Jump to content

Блэксплуатация

(Перенаправлено из фильмов Blaxploitation )

Блэксплуатация
Плакат к фильму Blaxploitation « Baadasssss Song Sweet Sweetback» (1971)
Годы активности 1970-е годы
Расположение Соединенные Штаты
Основные цифры
Влияния
Под влиянием

Блэксплуатация — это этнический поджанр фильмов об эксплуатации , возникший в США в начале 1970-х годов, когда объединенный импульс движения за гражданские права , движения за власть черных и « Черных пантер» побудил афроамериканских художников вернуть себе силу изображения их этнической принадлежности, а такие учреждения, как Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, предоставляют финансовую помощь афроамериканским студентам в изучении кинорежиссуры. Это сочеталось с тем, что в 1968 году Голливуд принял менее строгую рейтинговую систему. [ 1 ] Этот термин, представляющий собой сочетание слов «черный» и «эксплуатация», был придуман в августе 1972 года Джуниусом Гриффином , президентом отделения NAACP в Беверли-Хиллз-Голливуд . Он утверждал, что этот жанр «распространяет оскорбления» чернокожего сообщества, увековечивая стереотипы, часто связанные с преступлениями. [ 2 ] После фильмов о гонках 1940-х и 1960-х годов этот жанр стал одним из первых, в котором главными героями были чернокожие персонажи и сообщества, а не помощники, поддерживающие персонажи или жертвы жестокости. [ 3 ] [ объяснить ] Зарождение жанра совпадает с переосмыслением расовых отношений в 1970-х годах.

Фильмы Blaxploitation изначально были нацелены на городскую афроамериканскую аудиторию, но вскоре привлекательность этого жанра для аудитории расширилась за счет расовых и этнических различий. [ 4 ] Голливуд осознал потенциальную выгоду от расширения аудитории фильмов о черной эксплуатации.

Variety считает, что песня Baadasssss Sweet Sweetback и менее радикальный фильм « Шафт» , финансируемый Голливудом (оба выпущены в 1971 году), являются изобретателями жанра «черная эксплуатация», хотя «Коттон приходит в Гарлем» был выпущен годом ранее. [ 5 ] Фильмы Blaxploitation также были первыми, в которых использовались саундтреки в стиле фанк и соул . [ 6 ]

Описание

[ редактировать ]

Общие темы

[ редактировать ]

[S]заряженные, плохо говорящие, очень романтизированные мелодрамы о гарлемских супержеребцах, сутенерах, частных сыщиках и наркоторговцах, которые более или менее в одиночку делают коррумпированный мир Уайти безопасным для черного сутенерства, черного частного сыщика и черного толкания.

Действие фильмов Blaxploitation, действие которых происходит на северо-востоке или западном побережье, в основном происходит в бедных городских кварталах. уничижительные термины для белых персонажей, такие как « взломщик » и « хонки Обычно используются ». Фильмы Blaxploitation, действие которых происходит на Юге, часто рассказывают о рабстве и смешанных браках . [ 8 ] [ 9 ] Фильмы этого жанра часто смелы в своих заявлениях и используют насилие, секс, незаконный оборот наркотиков и другие шокирующие качества, чтобы спровоцировать зрителей. [ 3 ] В фильмах обычно изображаются чернокожие главные герои, побеждающие « Человека », или символы белого большинства, угнетающего чернокожее сообщество.

Blaxploitation включает в себя несколько подтипов, включая криминал ( «Фокси Браун» ), боевик/боевые искусства ( «Три трудных пути» ), вестерны ( «Босс Ниггер» ), ужасы ( «Эбби» , «Блакула» ), тюрьму ( « Пенитенциарная» ), комедию (« В центре города субботним вечером »), ностальгию ( Пятеро на стороне Черной Руки ), взросления ( Coley High / Cornbread, Earl and Me ) и мюзиклов ( Sparkle ).

Следуя примеру песни Baadasssss группы Sweet Sweetback , во многих фильмах о черной эксплуатации используются саундтреки в стиле фанк и соул-джаз с тяжелым басом , фанк-битами и гитарами вау-вау . Эти саундтреки отличаются сложностью, не свойственной радио-фанк-трекам 1970-х годов. Они также часто имеют богатую оркестровку, включающую флейты и скрипки. [ 10 ]

Blaxploitation была одной из первых категорий фильмов, в которых главные роли женщин изображали смелые, героические и активные главные герои. Такие актрисы, как Пэм Гриер в «Коффи» и Глория Хендри в «Черном поясе Джонсе», открыли для актрис возможность стать звездами боевиков, что вдохновило более поздние фильмы, такие как «Убить Билла» и «Отключить это» .

После популярности этих фильмов в 1970-х годах в фильмах других жанров стали появляться чернокожие персонажи со стереотипными характеристиками черной эксплуатации, такие как персонажи преступного мира Гарлема в о Джеймсе Бонде фильме « Живи и дай умереть » (1973), Джима Келли персонаж в «Выходе». Дракон (1973) и Фреда Уильямсона персонаж в «Бесславных ублюдках» (1978).

Черная сила

[ редактировать ]
Ричард Раундтри в роли Джона Шафта

Афени Шакур утверждала, что каждый аспект культуры (включая кино) в 1960-х и 1970-х годах находился под влиянием движения Black Power . «Песня Baadasssss» Sweet Sweetback была одним из первых фильмов, в котором использовалась идеология власти черных и который позволял чернокожим актерам быть звездами своих собственных повествований, а не отводиться к типичным доступным им ролям (таким как фигура « мамочки » и другие низкие роли). -статусные символы). [ 11 ] [ 12 ] Такие фильмы, как «Шафт», по-новому привнесли опыт чернокожих в кино, позволив исследовать политические и социальные проблемы чернокожих, которые игнорировались в кино. Шафт и его главный герой Джон Шафт принесли афроамериканскую культуру в основной мир. [ 12 ] Свитбэк и Шафт находились под влиянием движения за власть черных, которое содержало марксистские темы, солидарность и социальное сознание наряду с типичными для жанра изображениями секса и насилия.

Зная, что фильм может вызвать социальные и культурные изменения, движение «Власть черных» использовало этот жанр, чтобы осветить социально-экономическую борьбу чернокожих в 1970-х годах; во многих таких фильмах были чернокожие герои, которые смогли преодолеть институциональное притеснение афроамериканской культуры и истории. [ 3 ] Более поздние фильмы, такие как «Суперфлай», смягчили риторику власти черных, поощряя сопротивление внутри капиталистической системы, а не радикальное преобразование общества. Super Fly по-прежнему поддерживает черное националистическое движение, утверждая, что черная и белая власть не могут легко сосуществовать.

Стереотипы

[ редактировать ]

Роль этого жанра в изучении и формировании расовых отношений в Соединенных Штатах неоднозначна. Некоторые считали, что тенденция черной эксплуатации является признаком расширения прав и возможностей чернокожих, но другие обвиняли фильмы в увековечивании распространенных стереотипов белых о чернокожих людях . [ 13 ] В результате многие призвали к концу жанра. NAACP и , Конференция христианских лидеров Юга Национальная городская лига объединились, чтобы сформировать Коалицию против эксплуатации чернокожих. Их влияние в конце 1970-х способствовало упадку жанра. Литературный критик Аддисон Гейл писал в 1974 году: «Лучшим примером такого рода нигилизма/безответственности являются фильмы Блэков; здесь свобода, доведенная до самых нелепых пределов; вот писатели и актеры, которые утверждают, что свобода для художника влечет за собой эксплуатацию именно люди, которым они обязаны своим художественным существованием». [ 14 ]

Такие фильмы, как «Суперфлай» и «Мак», подверглись резкой критике не только за стереотип главного героя (в данном случае обобщающий сутенеров как представителей всех афроамериканских мужчин), но и за изображение всех черных сообществ как рассадников наркотиков и преступности. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

Фильмы Blaxploitation, такие как «Мандинго» (1975), предоставили основным голливудским продюсерам, в данном случае Дино Де Лаурентису , кинематографический способ изобразить плантационное рабство со всеми его жестокими, историческими и расовыми противоречиями и противоречиями, включая секс, смешанные браки и восстание. В сюжетном мире плантация также изображена как один из главных источников бокса как вида спорта в США.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов новая волна известных чернокожих режиссеров, в частности Спайк Ли ( «Делай как надо» ), Джон Синглтон ( «Парни в капюшоне» ), а также Аллен и Альберт Хьюз ( «Общество угроза II» ), сосредоточили внимание на чернокожих городских людях. жизнь в их фильмах. Эти режиссеры использовали элементы черной эксплуатации, включив при этом скрытую критику прославления жанром стереотипного «преступного» поведения.

Наряду с обвинениями в эксплуатации стереотипов, NAACP также раскритиковала жанр черной эксплуатации, заключающийся в эксплуатации черного сообщества и культуры Америки путем создания фильмов с целью получения прибыли, которую эти сообщества никогда не увидят, несмотря на то, что они являются сильно искаженным основным предметом сюжетов многих фильмов о черной эксплуатации. Многие профессионалы кино до сих пор считают, что не существует по-настоящему равного «Черного Голливуда», о чем свидетельствует скандал « Оскар такой белый » в 2015 году, вызвавший бурю негодования, когда ни один чернокожий актер не был номинирован на премию « Лучший актер » на церемонии вручения премии Оскар. [ 12 ]

эксплуатация рабов

[ редактировать ]
Бренда Сайкс и Перри Кинг на съемках фильма «Мандинго» (1975).

Рабская эксплуатация, поджанр черной эксплуатации в литературе и кино, недолго процветал в конце 1960-х и 1970-х годах. [ 18 ] [ 19 ] Как следует из названия, этот жанр характеризуется сенсационными изображениями рабства.

Абрамс, утверждая, что фильм Квентина Тарантино « Джанго освобожденный » (2012) берет свои исторические корни в жанре эксплуатации рабов, отмечает, что фильмы об эксплуатации рабов характеризуются «грубо эксплуататорскими изображениями угнетенных рабов-героев». [ 20 ]

Одним из ранних предшественников этого жанра является « Рабы» (1969), который, как отмечает Гейнс, «не был «эксплуатацией рабов» в духе более поздних фильмов», но, тем не менее, содержал графические изображения избиений и сексуального насилия в отношении рабов. [ 21 ] Новотный утверждает, что Блакула (1972), хотя и не изображает рабство напрямую, исторически связана с поджанром эксплуатации рабов. [ 22 ]

Безусловно, самым известным и наиболее изученным примером эксплуатации рабов является «Мандинго» , роман 1957 года , по которому были экранизированы пьеса 1961 года и фильм 1975 года . Действительно, мандинго было настолько хорошо известно, что современный рецензент « Die the Long Day романа Орландо Паттерсона » 1972 года назвал его примером «жанра мандинго». [ 23 ] Фильм, подвергшийся критике после выхода на экраны, вызвал самые разные критические оценки. [ 24 ] Робин Вуд , например, утверждал в 1998 году, что это «величайший фильм о расе, когда-либо снятый в Голливуде , определенно до Спайка Ли, а в некоторых отношениях и до сих пор». [ 25 ]

Наследие

[ редактировать ]

Фильмы Blaxploitation оказали огромное и сложное влияние на американское кино. Режиссер и любитель эксплуататорского кино Квентин Тарантино , например, неоднократно отсылал к жанру «черная эксплуатация» в своих фильмах. Раннюю дань блэксплуатации можно увидеть в персонаже «Лайт», которого играет Сай Ричардсон , в фильме «Человек-репо» (1984). [ 26 ] [ 27 ] Позже Ричардсон написал «Posse» (1993), который представляет собой своего рода вестерн с черной эксплуатацией .

Некоторые из более поздних фильмов, вдохновленных черной эксплуатацией, такие как Джеки Браун (1997), Брат под прикрытием (2002), Остин Пауэрс в фильме «Голдмембер» (2002), «Убить Билла Том. 1 (2003) и «Джанго освобожденный» (2012) представляют собой поп-культуры отсылки к этому жанру в пародийном фильме « Брат под прикрытием» . Например, Эдди Гриффин играет агента с афро- головой тайной организации, сатирически известной как «БРАТСТВО» . Точно так же Остин Пауэрс в фильме «Голдмембер» вместе с Бейонсе Ноулз играет Тамарой Добсон и Пэм Гриер , вдохновленную героиню Фокси Клеопатру . В пародийном фильме 1977 года «Жареный Кентукки» в пародийном трейлере Клеопатры Шварц изображена еще одна звезда боевиков, похожая на Гриера, замужем за раввином . В сцене из «Бешеных псов » главные герои обсуждают « Get Christie Love!» , телесериал середины 1970-х годов о черной эксплуатации. В каталитической сцене «Настоящей любви » герои смотрят фильм «Мак» .

» Джона Синглтона ( « Шахта 2000) с Сэмюэлем Л. Джексоном в главной роли представляет собой современную интерпретацию классического фильма о черной эксплуатации. В фильме 1997 года «Хулиган» в главной роли с Лоуренсом Фишберном изображен вымышленный рассказ о чернокожем бандите Эллсворте «Бампи» Джонсоне и переработана гангстерская черная эксплуатация в духе 1930-х годов. В 2004 году Марио Ван Пиблс выпустил Baadassss! , о создании фильма его отца Мелвина (где Марио играет Мелвина). » 2007 года Действие фильма «Американский гангстер , основанного на реальной истории торговца героином Фрэнка Лукаса , происходит в начале 1970-х годов в Гарлеме и имеет много элементов, похожих по стилю на фильмы о черной эксплуатации, в частности, в нем заметно присутствует песня « Across 110th Street ».

Фильмы Blaxploitation оказали глубокое влияние на современную хип-хоп культуру . Несколько выдающихся хип-хопа исполнителей , в том числе Снуп Догг , Big Daddy Kane , Ice-T , Slick Rick и Too Short , приняли серьезный образ сутенера, бывшего сутенера Айсберга Слима « Сутенер » 1967 года популяризированный сначала книгой , а затем фильмами. такие как Super Fly , The Mack и Willie Dynamite . Фактически, многие хип-хоп исполнители отдали дань уважения сутенерству в своих текстах (особенно в 50 Cent хит-сингле « PIMP ») и открыто использовали образ сутенера в своих музыкальных клипах , которые включают в себя скудно одетых женщин. роскошные украшения (известные как « шикарные ») и роскошные Кадиллаки (называемые « сутенерами »). Самая известная сцена из The Mack , включающая «Ежегодный бал игроков », стала часто упоминаемой иконой поп-культуры - совсем недавно шоу Chappelle's Show , где ее пародировали как «Бал Плайя-Ненавистников». Зарубежное влияние этого жанра распространяется на таких артистов, как норвежский хип-хоп-дуэт Madcon . [ 28 ]

В Майкла Шейбона романе «Телеграф-авеню» , действие которого происходит в 2004 году, два персонажа — бывшие звезды черной эксплуатации. [ 29 ]

В 1980 году оперный режиссер Питер Селларс (не путать с актером Питером Селлерсом ) продюсировал и поставил постановку Дон оперы Моцарта « Жуан» в духе фильма о черной эксплуатации, действие которого происходит в современном испанском Гарлеме, где афроамериканские певцы изображают антигерои в роли уличных головорезов, убивающие огнестрельным оружием, а не мечом, употребляющие легкие наркотики и устраивающие вечеринки почти обнаженными. [ 30 ] Позже он был выпущен на коммерческом видео, и его можно увидеть на YouTube . [ 31 ]

Действие видеоигры 2016 года Mafia III происходит в 1968 году и вращается вокруг Линкольна Клея, афроамериканского сироты смешанной расы, воспитанного «черной мафией» . [ 32 ] После убийства своей суррогатной семьи от рук итальянской мафии Линкольн Клэй жаждет отомстить тем, кто отнял единственное, что имело для него значение.

Культурные ссылки

[ редактировать ]

Слава жанра «черная эксплуатация» привела к появлению множества пародий. [ 33 ] Самые ранние попытки высмеять этот жанр, Ральфа Бакши » «Енотская шкура и Руди Рэя Мура » «Долемит , относятся к периоду расцвета жанра в 1975 году.

Coonskin был призван разрушить расовые стереотипы, от ранних стереотипов о шоу менестрелей до более поздних стереотипов, встречающихся в самих фильмах о черной эксплуатации. Работа вызвала большие споры еще до ее выхода, когда Конгресс расового равенства бросил ей вызов. Несмотря на то, что распространение было передано более мелкому дистрибьютору, который рекламировал его как фильм об эксплуатации, вскоре он стал культовым среди чернокожих зрителей. [ 5 ]

«Долемайт» , менее серьезный по тону и созданный как пародия, сосредоточен вокруг сексуально активного черного сутенера, которого играет Руди Рэй Мур, который основал фильм на основе своего стендап-комедии . Затем последовало продолжение «Человеческий торнадо ».

Более поздние пародии, пародирующие жанр «блэксплуатация», включают «Я собираюсь убить тебя, сука» , «Пути Тан» , «Брат под прикрытием» , «Чёрный динамит» и «Еврейский молот» , в которых главным героем был еврей, и режиссер в шутку назвал его фильмом «еврейская эксплуатация».

Роберта Таунсенда В комедии «Голливудская перетасовка» рассказывается о молодом чернокожем актере, который испытывает искушение принять участие в снятом белыми фильме о черной эксплуатации.

В сатирической книге « Наш тупой век» есть статья 1970-х годов под названием «Конгресс принимает Закон о борьбе с эксплуатацией черных женщин: сутенеры, игроки, подлежащие крупным штрафам».

FOX Сетевая телевизионная комедия канала , MADtv , часто подделывала Руди Рэем Муром , созданную франшизу «Долемайт» , с серией скетчей, исполненных комическим актером Овном Спирсом в роли «Сына Долемайта». Среди других эскизов - персонажи « Функенштейн », « Доктор Функенштейн » и, совсем недавно, Кондолиза Райс в роли супергероя черной эксплуатации. Постоянной темой в этих зарисовках является неопытность актеров и съемочной группы в эпоху черной эксплуатации с акцентом на нелепые сценарии и плохую игру, декорации, костюмы и монтаж. Эскизы являются свидетельством низкого качества производства фильмов, с очевидным появлением микрофонов и намеренно плохими монтажами и непрерывностью.

В другой FOX « комедии сетевого телевидения Мартин в главной роли » с Мартином Лоуренсом часто упоминается жанр «черная эксплуатация». В эпизоде ​​третьего сезона «Все игроки пришли», когда Мартин организует благотворительное мероприятие «Бал игрока», чтобы спасти местный театр, несколько звезд эпохи блэксплуатации, такие как Руди Рэй Мур , Антонио Фаргас , Дик Энтони Уильямс и Пэм Гриер все появляются в эпизодических ролях. В одной из сцен Мартин в роли стареющего сутенера «Джерома» обращается к Пэм Гриер как « Шеба, детка » в отношении ее одноименного художественного фильма 1975 года о черной эксплуатации.

В фильме «Лепрекон в капюшоне» персонаж, которого играет Айс-Ти, вытаскивает бейсбольную биту из своего афро. Эта сцена отсылает к аналогичной сцене в «Фокси Браун» , в которой Пэм Гриер прячет небольшой полуавтоматический пистолет в своем афро.

от Adult Swim В сериале Aqua Teen Hunger Force есть повторяющийся персонаж по имени «Бокси Браун» - пьеса о Фокси Брауне. Воображаемый друг Митвада , Бокси Браун — картонная коробка с грубо нарисованным лицом, французским вырезом и афро. Всякий раз, когда Бокси говорит, на заднем плане играет фанк 70-х, типичный для фильмов о черной эксплуатации. Картонная коробка также имеет конфронтационный настрой и диалект, схожий со многими героями этого киножанра.

Некоторые из телевизоров, встречающихся в боевике Max Payne 2: The Fall of Max Payne, представляют собой пародию на тему Blaxploitation на оригинальную Max Payne игру под названием Dick Justice , в честь ее главного героя. Дик ведет себя во многом как оригинальный Макс Пейн (вплоть до «запорной» гримасы и метафорической речи), но носит афро и усы и говорит на эбонике .

Утиный Король , вымышленный персонаж, созданный для серии видеоигр Fatal Fury , является ярким примером зарубежных стереотипов о чернокожих.

Субкультовый короткометражный фильм « Гейниггеры из космоса» — научно-фантастическая странность, похожая на черную эксплуатацию, снятая датским режиссером, ди-джеем и певцом Мортеном Линдбергом .

Джефферсон Сумерки, персонаж The Venture Bros. , является пародией на персонажа комиксов Блейда (черного, наполовину человека, наполовину вампира-охотника на вампиров), а также отсылкой к черной эксплуатации. У него афро, бакенбарды и усы. Он носит мечи, одевается в стильную одежду 1970-х годов и говорит, что охотится на «Блакул». [ 34 ]

Сцена из эпизода 9-го сезона «Симпсонов » « Прилив Симпсонов » показывает, как Гомер Симпсон смотрит «Театр эксплуатации». Закадровый голос объявляет фальшивые названия фильмов, например, «Черный бледенец из Blotre Blame».

Действие романа Марты Саутгейт 2005 года « Третья девушка слева» происходит в Голливуде в эпоху фильмов о черной эксплуатации и отсылает ко многим фильмам о черной эксплуатации и таким звездам, как Пэм Гриер и Коффи .

Известные фильмы о черной эксплуатации

[ редактировать ]
  • «Встревоженный» — американский драматический фильм 1968 года режиссёра Жюля Дассена. Он был задуман как обновленная версия фильма Джона Форда 1935 года «Информатор», основанного на одноименной книге Лиама О'Флаэрти, но действие было перенесено из Дублина в Кливленд. Саундтрек исполнили Booker T. & the MG's. В этом фильме рассказывается история черной националистической организации в Кливленде (в основном базирующейся в районах Хаф и Гленвилл), которая разочаровывается в ненасилии после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего и готовится к городской партизанской войне.
  • Песня Baadasssss группы Sweet Sweetback написана, спродюсирована, озвучена, поставлена ​​Мелвином Ван Пиблсом и в главной роли . Герой, получивший имя Свитбэк из-за своих сексуальных способностей, является аполитичным секс-работником. Его сутенер, Бидл, заключает сделку с парой полицейских, чтобы они позволили им отвезти Свитбэка в участок, так что похоже, что полицейские забирают подозреваемых. Пока Свитбэк находится под стражей, полиция арестовывает молодого чернокожего боевика и отвозит его в сельскую местность, чтобы пытать. Свитбэк вмешивается и избивает полицию до потери сознания. Когда его преследует полиция, Свитбэк начинает понимать силу сплочения черного сообщества. Он использует свою изобретательность и навыки выживания, чтобы перехитрить полицию и сбежать в Мексику. [ 35 ] Музыка Earth Wind & Fire.
  • «Шафт» (режиссер Гордон Паркс ) представляет Ричарда Раундтри в роли детектива Джона Шафта . В саундтреке использован Исаак Хейс , чья запись заглавной песни получила несколько наград, в том числе премию Американской киноакадемии . Шафта сочла Библиотека Конгресса культурно значимым , и он породил два продолжения: «Большой куш Шафта» (1972) и «Шафт в Африке» (1973), а также недолговечный сериал с Раундтри в главной роли. [ 36 ] Концепция была возрождена в 2000 году в совершенно новом продолжении в главной роли с Сэмюэлем Л. Джексоном в роли племянника оригинального Джона Шафта, а Раундтри повторяет свою роль оригинального Шафта. В 2019 году вышло прямое продолжение фильма 2000 года под названием « Шафт» .
  • «Автобус идет » — американский драматический фильм 1971 года о молодом чернокожем солдате, который возвращается домой в Лос-Анджелес после боевых действий во Вьетнаме и узнает, что его брат был убит бандой полицейских-расистов. Он борется между сохранением своих убеждений, касающихся либерализма и центризма, или радикализацией после смерти своего брата, и, возможно, присоединением к черной националистической организации «Черный кулак». Этот фильм был снят Уэнделлом Джеймсом Франклином, в главных ролях снялись Майк Б. Симмс и Берл Баллок.
  • «Вернись, Чарльстон Блю » с Годфри Кембриджем и Рэймондом Сен-Жаком в главных ролях, по мотивам романа Честера Хаймса «Началась жара». Это продолжение фильма 1970 года «Коттон приезжает в Гарлем». Все треки написаны Донни Хэтэуэем, кроме «Little Ghetto Boy».
  • «Наемный убийца» (реж. Джордж Армитидж ) — это история киллера из Окленда , которого играет бывший НФЛ игрок Берни Кейси , который приезжает в Лос-Анджелес после убийства своего брата. Он узнает, что его племянницу заставили заниматься порнографией. В конце концов ее убивают. Он намеревается убить всех, кто непосредственно причастен к этому: от порнозвезды ( Пэм Гриер ) до владельца театра ( Эд Кембридж ), человека, на которого он равнялся в детстве ( Руди Челленджер ) и бандита ( Дон Даймонд ).
  • «Суперфлай» (режиссер Гордон Паркс-младший ) включает саундтрек Кертиса Мэйфилда . Super Fly — одна из самых противоречивых, прибыльных и популярных классик жанра. [ 37 ]
  • «Легенда о ниггере Чарли» (режиссер Мартин Голдман) написана и сопродюсером фильма является Фред Уильямсон . За ним последовало продолжение «Душа негра Чарли» (1973).
  • В фильме «Хаммер» (режиссер Брюс Д. Кларк) Фред Уильямсон играет Би Джей Хаммера, боксера, который связался с нечестным менеджером, который хочет, чтобы он устроил бой на стороне мафии.
  • «Через 110-ю улицу » (реж. Барри Шир ) — криминальный триллер о двух детективах (которых играют Энтони Куинн и Яфет Котто ), которые пытаются поймать группу грабителей, укравших у мафии 300 000 долларов, прежде чем мафия их догонит. Заглавный трек Бобби Вомака достиг 19-го места в чарте Billboard Black Singles Chart .
  • Черная мама, белая мама - это фильм о женщинах в тюрьме, частично вдохновленный фильмом «Непокорные» (1958) с Пэм Гриер и Маргарет Марков в главных ролях в ролях, созданных Сидни Пуатье и Тони Кертисом .
  • Блакула - это версия Дракулы , в которой рассказывается об африканском принце (которого играет Уильям Х. Маршалл ), которого укусил и заключил в тюрьму граф Дракула . Освободившись из гроба, он сеет ужас в современном Лос-Анджелесе.
  • «Мелинда» (режиссер Хью Робертсон) включает музыку Джерри Питерса и Джерри Батлера. [ 38 ]
  • В фильме «Слоттер» Джим Браун играет бывшего члена «Зеленого берета», который жаждет отомстить преступному синдикату за убийство своих родителей. Это породило продолжение «Большой грабеж Слотера» (1973).
  • В фильме «Человек проблем» играет Роберт Хукс «мистера Т.», бескомпромиссного частного детектива, который склонен брать правосудие в свои руки. Хотя сам фильм оказался неудачным, к нему был использован успешный саундтрек, написанный, спродюсированный и исполненный Motown художником Марвином Гэем .
  • В фильме «Последний спуск» (режиссер Оскар Уильямс) звучит музыка Гранта Грина и Уэйда Маркуса, а главную роль играет Билли Ди Уильямс. Фильм представляет собой исследование расизма в Соединенных Штатах и ​​изображает перестрелку между радикальной группой чернокожих националистов и полицией, а предыстория, приведшая к перестрелке, рассказывается в воспоминаниях.
  • «Черный Ганн» — американский криминальный триллер в стиле неонуар 1972 года, снятый Робертом Хартфордом-Дэвисом в главных ролях: Джим Браун, Мартин Ландау, Бренда Сайкс, Герберт Джефферсон-младший и Лусиана Палуцци. Этот фильм считается начальным поджанром черной эксплуатации, но он уникален для этого жанра по нескольким причинам. Действие фильма происходит в Лос-Анджелесе, где воинственная афро-американская организация BAG (Black Action Group) осуществляет ночное ограбление нелегальной букмекерской конторы мафии. Несмотря на успех, несколько букмекеров и один из грабителей убиты. Организатор ограбления, ветеран Вьетнама по имени Скотт, является братом известного владельца ночного клуба Ганна. В поисках убежища Скотт после краткого воссоединения прячется в особняке своего брата.
  • Шеба, Бэби , женщина-частный сыщик (Пэм Гриер), пытается помочь своему отцу спасти его кредитный бизнес от банды головорезов.
  • В фильме «Черное гестапо » Род Перри играет генерала Ахмеда, который основал Народную армию в центре города, чтобы попытаться облегчить страдания жителей Уоттса, Лос-Анджелес. Когда приходит мафия, они создают отряд в стиле милитари.
  • Босс Ниггер вместе со своим другом Амосом ( Д'Юрвиль Мартин ) Босс Ниггер ( Фред Уильямсон ) занимает освободившуюся должность шерифа в небольшом западном городке в этом вестерн -фильме о черной эксплуатации. Из-за спорного названия на некоторых рынках он был выпущен как The Boss , The Black Bounty Killer или The Black Bounty Hunter .
  • «Енотная шкура» (реж. Ральф Бакши ) — неоднозначный анимационный/игровой фильм о Братце Лисе, Братце Кролике и Братце Медведе в пародии на диснеевскую « Песню Юга» . В нем присутствует голос Барри Уайта в роли Братца Медведя.
  • Darktown Strutters (реж. Уильям Уитни) — фарс, созданный Роджера Кормана братом Джином . Фигура типа полковника Сандерса, владеющая сетью городских ресторанов, где подают жареную курицу, пытается уничтожить черную расу, сделав ее импотентом с помощью своей жареной курицы, накачанной наркотиками.
  • «Доктор Блэк, мистер Хайд» — это пересказ сказки о Джекиле и Хайде в главной роли с Берни Кейси .
  • Долемайт — это также имя главного героя, которого играет Руди Рэй Мур , который был соавтором сценария. Мур развил альтер-эго как стендап-комика и выпустил несколько комедийных альбомов, используя этот образ. Режиссером фильма выступил Д'Юрвиль Мартин , который исполнил роль злодея Уилли Грина. Фильм приобрел культовый статус, приобрел поклонников и сделал его более известным, чем многие его аналоги. Продолжение «Человеческий торнадо » вышло в 1976 году.
  • «Мандинго» основан на серии мрачных романов о Гражданской войне и фокусируется на злоупотреблениях рабством и сексуальных отношениях между рабами и рабовладельцами. В нем участвуют Ричард Уорд и Кен Нортон . За ним последовало продолжение «Драм» (1976) с Пэм Гриер в главной роли .
  • «Конфетно-мандариновый человек» начинается с зрелищного сутенера Барона (Джон Дэниелс), который едет на своем модифицированном двухцветном красно-желтом «Роллс-Ройсе» по ночному центру Лос-Анджелеса. Его дамы в последнее время терпят неудачу, и он хочет знать, почему. Оказывается, два копа полиции Лос-Анджелеса - Демпси и Гордон, которые уже некоторое время преследуют Бэрона, при каждой возможности прибегают к тому, чтобы разбудить его девушек. Действительно, в следующей сцене они подставили Барона с полицейским в костюме, чтобы заманить его в ловлю проституток.
  • Леди Какао (режиссер Мэтт Симбер ) в главной роли Лола Фалана .
  • Давайте сделаем это снова , музыка: Кертис Мэйфилд.
  • Добро пожаловать домой, брат Чарльз . После освобождения из тюрьмы несправедливо заключенный в тюрьму чернокожий мужчина мстит тем, кто ранее перешел ему дорогу, задушив их своим пенисом.
  • Black Shampoo — это версия Уоррена Битти хита Shampoo .
  • «Эбони, слоновая кость и Джейд» (режиссер Сирио Сантьяго ) (также известный как «Дьяволицы в цепях» , «Заложники красоты по-американски» , «Foxfire» , «Foxforce» ) рассказывает о трех спортсменках, которые были похищены во время международных соревнований по легкой атлетике в Гонконге и пробились на свободу. . Это еще одна межжанровая смесь боевиков о черной эксплуатации и боевых искусствах.
  • «Мутерс» — это еще одна комбинация Сирио Сантьяго филиппинских боевых искусств и элементов женщин-заключенных. Джинн Белл и Джейн Кеннеди спасают заключенных, содержащихся на злой кофейной плантации.
  • «Плантация страсти» (также известная как «Черный Эммануэль», «Белый Эммануэль» ) представляет собой смесь мандинго и «Эммануэль» , эротических фильмов с межрасовым сексом и дикостью.
  • Вельвет Гладкая , Джонни Хилл — женщина-частный детектив, нанятая для проникновения в преступный мир.
  • Человек-Торнадо, он же Долемайт II , Руди Рэй Мур повторяет свою роль Долемита в продолжении фильма 1975 года «Долемайт» .
  • Месть Джей Ди , водитель такси одержим мертвым гангстером, который жаждет мести за свое убийство, совершенное более 30 лет назад.
  • В фильме «Черный кулак» рассказывается об уличном бойце, который работает на белого гангстера и коррумпированного полицейского. Фильм находится в общественном достоянии. В актерский состав входят Ричард Лоусон и Дэбни Коулман .
  • «Черный самурай» (режиссер Эл Адамсон) основан на одноименном романе Марка Олдена, в главной роли Джим Келли . Авторство сценария принадлежит Б. Ридику, а дополнительные сюжетные идеи принадлежат Марко Иоахиму.
  • В фильме «Бэр Наклз» снимались Роберт Вихаро , Шерри Джексон и Глория Хендри . В фильме сценарий и режиссер Дон Эдмондс рассказывает о охотнике за головами из Лос-Анджелеса Закари Кейне (Вихаро), который охотится за серийным убийцей в маске.
  • Пити Уитстроу (он же Пити Уитстроу, зять дьявола ) написан Клиффом Рокмором и в нем снялись популярный комик жанра «черная эксплуатация» Руди Рэй Мур, а также Джимми Линч, Лерой Дэниэлс, Эрнест Мэйхэнд и Эбони Райт. Это типично для других фильмов Мура той эпохи, «Долемайт» и «Человеческий торнадо» , поскольку в нем присутствуют рифмованные диалоги Мура.
  • «Измерение смерти» — фильм о боевых искусствах режиссёра Эла Адамсона с Джимом Келли , Гарольдом Саката, Джорджем Лэзенби, Терри Муром и Альдо Рэем в главных ролях . Фильм также известен под названиями «Измерения смерти» , «Замораживающая бомба» , «Ледяная смерть» , «Фактор убийства» и «Чёрный ликвидатор» . Ученый, профессор Мейсон, изобретает мощную замораживающую бомбу для главаря бандитов по прозвищу «Свинья» ( Саката ).
  • «Крестный отец дискотеки» , также известный как «Крестный отец дискотеки-мститель» , — боевик с Руди Рэем Муром и Кэрол Спид в главных ролях . Персонаж Мура, полицейский на пенсии, владеет и управляет дискотекой и пытается закрыть местного торговца ангельской пылью после того, как его племянник подсел на наркотики.
  • «Тюрьма» (реж. Джамаа Франклин) рассказывает о страданиях Мартела «Слишком сладкого» Гордона ( Леон Айзек Кеннеди ) после его незаконного заключения. Действие фильма происходит в тюрьме, и в нем используются все образы жанра, включая насилие, сексуальность и возможный триумф главного героя.

Фильмы о Blaxploitation после 1970-х годов

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Скажи это громко! Революция черного кино» . Гарвардский киноархив . 21 октября 2016 года . Проверено 31 января 2024 г.
  2. ^ Андерсон, Тревелл (8 июня 2018 г.). «Взгляд на эпоху черной эксплуатации глазами 2018 года» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 8 июня 2018 года . Проверено 22 мая 2022 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Лайн, Билл (1 апреля 2000 г.). «Не случайно: от черной власти к черной кассе» . Афроамериканский обзор . 34 (1): 39–59. дои : 10.2307/2901183 . JSTOR   2901183 .
  4. ^ Денби, Дэвид (август 1972 г.). «Получение Уайти». The Atlantic Monthly : 86–88.
  5. ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Дариус (1995). Это Blaxploitation!: Корни Baadassss 'Tude (оценка X по версии Всеуайтского жюри) . Пресса Святого Мартина. ISBN  0-312-13192-5 .
  6. ^ Эберт, Роджер (11 июня 2004 г.). «Обзор Баадасссс! » . Чикаго Сан-Таймс. Архивировано из оригинала 17 февраля 2007 года . Проверено 4 января 2007 г.
  7. ^ Кэнби, Винсент (25 апреля 1976 г.). «Черные фильмы теряют свою черноту?» . Нью-Йорк Таймс . п. 79. ISSN   0362-4331 . Проверено 25 февраля 2018 г.
  8. ^ «Blaxploitation: Эскиз - Киножурнал Bright Lights» . 1 марта 1997 года.
  9. ^ Холден, Стивен (9 июня 2000 г.). «ОБЗОР ФИЛЬМА; От стереотипа Blaxploitation до человека с улицы» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 апреля 2010 г.
  10. ^ «Жанр музыки: Blaxploitation» . Вся музыка . Проверено 21 июня 2007 г.
  11. ^ Бойд, Херб (1996). «Афроамериканские образы на телевидении и в кино». Кризис . 103 (2): 22–24.
  12. ^ Перейти обратно: а б с eztha_zienne (29 июня 2016 г.). «Документальный кинофильм BaadAsssss 2002» – через YouTube. [ мертвая ссылка на YouTube ]
  13. ^ «Несмотря на зажигательное название, Blaxploitation многими рассматривалась как символ расширения возможностей» . Сиэтл Таймс . Проверено 26 сентября 2016 г.
  14. ^ Аддисон Гейл, Черный мир, декабрь 1974 г.
  15. ^ Страчан, Ян Грегори; Маск, Миа (19 мая 2016 г.). Возвращение к Пуатье: новый взгляд на черную икону эпохи Обамы . Издательство Блумсбери США. п. 249. ИСБН  978-1-5013-1982-2 .
  16. ^ Берра, Джон (1 мая 2010 г.). Справочник мирового кино: American Independent . Интеллектуальные книги. п. 86. ИСБН  978-1-84150-385-1 .
  17. ^ Гамлет, Дженис Д.; Коулман, Робин Р. Минс (2009). Борьба с властью!: Читатель Спайка Ли . Питер Лэнг. п. 257. ИСБН  978-1-4331-0236-3 .
  18. ^ Бернье, Селеста-Мари; Дуркин, Ханна, ред. (2016). «Стратегическое запоминание и тактическая забывчивость при изображении плантации: личный отчет». Визуализация рабства: искусство африканской диаспоры . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета . п. 70. ИСБН  978-1-78138-267-7 .
  19. ^ Болл, Эрика Л. (2 ноября 2015 г.). «Политика боли: представление насилия рабства в американской популярной культуре». В Шмиде, Дэвид (ред.). Насилие в американской популярной культуре . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio . п. 36. ISBN  978-1-4408-3206-2 .
  20. ^ Абрамс, Саймон (28 декабря 2012 г.). «5 спагетти-вестернов и 5 фильмов об эксплуатации рабов, которые проложили путь к «Джанго освобожденному» » . ИндиВайр . Проверено 26 июля 2020 г.
  21. ^ Гейнс, Микал Дж. (2005). Черное готическое воображение: ужас, субъективность и зрительство от эпохи гражданских прав до нового тысячелетия (магистерская диссертация). Колледж Уильяма и Мэри . п. 239. OCLC   986221383 .
  22. ^ Лоуренс, Новотный (2007). « Смертельнее, чем Дракула!»: Блакула и жанр ужасов» . Фильмы о черной эксплуатации 1970-х годов . стр. 45–61. дои : 10.4324/9780203932223 . ISBN  978-0-203-93222-3 .
  23. ^ «Рецензия на книгу Умри долгим днем Орландо Паттерсона « »» . Обзоры Киркуса . 26 июня 1972 г. См. также. Рождество, Даниэль (2014). Освенцим и плантация: труд и социальная смерть в американской художественной литературе о Холокосте и рабстве (PDF) (докторская диссертация). Университет Иллинойса в Чикаго . п. 59.
  24. ^ Симмонс, Том (2013). Исторический фильм в эпоху нового Голливуда, 1967–1980 (кандидатская диссертация). Лондонский университет королевы Марии . п. 87.
  25. ^ Вуд, Робин (1998). Сексуальная политика и повествовательный фильм: Голливуд и за его пределами . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . п. 265. ИСБН  978-0-231-07605-0 .
  26. ^ Уолл, Б. (12 марта 2013 г.). Теодор Адорно и теория кино: отпечаток духа . Спрингер. п. 62. ИСБН  978-1-137-30614-2 .
  27. ^ Фишер, Деннис (14 декабря 2011 г.). Режиссеры научно-фантастических фильмов, 1895–1998 гг . МакФарланд. стр. 134–135. ISBN  978-0-7864-8505-5 .
  28. ^ «Попрошайничество » . Ютуб.com. 22 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 8 августа 2013 г.
  29. ^ «Майкл Шейбон, Телеграф-авеню: прочтите эксклюзивный отрывок» . Национальное общественное радио. 12 августа 2012 года . Проверено 25 сентября 2014 г.
  30. ^ БЕРНХАЙМЕР, МАРТИН (13 декабря 1990 г.). «ТЕЛЕОБЗОР: Питер Селларс придерживается своего современного подхода к Моцарту: Опера: Традиционные идеи драмы в стиле барокко беспечно отбрасываются в сторону, когда Фигаро женится в Башне Трампа» – через Los Angeles Times.
  31. ^ Оперный ботаник (20 января 2014 г.). «Моцарт: Дон Жуан - реж. Питер Селларс (Часть 1 из 3) [Английские субтитры]» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. - на YouTube.
  32. ^ Такахаси, декан (18 сентября 2016 г.). «Как разработчики создали историю Mafia III и ее главного героя Линкольна Клея» . ВенчурБит . Проверено 7 января 2017 г.
  33. ^ Мейнард, Ричард (16 июня 2000 г.). «Рождение и упадок жанра «блэксплуатация»» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 29 января 2011 г.
  34. ^ Бэкон, Саймон (2024). «Справочник вампира Пэлгрейва» . Спрингер Природа. п. 1328. ИСБН  978-3-031-36253-8 .
  35. ^ Том Симмонс (2014): «Рождение черного сознания на экране»?: Исторический опыт афроамериканцев, Blaxploitation, а также производство и прием Sounder (1972), Исторический журнал кино, радио и телевидения, DOI: 10.1080 /01439685.2014.933645
  36. ^ Эндрю Доусон, «Вызов Лилиуайт-Голливуду: афроамериканцы и требование расового равенства в киноиндустрии, 1963–1974», Журнал популярной культуры, Vol. 45, № 6, 2012 г.
  37. ^ Эд Герреро , ОБРАМЛЕНИЕ ЧЕРНОТЫ . Темпл У. Пресс. стр. 95–97.
  38. ^ «Мелинда (1972) — Обзор — TCM.com» . Классические фильмы Тернера . Проверено 10 ноября 2021 г.
  39. ^ Дутка, Элейн (30 июня 1997 г.). «Перекопай сцену» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 30 января 2011 г.
  40. ^ Новости из Библиотеки Конгресса: 19 декабря 2012 г. (ПЕРЕСМОТРЕНО 20 декабря 2012 г.) Дата обращения: 29 декабря 2012 г.
  41. ^ «Пэм Гриер вспоминает блэксплуатацию: «В то время некоторые люди были в ужасе» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 29 января 2011 г.
  42. ^ Новости CBS - Дайанн Кэрролл, актриса-новатор и номинантка на Оскар, умерла в возрасте 84 лет. Проверено 3 ноября 2021 г.
  43. ^ Унтербергер, Ричи. Обзор: Truck Turner Allmusic получено 30 октября 2021 г.
  44. ^ «Filmfanaddict.com рецензия на фильм» . Shockingimages.com. Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 8 августа 2013 г.
  45. ^ «Пять классических произведений Пэм Гриер, которые будут транслироваться после «Гордой Мэри» » . ЭкранКруш . 12 января 2018 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ee619446b8d91c3e616b8e8db93eaf73__1722481260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/73/ee619446b8d91c3e616b8e8db93eaf73.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Blaxploitation - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)