Научно-фантастический вестерн
Часть серии о |
вестерны |
---|
Научно -фантастический вестерн — это поджанр или кросс-жанр , в котором используются традиционные западные сюжеты и обстановка, но при этом включаются элементы научной фантастики , такие как футуристические технологии или инопланетяне. [ 1 ] [ 2 ] : 29 Постапокалиптический вестерн и стимпанк-вестерн попадают в этот поджанр. [ 1 ] : 2 [ 3 ]
Поскольку характерные элементы научной фантастики могут встречаться в любой обстановке, научная фантастика легко сочетается с другими жанрами. [ 4 ] В 1953 году Дж. Б. Пристли описал «вестерн» как один из трёх видов научной фантастики. [ 5 ]
Предшественники научно-фантастического вестерна можно увидеть в произведениях изобретателей XIX века, таких как «Паровой человек из прерий» (1868).
Сериал «Призрачная империя» был назван, возможно, самым ранним научно-фантастическим вестерном. Расположенный на ранчо для чуваков и с использованием реквизита, характерного для традиционных вестернов, он продемонстрировал футуристические технологии, не существовавшие в тот период. [ 6 ] С тех пор научно-фантастические вестерны появлялись в кино, на телевидении, в романах, комиксах и других средствах массовой информации. [ 6 ]
Настройка и темы
[ редактировать ]В 1953 году Дж. Б. Пристли описал «вестерн» как один из трёх видов научной фантастики . [ 5 ] Отдельные жанры научной фантастики и вестернов используют схожие сюжетные приемы и типы персонажей, а также общие пограничные сеттинги и темы выживания, что делает эти два жанра хорошо подходящими для создания смешанного поджанра. Общая установка границы контрастирует с типичным вестерном, показывающим границу как нечто, что можно приручить, но что никогда нельзя полностью пересечь в научной фантастике. Другая общая тема заключается в том, что сила часто применяется как средство выживания, что приводит к появлению типа героя, который часто бывает одновременно диким и цивилизованным. Также типичной для обоих жанров является тема экономического мотива исследования или экспансии. [ 7 ]
В совокупности научно-фантастический вестерн фокусируется на традиционных западных сюжетах и пограничных условиях в сочетании с элементами научной фантастики, такими как футуристические технологии или инопланетяне. [ 2 ] : 29 [ 8 ] : 1 Это определение можно противопоставить космическому вестерну , который, уходящий своими корнями в научную фантастику, содержит элементы жанра вестерн, но, как правило, находится в космическом пространстве. [ 8 ] : 1 [ 9 ]
Родственные кроссоверные жанры включают западный стимпанк , который обычно включает в себя западный сеттинг и футуристические элементы научной фантастики в сочетании с эстетикой стимпанка . [ 3 ] Это может включать кроссовер с жанром Weird West . [ 1 ] Постапокалиптический вестерн попадает в этот поджанр и обычно включает в себя беззаконие на границе, банды преступников и выживание отчужденного героя. [ 1 ] : 2
История
[ редактировать ]Предшественники научно-фантастического вестерна начались еще в конце 1800-х годов с того, что стало известно как художественная литература изобретателя, с такими примерами, как «Паровой человек из прерий» (1868). [ 8 ] : 6
Ранние сериальные фильмы, такие как «Призрачная империя» (1935) и «Призрачный патруль» (1936), включали сверхъестественных персонажей из научно-фантастического фэнтези в западный сеттинг. [ 2 ] : 29 К началу периода после Второй мировой войны вестерны начали терять популярность на молодежном рынке, поскольку начала распространяться космическая лихорадка. [ 10 ] Подход классического вестерна к полу, расе, сексуальности и коренным народам способствовал его упадку, пока гибридный вестерн не возродил его. [ 2 ] : 28
В 1960-е годы получили распространение такие фильмы, как «Долина Гванги» (1969), в которых ковбои сражаются с динозаврами. К 1990-м годам вышли «Приключения округа Бриско-младший» . вывел научно-фантастический вестерн в мейнстрим телевидения. [ 2 ] : 28
телесериал 2002 года «Светлячок» Отличительным считается . В каком-то смысле его считают космическим вестерном с его космической обстановкой. Тем не менее, его пограничный реализм квалифицирует его как научно-фантастический вестерн другими, в том числе создателем Джоссом Уидоном , поскольку он сочетает в себе визуальные элементы, связанные с вестернами. В любом случае это в конечном итоге раздвинуло границы жанров. [ 11 ] Уидон отметил, что этот термин заставляет людей «съёживаться». [ 12 ] [ 13 ]
Несмотря на провал в прокате, фильм «Ковбои и пришельцы» 2011 года отдал дань уважения этому жанру благодаря успешной интеграции западных и научно-фантастических тем. [ 2 ] : 31
Примеры
[ редактировать ]Романы и рассказы
[ редактировать ]«Планета одинокой звезды» Джона Дж. Макгуайра (1958) и «Планета шести орудий» Джона Джейкса (1970) являются примерами научной фантастики, в которой особое внимание уделяется западным темам и написаны писателями, обычно не связанными с западным жанром. Каждый из них представляет собой пример, определяющий контраст между научной фантастикой и западными жанрами. Граница научной фантастики постоянно расширяется, в то время как западная граница ограничена и может быть (или уже) укрощена. Действие и Lone Star Planet , и Six-Gun Planet происходит на закрытой границе, подчеркивая западную часть этого гибридного жанра. [ 7 ]
В сеттинге, который разделяет социальные характеристики американского Дикого Запада , Стивена Кинга «Темная башня» серия сочетает в себе темы из разных жанров, включая научно-фантастический вестерн с главным героем-стрелком Роландом Дискейном, вдохновленным Человеком без имени . [ 14 ]
The Buntline Special (2010) — первая книга из серии Майка Резника , которую можно классифицировать как странный вестерн или стимпанк-вестерн , жанр-кроссовер научно-фантастического вестерна. [ 15 ]
Другой пример жанра — «Призраки Уотта О'Хью» Стивена С. Драхмана (2011). Kirkus Reviews назвал его « дешевым романом для современных интеллектуалов», который имел «быстротный темп, присущий многим историческим западным произведениям, написанным в 1800-х годах». [ 16 ]
Комиксы
[ редактировать ]«Ковбои и пришельцы» Скотта Митчелла Розенберга — это смесь научной фантастики и западных жанров, в которой инопланетяне разбивают свой космический корабль на Диком Западе . Ковбои и индейцы сражаются друг с другом, используя инопланетные технологии, но в конечном итоге вынуждены работать вместе, чтобы сражаться с инопланетянами, вернувшимися за своим кораблем. [ 17 ]
«К востоку от запада» Джонатана Хикмана и Ника Драготты — это сериальный сериал комиксов в жанре научно-фантастического вестерна, действие которого происходит в антиутопической версии Соединенных Штатов, в которой апокалиптические персонажи Четырех Всадников . героями истории являются [ 18 ]
Примером поджанра стимпанк-вестерн является Iron West Дуга Теннапела . [ 19 ] история, действие которой происходит на Диком Западе Америки, но с роботами.
Фильмы
[ редактировать ]Ранние сериальные фильмы, такие как «Призрачная империя» (1935) и «Призрачный патруль» (1936), включали сверхъестественных персонажей из научно-фантастического фэнтези в западный сеттинг. [ 2 ] : 29
Еще одним примером кроссоверных поджанров является научно-фантастический вестерн в жанре фэнтези « Долина Кванги» (1969), в котором ковбои сражаются с динозаврами - тенденция, которая укрепилась в 1960-х годах.
Путешествующим во времени героям 20-го века пришлось адаптироваться к Дикому Западу в фильмах «Наездник времени: Приключение Лайла Суонна» (1982) и «Назад в будущее, часть III» (1990). [ 2 ] : 30 [ 20 ]
Дикий, дикий Запад (1999) расширил телесериал 1960-х годов в стимпанк-версии Старого Запада. [ 21 ]
«Почтальон» (1997) исследовал постапокалиптический западный стиль, используя пограничный сеттинг и архетип « Человек без имени ». [ 22 ] [ 14 ]
Телевидение
[ редактировать ]«Дикий, дикий Запад» — телесериал, который транслировался на канале CBS в течение четырёх сезонов с 17 сентября 1965 года по 11 апреля 1969 года. [ 23 ] Созданный в то время, когда телевизионный вестерн сдавал позиции шпионскому жанру, это шоу было задумано его создателем Майклом Гаррисоном как « Джеймс Бонд верхом на лошади». [ 24 ] Действие сериала разворачивается во времена правления президента Улисса Гранта (1869–1877). В сериале рассказывается об агентах секретной службы Джеймсе Уэсте ( Роберт Конрад ) и Артемусе Гордоне ( Росс Мартин ), которые раскрывают преступления, защищают президента и срывают планы злодеев, страдающих манией величия. захватить часть или все Соединенные Штаты. В шоу было представлено множество элементов фэнтези, таких как технологически продвинутые устройства, используемые агентами и их противниками.
«Стрелки» (1966) — четырёхсерийный сериал «Доктор Кто», действие которого происходит в городе Надгробие, штат Аризона , на Диком Западе и его окрестностях . В сериале Первый Доктор ( Уильям Хартнелл ) и его попутчики Стивен Тейлор ( Питер Первс ) и Додо Чаплет ( Джеки Лейн ) участвуют в событиях, приведших к перестрелке в OK Corral .
«Преступники» (1986) привнесли концепцию путешествия во времени в научно-фантастическое западное телевидение.
Приключения округа Бриско-младший . (1993) сделал научно-фантастический вестерн популярным на телевидении. [ 2 ] : 28
«Вариации Гримма» (2024), сериал-антология Netflix , пересказывающий сказки братьев Гримм , использует научно-фантастический вестерн-сеттинг для эпизода « Городские музыканты Бремена ».
Другие СМИ
[ редактировать ]Ролевая игра Deadlands — пример того, как вестерн стирает жанровые границы. В качестве игрового сеттинга он использует спагетти-вестерн и включает в себя альтернативную историю, ужасы и поджанр научной фантастики стимпанк. [ 25 ]
Поджанр научно-фантастического вестерна также использовался в индустрии видеоигр с такими играми, как Tin Star (1994, Super NES ) и Wild Arms (1996, PlayStation ). Darkwatch (2005, PlayStation , Xbox ) — пример поджанра стимпанк-вестерна.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Грин, Пол (25 февраля 2016 г.). Энциклопедия странных вестернов: элементы сверхъестественного и научной фантастики в романах, фильмах, комиксах, фильмах, телевидении и играх, 2-е изд . МакФарланд. п. 1. ISBN 978-1-4766-6257-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бротон, Ли (19 сентября 2016 г.). Критические взгляды на вестерн: от пригоршни долларов до Джанго освобожденного . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4422-7243-9 .
- ^ Jump up to: а б Эджертон, Гэри Р. (13 сентября 2013 г.). Вестерны: основной сборник «Журнала популярного кино и телевидения» . Рутледж. ISBN 978-1-135-76515-6 .
- ^ Ганн, Джеймс (1995). «Преподавание научной фантастики» . Центр изучения научной фантастики . Университет Канзаса . Архивировано из оригинала 12 января 2006 г. Проверено 15 января 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Пристли, Дж. Б. (5 декабря 1953 г.) «Мысли в пустыне». Нью Стейтсмен , с. 712. Цитируется в книге Майкла А. Падлипски (1960), « Больше, чем целлюлоза (?): Научная фантастика и проблема литературной ценности », диссертация бакалавра Массачусетского технологического института . URL-адрес открыт 12 августа 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Ричардсон, Джеффри (2009). «Ковбои и роботы: рождение научно-фантастического вестерна» . Перекрещенные жанры . Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Дэвис, Роберт Мюррей (1992). Играя в ковбоев: низкая культура и высокое искусство на Западе . Университет Оклахомы Пресс. стр. 93–119. ISBN 978-0-8061-2627-2 .
- ^ Jump up to: а б с Маротта, Мелани А. (17 января 2020 г.). Женское пространство: очерки женских персонажей в научно-фантастическом вестерне XXI века . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-3672-6 .
- ^ Блихерт, Фредерик (19 марта 2018 г.). Чертовски большой фильм Джосса Уидона: Очерки безмятежности . МакФарланд. п. 70. ИСБН 978-1-4766-3269-8 .
- ^ Грин, Пол (9 марта 2016 г.). Энциклопедия странных вестернов: элементы сверхъестественного и научной фантастики в романах, фильмах, комиксах, фильмах, телевидении и играх, 2-е изд . МакФарланд. п. 5. ISBN 978-1-4766-2402-0 .
- ^ Гудрам, Майкл; Смит, Филип (02 февраля 2015 г.). Возвращение к Светлячку: очерки классической серии Джосса Уидона . Роуман и Литтлфилд. стр. 10–11. ISBN 978-1-4422-4744-4 .
- ^ Чокано, Карина (3 октября 2002 г.). «Гиддюп, космонавт» . Салон . Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ «Уидон добивается возвращения «жесткой» научной фантастики» . Новости Би-би-си . Лондон : Би-би-си . 7 октября 2005 года . Проверено 27 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Сфетку, Николае (06 мая 2014 г.). Искусство кино . Николае Шфетку. п. 99.
- ^ алимяпл (15.12.2020). «Научная фантастика с западным уклоном» . Анализ полки . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ «Обзор – Призраки Уотта О'Хью» . Обзоры Киркуса.
- ^ Флеминг, Майкл (20 мая 1997 г.). «Д'Воркс, Улассо «Ковбои» » . Разнообразие . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ Труитт, Брайан. «Всадники едут в антиутопическое будущее в «Востоке Запада» » . США сегодня . Проверено 28 июля 2023 г.
- ^ TenNapel бьет золото в «Железном Западе» , Ресурсы комиксов , 17 мая 2006 г.
- ^ Глейберман, Оуэн. «Назад в будущее, часть III» . Развлекательный еженедельник . Проверено 8 января 2018 г.
- ^ Макаллистер, Робби (07 марта 2019 г.). Стимпанк-фильм: критическое введение . Издательство Блумсбери США. п. 22. ISBN 978-1-5013-3123-7 .
- ^ Холден, Стивен. « Почтальон: Ни снега, ни дождя, ни скатывания к анархии…» New York Times . Проверено 27 мая 2013 г.
- ^ Мэгерс, Бойд. «Дикий, дикий Запад» . Западные вырезки . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Кеслер, Сьюзен Э. (1988). Дикий, дикий Запад: Сериал . Арнетт Пресс. ISBN 0-929360-00-1 .
- ^ Миллер, Синтия Дж.; Рипер, А. Боудойн Ван (18 октября 2013 г.). Нежить на Западе II: Они продолжают прибывать . Пугало Пресс. п. 270. ИСБН 978-0-8108-9265-1 .