Джон Уиклифф
Джон Уиклифф | |
---|---|
![]() Портрет Томаса Киркби, ок. 1828 | |
Рожденный | в 1328 Хипсвелл, Йоркшир , Королевство Англии |
Умер | 31 декабря 1384 Луттерворт, Лестершир , Англия [ 1 ] | (в возрасте 56 лет)
Альма -матер | Мертон -колледж, Оксфорд |
Примечательная работа | Библия Виклиффа (приписана) |
Эпоха | Средневековая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Схоластика |
Основные интересы | Богословие |
Джон Уиклифф ( / ˈ w ɪ k l ɪ f / ; также написал Wyclif , Wickliffe и другие варианты; [ А ] W. 1328 - 31 декабря 1384) [ 2 ] был английским схоластическим философом , христианским реформатором, католическим священником и профессором богословия в Оксфордском университете . Считается, что Виклифф пропагандировал или делал народную переводу Библии Вульгата (на средний английский ), хотя более поздняя стипендия минимализировала степень его защиты или участия в отсутствии прямых современных доказательств. [ 3 ] : 7–8 [ 4 ] [ 5 ]
Он стал влиятельным диссидентом в католическом священстве в 14 веке и часто считается важным предшественником протестантизма . [ 6 ] Его теория владычества означала, что люди в смертном грехе не имели права осуществлять власть ни в церкви или государстве, ни на владение имуществом. [ 7 ] Уиклифф настаивал на радикальной бедности всех духовенства.
Виклифф был охарактеризован как «вечерняя звезда» схоластики и как утренняя звезда или Стелла Матутина из английской реформации . [ 8 ] [ 9 ]
Некоторые из более поздних последователей Виклиффа, универсально называемых Лоллардами ряд убеждений, приписываемых Виклиффу, таким как добродетели , предопределение , иконобо богословские их православными современниками в 15 -м и 16 веках, приняли -м Святые , Таинства , Массы Реквием , Трансстанции , монашеский , и легитимность или роль папства . Писания Виклиффа на латыни сильно повлияли на философию и преподавание чешского реформатора Яна Хуса ( ок. 1369–1415). [ 10 ]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Виклифф родился в деревне Хипсвелл , недалеко от Ричмонда, в северном езде в Йоркшире , Англия, около 1320 -х годов. Обычно ему дали дату рождения 1324 года, но только Хадсон и Кенни Стейт только «Записывают, что он родился в середине 1320-х годов». [ 11 ] Конти заявляет, что он родился «до 1331 года». [ 12 ]
Виклиф получил свое раннее образование рядом со своим домом. [ 13 ] Неизвестно, когда он впервые приехал в Оксфорд , с которым он был так тесно связан до конца своей жизни, но, как известно, он был в Оксфорде около 1345 года. Томас Брэдвардина был архиепископом Кентербери и его книгой по делу Бог против пелагианцев , смелое выздоровление учения Полины - Аугустинской благодати, значительно формирует взгляды молодого Виклиффа, [ 14 ] как и Черная Смерть , которая достигла Англии летом 1348 года. [ 15 ] Из его частых ссылок на это в более поздней жизни, похоже, он произвел на него глубокое и постоянное впечатление. По словам Роберта Вона, это влияние заключалось в том, чтобы дать Виклифу «очень мрачные взгляды на состояние и перспективы человеческой расы». [ 16 ] В сентябре 1351 года Уиклифф стал священником. [ 17 ] Виклиф был бы в Оксфорде во время бунта Св. Ск-Шоластика , в котором шестьдесят три студента и несколько горожан были убиты.
Карьера в образовании
[ редактировать ]Виклиф получил степень бакалавра искусств в Мертон -колледже в качестве младшего сотрудника в 1356 году. [ 18 ] В том же году он произвел небольшой трактат, последний возраст церкви . В свете вирулентности чумы, которая утихла семь лет назад, исследования Виклиффа привели его к мнению, что закрытие 14 -го века будет ознаменовать конец света. В то время как другие писатели рассматривали чуму как суждение Бога о грешных народах, Виклифф рассматривал это как обвинение недостойного духовенства. Уровень смертности среди духовенства был особенно высоким, и те, кто их заменил, были, по его мнению, были необразованными или в целом сомнительными. [ 15 ]
Он был мастером колледжа Баллиола в 1361 году. [ 19 ] В том же году он был вручен колледжем в приход Филлингема в Линкольншире , который он редко посещал во время долгих каникул из Оксфорда. [ 20 ] Для этого ему пришлось отказаться от главы Balliol College, хотя он мог продолжать жить в Оксфорде. Говорят, что у него были комнаты в зданиях Королевского колледжа . В 1362 году ему был предоставлен пребенд в Осте в Уэстбери-он-Трим , который он провел в дополнение к посту в Филлингеме.
Его выступление заставило Саймона Илипа , архиепископа Кентерберийского , поместить его в 1365 году во главе Кентерберийского зала , где двенадцать молодых людей готовились к священству. В декабре 1365 года Islip назначил Wycliffe Warden [ 21 ] Но когда Айлип умер в следующем году, его преемник, Саймон Лангхам , человек с монашеской обучением, передал руководство колледжа в монаха. В 1367 году Уиклифф обратился в Рим. В 1371 году была решена апелляция Уиклиффа, и результат был для него неблагоприятным. Инцидент был типичным для продолжающегося соперничества между монахами и светским духовенством в Оксфорде в это время. [ 20 ]
В 1368 году он отказался от жизни в Филлингеме и взял на себя священник Лудгерсхалл, Бакингемшир , недалеко от Оксфорда, что позволило ему сохранить связь с университетом. Традиция гласит, что он начал свой перевод Библии на английский, сидя в комнате над тем, что сейчас является крыльцом в церкви Людгерсхалл. [ 22 ] В 1369 году Уиклифф получил степень бакалавра в области богословия и его докторскую степень в 1372 году. [ 23 ] В 1374 году он получил корону в церкви Святой Марии, Луттерворт в Лестершире , [ 24 ] который он сохранил до своей смерти.
Политика
[ редактировать ]
В 1374 году его имя появляется вторым, после епископа, в комиссию, которую английское правительство отправило Брюгге , чтобы обсудить с представителями Грегория XI ряд споров между королем и папой. [ 24 ] Он больше не был удовлетворен своим стулом как средством распространения своих идей, и вскоре после его возвращения из Брюгге он начал выражать их в трактатах и более длинных работах. В книге, касающейся правительства Бога и десяти заповедей , он атаковал временное правление духовенства, коллекцию Аннатов , снисходительности и Симонии .
Согласно Бенедиктинскому историку Фрэнсису Эйдан Гаскет, по крайней мере, некоторая программа Виклиффа следует рассматривать как (наивные) «попытки социальной реконструкции» после продолжающегося институционального хаоса после черного смерти (1347-1349) [ 26 ]
Гражданская собственность
[ редактировать ]Он вошел в политику дня со своей великой работой De Civili Dominio («на гражданском доминионе»), которая вызвала аргументы из произведений Ричарда Фитцралфа . [ 27 ] Это призвало к королевскому отлучению всей церковной собственности. [ 28 ]
Конфликты с церковью, государством и университетом
[ редактировать ]Его идеи о светлости и церковном богатстве вызвали его первое официальное осуждение в 1377 году Папой Григорием XI, который осудил 19 статей. Виклифф утверждал, что церковь впала в грех и поэтому должна отказаться от всей своей собственности и что духовенство должно жить в полной бедности. придерживаются священнослужителей которые Тенденция высокопоставленных государственных офисов , бросил вызов основу его власти.
Виклиф был вызван до Уильяма Кортни , епископа Лондона , 19 февраля 1377 года. Точные обвинения не известны, поскольку этот вопрос не дошел до определенного обследования. Лехлер предполагает, что Виклифф был нацелен на противники Иоанна Гонта среди дворян и церковной иерархии. [ 29 ] Гонт, граф Маршал Генри Перси и ряд других сторонников сопровождали Виклиффа. Толпа собралась в церкви, и у входа начала проявляться враждебность вечеринки, особенно в разгневанном обмене между епископом и защитниками Виклиффа. [ 24 ] Гонт заявил, что смирится с гордостью английского духовенства и их партизан, намекая на намерение секуляризировать имущество Церкви. Ассамблея рассталась, и Гонт, и его партизаны ушли со своим протеже . [ 30 ] Большая часть английского духовенства была раздражена этой встречей, и начались атаки на Виклиффа.
Вторая и третья книги его работы, посвященная гражданскому правительству, несут острую полемику .
22 мая 1377 года папа Григорий XI отправил пять копий быка против Виклиффа, отправив один в архиепископ Кентербери , а остальные - на епископ Лондона , короля Эдварда III , канцлера и университета; Среди корпусов было 18 тезисов, которые были осуждены как ошибочные и опасные для церкви и государства. Стивен Лахи предполагает, что действия Грегори против Виклиффа были попыткой оказать давление на короля Эдварда, чтобы заключить мир с Францией. [ 28 ] Эдвард III умер 21 июня 1377 года, и бык против Виклиффа не достиг Англии до декабря. Виклифа попросили дать Королевскому совету свое мнение о том, было ли законно удерживать традиционные платежи в Риме, и он ответил, что это так. [ 31 ]
Вернувшись в Оксфорд, вице-канцлер некоторое время ограничил Виклифф в Черном зале, [ 32 ] Но его друзья вскоре получили его освобождение.
В марте 1378 года его вызвали, чтобы появиться в Ламбет -Дворце , чтобы защитить себя. Тем не менее, сэр Льюис Клиффорд вошел в часовню, и во имя королевы матери ( Джоан Кент ) запретил епископам обратиться к определенному приговору о поведении или мнениях Виклиффа. [ 16 ] Уиклифф написал письмо, выражающее и защищающую его менее «отвратительные доктрины». [ 33 ] : xlii Епископы, которые были разделены, удовлетворили себя, запретив ему говорить дальше по противоречиям.
Тюремное заключение Феделов
[ редактировать ]Затем Виклиф написал свой De incarcerandis Fedelibus с 33 выводами на латыни и английском языке; В этом письме он открыл весь случай, таким образом, что это было понято мирян. В нем он потребовал, чтобы было законно для отлучения, чтобы обратиться к королю и его совету против отлучения. Обычные граждане, часть дворянства и его бывший защитник Иоанна Гонта сплотились ему. Перед тем, как в Риме можно было предпринять какие -либо дальнейшие шаги, Григорий XI умер в 1378 году.
Управление короля
[ редактировать ]Атаки на папу Грегори XI стали все более экстремальными. Стенд Виклиффа относительно идеала бедности стал постоянно прочнее, а также его позиция в отношении временного правления духовенства. С этим отношением была тесно связана с его книгой De Officio Regis , содержание которой было предвещало в его 33 выводах. Эта книга, как и те, которые предшествовали и последовали, была связана с реформой церкви, в которой временная рука должна была иметь влиятельную часть.
С 1380 года Виклифф посвятил себя трудам, которые утверждали его отказ от трансцентрации , и решительно критиковал монахов , которые его поддержали. [ 34 ] : 281
Антисиклиф Синод
[ редактировать ]Летом 1381 года Виклифф сформулировал свою доктрину ужина Господа в двенадцати коротких предложениях и обязан защищать его повсюду. Затем английская иерархия продолжалась против него. Канцлер Оксфордского университета имел некоторые заявления, произносимые еретические. Когда об этом было объявлено Виклифу, он заявил, что никто не может изменить свои убеждения. Затем он подал апелляцию - не на папу, ни в церковные власти земли, а королю. Он опубликовал свое великое признание по этому вопросу, а также второе письмо на английском языке, предназначенное для простых людей. [ 35 ]
Пока Виклифф ограничил свои нападения на злоупотребления и богатство церкви, он мог полагаться на поддержку части духовенства и аристократии, но как только он отклонил традиционную доктрину о трансстанции , его тезисы больше не могут быть защищены. [ 12 ] Эта точка зрения стоила ему поддержки Иоанна Гонта и многих других. [ 31 ]
В разгар этого произошло восстание крестьян в 1381 году . Восстание было частично вызвано проповедью Виклиффа, перенесенным на протяжении всей области «бедными священниками», назначенными Виклиффом (в основном мирян). Проповедники не ограничивали свою критику в отношении накопления богатства и имущества в отношении монастырей, а также включали светские свойства, принадлежащие знати. [ 36 ] Хотя Виклифф не одобрял восстание, некоторые из его учеников оправдали убийство Саймона Садбери , архиепископа Кентербери. В 1382 году старый враг Виклиффа Уильям Кортни , ныне архиепископ Кентербери, назвал церковное собрание знаменитостей в Лондоне. Во время консультаций 21 мая произошло землетрясение ; Участники были в ужасе и хотели разбить Ассамблею, но Кортенэй объявил землетрясение благоприятным знаком, что означало очищение Земли от ошибочной доктрины, и был обеспечен результат « синода землетрясения ». [ 37 ]
Из 24 предложений, приписываемых Виклиффу, не упоминая его имя, десять были объявлены еретическими и четырнадцатью ошибками. Первый имел ссылку на трансформацию в Таинстве, последняя по вопросам церковного порядка и учреждений. С тех пор было запрещено придерживаться этих мнений или продвигать их в проповедях или в академических дискуссиях. Все люди, игнорирующие этот приказ, должны были быть подвергнуты судебному преследованию. Чтобы сделать это, помощь государства была необходима; Но общее общество отклонило законопроект. Король, однако, был издан указ, который разрешил арест тех, кто в ошибке.
Цитаделью реформаторского движения была Оксфорд, где были самые активные помощники Виклиффа; Они были заложены под запретом и вызваны для отречения, и Николас из Херефорда отправился в Рим, чтобы апеллировать. [ 38 ]
17 ноября 1382 года Виклифф был вызван перед синодом в Оксфорде. Он по -прежнему командовал благосклонностью суда и парламента, к которому он обратился к мемориалу. Тогда он не был ни отлучен и не лишен его жизни.
Виклифф стремился покончить с существующей иерархией и заменить ее «бедными священниками», которые жили в бедности, не были связаны никакими клятвами, не получили официального освящения и проповедовали Евангелие для людей. Странствующие проповедники распространяют учения Wycliffe. Бык Григория XI впечатлил на них название Лоллардов , предназначенное как гневный эпитет, но для них он стал именем чести. Даже во времена Виклиффа «Лоллардс» достиг широких кругов в Англии и проповедовали «Закон Бога, без которого никто не мог быть оправдан». [ 39 ]
Смерть и посмертная декларация ереси
[ редактировать ]
За годы до своей смерти в 1384 году он все чаще выступал за Священные Писания как авторитетный центр христианства, что заявления о папении были неисторическими, что монашцы не неоднозначно развращаются и что моральная недостойность священников признала признательность за их пост и таинства . [ 40 ]
Уиклифф вернулся в Луттерворт . Оттуда он разослал трактаты против монахов и папы Urban VI . Urban VI, вопреки надеждам Виклиффа, не оказался реформированием папы. Литературные достижения последних дней Виклиффа, такие как Trieogus , стоят на пике знаний его дня. Его последняя работа, Opus evangelicum , последняя часть которого он назвал в характерной моде «Антихриста», оставалась незавершенной. Пока он говорил массу в приходской церкви в день святых невинных , 28 декабря 1384 года, он перенес инсульт и умер несколько дней спустя. [ нужно разъяснения ]
Анти-Хололларский Статут 1401 года De Heretico Comburendo классифицировал ересь как форму мятежника или измены и приказал, чтобы книги Lollard , часто ассоциируемые с Wycliffe, были переданы и сгорели; Кто -то, кто отказался и не мог бы быть сгорел. «Конституции Оксфорда» 1408 года установили правила в Оксфордском университете и в частности, названы Джоном Уиклиффом, поскольку это еретические писания; Он постановил, что новые усилия по переводу Писания на английский должны быть сначала разрешены епископом. [ нужно разъяснения ]

4 мая 1415 года Совет Констанции объявил Виклиффа еретиком и запретил свои произведения. Совет постановил, что работы Виклиффа должны быть сожжены , а его телесно остается удаленным от освященной церкви, следуя обычной логике, которую еретики поставили за пределы церкви. Этот приказ, подтвержденный Папой Мартином V , был в конечном итоге выполнен в 1428 году. [ 12 ] Труп Wycliffe, или соседка, [ 41 ] : 121 был эксгумирован; По приказу епископа останки были сожжены, а пепел утонул в реке Свифт , которая течет через Луттерворт. [ 42 ]
Ни один из современников Виклиффа не оставил полной картины его личности, его жизни и его деятельности. Картины, представляющие Wycliffe, взяты из более позднего периода. В показаниях Уильяма Торпа (1407) (возможно, апокрифического) Виклифф кажется впустую и физически слабым. Торп говорит, что Уиклифф был без принудительной прогулки [ нужно разъяснения ] в жизни, и с любовью относились к людям, которые часто связаны с ним, сняли его высказывания и цеплялись за него. «Я действительно не сближаюсь, чем ему, самым мудрым и самым благословенным из всех людей, которых я когда -либо находил».
Работа
[ редактировать ]
Говорят, что Wycliffe написал около двухсот работы на латыни и среднеанглийском языке . Есть несколько экспертов в схоластической латыни 14-го века, и многие из латинских работ Wycliffe не были переведены на английский язык, что ограничило их исследование историками. [ 43 ] Его богословские и политические произведения включают в себя многочисленные книги и участки:
- Последний возраст церкви (1356) Атриб.
- De logica ("on logic") 1360
- Universals («On Universals») 1368
- Божественного домена (1373)
- Божественные команды (1375)
- De невиновность (1376)
- Гражданская собственность (1377)
- Ответ (1377)
- De Ecclesia ("On The Church") 1379
- Истина Писания («О правдивости Священного Писания») 1378
- В пастырском офисе 1378
- De Apostasia ("On Hapostasy") 1379
- De Euchristia («О Евхаристии») 1379
- Возражения против монахов (1380)
- Trialogus - четыре книги (C 1381-83)
Большинство историков считают, что немногие из работ среднего английского, приписываемых Виклиффу, не могут быть уверенно приписаны ему, в отличие от латинских работ, [ 5 ] [ 3 ] : 8 За возможным исключением из шести: в пастырском офисе , на папе , на церкви и ее членах , признания , псевдо-фрийцев и доминиона . [ 44 ] [ 45 ]
Среднеанглийские Библии
[ редактировать ]Согласно традиции, как говорят, Wycliffe завершил перевод прямо из Vulgate на средний английский - версия, которая теперь известна как Библия Виклиффа . [ 46 ] Возможно, он лично перевел Евангелия Матфея , Марка , Люка и Иоанна, но, возможно, он первоначально перевел всю новую версию в Новом Завете . Предполагается, что его партнеры перевели Ветхий Завет и пересмотрели позднюю версию. Библия Уиклиффа, по -видимому, была завершена до 1384 года, а в 1388 и 1395 годах были выполнены дополнительные обновленные версии Джона Пурви и других. Фактические переводы [ 47 ] или внес специальные отрывки, взятые из его английских богословских произведений, некоторые из которых опираются на более ранние теории Фрэнсиса Эйдана Гаске , [ 48 ] Заходя в том, чтобы предположить, что он не играл никакой роли в переводах, отличных от проектов перевода, возможно, вдохновляется, по крайней мере, частично, благодаря библейке Виклиффа в Оксфорде, но в противном случае православные католические переводы, которые впоследствии были связаны его последователями. [ 3 ]
В соответствии с убеждением Виклиффа о том, что Писание было единственным авторитетным надежным руководством по истине о Боге, он, как говорят, стал вовлеченным в усилия по переводу Библии на английский. Однако, хотя Wycliffe в популярном плане, невозможно точно определить его часть, если таковые имеются, в переводах, которые были основаны на Vulgate . [ 47 ] [ 3 ]
В общей смысле всего через десятилетия после переводов это была его инициатива, и успех проекта был связан с его руководством. [ 49 ] : 93 Для первоначальной ранней версии (EV) рендеринг Ветхого Завета приписывается его другу Николасу из Херефорда ; Предоставление некоторых из Нового Завета традиционно приписывается Wycliffe. Все было пересмотрено, возможно, молодым современником Виклиффа Джоном Пурви в 1388 году, известном как поздняя версия (LV). [ Цитация необходима ] Лингвистический анализ, однако, предполагает, что для переводов EV и LV было несколько переводчиков. [ 3 ]
Есть еще более 200 рукописей, [ 50 ] Полный или частичный, в основном содержащий перевод в своей форме LV. Из этого можно сделать вывод, что тексты были широко распространены в 15 -м веке. По этой причине виклиффиты в Англии часто назначались их противниками как «библейские мужчины»; [ Цитация необходима ] Однако было отмечено, что словарный запас в английских проповедях Wycliffite, как правило, не соответствует тому, что встречается в EV или LV. [ 51 ]
Доктрины
[ редактировать ]
Историк С. Харрисон Томсон отмечает, что богословие Виклиффа находился на более широком холсте, чем Континентальная Реформация: однако из основных протестантских заметок он, безусловно, выступал за «превосходство Писания над традицией», однако трудно найти оправдание только верой или Священство всех верующих поддерживается в его работах. [ 52 ] Ни один реформатор не принял его мнение о том, что каждый стих в Писании в некотором роде был буквально правдивым.
Виклиф пришел к выбору Священных Писаний как единственным надежным руководством к истине о Боге и утверждал, что все христиане должны полагаться на Библию, а не на учения пап и священнослужителей. Он сказал, что для папства не было никаких библейских оправдания. [ 53 ]
Теологически его проповедь выразила сильную веру в предопределение, которое позволило ему объявить « невидимую церковь избранных », состоящую из тех, кто предопределен, а не в «видимой» католической церкви . [ 54 ] Для Виклиффа Церковь была совокупностью тех, кто предопределен блаженству. Никто из тех, кто вечно потерян, не участвует в этом. Есть одна универсальная церковь , и за ее пределами нет спасения .
Его первые участки и большие работы церковного политического содержания защищали привилегии государства. К 1379 году в своей де Экклесии («О церкви») Виклифф четко заявил о превосходстве царя над священством. [ 12 ] Он также отверг продажу снисходительности .
Атака на монашюн
[ редактировать ]Битва против того, что он видел как империализированное папство и его сторонники, «секты», как он называл монашеские ордена, занимает большое пространство не только в его более поздних работах, таких как Trieogus , Dialogus , Opus evangelicum и в Его проповеди, но также в серии острых участков и полемических постановок на латинском и английском языке (из которых выпущены в его последующие годы, были собраны как «полемические писания»).
В 1380 году возражения против монахов он называет монахов вредителями общества, врагов религии, покровителей и промоутеров каждого преступления. [ 15 ] Он направил свою самую сильную критику против монахов , чья проповедь он не считал ни Священных Писаний, ни искренней, но мотивированной «временной выгодой». [ 20 ] В то время как другие были довольны тем, что обращались за реформированием определенных ошибок и злоупотреблений, Виклифф искал не что иное, как исчезновение самого учреждения, как отвращение к Писанию и его богословию апостольской бедности, [ 28 ] и не согласован с порядком и процветанием церкви. [ 16 ] Он защищал роспуск монастырей.
Взгляды на папство
[ редактировать ]Рудольф Бадденсиг находит два разных аспекта в работе Виклиффа. Первый, с 1366 по 1378 год, отражает политическую борьбу с Римом, в то время как с 1378 по 1384 год является скорее религиозной борьбой. В каждом Wycliffe есть два подхода: он нападает как на папство, так и его институты, а также римско -католическую доктрину. [ 55 ]
Влияние Виклиффа никогда не было больше, чем в тот момент, когда Папа и Антипоп отправили своих послов в Англию, чтобы получить признание для себя. В 1378 году, в присутствии послов, он высказал мнение перед парламентом, которое показало важного церковного политического вопроса (вопрос права на убежище в Вестминстерском аббатстве ), позиции, которая была влюблена в государство. Он утверждал, что преступники, которые приняли убежище в церквях, можно законно вытащить из святилища. [ 31 ]
Книги и участки последних шести лет Виклиффа включают постоянные атаки на папство и всю иерархию его времен. Каждый год они концентрируются все больше и больше, и, наконец, папа и антихрист кажутся ему практически эквивалентными понятиями. Тем не менее, есть отрывки, которые умеренные по тону: GV Lechler идентифицирует три этапа в отношениях Виклиффа с папением. Первый шаг, который перенес его к вспышке раскола , включает в себя умеренное распознавание папского первенства ; Второй, который привел его к 1381 году, отмечен отчуждением от папства; И третий показывает его в резком соревнованиях.
Основные позиции в философии
[ редактировать ]Виклифф был выдающимся английским богословским и схоластическим философом второй половины 14 -го века. [ 12 ] Он заработал свою великую репутацию в качестве философа на раннем этапе. Генри Найтон говорит, что в философии он был непревзойденным, а в схоластической дисциплине несравнена. [ 56 ] В его жизни был период, когда он посвятил себя исключительно схоластической философии. Его первая книга «Латинская» : Де Логика (1360), исследует основы учебного богословия. Он полагал, что «нужно изучать логику, чтобы лучше понять человеческий разум, потому что ... человеческие мысли, чувства и действия несут Божье образ и подобие». [ 57 ] Он поддерживал пропозициональный реализм : что истинное предложение отображает правду о бытии (то есть о чем -то реальном.) [ 58 ]
Центр философской системы Виклиффа сформируется доктриной предшествующего существования в мысли Бога обо всем вещах и событиях. В то время как платонический реализм будет рассматривать «красоту» как собственность, которая существует в идеальной форме независимо от любого ума или вещи, «для Виклиффа каждый универсальный , как часть творения, выводил свое существование от Бога, создателя». [ 57 ] Виклифф был близким последователем Августина и всегда поддерживал первенство создателя по поводу созданной реальности.
В некоторых из его учений, как и в латыни : de annihilatione , влияние Томаса Аквинского может быть обнаружено. Он сказал, что демократ , Платон, Августин и Гроссетеста намного опередили Аристотеля. Что касается его отношений с философами средневековья , он придерживался реализма, в отличие от номинализма, выдвинутого Уильямом Окхэмом .
В двадцатом веке философы и реформированного богослова Корнелиуса Ван Тила . [ Цитация необходима ]
Доминион
[ редактировать ]Вторым ключевым моментом Виклиффа является его акцент на понятии божественного светлость ( латинский : Доминиум ). [ 59 ]
Латинский : de Dominio Divino (ок. 1373) исследует отношения между Богом и Его созданиями. Практическое применение этого для Wycliffe было замечено в мятежном отношении людей (особенностей) к законному авторитету (универсалии).
«Помимо всех сомнений, интеллектуальная и эмоциональная ошибка в универсалии является причиной всего греха, который царит в мире». [ 60 ]
В латыни : De Civili Dominio («О гражданском доминировании», ок. 1377), он обсуждает соответствующие обстоятельства, при которых организация может рассматриваться как обладающая властью над меньшими субъектами. Латынь : Доминиум всегда присваивается Богом: травмы, нанесенные кому -то, лично королем, должны родиться ими покорно, обычная идея, но травмы царя против Бога должны терпеливо сопротивляться даже до смерти. [ 61 ] Сильно грешные короли и папы утратили свое божественное право на послушание. Версии этого были взяты лоллардами и гуситами .
Отношение к спекуляциям
[ редактировать ]Фундаментальный принцип предсказанности Виклиффа в мышлении всей реальности включает в себя наиболее серьезное препятствие для свободы воли; Философ мог помочь себе только по формуле, что свободная воля человека была чем -то предопределенной из Бога. Он потребовал строгого диалектического обучения как средства отличия истины от ложного и утверждал, что логика (или силлогизм ) способствовал знанию католических истин; Невежество логики было причиной, по которой мужчины неправильно поняли Священные Писания, поскольку мужчины упускали из виду связь, различие между идеей и внешностью.
Виклифф не просто осознавал различие между богословием и философией, но его чувство реальности заставило его передать учебные вопросы. Он оставил в стороне философские дискуссии, которые, казалось, не имели никакого значения для религиозного сознания и тех, которые относились исключительно к схоластике : «Мы касаемся себя истин и оставляем в стороне ошибки, возникающие из -за спекуляций по вопросам, которые не являются».
Таинства
[ редактировать ]Джон Виклифф отклонил трансстанции вместе с таинством исповеди , заявив, что они против Писания. [ 62 ] Виклифф подвергся нападению как донатист , однако требование было заблуждением, возможно, использовалось для дискредитации его взглядов на Евхаристию. [ 63 ]
Освященное хозяева, которого мы делаем и благословляем, - это не тело Господа, а эффективный признак этого. Не следует понимать, что тело Христова падает с небес к хозяину, посвященной в каждой церкви.
- - Джон Уиклифф [ 64 ]
Soteriology
[ редактировать ]У Виклиффа, похоже, были похожие идеи оправдания, как и более поздние реформаторы. Согласно Wycliffe Faith была достаточной для спасения: [ 62 ]
Поверь полностью во Христе; вообще полагаться на его страдания; Остерегайтесь стремления быть оправданным каким -либо другим способом, чем его праведностью. Вера в нашего Господа Иисуса Христос достаточно для спасения.
- - Джон Уиклифф [ 62 ]
Писание
[ редактировать ]книги Виклифф выразил свои теории в стандарте : истина Писания (об истинности Священного Писания, c.1378).
Wycliff Latin 's Dictum Найдя прямо в Библии, и чем более необходимо, тем более прямо. [ 65 ] : 67 Это предложение было позже принято Мартином Лютером .
Все Священные Писания - одно слово Божье ( латынь : тотальная сценария Sacra Est Unum dei Verbum ): быть монологом одного и того же автора означал, что предложения из разных книг могут быть объединены без особого уважения к контексту, поддерживая напряженные и мистические интерпретации. [ 65 ] : 23, 28
Священные Писания были буквально истинными ( ощущение латинское ... Literalis верно, когда это утверждается правильным интеллектуальным ), если только в той степени, в которой Иисус говорил в притчах, он сообщал о событиях, которые фактически произошли. [ 65 ] : 34 Псалом 22 v6 («Я червь и нет человека»), [ 66 ] который псевдо-дионизий запомнился, чтобы дать «червя» как имя Бога, [ 67 ] Стал в экстремальном литерализме Виклиффа заявление о том, что Иисус был рожден без сексуального контакта (как тогда считалось червями) и был формально Богом, а не просто человеком. [ 65 ] : 32
Буквальное чувство Священного Писания - это то чувство, которое Святой Дух впервые передал так, чтобы верная душа могла быть поднята Богу ( Стандарт : буквальный смысл чувства, который Святой Дух, как верный разум для Бога. ) [ 65 ] : 36 Wycliffe писал о прогрессивных этапах интерпретации Священного Писания: простое или буквальное чтение текста и его интерпретация являются самым основным, что приводит к мистическому пониманию чувства автора, что приводит к тому, чтобы наконец увидеть книгу жизни, которая содержит каждую истину. Тем не менее, историки предположили, что этот мистический взгляд позволил Уиклиффу работать задом наперед, обратившись к его чтению Писания, чтобы соответствовать его богословским взглядам. Действительно, Виклифф утверждает, что христианская вера будет сохраняться, даже если все библейские кодексы были «сгорели или иным образом уничтожены». [ 68 ]
Народное Писание
[ редактировать ]Wycliffe широко связан с мнением, что Священные Писания должны быть переведены в народную местность и предоставляются мирянам, и что это была критическая проблема в осуждениях против него.
Тем не менее, ученые отметили, что доступность Священных Писаний для мирян на местном языке не была заметной темой богословских произведений Виклиффа. (Это упоминается в его DE XXXIII ERRORIBUS CURITATUM , Глава 26 против тех, кто остановит светских людей от «промежуточных с Евангелием». [ 33 ] : 27 ) Также не было никаких общечатых запретов на народные писания, в которых Виклифф мог рассматриваться как протест против. [ 69 ] Это не было частью папского контролирования Виклиффа, ни декларации ереси Советом Констанции (1415). [ 70 ] Народные писания не были упомянуты в двух ключевых ранних документах Lollard, рассматриваемых как направление его доктрины: двенадцать выводов (ок. 1396) [ 71 ] и тридцать семь выводов (ок. 1396) [ 72 ] (или протесты).
Наследие
[ редактировать ]
Wycliffe сыграл важную роль в разработке перевода Библии на английском языке, что делает его доступным для носителей английского языка с плохим латыни, хотя независимо от того, перевел ли он Библию, частично или целый или просто сыграл роль в мотивации его перевода косвенно через Его возрождение оксфордских библейских исследований является вопросом дебатов.
Его богословие также оказало сильное влияние на Яна Хуса . [ 21 ] Hus ' de Ecclesia суммировала одноименную работу Wycliffe с дополнительным материалом от De Potentate Papae от Wycliffe . См. Также Писания Гуса и Виклиффа .
В честь него названо несколько учреждений:
- Wycliffe Global Alliance , альянс организаций с общей целью перевода Библии для каждой языковой группы, которая в ней нуждается.
- Wycliffe Hall, Оксфорд Церкви Англии , один из назначенных евангельских богословских колледжей .
- Колледж Виклифф, Торонто , выпускник богословской школы, федеральной в Университете Торонто.
- Wycliffe College, Глостершир , английский независимый, частный день и школа -интернат.
Wycliffe удостоен звания в Англии декабря 31 [ 73 ] и в англиканской церкви Канады . [ 74 ]
Wycliffe и его варианты популярны, учитывая имена , предположительно, начиная с некоторых протестантских сообществ. Например, гаитянский рэпер и музыкант Виклеф Джин .
В центре Lutterworth, мемориал Обелиска II, зарегистрированного II, был возведен в июне 1897 года. [ 75 ] На месте, за которым была построена Мемориальная методистская церковь Виклиффа, была построена через несколько лет для городской методистской общины. [ 76 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ В латыни, ioannes wiclelfus.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Джон Уиклифф | Биография, наследие и факты» . Энциклопедия Британская . Получено 26 октября 2019 года .
- ^ Для недавней биографии см.: Эндрю Ларсен, Джон Виклиф c. 1331–1384 , в Яне Кристофер Леви (ред.), Компаньон Джона Уиклифа. Поздний средневековый богослов , Лейден: Брилл, 2006, с. 1–61.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Келли, Генри Ансгар (2016), Библия среднего английского: переоценка , Филадельфия: Университет Пенсильвании Пресс .
- ^ Хадсон, Энн (1985). Лоллардс и их книги . Лондон: Хэмблдон Пресс. С. 144–145.
- ^ Jump up to: а беременный Миннис, Аластер (2009). Переводы власти в средневековой английской литературе: оценка народного . Кембридж: издательство Кембриджского университета. п. 10
- ^ Лейси Болдуин Смит, это царство Англии: с 1399 по 1688 год (3 -е изд. 1976), с. 41
- ^ «Джон Виклиф, переводчик и спортивные» . JUSUUS.Anglican.org .
- ^ Эмили Майкл, «Джон Уиклиф о теле и разуме», журнал «История идей» (2003) с. 343.
- ^ Эпитет, сначала принесенный теологу историком 16 -го века и спорным Джоном Бэйлом в его сценарии «Иллюстрация Maioris Britanniae» (Wesel, 1548). Маргарет Астон, «Репутация Реформации Джона Уиклиффа», прошлое и настоящее (30, 1965) с. 24
- ^ «Католическая энциклопедия: Ян Хус» . www.newadvent.org . Получено 26 октября 2019 года .
- ^ Словарь национальной биографии , Оксфорд
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Конти, Алессандро. "Джон Виклиф" . Стэнфордская энциклопедия философии . Получено 3 июня 2019 года .
- ^ Даллманн, Уильям (1907), "Джон Виклиф" , Конкордия богословская квартала , XI : 41
- ^ Кэлхун, Дэвид Б. "Утренняя звезда Реформации" . CS Lewis Institute. Полем
- ^ Jump up to: а беременный в Мюррей, Томас (26 октября 1829 г.). «Жизнь Джона Уиклиффа» . Джон Бойд . Получено 26 октября 2019 года - через Google Books.
- ^ Jump up to: а беременный в Воган, Роберт (26 октября 1845 г.). Трактаты и трактаты Джона де Виклиффа: с выборами и переводами из его рукописей и латинских работ . Общество. ISBN 978-0790561592 Полем Получено 26 октября 2019 года - через Google Books.
- ^ Lahey 2009 , p. 5
- ^ Дэвисон, Джон (1995). Оксфорд - изображения и воспоминания , с. 261. ISBN 1-86982499-7 .
- ^ «Архив и рукописи» . Оксфорд: Баллиол Колледж . Получено 22 августа 2009 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Эстеп, Уильям Роско (1986). Ренессанс и Реформация . Wm. B. Eerdmans Publishing. ISBN 978-0802800503 Полем Получено 26 октября 2019 года - через Google Books.
- ^ Jump up to: а беременный Buddensieg, Рудольф (26 октября 1884 г.). «Джон Виклиф, Патриот и реформатор; жизнь и писания» . Лондон: Т. Фишер Унвин . Получено 26 октября 2019 года - через интернет -архив.
- ^ «Джон Уиклифф в Ладжерсхалле» (PDF) .
- ^ «Джон Уиклифф и рассвет Реформации» . Христианская история | Узнайте историю христианства и церкви . Июль 1983 . Получено 26 октября 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Уркварт, Фрэнсис. "Джон Виклиф." Католическая энциклопедия Vol. 15. New York: Robert Appleton Company, 1912. 28 июля 2015 г.
- ^ Стоун, Ларри (11 декабря 2012 г.). История Библии: захватывающая история его написания, перевода и влияния на цивилизацию . Томас Нельсон. п. 83. ISBN 978-1-59555-433-8 .
- ^ Гаскет, Фрэнсис Эйдан (29 мая 2014 г.). Великая эпидемия (1348-9 гг. До н.э.), теперь широко известная как Черная Смерть .
- ^ Бернс, Дж. Х. (1988). Кембриджская история средневековой политической мысли c. 350 - C. 1450 . Издательство Кембриджского университета. С. 644–649. ISBN 978-1139055390 .
- ^ Jump up to: а беременный в Лахей, Стивен Эдмунд (2008). Джон Виклиф . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199720286 Полем Получено 26 октября 2019 года - через Google Books.
- ^ Лехлер, Готтард Виктор (26 октября 1904 г.). Джон Уиклифф и его английские предшественники . Религиозное Общество трактов. ISBN 9780404162351 Полем Получено 26 октября 2019 года - через Google Books.
- ^ Отличный отчет об этом споре между епископом и защитниками Wycliffe приведен в Chronicon Angliae , суть которой цитируется в DNB , LXIII. 206–207.
- ^ Jump up to: а беременный в «Джон Виклиф, переводчик и спортивные» .
- ^ «21 Сент -Джайлс, Оксфорд» . www.oxfordhistory.org.uk . Получено 21 сентября 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Трактаты и трактаты Джона де Виклиффа . Общество Уиклиффа. 1845.
- ^ Хадсон, Энн (2002). Превосходная Реформация: Wycliffite Texts и Lollard History . Оксфорд: Кларендон. ISBN 978-0-19-822762-5 .
- ^ «Джон Уиклифф» . www.greatsite.com . Получено 26 октября 2019 года .
- ^ «Джон Уиклифф - Майкл Дэвис» . 12 апреля 2018 года. Архивировано с оригинала 11 декабря 2021 года . Получено 26 октября 2019 года - через www.youtube.com.
- ^ "Землетрясение Синод". Cross, FL и EA Livingstone, ред. Оксфордский словарь христианской церкви. Лондон: Oxford Up, 1974. с. 437.
- ^ «§12. Николас Херефорд и Джон Пурви. II. Религиозные движения в четырнадцатом веке. Том. 2. Конец средневековья. История английской и американской литературы в Кембридже: энциклопедия в восемнадцати томах. 1907–21» . www.bartleby.com . Получено 26 октября 2019 года .
- ^ «Джон Уиклифф (1324–1384)» . Webtruth.org . 18 января 2018 года. Архивировано с оригинала 27 сентября 2020 года . Получено 13 ноября 2019 года .
- ^ Херринг, Джордж (2006), Введение в историю христианства , Нью -Йорк: издательство Нью -Йоркского университета, с. 230 .
- ^ «Джон Уиклифф» . Католический мирян . 5 (59): 121–123. 1856. ISSN 0791-5640 . JSTOR 30066639 . Получено 21 сентября 2023 года .
- ^ Возможно, это было для предотвращения развития святого или реликвического культа вокруг Wycliff: некоторые местные лолларды полагали, что чудесная весна возникла там, где были похоронены его кости. Маршалл, Питер (2018). Еретики и верующие: история английской реформации (впервые опубликовано в мягкой обложке изд.). Нью -Хейвен Лондон: издательство Йельского университета. ISBN 9780300234589 . : 116
- ^ Таккар, Марк (22 октября 2020 г.). «Лидеры слепых: на двух недавних переводах Wyclif». Вивариум . 58 (4): 357-383. Doi : 10.1163 / 15685349-12341391 . HDL : 10023/20939 .
- ^ Линдберг, Конрад (1991), Английские тракты Wyclif 1-3 , Oslo: Novus Forlag, p .
- ^ Линдберг, Конрад (2000), Английские тракты Wyclif 4-6 , Осло: Novus Forlag, p .
- ^ Уокер, Уиллистон (1958). История христианской церкви . Нью -Йорк: сыновья Чарльза Скрибнера. п. 269. ASIN B00087NRC8 .
- ^ Jump up to: а беременный См. Мэри Дов, Первая английская Библия (Кембридж, 2007) и Элизабет Солопова (ред.), Библия Виклиффита (Лейден, 2016).
- ^ Гаскет, Фрэнсис Эйдан (1894). «Английская Библия до реформирования». Дублинский обзор . 115 : 122–152.
- ^ Мэтью, FD (1895). «Авторство Библии Виклиффита» . Английский исторический обзор . 10 (37): 91–99. ISSN 0013-8266 . JSTOR 547995 .
- ^ Клопай, Люк (2024). Иисус и создание современного ума, 1380-1520 . Кембридж: издатели Open Book. п. 257. doi : 10.11647/obp.0371 . ISBN 978-1-80511-001-9 .
- ^ Маккормак, Фрэнсис (2007). Чосер и культура инакомыслия: контекст Лолларда и подтекст сказки Парсона . Дублин: Четыре суда пресса. п. 161.
- ^ Томсон, С. Хантер (1967). "Джон Виклиф" . Реформаторы в профиле: [эссе] .
- ^ «Джон Уиклифф осудил как еретик» . www.historytoday.com . Получено 26 октября 2019 года .
- ^ «Джон Уиклифф» , Encyclopædia Britannica (онлайн -ред.), 16 октября 2009 года .
- ^ Wycliffe, Джон (26 октября 1883 г.). «Полемические работы Джона Виклифа на латыни» . Wyclif Society . Получено 26 октября 2019 года - через Google Books.
- ^ Deanesly, Margaret (1971). «История средневековой церкви 590–1500» . Шотландский журнал богословия . 24 (2): 239 - через издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а беременный «Джон Уиклифф: утренняя звезда Реформации» . 14 октября 2016 года . Получено 26 октября 2019 года .
- ^ Лахей, Стивен. Философия глобальный
- ^ Lahey 2009 , Ch. 7: «Писания Виклифа о Доминиуме , которые составляют большую часть первой половины его богословия ими, содержат сущность его богословского видения, объединяя его метафизику с его социально -политической и экклезиологической мыслью».
- ^ Wycliffe, Джон. On Universals , (транс. A. Kenny), Оксфорд: 1985, с. 162–165
- ^ Рао, Х. Кришна (1942). «Джон Уиклифф» . Индийский журнал политологии . 3 (4): 372–379. ISSN 0019-5510 . JSTOR 42754272 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Джон Уиклифф был английским библейским переводчиком и ранним реформатором» . Изучать религии . Получено 22 января 2022 года .
- ^ Вудс, Уильям. «Почему Джон Виклиф считался еретиком римско -католической церковью?» (PDF) . Брисбенская школа богословия.
- ^ «Из архива: Виклифф вызывает противоречие по поводу Евхаристии» . Июль 1983.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Гош, Кантик (4 октября 2001 г.). Ереси Wycliffite: авторитет и интерпретация текстов . doi : 10.1017/cbo9780511483288 . ISBN 9780521807203 .
- ^ Этот стих также используется в квази среднеанглийском тракта - иосимитском Тэлмудическая легенда и упоминание предполагаемого пророчества Мерлина. Wycliffe, Джон (10 марта 2023 г.). Последний возраст церкви .
- ^ Корриган, Кевин; Харрингтон, Л. Майкл (2023). «Псевдо-Дионисий Ареопагит» . Стэнфордская энциклопедия философии . Исследовательская лаборатория метафизики, Стэнфордский университет.
- ^ Краебель, Эндрю (2020). «Эклектичная герменевтика: библейский комментарий в Оксфорде Виклифа». Библейский комментарий и перевод в поздней средневековой Англии: эксперименты в интерпретации . Издательство Кембриджского университета. С. 54–90. doi : 10.1017/9781108761437.003 . ISBN 978-1-108-76143-7 .
- ^ Франсуа, Wim (2018). «Народное чтение Библии в поздней средневековой и ранней современной Европе:« католическая »позиция пересмотрена» . Католический исторический обзор . 104 (1): 23–56. doi : 10.1353/cat.2018.0001 . S2CID 163790511 . Получено 14 августа 2023 года .
- ^ Татналл, Эдит С. (1970). «Осуждение Джона Виклифа в Совете Констанции» . Советы и собрания . Исследования по истории церкви. Издательство Кембриджского университета: 209–218. doi : 10.1017/cbo9780511665820.013 . ISBN 9780521080385 .
- ^ «Двенадцать выводов леденцов» . chaucer.fas.harvard.edu .
- ^ «Тридцать семь выводов леденцов» (PDF) . Английский богословский обзор . XXVI : 738–749. 1911.
- ^ "Календарь" . Церковь Англии . Получено 10 апреля 2021 года .
- ^ «57. Календарь, IX» , молитвенный книжство онлайн , Калифорния , архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года , извлечено 26 ноября 2012 г.
- ^ Историческая Англия . «Мемориал Виклиффа, Биттсвелл -роуд, Луттерворт, Лестершир (класс II) (1209165)» . Список национального наследия для Англии . Получено 29 марта 2024 года .
- ^ «Lutterworth, Bitteswell Road, Wesliffe Memorial Wesleyan Методистская часовня, Лестершир» . Мой веб -сайт Wesleyan Methodists . Методистское наследие и методистская церковь Великобритании . 24 июня 2018 года. Архивировано с оригинала 29 мая 2022 года . Получено 29 марта 2024 года .
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Эдгар, Роберт (2008). Цивилизации в прошлом и настоящем . Тол. 1: до 1650 года (12 -е изд.). Пирсон Образование. С. 434–435 . ISBN 978-0205573752 .
- Хадсон, Энн ; Кенни, Энтони (2004). «Wyclif, Джон (ум. 1384)». Оксфордский словарь национальной биографии (онлайн -ред.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref: ODNB/30122 . ( Требуется членство в публичной библиотеке в Великобритании .)
- Лахей, Стивен (2009). Джон Виклиф . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-518331-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Boreczky, Elemér. Дискурс Джона Виклифа о доминионе в сообществе (Leiden, Brill, 2007) (исследования в истории христианских традиций 139).
- Фонтан, Дэвид. Джон Уиклифф - рассвет Реформации (Mayflower Christian Publications, 1984) ISBN 978-0907821021 .
- Хадсон, Энн и Энтони Кенни. «Wyclif, Джон (ум. 1384)», Оксфордский словарь национальной биографии , издательство Оксфордского университета, 2004; онлайн -ред., сентябрь 2010 г. Доступ к 13 октября 2014 года doi : 10.1093/ref: ODNB/30122 ; короткая биография
- Гош, Кантик. Ереси с виклиффитом. Управление и интерпретация текстов (Кембридж, издательство Кембриджского университета, 2001) (Кембриджские исследования по средневековой литературе, 45) ( ISBN 0-521-80720-4 ).
- Лахей, Стивен Э. Джон Виклиф (издательство Оксфордского университета, 2009) (великие средневековые мыслители).
- Лахей, Стивен Э. "Джон Виклиф". В энциклопедии средневековой философии (Springer Netherlands, 2011) с. 653–58.
- GWH Lampe, ed. Кембриджская история Библии. Запад от отцов до Реформации , [том 2]
- Лефф, Гордон. Джон Виклиф: Путь инакомыслие (Oxford University Press, 1966)
- Леви, Ян С., изд. Компаньон Джона Уиклифа, покойного средневекового богослова . Брилл -спутники христианской традиции 4). Лейден: Брилл, 2006. (Хард -переплет, ISBN 90-04-15007-2 .)
- McFarlane, KB Происхождение религиозного инакомыслия в Англии (Нью -Йорк, Collier Books, 1966) (первоначально опубликовано под названием «Джон Уиклифф и начало английского несоответствия», 1952).
- Майкл, Эмили (2003). «Джон Виклиф на теле и разуме» . Журнал истории идей . 64#3 стр. 343–60.
- Робсон, Джон Адам. Wyclif и Оксфордские школы: отношение «Summa de Ente» к схоластическим дебатам в Оксфорде в более позднем четырнадцатом веке (Кембридж, Англия: издательство Кембриджского университета, 1961).
- Таккар, Марк. Лидеры слепых: на двух недавних переводах Wyclif (Vivarium, 2020)
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Лахей, Стивен. «Политическая философия Виклифа» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Дискуссия BBC Radio 4 в наше время . «Джон Уиклиф и Лоллардс». (45 минут)
Тексты на викисурсе:
- Джон Фокс , « Отчет о жизни и преследованиях Джона Виклиффа» , « Книга мучеников ».
- " Виклиф, Джон ". Новая международная энциклопедия . 1905.
- " Wycliffe, Джон ". Encyclopædia Britannica (11 -е изд.). 1911.
- " Джон Виклиф ". Католическая энциклопедия . 1913.
- Работает от Джона Уиклиффа в интернет -архиве
- Работы Джона Уиклиффа из Librivox (аудиокниги общественного достояния)
- Библейские переводчики Wycliffe
- 1320 -е годы
- 1384 Смерть
- Христианские библейские ученые 14-го века
- Английские писатели 14-го века
- Авторы 14-го века на латыни
- Философы 14-го века
- Выпускники колледжа Мертона, Оксфорд
- Англиканские святые
- Римско -католические библейские ученые
- Христианские радикалы
- Христианские гуманисты
- Критики католической церкви
- Английские евангелисты
- Английская Реформация
- Лоллардс
- Мастера Баллиол -колледжа, Оксфорд
- Люди отлучены католической церковью
- Духовенство из Бакингемшира
- Люди из Ричмондшира (район)
- Посмертные казни
- Прото-протестаты
- Прото-социалисты
- Переводчики Библии на английский
- Переводчики на английский
- Стражи Кентерберийского колледжа, Оксфорд
- Осуждение памяти