Русская чайная культура.
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2024 г. ) |
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на русском языке . (Январь 2019 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Чай – важная часть русской культуры . Отчасти из-за холодного северного климата России сегодня он считается де-факто национальным напитком. [ 1 ] один из самых популярных напитков в стране, [ 2 ] и тесно связан с традиционной русской культурой . Русский чай заваривают и его можно подавать сладким, горячим или холодным. Его традиционно принимают с послеобеденным чаем, но с тех пор он стал питься в течение всего дня, особенно в конце еды и подается с десертом. Примечательным аспектом русской чайной культуры является самовар , который до середины 20 века широко использовался для кипячения воды для заваривания.
История
[ редактировать ]Распространена легенда, согласно которой русские люди впервые познакомились с чаем в 1567 году, когда в Китай посетили казачьи атаманы Петров и Ялышев. [ 3 ] Это было популяризировано в популярных и широко читаемых «Сказках о русском народе» Ивана Сахарова , но современные историки вообще считают рукопись фальшивкой, а само посольство Петрова и Ялышева — вымышленным. [ 4 ]
Развитие чайной культуры началось в 1638 году, когда монгольский правитель подарил четыре пуда (65–70 кг) чая царю Михаилу I . [ 5 ] По словам Джереми Кертина , [ 6 ] возможно, это было в 1636 году [ 7 ] что Василий Старков был послан посланником к Алтын-хану . В подарок царю ему подарили 250 пудов чая. Старков сначала отказался, не видя смысла в грузе сухих листьев, но хан настоял. Так чай был завезен в Россию. В 1679 году Россия заключила договор о регулярных поставках чая из Китая через караваны верблюдов в обмен на меха. [ 5 ] Китайский посол в Москве преподнес в дар Алексею I несколько ящиков чая . [ 8 ] Однако сложный торговый путь сделал стоимость чая чрезвычайно высокой, так что напиток стал доступен только членам королевской семьи и очень богатым людям России. [ 9 ] В 1689 году был подписан Нерчинский мирный договор , который официально закрепил суверенитет России над Сибирью, а также ознаменовал создание Чайного пути , которым пользовались торговцы между Россией и Китаем.
Между Нерчинским договором и Кяхтинским договором (1727 г.) Россия увеличила количество караванов, идущих в Китай за чаем, но только через государственных торговцев. В 1706 году Петр Великий запретил торговлю в Пекине. В 1786 году Екатерина Великая восстановила регулярный импорт чая. К моменту смерти Екатерины в 1796 году Россия импортировала караванами верблюдов более 3 миллионов фунтов в виде рассыпного чая и чайных кирпичей - достаточно чая, чтобы значительно снизить цену, чтобы россияне среднего и низшего класса могли позволить себе этот напиток. [ 10 ]
Слово «чай» в русском языке впервые встречается в медицинских текстах середины XVII века, например, в «Материалах для истории медицины в России»: «травы для чая; цвет рамона (?) - по 3 горсти» (вып. 2, № 365, 1665, 291), « чаге вареное (вероятно, чае или то же самое, но через греческое «чешуйка») к листу хинского (опечатка: ханский )». [ 11 ]
Пиковый год для торговли чаем в Кяхте первый участок Транссибирской магистрали. пришелся на 1824 год, а пиковый год для чайных караванов - 1860 год. С тех пор они начали приходить в упадок, когда в 1880 году был завершен время доставки чая в Россию от 16 месяцев до семи недель. [ 12 ] Упадок китайского чая в середине 19 века, в свою очередь, означал, что Россия начала импортировать больше чая из Одессы и Лондона . К 1905 году конные перевозки чая прекратились, а к 1925 году караваны как единственное средство транспортировки чая прекратились. [ 13 ] В 2002 году Россия импортировала около 162 000 тонн чая. [ 14 ]
К концу 19 века «Чай Виссоцкого» стала крупнейшей чайной фирмой в Российской империи . К началу 20 века Виссоцкий был крупнейшим производителем чая в мире. [ 15 ]
К концу 18 века цены на чай умеренно снизились. Первый местный чайный завод был заложен в Никитском ботаническом саду в 1814 году, а первая промышленная чайная плантация — в 1885 году. [ 5 ] Чайная промышленность не развивалась до Первой мировой войны и значительно расширилась после Второй мировой войны . Однако к середине 1990-х годов производство чая застопорилось. Сегодня основной район производства чая в России находится в окрестностях Сочи .
Разновидности
[ редактировать ]Традиционно черный чай является самым распространенным чаем в России, но зеленый чай становится все более популярным.
Традиционный чай в России включает традиционный сорт, известный как «Русский караван», поскольку изначально он был импортирован из Китая через караван верблюдов. Поскольку путешествие было очень длительным и обычно занимало от шестнадцати до восемнадцати месяцев, чай приобрел свой характерный дымный аромат от костров каравана. Сегодня этому чаю часто придают дымный вкус после окисления, или он представляет собой кимун или «черный чай или улун из южного Китая или Формозы ( Тайвань ) с оттенком дымного Лапсанг Сушонг или Тарри Сушонг». [ 16 ]
К листьям принято, особенно в сельской местности, добавлять травы и ягоды, такие как мята , мелисса , листья черной смородины , зверобой , малина или плоды шиповника . Иногда кипрей вообще заменяет чайный лист.
Приготовление и подача
[ редактировать ]Примечательной особенностью русской чайной культуры является двухэтапный процесс заваривания. Сначала готовится чайный концентрат, называемый заваркой : в небольшом чайнике заваривается количество сухого чая, достаточное для нескольких человек. Затем каждый наливает в чашку некоторое количество этого концентрата и смешивает его с горячей и холодной водой; таким образом, можно приготовить чай настолько крепким и горячим, насколько хочется, по своему вкусу. сахар , лимон , мед , джем или молоко Затем можно свободно добавлять . Сахар и другие подсластители подают в тарелках ; добавлять их в чай с помощью личной чайной ложки, а не той, что в миске, считается невежливым.
Заварку можно заваривать из одних и тех же листьев до трех раз, но общепризнано, что это разбавляет и тем самым портит вкус, если только не заваривается зеленый чай.
Чайные пакетики широко популярны в России, но меньше, чем в среднем по миру, занимая около 50% российского рынка по сравнению с 90% во всем мире. Хотя простота заваривания такого чая делает его популярным для быстрых чаепитий, считается, что он уступает листовому чаю, заваренному в заварке, как по качеству листьев, доступных в массовых брендах, так и по качеству экстракции при заваривании. сам процесс.
Самовар привело к тому, что широко использовался для кипячения воды для пивоварения до середины 20-го века, когда распространение газовых плит в недавно построенных многоквартирных домах его в значительной степени заменили чайники. С 1990-х годов электрические чайники стали нормой.
Чаепитие — неотъемлемая часть каждой русской трапезы; его подают с десертом. Выпечка , кондитерские изделия и варенье редко употребляются без чая, и наоборот, такие сладкие изделия обычно относят к категории «к чаю» — «добавлять в чай». Чаепитие также повсеместно является частью праздничной трапезы: первым блюдом подается мясо и другие острые блюда, вторым - чай, обычно сопровождаемый большим тортом. Официальной церемонии чаепития не существует, наоборот, чаепитие считается лучшим временем для светской беседы. Окончание чаепития также сигнализирует об окончании трапезы.
И наоборот, чаепитие можно проводить отдельно от еды. Чаепитие само по себе может быть формальным событием, и россияне нередко пьют чай в течение дня. Кроме того, чай предлагается в качестве вежливости гостям, даже во время коротких визитов, особенно когда на улице холодно. В частности, офисная культура включает в себя не только перерывы на чай, но и чай, который подается во время длительных встреч и предлагается везде, где посетителю приходится ждать сколько-нибудь значимое время. В таких случаях чай обычно заваривают в пакетиках и не добавляют ничего, кроме сахара и, возможно, одного сорта выпечки.
В официальных случаях чай пьют из фарфоровых или фаянсовых чашек с соответствующими блюдцами; такие чашки редко бывают больше 200–250 мл. Хотя это не является строгим требованием этикета, считается хорошим тоном, если чашки будут из одного набора для всех за столом. Таким образом, во многих российских семьях есть чайный сервиз специально для праздничных и официальных случаев. Российские фарфоровые заводы предлагают широкий ассортимент таких чайных сервизов, Императорский фарфоровый завод особенно нарицательным считается из кобальтовой синей сетки с 22-каратным золотом.
В более случайных ситуациях чай можно пить из любых чашек или кружек, их размер доходит до полулитра и даже больше. Если напиток в чашке слишком горячий, считается допустимым, но невежливым, выпить его из блюдца. Стаканы редко используются для употребления чая, за исключением железных дорог , где традиционная комбинация стакана (иногда граненого советского образца ) и подстаканника подается любым кондуктором по требованию, чтобы заварить его из имеющейся горячей воды. из чайной урны, найденной в конце вагона.
Чайная культура
[ редактировать ]По словам Вильяма Похлёбкина , чай в России не считался самостоятельным напитком; таким образом, даже зажиточные классы украшали его вареньем, сиропом, пирожными, печеньем, конфетами, лимоном и другими сладостями. Это похоже на архаичную идиому «чай да сахар» (чай и сахар, транслит. чай да сахар ). В русском языке используются некоторые разговорные выражения, относящиеся к потреблению чая, в том числе «чайку-с?» («чаю?» на архаичный манер, транслит. чайку с ), употреблявшийся дореволюционной обслугой . Другие - «гонять чаи» (гнаться за чаем, т. е. пить чай слишком долго; транслит. гонять чай ) и «побаловаться чаем» (транслит. побаловаться чайком ). Литераторы карамзинского кружка сделали чай важным элементом культурной жизни . [ 17 ] К середине 19 века чай завоевал расположение городского класса, купцов и мелкой буржуазии. [ 17 ] Это отражено в драмах Александра Островского . Со времен Островского дорожили продолжительность времени и количество потребляемого чая. [ 17 ] Александр Пушкин в «Евгении Онегине» отобразил роль чая в установлении романтических отношений:
- От одинокой скуки, сразу
- Они говорят – но хитро.
- Зовут его к себе в самовар –
- Никто, кроме Дуни, чай не нальет;
- Ей шепчут: «Дуня, посмотри!»
- А потом достань ей милую гитару.
- О Христос! Затем она начинает пищать:
- «Приходите ко мне в мой золотой замок!»
В советский период чаепитие было чрезвычайно популярно в повседневной жизни офисных работников (секретарей, лаборанток и т. д.). Чайные марки того времени получили прозвища «веники» (грузинские) и «чай со слоном» (индийские). [ 17 ] Чай был неизменным элементом кухонной жизни интеллигенции 1960-70 -х годов. [ 17 ]
В дореволюционной России существовала шутка «что после чаю следует?» ('что следует после чая?', транслит. что после чаю следует ) с правильным ответом - " воскресение мертвых " из Никейского Символа веры . [ 17 ] Это основано на слове «чаю» ( chayu ), омографе, ранее обозначавшем в вероучении «ожидаю» («ищу»), и приставном падеже слова «чай», который используется до сих пор.
кусочек сахара (из сахарной головы ). В 19 веке русские пили чай, держа в зубах [ 18 ] Традиция существует и сегодня. [ 19 ]
Чай очень популярен в российских тюрьмах . Традиционные вещества, изменяющие сознание, такие как алкоголь, обычно запрещены, а очень высокие концентрации, называемые чифиром . в качестве замены используются [ 20 ]
Русские, не являющиеся этническими русскими, имеют свою собственную чайную культуру. Калмыцкий чай, например, больше всего напоминает монгольский суутей цай и включает в себя заварку листьев с молоком (вдвое большим количеством, чем воды), солью, лавровым листом , мускатным орехом , гвоздикой или сливочным маслом , которые можно употреблять с лепешками . Замена воды молоком позволяет легче производить напиток в засушливой местности Калмыкии.
«Русский Чай» в других странах
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Есть напиток под названием «Русский чай», который, вероятно, возник в Америке. Этот напиток особенно популярен на юго-востоке США , где его традиционно подают на общественных мероприятиях во время Адвента и Рождества . Рецепты различаются, но наиболее распространенными ингредиентами являются черный чай, апельсиновый сок (или апельсиновая цедра), корица и гвоздика ; в некоторых рецептах используется растворимый чайный порошок. Иногда требуются другие соки, такие как лимонный и ананасовый. При подаче можно добавить сливки. Домашний сорт «быстрого приготовления», в котором часто используется «Тан» стал популярным наполнителем для чулок . , в последние десятилетия [ 21 ]
Напиток подается горячим, часто вечером или после еды. Однако в кафе иногда предлагают замороженные версии.
Несмотря на название, «Русский чай», вероятно, не имеет никакой связи со своим тезкой. Ссылки на «Русский чай» и инструкции были найдены в американских газетах и кулинарных книгах еще в 1880-х годах. [ 21 ]
Япония
[ редактировать ]В Японии термин «русский чай» используется конкретно для обозначения употребления черного чая с ложкой джема, добавленного в чашку или положенного на язык перед употреблением. Типичный выбор — клубничное варенье, но не только. [ 22 ] [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Мак, Гленн (2005). Культура питания в России и Средней Азии . Вестпорт: Greenwood Press. ISBN 0-313-32773-4 .
- ^ Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Мартинчик Е.А., Тутельян В.А. (2005). «[Потребление чая и кофе среди населения России]». Вопр Питан (на русском языке). 74 (3): 42–6. ПМИД 16044841 .
- ^ «История российского чая» . www.apollotea.com . Проверено 28 мая 2019 г.
- ^ Filyushkin, Alexander (October 2004). "Журнал "Родина": Дойти до Поднебесной" . Rodina Magazine . Archived from the original on 2013-01-03 . Retrieved 2021-01-06 .
- ^ Перейти обратно: а б с Great Soviet Encyclopedia . Советская энциклопедия. 1978. pp. vol. 29, p. 11.
- ^ Иеремия Кертин, Путешествие в Южную Сибирь, 1909, Глава первая.
- ^ Василий Димитришин, Покорение Сибири Россией: Документальные записи, 1985, том первый, документ 48 (в том году он был посланником, но чай, возможно, был дан во время более позднего визита к хану)
- ^ ДеЛэйн, Линда. «Время чая в России» . Русская жизнь . Проверено 22 ноября 2021 г.
- ^ «Чаепитие в России: Русская жизнь» . Проверено 22 апреля 2008 г.
- ^ О'Коннор, Шэрон (1997). Послеобеденная чайная серенада . Город: меню и музыкальная продукция. ISBN 1-883914-18-3 .
- ^ Н. Новомбергский, Н (1665). Материалы для истории медицины в России .
- ^ Вайнберг, Беннетт (2001). Мир кофеина . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-92722-6 .
- ^ Эйвери, Марта (2003). Чайная дорога . Пекин: Китайская межконтинентальная пресса. ISBN 7-5085-0380-5 .
- ^ Джоллифф, Ли (2007). Чай и туризм: туристы, традиции и трансформации . Клеведон, Англия: Публикации Channel View. ISBN 978-1-84541-057-5 .
- ^ Торговцы транснациональным корпорациям: британские торговые компании в девятнадцатом и двадцатом веках , Джеффри Джонс, Oxford University Press, 2000
- ^ Петтигрю, Джейн (1999). Чайный компаньон . Город: Викинг Австралия. ISBN 0-670-88401-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Znanie — Sila , 9/2006, p. 105; ISSN 0130-1640
- ^ Перри, Сара (2001). Новая чайная книга . Сан-Франциско: Книги хроник. ISBN 0-8118-3053-5 .
- ^ "САХАР ВПРИКУСКУ" . САХАР ВПРИКУСКУ | ТВЕРДЫЙ САХАР №1 В РОССИИ .
- ^ «РУССКОЕ ЧАЙНОЕ РУКОВОДСТВО» (PDF) . 01 апреля 2002 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2006 г. Проверено 26 апреля 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Русский чай: выбор Америки в космосе под советским названием» . Бывшее блюдо: спасение утраченных рецептов Америки . 22 ноября 2013 года . Проверено 9 октября 2018 г.
- ^ «Русская чайная культура | Lupicia, мировой специализированный магазин чая ~ Черный чай, зеленый чай, чай улун, травы ~» www.lupicia.com Проверено 14 октября 2021 г. .
- ^ «Русские — мастера гостеприимства <Часть 2> Как на самом деле пить русский чай?: Asahi Shimbun GLOBE+» . Asahi Shimbun GLOBE+ (на японском языке, 9 апреля 2020 г.). Проверено 14 октября 2021 г. .