Jump to content

Зеленый анархизм

(Перенаправлено с Эко-анархизма )

Зеленый анархизм , также известный как экологический анархизм или эко-анархизм , — это анархистская школа мысли , которая фокусируется на экологии и проблемах окружающей среды . [1] Это антикапиталистическая и антиавторитарная форма радикального энвайронментализма , которая подчеркивает социальную организацию , свободу и самореализацию . [2]

Экологические подходы к анархизму были впервые сформулированы в 19 веке, когда рост капитализма и колониализма вызвал деградацию окружающей среды . Опираясь на экологию Чарльза Дарвина , анархист Михаил Бакунин разработал натуралистическую философию , отвергающую дуалистическое отделение человечества от природы . Это было развито в экологическую философию Питером Кропоткиным и Элизе Реклю , которые выступали за децентрализацию и замедление роста промышленности как средство продвижения как социальной справедливости, так и защиты окружающей среды .

Зеленый анархизм был впервые развит в отдельную политическую теорию частями Новых левых , поскольку возрождение анархизма совпало с возникновением экологического движения . Начиная с 1970-х годов, были установлены три основные тенденции зеленого анархизма: Мюррей Букчин разработал теорию социальной экологии , которая утверждает, что экологические проблемы вытекают непосредственно из социальных проблем ; Арне Нэсс определил теорию глубинной экологии , которая выступает за биоцентризм ; и Джон Зерзан разработал теорию анархо-примитивизма , которая призывает к отмене технологий и цивилизации . В 21 веке к этим тенденциям присоединились тотальное освобождение , в центре которого находятся права животных , и зеленый синдикализм , который призывает самих рабочих управлять деиндустриализацией .

По своей сути зеленый анархизм занимается выявлением и отменой социальных иерархий, вызывающих деградацию окружающей среды. В отличие от экстрактивизма и продуктивизма промышленного капитализма, он выступает за замедление роста и деиндустриализацию экономики. Он также выступает за большую и децентрализацию, предлагая формы муниципализма , биорегионализма или « возвращения к природе » в качестве возможных альтернатив государству локализацию .

До промышленной революции возникали только экологические кризисы в небольших масштабах, в районах, пострадавших от стихийных бедствий , перепроизводства или войны . Но по мере того, как огораживание общинных земель стали замечать более масштабный экологический ущерб . все чаще вынуждало обездоленных рабочих работать на фабриках, радикалы того периода [3]

В конце 19 века, когда капитализм и колониализм достигли своего апогея, политические философы впервые начали критиковать индустриальное общество , которое привело к росту загрязнения и деградации окружающей среды . В ответ эти первые защитники окружающей среды начали проявлять обеспокоенность по поводу природы и сохранения дикой природы , эрозии почвы , вырубки лесов и управления природными ресурсами . [4] Ранние политические подходы к защите окружающей среды были дополнены литературным натурализмом таких писателей, как Генри Дэвид Торо , Джон Мьюир и Эрнест Томпсон Сетон . [5] чьи бестселлеры помогли изменить популярное восприятие природы, отвергнув дуалистический конфликт « человек против природы ». [6] В частности, пропаганда Торо антипотребительства и вегетарианства , а также его любовь к дикой природе стали прямым источником вдохновения для многих экоанархистов. [7]

Экология в ее современной форме была разработана Чарльзом Дарвином , чья работа по эволюционной биологии обеспечила научный отказ от христианского и картезианского антропоцентризма , вместо этого подчеркнув роль вероятности и индивидуальной активности в процессе эволюции . [8] Примерно в то же время анархизм возник как политическая философия, которая отвергала все формы иерархии , власти и угнетения и вместо этого выступала за децентрализацию и добровольное объединение . [9] Таким образом, была создана основа для экологического анархизма как средства отказа от антропоцентрических иерархий, которые ставили людей в доминирующее положение над природой. [10]

Экологические корни анархизма восходят к классическим анархистам, таким как Пьер-Жозеф Прудон и Михаил Бакунин , которые оба считали человеческую природу основой анархизма. [1] Рисунок из работы Чарльза Дарвина, [11] Бакунин считал людей неотъемлемой частью окружающей их среды. [12] Бакунин отверг картезианский дуализм , отрицая его антропоцентрическое и механистическое отделение человечества от природы . [13] Однако он также считал людей уникально способными к самоопределению и призывал человечество достичь господства над своей собственной природной средой как средство достижения свободы . [14] Бакунина Натурализм был развит в экологическую философию географами Петром Кропоткиным и Элизе Реклю , которые рассматривали отношения между человеческим обществом и природой как диалектику . Их экологическая этика , сочетавшая социальную справедливость с защитой окружающей среды , предвосхитила зеленые анархистские философии социальной экологии и биорегионализма . [4]

Портретная фотография Петра Кропоткина
Петр Кропоткин , один из первых защитников окружающей среды и предшественник тенденции зеленых анархистов.

Как и Бакунин до него, Кропоткин превозносил приручение природы человеком, но также рассматривал человечество как неотъемлемую часть его естественной среды и придавал большое значение миру природы. [14] Кропоткин был одним из первых мыслителей-экологов, отметивших связь между индустриализацией, деградацией окружающей среды и отчуждением рабочих . В отличие от марксистов , призывавших к ускорению индустриализации, Кропоткин выступал за локализацию экономики, которая, по его мнению, усилит связь людей с землей и остановит ущерб окружающей среде. [3] В «Полях, фабриках и мастерских » Кропоткин выступал за удовлетворение человеческих потребностей посредством садоводства , а также за децентрализацию и замедление роста промышленности. [15] Он также критиковал разделение труда как между умственного и работниками физического труда , так и между сельским крестьянством и городским пролетариатом . [16] В книге «Взаимная помощь: фактор эволюции» он подробно остановился на естественной основе коммунизма . [1] изображающее формирование социальной организации среди животных посредством практики взаимопомощи . [14]

Сам Реклю утверждал, что деградация окружающей среды, вызванная индустриализацией, примером которой, по его мнению, была массовая вырубка лесов на северо-западе Тихого океана , была характерна для «варварства» современной цивилизации , которая, как он чувствовал, подчиняла и рабочих, и окружающую среду цели накопления капитала . [16] Реклю был также одной из первых фигур, развивших идею « тотального освобождения », напрямую сравнивая эксплуатацию труда с жестоким обращением с животными и таким образом защищая права как человека, так и животных . [17]

Синтез Кропоткина и Реклю экологической и социальной справедливости сформировал основу эко-социализма , главным образом связанного с либертарианскими социалистами , которые выступали за « возвращение к природе », такими как Роберт Блатчфорд , Уильям Моррис и Генри Солт . [18] Экологические аспекты анархизма также подчеркивались Эммой Гольдман и Александром Беркманом , которые, опираясь на работы Генри Дэвида Торо, рассматривали анархизм как средство содействия единству между людьми и миром природы. [7] Эти ранние экологические разработки в анархизме заложили основу для развития зелёного анархизма в 1960-х годах, когда его впервые подхватили деятели Новых левых . [19]

Разработка

[ редактировать ]

Зеленый анархизм впервые появился после наступления атомного века , когда все более централизованные правительства принесли с собой множество новых экологических и социальных проблем . [20] В 1960-е годы подъем экологического движения совпал с одновременным возрождением интереса к анархизму, что привело к тому, что анархисты оказали значительное влияние на развитие радикальной экологической мысли . [21] Принципы и практики, которые уже сформировали ядро ​​анархистской философии, от прямых действий до организации сообщества , стали, таким образом, основополагающими для радикального энвайронментализма. [22] Поскольку угрозы, связанные с деградацией окружающей среды , промышленным сельским хозяйством и загрязнением окружающей среды , стали более актуальными, первые зеленые анархисты обратились к децентрализации и разнообразию как к решениям для социально-экологических систем . [23]

Портретная фотография Мюррея Букчина
Мюррей Букчин , один из основателей зеленого анархизма и главный сторонник социальной экологии.

Зеленый анархизм как тенденция был впервые развит американским социальным анархистом Мюрреем Букчином . [24] Букчин начал заниматься проблемой деградации окружающей среды еще в 1950-х годах. [25] В 1962 году он опубликовал первую крупную современную работу по защите окружающей среды « Наша синтетическая среда» , в которой предупреждал об экологической опасности применения пестицидов . [26] В последующие десятилетия Букчин разработал первую теорию зеленого анархизма, социальную экологию , [27] который представил социальную иерархию как корень экологических проблем. [28]

В 1973 году норвежский философ Арне Нэсс разработал еще одну зеленую анархистскую тенденцию, известную как глубокая экология , которая отвергала антропоцентризм в пользу биоцентризма . [29] В 1985 году эта философия была развита в политическую программу американскими учёными Биллом Деваллом и Джорджем Сешнсом , а австралийский философ Уорвик Фокс предложил формирование биорегионов как зеленой анархистской альтернативы национальному государству . [30]

Продолжая глубокую экологию, [31] Следующим важным событием в философии зеленого анархизма стало формирование анархо-примитивизма , который критиковал сельское хозяйство , технологии и цивилизацию . [32] Впервые изложенная на страницах американского анархистского журнала Fifth Estate в середине 1980-х годов, анархо-примитивистская теория была развита Фреди Перлманом , Дэвидом Уотсоном, [33] и особенно Джон Зерзан . [34] Позже его подхватили американское периодическое издание Green Anarchy и британское периодическое издание Green Anarchist . [33] и частично вдохновленные группы, такие как Фронт освобождения животных (ALF), Фронт освобождения Земли (ELF) и Индивидуалисты, заботящиеся о дикой природе (ITS). [35]

От теории к практике

[ редактировать ]
Политическая демонстрация Фронта освобождения животных (ALF) в Израиле

К 1970-м годам радикальные группы защитников окружающей среды начали проводить прямые действия против инфраструктуры ядерной энергетики , а мобилизация антиядерного движения во Франции, Германии и США обеспечила прямую преемственность между современным энвайронментализмом и новыми левыми 1960-х годов. [36] В 1980-х годах зеленые анархистские группы, такие как Earth First! начал принимать прямые меры против вырубки лесов , дорожных работ и промышленного сельского хозяйства . [37] Они назвали свои диверсионные действия «мучительными», в честь романа Эдварда Эбби 1984 года «Банда гаечных ключей» . [38] В 1990-е годы дорожные протестные движения в Великобритании и Израиле также возглавлялись экоанархистами, в то время как сети экоанархистских действий, такие как Фронт освобождения животных (ALF) и Фронт освобождения Земли (ELF), впервые приобрели известность. [36] Действия экоанархистов включали жестокие нападения, например, совершенные ячейками Неформальной анархистской федерации (IAF) и Индивидуалистов, стремящихся к дикой природе (ITS) против ученых-ядерщиков и исследователей нанотехнологий соответственно. [39]

Политическая демонстрация антиглобалистского движения (AGM) в Польше

Поскольку деградация окружающей среды ускорилась из-за роста экономической глобализации и неолиберализма , зеленые анархисты расширили сферу своей деятельности с конкретной экологической направленности на агитацию за глобальную справедливость . [40] Зеленые анархисты сыграли важную роль в создании антиглобалистского движения (AGM), а также в его преобразовании в последующее движение за глобальную справедливость (GJM). [41] Ежегодное общее собрание получило поддержку как на Глобальном Севере, так и на Глобальном Юге , при этом Сапатистская Армия Национального Освобождения (EZLN) стала ключевой организацией в движении. [42] Он также получил широкую поддержку со стороны различных слоев общества, включая не только активистов левых политиков или движений за окружающую среду и мир, но также людей из профсоюзов , церковных групп и сельскохозяйственного сектора. Профсоюзные активисты были самым заметным участником протестов ВТО в Сиэтле в 1999 году , превосходя по численности даже защитников окружающей среды и анархистов. [43] Опираясь на свои анархистские корни, AGM приняло децентрализованную и неиерархическую модель горизонтальной организации , приняв новые «анархические» технологии, такие как Интернет , как средство создания сетей и общения. [44] Благодаря экологическим и антиглобалистским движениям современный анархизм в конечном итоге смог достичь «квазиренессанса» анархистских идей, тенденций и способов организации. [45]

Современные теоретические разработки

[ редактировать ]

Такие писатели, как Мюррей Букчин и Алан Картер, утверждали, что современный анархизм — единственное политическое движение, способное решить проблему изменения климата. [46] В своей книге «Экология и анархизм» 1996 года британский антрополог Брайан Моррис утверждал, что анархизм по своей сути является экологическим, поскольку он разделяет экологические принципы децентрализации, неиерархической социальной организации и взаимозависимости. [7]

К 21 веку зеленые анархисты начали выходить за рамки разделения предыдущего века на лагеря социальных экологов и анархо-примитивистов, создавая новый корпус теории, отвергающий дуализм человечества против природы и цивилизации против дикой природы. [47] Опираясь на биоцентрическую философию глубинной экологии, в 2006 году Марк Сомма призвал к «революционному энвайронментализму», способному свергнуть капитализм , сократить потребление и организовать сохранение биоразнообразия. [48] Сомма отстаивал форму солидарности между человечеством и нечеловеческим миром природы в призыве, который в 2009 году подхватил Стивен Бест , который призвал экоанархистов взять на себя обязательства по « тотальному освобождению » и распространить солидарность на животных. [49] По мнению Беста, мораль должна быть распространена и на животных из-за их чувствительности и способности чувствовать боль ; он призвал к отмене иерархии между людьми и животными, хотя косвенно исключает неразумные растения из этого морального рассмотрения. [50] Опираясь на экофеминизм , Патрис Джонс призвала к человеческой солидарности как с растениями, так и с животными, ни одно из которых она не считала меньшим, чем люди, даже описывая их как «естественных анархистов», которые не признают и не подчиняются законам какого-либо правительства. [51]

В 2012 году Джефф Шанц разработал теорию « зеленого синдикализма », которая стремится использовать синдикалистские модели организации рабочих мест, чтобы связать рабочее движение с экологическим движением . [26]

Социальная экология

[ редактировать ]

Зеленая анархистская теория социальной экологии основана на анализе взаимоотношений общества и природы . [52] Социальная экология рассматривает человеческое общество как причину и решение деградации окружающей среды, предвидя создание рационального и экологического общества посредством процесса социокультурной эволюции . [53] Социальный эколог Мюррей Букчин рассматривал само общество как естественный продукт эволюции . [54] которая по своей сути имела тенденцию к постоянно возрастающей сложности и разнообразию. [55] Хотя он считал, что человеческое общество имеет потенциал стать «природой, ставшей застенчивой», [56] в «Экологии свободы » Букчин пояснил, что возникновение иерархии уступило место изуродованной форме общества, которая была как экологически, так и социально разрушительной. [57]

Согласно социальной экологии, угнетение человека человеком непосредственно предшествовало эксплуатации окружающей среды иерархическим обществом, что само по себе вызвало порочный круг возрастающего социально-экологического опустошения. [58] Считая, что социальная иерархия идет вразрез с естественными эволюционными тенденциями к сложности и разнообразию, [59] социальная экология приходит к выводу, что репрессивная иерархия должна быть отменена, чтобы разрешить экологический кризис . [60] Таким образом, Букчин предложил децентрализованную систему прямой демократии с центром в муниципалитете , где люди сами могли бы участвовать в принятии решений . [61] Он представлял себе самоорганизующуюся систему народных собраний , которая заменит государство и перевоспитает людей в социально и экологически мыслящих граждан. [62]

Глубокая экология

[ редактировать ]

Теория глубинной экологии отвергает антропоцентризм в пользу биоцентризма , который признает внутреннюю ценность всей жизни, независимо от ее полезности для человечества. [29] В отличие от социальных экологов, теоретики глубинной экологии считали человеческое общество неспособным обратить вспять деградацию окружающей среды и в результате предлагали резкое сокращение мирового населения . [30] Решения проблемы человеческого перенаселения, глубинными экологами, включали биорегионализм , который выступал за замену национального государства биорегионами предложенные , а также повсеместный возврат к образу жизни охотников-собирателей . [38] Некоторые глубинные экологи, в том числе члены организации «Земля прежде всего!» , даже приветствовали массовую смертность, вызванную болезнями и голодом, как форму контроля рождаемости . [63]

Анархо-примитивизм

[ редактировать ]

Теория анархо-примитивизма критикует появление технологий , сельского хозяйства и цивилизации , которые, по ее мнению, были источником всех социальных проблем. [31] По мнению американского теоретика-примитивиста Джона Зерзана , именно разделение труда в сельскохозяйственных обществах впервые уступило место социальному неравенству и отчуждению , которые стали характерными для современности . Таким образом, Зерзан предложил отменить технологии и науку, чтобы общество было разрушено, а люди вернулись к образу жизни охотников-собирателей. [64] Либертарианские социалисты, такие как Ноам Хомский и Майкл Альберт, критиковали анархо-примитивизм, причем первый утверждал, что это неизбежно приведет к геноциду . [35]

Зеленый синдикализм

[ редактировать ]

Зеленый синдикализм, разработанный Грэмом Пёрксом и Джуди Бари , [65] выступает за объединение рабочего движения с экологическим движением и за то, чтобы профсоюзы, такие как «Промышленные рабочие мира » (IWW), включили экологические проблемы в свои платформы. [66] Рассматривая рабочее самоуправление как средство борьбы с деградацией окружающей среды, зеленый синдикализм подталкивает рабочих агитировать своих коллег, саботировать экологически разрушительные практики на своих рабочих местах и ​​формировать рабочие советы . Зеленый синдикалист Джефф Шанц предположил, что свободная ассоциация производителей будет лучше всего способна разрушить индустриальную экономику посредством децентрализации и локализации производства. [26] В отличие от марксизма и анархо-синдикализма , зеленый синдикализм выступает против массового производства и отвергает идею о том, что индустриальная экономика обладает «освободительным потенциалом»; но он также отвергает призывы радикальных защитников окружающей среды к «полному и немедленному разрыву с индустриализмом». [67]

Несмотря на разнообразие взглядов, экоанархистская теория имеет фундаментальную основу, объединенную определенными общими принципами. [68] Экоанархизм считает, что существует прямая связь между проблемами окружающей среды и иерархии , и поддерживает антикапиталистическую критику продуктивизма деградации и индустриализма . [69] Подчеркивая децентрализацию и общественную собственность , он также выступает за замедление роста экономики и перецентрирование социальных отношений вокруг местных сообществ и биорегионов . [36]

Критика цивилизации

[ редактировать ]

Зеленый анархизм усматривает корни всех форм угнетения в повсеместном переходе от охоты и собирательства к оседлому образу жизни . [70] Согласно зеленому анархизму, основа цивилизации определялась добычей и импортом природных ресурсов , что привело к формированию иерархии посредством накопления капитала и разделения труда . [71] Поэтому зеленые анархисты критикуют цивилизацию и ее проявления в глобальном капитализме, который, по их мнению, вызывает социальный и экологический коллапс , который требует « возврата к природе ». [65] Зеленые анархисты поддерживают прямое действие как форму сопротивления цивилизации, которую они хотят заменить простым образом жизни в гармонии с природой . Это может включать в себя развитие самодостаточности , практику выживания или возвращение в дикую природу . [72]

Децентрализация

[ редактировать ]

Экоанархизм считает рост государств основной причиной деградации окружающей среды, поскольку государства способствуют увеличению промышленной добычи и производства как средству сохранения конкурентоспособности с другими государственными державами, даже за счет окружающей среды. [73] Опираясь на экологический принцип « единства в разнообразии », экоанархизм также признает людей неотъемлемой частью экосистемы, в которой они живут, и того, как их культура, история и язык формируются под влиянием местной среды. [65] Поэтому экоанархисты выступают за отмену государств и замену их обществами без государства . [73] отстаивание различных форм локализма и биорегионализма . [74]

Деиндустриализация

[ редактировать ]

Экологический анархизм рассматривает эксплуатацию труда при капитализме в более широком экологическом контексте, считая, что деградация окружающей среды неразрывно связана с социальным угнетением . [75] Таким образом, зеленый анархизм противостоит индустриализму как из-за его социальных, так и экологических последствий. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Цена 2019 , с. 281.
  2. ^ Аалтола 2010 , стр. 161.
  3. ^ Jump up to: а б Парсон 2018 , с. 220.
  4. ^ Jump up to: а б Моррис 2017 , с. 371.
  5. ^ Холл 2011 , с. 379; Моррис 2017 , с. 373.
  6. ^ Моррис 2017 , с. 373.
  7. ^ Jump up to: а б с Холл 2011 , с. 379.
  8. ^ Моррис 2017 , стр. 373–374.
  9. ^ Холл 2011 , стр. 375–378.
  10. ^ Холл 2011 , с. 375.
  11. ^ Моррис 2017 , с. 370.
  12. ^ Холл 2011 , с. 378; Моррис 2017 , с. 370.
  13. ^ Моррис 2017 , стр. 370–371.
  14. ^ Jump up to: а б с Холл 2011 , с. 378.
  15. ^ Уорд 2004 , с. 90.
  16. ^ Jump up to: а б с Парсон 2018 , стр. 222–223.
  17. ^ Парсон 2018 , стр. 220–221.
  18. ^ Моррис 2017 , стр. 372–373.
  19. ^ Моррис 2017 , с. 374; Парсон 2018 , стр. 220–223.
  20. ^ Прайс 2019 , стр. 281–282.
  21. ^ Картер 2002 , с. 13; Карран 2004 , с. 40.
  22. ^ Карран 2004 , стр. 40–41.
  23. ^ Цена 2019 , с. 282.
  24. ^ Карран 2004 , с. 41; Гордон 2009 , с. 1; Цена 2019 , с. 282; Уорд 2004 , с. 93.
  25. ^ Цена 2019 , с. 282; Уорд 2004 , с. 93.
  26. ^ Jump up to: а б с Парсон 2018 , с. 221.
  27. ^ Парсон 2018 , с. 221; Цена 2019 , с. 282.
  28. ^ Карран 2004 , с. 41; Гордон 2009 , с. 1; Парсон 2018 , с. 221; Цена 2019 , с. 282.
  29. ^ Jump up to: а б Цена 2019 , с. 287.
  30. ^ Jump up to: а б Прайс 2019 , стр. 287–288.
  31. ^ Jump up to: а б Парсон 2018 , стр. 223–224; Цена 2019 , с. 289.
  32. ^ Гордон 2009 , стр. 1–2; Парсон 2018 , стр. 223–224; Цена 2019 , с. 289.
  33. ^ Jump up to: а б Гордон 2009 , стр. 1–2.
  34. ^ Гордон 2009 , стр. 1–2; Цена 2019 , с. 289.
  35. ^ Jump up to: а б Парсон 2018 , стр. 223–224.
  36. ^ Jump up to: а б с Гордон 2009 , с. 1.
  37. ^ Гордон 2009 , с. 1; Маршалл 2008 , с. 689; Цена 2019 , с. 288.
  38. ^ Jump up to: а б Цена 2019 , с. 288.
  39. ^ Филлипс, Ли (28 мая 2012 г.). «Анархисты атакуют науку» . Природа . 485 (7400): 561. Бибкод : 2012Natur.485..561P . дои : 10.1038/485561а . ПМИД   22660296 .
  40. ^ Карран 2004 , с. 44.
  41. ^ Карран 2004 , стр. 44–45.
  42. ^ Карран 2004 , стр. 45–46.
  43. ^ Карран 2004 , с. 46.
  44. ^ Карран 2004 , стр. 46–47.
  45. ^ Карран 2004 , стр. 49–50.
  46. ^ Уорд 2004 , с. 98.
  47. ^ Холл 2011 , с. 383.
  48. ^ Холл 2011 , стр. 383–384.
  49. ^ Холл 2011 , с. 384.
  50. ^ Холл 2011 , стр. 384–385.
  51. ^ Холл 2011 , стр. 385–386.
  52. ^ Гордон 2009 , с. 1; Холл 2011 , стр. 379–380; Цена 2019 , с. 282.
  53. ^ Прайс 2019 , стр. 282–283.
  54. ^ Гордон 2009 , с. 1; Прайс 2019 , стр. 283–284.
  55. ^ Прайс 2019 , стр. 283–284.
  56. ^ Цена 2019 , с. 284.
  57. ^ Гордон 2009 , стр. 1–2; Цена 2019 , с. 284.
  58. ^ Холл 2011 , с. 380; Парсон 2018 , с. 221; Прайс 2019 , стр. 284–285; Рэдклифф 2016 , с. 194.
  59. ^ Цена 2019 , с. 285.
  60. ^ Парсон 2018 , с. 221; Цена 2019 , с. 285.
  61. ^ Прайс 2019 , стр. 285–286.
  62. ^ Цена 2019 , с. 286.
  63. ^ Прайс 2019 , стр. 288–289.
  64. ^ Цена 2019 , с. 289.
  65. ^ Jump up to: а б с Маршалл 2008 , с. 689.
  66. ^ Маршалл 2008 , с. 689; Парсон 2018 , с. 221.
  67. ^ Парсон 2018 , с. 223.
  68. ^ Гордон 2009 , с. 1; Парсон 2018 , с. 222.
  69. ^ Гордон 2009 , с. 1; Парсон 2018 , стр. 222–223.
  70. ^ Маршалл 2008 , с. 688; Парсон 2018 , с. 224.
  71. ^ Парсон 2018 , стр. 224–225.
  72. ^ Маршалл 2008 , стр. 688–689.
  73. ^ Jump up to: а б Картер 2002 , с. 14.
  74. ^ Гордон 2009 , с. 1; Маршалл 2008 , с. 689.
  75. ^ Парсон 2018 , с. 222.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 69e00090813dfcf62e47e173a05394c7__1721920980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/69/c7/69e00090813dfcf62e47e173a05394c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Green anarchism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)