Супер ГТ
![]() | |
Категория | Гонки на спортивных автомобилях |
---|---|
Страна | |
Первый сезон |
|
Команды |
|
Поставщики шин | |
Чемпион среди водителей | ГТ500: ![]() ![]() ГТ300: ![]() ![]() |
Чемпион делает | GT500: Тойота GT300: Тойота |
Чемпион команды | GT500: Команда TGR с TOM'S GT300: Сайтама Зеленый Храбрый |
Официальный сайт | SuperGT.net |
![]() |
Super GT (стилизовано под SUPER GT ) — серия гонок на спортивных автомобилях , начавшаяся в 1993 году. Запущенная под названием Zen Nihon GT Senshuken ( 全日本GT選手権 ) , обычно называемая Всеяпонским чемпионатом по гонкам на автомобилях Grand Touring Car Championship ( JGTC ), эта серия была переименован в Super GT в 2005 году. Это высший уровень гонок на спортивных автомобилях в Японии.
Серия одобрена Японской автомобильной федерацией (JAF) и управляется GT Association (GTA). Autobacs является титульным спонсором этой серии и ее предшественника с 1998 года.
История
[ редактировать ]Годы JGTC (1993–2004)
[ редактировать ]JGTC (Японский чемпионат по гранд-турингу) [ 1 ] была основана в 1993 году [ 2 ] [ 3 ] Японской автомобильной федерацией (JAF) через свою дочернюю компанию GTA (GT Association), заменив несуществующий Всеяпонский чемпионат по спортивным прототипам для автомобилей группы C и Чемпионат Японии по кузовным гонкам для группы A туристических автомобилей супертуринга , которые вместо этого будут использовать формулу . . Стремясь предотвратить резкий рост бюджетов и доминирование одной команды в обеих сериях, JGTC ввел строгие ограничения на мощность и большие штрафы за вес для победителей гонок, открыто заявленная цель - поддерживать непрерывную игру на трассе, уделяя особое внимание удержанию болельщиков. счастливый.
Супер GT (2005 – настоящее время)
[ редактировать ]
JGTC планировал провести гонку в сезоне 2005 года на Шанхайской международной трассе в Китае в дополнение к существующему зарубежному этапу в Сепанге в Малайзии . Однако проведение серии более чем в двух странах означало бы, что JGTC потерял бы свой статус «национального чемпионата» в соответствии с Международным спортивным кодексом FIA и , следовательно, не смог бы сохранить «Чемпионат Японии» в своем названии. Вместо этого серия будет классифицирована FIA как «международный чемпионат» и, следовательно, потребует прямого разрешения от нее, а не от JAF.
Первоначально JAF объявил, что JGTC будет переименован в «Super GT World Challenge» с целями «бросить вызов миру» и «бросить вызов развлечениям»; однако FIA запретила JAF использовать его из-за путаницы суффикса с «Чемпионатом мира» (статус признания FIA более высокого уровня) и спора с Клубом спортивных автомобилей Америки , который проводил Speed World Challenge с 1990 года. [ нужна ссылка ] 10 декабря 2004 г. было объявлено, что новое название JGTC подтверждено как «Super GT». Однако, несмотря на изменение названия и несколько попыток провести вторую зарубежную гонку, Super GT продолжает проводить только одну зарубежную гонку в год; теоретически он может вернуть себе статус национального чемпионата и вернуться под юрисдикцию JAF.
В 2014 году Super GT и немецкая серия туристических автомобилей DTM объявили о создании класса 1 . [ 4 ] который унифицирует технические регламенты GT500 и DTM, позволяя производителям участвовать в гонках обеих серий на автомобиле с одной спецификацией. После некоторых задержек в 2020 году технические регламенты были полностью приведены в соответствие, и категория GT500 полностью приняла спецификации первого класса. [ 5 ] Однако к 2021 году DTM перешла на серию Group GT3 из-за массового исхода производителей. Super GT сохранил действующие технические правила для GT500, хотя прозвище «Класс 1» больше не будет использоваться. [ 6 ]
Гонки
[ редактировать ]Гонки Super GT проходят на известных японских гоночных трассах, таких как Fuji Speedway , Suzuka Circuit и Mobility Resort Motegi . Серия также участвует в гонках на автополисе в регионе Кюсю , международной трассе Окаяма в регионе Тюгоку и Sportsland Sugo в регионе Тохоку . Гонки обычно представляют собой одиночные соревнования на дистанцию от 250 до 300 километров с одним обязательным пит-стопом в середине гонки для смены пилотов и дозаправки. В 2022 году в серии был представлен новый формат для избранных гонок на длинные дистанции, протяженностью более 450 километров с двумя обязательными пит-стопами. [ 7 ]
К моменту ребрендинга в 2005 году серия уже расширилась на международный уровень. Международная трасса Сепанг в Малайзии ежегодно принимала этап чемпионата до 2014 года, когда он был заменен новым мероприятием на международной трассе Чанг в Бурираме , Таиланд . [ 8 ] Дополнительные зарубежные гонки планировалось провести на трассе Шанхай в 2005 году и на международной трассе Йонгам в 2013 году. [ 9 ] но оба мероприятия были отменены. Бурирам и Сепанг были включены в предварительный календарь на 2020 год, но обе гонки были отменены из-за последствий пандемии COVID-19 . По состоянию на сезон 2023 года серия еще не провела ни одной гонки за пределами Японии.
Международная гонка на выносливость на 1000 км в Сузуке в конце августа была самым продолжительным и престижным соревнованием в календаре Super GT с 2006 года, когда она была добавлена в качестве этапа чемпионата, до 2017 года, последнего года соревнований в формате 1000 км. В 2018 году гонка Suzuka 1000 km была заменена на InterContinental GT Challenge Suzuka 10 Hours. [ 10 ] [ 11 ] В том же году Super GT возродила гонку Fuji GT на 500 миль (805 км) в качестве нового этапа серии на выносливость. Он действовал с 2018 по 2019 год, но не продлевался с 2020 года.
Гонка «Золотая неделя» на Fuji Speedway, проводимая ежегодно 4 мая, также считается самым престижным событием серии. Он проводится во время сезона крупных государственных праздников и регулярно собирает самое большое количество зрителей среди всех гонок Super GT: в 2019 году его за два дня посетило 91 000 зрителей. [ 12 ] Это было первое соревнование первого официального сезона JGTC в 1994 году, и оно было постоянным элементом календаря серии, за исключением 2004 года, когда трасса была закрыта на ремонт, и 2020 года из-за воздействия COVID-19. 19 пандемия. Традиционно это соревнование проводилось как гонка Fuji GT 500 км, но в 2022 году дистанция была сокращена до 450 км (100 кругов).
Из-за последствий энергетического кризиса 2009 года в Японии дистанции гонок Фудзи 500 км и Сузука 1000 км были сокращены. Землетрясение и цунами в Тохоку 2011 года и его последствия привели к дальнейшему сокращению всех дистанций гонок в сезоне, прежде чем в 2012 году были восстановлены стандартные дистанции.
На протяжении всей истории Super GT раунды, не относящиеся к чемпионату, проводились время от времени. Кубок Fuji Sprint Cup проводился с 2010 по 2013 год и состоял из двух спринтерских гонок в каждом классе. Первая ежегодная гонка Super GT x DTM Dream Race прошла в ноябре 2019 года и состояла из двух спринтерских гонок для автомобилей GT500 и DTM при поддержке автоспортивного Web Sprint Cup, двух спринтерских гонок для избранных команд GT300, а также разовых заявок на участие в GT3. из других японских мероприятий.
Автомобили
[ редактировать ]Автомобили разделены на два класса: GT500 и GT300. Названия категорий происходят от традиционного ограничения максимальной мощности: в первые годы выпуска автомобили GT500 имели мощность не более 500 лошадиных сил, а автомобили GT300 - около 300 л.с. Однако нынешнее поколение двигателей GT500 выдает мощность более 650 лошадиных сил. Между тем, в современном GT300 диапазон мощности варьируется от 400 до чуть более 550 лошадиных сил; однако автомобили GT300 имеют гораздо меньшую прижимную силу, чем их аналоги GT500.
В обеих группах команде присваивается номер машины, при этом каждая команда может выбрать любой номер, который хочет, при условии, что этот номер еще не используется какой-либо другой командой. Номер, присвоенный каждой команде, является постоянным и может переходить из рук в руки только после выхода команды из серии. Номер 1 зарезервирован для действующего чемпиона GT500, а номер 0 зарезервирован для действующего чемпиона GT300.
Для облегчения идентификации крышки фар, наклейки на лобовом стекле и номерные панели на автомобилях GT500 имеют белый цвет, а на автомобилях GT300 — желтый.
GT500
[ редактировать ]
Высший класс Super GT, GT500, полностью состоит из команд, поддерживаемых производителями, представляющих трех крупнейших японских производителей автомобилей: Toyota , Honda и Nissan .
С 2014 года автомобили GT500 оснащаются рядными четырехцилиндровыми двигателями с одним турбонаддувом объемом два литра и мощностью более 650 лошадиных сил. Автомобили представляют собой силуэтные гоночные автомобили со специально построенными монококами из углеродного волокна. Достижения в области аэродинамики и мощности в сочетании с продолжающейся шинной войной за счет гонок на еще более высоких скоростях сделали класс GT500 самой быстрой на сегодняшний день формой серийных гонок на спортивных автомобилях. Скорость нынешнего автомобиля GT500 примерно равна скорости самых быстрых негибридных прототипов Ле-Мана . [ 13 ]
В течение многих лет Nissan Skyline GT-R , Toyota Supra и Honda NSX (NA1) представляли свои бренды в GT500. Сегодня в GT500 соревнуются три автомобиля: Nissan Z (RZ34) , возрожденная Toyota GR Supra и Honda Civic Type R (FL5). другие модели, такие как Nissan Fairlady Z , Lexus SC 430 , Lexus RC F , Lexus LC 500 , Nissan GT-R и Honda NSX (NC1) Использовались и Honda HSV-010 GT , а также прототип . автомобиль, разработанный специально для Super GT, запланированный дорожный вариант был отменен.
В первые годы существования категории GT500 ряд иностранных производителей с переменным успехом вводили в серию автомобили. Porsche 911 GT2 и BMW с двигателем McLaren F1 GTR на сегодняшний день являются единственными иностранными автомобилями, выигравшими чемпионат GT500: первый выиграл командный титул в 1995 году, а второй выиграл оба титула в 1996 году. Длиннохвостая версия F1 GTR позже одержал победу в гонке в 2001 году. Ferrari F40 , Porsche 911 Turbo и Porsche 962. Последний автомобиль иностранного производства. в серию вошел Aston Martin DBR9 , который показал плохие результаты во время своего короткого пробега в 2009 году, что иллюстрирует подавляющее преимущество в скорости, которое автомобили класса GT500 имели над автомобилями категории FIA GT1 , которые доминировали в Европе; Команда Го , принимавшая участие в F1 GTR 1996 года, планировала выступить на Maserati MC12 в 2006 году, но отказалась от участия во время тестов по тем же причинам. [ 14 ] [ 15 ]
В 2012 году правила GT500 были изменены, чтобы предусмотреть положения для четырехдверных автомобилей, хотя ни один из них не использовался, пока Honda не объявила, что Civic Type R заменит уходящий NSX в 2024 году. [ 16 ] В 2010 году переднемоторная и заднеприводная компоновка стала единственной разрешенной компоновкой в классе, что побудило Honda первоначально заменить NSX GT первого поколения на HSV-010. В 2014 году Honda получила разрешение на работу NSX-Concept GT и NSX-GT (обе модели на базе второго поколения) с двигателем среднего класса, соответствующим положению двигателя дорожного автомобиля; Срок действия отказа истек в конце сезона 2019 года с введением технических регламентов класса 1, после чего Honda была обязана перепроектировать NSX-GT с учетом переднемоторной компоновки. [ 17 ]
Новые автомобили GT500 были представлены в 2014 году в рамках подготовки к будущим туристическим автомобилям класса 1 , включая первый автомобиль в этом классе, в котором используется гибридная трансмиссия с KERS , Honda NSX Concept-GT. Были приняты общие с DTM аэродинамические правила, а также спецификация четырехцилиндрового двигателя с турбонаддувом для класса 1. Кроме того, пересмотр правил 2014 года также увеличил прижимную силу автомобилей на 30% при одновременном снижении затрат. Аэродинамическое развитие выше «дизайнерской линии», охватывающей крылья, бамперы и дверные пороги, было ограничено. Было представлено более шестидесяти общих деталей, включая тормоза, диффузор и заднее антикрыло. [ 18 ]
В ответ на увеличение скорости прохождения поворотов в 2017 году была проведена еще одна модернизация аэродинамики, снизившая прижимную силу на 25%. [ 19 ] Кроме того, устройства KERS были запрещены, хотя единственный производитель, использующий такие системы, Honda, уже прекратил их использование в 2016 году. [ 20 ] В 2020 году полностью реализован техрегламент 1 класса, производители представили новые автомобили, соответствующие новым правилам. Аэродинамическое развитие было дополнительно ограничено, и были введены стандартизированный блок управления двигателем и подвеска. [ 21 ]
Автомобили
[ редактировать ]Делать | Машина | Годы соревновались | Двигатель | Изображение | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
Астон Мартин | Астон Мартин ДБР9 | 2009 | Астон Мартин DBR9 6.0L NA V12 | Заочное поступление в 2009 году. | |
Ауди | Ауди RS5 Турбо ДТМ | 2019 | Audi RC8 2.0 TFSI турбо I4 | ![]() |
Участвовал только в гонке Super GT × DTM Dream Race 2019. |
BMW | БМВ М4 Турбо ДТМ | 2019 | BMW P48 Турбо 2,0 л турбо I4 | ![]() |
Участвовал только в гонке Super GT × DTM Dream Race 2019. |
Феррари | Феррари 550 ГТС | 2005 | Феррари F133 5.9L NA V12 | Бывшее Prodrive шасси | |
Хонда | Хонда НСХ-ГТ (НА2) | 2005–2009 | Хонда С32Б 3,0-литровый двигатель V6 с турбонаддувом (2005 г., ряд 1-3) 3,5 л НА V6 (2005 г., 4-2008 г.) 3,4 л НА V6 (2009 г.) |
![]() |
|
Хонда ХСВ-010 ГТ | 2010–2013 | Хонда HR10EG 3.4L NA V8 | ![]() |
||
Концепт Honda NSX-GT | 2014–2016 | Хонда HR-414E 2,0 л турбо I4 | ![]() |
Оснащен Zytek аккумуляторной гибридной трансмиссией с 2014 по 2015 год. | |
Хонда НСХ-ГТ (NC1) | 2017–2021 | Honda HR-417E 2,0 л турбо I4 (2017–2019) Honda HR-420E 2,0 л турбо I4 (2020 – настоящее время) |
![]() |
Дебютировал как среднемоторная модель в 2017 году. В 2020 году заменен на модель с передним расположением двигателя в соответствии с действующими правилами. | |
2022–2023 | ![]() |
Обновленный стиль на основе модели Honda NSX Type S. | |||
Хонда Цивик Тип R-GT (FL5) | 2024 | ![]() |
|||
Ламборджини | Ламборгини Мурсьелаго RG-1 | 2005 | Ламборгини L535 6.0L NA V12 | ![]() |
Перед окончанием сезона 2005 года перешёл в класс GT300. |
Лексус | Лексус SC430 GT500 | 2006–2013 | Lexus 3UZ-FE 4.5L NA V8 (2006–2008 гг.) Lexus RV8 кг 3,4 л NA V8 (2009–2013 гг.) |
![]() |
Используется четырьмя командами Toyota в 2006 году, затем всеми командами с 2007 года. |
Лексус RC F GT500 | 2014–2016 | Лексус RI4AG 2,0 л турбо I4 | ![]() |
||
Лексус ЛК 500 GT500 | 2017–2019 | ![]() |
|||
Макларен | Макларен Ф1 ГТР | 2005 | БМВ С70/2 6,0 л V12 | ![]() |
Заочное поступление в 2005 году. |
Ниссан | Ниссан Фэрледи Z GT500 (Z33) | 2005–2007 | Nissan VQ30DETT 3.0L турбо V6 (2005-2006 Rd.8) Nissan VK45DE 4.5L NA V8 (2006 г.р.9-2007) |
![]() |
|
Ниссан ГТ-Р ГТ500 | 2008–2013 | Nissan VK45DE 4.5L NA V8 (2008–2009) Nissan VRH34A 3.4L NA V8 (2010-2011 гг.4) Nissan VRH34B 3.4L NA V8 (2011 г.5-2013) |
![]() |
||
Ниссан ГТ-Р НИСМО GT500 | 2014–2021 | Nissan NR20A 2,0 л турбо I4 (2014–2019) Nissan NR20B 2.0L турбо I4 (2020) Nissan NR4S21 2,0 л турбо I4 (2021 г.) |
![]() |
||
Nissan Fairlady Z NISMO GT500 | 2022 – настоящее время | Nissan NR4S21 2,0 л турбо I4 (2022–2023 гг.) Nissan NR4S24 2,0 л с турбонаддувом I4 (с 2024 г. по настоящее время) |
![]() |
||
Тойота | Тойота Супра ГТ500 | 2005–2006 | Тойота 3UZ-FE 4.5L НА V8 | ![]() |
Использовался двумя командами Toyota в 2006 году. |
Тойота ГР Супра ГТ500 | 2020 – настоящее время | Toyota RI4AG 2,0 л турбо I4 (2020–2023 гг.) Toyota RI4BG 2,0 л с турбонаддувом I4 (с 2024 г. по настоящее время) |
![]() |
Турбокомпрессор
[ редактировать ]Стандартные турбокомпрессоры были представлены с начала сезона 2014 года . Конфигурация с турбонаддувом имеет одинарный турбонаддув и обеспечивает давление турбонаддува до 3,5 бар (51 фунт на квадратный дюйм ). Швейцарско-американская компания по производству турбокомпрессоров Garrett Advancing Motion , которая является дочерней компанией Honeywell International Inc., в настоящее время поставляет эксклюзивные комплекты турбокомпрессоров, включая перепускную заслонку, для всех автомобилей класса Super GT GT500, начиная с сезона 2014 года, используя модель 846519-15. Предел оборотов турбокомпрессора составляет до 150 000 об/мин, но не превышает 155 000 об/мин из-за более высокого давления турбонаддува.
Технические характеристики GT500 (с 2014 г. по настоящее время)
[ редактировать ]Объем двигателя | 2,0 л (122 куб. Дюймов) DOHC рядный-4 |
---|---|
Турбокомпрессор | Гарретт 846519–15 |
Коробка передач | 6-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач с подрулевыми переключателями |
Масса | Более 1020 кг (2249 фунтов), включая водителя и топливо. |
Выходная мощность | Примерно 650 л.с. (485 кВт) |
Топливо | 102 Неэтилированный бензин с октановым числом (2014–2022 гг.) ETS Racing Fuels Renewablaze R100 углеродно-нейтральное топливо (с 2023 г. по настоящее время) |
Запас топлива | 120 литров (32 галлона США ; 26 британских галлонов ) |
Доставка топлива | Непосредственный впрыск топлива |
Стремление | с одинарным турбонаддувом |
Длина | 4650–4725 мм (183–186 дюймов) без учета заднего крыла; 5010 мм (197 дюймов), включая заднее крыло |
Ширина | 1950 мм (77 дюймов) |
Колесная база | 2750 мм (108 дюймов) фиксированный |
Рулевое управление | с сервоприводом Реечная передача |
Поставщики шин | Бриджстоун , Иокогама и Данлоп |
ГТ300
[ редактировать ]
В отличие от GT500, в GT300 соревнуются как заводские, так и независимые команды, поэтому поле, как правило, гораздо более разнообразно с точки зрения типов участвующих автомобилей. Как и в GT500, в этом классе участвуют крупнейшие японские автопроизводители, представляющие такие автомобили, как Toyota Prius и Subaru BRZ , соответствующие правилам JAF-GT. Однако класс GT300 преимущественно состоит из автомобилей класса GT3 от европейских производителей, таких как Audi и Mercedes , хотя Toyota/Lexus, Nissan и Honda также представлены в классе автомобилями GT3. Это отражает растущий интерес к серии со стороны европейских производителей: Audi и BMW выставляют заявки на участие в проектах, поддерживаемых заводом. Toyota/Lexus, Nissan и Subaru также рекламируют автомобили этого класса с заводской поддержкой.
Класс GT300 раньше принимал более экзотические автомобили от таких производителей, как ASL , Mosler , Mooncraft и Vemac , а также расстроенные автомобили GT500, такие как M-TEC NSX, завоевавший титул в 2004 году. Однако, начиная с 2006 года, команды все чаще предпочитали проводить кампании на европейских автомобилях GT, и эта тенденция усилилась в 2010 году с появлением в серии автомобилей FIA GT. В ответ на сокращение количества продукции местного производства от специализированных производителей, GTA работала с Dome над созданием « Материнского шасси » ( ja: マザーシャシー ), недорогой платформы GT300. [ 26 ] первый автомобиль MC поступил в серию в 2014 году. В автомобилях Mother Chassis используется стандартный бак производства Dome и двигатель Nissan VK45DE под маркой GTA , при этом сохраняется внешний вид таких серийных автомобилей, как Toyota 86 , Lotus Evora и Toyota Mark X. Концепция MC оказалась популярной среди независимых команд, а также конкурентоспособной: Toyota 86 MC выиграла чемпионат GT300 в 2016 году.
С 2006 года группы GT1 и Group GT2 могут участвовать в гонках GT300, а автомобили группы GT3 могут участвовать в GT300 с сезона 2010 года. После сезона 2011 года GTA объявила, что автомобили GT1 и GTE больше не допускаются к участию в программе с целью сокращения затрат, и приняла полное правило GT3.
Одним из наиболее уникальных конкурентов GT300 был Mooncraft Shiden MC/RT-16 , основанное на прототипе Riley Daytona возрождение оригинального Mooncraft Shiden 77 1977 года (紫電77). [ 27 ] Он участвовал в соревнованиях с 2006 по 2012 год, едва потеряв титул в 2006 году и выиграв чемпионат в 2007 году. Переднеприводные автомобили, такие как Mitsubishi FTO , Toyota Celica и Cavalier , что является редкостью в кольцевых гонках высшего уровня, являются еще одним примером уникальные машины GT300. Они соревновались в своих первоначальных конфигурациях до начала 2000-х, когда переднеприводные автомобили было разрешено переоборудовать в заднеприводную конфигурацию. Автомобили с передним приводом в основном потерпели неудачу, не сумев выиграть ни одного чемпионата, хотя Celica выиграла гонку в 1999 году после дисквалификации Porsche 911. Заднеприводные автомобили доминировали в серии до 2008 года , когда в Сепанге победила полноприводная Subaru Impreza, разработанная компанией Cusco. Автомобиль с открытым верхом Renault Sport Spider принял разовое участие в 1997 году, но тоже безуспешно.
Гибридные автомобили впервые участвовали в гонках в классе GT300 в 2012 году, когда компания Apr представила свою Toyota Prius apr GT , а команда Mugen представила Honda CR-Z GT . Обе машины были сильно модифицированы по сравнению со своими серийными аналогами. Prius был оснащен 3,4-литровым двигателем V8 LMP1 , который работал совместно с серийными Hybrid Synergy Drive компонентами ; В CR-Z использовался 2,8-литровый двигатель V6 LMP2 и Zytek мощностью 50 кВт. электродвигатель [ 28 ] [ 29 ] И CR-Z, и Prius имели среднемоторное расположение двигателя, в отличие от своих дорожных аналогов с передним расположением двигателя; это привело к снятию с производства CR-Z после сезона 2015 года, поскольку новые правила 2016 года предусматривали, что двигатели автомобилей GT300 должны были располагаться в том же положении, что и у их серийных аналогов. Однако Эйприл воспользовался лазейкой в правилах и продолжил участвовать в гонках на своем среднемоторном Prius до 2018 года. [ 30 ] когда команде потребовалось построить новый Prius с передним расположением двигателя. [ 31 ]
Разработка автомобилей GT300 гораздо более регламентирована, чем разработка их аналогов GT500; GTA работает с организацией Stephane Racel , чтобы сбалансировать характеристики всех автомобилей GT300 посредством технических корректировок , чтобы обеспечить равные гонки. [ 32 ] В то время как автомобили GT3 в этом классе тесно связаны с серийными автомобилями, машины JAF-GT отличаются от серийных автомобилей в большей степени, а в случае с автомобилями Mother Chassis имеют мало общего со своей дорогой, кроме значка и внешнего стиля. - идущие коллеги. Хотя мощность двигателя находится на более низком уровне, чем у автомобилей GT500, автомобили GT300 по-прежнему показывают конкурентоспособные результаты, и гонки относительно напряженные в сочетании с трафиком GT500. Поскольку автомобилям GT500 становится все труднее обгонять GT300, GTA может пересмотреть разницу в скорости между двумя классами в будущем, особенно если скорость автомобилей GT300 продолжит расти. [ 33 ]
Автомобили
[ редактировать ]Делать | Машина | Категория | Годы соревновались | Изображение | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
АСЛ | АСЛ АРТА Гарайя | JAF-GT | 2005, 2007–2012 | ![]() |
|
Астон Мартин | Астон Мартин V8 Вантаж | ФИА ГТ2 | 2010–2012 | ![]() |
Работал до 1 тура 2012 г. |
Астон Мартин V12 Vantage GT3 | ФИА ГТ3 | 2012–2014 | ![]() |
||
Астон Мартин Вантадж АМР GT3 | ФИА ГТ3 | 2019–2020 (первое поколение)
2024 – настоящее время (второе поколение) |
![]() |
||
Ауди | Ауди Р8 ЛМС | ФИА ГТ3 | 2012–2016 (первое поколение) 2016–2023 (второе поколение) |
![]() |
|
BMW | БМВ Z4 М Купе | JAF-GT | 2008–2009 | ![]() |
|
БМВ З4 ГТ3 | ФИА ГТ3 | 2011–2015 | ![]() |
||
БМВ М6 ГТ3 | ФИА ГТ3 | 2016–2018, 2020–2021 | ![]() |
||
БМВ М4 ГТ3 | ФИА ГТ3 | 2022 – настоящее время | ![]() |
||
Бентли | Бентли Континенталь GT3 | ФИА ГТ3 | 2017–2018 | ![]() |
|
Шевроле | Шевроле Корвет С6 | JAF-GT | 2005, 2008 | ||
Шевроле Корвет Z06-R | ФИА ГТ3 | 2011–2013 | ![]() |
||
Шевроле Корвет C7.R | ФИА ГТ3 | 2019 | Участвовал только в показательных гонках Web Sprint Cup по автоспорту 2019 года. | ||
Феррари | Феррари 360 Модена | JAF-GT | 2005–2009 | ||
Феррари Ф430 ГТ2 | JAF-GT ФИА ГТ2 |
2007–2009 2009–2012 |
![]() |
||
Феррари 458 Италия GT3 | ФИА ГТ2 ФИА ГТ3 |
2011 (ГТ2) 2012–2013 гг.3, 2015 г. (ГТ3) |
|||
Феррари 488 GT3 | ФИА ГТ3 | 2017, 2021–2022 | ![]() |
||
Феррари 296 GT3 | ФИА ГТ3 | 2024 – настоящее время | ![]() |
||
Форд | Форд ГТ | JAF-GT | 2006–2007 | Управляется DHG Racing, оснащен 3,5-литровым двигателем V8 предположительно собственной разработки. | |
Хонда | Хонда НСХ | JAF-GT ФИА ГТ3 |
2005 (НОУ-ГТ) 2018 – настоящее время (FIA GT3) |
![]() |
Спецификация JAF-GT - это NSX первого поколения (NA2). Спецификация FIA GT3 — это NSX второго поколения (NC1) . |
Хонда CR-Z GT | JAF-GT | 2012–2015 | ![]() |
Бензин-электрический гибрид | |
Ламборджини | Ламборгини Мурсьелаго RG-1 | JAF-GT | 2005–2009 | ![]() |
Разработан компанией JLOC , первоначально представлял собой расстроенный автомобиль GT500. |
Ламборджини Галлардо | JAF-GT ФИА ГТ3 |
2007–2012 (НОУ-ГТ) 2012–2015 (ФИА GT3) |
Спецификация JAF-GT — это вариант RG-3, разработанный JLOC. Спецификация FIA GT3 — это вариант GT3 , разработанный Reiter Engineering . | ||
Ламборгини Хуракан GT3 | ФИА ГТ3 | 2016–2019 (первое поколение) 2019 – настоящее время (второе поколение) 2023 – настоящее время (третье поколение) |
![]() |
||
Лексус | Лексус ИС350 ГТ300 | JAF-GT | 2008–2012 | ![]() |
|
Лексус RC Ф GT3 | ФИА ГТ3 | 2015 – настоящее время | ![]() |
||
Лексус ЛК500х ГТ | JAF-GT | 2023 – настоящее время | ![]() |
||
Лотос | Лотус Эксидж 300RR | JAF-GT | 2005 | Участник Sspot на этапе Малайзии с двигателем GM Ecotec. | |
Лотус Эвора МС | JAF-GT | 2015–2021 | ![]() |
Платформа материнского шасси, [ 34 ] построенный Mooncraft. | |
Мазда | Мазда RX-7 | JAF-GT | 2005–2010 | ![]() |
|
Макларен | Макларен МП4-12С ГТ3 | ФИА ГТ3 | 2013–2015 | ||
Макларен 720S GT3 | ФИА ГТ3 | 2019 | ![]() |
||
Mercedes-Benz | Мерседес-Бенц СЛС АМГ ГТ3 | ФИА ГТ3 | 2012–2017 | ![]() |
|
Мерседес-АМГ ГТ3 | ФИА ГТ3 | 2016–2020 (первое поколение) 2020 – настоящее время (второе поколение) |
![]() |
||
Мункрафт | Мункрафт Шиден | JAF-GT | 2006–2012 | На основе прототипа Riley Technologies Daytona. | |
Мослер | Мослер МТ900 | JAF-GT | 2005–2007, 2010–2011 | ![]() |
В качестве точечного участника в 2009 и 2012 годах. |
Ниссан | Ниссан Фэйрледи Z (Z33) | JAF-GT | 2005–2010 | ![]() |
|
Ниссан ГТ-Р Нисмо ГТ3 | ФИА ГТ3 | 2012–2019 (первое поколение) 2018 – настоящее время (второе поколение) |
![]() |
||
Ниссан Фэйрледи З (RZ34) | JAF-GT | 2024-настоящее время | ![]() |
Разработано GAINER [ 35 ] | |
Порше | Порше 911 GT3 | ФИА ГТ2 ФИА ГТ3 JAF-GT |
2005–2011 (GT2/JAF-GT) 2010–2021 (ГТ3) |
![]() |
|
Порше Бокстер | JAF-GT | 2005–2010 | |||
Порше 968 GT4 | JAF-GT | 2005 | |||
Субару | Субару Импреза WRX STi | JAF-GT | 2005–2008 | ![]() |
Заднеприводный 4-дверный седан 2005 года выпуска.
Переоборудован в компоновку 4WD в 2006 году. |
Субару Легаси | JAF-GT | 2009–2011 | ![]() |
4-дверный седан 4WD 2009 года выпуска.
В 2010 году переоборудован в заднеприводную компоновку. | |
Субару БРЗ ГТ300 | JAF-GT | 2012–2020 (первое поколение) 2021 – настоящее время (второе поколение) |
![]() |
||
Тойота | Тойота МР-С | JAF-GT | 2005–2008 | ![]() |
|
Тойота Селика | JAF-GT | 2005–2008 | ![]() |
Служил до 3 тура 2008 г. | |
Toyota Corolla Axio апрель GT | JAF-GT | 2009–2011 | ![]() |
4-дверный седан, с двигателем Toyota 2GR-FSE. | |
Тойота Приус апрель GT | JAF-GT | 2012–2015 (первое поколение) 2016–2018 (второе поколение) 2019–2022 (третье поколение) |
![]() |
Автомобиль первого и второго поколения имеет среднемоторное расположение двигателя. Автомобиль третьего поколения имеет переднее расположение двигателя. Бензин-электрический гибридный седан, в 2019 году на автомобиле №30 отключена гибридная система. | |
Тойота 86 МС | JAF-GT | 2014 – настоящее время | ![]() |
Платформа Mother Chassis, спроектированная и изготовленная компанией Dome . Спотовый вход в 2014 году. | |
Тойота Марк Х МС | JAF-GT | 2017–2019 | ![]() |
Платформа материнского шасси. 4-дверный седан, разработанный Сайтамой Тойопет. | |
Тойота ГР Супра ГТ300 | JAF-GT | 2020 – настоящее время | ![]() |
Разработано апр. Tsuchiya Engineering использует шасси собственной сборки той же базовой конструкции. | |
Тойота ГР86 ГТ300 | JAF-GT | 2022 – настоящее время | ![]() |
Разработано апр. | |
Вемак | Вемак RD320R | JAF-GT | 2005–2011 | ![]() |
Разработано Токийским научно-исследовательским центром . Использует двигатель Honda NSX . На машине команды Маха установлен двигатель Porsche 911 GT3 . |
Вемак RD350R | JAF-GT | 2005–2012 | ![]() |
Первоначально разработан компанией Tokyo R&D для GT500. Использует Zytek V8. | |
Вемак RD408R | JAF-GT | 2006–2010 | ![]() |
Первоначально разработан компанией Tokyo R&D для GT500. Использует двигатель Mugen LMP . На машине команды Маха установлен двигатель Porsche 911 GT3 . |
Технические характеристики GT300
[ редактировать ]- Объем двигателя : свободный, но максимум 5,5 л (336 куб. Дюймов).
- Аспирация : Безнаддувный двигатель с одинарным или двойным турбонаддувом.
- Количество цилиндров : Минимум 4, но не более 10 цилиндров.
- Допустимая форма двигателя : плоская, рядная и V.
- Коробка передач : 5- или 6-ступенчатая с подрулевыми переключателями.
- Выходная мощность : Разная
- Топливо : с октановым числом 102. неэтилированный бензин
- Подача топлива : Свободная (прямой и непрямой многоточечный электронный впрыск)
- Рулевое управление : Реечное с усилителем.
- Поставщики шин : Bridgestone , Yokohama , Michelin и Dunlop.
Схемы
[ редактировать ]- Жирным шрифтом обозначена текущая трасса Super GT.
- Курсивом обозначена бывшая трасса Super GT.
Число | Страна/трасса | Годы |
---|---|---|
1 | ![]() |
2005–2019, 2021 – настоящее время |
2 | ![]() |
2005 – настоящее время |
3 | ![]() |
2005 – настоящее время |
4 | ![]() |
2005–2019, 2021 – настоящее время |
5 | ![]() |
2005–2009, 2011–2015, 2017–2019, 2021 – настоящее время |
6 | ![]() |
2005 – настоящее время |
7 | ![]() |
2005–2013, 2025 |
8 | ![]() |
2014–2019 |
Паритет
[ редактировать ]Super GT уникален своим открытым и прямолинейным заявлением о том, что он стремится в первую очередь обеспечивать захватывающие гонки за счет безудержных инвестиций заводских команд. Автомобили GT500 оснащены множеством общих деталей, что снижает затраты и уравнивает производительность этих деталей со всеми конкурентами. В классе GT300 размеры воздухозаборников, минимальный вес, дорожный просвет и максимальное давление турбонаддува изменяются в зависимости от гонки, чтобы сбалансировать производительность всех автомобилей. Все корректировки регламента и баланса производительности находятся в публичном доступе.
Правила предусматривают, что ни один гонщик не проедет более двух третей дистанции гонки, что влияет на время пит-стопов и смены пилотов, что не позволяет стратегии доминировать в соревновании. [ 36 ] Раньше правила шли дальше и требовали, чтобы пит-стопы и смена водителей производились в пределах обязательных окон; В 2004 году во время показательной гонки, проходившей в Фонтане , несколько команд были оштрафованы после окончания гонки, когда официальные лица гонки обнаружили, что их пит-стопы произошли за один круг до открытия обязательного окна.
Вес успеха
[ редактировать ]Пожалуй, самой известной системой балансировки производительности, используемой в Super GT, является система Success Ballast, также известная как Success Weight и ранее называемая «весовым гандикапом». [ 37 ] Штрафы за вес назначаются в зависимости от характеристик автомобиля во время гонки, аналогично системам, используемым в DTM и BTCC . Система дозирует два килограмма балласта на каждое набранное очко; [ 38 ] Раньше он добавлял балласт в зависимости от квалификационных позиций и индивидуального времени круга. На наклейках на автомобилях указан весовой уровень инвалидности каждого автомобиля. В сезоне 2007 года команда Takata NSX добилась рекордных 5 поул-позиций в первых 7 гонках, но из-за системы весовых гандикапов выиграла только одну гонку из этих семи. Такие правила сохраняют чемпионство до финальной гонки сезона: только две команды GT500 (ARTA в 2007 году и MOLA в 2012 году) и одна команда GT300 (GAINER с Андре Коуто в 2015 году) сумели завоевать чемпионство среди пилотов до финальная гонка.
После неоднократных случаев, когда команды и пилоты не выиграли ни одной гонки, но все же выиграли чемпионат (в 2003 году ни чемпионы GT500, ни GT300 не выиграли ни одной гонки), в 2009 году система гандикапов была изменена для борьбы с мешками с песком , что отпугнуло команду от участия в гонке. намеренно показывать плохие результаты, чтобы обеспечить более благоприятный весовой гандикап. Балласт теперь уменьшается вдвое в предпоследней гонке и полностью снимается в финальной гонке для команд, участвовавших в каждом этапе сезона. Команды, пропустившие только один раунд, вместо этого получают половину балласта в финальной гонке.
В 2017 году в систему весовых ограничений для автомобилей GT500 были внесены изменения, включившие ограничения на расход топлива. Фактический вес балласта будет ограничен 50 килограммами по соображениям практичности и безопасности. Когда назначенный балласт автомобилю превышает 50 килограммов, ему будет назначен меньший весовой балласт, но будет наложено ограничение на расход топлива, серьезность которого увеличивается в зависимости от размера назначенного весового ограничения. Хотя фактическое количество перевозимого балласта может варьироваться, на наклейках с гандикапом по весу на автомобилях будет по-прежнему отображаться назначенный гандикап по весу. [ 39 ] [ 40 ]
Водители
[ редактировать ]Как и вся серия, пилоты Super GT очень популярны в Японии, и у них растет число международных фанатов. Одним из гонщиков, получивших международную известность, является Кейичи Цучия , который выступал за команды Taisan и ARTA, а затем перешел на руководящую должность после выхода на пенсию в 2004 году. Другие гонщики, которые были широко связаны с этой серией и до сих пор активно участвуют в Super GT, владея командами. Масахиро Хасеми , Кадзуёси Хосино , Агури Судзуки и Кунимицу Такахаси , причем последний является бывшим президентом Ассоциации GT, которая управляет ряд. Серия также привлекает гонщиков, которые рассматривают ее как ступеньку к Формуле-1, таких как Ральф Шумахер и Педро де ла Роса , а также бывших пилотов Формулы-1, наиболее известный из которых Эрик Комас , который был самым успешным гонщиком серии, пока не ушел из Формулы -1. сошел с позиции гонщика номер один и 2016 года чемпиона Хейкки Ковалайнена . После единственного выступления в 2017 году чемпион мира Формулы-1 2009 года Дженсон Баттон выступал за команду Кунимицу в 2018 и 2019 годах, выиграв титул в 2018 году.
Среди известных гонщиков класса GT300 — Нобутеру Танигучи из Goodsmile Racing , который также хорошо известен как участник D1GP. [ 41 ] и Манабу Оридо , бывший судья D1GP, в настоящее время выступающий за команду apr Racing. Другими известными гонщиками в этой категории были телеведущая и певица Хироми Козоно и Масахико Кондо , который также был поп-звездой, актером и гонщиком, ставшим владельцем команды GT500. Еще одним популярным гонщиком GT300 был Тецуя Ямано, который руководит собственной автошколой и три года подряд одерживал победу в классе GT300 в Сепанге.
Чемпионы
[ редактировать ]Всего во всех классах 36 гонщиков выиграли чемпионат пилотов Super GT. В Японии было 26 гонщиков-победителей. Из десяти гонщиков неяпонского происхождения, ставших чемпионами, восемь выиграли чемпионат пилотов в классе GT500, а Макао гонщик Андре Коуту и бразильский гонщик Жоау Паулу де Оливейра выиграли чемпионат в классе GT500. Класс GT300.
Итальянский гонщик Ронни Кинтарелли выиграл наибольшее количество чемпионских титулов среди пилотов - четыре. Квинтарелли также является рекордсменом по количеству чемпионских титулов, выигранных гонщиками неяпонского происхождения, и по количеству выигранных чемпионатов по количеству водителей в классе GT500 - четыре. Тацуя Катаока и Нобутэру Танигучи разделили рекорд по количеству выигранных чемпионатов среди пилотов в классе GT300 - три. Тэцуя Ямано был первым гонщиком, выигравшим многократный чемпионат, а также первым двукратным чемпионом в этом виде спорта, причем все они выигрывали подряд. Трое гонщиков, Тораносукэ Такаги в 2005 году, Дженсон Баттон в 2018 году и Нирей Фукузуми в 2019 году, сумели выиграть чемпионат в своей первой попытке за весь сезон. По состоянию на конец сезона 2019 года Масатака Янагида и Казуя Осима являются единственными гонщиками в истории серии, выигравшими чемпионский титул среди пилотов в обоих классах.
Международные прямые телетрансляции
[ редактировать ]Multiverse Partners через Haro Sports & Entertainment осуществляет международную синдикацию контента Autobacs Super GT Series 2019 (за пределами Японии и Таиланда).
- Motorsport.tv – Международная прямая трансляция (кроме Японии) – платный доступ к прямым трансляциям, бесплатный доступ к основным моментам.
- Международная прямая трансляция (кроме Японии), ранее выходившая на The Race , — бесплатный доступ.
- Astro – прямая трансляция из Малайзии в приложениях Astro SuperSport, Astro SuperSport HD и Astro GO.
- One Sports - Филиппины в прямом эфире на каналах One Sports , One Sports+ и SPOTV .
- Медиа Нусантара Читра - Индонезия в прямом эфире на канале MNCTV .
- PPTV — прямая трансляция Таиланда на каналах PPTV HD и SMM TV.
- Mediacorp -Сингапур в прямом эфире на 5-м канале .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «JGTC — Чемпионат Японии GT (Grand Touring)» . www.japanesesportcars.com . Архивировано из оригинала 27 октября 2004 года . Проверено 6 июня 2022 г.
- ^ «История JGTC» . Слот-гонки IMCA.
- ^ «Сезон JGTC 1993» . WSPR Гонки.
- ^ «DTM и Super GT создают первый класс» . Motorsport.com . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. «Что нового в Super GT в этом сезоне? – dailysportscar.com» . www.dailysportscar.com . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «[Регулярная пресс-конференция GTA: Rd.1 Окаяма] Представитель GTA Бандо отвечает о правилах GT500, правилах гонок в Окаяме, будущих мерах по предотвращению инфекций и т. д. | ОФИЦИАЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ SUPER GT» [[Регулярная пресс-конференция GTA: Rd.1 Окаяма ] Председатель GTA Бандо рассказывает о правилах GT500, ПБ для раунда Окаяма и будущих мерах по борьбе с инфекцией. supergt.net . 11 апреля Проверено 2022 г. .
- ^ «SUPER GT объясняет причины проведения гонок на 450 км» . us.motorsport.com . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ «Ньюин представит японские сериалы на трассе Бурирам» . Почта Бангкока . 12 августа 2013 г.
- ^ Достигнуто первоначальное соглашение на корейский раунд 2013 года. Шаг вперед к открытию мероприятия в Корее. supergt.net . 16 декабря 2012 г.
- ^ Уоткинс, Гэри. «10-часовая гонка GT3 заменит этап Suzuka 1000km Super GT в 2018 году» . Autosport.com . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Килшоу, Джейк. «Suzuka 10H заменит Сепанг в расписании IGTC» . Спорткар365 . Проверено 28 июля 2017 г.
- ^ «Медиа-руководство по SUPER GT 2022» (PDF) . СУПЕР GT.net . 22 июня 2022 г. с. 16 . Проверено 13 декабря 2022 г.
- ^ Килби, Стивен. «Бьёрн Вирдхайм: «LMP1 от GT500 — не большой шаг» – dailysportscar.com» . www.dailysportscar.com . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Тест 1-го тура» . супер ГТ. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 7 ноября 2006 г.
- ^ «Официальный тест 1-го тура» . Супер ГТ. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 г. Проверено 10 ноября 2006 г.
- ^ Тукрал, Рахит (13 января 2023 г.). «Honda Civic Type R представлен к сезону SUPER GT 2024 года» . Motorsport.com . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ «Honda меняет компоновку двигателя NSX для эпохи Класса 1» .
- ^ «Ключевые моменты для понимания нового автомобиля GT500, который наконец появился» . Интернет-сайт AUTOSPORT (на японском языке) , дата обращения 1 августа 2017 г. .
- ^ «Машины GT500 модели 2017 года, представленные тремя производителями на выставке Twin Ring Motegi» . supergt.net (на японском языке) . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. (15 августа 2016 г.). «KERS запрещен правилами GT500 2017 года» . Мир Супер GT . Проверено 8 августа 2017 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. «Что нового в Super GT в этом сезоне? – dailysportscar.com» . www.dailysportscar.com . Проверено 28 ноября 2020 г.
- ^ «Toyota подтверждает возвращение Supra в Super GT» . us.motorsport.com . Проверено 11 декабря 2019 г.
- ^ «Базовое название нового автомобиля Lexus GT500 будет «RC-F»» as-web.jp, 10 января 2014 г. Получено 18 января 2014 г. .
- ^ «Honda Worldwide | 16 августа 2013 г. Honda представляет NSX CONCEPT-GT, предназначенный для участия в классе GT500 серии SUPER GT 2014 года» . world.honda.com . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. (2 ноября 2016 г.). «Встречайте Honda NSX-GT 2017 года» . Мир Супер GT . Проверено 10 мая 2017 г.
- ^ Коллинз, Сэм (26 августа 2016 г.). «Материнское шасси GT300» . Машиностроение гоночных автомобилей . Проверено 26 июля 2017 г.
- ^ «~Гоночный автомобиль-фантом, построенный в 1977 году, снова стал коммерческим автомобилем!~Выпущен оригинальный суперспортивный автомобиль Mooncraft «Shiden» . Архивировано из оригинала 07.09.2011 . Проверено 4 сентября 2011 г. .
- ^ Коллинз, Сэм (17 ноября 2015 г.). «Toyota Prius и Honda CR-Z выходят из Super GT — Racecar Engineering» . Машиностроение гоночных автомобилей . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Коллинз, Сэм (4 июля 2012 г.). «Honda демонстрирует новый гибрид GT300 — Racecar Engineering» . Машиностроение гоночных автомобилей . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Коллинз, Сэм (15 января 2016 г.). «Представлен новый GT300 Toyota Prius - Racecar Engineering» . Машиностроение гоночных автомобилей . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Объявлен новый претендент на Toyota Prius Super GT» .
- ^ Дэгис, Джон. «СРО создаст специализированный BoP GT3 для Super GT — Sportscar365» . Спорткар365 . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. (24 июля 2017 г.). «Председатель GTA Бандо рассказывает о расписании на 2018 год на пресс-конференции Sugo» . Мир Супер GT . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ Центральный элемент GT300 этого сезона: представлен SGT Evora (на японском языке).
- ^ «Nissan/NMC объявляет программу автоспорта на 2024 год» . nismo.co.jp . 15 февраля 2024 г. Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ «Разъяснение правил SUPER GT» . Понятные правила соревнований по автоспорту (на японском языке) . Проверено 1 августа 2017 г. .
- ^ О системе ограничения по весу. Архивировано 14 ноября 2008 г. в Wayback Machine (на английском языке).
- ^ «Забавная книга Super GT» (PDF) . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ «Ключевые моменты пересмотра правил SUPER GT 2017 года» . supergt.net (на японском языке) . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. (22 февраля 2017 г.). «Спортивные правила Super GT 2017: ограничители расхода топлива возвращаются, воскресные тренировки отменены» . Мир Супер GT . Проверено 27 июля 2017 г.
- ^ О'Коннелл, Р.Дж. «Скиталец: 24-часовое путешествие Нобутэру Танигучи в спа-центр» . www.dailysportscar.com . Проверено 27 июля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]