Ахмад ибн Ханбал
Ахмад ибн Ханбал | |
---|---|
Ахмед бин Ханбал | |
Заголовок | Shaykh al-Islam ('Shaykh of Islam') |
Персональный | |
Рожденный | Ноябрь 780 г. н. э. (Раби аль-Авваль 164 г. хиджры) [ 1 ] |
Умер | 2 августа 855 г. н.э. (12 раби аль-авваля 241 года хиджры; 74–75 лет) [ 1 ] Багдад, Аббасидский халифат (современный Ирак) [ 9 ] |
Религия | ислам |
Дети |
|
Эра | Золотой век ислама (ранний Аббасид ) |
Область | Аббасидский халифат |
Номинал | сунниты |
Юриспруденция | Независимый (эпоним школы Ханбали ) |
Крид | Эффект [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] |
Основной интерес(и) | |
Известная идея (ы) | Школа Ханбали |
Известные работы |
|
Занятие | |
Арабское имя | |
Персональный ( Изм ) | Ахмад Ахмед |
Отчество ( Насаб ) | Ибн Мухаммад ибн Ханбал ибн Хилал ибн Асад ибн Идрис ибн Абдаллах ибн Хайян Ибн Мухаммад бин Ханбаль бин Хилал бин Асад бин Идрис бин Абдулла бин Хайян |
Текнонимический ( Стыд ) | Абу Абдаллах Абу Абдулла |
Топонимический ( Нисба ) | Аль-Шайбани аль-Зухли Аль-Шайбани аль-Захли |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Ахмад ибн Ханбал [ а ] ( арабский : أَحْمَد بْن حَنْبَل , латинизированный : Ахмад ибн Ханбал ; ноябрь 780 - 2 августа 855) был мусульманским ученым- суннитом , юристом , теологом , традиционалистом , аскетом и эпонимом школы Ханбали исламской . юриспруденция — одна из четырех основных ортодоксальных правовых школ суннитского ислама. [ 4 ] Самый влиятельный и активный учёный при жизни, [ 4 ] Ибн Ханбал впоследствии стал «одним из самых почитаемых» интеллектуальных деятелей в истории ислама. [ 10 ] который оказал «глубокое влияние, затронувшее почти все области» традиционалистской точки зрения в суннитском исламе. [ 5 ] Один из выдающихся классических сторонников использования священных источников в качестве основы суннитского исламского права и образа жизни, Ибн Ханбал составил один из наиболее значительных суннитских сборников хадисов « Аль-Муснад» . [ 11 ] который продолжает оказывать значительное влияние на область изучения хадисов до настоящего времени. [ 4 ]
В юности изучив юриспруденцию и хадисы у многих учителей, [ 12 ] В дальнейшей жизни Ибн Ханбал прославился благодаря решающей роли, которую он сыграл в Михне , учрежденной аббасидским халифом аль-Мамуном ближе к концу его правления, в которой правитель оказал официальную государственную поддержку доктрине . мутазилитов Создание Корана - точка зрения, которая противоречила ортодоксальному положению о том, что Коран является вечным, нетварным словом Бога. [ 4 ] Живя в бедности всю свою жизнь, работая пекарем и страдая от физических преследований со стороны халифов за непоколебимую приверженность традиционной доктрине, стойкость Ибн Ханбала в этом конкретном случае только укрепила его «громкую репутацию». [ 4 ] в анналах суннитской истории.
Позже Ибн Ханбал стал почитаться как образцовая фигура во всех традиционных школах суннитской мысли. [ 4 ] как экзотерические ученые, так и суфии- аскеты , причем последние часто называют его святым в своих житиях. [ 13 ] Юрист и теолог XII века Ибн аль-Джаузи рассказывает, что он «был первым в сборе пророческого пути и следовании ему». [ 14 ] Далее его хвалил историк и традиционалист XIV века аль-Захаби , который называл Ибн Ханбала «истинным шейхом ислама и имамом мусульман своего времени; традиционалистом и доказательством религии». [ 15 ]
В современную эпоху имя Ибн Ханбала стало спорным в определенных кругах исламского мира, поскольку ханбалитское реформаторское движение, известное как ваххабизм, назвало его главным влиятельным лицом наряду с ханбалитским реформатором 13-го века Ибн Таймийей . Однако некоторые ученые утверждают, что собственные убеждения Ибн Ханбала на самом деле не сыграли «реальной роли в установлении центральных доктрин ваххабизма». [ 16 ] поскольку есть свидетельства, по мнению тех же авторов, «у старых ханбалитских властей были доктринальные взгляды, сильно отличающиеся от взглядов ваххабитов» [ 16 ] из-за того, что средневековая ханбалитская литература богата ссылками на святых, посещение могил, чудеса и реликвии. [ 17 ] В этой связи ученые назвали поддержку Ибн Ханбалом использования реликвий одним из нескольких важных моментов, по которым позиции богослова расходились с позициями сторонников ваххабизма. [ 18 ] Другие ученые утверждают, что он был «отдаленным прародителем ваххабизма», который также во многом вдохновил аналогичное консервативное реформаторское движение салафизма . [ 19 ]
Биография
[ редактировать ]Его рождение
[ редактировать ]Ахмад ибн Ханбал родился в месяце Раби аль-Авваль в 164 году хиджры / ноябре 780 года нашей эры. Об этом рассказал его сын Абдулла. Абдулла сообщил: «Я слышал, как мой отец сказал: я родился в месяце Раби аль-Авваль в 164 году хиджры». [ 20 ] [ 21 ] Семья Ибн Ханбала была родом из Басры и принадлежала к арабскому племени Бану Зуль . Его отец был офицером армии Аббасидов в Хорасане и позже поселился с семьей в Багдаде . [ 22 ]
Историки расходятся во мнениях относительно места его рождения. Некоторые говорят, что о нем говорили, что он родился в Мерве , который сегодня находится в Мары (Туркменистан) , где ранее работали его отец и дедушка. По другим данным, он родился в Багдаде после того, как мать забеременела им из города Мерва, где находился его отец. Последнее мнение является наиболее общепринятым. [ 20 ] [ 23 ]
Его воспитание
[ редактировать ]Ибн Ханбал потерял отца, когда был маленьким ребенком. Его отец умер молодым, всего в тридцать лет. Затем мать воспитывала его под опекой тех, кто остался из семьи отца. Его отец оставил ему недвижимость в Багдаде, в которой он жил, и еще одну, которая приносила ему небольшой доход от аренды, достаточный для его существования. [ 24 ] [ 25 ] Сообщения противоречивы относительно того, было ли оно большим или маленьким. Ибн Касир упомянул ее сумму, сказав: «Его доход от своего имущества составлял семнадцать дирхамов каждый месяц, которые он тратил на свою семью, и он был доволен этим, ища милости Аллаха, терпеливо и добиваясь награды». Также передается, что один человек спросил Имама Ахмада об участке земли, на котором он построил дом. Он ответил: «Это то, что я унаследовал от отца. Если ко мне придет мужчина и подтвердит, что это его, я избавлюсь от этого и отдам ему». [ 26 ]
Его жены и дети
[ редактировать ]Ахмад ибн Ханбал не женился, пока ему не исполнилось сорок лет. Говорят, это произошло потому, что он был занят знаниями или потому, что много путешествовал и долгое время находился вдали от своей страны. Когда ему исполнилось сорок лет и он стал ближе к остепенению, чем раньше, он задумался о женитьбе. Ибн аль-Джаузи сказал по этому поводу: «Он, да будет доволен им Аллах, был очень увлечен знаниями. Он далеко путешествовал в поисках их, и тратил много времени на их получение. Он не занимался ни заработком, ни браком. пока он не добился от этого того, чего хотел». [ 27 ]
Его первой женой была «Аббасах бинтуль Фадл», арабская девушка из пригорода Багдада, и она прожила с Ахмадом ибн Ханбалом тридцать лет (или, по некоторым данным, двадцать лет) и родила ему сына «Салиха», и, следовательно, ее она была известна под своим титулом Умму Салих ( буквально : мать Салиха). Ибн Ханбал заметил о ней: «За 30 (или 20) лет, что мы были вместе, у нас ни разу не было разногласий». После ее кончины Ахмад женился на своей второй жене, «Умму Абдилла Райхана бинту Ума», известной просто как «Райхана», и она родила ему сына «Абдуллу». Она была известна тем, что у нее был только один глаз, и Ибн Ханбал женился на ней, потому что был впечатлен ее религиозной приверженностью. По сообщениям, они были вместе семь лет. У него также была наложница по имени Хусн, которая родила ему девочку Зейнаб, а затем близнецов Аль-Хасана и Аль-Хусейна, которые умерли после их рождения. Потом она родила «Аль-Хасана» и «Мухаммада», а потом она родила ему «Саида». Среди его сыновей Салих и Абдулла преуспели в юриспруденции , а Саид позже стал судьей Умереть . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Образование и работа
[ редактировать ]
Ибн Ханбал много учился в Багдаде, а затем отправился в путешествие, чтобы продолжить свое образование. Он начал изучать юриспруденцию у знаменитого судьи ханафитского права Абу Юсуфа , который был учеником и соратником Абу Ханифы . Завершив у него обучение, Ибн Ханбал начал путешествовать по Аравии, чтобы собирать повествования о Мухаммеде. Ибн аль-Джаузи заявил, что у Ибн Ханбала было 414 традиционалистов, от которых он передал. Обладая этими знаниями, он стал ведущим авторитетом в этой области, оставив после себя огромную энциклопедию повествований « Аль-Муснад» . После нескольких лет путешествий он вернулся в Багдад, чтобы изучать исламское право под руководством аш-Шафии, с которым у него сложились тесные связи. [ 31 ]
Ибн Ханбал стал судьей в преклонном возрасте. Благодаря его ученикам была создана школа юриспруденции Ханбали, которая сейчас является наиболее доминирующей в Саудовской Аравии и Катаре . [ 32 ] [ 33 ] В отличие от трех других школ — Ханафитской, Маликитской и Шафиитской оставалась в основном атаритской . — ханбалитская школа в своем богословии [ 34 ]
Помимо своих научных занятий, Ибн Ханбал был солдатом на военных границах и пять раз в жизни совершал паломничество , дважды пешком. [ 35 ]
Инквизиция
[ редактировать ]Известно, что Ибн Ханбала вызывали перед Михной аббасидского халифа аль-Мамуна, который хотел утвердить свой религиозный авторитет, оказывая давление на ученых, чтобы они приняли доктрину мутазилитов о сотворенном, а не несотворенном Коране. Согласно суннитской традиции, Ибн Ханбал был одним из выдающихся ученых, сопротивлявшихся вмешательству халифа и навязанной ему доктрине. Позиция Ибн Ханбала привела к тому, что школа Ханбали прочно утвердилась не только как школа юриспруденции, но и теологии. [ 36 ]
Из-за отказа Ибн Ханбала принять доктрину мутазилитов он находился в заключении в Багдаде на протяжении всего правления аль-Мамуна. Во время правления преемника аль-Мамуна, аль-Мутасима , Ибн Ханбал был избит до потери сознания; однако это вызвало большие волнения в Багдаде и вынудило аль-Мутасима освободить его. [ 35 ] [ мертвая ссылка ] После смерти аль-Мутасима аль-Ватик стал халифом и продолжил политику своих предшественников по насаждению доктрины мутазилитов, и в этом стремлении изгнал Ибн Ханбала из Багдада. И только после смерти аль-Ватика и прихода к власти его брата аль-Мутаваккиля , который гораздо более терпимо относился к традиционным суннитским верованиям, Ибн Ханбала снова приветствовали в Багдаде. [ нужна ссылка ]
Его внешний вид
[ редактировать ]По словам Сияра Алама ан-Нубала, его внешний вид таков:
Ибн Зарих аль-Укбари сказал: «Я попросил увидеть Ахмада бин Ханбала. Итак, я поприветствовал его, и это был старик, который красил волосы. Он был высоким и очень темным».
Мухаммад бин Аббас ан-Нахви сказал: «Я видел Ахмада бин Ханбала с красивым лицом, хорошо сложенным, и он красил волосы хной , которая не была слишком темной. У него были черные волосы в бороде, и я видел его одежду. чрезвычайно белый, когда я увидел его, он был в тюрбане и изаре ». [ 37 ]
'Абд аль-Малик аль-Маймуни сказал: «Я не знаю, чтобы я когда-либо видел кого-либо, кто носил бы более чистую одежду, более внимательно относился к стрижке усов и уходу за волосами на голове и теле или носил бы более чистую и белую одежду, чем Ахмад бин Ханбал». [ 38 ]
Его болезнь и смерть
[ редактировать ]Ахмад ибн Ханбал | |
---|---|
| |
Рожденный | Багдад, Аббасидский халифат [ 2 ] [ 3 ] |
Почитается в | Суннитский ислам |
Главный храм | Мечеть Ахмада ибн Ханбала , Багдад, Ирак [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] |
Он умер из-за тяжелой болезни. Его сын Салих описывает свою болезнь так: [ 44 ]
«В первый день месяца Раби аль-Авваль двести сорок первого года у моего отца в среду вечером поднялась температура. Я пришел к нему в среду, когда он был в лихорадке и тяжело дышал. Я знал его болезнь, и я ухаживал за ним, когда он болел. Я спросил его: «О отец, как ты разговлялся вчера вечером?» Он сказал: «Потом он хотел встать». , поэтому он сказал: «Возьми меня за руку». Я взял его за руку. Когда он пошел в туалет, его ноги ослабели, пока он не оперся на меня. Все, кроме врачей, были мусульманами. Доктор по имени Абд ар-Рахман прописал ему жареную тыкву и воду из нее. . Это было во вторник, а он умер в пятницу».
Ибн Ханбал умер в пятницу, 2 августа 855 г./12 Раби аль-Авваля, 241 г. хиджры, в возрасте 74–75 лет в Багдаде. Историки сообщают, что на его похоронах присутствовало 800 000 мужчин и 60 000 женщин, а также 20 000 христиан и евреев, принявших в тот день ислам. [ 45 ] Его могила находится на территории мечети Ахмада ибн Ханбала. [ 46 ] [ 47 ] в районе Ар-Русафа . [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Взгляды и мысли
[ редактировать ]Основная доктрина Ибн Ханбала - это то, что позже стало известно как «традиционалистская мысль», которая подчеркивала принятие только Корана и хадисов в качестве основы ортодоксальной веры. [ 5 ] Однако он считал, что лишь немногие избранные были должным образом уполномочены интерпретировать священные тексты. [ 5 ]
Теология
[ редактировать ]Бог
[ редактировать ]Ибн Ханбал понимал, что идеальным определением Бога является то, которое дано в Коране , и поэтому он считал, что правильная вера в Бога означает веру в описание, которое Бог дал о Себе в исламских писаниях. [ 4 ] Начнем с того, что Ибн Ханбал утверждал, что Бог одновременно уникален и абсолютен и абсолютно несравним ни с чем в мире Своих созданий. [ 4 ] Что касается различных божественных атрибутов , Ибн Ханбал считал, что все обычные атрибуты Бога , такие как слух, зрение, речь, всемогущество, воля, мудрость, видение верующими в день воскресения и т. д., должны быть подтверждены буквально. как «реальности» ( хакк ). Что касается атрибутов, называемых «неопределенными» ( mutas̲h̲ābih ), таких как те, которые говорят о руке Бога, лице, престоле и вездесущности , видении верующих в день воскресения и т. д., их следует понимать таким же образом. [ 4 ] Ибн Ханбал рассматривал эти стихи в писаниях с явно антропоморфными описаниями как мухамат (ясные) стихи; допуская лишь буквальное значение. [ 6 ]
Более того, Ибн Ханбал «отверг негативную теологию ( ташил ) джахмии и их особую аллегорическую экзегезу ( тавиль ) Корана и традиции и не менее решительно критиковал антропоморфизм ( тасхбих ) Мусхаббиха, среди которых он включил, в размах его полемики, Джахмия как бессознательные антропоморфисты». [ 4 ] Ибн Ханбал также критиковал явные и ненужные спекуляции в вопросах теологии ; он считал, что поклоняться Богу было справедливо «без «способа» теологумена ( била кайф )», [ 4 ] и чувствовал, что было бы мудро предоставить Богу понимание Его собственной тайны. [ 4 ] Таким образом, Ибн Ханбал стал решительным сторонником формулы би-ла кайфа . Этот посреднический принцип позволил традиционалистам отрицать та'вил (образные интерпретации) явно антропоморфных текстов, одновременно утверждая доктрину «бестелесного, трансцендентного божества». Хотя он выступал за буквальное значение Корана и пророческие утверждения о Боге, Ибн Ханбал не был фидеистом и был готов заниматься герменевтическими упражнениями. Возвышение Имама Ахмада ибн Ханбала и Ашаб аль-Хадис , дело которого он отстаивал, во время Михны ; ознаменовало бы этап для усиления и центрирования телесных идей в суннитской ортодоксальности. [ 7 ]
Ибн Ханбал также признал «Божественную форму ( Аль-Сура )» истинным атрибутом Бога. Он не согласился с теми спекулятивными богословами, которые интерпретировали Божественную Форму как нечто, представляющее псевдобожества, такие как солнце, луна, звезды и т. д. Для Ибн Ханбала отрицать, что Бог действительно имеет Форму, является куфром (неверием). Он также считал, что Бог создал Адама «по Своему виду». [ 48 ] Осуждая тех, кто утверждал, что это относится к форме Адама , Ибн Ханбал утверждал:
«Тот, кто говорит, что Аллах создал Адама по форме Адама, тот является джахми (неверующим). Какую форму имел Адам до того, как Он создал его?» [ 49 ]
Коран
[ редактировать ]Одним из наиболее известных вкладов Ибн Ханбала в суннитскую мысль была значительная роль, которую он сыграл в поддержке ортодоксальных взглядов. [ нечеткий ] [ ласковые слова ] учение о том, что Коран является « нетварным Словом Божьим» ( калам Аллах г̲х̲айр мак̲х̲лух ). [ 4 ] Под «Кораном» Ибн Ханбал понимал «не просто абстрактную идею, но Коран с его буквами, словами, выражениями и идеями — Коран во всей его живой реальности, природа которой сама по себе », по мнению Ибн Ханбала, ускользала от человеческого понимания. . [ 4 ]
имитация
[ редактировать ]Ибн Ханбал предпочитал независимое рассуждение ( иджтихад ) и отвергал слепое следование ( таклид ). [ 50 ] О его решительном осуждении таклида сообщается в трактате «Фатх аль-Маджид» судьи-ханбали Абд ар-Рахмана ибн Хасана (1782–1868). Сравнивая таклид с многобожием ( ширком ), Ибн Ханбал утверждает:
«Я поражаюсь тем людям, которые знают, что цепочка повествования достоверна, и тем не менее, несмотря на это, следуют мнению Суфьяна, ибо Бог говорит: «И пусть остерегаются те, кто противится повелению Посланника, чтобы не случилось какой-нибудь фитны ». постигнет их, или им будут подвергнуты мучительные мучения». Знаете ли вы, что это за фитна ? Эта фитна — ширк . Может быть, отказ от некоторых его слов заставит человека усомниться и отклониться в своем сердце и тем самым быть уничтоженным». [ 51 ]
Заступничество
[ редактировать ]передает Абу Бакр аль-Марвази в своем «Мансаке» , что Ибн Ханбал предпочитал совершать тавассуль или «заступничество» через Мухаммада в каждой молитве со словами: «О Боже! Я обращаюсь к Тебе с Твоим Пророком, Пророком Милостивый, о Мухаммад! Я обращаюсь с тобой к моему Господу за исполнением моей нужды». [ 52 ] Этот отчет повторяется во многих более поздних работах Ханбали в контексте личного обращения как вопроса юриспруденции. [ 53 ] Ибн Кудама , например, рекомендует это для достижения нужды в своей Васийе . [ 54 ] Точно так же Ибн Таймия цитирует ханбалитскую фетву о желательности заступничества Мухаммеда в каждой личной молитве в своей «Каида фил-Тавассуль валь-Васила» , где он приписывает ее «Имаму Ахмаду и группе благочестивых предков» Мансака из аль-Марвази как его источник. [ 55 ]
Мистика
[ редактировать ]Поскольку существуют исторические источники, явно указывающие на «мистические элементы в его личном благочестии». [ 56 ] и задокументированные свидетельства его дружеского общения с многочисленными ранними суфийскими святыми, включая Маруфа Кархи , [ 57 ] Признано, что отношения Ибн Ханбала со многими суфиями были отношениями взаимного уважения и восхищения. Кади Абу Яла сообщает в своем «Табакате» : «[Ибн Ханбал] очень уважал суфиев и проявлял к ним доброту и щедрость. Его спросили о них, и ему сказали, что они постоянно сидят в мечетях, на что он ответил: «Знания созданы». они сидят». [ 58 ] Ибн Ханбала Более того, именно в «Муснаде» мы находим большинство хадисов , касающихся абдала , сорока главных святых, «число которых [согласно исламской мистической доктрине] останется постоянным, один всегда заменяется другим после его смерти» и чье число Ключевую роль в традиционной суфийской концепции небесной иерархии подробно описали более поздние мистики, такие как Худжвири и Ибн Араби . [ 13 ] Сообщается, что Ибн Ханбал прямо назвал Маруфа Кархи одним из абдалов , сказав: «Он один из святых-заместителей, и на его мольбу получен ответ». [ 59 ] О том же суфии Ибн Ханбал позже риторически спросил: «Разве религиозное знание является чем-то иным, чем то, чего достиг Маруф?» [ 13 ] Кроме того, есть сообщения о том, что Ибн Ханбал превозносил раннего святого-аскета Бишра Босогого и его сестру как двух исключительных преданных Бога. [ 60 ] и о том, что он посылал к Бишру людей с мистическими вопросами за советом. [ 61 ] Также записано, что Ибн Ханбал сказал о ранних суфиях: «Я не знаю людей лучше них». [ 62 ] Более того, есть сообщения о том, что сын Ибн Ханбала, Салих, был увещеваем своим отцом пойти учиться у суфиев. Согласно одной традиции, Салих сказал: «Мой отец посылал за мной всякий раз, когда к нему приходил самоотверженный или аскет ( захид ау мутакашшиф ), чтобы я мог взглянуть на него. Ему нравилось, чтобы я стал таким». [ 59 ]
Что касается приема Ибн Ханбала суфиями, то очевидно, что он пользовался «высоким уважением» среди всех крупнейших суфиев классического и средневекового периодов. [ 63 ] а позже суфийские летописцы часто причисляли юриста к святым в своих житиях, восхваляя его как за его юридическую деятельность, так и за его понимание суфийского учения. [ 63 ] Худжвири , например, писал о нем: «Он отличался набожностью и благочестием... Суфии всех сословий считают его благословенным. Он общался с великими шейхами, такими как Зуль-Нун Египта , Бишр аль-Хафи , Сари аль-Хафи. -Сакати , Маруф Кархи и другие. Его чудеса были очевидны, а его разум звучал ... Он твердо верил в принципы религии, и его вера была одобрена всеми. [богословы]». [ 64 ] Как неханбалитские, так и ханбалитские суфийские агиографы, такие как Худжвири и Ибн аль-Джаузи соответственно, также ссылались на собственные дары Ибн Ханбала как чудотворца. [ 65 ] и о блаженстве его могилы. [ 66 ] Например, традиционно считалось, что собственное тело Ибн Ханбала было благословлено чудом нетленности , и Ибн аль-Джаузи рассказывал: «Когда рядом с ним был похоронен потомок Пророка Абу Джафар ибн Аби Муса, могила Ахмада ибн Ханбала была Его труп не разложился, и плащаница была цела и не истлела». [ 67 ]
Хотя существует мнение, что Ибн Ханбал или его школа каким-то образом враждебно относились к суфизму, такие ученые, как Эрик Джеффри, утверждали, что это мнение скорее пристрастно, чем объективно, поскольку нет никаких доказательств того, что школа Ханбали «[нападала] на суфизм сам по себе в какой-либо степени». больше, чем в любой другой школе». [ 68 ] и очевидно, что «в течение первых веков некоторые крупные суфии [такие как Ибн Ата Аллах , Халладж и Абдулла Ансари ]... следовали ханбалитской юридической школе». [ 68 ] К двенадцатому веку связь между ханбализмом и суфизмом была настолько тесной, что один из самых выдающихся юристов-ханбалистов, Абдул Кадир Джилани , был также одновременно самым известным суфием своей эпохи, а тарикат основанный им , Кадирийя , продолжал оставаться одним из наиболее распространенных суфийских орденов вплоть до наших дней. [ 68 ] Даже более поздние ханбалитские авторы, которые были известны критикой некоторых «отклонений» некоторых неортодоксальных суфийских орденов своего времени, такие как Ибн Кудама , Ибн аль-Джаузи и Ибн Кайим аль-Джавзия , все принадлежали к Абдул Кадира Джилани. ордену сами по себе и никогда не осуждали суфизм прямо. [ 68 ]
Реликвии
[ редактировать ]Как отмечают учёные, очевидно, что Ибн Ханбал «верил в силу реликвий». [ 13 ] и поддерживал поиск благословения через них в религиозном почитании. Действительно, в нескольких рассказах о жизни Ибн Ханбала говорится, что он часто носил «кошелек... в рукаве, содержащий... волосы Пророка». [ 13 ] Кроме того, Ибн аль-Джаузи передает традицию, рассказанную сыном Ибн Ханбала, Абдуллой ибн Ахмадом ибн Ханбалом, который так вспоминал о преданности своего отца реликвиям: «Я видел, как мой отец взял один из волос Пророка, положил его ему в рот и поцеловал. Возможно, я видел, как он накладывал его на глаза, погружал в воду, а затем пил воду для лечения». [ 69 ] Точно так же Ибн Ханбал также пил из чаши Мухаммеда (технически это реликвия «второго сорта»), чтобы получить от нее благословение. [ 69 ] и считал прикосновение и поцелуи священного минбара Мухаммеда для благословения дозволенным и благочестивым поступком. [ 70 ] Позже Ибн Ханбал приказал похоронить его вместе с волосами Мухаммеда, которые у него были, «по одному на каждом глазу и третьему на языке». [ 13 ]
Суфийский ученый Джибрил Хаддад сообщает от аль-Захаби , что Ибн Ханбал «искал благословения у реликвий Пророка». [ 18 ] Ссылаясь на вышеупомянутое сообщение о преданности Ибн Ханбала волосам Мухаммеда, ад-Захаби затем решительно критикует любого, кто находит недостатки в практике табаррука или ищет благословения у святых реликвий, говоря: «Где сейчас придирчивый критик Имама Ахмада? также достоверно установлено, что Абдаллах [сын Ибн Ханбала] спрашивал своего отца о тех, кто прикасается к навершию Мухаммеда. кафедры и коснулся стены своей комнаты, и он сказал: «Я не вижу в этом никакого вреда». Да защитит Бог нас и вас от мнения несогласных и от нововведений!» [ 71 ]
Когда его сын Абдулла спросил его о законности прикосновения и поцелуя могилы Мухаммеда в Медине , Ибн Ханбал, как говорят, одобрил оба этих действия как допустимые согласно священному закону. [ 72 ] [ 73 ]
Юриспруденция
[ редактировать ]По мнению ханбалистского ученого Наджма ад-Дина Туфи (ум. 716 г. хиджры / 1316 г. н.э.), Ахмад ибн Ханбал не сформулировал правовую теорию; поскольку «все его заботы были связаны с хадисами и их сбором». Спустя более чем столетие после смерти Ахмада ханбалитское законничество возникло как отдельная школа; благодаря усилиям таких юристов, как Абу Бакр аль-Атрам (ум. 261 г. хиджры / 874 г. н. э.), Харб аль-Кирмани (ум. 280 г. хиджры / 893 г. н. э.), Абдаллах ибн Ахмад (ум. 290 г. хиджры / 903 г. н. э.) , Абу Бакр аль-Халлал (ум. 311 г.х./923 г. н.э.) и др., составивший Различные юридические вердикты Ахмада. [ 74 ]
Самостоятельное рассуждение муфтиев
[ редактировать ]Ибн Ханбал также имел строгие критерии иджтихада в вопросах права или независимого рассуждения муфтиев и улемов . [ 75 ] Одна история повествует, что Закария ибн Яхья аль-Харир спросил Ибн Ханбала о том, «сколько заученных хадисов достаточно для того, чтобы стать муфтием [ имеется в виду муджтахид юрист- или человек, способный издавать независимо аргументированные фетвы ]». [ 75 ] Согласно повествованию, Закария спросил: «Достаточно ли ста тысяч?» на что Ибн Ханбал ответил отрицательно, а Закария спросил, есть ли двести тысяч, на что он получил такой же ответ от юриста. Таким образом, Закария продолжал увеличивать число, пока Ибн Ханбал не достиг пятисот тысяч и не сказал: «Надеюсь, этого будет достаточно». [ 75 ] В результате утверждалось, что Ибн Ханбал не одобрял независимые рассуждения тех муфтиев, которые не были абсолютными знатоками права и юриспруденции. [ 75 ]
Неправильное использование хадисов
[ редактировать ]Ибн Ханбал передал от Мухаммада ибн Яхьи аль-Катана, что последний сказал: «Если бы кто-то следовал каждой рухше (диспенсации), указанной в хадисах, он стал бы преступником ( фасиком )». [ 76 ] Считается, что он процитировал это из-за огромного количества поддельных преданий Мухаммеда. [ 75 ]
Частный перевод
[ редактировать ]Ибн Ханбал, по-видимому, был ярым противником «частного толкования» и фактически считал, что только религиозные ученые имеют право правильно интерпретировать священные тексты. [ 5 ] Одно из вероучений, приписываемых Ибн Ханбалу, начинается словами: «Хвала Богу, который в каждую эпоху и в промежутке между пророками ( фатра ) возвышал учёных людей, обладающих превосходными качествами, которые призывают сбившегося с пути (вернуться) на правильный путь. ." [ 5 ] Было отмечено, что это конкретное кредо «явно выступает против использования личного суждения ( ра'и )… [как основы] юриспруденции ». [ 5 ]
Этика
[ редактировать ]Разногласия
[ редактировать ]Ибн Ханбала хвалили как при жизни, так и впоследствии за его «безмятежное принятие юридических разногласий между различными школами исламского права». [ 77 ] По мнению более поздних известных ученых школы Ханбали , таких как Ибн Акиль и Ибн Таймия , Ибн Ханбал «считал каждый мазхаб правильным и ненавидел, когда юрист настаивает, чтобы люди следовали его, даже если он считал их неправильными и даже если истина одна в любом конкретном вопросе. " [ 78 ] Таким образом, когда ученик Ибн Ханбала Исхак ибн Бахлюл аль-Анбари «составил книгу о юридических разногласиях... которую он назвал «Суть разногласий» ( Любаб аль-Ихтилаф )», Ибн Ханбал посоветовал ему назвать эту работу «Книга». Вместо этого Ливей ( Китаб аль-Саа ). [ 79 ]
Работает
[ редактировать ]Следующие книги можно найти в «Фихристе» Ибн ан-Надима :
- Усуль ас-Сунна : «Основы пророческой традиции (в вере)»
- ас-Сунна : «Традиция Пророка (в вере)»
- Китаб аль-Илал ва Ма'рифат ар-Риджал : «Книга повествований, содержащих скрытые недостатки и знания людей (хадисов)» Рияд: Аль-Мактаба аль-Исламия
- Китаб аль-Манасик : «Книга обрядов хаджа».
- Китаб аз-Зухд : «Книга воздержания» изд. Мухаммад Заглул, Бейрут: Дар аль-Китаб аль-Араби, 1994 г.
- Китаб аль-Иман : «Книга веры».
- Китаб аль-Масаил : «Проблемы фикха».
- Китаб аль-Ашриба : «Книга напитков».
- Китаб аль-Фадаил Сахаба : «Достоинства сподвижников».
- Китаб Таах ар-Расул : «Книга послушания Посланнику».
- Китаб Мансух : «Книга отмены»
- Китаб аль-Фараид : «Книга обязательных обязанностей»
- Китаб ар-Радд ала аз-Занадика валь-Джахмия : «Опровержения еретиков и джахмитов» (Каир: 1973 г.)
- Тафсир : «Экзегеза».
- Муснад Ахмад ибн Ханбал
Исторические взгляды
[ редактировать ]Ибн Ханбала широко хвалили как за его работу в области пророческой традиции ( хадисов ), юриспруденции, так и за защиту ортодоксального суннитского богословия. Абдул-Кадир Гилани заявил, что мусульманин не может по-настоящему быть вали Аллаха , если только он не придерживается вероучения Ибн Ханбала. [ нужна ссылка ] ; несмотря на похвалы со стороны своих современников, Яхья ибн Маин отметил, что Ибн Ханбал никогда не хвастался своими достижениями. [ 80 ]
Юриспруденция
[ редактировать ]Есть предположения, что его юридические взгляды не всегда принимались. Корана Толкователь Мухаммад ибн Джарир ат-Табари , который одно время стремился учиться у Ибн Ханбала, позже заявил, что не считает Ибн Ханбала юристом и не придал его взглядам в этой области никакого значения, назвав его экспертом в области только пророческая традиция. [ 81 ] Однако это следует рассматривать в контексте своего времени, поскольку школа Ибн Ханбала все еще находилась в зачаточном состоянии, и за ней еще не следило так много людей по сравнению с другими школами, и у учеников был конфликт со школой Ат-Табари. [ 82 ] Рассмотрим, как Масаил Имама Ахмада, то есть первый письменный сборник вопросов и ответов Ибн Ханбала, был написан Абу Бакром аль-Халлалом, который жил примерно в то же время, что и Аль-Табари, и первый письменный сборник фикха Ибн Ханбала. был Аль-Хираки, который также жил примерно в то же время. Только после этого момента началось более систематическое преподавание юриспруденции Ибн Ханбала в учебных заведениях. [ 83 ]
Точно так же некоторые считают, что андалузский ученый Ибн Абд аль-Барр не включил Ибн Ханбала или его взгляды в свою книгу «Отобранные выдающиеся заслуги трех великих имамов-юристов» об основных представителях суннитской юриспруденции. [ 84 ] Однако Ибн Абд аль-Барр на самом деле похвалил юриспруденцию Ибн Ханбала, сказав: «Он очень силен в фикхе мазхаба ахль аль-хадиса и является имамом улемов ахль аль-хадиса». [ 85 ]
Как бы то ни было, подавляющее большинство других ученых признают мастерство Ибн Ханбала как мастера-юриста, достойного того, чья методология стала основой их собственной школы юриспруденции. Имам Шафии сказал, среди многих других восхвалений: «Ахмад — имам в восьми областях: он имам в хадисах , юриспруденции, Аль-Коране, Аль-Лугах, Аль-Сунне, Аль-Зухде, Аль-Вараке. и Аль-Факр ». [ 86 ] Аль-Захаби , один из самых крупных исламских биографов, отмечает в своем шедевре «Сияр Алам Нубала» , что статус Ибн Ханбала в юриспруденции подобен Аль-Лайсу ибн Сааду , Малику ибн Анасу , Аш-Шафии и Абу Юсуфу. . [ 87 ] Мухаммад Абу Захра , современный ханафитский учёный, написал книгу под названием « Ибн Ханбал: Хаятуху ва Асруху Арауху ва Фикхух», и в ней он упомянул о резких похвалах различных других учёных-классиков в адрес Ибн Ханбала и его школы юриспруденции.
Хадис
[ редактировать ]Сообщается, что Ибн Ханбал достиг звания аль-Хафида хадисов согласно классификации Джамал ад-Дина аль-Миззи , поскольку присвоение этого титула было одобрено Ибн Хаджаром аль-Аскалани , что Ибн Ханбал за свою жизнь запомнил не менее 750 000 хадисов. больше, чем Мухаммад аль-Бухари и Муслим ибн аль-Хаджадж, каждый из которых запомнил по 300 000 хадисов, и Абу Дауд ас-Сиджистани, запомнивший 500 000 хадисов. [ 88 ] [ ненадежный источник? ] Абу Зура упоминает, что Ибн Ханбал запомнил 1 000 000 хадисов, 700 000 из них относятся к юриспруденции. [ 86 ]
Хотя согласно классификации Марфу хадиса , Ибн Аббаса записанной ат-Табарани , Ибн Ханбал достиг ранга Амира аль-Муминина аль-Хадиса , ранга, которого достигли лишь очень немногие исследователи хадисов в истории, такие как Малик ибн Анас , Яхья ибн Маин , Хаммад ибн Салама , Ибн аль-Мубарак и Ас-Суюти . [ 88 ] [ ненадежный источник? ] Однако «Муснад» Ибн Ханбала не входит в число « Кутуб ас-Ситта» , шести больших сборников хадисов.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Ахмад ибн Ханбал был широко изображен в на канале Qatar TV в 2017 году » о Рамадане драматическом сериале « Имам с Махьяром Хаддуром в главной роли.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Полное имя Абу Абдаллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбал ибн Хилал ибн Асад ибн Идрис ибн Абдаллах ибн Хайян аль-Шайбани аль-Зухли ( арабский : Абу Абдулла Ахмад бин Мухаммад бин Ханбаль бин Хилал бин Асад бин Идрис бин Абдулла бин Хайян аль-Шайбани аль-Захли ); он известен под титулом Шейх аль-Ислам .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Учебные программы имамов Джара и Та'дила » . Ибнамин.com. Архивировано из оригинала 7 января 2019 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рой Джексон, «Пятьдесят ключевых фигур в исламе», Тейлор и Фрэнсис, 2006. стр. 44: «Абу Абдаллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбал ибн Хилал аль-Шайбани родился в Багдаде в Ираке в 780 году».
- ^ Перейти обратно: а б История Персии Джона Малкольма – страница 245
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Х. Лауст, «Ахмад ибн Ханбал», в Энциклопедии ислама , Vol. Я, стр. 272-7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гольцман, Ливнат, «Ахмад б. Ханбал», в: Энциклопедия ислама, ТРИ, под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Уэсли (август 2002 г.). «Аспекты вероучения имама Ахмада ибн Ханбала: исследование антропоморфизма в раннем исламском дискурсе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 34 (3). Издательство Кембриджского университета: 441–463. дои : 10.1017/S0020743802003021 . JSTOR 3879671 . S2CID 162455371 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 5 ноября 2021 г. - через JSTOR.
Он решил относиться к антропоморфным описаниям Бога, встречающимся в Священных Писаниях, как к муккамат, допуская лишь буквальное значение.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Уэсли (август 2002 г.). «Аспекты вероучения имама Ахмада ибн Ханбала: исследование антропоморфизма в раннем исламском дискурсе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 34 (3). Издательство Кембриджского университета: 441–463. дои : 10.1017/S0020743802003021 . JSTOR 3879671 . S2CID 162455371 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 5 ноября 2021 г. - через JSTOR.
Ученые почти единодушно приписывают Ибн Ханбалу использование древней формулы балкафа. Гольдзихер, Венсинк, Халкин, Лауст, Макдиси, Абрамов и Ватт — все находят в Имаме защитника этого посреднического принципа (балкафа), который, как сообщается, позволял традиционалистам отрицать мутазилитский та’вил или образное толкование Кура. анические антропоморфизмы, одновременно утверждая доктрину «бестелесного, трансцендентного божества»… хотя он и выступал за принятие буквального значения Корана и пророческих утверждений о Боге, он не был фидеистом». Имам был вполне готов заняться герменевтическими упражнениями. Возвышение имама Ахмада ибн Ханбала во время Михны привело к усилению и центрированию телесных идей внутри суннитского движения. Когда его идеи стали критерием традиционалистской ортодоксальности.
- ^ Кравиц, Биргит; Тамер, Жорж; Гольцман, Ливнац (2013). «Обсуждение доктрины Джабра (принуждения): Ибн Кайим аль-Джавзия читает Фахр ад-Дина ар-Рази». Исламская теология, философия и право: дебаты Ибн Таймийи и Ибн Кайима аль-Джавзии . Берлин, Германия: Вальтер Де Грюйтер. п. 63. ИСБН 978-3-11-028534-5 .
Выдающиеся традиционалисты, такие как Абу Амр аль-Авзаи (ум. 157/774) и Ахмад б. Ханбал (ум. 241/855)..
- ^ Перейти обратно: а б с Литературная история Персии с древнейших времен до Фирдаша Эдварда Грэнвилла Брауна - страница 295
- ^ Мохаммед М.И. Гали, «Сочинения об инвалидности в исламе: полемика XVI века по поводу «ан-Нукат аз-Зираф» Ибн Фахда», « Журнал арабских исследований » , Vol. 13/14, № 2/1 (осень 2005 г./весна 2006 г.), с. 26, примечание 98
- ^ 1-е изд., Каир, 1311 г.; новое издание Ахмада Шахкира в опубл. с 1368/1948 г.
- ^ Манахиб , стр. 33-6; Тарджама , стр. 13-24.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кристофер Мельхерт, Ханабила и ранние суфии, Арабика, Т. 48, Fasc. 3 (Брилл, 2001), с. 356
- ^ Ибн аль-Джаузи, Абд ар-Рахман . Манакиб аль-Имам Ахмад . п. 192.
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 301
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Кук, «О происхождении ваххабизма», Журнал Королевского азиатского общества, третья серия, том. 2, № 2 (июль 1992 г.), с. 198
- ^ Кристофер Мельхерт, Ханабила и ранние суфии, Арабика, Т. 48, Fasc. 3 (Брилл, 2001); ср. Ибн аль-Джаузи, Манакиб аль-Имам Ахмад, изд. Адиль Нувайхид , Бейрут, 1393/1973 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 390
- ^ Бирман, Бьянкис, Босворт, ван Донзель, Генрихс, П., Т., К.Е., Э., В.П. (1960). «Ахмад б. Ханбал». В Лаусте, Анри (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Светить. ISBN 9789004161214 . Архивировано из оригинала 5 ноября 2021 года . Проверено 5 ноября 2021 г.
Основатель одной из четырех основных суннитских школ, Ханбали, он был через своего ученика Ибн Таймийю [см.] далеким прародителем ваххабизма, а также в определенной степени вдохновил консервативное реформаторское движение салафитов.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Мухаммад Абу Захра. Ибн Ханбал – его жизнь и его эпоха – его юридические взгляды . п. 14.
- ^ Ибн аль-Джаузи. Достоинства имама Ахмада ибн Ханбала . стр. 12–13.
- ^ ХАР Гибб; и др., ред. (1986). «Ахмад Б. Ханбал». Энциклопедия ислама . АБ. Том. 1 (Новое изд.). Академическое издательство «Брилл». п. 272. ИСБН 90-04-08114-3 .
Ахмад Б. Ханбал был арабом, принадлежавшим к Бану Шайбан из Рабиа,...
- ^ Достоинства имама Ахмада ибн Ханбала Ибн аль-Джаузи, стр. 14
- ^ Ибн Ханбал - его жизнь и его эпоха - его юридические мнения Абу Захры, стр. 17-18.
- ^ Четыре имама Мустафы аль-Шакаа, Том. 4, стр. 7-8.
- ^ Ибн Ханбал - его жизнь и его эпоха - его юридические мнения Абу Захры, стр. 75-77.
- ^ Достоинства имама Ахмада ибн Ханбала Ибн аль-Джаузи, стр. 72
- ^ «Жены имама Ахмада ибн Хамбала (рахимахуллах)» . HadithAnswers.com . Проверено 15 января 2024 г.
- ^ Четыре имама Мустафы Аль-Шакаа, Том. 4, стр. 89-90.
- ↑ Манакиб аль-Имам Ахмад ибн Ханбал, Ибн аль-Джаузи, Глава шестьдесят вторая: упоминается количество его жен, стр. 402–405, глава шестьдесят третья упоминает его наложниц, стр. 406–408, и глава шестьдесят- Четыре упоминает число его детей, стр. 409–410.
- ^ Исламский искатель. «Биография имама Ахмада бин Ханбала» . Исламский искатель . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Дэрил Чемпион (2002), Парадоксальное королевство: Саудовская Аравия и импульс реформ, Columbia University Press, ISBN 978-0-231-12814-8 , с. 23 сноска 7
- ^ Юриспруденция и право - Ислам , переориентирующий завесу, Университет Северной Каролины (2009)
- ^ Халверсон, Джеффри Р. (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Пэлгрейв Макмиллан. п. 34. ISBN 9780230106581 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 15 октября 2020 г.
Ханбалитский мазхаб, напротив, в значительной степени придерживался традиционалистской позиции Атари.
- ^ Перейти обратно: а б «Имам Ахмад ибн Ханбал» . Архивировано из оригинала 16 мая 2007 года.
- ^ Уильямс, В. Уэсли (2008). Таджалли Ва-Руйя: исследование антропоморфной теофании и Visio Dei в еврейской Библии, Коране и раннем суннитском исламе . Мичиганский университет. п. 229. ИСБН 978-0549816881 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ' ^ Продажа Алама ан-Нубала [9/438]
- ^ Продажа Алама ан-Нубала [9/454]
- ^ См. Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 307
- ^ Худжвири, Кашф аль-Махджуб , тр. Николсон, слева. 21, с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б «Из святынь и святынь Багдада – Приложения ежедневной газеты «Аль-Мада»» (на арабском языке). Добавки Аль-Мада. 2 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Путеводитель по наследию и археологическим мечетям и мечетям (на арабском языке), Sunni Endowment Office , стр. 69
- ^ Перейти обратно: а б Туристический путеводитель по святыням и святыням Ирака (на арабском языке), Управление суннитских фондов , Департамент общих суннитских святынь, стр. 13
- ^ Достоинства имама Ахмада ибн Ханбала Ибн аль-Джаузи, Глава семьдесят девятая: Упоминание о его болезни, стр. 540-548
- ^ Адамец, Людвиг В. (2009), Исторический словарь ислама , Scarecrow Press , стр. 136–137, ISBN 978-0-8108-6161-9
- ^ Храм Имама Ахмеда бин Ханбала: Дарга: Имам Абу Абдулла Ахмед бин Мухаммед бин Ханбал (Рахимаху Аллаху Таала) , Dargahinfo.com, заархивировано из оригинала 16 июля 2020 г. , получено 13 июля 2020 г.
- ^ Храм Имама Ахмеда бин Ханбала: Имам Абу Абдулла Ахмед бин Мухаммед бин Ханбал (Рахимаху Аллаху Таала) , Dargahinfo.com, заархивировано из оригинала 13 июля 2020 г. , получено 13 июля 2020 г.
- ^ Уильямс, Уэсли (август 2002 г.). «Аспекты вероучения имама Ахмада ибн Ханбала: исследование антропоморфизма в раннем исламском дискурсе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 34 (3). Издательство Кембриджского университета: 441–463. дои : 10.1017/S0020743802003021 . JSTOR 3879671 . S2CID 162455371 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 5 ноября 2021 г. - через JSTOR.
Спекулятивные богословы (мутакаллиманы) из числа суннитов, находя этот теоморфизм нежелательным, но не желая оспаривать подлинность сообщения, предпочитали интерпретировать «форму» как принадлежащую чему-то другому, кроме Бога, например, псевдобожествам (макбадат), т.е. , солнце, луна и звезды. Ибн Ханбал не согласился... Вполне вероятно, что Ибн Ханбал признал эту суру истинным атрибутом Бога. В своей Акиде V он утверждает: «Бог создал Адама Своей рукой и по Его образу/форме».
- ^ Уильямс, Уэсли (август 2002 г.). «Аспекты вероучения имама Ахмада ибн Ханбала: исследование антропоморфизма в раннем исламском дискурсе» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 34 (3). Издательство Кембриджского университета: 443. doi : 10.1017/S0020743802003021 . JSTOR 3879671 . S2CID 162455371 . Архивировано из оригинала 7 ноября 2021 года . Проверено 5 ноября 2021 г. - через JSTOR.
- ^ Исмаил, Райхан (2021). «Глава 1: Салафизм». Переосмысление салафизма: транснациональные сети салафитов-улемов в Египте, Кувейте и Саудовской Аравии . Нью-Йорк, Соединенные Штаты Америки: Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 9780190948955 .
Ибн Ханбал сформулировал иджтихад, отвергающий таклид.
- ^ Ибн Хасан Аль-Шейх, Абдур-Рахман (2002). «38: Принятие ученых или правителей в качестве партнеров помимо Аллаха». Фатх аль-Маджид: Шарх Китаб ат-Таухид [ Божественный Триумф: Пояснительные примечания к Книге Таухид ]. Перевод Аль-Халавани, Али Ас-Сайед. Эль-Мансура, Египет: Дар аль-Манара. п. 366. ИСБН 977-6005-18-7 .
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 389 [перевод немного переработан].
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 389.
- ^ Ибн Кудума, Завещание аль-Муваффака ибн Кудума аль-Макдиси , стр. 93; см. Джибрил Ф. Хаддад, «Четыре имама и их школы» (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), с. 389
- ^ См. Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 389.
- ^ Хольцман, Жизнь, «Ахмад б. Ханбал», в: Энциклопедия ислама, ТРИ, под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон; ср. Ибн аль-Джаузи, Манакиб аль-Имам Ахмад, изд. Адиль Нувайхид , Бейрут, 1393/1973, и Кристофер Мельхерт, Ханабила и ранние суфии, Арабика, Т. 48, Fasc. 3 (Брилл, 2001), стр. 355-56
- ^ Х. Лауст, «Ахмад ибн Ханбал», в Энциклопедии ислама , Vol. I, стр. 272-7; Кристофер Мельхерт, Ханабила и ранние суфии, Арабика, Т. 48, Fasc. 3 (Брилл, 2001), с. 356
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 387; видеть ; см. Ибн Аби Яла, Табакат аль-Ханабила , II.279.
- ^ Перейти обратно: а б Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 387
- ^ Джон Ренард, Друзья Бога: исламские образы благочестия, преданности делу и служения (Беркли: University of California Press, 2008), стр. 158
- ^ Худжвири, Кашф аль-Маджхуб , пер. Р. А. Николсон (Лейден: Брилл, 1911), с. 117
- ^ аль-Гиза аль-Альбаб , I, стр. 120
- ^ Перейти обратно: а б Ибн Кайим аль-Джавзия, Аль-Вабиль ас-Сайиб мин аль-Калим ат-Тайиб , пер. Майкл Абдуррахман Фицджеральд и Мулай Юсеф Слитин как «Воззвание к Богу» (Лондон: Общество исламских текстов, 2000), стр. 153 (примечание Тимоти Винтера)
- ^ Худжвири, Кашф аль-Маджхуб , пер. Р. А. Николсон (Лейден: Брилл, 1911), стр. 117–118
- ^ Ибн аль-Джаузи, Жизнь Ибн Ханбала , XXIV.2, пер. Майкл Куперсон (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2016), с. 89; Худжвири, Кашф аль-Маджхуб , пер. Р. А. Николсон (Лейден: Брилл, 1911), стр. 111–123. 117-118; Ибн Кайим аль-Джавзия, Аль-Вабиль ас-Сайиб мин аль-Калим ат-Тайиб , пер. Майкл Абдуррахман Фицджеральд и Мулай Юсеф Слитин как «Воззвание к Богу» (Лондон: Общество исламских текстов, 2000), стр. 153 (примечание Тимоти Винтера)
- ^ Ибн аль-Джаузи, Манакиб аль-имам Ахмад, изд. Адиль Нувайхид , Бейрут, 1393/1973 г.
- ^ Ибн аль-Джаузи, Жизнь Ибн Ханбала , XCV.7, пер. Майкл Куперсон (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2016), с. 298
- ^ Перейти обратно: а б с д Эрик Джеффри, Введение в суфизм: внутренний путь ислама (Блумингтон: Мировая мудрость, 2010), стр. 121
- ^ Перейти обратно: а б Ибн аль-Джаузи, Жизнь Ибн Ханбала , XXIV.2, пер. Майкл Куперсон (Нью-Йорк: издательство Нью-Йоркского университета, 2016), с. 89
- ^ Имам Ахмад, Аль-Иляль ва Марифат Ар-Риджал , II, стр. 492
- ^ Аль-Захаби, Сияр , IX.457; цитируется по Джибрилу Ф. Хаддаду, «Четыре имама и их школы» (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), с. 390
- ^ Ибн Ханбал, Аль-Илал ва Марифат Ар-Риджал , II, стр. 492
- ^ Табасси, Наджм ад-Дин (2009). Логический анализ верований ваххабитов . Перевод Халхали Захры Мусави. Книги Рафеда. Архивировано из оригинала 8 июля 2022 года . Проверено 13 апреля 2022 г.
- ^ Б. Халлак, Ваэль (2005). «7: Формирование юридических школ». Истоки и эволюция исламского права . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 159–160. ISBN 978-0-521-80332-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 306
- ^ Ахмад ибн Ханбал, Аль-Илал ва-Марифат аль-Риджал , изд. Васи Аллах ибн Мухаммад Аббас (Бейрут: Муассасат ар-Рисала, 1983), I:219; Цитируется по Джибрилу Ф. Хаддаду, «Четыре имама и их школы» (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), с. 306
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 313
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 306; см. Ибн Таймия, Маджму аль-Фатава, 20:365.
- ^ Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы (Лондон: Мусульманский академический фонд, 2007), стр. 313; см. Ибн Аби Яла, Табакат аль-Ханабила , I.111 и т. д.
- ^ Основы Сунны, Ахмад ибн Ханбал, стр. 51-173.
- ^ Якут аль-Хамави , Иршад , том. 18, с. 57-58.
- ^ Абу Зейд, Бакр. Аль-Мадхаль Аль-Муфассаль . стр. 1/366.
- ^ Аль-Улайян, Мустафа Хамду (2017). Аль-Сада аль-Ханабила ва Ихтилафатухум Маа аль-Салафия аль-Муашира фи аль-Акида ва аль-Фикх ва ат-Тасаввуф . Амман, Иордания: Дар ан-Нур аль-Мубин Ли ан-Нашр ва аль-Таузи. стр. 108–109.
- ^ Камилла Аданг , Сегодня я усовершенствовала для вас вашу религию: концепция религиозной власти Захири, стр. 20. Взято из книги «Выступая за ислам: религиозные власти в мусульманских обществах» . Эд. Гудрун Кремер и Сабина Шмидтке . Лейден : Издательство Brill , 2006.
- ^ Ибн Абд аль-Барр. Аль- Интика п. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Ибн Аби Яла, Абу аль-Хусейн Мухаммад ибн Мухаммад. Табакат аль-Ханабила . Бейрут, Ливан: Дар аль-Марифа. стр. 1/14.
- ^ аль-Захаби, Шамс ад-Дин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Усман. Сияр алам ан-нубала (на арабском языке). стр. 21/379.
- ^ Перейти обратно: а б Нахрави Абдус Салам Аль-Индуниси, Ахмад (2008). Ахмад Нахрави, Амира (ред.). Энциклопедия Имама Сьяфии (доктора) (на индонезийском языке). Перевод Усмана Сьярони. Коджа, Северная Джакарта, Индонезия: Исламский центр Джакарты. п. 697. ИСБН 9789791142199 . Архивировано из оригинала 8 июля 2022 года . Проверено 17 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]

Начальный
[ редактировать ]- Аль-Аджурри, Китаб аль-Шариа , Бейрут, 2000 г. [ 1 ]
- Аль-Захаби, Сияр алам ан-нубал , изд. Шуайб аль-Арнаут и Хусейн аль-Асад, 25 томов, Бейрут 1401–9/1981–8
- Ибн Аби Яла, Табакат аль-Ханабила, изд. Мухаммад Хамид аль-Фики, 2 тома, Каир, 1952 г.
- Ахмад б. Ханбал, аль-Масаил ва-ль-расаил аль-марвийя ан аль-имам Ахмад б. Ханбал , изд. Абдаллах б. Салман б. Салим аль-Ахмади, 2 тома, Эр-Рияд, 1991 г.
- Ахмед б. Ханбал, аль-Илал ва-марифат аль-риджал , изд. Васийаллах б. Мухаммад Аббас, Бомбей, 1408/1988 г.
- Ахмад б. Ханбал, Китаб аль-Салах (с приложением, включающим аль-Салах ва-ахкам тарикиха Ибн Кайима аль-Джавзии ), изд. Закария Али Юсуф, Каир, 1971 г.
- Ахмад б. Ханбал, Китаб аз-Зухд , изд. Мухаммад Джалал Шараф, Бейрут, 1981 г.
- Ахмад б. Ханбал, аль-Муснад лил-имам Ахмад б. Ханбал , изд. Ахмад Мухаммад Шакир, 20 томов, Каир, 1416/1995 г.
- Ахмад б. Ханбал, ар-Радд Сала ль-занадика ва-л-Джахмийя , в Али Сами ан-Нашшар и Аммар Джуми аль-Талиби (ред.), Акавид аль-Салаф (Александрия, 1971), 51–103
- Салих б. Ханбал, Сират аль-Имам Ахмад б. Ханбал , изд. Фуад Абд аль-Муним Ахмад, 2 тома. в одном, Александрия 1401/1981 г.
- Ибн аль-Джаузи, Манакиб аль-Имам Ахмад , изд. Адиль Ньювайхид, Бейрут 1393/19732
- Ибн Касир, аль-Бидая ва-ль-нихая , 16 томов, Каир, 1418/1998.
- Ибн Кайим аль-Джавзия, Иджтима аль-Джайеш аль-Исламия , изд. Аввад Абдаллах аль-Мухтак, Эр-Рияд, 1419/1999 г.
- Ибн Таймия, Дараруд аль-Хакль ва-ль-накл , изд. Мухаммад Рашад Салим, 11 томов, Эр-Рияд, 1979–81.
- Абу Нуайм аль-Исфахани, Хилят аль-авлия ва-табакат аль-асфия , 10 томов, Бейрут 1409/1988
- Марии б. Юсуф аль-Карми, аль-Шахада аз-закийя фи Танах аль-аимма Сала Ибн Таймийя , изд. Наджм Абд ар-Рахман Халаф, Бейрут, 1404/1984 г.
- Абу Бакр аль-Халлал, аль-Сунна , изд. Атия аль-Захрани, 7 томов, Эр-Рияд, 1410/1989.
- Абу Бакр Ахмад б. Мухаммад б. аль-Хаджадж аль-Марвази, Китаб аль-вара , изд. Самир б. Амин аз-Зухайри, Эр-Рияд, 1418/1997.
вторичный
[ редактировать ]- Биньямин Абрахамов, исламское богословие. Традиционализм и рационализм , Эдинбург, 1998 г.
- Биньямин Абрахамов, «Доктрина би-ла кайфа и ее основы в исламском богословии», Arabica 42/1–3 (1995), 365–79.
- Мухаммад Абу Захра, Ибн Ханбал. Хаятуху ва-Ашруху ва-фикхуху , Каир, 1947 г.
- Майкл Куперсон, «Ахмад ибн Ханбал и Бишр аль-Хафи. Пример биографических традиций», SI 86 (1997/2), 71–101.
- Майкл Куперсон, Классическая арабская биография. Наследники пророков в эпоху аль-Мамуна , Кембридж, 2000 г.
- Даниэль Гимарет, «Теории человеческого действия в ханбалитской школе», BEO 29 (1977), 157–78.
- Игназ Гольдзихер, «Ахмед б. Мухаммад б. Ханбал», EI1.
- Игнац Гольдцихер, Лекции по исламу , Гейдельберг, 1910 г.
- Джибрил Ф. Хаддад, Четыре имама и их школы , Лондон, 2007 г.
- Ваэль Б. Халлак, «Был ли аль-Шафии главным архитектором исламской юриспруденции?», IJMES , 25 (1993), 590.
- Ливнат Хольцман, «Человеческий выбор, божественное руководство и традиция фитры. Использование хадисов в богословских трактатах Ибн Таймийи и Ибн Кайима аль-Джавзии», в книге Йосефа Рапопорта и Шахаба Ахмеда (ред.), Ибн Таймия и его времена , Карачи. 2009 год
- Ливнат Хольцман, Предопределение (аль-кадах ва-ль-кадар) и свободная воля (ал-ихтияр) в отражении в трудах неоханбалитов четырнадцатого века , к.т.н. дисс., Университет Бар-Илан, 2003 г. (на иврите).
- Нимрод Гурвиц, Формирование ханбализма. Благочестие во власти , Лондон, 2002 г.
- Нимрод Гурвиц, «От научных кругов к массовым движениям. Формирование правовых сообществ в исламских обществах», American Historical Review 108/4 (2003), 985–1008.
- Анри Лауст, «Ахмад бен Ханбал», EI2
- Анри Лауст, Исповедь веры Ибн Батты , Дамаск, 1958 г.
- Анри Лауст, «Первые ханбалитские исповедания веры», в Blends Louis Massignon (Дамаск, 1956–7), 3: 7–35.
- Вилферд Маделунг, «Истоки разногласий относительно создания Корана», в JM Barral (редактор), Orientalia hispanica (Leiden 1974), 1:504–25.
- Джордж Макдиси, «Ханбалитский ислам», в Мерлин Л. Шварц (ред.), Исследования ислама (Оксфорд, 1981), 216–64.
- Кристофер Мельхерт, «Противники Ахмада ибн Ханбала», Arabica 44 (1997), 234–53.
- Кристофер Мельхерт, Ахмад ибн Ханбал , Оксфорд, 2006 г.
- Кристофер Мельхерт, Формирование суннитских юридических школ, 9–10 века н.э. , Лейден, 1997 г.
- Кристофер Мельхерт, «Ханабила и ранние суфии», Arabica 48/3 (2001), 352–67.
- Кристофер Мельхерт, «Муснад Ахмада ибн Ханбала», DerИслам 82 (2005), 32–51.
- Кристофер Мельхерт, «Набожность хадисов», IJMES 34 (2002), 425–39.
- Джон А. Навас, «Пересмотр трех современных объяснений введения аль-Мамуном михны», IJMES 26 (1994), 615–29.
- Уолтер М. Паттон, Ахмед ибн Ханбал и михна, Лейден, 1897 г.
- Мухаммад З. Сиддики, Хадисная литература , изд. и отредактировано Абдалом Хакимом Мурадом, Кембридж, 1993 г.
- Моррис С. Сил, мусульманское богословие. Исследование происхождения со ссылкой на отцов церкви , Лондон, 1964 г.
- Сьюзен Спекторски, «Фикх Ахмада ибн Ханбала», JAOS 102/3 (1982), 461–5.
- Сьюзан Спекторски, Главы о браке и разводе. Ответы Ибн Ханбала и Ибн Рахвайха , Остин, 1993 г.
- У. Монтгоми Уотт, Период становления исламской мысли , Эдинбург, 1973 г.
- У. Монтгоми Ватт, Исламские вероучения , Эдинбург, 1994 г.
- Уэсли Уильямс, «Аспекты вероучения имама Ахмада ибн Ханбала. Исследование антропоморфизма в раннем исламском дискурсе», IJMES 34 (2002), 441–63.
- ^ Вся библиография взята из книги Хольцман, Ливнат, «Ахмад б. Ханбал», в: Энциклопедия ислама, ТРИ, под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- 780 рождений
- 855 смертей
- Арабские люди 8-го века
- Арабскоязычные писатели IX века
- Арабские люди 9-го века
- Юристы 9 века
- Мусульманские ученые ислама 9-го века
- Люди 9-го века из Аббасидского халифата
- Ученые из Аббасидского халифата
- Атарис
- Составители хадисов
- Почетный
- Муджаддид
- Суннитские имамы
- Мусульманские ученые-сунниты ислама
- Ученые-биографические оценки