Иранская философия
Часть серии о |
Культура Ирана |
---|
Иранский портал |
Иранская философия ( персидский : иранская философия) или персидская философия [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] можно проследить вплоть до древнеиранских философских традиций и мыслей, берущих свое начало в древних индоиранских корнях и испытавших значительное влияние учения Заратустры . Согласно Оксфордскому философскому словарю , хронология предмета и науки философии начинается с индоиранцев, датирующих это событие 1500 годом до нашей эры. В Оксфордском словаре также говорится: «Философия Заратустры оказала влияние на западную традицию через иудаизм и, следовательно, на средний платонизм ».
На протяжении всей иранской истории и в связи с замечательными политическими и социальными изменениями, такими как арабское и монгольское вторжение в Персию, широкий спектр школ мысли демонстрировал разнообразные взгляды на философские вопросы, простирающиеся от древнеиранских традиций и, главным образом, связанных с зороастризмом , до школ, появляющихся в позднюю доисламскую эпоху, такие как манихейство и маздакизм, а также различные постисламские школы. Иранская философия после мусульманского завоевания Персии характеризуется различным взаимодействием с древнеиранской философией , греческой философией и с развитием исламской философии . Школа Просветления и Трансцендентная Философия считаются двумя основными философскими традициями той эпохи в Персии.
Древняя иранская философия
[ редактировать ]Зороастризм
[ редактировать ]Учение Заратустры (Зороастра) появилось в Персии в какой-то момент в период 1700-1800 гг. до н.э. [ 6 ] [ 7 ] Его мудрость стала основой религии зороастризма и в целом повлияла на развитие иранской ветви индоиранской философии. Заратустра был первым, кто трактовал проблему зла в философских терминах. [ 7 ] Он также считается одним из старейших монотеистов в истории религии. [ 8 ] Он придерживался этической философии, основанной на главенстве добрых мыслей (андишэ-э-ник), хороших слов (гофтыр-е-ник) и добрых дел (кердар-э-ник).
Работы Зороастра и зороастризма оказали значительное влияние на греческую и римскую философию . Платон узнал о зороастрийской философии через Евдокса и включил большую часть ее в свой платонический реализм . [ 9 ] Однако в III веке до нашей эры Колотес обвинил платоновскую «Республику» » Зороастра в плагиате частей «О природе , таких как «Миф об Эр» . [ 10 ] [ 11 ]
Заратустра был известен как мудрец, маг и чудотворец в постклассической западной культуре, хотя о его идеях почти ничего не было известно до конца восемнадцатого века. К этому времени его имя ассоциировалось с утраченной древней мудростью и было присвоено масонами и другими группами, заявлявшими о доступе к таким знаниям. Он появляется в опере Моцарта «Волшебная флейта » («Die Zauberflöte») под вариантом имени «Зарастро», который представляет моральный порядок в противовес «Царице ночи». Писатели эпохи Просвещения, такие как Вольтер, продвигали исследования зороастризма, полагая, что это форма рационального деизма , предпочтительная по сравнению с христианством. [ нужна ссылка ] .
В 2005 году Оксфордский философский словарь поставил Заратустру на первое место в хронологии философов. [ 12 ] [ 13 ] Влияние Заратустры сохраняется и сегодня, отчасти благодаря основанной им системе рациональной этики под названием Мазда-Ясна. Слово Мазда-Ясна авестийское и переводится с английского как «Поклонение мудрости». Энциклопедия «Естественная история» (Плиний) утверждает, что зороастрийцы позднее воспитали греков, которые, начиная с Пифагора , использовали аналогичный термин «философия» или «любовь к мудрости» для описания поиска окончательной истины. [ 14 ]
Греко-персидская эпоха
[ редактировать ]Мало что известно о положении философии во времена древнегреческих философов. Мы знаем, что персидская культура оказала влияние на создание стоической школы мысли, но в персидских писаниях ничего не осталось.
манихейство
[ редактировать ]Манихейство , основанное Мани , имело влияние от Северной Африки на Западе до Китая на Востоке. Его влияние тонко продолжается в западной христианской мысли через святого Августина Гиппона , который обратился в христианство из манихейства, которое он страстно осуждал в своих трудах, и чьи сочинения продолжают оказывать влияние среди католических, протестантских и православных богословов . Важным принципом манихейства была его дуалистическая космология / теология , которая разделяется с маздакизмом , философией, основанной Маздаком. В рамках этого дуализма существовало два первоначальных принципа вселенной: Свет, добрый; и Тьма, злой. Эти двое были смешаны в результате космической случайности, и роль человека в этой жизни заключалась в том, чтобы посредством хорошего поведения высвободить части себя, принадлежавшие Свету. Мани рассматривал смесь добра и зла как космическую трагедию, в то время как Маздак смотрел на это более нейтрально и даже оптимистично.
маздакизм
[ редактировать ]Маздак (ум. 524/528 г. н.э.) был протосоциалистическим персидским реформатором, получившим влияние во время правления сасанидского царя Кавада I. Он утверждал, что является пророком Бога и учредил программы общественного имущества и социального обеспечения.
Во многих отношениях учение Маздака можно понимать как призыв к социальной революции , и его называли ранним « коммунизмом ». [ 15 ] или протосоциализм. [ 16 ]
Зурванизм
[ редактировать ]Зурванизм характеризуется элементом своего Первого Принципа, которым является Время, «Зурван», как первородный творец. По словам Зенера, в зурванизме, по-видимому, есть три школы мысли, в основе каждой из которых лежит классический зурванизм:
Эстетический зурванизм
[ редактировать ]Эстетический зурванизм, по-видимому, не столь популярный, как материалистический , рассматривал зурван как недифференцированное Время, которое под влиянием желания разделилось на разум (мужское начало) и похоть (женское начало).
Материалистический зурванизм
[ редактировать ]Зороастра В то время как Ормузд создал вселенную своей мыслью, материалистический зурванизм бросил вызов концепции, согласно которой все может быть создано из ничего.
Фаталистический зурванизм
[ редактировать ]Фаталистический зурванизм возник из доктрины ограниченного времени, подразумевающей, что ничто не может изменить этот предопределенный курс материальной вселенной и что путь астральных тел «небесной сферы» отражает этот предопределенный курс. Согласно среднеперсидскому сочинению «Меног-и Храд» : « Ормазд даровал человеку счастье, но если человек не получил его, то это произошло из-за вымогательства этих планет».
Классический исламский период
[ редактировать ]Интеллектуальная традиция в Персии продолжилась и после ислама и оказала большое влияние на дальнейшее развитие иранской философии. Основными школами такого обучения были и в некоторой степени остаются Шираз, Хорасан, Мараге, Исфахан, Тегеран. [ 17 ]
Авиценнизм
[ редактировать ]В Золотой век ислама , благодаря Авиценны (Ибн Сины; родился недалеко от Бухары успешному примирению ) между аристотелизмом и неоплатонизмом наряду с Каламом , авиценнизм в конечном итоге стал ведущей школой исламской философии к 12 веку. К тому времени Авиценна стал центральным авторитетом в области философии, и несколько ученых XII века отмечали его сильное влияние в то время: [ 18 ]
«Люди в наши дни [верят], что истина — это все, что говорит [Ибн Сина], что для него немыслимо ошибаться и что тот, кто противоречит ему во всем, что он говорит, не может быть разумным».
Авиценнизм также имел влияние в средневековой Европе , особенно его учения о природе души и его существования и различении сущности , а также споры и порицания, которые они вызывали в схоластической Европе . Это особенно имело место в Париже , где авиценнизм был позже запрещен в 1210 году. Тем не менее, его психология и теория познания повлияли на Вильгельма Овернского и Альберта Великого , а его метафизика повлияла на мысль Фомы Аквинского . [ 19 ]
Иллюминирование
[ редактировать ]Иллюминация — школа исламской философии, основанная Шахаб ад-Дином Сухраварди в 12 веке. Эта школа представляет собой сочетание философии Авиценны и древнеиранской философии, а также многих новых новаторских идей Сухраварди. Его часто описывают как находившееся под влиянием неоплатонизма .
Трансцендентная теософия
[ редактировать ]Трансцендентная теософия — школа исламской философии, основанная Муллой Садрой в 17 веке. Мулла Садра приобрел «новое философское понимание природы реальности » и совершил «важный переход от эссенциализма к экзистенциализму » в исламской философии, за несколько столетий до того, как это произошло в западной философии. [ 20 ]
Современная иранская философия
[ редактировать ]Философия была и остается популярным предметом изучения в Иране. До появления университетов западного типа философия была основной областью обучения в религиозных семинариях. Сравнивая количество книг по философии, издаваемых в настоящее время в Иране, с количеством книг по философии в других странах, Иран, возможно, занимает первое место в этой области, но он определенно находится на первом месте с точки зрения публикации книг по философии. [2] [3]
Основные тенденции
[ редактировать ]По поводу разнообразия и расширения философии в Иране Хосров Багери заявил: «Одна часть философских усилий в Иране сегодня, и, возможно, главная, связана с местной философией, в которой доминирует школа Муллы Садры. в соответствии со старыми метафизическими тенденциями, но в сочетании с мистицизмом, философией и исламскими религиозными взглядами. С другой стороны, сформировалось относительно сильное переводческое движение, в рамках которого иранским читателям предоставляются некоторые важные из них. источники современная философия на персидском языке, включая как аналитическую, так и континентальную традиции. В первой можно упомянуть Витгенштейна, Серла и Крипке, а во второй — Ницше, Хайдеггера и Фуко. Также были сосредоточены усилия на локальном полярном контрасте между Поппером. и Хайдеггера, и, в силу религиозной атмосферы, о философии религии». [ 21 ]
Также важно отметить, что суфизм оказал большое влияние на иранскую/персидскую философию.
Влияние на мировую философию
[ редактировать ]Есть примеры, когда влияние иранской философии прослеживается в произведениях современных мировых философов.
Генри Корбин — один из таких примеров, чья основная работа по центральноазиатскому и иранскому суфизму представлена в книге «Человек света в иранском суфизме» . Его выдающийся труд представляет собой четырехтомный труд «Иранский ислам: духовные и философские аспекты» . переводился на персидский язык с французского. Он дважды [ 22 ]
Славой Жижек - еще один пример, который выразил значение иранской и исламской философии в случае субъективности и то, как иранские философы уже прошли путь, который позже был завершен современной философией. В этом отношении он подчеркнул роль Нади Мафтуни в проливании света на ранние взгляды исламских философов на воображение: [ 23 ] [ 24 ]
Теперь я говорю о том, что для меня значит работа Нади Мафтуни . Возможно, это несколько дикое прочтение, но я жестко навязываю свою точку зрения. В своей работе воображения она демонстрирует, что уже древняя исламская философия шла по этому пути; а именно она выходит за рамки Аристотеля .
У Аристотеля есть теория воображения, и если отбросить некоторые подрывные намеки, это довольно традиционная теория воображения. Моя главная мысль такова: на Западе мы обычно сводим воображение к чему-то субъективному, а не к объективной реальности . Вещи существуют снаружи, они такие, какие они есть в своей идентичности , может быть, эта идентичность нам не полностью известна, но она существует где-то снаружи. И тогда воображение субъективно. Мы что-то проецируем на предметы, заполняем пробелы в своих знаниях и так далее.
Но я думаю, что то, что мы узнаем из традиции, которая близка мне, от немецкого идеализма , Гегеля и других в 20-м веке , вплоть до — если мне позволено заниматься этими дикими рассуждениями — до философских выводов из квантовой физики , объективно также вещи не просто такие, какие они есть. То, что представляет собой вещь, неизбежно подразумевает пространство некоторого онтологического воображения — воображения в самой вещи — того, чем эта вещь могла бы быть, но не стала; что такое тайный потенциал в этой вещи. Итак, понять вещь — значит не только забыть о своем уме, но сосредоточиться только на том, чем эта вещь является на самом деле. Понять вещь — значит включить в ее идентичность все ее потенциальные возможности. Мафтуни показывает, что уже древняя исламская философия шла по этому пути.
Философские журналы
[ редактировать ]Среди журналов по философии, издаваемых в Иране, есть FALSAFEH – Иранский философский журнал [4]. [ постоянная мертвая ссылка ] издается кафедрой философии Тегеранского университета с 1972 года, «Хикмат ва Фалсафе», издаваемая Университетом Аллама Табатабаи в Тегеране, «Марифат-е Фалсафе», издаваемая Образовательным и исследовательским институтом имама Хомейни в Куме, и многие другие. Также заслуживает упоминания журнал «Накд о Назар» , издаваемый Дафтаром Таблигатом в Куме, который часто включает статьи на философские темы и другие вопросы, представляющие интерес для религиозных мыслителей и интеллектуалов.
Список школ и философов
[ редактировать ]Древняя иранская философия
[ редактировать ]- Зороастризм
- Заратустра (Зороастр)
- Гистасп [ 25 ]
- Джамасп , древнеиранский дворянин, считающийся одним из первых иранских философов, см. также среднеперсидскую книгу Джамасп Намаг .
- Останес
- Сорт Астрампсихи [ 26 ]
- Gobryas [ 26 ]
- Патизейтес [ 26 ]
- Тансар , влиятельный персидский первосвященник ( мобад ), считался одной из ключевых фигур в развитии политической философии Сасанидского государства, основанной на концепции воху кшатра или хуксвадаих («Благо суверенитета»).
- От Мардан-Фарруха Ормазда
- Адурфарнбаг Фаррокзадан
- Адурбад Эмедан
- ругать Кайвана
- Авеста
- Гаты
- Анахарсис , скифский философ
- Персидская Сивилла [ 27 ]
- Маздакизм , иранский протосоциализм в империи Сасанидов.
- манихейство
- Зурванизм
- Университет Гундишапура
- Борзуйе , персидский философ, врач и канцлер ( визирь ) персидского двора , изобретатель игры в нарды . Борзуе написал несколько книг, таких как перевод Панчатантры на среднеперсидский язык и цитаты Бурзо . Его философские идеи описал Ибн аль-Мукаффа .
- Бахтшуа Гондишапури
- императора Хосрова Философские беседы
- Пехлеви литература
Исламский период
[ редактировать ]- Аль-Фараби
- Мухаммад ибн Закария ар-Рази
- Мискавайх
- Авиценна
- Мухаммад ибн Муса Аль-Хорезми
- Имам Мухаммад Газали Туси
- Абд аль-Кахир аль-Джурджани
- Ираншахри
- Закария Рази
- Кутб-ад-Дин Рази
- Афдал ад-Дин Кашани Персидский гениальный философ XII века.
- Фахр ад-Дин Рази, известный как Имам Фахр Рази
- Насир ад-Дин Туси
- Закария Казвини
- Фарид ад-Дин Аттар (Аттар Ниспури)
- Умар Сухраварди
- Омар Хайям
- Ашраф Джахангир Семнани
- Али Хамдани
- Мовлана Джалал ад-Дин Балхи (Руми)
- Махмуд Шабестари
- Шамс ад-Дин Лахиджи
- Нематолла Вали Кермани
- Абдул-Рахман Джами
- Шахаб ад-Дин Сухраварди и школа просвещения
- Садр ад-Дина Дашки Шираза Школа
- Мир Дамад и школа Исфахана
- Мулла Садра и трансцендентная философия
- Раджаб Али Тебризи
- Кази Саид Куми
- Мулла Хади Сабзевари и школа Нейшабор
- Реза Давари Ардакани
- Хоссейн Элахи Гомшей
- Махмуд Хатами
- Надя Мафтуни
- Абдолкарим Соруш
- Ахмад Фардид
- Голамхоссейн Эбрахими Динани
- Абдолхамид Зиаи
В истории исламской философии было несколько персидских философов, имевших свои собственные философские школы: Авиценна , аль-Фараби , Шахаб ад-Дин Сухраварди и мулла Садра . Некоторые философы не предлагали новую философию, а скорее вносили некоторые новшества: к этой группе принадлежат Мирдамад, Хадже Насир и Кутб ад-Дин Ширази.
Иранская философия бахаи
[ редактировать ]Абдул-Баха , сын и преемник основателя Веры Бахаи , объяснил философию Бахаи в работе « Некоторые ответы на вопросы» . Этот текст был проанализирован учёным-бахаи Яном Клюге. [ 28 ] и Али Мурад Давуди . [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Интеллектуальные движения в современном Иране
- Восточная философия
- Древняя философия
- Религиозный интеллектуализм в Иране
- Международные рейтинги Ирана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сейед Хоссейн Наср, Исламская интеллектуальная традиция в Персии. Под редакцией Мехди Амина. Разави. (Ричмонд, Суррей: Curzon Press, 1996). Стр. xv, 375
- ^ Сейед Хоссейн Наср и Мехди Амин Разави, Антология философии в Персии, Том 1: «От Зороастра до Омара Хайяма», IB Tauris/Ismaili Studies, февраль 2008 г. ISBN 978-1-84511-541-8
- ^ Сейед Хоссейн Наср и Мехди Амин Разави, Антология философии в Персии, Том 2: «Исмаилитская мысль в классическую эпоху», IB Tauris/Ismaili Studies, октябрь 2008 г. ISBN 978-1-84511-542-5
- ^ Филип Г. Крейенбрук: «Мораль и общество в зороастрийской философии» в «Персидской философии». Сопутствующая энциклопедия азиатской философии: Брайан Карр и Индира Махалингам. Рутледж, 2009.
- ^ Мэри Бойс: «Истоки зороастрийской философии» в «Персидской философии». Сопутствующая энциклопедия азиатской философии: Брайан Карр и Индира Махалингам. Рутледж, 2009.
- ^ Джалал-э-Дин Аштияни. «Заратуштра, Маздаясна и управление».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Уитли, CF (сентябрь 1957 г.). «Свидание и учение Заратустры». Нумен . 4 (3): 219–223. дои : 10.2307/3269345 . JSTOR 3269345 .
- ^ «Заратустра» . Энциклопедия всемирной истории. 28 мая 2020 г. Проверено 23 декабря 2021 г.
Заратустра (также известный как Зороастр, Зартошт, Заратустра Спитама, около 1500–1000 гг. до н.э.) был персидским священником, ставшим пророком, основателем религии зороастризма (также называемой Маздаясна «преданность Мазде»), первой монотеистической религии в мир, чьи заповеди окажут влияние на более поздние религии. Он был священником ранней иранской религии, получившим видение от Ахура Мазды – главного божества пантеона этой веры – велевшего ему исправить ошибку политеистического религиозного понимания и провозгласить существование только одного истинного бога – Ахура Мазды – Господа. Мудрости.
- ^ А. Д. Нок (1929), « Исследования древнего синкретизма из Ирана и Греции , проведенные Р. Рейценштейном, Х. Х. Шедером, отцом Сакслем», Журнал эллинских исследований 49 (1), стр. 111-116 [111].
- ^ Дэвид Н. Ливингстон (2002), Умирающий Бог: Скрытая история западной цивилизации , с. 144-145, iUniverse, ISBN 0-595-23199-3 .
- ^ А. Д. Нок (1929), « Исследования древнего синкретизма из Ирана и Греции , проведенные Р. Райценштейном, Х. Х. Шедером, отцом Сакслем», Журнал эллинских исследований 49 (1), стр. 111-116.
- ^ Блэкберн, С. (2005). стр. 409, Оксфордский философский словарь. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Франкфорт, Х., Франкфорт, ХАГ, Уилсон, Дж. А., и Якобсен, Т. (1964). До философии. Пингвин, Хармондсворт.
- ^ Джонс, WHS (1963). «Естественная история Плиния, том 8; книга XXX» . Хайнеманн. Архивировано из оригинала 1 января 2017 г. Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Уэрри, преподобный Э.М. «Исчерпывающий комментарий к Корану и предварительная беседа», 1896. стр. 66.
- ^ Манфред, Альберт Захарович, изд. (1974). Краткая история мира . Том. 1. (перевод на английский Кэтрин Джудельсон). Москва: Издательство Прогресс. п. 182. ОСЛК 1159025 .
- ^ Сейед Хоссейн Наср, « Исламская философия от ее истоков до наших дней: философия в стране пророчеств », SUNY Press, 2006, ISBN 0-7914-6799-6 , главы 10–13.
- ^ Нахайян А.Г. Fancy (2006), с. 80-81, «Легочный транзит и телесное воскресение: взаимодействие медицины, философии и религии в трудах Ибн ан-Нафиса (ум. 1288)», Электронные диссертации и диссертации , Университет Нотр-Дам . [1] Архивировано 4 апреля 2015 г. на Wayback Machine.
- ^ «Интернет-энциклопедия философии Авиценны/Ибн Сины (ок. 980–1037)» . utm.edu .
- ^ Камаль, Мухаммед (2006). Трансцендентная философия Муллы Садры . Ashgate Publishing, Ltd., стр. 9 и 39. ISBN. 0-7546-5271-8 .
- ^ http://eepat.net/doku.php?id=interviews:islam_philosophy_and_education [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Корбин, Генри (1978) В иранском исламе: духовные и философские аспекты Галлимар, Париж, OCLC 6776221
- ^ «Коллоквиум UT: Славой Жижек об иранской традиции» .
- ^ Славой Жижек об Иране, философии и политике
- ^ Доброрука, Висенте (апрель 2020 г.). «Митридат и Оракул Гистаспа: некоторые проблемы датировки (Кембридж)». Журнал Королевского азиатского общества . 30 (2): 188.
- ^ Jump up to: а б с Огден, Дэниел (2002). Магия, колдовство и призраки в греческом и римском мирах: справочник . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 9780198034483 .
- ^ Эдвард Аун, Дэвид; Бренк, Фредерик (2012). Греко-римская культура и Новый Завет: исследования, посвященные столетию Папского библейского института . Лейден: Брилл. п. 197. ИСБН 9789004226319 .
- ^ Клюге, Ян (2009). Некоторые ответы на вопросы: философская перспектива , в свете Ирфана, том 10.
- ^ Давуди, Али Мурад (2013). Положение человека в вере бахаи: избранные разделы: философия и познание божественного. Издательство Juxta, Гонконг.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иранская философия. Архивировано 18 июня 2006 г. в Wayback Machine (на персидском языке).
- Персидская религия и философия
- Персидская философия