать ]

О ковчеге писали многие еврейские и христианские писатели древнего мира. Историк первого века Иосиф Флавий сообщает, что армяне верили, что остатки Ковчега лежат «в Армении, на горе Кордийцев», в месте, которое они называли Местом Сошествия ( древнегреческий : αποβατηριον ). Далее он говорит, что многие другие авторы «варварских историй», в том числе Николай Дамаскин , Берос и Мнасей, упоминают потоп и Ковчег. [ 51 ]

В четвертом веке Епифаний Саламинский писал о Ноевом ковчеге в своем Панарионе , говоря: «Таким образом, даже сегодня остатки Ноева ковчега все еще показаны в Кардяеях». [ 52 ] Другие переводы переводят «Кардяи» как «страну курдов». [ 53 ]

Иоанн Златоуст упомянул Ноев ковчег в одной из своих проповедей в четвертом веке, сказав: «Разве не свидетельствуют об этом горы Армении, где покоился Ковчег? И разве останки Ковчега не сохранились там до сих пор для нашего наставления? [ 54 ]

Историчность

[ редактировать ]

В первом издании Британской энциклопедии 1771 года Ковчег описывается как реальный. В ней также делается попытка объяснить, как в ковчеге могли разместиться все виды живых животных: «...Бутео и Кирхер геометрически доказали, что, приняв общий локоть за полтора фута, ковчег был в избытке для всех животных, которые, как предполагалось, могли обитать в ковчеге. поселиться в нем... число видов животных окажется гораздо меньшим, чем обычно полагают, и не составит сотни видов четвероногих ». [ 55 ] Он также поддерживает сверхъестественное объяснение потопа, заявляя, что «было предпринято множество попыток объяснить потоп естественными причинами: но эти попытки имели тенденцию только дискредитировать философию и выставить их авторов смешными». [ 56 ]

Издание 1860 года пытается решить проблему неспособности Ковчега вместить все виды животных, предполагая локальное наводнение, которое описано в издании 1910 года как часть «постепенного отказа от попыток сопоставить научные факты с буквальной интерпретацией Библия», что привело к « высшей критике » и росту современных научных взглядов на происхождение видов», что привело к «научной сравнительной мифологии» как рамке, в которой Ноев ковчег интерпретировался 1875. [ 55 ]

Геометрия Арк

[ редактировать ]
На этой гравюре изображена линия животных на пути к Ноеву ковчегу. Он основан на гравюре французского иллюстратора Бернара Саломона . [ 57 ] Из Художественного музея Уолтерса .

В Европе в эпоху Возрождения было много спекуляций о природе Ковчега, которые могли показаться знакомыми ранним теологам, таким как Ориген и Августин . В то же время, однако, возник новый класс ученых, который, хотя и не подвергал сомнению буквальную истинность истории о ковчеге, начал размышлять о практическом функционировании Ноева сосуда, исходя из чисто натуралистических рамок. В 15 веке Альфонсо Тостада подробно описал логистику Ковчега, вплоть до организации удаления навоза и циркуляции свежего воздуха. XVI века Геометр Йоханнес Бутео рассчитал внутренние размеры Ковчега, оставив место для мельниц Ноя и бездымных печей - модель, широко принятая другими комментаторами. [ 41 ] [ нужна страница ]

Ирвинг Финкель , куратор Британского музея, стал обладателем клинописной таблички. Он перевел ее и обнаружил доселе неизвестную вавилонскую версию истории о великом потопе. В этой версии указаны конкретные размеры необычно большого корабля (разновидности лодки округлой формы). Его открытие привело к созданию телевизионного документального фильма и книги, в которой обобщаются открытия. Масштабная копия лодки, описанной на табличке, была построена и спущена на воду в Керале, Индия. [ 58 ] [ нужна страница ]

Поиски Ноева ковчега

[ редактировать ]
Площадка Дурупинар в июле 2019 г.

Поиски Ноева ковчега ведутся, по крайней мере, со времен Евсевия (ок. 275–339 гг. Н. Э.) До наших дней. [ 59 ] В I веке еврейский историк Флавий Иосиф Флавий утверждал, что оставшиеся части Ноева ковчега были найдены в Армении, на горе Кордийцев, под которой, как предполагается, находится гора Арарат в Турции . [ 60 ] Сегодня практика поиска останков Ковчега широко расценивается как псевдоархеология . [ 59 ] [ 4 ] [ 61 ] [ нужна страница ] Были предложены различные места для ковчега, но они так и не были подтверждены. [ 62 ] [ 63 ] Поисковые места включали участок Дурупинар , участок на горе Тендюрек и гору Арарат в восточной Турции , но геологическое исследование возможных остатков ковчега показало только естественные осадочные образования. [ 64 ] Хотя библейские буквалисты часто утверждают существование Ковчега в археологической истории, большая часть его научной осуществимости, наряду с обоснованностью потопа, оспаривается. [ 65 ] [ 66 ]

Культурное наследие: копии Ноева ковчега

[ редактировать ]
Ноев ковчег изображен на инвестиционной монете Армении . серебряной

В современную эпоху отдельные лица и организации пытались реконструировать Ноев ковчег, используя размеры, указанные в Библии, копии и производные Ноев ковчег. [ 67 ] Ковчег Йохана С этой целью был завершен в 2012 году, а Встреча с Ковчегом была завершена в 2016 году. [ 68 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Слово «ковчег» в современном английском языке происходит от древнеанглийского aerca , что означает сундук или ящик. (См. Крессвелл 2010, стр. 22) Еврейское слово « тева» , обозначающее сосуд , встречается дважды в Торе , в повествовании о потопе ( Книга Бытия 6–9) и в Книге Исход , где оно относится к корзине в куда Иохаведа помещает младенца Моисея . (Слово, обозначающее Ковчег Завета , арон , совершенно другое.) Ковчег построен, чтобы спасти Ноя, его семью и представителей всех животных от посланного Богом потопа, призванного уничтожить все живое, и в обоих случаях , тева связана со спасением от вод. (См. Левенсон 2014, стр. 21)
  1. ^ Jump up to: а б Бэйли 1990 , с. 63.
  2. ^ Чен, Ю.С. (2013). Катастрофа Первобытного Потопа . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, США. п. 2. ISBN  978-0-19-967620-0 . OCLC   839396707 .
  3. ^ Jump up to: а б с Нигосян 2004 , с. 40.
  4. ^ Jump up to: а б Клайн, Эрик Х. (2009). Библейская археология: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета . стр. 71–75. ISBN  978-0199741076 .
  5. ^ Лоренс Г. Коллинз (2009). «Да, Ноев потоп мог случиться, но не по всей Земле» . НКСЕ . Архивировано из оригинала 26 июня 2018 г. Проверено 22 августа 2018 г.
  6. ^ Мур, Роберт А. (1983). «Невозможное путешествие Ноева ковчега» . Журнал эволюции творения . 4 (1): 1–43. Архивировано из оригинала 17 июля 2016 г. Проверено 10 июля 2016 г.
  7. ^ Райан, WBF; Питман, туалет; Майор, Колорадо; Шимкус, К.; Москаленко В.; Джонс, Джорджия; Димитров П.; Горюр, Н.; Сакинч, М. (1997). «Резкое затопление шельфа Черного моря» (PDF) . Морская геология . 138 (1–2): 119–126. Бибкод : 1997МГеол.138..119Р . CiteSeerX   10.1.1.598.2866 . дои : 10.1016/s0025-3227(97)00007-8 . ISSN   0025-3227 . S2CID   129316719 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 23 декабря 2014 г.
  8. ^ Райан, Всемирный банк; Майор, Колорадо; Лериколе, Г.; Гольдштейн, С.Л. (2003). «Катастрофическое наводнение Черного моря». Ежегодный обзор наук о Земле и планетах . 31 (1): 525–554. Бибкод : 2003AREPS..31..525R . doi : 10.1146/annurev.earth.31.100901.141249 .
  9. ^ Бленкинсопп 2011 , с. 139.
  10. ^ Jump up to: а б Гамильтон 1990 , стр. 280–281.
  11. ^ Кесслер и Дерлоо 2004 , с. 81.
  12. ^ Уэнам 2003 , с. 44.
  13. ^ Батто 1992 , с. 95.
  14. ^ Jump up to: а б Гамильтон 1990 , стр. 281.
  15. ^ Кванвиг 2011 , с. 210.
  16. ^ Чен 2013 , с. 3-4.
  17. ^ Чен 2013 , с. 253.
  18. ^ Клайн, Эрик Х. (2007). От Эдема до изгнания: разгадка тайн Библии . Нэшнл Географик. ISBN  978-1-4262-0084-7 .
  19. ^ Финкель 2014 , с. 89-101.
  20. ^ «Нова: Тайны Ноева ковчега» . www.pbs.org . 7 октября 2015 г. Проверено 17 мая 2020 г.
  21. ^ Jump up to: а б Финкель 2014 , глава 14.
  22. ^ Маккеун 2008 , с. 55.
  23. ^ Мэй, Герберт Г. и Брюс М. Мецгер. Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифами . 1977.
  24. ^ Стефани Дэлли, изд. (2000). Мифы Месопотамии: Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие . ОУП Оксфорд. стр. 5–8. ISBN  978-0-19-953836-2 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2016 г.
  25. Алан Дандес, изд., Миф о потопе. Архивировано 14 мая 2016 г. в Wayback Machine , стр. 61–71.
  26. ^ Дж. Дэвид Плейнс, Когда открылась Великая бездна: классические и современные прочтения Ноева потопа. Архивировано 24 июня 2016 г. в Wayback Machine , стр. 102–103.
  27. ^ Эннс 2012 , с. 23.
  28. ^ Ричард Эллиот Фридман (изд. 1997 г.), « Кто написал Библию» , стр. 51.
  29. ^ Jump up to: а б «Синедрион 108б:7-16» . www.sefaria.org . Проверено 13 октября 2021 г.
  30. ^ Авигдор Небенцаль, Тику Баходеш Шофер: Мысли о Рош ха-Шана , Feldheim Publishers, 1997, стр. 208.
  31. ^ Jump up to: а б Маккарди, Дж. Ф. ; Бахер, В.; Селигсон, М.; и др., ред. (1906). «Ной» . Еврейская энциклопедия . Еврейская энциклопедия.com.
  32. ^ Jump up to: а б Маккарди, Дж. Ф.; Ястроу, MW ; Гинзберг, Л.; и др., ред. (1906). «Ноев ковчег» . Еврейская энциклопедия . Еврейская энциклопедия.com.
  33. ^ Хирш, Э.Г .; Масс-Арнолт, В .; Хиршфельд, Х. , ред. (1906). «Потоп» . Еврейская энциклопедия . Еврейская энциклопедия.com.
  34. ^ Комментарий Ибн Эзры к Бытию 7:16. Архивировано 24 мая 2013 г. в Wayback Machine . Сайт JewishBooks.org.
  35. ^ Раннехристианский мир, Том 1, стр.148, Филип Эслер
  36. ^ 1 Петра 3:20-21.
  37. ^ Jump up to: а б Ипполит. «Отрывки из библейских комментариев Ипполита» . Новый Адвент. Архивировано из оригинала 17 апреля 2007 года . Проверено 27 июня 2007 г.
  38. ^ Кон 1996 , с. 38.
  39. ^ Святой Августин (1890) [ок. 400]. «Глава 26: Ковчег, который Ною было приказано сделать, изображает во всех отношениях Христа и Церковь» . Шафф, Филип (ред.). Никейские и постникейские отцы [ Город Божий и христианское учение св. Августина ]. 1. Том. 2. Издательство христианской литературы.
  40. ^ Джером (1892) [ок. 347–420]. «Письмо LXIX. К Океану». . В Шафф, П. (ред.). Ниоценовые и постниоценовые отцы: основные произведения святого Иеронима . 2. Том. 6. Издательство христианской литературы.
  41. ^ Jump up to: а б Кон 1996 г.
  42. ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстон (30 июня 2009 г.). «Реальность правителей (Ипостась Архонтов)». Гностическая Библия . Шамбала . Проверено 6 февраля 2022 г.
  43. ^ Хеберль, Чарльз (2022). Книга царей и объяснения этого мира: универсальная история позднесасанидской империи . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 215. doi : 10.3828/9781800856271 (неактивен 1 сентября 2024 г.). ISBN  978-1-80085-627-1 . {{cite book}}: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на сентябрь 2024 г. ( ссылка )
  44. ^ Кристис, Энн (2018). «Обучение христианской элиты в Омейядской Кордове». Взаимодействие правителей и элит в имперских порядках Средневековья . Вольфрам Дрюс. Берлин: Вальтер де Грюйтер ГмбХ. стр. 114–124. ISBN  978-3-11-057267-4 . OCLC   1053611250 .
  45. ^ Фрейденрайх, Дэвид М. (2003). «Использование исламских источников в тафсире Торы Саадии Гаона» . Еврейский ежеквартальный обзор . 93 (3): 353–395. дои : 10.1353/jqr.2003.0009 . ISSN   1553-0604 . S2CID   170764204 .
  46. ^ Бэринг-Гулд, Сабина (1884). «Ной» . Легенды о патриархах и пророках и других персонажах Ветхого Завета из разных источников . Джеймс Б. Миллар и компания, Нью-Йорк. п. 113.
  47. ^ Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди , 28 октября 1949 г.: Новости Бахаи , № 228, февраль 1950 г., стр. 4. Переиздано в Сборнике 1983 г. , с. 508
  48. ^ Пуарье, Брент. «Китаб-и-Иган: ключ к разгадке тайн Библии» . Архивировано из оригинала 7 июля 2011 года . Проверено 25 июня 2007 г.
  49. ^ Шоги Эффенди (1971). Послания к миру бахаи, 1950–1957 гг . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. п. 104. ИСБН  978-0-87743-036-0 . Архивировано из оригинала 23 октября 2008 г. Проверено 10 августа 2008 г.
  50. Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди одному верующему, 25 ноября 1950 г. Опубликовано в Сборнике 1983 г. , стр. 494
  51. ^ Иосиф Флавий. «3» . Еврейские древности, Книга I   – через Wikisource . Теперь все авторы варварских историй упоминают об этом потопе и об этом ковчеге; среди них Берос Халдей. Ибо, описывая обстоятельства потопа, он продолжает так: «Говорят, что какая-то часть этого ковчега все еще находится в Армении, у горы Кордийцев; и что некоторые люди уносят куски битума, которые они забирают и используют главным образом как амулеты для предотвращения бед». О том же упоминают и Иероним Египтянин, написавший «Финикийские древности», и Мнасей, и многие другие. Более того, Николай Дамаскин в своей девяносто шестой книге имеет о них особое отношение; где он говорит так: «Есть большая гора в Армении, над Миньясом, называемая Барис, о которой сообщается, что многие из тех, кто бежал во время потопа, были спасены; и тот, кого перенесли в ковчеге, вышел на берег на вершине его, и что остатки дерева долгое время сохранялись. Это мог быть тот человек, о котором писал Моисей, иудейский законодатель.
  52. ^ Уильямс, Фрэнк (2009). Панарий Епифания Саламинского . БРИЛЛ. п. 48. ИСБН  978-90-04-17017-9 .
  53. ^ Монтгомери, Джон Уорвик (1974). Поиски Ноева ковчега . п. 77. ИСБН  0-87123-477-7 .
  54. ^ Монтгомери, Джон Уорвик (1974). Поиски Ноева ковчега . п. 78. ИСБН  0-87123-477-7 .
  55. ^ Jump up to: а б Кук, Стэнли Артур (1911). «Ковчег» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 02 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 548–550, см. стр. 549. Ноев ковчег...
  56. ^ Чейн, Томас Келли (1911). «Потоп» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 07 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 976–979.
  57. ^ «Камея с Ноевым ковчегом» . Художественный музей Уолтерса . Архивировано из оригинала 13 декабря 2013 г. Проверено 10 декабря 2013 г.
  58. ^ Финкель 2014 .
  59. ^ Jump up to: а б Фэган, Брайан М .; Бек, Шарлотта (1996). Оксфордский справочник по археологии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0195076189 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 17 января 2014 г.
  60. ^ «Место приземления Ноева ковчега: свидетельства, геологические и исторические соображения: Часть четвертая - Партнеры по библейским исследованиям» . biblearchaeology.org . Проверено 27 апреля 2023 г.
  61. ^ Федер, Кеннет Л. (2010). Энциклопедия сомнительной археологии: от Атлантиды до Валам Олума . Санта-Барбара, Калифорния : ABC-CLIO . ISBN  978-0313379192 . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года . Проверено 17 января 2014 г.
  62. ^ Мэйелл, Хиллари (27 апреля 2004 г.). «Ноев ковчег найден? Экспедиция в Турцию запланирована на лето» . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 29 апреля 2010 г.
  63. ^ Стефан Ловгрен (2004). Квест «Ноев ковчег мертв в воде». Архивировано 25 января 2012 г. в Wayback Machine - National Geographic.
  64. ^ Коллинз, Лоренс Г. (2011). «Предполагаемый слепок Ноева ковчега в восточной Турции» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 марта 2016 г. Проверено 26 октября 2015 г.
  65. ^ «Рецензия на книгу Джона Вудмораппа «Ноев ковчег: технико-экономическое обоснование» » . www.talkorigins.org . Проверено 06 апреля 2021 г.
  66. ^ «Невозможное путешествие Ноева ковчега | Национальный центр научного образования» . ncse.ngo . Проверено 06 апреля 2021 г.
  67. ^ Антонсон, Рик (12 апреля 2016 г.). Полнолуние над Ноевым ковчегом: Одиссея к горе Арарат и за ее пределами . Саймон и Шустер . ISBN  978-1-5107-0567-8 .
  68. ^ Томас, Пол (16 апреля 2020 г.). Рассказы из Библии в Музее Сотворения, «Встрече с Ковчегом» и Музее Библии . Издательство Блумсбери. п. 23. ISBN  978-0-567-68714-2 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Комментарии к Бытию

Общий

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4c7a625f20e5d0950f3c6957ac9f6ae1__1725616140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/e1/4c7a625f20e5d0950f3c6957ac9f6ae1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Noah's Ark - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)