де Хэвилленд Канада DHC-5 Баффало
DHC-5 Буффало | |
---|---|
CC-115 Buffalo из 442-й транспортно-спасательной эскадрильи в аэропорту Рокклифф в Оттаве , 2004 г. | |
Роль | Вспомогательный самолет |
Производитель | де Хэвилленд Канада |
Первый полет | 9 апреля 1964 г. |
Введение | 1965 |
Статус | В ограниченном использовании |
Основной пользователь | Королевские ВВС Канады |
Произведено | 1965–1972, 1974–1986 |
Количество построенных | 122 |
Разработано на основе | Де Хэвилленд Канада DHC-4 Карибу |
De Havilland Canada DHC-5 Buffalo самолет с коротким взлетом и посадкой ( STOL транспортный — это турбовинтовой ), разработанный на основе более раннего поршневого двигателя DHC-4 Caribou . Самолет обладает исключительными характеристиками взлета и посадки и способен взлетать на расстояния, намного меньшие, чем даже большинство легких самолетов могут преодолеть .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Buffalo возник в результате потребности армии США в 1962 году в транспортном средстве взлета и посадки, способном нести ту же полезную нагрузку, что и вертолет CH-47A Chinook . [ 1 ] De Havilland Canada основала свой проект, отвечающий этим требованиям, на увеличенной версии своего DHC-4 Caribou , уже находящегося на вооружении армии США, с General Electric T64, турбовинтовыми двигателями а не с Pratt & Whitney R-2000. поршневые двигатели Карибу. (22 сентября 1961 года он уже летал на Caribou с двигателем T64). [ 1 ]
Разработка Де Хэвилленда, DHC-5 Buffalo, была выбрана победителем конкурса армии США в начале 1963 года, когда были заказаны четыре DHC-5, получившие обозначение YAC-2 (позже CV-7A , а затем C-8A ). [ 2 ] Первый из этих самолетов совершил свой первый полет 9 апреля 1964 года. [ 3 ] Все четыре самолета были поставлены в 1965 году, Buffalo нес почти в два раза больше полезной нагрузки, чем Caribou, но имел лучшие характеристики взлета и посадки. Прототип CV-7A был представлен производителем на Парижском авиасалоне 1965 года с маркировкой армии США. Однако дальнейших приказов США не последовало, поскольку в начале 1967 года (см. соглашение Джонсона-МакКоннелла 1966 года ) политика межвидовых отношений привела к передаче крупных транспортных самолетов ВВС США . [ 2 ] которые считали себя достаточно оснащенными поставщиком Fairchild C-123 .
По данным компании, взлетная дистанция над препятствием длиной 50 футов (15 м) составляет 1210 футов (369 м) при весе 41 000 фунтов (18 597 кг), а посадочная дистанция более 50 футов (15 м) составляет 980 футов (299 м). при весе 39 100 фунтов (17 735 кг) для модели DHC-5A. [ 4 ]
В начале 1980-х годов компания de Havilland Canada попыталась модифицировать Buffalo для гражданского использования. Самолет должен был получить обозначение «Транспортер». После потери демонстрационного самолета (SN 103 C-GCTC ) на авиасалоне в Фарнборо в 1984 году , [ 5 ] проект был заброшен.
Серийный DHC-5D Buffalo использовался для установления рекордов времени набора высоты в весовой категории 12 000–16 000 кг (26 000–35 000 фунтов) 16 февраля 1976 года, достигнув 3000 метров (9800 футов) за 2 минуты 12,75 секунды, 6000 метров. (20 000 футов) в 4 минуты 27,5 секунды и 9000 метров (30 000 футов) за 8 минут 3,5 секунды. [ 6 ]
Новое производство
[ редактировать ]24 февраля 2006 года компания Viking Air из Виктории, Британская Колумбия , производитель запасных частей для всех снятых с производства самолетов de Havilland Canada, приобрела сертификаты типа у Bombardier Aerospace для всех версий серий от DHC-1 до DHC-7. самолетов, что дает компании «Викинг» эксклюзивные права на производство и продажу новых самолетов этих типов. В декабре 2008 года компания Viking Air заявила о своем намерении снова запустить серию Buffalo в производство на своем заводе в Виктории, Британская Колумбия, или в Калгари, Альберта . Потенциальный новый серийный Buffalo должен был иметь турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney Canada PW150 , стеклянную кабину , улучшенное зрение и возможность использования очков ночного видения . Самолет был предложен в качестве замены существующих DHC-5A в парке Королевских ВВС Канады, но не вошел в число трех самолетов, прошедших окончательную оценку в 2016 году, в которой был выбран EADS CASA C-295 . [ 7 ] [ 8 ] В 2014 году было получено несколько писем о намерениях по созданию DHC-5NG. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]В конце 1965 года один из прототипов DHC-5, находящихся на вооружении армии США, был переброшен на авиабазу Бьенхоа в Южном Вьетнаме на трехмесячный оценочный период и приписан к 2-му летному взводу 92-й авиационной роты . [ 10 ]
Королевские ВВС Канады впервые приобрели 15 самолетов DHC-5A, получивших обозначение CC-115, для тактических транспортных средств. Первоначально они эксплуатировались в CFB St Hubert, QC, 429-й эскадрильей в роли тактической авиации в составе мобильного командования. В 1970 году самолеты Buffalo были переведены на транспортно-спасательные функции в составе 442-й , 413-й и 424-й эскадрилий в составе Транспортного командования. 426-я эскадрилья также управляла самолетом для тренировок. Некоторые из них были сданы в аренду или переданы в аренду фабрике для испытаний и в конечном итоге вернулись на военную службу.
Три самолета также использовались в миссиях ООН на Ближнем Востоке в составе транспортного подразделения № 116 до 1979 года. Они имели белую окраску, которая сохранялась, пока они служили на внутреннем транспорте с 424-й эскадрильей между развертываниями. 9 августа 1974 года самолет CC-115 Buffalo 115461 канадских вооруженных сил был сбит сирийской ракетой класса «земля-воздух» , в результате чего погибли все девять военнослужащих CF, находившиеся на борту. Это самая крупная потеря жизней среди канадцев в ходе миссии ООН, а также самый последний сбитый канадский военный самолет.
Производство DHC-5A закончилось в 1972 году после продаж в Бразилию и Перу , но возобновилось с выпуском модели DHC-5D в 1974 году. Этот вариант был продан нескольким зарубежным военно-воздушным силам, начиная с Египта . Производство DHC-5D закончилось в декабре 1986 года. [ 11 ]
В 1975 году Buffalo отказался от своей тактической транспортной роли и был преобразован в внутренний поисково-спасательный самолет, за исключением нескольких, которые продолжали служить в миссиях ООН. Первоначальная схема окраски переоборудованных самолетов SAR была бело-красной, в то время как другие все еще имели исходную серую окраску. Предыдущая серая и белая краска в конечном итоге были заменены характерной желто-красной схемой, обычно встречающейся сегодня. Количество самолетов было сокращено до восьми: шесть находятся на действительной службе, один находится на хранении (недавно демонтирован) и один используется для отработки боевых действий. Остальные боевые «Буффало» выполняют функции поиска и спасения 442-й эскадрильи в CFB Comox . В 2011 году Воздушное командование было переименовано в Королевские ВВС Канады , а это означает, что CC-115 служил в составе RCAF, Air Command, а теперь снова в RCAF. На смену Buffalo пришли самолеты CC-130 Hercules на поисково-спасательных базах в CFB Greenwood и CFB Trenton . Еще в 2002 году Канада попыталась заменить парк самолетов Buffalo и SAR Hercules на более новые самолеты. [ 12 ] Некоторое время вероятной заменой считался Alenia C-27J Spartan, и правительство рассматривало возможность закупки нового самолета у единственного поставщика. [ 13 ] Однако после изменений в оборонном бюджете Канады, а также обвинений в предвзятости со стороны аэрокосмической промышленности, [ нужна ссылка ] программа замены Buffalo была возобновлена как открытый конкурс. После проверки Национального исследовательского совета, Министерства национальной обороны, а также консультаций с канадской аэрокосмической промышленностью в 2015 году был опубликован запрос предложений. [ 14 ] Среди участников торгов были Alenia, предлагающая C-27J Spartan , Airbus Defense and Space со своим C-295 и Embraer со своим KC-390 . В 2016 году Министерство национальной обороны заключило с Airbus контракт на поставку 16 самолетов C-295, поставка которых должна начаться в 2019 году и продлится до 2022 года. [ 12 ]
15 января 2022 года RCAF официально списали два последних действующих CC-115. [ 15 ] Списанный, но действующий самолет находится в Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве. [ 16 ]
Демонстраторы новых технологий
[ редактировать ]Buffalo был подходящим планером для переоборудования для демонстрации некоторых новых технологий.
Исследовательский самолет взлета и посадки с реактивным крылом и расширенными закрылками
[ редактировать ]Совместная исследовательская программа НАСА и правительства Канады по концепциям крыла-усилителя началась в 1965 году и завершилась необходимостью создания экспериментального самолета. Самолет НАСА C-8A Buffalo (позже названный Bisontennial в 1976 году) был модифицирован в 1972 году для исследования взлетно-посадочной полосы самолета с дополнительным крылом. Модификации были выполнены компаниями Boeing , de Havilland Canada и Rolls-Royce of Canada Ltd. Крыло имело уменьшенный размах, чтобы обеспечить реальную нагрузку на крыло для будущих самолетов. Он также имел полноразмахные предкрылки передней кромки, выдувные элероны и двусторонние закрылки, закрывающие проход в форме Вентури. Обычные турбовинтовые двигатели были заменены двухконтурными двигателями Rolls-Royce Spey 801 SF (Split Flow) с новым перепускным каналом, который разделял горячий и холодный потоки, обеспечивая как движение, так и дополнительный поток воздуха в подъемную систему с приводом. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Горячий поток направлялся через поворотные сопла двигателя Pegasus, чтобы обеспечить его отклонение вместе с закрылками вниз. Холодный поток направлялся в заслонку Вентури и увлекал за собой дополнительный поток воздуха. [ 21 ] Начиная с 1972 года, когда был совершен первый полет в этой экспериментальной конфигурации, этот самолет использовался совместно Исследовательским центром Эймса НАСА и Министерством промышленности, торговли и коммерции Канады для исследований СВП. [ 19 ] [ 22 ]
Тихий ближнемагистральный исследовательский самолет
[ редактировать ]В конце 1970-х и начале 1980-х годов НАСА использовало еще один C-8A Buffalo в программе «Тихий ближнемагистральный исследовательский самолет». [ 17 ] [ 18 ] [ 23 ] : 153 [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Компания Boeing спроектировала и установила экспериментальное стреловидное крыло , сверхкритическое включающее систему управления пограничным слоем . [ 24 ] [ 25 ] : 8 Вместо стандартных двигателей этот самолет был оснащен четырьмя прототипами турбовентиляторных двигателей Avco Lycoming YF102 с большим двухконтурным режимом (первоначально из программы Northrop YA-9 ), установленных над крылом, чтобы воспользоваться эффектом Коанды . [ 25 ] : 9–10 В 1980 году этот самолет участвовал в авианосных испытаниях на борту военного корабля США «Китти Хок» , продемонстрировав характеристики взлета и посадки без использования катапульт или тормозного устройства. [ 18 ] [ 23 ] : 154
В настоящее время самолет хранится в Исследовательском центре Эймса НАСА в Маунтин-Вью, Калифорния . [ 27 ]
Система посадки самолета на воздушной подушке
[ редактировать ]После демонстрации самолетов Bell с использованием легкой амфибии Lake LA-4 с шасси на воздушной подушке разработка этого типа шасси была продолжена совместными усилиями ВВС США и правительства Канады путем модернизации аналогичной системы для среднего грузового транспорта, Буффало. [ 28 ] Подача воздуха на подушку обеспечивалась комплектом подачи воздуха, состоящим из ПТ6Ф-70 и двухступенчатого осевого вентилятора под каждым крылом. Самолет также имел подкрыльевые комбинированные поплавки/салазки. [ 29 ] [ 30 ]
Варианты
[ редактировать ]- DHC-5 Буффало
- Первоначально проектировался как двухмоторный тактический транспортный самолет с возможностью взлета и посадки для армии США . Первоначальное обозначение армии США AC-2 .
- ДХК-5А
- Транспортный самолет общего назначения для ВВС Бразилии , Королевских ВВС Канады и ВВС Перу . Канадское обозначение CC-115 .
- ДХК-5Б
- Предлагаемая версия оснащена двумя турбовинтовыми двигателями General-Electric CT64-P4C. Не построен.
- ДХК-5С
- Предлагаемая версия оснащена двумя турбовинтовыми двигателями Rolls-Royce Dart RDa.12. Не построен.
- ДХК-5Д
- Усовершенствованная версия, оснащенная двумя турбовинтовыми двигателями General Electric CT64-820-4 мощностью 2336 кВт (3133 л.с.).
- Транспортер DHC-5E
- Гражданский транспортный вариант.
- НАСА/DITC C-8A ЗИМА
- Один самолет C-8A переоборудован в исследовательский самолет с дополнительным крылом.
- XC8A ACLS
- Один самолет С-8А переоборудован в исследовательский самолет с системой посадки на воздушной подушке.
- НАСА / Боинг QSRA C-8A
- Один C-8A переоборудован в тихий ближнемагистральный исследовательский самолет.
- Викинг DHC-5NG Буффало НГ
- Предлагаемая модернизированная новая серийная версия, которая будет построена Viking Air. NG — это маркетинговый термин компании, обозначающий следующее поколение. [ 31 ] [ 32 ]
Канадские военные обозначения
[ редактировать ]- СС-115
- Канадское военное обозначение 15 DHC-5A.
Военные обозначения США
[ редактировать ]- АС-2
- Обозначение четырех DHC-5 для оценки армией США.
- ЦВ-7А
- Переименование четырех самолетов AC-2 армии США.
- С-8А
- Обозначение ВВС США для четырех CV-7A, переданных из армии в 1967 году.
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]- Summit Air (8199400 Canada Inc.) эксплуатировала два DHC-5D (бывшее Oman Police Air Wing 1979 и 1981/ Shuttle Air Cargo (Конго); передано из Arctic Sunwest Charters в 2013 году); C-FASV был продан компании Nyassa Air Taxi (Малави) в 2015 г. с сдачей в аренду ООН. OFP [ 33 ] и C-FASY хранятся с 2012 г. (регистрация актов гражданского состояния отменена в 2015 г.) [ 34 ]
- Эфиопские авиалинии 1 DHC-5D (ET-AHI погиб в катастрофе 1988 г.)
- Nyassa Air Taxi 1 бывший Summit Air DHC-5D
Военный
[ редактировать ]Это список бывших военных операторов. Последние шесть самолетов RCAF Buffalo служили в составе 442-й транспортно-спасательной эскадрильи, базирующейся в Комоксе, Британская Колумбия, пока этот тип не был окончательно выведен из эксплуатации в 2022 году после 55 лет службы. [ 36 ]
- Воздушное крыло Сил обороны Абу-Даби - (в отставке). [ 37 ]
- ВВС Объединенных Арабских Эмиратов (в отставке)
- Бразильские ВВС (в отставке)
- ВВС Камеруна (в отставке)
- Королевские ВВС Канады [ 38 ] (Ушедший на пенсию) [ 15 ]
- Чилийские ВВС (в отставке)
- Демократическая Республика Конго (ранее Заир )
- ВВС Демократической Республики Конго (в отставке)
- Эквадорские ВВС (в отставке)
- Эквадорская армия (в отставке)
- ВВС Египта (9) (в отставке)
- Индонезийская армия (бывший ОАЭ, в отставке)
- ВМС Индонезии (бывший ОАЭ, в отставке)
- Кенийские ВВС (в отставке)
- ВВС Мавритании - купили четыре DHC-5D в 1978 году. [ 39 ] (Ушедший на пенсию)
- ВМС Мексики (в отставке)
- Воздушное крыло Королевской полиции Омана (в отставке)
- Перуанские ВВС (в отставке)
- Суданские ВВС - 4 (в отставке)
- Командование ВВС Танзании - 6 (в отставке)
- Военные Того (в отставке)
- ВВС Замбии (в отставке)
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Всего зафиксировано 26 происшествий с потерей корпуса.
- 9 августа 1974 года самолет CC-115 канадских вооруженных сил, действовавший по заказу Организации Объединенных Наций, был сбит над Сирией, в результате чего погибли пять членов экипажа и четыре пассажира. [ 40 ]
- 27 мая 1979 года самолет DHC-5D исламских ВВС Мавритании разбился в море у побережья Дакара , Сенегал, в результате чего погибли все 12 пассажиров самолета. премьер-министр Мавритании Ахмед ульд Бусейф . В результате крушения погиб [ 41 ]
- На авиашоу в Фарнборо DHC-5D 1984 года демонстрация взлета и посадки закончилась очень тяжелой посадкой, в результате которой самолет был разрушен. [ 42 ] [ 43 ]
- 21 июня 1989 года самолет DHC-5D Buffalo де Хэвилленд Канада ВВС Перу врезался в гору недалеко от Тармы , в результате чего погибли все шесть членов экипажа и 53 пассажира в самой смертоносной аварии с участием DHC-5 Buffalo. [ 44 ]
- 17 февраля 1990 года самолет de Havilland Canada DHC-5D Buffalo ВВС Замбии разбился при подлете к аэропорту Лусака в Лусаке , Замбия , в результате чего погибли все 29 человек на борту. [ 45 ]
- 16 апреля 1992 года у самолета de Havilland Canada DHC-5D Buffalo ВВС Кении потерял мощность один из двигателей, и во время захода на посадку он пролетел мимо взлетно-посадочной полосы и врезался в жилой район недалеко от авиабазы Мои в Кении . В результате аварии погибли все 42 пассажира, четыре члена экипажа и шесть человек на земле. [ 46 ]
- 27 апреля 1993 года самолет ВВС Замбии de Havilland Canada DHC-5D Buffalo, перевозивший большую часть национальной футбольной команды Замбии на отборочный матч чемпионата мира по футболу против Сенегала в Дакаре, разбился вскоре после взлета с дозаправки в Либревиле , Габон . Выживших не было. [ 47 ]
Технические характеристики (DHC-5D)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1982–83 гг. [ 48 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот и командир экипажа)
- Вместимость: 41 военнослужащий или 24 носилки или полезная нагрузка 18 000 фунтов (8 200 кг).
- Длина: 79 футов 0 дюймов (24,08 м)
- Размах крыльев: 96 футов 0 дюймов (29,26 м)
- Высота: 28 футов 8 дюймов (8,74 м)
- Площадь крыла: 945 кв. футов (87,8 м 2 )
- Соотношение сторон : 9,75:1
- Профиль профиля : корень: NACA 64 3 A417.5 (мод); совет: NACA 63 2 A615
- Пустой вес: 25 160 фунтов (11 412 кг)
- Максимальный взлетный вес: 49 200 фунтов (22 317 кг)
- Запас топлива: 1755 имп галлонов (2108 галлонов США; 7980 л)
- Силовая установка: 2 двигателя General Electric CT64-820-4 турбовинтовых мощностью 3133 л.с. (2336 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton Standard 63E60-25, диаметром 14 футов 6 дюймов (4,42 м), полностью флюгированные гребные винты с реверсивным шагом.
Производительность
- Крейсерская скорость: 227 узлов (261 миль в час, 420 км/ч) максимум на высоте 10 000 футов (3 000 м).
- Скорость сваливания: 73 узла (84 миль в час, 135 км/ч) с закрылками 40 градусов при весе 46 900 фунтов (21 273 кг)
- Дальность: 600 миль (690 миль, 1100 км) на высоте 10 000 футов (3048 м) с максимальной полезной нагрузкой
- Перегоночная дальность: 1770 миль (2040 миль, 3280 км), без полезной нагрузки
- Практический потолок: 31 000 футов (9 400 м)
- Пределы g: 2,5 г (предельная нагрузка при маневрировании)
- Скорость набора высоты: 1820 футов/мин (9,2 м/с).
- Разбег: 2300 футов (701 м)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 2750 футов (838 м) (средний диапазон ЦТ)
- Посадочный пробег: 850 футов (259 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 2010 футов (613 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Air International , август 1976 г., с. 59.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1990, с. 104.
- ^ Air International , август 1976 г., стр. 70.
- ^ de Havilland Canada: Тактический транспортный транспорт DHC-5A Buffalo STOL , стр. 6. de Havilland Canada, май 1971 г.
- ^ «Описание аварии на самолете Havilland Canada DHC-5D Buffalo, вторник, 4 сентября 1984 г., 16:18» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 11 января 2017 г.
- ^ Air International , август 1976 г., стр. 64.
- ^ Найлз, Расс (23 декабря 2008 г.). «Викинг предлагает воскресить DHC-5 Buffalo» . AVweb.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2009 года.
- ^ Брюстер, Мюррей (8 декабря 2016 г.). «Airbus выбрала замену 50-летним поисковым самолетам RCAF» . CBC.ca. Архивировано из оригинала 2 июня 2017 года.
- ^ Сарсфилд, Кейт (12 июля 2012 г.). «ФАРНБОРО: Viking оценивает рынок для перезапуска DHC-5 Buffalo» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 18 сентября 2012 года . Проверено 30 марта 2013 г.
- ^ «Де Хэвилленд (DHC-5) Буффало, страница 2» . Веб-сайт de Havilland Caribou (DHC-4) и Buffalo (DHC-5) . Архивировано из оригинала 3 июля 2009 года . Проверено 3 мая 2010 г.
- ^ Тейлор 1988, с. 21.
- ^ Jump up to: а б Тримбл, Стивен (8 декабря 2016 г.). «C295 выигрывает канадский конкурс FWSAR» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 26 февраля 2018 года.
- ^ «DND рассмотрит единую заявку на поисковые самолеты: отчет» . CBC.ca. 3 января 2007 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2008 г.
- ^ «Хронология закупок: Поисково-спасательный самолет» . Государственные услуги и закупки Канады. 7 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Национальная оборона (16 января 2022 г.). «Заключительный боевой полет самолета CC-115 Buffalo» . www.canada.ca . Проверено 16 января 2022 г.
- ^ «Последний действующий CC-115 Buffalo находит последнее пристанище в Канадском музее авиации и космонавтики» .
- ^ Jump up to: а б Баугер, Джозеф Ф. «Серийные номера ВВС США 1963 года». Архивировано 12 января 2009 года в Wayback Machine USAAS-USAAC-USAAF-USAF Серийные номера самолетов — с 1908 по настоящее время , 2008 год. Дата обращения: 13 сентября 2009 года.
- ^ Jump up to: а б с Бузер, Уэйн Э. «Буйволы НАСА». Архивировано 30 октября 2008 года на веб-сайте Wayback Machine The deHavilland Caribou (DHC-4) и Buffalo (DHC-5) , 2006. Дата обращения: 13 сентября 2009 года.
- ^ Jump up to: а б «Первый полет самолета-усилителя». Архивировано 20 марта 2009 г. в Wayback Machine The Astrogram , том XIV, выпуск 16, 11 мая 2005 г., стр. 1–2. Проверено: 13 сентября 2009 г.
- ^ "N716NA." Архивировано 12 января 2009 года на сайте Wayback Machine Airliners.net , Aviation Photos. Проверено: 13 сентября 2009 г.
- ^ https://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1972/1972%20-%200443.html [ мертвая ссылка ]
- ^ "STOL Buffalo Flies". Архивировано 8 октября 2012 года в Wayback Machine Flight International , том 101, выпуск 3295, стр. 658. Дата обращения: 13 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Нортон, Билл. Прародители СВП: технологический путь к большому СВП и C-17A . Архивировано 10 октября 2016 года в Wayback Machine Рестон, Вирджиния: AIAA, 2002. ISBN 978-1-56347-576-4 .
- ^ Jump up to: а б «CV-7/C-8A Buffalo/DHC-5». Архивировано 11 декабря 2008 года на сайте Wayback Machine GlobalSecurity.org . Проверено: 13 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с Шовлин, Майкл Д. и Джон А. Кокрейн. «Обзор программы бесшумных ближнемагистральных исследовательских самолетов». Архивировано 22 февраля 2014 года на сайте Wayback Machine nasa.gov , 1978. Дата обращения: 13 сентября 2009 года.
- ^ "N715NA." Архивировано 12 января 2009 года на сайте Wayback Machine Airliners.net , Aviation Photos. Проверено: 13 сентября 2009 г.
- ^ «Карты Google» . Карты Гугл . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Эрл, Т.Д. (апрель 1979 г.). Исследование применения шасси на воздушной подушке (отчет). НАСА. п. 1.
- ^ Салливан, Кеннет Х.; Милберри, Ларри (1989). Сила: История Pratt & Whitney Canada . Книги КАНАВ. п. 193. ИСБН 978-0-921022-01-5 .
- ^ https://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1973/1973%20-%200402.html?search=february%20buffalo%20air-cushion [ мертвая ссылка ]
- ^ «DHC-5NG Buffalo против C-27J Spartan». Архивировано 29 декабря 2009 года в Wayback Machine Viking Air , январь 2009 года. Дата обращения: 13 сентября 2009 года.
- ^ "Новости Баффало НГ". Архивировано 23 февраля 2010 года в Wayback Machine Viking Air , январь 2009 года. Дата обращения: 13 сентября 2009 года.
- ^ «Регистрационные данные для C-FASV (Summit Air) DHC-5 Buffalo-D — PlaneLogger» .
- ^ «Регистрационные данные для C-FASY (Summit Air) DHC-5 Buffalo-D — PlaneLogger» .
- ^ Роде, Андреас. «Поездка на буйволе – с Arctic Sunwest Charters». Airways , том 15, № 12, выпуск 156, февраль 2009 г., стр. 30–35. ISSN 1074-4320. Примечание. Только два из 126 построенных самолетов Buffalo были предназначены для коммерческого оператора – Эфиопских авиалиний.
- ^ «Де Хэвилленд Канада DHC-5/CC-115 Buffalo» . Королевский музей авиации Западной Канады . 18 июля 2022 г. Проверено 28 марта 2024 г.
- ↑ Список Buffalo . Архивировано 27 апреля 2016 г. на Wayback Machine , DHC4and5.org.
- ^ Воздушное командование канадских вооруженных сил - CC-115 - Обзор. Архивировано 5 декабря 2010 г. на Wayback Machine и Воздушное командование канадских вооруженных сил - CC-115 - Технические характеристики. Архивировано 6 декабря 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ Купер, Том; Грандолини, Альберт (2018). Столкновение в Западной Сахаре, Том 1: Воздушная война над последней африканской колонией, 1945–1975 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 47. ИСБН 978-1-912390-35-9 .
- ^ Рантер, Харро. «Де Хэвилленд Канада CC-115 Буффало 115461» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ «Авария в Хэвилленде, Канада, DHC-5D Buffalo 5T-MAX, воскресенье, 27 мая 1979 года» . asn.flightsafety.org . Проверено 22 августа 2024 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN de Havilland Canada DHC-5D Buffalo C-GCTC в аэропорту Фарнборо (FAB)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 1 января 2019 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ «Ютуб» . www.youtube.com . 16 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2016 г. . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авария самолета ASN de Havilland Canada DHC-5D Buffalo FAP-329 Tarma» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 19 марта 2014 года . Проверено 31 декабря 2018 г.
- ^ Рантер, Харро. «Авиакатастрофа ASN de Havilland Canada DHC-5D Buffalo AF-316 в аэропорту Лусаки (LUN)» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 9 ноября 2012 года . Проверено 28 декабря 2020 г.
- ^ Рантер, Харро. «Описание несчастного случая» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности. Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 18 января 2017 г.
- ^ «Командный сбой» . Рейс Интернешнл . Том. 143, нет. 4368. 11 мая 1993. с. 12. Архивировано из оригинала 8 октября 2012 года . Проверено 13 сентября 2009 г.
- ^ Тейлор 1982, стр. 25–26.
Библиография
[ редактировать ]- «DHC-5D ... Более мощный буйвол». Эйр Интернешнл . Том. 11, нет. 2. Бромли, Великобритания: Fine Scroll. Август 1976. стр. 59–67.
- Хардинг, Стивен (ноябрь – декабрь 1999 г.). «Канадские связи: склонность авиации армии США к канадским типам». Энтузиаст авиации (84): 72–74. ISSN 0143-5450 .
- Хардинг, Стивен (1990). Самолеты армии США с 1947 года: иллюстрированный справочник . Шиффер Паб. ISBN 1-85310-102-8 .
- Хотсон, Фред В. (1983). История Де Хэвилленд Канада . Канавские книги. ISBN 978-0-9690703-2-0 .
- Хойл, Крейг (8–14 декабря 2015 г.). «ВВС мира 2015». Рейс Интернешнл . Том. 188, нет. 5517. стр. 26–53. ISSN 0015-3710 .
- Милберри, Ларри (1979). Авиация в Канаде . Торонто: МакГроу-Хилл Райерсон. ISBN 0-07-082778-8 .
- Молсон, Кеннет М.; Тейлор, Гарольд Энтони (1982). Канадские самолеты с 1909 года . «Крылья Канады». ISBN 978-0-920002-11-7 .
- Тейлор, Джон WR ; Мансон, Кеннет (1983). Jane's All the World's Aircraft 1982-83 . Ежегодники Джейн.
- Тейлор, Джон В.Р. (июнь 1988 г.). Jane's All the World Aircraft 1988-89 . Информационная группа Джейн, Инкорпорейтед. ISBN 978-0-7106-0867-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Де Хэвилленд Канада DHC-5 Баффало
- Самолет Де Хэвилленд Канада
- Канадский гражданский многоцелевой самолет 1960-х годов
- Канадский военный самолет 1960-х годов
- Высокоплановый самолет
- Самолет Викинг Эйр
- Т-образное хвостовое оперение самолета
- STOL aircraft
- Самолет совершил первый полет в 1964 году.
- Двухтурбовинтовой тягачный самолет