У Вэй
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
У Вэй | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | ничего не делать | ||
Упрощенный китайский | ничего не делать | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
вьетнамский | безразличный | ||
Корейское имя | |||
хангыль | бездействие | ||
Ханджа | ничего не делать | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | ничего не делать | ||
Хирагана | Муи | ||
|
У вэй ( упрощенный китайский : 无为 ; традиционный китайский : 無為 ; пиньинь : wúwéi ) — древнее китайское понятие, буквально означающее «непринуждение», «бездействие» или «действие без усилий». [ а ] [ 1 ] [ 2 ] У Вэй возник в период весны и осени . С ранними литературными примерами, как идея, в «Классике поэзии» , [ 3 ] оно становится важным понятием в Конфуцианских Аналектах , [ 4 ] китайское государственное управление, [ 5 ] и даосизм . Чаще всего оно использовалось для обозначения идеальной формы правления, [ 6 ] включая поведение императора , описывающее состояние личной гармонии, свободной непосредственности и невмешательства . Обычно оно обозначает состояние духа или состояние ума и в конфуцианстве соответствует общепринятой морали.
У Вэй — главный принцип философии Дао, который говорит о важности достижения Дао или Естественного Пути во всех действиях и развитии вещей. Не форсируя и не нарушая естественный порядок вещей, чтобы избежать ложного развития и ошибок. Философия Дао «Дао Цзя» и религия Дао «Дао Цзяо» — это две разные вещи. Например, в философии Дао «Дао Цзя» нет мистики и веры в призраков и злых духов.
Синолог Жан Франсуа Биллетер описывает у-вэй как «состояние совершенного знания реальности ситуации, совершенной эффективности и реализации совершенной экономии энергии», которое Эдвард Слингерленд на практике квалифицирует как «набор («преобразованных» ) диспозиции (включая физическую осанку)... соответствующие нормативному порядку». [ 7 ]
Основатель философии Дао Лао Цзы успешно основал свою философскую школу с помощью рукописи « Дао Дэ Цзин » («Трактат о нравственности»). Кроме того, для достижения состояния Дао последователям требовалось выполнять определенные физические упражнения. Позже, в эпоху Воюющих царств, профессиональные воины использовали У Вэй в качестве основного руководства для своих тренировок и методов боя и создали боевые искусства У Вэй. В то суровое время среди лучших древних школ боевых искусств школа У Вэй имела неоспоримую репутацию. Основным боевым навыком боевых искусств У Вэй является умение перекатывающейся силы «Хун Юань Гун». Согласно древней традиции, название этой боевой системы чаще всего было известно как Увэймэнь, «Врата в У Вэй».
Ранние определения
[ редактировать ]Как цитирует китаевед Херли Крил , ранние исследования Фэн Юланя считали, что существует разница между философским и религиозным даосизмом с противоречивыми учениями. Крил считал, что они возникли одновременно, представляя концепцию Сиань в даосизме как культ бессмертия и концепцию более философского Чжуанцзы.
Следовательно, Крил считал , что у вэй , найденный в Даодэцзин и Чжуанцзы , обозначает две разные вещи.
- «Отношение подлинного бездействия, мотивированное отсутствием желания участвовать в человеческих делах» и
- «Техника, с помощью которой тот, кто ее практикует, может получить больший контроль над человеческими делами».
Первое вполне соответствует созерцательному даосизму Чжуанцзы . Крил считал, что «созерцательный даосизм» стоит на первом месте, а «целенаправленный даосизм» — на втором.
Описанный в даосской мысли как источник спокойствия, даосские тексты лишь изредка предполагают, что обычные люди могут получить политическую власть через у вэй . «Чжуанцзы », кажется, не указывает на определенную философскую идею, просто мудрец « не занимается мирскими делами».
Крил полагал, что вторая интерпретация была заимствована из более ранней политической мысли законника Шэнь Бухая (400 г. до н.э. - ок. 337 г. до н.э. ), поскольку даосы стали больше интересоваться осуществлением власти правителем. [ 8 ] Названное «правлением бездеятельности» и решительно поддерживаемое Хань Фэем , во времена династии Хань до правления Хань Уди правители ограничивали свою деятельность «главным образом назначением и увольнением своих высокопоставленных чиновников» — явно законническая практика, унаследованная от Династия Цинь . [ 9 ] [ 10 ] Эта «концепция роли правителя как верховного арбитра, который твердо держит в своих руках основную власть», оставляя детали министрам, оказывает «глубокое влияние на теорию и практику китайской монархии». [ 9 ] и сыграл «решающую роль в продвижении автократической традиции китайского государства», обеспечивая власть правителя и стабильность государства. [ 11 ]
Чжуанцзы больше заимствованы из позднего периода Воюющих царств, высмеивая конфуцианскую морализацию. [ 12 ] Появившись всего три раза во второй (более созерцательной) половине «Чжуанцзы», ранние даосы, возможно, избегали этого термина, обозначающего его связь с легизмом, прежде чем в конечном итоге перенять и его правительственный смысл. что это было предпринято в Чжуанци s Крил считал , 天道 ; Тиандао ; Глава «Путь Небес». В более «целенаправленном» даосизме Даодэцзин , большая часть которого, как полагал Крил, если не современная наука, была написана после Чжуанцзы , у вэй становится основным «руководящим принципом социальных и политических поисков», в котором Даос «стремится использовать свою силу, чтобы контролировать и управлять миром». [ 13 ] [ 8 ]
Конфуцианское развитие
[ редактировать ]Учитывая скудность данных, китаевед Роджер Т. Эймс считает попытки определить происхождение у вэй натянутыми предположениями, хотя Эймс предполагает, что интерпретация Шэнь Бухая возникла в государстве Хань , которым он управлял. [ 14 ] [ 15 ] Лишь немногие современные ученые находят хронологию Крила полностью убедительной. Хотя ранние ученые, возможно, предполагали более раннюю датировку Даодэцзин , немногие критически настроенные ученые полагают, например, что Лао-цзы был современником Конфуция .
Помимо Шэнь Бухая, «Аналекты» (Лунь-юй) — единственный сохранившийся текст, в котором используется этот термин до « Чжуанцзы» . Следовательно, Криль считал, что важный ключ к развитию у вэй содержится в «Аналектах» в высказывании, приписываемом Конфуцию, которое гласит: «Учитель сказал: «Разве не Шунь ничего не делал, но правил хорошо? Что он сделал?» делать? Он просто исправил свою личность («стал почтительным» – Эдвард Слингерленд) и занял подобающее положение (лицом на юг) как правитель». Концепция божественного царя, чья «магическая сила» (добродетель) «регулирует все на земле» (Крил), пронизывает раннюю китайскую философию, особенно «в ранних ветвях квиетизма, развившихся в четвертом веке до нашей эры». [ 16 ]
Эдвард Слингерленд утверждает, что у вэй в этом смысле необходимо достичь . Но в конфуцианской концепции добродетели добродетель можно достичь, только не пытаясь ее достичь сознательно. [ 6 ] Проявление добродетели рассматривается как награда Неба за следование его воле – как сила, позволяющая утвердить эту волю на земле. В этом, вероятно, более оригинальном смысле, у вэй можно рассматривать как «навык» «становления полностью реализованным человеком», смысл, который он разделяет с даосизмом. Этот «навык» позволяет избежать относительности, поскольку он связан с «нормативным» метафизическим порядком, делая его спонтанность «объективной». Достигнув состояния у вэй (и заняв подобающее ему ритуальное место), Шунь «объединяет и упорядочивает» весь мир и находит свое место в «космосе». Взятый как исторический факт, демонстрирующий жизнеспособное превосходство конфуцианства (или даосизма, для даосских изображений), у вэй можно понимать как сильно « реалистический » духовно-религиозный идеал, отличающийся от кантианского или картезианского реализма своим китайским акцентом на практике. [ 17 ]
«Объектом» у вэй «навыков-знаний» является Путь, который – в некоторой степени, независимо от школы – «воплощает» разум в «нормативный порядок, существующий независимо от сознания практикующих». Главный пример конфуцианства - Конфуций в возрасте 7 лет - спонтанно демонстрирует «мастерство нравственности», его наклонности находятся в гармонии с его добродетелью. Конфуций считает обучение ненужным, если человек рожден с любовью к Пути, как в случае с учеником Янь Хуэй . Мэн-цзы считал, что люди уже добры, и осознать это нужно только не пытаясь, а позволив добродетели реализовать себя и полюбив Путь. Обучение проводится для того, чтобы научиться спонтанно любить Путь. Добродетель сравнивается с семенем зерна (одомашненным) и потоком воды. [ 18 ] С другой стороны, Сюнь Гуан считал возможным достичь у вэй только посредством длительных и интенсивных традиционных тренировок. [ 19 ]
даосское развитие
[ редактировать ]Часть серии о |
даосизм |
---|
![]() |
Следуя его развитию в других местах, Чжуан Чжоу и Лаоцзы обращаются к неприукрашенному принципу «без усилий». Лао-цзы, в отличие от резного конфуцианского нефрита, выступает за возвращение к изначальной Матери и уподобление нерезному дереву. Он осуждает делание и схватывание, призывая читателя познавательно постичь единство (успокоив разум), уменьшить желания и размеры состояния, оставив нетронутой человеческую природу. На практике цель у вэй заключается в изменении поведения; загадочно упоминаемая медитация и более чисто физические техники дыхания, как в Гуаньцзы , которые включают в себя просто принятие правильной позы. [ 20 ] Сам Гуаньцзы . мог быть составлен даже после Хань Фейцзы
Когда твое тело не выровнено,
Внутренняя сила не придет.
Когда ты не спокоен внутри,
Ваш ум не будет в порядке.
Выровняйте свое тело, помогите внутренней силе,
Потом оно постепенно придет само.
Хотя, поскольку по-прежнему необходимо прилагать когнитивные усилия и, возможно, не разрешать парадокс бездействия, концентрация на выполнении у вэй посредством физиологических процессов повлияет на более поздних мыслителей. [ 22 ] Даодецзин . стал влиятельным в интеллектуальных кругах около 250 г. до н. э. (1999: 26–27) Включенный в Гуаньцзы 2-го века, вероятно, более старый «Нэйе» (« Внутреннее обучение» ) может быть старейшим восстановленным китайским текстом, описывающим то, что впоследствии стало даосскими техниками медитации на дыхании и циркуляцией ци, при этом Гарольд Д. Рот считает его подлинным текстом 4-го века. Текст до н.э. [ 23 ]
Когда вы расширяете свой разум и отпускаете его,
Когда вы расслабляете свою ци ; жизненное дыхание и расширить его,
Когда ваше тело спокойно и неподвижно:
И вы можете сохранить Единое и отбросить мириады беспокойств.
Ты увидишь прибыль и не соблазнишься ею,
Вы увидите вред и не испугаетесь его.
Расслабленный и расслабленный, но чрезвычайно чувствительный,
В одиночестве вы наслаждаетесь своей личностью.
Это называется «вращением жизненного дыхания»:
Ваши мысли и дела кажутся небесными.
Стих 13 описывает аспекты шэнь ; «нумен», «нуминозный», достигаемый посредством расслабленных усилий.
Есть нумен [ шэн ]; естественно пребывающий внутри;
В один момент оно уходит, в следующий оно приходит,
И никто не может этого представить.
Если вы его потеряете, вы неизбежно впадете в расстройство;
Если вы этого достигнете, вы неизбежно обретете порядок.
Старательно вычищайте место его ночлега;
И его жизненная сущность естественным образом прибудет.
Все еще ваши попытки представить и постичь это.
Расслабьте свои усилия, чтобы размышлять над этим и контролировать его.
Будьте почтительны и усердны
И его жизненная сущность естественным образом стабилизируется.
Возьми это и не отпускай
Тогда глаза и уши не переполнятся
И уму больше нечего будет искать.
Когда внутри вас находится правильно настроенный ум,
Мириады вещей предстанут в их правильной перспективе.
Политическое развитие
[ редактировать ]Часть серии о |
Китайский законничество |
---|
![]() |

Не найдя своего царя-философа, Конфуций возложил надежду на добродетельных министров. [ 26 ] Помимо «божественной сущности» ( линг ) конфуцианского правителя, «обеспечивающей плодородие его народа» и плодородие почвы, Крил отмечает, что ему также помогали «пять слуг», которые «выполняли активные функции управления». [ 16 ] Сюнь Куана » В « Сюньцзы , конфуцианской адаптации легализма Цинь , правитель определяется примерно в том же смысле, говоря, что правителю «нужно только исправить свою личность», потому что «способности правителя проявляются в назначении им людей на должности»: а именно, оценивая добродетель и побуждая других действовать.
Важная информация заключалась в восстановлении фрагментов администратора Шэнь Бухая . Шэнь изображает Яо использующим Фа (административный метод) при отборе и оценке мужчин. [ 27 ] Даосские термины Шэня, хотя и не являются убедительным аргументом против протодаосского влияния, не содержат доказательств даосского использования (конфуцианство также использует такие термины, как «Дао», что означает «Путь» правления), лишенные какого-либо метафизического подтекста. [ 28 ] В более поздней книге законников « Хань Фейцзы» есть комментарий к « Даодэцзин» , но в этом случае он ссылается на Шэнь Бухая, а не на Лао-цзы. [ 29 ]
Шену приписывают изречение: «Мудрый правитель полагается на метод, а не на мудрость; он полагается на технику, а не на убеждения». [ 30 ] и использовал термин у вэй, чтобы обозначить, что правитель, хотя и бдительный, не должен вмешиваться в обязанности своих министров, говоря: «Тот, кто имеет правильный способ управления, не выполняет функции пяти (т.е. различных) чиновников, и все же является хозяином правительства». [ 31 ] [ 32 ]
Поскольку основная часть « Даодецзин» и «Чжуанцзы», по-видимому, была составлена позднее, Крил утверждал, что поэтому можно предположить, что на них повлиял Шэнь. [ 31 ] [ 32 ] большая часть того и другого представляется контраргументами против легистского контроля. [ 29 ] Глава «Небесный путь» Чжуанцзы, кажется , следует за Шэнь Бухаем до мельчайших деталей, говоря: «Высшие должны быть бездействующими, чтобы контролировать мир; низшие должны быть активными, чтобы быть занятыми в мировых делах. ..» и, перефразируя, за основу и принцип отвечает начальник, за надстройку и детали — ответственность министра, но затем он атакует административные детали Шэня как несущественные. [ 33 ]
В другом месте Чжуанцзы упоминает другого законника, Шэнь Дао , как беспристрастного и лишенного эгоизма, его «великий путь, охватывающий все вещи». [ 34 ]
Бездействие правителя
[ редактировать ]
Шэнь Бухай утверждал, что если правительство организовано и контролируется на основе правильного метода (Фа), правителю нужно мало что делать – и он должен делать мало. [ 35 ] [ 36 ] Очевидно, перефразируя «Аналекты» , Шэнь не считал отношения между правителем и министром обязательно антагонистическими. [ 37 ] но все же считал, что наиболее способные министры правителя представляют для него наибольшую опасность, [ 38 ] и был убежден, что без методик невозможно сделать их лояльными. [ 39 ] Китаевед Херрли Г. Крил объясняет: «Подданные правителя настолько многочисленны и готовы обнаружить его слабости и взять над ним верх, что для него одного, как одного человека, безнадежно пытаться изучить их характеристики и контролировать их путем его знания... правитель должен воздерживаться от проявления инициативы и от выставления себя напоказ – и, следовательно, уязвимости – посредством каких-либо открытых действий». [ 40 ]
Подчеркивая использование административных методов ( Фа ) в тайне, Шэнь Бухай изображает правителя как прикрывающегося, чтобы скрыть свои слабости и зависимость от своих советников. [ 41 ] Поэтому Шэнь советует правителю держаться при себе, скрывать свои мотивы и скрывать следы бездействия, пользуясь видимостью глупости и неполноценности. [ 40 ] [ 38 ] Шен говорит:
Если проявится интеллект правителя, люди будут готовиться против него; если его неразумность будет показана, они введут его в заблуждение. Если его мудрость будет проявлена, люди замалчивают (свои недостатки); если же проявится его неразумность, от него скроются. Если будет показано отсутствие у него желаний, люди увидят его истинные желания; если его желания будут проявлены, они будут искушать его. Поэтому (разумный правитель) говорит: «Я не могу знать их; только посредством бездействия я контролирую их». [ 42 ] [ 43 ]
Действуя посредством Закона , правитель скрывает свои намерения, симпатии и антипатии, навыки и мнения. Не действуя сам, он может избежать манипуляций. [ 32 ] Правитель не играет активной роли в государственных функциях. Он не должен использовать свой талант, даже если он у него есть. Не используя свои собственные навыки, он сможет лучше заручиться услугами способных функционеров. Крил утверждает, что отсутствие вмешательства в детали позволило правителю Шена «по-настоящему править», поскольку это дает ему возможность контролировать правительство, не вмешиваясь, сохраняя свою точку зрения. [ 44 ] Независимо видя и слыша, правитель способен самостоятельно принимать решения и, по словам Шэня, тем самым управлять миром. [ 45 ]
Правитель подобен зеркалу, отражающему свет, ничего не делающему, и все же красота и уродство присутствуют; (или как) весы, устанавливающие равновесие, ничего не делающие, но заставляющие легкость и тяжесть обнаружить себя. (Административный) метод (Фа) – полное молчание. (Сливая свои) личные (заботы) с общественными (благо), он не действует. Он не действует, и все же сам мир полон.
—Шен Бухай [ 27 ]
это у вэй Можно сказать, что в конечном итоге превратилось в политическую теорию «законников» , если не стало их общим термином для обозначения политической стратегии, играющей «решающую роль в продвижении автократической традиции китайского государственного устройства». (Условное) бездействие правителя обеспечивает его власть и стабильность государства. [ 11 ]
Бездействие в управлении государством
[ редактировать ]
Шэнь Бухай настаивал на том, что правитель должен быть полностью информирован о состоянии своего королевства, но не мог позволить себе вдаваться в подробности, а в идеальной ситуации не должен никого слушать. Слушание придворных может помешать продвижению по службе, а у него, как говорит китаевед Херрли Г. Крил , нет на это времени. Способ видеть и слышать самостоятельно – это группировка частностей в категории механическим или операционным методом (Фа). Напротив, глаза и уши правителя сделают его «глухим и слепым» (неспособным получать точную информацию). [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Независимо видя и слыша, правитель способен самостоятельно принимать решения и, по словам Шэня, тем самым управлять миром. [ 45 ]
Несмотря на это, метод назначения Шэня, Мин-ши сформулировал как Син-Мин , рекомендует особый метод выслушивания просителей в окончательном анализе, который Хань Фэй . Во времена династии Хань правительственных секретарей, ответственных за протоколирование решений по уголовным делам, называли Син-Мин, что Сыма Цянь (145 или 135–86 до н. э.) и Лю Сян (77–6 до н. э.) приписывали учению Шэня. Бухай (400 – ок. 337 до н. э. ). Лю Сян доходит до того, что определяет доктрину Шэнь Бухая как Син-Мин. [ 53 ] Вместо того, чтобы искать «хороших» людей, мин-ши или син-мин могут искать подходящего человека на конкретную должность, сравнивая его репутацию с реальным поведением (син «форма» или ши «реальность»), хотя это подразумевает полное организационное знание режима. [ 54 ]
Однако проще, можно позволить министрам «называть» себя через отчеты о конкретных затратах и сроках, оставляя их определение конкурирующим министрам. Утверждения или высказывания «привязывают говорящего к выполнению работы (Мейкхэм)». Это была доктрина, с небольшими различиями, которую предпочитал Хань Фэй. Отдавая предпочтение точности, он борется со склонностью обещать слишком много. [ 55 ] Правильная артикуляция 名 ; мин ; «имя», «речь», «титул» считаются решающими для реализации проектов. [ 56 ] [ 57 ]
Шэнь разрешал сложные судебные разбирательства с помощью У Вэй или не вмешиваясь, взяв на себя ответственность за слова чиновника. [ 56 ] Шэнь Бухай говорит: «Правитель контролирует политику, министры управляют делами. Десять раз говорить и десять раз быть правым, сто раз действовать и сто раз добиться успеха – это дело того, кто служит другому министром; это не способ править». [ 58 ] Корреляция между у вэй и мин-ши, вероятно, легла в основу даосской концепции бесформенного Дао, которое «даёт начало десяти тысячам вещей». [ 59 ]
Инь (пассивная внимательность)
[ редактировать ]Приверженность использованию техники в управлении требует, чтобы правитель не вмешивался в ситуацию и не вмешивался в процесс субъективного рассмотрения. [ 60 ] Синолог Джон Мейкхэм объясняет: «Оценка слов и поступков требует беспристрастного внимания правителя; (инь — это) умение или техника превращения своего ума в tabula rasa , уклончивого принятия во внимание всех деталей претензий человека и затем объективного сравнения его достижения первоначальных требований». [ 60 ]
В комментарии к «Шиджи» цитируется ныне утерянная книга, в которой цитируются высказывания Шэнь Бухая: «Используя (инь), «пассивную внимательность», в надзоре и ведении учета своих вассалов, ответственность глубоко запечатлена». Гуаньцзы . аналогичным образом говорит: «Инь — это путь бездействия. Инь — это не прибавление и не умаление чего-либо. Дать чему-то имя строго на основании его формы — это Метод Инь» [ 60 ] [ 61 ] Инь также стремился скрыть намерения, симпатии и мнения правителя. [ 60 ]
Шен Дао
[ редактировать ]Шэнь Дао поддерживает безличное управление во многом в том же смысле, что и Шэнь Бухай, и приводит доводы в пользу у вэй , или бездействия правителя, в том же духе, говоря:
Дао правителя и министров заключается в том, что министры работают над задачами, в то время как у принца нет задач; принц расслаблен и счастлив, а министры несут ответственность за выполнение задач. Министры используют весь свой ум и силу для удовлетворительного выполнения его работы, в которой правитель не принимает участия, а лишь ждет завершения работы. В результате каждая задача решается. Правильный образ правления таков. [ 62 ] [ 63 ]
Шэнь Дао отказывается от назначения путем собеседования в пользу механического распределения каждого человека в соответствии с его достижениями. [ 64 ] [ 65 ] Связывание административных методов или стандартов с идеей беспристрастной объективности, связанной с универсальными интересами, и переосмысление языка старого ритуального порядка, чтобы он соответствовал универсальному, имперскому и сильно бюрократизированному государству. [ 66 ] Шэнь предостерегает правителя от того, чтобы полагаться на свое личное суждение: [ 67 ] противопоставление личных мнений достоинствам объективного стандарта как предотвращение реализации личных суждений или мнений. Личное мнение разрушает стандарты, и поэтому правитель Шэнь Дао «не проявляет фаворитизма по отношению к одному человеку». [ 66 ]
Когда просвещенный правитель устанавливает [гун] («герцог» или «общественный интерес»), [частные] желания не противоречат правильному сроку [вещей], фаворитизм не нарушает закон, дворянство не превосходит правила, зарплата не противоречит не превышать [должного] своего положения, [один] офицер не занимает нескольких должностей, и [один] мастер не занимается несколькими видами работ... [Такой правитель] не переутомлял своего сердца и ума со знанием и не исчерпывал себя корыстью (си), а, скорее, зависел от законов и методов решения вопросов порядка и беспорядка, наград и наказаний для решения вопросов добра и зла, а также весов и весов для решения вопросов тяжелый или легкий... [ 66 ]
Причина, по которой те, кто распределяет лошадей, используют целые лоты, а те, кто распределяет поля, используют гул-лоты, не в том, что они считают, что эти и гу-лоты превосходят человеческую мудрость, а в том, что можно устранить частный интерес и остановить недовольство путем эти средства. Так сказано: «Когда великий господин полагается на Фа и не действует лично, дела оцениваются в соответствии с (объективным) методом (фа)». Преимущество фа в том, что каждый человек получает свою награду или наказание в соответствии с причитающимся ему, и нет никаких дальнейших ожиданий от господина. Таким образом, не возникает обид, а высшие и низшие находятся в гармонии.
Если господин людей откажется от метода (Фа) и будет управлять самостоятельно, тогда наказания и награды, конфискации и гранты — всё это возникнет в уме господина. Если это так, то получающие награды, хотя бы и соразмерные, будут непрестанно ожидать большего; те, кто получит наказание, даже если оно будет соразмерным, будут бесконечно ожидать более снисходительного обращения... люди будут по-разному вознаграждены за одни и те же заслуги и по-разному наказаны за одну и ту же провинность. От этого возникает обида». [ 68 ]
Хан Фэй
[ редактировать ]Посвятив всю главу 14 «Как любить министров» «убеждению правителя быть безжалостным к своим министрам», просвещенный правитель Хань Фэя вселяет ужас в своих министров, ничего не делая (у вэй). Качества правителя, его «умственная сила, моральное совершенство и физическая доблесть» не имеют значения. Он отбрасывает свой личный разум и мораль и не проявляет никаких личных чувств. Важен его метод правления. Фа (административные стандарты) не требуют совершенства со стороны правителя. [ 69 ]
Если использование Хань Фэем у вэй было производным от протодаосизма, его Дао, тем не менее, подчеркивает автократию («Дао не идентифицирует себя ни с чем, кроме себя, правитель не идентифицирует себя с министрами»). Признавая, что Хань Фэй применяет у вэй конкретно к управлению государством, профессора Син Лу утверждают, что Хань Фэй все еще считал у вэй добродетелью. Как говорит Хань Фэй, «благодаря (Дэ) отдыху пустому и отдохнувшему, он ждет, пока ход природы начнет действовать сам». [ 70 ] [ 71 ]
Дао — начало множества вещей, эталон добра и зла. Таким образом, разумный правитель, придерживаясь начала, знает источник всего и, придерживаясь стандарта, знает происхождение добра и зла. Поэтому, отдыхая пустым и умиротворенным, он ждет, пока ход природы укрепится так, что все имена определятся сами собой и все дела уладятся сами собой. Пустой, он знает сущность полноты: отдохнув, он становится корректором движения. Кто произносит слово, тот создает себе имя; у кого есть роман, тот создает себе форму. Сравните формы и имена и посмотрите, идентичны ли они. Тогда правителю не о чем беспокоиться, поскольку все сведено к реальности...
Дао существует в невидимости; его функция в неразборчивости. Будьте опустошены и отдохнувшие, и вам нечего будет делать – Тогда из тьмы увидите недостатки в свете. Видеть, но никогда не быть увиденным. Слышать, но никогда не быть услышанным. Знай, но никогда не будь узнанным. Если услышишь какое-нибудь произнесенное слово, не изменяй его и не перемещай, а сравни с делом и посмотри, совпадают ли между собой слово и дело. Поместите каждого чиновника цензором. Не позволяйте им разговаривать друг с другом. Тогда все будет приложено к максимуму. Замести следы и скрыть источники. Тогда министры не смогут отследить происхождение. Оставь свою мудрость и прекрати свои способности. Тогда ваши подчиненные не смогут догадаться о ваших ограничениях. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] [ 77 ]
Комментарий Хань Фэйцзы к «Даодэцзин» утверждает , что бесперспективное знание – абсолютная точка зрения – возможно. [ 78 ]
династия Хань
[ редактировать ]Законничество доминировало в интеллектуальной жизни Цинь и ранней Хань вместе с даосизмом. Императоры ранней династии Хань, такие как император Цзин (годы правления 157–141 до н.э.), были погружены в даосскую политику невмешательства. [ 79 ] Но книга Шэнь Бухая широко изучалась даже с начала эпохи Хань. [ 38 ] Синь-шу Цзя И (200–168 гг. Н.э.), несомненно находящийся под влиянием «законников», описывает методы Шэнь Бухая как методы применения Дао, или добродетели, объединяющие конфуцианские и даосские дискурсы под образами Чжуанцзы. [ 75 ] : стр.49, 65 Во многих более поздних текстах, например в Хуан-Лао , подобные образы используются для описания спокойного поведения правителя. [ 75 ] :стр55
Хуан -лаосский текст «Хуайнаньцзы» (династия Западная Хань, 206 г. до н. э. – 9 г. н. э.), хотя и ориентирован на государственные интересы, далее включает натуралистические аргументы в пользу правления достойных людей на том основании, что их компетентность необходима для таких вещей, как дипломатия, и определяет у вэй следующим образом:
«Под у-вэй подразумевается, что никакие личные предрассудки [частная или общественная воля] не мешают универсальному Дао [законам вещей] и что никакие желания и навязчивые идеи не уводят от истинного курса… сбиваются с пути. Разум должен руководить действием, чтобы власть могла осуществляться в соответствии с внутренними свойствами и естественными тенденциями вещей». [ 80 ]
В хуан-лаосском тексте Цзин фа говорится:
Правильный способ понять все эти (вещи) – это оставаться в состоянии [пустоты,] бесформенности и небытия. Только если человек остается в таком состоянии, он может благодаря этому знать, что (все вещи) необходимо обладают своими формами и именами, как только они возникают, даже если они столь же малы, как осень. Как только формы и имена будут установлены, различие между черным и белым станет очевидным... не будет возможности уйти от них бесследно или скрыть их от регулирования... [все вещи] исправятся сами собой. [ 81 ]
Современный
[ редактировать ]Философ Алан Уоттс считал, что у вэй лучше всего можно охарактеризовать как «непринуждение». [ 82 ] Уоттс также понимал у вэй как «искусство уйти со своего пути» и предложил следующую иллюстрацию: «Реку не толкают сзади и не тянут спереди. Он падает под действием силы тяжести». [ 83 ]
Лев Толстой находился под глубоким влиянием даосской философии и написал свою собственную интерпретацию у вэй в своей пьесе «Недеятельность» .
Психоаналитик Робин С. Браун исследовал у вэй в контексте западной психотерапии. [ 84 ] Браун связывает у вэй с психоаналитическим понятием разыгрывания .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Слингерленд (2007) , с. 7
- ^ Тирни, Джон (15 декабря 2014 г.). «Размышление об искусстве не стараться» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 декабря 2019 г.
- ^ Стрингерленд, 2007, стр. 39,40.
- ^ Стрингерленд, 2007, стр. 43.
- Крил 1970 стр. 59,78
- ^ Айвенго, Филип Дж .; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис: Издательская компания Hackett . п. 2. ISBN 0-87220-781-1 . OCLC 60826646 .
- ^ Перейти обратно: а б Слингерленд (2007) , с. 6
- ^ Слингерленд (2007) , стр. 7
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1982) , стр. 5, 11, 73–78.
- Фэн Юлань. Краткая история китайской философии стр.3
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1982) , стр. 99.
- ^ Пан Ку. пер. Гомер Дубс, История бывшей династии Хань
- ^ Перейти обратно: а б Го (2002) , с. 198
- ^ Юрий Пайнс (2022) Хан Фейцзы и самая ранняя экзегеза Цзоочжуаня, Monumenta Serica, 70:2, 341-365, дои : 10.1080/02549948.2022.2131797
- ^ Го (2002) , с. 84
- ^ (Эймс 1994:216) [ нужна полная цитата ]
- ^ Роджер Т. Эймс 1983/1994. п. 50. Искусство правления.
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1982) , с. 59,78 ; Слингерленд (2007) , с. 9
- ^ Слингерленд (2007) , стр. 8–9
- ^ Слингерленд (2007) , стр. 10–13, 15–16
- ^ Слингерленд (2007) , стр. 10–13
- ^ Слингерленд (2007) , с. 14
- ^ Стих 11, тр. Рот, Гарольд Д. (1999). Первоначальное Дао: внутреннее обучение ( Нэй-е ) и основы даосского мистицизма . Издательство Колумбийского университета. п. 66.
- ^ Слингерленд (2007) , стр. 14
- ^ Рот 1999 , с. 23-25.
- ^ 24, тр. Рот 1999 , с. 92
- ^ тр. Рот 1999: 70
- ^ Крил (1982) , с. 59
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1982) , с. 64
- ^ Крил (1982) , с. 62-63
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1982) , с. 69
- ^ Пол Р. Голдин стр.93. Исследования ранней китайской философии. Коварный синкретизм в политической философии Хуайнаньцзы . JSTOR j.ctt1wn0qtj.10
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1982) , стр. 48, 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б с С. Я. Се, 1995. стр. 92. Китайская мысль: введение.
- ^ Крил (1982) , с. 71
- ^ Антонио С. Куа 2003 стр.362, Энциклопедия китайской философии
- ^ Крил (1982) , стр. 69, 99.
- ^ Крил (1974) , с. 66
- ^ Р. П. Пиренбум, 1993, стр. 241. Закон и мораль в Древнем Китае.
- ^ Перейти обратно: а б с Крил (1974) , с. 35
- ^ Го (2002) , с. 143
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1982) , с. 67
- ^ Карин Лай 2017. стр.171. Введение в китайскую философию.
- ^ Крил (1982) , с. 66
- ^ Хуан Кэцзянь, 2016, стр. 185. От судьбы к Дао: обзор философии доцинь в Китае.
- ^ Крил (1982) , с. 65-66; Го (2002) , с. 198
- ^ Перейти обратно: а б Крил (1974) , с. 26
- ^ Голдин (2013) , с. 10
- ^ Чэнь Цию 2000: 2.8.156
- ^ Пинсинг (2005), « Древние китайские изобретения » , издательство стр. 48 Дэн, Инке; Ван , . 7-5085-0837-8 .
- ^ Крил (1982) , с. 81
- ^ Крил (1974) , стр. 33, 68–69.
- ^ AC Graham 1989. с. 283. Спорщики о Дао.
- ^ «Шен Бу Хай» .
- ^ Крил (1982) , с. 72, 80, 103–104; Крил (1959) , стр. 199–200; Мейкхэм (1990) , стр. 91–92
- ^ Крил (1974) , с. 57; Крил (1982) , с. 83; Крил (1959) , с. 203
- ^ Мейкхэм (1990) , с. 91; Марк Эдвард Льюис, 1999 г., с. 33, Письменность и авторитет в раннем Китае; Голдин (2013) , с. 9
- ^ Перейти обратно: а б Мейкхэм (1990) , с. 91
- ^ Джон Мейкхэм 1994 с. 67. Имя и актуальность в ранней китайской мысли.
- ^ Крил (1982) , с. 65
- ^ Джулия Чинг, RWL Гиссо. 1991. стр. 75 119. Мудрецы и сыновья.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мейкхэм (1990) , стр. 90–91
- ^ Джон Мейкхэм 1994 с. 69. Имя и актуальность в ранней китайской мысли.
- ^ Л. К. Чен и HCW Сун, 2015, стр. 251 Даосский спутник даосской философии.
- ^ Эмерсон. Шэнь Дао: текст и перевод
- ^ Джон Ноблок 1990. стр.172. Сюньцзы: Книги 7–16.
- ^ Масаюки Сато 2003. стр. 122,126,133–136. Конфуцианский поиск порядка.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрика Бриндли, Поляризация концепций Си (частный интерес) и Гун (общественный интерес) в ранней китайской мысли. стр. 6, 8, 12–13, 16, 19, 21–22, 24, 27.
- ^ Собственный голос Шэнь Дао, 2011. с. 202. Springer Science+Business Media BV, 2011 г.
- ^ Пол Р. Голдин, Стойкие заблуждения о китайском законничестве. [1] ; Масаюки Сато 2003. стр.129. Конфуцианский поиск порядка. ; Ян (2013) , с. 50
- ^ Эллен Мари Чен, 1975, стр. 2,4, 6–9. Разум и природа в Хань Фэй-Цзы, Журнал китайской философии, том 2.
- ^ Син Лу 1998. Риторика в Древнем Китае, пятый-третий век, до н.э. п. 264.
- ^ Роджер Т. Эймс 1983. с. 50. Искусство правления.
- ^ «Глава V. Дао Государя». Полное собрание сочинений Хань Фей Цзы с собранием комментариев . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ Хан Фэй, «Путь правителя», Ватсон, с. 16
- ^ Хань Фей-цзы, глава 5 (Хань Фей-цзы чи-цзе 1), с. 18; ср. Бертон Уотсон, Хан Фей Цзы: Основные сочинения (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1964)
- ^ Перейти обратно: а б с Марк Чиксентмихайи. «Техники Дао» Цзя I и ханьское конфуцианское присвоение технического дискурса. Asia Major, Третья серия, Том. 10, № 1/2 (1997), стр. 49–67 JSTOR 41645528.
- ^ Хуан Кэцзянь, 2016, стр. 186–187. От судьбы к Дао: обзор философии доцинь в Китае.
- ^ Лим Сяо Вэй, Грейс. 2005. Закон и мораль в Хань Фэй Цзы, с. 18
- ^ Чад Хансен, 1992 с. 371 Даосская теория китайской мысли
- ^ Хансен, Чад, «Даосизм», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), http://plato.stanford.edu/archives/fall2014/entries/daoism/
- ^ Джон М. Хобсон, Восточные истоки западной цивилизации (Кембридж, 2004), с. 190.
- ^ Л.К. Чен и HCW Сунг, 2015, стр. 253 Дао-спутник даосской философии.
- ^ «Алан Уоттс – Принцип не принуждения» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2021 г. – на сайте www.youtube.com.
- ^ Уоттс, Алан (март 1974 г.). Скрытый в облаках, местонахождение неизвестно . Книги Пантеона. ISBN 978-0-394-71999-3 .
- ^ Браун, RS (2020). Основы трансперсонального психоанализа: духовность, отношения и участие . Абингдон, Великобритания; Нью-Йорк: Рутледж.
Общие источники
[ редактировать ]- Крил, Херли Глесснер (1982) [1970]. Что такое даосизм?: и другие исследования по истории китайской культуры . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226120478 .
- Крил, Херли Глесснер (1974). Шэнь Пухай: китайский политический философ четвертого века до нашей эры . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226120270 .
- Крил, Херли Глесснер (1959). «Значение Син-Мин». Studia Serica: Синологические исследования, посвященные Бернхарду Кальгрену .
- Вперёд, Сюэчжи (2002). Идеальный китайский политический лидер: историческая и культурная перспектива . Вестпорт, Китай: Прегер. ISBN 9780275972592 .
- Голдин, Пол Р. (2013). «Введение: Хань Фэй и Хань Фейцзы» (PDF) . Голдин, Пол Р. (ред.). Дао-компаньон философии Хань Фэя . Дао-спутники китайской философии. стр. 1–21. дои : 10.1007/978-94-007-4318-2_1 . ISBN 978-94-007-4317-5 .
- Ян, Сун-Джа (2013). «Теория Фа Шэнь Дао и его влияние на Хань Фэя» . Голдин, Пол Р. (ред.). Дао-компаньон философии Хань Фэя . дои : 10.1007/978-94-007-4318-2_1 .
- Макем, Дж. (1990). «Юридическая концепция Син-Мин: пример вклада археологических свидетельств в переинтерпретацию переданных текстов». Монумента Серика . 39 : 87–114. дои : 10.1080/02549948.1990.11731214 . JSTOR 40726902 .
- Слингерленд, Эдвард (2007). Действие без усилий: У-вэй как концептуальная метафора и духовный идеал в раннем Китае . Оксфорд; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195138993 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Даосизм – принцип У-Вэй» Теда Кардаша. Jade Dragon Online, июнь 1998 г.
- «Вэй-у-вэй: Недвойственное действие» Дэвида Лоя. Философия Востока и Запада , Vol. 35, № 1 (январь 1985 г.), стр. 73–87.
- «У-Вэй в Европе. Исследование евразийской экономической мысли» Кристиана Герлаха. Лондонская школа экономики 2005.
- «Переводы и употребление Wú wéi в буддизме» — Цифровой словарь буддизма
- У Вэй (УВэй) Свитки каллиграфии из Дао де Цзин
- Daoism.net — Вся философия Даодэцзин Лао-цзы, объясненная здравым смыслом
- Лао-цзы, либертарианство и анализ у-вэй (невмешательства) Подробное объяснение увэй Лао-цзы