Марксистская литературная критика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |

Часть серии о |
марксизм |
---|
Марксистская литературная критика — теория литературной критики, основанная на историческом материализме, разработанная философом и экономистом Карлом Марксом . Марксистские критики утверждают, что даже искусство и литература сами по себе образуют социальные институты и имеют особые идеологические функции, основанные на биографии и идеологии их авторов. Английский литературный критик и теоретик культуры Терри Иглтон определяет марксистскую критику следующим образом: «Марксистская критика — это не просто «социология литературы», занимающаяся тем, как публикуются романы и упоминается ли в них рабочий класс. Ее цель — более подробно объяснить литературное творчество. в полной мере; и это означает чуткое внимание к его формам, стилям и значениям, но это также означает понимание этих форм, стилей и значений как продукта конкретной истории». [ 1 ] В марксистской критике классовая борьба и производственные отношения являются центральными инструментами анализа.
Большинство критиков-марксистов, писавших в период, который хронологически можно назвать ранним периодом марксистской литературной критики, придерживались того, что стало называться « вульгарным марксизмом ». При таком взгляде на структуру обществ литературные тексты являются одним из регистров надстройки , которая определяется экономической базой любого данного общества. Поэтому литературные тексты отражают экономическую базу, а не «социальные институты, из которых они происходят», ибо все социальные институты, или, точнее, человеческо-социальные отношения, в конечном счете определяются экономической базой.
История
[ редактировать ]Исследования Карла Маркса заложили основу для многих социалистических теорий и исследований. Марксизм стремится революционизировать концепцию труда путем создания бесклассового общества, построенного на контроле и собственности на средства производства . В таком обществе средства производства (основа архитектурной метафоры, которую Маркс использует для анализа и описания структуры любого общества в письменной истории человечества) принадлежат всем людям, а не элитному правящему классу. Маркс считал, что экономический детерминизм , диалектический материализм и классовая борьба были тремя принципами, объясняющими его теории. (Хотя Маркс действительно приписывает экономике телеологическую функцию, он не является детерминистом. Как он и Фридрих Энгельс пишут в «Манифесте Коммунистической партии» , классовая борьба в ее капиталистической фазе вполне может закончиться «общей гибелью борющихся классов». [ 2 ] и как утверждает Терри Иглтон в книге « Почему Маркс был прав» : «Капитализм можно использовать для построения социализма, но нет никакого смысла в том, чтобы весь исторический процесс тайно стремился к этой цели».) [ 3 ] Буржуазия (господствующий класс , который контролирует и владеет средствами производства) и пролетариат (подчиненный класс: те, кто не владеет и не контролирует средства производства) были единственными двумя классами, которые участвовали во враждебном взаимодействии для достижения классового сознания . (По мнению Маркса, только пролетариат, рабочий класс, должен достичь классового сознания. Буржуазия уже достаточно хорошо осознает свое положение и власть в капиталистической парадигме. Как личности, рабочие знают, что их эксплуатируют с целью чтобы производить прибавочную стоимость , стоимость, производимую рабочими, которую присваивают капиталисты; однако рабочий класс должен осознать, что они эксплуатируются не только как личности, но и как класс. Именно после этого осознания рабочий класс достигает классового сознания. . Маркс считал, что вся история — это борьба между враждебными и конкурирующими экономическими классами, находящимися в состоянии перемен. Маркс и Энгельс совместно выпустили ряд публикаций, посвященных капитализму, классовой борьбе и социалистическим движениям.
Эти теории и идеологии можно найти в трех опубликованных работах:
- Коммунистический манифест (1848 г.)
- Предисловие к «Вкладу в критику политической экономии» (1859 г.)
- Das Kapital или Капитал (1867)
Основная публикация движения, « Манифест Коммунистической партии» (1848 г.), утверждает, что «история всех до сих пор существовавших обществ является историей классовой борьбы». [ 4 ] Поскольку классовая борьба является двигателем истории, для понимания хода истории необходимо проанализировать классовые отношения, характерные для различных исторических эпох, антагонизмы и формы классовой борьбы, воплощенные в таких классовых отношениях. Это предполагает развитие классового сознания и следует за революционными движениями, бросающими вызов господствующим классам. Оно распространяется на оценку успеха этих революций в развитии новых способов производства и форм социальной организации. [ 5 ]
В отличие от « Манифеста» , «Предисловие к «Критике политической экономии»» (1859 г.) и «Капитал» (1867 г.) сосредоточено на развертывающейся логике системы, а не на классовой борьбе. Они предлагают альтернативную версию исторического развития и подчеркивают саморазрушительные противоречия и законы движения конкретных способов производства. [ 6 ] В предисловии утверждается, что экономическая организация общества состоит из особой модели сил и производственных отношений. На этом фундаменте возникает сложная политическая и идеологическая надстройка, [ 7 ] где экономическое развитие влияет на социальный прогресс.
Капитал больше интересовался происхождением и динамикой капитализма. Как утверждает Маклеллан (1971), «это относится к классовой борьбе главным образом в контексте борьбы между капиталом и трудом внутри капитализма, а не в контексте его подавления». [ 8 ] Капитал был меньше озабочен прогнозированием того, как капитализм будет свергнут, чем размышлениями о том, как он развивался и как функционировал. [ 9 ] Ключом к пониманию этой логики была «товарная форма общественных отношений» — форма, наиболее полно развитая только при капитализме.
Идеологии
[ редактировать ]Именно через теории классовой борьбы, политики и экономики возникла марксистская литературная критика. Идея, лежащая в основе марксистской критики, заключается в том, что литературные произведения — это просто продукты истории, которые можно проанализировать, взглянув на социальные и материальные условия, в которых они были созданы. [ 10 ] Маркса В «Капитале» говорится, что «способ производства материальной жизни целиком определяет общественный, политический и духовный жизненный процесс. Не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Проще говоря, социальное положение автора определяет типы персонажей, которые будут развиваться, отображаемые политические идеи и экономические утверждения, развиваемые в тексте.
Развитие марксистской критики
[ редактировать ]Хотя Маркс и Энгельс подробно описали теории социализма в середине девятнадцатого века, марксистская литературная теория была систематизирована только в 1920-х годах. Наибольший толчок к этой стандартизации пришел после Октябрьской революции 1917 года в России. Это событие спровоцировало изменение взглядов на социалистические идеалы в правительстве и обществе. [ 11 ] В то время как эти идеалы развивались, социалистический реализм был принят как высшая форма литературы – теория, основанная на художественном движении, которое изображало и прославляло борьбу пролетариата за общественный прогресс. Эти идеи направляли как литературное творчество, так и официальную литературную критику в Советском Союзе . [ 12 ] где работы посвящены жизни разных классов. За прошедшие с тех пор годы взгляды некоторых марксистских школ на теорию литературы были изменены, чтобы признать, что литературное творчество является результатом как субъективного вдохновения, так и объективного влияния окружения писателя. [ 13 ] Эта система убеждений опирается на социальные классы, а также на экономическое и политическое развитие общества. Таким образом, теории Маркса переплелись с зарождавшимися идеологиями нового русского движения и распространились по всему миру.
Критика литературных произведений через призму марксизма
[ редактировать ]
Критерии
[ редактировать ]Точка зрения марксистов на литературные произведения состоит в том, что они не являются «произведениями, созданными в соответствии с вечным художественным стандартом, а являются «следствием» экономических и идеологических факторов, характерных для этого периода времени». [ 14 ] Критика литературного произведения с точки зрения марксиста предполагает задание следующих вопросов:
- Какова роль класса в указанном литературном произведении?
- Как главные герои/персонажи борются с угнетением?
- Пропагандирует ли произведение марксистские ценности (явно или неявно) или же оно им противостоит?
- Как в произведении обсуждается угнетение; отмахиваются ли мешающие проблемы в обществе или они осуждаются где-то еще?
- Предлагаются ли идеалистические ответы на вопросы, стоящие в литературном произведении?
В конечном счете, на этих вопросах закладывается основная основа марксистской критики, поскольку Маркс однажды сказал, что «писатель вполне может служить рупором исторического движения, но он, конечно, не может его создать». [ 15 ]
Применение критериев
[ редактировать ]«Социологическое объяснение социального конфликта, данное Карлом Марксом, является одним из самых сильных объяснений. Он выдвинул идею классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией, которая неизбежна в капиталистической системе. [ 16 ] Назревающий социальный конфликт между классами хорошо представлен в книге Лу Синя «Инцидент» , где Сюнь описывает свой «раздраженный» опыт в столице Пекине (пиньинь Пекин) зимой 1917 года; он начинает с рассказа о том, как старуха, одетая в «рваную одежду», попала в шахту из-за того, что сильный ветер «размахнул» ее «расстегнутой и изорванной курткой». Сюнь описывает, как он чувствовал «отвращение» и не верил, что старухе, лежавшей на земле, помог рикша; он полагал, что старуха «притворялась обиженной», чтобы заслужить сочувствие и помощь со стороны рикши. Ближе к концу инцидента, пытаясь подавить чувство стыда и вины, он дает полицейскому «пригоршню медяков», чтобы тот отдал его рикше в качестве «награды» за своего самаритянина. поведение. [ 17 ] Отношение Сюня к старухе и рикше отражает классистский буржуазный взгляд на пролетариат, которым в данном случае являются «старуха и рикша»; апатичное и эгоистичное отношение к людям, попавшим в беду.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Т. Иглтон, Марксизм и литературная критика, Беркли, Калифорнийский университет, 1976 г.
- ^ Маркс, Карл и Фридрих Энгельс (2013). Коммунистический манифест . Нью-Йорк: Нортон. п. 61.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Иглтон, Терри (2011). Почему Маркс был прав . Нью-Хейвен: Йельский университет. п. 60.
- ^ Цитируется Маркс - В. Дуикер и Дж. Шпильвогель, The Essential World History, том II: с 1500 года, 3-е изд., Thomson Higher Education, Belmont, 2008, стр. 428
- ^ Д. Маклеллан, Мысль о Карле Марксе, Macmillan Press, Лондон, 1971, стр. 42
- ^ Р. Стоунз, Ключевые социологические мыслители, Macmillan Press, Лондон, 1998, с. 24
- ^ Д. Маклеллан, с. 124
- ^ Цитируется в Д. Маклеллане, стр. 67
- ^ И. Макинтош, Классическая социологическая теория: читатель, издательство Эдинбургского университета, Великобритания, 1997, с. 73
- ^ К. Сигел, «Введение в современную теорию литературы», просмотрено 15 марта 2011 г., http://www.kristisiegel.com/theory.htm
- ^ К Печать
- ^ К Печать
- ^ К Печать
- ^ Абрамс, Миннесота (1998). Словарь литературных терминов (7-е изд.). Cengage Обучение. п. 149. ИСБН 978-0155054523 .
- ^ Маркс, Энгельс, Карл, Фридрих (1976). Собрание сочинений Карла Маркса и Фридриха Энгельса . Издательство «Прогресс». ISBN 978-0717805068 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Руммель, Рудольф Джозеф (1975–1981). Понимание конфликта и войны . Мудрец. ISBN 0-470-15123-4 . OCLC 781219038 .
- ^ «Инцидент» . www.marxists.org . Проверено 25 апреля 2022 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Остин, Джейн. Гордость и предубеждение. Оксфордский университет, 1990.
- Дуикер В. и Шпильвогель Дж. «Основная всемирная история», том II: с 1500 г., 3-е изд., Высшее образование Томсона, Бельмонт, 2008 г.
- Иглтон, Терри. Марксизм и литературная критика , Беркли, Калифорнийский университет, 1976.
- ---. Почему Маркс был прав . Йельский университет, 2011 г.
- Хобсбаум, Э.Дж. , Эпоха капитала , Сыновья Чарльза Скрибнера, Нью-Йорк, 1975.
- Маркс, Карл и Фридрих Энгельс. Коммунистический манифест. Нортон, 2013.
- Макинтош, И., Классическая социологическая теория: читатель , издательство Эдинбургского университета, Великобритания, 1997.
- Маклеллан, Д., Мысль о Карле Марксе , Macmillan Press, Лондон, 1971.
- Сигал, К., « Введение в современную теорию литературы », просмотрено 15 марта 2011 г.,
- Стоунз Р., Ключевые социологические мыслители , Macmillan Press, Лондон, 1998.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Карл Маркс, Фридрих Энгельс (2004) [1848]. Манифест Коммунистической партии . Интернет-архив марксистов . Проверено 14 марта 2015 г.
- «Капитал» (тома I–III) (Маркс, Энгельс).
- Немецкая идеология (Маркс).
- Тезисы о Фейербахе (Марксе).
- Алекс Каллиникос (2012). Революционные идеи Карла Маркса . Книги Хеймаркет. ISBN 978-1608461387 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Маркс и Энгельс о литературе и искусстве marxists.org
- Интернет-архив Георга Лукача marxists.org
- Марксистский подход к литературе: вводный журнал преподавания и исследований английской литературы