Иоганн Георг Хаманн
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Ноябрь 2013 г. ) |
Иоганн Георг Хаманн | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 21 июня 1788 г. | (57 лет)
Альма-матер | Кенигсбергский университет (1746–1751/52; без ученой степени) |
Эра | Философия XVIII века |
Область | Западная философия |
Школа | Посткантианский Контрпросвещение буря и стресс |
Основные интересы | |
Известные идеи | «Причина – это язык» [ 1 ] |
Иоганн Георг Хаманн ( / ˈ h ɑː m ə n / ; Немецкий: [ˈhaːman] ; 27 августа 1730 — 21 июня 1788) — немецкий лютеранский философ из Кенигсберга, известный как «Волшебник Севера», одна из ведущих фигур посткантианской философии . Его работы были использованы его учеником И. Г. Гердером в качестве основной опоры движения «Штурм и натиск» и связаны с контрпросвещением и романтизмом . [ 5 ] [ 6 ]
Он познакомил Канта , также из Кенигсберга, с произведениями Юма , пробудив его от «догматического сна», и Руссо . Хаманн находился под влиянием Юма, но он использовал свои взгляды, чтобы выступать за, а не против христианства. [ 7 ]
Гете и Кьеркегор были среди тех, кто считал его лучшим умом своего времени. [ 8 ] Он также оказал ключевое влияние на Гегеля и Якоби . [ 9 ] Задолго до лингвистического поворота Хаманн считал, что эпистемологию следует заменить философией языка .
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Гаманн родился 27 августа 1730 года в Кенигсберге (ныне Калининград , Россия). Первоначально он изучал теологию в Кенигсбергском университете . [ 10 ] но стал клерком в торговом доме, а затем занимал множество мелких государственных должностей, посвящая свой досуг чтению философии. [ 11 ] Его первой публикацией было исследование по политической экономии о споре о дворянстве и торговле. [ 12 ] Он писал под псевдонимом «Маг Севера» ( нем . Magus im Norden ). [ 11 ] Хаманн верил в Просвещение до мистического опыта в Лондоне в 1758 году. Там он претерпел глубокое христианское обращение, переориентировав всю свою жизнь и философию вокруг пророческой просветляющей силы Библии. Этот сдвиг повлиял на всю его последующую работу, сформировав его взгляды на природу, разум и человеческую идентичность. [ 13 ]
его перевод Дэвида Юма Большинство ученых считают, что на немецкий язык был тем переводом, который друг Хамана Иммануил Кант, также из Кенигсберга , пробудил его от «догматического сна». Хаманн и Кант питали друг к другу взаимное уважение, хотя однажды Хаманн отклонил приглашение Канта совместно написать учебник физики для детей. [ 14 ] Хаманн также познакомил Канта с творчеством Руссо . [ 15 ]
Музыка
[ редактировать ]Хаманн был лютнистом , обучаясь этому инструменту у Тимофея Белоградского (ученика Сильвиуса Леопольда Вайса ), украинского виртуоза, жившего тогда в Кёнигсберге.
Философские взгляды
[ редактировать ]Его недоверие к автономному, бестелесному разуму и Просвещению («Я смотрю на логические доказательства, как благовоспитанная девушка смотрит на любовное письмо» — было одним из его многочисленных острот) привело его к выводу, что вера в Бога — единственное решение проблемы. волнующие проблемы философии .
Один из биографов Канта сравнил его с Гаманном:
Кант сделал разум правилом своей жизни и источником своей философии; Хаманн нашел источник того и другого в своем сердце. В то время как Кант боялся энтузиазма в религии и подозревал в ней суеверие и фанатизм, Гаман упивался энтузиазмом; и он верил в откровение, чудеса и богослужение, отличаясь также и в этом от философа. В некотором отношении они дополняли друг друга; но отталкивающие элементы были слишком сильны, чтобы вызвать у них полное сочувствие. Однако различие в их точках зрения делает взгляды Хамана на Канта еще более интересными. [ 16 ]
По мнению Хамана, Кант был « платоником » в отношении разума, веря в его бестелесность, а Хаманн был « аристотелевцем », верившим в его воплощение. [ нужна ссылка ] Хаманн находился под сильным влиянием Юма. Это наиболее очевидно в убеждении Хамана в том, что вера и убеждения, а не знания определяют человеческие действия. [ 15 ] Кроме того, Хаманн утверждал, что эффективность концепции зависит от привычек, которые она отражает, а не от каких-либо присущих ей качеств.
Работает
[ редактировать ]Сочинения Хамана состоят из небольших эссе. Они демонстрируют две поразительные тенденции. Во-первых, это их краткость по сравнению с произведениями современников. [ 7 ] Во-вторых, это широта намеков и восторг от расширенных аналогий. [ 7 ] Его работа также была в значительной степени реактивной; вместо того, чтобы продвигать свою собственную «позицию», его основным способом мышления было реагирование на работу других. [ 7 ] Например, его произведения «Голгофа и Щеблимини»! Книга «Проповедник в пустыне» (1784 г.) была направлена против Иерусалима Моисея Мендельсона или о религиозной мощи и иудаизме (1782 г.). [ 17 ]
Хаманн, как известно, использовал образ Сократа , который часто заявлял, что ничего не знает, в своих «Сократических памятных вещах» , эссе, в котором Хаманн критикует зависимость Просвещения от разума. В «Эстетике in nuce» Хаманн противостоит Просвещению, подчеркивая важность эстетического опыта и роль гения в постижении природы.
Издания
[ редактировать ]Фрагменты его сочинений были опубликованы Крамером под названием Sibylline Blatt des Magus aus Norden (1819), а полное издание Рота (7 томов, 1821–25, с томом дополнений и объяснений Винера, 1843). . Книга Хамана «Маг в жизни и сочинениях Нордена » под редакцией Гильдемейстера была опубликована в 5 томах, 1857–1868 гг., а новое издание его «Сочинений и писем » под редакцией Петри в 4 томах, 1872–74. [ 11 ]
Бог
[ редактировать ]Хаманн утверждал, что communicatio idiomatum , а именно передача божественных посланий через материальные воплощения, применима не только к Христу, но должна быть обобщена и охватывать все человеческие действия: «Это сообщение божественного и человеческого idiomatum является фундаментальным законом и главным законом. ключ ко всем нашим знаниям и ко всей видимой экономике». [ 18 ] Хаманн считал, что все творение — это знаки Бога, которые мы должны интерпретировать. [ 19 ]
Причина – это язык
[ редактировать ]Его наиболее заметным вкладом в философию были его мысли о языке, которые часто рассматривались как предшественники лингвистического поворота в аналитической философии, такого как поворот Витгенштейна . Он сказал, что «Разум есть язык» («Vernunft ist Sprache»). [ 1 ] Хаманн считал, что мостом между ноуменальной и феноменальной сферами Канта является язык с его ноуменальным значением и феноменальными буквами .
Наследие
[ редактировать ]Хаманн был одной из движущих сил Контрпросвещения . Более того, он был наставником Гердера и оказал восхищенное влияние на Гете, Якоби , Гегеля , Кьеркегора , Лессинга и Мендельсона . Римско-католический богослов Ганс Урс фон Бальтазар посвятил Хаманну главу в своей книге « Исследования богословских стилей: светские стили» (том III в английском переводе серии «Слава Господня »). Совсем недавно влияние Хамана можно обнаружить в работах теологов Освальда Байера ( лютеранина ), Джона Милбэнка ( англиканина ) и Дэвида Бентли Харта ( православного вероисповедания ). Наконец, в Чарльза Тейлора важной обобщающей работе «Языковое животное: полная форма языковых способностей человека» (Taylor, 2016): [ 20 ] Хаманну приписывают вместе с Вильгельмом фон Гумбольдтом и Гердером вдохновение на подход Тейлора к философии языка «HHH», подчеркивающий творческую силу и культурную специфику языка.
Однако недавние исследования, такие как исследования Байера, противоречат обычной интерпретации таких людей, как историк идей Исайя Берлин , и описывают Хамана как «радикального просветителя», который решительно выступал против догматического рационализма в вопросах философии и веры. [ 21 ] Байер рассматривает его не как проторомантика, которого представлял Гердер, а скорее как премодернистско-постмодернистского мыслителя, который привнес последствия лютеранской теологии в растущее Просвещение и особенно в качестве реакции на Канта . [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Архе-письмо - Понятие в философии языка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Иоганн Георг Хаманн, письмо Гердеру , т. 8 августа 1784 г., в: Иоганн Георг Хаманн, Переписка , 7 томов, Артур Хенкель (редактор), Висбаден: Insel Verlag, 1955–75, том. 5, с. 177.
- ^ О'Флаэрти 1979, с. 19.
- ^ Гарретт Грин, Теология, герменевтика и воображение: кризис интерпретации в конце современности , Cambridge University Press, 2000, стр. 53.
- ^ «Влияние Хамана на Витгенштейна» . Нордический обзор Витгенштейна. 26 июня 2018 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Исайя Берлин , Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер , Лондон и Принстон, 2000.
- ^ Берлин, Исайя (1993). Маг Севера: Дж. Г. Хаманн и истоки современного иррационализма . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-19657-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Гриффит-Диксон, Гвен (2017), «Иоганн Георг Хаманн» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 1 января 2020 г. 22
- ^ Бетц, Джон (январь 2009 г.). «Чтение «Сивиллинных листьев»: Дж. Г. Хаманн в истории идей». Журнал истории идей . 70 (1): 94–95. дои : 10.1353/jhi.0.0025 . JSTOR 40208092 .
- ^ «Иоганн Георг Хаманн | Немецкий философ» . Британская энциклопедия . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ WM Александр, Иоганн Георг Хаманн «Философия и вера» , Springer, 2012: «Хаманн покинул университет в 1751 году или даже в 1752 году, не получив ученой степени».
- ^ Jump up to: а б с Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : . Американская Циклопедия . 1879.
- ↑ Кристоф Мейнеке: «Преимущества нашего союза»: приложение Хамана «Dangeuil» в свете дебатов о торговом дворянстве. [На немецком языке] В: Битц, Манфред / Рудольф, Андре (Ред.). Иоганн Георг Хаманн: Религия и общество (2012) , стр. 46–64.
- ^ См. Джона Р. Бетца, «Лондонские сочинения Хамана: Герменевтика тринитарного снисхождения». Про Экклесия , 14, нет. 2 (2005): 194-195.
- ^ См. Джон Р. Бетц, После Просвещения: постсекулярное видение Дж. Г. Хамана (Лондон: Wiley-Blackwell, 2012), 36–37.
- ^ Jump up to: а б «Иоганн Георг Хаманн (1730—1788)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 13 июня 2020 г.
- ^ Штукенберг, JHW (1882 г.). Жизнь Иммануила Канта . Лондон: Макмиллан. п. 202 .
- ^ Брюс Розенсток (2010). Философия и еврейский вопрос . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета. п. 29.
- ^ Хаманн, Иоганн (2007), Хейнс, Кеннет (редактор), «Сочинения по философии и языку» , Лейден: Издательство Кембриджского университета , стр. 99, ISBN 978-0-511-34139-7 , получено 6 декабря 2012 г.
- ^ Бейзер, Фредерик К. (15 октября 1993 г.). Судьба разума: немецкая философия от Канта до Фихте . Издательство Гарвардского университета. п. 20. ISBN 9780674295032 .
- ^ Тейлор, Чарльз (2016) Языковое животное: полная форма языковых способностей человека . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
- ^ Бетц, Джон (2012). После Просвещения: постсекулярное видение Дж. Г. Хамана . Чичестер: Уайли-Блэквелл. п. 2. ISBN 978-0-470-67492-5 .
- ^ Байер, Освальд. Современник в инакомыслии: Иоганн Георг Хаманн как радикальный просветитель. Рой А. Харрисвилл и Марк К. Мэттс, пер. Гранд-Рапидс: Эрдманс, 2010.
Источники
[ редактировать ]- Исайя Берлин; Генри Харди (ред.) Волхв Севера: Дж. Г. Хаманн и истоки современного иррационализма , Лондон, Джон Мюррей, 1993, ISBN 0-719-55312-1
- Исайя Берлин; Генри Харди (ред.) Три критика Просвещения: Вико, Хаманн, Гердер , Лондон и Принстон, 2000 г., ISBN 0-691-05726-5
- Диксон, Гвен Гриффит, Реляционная метакритика Иоганна Георга Хамана (содержит английские переводы Сократовых памятных вещей , Aesthetica in Nuce , подборку эссе о языке, «Очерк Сивиллы о браке» и «Метакритика пуризма разума» ), Уолтер де Грюйтер , 1995. ISBN 3-11-014437-9
- Форстер, Майкл Н., После Гердера: философия языка в немецкой традиции , Oxford University Press, 2010, гл. 8–9.
- Дэвид Бентли Харт , «Смех философов» , «Первое дело ». Январь 2005 года.
- Кеннет Хейнс (редактор), Хаманн: Сочинения по философии и языку (Кембриджские тексты по истории философии), Cambridge University Press, 2007, ISBN 978-0-521-81741-7
- Джеймс К. О'Флаэрти, Единство и язык: исследование философии Хамана , Университет Северной Каролины, 1952;
- Джеймс К. О'Флаэрти, Сократовские памятные вещи Хамана: перевод и комментарий , Johns Hopkins Press, 1967; Карточка каталога Библиотеки Конгресса № 67-12424;
- Джеймс К. О'Флаэрти, Иоганн Георг Хаманн , Twayne Publishers, 1979, ISBN 0-8057-6371-6 ;
- Джеймс К. О'Флаэрти, Ссора разума с самим собой: очерки о Хаманне, Михаэлисе, Лессинге, Ницше , Камден Хаус, 1988, ISBN 0-938100-56-4
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алкире, Брайан (2021). Последняя маска: Театр гротеска Хамана . Цюрих: Диафан, 2021 г. ISBN 978-3-0358-0370-9
- Андерсон, Лиза Мари (ред.). Хаманн и традиция . Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета, 2012 г. ISBN 978-0810127982
- Александр, WM (1966). Иоганн Георг Хаманн: Философия и вера . Гаага: Мартинус Нийхофф.
- Байер, Освальд. (2012). Современник в инакомыслии: Иоганн Георг Хаман как радикальный просветитель . Перевод Роя А. Харрисвилля и Марка К. Мэттса. Гранд-Рапидс: Эрдманс. ISBN 978-0802866707
- Бейзер, Фредерик (1987). Судьба разума: немецкая философия от Канта до Фихте . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета ISBN 0-674-29502-1
- Бетц, Джон (2009). После Просвещения: постсекулярное видение Дж. Г. Хамана . Оксфорд: Уайли Блэквелл ISBN 978-1-4051-6246-3
- Каттарини, LS (2018) Beyond Sartre and Sterility , содержит вступительную статью о Хаманне (Маге Севера). ISBN 978-0-9739986-1-0
- Милбанк, Джон. (1999) «Богословская критика философии у Хамана и Якоби». В радикальном православии . Под редакцией Джона Милбанка, Кэтрин Пиксток и Грэма Уорда. Лондон: Рутледж. 21–37.
- О'Флаэрти, Джеймс К. (1979) Иоганн Георг Хаманн . Бостон: Туэйн. ISBN 978-0805763713
- Смит, Рональд Грегор (1960). Дж. Г. Хаманн 1730–1788: Исследование христианского существования . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- Спарлинг, Роберт Алан (2011). Иоганн Георг Хаманн и проект Просвещения . Торонто: Университет Торонто Press ISBN 978-1-4426-4215-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Цитаты, связанные с Иоганном Георгом Хаманном, в Wikiquote
- Работы Иоганна Георга Хаманна или о нем в Интернет-архиве
- Работы Иоганна Георга Хаманна в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Залта, Эдвард Н. (ред.). «Иоганн Георг Хаманн» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- Мемуары выдающихся учителей и педагогов: вклад в историю образования в Германии (1878 г.) Браун и Госс, с. 533ff Проверено 23 мая 2012 г.
- Заметки о международной конференции по Хаманну в марте 2009 г. Проверено 18 мая 2012 г.
- Хаманна Письма
- Хаманн, Ницше и Витгенштейн о языке философов - постпечатная версия главы из книги «Хаманн и традиция» в открытом доступе (Иллинойс: Northwestern University Press, 2012), стр. 104-121.
- Читайте онлайн, французский перевод Генри Корбина (1939) книги Aesthetica In Nuce.
- Международная библиография работ Хамана и о нем на веб-сайте Éditions Ionas.
- Хаманн, Иоганн Георг (1905). Сивиллины Листья Волхва . Йена и Лейпциг: Издано Ойгеном Дидерихсом.