Genesis Ploud Cornative

Повествование о Genesis Flup (главы 6–9 Книги Бытия ) - это миф о наводнении на иврите . [ 1 ] Он говорит о решении Бога вернуть вселенную в свое предварительное состояние водянистого хаоса и переделать ее через микрокосм ковчега Ноя . [ 2 ]
Книга Бытия, вероятно, была составлена вокруг 5 -го века до нашей эры, [ 3 ] Хотя некоторые ученые считают, что первобытная история (главы 1–11), включая повествование о наводнениях, могла быть составлена и добавлена еще в 3 -м веке до нашей эры. [ 4 ] Он опирается на два источника, называемые священническим источником и не священным или Яхвистом , [ 5 ] И хотя многие из его деталей противоречивы, [ 6 ] История образует единое целое. [ 7 ]
Глобальный наводнение, описанное в этом мифе, несовместимо с физическими результатами геологии , археологии , палеонтологии и глобального распределения видов . [ 8 ] [ 9 ] [ страница необходима ] [ 10 ] [ страница необходима ] Ветвь креационизма, известный как геология наводнения, является псевдонаучной попыткой утверждать, что такой глобальный наводнение фактически произошло. [ 11 ] Некоторые христиане предпочитают интерпретировать повествование как описание местного наводнения вместо глобального события. [ 12 ] Третьи предпочитают интерпретировать повествование как аллегорическое, а не историческое. [ 13 ]
Краткое содержание

История наводнения встречается в главах 6–9 Книги Бытия, первой книги Библии. Десять поколений после создания Адама Бог увидел, что земля была испорчена и наполнена насилием, и он решил уничтожить то, что он создал. Но Бог нашел одного праведного человека, Ноя , и ему он признал намерение: «Я собираюсь принести наводнение ... чтобы устранить повсюду всю плоть, в которой есть дыхание жизни ...». Итак, Бог поручил ему построить ковчег (на иврите, грудь или коробку), а Ной вошел в ков. Большая глубокая разрыва разрывалась, и шлюзы небес распались », и дождь упал на сорок дней и сорок ночей, пока самые высокие горы не были покрыты на глубину 15 локтей , и вся жизнь погибала, кроме Ноя и тех, кто в Ковчеге. После 150 Дни, «Бог вспомнил Ноя ... и вода утихли», пока ковчег не покоился на горах Арарата, а на 27 -й день второго месяца шестисот и первого года Ноя - земля была сухой. Затем Ной построил алтарь и принес жерру, и Бог сделал Завет с Ноем , что человеку будет разрешено есть все живые существа, но не кровь, и что Бог никогда больше не разрушит всю жизнь наводнением. [ 14 ]
Композиция

Консенсус современных ученых заключается в том, что Genesis был составлен вокруг 5 -го века до нашей эры, [ 3 ] Но, поскольку первые одиннадцать глав показывают мало отношений с остальной частью книги, некоторые ученые считают, что этот раздел (так называемая первобытная история ), возможно, был составлен уже в 3-м веке до нашей эры. [ 4 ]
Общепринято, что история опирается на два источника, один из которых называется источником священника , другого не священника или Яхвиста , [ 5 ] и их переплетение подтверждается в дублетах (то есть повторениях), содержащихся в последней истории. [ 15 ] Многие из них противоречивы, например, как долго длилось наводнение (40 дней, согласно Бытию 7:17 , 150 Согласно 7:24 ), сколько животных нужно было взять на борт ковчега (по одной паре каждого в 6:19 , одна пара нечистых животных и семь пар чистой в 7: 2 ), и выпустил ли Ной ворон, который «ходил туда -сюда, пока воды не были высушены» или голубь, который в третьем случае «не вернулся Ему снова, "или, возможно, оба. [ 6 ] Но, несмотря на это несогласие с подробностями, история образует единое целое (некоторые ученые видят в нем « хиазмам », литературную структуру, в которой первый пункт соответствует последнему, второй второй и т. Д.), [ А ] И было предпринято много усилий, чтобы объяснить это единство, включая попытки определить, какой из двух источников был ранее и, следовательно, повлиял на другой. [ 7 ] Некоторые ученые даже спросили, основана ли история на самом деле на двух разных источниках, отмечая, что некоторые дублеты (такие как голубь и ворон) на самом деле не противоречивы и на самом деле кажутся связанными мотивами в других библейских и небиблейских источниках, источникам, что метод дублетов не согласно применяется в том смысле, что предполагаемые источники сами содержат дублеты и что теория предполагает, что редактор, который непоследовательно объединял источники (в некоторых случаях широко редактируя текст и в некоторых случаях, верно сохраняющие противоречивые версии) по нерегистрированным причинам) по нерегистрированным причинам). Полем [ 16 ] Точно так же, полная история наводнения в Genesis соответствует параллельной истории о наводнении Гильгамеша таким образом, что ни один из предложенных библейских источников не делает. [ 17 ]
Источники
Следующая таблица сравнивает предлагаемые источники Яхвиста и священника. [ 18 ] Каждый предоставляет полную сюжетную линию с представлениями и выводами, причинами наводнения и теологиями. [ 19 ]
Стихи |
Яхвист (или не священник) |
Священник |
---|---|---|
6:5–8 | Введение: злой человечество, Бог сожалеет о создании, объявляет о решении уничтожить; Праведность Ноя. | |
6:9–22 | Введение: Праведность Ноя, злая человечество, Божье решение уничтожить; Арк описал, описал завет, 1 пара всех животных, Ной делает, как дает Бог. | |
7:1–5 | 7 пары чистых животных, 1 пара нечистая; 7 дней, чтобы собрать животных; Ной делает, как командует Бог. | |
7:6 | Нойский возраст: 600 лет | |
7:7–10 | Ной входит в Арк с животными через 7 дней | |
7:11 | 600 год, месяц 2, день 17: перерывы на небосворах, вода падают сверху и поднимаются снизу. | |
7:12 | Дожди 40 дней и 40 ночей. | |
7: 13–16a | Ной и семья и животные входят в Ковчег в тот же день, что и наводнение. | |
7: 16b - 17a | Поток длится 40 дней и ночей. | |
7:18–21 | Воды поднимаются, все существа уничтожены. | |
7:22–23 | Все существа уничтожены. | |
7:24–8:5 | Поток длится 150 дней; Бог помнит Ноя, фонтаны и шлюзы закрыты, воды отступают; Месяц 7 день 17, Арк -территория на горах Арарат. | |
8:6–12 | Через 7 дней Ной открывает окно, отправляет ворона, голубя, голубь, 7 дней между рейсами | |
8:13–19 | 601 год, месяц 1, день 1: Ной открывает покрытие; земля начинает высохнуть; Месяц 2, день 27, появляется сухая земля, выход и семья и животные, животные начинают размножаться | |
8:20–22 | Ной строит алтарь, жертвует чистыми животными, Бог пахнет сладким ароматом, обещает больше не уничтожать. | |
9:1–17 | Ной и семья сказали размножаться, давали животных есть; Завет установился, радуга как знак, Бог обещает снова не затопить. |
Сравнительная мифология
Ученые считают, что миф о наводнениях возник в Месопотамии во время старого вавилонского периода (ок. 1880–1595 гг. До н.э.) и достиг сиро-палестина во второй половине второго тысячелетия до н.э. [ 20 ] Действующие тексты показывают три разные версии: шумерский эпос Ziusudra (самый старый, найденной в очень фрагментарной форме на одной планшете, датируемой примерно 1600 г. до н.э., хотя сама история старше), и как эпизоды в двух эпосах аккадского языка, в эпосах аккадского языка, в эпосах аккадского языка, в эпосах аккадского языка, в эпосах Аккадского языка, в эпосах аккадского языка, в эпосах аккадского языка, в самой истории) и в виде эпизодов в двух аккадских языковых эпосах, « Атрахаси и эпика Гильгамеша . [ 21 ] Название героя, согласно соответствующей версии, была Ziusudra, Atrahasis или Utnapishtim , все из которых являются вариациями друг друга, и просто возможно, что аббревиатура Utnapishtim/utna'ishtim как "na'ish было произносится «Ной» в Палестине. [ 22 ]
Многочисленные и часто подробные параллели ясно дают понять, что повествование о поводке Genesis зависит от мезопотамских эпосов, и особенно от Гильгамеша, которое, как считается, датируется с 1300–1000 гг. До н.э. [ 23 ]
Хронология наводнения

Числа в Библии часто имеют символическое или идиоматическое значение, а 40 дней и ночей, на которые дождь упал на землю, указывает на полный цикл. [ 24 ]
Наводнение начинается на 17 -й день второго месяца, когда «пружины Великой Глубоко вырвались, и были открыты шлюзы небес», а через 40 дней ковчег плывет (Бытие 7: 11–12). Воды поднимаются, а затем отступают, а на 17 -й день седьмого месяца (или 27 -й день в греческой версии) Ковчег опирается на горы (Бытие 8: 4). Воды продолжают падать, Ковчег обнаруживается в 1 -й день 1 -го месяца 601 -го года Ноя и открыт на 27 -м дне его 601 -го года (Бытие 8: 13–14). [ 25 ]
Период с начала наводнения до приземления на горе составляет пять месяцев (второй месяц до седьмого, Бытие 7:11 и 8: 4) и 150 дней (8: 3), что делает невозможные пять месяцев 30 Дни каждый; Число является схемой и основано на вавилонском астрономическом календаре 360 дней (12 месяцев по 30 дней каждый). [ 26 ] Это означает, что наводнение длится 36 недель в соответствии с календарем наводнения, в котором дополнительный день добавляется в каждый третий месяц. [ 27 ] Количество недель символически значимое, представляющее библейское цифр для разрушения (число 6, выраженное как 6x6 = 36), в то время как число 7 (количество дней в неделю) представляет собой устойчивость творения в это время разрушения. [ 28 ]
Ученые давно озадачены значением наводнения, продолжавшегося один год и одиннадцать дней (день с 17 года 600 до 27 -го дня 601 года); Одним из решений является то, что базовый календарь - это лунный, один из 354 дней, к которому были добавлены одиннадцать дней, чтобы соответствовать солнечному году 365 дней. [ 29 ]
«Оригинальный», повествование о великом потопе Джахвиста было скромным; За неделей якобы не келезиального дождя сопровождается сорокадневным наводнением, которое требуется всего лишь неделю, чтобы отступить, чтобы обеспечить Ною свою сцену для Божьего завета. Это источник священника, который добавляет более фантастические фигуры 150-дневного наводнения, который появился божественной рукой с небес и земли и потребовалось десять месяцев, чтобы наконец остановиться. То, что капризное и несколько упрощенное изображение источника Джахвиста Яхве явно отличается от характерного величественного, трансцендентального и строгого яхве. [ 30 ]
Повествование о наводнении - единственный священнический текст, который охватывает даты с большими деталями перед повествованием об исходе . Возможно, это связано с версией мифа о наводнениях, которая была доступна в то время. Есть текст, обнаруженный из Ugarit, известного как 94.2953 рупий, состоящий из четырнадцати строк, рассказывающих о том, как EA появилась в главном герои истории и приказал ему использовать инструменты для создания окна ( Aptu ) в верхней части строительства. строил, и как он реализовал эту директиву и выпустил птицу. Антуана Кэвигно Перевод этого текста заставил его предложить, чтобы этот фрагмент принадлежал к мезопотамскому мифу , возможно, атрахаси или таблету IX Гильгамеша , которая содержит версию в Угарите (22.421 рупий), которая содержит отчет от первого лица. Если это предложение верно, то RS 94.2953 представляет собой уникальную версию истории мезопотамского наводнения. Строка 1 текста гласит: «В начале времени исчезновения Луны, в начале месяца». Эта ссылка на лунную дату, дающую конкретную дату, которую главный герой выпустил, птица является значительной, поскольку она является единственным вариантом истории наводнения, дающего определенную дату, а остальные не приписывают конкретные даты или календарные детали на различные этапы наводнения. И рупий 94,2953, и Genesis 8 - это главный герой наводнения, освобождающий птицу в определенную календарную дату, чтобы найти землю в разгар наводнения. [ 31 ]
Богословие: наводнение и повествование о творении
Первая история в первую очередь о мире, созданном Богом, его происхождениям, жителям, целям, проблемам и неудачах. [ 32 ] Он спрашивает, почему мир, созданный Бог, настолько несовершенен и имеет значение человеческого насилия и зла, а его решения включают в себя понятия завета, закона и прощения. [ 33 ] Повествование о создании Бытия (Бытие 1–2) имеет дело с Божьим творением, а Божье покаяние - это обоснование повествования о наводнении, а в священническом источнике (который проходит через все Бытие и в остальные четыре книги Торы) эти два глагола. , «Создать» и «Прощение», зарезервированы исключительно для божественных действий. [ 34 ]
Интертекстуальность - это способ, которым библейские истории относятся и отражают друг друга. Такие эхо редко бывают случайным - например, слово, используемое для Ark, используется для корзины, в которой спасен Моисей, подразумевая симметрию между историями двух избранных спасителей в мире, которым угрожает вода и хаос. [ 35 ] Наиболее значимым таким эхо является изменение повествования о создании Genesis ; Разделение между «водами выше» и «водами внизу» земля удаляется, сухая земля затоплена, большая часть жизни разрушается, и только Ной и те, кто с ним, выживает, чтобы повиноваться Божьему повелению «быть плодотворным и умножением». [ 36 ]
Потоп - это изменение и обновление Божьего творения мира. [ 37 ] В Бытии 1 Бог отделяет «воды над землей» от тех, что внизу, так что сухая земля могла появиться как дом для живых существ, но в истории наводнения «окна небес» и «Фонтаны глубины» открываются так Мир возвращается в водянистый хаос того времени перед творением. [ 38 ] Даже последовательность наводнений имитирует последовательность создания, наводнение, сначала покрывающее землей к самым высоким горам, затем уничтожая по порядку, птиц, крупный рогатый скот, звери, «роящиеся существа» и, наконец, человечество. [ 38 ] (Это параллельно историю вавилонского наводнения в эпосе Гильгамеша , где в конце дождя «Все человечество вернулось в глину», содержание которой они были сделаны.) [ 39 ] Сам ковчег также является микрокосмом храма Соломона .
Более поздние традиции
Еврейский
В еврейском фольклоре грехи в анпонилювском мире включали богохульство, оккультные практики и предотвращение получения прибыли. Дети также имели возможность разговаривать и ходить сразу после рождения и сражаться с демонами.
Когда началось наводнение, Бог заставлял каждую каплю дождя проходить через Гехенну, прежде чем он упал на землю на сорок дней, чтобы оно могло охватить кожу грешников. Это было наказание, которое подтвердило их преступление, потому что, как и дождь, чувственные желания человечества сделали их горячими и воспаленными аморальными излишками. [ 40 ]
христианство
Повествование о наводнении Genesis включено в Ветхий Завет Христианской Библии (см. Книги Библии ). Иисус и апостолы дополнительно преподают повествование о наводнении Бытия в написании Нового Завета ( Матфея 24: 37–39 , Луки 17: 26–27 , 1 Петра 3:20 , 2 Петра 2: 5 , 2 Петра 3: 6 , Еврейс 11 : 7 ). [ 41 ] [ 42 ] Некоторые христианские библейские ученые предполагают, что наводнение - это картина спасения во Христе - Ковчег был запланирован Богом, и через дверь Ковчега есть только один способ спасения, похожий на один способ спасения через Христа. [ 43 ] [ 41 ] Кроме того, некоторые ученые комментируют учение апостола Петра ( 1 Петра 3: 18–22 ), соединяют ковчег с воскресением Христа; Вода, похоронив Старый мир, но поднимает Ноя в новую жизнь. [ 43 ] [ 41 ] Христианские ученые также подчеркивают, что 1 Петра 3: 18–22 демонстрирует наводнение Бытия как тип христианского крещения . [ 44 ] [ 45 ] [ 41 ]
Гностицизм
В 3 -м веке гностический кодекс, который в настоящее время называется гипостазом архонов , именно коррумпированные правители ( архонты ) решают затопить мир, чтобы избавиться от большей части человечества. Тем не менее, Ной пощадится и предлагается построить ковчег. Но когда его жена Нороа хочет сесть на ковчег, Ной пытается не позволить ей, поэтому она использует свою божественную силу, чтобы взорвать ковчег, заставляя его поглощать огнем. Ной позже строит ковчег во второй раз. Когда Архонс пытается захватить Норю, она призывает Бога о помощи, тогда появляется Элельет Ангел и пугает Архонса, открывая Норее, что она божественная дитя великого духа . Другой взгляд находится в секретной книге Джона ; Вместо ковчега Ной прячется в ярком облаке. [ 46 ]
Мандеизм
Мандеизм учит, что Поток Ноя был последним из трех событий, когда население мира было сведено к одной семье. Тридцать поколений после Адама большая часть населения была убита в результате эпидемии и войны, оставив только Рама и его жены Руда. Через двадцать пять поколений большая часть населения была убита в результате пожара, оставив только Шурбай и его жену Шарабейл . Спустя пятнадцать поколений большая часть населения была убита наводнением, оставив только Ноя и Шема, [ 47 ] В дополнение к жене последней Нурайта . [ 48 ] Ной и его семья спасаются, потому что они смогли построить ковчег или кавила (или каула , мандайский термин; он родственник с сирийским кевилой , который подтверждается в Пешитте Новый Завет, такой как Матфея 24 : 38 и Луки 17 : 27). [ 49 ]
ислам
История Ноя и великого наводнения связана в Коране в Суре -Ну .
Историчность
Академические ученые и исследователи считают, что история в его нынешнем виде преувеличена и/или неправдоподобна. [ 9 ] [ 50 ] История потока описывает либо тяжелое генетическое событие узкого места, либо происхождение эффекта основателя среди потомков выживших в том, что выжившие связаны. Нет никаких доказательств такого тяжелого генетического узкого места в тот период времени (~ 7000 лет до сегодняшнего дня) ни среди людей, ни среди других видов животных; [ 51 ] Однако, если повествование о наводнениях получено из более локализованного события и описывает эффект основателя среди людей людей, некоторые объяснения, такие как события, описанные Гипотезой Черного моря потопа, могут рассказать о историчности повествования о наводнениях.
Локализованные катастрофические наводнения оставили следы в геологических записях: было продемонстрировано, что каналы Scablands в юго -восточных районах штата Вашингтон были сформированы серией катастрофических наводнений [ 52 ] [ 53 ] Восстановление от коллапса ледниковых плотин ледяных озер в регионе, последний из которых, по оценкам, произошел между 18 200 и 14 000 лет назад. [ 54 ]
Другая геологическая особенность, предположительно, была сформирована путем массивного катастрофического наводнения, - это ущелье Цангпо в Тибете . [ 55 ] [ 56 ] Как и в случае с каналами Scablands штата Вашингтон, прорывы ледяных ледяных плотин, как полагают, развязали массивные и внезапные потоки воды, чтобы сформировать ущелье через некоторое время между 600 и 900 г. н.э. [ 56 ]
Некоторые также связывают явления изменения климата, связанные с колебаниями Пиора , что вызвало коллапс периода Урук , [ 57 ] С библейским мифом наводнения. [ 58 ]
Нынешнее понимание доисторического катастрофического наводнения из гор Алдей заключается в том, что несколько наводнений в ледниковом озеро из горов Алтай вызвали огромные наводнения вдоль реки Катун (в современной Алтайской республике ) от 12000 до н.э. до н.э. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] Как продемонстрировано тот факт, что большая часть гравия, нанесенного вдоль долины Катун, не имеет стратиграфической структуры, вместо этого демонстрируя характеристики осаждения непосредственно после суспензии в турбулентном потоке. [ 63 ]
В 2020 году археологи обнаружили свидетельство цунами, которое разрушило средние доунтетерии неолитических прибрежных поселений B в Тель-Дор , Израиль , когда он проходил от 3,5 до 1,5 км внутрь. Цунами было приблизительно 16 м высотой. Восстановление в пораженных районах было медленным, но в целом, оно существенно не влияло на социальное развитие южного леванта. [ 64 ] Хотя цунами не идентифицируется с библейским наводнением, считается, что оно способствует мифам о наводнениях, обнаруженных во многих культурах. [ 65 ]
Геология наводнения
Развитие научной геологии оказало глубокое влияние на отношение к повествованию о библейском наводнении, подрывая библейскую хронологию , которая поставила творение и наводнение не более чем на несколько тысяч лет назад в истории. В 1823 году английский богослов и естественный ученый Уильям Бакленд интерпретировал геологические явления как Reliquiæ Diluvianæ (Relics of the Flood) «подтверждая действие универсального потока». Его взгляды были поддержаны другими в то время, в том числе влиятельного геолога Адама Седжвика , но к 1830 году Седжвик считал, что данные свидетельствуют о только местных наводнениях. Впоследствии Луи Агассис объяснил такие месторождения, как результаты оледенения . [ 66 ] [ 67 ]
В 1862 году Уильям Томсон (позже стал лордом Кельвином ) рассчитал возраст земли в течение 24 миллионов до 400 миллионов лет, а до конца 19 -го века обсуждение не было на жизнеспособности этой теории глубокого времени , а О выводе более точной фигуры для возраста земли. [ 68 ] Lux Mundi , объем богословских эссе 1889 года, который отмечает стадию в принятии более критического подхода к Писанию, занял позицию, которую читатели должны полагаться на Евангелия как совершенно исторические, но не должны буквально принимать более ранние главы Бытия буквально. [ 69 ] С тех пор ученые определили, что земле примерно 4,54 миллиарда лет . [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ]
Геология наводнения ( псевдонаука , которая противоречит ряду принципов и открытий фактов в области геологии, стратиграфии, геофизики, физики, палеонтологии, биологии, антропологии и археологии в попытке интерпретировать и согласовать геологические особенности на земле в соответствии с буквальное понимание повествования о наводнении Genesis) [ 11 ] [ 74 ] [ 9 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] Можно проследить до « Священных геологов », гетерогенной группы писателей начала 19 -го века, большинству из которых не хватало какого -либо опыта в геологии, а также не имела влияния даже в религиозных кругах. [ 80 ] [ 81 ] Геологические взгляды этих авторов были проигнорированы научным сообществом своего времени. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]
Геология наводнения была в значительной степени проигнорирована в 19-м веке, но в 20-м веке была возрождена седьмым днем адвентистом Джорджем Маккриди Прайс , [ 85 ] который был вдохновлен видениями Эллен Г. Уайта . По мере развития карьеры Прайса он привлек внимание за пределами адвентистских групп седьмого дня, и к 1929 году он был популярным научным автором среди христианских фундаменталистов , хотя те, кто не был адвентистами седьмого дня, отвергли его молодой земли . теории [ 86 ] В середине 20 -го века, несмотря на дебаты между протестантскими христианскими учеными, [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ] Геология наводнения сохранила тягу среди евангельских христианских кругов. Историк Рональд Чивы утверждает, что идеологическая связь евангельских христиан, желающих бросить вызов аспектам научного консенсуса , который, по их мнению, противоречит их интерпретации религиозных текстов, была впервые установлена из -за публикации книги 1961 года «Потоп» . [ 90 ]
Большинство научных областей, особенно те, которые противоречат геологии наводнений, полагаются на Чарльза Лайелла установленное принцип формитаризма , который, как было замечено в большей части своей истории, контрастирует с катастрофизмом, присущим геологии наводнений. Однако с обнаружением доказательств некоторых катастрофических событий, события, аналогичные тем, на которых может основываться повествование о наводнениях, принимаются как можно более варианты в общей униформитарной структуре. [ 91 ] [ 92 ] В связи с геологическими силами, униопроизводительный анализм объясняет формирование признаков Земли с помощью в основном сил медленного действия, наблюдаемых сегодня.
Виды распределение
К 17 -м веку верующие в рассказе Бытия столкнулись с проблемой примирения изучения Нового Света и повышения осведомленности о глобальном распределении видов с более старым сценарием, в результате чего вся жизнь возникла из одной точки происхождения на склонах горы Арарат . Очевидный ответ включал человечество, распространяющееся по континентам после уничтожения Башни Вавилона и взяла животных с собой, однако некоторые результаты казались необычными. В 1646 году сэр Томас Браун задавался вопросом, почему уроженцы Северной Америки взяли с собой гремучие змеи , но не лошади: «Как изобилует Америку с зверями добычи и вредных животных, но не содержалось в этом необходимом существе, лошадь, очень странно». [ 10 ]
Браун, один из первых, кто подверг сомнению представление о спонтанной поколении , был врачом и любителем, делающим это наблюдение. Тем не менее, библейские ученые того времени, такие как Юстис Липсий (1547–1606) и Афаназий Кирхер (ок. 1601–1680), также начали подвергнуть историю Ковчега на строгую проверку, поскольку они пытались гармонизировать библейский отчет с растущим тело естественных исторических знаний. Полученные гипотезы дали важный импульс для изучения географического распределения растений и животных и косвенно стимулировали появление биогеографии в 18 -м веке. Природные историки начали устанавливать связи между климатом и животными и растениями, адаптированными к ним. Одна влиятельная теория утверждала, что библейский арарат был полосатым с различными климатическими зонами, и по мере изменения климата связанные животные также двигались, в конечном итоге распространившись, чтобы заполнить глобус. [ 10 ] [ страница необходима ]
Была также проблема постоянно расширяющегося числа известных видов : для Кирчера и более ранних естественных историков было мало проблем для поиска всех известных видов животных в ковчеге. Трудно оправдать буквальную интерпретацию для истории Ковчега. [ 93 ] К середине 18 -го века лишь несколько естественных историков приняли буквальную интерпретацию повествования. [ 75 ]
Смотрите также
- Библейская космология
- Хронология Библии
- Документальная гипотеза
- Мозаика авторство
- Ноах (Парша)
- Панбабилонизм
Примечания
- ^ Спорное существование хиазма не является аргументом против строительства истории из двух источников. См. Обзор в Friedman (1996) , p. 91
Ссылки
Цитаты
- ^ Leeming 2010 , с. 469.
- ^ Bandstra 2008 , с. 61.
- ^ Jump up to: а беременный Оливер 2017 , с. 12
- ^ Jump up to: а беременный Gmirkin 2006 , p. 3
- ^ Jump up to: а беременный Уортингтон 2019 , с. 147
- ^ Jump up to: а беременный Cline 2007 , p. 20
- ^ Jump up to: а беременный Арнольд 2009 , с. 97
- ^
- Кучмент, Анна (август 2012 г.). « Скалы не лгут: геолог исследует наводнение Ноя » . Scientific American . Получено 31 декабря 2018 года .
- Рафф, Рудольф А. (20 января 2013 г.). «Генезис встречает геологию. Обзор скал не лжет; геолог исследует наводнение Ноя Дэвидом Р. Монтгомери». Эволюция и развитие . 15 (1): 83–84. doi : 10.1111/ede.12017 .
- « Скалы не лгут: геолог исследует наводнение Ноя » . Издатели еженедельно . 28 мая 2012 года . Получено 31 декабря 2018 года .
- Борк, Кеннард Б. (декабрь 2013 г.). «Дэвид Р. Монтгомери. Скалы не лгут: геолог исследует наводнение Ноя ». ИГИЛ . 104 (4): 828–829. doi : 10.1086/676345 .
- Макконначи, Джеймс (31 августа 2013 г.). « Скалы не лгут , Дэвид Р. Монтгомери - обзор» . Зритель . Получено 31 декабря 2018 года .
- Протеро, Дональд Р. (2 января 2013 г.). «Нежное путешествие через правду в скалах» . Скептик . Получено 2 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Монтгомери 2012 .
- ^ Jump up to: а беременный в Cohn 1999 .
- ^ Jump up to: а беременный Исаак 2007 , стр. 237–238.
- ^ Walton & Longman III 2018 , с. 145–146.
- ^ "Как мы должны интерпретировать учетную запись Genesis Flour?" Полем Биологии . 20 ноября 2023 года.
- ^ Cohn 1999 , p. 11–12.
- ^ Kaltner & McKenzie 2014 , с. 74
- ^ Берман 2017 , стр. 236-268.
- ^ Гари А. Рандсбург , Библейская история наводнения в свете счета наводнений Гилгамеша , с.116
- ^ Мост 2009 , с. 41
- ^ Habel 1988 , p. 23
- ^ Чен 2013 , с. 11,11.
- ^ Finkel 2014 , с. 88
- ^ Далли 2008 , с. 2
- ^ Коллинз 2017 , с. 10–11.
- ^ Бертон 2019 , с. 1978-79.
- ^ Гийом 2010 , с. 74
- ^ Называется 2010 , с.
- ^ Гийом 2010 , с. 73-74.
- ^ Гийом 2010 , с. 73–74.
- ^ Вандеркам 2002 , с. 3
- ^ Гилберт, Кристофер (2009). Полное введение в Библию . Paulist Press. ISBN 9780809145522 .
- ^ Даршан, Гай (2016). «Календрическая структура истории Священнического Потоба в свете нового аккадского текста от Угарита (94.2953 рупий)» . Журнал Американского восточного общества . 136 (3): 507–514. doi : 10.7817/jamerorioryoci.136.3.0507 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 10.7817/jamerorioriesoci.136.3.0507 .
- ^ Школа 2017 , с. 2
- ^ Школа 2017 , с. 3
- ^ Школа 2017 , с. 3-4.
- ^ Bodner 2016 , стр. 95–96 : «Растет признание того, что повествование о пятилетнем возрасте редко бывает небрежно или произвольно,« написать Джону Бергсму и Скотту Хан », а интертекстуальные эхо редко бывают случайными». 17
- ^ Levenson 1988 , p. 10–11.
- ^ Баден 2012 , с. 184.
- ^ Jump up to: а беременный Император 2013 , с.
- ^ Император 2013 , с.
- ^ Гинцберг, Луи (1909). Легенды евреев, том I: заключенные Ковчега (перевод Генриетты Шолд) Филадельфия: еврейское публикационное общество.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Потоп, евангельский словарь библейского богословия Бейкера» онлайн » . Инструменты изучения Библии . Получено 18 июля 2018 года .
- ^ «Создание министерств мировоззрения: Новый Завет и Наводнение Бытия: герменевтическое исследование историчности, масштаба и богословской цели ноахического потопа» . www.creationworldview.org . Архивировано из оригинала 20 июля 2007 года . Получено 18 июля 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный Wiersbe, Warren (1993). Постановка Вирсбе в отношении Ветхого Завета . Уитон, Иллинойс: Виктор книги. ISBN 978-0896938472 Полем OCLC 27034975 .
- ^ Мэтью, Генри (2000). Краткий комментарий Мэтью Генри по всей Библии . Краткая серия Нельсона. [Место публикации не идентифицировано]: Нельсон Ссылка и электронная. ISBN 978-0785245292 Полем OCLC 947797222 .
- ^ «Типологическая интерпретация Ветхого Завета, Гр Шмелинг» . www.bible-researcher.com . Получено 18 июля 2018 года .
- ^ Марвин Мейер ; Уиллис Барнстоун (2009). «Реальность правителей (гипостаз архонов) и секретная книга Джона». Гностическая Библия . Шамбала . ISBN 9781590306314 Полем Получено 7 февраля 2022 года .
- ^ «Книга вторая, 1 -е прославление: на каждом верном мандане я положу свою правую руку». Джинза Рабба . Тол. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайс; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 18–19.
- ^ «Книга девятнадцать: потоп». Джинза Рабба . Тол. Правильный объем. Перевод Аль-Саади, Кайс; Аль-Саади, Хамед (2-е изд.). Германия: Драбша. 2019. С. 203–204. [Примечание: эта книга, или более крупный текст, содержащий ее, является пронумерованной книгой 18 в некоторых других изданиях.]
- ^ Хеберл, Чарльз (2022). Книга королей и объяснения этого мира: универсальная история покойной Сасанианской империи . Ливерпуль: издательство Ливерпульского университета. п. 215. doi : 10.3828/9781800856271 (неактивное 26 апреля 2024 г.). ISBN 978-1-80085-627-1 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: doi неактивен с апреля 2024 года ( ссылка ) - ^ Вебер, Кристофер Грегори (1980). «Роковые недостатки геологии наводнения» . Журнал Evolution Evolution . 1 (1): 24–37.
- ^ Blog Naturalis Historia. «Великое генетическое узкое место, которое противоречит радикальной ускоренной диверсификации Кена Хэма (гиперэволюция после флуда)». https://thenaturalhistorian.com/2016/03/30/
- ^ Bjornstad, B.; Кивер Э. (2012). На следах ледникового периода наводнения: Северные достижения: геологическое полевое руководство по северному Айдахо и каналу Скабланда . Sandpoint, Adaho: Keokee Books. ISBN 978-1879628397 .
- ^ Neuendorf, Kke, JP Mehl, Jr., и Ja Jackson, eds. (2005) Глоссарий геологии (5 -е изд.). Александрия, Вирджиния, Американский геологический институт. 779 стр. ISBN 0-9222152-76-4
- ^ Balbas, AM, Barth, AM, Clark, Pu, Clark, J., Caffee, M., O'Connor, J., Baker, VR, Konrad, K. and Bjornstad, B., 2017 . Плейстоценовые мегафлуды и ледовочный отступление Cordilleran на северо -западе Соединенных Штатов. Геология, 45 (7), с. 583-586.
- ^ Montgomery Dr. «Наводнения библейского типа реальны, и они абсолютно огромны». Discover Magazine, 29 августа 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный Университет Вашингтона. «Исторические гималайские ледяные плотины создали огромные озера, гигантские наводнения». Science News, 2004 г., 27 декабря .
- ^ Lamb 1995 , p. 128
- ^ Ягненка, с. 128
- ^ «Рудой, А.Н., Бейкер, VR Осадочные эффекты катастрофического наводнения позднего плейстоценового ледникового вспышки, Алтайские горы, Сибири // осадочная геология, 85 (1993) 53-62» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Получено 14 октября 2011 года .
- ^ Бейкер, VR, G. Benito, Rudoy, Палеогидрология покойного плейстоценового суперфлюдинга, Altay Mountains, Siberia, Science, 1993, vol. 259, с. 348-352
- ^ Rudoy Озера с горными льдами на юге Сибири и их влияние на развитие и режим систем стока Северной Азии в позднем плейстоцене. Глава 16. (С. 215—234.) - Палеогидрология и изменения окружающей среды / ред.: Г. Бенито, VR Baker, KJ Gregory. - Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 1998. 353 с.
- ^ Grosswald, MG, 1998, Новый подход к палегидрологии ледникового периода северной Евразии. Глава 15. (С. 199-214)-Палегидрология и изменения окружающей среды / ред.: Г. Бенито, VR Baker, KJ Gregory. - Chichester: John Wiley & Sons Ltd, 1998. 353 с.
- ^ «Рудой, А.Н., Бейкер, VR Осадочные эффекты катастрофического наводнения позднего плейстоценового ледникового вспышки, Алтайские горы, Сибири // осадочная геология, 85 (1993) 53-62» . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Получено 14 октября 2011 года .
- ^ Шитенберг, Гилад; Ясур-Ландау, Ассаф; Норрис, Ричард Д.; Лазар, Майкл; Rittenour, Tammy M.; Тамберино, Энтони; Гадоль, Омир; Канту, Катрина; Аркин-Шалев, Эхуд; Уорд, Стивен Н.; Леви, Томас Э. (2020). «Событие неолитического мега-цунами в Восточном Средиземноморье: уязвимость доисторического поселения вдоль побережья Кармель, Израиль» . Plos один . 15 (12): E0243619. Bibcode : 2020ploso..1543619S . doi : 10.1371/journal.pone.0243619 . PMC 7757801 . PMID 33362214 .
- ^ Kiderra, Inga (23 декабря 2020 г.). «Массовое цунами ударило по неолитическому Ближнему Востоку 9000+ лет назад» . UC San Diego сегодня . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года.
- ^ Герберт, Сандра (1991). «Чарльз Дарвин как потенциальный геологический автор» . Британский журнал «История науки» . № 24. С. 171–174 . Получено 24 июля 2009 г.
- ^ Бакленд, В. (1823). RELIQUIæ Diluvianæ: или наблюдения на органических останках, содержащихся в пещерах, трещинах и дилувиальном гравии, а также на других геологических явлениях, подтверждая действие универсального потопа . Дж. Мюррей . Получено 3 января 2022 года .
- ^ Dalrymple 1991 , pp. 14–17
- ^ Барр, Джеймс (4 марта 1987 г.). Библейская хронология, факт или художественная литература? (PDF) . Лондонский университет. п. 17. ISBN 978-0718708641 Полем Архивировано из оригинала (PDF) 28 июня 2010 года . Получено 8 августа 2010 года .
- ^ «Возраст земли» . Геологическая служба США. 1997. Архивировано из оригинала 23 декабря 2005 года . Получено 10 января 2006 года .
- ^ Dalrymple, G. Brent (2001). «Эпоха земли в двадцатом веке: проблема (в основном) решена». Специальные публикации, Геологическое общество Лондона . 190 (1): 205–221. Bibcode : 2001gslsp.190..205d . doi : 10.1144/gsl.sp.2001.190.01.14 . S2CID 130092094 .
- ^ Манхеса, Жерард; Аллегр, Клод Дж .; Dupréa, Bernard & Hamelin, Bruno (1980). «Изотопное исследование свинца базовых ультрарусных слоистых комплексов: предположения о возрасте земли и примитивных характеристик мантии». Земля и планетарные научные письма . 47 (3): 370–382. Bibcode : 1980e & psl..47..370m . doi : 10.1016/0012-821x (80) 90024-2 .
- ^ Братерман, Пол С. (2013). «Как наука выяснила эпоху земли» . Scientific American . Архивировано с оригинала 12 апреля 2016 года.
- ^ Сентер, Фил. «Поражение геологии наводнения с помощью геологии наводнения». Отчеты Национального центра научного образования 31: 3 (май -июнь 2011 г.). Отпечатано в электронном виде Университетом штата Калифорния, Нортридж . Получено 7 июня 2014 года.
- ^ Jump up to: а беременный Молодой 1995 , с. 79
- ^ Исаак 2006 , с. неагированный.
- ^ Мортон 2001 , с. неагированный.
- ^ Исаак 2007 , с. 173.
- ^ Стюарт 2010 , с. 123.
- ^ Piccardi, L.; Массе, В. Брюс (2007). Миф и Геология . Лондон: Геологическое общество . п. 46. ISBN 978-1-86239-216-8 .
- ^ Ливингстон, Дэвид ; Харт, Дэррил Г.; Нолл, Марк А. (1999). Евангелисты и наука в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-511557-4 .
- ^ Rudwick, Martin JS (1988). Великий Девонский спор . Спрингер. С. 42–44. ISBN 978-0-226-73102-5 .
- ^ Rudwick, Martin JS (2008). Миры перед Адамом . Университет Чикагской Прессы. п. 84. ISBN 978-0-226-73128-5 .
- ^ Вуд, Пол (2004). Наука и несогласие в Англии, 1688–1945 . Aldershot: Ashgate. ISBN 978-0-7546-3718-9 .
- ^ Янг, Дэвис А.; Stearley, Ralph F. (2008). Библия, скалы и время: геологические доказательства эпохи земли . Даунерс Гроув, Иллинойс: IVP Academic. ISBN 978-0-8308-2876-0 .
- ^ Числа, Рональд Л. (1993). Креационисты . Калифорнийский университет. п. 72 ISBN 978-0-520-08393-6 .
- ^ Кульп, Дж. Лоуренс (1950). «Геология потопа» . Журнал американской научной принадлежности . 2 (1): 1–15. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Получено 23 ноября 2007 года .
- ^ Ян, Сын-Хун (1993). «Радиоуглеродные знакомства и американские евангельские христиане» . Получено 12 января 2009 года .
- ^ Числа, Рональд Л. (1993). Креационисты . Калифорнийский университет. п. 72 ISBN 978-0-520-08393-6 .
- ^ Числа, Рональд Л. (2006). Креационисты: от научного креационизма до интеллектуального дизайна (расширенная, первая издательство Гарвардского университета в мягкой обложке из ред.). Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-02339-0 Полем OCLC 69734583 .
- ^ Allen, EA, et al., 1986, Cataclysms в Колумбии, Timber Press, Portland, или. ISBN 978-0-88192-067-3
- "Бретц знал, что сама идея катастрофического наводнения будет угрожать и разозлить геологическое сообщество . И вот почему: среди геологов в 1920-х годах катастрофические объяснения геологических событий (кроме вулканов или землетрясений) считались неправдами на точку ереси . " п. 42
- «Тогда подумайте, с чем Бретц был против. Само слово« катастрофизм »было отвратительным в ушах геологов ... Это был шаг назад, предательство всего, что геологическая наука боролась, чтобы получить . Это была ересь худшего порядка ". п. 44
- «Было неизбежно, что рано или поздно геологическое сообщество поднимется и попытается победить« возмутительную гипотезу Бретца ».« Стр. 49
- «С тех пор, как Бретц впервые предложил идею катастрофического наводнения, прошло около 50 лет, и теперь в 1971 году его аргументы стали стандартом геологического мышления ». п. 71
- ^ Ager, Derek V. (1993). Природа стратиграфической записи (3 -е изд.). Чичестер, Нью -Йорк, Брисбен, Торонто, Сингапур: Джон Вили и сыновья. С. 83–84. ISBN 0-471-93808-4 .
- «Геологи не отрицают униформиаризм в своем истинном смысле, то есть интерпретации прошлого посредством процессов, которые наблюдаются в настоящее время, пока мы помним, что периодическая катастрофа является одним из этих процессов. Эти периодические катастрофы демонстрируют больше показа в стратиграфической записи, чем мы до сих пор предполагали ».
- ^ Браун 1983 , с. 276
Библиография
- Альтер, Роберт (2008). Пять книг Моисея . WW Norton & Company. ISBN 9780393070248 .
- Арнольд, Билл Т. (2009). Бытие . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521000673 .
- Баден, Джоэл С. (2012). Композиция Пятикнижия . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300152647 .
- Bandstra, Barry L. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Wadsworth/ Cengage Learning. ISBN 978-0495391050 .
- Барр, Джеймс (28 марта 2013 г.). Библия и интерпретация: собранные эссе Джеймса Барра . Том II: библейские исследования. Оксфорд: издательство Оксфордского университета. п. 380. ISBN 978-0-19-969289-7 .
- Берман, Джошуа А. (2017). Несоответствие в Торе: древняя литературная конвенция и границы исходной критики . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-065882-3 .
- Blenkinsopp, Joseph (2011). Создание, не создание, воссоздание: дискурсивный комментарий к Бытию 1-11 . Bloomsbury T & T Clark. ISBN 9780567372871 .
- Бридж, Стивен Л. (2009). Получение Ветхого Завета . Пекарь ISBN 9781441232779 .
- Бертон, Кит А. (2019). Символические числа . Eerdmans. ISBN 9781467460460 .
- Карр, Дэвид М. (2021). Бытие 1-11 . Kohlhammer Publisher. ISBN 978-0-567-13439-4 .
- Боднер, Кит (2016). Ковчег на Ниле: начало книги Исхода . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-878407-4 .
- Браун, Джанет (1983), Светский Ковчег: Исследования в истории биогеографии , Нью -Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета, с. 276, ISBN 0-300-02460-6
- Chen, YS (2013). Крайственная катастрофа наводнения: происхождение и раннее развитие в мезопотамских традициях . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199676200 .
- Клайн, Эрик Х. (2007). От Эдема до изгнания . National Geographic. ISBN 9781426212246 .
- Cohn, Norman (1999). Наводнение Ноя: история Бытия в западной мысли . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300076486 .
- Гийом, Филипп (2010). Земля и календарь . Блумсбери. ISBN 9780567401205 .
- Коллинз, Мэтью А. (2017). «Продолжающаяся традиция» . В Бернетт Блейч, Ронда; Морган, Джон (ред.). Ной как антигероя . Routledge. ISBN 9781351720700 .
- Далли, Стефани (2008). Мифы из Месопотамии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-102721-5 .
- Dalrymple, G. Brent (1991), The Age of the Earth , Stanford University Press, ISBN 0-8047-2331-1
- Финкель, Ирвинг (2014). Ковчег перед Ноем . Hachette UK. ISBN 9781444757071 .
- Фридман, Ричард Э. (1996). «Неаргументы, касающиеся документальной гипотезы» . В Фоксе, Майкл В.; Hurowitz, VA (Eds.). Тексты, храмы и традиции . Эйзенбрауны. ISBN 9781575060033 .
- Gmirkin, Russell E. (2006). Беросс и Бытие, Мането и Исход Блумсбери. ISBN 978-0-567-13439-4 .
- Исаак, М. (1998). «Проблемы с глобальным наводнением» . Архив дискуссии . Получено 29 марта 2007 года .
- Исаак, Марк (5 ноября 2006 г.). «Индекс к креационистским претензиям, геология» . Архив дискуссии . Получено 2 ноября 2010 года .
- Исаак, Марк (2007). Справочник по контрреализму . Калифорнийский университет.
- Калтнер, Джон; Маккензи, Стивен Л. (2014). Ветхий Завет: его фон, рост и содержание . WIPF и Stock. ISBN 978-1-62564-264-6 .
- Кейзер, Томас А. (2013). Бытие 1-11: его литературная когерентность и богословское послание . WIPF и издатели. ISBN 9781625640925 .
- Лэмб, Хьюберт Х. (1995). Климат, история и современный мир . Лондон: Routledge. ISBN 0-415-12735-1 .
- Leeming, David A. (2010). Создание мифов мира: энциклопедия . Тол. 1. ABC-Clio. ISBN 9781598841749 .
- Левенсон, Джон Дуглас (1988). Сотворение и настойчивость зла: еврейская драма божественного всемогущества . Harper & Row. ISBN 9780062548450 Полем OCLC 568745811 .
- Монтгомери, Дэвид Р. (2012). Скалы не лгут: геолог исследует наводнение Ноя . Нортон. ISBN 9780393082395 .
- Миано, Дэвид (2010). Тень на ступеньках . Общество библейской литературы. ISBN 9781589834781 .
- Мортон, Гленн (17 февраля 2001 г.). «Геологическая колонка и ее последствия для наводнения» . Архив дискуссии . Получено 2 ноября 2010 года .
- Оливер, Саймон (2017). Создание . Блумсбери. ISBN 9780567656117 .
- Sailhamer, John H. (2010). Значение Pentateuch: откровение, состав и интерпретация . Intervarsity Press. ISBN 9780830878888 .
- Школа, Андреас (2017). Богословие с самого начала . Мохр Зибек. ISBN 9783161539978 .
- Стюарт, Мелвилл Ю. (2010). Наука и религия в диалоге . Малден, Массачусетс: Wiley-Blackwell. п. 123. ISBN 978-1-4051-8921-7 .
- Янг, Дэвис А. (1995). «Дилвиальная космогония и начало геологии» . Библейское наводнение: тематическое исследование реакции церкви на внебиблейские доказательства . Eerdmans. п. 79. ISBN 978-0-8028-0719-9 Полем Архивировано из оригинала 31 марта 2007 года.
- Янг, Дэвис А.; Stearley, Ralph F. (18 августа 2008 г.). Библия, скалы и время: геологические данные для эпохи земли . Intervarsity Press. п. 45. ISBN 978-0-8308-2876-0 .
- Вандеркам, Джеймс С. (2002). Календари в свитках Мертвого моря . Routledge. ISBN 9781134709632 .
- Уолтон, Джон Х.; Лонгман III, Тремпер (2018). Потерянный мир наводнения: мифология, богословие и дебаты о потоке . Intervarsity Press. ISBN 978-0-8308-8782-8 .
- Уортингтон, Мартин (2019). Двойственность EA в истории наводнения Гильгамеша . Routledge. ISBN 9780830878888 .
Дальнейшее чтение
- Коттер, Дэвид В. (2003). Бытие . Литургическая пресса. ISBN 978-0814650400 .
- Хабель, Норман С. (1988). «Два мифах наводнения» . В Дандеса, Алан (ред.). Миф о наводнениях . Калифорнийский университет. ISBN 9780520063532 .
- Гамильтон, Виктор П. (1990). Книга Бытия: главы 1–17 . Eerdmans. ISBN 9780802825216 .
- Кесслер, Мартин; Deurlot, Card Adrian (2004). Комментарий к Genesis: книга или старт . Пол Пресс. ISBN 9780809142057 .
- Кнехт, Фридрих Юстус (1910). . Практический комментарий к Священному Писанию . Б. Гердер.
- Левенсон, Джон Д. (2004). «Бытие: введение и аннотации» . В Берлине, Адель; Бреттлер, Марк Зви (ред.). Еврейская библия . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195297515 .
- МакКаун, Джеймс (2008). Бытие . Eerdmans. ISBN 9780802827050 .
- Мидлтон, Дж. Ричард (2005). Освобождающее изображение: Imago dei в Бытии 1 . Brazos Press. ISBN 9781441242785 .
- Роджерсон, Джон Уильям (1991). Бытие 1–11 . T & T Clark. ISBN 9780567083388 .
- Сакс, Роберт Д. (1990). Комментарий к книге Бытия . Эдвин Меллен.
- Таунер, Уэйн Сибли (2001). Бытие . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664252564 .
- Уэнам, Гордон (2003). «Бытие» . В Джеймсе Д.Г. Данн, Джон Уильям Роджерсон (ред.). Eerdmans Библейский комментарий . Eerdmans. ISBN 9780802837110 .
- WhyBray, RN (2001). «Бытие» . В Джоне Бартоне (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198755005 .