Козел отпущения

Часть серии о |
Дискриминация |
---|
![]() |
Поиск козла отпущения – это практика выделения человека или группы людей за незаслуженное обвинение и последующее негативное обращение. Козлами отпущения могут выступать отдельные лица против отдельных лиц (например, «это сделал он, а не я!»), отдельные лица против групп (например, «Я ничего не мог видеть из-за всех высоких людей»), группы против отдельных лиц (например, « Он был причиной того, что наша команда не выиграла»), и группы против групп.
«Козлом отпущения» может быть взрослый, ребенок, брат или сестра, сотрудник, сверстник, этническая, политическая или религиозная группа или страна. Мальчик для битья , идентифицированный пациент или « парень-падший » — это формы козла отпущения.
Использование козла отпущения берет свое начало в ритуале искупления козла отпущения , описанном в главе 16 библейской книги Левит , в котором козел (или осел) выпускается в пустыню, неся все грехи общества, возложенные на голову козла. священником. [1]
На индивидуальном уровне
[ редактировать ]Медицинское определение «козла отпущения» следующее: [2]
Процесс, в котором механизмы проекции или смещения используются для фокусировки чувств агрессии , враждебности , разочарования и т. д. на другом человеке или группе; объем вины необоснован. Поиск козлов отпущения — это враждебная тактика, часто используемая для характеристики целой группы людей в соответствии с неэтичным или аморальным поведением небольшого числа людей, принадлежащих к этой группе. Поиск козла отпущения связан с чувством вины через ассоциации и стереотипы .
Группы козлов отпущения на протяжении всей истории включали почти все мыслимые группы людей: полы, религии, люди разных рас, наций или сексуальной ориентации, люди с разными политическими убеждениями или люди, отличающиеся по поведению от большинства. Однако поиск козла отпущения также может применяться к таким организациям, как правительства, корпорации или различные политические группы.
Его архетип
[ редактировать ]Юнгианский аналитик Сильвия Бринтон Перера рассматривает мифологию тени и вины . [3] Люди переживают это на архетипическом уровне. В качестве древнего социального процесса, направленного на избавление сообщества от его прошлых злых дел и воссоединение его со священным царством, козел отпущения появился в библейском обряде: [4] в котором участвовали два козла и доиудейский хтонический бог Азазель . [5] Однако в современном комплексе козла отпущения «энергетическое поле радикально разрушено» и либидо «откололось от сознания». Роль Азазеля деформируется в обвинителя жертвы, ставшей козлом отпущения. [6]
Например, вину за нарушение перфекционистского морального кодекса могут возлагать на агрессивных козлов отпущения. Сами часто раненые, козлы отпущения могут быть садистами, обвинителями Супер-Эго с хрупкими личностями , которые загнали свои собственные тени под землю , откуда они проецируются на жертву. Жертва, ставшая козлом отпущения, может тогда жить в аду чувства своей никчемности, отступая от сознания, отягощенная тенью и трансперсональной виной. [7] и прячась от боли самопонимания. Терапия включает в себя моделирование навыков самозащиты потерпевшего эго жертвы и руководство в поисках внутренней целостности, чтобы найти собственный голос жертвы . [8]
Проекция
[ редактировать ]Нежелательные мысли и чувства могут бессознательно проецироваться на другого человека, который становится козлом отпущения за собственные проблемы. Эту концепцию можно распространить на групповое проецирование. В этом случае выбранный человек или группа становится козлом отпущения за проблемы группы. «Политическая агитация во всех странах полна таких прогнозов, точно так же, как и дворовые сплетни небольших групп и отдельных лиц». [9] Швейцарский психиатр Карл Юнг действительно считал, что «должны быть люди, которые ведут себя неправильно; они выступают в роли козлов отпущения и объектов интереса для нормальных людей». [10]
Теория козла отпущения в межгрупповом конфликте
[ редактировать ]Теория козла отпущения в межгрупповом конфликте дает объяснение корреляции между временами относительного экономического отчаяния и ростом предрассудков и насилия по отношению к чужим группам . [11] Исследования насилия в отношении чернокожих ( расистского насилия) на юге Соединенных Штатов в период с 1882 по 1930 годы показывают корреляцию между плохими экономическими условиями и вспышками насилия (например, линчевания) против чернокожих. Корреляция между ценой на хлопок (основной продукт региона в то время) и количеством линчеваний чернокожих мужчин белыми колебалась от -0,63 до -0,72, что позволяет предположить, что плохая экономика побуждала белых людей выражать свое разочарование путем нападение на внешнюю группу. [12]
Поиск козла отпущения в группе требует, чтобы члены группы остановились на одной конкретной цели, виноватой в своих проблемах. [13]
В менеджменте поиск козлов отпущения — это известная практика, когда в ошибках высшего руководства обвиняют сотрудника низшего звена. Зачастую это происходит из-за отсутствия подотчетности высшего руководства. [14]
Механизм козла отпущения
[ редактировать ]Литературный критик и философ Кеннет Берк впервые придумал и описал термин « механизм козла отпущения» в своих книгах «Постоянство и изменение» (1935). [15] и Грамматика мотивов (1945). [16] Эти работы оказали влияние на некоторых философских антропологов , таких как Эрнест Беккер и Рене Жирар .
Жирар развил эту концепцию гораздо шире как интерпретацию человеческой культуры. По мнению Жирара, именно человечество, а не Бог, нуждается в различных формах искупительного насилия. Людьми движет желание того, что имеет или хочет другой ( миметическое желание ). Это вызывает триангуляцию желания и приводит к конфликту между желающими сторонами. Это миметическое заражение возрастает до такой степени, что общество оказывается под угрозой; именно в этот момент срабатывает механизм козла отпущения [17] срабатывает. Это момент, когда один человек выделяется как причина неприятностей и изгоняется или убивается группой. Этот человек — козел отпущения. Социальный порядок восстанавливается, когда люди удовлетворены тем, что они решили причину своих проблем, устранив человека, ставшего козлом отпущения, и цикл начинается снова.
Поиск козла отпущения служит психологической разгрузкой для группы людей. Жирар утверждает, что именно это произошло в повествовании об Иисусе из Назарета, центральной фигуре христианства. Разница между тем, что Иисус становится козлом отпущения, и другими, считает Жирар, заключается в том, что в воскресении Иисуса из мертвых он показан невинной жертвой; Таким образом, человечество осознает свои склонности к насилию, и порочный круг разрывается. Таким образом, работа Жирара важна как реконструкция Христа Победителя теории искупления .
См. также
[ редактировать ]- Запугивание – применение силы или принуждения с целью оскорбления или запугивания других.
- Чаривари - европейский и североамериканский народный обычай, призванный пристыдить члена общины.
- Сознание вины – Юридическое свидетельство нечистой совести
- Дегуманизация – поведение или процесс, который подрывает индивидуальность других людей.
- Божественное возмездие - сверхъестественное наказание божества.
- Падающий парень - человек, которого ошибочно обвиняют в плохом исходе.
- Пограничное правосудие - внесудебное наказание, мотивированное отсутствием правопорядка или недовольством судебным наказанием.
- Гипотеза фрустрации-агрессии - Теория агрессии
- Золотая ветвь - книга Джеймса Фрейзера 1890 года.
- Идентифицированный пациент – Член неблагополучной семьи
- Дедовщина – ритуалы унижения, используемые для включения кого-либо в группу.
- Человеческое жертвоприношение – ритуальное убийство, обычно в качестве подношения.
- Ударь кошку - человек более высокого ранга вымещает разочарование на человеке более низкого ранга.
- Поцелуй вверх, удар вниз - форма социального сбоя.
- Моббинг – издевательство над отдельным человеком группой людей.
- Моральная паника – страх, что обществу угрожает какое-то зло.
- Презумпция вины – Презумпция виновности лица в совершении преступления.
- Жертвенный агнец –
- Стрельба по посланнику – Метафорическая фраза
- Пожиратель грехов - человек, который потребляет ритуальную еду за умершего.
- Социальная стигма – тип дискриминации или неодобрения.
- Стереотип – обобщенный, но фиксированный и упрощенный образ или представление об определенном типе людей или вещей.
- Обвинение жертвы – социальный феномен
- Виктимизация – процесс превращения в жертву или превращение в жертву.
- Охота на ведьм – поиск колдовства или подрывной деятельности.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Вятт-Браун, Бертрам (2007) (1982) Южная честь: этика и поведение на Старом Юге . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-532517-1 . стр.441
- ^ «козл отпущения – определение» . Mondofacto.com. 12 декабря 1998 г. Архивировано из оригинала 19 октября 2017 г. Проверено 7 марта 2012 г.
- ^ Перера, Комплекс козла отпущения (1986).
- ↑ Книга Левит , глава 16 , посвященная святому дню Йом Кипур .
- ^ Перера (1986), стр.17: евреи «позже считали Азазеля падшим ангелом». Перера на стр. 112, № 28, со ссылкой на Луи Гинзберга .
- ^ Перера (1986), стр.18 (две цитаты о современной светской культуре, принижение роли Азазеля).
- ^ См. К.Г. Юнг , «Психологический взгляд на совесть» в его Собрании сочинений (Принстон: Боллинген, 1953–1979), том. 10, цитируется Перерой (1986), см. стр. 11–12, № 8, 14, № 21, 33, № 45.
- ^ Перера (1986): архетип (стр. 9–10, 16, 18, 48–49, 73, 77, 83, 98); древний обряд (с. 8, 11–25, два козла 16–17, 88–97); современный комплекс (18–29, 30, 98, цитаты по 18); обвинители (9, 18–21, обвиняют жертву 20, суперэго 21, 28–29, 30–33, тень 30, проецируются 31, также ранят 32, 55); жертвы (11–12, 15–16, сокрытие 24, 26–28, ад 26, эго 28, 33, 34–35, 43–72, бремя 98); внутри семей (30–33, 35, 53–54, 73, 76, 99); терапия (18, 22, 24–25, 26–29, голоса 29, 33, 41–43, 47, 69–72, 86–97).
- ^ М.-Л. фон Франц, в К.Г. Юнге, Человек и его символы (Лондон, 1964), с. 181
- ^ К.Г. Юнг, Аналитическая психология (Лондон, 1976), с. 108
- ^ Поппе, Эдвин (2001). «Влияние изменений ВНП и воспринимаемых групповых характеристик на национальные и этнические стереотипы в Центральной и Восточной Европе». Журнал прикладной социальной психологии . 31 (8): 1689–1708. дои : 10.1111/j.1559-1816.2001.tb02746.x .
- ^ Ховланд, CI; Сирс, Р.Р. (1940). «Незначительные исследования агрессии: VI. Корреляция линчеваний с экономическими показателями». Журнал психологии: междисциплинарный и прикладной . 9 (2): 301–310. дои : 10.1080/00223980.1940.9917696 .
- ^ Глик, Питер (2005). «Выбор козлов отпущения» . В Довидио, Джон Ф .; Глик, Питер; Рудман, Лори (ред.). О природе предрассудков: пятьдесят лет после Олпорта . Издательство Блэквелл. стр. 244–261. дои : 10.1002/9780470773963.ch15 . ISBN 978-0470773963 .
- ↑ Искусство поиска козла отпущения в ИТ-проектах , PM Hut, 15 октября 2009 г.
- ^ «Постоянство и изменение: анатомия цели - 1935, Кеннет Берк. 99056219» . Архивировано из оригинала 30 мая 2012 г.
- ^ «Грамматика мотивов - 1945, страница iii Кеннета Берка» .
- ^ Мимесис - Модель козла отпущения , Жан-Батист Дюмон
Дальнейшее чтение
- Книги
- Колман, А.Д. От козла отпущения: пробуждение сознания в группах (1995)
- Дуглас, Том «козлы отпущения: перенос вины» (1995)
- Дайкман, Дж. М. и Катлер Дж. А. Козлы отпущения на работе: снимаем с себя яблочко (2003)
- Жирар, Рене : Насилие и священное (1972)
- Жирар, Рене: Козел отпущения (1986)
- Ясински, Джеймс: «Справочник по риторике» (2001).
- Перера, Сильвия Бринтон , Комплекс козла отпущения: к мифологии тени и вины (Торонто: Внутренний город, 1986), Исследования юнгианской психологии юнгианскими аналитиками
- Пиллари V. Козлы отпущения в семьях: модели физического и эмоционального насилия между поколениями (1991)
- Куармби К. Козел отпущения: почему мы подводим людей с ограниченными возможностями (2011)
- Уилкокс CW Козел отпущения: Привлечен к ответственности (2009)
- Земель, Джоэл: козел отпущения, экстраординарное судебное разбирательство после взрыва в Галифаксе в 1917 году (2012)
- Академические статьи
- Бинсток, Р.Х. (1983). «Старик как козел отпущения». Геронтолог . 23 (2): 136–143. дои : 10.1093/геронт/23.2.136 . ПМИД 6862222 .
- Букер, Уоррен (1992). «Увольнение власти и менеджеров: поиск козла отпущения наверху». Ежеквартальный журнал административной науки . 37 (3): 400–421. дои : 10.2307/2393450 . JSTOR 2393450 .
- Геммилл, Г. (1989). «Динамика поиска козла отпущения в малых группах». Исследование в малых группах . 20 (4): 406–418. дои : 10.1177/104649648902000402 . S2CID 145569193 .
- Кац, Ирвин; Класс, Дэвид К.; Коэн, Шелдон (1973). «Двойственность, вина и козлы отпущения жертв групп меньшинств». Журнал экспериментальной социальной психологии . 9 (5): 423–436. дои : 10.1016/S0022-1031(73)80006-X .
- Ханна, Навин; Поулсен, Аннетт Б. (1995). «Менеджеры финансово проблемных фирм: злодеи или козлы отпущения?». Журнал финансов . 50 (3): 919–940. дои : 10.1111/j.1540-6261.1995.tb04042.x .
- Мэйби, Джанет (2010). «Преследование пилота Макки» (PDF) . Северный моряк . XX (2): 149–173. дои : 10.25071/2561-5467.317 . ISSN 1183-112Х . S2CID 247265901 .
- Шоплер, Эрик (1971). «Родители детей-психопатов как козлы отпущения». Журнал современной психотерапии . 4 (1): 17–22. дои : 10.1007/BF02110269 . S2CID 44010269 .
- Фогель, Э.Ф.; Белл, Северо-Запад (1960). «Эмоционально неуравновешенный ребенок как козел отпущения в семье» . Психоанализ и психоаналитический обзор . 47 (2): 21–42. ISSN 0885-7830 .
- Справочники
- Глик, Питер (2010). «Козел отпущения» . В Вайнере, Ирвинг Б.; Крейгхед, В. Эдвард (ред.). Энциклопедия психологии Корсини (4-е изд.). Джон Уайли и сыновья. стр. 1498–1499. дои : 10.1002/9780470479216.corpsy0817 . ISBN 978-0470479216 .
- Хаммер, Эллиот Д. (2007). «Теория козла отпущения». В Баумайстере, Рой; Вос, Кэтлин (ред.). Энциклопедия социальной психологии . Публикации Сейджа. дои : 10.4135/9781412956253.n465 . ISBN 978-1412916707 .
- Миллер, Норман; Поллок, Вики (2007). «Смещенная агрессия». В Баумайстере, Рой; Вос, Кэтлин (ред.). Энциклопедия социальной психологии . Публикации Сейджа. дои : 10.4135/9781412956253.n155 . ISBN 978-1412916707 .