Jump to content

Иоганн Георг Хаманн

(Перенаправлено с Дж. Г. Хаманна )
Иоганн Георг Хаманн
Рожденный ( 1730-08-27 ) 27 августа 1730 г.
Умер 21 июня 1788 г. ( 1788-06-21 ) (57 лет)
Альма-матер Кенигсбергский университет
(1746–1751/52; без ученой степени)
Эра Философия XVIII века
Область Западная философия
Школа Посткантианский
Контрпросвещение
буря и стресс
Основные интересы
Известные идеи
«Причина – это язык» [ 1 ]

Иоганн Георг Хаманн ( / ˈ h ɑː m ə n / ; Немецкий: [ˈhaːman] ; 27 августа 1730 — 21 июня 1788) — немецкий лютеранский философ из Кенигсберга, известный как «Волшебник Севера», одна из ведущих фигур посткантианской философии . Его работы были использованы его учеником И. Г. Гердером в качестве основной опоры движения «Штурм и натиск» и связаны с контрпросвещением и романтизмом . [ 5 ] [ 6 ]

Он познакомил Канта , также из Кенигсберга, с произведениями Юма , пробудив его от «догматического сна», и Руссо . Хаманн находился под влиянием Юма, но он использовал свои взгляды, чтобы выступать за, а не против христианства. [ 7 ]

Гете и Кьеркегор были среди тех, кто считал его лучшим умом своего времени. [ 8 ] Он также оказал ключевое влияние на Гегеля и Якоби . [ 9 ] Задолго до лингвистического поворота Хаманн считал, что эпистемологию следует заменить философией языка .

Ранний период жизни

[ редактировать ]
Иоганн Георг Хаманн (рисунок ХХ века)

Гаманн родился 27 августа 1730 года в Кенигсберге (ныне Калининград , Россия). Первоначально он изучал теологию в Кенигсбергском университете . [ 10 ] но стал клерком в торговом доме, а затем занимал множество мелких государственных должностей, посвящая свой досуг чтению философии. [ 11 ] Его первой публикацией было исследование по политической экономии о споре о дворянстве и торговле. [ 12 ] Он писал под псевдонимом «Маг Севера» ( нем . Magus im Norden ). [ 11 ] Хаманн верил в Просвещение до мистического опыта в Лондоне в 1758 году. Там он претерпел глубокое христианское обращение, переориентировав всю свою жизнь и философию вокруг пророческой просветляющей силы Библии. Этот сдвиг повлиял на всю его последующую работу, сформировав его взгляды на природу, разум и человеческую идентичность. [ 13 ]

его перевод Дэвида Юма Большинство ученых считают, что на немецкий язык был тем переводом, который друг Хамана Иммануил Кант, также из Кенигсберга , пробудил его от «догматического сна». Хаманн и Кант питали друг к другу взаимное уважение, хотя однажды Хаманн отклонил приглашение Канта совместно написать учебник физики для детей. [ 14 ] Хаманн также познакомил Канта с творчеством Руссо . [ 15 ]

Хаманн был лютнистом , обучаясь этому инструменту у Тимофея Белоградского (ученика Сильвиуса Леопольда Вайса ), украинского виртуоза, жившего тогда в Кёнигсберге.

Философские взгляды

[ редактировать ]

Его недоверие к автономному, бестелесному разуму и Просвещению («Я смотрю на логические доказательства, как благовоспитанная девушка смотрит на любовное письмо» — было одним из его многочисленных острот) привело его к выводу, что вера в Бога — единственное решение проблемы. волнующие проблемы философии .

Один из биографов Канта сравнил его с Гаманном:

Кант сделал разум правилом своей жизни и источником своей философии; Хаманн нашел источник того и другого в своем сердце. В то время как Кант боялся энтузиазма в религии и подозревал в ней суеверие и фанатизм, Гаман упивался энтузиазмом; и он верил в откровение, чудеса и богослужение, отличаясь также и в этом от философа. В некотором отношении они дополняли друг друга; но отталкивающие элементы были слишком сильны, чтобы вызвать у них полное сочувствие. Однако различие в их точках зрения делает взгляды Хамана на Канта еще более интересными. [ 16 ]

По мнению Хамана, Кант был « платоником » в отношении разума, веря в его бестелесность, а Хаманн был « аристотелевцем », верившим в его воплощение. [ нужна ссылка ] Хаманн находился под сильным влиянием Юма. Это наиболее очевидно в убеждении Хамана в том, что вера и убеждения, а не знания определяют человеческие действия. [ 15 ] Кроме того, Хаманн утверждал, что эффективность концепции зависит от привычек, которые она отражает, а не от каких-либо присущих ей качеств.

Работает

[ редактировать ]

Сочинения Хамана состоят из небольших эссе. Они демонстрируют две поразительные тенденции. Во-первых, это их краткость по сравнению с произведениями современников. [ 7 ] Во-вторых, это широта намеков и восторг от расширенных аналогий. [ 7 ] Его работа также была в значительной степени реактивной; вместо того, чтобы продвигать свою собственную «позицию», его основным способом мышления было реагирование на работу других. [ 7 ] Например, его произведения «Голгофа и Щеблимини»! Книга «Проповедник в пустыне» (1784 г.) была направлена ​​против Иерусалима Моисея Мендельсона или о религиозной мощи и иудаизме (1782 г.). [ 17 ]

Хаманн, как известно, использовал образ Сократа , который часто заявлял, что ничего не знает, в своих «Сократических памятных вещах» , эссе, в котором Хаманн критикует зависимость Просвещения от разума. В «Эстетике in nuce» Хаманн противостоит Просвещению, подчеркивая важность эстетического опыта и роль гения в постижении природы.

Фрагменты его сочинений были опубликованы Крамером под названием Sibylline Blatt des Magus aus Norden (1819), а полное издание Рота (7 томов, 1821–25, с томом дополнений и объяснений Винера, 1843). . Книга Хамана «Маг в жизни и сочинениях Нордена » под редакцией Гильдемейстера была опубликована в 5 томах, 1857–1868 гг., а новое издание его «Сочинений и писем » под редакцией Петри в 4 томах, 1872–74. [ 11 ]

Хаманн утверждал, что communicatio idiomatum , а именно передача божественных посланий через материальные воплощения, применима не только к Христу, но должна быть обобщена и охватывать все человеческие действия: «Это сообщение божественного и человеческого idiomatum является фундаментальным законом и главным законом. ключ ко всем нашим знаниям и ко всей видимой экономике». [ 18 ] Хаманн считал, что все творение — это знаки Бога, которые мы должны интерпретировать. [ 19 ]

Причина – это язык

[ редактировать ]

Его наиболее заметным вкладом в философию были его мысли о языке, которые часто рассматривались как предшественники лингвистического поворота в аналитической философии, такого как поворот Витгенштейна . Он сказал, что «Разум есть язык» («Vernunft ist Sprache»). [ 1 ] Хаманн считал, что мостом между ноуменальной и феноменальной сферами Канта является язык с его ноуменальным значением и феноменальными буквами .

Наследие

[ редактировать ]

Хаманн был одной из движущих сил Контрпросвещения . Более того, он был наставником Гердера и оказал восхищенное влияние на Гете, Якоби , Гегеля , Кьеркегора , Лессинга и Мендельсона . Римско-католический богослов Ганс Урс фон Бальтазар посвятил Хаманну главу в своей книге « Исследования богословских стилей: светские стили» (том III в английском переводе серии «Слава Господня »). Совсем недавно влияние Хамана можно обнаружить в работах теологов Освальда Байера ( лютеранина ), Джона Милбэнка ( англиканина ) и Дэвида Бентли Харта ( православного вероисповедания ). Наконец, в Чарльза Тейлора важной обобщающей работе «Языковое животное: полная форма языковых способностей человека» (Taylor, 2016): [ 20 ] Хаманну приписывают вместе с Вильгельмом фон Гумбольдтом и Гердером вдохновение на подход Тейлора к философии языка «HHH», подчеркивающий творческую силу и культурную специфику языка.

Однако недавние исследования, такие как исследования Байера, противоречат обычной интерпретации таких людей, как историк идей Исайя Берлин , и описывают Хамана как «радикального просветителя», который решительно выступал против догматического рационализма в вопросах философии и веры. [ 21 ] Байер рассматривает его не как проторомантика, которого представлял Гердер, а скорее как премодернистско-постмодернистского мыслителя, который привнес последствия лютеранской теологии в растущее Просвещение и особенно в качестве реакции на Канта . [ 22 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Иоганн Георг Хаманн, письмо Гердеру , т. 8 августа 1784 г., в: Иоганн Георг Хаманн, Переписка , 7 томов, Артур Хенкель (редактор), Висбаден: Insel Verlag, 1955–75, том. 5, с. 177.
  2. ^ О'Флаэрти 1979, с. 19.
  3. ^ Гарретт Грин, Теология, герменевтика и воображение: кризис интерпретации в конце современности , Cambridge University Press, 2000, стр. 53.
  4. ^ «Влияние Хамана на Витгенштейна» . Нордический обзор Витгенштейна. 26 июня 2018 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
  5. ^ Исайя Берлин , Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер , Лондон и Принстон, 2000.
  6. ^ Берлин, Исайя (1993). Маг Севера: Дж. Г. Хаманн и истоки современного иррационализма . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN  978-0-374-19657-8 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Гриффит-Диксон, Гвен (2017), «Иоганн Георг Хаманн» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 1 января 2020 г. 22
  8. ^ Бетц, Джон (январь 2009 г.). «Чтение «Сивиллинных листьев»: Дж. Г. Хаманн в истории идей». Журнал истории идей . 70 (1): 94–95. дои : 10.1353/jhi.0.0025 . JSTOR   40208092 .
  9. ^ «Иоганн Георг Хаманн | Немецкий философ» . Британская энциклопедия . Проверено 22 января 2020 г.
  10. ^ WM Александр, Иоганн Георг Хаманн «Философия и вера» , Springer, 2012: «Хаманн покинул университет в 1751 году или даже в 1752 году, не получив ученой степени».
  11. ^ Jump up to: а б с Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : «Хаманн, Иоганн Георг» . Американская Циклопедия . 1879.
  12. Кристоф Мейнеке: «Преимущества нашего союза»: приложение Хамана «Dangeuil» в свете дебатов о торговом дворянстве. [На немецком языке] В: Битц, Манфред / Рудольф, Андре (Ред.). Иоганн Георг Хаманн: Религия и общество (2012) , стр. 46–64.
  13. ^ См. Джона Р. Бетца, «Лондонские сочинения Хамана: Герменевтика тринитарного снисхождения». Про Экклесия , 14, нет. 2 (2005): 194-195.
  14. ^ См. Джон Р. Бетц, После Просвещения: постсекулярное видение Дж. Г. Хамана (Лондон: Wiley-Blackwell, 2012), 36–37.
  15. ^ Jump up to: а б «Иоганн Георг Хаманн (1730—1788)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 13 июня 2020 г.
  16. ^ Штукенберг, JHW ​​(1882 г.). Жизнь Иммануила Канта . Лондон: Макмиллан. п. 202 .
  17. ^ Брюс Розенсток (2010). Философия и еврейский вопрос . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 29.
  18. ^ Хаманн, Иоганн (2007), Хейнс, Кеннет (редактор), «Сочинения по философии и языку» , Лейден: Издательство Кембриджского университета , стр. 99, ISBN  978-0-511-34139-7 , получено 6 декабря 2012 г.
  19. ^ Бейзер, Фредерик К. (15 октября 1993 г.). Судьба разума: немецкая философия от Канта до Фихте . Издательство Гарвардского университета. п. 20. ISBN  9780674295032 .
  20. ^ Тейлор, Чарльз (2016) Языковое животное: полная форма языковых способностей человека . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  21. ^ Бетц, Джон (2012). После Просвещения: постсекулярное видение Дж. Г. Хамана . Чичестер: Уайли-Блэквелл. п. 2. ISBN  978-0-470-67492-5 .
  22. ^ Байер, Освальд. Современник в инакомыслии: Иоганн Георг Хаманн как радикальный просветитель. Рой А. Харрисвилл и Марк К. Мэттс, пер. Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2010.

Источники

[ редактировать ]
  • Исайя Берлин; Генри Харди (ред.) Волхв Севера: Дж. Г. Хаманн и истоки современного иррационализма , Лондон, Джон Мюррей, 1993, ISBN   0-719-55312-1
  • Исайя Берлин; Генри Харди (ред.) Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер , Лондон и Принстон, 2000 г., ISBN   0-691-05726-5
  • Диксон, Гвен Гриффит, Реляционная метакритика Иоганна Георга Хамана (содержит английские переводы Сократовых памятных вещей , Aesthetica in Nuce , подборку эссе о языке, «Очерк Сивиллы о браке» и «Метакритика пуризма разума» ), Уолтер де Грюйтер , 1995. ISBN   3-11-014437-9
  • Форстер, Майкл Н., После Гердера: философия языка в немецкой традиции , Oxford University Press, 2010, гл. 8–9.
  • Дэвид Бентли Харт , «Смех философов» , «Первое дело ». Январь 2005 года.
  • Кеннет Хейнс (редактор), Хаманн: Сочинения по философии и языку (Кембриджские тексты по истории философии), Cambridge University Press, 2007, ISBN   978-0-521-81741-7
  • Джеймс К. О'Флаэрти, Единство и язык: исследование философии Хамана , Университет Северной Каролины, 1952;
  • Джеймс К. О'Флаэрти, Сократовские памятные вещи Хамана: перевод и комментарий , Johns Hopkins Press, 1967; Карточка каталога Библиотеки Конгресса № 67-12424;
  • Джеймс К. О'Флаэрти, Иоганн Георг Хаманн , Twayne Publishers, 1979, ISBN   0-8057-6371-6 ;
  • Джеймс К. О'Флаэрти, Ссора разума с самим собой: очерки о Хаманне, Михаэлисе, Лессинге, Ницше , Камден Хаус, 1988, ISBN   0-938100-56-4

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Алкире, Брайан (2021). Последняя маска: Театр гротеска Хамана . Цюрих: Диафан, 2021 г. ISBN   978-3-0358-0370-9
  • Андерсон, Лиза Мари (ред.). Хаманн и традиция . Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 2012 г. ISBN   978-0810127982
  • Александр, WM (1966). Иоганн Георг Хаманн: Философия и вера . Гаага: Мартинус Нийхофф.
  • Байер, Освальд. (2012). Современник в инакомыслии: Иоганн Георг Хаман как радикальный просветитель . Перевод Роя А. Харрисвилля и Марка К. Мэттса. Гранд-Рапидс: Эрдманс. ISBN   978-0802866707
  • Бейзер, Фредерик (1987). Судьба разума: немецкая философия от Канта до Фихте . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ISBN   0-674-29502-1
  • Бетц, Джон (2009). После Просвещения: постсекулярное видение Дж. Г. Хамана . Оксфорд: Уайли Блэквелл ISBN   978-1-4051-6246-3
  • Каттарини, LS (2018) Beyond Sartre and Sterility , содержит вступительную статью о Хаманне (Маге Севера). ISBN   978-0-9739986-1-0
  • Милбанк, Джон. (1999) «Богословская критика философии у Хамана и Якоби». В радикальном православии . Под редакцией Джона Милбанка, Кэтрин Пиксток и Грэма Уорда. Лондон: Рутледж. 21–37.
  • О'Флаэрти, Джеймс К. (1979) Иоганн Георг Хаманн . Бостон: Туэйн. ISBN   978-0805763713
  • Смит, Рональд Грегор (1960). Дж. Г. Хаманн 1730–1788: Исследование христианского существования . Нью-Йорк: Харпер и братья.
  • Спарлинг, Роберт Алан (2011). Иоганн Георг Хаманн и проект Просвещения . Торонто: Университет Торонто Press ISBN   978-1-4426-4215-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a846e4602bc3903ef371da4486d88e91__1716658980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/91/a846e4602bc3903ef371da4486d88e91.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johann Georg Hamann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)